Министерство образования и наукиРоссийской ФедерацииФедеральное агенство по образованиюГОУ ВПОВсероссийский заочныйфинансово-экономический институт Учётно-статистический факультет
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории на тему №1:
Национальная экономика: цели и результаты.
Челябинск — 2007
СодержаниеВведение
1. Национальная экономика: её сущность, структура и цели
2. Экономические и социальные результаты функционирования национальнойэкономики
3. Особенности трансформации российской экономики на современном этапе
Заключение
Практикум
Список литературы
Введение
Национальнаяэкономика является исторически сложившейся системой общественноговоспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств,охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.
Центральноеместо в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальнаяэкономика». В наиболее общем виде ее определение дал американский ученыйрусского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:«Национальная экономика — саморегулирующаяся система, состоящая избольшого числа различных взаимосвязанных видов деятельности».
Однакоэто определение представляется не совсем точным, т.к. его можно отнести и кполитической, и к социальной системе, и к другим видам человеческойдеятельности. Можно конкретизировать толкование этого понятия. Национальнаяэкономика — исторически сложившаяся система общественного воспроизводствастраны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства итерриториальных комплексов, охватывающая все сложившиеся формы общественноготруда.
Понятие«национальная экономика» тесно связано с понятием «экономическаясистема», т.к. конкретизирует экономическую систему, отражаетспецифические черты, обусловленные географическим положением страны, ееучастием в международном разделении труда, культурными, историческимитрадициями и другими факторами.
Национальнаяэкономика является объектом изучения различных экономических наук. Так,экономические отношения и закономерности развития в ее отдельных отрасляхизучают такие дисциплины, как экономика промышленности, строительства,сельского хозяйства и др. Экономическая же теория рассматривает национальнуюэкономику как целостную систему, раскрывает содержание ее основных понятий,общие закономерности развития. Основунациональной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашниехозяйства, объединенные экономическими взаимоотношениями в единое целое,выполняющие определенные функции в общественном разделении труда, производящиетовары или услуги.
1. Национальная экономика: её сущность,структура и цели.
Понятиенации происходит от natio (лат.) — народ и трактуется в современных условияхкак:
· исторически сложившаяся форма общности людей;
· страна, государство.
Главной целью всей экономической политикиявляется создание эффективной иконкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой целивключают в себя набор инструментов, позволяющий создатьблагоприятную средудля хозяйственной деятельности всех субъектовэкономики независимо от форм собственности.
Однойиз целей экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессепоиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов вцелях удовлетворения потребностей общества. При этом микроэкономика исследуетглавным образом поведение отдельных хозяйствующих субъектов, исследованием жеэкономической системы как единого целого занимается макроэкономика, в рамкахданного раздела экономической теории анализируется комплекс процессов вэкономической политике: общественное производство, общий уровень цен, цели ипроблемы экономической политики, инфляция, безработица.
Основнымпонятием курса макроэкономики является национальная экономика. К определениюсущности этого термина имеется два подхода: технологический исоциально-экономический. При техническом подходе национальная экономикапредставляет собой совокупность отраслей и видов производств, исходя изтехнологического подхода, в национальной экономике выделяют материальное инематериальное производство. Социально-экономический подход основан на понятииобщественного производства, представляющего собой процесс взаимодействиячеловеческого общества и природой, национальная экономика в данном случае естьсовокупность производственных отношений соответствующих данной стадии развитияпроизводственных сил, базиса общества.
Национальное хозяйство представляет собой сложную систему,состоящую из множества макроэкономических элементов связанных друг с другом.Соотношение между этими элементами составляет экономическую структуругосударства, общества. Принято выделять следующие виды экономических структур:
· отраслевую структуру, представляющую собой соотношениеразличных отраслей в системе национального хозяйства, выделение этих отраслей вэкономике отражает общественное разделение труда воспроизводственную структуру,это срез хозяйственной структуры, которая отражает возможность роста экономикии её эффективности, в данном случае наиболее важно соотношение междупотреблением и накоплением, так как оно является основным определяющим условиемрасширенного воспроизводства, при таком подходе национальная экономика включаеттри субъекта: домашнее хозяйство, фирмы (предприятия), государство
· территориальная структуру, определяющую делениенациональной экономики на экономические районы, она предполагает определеннуюсвязь отраслей и предприятий, источников сырья и энергии с рынком сбыта,наличием трудовых ресурсов.
Экономика — это непросто валовый национальный или региональный продукт. Она в том числехарактеризует уровень и качество жизни населения, нормально работающеепроизводство. Для того чтобы определить экономическую политику, надо сделатьэлементарное. Во-первых, понять, где сегодня находится Россия, субъектыФедерации и проанализировать все достижения и ошибки, которые были сделаны отначала перестройки до 2004 года. А дальше сделать выводы, найти нужные решения.Во-вторых, нужно определить приоритеты — кого, в чем и когда поддерживать.Выбрать три-четыре направления экономики, где можно быстро получить окупаемостьвложенного бюджетного рубля и рост налоговой базы. Дополнительный доходнаправить на развитие следующих отраслей.
Макроэкономическиепоказатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояниеэкономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени,раскрыть факторы, непосредственно определяющие функционирование экономики, какв краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономическиепоказатели служат также основой для принятия тех или иных политических решенийи определения государственной политики.
Результатом функционирования национальной экономики являются всетовары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т.е. национальный продукт.
Показатели объема национального продукта,их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние«здоровья» экономики, показывающим результативность действийправительства по повышению ее эффективности.
В разных национальных экономиках,относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методыопределения объема национального продукта. В странах с рыночной экономикой егообъем определяется по СНС во всех отраслях народного хозяйства. В странах сцентрализованной планово-регулируемой экономикой, использующих марксистскуютеорию воспроизводства, принято подсчитывать национальный продукт, производимыйтолько в отраслях материальной сферы.
Для измерениянационального в СНС служат различные макроэкономические показатели: валовойвнутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), национальныйдоход (НД), чистый национальный продукт (ЧНП). Например, в США и Японии вкачестве основного показателя используют ВНП. В других странах, в том числе и вРоссии, в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН основнымпоказателем является ВВП. Количественные различия между ВВП и ВНПнезначительны.
Валовой внутреннийпродукт – это совокупность конечных товаров и услуг, созданных внутри даннойстраны как отечественными, так и зарубежными фирмами, но с использованиемфакторов производства только данной страны.
Валовой национальныйпродукт – это совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданныхотечественными, национальными предприятиями как внутри страны, так и зарубежом.
Необходимо различать:
Номинальный ВНП – этоваловой продукт, стоимость которого выражена в текущих физических ценах. Взятыйв динамике, он одновременно отражает изменение, как физического объёмапродукта, так и уровня цен. Следовательно, в условиях инфляции он завышаетрезультаты экономики и требует корректировки.
Реальный ВНП – этоваловой продукт, стоимость которого скорректирована на величину роста цен,отражающий их изменение. Кроме того, номинальный ВНП исчисляется в текущихценах, а
реальный – в неизменныхценах.
Общее между ВВП и ВНПсостоит в том, что и тот и другой показатель учитывают совокупную годовуюстоимость конечных товаров и услуг, но учитывают их по-разному. ВВП и ВНП какбы уточняют показатель годового общественного продукта применительно к той илииной стране с учётом её места в международном разделении труда.
Отличие ВВП от ВНПсостоит в том, что ВВП рассчитывается по территориальному признаку, ибо в учётберётся совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных на территорииданной страны независимо от национальной принадлежности предприятий, в то времякак ВНП рассчитывается по национальному признаку, ибо в учёт берётся совокупнаястоимость конечных товаров и услуг только национальных предприятий независимо отих местонахождения – в своей стране или за рубежом. НД – это весь чистый итрудовой доход всего общества в целом.
Современная статистикана уровне макроэкономики основана на системе национальных счетов. Суть этойсистемы сводится к формированию обобщающих показателей развития экономики наразличных стадиях процесса воспроизводства. С этой точки зрения НД включает всебя четыре элемента:
· потребление,
· инвестиции,
· расходы правительства,
· чистый экспорт.
Каждый из нихпредставляет собой особый и одновременно взаимозависимый сектор экономики, всовокупности образующий национальный доход.
При анализе результатоввоспроизводства на макроуровне следует учитывать не только результаты в рамкахкороткого периода (год, 2-5 лет), но и многолетние результаты. Эти последниеотражает показатель национального богатства (НБ). Национальное богатство – этостоимость всех материальных и нематериальных благ и услуг, созданных даннымобществом за всю предшествующую историю и сохранившихся к настоящему времени.Иными словами, НБ – это всё то, чем обладает данная нация в настоящее время:всё материальное, нематериальное, духовное, информационное богатство общества,страны.
Основными элементамиматериальной формы национального богатства являются:
· основные производственные фонды;
· оборотные производственные фонды;
· непроизводственные основные и оборотные фонды;
· личное имущество населения;
· природные ресурсы, которые разведаны и учтены;
· резервы общества и страховой фонд на случай стихийных бедствий,войны и других непредвиденных катаклизмов.
Основными элементаминематериальной формы национального богатства являются:
· образовательный и квалификационный потенциал общества;
· достижения отечественной науки;
· накопленные ценности национальной культуры и искусства;
· духовное богатство общества, его нравственные ценности.
В России многиеэлементы национального богатства в статистике не отражаются: стоимость земли,недр, лесов, произведений искусства и т.п. Вместе с тем в XXI в., в эпохупостиндустриального развития, задача учёта всех материальных, равно как инематериальных форм национального богатства, приобретает исключительноезначение,, ибо всё больший вес в суммарных результатах общественногопроизводства будут приобретать не материальные, а духовные, информационные благаи услуги.
В связи с тем, чтоцелый ряд названных выше элементов национального богатства как материальной,так и нематериальной формы в России по стоимости не учитываются, нашаотечественная статистика практически фиксирует лишь три основных элемента НБ:это основные фонды, включая незавершенное строительство; материальные оборотныесредства и домашнее имущество. Так, на начало 2005 года без учёта стоимостиземли, недр и лесов, а также без учёта всех нематериальных форм национальноебогатство России составило 22 112 864 млн. руб., из них основные фонды, включаянезавершённое строительство, составили
18 402 391 млн. руб.,материальные оборотные средства – 1 763 342 млн. руб. и домашнее имущество – 1947 131 млн. руб.[1].
