/>/>СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Особенности функционированиянекоммерческих организаций
2. Виды некоммерческих организаций
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Демократизация общественныхотношений, происходящая в России в последнее десятилетие, ознаменована каксовершенствованием характера деятельности ранее существовавших, так изарождением новых социальных институтов. Вызванный к жизни кардинальнымирыночными изменениями в сфере производственных отношений, процесс этотпроисходит масштабно и бурно, однако не всегда с ожидаемой результативностью.Последнее утверждение в первую очередь справедливо в отношении реформированиятакой структурно и функционально сложной системы, как институт права и правовыхотношений. Сложность его реформирования заключается в том, что даже самыеблагоприятные изменения в сфере законодательства и характера функционированияправовых институтов могут оказаться безрезультатными при доминировании вобществе неправового идеологизированного массового сознания. Только сочетаниевысокоразвитой правовой культуры населения со структурно обновленными правовымиинститутами может стать залогом построения гражданского общества, необратимостипостроения основанного на рыночной экономике правового государства.
С самого начала происходящих реформ,на смену находящихся под директивной опекой государственных органов, большейчастью политизированных и идеологизированных общественных организаций, в Россиипришли добровольные объединения граждан, являющие собой бескорыстную ассоциациюактивных, руководствующихся принципами гуманизма и справедливости людей. Вкачестве таковых в России в конце 80-х начале 90-х годов возниклинекоммерческие организации, призванные осуществлять правовую защиту и правовоепросвещение широких слоев населения.
Историческую роль некоммерческихорганизаций в становлении правового государства трудно переоценить. Онистимулируют этот процесс «снизу», от масс, принося в общественныеотношения новые элементы самоуправления, формируя уверенность в гражданах впаритетности их статуса в отношении государства и социальных институтов.
1. ОСОБЕННОСТИФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Объемыресурсов, используемых в некоммерческой сфере, огромны. Достаточно сказать, чтофинансовые масштабы пенсионного фонда РФ сопоставимы с масштабамигосударственного бюджета.
Коммерческиепредприятия, финансируемые из собственной прибыли, не могут себе позволитьработать неэффективно. От эффективности деятельности зависит не только ихразвитие и процветание, но и сама возможность существования.
Некоммерческиесубъекты в своем большинстве финансируются из государственного и местныхбюджетов. Некоторые из них (некоммерческие фонды, политические партии,профсоюзные организации и др.) финансируются за счет взносов учредителей,членских взносов; часть – за счет прибыли от собственной коммерческойдеятельности.
Всенекоммерческие субъекты можно разделить на три вида.
1.Государственные некоммерческие субъекты (органы государственной,законодательной, исполнительной и судебной власти федерального уровня; местныеорганы государственной власти и управления; госбюджетные предприятия иорганизации здравоохранения, науки и культуры; государственные силовыеструктуры и т. д.).
2.Негосударственные некоммерческие субъекты (политические партии и движения;профсоюзные организации; некоммерческие благотворительные фонды и различныеассоциации; религиозные конфессии и т. д.).
3.Физические лица, занимающиеся некоммерческой деятельностью (независимыеполитики, ученые, деятели искусства и культуры, миссионеры и т. д.).
ВГражданском кодексе РФ отсутствует понятие «некоммерческий субъект»,но подробно прописано понятие «некоммерческая организация»: «Юридическиелица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительскихкооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений),финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, атакже в других формах, предусмотренных законом».
Некоммерческиеорганизации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку,поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, исоответствующую этим целям.
Нарядус выполнением своих основных, некоммерческих функций, органы федеральной иместной исполнительной власти, негосударственные фонды и объединения создаютсамостоятельные или совместные предпринимательские структуры; религиозныеконфессии реализуют на коммерческой основе соответствующую литературу ипредметы атрибутики; деятели науки и искусства — свои произведения, представляющиепредмет интеллектуальной собственности и т. д.
Такимобразом, деятельность некоммерческих субъектов в подавляющем большинствеслучаев включает две составляющие: некоммерческую и коммерческую. Причем, всоответствии с Гражданским кодексом РФ, превалирует некоммерческаядеятельность, а коммерческая призвана лишь ее обеспечивать и развивать. Тоесть, в конечном счете, коммерческая составляющая должна быть нацеленаодновременно как на экономический, так и на социальный эффект деятельностисубъекта. При этом экономический эффект непосредственным образом влияет насостояние внутренней среды некоммерческого субъекта и косвенно — на созданиесоциального эффекта. Социальный эффект, являющийся главным результатомдеятельности некоммерческого субъекта, всегда нацелен на внешнюю среду,способствуя решению проблем общества в целом или отдельных групп населения(например, результаты деятельности фонда «АнтиСПИД», организацииGreen Peace и т. д.).
