Реферат по предмету "Экономика"


Монополизм в экономике: последствия, методы борьбы

Министерствообщего и профессионального образования РФ
Пермскийгосударственный технический университет
Кафедраэкономической теории
Курсоваяработа по экономической теории
На тему: «Монополизмв экономике: последствия, методы борьбы»
Выполнил:
Студент экономического отделения
гуманитарного факультета
Группы ЭУ-09С (1)
Бузмакова Светлана Александровна
Принял:
Преподаватель экономической теории
Толстоброва Надежда Александровна
Пермь, 2010

План
ВведениеГлава 1. Анализ монополизмакак экономического явления
§1.1 Определение монополии
§1.2 Отличия монополии от совершеннойконкуренции
§1.3 Характеристика «естественной монополии»
§1.4 Юридические ограничения
§1.5 Сущность монополизма
§1.6 Антимонопольная политика
§1.7 Последствия монополииГлава 2. Анализмонополизма на примере заводов «Пермские моторы»
§2.1 История «Пермских моторов»
§2.2 Выявление монополиста
Заключение
Список используемой литературы
Библиография

Введение
монополизмконкуренция рынок труд
Проблемамонополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всегодвадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, покасуществуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическоеместо в производстве.
К монополиямможно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однаконельзя видеть в монополиях все мировое зло или считать только их основойэкономического благосостояния.
Отношениеобщественности и государства к различным формам несовершенной конкуренциивсегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. Содной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают болеевысокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызываетнерациональное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенствадоходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населения. Далеко невсегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности дляобеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствиесуществования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеютдостаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нетконкуренции.
С другойстороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукциямонополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило имзавоевать господствующее положение на рынке. Монополизация воздействует наповышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынкеобладает достаточными средствами для успешного проведения исследований иразработок.
Вместе с тем,не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научныхисследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует,что многие крупные открытия в технике осуществляются сравнительно небольшими,так называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупныефирмы.
Кроме того,крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономитьресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайненегативно сказалось на издержках во многих отраслях американскойпромышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКРпозволило перейти к топливосберегающим технологиям и снизить издержки. Неследует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играютроль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и,следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупныемонополии — это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства. Учитываядвойственный характер монополистических объединений, правительства стран сразвитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоятьмонополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
В курсовойработе рассматривается как раз тот случай, когда на рынке какого-либо товара господствуетодин производитель или поставщик, т.е. монополию (от греч. mono — один, poleo — продаю), отметить ее последствия и методы борьбы.
Цель курсовойработы заключается в разработке теоретико-экономических основ анализа сущностимонополии на рынке труда, формирования и развития монопольных отношений нароссийском рынке труда.
Реализацияуказанной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
— систематизироватьтеоретические подходы к анализу монополии;
— раскрытьсущность монополии на рынке труда;
— рассмотретьпоследствия монополии;
— датьхарактеристику состояния монопольных отношений на современном российском рынкетруда;
— сравнитьмонополию и конкуренцию;
— рассмотретьантимонопольную политику.
Объектомисследования является наблюдение нахождения монополии на рынке.
Предметомисследования служит сама монополия.
Чтобывыполнить данную курсовую работу использовалась литература с 2005 по 2009 год.Научная и учебная литература является основной базой в работе.
Применялось дваметода эмпирического исследования: наблюдение и сравнение.
В работеиспользуются учебники таких авторов, как М.Н Чепурин, Е.Ф Борисов, А.С.Булатов,В.И.Видяпина, В.Д.Камаев, Г.С.Вечканов и др.
Первая глава курсовойработы посвящена анализу монополизма как экономического явления. В нейрассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействиймонополии и конкуренции, последствия и методы борьбы. В ней рассматриваютсятакие актуальные вопросы, как: антимонопольная политика (изложены проблемыправового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основедействующего законодательства РФ).
Также впервой части данной работы раскрыты особенности российского монополизма и егоисторико – генетические корни.
Во второмпараграфе первой главы работы изложены вопросы экономического поведения фирмы –монополиста в условиях рыночной экономики.
Вторая главаработы содержит анализ монополии на примере заводов «Пермские моторы».
Значимостьисследования состоит в углублении методологических основ исследования конкуренциии монополии на рынке труда, институциональных аспектов его функционирования.Полученные теоретические результаты способствуют научному обоснованиюнаправлений регулирования конкурентно-монопольных отношений на рынке труда.

