Реферат по предмету "Экономика"


Неравенство доходов и проблема их выравнивания в рыночной экономике

Министерство образования РеспубликиБеларусь
Учреждение образования
“Витебский государственныйтехнологический университет”
Кафедра «Экономической теории имаркетинга»Курсовая работапо предмету Макроэкономика на тему:«Неравенство доходов и проблема их выравнивания в рыночной экономике»
Витебск,2009
СодержаниеВведениеГлава 1. Теоретические аспекты неравенствадоходов и проблемы их выравнивания
1.1     Сущность иклассификация доходов населения
1.2     Источникиформирования доходов населения
1.3     Неравенстводоходов: причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини
1.4 Факторы и причины неравенствадоходов
Глава 2. Особенности неравенствадоходов в РБ
2.1 Факторы и причины неравенствадоходов в РБ
2.2 Возможности выравнивания доходовв процессе организации государственной политики
2.3Анализ статистикираспределения доходов в РБ
Заключение
Список используемой литературы
2.        Введение
Доходы играют очень важную роль вжизни каждого человека, потому что являются непосредственным источникомудовлетворения его неограниченных потребностей. Заработная плата их основнойисточник. Но нередко её величина не достаточна для соблюдения даже самыхнеобходимых условий существования людей. Поэтому возникает необходимость длягосударства регулировать заработную плату, а для населения искать другиеисточники доходов. Нередко доходы большей части населения бывают очень низкимипо сравнению с доходами незначительной части населения. В связи с этимвозникает социальная напряжённость в обществе, о преодолении которой такжеприходится заботиться государству. Чем больше доходы, тем выше спрос напродукцию и услуги, производимые различными отраслями, тем выше качествопродукции, т. к. возникает мотив для достижения лучших конечных результатов, еёконкурентоспособность, выше эффективность производства, значит, лучшеэкономическая ситуация в стране. Поэтому регулирование доходов, заработнойплаты является частью политики любого государства. Таким образом, доходынаселения и источники их формирования заслуживают пристального внимания, а всепроблемы, с ними связанные, требуют скорейшего разрешения. Именно поэтомуданная тема актуальна в любые времена, в любой стране, при любом экономическомстрое. Решение проблем требует большего государственного вмешательства, чем вразвитых странах.
Задачами данной работы являются:
1.Определить факторы и причинынеравенства доходов в РБ.
2.Найти возможные способывыравнивания доходов в процессе организации государственной политики.
3.Провести анализ статистикираспределения доходов в РБ.
В пределах курсовой работы невозможнорассмотреть все критерии, касающиеся данной темы, но обозначение, на мойвзгляд, основных проблем поможет понять всю сложность ситуации сложившейся сдоходами населения в РБ.
Глава 1. Теоретические аспекты неравенства доходов ипроблемы их выравнивания1.1 Сущность и классификация доходов населения
Под доходами, как правило, понимаетсясумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени ипредназначаемых для приобретения благ и услуг для личного потребления. В основном так оно и есть, нос некоторыми оговорками и уточнениями.
Во-первых, доходы в условиях рыночнойэкономики предназначены для приобретения товаров и услуг с целью личногопотребления.
Во-вторых,денежные доходы требуют покрытия соответствующими товарами. Только в этом случаеони стимулируют работников в результатах своего труда. В-третьих, доходынаселения существуют не только в денежной форме, но и в натуральной форме.Имеется в виду, например, продукция, произведенная в подсобном хозяйстве. Да исами предприятия иногда предоставляют работникам вместо денег продукцию вкачестве заработной платы. Поэтому под доходами будем подразумевать денежные илиматериальные средства, которые поступают отдельному лицу, предприятию илигосударству в результате распределения национального дохода. Однако, преждевсего, под доходами будем иметь в виду доходы населения.[1, с.230]
Важная роль доходов в формировании жизненного уровняопределяется тем обстоятельством, что в развитой рыночной экономике основнаячасть потребительских благ и услуг реализуется как товары. Таким образом,уровень потребления населения в первую очередь зависит от уровня доходов.
Доходы населения могут существовать вдвух формах- денежной и натуральной. В натуральной форме могут производитьсянекоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты,произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членамисемьи в домашнем хозяйстве. Но нас интересуют, прежде всего, денежные доходы.
Классификация доходов:
v   По экономической природе:
·         Трудовые доходы (основой формирования которыхявляется трудовая деятельность):
Ø   получаемые в форме оплаты труда напредприятиях различных организационно-правовых форм собственности;
Ø   от индивидуальной трудовойдеятельности;
Ø   от личного подсобного хозяйства;
Ø   от предпринимательской деятельности;
Ø   от реализации платных бытовых услуг ит.д.
·         Нетрудовыедоходы:
а) экономически обоснованные(получаемые по линии государственных официальных каналов и от бизнеса, непротиворечащего правовым нормам, нормам морали, гражданскому кодексу жизни вобществе):
Ø   социальные трансферты (пенсии,пособия, стипендии и др.);
Ø   доходы от собственности;
Ø   дивиденды по акциям;
Ø   проценты по облигациям и другимценным бумагам;
Ø   доходы на вложенный капитал впроизводственную сферу или другие отрасли экономики и т.п.
б) экономически не обоснованные:
Ø   все виды доходов, полученных отнезаконных финансово-хозяйственных операций, от деятельности и услуг,противоречащих общественным нормам морали и этики, унижающих достоинстволичности человека и граждан, или от криминальных действий.
v   по экономическому содержанию:
·         Денежные доходы:
Ø   заработная плата;
Ø   пенсии;
Ø   стипендии;
Ø   пособия;
Ø   предпринимательские доходы;
Ø   дивиденды;
Ø   доходы от собственности;
Ø   доходы от продажи ценных бумаг;
Ø   средства от продажи продукции личногоподсобного хозяйства;
Ø   прирост денежных вкладов всберегательном банке и т.д.
·         Натуральныедоходы:
Ø   стоимость натуральных поступлений отличного подсобного хозяйства, используемых на личное потребление;
Ø   стоимость натуральных услуглечебно-профилактического, культурно-бытового и социального характер,оплачиваемых за счет федерального, муниципального бюджетов и фондов предприятийи др.
·         Совокупные доходы (показатель, характеризующийматериальную обеспеченность населения):
Ø   все виды доходов – как денежные, таки натуральные.
v   по степени использования:
·         Общие (брутто-доходы):
Ø   сумма доходов, полученная из всехисточников, включая и средства, предназначенные для уплаты налогов иобязательных платежей.