Структура национальногобогатства России, представленная в её современном статистическом выражении,выглядит следующим образом (табл. 1)
Таблица 1.
Структуранационального богатства России[2]
(в процентах к итогу)
Годы Всего В том числе основные фонды, включая незавершённое строительство материальные оборотные средства домашнее имущество Всего из них основные фонды 1980 100 71 65 12 17 1985 100 72 67 12 16 1990 100 73 66 11 16 1993 100 79 70 17 4 1995 100 95 88 3 2 2000 100 91 83 5 4 2005 100 83 72 8 9
Данные таблицы 1показывают, что в 90-е годы резко сократилась доля материальных оборотныхсредств (результат политики монетаризма и сжатия денежной массы), а такжедомашнего имущества (результат ухудшения уровня жизни народа).
2. Экономическиеи социальные результаты функционирования национальной экономики
Экономическоеразвитие страны продолжает носить преимущественно экстенсивный характер, что несоответствует тенденциям эволюции мирового хозяйства. По-прежнему неправомернобольшую роль в оживлении экономической жизни играют внешние факторы:конъюнктура мировых рынков и цен, динамика валютного курса и т. п. Наблюдающеесяв последнее время ослабление стимулирующего воздействия этих факторов нанародное хозяйство не компенсируется переключением спроса на отечественныепродукты.
Опубликованные итоги экономического развития России в третьемквартале 2005 года позволяют сделать вывод — промышленный подъем продолжается.Позитивная динамика основных показателей дала возможность пересмотретьпервоначальные прогнозы в лучшую сторону — несмотря на некоторое замедлениероста начиная с сентября, по итогам года можно рассчитывать на прирост ВВП вразмере 5,5-5,8% и прирост промышленного производства — 5,2-5,4% к уровнюпрошлого года (в 2004 г. было, соответственно, 7,6% и 9,0%, а на 2005 г. ранее прогнозировалось 4,0% и 4,5%).
Анализ структуры промышленного роста показывает, что ростпроизводства практически полностью поддерживался за счет опережающего развитияконечных отраслей, ориентированных на внутренний рынок.Однако говорить о появлении механизмов устойчивого экономического роста покапреждевременно. Анализ динамики доходов, конечного спроса, структурыпромышленного подъема говорит о том, что экономический рост приобрел впоследнее время конъюнктурный характер и определяется точечным ростомпроизводства отдельных видов продукции.
Экономический рост ориентирован на внутренний потребительский спрос изависит от него. Но ключевым условием устойчивости такого роста являетсяконкурентоспособность сектора, производящего потребительские товары, впротивном случае его вытеснит импорт. Однако, согласно опросам руководителейпредприятий, доля конкурентоспособной продукции, производимой потребительскимсектором, составляет всего около 30%.
Поэтому для обеспечения стабильного экономического роста необходимамодернизация производственного сектора, ориентированного на внутренний рынок,где сосредоточено более 70% занятых в промышленности. Это, в свою очередь,требует перелива капитала из «экспорто-ориентированного» сектора во«внутренне-ориентированный», и прежде всего — в перерабатывающуюпромышленность.
Между тем, механизмов межотраслевого перелива капитала в Россиифактически нет. Объем рынка капиталов ничтожен в сравнении со стоимостьюактивов реального сектора. Уровень банковского кредитования нефинансовогосектора в 2005 г. все еще не достиг до кризисного значения (12,8% ВВП против14,2% ВВП в 1998 г.). Основной источник капиталовложений — собственные средствапредприятий. Но при снижении рентабельности эти возможности все болееограничены, то есть в инвестициях воспроизводятся сложившиеся пропорции.Поэтому рассчитывать на изменения в отраслевой структуре основного капитала неприходится. Ситуация даже ухудшается: если в экспорто-ориентированном сектореинвестиции возросли на 18,2%, то во внутренне-ориентированном снизились на 8%.Отсутствие механизма перелива капитала во внутренне-ориентированный секторявляется основным фактором, ограничивающим темпы экономического роста. Смягчающиефакторы — расширение экспорта и снижение импорта — очевидно, имеют временныйхарактер. Поэтому сегодня перспективы экономики, как никогда, зависят отвозобновления роста внутреннего спроса и, прежде всего, потребления.
Инфляция на потребительском рынке за прошедший период 2005 г. оставалась на довольно низком уровне: в среднем за месяц — 0,4%, хотя в октябре индекс цендостиг 101,2%. При сохранении этой тенденции в целом за год ростпотребительских цен может составить 118-119%, что соответствует запланированномууровню.
