--PAGE_BREAK--
Консолидированную отчетность (ежеквартальную и.годовую) составляют и представляют банки, которые в соответствии с нормами ранее названного Положения ЦБ № 191 от 30.07.2002 г. являются головными организациями в банковских /консолидированных группах. При этом они пользуются также следующими документами Банка России:
· Положением № 246-П от 5.01.2004 г. «О порядке составления головной кредитной организацией банковской/консолидированной группы консолидированной отчетности»;
· Методическими рекомендациями по составлению консолидированной отчетности (приложение к письму № 1 — Т от 5.01.2004 г.);
· Положением № 197-П от 19.02.2002 г. «О порядке представления информации о банковских холдингах».
Специальное внимание уделяется годовому отчету банка. В соответствии с названным выше Указанием ЦБ № 1530-У от 17.12.2004 г. коммерческий банк должен подготовить и включить в свой годовой бухгалтерский отчет:
· бухгалтерский баланс в форме оборотной ведомости на 1 января нового года);
· отчет о прибылях и убытках;
· сводную ведомость оборотов для отражения так называемых событий после отчетной даты (факты деятельности банка, которые происходят в период между отчетной датой и датой подписания годового отчета и оказывают или могут оказать существенное влияние на его финансовое состояние на отчетную дату);
· пояснительную записку.
В данной записке на основе самоанализа банка его финансового состояния должна быть отражена, в частности, следующая информация.
1. Перечень основных операций банка, оказывающих наибольшее
влияние на изменение финансового результата, а также информация
об операциях, которые банк проводит в различных регионах.
2. Краткий обзор:
• существенных изменений, произошедших в деятельности банка, событий, оказавших или способных оказать влияние на финансовую устойчивость банка, его политику (стратегию) за отчетный год;
• направлений (степени) концентрации рисков, связанных с различными банковскими операциями, характерными для данного банка.
3. Перечень существенных изменений, внесенных банком в свою учетную политику, влияющих на сопоставимость отдельных показателей его деятельности.
4. Краткие сведения о результатах инвентаризации статей баланса; сведения о дебиторской и кредиторской задолженности.
5. События после отчетной даты, существенно влияющие на финансовое состояние, состояние активов и обязательств банка.
Необходимым компонентом годового отчета банка считается также аудиторское заключение по его годовому бухгалтерскому отчету.
Количество документов (отчетных форм), составляющих годовой отчет банка, в соответствии с новым Указанием ЦБ № 1530 стало значительно меньше, чем это требовалось ранее. В любом случае надо иметь в виду, что годовой отчет в рассмотренной трактовке — это фактически отчет не за год, а только на конец года.
В составе бухгалтерской отчетности банка особое место занимает публикуемая отчетность. Имеются в виду отчетные материалы о своей деятельности, которые банк обязан представлять обществу (и Центральному банку, конечно) путем их публикации за свой счет в открытой печати (газете или журнале). Такую отчетность представляют:
• банки — ежеквартально и ежегодно;
• головные КО банковских/консолидированных группы — ежегодно. А далее наступает очередь второго компонента документарного надзора — анализа полученных от банка данных и иной информации. Однако о технологии такого анализа известно немного.
Во-первых, очевидно, что поскольку объемы отчетных данных гигантские, то значительная их часть просто «складируется» в ТУ и вычислительных центрах ЦБ, по сути не подвергаясь никакому содержательному анализу.
Во-вторых, известно, что полученные отчетные формы рассматриваются на «входе» на предмет корректности их составления, т.е. соответствия утвержденным образцам, а далее содержащиеся в них основные цифровые данные — прежде всего и главным образом с точки зрения того,
а) как банк «укладывается» в установленные обязательные нормативы, выполняет другие формализованные правила и требования
б) каково его текущее финансовое положение.
Наконец, в-третьих, известно, что Банк России (его ТУ) присваивает банкам своеобразные рейтинговые оценки на основе достаточно сложных и даже противоречивых критериев, прописанных в его Указании № 766 от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансового состояния кредитных организаций» относя каждый банк к одной из следующих групп:
- 1-я группа — без недостатков в деятельности;
- 2-я группа — имеющие отдельные недостатки в деятельности;
- 3-я группа — испытывающие серьезные финансовые трудности;
- 4-я группа — находящиеся в критическом финансовом положении. Однако при этом Центробанк не раскрывает методику такого «рейтингования» и никому не дает сведений о его результатах.
Известно, что определенные затруднения в организации качественного надзора связаны, в частности, с практикой «приукрашивания» банками своей деятельности, что ведет к искажениям отчетности. В связи с этим широко распространено мнение о том, будто введение международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) обеспечит повышение прозрачности наших банков. Рассчитывать на это едва ли стоит. С введением МСФО указанная проблема не исчезнет, так как при желании и необходимости определенный набор приемов искажения отчетности с успехом можно заменить другим.