Распределениебюджетных средств между субъектами некоммерческой сферы зависит от многихфакторов как объективного, так и субъективного характера. К последнимотносятся, наряду с лоббизмом, различного рода злоупотребления и коррупция. Ихдействие становится возможным не только из-за слабого контроля, отсутствияопределенных законов и невыполнения действующих. Существенную негативную рольиграет такое явление, как отсутствие в российском обществе нацеленности наоценку результатов деятельности некоммерческих субъектов.
Этоявление можно было бы оправдать дефицитом индикаторов результативностинекоммерческой деятельности. На самом деле такие индикаторы все же существуют,и часто они лежат на поверхности.
Приведемпример. По данным Госкомстата население нашей страны ежегодно сокращается на0,7 млн. человек, а уровень смертности за последнее десятилетие повысился на37,5 %, став самым высоким в Европе (из каждой тысячи ежегодно умирают 15человек). При этом рождаемость в 1,8 раза отстает от смертности. Дополнив этипоказатели рядом других (характеризующих уровень денежных доходов населения,прожиточный минимум, потребительскую корзину, заболеваемость различнымиболезнями и др.), мы получим весьма пессимистичную картину, отражающуюрезультаты выполнения обществом главной функции – обеспечения своейвыживаемости и достойного существования граждан.
Причиныкроются как в коммерческой сфере, так и в некоммерческой. Но в первую очередь,ответственность лежит на таких некоммерческих субъектах, как органыгосударственной власти и управления, политические партии, органы безопасности, соцобеспечения,медицинские учреждения и т.д.
Крезультативности некоммерческой деятельности в любом обществе есть претензии, иследует признать, что чаще всего обоснованные. Это связано с тем, что на ееосуществление расходуется значительная часть ограниченных ресурсов общества, ив первую очередь, средства налогоплательщиков. В то же время, результаты далеконе всегда адекватны затратам.
Однаиз особенностей менталитета россиян проявляется в том, что неэффективностьотечественной некоммерческой сферы ими воспринимается как негативная инепреодолимая неизбежность. Может быть поэтому проблемы оценки эффективностидеятельности наиболее значимых для общества некоммерческих субъектов и путей еереального повышения практически не поднимаются. Этим с успехом пользуютсянедобросовестные чиновники и другие госслужащие, а также «бизнесмены»от некоммерческой деятельности.
Какиевозможны подходы к определению путей разрешения создавшейся ситуации? В основеодного из них мы видим следующую посылку. Коммерческая деятельность,построенная на принципах рыночной экономики и «вооруженная»концепцией маркетинга, зарекомендовала себя как высокоэффективная. Зададимсявопросом: нельзя ли провести некую аналогию между коммерческой деятельностью инекоммерческой, для того, чтобы перенести опыт достижения эффективности изкоммерческой сферы в некоммерческую?
Длятого чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим схемы цикличностифункционирования коммерческого и некоммерческого субъектов (рис. 1).Коммерческий субъект (фирма, компания) создает и реализует на обслуживаемомрынке некий продукт. Согласно концепции маркетинга, если этот продуктудовлетворяет спрос покупателей, субъект получает прибыль. Оценка результатовфункционирования (в частности, прибыли), производимая учредителями и руководством,позволяет определить объемы и направления финансирования дальнейшейдеятельности коммерческого предприятия.
/>
Рис.1. Схемы цикличности функционирования коммерческого и некоммерческого субъектов
Некоммерческийсубъект, аналогичным образом, создает и продвигает на «рынок»некоммерческий продукт. Если он удовлетворяет соответствующие потребности,возникает социальный эффект – определенная польза для общества или отдельныхгрупп потребителей.
Социальныйэффект, как главный показатель оценки результатов деятельности некоммерческихсубъектов, для них не менее важен, чем прибыль – для коммерческих предприятий.Поэтому объективности оценки социального эффекта должно придаватьсясоответствующее значение. Обычно такую оценку дают сами учредители ируководители некоммерческих образований.
Социальныйэффект —это результат деятельности некоммерческого субъекта, направленный на благообщества в целом или отдельных групп населения, не связанный с получениемприбыли.
Вразличных областях некоммерческой деятельности социальный эффект проявляетсяразличным образом. Так, например, предвыборная деятельность политических партийи движений направлена на получение определенного количества голосов избирателейза выдвигаемых ими кандидатов. Социальный эффект в этом случае проявится впобеде на выборах кандидата, выражающего интересы избирателей.