В течение 2005 года усилилась роль банковской системы в расширениикредитования экономики: наблюдается ускоренный рост банковских ссуд реальномусектору. Всего с начала года объем кредитов и займов предприятиям со стороныкоммерческих банков (без Сбербанка) вырос на треть. Это благотворно сказываетсяна структуре банковских активов и доходов. Так, только за второй кварталкоммерческие банки заработали столько же прибыли, сколько за весь прошлый год.Радикально изменилась ситуация с привлечением средств населения длякредитования реального сектора. С начала года объем привлеченных средствнаселения в коммерческих банках вырос в полтора раза. За счет сбереженийдомашних хозяйств было профинансировано две трети прироста чистого кредитакоммерческих банков предприятиям. Тем не менее, как отмечалось, до кризисные (1998 г.) показатели кредитования все еще не достигнуты.
Тем не менее, как и в прошлом, наблюдается масштабное неисполнениеобязательств государства перед бюджетополучателями, выражающееся внедофинансировании месячных лимитов и в неполном кассовом исполнении расходов,уже профинансированных казначейством. Это происходит в результате того, что вЗаконе о бюджете на 2005 год заложен скрытый, замаскированный дефицит, которыйтеперь проявляется в недофинансировании утвержденных расходов.
По-прежнему сохраняется дифференциация в уровне исполненияобязательств государства. Сравнительно хорошо (на 70-80%) исполняются расходына социально-культурные мероприятия, финансовую помощь бюджетам других уровней,«силовой» блок. Крайне слабо финансируется расходы экономическогохарактера: в области промышленности, энергетики, строительства лимиты в среднемисполняются на треть, исполнение обязательств по поддержке сельского хозяйствасоставляет менее 15% от месячных назначений.
3. Особенности трансформациироссийской экономики на современном этапе
Инструментами сохранения макроэкономической стабильности являютсявзвешенная курсовая политика, снижение инфляции, повышение реальных доходовнаселения, повышение реальных доходов бюджетов всех уровней. Бюджет — не тольковажнейший стабилизатор нашей экономики, но и механизм повышения доверия кэкономике. Повторение кризиса 1998 г. России не грозит не потому, что цены нанефть не упадут, а потому, что мы готовы пройти испытание снижением цен.
/>
Основнымипараметрами бюджета, причем, являются соответствующее повышение ВВП на 6,3%, снижениеинфляции в следующем году на 7,5-8,5%, среднегодовой курс рубля к доллару – 30
(табл. 1).
Если до 2007 г. спрогнозировать достаточно высокие цены на нефть (28долл. за баррель на 2005-2007 гг.), то за десять лет (1995-2004 гг.) средняяцена будет равна 21,6 долл. за баррель. То есть средняя цена за текущеедесятилетие все равно остается низкой, а за предыдущее десятилетие (1985-1994гг.) она равнялась 18,1 долл. за баррель.
Поэтому те законодательные основы, которые заложены в частиформирования стабилизационного фонда с учетом превышения цены 20 долл. забаррель, абсолютно адекватны, работают и являются стабилизатором российскойэкономики. Это снижает зависимость расходов и повышает гарантии по расходамбюджета, даже если цена на нефть будет меняться.
Доходы и расходы.
Политика по снижению налогового бремени и снижение цен на нефть,планируемые в следующем году, приводят к снижению общих доходов расширенногобюджета, включая федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местныхорганов власти, государственные внебюджетные фонды. Однако фактически доходыбудут больше запланированных за счет более высоких темпов экономического ростаи более высоких цен на нефть по сравнению с запланированными (рис. 1).
/>
Вследующем году доходы бюджета расширенного Правительства, с учетом прогнозовмакроэкономических показателей, составят 34% ВВП. Соответственно, расходы такжеснижаются, и разница между доходами и расходами является суммой, направляемой вСтабилизационный фонд. Общее снижение доходов к ВВП составит в следующем году2,6% федерального бюджета.
Фактический прирост доходов федерального бюджета составит 35,6 млрд.руб. в текущих ценах.
Изменение бюджетного законодательства в части изменения нормативовраспределения доходов между уровнями бюджетной системы принесет федеральномубюджету дополнительно 0,6% ВВП. Однако прочие факторы предопределяют снижениедоходов также на 0,6% ВВП. Итого, в 2005 г. произойдет снижение доходов федерального бюджета на 2,6% ВВП.
На рис. 2 показаны последствия снижения доходов в реальном выражениив 1998 г. в связи со снижением цен на нефть. Если 1997 г. взять за 100%, то в 1998 г. доходы всех бюджетов и, прежде всего, федерального бюджета,уменьшились наполовину. В будущем необходимо предотвратить такого родадраматическое снижение доходов, чтобы не поставить под угрозу ни заработную плату,ни пенсии, ни социальные выплаты.
/>
Снижение ставки ЕСН, являющееся главной мерой по уменьшениюналогового бремени в 2005 г., приведет к дополнительному росту ВВП на 0,4-0,6%и к увеличению инвестиций на 1,3-1,5%. Это средства, которые останутся упредприятий и будут работать на экономику. Снижение ставки ЕСН приведет кувеличению собственных ресурсов предприятий, производящих конечную продукцию,на 6-11%, а дополнительный прирост рентабельности капитала составит 1-2%.Снижение ставки ЕСН повлияет также и на прирост фонда оплаты труда, чтоприведет к увеличению реальных доходов населения.
Расходыфедерального бюджета прирастают в номинальном выражении на 114,6%, в реальномвыражении — на 106,1%. В части непроцентных расходов прирост в номинальномвыражении составляет 117,8%, в реальном выражении — 109,1%.
