Донецкий национальный технический университет
Магистратурагосударственного управления
№ з/к 100-00
Контрольнаяработа
по дисциплине“Государственное регулирование экономики”
Слушателя: Гришиной Е.О.Донецк2010г.
Задание № 1
В чем проявляется обратная связь органовгосударственной экономической политики?
ОТВЕТ: Прежде всего, понятие «государственноерегулирование экономики» означает воздействие государства в лицегосударственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в нихлиц, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер,упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов,отстаивать государственные и общественные интересы.
Государственноерегулирование в широком смысле слова включает: прогнозирование, планирование,финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование,администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место нетолько в централизованно управляемой экономике, но и в рыночной экономике.
Государственноерегулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Впериод перехода к рыночным отношениям государственное регулирование особеннонеобходимо при проведении экономических реформ — реформировании собственности,материального производства, рынка труда, финансового рынка.
Цельюгосударственного регулирования является обеспечение правовой базыфункционирования рыночной системы, установление законных и эффективныхвзаимоотношений между производителями и поставщиками и потребителями продукции.Государственное регулирование выступает главным регулятором поведенияцивилизованного бизнеса и создает условия для относительного нивелирования социальногонеравенства населения страны.
К субъектам экономическойполитики следует отнести негосударственные союзы, объединения, выражающиеинтересы определенных слоев и групп (это, прежде всего, профсоюзы и союзыпредпринимателей, в меньшей мере религиозные, культурные организации, политическиепартии).
Характер действий данныхсубъектов весьма различен:
― государствонаделено экономической и политической властью;
― союзы,объединения могут опираться лишь на свой потенциал, законодательной базы у нихнет.
Носители хозяйственныхинтересов могут самостоятельно воздействовать на государственные регулирующиеорганы, при этом следует иметь в виду, что сила воздействия носителяхозяйственных интересов определяется экономической властью субъектов экономики.Для понимания механизма экономической политики важно учитывать экономическиеинтересы.
Носители хозяйственных интересов прямо и через своиобъединения поддерживают или не поддерживают правительство. Могущественныеобъединения предпринимателей или профсоюзы могут выступить с предупреждением вадрес правительства в связи с несовместимостью государственных мер регулированияс их интересами. Союзы ― выразители хозяйственных интересов своих членов,так же как и отдельные юридические и физические лица, финансируют илиотказывают в средствах финансирования той или иной партии на выборах,избиратели голосуют за партию, а значит, и за экономическую часть программыэтой партии, или нет. Потеря доверия избирателей и объединений хозяйственныхинтересов к правящей партии или партиям ― это главная линия обратнойсвязи между ГЭП и носителями хозяйственных интересов.
Наиболее могущественнымииз субъектов украинской экономической политики являются союзы предпринимателей,которые могут оказывать давление на властные структуры, определяющиеэкономическую политику. Поскольку государство целью своей деятельности имеетблаго всего общества, а частный сектор преследует свой интерес, нередковозникает их открытое противостояние, в котором государство не всегда находитсяв лучшем положении.
Задание № 2
В приведенном графике учтены толькочастные выгоды и издержки
/>/>/>P
/>
S1
D
S
/>
Q2 Q1 Q
Изобразите новую кривуюпредложения и новую равновесную цену, количество химического волокна, есливнешние эффекты учтены в издержках производства.
Будет произведено большеили меньше химического волокна согласно новой кривой? Как изменится цена?Почему возможно перепроизводство товаров, которые ведут к затратам третьих лиц?
ОТВЕТ: Внешние эффекты― разница между общественными и частными выгодами, т.е. это экстерналии,которые неспособен уловить рыночный механизм. Внешние эффекты ―воздействия, которые возникают в результате деятельности третьих лиц ―хозяйствующих субъектов, на потребителей и производителей. Когда у третьейстороны возникают некомпенсируемые издержки, говорят об отрицательном внешнемэффекте, когда же третья сторона, не участвующая в рыночной сделке, тем неменее, получает от нее выгоды ― проявляются внешние эффекты.
