--PAGE_BREAK--2.2. Налогообложение в экономике США
Рассмотрим в качестве примера структуру налогообложения в США.
Начнем с фактов, касающихся налогов. Органы власти в Соединенных Штатах — Федеральное правительство, правительства штатов и местные органы — собирают в виде налогов сумму, равную почти 1/3 ВНП. Как видно из данных, приведенных в табл. 1, этот показатель ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран, но в то же время он значительно превышает показатель любого из мирных периодов, предшествовавших второй мировой войне.
В табл. 2 показаны источники государственных доходов в Соединенных Штатах. Лишь небольшая часть государственных доходов поступает в форме оплаты услуг государства, а подавляющую часть дают налоги. Большая часть налогов (62%) взимается Федеральным правительством, которое затем перераспределяет некоторые из этих доходов между штатами и местными органами власти.
ТАБЛИЦА 1. Государственные доходы в % от ВНП[3]
Страна
Отношение налогов к ВНП, %
Швеция
60
Бельгия
45
Германия
45
Италия
45
Великобритания
42
Канада
39
Австралия
33
Соединенные Штаты
32
Япония
30
Тремя главными источниками государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчисления на социальное страхование, а также акцизные сборы и налоги с продаж. Последний компонент является наиболее значительным источником доходов для правительств штатов. Закон о налоговой реформе 1986 г. сократил налоговые ставки на личные доходы и увеличил налоги на корпорации; но даже при этом личный подоходный налог, введенный в 1913 г., и в будущем останется крупнейшим источником доходов государства.
ТАБЛИЦА 2. Источники государственных доходов в Соединенных Штатах в 1985 г. (в % от суммы чистых государственных доходов)[4]
Источник
Федеральное правительство
Правительства штатов и местные органы власти
Итого
Личный подоходный налог
26,7
5,7
32,4
Социальное страхование
24,6
3,5
28,1
Налог на прибыль корпораций
5,8
1,4
7,2
Налог на собственность
—
8,5
8,5
Акцизы и налоги
с продаж
2,8
13,3
16,1
Таможенные
пошлины (тарифы)
1,0
—
1,0
Прочие (включая
неналоговые
поступления)
1,3
5,4
6,7
Итого
62,2
37,8
100,0
Федеральные субсидии
правительствам
штатов и местным
органам власти
-7,8
+7,8
—
Более четверти государственных доходов поступает от налогов на социальное страхование. Эти налоги являются отчислениями, дающими право тем, кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности. Из-за того, что платежи в систему социального страхования не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем обстоятельством, что некоторые люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности.
ТАБЛИЦА 3. Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых поступлений)[5]
Подоходный налог, социальное страхование
Налоги на прибыли корпораций
Налоги на продажи, акцизы, таможенные сборы
Налоги на собствен-ность
Прочие налоги
1902
¾
¾
30,3
41,8
27,9
1927
7,8
11,1
12,8
38,8
29,5
1985
60,5
7,2
17,1
8,5
6,7
Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж определенных товаров. На федеральном уровне имеются акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары часто от них освобождаются).
Налог на прибыли корпорации взимается с балансовых доходов корпораций. Налоги на прибыли корпораций в 1949 г. давали почти 25% поступлений Федерального правительства, но к 1985 г. эта доля упала до менее чем 10%. Закон о налоговой реформе 1986 г. увеличил налоги на доходы корпораций, в результате чего они составили 13% общей суммы федеральных доходов. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Экономисты подчеркивают, что прибыли корпораций облагаются налогом дважды. Первый раз — когда корпорация получает прибыли. Затем при выплате корпорацией полученной прибыли владельцам акций в виде дивидендов последние вновь облагаются налогом. Несмотря на эту критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги на корпорации.
Структура налогов США подобно налоговой структуре других стран в этом столетии подверглась радикальным изменениям. Как показано в табл. 3, в 1902 г. большинство налоговых поступлений было получено от налогов на собственность и продажи, а также от акцизных сборов и таможенных пошлин (тарифов) на импортируемые товары. Налога на личные доходы и на прибыли корпораций не существовало вообще. Однако изменилась не только структура налогов, но и их общая сумма. Совокупные налоговые поступления в 1902 г. составили лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они составляют более 30%. Конечно, в то время правительство делало гораздо меньше. Из небольшой величины тогдашнего бюджета на оборону и пособия для ветеранов направлялось существенно больше половины всей суммы; лишь малая часть шла на социальные нужды.
В Соединенных Штатах не практикуется налог на добавленную стоимость, являющийся важным источником государственных доходов во многих странах, особенно европейских. Налог на добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на розничную торговлю, взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая налогообложению на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего лишь добавленную стоимость, т.е. равна цене продажи за вычетом затрат на покупку факторов производства. Таким образом, производитель автомобилей, который покупает сталь и покрышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость проданных автомобилей за вычетом стоимости закупленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в розницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплаченную производителю этих автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть, что итоговая сумма налога на добавленную стоимость представляет собой не что иное, как налог непосредственно на розничную торговлю.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Налогообложение в Республике Казахстан
Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Закон), который устанавливает обязательные платежи налогового характера (далее — налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу Республики Казахстан, платежей за загрязнение окружающей среды и обязательных платежей за использование природных ресурсов, регулируемых специальным законодательством, а также нормативных правовых актов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды), актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также актов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан.
Законодательные и иные акты, противоречащие положениям данного Закона, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.
Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутри республиканского акта.
Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе».
Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.
Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.
Освобождение от какого-либо налога и сбора или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной Законом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта, заключенного с уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом и Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций». Запрещается предоставление льгот по налогам и сборам другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиции ».
Освобождение от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, предусмотренных Законом, может производиться в порядке внесения дополнений в настоящий Закон. Запрещается предоставление освобождения от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, в том числе носящих индивидуальный характер, другими актами.
По специальным экономическим зонам налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.
В Республике Казахстан действуют следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:
1) подоходный налог с юридических и физических лиц;
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы
4) сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации;
5) специальные платежи и налоги недропользователей;
6) социальный налог;
7) сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;
земельный налог;
8) налог на имущество юридических и физических лиц;
9) налог на транспортные средств;
10-1) единый земельный налог;
11) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;
12) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;
13) сбор с аукционных продаж;
14) сбор за право реализации товаров на рынках;
15) плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан;
16) сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;
16-1) сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;
17) сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 процента от базы исчисления.
Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных подпунктами 7), 11)-15), 16-1) и 17) определяются Правительством Республики Казахстан.
Порядок уплаты и ставка сбора, предусмотренного подпунктом 16) устанавливаются представительным органом города Алматы.
продолжение
--PAGE_BREAK--