Необходимо сдерживать прирост непроцентных расходов, чтобы он непревышал прироста экономики, потому что иначе страна начинает жить не посредствам. Прирост расходов в реальном выражении на 109,1%, что выше расходовроста экономики, является вынужденной мерой в связи с переходом наразграничение полномочий, снижением ставки ЕСН и временным финансированиемрасходов из Стабилизационного фонда в части дефицита Пенсионного фонда.
В бюджете на 2005 г. заложены расходы на реализацию структурныхреформ в государственном секторе: разграничение полномочий между федеральнымцентром и субъектами РФ и реформу межбюджетных отношений, реформу бюджетногопроцесса, ориентированную на результат работы и уточнение бюджетной сети;реформу системы социальной защиты населения, военную и административнуюреформы.
Согласно новой классификации, отдельно выделяется статья расходовфедерального бюджета «Общегосударственные вопросы», куда входитфункционирование главы государства, законодательных и исполнительных органоввласти, судебной системы, обеспечение деятельности финансовых, налоговых итаможенных органов и органов надзора, проведения выборов и референдумов,фундаментальных исследований и прикладных исследований в областиобщегосударственных вопросов, обслуживание государственного и муниципальногодолга, резервные фонды, международные отношения. Это те расходы, которые, помеждународной классификации, идут на финансирование государства в целом и неразделяются по отраслям. Все остальные расходы в большей степени ориентированына определенного потребителя. Рост расходов на общегосударственные вопросысоставит 137,5% (без учета процентных расходов).
Рост расходов федерального бюджета в 2005 г. по отношению к 2004 г. на национальную оборону составят 128%, на национальную безопасность — 126%. Эти показатели включают субсидии экономике, субсидии коммерческимпредприятиям, лизинговые операции, дотации, в том числе — капитальные вложенияв коммерческие объекты, такие, как РАО «ЕЭС России» и другие.
Расходы на культуру, межбюджетные отношения, соответствующие дотациивнебюджетным фондам прирастают на уровне не ниже среднего. Расходы насоциальную политику, здравоохранение, образование в настоящее время уточняютсяв связи с разграничением полномочий и передачей части финансирования субъектамРФ (например, по разделу «Образование» финансирование уменьшается на24,8 млрд. руб.).Разграничение полномочий
Если говорить о соотношении доходов между федеральным итерриториальными бюджетами, без учета поступления ЕСН и отчислений вСтабилизационный фонд, то в целом эти пропорции близки к тем, которыенаблюдались ежегодно. Если в 2004 г. на территориальные бюджеты приходилось43,9%, то в 2005 г. — 44,6%.
После распределения финансовой помощи доходы субъектов, как обычно,становятся больше доходов федерального бюджета. И эта пропорция сохраняется и вусловиях разграничения. Доля закрепленных налоговых доходов существенноповышается в доходах бюджетов субъектов РФ. Тем самым, увеличиваетсястабильность бюджетов субъектов. Роль финансовой помощи будет связана, восновном, с выравниваем, что касается, в том числе, и муниципальных уровнейвласти.
Минфин РФ часто упрекают, что перераспределение доходов, отменаоборотных налогов, налога с продаж и мелких региональных налогов приводит кснижению доходов бюджетов субъектов РФ. Однако, по статистике, темпы ростадоходов территориальных бюджетов с 1999 г. консолидировано нарастают. В 2004 г. по отношению к 1999 г. прирост доходов составил 334%. Даже с учетомнормативов отчисления в федеральный бюджет доходы субъектов все равно остаютсядостаточно высокими. Темпы прироста доходов регионов-доноров выше, чемрегионов-реципиентов, поскольку в донорских регионах сконцентрированапромышленная база, на состоянии которой, прежде всего, отражается экономическийрост.
С 2005 г. все установленные в результате разграничения доходныеисточники субъектов будут закреплены за ними надолго. Это означает, чтоналоговая система перестанет меняться ежегодно. По сути, создаются новыеправила и большая заинтересованность всех субъектов в использовании своихвнутренних или местных источников для приращения доходов.
Если в 2003 г. налог на доходы физических лиц и налоги на малыйбизнес уменьшались, а налоги на имущество предприятий увеличивались и были вышеуровня инфляции, то в 2004 г. они существенно растут и превышают темп ростаинфляции. По новой системе налогообложения эти доходы закреплены за местнымибюджетами и становятся очень стабильным источником.
Основными формами поддержки субъектов РФ, так называемымимежбюджетными трансфертами бюджетам других уровней, являются Федеральный фондфинансовой поддержки субъектов РФ, Федеральный фонд регионального развития,Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов и дотации насбалансированность (то есть резерв в размере 30 млрд. руб.). Всего трансфертыбюджетам других уровней составят в 2005 г. 367,7 млрд. руб. Если в предыдущие годы трансферты финансировались из расчета 14% от доходной налоговой части,то теперь, в связи со снижением налоговой базы и доходов бюджета, необходимоснижать фонд трансфертов. По решению Госдумы РФ, фонд трансфертов будетнаращиваться не менее уровня инфляции.