Отрицательные внешние эффекты, прежде всего, связаны сзагрязнением окружающей среды. Потери общества из-за отсутствия правсобственности на такие природные ресурсы, как воздух, вода и другие, неучитываются в издержках фирм-загрязнителей. Следствием этого являетсянерациональное распределение других природных ресурсов.
Предложение фирмы-загрязнителя объема продукции безучета издержек производства соответствует кривой S. Кривая S1учитывает издержки производства и побочные эффекты. Таким образом, равновесныйобъем производства Q1 больше равновесного объема производства Q2.Это достигается за счет того, что производитель, занижая свои издержки,завышает объем выпуска продукции, нежели это целесообразно с общественной точкизрения, что не соответствует спросу D на данную продукцию.
Отрицательные внешние эффекты могут быть рассмотреныкак внешние затраты. Чтобы рыночный механизм функционировал в интересах народногохозяйства, надо внутренние издержки перевести во внешние. Для этого государстводолжно принять специальные меры для принуждения учета всех общих затрат. К ниммогут относиться: ограничения, запреты, дополнительные сборы.
И, наоборот, в случае с положительными внешнимиэффектами некоторые отрасли могут получать ресурсы в недостаточном количестве.Например, здравоохранение приносит пользу, как отдельным людям, так и обществув целом. Однако кривой спроса на его услуги будут учитываться лишь платежеспособныепотребности частных лиц, в связи с чем объем услуг медицинских служб будет нижеего оптимального уровня.
Следовательно, рыночный механизм не всегдаобеспечивает оптимальное распределение ресурсов: в некоторые отрасли и фирмыони могут поступать либо в чрезмерном, либо в недостаточном количестве. Впервом случае задачей государства является нейтрализация негативныхпоследствий. Для этого используются меры административного воздействия, налогиили штрафные санкции. Эта ситуация иллюстрируется перемещением кривойпредложения S в положение S1, когда производство достигнетоптимального объема Q2.
Во втором случае, при недостатке ресурсов государствоможет выделять производителям дотации или само начать производить даннуюпродукцию.
Задание № 3
Укажите наиболее характерныйвариант противоречивого сочетания целей экономической политики:
а) экономический рост —внешнеэкономическое равновесие;
б) стабилизация денег — достижениеполной занятости;
в) полная занятость — сохранениеокружающей среды;
г) внешнеэкономическое равновесие —достижение полной занятости;
д) полная занятость — экономическийрост
Рассмотрите названные цели применительнок украинской экономической политике
ОТВЕТ:Экономическая политика может быть представлена как постановка и реализация определенныхцелей. Экономическая жизнь общества требует решения множества задач, чтопредполагает их структурирование. Наиболее удачная структурная картина выглядитследующим образом. На глобальном, высшем уровне следует обозначить основнуюцель экономики. Она заключается в стремлении достичь максимальногоблагосостояния всего общества. Кроме основной цели, существует совокупностьзадач как бы второго уровня. Их можно условно назвать подгруппой главных целей(их порой обозначают как функции государства). Соотношение разных целейнаходится в диалектической взаимосвязи: достижение нижестоящей цели естьсредство для выполнения цели более высокого уровня. Так, цель экономическогороста можно представить как задачу, имеющую более высокий по сравнению сдостижением полной занятости уровень. В таком случае меры по устранению безработицыследует рассматривать как средство обеспечения экономического роста.
Кглавным целям принято относить: 1) свободное развитие общества; 2) правовойпорядок; 3) внешнюю и внутреннюю безопасность. Выполнение данных целейобеспечивает наиболее общие, принципиальные условия существования рыночнойсистемы.
Обычно отмечают четыреприкладные задачи (своего рода конкретно-целевую группу):
― экономическийрост;
― полная занятость;
― стабильностьуровня цен и устойчивость национальной валюты;
―внешнеэкономическое равновесие.
Цель экономического ростасчитается обычно ведущей конкретной целью. Ее реализация планируется в рамкахабсолютного и относительного возрастания ВНП. Наибольшая важность этогопоказателя в том, что он может отражать рост реального ВНП и прогресс в областипроизводительности труда. Его же слабость в следующем: он не показываетсоциальное неравенство в распределении продукта и негативные последствияэкономической динамики для природной среды.
