Содержание
Введение
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
1.1 Олигополия
1.1.1 Сговор и соперничество в олигополии
1.1.2 Дилемма олигополистов
1.1.3 Случаи возникновения сговора
1.1.4 Олигополистическое поведение, не основанное на сговоре
1.1.5 Сдерживание входа на рынок и хищническая политика
1.2 Монополия
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
1.2.3 Монополия и эффективность
1.3 Монополистическая конкуренция
2. Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО«Газпром»
3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В своей работе я хочу рассмотреть несовершенную конкуренцию и триее формы: олигополию, монополию и совершенную конкуренцию.
Олигополия – это форма несовершенного рынка, на котором существуетнесколько производителей, которые контролируют значительную часть этого рынка.
Монополия – форма рынка, на котором присутствует одинпроизводитель или объединение производителей, которые контролируют рынокполностью.
Монополистическая конкуренция – рынок, на котором присутствуетмного производителей, но их продукция дифференцирована. Эта форма наиболее близкак совершенной конкуренции.
Олигополия и монополистическая конкуренция являются болеераспространенными на практике, чем совершенная конкуренция и монополия.
Будет рассмотрены барьеры вхождения на несовершенный рынок:юридические, экономические, естественные.
Существует несколько точек зрения относительно эффективностимонополий, о которых тоже будет сказано в работе.
Во втором разделе работы будут на примере ОАО «Газпром»рассмотрены пути развития естественных монополий. Эти монополии в современныхрыночных условиях и условиях пристального внимания государства идут по путиреформирования, с целью превращения части отрасли в конкурентную.
В третьем разделе будет рассказано о несовершенной конкуренции настраховом рынке. Страховой бизнес требует большого стартового капитала, поэтомусейчас на рынке присутствует относительно небольшое количество страховыхкомпаний, которые образовались в результате концентрации капитала и различногорода слияний.
Цель работы: раскрыть сущность несовершенной конкуренции, показатьособенности функционирования рынка несовершенной конкуренции и отношения междуучастниками этого рынка.
Актуальность: совершенная конкуренция – это понятие довольноабстрактное, маловероятная ситуация на рынке, поэтому современные экономическиеагенты в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в условияхнесовершенных рынков, поэтому эта проблема достаточно актуальна.
1. Понятие и формы несовершенной конкуренции
Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой несоблюдается хотя бы один из признаков совершенной. Рынки, на которых продавцыспособны воздействовать на рыночную цену, называются несовершенноконкурентными. Несовершенную конкуренцию подразделяют на три типа: монополия,олигополия, монополистическая конкуренция. Рассмотрим каждую форму поподробнее.
1.1 Олигополия
Олигополия является преобладающей формой современной рыночнойструктуры. Термин «олигополия» применяется в экономике для описания рынка, гдесуществует несколько фирм, отдельные их которых контролируют значительную долюрынка. [ 6, с. 123]
Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продажсовершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияниена рыночную цену своими собственными действиями.
Ее характерные черты:
- Немногочисленность. Когда относительно малое число фирм господствуетна
рынках товаров или услуг – эта отрасльназывается олигополистической.
- Производство стандартизированных или дифференцированных товаров. Такиепродукты, как сталь, медь, алюминий, цемент, технический спирт и т.д., являютсястандартизированными продуктами. Другие продукты, как автомобили, бытовыеприборы, компьютеры, сигареты и т.д., являются дифференцированными. На основетакого разделения различают два типа олигополии: стандартизированную идифференцированную.
- Существуют барьеры для вступления в отрасль. Барьеры входаудерживают потенциальных конкурентов от проникновения в отрасли, в которыхпродавцы, занимающие прочное положение, получают сверхприбыли. Такими барьерамиявляются эффекты масштаба и низких издержек. [5, с.186]
- Эффект масштаба означает, что только крупные фирмы могут выжить.Для того чтобы быть в состоянии предлагать свою продукцию по рыночной цене,фирма, входящая на олигополистический рынок, должна иметь возможностьорганизовать крупномасштабное производство. Чтобы добиться низких издержек наединицу продукции, любые вновь вступающие фирмы должны быть крупнымипроизводителями. Для фирмы, которая только начинает дело, эффекты масштаба ииздержек могут быть трудно преодолимыми барьерами для вступления в отрасль. Дажеесли ей это удастся, то вход на рынок новой фирмы, имеющей крупномасштабноепроизводство, путем огромного увеличения предложения может опустить цены доуровня даже меньшего, чем уровень долгосрочных средних издержек эффективнойфирмы. Таким образом, даже если олигополисты, утвердившиеся на рынке, иполучают сверхприбыли, аутсайдера может и не привлекать возможность входа на этотрынок.
Существуют и другие барьеры длявступления в отрасль. Например, таким барьером является необходимость большихвложений на рекламу.