Влияние разграничения полномочий на формирование расходовфедерального бюджета осуществляется за счет предоставления субвенций из Фондакомпенсаций для финансового обеспечения делегируемых субъектам РФ полномочийфедеральных органов государственной власти в размере 33,1 млрд. руб., из Фондасофинансирования социальных расходов — 8 млрд. руб., а также за счет передачи всобственность субъектов РФ учреждений начального и среднего профессиональногообразования, содержание которых обходится в 24,8 млрд. руб.
В ведение федерального бюджета переходит финансирование организациивоинского учета и призывной кампании (в размере 7,1 млрд. руб.) и финансированиевоспроизводства минерально-сырьевой базы в связи с передачей на федеральныйуровень полномочий субъектов РФ по геологическому изучению недр (в размере 9,5млрд. руб.).
Ранее, когда водный налог поступал в бюджеты субъектов РФ, субъектысами осуществляли работы по ремонту и реконструкции гидротехническихсооружений, находящихся на их территории. В 2005 г. водный налог будет целиком поступать в федеральный бюджет, соответственно, финансированиеремонтных работ также переходит в ведение федерального бюджета (в размере 9,5млрд. руб.). Это начало серьезной модернизации водных объектов по всей стране:дамб, плотин, шлюзов, береговых укреплений и пр.Капитальные вложения и ФЦП
На рис. 3. показано распределение в 2005 г. расходов бюджета на федеральные целевые программы. Большая часть средств идет насубсидирование национальной экономики (41,2%) и региональное развитие (25%).
/>
Структурафинансирования ФЦП по сравнению с 2004 г. изменилась в сторону существенного увеличения расходов на капитальные вложения (с 22,2% до 50,9%), посколькуматериальная база российской экономики требует серьезной модернизации иобеспечения оборудованием.
Общий объем расходов капитального характера, включая межбюджетныетрансферты, возрастет в 2005 г. за счет перераспределения средств до 282,9млрд. руб., что составит 9,3% к расходам федерального бюджета (против 231,5млрд. руб., или 8%, в 2004 г.). Общие расходы капитального характера, а нетолько в рамках ФЦП, распределяются следующим образом: на национальнуюэкономику — 21%, на обеспечение национальной безопасности и правоохранительнойдеятельности — 18%, на национальную оборону — 15%, на общегосударственныевопросы — 12%, на социальную сферу — 11%, в Федеральный фонд региональногоразвития — 23%.
Среди новых направлений финансирования национальной экономикигосударственная поддержка гражданской авиации составляет 6 млрд. руб. нализинговые операции, на субсидирование кредитных ставок для поддержки экспортапродукции — 3 млрд. руб., на поддержку малого бизнеса — 1,5 млрд. руб., взнос вуставной капитал Агентства по ипотечному жилищному кредитованию — 0,7 млрд.руб.
Финансирование перевода натуральных льгот в денежную форму составит в 2005 г. 203 млрд. руб., из которых 99,9 млрд. руб. будет перечислено вПенсионный фонд на компенсационные выплаты, 50,8 млрд. руб. будет перечислено вФонд обязательного медицинского страхования на обеспечение лекарственнымисредствами, 9,6 млрд. руб. будет перечислено в Фонд социального страхования наобеспечение санаторно-курортного обслуживания. В том числе, прямые расходыфедерального бюджета составят 12,7 млрд. руб., а расходы на компенсационныевыплаты военнослужащим и работникам правоохранительных органов — 30 млрд. руб.
Необходимо отметить, что осуществляется переход к системе страхованиячерез рыночные механизмы. Если каждый льготник, получая денежную компенсацию,например, в 450 руб., будет выплачивать из них 350 руб. в месяц на страховку,то фактически он получает гарантию лекарственного обеспечения на любуюпрописанную врачом сумму — 5 тыс. руб., 10 тыс. руб. и т. д. В будущем годублагодаря этой системе льготники будут дополнительно обеспечены лекарствами насумму в 50 млрд. руб.
С 1 января 2005 г. планируется индексация заработной платы 2,27 млн.работников федеральных бюджетных учреждений в 1,2 раза, объем средств,выделенных для этой цели, составит 19,8 млрд. руб. С 1 сентября 2005 г. произойдет увеличение стипендиального фонда в среднем на 50%, т. е. на 2,6 млрд. руб.Индексация заработной платы работникам бюджетных учреждений региональногоуровня должна проводиться в соответствии с решениями органов государственнойвласти субъектов РФ.
В следующем году сумма на обслуживание государственного внешнегодолга возрастет на 17,7 млрд. долл. Высокие цены на нефть позволяют безсерьезных проблем для бюджета осуществлять погашение долга, используя средствастабилизационного фонда. По мере снижения суммы долга проценты также снижаются,в 2005 г. их сумма составит 6,2%, что почти на 1 млрд. долл. меньше, чем в 2004 г. Очевидно, что лучше снижать основной долг, пока существует такая возможность, и не платитьпроценты.Профицит и Стабилизационный фонд
Стабилизационный фонд по состоянию на 1 января 2005 г. планируется в размере 574,4 млрд. руб. Поступления в Стабилизационный фонд в следующем годусоставят 387,8 млрд. руб., из них экспортные пошлины на нефть — 236 млрд. руб.и НДПИ на нефть — 151,7 млрд. руб. Использование средств Стабилизационногофонда составит 242,7 млрд. руб., включая покрытие дефицита Пенсионного фонда — 74,7 млрд. руб. и погашение внешнего долга — 167,2 млрд. руб. Размер Стабилизационногофонда на 1 января 2006 г. составит 719, 5 млрд. руб.