Совместимой с цельюэкономического роста является другая цель ― обеспечение полной занятости.Она предполагает достижение максимально возможного в долгосрочном планестабильного использования трудоспособного населения и обеспечивает оптимальныйэкономический рост. Цель стабильности уровня цен и устойчивости национальнойвалюты считается достигнутой, если норма инфляции составляет 1 – 2% в год.Устойчивый процесс денежного обращения играет роль кровеносной системы дляэкономики, поэтому данная конкретная цель экономической политики являетсяважнейшим ориентиром в действиях государства.
Выполнение трехперечисленных целей обеспечивает достижение в рамках национальной экономикимакроэкономического равновесия, однако прослеживается закономерность: чем болеевысоким уровнем развития обладает экономика страны, тем более открытой онастановится к внешней сфере. Разрабатывая концепцию целей, государство должноисходить из необходимости выработки логически обоснованной, непротиворечивойсистемы. Однако в ходе практического осуществления экономической политикисоздать гармоническую систему из совокупности данных конкретных подходов достаточнотрудно. Это связано с двумя обстоятельствами:
― сама формулировкаконкретной цели содержит определенный элемент сложности, в обществе всегдасуществуют различные представления о целях;
― практическоерегулирование показывает, что выполнение одной цели способно затормозитьвыполнение другой или даже сделать его невозможным. Экономический процессосуществляется лишь в борьбе противоречий.
Наиболее характерные вариантыпротиворечивого сочетания целей экономической политики:
1. Достижение полнойзанятости и обеспечение стабильности цен. Чем выше степень занятости трудоспособного населения, темвыше уровень оплаты совокупной рабочей силы и соответственно выше масштабысовокупного спроса. В результате неизбежно повышаются цены. Производствопродукции и услуг при этом тоже возрастает, однако на стадии экономическогороста (когда и происходит увеличение занятости) темп роста заработной платыможет вполне опережать прирост производительности.
Нацеливая экономическуюполитику на увеличение занятости, непременно надо знать цену — усилениеинфляционных тенденций. Делая выбор в решении, какой из двух целейцелесообразнее отдать предпочтение, следует рассчитать, невыполнение какойзадачи представляет собой большую социально-экономическую опасность. Наиболееразумный вариант при выполнении противоречивых целей (как показывает опытразвитых стран) — использование метода постоянного и мягкого волнообразногоманеврирования. В этом проявляется оперативная реакция на комплексы факторов,действующих с разных сторон.Попеременное частичноевыполнение каждой из противостоящих целей — наиболее рациональный ключ решениязадач в экономике, имеющей определенный уровень равновесного состояния.
2.Высокая степень занятости и внешнеэкономическое равновесие. Рост занятости ведет к повышениюоплаты труда и, следовательно, к инфляции. Для развитой, активно вовлеченной вмировое хозяйство экономики страны эта взаимосвязь между ростом занятости иусилением инфляции приводит к дополнительным проблемам.
Вариантрешения данного конфликта целей часто осуществляется следующим образом:обеспечивая политику занятости, государство принимает меры по модернизации производственногокомплекса, в частности, за счет проведения структурной, региональной и научнойполитики. Эти меры позволяют повысить экспортный потенциал страны, чтоувеличивает резервы для сохранения выгодного соотношения расчетов в платежномбалансе.
3. Экономическийрост и сохранение окружающей среды. Обе цели стоят, безусловно, в противоречии. Не случайно,поэтому родилась теория нулевого роста. Поддержание даже невысокого, ностабильного экономического роста неизбежно сопровождается постоянным потреблениемресурсов природы: воды, воздуха, природных ископаемых. Достижения в стабильномросте экономики, как правило, непоправимо уменьшают возможности природного комплексана противостояние (чуждой для него) производственной системы.
Каков выход? Он просматривается вдвух аспектах: после достижения определенного, достаточно разумного уровняблагосостояния задачу темпов экономического роста требуется решать с предельнойосторожностью.