- Эффект слияния. Поводом для слияния могут послужить разныепричины: объединение двух и более фирм дает возможность новой фирме добитьсябольшего эффекта масштаба и более низких издержек производства. [5, c.187]
1.1.1 Сговор и соперничествов олигополии
Важной чертой олигополии, отличающей еёот других видов несовершенной конкуренции, является взаимозависимость фирм вотрасли. Олигополисты не только конкуренты, но и одновременно негласныепартнеры. При небольшом количестве производителей в отрасли фирме-олигополистунеобходимо планировать свою стратегию с учетом поведения остальных участниковрынка. Ведь размер ее прибыли зависит от объемов выпуска и цен, установленныхдругими олигополистами. Например, если фирма-олигополист произведет слишкоммало продукции, то цена на нее будет выше, чем у других участниковолигополистического рынка. Если, наоборот, фирма увеличит выпуск настолько, чтоее цены будут ниже уровня цен в отрасли, то это может вызвать агрессивнуюреакцию других олигополистов. В обоих случаях фирма сталкивается с угрозой.Таким образом, ценовое поведение олигополистов сковано взаимозависимостью.
Олигополисты как бы находятся в «однойлодке», они слишком крупны и несогласованные телодвижения опасны. Однако у нихнет возможности договориться между собой, так как воспрещается антимонопольнымзаконодательством. Вступление же в тайное соглашение рискованно, поскольку нетуверенности в прочности союза с конкурентом. Поэтому для олигополиста оченьважно уметь предвидеть, или предугадывать, поведение своих конкурентов.
Поведение участников команды, которыедолжны принять наилучшее для них решение, но не имеют возможности договориться,называется некооперативным. [8, c. 168]
Поведение олигополии всегда определяетсядвумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила – этопростая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отраслипосредством сговора и совместных действий фирм, как если бы они былиединственным максимизирующими прибыль монополистом.
Сговор – это явное или тайное соглашениемежду фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемоввыпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества междуними.
Явный сговор подразумевает фактическоесоглашение между фирмами в отрасли, тогда как молчаливый сговор основывается навзаимопонимании без слов. Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда онипредпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются всеформы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти ксоглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы нарекламу или представление новых изделий.
Вторая сила, влияющая на поведениеолигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца вмаксимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшаетсяобщая величина прибыли отрасли. Большой кусок от маленького пирога, возможно,лучше, чем маленький кусок от большого пирога.
Сговаривающиеся олигополисты будут вестисебя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену,превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельнаяфирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы онамогла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбираятем самым существенную часть бизнеса у своих соперников. Однако если все фирмы,соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всемпродавцам будет хуже, чем было при сговоре.
Таким образом, возможность совместныхдействий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводитолигополистов к попытке сговора. Если им это удается, то отрасль будетнапоминать монополию. Однако возможность для каждого продавца увеличить своюдолю в отраслевой прибыли с помощью не основанного на сговоре, нопредполагающего соперничество поведения может привести некоторые фирмы к отказуот сговора или вынудить их разорвать договорные соглашения. Если все фирмыведут себя независимо, т.е. не сговариваются друг с другом, то все они будутполучать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня.[7, c. 216]
1.1.2 Дилемма олигополистов
Рисунок 1 помогает понять, почему сговорявляется трудным делом. На нем представлена следующая ситуация. Две фирмы,«Альфа» и «Бета», являются единственными продавцами на рынке. Каждая можетустановить или высокую, или низкую цену. Если обе фирмы устанавливают высокую,монопольную цену, то каждая получит сверхприбыль в размере 20 млн. руб., тогдакак если обе устанавливают низкие цены, прибыли каждой составят только 15 млн.руб. Таким образом, в данной ситуации имеется побудительный мотив к сговору, нотакже и стремление к обману соперника. Если одна фирма устанавливает высокуюцену, а другая низкую, то фирма, имеющая низкую цену, получает 30 млн. руб., афирма, имеющая высокую цену, получает только 10 млн. руб.
/>
Рисунок 1.
Если «Альфа» и «Бета» могут действоватьсообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Но что если каждаядействует независимо, стремясь максимизировать свою собственную прибыль? Если «Бета»назначает высокую цену, «Альфа» максимизирует прибыль путем снижения цены. Если«Бета» назначает низкую цену, «Альфа» получает больше, избегая снижения прибыли,и тоже назначает низкую цену. Таким образом, «Альфа» максимизирует своиприбыли, устанавливая низкую цену, вне зависимости от того, что по ее мнению,будет делать «Бета». Расчеты «Бета» в точности такие же, так что «Бета» тожевсегда назначает низкую цену. Получается, что обеим хуже, чем в том случае,если бы они могли действовать сообща, а покупатели в результате выигрывают.
Допустим, «Альфа» и «Бета» предпринимаютпопытку сговориться. Их руководители встречаются тайно (и нелегально) идоговариваются о назначении высокой цены. Решает ли это проблему? Вовсе нет,поскольку в соответствии с только что упомянутыми аргументами каждая фирмаимеет побудительный мотив к нарушению соглашения и назначению низкой цены внезависимости от того, допускает ли она или нет, что ее соперник также пойдет наобман. Для эффективного сговора требуются как само соглашение, так и некоторыемеры для предотвращения обмана. [7, c. 217]
1.1.3 Случаи возникновения сговора
Центральная проблема анализа олигополийсостоит в предсказании того, в каком случае будет иметь место сговор. Этотребует прогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии какдоговориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушенияданного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но онивыявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным.
1. Вероятность сговора тем выше, чем вбольшой степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с цельюповышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся вжизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, есликонтракты между соперничающими сторонами, которые определяют цену и объемывыпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этомслучае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана.Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемамвыпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорныхсоглашений по ценам и объемам выпуска, то стремящиеся к сговору фирмы должныискать какие-то меры защиты от обмана.