·         Располагаемые (нетто-доходы):
Ø   сумма средств, остающаяся послеуплаты налогов и обязательных платежей, которую семья может в максимальномразмере потратить на конечное потребление товаров и услуг без использованиясбережений и других источников.
·         Реальные доходы:
Ø   стоимость приобретенных материальныхи культурно-бытовых благ на сумму располагаемого дохода с учетом цен на товарыи услуги.
1.2 Источники формирования доходов населения
Можно выделить три главных источника денежных доходов: заработная плата,доходы от собственности (дивиденды, проценты, рента) и предпринимательскойдеятельности, социальные выплаты (пенсии, пособия по безработице и т. п.).
Заработная плата, или ставка заработнойплаты, — это цена, выплачиваемая за использование труда.
Экономисты часто применяют термин«труд» в широком смысле, включая оплату труда:
1) рабочих в обычном понимании этого слова,то есть «голубых и белых воротничков» самых разных профессий;
2) специалистов – юристов, врачей,преподавателей и т.д.;
3) владельцев мелких предприятий – парикмахеров,мастеров по ремонтy бытовой техники и множество различныхторговцев – за трудовые услуги, предоставляемые при реализации их деловойактивности.
Заработная плата подразделяется наноминальную и реальную. Номинальная заработная плата — это сумма денег,полученная работником за определенный промежуток времени (неделю, месяц ит.д.).
Реальная заработная плата — этономинальная заработная плата с учетом движения розничных цен (и тарифов).
Так, повышение номинальной заработнойплаты на 15% при росте уровня розничных цен на 10% дает прирост реальнойзаработной платы на 5%. Номинальная заработная плата может повыситься, ареальная понизиться, если цены на товары и услуги растут быстрее, чемноминальная заработная плата.
Дивиденд — доход, выплачиваемыйдержателю акций в зависимости от полученной чистой прибыли и номинальнойстоимости акции.
Следующий вид дохода — процент или ссудныйпроцент. Ставка ссудного процента — это цена, уплачиваемая за использование денег.Более точно, ставка ссудного процента – это количество денег, которое требуетсяуплатить за использование одного рубля в единицу времени (месяц, год). Заслуживаютвнимания два аспекта этого вида дохода.
1) Ссудный процент обычно рассматриваюткак процент от количества занятых денег, а не как абсолютную величину. Болееудобно говорить, что кто-то платит 12% ссудного процента, чем заявлять, что ссудныйпроцент составляет 120 рублей в год на 1000 рублей.
2) Деньги не являются экономическимресурсом. Как таковые, деньги не являются производительными; они не способныпроизводить товары или услуги. Однако предприниматели «покупают» возможность использованияденег, потому что деньги можно использовать для приобретения средств производства– заводских зданий, оборудования, складских помещений и т.д. А эти средства,несомненно, вносят вклад в производство. Таким образом, используя денежныйкапитал, руководители предприятий, в конечном счете, покупают возможностьпользования реальными средствами производства. Рента – есть доход, полученныйсобственником земли при сдачи ее в аренду. Общее предложение земли в отличие отдругих факторов производства относительно фиксировано природой и не может бытьувеличено в ответ на более высокую цену или уменьшено в случае низкой цены.
/>

Рисунок 1 показывает, что криваяпредложения на землю является фиксированной. Кривые спроса и предложенияпересекаются в равновесной точке Е. Рента имеет тенденцию колебаться вокругэтой точки. Если бы рента поднялась выше точки равновесия до точки М, то спросна землю уменьшился до Q1 ичасть земли осталась бы незанятой: Q-Q1. Некоторые земельные собственникибыли бы не в состоянии сдать ее в аренду, и вынуждены были бы предлагатьземельные участки за более низкую плату. По таким же причинам рента не можетоставаться долго ниже точки равновесия, например R2. Возросший спрос на земельные участки обусловил быповышение ренты. Только в точке равновесия общее количество земли, на которуюпредъявляется спрос, равно ее предложению. В этом смысле предложение и спросопределяют цену земли.
Земельная рента существует в 2хосновных формах: дифференциальной и абсолютной. В свою очередь,дифференциальная рента бывает дух видов.
Дифференциальная рента I связана с различным плодородием земельных участков и ихэффективностью. При одинаковых затратах ресурсов результаты производства на нихбудут различны. Дифференциальная рента возникает также из-за не одинаковогоместоположения земельных участков. Транспортные расходы для фермеров будутбольшими ли меньшими. Близость к рынкам сбыта существенно влияет на структурупроизводства. В случае с дифференциальной рентой I издержки производства будут определяться предельнымивеличинами наихудших по плодородию или местоположению участков. Добавочныйдоход, полученный на более плодородных и лучше расположенных землях,присваивается земельным собственником
Дифференциальная рента предполагает различную производитель-ностьпоследовательных затрат капитала на одном и том же участке земли. Она создаетсяв процессе интенсификации сельскохозяйственного производства. В этом случаеиздержки определяются предельной затратой капитала (наименее производительной).Выигрыш в издержках, полученный от более производительных затрат капитала,первоначально достается фермеру. Он присваивает его на протяжении действияарендного договора.
Абсолютная рента – это плата за все участки землинезависимо от плодородия и местоположения
Под экономической прибылью понимаетсяразность между суммарной выручкой фирмы (TR) и всеми издержками (TC). В условияхсовершенной конкуренции, когда отрасль находится в равновесии, издержки каждой фирмысовпадают с их выручкой, и экономическая прибыль всех фирм равна нулю. Вравновесном состоянии все основные показатели, формирующие спрос и предложениена товарном рынке – предложение ресурсов, уровень технологии, вкусыпотребителей, их доходы и т.д. остаются неизменными. Любые отклонения отравновесия, вызванные действиями одной фирмы, применившей, например, какие-то новациии получающей, поэтому экономическую прибыль, в долгосрочном периоде устраняетсявследствие входа в отрасль новых фирм. Отрасль, находящаяся в равновесии,абсолютно статична, все поступки фирм предсказуемы, какой-либо рискотсутствует.
В этой связи существование чистойприбыли экономисты объясняют отдачей специфического ресурса –предпринимательских способностей. Под последним, как известно, понимаютсяспособности предпринимателя:
а) принимать решение об использованиив производстве товаров и услуг других ресурсов; б) применять болеепрогрессивные способы управления фирмой; в) использовать инновации, как впроизводственных процессах, так и в выборе форм реализуемого товара; г) идти нариск принятия всех подобных решений.
Наконец, фирма будет получатьэкономическую прибыль, если ей удастся монополизировать рынок какого-то товара.Монопольная прибыль возникает потому, что монополист сокращает объемпроизводства и повышает цену товара.
