Российская АкадемияГосударственной
Службы
при Президенте РоссийскойФедерации
Северо-Западный кадровый центр
________________________отделение
Реферат по экономике на тему:
Налоги в финансовой системе.
Работа студента ___ группы
________________________
Научный руководитель:
__________________________
__________________________
1997
— 2 -
Содержание:
Введение…- 3
I. Налоги в экономической системеобщества… — 4
1.1. Сущность налогов и принципыналогообложения… — 4
1.2. Функцииналогов… — 6
1.3. Налоги как средство государственного
регулирования…- 7
II. Государственныйбюджет… — 9
2.1. Сущность государственного бюджета, его роль в
социально-экономическихпроцессах… — 9
2.2. Доходы государственного бюджета…- 10
2.3. Расходы государственногобюджета… — 11
Заключение…- 12
Использованная литература…- 13
— 3 -
Введение.
Налоги представляют собой обязательныесборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке,установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеномэкономических отношений в обществе с момента возникновения государства.Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалосьпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги- основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на развитие научнотехнического прогресса.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные,причём это подразделение известно с глубокой древности. Критерием такогоделения является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей.Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налоговстановится тот, кто получает доход, владеет имуществом и т.д., в то время какокончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, накоторого налог перекладывается путём надбавки к цене. Следует иметь ввиду, чтоэто именно теоретическое предположение, ибо на практике может происходить иное.Прямые налоги при определённых обстоятельствах также могут оказатьсяпереложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги невсегда могут быть в полном объёме переложены на потребителя, поскольку рынокнеобязательно в прежнем объёме примет товар по повышенным ценам.
Налоги олицетворяют собой ту частьсовокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежныхдоходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему длявыполнения соответствующих функций — социальной, экономической,военно-оборонной, правоохранительной и др. Как составная часть производственныхотношений налоги относятся к экономическому базису. Налоги являются объективнойнеобходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развитияобщества. Государство, исходя из объективной необходимости, формируетсоответствующую налоговую систему, совершенствует её структуру и механизмфункционирования в финансовой системе страны.
— 4 -
I. Налоги в экономическойсистеме общества.
1.1. Сущность налогов и принципыналогообложения.
Под налогом понимается обязательный взнос вбюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемыйплательщиками в порядке и на условиях, определённых законодательными актами.1
Государство осуществляет регулирующуюфункцию в сфере экономики, которая проявляется в форме бюджетно-финансового,денежно-кредитного, ценового механизмов.
Бюджетно-финансовая система призванаобеспечивать эффективное развитие экономики. Важной «кровеноснойартерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Изъятие государством в свою пользуопределённой части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса исоставляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производствавалового внутреннего продукта. За счёт налоговых взносов формируются финансовыересурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
В течение 1992-1993 годов серьёзныеизменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. На издержкистановления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципастабильности. Только в 1992 году в налоговое законодательство семь развносились изменения и дополнения.2
Источником налоговых платежей независимо от объектаналогообложения является валовой национальный доход, который количественно несовпадает с валовым внутренним продуктом. Валовой национальный доход образуетпервичные денежные доходы основных участников общественного производства игосударства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе:оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованныйдоход государства ( налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетныефонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процессстоимостного распределения валового продукта. Он продолжается вперераспределении денежных доходов основных участников общественногопроизводства в пользу государства: от работников — в форме подоходного налога иотчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов — в форме налога наприбыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектаминалогообложения являются:
— прибыль (доход);
— стоимость определённых товаров;
— добавленная стоимость продукции;
— имущество юридических и физических лиц;
____________________________________________________________________
1 - БулатовА.С. Экономика:учебник — М., 1995, на стр. 300.
2 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие — М., 1995, на стр. 43
— 5 -
— передача имущества (дарение, продажа, наследование);
— операции с ценными бумагами;
— отдельные виды деятельности;
— другие объекты установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогомодного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц,квартал, полугодие, год).
Общее количество налогоплательщиковопределяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций учреждений),численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан,уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.
Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи«питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20государственных Внебюджетных фондов, отчислений. На долю отчислений в эти фондыприходится 46% суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причём3/5 общей суммы отчислений вовнебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды.Источником этих отчислений также является произведённый валовой внутреннийпродукт, за счёт которого на стадии образования доходов осуществляютсясоответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначенияформируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда ивключаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:
в пенсионный фонд — 28% ( кроме того, 1%уплачивается работником из его заработной платы); в фонд социальногострахования — 5,4%; в фонд занятости населения — 2%; в фонд обязательногомедицинского страхования — 3,6%.