2. Вероятность сговора тем выше, чемменьшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлеченомножество лиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамкахдоговорного соглашения, когда в нем участвует много продавцов.
3. Вероятность сговора выше в томслучае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях икогда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени.Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене,так как фирмы с высокими издержками хотят установления более высоких рыночныхцен, чем фирмы с низкими издержками. При различиях в продукции могутпотребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в издержках илиобъемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.
4. Вероятность продления договорныхсоглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения.Выявление подобных нарушений является трудным делом, если фирмы не могутотслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количествапродукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другомпутем объединения расходов на рекламу или на исследования по большей частипотому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмаммогут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредствомпредоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическомрегионе, то обман легко выявляется.
5. Сговор обусловливает повышение цен иприбылей и тем самым привлекает новые фирмы. Чтобы сговор был прибыльным вдолгосрочной перспективе, необходимо предотвратить проникновение новыхпродавцов на рынок. В одних случаях имеют место барьеры входа; в других –продавцы – участники сговора могут предпринимать действия по оттеснению илиустранению новичков. Но время от времени приток новых фирм все же происходит идвигает цены в сторону конкурентного уровня, ограничивая власть участвующих всговоре фирм. [7, c. 217]
1.1.4 Олигополистическоеповедение, не основанное на сговоре
Даже если сговор является эффективным втечении некоторого времени, он часто расстраивается, как только одна или болеефирм почувствуют, что они больше выигрывают, нарушая правила, нежели следуя им.Когда фирмы не могут сговориться, наиболее существенной проблемой олигополиистановится вопрос выбора стратегии. Каждая фирма прогнозирует спрос, с которымона может столкнуться, и возможную реакцию соперников на свои собственныедействия. Затем каждая фирма, основываясь на этом прогнозе реакции своихсоперников, действует максимизируя собственные прибыли. Точно таким же образомона решает, как ей реагировать на действия своих соперников. Не существуетопределенных общих прогнозов относительно исходов таких взаимодействий междуразъединенными олигополистами. Цена может принимать практически любое значениев промежутке между ее конкурентным и монопольным уровнями, и она может сильноварьировать во времени. То, что будет происходить на самом деле, решающимобразом зависит от тех допущений, которые каждый олигополист делаетотносительно реакции других на свои действия. Например, если каждый полагает,что соперники не будут реагировать на его снижение цены, и все фирмыориентируются на низкие цены, то цены могут падать до конкурентного уровня.Однако если начинается такая война цен, то, вероятно, все фирмы изменят своимнения относительно поведения своих конкурентов. Тогда цена может расти, и даженастолько резко, что подтолкнет фирмы к новому витку снижения цен. [ 7, с. 222]
1.1.5 Сдерживание входа нарынок и хищническая политика
Возможность вхождения может оказыватьвлияние на поведение олигополистов, имеющих прочное положение в отрасли. Онимогут предпринимать действия, призванные или воспрепятствовать появлению новыхфирм, или вытеснить их с рынка до того, как они смогут там закрепиться.
Чтобы сдержать проникновение новых фирм,находящиеся в сговоре продавцы могут установить объем выпуска выше монопольногоуровня. Если имеет место экономия от масштаба, то можно предотвратитьвхождение, вынудив новичка основать либо небольшое предприятие с высокимисредними издержками, либо крупное, дорогостоящее предприятие, пойдя на рискпадения цены ниже уровня издержек в результате значительного увеличения общегообъема выпуска отрасли в целом. Практика назначения самой низкой цены, котораяпрепятствует входу на рынок, называется практикой сдерживания цен.
Фирмы вступают на путь хищническогоценообразования, когда они снижают цену, с тем чтобы вытеснить другие фирмы изотрасли.
Как правило, «хищник» снижает цену оченьрезко до того уровня, при котором он теряет деньги, но при котором он надеется,конкуренты теряют еще больше и не могут долго продержаться в отрасли. Он готовпойти на убытки в краткосрочном периоде, с тем чтобы оттеснить другие фирмы и врезультате получать сверхприбыль от своего положения в долгосрочной перспективе.[7, с. 224]
1.2 Монополия
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесьсуществует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близкихзаменителей.
В условиях монополии производитель способен полностьюконтролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую ценуиз возможных в соответствии с кривой спроса, рассчитывая при этом получитьмаксимальную прибыль. Поэтому выбор цены из возможных вариантов предопределенвеличиной прибыли, получаемой от продажи возможного количества товара по даннойцене.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установленияконтроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции иутверждение особой власти на рынке. «Рыночная власть» означает способностьпродавца (покупателя) влиять на цену товара.
Характерные черты монополии:
- единственный продавец (монополист);
- реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платитьустановленную монополистом цену (или отказаться от покупки данного товара);
- полный контроль монополиста над ценой товара и объемом продаж;
- для потенциальных конкурентов монополист устанавливаеттруднопреодолимые барьеры.
Особое место занимает феномен «естественной монополии». Кестественным монополиям относятся предприятия общественного пользования ипредприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например,электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи итранспортные фирмы). Как правило, подобные «естественные монополии» находятся всобственности государства или действуют под его контролем. Существованиеестественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабомпроизводства, — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства.Известно, что крупное производство имеет преимущество перед мелким присравнении величин издержек при однородном производстве. Вследствие лучшейтехнической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходитповышение производительности труда, а значит, понижение издержек на единицупродукции. Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтомуестественные монополии становятся желаемым явлением для общества, хотямонополистическая природа все равно вынуждает регулировать их деятельность.
