Содержание
Введение
1 Нормативно-правовые основы кооперации
2 Процесс принятия нормативно-правовых актов
3 Нормативно — правовая база
Заключение
Списоклитературы
Введение
Слова о том,что наша страна сейчас переживает экономический, социальный и политическийкризисы, уже давно кажутся избитыми. Однако именно эти кризисы и определяют внастоящее время условия развития различных форм предпринимательскойдеятельности. В данной работе пойдет речь об одной из «наименее заметных» форм– производственных кооперативах.
Массовоераспространение АО и ООО в какой-то мере способствовали тому, что данная формабыла отодвинута на задний план, как следствие – недостатки правовогорегулирования, противоречия в понимании самой сущности и целях данного видаорганизации. В чем же причины этого?
Дело в том,что в сознании многих сильных и слабых мира сего кооперативы не воспринимаютсякак полезная и нужная форма производственной деятельности, даже теми, ктопривержен идеям социального партнерства и участия работников в управлениипредприятием. Взять хотя бы идею депутата.
ГосударственнойДумы С. Федорова о создании народных предприятий в форме акционерных обществработников. На основе его идей был подготовлен проект закона, именуемый«Об особенностях правового положения акционерных обществ работников(народных предприятий)», который в конце декабря 1997 г. был принятГосударственной Думой. Его смысл заключается в том, чтобы наделить всехработников акционерного общества акциями. Причем, как правило, в равномколичестве (ни у кого не должно быть контрольного пакета) решения должныприниматься всеми работающими, прибыль — распределяться между всеми.
В литературеэта идея подвергалась критике. Указывалось на ее несоответствие сущностиакционерной формы. А. Глушецкий указывает, что сторонникам участия работников вуправлении собственностью разумней использовать классическую формупроизводственного кооператива. С этим нельзя не согласиться. Не прошло и годапосле принятия нового Закона о производственных кооперативах, который пропитанидеями С. Федорова, а заложенная в нем модель не воспринимается даже такимиталантливыми людьми.
Необходимостьразвития кооперативного движения в постсоциалистической Европе лучше осознаетсятеоретиками и практиками на Западе, чем у нас. Так, немецкий ученый Г. Торнеротмечает, что кооперативные товарищества возникали всегда в трудные времена иуспешно переживали их. Правовая форма кооператива прошла через испытаниячрезвычайных положений, нужды и ситуации выживания. Данный вариант организацииобщества, по мнению Г. Торнера, особенно приспособлен к условиям странВосточной Европы. Может быть, причина, мягко говоря, в невнимании кпроизводственным кооперативам, в отождествлении новых кооперативов сдействовавшими на основе Закона СССР «О кооперации в СССР»,непонимании разницы между ними. Людям, далеким от тонкостей законотворчества изаконов экономической жизни, подобное отождествление позволительно. Нозаконодатели? Почему им непонятно, что в новом, принятом ими же в 1996 г.Федеральном законе «О производственных кооперативах» заложена принципиальноиная, чем в 1988 г., модель организации, которая соответствует принципаммеждународного кооперативного движения и весьма схожа с предложенной взаконопроекте о народных предприятиях, а потому не было необходимостиразрабатывать, а тем более принимать данный законопроект. Президент РоссийскойФедерации не подписал этот Закон и возвратил его Федеральному Собранию,совершенно справедливо рекомендовав к нему не возвращаться.
Целью нашейработы является рассмотрение нормативно правовых основ кооперации.
1 Нормативно-правовыеосновы кооперации
Нормативно-правовую базу, регулирующую процессы становления сельскохозяйственной кооперации в России, составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы РФ, законы и иные акты субъектов РФ. Право граждан и юридических лиц на создание сельскохозяйственных кооперативов и их союзов вытекает из провозглашенных Конституцией Российской Федерации прав каждого на объединение (ст. 30) и на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской (экономической) деятельности (ст. 34).
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует основные черты правового положения кооперативов как юридических лиц, основания их возникновения и порядок осуществления ими права собственности, а также устанавливает нормы о договорных и обязательственных отношениях, которые распространяются и на отношения с участием сельскохозяйственных кооперативов. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с ГК РФ, законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: ″О производственных кооперативах″ и ″О сельскохозяйственной кооперации″. Земельные отношения сельскохозяйственных кооперативов и их союзов регулируются Земельным кодексом РФ, Федеральным законом ″Об обороте земель сельскохозяйственного назначения″. Трудовые отношения работников в кооперативе регулируются Трудовым кодексом РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов РФ.