Социальныйэффект, достигаемый некоммерческим субъектом, может быть большим или меньшим,более или менее значимым для общества. В зависимости от этого деятельностьнекоммерческого субъекта должна в большей или меньшей степени финансироваться истимулироваться из государственного бюджета, спонсорами, меценатами и другимижертвователями.
Некоммерческой организации присущиследующие свойства:
-наличие юридического лица;
-основной целью деятельности не является извлечениеприбыли;
-возможная прибыль не может быть распределена междуучастниками некоммерческой организации.
Некоммерческой организации какюридическому лицу присущи следующие характеристики.
Некоммерческая организация должна иметьсамостоятельный баланс или смету. Некоммерческая организация вправе в установленномпорядке открывать счета в банках на территории Российской Федерации и запределами ее территории, имеет печать с полным наименованием этойнекоммерческой организации на русском языке. Некоммерческая организация вправеиметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную вустановленном порядке эмблему.
Учредительными документаминекоммерческих организаций являются: устав либо учредительный договор и устав,либо только учредительный договор. В некоторых случаях некоммерческая организацияможет действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
В учредительных документахнекоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческойорганизации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно — правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управлениядеятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах,права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческойорганизации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеетчленство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядоквнесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организациии иные положения, предусмотренные федеральными законами.
Учредительные документынекоммерческой организации могут содержать и иные не противоречащиезаконодательству положения.
Требования учредительных документовнекоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческойорганизацией, ее учредителями (участниками).
Некоммерческая организация создается без ограничениясрока деятельности, если иное не установлено учредительными документами некоммерческойорганизации.
Некоммерческая организация может создавать филиалы иоткрывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Филиалом некоммерческой организацииявляется ее обособленное подразделение, расположенное вне места нахождениянекоммерческой организации и осуществляющее все ее функции или часть их, в томчисле функции представительства.
Представительством некоммерческойорганизации является обособленное подразделение, которое расположено вне местанахождения некоммерческой организации, представляет интересы некоммерческойорганизации и осуществляет их защиту.
Филиал и представительствонекоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяютсяимуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основанииутвержденного ею положения. Имущество филиала или представительства учитываетсяна отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации.
Руководители филиала ипредставительства назначаются некоммерческой организацией и действуют наосновании доверенности, выданной некоммерческой организацией.
Филиал и представительствоосуществляют деятельность от имени создавшей их некоммерческой организации, идолжны быть указаны в учредительных документах некоммерческой организации, ихсоздавшей.
По решению учредителей (участников) либо органа,уполномоченного на то учредительными документами, некоммерческая организацияможет быть реорганизована. Реорганизация может быть осуществлена в формеслияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
Некоммерческая организация может быть ликвидирована.Это может произойти:
-по решению ее учредителей (участников) либо органа,уполномоченного на то учредительными документами;
-по решению суда;
-в случае признания организации несостоятельной(банкротом). Данный случай относится только к фондам и потребительскимкооперативам.
Основной целью деятельностинекоммерческой организации не является получение прибыли — другой важныйпризнак некоммерческой организации. Некоммерческие организации могутсоздаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных,образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровьяграждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иныхнематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан иорганизаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, атакже в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2. ВИДЫНЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Согласно ГК РФ некоммерческиеорганизации могут создаваться в форме:
– общественных организаций(объединений);
– религиозных организаций(объединений);
– финансируемых собственникомучреждений;
– благотворительных и иных фондов;
– объединения юридических лиц (союзови ассоциаций);
– автономной некоммерческойорганизации и некоммерческого партнерства;
– товарищества собственников жилья;
– торгово-промышленной палаты;
– коллеги адвокатов и др. (рис. 2).
Общественные объединения(организации) могут создаваться в одной из следующих организационно-правовыхформ: общественная организация, общественное движение, общественный фонд,общественное учреждение.
Общественные организации – организации, которые создаются дляудовлетворения потребностей и интересов своих членов (во внутренней дляорганизации среде). Такие организации вправе осуществлять предпринимательскуюдеятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Участники неимеют прав на имущество организации, в том числе и на свои взносы, они неотвечают по обязательствам организации и ее участников.
Например, профсоюз определяется как добровольноеобщественное объединение граждан, связанных общими производственными,профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целяхпредставительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Общественным движением являетсясостоящее из участников и не имеющее членства массовое общественноеобъединение, преследующее социальные, политические и иные общественно-полезныецели, поддерживаемые участниками общественного движения.