Мы еще вернемся к рассмотрению естественных монополий.
1.2.1 Барьеры, защищающие монопольный рынок
Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, ноудержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополистынаучились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно этибарьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов иизменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Существует несколько типов таких барьеров. [8, c. 194]
Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно оченьсильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров в форме «лицензий»,«авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Лицензия – это право фирмы на исключительное осуществлениеопределенного вида деятельности на данном рынке.
Авторское право контролирует продажу и распространениеоригинального произведения в интересах его автора (книги, музыкальноговоспроизведения, программы для ЭВМ); оно действительно на протяжении всей жизниавтора (и еще 25 лет после его смерти в интересах его наследников).
Товарные знаки – это специальные символы, позволяющие узнавать(«идентифицировать») товар, услугу или фирму; конкурентам запрещаетсяиспользовать зарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применятьпохожие, путающие потребителя.
Патент – свидетельство, удостоверяющее исключительные права авторана распоряжение созданным им благом (технологией); если фирма имеет патент натехнологию производства какого-либо продукта, то это делает невозможнымпроизводство данного товара другими фирмами в течение срока действия патента.
Конечно, все эти барьеры придуманы не для создания монополий – онирешают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольныхнапитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукциейкоторых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек неможет не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усилениямонополизации.
Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополииоказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такиемонополии называются естественными, поскольку порождающие их барьерыестественны, т.е. закономерно присущи определенному рынку.
Итак, естественная монополия – отрасль, в которой производствотовара или оказание услуг сосредоточивается в одной фирме в силу объективных(природных или технических) причин, и это выгодно обществу.
Бывают такие монополии двух видов:
1. природные монополии. Рождение таких монополий происходит из-забарьеров для конкуренции, возведенных самой природой. Например, монополистомможет стать фирма, геологи которой обнаружили месторождение уникальных полезныхископаемых, и фирма купила права на земельный участок, где располагается этоместорождение. Теперь никто это месторождение использовать не сможет: законзащищает права собственника, даже если он оказался в итоге монополистом.
2. технико-экономические монополии. Так условно можно назватьмонополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либоэкономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно (аточнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подводагаза или электроэнергии в квартиры.
Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самимифирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономическойситуации в стране.
К таким барьерам относятся:
1. Высокий уровень налогов, подрывающий интерес к любой коммерческойдеятельности вообще;
2. дороговизна нового оборудования, приводящая к росту суммыстартового капитала, без которого предприятия просто не создать;
3. дефицит качественного сырья, материалов и комплектующих, возникшийиз-за спада производства в большинстве отраслей;
4. отсутствие у населения собственных накоплений в размерах,достаточных для начала коммерческой деятельности.
К такого рода объективным экономическим барьерам добавлялисьбарьеры уже искусственные, которые возводились самими нынешними монополистами.
Это, прежде всего, различного рода ассоциации, концерны, холдинги,финансово-промышленные группы, т.е. объединения, позволяющие монополистамуспешно решать задачи:
- контроля за ценами на своих рынках;
- раздела рынков;
- организации сбыта;
- выторговывания у поставщиков более выгодных условий приобретениясырья, материалов и комплектующих.
Надо сказать, что в этой области российские монополисты неизобрели ничего нового – они лишь воспользовались огромным арсеналом явных итайных методов, с помощью которых монополисты издавна защищают себя отпоявления конкурентов и увеличивают размеры получаемой прибыли. Наиболеераспространенные из них это:
1. корнер – способ, смысл которого заключается в следующем:производители заключают тайное соглашение о скупке или временном изъятии срынка какого-то товара, чтобы искусственно создать его дефицит и вызвать ростцен. После чего товар из запасов выбрасывается на рынок, и участники сговораполучают повышенный доход;
2. поглощение – метод, состоящий в скупке конкурирующих фирм ивключении их в состав фирмы, стремящейся стать монополистом;
3. картель – метод, при котором заключается соглашение междуизготовителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласованииобъемов продаж каждым из членов картеля;
4. отраслевые холдинги – метод, заключающийся в скупке контрольныхпакетов конкурирующих фирм и установлении благодаря этому экономическогоконтроля над ними с целью проведения единой монопольной политики продаж и цен;
5. тресты – метод, предполагающий объединение различнымипредприятиями своей деятельности по закупке сырья, получению финансовыхресурсов и сбыту товаров. [ 8, с. 197 ]
1.2.2 Методы и способы борьбы монополий на рынке
Характер борьбы внутри монополий определяется формой монополии,будь это картель, синдикат, трест или концерн. Внутри картелей конкурентнаяборьба сводится к следующим моментам. Так как в картель могут входитьпредприятия с различным техническим развитием, то среди них происходит борьбаза применение тех или иных технических усовершенствований. Когда лидерыобъединения получают львиную долю всех прибылей, они до известной степениутрачивают побудительные мотивы к техническому прогрессу. Они стараются недопускать технических нововведений на предприятиях участников данного картеля.Слабые участники этого союза не хотят удовлетворяться меньшей прибылью. Онисговариваются и, вопреки давлению воротил монополии, добиваются на своихпредприятиях повышения производительности труда за счет внедрения новыхтехнологических процессов, изобретений и усовершенствований. Борьба заустановление цен на продаваемые участниками картеля товары ведетсясистематически. Часто более сильные участники картеля в погоне за повышениемприбыли идут на снижение цен путем увеличения количества продаваемых товаров.Менее мощные участники, у которых издержки производства выше, добиваютсяповышения устанавливаемых картельным соглашением цен. [13, c. 145]