Принятие Федерального закона РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″ в декабре 1995 г. ознаменовало собой новый этап кооперативного движения в АПК, для которого характерно не только создание сельскохозяйственных коммерческих организаций кооперативного типа, совершенствование их организационной структуры, как основных первичных звеньев в сфере материального производства в сельском хозяйстве, но и направление повышения заинтересованности их участников − совладельцев паевых фондов в росте эффективности их деятельности, усиления ответственности за рациональное использование земли и других средств производства.
Закон ″О сельскохозяйственной кооперации″ охватывает широкий круг понятий, связанных с кооперацией: сельскохозяйственная кооперация, сельскохозяйственный кооператив, член кооператива, ассоциированный член кооператива, сельскохозяйственный товаропроизводитель, паевой взнос (пай), обязательный и дополнительный пай, дивиденд, кооперативные выплаты и др. В нем определены основные принципы создания и функционирования кооператива.
Федеральный закон ″О сельскохозяйственной кооперации″ впервые дает определение сельскохозяйственной кооперации, которая рассматривается им как система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей.
Федеральный закон дает общее определение сельскохозяйственного кооператива как организации, создаваемой сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении имущественных и иных потребностей членов кооператива.
Закон определяет правовой статус производственных кооперативов и представляет их в виде сельскохозяйственных артелей (колхозов), тем самым законодательно признает колхоз в качестве одной из форм сельскохозяйственной производственной кооперации и расширяет базу производственной кооперации по горизонтали. Закон также вводит новый вид кооператива – колхоз, подобно которому не было ни в дореволюционном, ни в советском кооперативном законодательстве. 2 Процесс принятия нормативно-правовыхактов
Субъекты Федерации могут принимать нормативные акты как по отдельным вопросам деятельности сельскохозяйственных кооперативов, так и законы о сельскохозяйственной кооперации, аналогичные последнему. В некоторых статьях ФЗ ″О сельскохозяйственной кооперации″ содержатся прямые отсылки к законодательству субъектов Российской Федерации. Речь идет, в частности, о регулировании:
1. порядка выделения средств из бюджета субъекта Федерации для оказания помощи сельскохозяйственным кооперативам в приобретении и строительстве перерабатывающих и обслуживающих предприятий; в создании кредитных и страховых кооперативов на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и комплексных программ (п. 1ст. 7);
2. порядка осуществления преимущественного права сельскохозяйственных потребительских кооперативов на участие в приватизации государственных предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции и оказанию услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям (п. 2 ст. 7);
3. условий передачи земельного участка, находящегося в собственности гражданина, в аренду кооперативу (п. 3 ст. 10);
4. трудовых отношений членов производственного кооператива и работников в кооперативе (п. 2, 3ст. 40).
Кроме того, специфика применения ФЗ ″О сельскохозяйственной кооперации″ на территории отдельных субъектов Федерации связана с особенностями их земельного законодательства. За последние годы вышел ряд законов, касающихся внесения изменений и дополнений в ФЗ РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″.
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ″О сельскохозяйственной кооперации″», № 73-ФЗ от 11 июня 2003 г. позволил усовершенствовать ряд норм действующего закона. В нем уточнены некоторые понятия, а также предложены дополнительные: ″неделимый фонд кооператива″, ″личное трудовое участие″. В части имущественных отношений вводятся нормы, уточняющие порядок распределения прибыли и направления кооперативных выплат в приращенные паи, которые используются на создание или пополнение фондов кооператива.
В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон ″О сельскохозяйственной кооперации″», принятого Государственной Думой 15 января 1999 г., взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для погашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов. Это дополнение можно считать, с одной стороны, одним из преимуществ кооперативной формы хозяйствования перед другими формами (например, перед акционерной), однако, с другой стороны, кооперативные формирования не стали представлять интереса для банковских структур, а это, в свою очередь, обостряет проблему дефицита финансовых ресурсов, необходимых для развития сельскохозяйственной кооперации. В этой связи законом № 73-ФЗ от 11 июня 2003 г. определено, что данная норма не применяется (т. е. заложенное имущество подлежит изъятию), если решение о взятии кредита принято на общем собрании кооператива 2/3 голосов и в уставе кооператива предусмотрена субсидиарная ответственность членов кооператива в размере не ниже 20% их пая в кооперативе или в случае, когда имущество является залогом по кредитам, по которым предусмотрено возмещение части затрат на уплату процентов за счет бюджета.