Соотношение ряда других целей можетиметь нейтральный характер (например, в таком соотношении находятся: сохранение стабильности цен иохрана окружающей среды, справедливое распределение доходов и внешнеэкономическоеравновесие), одновременное решение таких целей не вызывает особых трудностей.
Наиболее удачные решения целевой программы происходиттогда, когда выбранные ориентиры взаимно обуславливают друг друга: выполнениеодной цели помогает достижению другой и это может осуществляться одновременно(например, параллельное увеличение занятости и темпов экономического роста).
Таким образом, формируямодель экономической политики, необходимо поддерживать определенное равновесиев соотношении целевых установок.
ГРУППА ЦЕЛЕЙэкономической политики в Украине: применительно к условиям в Украинепоследовательность выполнения целей указанной выше группы может отличаться оточередности, характерной для западных стран. К тому же и в составе целей можетбыть определенная специфика, вызванная недостаточной зрелостью рыночныхотношений, трудностями переходного этапа.
В настоящее времянаиболее сложная ситуация, как видит ее правительство, связана с финансовойстабилизацией, с сокращением темпов инфляции.
Идущая вплотную вслед заэтим цель — предполагает предварительное оживление инвестиционной активности.
Проблема безработицы втекущем периоде пока не столь опасна, поэтому она еще не выдвигается на первыйплан в иерархии целей.
Относительно спокойноесостояние с проблемой внешнеэкономического равновесия не побуждаетправительство активизировать меры в этой сфере.
Из-за нехватки финансовыхресурсов цель по охране природного комплекса пока отодвинута на дальний план.
Приоритетными целямиэкономической политики Украины на конец 90-х годов являются: 1) сокращение уровня инфляции; 2)ограничение падения производства и более полное использование экономическогопотенциала Украины.
Одна из первоочередныхцелей развития национальной экономики ― обеспечение высокого уровня истабильного роста объемов производства, т.е. устойчивых темпов прироста СОП иВВП. Сегодня правительство Украины пытается решить основную стратегическуюзадачу ― сократить разрыв между уровнями развития Украины и группыстран-лидеров.
Задание № 4
В условиях экономического спадасуществует бюджетный дефицит. Можно ли его рассматривать как отрицательныйпараметр экономической политики?
ОТВЕТ: Величина превышения расходовбюджета над его доходами называется бюджетным дефицитом; сумма накопленных заопределенный период времени бюджетных дефицитов образует государственный долг.Дефицит бюджета и величина государственного долга — это важнейшие показатели состоянияэкономики.
Причинроста бюджетных дефицитов множество (спад общественного производства, массовый выпуск «пустых»денег, неоправданно возросшие затраты на финансирование ВПК, значительныесоциальные программы, крупномасштабный оборот «теневого» капитала, огромныенепроизводительные расходы, потери, приписки, хищения и т.п.), но важнейшеезначение имеет возрастание роли государства в различных сферах жизни,расширение его экономических, социальных функций, увеличение военных расходов,численности госаппарата.
Бюджетныйдефицит, несомненно, относится к так называемым негативным экономическимкатегориям типа инфляции, кризиса, безработицы, которые являются, однако,неотъемлемыми элементами экономической системы.
Следуетзаметить, что бездефицитность бюджета еще не означает «здоровья» экономики.Надо четко представлять, какие процессы протекают внутри самой финансовойсистемы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.Вместе с тем, любое государство стремится если не покрыть полностью, точастично уменьшить дефицит бюджета.
Существуетнесколько традиционных способов покрытия бюджетного дефицита — этогосударственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ,предусматривающий увеличение денежной массы в обращении,— это собственноепроизводство денег, или «сеньораж». «Сеньораж» сегодня не принимает формупростого печатания денег, так как это слишком явно связано с инфляцией. Внастоящее время «сеньораж» реализуется посредством создания резервов коммерческихбанков.
Бюджетныйдефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственныйзайм — важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить,насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализавеличины государственного долга. С другой стороны, для оценки величиныгосударственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Задание № 5
Рассмотри правительство, желающееобеспечить население своей страны дешевым жильем. В целях стимулированиястроительства многоэтажных домов правительство обещает в будущем не вводитьникаких программ контроля над рентой. При этом:
а) когда строительство многоэтажныхдомов уже закончено, сохранится ли у правительства желание следовать данному имобязательству?;
б) если в частном секторе известно,что правительство не выполнит своего обязательства, будут ли существоватькакие-либо стимулы к строительству многоэтажных домов?;
в) какова оптимальная политика,которой должно следовать правительство? Какова совместимая во времени политика?