Объектом острой борьбы внутри картелей являются квоты. Квота – этодоля участника картеля в общем производстве и сбыте данного объединения. Посути дела квота представляет собой долю в прибылях, получаемых картелем. Каждоепредприятие получает квоту соразмерно с его производственной мощью исоответственно долю в прибылях. Чем выше квота, тем выше доля в прибылях.Борьба за квоту ведется все время, начиная с организации картеля. Участникикартеля требуют пересмотра квот, так как соотношение сил участников картеляменяется. Одни ослабевают, другие, наоборот, усиливаются, но все хотят иметькрупную квоту. Усиливающиеся участники требуют пересмотра квот в свою пользу,ослабевшие – сохранения прежнего порядка. Борьба идет и за установление периодадействия соглашения о квотах, величину штрафа, увеличение квоты и т.д. Ведетсяборьба и за рынок. Каждый из них хочет получить наиболее выгодный.[4, c.187]
В синдикатах тоже идет борьба за техническое совершенство, заквоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий вобласти производства, но, в отличие от картеля, обеспечивает концентрацию сбытапродукции и закупки сырья для участников соглашения. Лишая участников праванепосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжениеих усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это вконечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода времениквоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил,что приводит к обострению борьбы и может взорвать синдикат.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров длятого, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Трест – это такаяформа монополий, при которой все объединяющиеся фирмы теряют свою коммерческуюи производственную самостоятельность и подчиняются единому управлению. Так какучастники объединения превращаются в акционеров треста, то они имеют возможностьпродать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольнымпакетом акций, т.е. за «контроль» над трестом. В трестах ведется борьба занаиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так чтопроводимые иногда в трестах «реорганизации» означают не что иное как захватгосподствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров ивытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн – это форма монополистических объединений,характеризующаяся единством собственности фирм различных производств и контроляза их деятельностью. В концернах главной формой борьбы являются схватки заовладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгоднымипредприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентнаяборьба в трестах и концернах довольна сходна.
Итак, методы и средства ведения конкурентной борьбы монополийследующие:
- лишение сырья, материалов – один из важнейших приемов дляпринуждения к вступлению в картель;
- лишение рабочих рук посредством «альянсов», т.е. договоровпредпринимателей с рабочими союзами;
- лишения подвоза;
- лишение сбыта;
- договор с покупателями о ведении торговыз сношений исключительно скартелями;
- планомерное сбивание цен (для разорения «посторонних», т.е. предприятий,не подчиняющихся монополистам; расходуются миллионы на то, чтобы определенноевремя продавать ниже себестоимости);
- лишение кредита, объявление бойкота. Сюда же следует отнестискупку земельных участков, на которых стоят предприятия конкурентов, скупкуакций, патентов, подкуп нужных лиц, давление на конкурентов черезгосударственные органы и т.д. [4, c.187 ]
1.2.3 Монополия и эффективность
Современные экономисты считают, что распространение монополииснижает экономическую эффективность, по крайней мере по трем основным причинам.Во-первых объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена– выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, чторесурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции,необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции недоходит до точки, соответствующей минимальным средним издержкам, вследствиечего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровнетехнологии издержками. Иными словами, максимальная производственнаяэффективность не достигается. [2,c. 215]
В-вторых, являясь единственным продавцом на рынке, монополист нестремится к снижению производственных издержек. У него не существует стимулаиспользовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства,снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем жепричинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработкахи использовании новейших достижений НТП.
В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированныеотрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят насохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающеевоздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеямитрудно пробиться на монополизированные рынки.
Также есть другая точка зрения на проблемы монополии иэффективности, представленная позицией Дж. Гелбрейта и Й. Шумпетера. Не отрицаянегативные стороны монополии, они выделяют и ее преимущества с точки зрениянаучно-технического прогресса. Эти преимущества, по их мнению, состоят вследующем:
1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителяиспользовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих.Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельнойконкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР,которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическуюприбыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль,располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций внаучно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм вотрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическаяприбыль, которая является результатом использования в производственаучно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКРдадут долговременную отдачу
3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен являетсястимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением,снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развитияинновационных процессов не существовало бы.
4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокиеприбыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживаютстремление последних войти в отрасль.
5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек иреализации эффекта масштаба (естественная монополия). Конкуренция в такихотраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности. [6, с.252]
1.3 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция – распространенный тип рынка,наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмыконтролировать цену здесь незначительна.
Монополистическая конкуренция – это относительно большоеколичество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точкизрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическая предполагает,что каждая фирма продает особый тип товара, который отличается качеством,оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителя складываются«неценовые предпочтения».
На рынке монополистической конкуренции продукция может бытьдифференцирована также по условиям послепродажного обслуживания (для товаровдлительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы.Таким образом, фирмы на этом рынке вступают в своеобразное соперничество нестолько через цены, сколько посредством всемерной дифференциации продукции.