По методу установления налоги подразделяютсяна прямые и косвенные. К числу прямых относят: подоходный налог, налог наприбыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользованиекоторыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают изхозяйственных актов и оборотов, финансовых операций ( налог на добавленнуюстоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).
По мере повышения материальногоблагосостояния населения, расширения круга товаров массового потреблениякосвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения кмногократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства,т.е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость иакцизам.
В нашей стране платежи государственныхпредприятий из прибыли не носили налогового характера. Осуществление рыночныхпреобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованиюналоговой системы. Вместо налога с оборота и налога с продаж были введены двадругих косвенных налога: акцизный ( на ограниченный круг товаров) и надобавленную стоимость.
— 6 -
1.2. Функции налогов.
Функция налога — это проявление его сущности в действии,способ выражения его свойств.3 Функции налогов:
1 Фискальная (бюджетная) функция — формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного ицентрализованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшегоэкономического субъекта. Благодаря этой функции формируются финансовые ресурсыгосударства, аккумулируемые в бюджетной системе и внебюджетных фондах инеобходимые для осуществления собственных функций (военно-оборонительных,социальных, природоохранных и др.).
2 Контрольная функция — проявляется ввозможности количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставленияс потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря ей оцениваетсяэффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом,выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетнуюполитику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь вусловиях действия распределительной функции.
3 Распределительная функция — обладает рядомсвойств, характеризующих многогранность её роли в воспроизводственном процессе.Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носилачисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметьвозможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальнуюсферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).
Но с тех пор, как государство посчиталонеобходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, унего появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговыймеханизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающиеподфункции, а так же подфункция воспроизводственного назначения. В отлаженнойналоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов.
Стимулирующая подфункция налогов реализуетсячерез систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующимипризнаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объектаобложения, уменьшения налогооблогаемой базы, понижения налоговой ставки.
Действующие льготы по налогообложениюприбыли предприятий направлены на стимулирование:
— финансирования затрат на развитиепроизводства и непроизводственное строительство;
— малых форм предпринимательства;
— занятости инвалидов и пенсионеров;
— благотворительной деятельности всоциально-культурной и природоохранной сферах.
Проференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и
____________________________________________________________________
3 - ЧерникД.Г. Налоги: учебное пособие — М., 1995, на стр. 46
— 7 -
целевой налоговой льготы для финансированияинвестиционных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляетсяна условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договороммежду предприятием и региональным налоговым органом.
Целевая налоговая льгота в отличие отинвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятиюорганами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но впределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условияпредоставления те же, что и у налогового кредита.
Подфункцию воспроизводственного назначениянесут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежиза пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, навоспроизводство природно-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют чёткуюотраслевую принадлежность.
Особое значение имеет дифференциация налоговпо источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль.Правильность расчётов налога на прибыль требует знания состава затрат попроизводству и реализации продукции(работ, услуг), и порядка формированияфинансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимостьвключаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог,земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.
При классификации налогов по объектамналогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги(включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия(хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающиенекоторые местные налоги.
1.3. Налоги как средствогосударственного регулирования.
Основными объектами государственногорегулирования экономики при помощи налоговой политики являются хозяйственныйцикл, секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства,капиталовложения, цены, научно-исследовательские и опытно-конструктивныеработы, внешнеэкономические связи, окружающая среда и др.4
Регулирующая функция налогов заключается вследующем:
— установление и изменение системыналогообложения;
— определение налоговых ставок, ихдифференциация;
— предоставление налоговых льгот — освобождение от налогов части прибылей и капитала с условием их целевогоиспользования в соответствии с задачами государственное экономическоепрограммирование.
____________________________________________________________________
4 - Экономика: Учебник/Под ред. доц. А.С.Булатова. — М.:Издательство БЕК, 1995. — глава XV
— 8 -
Важную регулирующую роль играет сама системаналогообложения, избранная правительством. Например, налог с оборота придопущении его с оборота между предприятиями по «принципу ограниченияединства» не взимается с оборота между предприятиями «органическиединой» формы, корпорации и ставил таким образом, крупные фирмы впривилегированное положение. Применение налога с оборота в такой трактовкестановилось инструментом централизации капитала, создания единых структур.подразделения которых тесно связаны между собой технически.
Изменения налоговой ставки на прибыль.государство может создать или уменьшить дополнительные стимулы длякапиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных налогов — воздействовать нафонд потребления в целом, на уровень цен.