ОТВЕТ: Зная цель и инструменты экономической политики,важно найти такое их соотношение, которое может обеспечить максимальный эффект.Я. Тинбергер подробно описал основные шаги выработки оптимальной экономическойполитики:
1) выбор конечной целикак максимизации общественного благосостояния — определение конкретныхпоказателей экономической политики;
2) определение арсеналаполитических инструментов;
3) выработка моделиэкономики, связывающей целевые показатели и инструменты их достижения.
Основой эффективнойэкономической политикиявляется наличие соответствующего количеству целей количества инструментов,которые являются линейно независимыми, т.е. можно сказать, что достичь можностолько целей, сколько имеется линейно независимых инструментов. В определенныхслучаях правительственные органы сталкиваются с тем, что они могут использоватьтолько один из инструментов.
Другой проблемой можетстать совместимость во времени. Следует понимать, что совместимая политика такая,при которой правительственные органы оптимизируют свои действия в каждый моментвыбора (примером совестимой политики является налоговая амнистия, илиустановление патентного ограничения).
Результаты совместимой вовремени политики, при которой выбор решения происходит в каждом периоде, могутзначительно уступать результатам последовательного претворения в жизньустановленного в начале длительного периода политического курса.
При проведении отдельных направленийэкономической политики может возникнуть несовместимость во времени. Так, припроведении антиинфляционной политики целесообразно достичь соглашения между ЦБи профсоюзами, по которому при разграничении предложения денег профсоюзысоглашаются на минимальный прирост заработной платы. После достижения такогосоглашения у ЦБ может возникнуть стимул к нарушению соглашения в краткосрочномпериоде. При этом нарушается доверие к провозглашенному политическому курсу.Возникает соблазн его снять, уничтожив монополию приобретателя, но это можетпривести к снижению стимулов инновационной деятельности.
В случае с жилищнымстроительством многоэтажных домов целесообразно достичь соглашения с частнымсектором, по которому при росте цен будет введена минимальная рентная плата.Тогда у правительства может появиться стимул к нарушению соглашения вкраткосрочном периоде и когда строительство многоэтажных домов будет ужезакончено, у правительства не сохранится желание следовать данному имобязательству. Понятно, что если в частном секторе будет известно, чтоправительство не выполнит своего обязательства, каких-либо стимулов кстроительству многоэтажных домов существовать не будет.
Оптимальная политикаможет устанавливаться по правилам и по обстоятельствам, когда экономическаямодель неизвестна.Формирование эффективной экономической политики является одной изпервостепенных задач правительства Украины. В значительной степени глубокийэкономический кризис, поразивший экономику страны, является следствием необоснованнойи непоследовательной экономической политики, отсутствием четко определенныхстратегических целей и механизма их достижения.
Задание № 6
Предположим, что жители города Nрешили открыть зоопарк. Чтобы его открыть и содержать, жители должны платитьежегодно равный налог. В табл. представлена ежегодная выгода, полученная каждойгруппой жителей.Группы жителей Ежегодная выгода каждой группы (тыс. грн.) 1 1800 2 260 3 1600 4 1200 5 600 6 2200 7 1540 8 1700 ИТОГО 10900, в среднем: 10900/ 8 = 1362,5
Ответьте:
а) если каждая группа будетголосовать в соответствии с полученными выгодами и издержками, то кто будетголосовать «за», «против»?;
б) будет ли открыт зоопарк?ОТВЕТ: Проблемы выбораэкономических субъектов в сфере общественного сектора анализирует концепцияобщественного выбора. Особенностью подхода теории общественного выбора являетсято, что частный интерес является основным побудительным мотивом не только вбизнесе, но и в общественной жизни. Хотя целью общественного сектораявляется максимизация благосостояния нации, но и ему характерна проблемавыбора, которая, как известно, является результатом ограниченности используемыхресурсов. При этом нужно определить, какие блага нужно произвести, чтобыполучить максимум социального благополучия. Решение этой проблемы связано ссопоставлением результата и затрат производства, однако здесь в качестверезультата рассматривается общественный выигрыш, а в качестве затрат —социальные издержки. Производство социальных благ следует расширять до тех пор,пока предельная социальная выгода сравняется с предельными социальнымииздержками. Т.е. любой общественный проект приемлем, пока соотношение выгоды(ОВ) и издержек (СИ) будет больше 1: ОВ > СИ.