Вышеуказанным законом введены нормы, регламентирующие порядок заключения сделок кооператива. Кроме того, введены поправки, позволяющие законно функционировать сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам. Отсутствие прямого и универсального законодательного регулирования сельской кредитной кооперации сдерживает развитие определенной части финансового сектора. В этих целях уточнен п. 10 ст. 4 ФЗ РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″, согласно которому кредитные кооперативы не могли функционировать без специального закона, введена также ст. 40 ″Особенности деятельности кредитных кооперативов″, регламентирующая их создание и функционирование. 3 Нормативно — правовая база
Началом законодательного регулирования процесса становления системы кредитной кооперации считается выход ряда положений рамочных законов Российской Федерации. Конституция РФ законодательно закрепила право граждан на объединение в целях защиты своих интересов (ст. 30, п. 1). Гражданский кодекс РФ установил, что одной из форм добровольного объединения граждан и юридических лиц является потребительская кооперация, и закрепил определение потребительского кооператива (ст. 116, п. 1). Понятие ″кредитный кооператив″ впервые было дано в Федеральном законе РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″, в котором говорится, что кредитный кооператив является одним из видов потребительского кооператива. Впоследствии, в августе 2001 г., был принят Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″. Этот Закон ввел ряд прямых норм и нормативов регулирования деятельности кредитных кооперативов граждан.
Перечень и краткое содержание нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных кооперативов,
приведены в табл. 3.
Правовая база кооперирования сельских товаропроизводителей
Документ
№
Дата
Особые положения
Гражданский кодекс РФ. – Часть 1-я
01.01.95
Дает определение про-изводственного и по-требительского коопе-ративов. Определяет их правовое положение, права и обязанности членов кооперативов
Федеральный закон ″О сельскохозяй-ственной коо-перации″
93-ФЗ
15.11.95 Охватывает широкий круг понятий, связан-ных с кооперацией. Определяет основные принципы создания, функционирования, дает определения сель-скохозяйственной коо-перации и сельскохо-зяйственного коопера-тива. В законе выде-ляются две основные формы сельскохозяй-ственных кооперативов – производственные и потребительские. ФЗ открывает широкую возможность реализо-вать на основе с.-х. кооперации объектив-но сложившиеся в сельскохозяйственном кооперативе отноше-ния и закрепить их в конкретных организа-ционно-правовых фор-мах – различных видах производственных и потребительских кооперативов и их союзов
Федеральный закон «О вне-сении изме-нений и до-полнений в ФЗ ″О сель-скохозяйст-венной коо-перации″»
73-ФЗ
12.02.97
Уточняет определение сельскохозяйственного товаропроизводителя, являющегося членом сельскохозяйственной артели (колхоза) или рыболовецкой артели (колхоза)
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в ФЗ″О сельскохозяйственной кооперации″»
15.01.99
Ст. 37 дополняет п.7 следующего содержания: ″Взыскание по долгам кооператива при отсутствии у него денежных средств, достаточных для по гашения задолженности, может быть обращено на принадлежащее ему имущество, за исключением
имущества, отнесенного в установленном порядке к неделимым фондам, рабочих лошадей и скота, продуктивного и племенного скота и птицы, сельскохозяйственной техники и транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), семенных и фуражных фондов.″
Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″
01.08.01
Предоставляет возможность кооперативам создавать органы саморегулирования в форме общественных организаций, ассоциаций и союзов. Вводит ограничительные нормы на членство в кооперативе. Вводит жесткие ограничения деятельности и нормы запретительного характера. Одним из направлений государственного регулирования определил создание федерального надзорного органа
Федеральный закон «О внесении измене ний и дополнений в Федеральный закон ″О сельскохозяйственной кооперации″»
73-ФЗ
11.06.03
Уточняет некоторые понятия и дает дополнительные. Дополняет состав членов сельскохозяйственного потребительского кооператива. Уточняет компетенцию общего собрания членов кооператива. Дает понятие аудиторского союза, а также аудиторского союза, имеющего статус «российского», вводит норму, при которой в состав аудиторских союзов могут входить и иные аудиторские организации системы агропромышленного комплекса. Вводит нормы, уточняющие порядок распределения прибыли и направления кооперативных выплат в приращенные паи. Вводит нормы, регламентирующие порядок сделок кооператива. Вносит поправки, позволяющие законнофункционировать сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам
В настоящее время ведется работа над законопроектом ″О кредитной кооперации″. Законопроект и поправки к Закону ″О сельскохозяйственной кооперации″ имеют расхождения по числу членов (физических и юридических лиц). С выходом в свет Закона ″О кредитной кооперации″ в очередной раз возникнет необходимость внесения изменений в Закон ″О сельскохозяйственной кооперации″, причем необходимо будет внести те положения, которые были в его первой редакции. Не является достаточным для совершенствования правовой базы развития сельской кредитной кооперации принятый в июле 2001 г. Федеральный закон ″О кредитных потребительских кооперативах граждан″. Кроме ого, этим Законом введены жесткие ограничения деятельности кооперативов и нормы запретительного характера.