Одной из основных функций Стабилизационного фонда являетсястерилизация избыточного денежного предложения. Правительство осуществлялостерилизацию за счет налоговой политики, и в следующем году также необходимопровести эту процедуру на сумму 258 млрд. руб. за счет эффектовналогообложения. Эта мера является основным условием успеха курсовой иинфляционной политики и снижения инфляции.
Безусловно, есть и другие возможности, другие инструментыстерилизации или связывания денежной массы, для того, чтобы она не влияла наинфляцию. В результате стабильной курсовой политики доверие к рублю возрастаетс каждым годом, и население переводит средства из долларов в рубли.
На рис. 4 показана дедолларизация сбережений населения. Сальдоопераций по покупке-продаже иностранной валюты населением в 2003 г. составляет 6,6 млрд. долл., т. е. на 6,6 млрд. долл. население больше купило рублей, чемпродало валюты. Связывание рублей также влияло и на снижение инфляции, наповышение доверия к рублю. В первом полугодии 2004 г. эта тенденция замедлилась в связи с тем, что рубль укреплялся меньшими темпами из-за меньшегодоверия к банкам. В результате принятых мер в отношении банков, которые невыполняют нормативные требования, во втором квартале 2004 г. население фактически вышло на нулевое сальдо по продажам и покупкам иностранной валюты.
/>
Если в результате количество инструментов связывания сократилось,необходимо снова больше базироваться на бюджетных механизмах, среди которыхнужно отметить укрепление рубля к доллару. На рис. 5 видно, что в мае 2004 г. произошло ослабление рубля в реальном выражении, но уже в июне 2004 г. рубль незначительно укрепился. Это изменение тенденции по укреплению рубля тоже сегодня сталовлиять на приток спекулятивного капитала на российский рынок и, соответственно,на переход на рубли. В этой связи при сохраняющемся некотором оттоке капиталаприток капитала сократился. В целом наблюдается увеличение отрицательногосальдо оттока капитала.
/>
Кроме всех прочих показателей, влияет на инфляцию скорость обращенияденег. Зачастую нам советуют деньги стабилизационных фондов вложить винвестиции, таким образом они будут связаны. Но деньги просто перейдут со счетаодного учреждения на другой счет, поэтому, конечно, они в землю не будутзарыты, но никакого связывания не происходит, просто больше станет денег вэкономике. Но эффект, который сейчас получен в виде инвестиций, реальный объемработ, никак не свяжет эти деньги. Связывает деньги их количество и скоростьобращения. Только с ростом экономики и с ростом, соответственно, доверия крублю скорость обращения снижается. Это позитивный процесс. То есть от рублейне убегают, как от какой-то жгущей руки бумаги, в какие-то другие валюты. Мы ихготовы сберегать, при этом скорость обращения снижается, и это опять связываетрубли. Пока что темпы снижения недостаточны, несмотря на то, что в 2003 г. прирост наличных денег в обращении составил 50,5% (рис. 6).
Поэтому,когда говорят о том, чтобы средства Стабилизационного фонда потратить наинвестиции, о том, чтобы что-то еще хорошее сделать, всегда нужно помнить озаконах экономики.
На десятые процента можно ошибиться, но в целом нужно сохранятьтенденцию к снижению инфляции. В этой связи возникает вопрос монетизацииэкономики. Монетизация показывает тот уровень связывания денег, которыйосуществляется благодаря реальному обороту, реальному росту, реальному довериюк деньгам, здоровье экономики возрастает при росте монетизация.
Заключение
Современное государство в условиях рыночной экономики практическивключено во все сферы экономической деятельности общества. Важнейшими из нихявляются формирование законодательной базы, защита конкурентной среды, доходов,регулирование системы общественного перераспределения, стабилизация истимулирование экономического роста, а также коррекция общественных благ иуслуг.
Государственное регулирование выступает в качестве объективной потребностиобщественного развития, особенно это проявляется в условиях превращения науки внепосредственную производительную силу в процессе труда. Поясняя этот тезис, мыхотим подчеркнуть, что государство – как ассоциированный собственник – берет насебя функции создания и поддержания на стабильном уровне дорогих условийвоспроизводства рабочей силы (высокоразвитые системы образования, информации,здравоохранения, защиты окружающей среды и т.д.).
Большую роль в системе госрегулирования играет сфера внешнеэкономическойдеятельности, имеющая непосредственную связь со структурной политикой исоставлением общенациональных программ. Прогноз и контроль над экспортом,импортом, торговым и платежным (включая валютный) балансами – это серьезныегарантии, с одной стороны, а с другой – стимулы для предпринимательства какодного из факторов поступательного развития хозяйственного потенциала страны.