Социальные издержкификсированы, поэтому соотношение выгода — издержки будет стремиться кравновесию, т.е. к 1.
На основе данного правилапринимаются оптимальные решения. Индивидуальные желания переводятся в действияправительства через политические институты. Одним из таких институтов являетсяпринцип правления большинства, т.е. одобрение действия более 50% голосовавших. Задачаэкономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выбореварианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравниваютпредельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельнаяполезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться. Решениебудет зависеть еще от политической структуры, в которой осуществляется выбор.
Выбор зависит от способараспределения затрат: вслучае с открытием зоопарка в городе, жители должны платить ежегодныйодинаковый по величине налог (т.е. издержки на содержание этого зоопарка будутодинаковыми). Что касается выгоды, то она различна для различных групп жителейгорода. На основе предоставленных данных можно сделать вывод, что:
а) в случае, если размережегодного налога на содержание зоопарка будет равно 260 тыс. грн. «за»открытие зоопарка проголосуют все жители города. Поэтому будет принято решениеоб его открытии;
б) в случае, если размережегодного налога на содержание зоопарка достигнет суммы 1200 тыс. грн., то«против» проголосуют 2-я и 5-я группы жителей города, т.к. для них размережегодной выгоды гораздо меньше ежегодных затрат;
в) в среднем на каждуюгруппу жителей приходится ежегодная выгода в сумме 1362,5 тыс. грн., еслиразмер ежегодного налога на содержание данного зоопарка не будет превышать этойсуммы — зоопарк в городе будет открыт.
Таким образом, задачаэкономической политики состоит в том, чтобы заключить соглашение о выбореварианта распределения затрат. Для максимизации полезности люди сравниваютпредельную полезность блага с размером дополнительного налога: пока предельнаяполезность будет превосходить налог, их положение будет улучшаться.
Задание № 7
Эффект вытеснения состоит в том,что:
а) увеличивающиеся государственныерасходы выполняют расходы частного сектора;
б) увеличивающиеся налоги вытесняютновые инвестиции;
в) политическая и социальнаянестабильность дестимулирует инвестиции в экономику;
г) часть государственных расходовфинансируется за счет новых займов;
д) частные инвестиции вытесняютгосударственные
ОТВЕТ:а) увеличивающиеся государственные расходы выполняют расходы частного сектора. Впериод спада стимулирующая фискальная политика складывается из: 1) увеличениягосударственных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственныхрасходов со снижением налогов. Такая фискальная политика приводит фактически кдефицитному финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
Вкраткосрочном периоде рост государственных расходов вызывает уменьшение частныхплановых инвестиций, что может приводить к сдерживанию роста производства. Этотэффект получил в экономической теории название «эффекта вытеснения».
Фискальнаяполитика, предполагающая рост государственных расходов, вызывает вкраткосрочном периоде: 1) увеличение номинального ВНП (объема производства) всоответствии с мультипликатором государственных расходов; 2) повышениепроцентных ставок; 3) появление «эффекта вытеснения» государственными расходамичастных плановых инвестиций.
Вдолгосрочном периоде расширительная фискальная политика приводит: 1) к ростуцен, 2) усилению «эффекта вытеснения», 3) возврату реального объемапроизводства к естественному уровню. «Эффект вытеснения» вызывается ростомгосударственных расходов. Вместе с тем, этот эффект может быть следствиемлюбого из направлений расширительной фискальной политики (снижением ставкиналогов, уменьшением налогооблагаемой базы и т.п.).