Глава 1.Анализ монополизма как экономического явления
§1.1 Определениемонополии
Монополияявляется полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только одинпродавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей. В условияхмонополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара,что позволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривойспроса, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль. Поэтому выбор ценыиз возможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продаживозможного количества товара по данной цене.
§1.2 Отличиямонополии от совершенной конкуренции
Стремлениемонополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой иобъемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой властина рынке. «Рыночная власть» означает способность продавца(покупателя) влиять на цену товара.
Итак, какиеже черты отличают монополию от совершенной конкуренции?
· Единственныйпродавец (монополист).
· Реализуемыйпродукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленнуюмонополистом цену (или отказаться от покупки данного товара).
· Полный контрольмонополиста над ценой товара и объемом продаж.
· Для потенциальныхконкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.

§1.3Характеристика «естественной монополии»
Особое местозанимает феномен «естественной монополии». К естественныммонополистам относятся предприятия общественного пользования и предприятия,эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (например, электрические и газовыепредприятия, компании водоснабжения, линии связи и транспортные фирмы). Какправило, подобные «естественные монополии» находятся в собственностигосударства или действуют под его контролем. Существование естественныхмонополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства, — эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, чтокрупное производство имеет преимущество перед мелким при сравнении величиниздержек при однородном производстве. Вследствие лучшей техническойоснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышениепроизводительности труда, а значит, понижение издержек на единицу продукции.Это означает более эффективное использование ресурсов. Поэтому естественныемонополии становятся желаемым явлением для общества, хотя монополистическаяприрода все равно вынуждает регулировать их деятельность.
§1.4 Юридическиеограничения
Искусственныебарьеры для предотвращения проникновения на монополистический рынок конкурентовпредставлены юридическими ограничениями в форме «лицензий», «авторскогоправа», «товарных знаков», или «патентной защиты».
Лицензия –это право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельностина данном рынке.
Авторскоеправо контролирует продажу и распространение оригинального произведения винтересах его автора (книги, музыкального произведения, программы для ЭВМ); онодействительно на протяжении всей жизни автора (и еще в течение 25 лет после егосмерти в интересах его наследников).
Товарныезнаки – это специальные символы, позволяющие узнавать («идентифицировать»)товар, услугу или фирму; конкурентам запрещается использоватьзарегистрированные товарные знаки, подделывать их или применять похожие,путающие потребителя.
Патент –свидетельство, удостоверяющее исключительные права автора на распоряжениесозданным им благом (технологией); если фирма имеет патент на технологиюпроизводства какого – либо продукта, то это делает невозможным производстводанного товара другими фирмами в течение срока действия патента. Конечно,патентовладелец может продать свою технологию или вообще ее не использовать, ноэто его право. И только получение патента на альтернативную технологию позволитконкурировать с фирмой – монополистом.
Монополия вчистом виде – явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, онапредставляет собой скорее экономическую абстракцию. Довольно часто в качествепримера чистой монополии приводят систему телефонной связи, и это почти верно.Но не следует забывать, что иные виды связи (например, экспресс – почта илиспутниковая связь) создают скрытую конкуренцию, предлагая качественныезаменители телефонной связи. Кроме того, следует отметить, что монополия неможет полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны других отечественныхили иностранных производителей товаров.
Монополия,возникающая со стороны спроса, когда на рынке имеется только один покупательпри множестве продавцов, называется монопсонией. Такая рыночная структура вовсем схожа с монополией, черты которой переносятся на покупателя. Чистаямонопсония не менее уникальное явление, чем монополия.
Чтобыподробнее узнать про монополию, надо рассмотреть ее сущность.
§1.5 Сущностьмонополизма
Данаавторская трактовка понятия монополизм, как экономической категории, выражающейэкономические отношения между хозяйствующими субъектами различных уровней вформе полного господства и владения финансами, средствами производства,возникающие на всех фазах воспроизводственного процесса по поводу реализации ихэкономических интересов, заключающихся в завоевании и упрочнении монопольныхпозиций в отрасли и на рынке.
В условияхкризиса сравнительный выигрыш участников рынка от рентоориентированного поведениярастет, поэтому объективно повышается вероятность принятия новых норм,ограничивающих конкуренцию (обычно мотивируемых целью защитить отечественныхпроизводителей). Особенно это касается компаний, которых по разным причинамотносят к числу системообразующих.