Важную статью доходов населениясоставляют трансферты или денежные выплаты, не связанные с оплатой труда,товаров и услуг. Иначе говоря, трансферты — это операции, при которых товары,услуги или денежные средства предоставляются в одностороннем порядке безполучения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральнойформе состоят из товаров и нерыночных услуг, предоставляемых конкретнымдомашним хозяйствам из федерального и местных бюджетов и общественныхорганизаций бесплатно.
Таблица 1 СОСТАВ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВНАСЕЛЕНИЯ.Периоды Денежные доходы населения — всего, млрд. руб.
Денежные доходы в расчете на душу
населения, тыс. руб. в месяц Индекс реальных денежных доходов населения Соответствующий период предыдущего года = 100 предыдущий период = 100 2000 5577,3 46,5 114,1 X 2001 11505,6 96,2 128,1 X 2002 17086,7 143,5 104,1 X 2003 22795,1 192,4 103,9 X 2004 29564,9 250,8 109,8 X 2005 38622,4 329,3 118,4 X 2006 48685,1 416,9 117,8 X 2007 58670,0 503,9 113,2 X 2008 I 5257,0 542,6 112,3 80,0 II 5352,1 552,6 113,6 101,1 III 5562,2 574,4 106,8 103,1 I-III 16171,3 556,6 110,7 X IV 6062,3 626,3 110,0 107,7 V 5674,3 586,4 115,5 92,4 VI 6765,9 699,3 110,7 118,5 I-VI 34673,8 596,9 111,4 X VII . 6231,6 644,0 111,9 91,4 VIII 6613,5 683,5 114,2 105,9 IX 6786,3 701,4 111,4 101,6 I-IX 54305,2 623,4 111,9 X X 6628,4 685,1 114,7 96,7 XI 6993,0 722,8 114,4 104,0 XII 8419,7 870.5 115,9 119,0 I-XII 76346,3 657,2 112,7 X

Уровень доходов членов обществаявляется важнейшим показателем их благосостояния, так как определяетвозможности материальной и духовной жизни индивидуума: отдыха, полученияобразования, поддержания здоровья, удовлетворения насущных потребностей. Среди факторов,оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кромеразмеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степень насыщенностипотребительского рынка товарами и пр.
Для оценки уровня и динамики доходовнаселения используются показатели номинального, располагаемого и реальногодохода.
Номинальный доход (NT) — количество денег, полученноеотдельными лицами в течение определенного периода, также он характеризуетуровень денежных доходов независимо от налогообложения.
Располагаемый доход (DI) — доход, который может бытьиспользован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доходменьше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей, т.е. этосредства, используемые на потребление и сбережение. Для измерения динамикирасполагаемых доходов применяется показатель “реальные располагаемые доходы”, рассчитываемый с учетом индекса цен.
Реальный доход (RI) — представляет собой количествотоваров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течениеопределенного периода, т.е. с поправкой на изменение уровня цен.
Так, повышение номинального дохода на8% при росте уровня цен на 5% дает прирост реального дохода на 3%.
Номинальный и реальный доход необязательно изменяются в одном и том же направлении. Например, номинальныйдоход может повыситься, а реальный доход в то же самое время – понизиться, еслицены на товары возрастают быстрее, чем номинальный доход.
Стремление к максимизации своего доходадиктует экономическую логику поведения любомурыночному субъекту. Доход является конечной целью действий каждого активного участникарыночной экономики, объективным и мощным стимулом егоповседневной деятельности.
Но высокие личные доходы выгодны не только индивиду, это и общественно-значимая выгода,поскольку они, в конечном счете, являются единственнымисточником удовлетворения общих потребностей, расширения производства, а также поддержкималообеспеченных и нетрудоспособных граждан.
Получателейрыночного дохода всегда волнуют три вопроса: надежность его источников,эффективность использования дохода и оправданностьналогового бремени. Экономическаятеория отвечает на эти вопросы, исследуя образование и движение совокупного дохода.
Доход естьденежная оценка результатов деятельности физического(или юридического) лица как субъекта рыночнойэкономики.
В экономическойтеории под “доходом” имеютв виду денежную сумму, регулярно и законнопоступающую в непосредственноераспоряжение рыночного субъекта.
Доходвсегда представленденьгами. Это значит, что условиемего получения является эффективное участие в экономической жизни общества: живем мы на зарплату или за счет собственнойпредпринимательской деятельности, — в любом случаемы должны сделать нечтополезное для других людей. Лишь тогда они передадутнам часть находящихся в их распоряжении денег (точно также, как и мы не расстаемся со своимиденьгами, не приобретя взамен нечто полезное именно для нас).
Следовательно, сам фактполучения денежного дохода есть объективное свидетельствоучастия данного лица в экономической жизни общества, а размер дохода — показатель масштаба такого участия. Ведь деньги, пожалуй, единственная насвете вещь, которую нельзя выдать самомусебе: деньги можно получить только от других людей.
Прямаязависимость дохода от результатов рыночной деятельности нарушается лишь в одном случае — при объективной невозможностиучаствовать в ней (пенсионеры, молодежь в дотрудоспособном возрасте, инвалиды, иждивенцы, безработные). Названные категории населенияподдерживаются всем обществом, от имени которого правительстворегулярно выплачивает им денежные пособия. Конечно, эти выплаты образуют особыйэлемент совокупногодохода, но «рыночными» они, строго говоря, не являются.
Рыночный жедоход всегда есть результат наших полезных — для других людей — усилий. Значит, он во многом определяется совпадением предлагаемых нами товаров и услуг спредъявляемым «другими людьми» спросом. Взаимодействиеспроса и предложения — объективный механизмобразования доходов в рыночной экономике, в том числе и доходов населения.Конечно, в таком механизме есть элементы случайногои потому несправедливого,но другого способа получения доходов в рыночнойэкономике не существует.
Номинальныеденежные доходы населения формируются из различных источников, основными изкоторых являются: факторные доходы; денежные поступления по линиигосударственных программ помощи в виде выплат и льгот поступления из финансовойсистемы (из банков, через сберкассы, из страховых учреждений и т.п.) и др.
Средства,получаемые населением, работающим по найму, в порядке вознаграждения владельцевфактора производства (труда), составляют решающую часть доходов этой группынаселения заработная плата, доходы типа заработной платы на предприятиях, вкооперативах и т.д., доходы от собственного хозяйства и пр. Анализ тенденцийперспективного развития оплаты фактора труда свидетельствует о том, что данныйвид дохода сохранит свою ведущую роль в формировании общего объема денежныхдоходов на долгосрочную перспективу.