Фискальнаяполитика, направленная на сдерживание экономического роста, уменьшаетсовокупный спрос и приводит к противоположному результату: номинальный ВНПпадает, спрос на денежном рынке уменьшается и при неизменном денежномпредложении приводит к падению процентных ставок. Реальные частные плановыеинвестиции увеличиваются, частично предотвращая действие «сдерживающей»фискальной политики. «Эффект вытеснения» заменяется «эффектом привлечения»,увеличения частных плановых инвестиций.
Задание № 8
ЗАДАЧА
Определите параметрыприроста инструментов фискальной и монетарной политики при условии, что объемпроизводства остается неизменным, а инфляция должна быть снижена на 1%. Пустьа1 = 1,33; а2 = 0,28; b1 = 0,14; b2 = 0,13.
Решение. Зная цель и инструментыэкономической политики, важно найти такое их соотношение, которое можетобеспечить максимальный эффект. Я. Тинберген использовал общую линейную модель,в которой имеются два целевых показателя Т1 и Т2 и дваинструмента I1 и I2. Правительственные органыкоординируют свои действия согласно целей и имеющихся инструментов. Еслизакрепить за указанными параметрами конкретное экономическое содержание, тополучим модель, причем достичь можно столько целей, сколько имеется линейнонезависимых инструментов.
В данном случае позаданному условию имеем: Т1 = Q — выпуск продукции, соответствующийпотенциальному ВВП; Т2 = Р = 1% — инфляция. Пусть используют дваинструмента: фискальную политику Y и монетарную М. Цель заключается в том,чтобы выпуск остался прежним, а инфляция была ликвидирована. Можно ли этосделать?
В рамках этой моделинеобходимо, чтобы цели были линейно независимы. В модели можно абсолютныезначения переменных Y и М заменить их отклонениями от базовых значений(ΔY, ΔМ). Тогда:
— первая цель ΔQ =0, т.е. экономика находится в состоянии, когда выпуск продукции равен потенциальному;
— вторая цель ΔР = -1, т.е. инфляция будетликвидирована.
Получим систему уравненийс двумя неизвестными:
ΔQ = a1*ΔY + a2*ΔM
ΔP = b1*ΔY + b2*ΔM.
Подставим значения вуравнение и получим, что:
ΔY = а2/(а1*b2 – a2*b1); ΔМ = -а1/(а1*b2 – a2*b1).
При этих параметрахденежной и фискальной политики возможна стабилизация цен, которая не ведет кснижению объемов производства. Для этого нужно, чтобы фискальная и монетарнаяполитика оказывали линейно независимое влияние на выпуск и цены. По имеющимсямоделям на конец 80-х начало 90-х годов коэффициенты модели таковы:
а1 = 1,33; b1= 0,14; a2 = 0,28; b2 = 0,13,
т.е. влияние фискальнойполитики b1 / а1 = 0,14/ 1,33 = 0,11, а денежной политикиb2 / а2 = 0,13/ 0,28 = 0,46 и денежная политика оказываетболее сильное воздействие на инфляцию по сравнению с фискальной. Данныекоэффициенты независимы и модель Тинбергена можно использовать, при этом можносочетать сдерживающую денежную политику и расширять правительственные расходы.
Расчет даетследующий результат: для того, чтобы снизить инфляцию на 1% количество денегдолжно быть сокращено на 9,9% от исходного уровня, фискальная экспансия должнасоставлять 2,1% ВНП. Это неприемлемое решение с политической точки зрения.
Современной рыночнойэкономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы. В строго экономическом смыслеинфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спросапо сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политикаограничена выбором:
— или стабилизациясовокупного платежеспособного спроса (а следовательно, и денежной массы), чтотребует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения;
— или переход к«равновесным» (свободным) рыночным ценам, что в условиях инфляции всегдаозначает рост цен;
— или увеличениепредложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
Драма антиинфляционнойполитики в том, что первые два средства, сулящие наибольший эффект, социальнокрайне болезненны, а третье — малоэффективно в ситуации «бегства от денег»,подталкивающей предпринимателей к росту цен, а не производства. Разумнаяантиинфляционная политика должна строиться на оптимальном сочетании монетарныхи немонетарных методов.