В целяхреализации своей целевой функции получения монопольной прибыли (сверхприбыли),выявлена двоякая сущность монополизма: с одной стороны — монополизм выступаетфактором усиления организующей и регулирующей роли по внедрению инноваций сцелью доминирования в отрасли и на рынке, а с другой ведет к экономическомузастою, перераспределению ресурсов и благ в пользу субъектов, обладающихвластными полномочиями. Доказано, что успешное преодоление монополизма вроссийской экономике связано не столько с разукрупнением производства иразвитием малого и среднего бизнеса, а в большей степени с финансовойдиверсификацией и созданием государственных корпораций, что в значительнойстепени отвечает современным условиям экономического роста и выступает факторомдемонополизации экономики. Раскрыта сущность государственных монополий какэкономического явления, где в основе лежит монополия государства наэкономическое пространство, в рамках которого осуществляется институциональная,экономическая, военно-стратегическая и другая деятельность, базовым признакомгосударственного монополизма является исключительное положение государства вкачестве хозяйствующего субъекта в воспроизводственном процессе и на конкретномрынке. Предложены меры по реализации механизма государственно-частногопартнерства в целях усиления конкурентоспособности каждого из них иупорядочения взаимодействия государства с бизнесом и научными организациями вотношении продвижения инноваций и внедрения наукоемких и высоких технологий длядостижения устойчивого экономического роста страны.
Проведенноеисследование позволяет использовать основные научные положения и выводы вкачестве теоретико-методологической базы для дальнейших исследованиймонополизма. Они могут стать основой для теоретического обоснования исовершенствования государственного регулирования монополистических отношений.
Далее надоопределить, как бороться с монополией.
§1.6 Антимонопольнаяполитика
Важнейшимсредством регулирования деятельности монополий является антимонопольноезаконодательство, основы которого заложены в законодательных актах ВерховногоСовета Российской Федерации.
Антимонопольноезаконодательство представляет собой пакет законов, который выступает каксредство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, каксредство установления официальных «правил игры» на рынке.
Началоантимонопольному законодательству было положено в США и Канаде, что явилосьреакцией на усиление власти союзов монополистов в экономике. В 1880 г. былпринят первый закон — закон Шермана, который запрещал монополизацию рынка, признавалнезаконными любые объединения и сговоры, направленные на ограничениепроизводства и торговли. Позднее, в 1914 г., был принят еще один важныйзаконодательный акт — закон Клейтона. Этот закон был направлен в первую очередьпротив различных видов монополистической практики. Он объявлял вне законаценовую дискриминацию, запрещал исключительные или «принудительные»соглашения, формирование взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акцийконкурирующих корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговаякомиссия, предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В1938 г. на эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защитеобщественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. АктЦеллера-Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияниепутем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослаблениеконкуренции.
Первыеантимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупногопроизводства за выживание мелкого бизнеса. В дальнейшем практикаантимонопольного законодательства неоднократно менялась на протяжении XXстолетия, периоды его ужесточения и либерализации чередовались.
В последниедесятилетия наблюдается смягчение действий статей законодательства. В этомпроявилось влияние представителей чикагской школы. По их мнению, основнойзадачей антимонопольного законодательства является не защита интересовотдельных компаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европеантимонопольное законодательство было принято в послевоенный период и имеет рядособенностей. С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересовпотребителей, а с другой — призвано поощрять процесс концентрации производстваи образования крупных корпораций, если это связано с научно-техническимпрогрессом.
Хотя конкретныйхарактер и содержание антимонопольного законодательства в различных странахимеют свои особенности, можно выделить общие для всех стран основы этогозаконодательства: охрана и поощрение конкуренции, контроль над фирмами,занимающими господствующее положение на рынке, контроль над ценами, защитаинтересов потребителей, защита интересов и содействие развитию среднего имелкого бизнеса.
Современноеантимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления — контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольноезаконодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконнымявляется любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом такжепреследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливаетболее низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов. Например, вделе против «IBM» министерство юстиции США обвинило компанию вдемпинге при установлении цен на аренду компьютеров ее собственногопроизводства.
Слияние компанийпроисходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате втораякомпания становится составной частью первой. Со второй половины 80-х гг.усиление этого процесса наблюдается практически во всех странах. Так, в США в1987 г. более 2000 фирм были поглощены в процессе слияний.