По мере усложнения и совершенствованиягосударственного регули-рования экономики налоги всё шире использовались длярегулирования структуры народного хозяйства. Налоговые ставки всё болеедифференци-ровались по отраслям и регионам. Они стали оказывать усиливающеесявоздействие на отраслевую и подотрослевую структуру, на изменение ролиотдельных земель, штатов, департаментов в народно хозяйственном комплексе. Так,налоги на добычу нефти и газа традиционно высокие, а в малоосвоенных,экономически менее развитых районах они часто ниже.
Налоговая система становится всё болеегибкой. При сохранении основ и структуры налогового законодательствагосударственные регулирующие органы выборочно и временно снижают налоговыеставки или даже отменяют налоги для предприятий, следующих целямгосударственного регулирования экономики. Стали широко практиковаться скидки сналогов на прибыль, направляемую на капиталовложения, на научные исследования ивнедрение их достижений, на создание новых рабочих мест, охрану окружающей среды.
Регулирующая функция налогов в современныхусловиях не столько в том, чтобы максимально освободить прибыли и доходы отналогов и создать общие и селективные стимулы для действий в соответствии стекущими целями государственного регулирования экономики, сколько в стремлениисоздать жёсткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот,предоставляемых хозяйственному субъекту, и его конкретными хозяйственнымиакциями.
Большинство целей государственногорегулирования экономики достигается на Западе путём целенаправленногостимулирования капиталовложений. Именно от масштабов обновления и расширенияосновного капитала зависят в основном темпы роста, состояние коньюктуры,занятость, спрос, национальная конкурентоспособность, а от структуры инвистиций- отраслевая и региональная структура, темпы и направленностьнаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Преобладающей формойобеспечения инвестиционных потребностей в течение последних десятилетийявляется самофинансирование, доля которого в капиталовложениях колеблется от 55до 85%. Такие масштабы самофинансирования оказались возможными только благодарягосударственной налоговой политике, и в частности санкционированномуправительственными органами ускоренному амортизационному спасению основногокапитала.
— 9 -
II. Государственный бюджет.
2.1. Сущность государственногобюджета, его роль в социально-экономических процессах.
Финансовые отношения, складывающиеся угосударства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называютсябюджетными.5
Бюджетным отношениям присущ объективныйхарактер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должнаконцентрироваться определённая доля национального дохода, необходимая для нуждрасширенного воспроизводства в масштабах всего общества, удовлетворения социо-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общихиздержек государственного управления. Возникновение бюджетных отношенийнемыслимо вне государства; но, будучи связанными с государством, они тем неменее являются элементом базиса, а не надстройки. Бюджетные отношения — этоорганическая часть экономической структуры общества; их функционированиеобъективно предопределённо тем, что нужна материально-финансовая база дляосуществления государством его функций.
В процессе функционирования бюджетныеотношения получают соответствующее им материально-вещественное воплощение; ониматериализуются в бюджетном фонде страны, имеющем сложную организационнуюструктуру. Конкретная величина бюджетного фонда, отражающая степеньцентрализации финансовых ресурсов в руках государства, зависит от рядафакторов: уровня развития экономики; методов хозяйствования на предприятиях, ворганизациях, учреждениях; решаемых обществом экономических и социальных задач;масштабов намеченных структурных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях ит.п. В основе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие вспецифических формах.
Бюджет — категория, являющаяся частьюфинансов, характеризующаяся теми же чертами, которые присущи финансам в целом;но одновременно имеет особенности, отличающие её от других сфер и звеньевфинансовых отношений. К числу особенностей относятся следующие:
— государственный бюджет является особойэкономической формой перераспределительных отношений, связанной с обособлениемчасти национального дохода в руках государства и её использованием с цельюудовлетворения потребностей всего общества и отдельных егогосударст-венно-территориальных формирований;
— с помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода, реже — национального богатства междуотраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественнойдеятельности;
— пропорции бюджетного перераспределениястоимости в большей мере, чем у других звеньев финансов, определяются потребностямирасширенного воспроизводства в целом и задачами, состоящими перед ____________________________________________________________________5 - Финансы/ В.М.Родионова,Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др.; Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы истатистика, 1995. — глава XV.
— 10 -
обществом на каждом историческом этапе развития;
— область бюджетного распределения занимаетцентральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевымположением бюджета по сравнению с другими звеньями.
Сущность государственного бюджета какэкономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функцию.
Функционирование государственного бюджетапроисходит посредством особых экономических форм — доходов и расходов,выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественногопродукта, концентрируемой в руках государства. Доходы служат финансовой базойдеятельности государства, расходы — удовлетворению общественных потребностей.
2.2. Доходы государственногобюджета.