Существенноевлияние на формирование доходов населения оказывают выплаты по программамгосударственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионноеобеспечение, содержание временно нетрудоспособных граждан, выплачиваютсяразличного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание,малообеспеченным семьям на детей; выплаты пособий по безработице).
Соотношение в доходах населениядоли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в формированииэкономического поведения индивидуума и его трудовой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формировании общейсуммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. Вслучае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередкопроисходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности,психологии иждивенчества.
Денежные доходы населения,получаемые через финансово-кредитную систему, представляются в виде:
ü  выплат по государственному страхованию;
ü  банковских ссуд на индивидуальное жилищное строительство, хозяйственноеобзаведение молодым семьям, членам потребительских товариществ (например, насадовое строительство);
ü  процентов по вкладам в сберегательных кассах, начисляемых по итогам года;
ü  доходов от увеличения стоимости акций, облигаций, выигрышей и погашениипо займам;
ü  выигрышей по лотереям;
ü  временно свободных средств, образующихся в результате покупки товаров вкредит;
ü  выплат различного рода компенсаций (увечья, ущерб и пр.).
Прочие денежныепоступления включают выручку населения от продажи вещей через комиссионные искупочные магазины и др.
Номинальныедоходы населения, как уже отмечалось, включают в себя, помимо чистых доходовнаселения, и обязательные платежи. Обязательные платежи население осуществляетчерез финансовую систему в виде различного рода налогов и сборов. Черезаккумуляцию налоговых платежей и сборов государство реализует свое право наформирование части своих ресурсов для осуществления в последующем социальнойполитики через перераспределение денежных средств, оказание помощи малоимущимгражданам. В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения сниженияуровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условияхгосударство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. Вто же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокиеставки налогов.
Несмотря наразнообразие источников поступления доходов все же главными составляющимиденежных доходов населения яв/>ляются оплата труда,доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальныетрансферты.1.3 Факторы и причины неравенства доходов
На величину доходов оказывает влияниемножество разнообразных факторов, зачастую имеющих разнонаправленный характервоздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силудействия и направленность других факторов формирования доходов; демографические,рассматривающие зависимость доходов от пола, возраста, физической выносливостии интеллектуальных способностей; профессиональные, исследующие уровеньобразования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размерыдоходов в зависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические,к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, видпроизводства, форму собственности на средства производства, условия труда.
В странах, на чьих территориях имеютместо различные климатические условия, особое значение приобретают географическиефакторы, поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенноварьируется в зависимости от региона и, соответственно, предполагает различныеуровни доходов.
Говоря о дифференциации доходов,следует учитывать и такие важные аспекты, как врожденные способности людей,которые могут различаться в довольно значительной степени. Не обделенные в этомплане природой индивиды, имея более высокую производительность, получают иболее высокие доходы. Кроме того, некоторые из них обладают уникальнымиспособностями, что дает им возможность извлекать «интеллектуальную ренту». Непоследнее значение при этом имеют и работоспособность человека, его стремлениедобиться высоких результатов в своей деятельности.
Известно, что величина доходовзависит от различий во владении собственностью, однако последняя можетдостаться индивидам в наследство, т.е. неравенство доходов воспроизводится,способствуя получению данной категорией лиц лучшего образования и,соответственно, более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства вполучении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечениеобстоятельств.
Различают также децильный,квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяются отношениемминимальных доходов соответственно 10, 20 и 25 % самого богатого населения кмаксимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.
Более наглядно оценить степеньнеравномерности распределения доходов между домашними хозяйствами можно,построив кривую распределения доходов, названную по имени американскогоэкономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладывают кумулятивную долюсемей, располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат —кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей, приходящейся насамую необеспеченную часть семей .
Если бы доходы у всех людей былиодинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 % населения — 15 %доходов, то кривая Лоренца совпала бы с прямой абсолютного равенства ОЕ, имеющейугол наклона к оси абсцисс 45°.
Чем больше кривая Лоренца отклоняетсяот прямой абсолютного равенства, тем неравномернее распределяются доходы вобществе. Так, штрих-пунктирная кривая характеризует большую неравномерностьраспределения доходов, чем сплошная кривая. Отношение площади сегмента междубиссектрисой ОЕ и кривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентомДжини, который назван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини.Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществераспределяются абсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренцабудет представлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютномнеравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда недостигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, превышающее0,4, отражает высокую степень расслоения общества.
Амплитуда неравенства становитсяочевидной при более глубоком рассмотрении распределения доходов междудомохозяйствами. С этой целью применяют прием ранжирования: семьи распределяютв порядке возрастания доходов, а затем группируют. При этом различают: а)квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп, каждая изкоторых включает 20 % всех семей (первая квинтильная группа составляет 20 %семей с наименьшим, а пятая — 20 % с наибольшим уровнем доходов); б) децильныегруппы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10одинаковых подгрупп (по 10 %).Степень социального расслоения определяетсяпосредством расчета ряда коэффициентов.
1.4 Неравенство доходов: причины и показатели. КриваяЛоренца и коэффициент Джини
Один из источников социальной напряженности в любойстране — разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровеньбогатства определяется двумя факторами:
1)величиной имущества всех видов, находящегося в собственности отдельных граждан;
2)величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результатетого, что создают собственный бизнес (становятся предпринимателями) илипредоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд,капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам, а те используют этусобственность для производства необходимых благ. В таком механизме формированиядоходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1) разная ценность принадлежащихлюдям факторов производства (капитал в форме компьютера, в принципе, способенпринести больший доход, чем в форме лопаты);
2) разная успешность использованияфакторов производства (например, работник в фирме, производящей дефицитныйтовар, может получать более высокий заработок, чем его коллега той жеквалификации, работающий в фирме, товары которой продаются с трудом);
3) разный объем принадлежащих людямфакторов производства (владелец двух нефтяных скважин получает при прочихравных условиях больший доход, чем владелец одной скважины).
Вселюди рождаются разными и наделены разными способностями, некоторые из которыхвстречаются реже других. Так, в любой стране всегда крайне мало людей,способных достичь вершин математики, стать выдающимися футболистами или создатьпроцветающее предприятие. Поэтому на общенациональном рынке труда спрос натакие способности намного превышает предложение. А это ведет к росту ценытрудовых способностей таких людей, то есть их доходов.
Проблема неравенства граждан по уровню доходовисторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Еёанализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практическойзначимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснованиенеобходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которойотводилась государству.