А как ведет себямонополия в XX веке рассмотрим далее…
§1.7 Последствиямонополии
В XX в., особенно со второйего половины, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка. Чтобыразобраться, как оно происходит, нужно выявить тенденции, которые свойственныразвитию монополии и конкуренции в современных условиях.
Первая тенденция –противоречивое развитие монополизации рынка. С одной стороны, в законодательномпорядке была ликвидирована абсолютная монополия. С другой стороны – научно –техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровнюукрупнения хозяйства. Централизация производства привела к образованию мощныхестественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство(магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы попередаче электрической и тепловой энергии и т.п.). Кроме того, в национальнойэкономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.
Вторая тенденция —к обострению конкуренции. Научно- техническая революция необыкновенно ускориласовершенствование технической базы производства. В связи с этим в странах сновой экономикой резко усилилось соперничество, особенно в области внедренияновейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистинеглобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.
Сейчас основнаяпроблема, мешающая становлению условий инновационного хозяйствования,заключается, прежде всего, в слабости политики государства по поддержкевоспроизводства промышленного капитала. Сектор малых и средних предприятий не всостоянии выйти на позиции, сравнимые с ТНК высокоразвитых стран, и не служитбазой для создания эффективных хозяйственных структур.
Таким образом, наисходе ХХ столетия сложилась парадоксальная ситуация: на рынке одновременноусиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектовхозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двухуказанных тенденций?
Во-первых, в корнеменяется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX — первой половиныХХ в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно — технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупныехозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течениеопределенного срока используют патентное право для обновления технологии.
Во-вторых,внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальныхзатрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия,типичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокимидоходами могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническомпрогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.
В-третьих, впоследние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственныхобъединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мировогорыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальныммонополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, вподготовке научных и инженерных кадров, а так же обеспечивает их другимиэкономическими преимуществами.
Ориентиром в этомотношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласноопросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели46 стран мира), в 1990-х гг. наиболее конкурентной страной признавались США.Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между темс 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия— с5 на 14, Франция — с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место. Итак,очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (от греч.synthesis — соединение, сочетание) конкуренции и монополии.
За последние 17лет российская экономика прошла беспрецедентный путь не просто усиленииконкуренции, но создания рынков, в советское время не функционировавших.Большая часть продуктов и ресурсов сегодня продается на нерегулируемых рынках,где государство не устанавливает директивно уровень цен. Внешнеторговый оборотдостиг 45% ВВП; следовательно, многие отечественные компании объективноучаствуют в глобальной конкуренции или на зарубежных рынках (как экспортеры),или на внутренних (сталкиваясь с импортом). Несмотря на сохраняющиеся искаженияусловий конкуренции она взаимодействует на поведение поставщиков иреструктуризацию промышленных предприятий. По данным выборочных исследований, всередине 2000-х годов лишь около 1/5 промышленных предприятий не считаликонкуренцию важным фактором принятия бизнес – решений; при этом около 1/3испытывали острую конкуренцию со стороны как отечественных, так и зарубежныхкомпаний.
По данным опросовпредпринимателей, со времен административные ограничения входа на рынок если ине снижаются, то, по крайней мере, их становится легче преодолеть. К сожалению,главную роль здесь играют не столько действия государства, сколько навыкиучастников рынка по преодолению административных барьеров (своего рода «организационныенововведения»).
В то же времясохраняются и ограничения (препятствия) для развития конкуренции и одновременно– применения конкурентной политики на российских рынках.
Вывод: Последствияв применении государством разных тенденций получаются различные, противоречивыедруг другу.
Применениеантимонопольного законодательства подрывает рыночную власть абсолютныхмонополий.
Тенденциисвойственны развитию монополии и конкуренции в современных условиях.

Глава 2. Анализмонополизма на примере заводов «Пермские моторы»
§2.1 История «Пермскихмоторов»
История покорениявоздушного пространства неразрывно связана с именами талантливых российскихконструкторов и инженеров, с уникальными разработками и смелыми техническимирешениями, получившими признание во всем мире.
Пермскиемоторостроители внесли неоценимый вклад в развитие отечественногодвигателестроения. В настоящее время ПС-90А — единственный в России авиационныйдвигатель четвертого поколения, в котором реализованы современные мировые требованияк безопасности, экономичности и эксплуатационной технологичности. Пермскиедвигатели стоят на крыле знаменитого истребителя-перехватчика МиГ-31. В Пермисегодня создается двигатель 5-го поколения на базе нового высокоэффективногомалоступенчатого газогенератора.