В современных условиях трансформирования экономики России задачаоптимального сочетания рыночных регуляторов с системой мер государственноговоздействия представляется тем более актуальной, что с одной стороны, Россияобладает исторической, «национальной» и природно – географическиобусловленной спецификой, в силу которой копирование западных моделей ипрактики их применения (даже если они имели успех в странах Восточной Европы вусловиях преобразования их хозяйственных комплексов) неэффективно, а зачастуюпросто вредно. С другой – процесс ускоренного преобразования государственнойсобственности и отсутствие эффективного управления ею как со стороныГоскомимущества, так и частных собственников преобразованного госимущества,необходимость структурной перестройки производственного потенциала и созданиядобросовестной конкурентной среды на национальном рынке, смещения в структуре экспортав сторону обрабатывающей промышленности и постепенного повышенияконкурентоспособности российских товаров и услуг на мировом рынке, – все этонастоятельно диктует усиление воздействия государства на экономические процессыпри обеспечении баланса интересов всех социальных групп населения иформирования благоприятных условий для их жизни.
На мой взгляд для стабильного развития национальной экономикицелесообразны следующие рекомендации:
· привести в логичное единообразие национальныезаконодательные системы, исключив принятие частных взаимопротиворечащихизменений, распространяемых на хозяйствующих субъектов страны, независимо оттого, есть или нет доли иноучастия в капитале, (показателен пример Польши,взявшей за основу в частности в целях избежания ложного банкротства вфинансовой сфере законодательства еще 30–х годов);
· четко определить приоритеты отраслевого хозяйственногоразвития, и используя гибкую систему государственного инструментария(поддержки, гарантий, защиты инвестиций, участия и преференцирования),обеспечив равные условия для национальных и зарубежных инвесторов,стимулировать приток капитала именно на развитие приоритетных отраслей;
· шире использовать систему точечных проектоврегионального приоритетного значения на основе конкурсного участияпотенциальных инвесторов с привлечением средств и региональных, и центральныхбюджетных ресурсов (из бюджетов развития) создание сети страхования инвестиций,в т.ч. с участием государственных органов, использования залогового иипотечного инструментария вступление в международные экономические организации,в т.ч. регионального характера, которые создадут своего рода «крышу» или гарантийную поддержку привлечения частного зарубежногокапитала.
· широкая гласность в обеспечении работа аппарата чиновникови гласность контроля за этой работой по всем денежно–ресурсным направлениямдеятельности (и приватизация, и банкротство, и кредиты международныхорганизаций, и эффект привлечения частного зарубежного капитала, в т.ч. нарегиональном уровне).
И в заключение хотелось бы подчеркнуть, что иностранный капитал – этолишь вспомогательное средство обеспечения экономического развития, преследующеев первое очередь свои собственные интересы. Но умелое и грамотное регулированиеинвестиционного климата в стране в конкретно избранный отрезок времени и этапаразвития страны может превратить его существенный движитель оживлениянациональной конкурентной среды, завоевания новых рынков иинновационно–технологического прорыва.
Практикум
Экономика страны характеризуется следующими данными (в млрд. долл.):
Личные потребительские расходы населения — 7000
Валовые внутренние инвестиции частных фирм — 1500
Государственные расходы — 1900
Чистый экспорт — (-500)
Амортизационные отчисления — 1000
Оплата труда наёмных работников — 6000
Косвенные налоги — 800
Валовая прибыль корпораций — (прибыль, полученная от производства довычета доходов от собственности) — 2100
Валовые смешанные доходы малого бизнеса — 1000
Доходы резидентов, полученные из-за границы — 3000
Доходы нерезидентов, перечисленные за границу — 1000
1. Рассчитайте показатели валового внутреннего продукта (ВВП) двумяметодами (расходов и доходов).
2. Определите объёмы валового национального дохода (ВНД), чистоговнутреннего продукта (ЧВП) и чистого внутреннего дохода (ЧНД).
Решение:
1. Находим ВВП по методу конечного использования (расходов): ВВП=С+I+G+Nx =7000+1500+1900+(-500)=9900 млрд. долл.
Находим ВВП по распределительному методу (доходов):
ВВП=А+Б+Σ факторных доходов =1000+800+6000+2100+1000=10900 млрд.долл.
Статистическое расхождение-1000 млрд. долл.
2. Определяем объём ВНД: ВНД=ВВП+ (Доходы резидентов- Доходынерезидентов)=9900+(3000-1000)=11900 млрд. долл.
ЧВП=ВВП-ПОК(потребление основного капитала)=9900-1000=8900 млрд.долл.
ЧНД=ВНД-ПОК=11900-1000=10900 млрд. долл.
Список литературы
1. Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред.проф.И.П.Николаевой. М.: Юнити-ДАНА, 2000.
2. Макроэкономика: Учеб.пособие для вузов/ Под ред.проф.И.П.Николаевой.-М.: Юнити-ДАНА, 2000.
3. Государственное регулирование рыночной экономики. М.:Издательство РАГС,1998.
4. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 17.
5. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./ГоскомстатРоссии.-М.,2005.
6. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / Под ред.Камаева.М.1998
7. Экономическоеразвитие России в 2005 году /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. — 2005.