Между тем риски, в т.ч. и на ранней стадии, можно выявлять и на основе существующей pocсийской отчетности, только для этого требуются опыт и высокая квалификация специалистов, использующих знания о реальных схемах отражения отдельных операций и сделок банка для «очистки» баланса с целью повышения его информативности для надзорных целей. Это лишний раз показывает как важность наличия в надзорных структурах действительно высококлассных профессионалов, так и приоритетного значения для их работы аналитической составляющей.
Инспекционные проверки
Другой главный инструмент, применяемый в ходе надзора, — инспекционные проверки банков уполномоченными представителями Банка России (его ТУ). Им посвящена отдельная статья Закона «О Центральном банке РФ».
Ст. 73. Для осуществления своих функций регулирования и надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные в настоящем Законе санкции по отношению к нарушителям.
Проверки могут осуществлять уполномоченные представители (служащие) Банка России в порядке, установленном Советом директоров, или по поручению Совета директоров аудиторские организации.
Уполномоченные представители (служащие) Банка России имеют право получать и проверять отчетность и другие документы кредитных организаций (их филиалов), при необходимости снимать копии с соответствующих документов для приобщения к материалам проверки.
Порядок проведения проверок кредитных организаций (их филиалов), в том числе определение обязанностей кредитных организаций (их филиалов) по содействию в проведении проверок, определяет Совет директоров.
При осуществлении функций регулирования и надзора Банк России не вправе проводить более 1 проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала), за исключением случаев, предусмотренных в настоящей статье. При этом проверкой могут быть охвачены только 5 календарных лет деятельности кредитной организации (ее филиала), предшествующие году проведения проверки.
Проведение Банком России повторной проверки кредитной организации (ее филиала) по одним и тем же вопросам за один и тот же отчетный период деятельности кредитной организации (ее филиала) за уже проверенный период разрешается по следующим основаниям:
1. если такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией кредитной организации;
2. по мотивированному решению Совета директоров.
Такое решение Совета директоров может приниматься в порядке контроля за деятельностью ТУ Банка России, проводившего проверку, либо на основании ходатайства соответствующего структурного подразделения Банка России в целях оценки финансового состояния и качества активов и пассивов кредитной организации. Повторная проверка, проводимая на основании мотивированного решения Совета директоров, осуществляется при участии представителей центрального аппарата Банка России.
Основным нормативным документом, регламентирующим процедуры проверок банков на местах в рамках надзора, является Инструкция ЦБ № 105 от 25.08.2003 г. «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка РФ». «Обеспечительную» роль играет другая Инструкция ЦБ — № 108-И от 1.12.2003 г. «Об организации инспекционной деятельности Центрального банка РФ (Банка России)».
В соответствии с Инструкцией № 105 главной целью проверки банка (его филиалов) является оценка на месте общего состояния банка либо отдельных направлений его деятельности, в том числе: оценка соблюдения законодательства РФ и нормативных актов Банка России, достоверности учета (отчетности) банка, определение размера рисков, активов, пассивов, оценка качества активов банка, величины и достаточности его собственного капитала, оценка систем управления рисками и организации внутреннего контроля банка, его финансового состояния и перспектив деятельности, а также выявление действий, угрожающих интересам кредиторов и вкладчиков банка.
Указанные проверки не заменяют аудиторских проверок, а также документальных ревизий, назначаемых компетентными органами.
С инспекционными проверками также связано немало проблем. Самую суть их можно свести к тому, что работа надзорных (инспекционных) подразделений ТУ Банка России нуждается в лучшем планировании, организации и регламентации.
Сама организация работы состоит из трех основных этапов.
Первый этап — подготовительный (прединспекционный). Он предполагает получение и обработку обширной информации — от статистики до публикаций в прессе, чтобы понять, в какую организацию инспекторы выходят, чем она может быть «больна», и на этой основе составить план работы. Однако времени на подготовительную работу инспекторам никто не дает.
Второй этап — собственно проверки — также далек от совершенства.
Завершающий, третий этап — принятие решений после проверки. Здесь порядок достаточно жестко регламентирован, но в содержательной части регламентации явно недостает, посколькуодни и те же действия можно трактовать по-разному.
Каждый банк (филиал) один раз в год обязан пройти проверку. Однако в Москве и других банковских центрах выполнить это правило технически крайне трудно. Следовательно, здесь необходимы качественно иные подходы. С одной стороны, такой подход может быть связан с реализацией упоминавшегося ранее принципа «минимум рисков — минимум контроля», а с другой — за банками без признаков проблемности какое-то время, видимо, можно было бы надзирать только дистанционно. Инспекторам по сути нечего делать и в банках, находящихся в критическом финансовом положении, которые нужно санировать или ликвидировать. К двум другим (средним) группам банков также нужен дифференцированный подход.
Особый подход нужен к крупнейшим банкам. Обычные методы инспектирования для них неприемлемы — слишком велик объем информации. Контроль за такими банками, возможно, должен сводиться не столько к выявлению отдельных недостатков, сколько к тому, чтобы они развивались в четко для каждого из них установленном русле, не выходя за его пределы.