При выборе эффективного варианта экономическойполитики инструменты должны быть не только независимы, но и их значения должныизменяться так, чтобы эти изменения были допустимы, разумны с политическойточки зрения.
Нужно отметить, что,во-первых, существует определенный временной лаг (период) между принятиеммероприятий в экономической политике и достижением желаемой цели. Величинаэтого лага зависит от многих факторов. Реализация экономической политикитребует длительного времени, в большинстве случаев — более 10 лет. Этообуславливает определенные требования к формированию и деятельностигосударственного аппарата:
1) стабильное пребываниев должности в течение довольно длительного периода (двух-трех сроков избрания),частая смена государственных деятелей и служащих не позволяет осуществить какуюбы то ни было экономическую политику;
2) преемственность вэкономической политике каждого нового состава органов государственного управления.
Во-вторых,государственное вмешательство в экономическую жизнь вызывает не толькоположительные изменения, но и отрицательные. На первоначальном этапе положительноевоздействие растет, достигает определенного максимума, потом происходитснижение и могут наступить отрицательные последствия. Поэтому необходимо искатьдругие способы достижения цели.
Заключение
Несовершенстварыночной системы и функции государства
Модельрыночной системы — лишь первое приближение к пониманию того, как функционируютее важнейшие механизмы. Более того, в реальной действительности даже тех стран,где эта модель традиционна и функционирует несколько столетий, она не считаетсяидеальной. Любое описание рыночной системы служит своеобразным эталоном, ккоторому должна стремиться реальная экономика, идеология которой неограничивает прав экономической свободы и инициативы людей, выбора ими сферыприложения труда в соответствии с вознаграждением.
Главныммотивом экономического поведения людей в мире экономики был и остается личныйдоход. В этом смысле рыночная система оказалась наиболее приспособленной длясочетания личных и общественных экономических интересов. Однако и эта системаспособна функционировать лишь при наличии определенных условий, создаваемыхгосударством. К ним относятся:
—законодательное определение прав собственности на экономические ресурсы и механизмових осуществления;
—защита свободы индивидуального выбора людьми той или иной сферы приложениятруда, знаний, опыта, интеллектуальной и иных форм собственности в сферах, разрешенныхзаконом;
—гарантия приоритетов личных интересов и экономической мотивации законногополучения доходов в соответствии с результатами хозяйственной деятельности;
—использование конкурентного механизма цен, прибылей и убытков, ограничениемонопольных тенденций, как в государственном, так и негосударственном секторахэкономики;
— осуществлениесоциальной политики защиты населения с низкими доходами;
— поддержаниестабильности, эффективного и устойчивого роста хозяйственных единиц, как вгосударственном, так и негосударственном секторах экономики.
Вмешательство государствав экономику необходимо также в тех случаях, когда по различным причинамрыночная конкуренция и свободное ценообразование неуместны, не достигают целиили не дают удовлетворительного решения существующих проблем.
Список использованной литературы:
1.Конспект лекций покурсу «Государственное регулирование экономики». сост. В.В. Дементьев, Г.И. Рыбникова.,Донецк: ДИП,1998.
2. Бичик С.В. Основы экономическойтеории: Пособие. – Мн.: Высшая школа, 2004. – 237с.
3. Курс экономической теории: учебник/Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2000. –752с.
4. Макконелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – К.: ХаГар, 2000. – 785 с.
5. Панчишин С.М.Макроекономіка: Навч. посібник, — К.: Либідь, 2002. – 616с.
6. Современная экономика. Лекционныйкурс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Изд. «Феникс», 2000. –544с.
7. Селезнев В. Основы рыночнойэкономики Украины: Уч. пособие. – К.: Изд. А.С.К., 2003. – 656с.
8. Экономическая теория:Уч. для студ. высших уч. завед. /Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1999. — 640с.
9. Экономика: Уч. /Подред. доц. А.С. Булатова. – М.: Изд. БЕК, 1996. – 632с.
10. http/Economicus.Ru /50 лекций помикроэкономике/
11. www.minfin.gov.ua/
12. www.ukrstat.gov.ua/