Повсеместное соревнование фирм в условиях дифференциации товара неустраняет монополистической власти фирмы над своим видом товара, что позволяетпредприятию повышать (или понижать) цену на него независимо от конкурентов,хотя эта власть ограничена наличием производителей аналогичных продуктов изначительной свободой входа в отрасль.
Относительно неограниченное проникновение новых фирм на рынокявляется важной характеристикой монополистической конкуренции. Производители,работающие на таком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтомусравнительно невелик и требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их квступлению в отрасль и конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынка монополистической конкуренции описывает множествореально существующих рынков. Его характеристики достаточно точно соответствуютбольшинству отраслей сферы обслуживания. [17, c. 213 ]
2. Пути развития естественных монополий в России на примере ОАО«Газпром»
Анализ программ реформирования естественных монополий и конкретныхшагов по их реструктуризации, предпринятых в последние годы в России, показывает,что практические изменения происходят в основном в соответствии с описаннымивыше теоретическими подходами. В деловой прессе и научных публикациях речьобычно идет о трех главных естественных монополиях – ОАО «Газпром», РАО «ЕЭСРоссии» и ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Гораздо меньше вниманияуделяется таким сферам естественных монополий, как трубопроводный транспорт –«Транснефть», телекоммуникационный сектор – «Связьинвест», жилищно-коммунальноехозяйство, морские, речные и авиапорты. Во многом это объясняется тем, что онистали объектами «тихого передела». Здесь отсутствуют утвержденныесоответствующими органами концепции реформирования и действенный контроль состороны исполнительной власти. Между тем значимость этих инфраструктурныхотраслей для экономики и общества очень велика и любые просчеты могут повлечьза собой серьезные негативные последствия.
Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественномонопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной(газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационнымобособлением. Однако специфика газовой отрасли обусловливает особенности еереформирования по сравнению с другими естественными монополиями.
Во-первых, газ можно накапливать, а потому необходимо обеспечитьдоступ сторонними производителям к его хранилищам. Во-вторых, структураиздержек в газовой отрасли сложнее, а их уровень намного выше, чем, например, вэлектроэнергетике. Потребность в крупных инвестициях в газодобычу определяетнежелание рисковать в условиях либерализованных оптовых рынков и вынуждаетформировать стратегию сбыта на базе долгосрочных контрактов. Вместе с тем опытряда крупных газодобывающих стран (США, Канада) показывает, что введениеотношений конкуренции в газовой промышленности приводит к снижению цен иповышению качества услуг прежде всего для промышленных потребителей. Но приэтом оказалось необходимым разделить газодобычу, транспортировку и продажугаза, в результате чего большинство промышленных потребителей стали приобретатьгаз у третьей стороны, то есть получили возможность свободного выборапоставщика. Обеспечение беспрепятственного доступа на рынок даже мелкихпотребителей (минуя местные распределительные компании) также дало позитивныерезультаты. Однако ослабление дискриминации покупателей вследствие конкуренциив добывающем секторе монополий обернулось финансовыми проблемами для местныхраспределительных компаний из-за ухода наиболее прибыльных промышленных производителейк новым конкурентам.
В России, видимо, нет необходимости специально форсироватьразделение добывающего сегмента самого газового монополиста. Активными игрокамина рынке газа могут стать нефтяные компании и другие независимые газодобытчики,на примере формально независимая от «Газпрома» компания «Итера».
В рамках ОАО «Газпром» продолжается работа по всей технологической«цепочке» (стадии разведки, добычи, магистрального транспорта и частично-распределенияприродного газа). Программы реструктуризации «Газпрома» как раз и преследовалицель повышения эффективности системы управления единой корпорацией исущественного улучшения финансовой и маркетинговой деятельности, адаптированнойк условиям рыночной экономик. В целом реструктуризация больше напоминалареакцию корпорации на общее ухудшение внешней экономической среды присохранении в основном сложившейся производственно-технологической системы, чемкорректировку естественно монопольного положения. Линия на использованиевозможностей и преимуществ единой компании остается для «Газпрома» доминирующей.Более того, его руководство и акционеры занимают весьма осторожную позицию,резко противясь любым предложениям о раздроблении компании. Для реформированиягазовой отрасли первостепенное значение приобретает достижение необходимойфинансово-экономической прозрачности в деятельности газового монополиста.
Реализуемая в настоящее время стратегия реформирования ОАО«Газпром» характеризуется определенной спецификой. Прежде всего речь идет оконсолидации значительных по масштабам энергетических и нефтяных активов. В2004-2005 гг. «Газпром» активизировал скупку акций РАО «ЕЭС России» и егодочерних структур, и теперь ему принадлежат 10,5 % акций энергохолдинга.Видимая цель – существенное увеличение размера пакета газового монополиста вкапитале энергетических компаний. В этом случае в ходе предстоящего обменаакций оптовых генерирующих компаний (ОГК) на акции РАО «ЕЭС России», по мнениюэкспертов, сможет реально претендовать на две тепловые ОГК. Возможностьпоставлять на входящие в ОГК электростанции газ по ценам ниже рыночныхобеспечит ему положение на энергетическом рынке. Стратегия развития «Газпрома»на период до 2010 г. предусматривает его превращение в крупнейшуюгазоэнергетическую компанию.
Возникают вполне оправданные опасения по поводу возможныхпоследствий указанных процессов для российской экономики.