Абсолютные размеры доходов населенияи покупательная способность представляют собой главные показателиблагосостояния и уровня жизни людей. Уровень располагаемых доходов создаетвозможности материальной и духовной жизни личности, удовлетворения насущныхпотребностей, получения образования, сохранения здоровья. Борьбу с бедностью инеравенством в распределении доходов можно считать одним из приоритетныхнаправлений экономической политики любого государства.
Государственная политика доходовопределяется как «перераспределение их через государственный бюджет путемдифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов исоциальных выплат».
Для оценки уровня и динамикиполучаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого иреального дохода. Основной вид дохода – номинальный, он формируется в основномиз трудовых доходов, доходов от капитала и трансфертных платежей
Полученный доход определяет уровеньблагосостояния, или уровень жизни, отдельного индивида. Именно от величиныполученного дохода зависит реализация конечной цели общества – создание условийдля удовлетворения потребностей населения, повышения его жизненного уровня.Естественно, что распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапеобщественного развития.
Иным фактором, воздействующим на распределениедоходов, является государственное вмешательство в процесс ценообразования напотребительские товары и услуги. Установление верхних пределов цен или ихфиксирование представляет собой средство административного регулированияэкономики. Оно применяется довольно редко, и в условиях рыночной экономики неявляется достаточно эффективным в долгосрочном и среднесрочном периодах.
Наиболее актуальная задача социальнойстатистики — изучение бедности. Бедность — ''обратная сторона'' богатства.Объективный факт — дифференциация населения в доходах и потреблении, и у каждогосвои проблемы. Совокупность обстоятельств диктует необходимость решения этойзадачи статистики. Требуется информация о численности населения страны ирегионов, проживающего ниже черты бедности, демографическом составе и другихособенностях малообеспеченного населения, его среднем доходе, минимальных исредних размерах потребления продуктов питания, продолжительности пребывания вбедности, источниках дохода, занятости трудоспособных членов домохозяйства,размеров социальной помощи и др.
У этой проблемы есть две грани:
1.        Неравенстводоходов;
2.        Неравенствобогатства.
Люди получают доходы в результатепредоставления находящиеся в их собственности факторов производства (своеготруда, капитала, земли) в пользование фирмам для производства нужных людям благлибо вкладывают эти ресурсы в создание собственных фирм. В таком механизмеформирования доходов изначально заложена возможность их неравенства.
Причинами такого положения вещей являются:
·         разная ценностьпринадлежащих людям факторов производства (капитал в форме компьютера, впринципе, способен принести больший доход, чем капитал в форме лопаты);
·         разная успешностьиспользования факторов производства (работник в фирме, производящей дефицитныйтовар, может иметь более высокий заработок, чем его коллега той жеквалификации, работающей в фирме, товары которой продаются с трудом);
·         разный объемпринадлежащих людям факторов производства (владелец двух нефтяных скважинполучает при прочих равных условиях больший доход, чем владелец однойскважины).
Существенное влияние на распределение доходов населенияоказывает налогообложение. С целью воздействия на формирование доходовустанавливается принцип вертикального и горизонтального равенства. То естьграждане должны платить налоги в соответствии с их платежеспособностью.Налогами обычно облагаются доходы населения, а не потребление, которое неохватывает сбережений. Перераспределение налогового бремени на богатые группыобщества состоит в прогрессивных ставках подоходного налога, пропорциональномхарактере налога на собственность, освобождении от подоходного налога некоторыхминимальных сумм и установлении налоговых льгот. Оптимальная структураналогообложения – та, которая максимизирует общественное благосостояние. В нейвыбор между справедливостью и эффективностью адекватно отражает отношениеобщества к этим целям. Главной проблемой налогового регулирования доходовявляется закономерность: чем большего равенства доходов предполагаетсядобиться, тем жестче ограничения данных преобразований и тем больше избыточноеналоговое бремя.
Большаястепень прогрессивности налоговых ставок предопределяет большие чистые потери.
Используя свои доходы, люди могут тратить их часть наприобретение дополнительного объема факторов производства, Например, семья,может положить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только вформе заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семьи,т.е. та собственность, которой они владеют, за вычетом долго, которые сделаласемья, чтобы приобрести эту собственность.
Неравенство доходов и богатства можетдостигать огромных масштабов и создавать угрозу для политической иэкономической стабильности в стране. Поэтому практически все развитые странымира постоянно осуществляют меры по сокращению такого неравенства. Но разработкаэтих мер возможна лишь при умении точно измерять степень дифференциации доходови богатства, а также результаты воздействия на нее с помощью государственнойполитики.
Для решения этой задачи познакомимся с методом,используемым для оценки масштабов первого из факторов возникновения неравенства– различия доходов. Этот метод назван в честь его создателя – «методомпостроения кривой Лоренца» (рис. 2).
Форма кривой Лоренцахарактеризует степень неравномерности распределения доходов. Чем круче изгибкривой и чем дальше она отстоит от кривой абсолютного равенства, тем большенеравенство в распределении доходов, и наоборот. Характеризуя величину денежныхдоходов у различных групп населения, кривая Лоренца позволяет прогнозироватьизменение благосостояния людей, их покупательную способность и, следовательно,спрос, это дает возможность принимать необходимые меры по регулированию иподдержанию равновесного ЧНП. Для ее построения нужны данные о том, какая частьсемей получила ту или иную долю общего дохода страны.
«Доля семей» расположена на оси абсцисс, а «долядохода» – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равногораспределения дохода представлена биссектрисой, она указывается на то, чтолюбой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит,что если 20% всех семей получают 20% от всего дохода, 40% — 40%, а 60% — 60% ит.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

/>
Рис. 2. Вид кривой Лоренца.
Итак,кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Абсолютноенеравенство означает, что и 20%, и 40%, и 60%, и т.д. населения не получаютникакого дохода, за исключением одного единственного, последнего в ряду (линияOF) человека, который присваивает 100% всего дохода. Ломаная линия ОЕ – этолиния абсолютного неравенства.
В реальности фактическоераспределение дохода показано линией OABCDE. Чем больше отклоняется эта линия,или кривая Лоренца, от линии ОЕ, тем больше неравенство в распределениидоходов. Если мы разделим заштрихованную площадь на площадь треугольника OFE,то получим показатель, отражающий степень неравенства в распределении доходов.
Если площадь незаштрихованного участка графика обозначить буквой Т, то можно получитьследующее отношение:
/>;
где G – показатель, измеряющийстепень неравенства в доходах.
Этотпоказатель в экономической теории называется коэффициентом Джинн, по имениитальянского экономиста и статистика Коррадо Джини .