По итогам инспекционных проверок составляются весьма «толстые» акты, в которых обычно много подробных описаний, неясных формулировок, но, как правило, мало выводов и реальных предложений. Проверки, заканчивающиеся составлением таких актов, едва ли могут оказать помощь проверенным банкам.
Вопросам реорганизации инспекционной деятельности в рамках всей банковской системы страны на современном уровне посвящена названная выше Инструкция ЦБ № 108 от 1.12.2003 г. В соответствии с данным нормативным актом функции организации и координации всех инспекционных проверок банков на территории страны были переданы в специально созданное подразделение ЦБ — Главную инспекцию кредитных организаций, создан институт генеральных инспекторов, отвечающих за проведение инспекционных проверок в регионах.
меры воздействия на банки по результатам надзора
Регулирование как процесс внешнего управляющего воздействия на конкретный банк начинается с момента, когда руководитель Банка России или его ТУ, назначивший проверку данного банка, утверждает акт его проверки и принимает одно из возможных решений, предписанных в Инструкции № 59 от 31.03.1997 г. «О применении к кредитным организациям мер воздействия», т.е. определив конкретную меру воздействия на банк.
Основной задачей, решаемой при этом надзорным органом, считается приведение деятельности банка в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми в банковском законодательстве и Банком России.
Следовательно, меры воздействия должны выбираться такие, которые способны наиболее эффективно решать указанную задачу. Если иное не оговорено в Инструкции № 59, то надзорный орган выбирает меру воздействия самостоятельно, учитывая, в частности, характер допущенных банком нарушений, причины возникновения выявленных нарушений, общее финансовое состояние банка.
Надзорный орган вправе применять к банкам меры воздействия двух типов:
1. Предупредительные
2. Принудительные.
Конкретный состав применяемых мер воздействия может включать как меры воздействия только одного типа (предупредительные либо принудительные), так и сочетать меры воздействия обоих типов.
Предупредительные меры воздействия
Предупредительные меры воздействия применяются в основном в случаях, когда недостатки в деятельности банка не угрожают интересам его кредиторов и вкладчиков и при условии ответственного, конструктивного подхода органов управления и участников банка к устранению нарушений в его деятельности, а также при условии их надлежащего взаимодействия с надзорным органом (имеется в виду принятие обязательств скорректировать деятельность банка).
Данные меры воздействия могут применяться главным образом на ранних стадиях возникновения недостатков, в частности:
• при ухудшении показателей деятельности банка, если обязательные нормативы или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых банком, выполняются либо нарушаются незначительно, т.е. отсутствуют процессы, угрожающие финансовому состоянию банка, интересам его кредиторов и вкладчиков;
• если имеются признаки, свидетельствующие об опасности ухудшения финансового состояния банка (текущие убытки, снижение собственного капитала, привлечение средств на условиях хуже рыночных, отказ клиентов, средства которых составляли значительную долю в привлеченных ресурсах, от обслуживания в банке, падение рыночной стоимости свободно обращающихся ценных бумаг банка и др.);
• при несоблюдении требований законодательства и нормативных актов Банка России в части регистрации банков, их лицензирования и расширения деятельности;
• при несоблюдении требований Банка России:
а) о разработке правил построения расчетной системы банка;
б) о своевременном проведении филиалами платежей с корреспондентских субсчетов.
Применение предупредительных мер воздействия возможно и при более серьезных нарушениях в деятельности банка. В этом случае они сочетаются с принудительными мерами воздействия.
Конкретно предупредительные меры воздействия — это:
• доведение до органов управления банка информации о недостатках в его деятельности и об обеспокоенности надзорного органа этим;
• рекомендации об исправлении создавшейся в банке ситуации;
• предложения представить в надзорный орган программу мероприятий, направленных на устранение недостатков;
• установление дополнительного контроля за деятельностью банка. Информация о наличии в деятельности банка недостатков и/или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена до его руководящих органов в официальной письменной форме или в ходе делового совещания. Результаты совещания оформляются протоколом.
Принудительные меры воздействия
Принудительные меры воздействия применяются в случаях, когда это вытекает из характера допущенных банком нарушений с учетом того, что применение одних предупредительных мер не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку его деятельности. Основаниями для применения принудительных мер являются нарушения (невыполнение) банком законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также проведение операций, создающих реальную угрозу интересам клиентов и/или кредиторов (вкладчиков).
К основным принудительным мерам воздействия относятся:
· наложение штрафа;
· требование о финансовом оздоровлении банка;
· ограничение банка в праве проведения отдельных операций (на срок до 6 месяцев);
· запрет банку вести отдельные операции, предусмотренные в его лицензии (на срок до 1 года);
· запрет банку открывать новые филиалы (на срок до 1 года);
· требование о замене руководителей банка;
· введение в банк временной администрации;
· продолжение
--PAGE_BREAK--