/>
Рис. 2. Основные виды некоммерческихорганизаций
Общественный фонд – это организация, учрежденнаягражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественныхвзносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные и иныеобщественно полезные цели. Фонд не имеет членства. Для реализации своих уставныхзадач фонд может заниматься предпринимательской деятельностью, создавая дляэтого хозяйственные общества или участвуя в них.
Общественное учреждение – это организация, созданнаясобственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иныхфункций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Эта организационная форма может статьосновой для холдинга, финансово-промышленной группы и любого другогообъединения организаций. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – этонекоммерческие организации, учрежденные группой либо коммерческих, либонекоммерческих организаций для координации и защиты своих имущественных идругих интересов. Члены объединений сохраняют свою самостоятельность и правоюридического лица, несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам. ВРоссии создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные иместные общественные объединения. Общероссийское общественное объединениеосуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территорииболее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурныеподразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Межрегиональное общественноеобъединение осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями натерриториях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там своиструктурные подразделения – организации, отделения или филиалы ипредставительства. Деятельность регионального общественного объединения всоответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одногосубъекта Российской Федерации.
Деятельность местного общественногообъединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределахтерритории органа местного самоуправления.
Российские общественные объединения всоответствии с их уставами могут вступать в международные общественныеобъединения, приобретать права и нести обязанности, соответствующие статусуэтих международных общественных объединений, заключать соглашения с иностранныминекоммерческими неправительственными объединениями.
Российские общественные объединениямогут создавать свои организации, отделения или филиалы и представительства виностранных государствах на основе общепризнанных принципов и норммеждународного права, международных договоров Российской Федерации изаконодательства этих государств. Общественное объединение, образованное вРоссийской Федерации, признается международным, если в соответствии с егоуставом в иностранных государствах создается и осуществляет свою деятельностьхотя бы одно его структурное подразделение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Период массового становленияроссийских некоммерческих организаций в историческом плане небольшой. Однакоего значимость для развития правового сознания населения страны труднопереоценить. Возникнув за короткий период во всех регионах страны,некоммерческие организации сразу включились в работу со всеми слоями населения,нуждающимися в правовой защите, тем самым, способствуя вытеснению идеологическихпринципов общественных отношений и их замене правовыми.
Сегодня некоммерческие организации вРоссии – это не только реальность, но и активная сила, являющаяся символомсамодеятельности масс, надежной опорой государства на пути демократизацииобщественной жизни.
Инициативные программы некоммерческихорганизаций направлены на правовую защиту, бесплатное юридическоеконсультирование, правовое просвещение населения. По сути, речь идет о правовойблаготворительности социально-активных людей, чьим жизненным кредо являетсябескорыстная деятельность во имя гуманности общественных отношений, приоритетаинтересов личности.
За прошедшие года некоммерческиеорганизации в России смогли упрочиться и функционально, и материально.Сложилось тесное сотрудничество некоммерческих организаций со средствамимассовой информации. Последнее однако не всегда реализуется в той форме и в техмасштабах, которые желательны для некоммерческих организаций. Тем не менее,тенденции этого сотрудничества благоприятные.
Одна из проблем, тормозящаяэффективную работу некоммерческих организаций – технологическое несовершенствои неполнота базы правовой информации, которой некоммерческие организацииобладают сегодня. Причиной тому, в немалой степени, отсутствие у некоммерческихорганизаций серверной техники, необходимой для формирования систематизированнойбазы правовых данных.
Вторая, но первая по значимости,проблема – это недостаток финансовых средств, затрудняющих реализацию многих,особенно массовых правовых инициатив. Речь идет прежде всего о правовомпросвещении масс, правовой защите социально незащищенных слоев населения,мониторингах правовой ситуации в масштабах регионах, массовом издании правовойлитературы.
Планы некоммерческих организаций набудущее обнадеживают – формирование сознания граждан России будет ознаменованоновым подъемом. Однако предпосылкой этого является опять-таки должнаяфинансовая поддержка некоммерческих организаций, призванных лечь в основуразвития одной из важнейших составляющих демократического облика российскогогосударства – правовых инициатив добровольных объединений граждан.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кудрявцева Г.А.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций \\ Юридический мир,№3, 2002.
2. Маккальская М.Л., Пирожкова Н.А. \\ Некоммерческие организации в России: Создание, права,налоги, учет, отчетность. ― М.: Изд. «Дело и Сервис», 2006.
3. Уткин Р.В.Организационно-правовые формы и виды некоммерческих организаций \\ Бюл.Министерства юстиции РФ, №5, 2006.
4. Юрьева Т.В.Некоммерческие организации: экономика и управление: Учебное пособие. — М.:Русская Деловая Литература, 2007.