ОАО«Пермские моторы»- головное предприятие пермского моторного холдинга.
Пермскиймоторостроительный комплекс
Пермскиймоторостроительный комплекс — группа пермских авиационных предприятий, объединенных общим брендом «Пермскиемоторы», общей историей и территорией, связанных в единую технологическуюцепочку, охватывающую проектирование, доводку, серийный выпуск авиационныхдвигателей, газотурбинных установок и газотурбинных электростанций, вертолетныхредукторов и трансмиссий, а также их послепродажное сопровождение вэксплуатации.
Предприятиякомплекса:
· ОАО «Авиадвигатель»
· ОАО «ПермскийМоторный Завод»
· ОАО «Редуктор-ПМ»
· ОАО«Пермские моторы»
· ЗАО «Моторсервис-ПМ»
· ЗАО «Металлист-ПМ»
· ЗАО «Инструментальныйзавод-ПМ»
· ЗАО «РЭМОС-ПМ»
· ОАО «Энергетик-ПМ»
· ЗАО «Железнодорожник-ПМ»
· и др.
Предприятиякомплекса находятся под управлением ООО «Управляющая компания»Объединенная двигателестроительная корпорация" и ОАО «ВертолетыРоссии» ( ОАО «Редуктор-ПМ») корпорации ОАО «ОПК»Оборонпром".
Именно здесьразработаны двигатели большинства российских пассажирских и транспортныхсамолетов, начиная с ветеранов – Ту-134, Ил-62М, Ту-154М, Ил-76 и заканчивая самымисовременными – Ту-204, Ту-214, Ил-96-300, Ил-76МФ.
Начиная с1996 года, введено в эксплуатацию более 500 газотурбинных установок.
Пермскиегазовые турбины получили высокую оценку заказчиков, среди которых ОАО «Башкирэнерго»,ООО «Тюментрансгаз», ОАО «Севергазпром», ОАО «Сургутнефтегаз»,ОАО «НК „ЮКОС“, ОАО „Сибур“ и др.
Высокий спросна продукцию Пермского моторостроительного комплекса, научный и промышленныйпотенциал его основных предприятий ставят комплекс в число лидеровотечественного двигателестроения.
§2.2Выявление монополиста
Монополия — это когда существует только один продавец, причем он производит товар, неимеющий близких заменителей. Пока на ранке нет конкурентов „Пермскиммоторам“, ведь на протяжении некоторого времени завод доказал своелидерство в двигателестроении. „Пермские моторы“ — это целый комплекспредприятий объединенных одним делом: выпуском двигателей. Наличие упредприятия постоянных клиентов свидетельствует о подтверждении егомонополистом.
Ознакомившисьс историей „Пермских моторов“ можно с уверенностью назвать данноепредприятие крупным монополистом.

Заключение
Подводя итогиработе, необходимо заметить, что цели и задачи, поставленные раннее исформулированные во введении, были достигнуты. Это позволяет сделать некоторыевыводы.
Во-первых, следуетотметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточнаявласть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужаетсяи делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практическиневозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства.Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровойконкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективноститруда. При монополизме расцветает паразитизм в экономике, мнение о том, чтоденьги можно заработать только при „особом“ отношении с властью. ПравительствоРоссии заинтересовано получать налоги от промышленности, но не готово ихснизить, хотя бы в инновационном производстве. Монополизм в экономикеспособствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом,тормозит возникновение и развитию новых конкурентоспособных предприятий.Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствуетразвитию бизнеса. В итоге многие компании работают в расчете на краткосрочныеперспективы, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство.Все это негативно оказывается на экономике страны.
В России на данномэтапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все большестановится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего,не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полномобъеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным исамоорганизующимся рынком. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынкеостались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара,относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.
Цели и задачи поставленныев начале курсовой работы были выполены.

Списокиспользуемой литературы
1. Архипов В.Е.Маркетинг: техника создания спроса. – М: Вершина, 2005.
2. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория:Учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшее образование, 2006. — 391с. — (Основы наук)
3. Вечканов Г.С. „Экономическаятеория“: учебник для вузов –С-П, 2009.
4. Гальперин В.М.,Игнатьев С.М., Моргунов В.И., Микроэкономика. – СПб.: экономическая школа,2005.