Как было отмечено выше, Закон ″О сельскохозяйственной кооперации» наряду с прочими видами, предлагает создание сельскохозяйственных потребительских страховых кооперативов. К законодательству, регулирующему сферу деятельности потребительских страховых кооперативов, относятся Гражданский кодекс РФ, предусматривающий право физических и юридических лиц на создание обществ взаимного страхования и регулирующий отношения по заключению и исполнению договоров страхования, Федеральный закон РФ ″Об организации страхового дела в РФ″, Федеральный закон РФ ″О сельскохозяйственной кооперации″, специализированные нормативные акты об отдельных видах страхования. Однако отсутствие специального закона, который бы учитывал особенности создания и функционирования страховых кооперативов, существенно ограничивает возможности страховых кооперативов и сдерживает развитие сельской страховой кооперации.
Противоречивость и неполнота существующих правовых норм и отсутствие специальных законов являются основными препятствиями, сдерживающими развитие системы сельскохозяйственной кооперации. Среди основных направлений совершенствования правовой базы развития сельскохозяйственных кооперативов, в первую очередь, необходимо выделить активизацию работы над подготовкой проектов специальных законов, регулирующих деятельность сбытовых, перерабатывающих, страховых кооперативов, и устранение противоречащих друг другу положений действующего законодательства.
Заключение
Что лежало воснове решения об исключении кооперативов из экономической жизни страны,принятого реформаторами экономики тех лет, неизвестно. Можно предположить, чтоот кооперативов отказались как от негосударственной формы предприятиясоветского периода, чтобы открыть широкую дорогу новым организационно-правовымформам частного бизнеса, преимущественно акционерным обществам и товариществамс ограниченной ответственностью.
Жизньпоказала ошибочность отказа от кооперативов. Во-первых, потому, что людямограничили право выбора, без которого ни одно общество не может считать себядемократическим, а во-вторых, потому, что кооперативные ценности, которымпривержено около 800 млн. человек в мире, нельзя исключить из жизни однимросчерком пера.
В настоящеевремя нет точных данных о количестве сохранившихся или вновь возникшихпроизводственных кооперативов. В стране действуют примерно 10 тыс. такихкооперативов. При этом многие из них были созданы до 1991 г., но сумели сбольшими трудностями сохранить свою организационно-правовую форму.
Большинствоошибок в регулировании кооперативного движения удалось исправить Гражданскомукодексу РФ и принятому на его основе Федеральному закону «Опроизводственных кооперативах», создавшие новую правовую базу длявозрождения и развития подлинных кооперативов в сферах производства, услуг идругих видах деятельности.
О верноститакого решения говорит наметившийся обратный процесс: возвращение отакционерной к кооперативной организационно-правовой форме.
Например, поданным Союза артелей старателей некоторые артели, преобразованные после 1991 г.в акционерные общества, в настоящее время возвращаются к кооперативной формеорганизации и деятельности. К сожалению, в ГК РФ, а вслед за ним в Федеральномзаконе «О производственных кооперативах» не точно определен правовойстатус производственных, а также потребительских кооперативов, что создаеттрудности в их деятельности. Данный упрек касается прежде всего цели, радикоторой создается кооператив. Но проблема производственных кооперативов состоитне только в законодательных просчетах.
Список литературы
1. ГК РФ 1994, ч.1 //СЗ РФ. 1994. №32. Ст.3301
2. Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательскойдеятельности» от 05.12.90
3. Федеральный закон от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «Опроизводственных кооперативах»// СЗ РФ. 1996, № 20. Ст. 2321
4. Комментарии КЗоТ РФ. М., 1996
5. Комментарии к Гражданскому кодексу для предпринимателей.Ч.1. М., 1996
6. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 15 января 1998г // Бюллетень Верховного суда РФ. 1998. № 1.
7. Глушецкий А.// Экономика и жизнь. 1998. №4. с. 25.
8. Гражданское и торговое право зарубежных государств. М.,1993
9. Гражданское право под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.,М.: Проспект,1998 – С.158
10. Лапищев В.Г. Развитие кооперативного движения в России.М., 1997 – С.6
11. Производственные кооперативы в России. Правовые проблемытеории и практики. Т.Е. Абова.// Государство и право. 2005.
12. Торнер Г. Введение в хозяйственное право и право обществкапитала ФРГ с особым акцентом на кооперативном товариществе. М.,1993
13. Фаин Л.Е. Отечественная кооперация. Исторический опыт.Иваново, 1994.