Доходы бюджета выражают экономическиеотношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями игражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявленияэтих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий,организаций и населения в государственный бюджет. а их материально-вещественнымвоплощением — денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетныедоходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественногопродукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другойстороны выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в рукахгосударства стоимости, ибо последняя используемая для формирования бюджетныхфондов территориального, отраслевого и целевого назначения.
Важнейшее место среди источников поступленийв государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится до 90% всепоступлений в бюджеты промышленно развитых стран (см. выше).
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговыедоходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатациигосударственной собственности и от её продажи юридическим и физическим лицам, ас другой — поступления от реализации облигаций государственных займов и другихценных бумаг. Так же доходы государственного бюджета могут получаться в видепроцентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акциивысокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходы от продажи ценныхбумаг.
— 11 -
2.3. Расходы государственногобюджета.
Расходы государственного бюджета — этоэкономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежныхсредств государства и его использованием по отраслевому, целевому итерриториальному назначению. В расходах бюджета находят своё выражение двестороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составныечасти и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется черезконкретные виды расходов, каждый из которых может быть охорактерезован скачественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяетустановить экономическую природу и общественное назначение каждого видабюджетных расходов, количественная — их величину. Активная роль государства вэкономической жизни общества, осуществлении социальных преобразованийобуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно связано сдействием ряда факторов: природой и функциями государства, уровнем социальноэкономического развития страны, разветвлённостью связей бюджета с народнымхозяйством, формами предоставления бюджетных средств и т.д. Сочетание названныхфактов на каждом из этапов развития государства порождает такую системурасходов, которая соответствует потребностям экономики, типу и уровнюуправления ею.
Расходы государственного бюджета выполняютфункции политического, социального и хозяйственного регулирования. Функциясоциального регулирования занимает первое место в бюджетных расходах, котораявключает в себя социальные пособия, образование, здравоохранение и т.д. Функцияхозяйственного регулирования включает в себя выделение бюджетных субсидийсельскому хозяйству. Функция политического регулирования включает в себярасходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики.
Расходы государственного бюджета тесновзаимосвязаны с его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественномсоответствии расходов доходам, а также в их влиянии друг на друга. С однойстороны, бьем расходов бюджета лимитируется жёсткими рамками поступающихбюджетных доходов, причём последние в свою очередь определяются экономическимивозможностями государства. Поэтому очень важно установить такой бьем бюджетныхрасходов и такие сроки использования бюджетных средств, которые обеспечивали бырешение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальныхзатратах с максимальным народнохозяйственным эффектом. С другой стороны,расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратноевлияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки,совершенствованию кадрового потенциала и т.д.
— 12 -
Заключение.
Главным средством перераспределения валовоговнутреннего продукта служат государственные финансы, состоящие изгосударственного бюджета и внебюджетных фондов.
Государственный бюджет представляет собойгодовой план государственных расходов и источников их покрытия. Он состоит изцентрального и местного бюджетов, их проекты и отчёты об их исполнении ежегоднопринимаются парламентами.
Расходная часть бюджета представленаассигнованиями на социальные, хозяйственные, военные, а также на содержаниеуправленческих органов и платежи по государственному долгу. Бюджетные расходына хозяйственные цели осуществляются в форме государственных кредитов, субсидийи поручительств.
Существует ряд общепризнанных принциповналогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, егопрогрессивный, однократный, обязательный характер, простота и гибкость.
Основные функции налогов — фискальная,социальная и регулирующая. Налоговая политика государства осуществляется припомощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствиис целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.
В современных условиях налоги сталипредметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможеннымпошлинам, а также к внутренним налогам в странах — участницах интеграционныхобъединений.
Подведя итог выше сказанному, можно сказать,что налоги играют одну из важнейших функций в финансовой системеперераспределения доходов в государственной системе.
— 13 -
Использованная литература:
1. БорисовЕ.Ф. Основы экономической теории. М., 1996.
2. КазаковА.П., МинаеваН.В. Экономика. М., 1996.
3. Курс экономической теории/Под ред.ЧепуринаМ.Н.,
КисилёваЕ.А., Киров, 1994.
4. ЛипсицИ.В. Экономика. М., 1996.
5. МакконнеллК.Р., БрюС.Л. Экономикс. М., 1996.
6. Налоги: Учебное пособие/Под ред. ЧерникаД.Г. М.,1995.
7. СаженаМ.А., ЧибриковГ.Г. Основы экономическойтеории.
М., 1996.
8. Современная экономика/Под ред. МамедоваО.Ю.Ростов-на-
Дону, 1996.
9. Финансы/Под ред. РодионовойВ.М. М.,1995.
10. Экономика: Учебник/Под ред. А.С.Булатова. М., 1995.