Во-первых, помимо электроэнергетики в стратегии «Газпрома» вкачестве отраслей, представляющих интерес для компании, упоминаются еще иметаллургия, химия, нефтехимия, производство удобрений и стройматериалов.Логично предположить, что со временем газовый монополист попытается принятьучастие в переделе активов и в этих отраслях. Какой «монстр» в результате этогоможет получиться – трудно даже представить.
Во-вторых, вхождение ставшего в 2005 г. государственным «Газпрома»в формирующийся электроэнергетический рынок в условиях, когда и крупнейшая ОГК– гидроэнергетическая – также будет сохранена в госсобственности, серьезноподорвет позиции частных генерирующих компаний.
В-третьих, возможен рост выручки «Газпрома» за счет использованиясхемы давальческого сырья.
Наконец, в-четвертых, все указанные преимущества специфическогорыночного позиционирования «Газпрома» имеют смысл только в том случае, еслигазовый монополист сохранится в сегодняшнем нерасчлененном виде. Поэтомуследует ожидать, что его реформирование, предусматривающее организационноевыделение естественно монопольной составляющей, скорее всего будет отложено наболее отдаленный срок.
Второй специфический элемент стратегии развития «Газпрома» — возможное превращение газового монополиста в крупнейшую нефтегазовую компанию.Еще до приобретения «Сибнефти» у «Газпрома» был весьма существенный по объемамсобственный нефтяной бизнес. Теперь же компания становится важным участникомнефтяного рынка. Принятые в конце 2005 г. решения о либерализации рынка акцийгазового монополиста еще больше укрепит его позиции. [16, c. 56]
Сохранение «Газпрома» в форме вертикально интегрированной единойгоскорпорации принципиально для решения одной из важнейших проблем реформированиягазовой отрасли – либерализации рынка газа. Население и бюджетные организациипродолжат покупать газ по фиксированным ценам. С промышленными потребителямивопрос сложнее. Металлургические, химические и энергетические компаниистремятся сохранить для себя поставки газа по низким государственным тарифам,что в корне подрывает саму идею предполагаемого перехода на систему биржевыхторгов. Поэтому движение от централизованных тарифов к рыночным будетпостоянным. Сначала промышленные потребители получат нормативы газоснабжения погостарифам, а сверхнормативное количество газа они будут покупать по более высокойбиржевой цене. Предполагается, что такая система запустит механизмэнергосбережения. [9, с. 102]
3. Несовершенная конкуренция на страховом рынке
Вряд ли ставилась цель создать рынок совершенной конкуренции, ибов природе он встречается редко – «это скорее идеал, к которому можно стремиться,чем реальная действительность». Именно поэтому процесс демонополизации непривел к образованию рынка совершенной конкуренции в страховании, напротив,монопольный характер рынка сохранился, хотя и изменился тип рынка.
Если страховая компания способна оказывать существенное влияние науровень страхового тарифа (цены страхования), то она классифицируется каксубъект несовершенной конкуренции. В отрасли страхования в целом или встраховании отдельных рисков преобладает несовершенная конкуренция, еслиотдельные компании имеют возможности контроля над уровнями страховых тарифов.
Несовершенная конкуренция отличается от монопольного положения,если цены на страхование устанавливает какая-либо одна компания-монополист.Однако при несовершенной конкуренции на страховом рынке отдельная компанияможет манипулировать ценой лишь в определенных пределах.
В качестве примера приведем рынок страхования граждан, выезжающихза рубеж. Базовый тариф для стандартных полисов за дни сутки пребывания встране для поездки на 15 суток в среднем составляет для стран Западной Европы0,5 – 0,9 долл., для стран Восточной Европы – 0,4 – 0,8 долл., для США и Канады– 1,2 – 2,0 долл. На тарифы влияет множество факторов. К их числу, помимо размерастрахового покрытия, относится и длительность путешествия: чем дольше будетпродолжаться поездка, тем дешевле обойдется день страхования. Благодаряразличным скидкам и надбавкам, тарифы не так сильно отличаются друг от друга.Если компании существенно увеличат тарифы, не компенсируя их повышениекакими-либо дополнительными услугами (доставка полисов на дом, скидки на другиевиды страхования), то они могут потерять рынок данного вида страхования.Другими словами, субъект несовершенной конкуренции имеет лишь ограниченныевозможности в принятии решений по манипулированию ценами страхования.
Отметим, что существование несовершенной конкуренции не уничтожаетсоперничества на страховом рынке, поскольку его участники также решительноборются за увеличение своей доли на всех сегментах отечественного страховогорынка, поэтому в условиях несовершенной конкуренции постоянно растут затраты нарекламу, маркетинг, организацию сбыта или поддержку имиджа компании.
Хотя сама природа страхования делает конкуренцию на рынкестраховых услуг подобной олигополии, последняя все же имеет двоякую природу –она, одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественноймонополии, и к модели совершенной конкуренции.
С одной стороны, эта двойственная природа конкуренции на страховомрынке требует такого государственного регулирования, которое имеет цельюустановление на страховом рынке какой-то одной из простейших моделей конкуренции– совершенной конкуренции или несовершенной конкуренции в виде олигополии. Сдругой стороны, для эффективного государственного регулирования важно такжеучитывать, что для одних аспектов страхового рынка используется модельсовершенной конкуренции, а для других – олигополии (естественной монополии).