Коэффициент Джини (индекс Джини) — статистическийпоказатель, свидетельствующий о степени расслоения общества данной страны илирегиона по отношению к какому-либо изучаемому признаку (к примеру, по уровнюгодового дохода — наиболее частое применение, особенно при современныхэкономических расчётах).Рассчитывается как площадь области между кривой Лоренца,которая описывает реальное распределение, и идеальной прямой равномерногораспределения. Максимально возможная площадь принимается за единицу измерения.Коэффициент Джини G может принимать значения от нуля до единицы. G = 0 означаетравномерное распределение, G = 1 — предельный случай, когда признаком обладаеттолько один человек. Индекс Джини — коэффициент Джини, выраженный в процентах.
Таким образом, это макроэкономическийпоказатель, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения в видестепени отклонения фактического распределения доходов от абсолютно равного ихраспределения между жителями страны.
Преимущества коэффициента Джини:
• Позволяет сравнивать распределениепризнака в совокупностях с различным числом единиц (например, регионы с разнойчисленностью населения).
• Дополняет данные о ВВП исреднедушевом доходе. Служит своеобразной поправкой этих показателей. • Можетбыть использован для сравнения распределения признака (дохода) между различнымисовокупностями (например, разными странами). При этом нет зависимости отмасштаба экономики сравниваемых стран.
• Может быть использован длясравнения распределения признака (дохода) по разным группам населения(например, коэффициент Джини для сельского населения и коэффициент Джини длягородского населения).
• Позволяет отслеживать динамикунеравномерности распределения признака (дохода) в совокупности на разныхэтапах.
• Анонимность — одно из главныхпреимуществ коэффициента Джини. Нет необходимости знать, кто имеет какие доходыперсонально.
Недостатки коэффициента Джини:
• Довольно часто коэффициент Джиниприводится без описания группировки совокупности, то есть часто отсутствуетинформация о том, на какие же именно квантили поделена совокупность. Так, чемна большее количество групп поделена одна и та же совокупность (больше квантилей),тем выше для нее значение коэффициента Джини.
• Коэффициент Джини не учитываетисточник дохода, то есть для определенной локации (страны, региона и т. п.)коэффициент Джини может быть довольно низким, но при этом какая-то частьнаселения свой доход обеспечивает за счет непосильного труда, а другая — засчет собственности. Так в Швеции значение коэффициента Джини довольно низко, нопри этом только 5 % домохозяйств владеют 77 % акций от общегоколичества акций, которым владеют все домохозяйства. Это обеспечивает этим5 % доход, который остальное население получает за счет труда.
• Метод кривой Лоренца и коэффициентаДжини в деле исследования неравномерности распределения доходов среди населенияимеет дело только с денежными доходами, меж тем некоторым работникам заработнуюплату выдают в виде продуктов питания и т. п.; также широкое распространениеполучает практика выдачи заработной платы работникам в виде опционов на покупкуакций компании-работодателя.
• Различия в методах сборастатистических данных для вычисления коэффициента Джини приводят к затруднениям(или даже невозможности) в сопоставлении полученных коэффициентов.
Реально общество всегда живет в области междуабсолютным равенством и абсолютным неравенством. По кривой Лоренца хорошовидно, к чему ближе фактическое распределение доходов – к абсолютному равенствуили неравенству

 Глава 2. Особенности неравенства доходов в РБ2.1 Факторы и причины неравенства доходов в РБ
Денежные доходы распределяются междулюдьми неравномерно, что характерно для всех стран мира. Данное явлениеизвестно как закон Парето, согласно которому между уровнем доходов и числом ихполучателей существует обратная зависимость: 80 % созданного ВВП присваивается20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяются между 80 % населения, причемсоотношение 80 к 20 достаточно устойчиво и наблюдается во всех странах,независимо от политических и экономических реалий.
Для Беларуси можно выделить такиефакторы, как:
·         экологический фактор, связанный с последствиямиаварии на ЧАЭС и необходимостью в дополнительных средствах существования дляжителей пострадавших районов.
·         географический
·         социально-экономический
·         профессиональный
·         демографический
·         социально-политический
Коэффициент дифференциации доходов, или коэффициент фондов (Kg), — это соотношение между среднимидоходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10% наименее обеспеченного (d1):
/>
Чем выше коэффициент фондов, тембольше неравенство в доходах и выше степень дифференциации населения.
В Республике Беларусь коэффициентфондов составляет 6,9, тогда как в соседних странах — России, Украине, Литве иПольше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
В современном мире наименьшаядифференциация доходов наблюдается в Норвегии, где 10 % самых обеспеченных лишьв 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициент Джини равен 0,258. На другом«полюсе» находится Бразилия, в которой соотношение доходов последней и первойдецильных групп составляет 65,8, коэффициент Джини — 0,607. Для РеспубликиБеларусь данные показатели составляют соответственно 6,9 и 0,304.2.2 Возможность выравнивания доходов в процессе организациигосударственной политики
В первом полугодии 2009 г. Правительством принималисьпоследовательные меры по поддержанию уровня жизни населения в целяхпротиводействия последствиям мирового финансово-экономического кризиса.
Целенаправленная государственнаяполитика позволила обеспечить рост реальных денежных доходов населения, недопустить повышения их необоснованной дифференциации и уровнямалообеспеченности, сохранить минимальные социальные гарантии уязвимымкатегориям граждан в потреблении социальных благ и услуг. В целях выведения из«теневого сектора» скрытой заработной платы с 1 января 2009 г. установленаединая шкала подоходного налога на физических лиц в размере 12%. Начатареализация мер по стимулированию труда руководителей и высококвалифицированныхспециалистов на основе внедрения механизма снятия ограничений по вознаграждениюих труда. Упрощен порядок применения Единой тарифной сетки работниковРеспублики Беларусь для коммерческих организаций.
Реализованы многие намеченныесоциальные проекты по поддержанию социально уязвимых категорий граждан, в томчисле программы, направленные на повышение уровня и качества жизни ветеранов,пожилых людей, инвалидов, семей с детьми, повышен критерий нуждаемости дляпредоставления адресной социальной помощи с 60 до 100% бюджета прожиточногоминимума, что позволило расширить охват нуждающихся. Размер пособий прирождении ребенка и по уходу за ребенком в возрасте до трех лет составляет 80%БПМ. В административных районах развиваются территориальные центры социальногообслуживания населения по обеспечению нуждающихся нетрудоспособных граждан,включая жителей села, социальными услугами, в том числе на дому, в соответствиис их индивидуальными потребностями. На учете в центрах состоит более 1,6 млнчел.