Почему же в одних отраслях наблюдаются тенденции и состояние,близкие к совершенной конкуренции, а в других доминируют несколько крупныхкомпаний?
Дело в том, что к несовершенной конкуренции, в частности к ограничениючисла участников страхового рынка – страховых организаций, приводят следующиеобъективные обстоятельства, связанные с обеспечением столь необходимой длястраховщика финансовой устойчивости:
1. установление государством значительных финансовых барьеров длявступления в страховой рынок в качестве страховой организации;
2. использование масштабного фактора на рынке, чтобы уменьшить своизатраты на организацию дела и повысить свою финансовую устойчивость (этуустойчивость обеспечить крайне затруднительно при малом размере страховогополя).
Рассматриваемые особенности позволяют отнести страховой рынок ктем рынкам, которые в экономической теории называются рынками с несовершеннойконкуренцией.
Необходимость достижений подобной соразмерности ограничений обусловленоналичием противоположного направления в государственном регулированиистрахового рынка – антимонополистического, имеющего своей целью не датьвыродиться естественной олигополии на страховом рынке в страховую монополию. [10,c. 57]
Заключение
В своей работе я рассмотрел несовершенную конкуренцию и три еевида. Несовершенная конкуренция – это конкуренция, при которой не соблюдаетсяхотя бы один из признаков совершенной, т.е. участники рынка обладают рыночнойвластью. Рынки, на которых продавцы способны воздействовать на рыночную цену,называются несовершенно конкурентными.
Несовершенная конкуренция делится на монополию, олигополию имонополистическую конкуренцию.
Монополия – это рынок, на котором имеется один продавец, полностьюконтролирующий ситуацию на рынке. Новые фирмы, желающие проникнуть намонопольный рынок, сталкиваются с барьерами. Эти барьеры бывают экономические, юридическиеи естественные. Монополия снижает эффективность экономики.
Олигополия – это отрасль, в которой большая часть продажсовершается несколькими фирмами, каждая из которых способна оказывать влияниена рыночную цену своими собственными действиями. Отдельные фирмы-олигополистымогут вступать в сговор с целью получения больших прибылей.
Монополистическая конкуренция – это относительно большоеколичество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную (с точкизрения покупателей) продукцию.
В отличие от совершенной конкуренции монополистическаяпредполагает, что каждая фирма продает особый тип товара, который отличаетсякачеством, оформлением, престижностью, благодаря чему у потребителяскладываются «неценовые предпочтения».
Также в своей работе я рассказал о реформировании естественныхмонополий на примере газовой отрасли.
Реформирование газовой отрасли предполагало выделение естественномонопольной (транспортировка и распределение газа) и потенциально конкурентной(газодобыча и газоснабжение) сфер с их последующим организационнымобособлением.
В третьей части я рассмотрел несовершенную конкуренцию в страховомбизнесе. Хотя сама природа страхования делает конкуренцию на рынке страховыхуслуг подобной олигополии, последняя все же имеет двоякую природу – она,одновременно, удалена и в то же время близка и к модели естественной монополии,и к модели совершенной конкуренции.
Список использованной литературы
1. Соколов Б.И., Соколова С.В. Экономика: Учебник для гуманитариев. –СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 480с
2. Корнейчук Б.В. Экономика: Учебник – М.: Экономистъ, 2004.
3. Экон. в воп. и отв. Учеб. пособие/Под ред. Ч.П. Николаевой – М.:ТК Велби, Изд-во Прспект, 2004 – 336с
4. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.
5. Носова С.С., Талахадзе А.А. Экономика: Базовый курс лекций длявузов. – М.: Гелиос АРВ, 2001.
6. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп./Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002.
7. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд./Фишер С., Дорнбуш Р., ШмалензиР — М.: Дело, 2001.
8. Липсиц И.В. Экономика: учебник для вузов – М.: Омега-Л, 2006.
9. Дерябина М. Реформирование естественных монополий//Экономистъ. –2004. — №4
10. Борисова Н.Ю. Несовершенная конкуренция как условие существованиястрахового рынка//Финансовый бизнес. – 2003.- №3-4
11. Монополии и конкуренция/Долгова И.В., Швейко Н.В.//Финансы икредит. – 2001.- №3
12. Многообразие видов конкуренции.//Эко. – 2004 №11
13. Обзор экономики России. Основные тенденции развития. вып. 2: пер.с англ. – М.: (б.и.) 2001
14. Анализ конкурентоспособности на взаимосвязанных рынках/ЧеленковА.П., Коляда В.В.//Маркетинг. – 2002. — №5
15. Некоторые аспекты реорганизации страховых компаний/Е.В. Рузанова,О.А. Цамутали//Страховое дело. – 2005. — №5
16. Эффективность реорганизации страховых компаний/Е.В. Рузанова, О.А.Цамутали //Финансы и кредит. 2005. — №4
17. Козырев В.М. Основы современной экономики: учебник — Изд. 3-е,перераб.и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003.
18. Трофимова Г.К. Краткий курс экономической теории: учеб.пособие /Трофимова, Галина Константиновна. — М.: Фаир-Пресс, 2003
19. Булавский В.В. Структура спрса и равновесие в модели олигополии//Экономикаи математические методы. – 1997
20. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учеб.для вузов. — 2-е изд., изм. — М.: Норма, 2005.