В соответствии с законодательством вфеврале и мае 2009 г. были проиндексированы минимальные трудовые и социальныепенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям в связи с изменением бюджетапрожиточного минимума в среднем на душу населения. Однако трудовые пенсии непересчитывались с августа 2008 г.
Президентской программой «ДетиБеларуси» и Национальной программой, демографической безопасности в 2009 г.предусмотрено увеличить размер пособий по уходу за ребенком в возрасте до трехлет до 100% бюджета прожиточного минимума. Подготовлен соответствующий проектУказа Президента Республики Беларусь, принятие которого в реальныхэкономических условиях усилит социальную поддержку семей с детьми.
В соответствии с новымзаконодательством в первом полугодии 2009 г. для многодетных семей установленыльготные кредиты на строительство или приобретение жилых помещений в размере 1%годовых (вместо 3%). Кроме того, предусматривается предоставление в 2009-2010гг. малообеспеченным гражданам кредитов на потребительские нужды дляприобретения товаров длительного пользования. Государство за счет средствреспубликанского бюджета возьмет на себя обязательства по компенсации потерьбанков от выдачи льготных кредитов. Они будут выдаваться в белорусских рубляхсроком до трех лет с уплатой 10% годовых за пользование.
В целях предотвращения негативноговлияния мирового финансово-экономического кризиса па доходы населениянеобходимы следующие мероприятия:
·         недопущениеснижения реальных доходов населения, укрепление системы минимальных социальныхгарантий, поддержка малообеспеченных граждан, повышение эффективностисоциальных программ;
·         создание равныхправ и условий на труд и его оплату для всех субъектов хозяйствования,формирование экономических предпосылок для роста заработной платы, легализациивсех трудовых доходов;
·         обеспечениегосударственного регулирования заработной платы работников бюджетной сферы наоснове изменения тарифной ставки первого разряда и совершенствования Единойтарифной сетки;
·         предоставлениебольшей самостоятельности коммерческим организациям в установлении форм исистем оплаты труда, исходя из сложившейся рыночной конъюнктуры, приобязательном соблюдении минимальных государственных гарантий в части оплатытруда;
·         разработка ивнедрение мотивационной системы оплаты труда руководителей высшего управленческогозвена путем применения эффективных схем материального и нематериальноговознаграждения, в том числе использования в качестве вознаграждениякраткосрочных бонусов, элементов социального пакета, премирования за достижениедолгосрочных целей и др.;
·         обеспечениефинансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственныхрисков, в рамках профессиональной системы за счет целевых страховых взносовнанимателей по накопительной схеме;
·         введение общегодля всех пенсионеров (в том числе военных, сотрудников МВД, КГБ) механизмаограничения выплачиваемых пенсий на период работы и с учетом текущих заработковпенсионеров;
·         усилениесоциальной поддержки уязвимых категорий, повышение размеров детских пособий;разработка единой процедуры расчета среднедушевого дохода: увеличение объемовфинансирования программ адресной социальной помощи.[6.29с.]
Необходимостьдальнейшего увеличения денежных доходов населения предусматривает разработкумер по поддержанию реального уровня заработной платы и других доходов граждан;недопущению необоснованной дифференциации населения по доходам, прежде всего наоснове совершенствования государственного регулирования оплаты труда поотраслям экономики и видам экономической деятельности; снижению уровнямалообеспеченности путем последовательного приближения уровня минимальнойзаработной платы к величине минимального потребительского бюджета, размеровсоциальных пособий — к бюджету прожиточного минимума. Совершенствованиепенсионной системы должно быть направлено на обеспечение ее устойчивости вусловиях роста численности получателей пенсий относительноработников-плательщиков страховых взносов. В частности, намечены меры поувеличению требований к пенсионному и страховому стажу, изменению возрастногокритерия для обращения за пенсией. Не менее актуальными задачами являютсяразвитие программ добровольного дополнительного пенсионного страхования,повышение заинтересованности граждан в их участии. Необходимы меры порасширению спектра социальных услуг, оказываемых пожилым гражданам, инвалидам,другим социально уязвимым категориям населения.
2.3 Анализ статистики распределениядоходов в РБ
Несмотря на принимаемые меры,общемировые кризисные тенденции замедлили темпы роста денежных доходовбелорусских граждан. В январе-мае 2009 г. денежные доходы населения составили33,9 трлн руб. и по сравнению с январем-маем 2008 г. увеличились на 21,2%,реальные денежные доходы выросли на 5,5% при годовом прогнозе 11 5%. Денежныедоходы в расчете на душу населения составили 702,1 тыс. руб. в месяц иповысились по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в реальном выражении на5.6%.
Продолжилась тенденция снижения долиоплаты труда в структуре доходов в январе-мае 2008 г. — 58,7%, в январе-мае2009 г. — 56,5%. Незначительно сократилась также доля социальных трансфертов вобщей сумме доходов в январе-мае 2008 г. — 21,6%, в аналогичном периоде 2009 г.- 20,7%.Одновременно происходил стабильный рост доходов от собственности (вянваре-мае 2008 г. — 2%, в рассматриваемом периоде — 2,7%), от предпринимательскойи иной деятельности, приносящей доход, от продажи продукции в январе-мае 2009 г. составило более2 п.п. по сравнению с январем-маем 2008 г. (рис. 18).
Рост доходов от собственности,предпринимательства и продажи продукции сельского хозяйства свидетельствует орезультативности мер по улучшению делового климата и условийпредпринимательской деятельности, о поддержке развития личных подсобных ифермерских хозяйств, предпринимаемых в Республике Беларусь в рамкахобщегосударственных мер по либерализации экономики с целью предотвращенияпоследствий мирового финансово-экономического кризиса. Однако при этом наиболеепристальное внимание необходимо по прежнему уделять обеспечению ростазаработной платы как базового источника формирования доходов населения страны. Реальнаязаработная плата в среднем по республике увеличилась за январь-июнь 2009 г. куровню соответствующего периода 2008 г. на 2,1% (годовой прогноз — 117%).Замедление темпов ее реального роста по сравнению с прогнозируемыми требует разработкиэффективных мер по усилению поддержки экономически активного населения.
В январе-июне 2009 г. среднемесячныйразмер пенсии по возрасту равнялся 409,3 тыс. руб. и в сравнении ссоответствующим периодом 2008 г. увеличился более чем на 12%. Средняя минимальнаяпенсия по возрасту повысилась до 230,8 тыс. руб., т.е. на 14,5%. Соотношениесреднемесячного размера минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточногоминимума пенсионера в январе-июне 2009 г. составило 111 %.
Негативным явлением в анализируемомпериоде является снижение реального размера пенсии по возрасту: в первомполугодии 2009 г. по отношению к аналогичному периоду 2008 г. он составил 98,8%(годовой прогноз -114%).
/>/>
Рис.5. Изменение структуры денежныхдоходов населения в январе-мае 2008- 2009 гг… % к итогу.
Пособия семьям с детьми в январе-июне2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. увеличились на детей ввозрасте до трех лет на 7,4%, на детей старше трех лет — на 17,4% и составили188,7 и 70,7 тыс. руб. соответственно. Однако темп роста пособий семьям сдетьми в первом полугодии 2009 г. не достиг величины, прогнозируемой на текущийгод.
Заключение
Мировой опытпоказывает, что эффективная социально-ориентированная рыночная экономиканемыслима без демократической системы распределения доходов граждан.Распределительные отношения лежат в основе создания системы стимулов дляучастия в производственном процессе. Доходы населения определяют социальноеположение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит отэкономики страны, в которой он проживает. Таким образом, реализациярезультативного перераспределения доходов должна осуществляться посредствомразработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, преждевсего в области регулирования доходов граждан, справедливого налогообложения исовершенствования системы социальной защиты граждан.
В целом, общепринятым являетсямнение, что в соответствии со спецификой Республики Беларусь целесообразнопроведение политики доходов исходя из сочетания экономической эффективности исоциальной справедливости. Таким образом, реализация результативногоперераспределения доходов в Белоруссии должна осуществляться посредствомразработки государственных программ, предусматривающих конкретные меры, преждевсего в области регулирования трудовых доходов граждан, справедливогоналогообложения и совершенствования системы социальной защиты граждан. Внастоящее время произошли следующие изменения в использовании вышеназванныхнаправлений перераспределения доходов:
·         в сферерегулирования оплаты труда прогрессивной мерой стало поэтапное повышениеминимального размера оплаты труда ;
·         в реформированиисоциальной защиты населения приоритетами стали считаться: достижениеупорядоченности, обоснованности и адресности социальных трансфертных выплат,усиленное развитие системы социального страхования. Государственная политика вобласти пенсионного обеспечения реализуется посредством сохраненияраспределительной системы финансирования и постепенного внедрения накопительной.
·         основойналогового регулирования доходов стало принятие единой минимальной ставкиналога на доходы физических лиц. Вопрос о воздействии данной меры налегализацию скрываемых населением доходов остается спорным. Новые налоговыельготы при осуществлении купли-продажи недвижимости не могут быть признанысоциально справедливыми. Многие исследователи в качестве последствий такойполитики называют еще большее усиление социально-экономической дифференциациинаселения и сокращение поступлений по подоходному налогу в бюджет.
Главной проблемой в условиях остройнеобходимости социальной поддержки граждан Республики Беларусь являетсянедостаточность финансирования трансфертных программ. Заслуживают вниманиепредложения по усилению контроля над их целевым и рациональным использованием.Следует подчеркнуть важную роль регионального регулирования доходов граждан,которое является дополнением и конкретизацией государственных программ. В сферераспределительных отношений именно государство должно стать социальным гарантом,согласующим экономические интересы всех социальных групп общества.
Политики вовсем мире стремились к равномерному распределению доходов населения, но современем все возвращалось обратно. Это можно проследить по историческомускладыванию экономики Беларуси. При увеличении доходов богатых повышались ценына жилье и товары народногопотребления.
Высокую значимость имеет обеспечениекомплексного подхода к осуществлению политики доходов граждан: в частности, всложившихся условиях при сокращении государственного перераспределения черезналоговые методы было бы приемлемо усиление социальной защиты населения.Одновременно с совершенствованием используемых методов имеет смысл созданиеблагоприятных условий для реализации политики перераспределения. Речь идет обобеспечении общей экономической и политической стабильности в государстве.
Главными целями при перераспределениидоходов граждан можно считать: сокращение дифференциации в оплате труда поотраслям и предприятиям, снижением сезоннойбезработицы в сельской местности, поиск новых источников финансированияпроводимой социальной политики и др.
Даже, несмотряна начавшийся в 2008 году мировой финансовый кризис, правительству удалосьобеспечить реальный рост доходов населения.
В 2009 годудоходы населения увеличились по сравнению с 2008 годом на 2.1%.Денежные доходыв РБ на душу населения (в месяц) увеличились. Пенсии и средняя заработная платаувеличились по сравнению с тем же периодом 2008 года. Но, несмотря на все этимеры, проблема повышения качества жизни населения и обеспечения ему социальныхгарантий требует дальнейшего решения. В основу предпринимаемых в этомнаправлении мер должна быть положена политика роста доходов и благосостояниявсех социальных групп населения.
Список использованной литературы
1.Макроэкономика: учебноепособие/А.В.Бондарь[др.].-2-е издание– Минск: БГЭУ,2009.-415с.
2. Давыденко, Л.Н.Экономическая теория: практикум: учеб.пособие для вузов/ Л.Н.Давыденко, Е.Л.Давыденко, И.А.Соболенко. – Мн.: Выш.шк.,2008.-453с.
3. Экономическая теория: курс интенсив. Подготовки /И.В.Новикова [и др.] Мн.: ТетраСистемс,2009.-210с.
4.Национальная экономика Беларуси: учебник/В.Н.Шимов[и др.]; под.ред. В.Н.Шумова.-3-еиздание.-Минск.БГЭУ,2009.-751с.
5.ЯнчукВ.А. В мире макроэкономике – Витебск,2008
6.Статическийежегодник 2008//Министерство статистики и анализа
РБ,2008– Минск,2008
7.Экономический бюллетень: журнал/С.С.Полоник[и др.] — №8,2009, — ТНУ «НИЭНМинистерство эконоики РБ»,2009


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Палітычныя мадэлі журналістыкі
Реферат Бизнес-план СТО по кузовному ремонту автомобилей "555"
Реферат Социальная работа с детьми - инвалидами
Реферат Анализ эффективности управления персоналом диверсифицированной фирмы с выделением структурных сдвигов
Реферат Патобиохимические основы оценки воспалительных реакций в организме человека
Реферат Contrast And Compare Hitler To The Japanese
Реферат Ломоносов М.В.
Реферат Биологические и физиологические изменения под воздействием активны
Реферат Начало создания российской администрации в Чечне. 1807 год.
Реферат Причины экономических циклов
Реферат Правила работы на компьютере
Реферат 10 интересных фактов о пищевых продуктах окружающих человека
Реферат Способы словообразования в немецком языке
Реферат Macbeth Fair Is Foul Essay Research Paper
Реферат «Междисциплинарные исследования в психологии» для слушателей программы