5. Журнал „Вопросыэкономики“2009г., выпуск №3
6. Журнал „Экономист“,2008г., №4.
7. Котлер Ф. Основымаркетинга. М.: Прогресс, 2005.
8. Курсэкономической теории: учебник – 5-е дополненное и перераб.издание – Киров: „АСА“,2005;
9. Любимов Л.Л., РанееваН.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита – пресс, 2006.
10. Лебедева О.А.,Лыгина Н.И., Маркетинговые исследования рынка. – М.: Инфа-М, 2005.
11. Мэнкью М.Грегори. Принципы экономикс – СПб.: Питер. 2005.
12. Пласкова Н.С. „Экономическийанализ“ — Эксмо, Высшее экономическое образование, 2009;
13. Экономическаятеория: учебник. – 4-е издание, переработка и дополнение. – М.: Высшееобразование, 2008. – 391с. – (Основы наук).
14. Экономическаятеория: Учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. —
М.: Юрайт.Издат, 2005. — 399 с.
15. »Экономика:учебник"/под ред. д-ра экон.наук, проф. А.С. Булатова – 4-е изд.,перераб.и доп. – М: Экономистъ, 2008;
16. «Экономическаятеория (политэкономия)» 4-е издание/ под редакцией Видяпина В.И. – Инфа-М,2008.
17. «Экономическаятеория. Учебник»/Под ред. В.Д.Камаева, Е.Н.Лобачевой.-М., Юрайт-Издат,2005.

Библиография
Для раскрытиятемы выбрано несколько учебников, один из которых – «Экономическая теория:учебник. – 4-е издание, переработка и дополнение. – М.: Высшее образование,2008. – 391с. – (Основы наук).»
Авторыучебника по-прежнему считают необходимым во всех без исключения темах делатьакцент на том, что мы изучаем экономическое поведение людей, а построениеграфиков и формул – не самоцель, а лишь необходимое подспорье в решении этойзадачи.
Однойиз характерных особенностей учебника является широкий спектр проблем,составляющих его содержание. Читатель найдет в нем ответы на основные вопросывсех разделов стандартного курса экономической теории, преподаваемой вбольшинстве высших учебных заведений нашей страны и за рубежом.
Также использованучебник Е.Ф.Борисова.
Настоящийучебник последовательно продолжает и значительно дополняет важнейшие положениясовременного экономического мышления, которые были отражены в предыдущемварианте книги 1. Здесь речь идет о концепциях, дающих углубленное пониманиесовременной хозяйственной действительности и перспектив развития экономики вXXI столетии. Так, концепция трех стадий развития производства отражаетсовременный взгляд на историю развития мировой экономики, новизной отличаютсяпредставления о нынешней структуре отношений собственности в промышленноразвитых странах, изменении экономической роли конкуренции и монополий вусловиях научно-технической революции, распределении доходов в свободнойрыночной и социально ориентированной экономике и др. В книгу внесенызначительные изменения, которые устраняют существенные пробелы в экономическойтеории, полнее отражают ускорившееся развитие мирового хозяйства на рубеже XX—XXI вв. В обновленном учебнике также усовершенствована логическая структураизлагаемой учебной дисциплины, восполнены отсутствовавшие ранее звенья научнойсистемы. Прежде всего показано, что термин «экономика» обозначает двапонятия: а) хозяйственную деятельность людей, б) экономическую теорию, котораянаучно освещает такую деятельность. Тем самым предотвращается отождествлениеэтих понятий, что позволяет лучше проследить те изменения и в реальнойхозяйственной действительности, и в теории, которые произошли во второйполовине ХХ в.
В учебникеболее полно рассмотрена вся система экономических отношений, включены новыеглавы, посвященные анализу кооперации и разделения труда, а также общейхарактеристике управления экономикой.
Настоящееиздание знакомит читателя с новыми разработками многих теоретических ипрактических проблем. В частности впервые показано действие таких законоврынка, как закон цены по массовому предложению и закон цены по массовомуспросу. Знание этих законов позволяет понять воздействие национальнойконкуренции на рыночную цену, ценовую политику монополий и монопсоний, процессизменения цены на землю.
В книгезначительное внимание уделено новейшим тенденциям и противоречиям глобализациимирового хозяйства. Во многих главах показана усиливающаяся взаимосвязьнациональных экономик с мировыми хозяйственными процессами.
Также яиспользовала статьи из двух экономических журналов:
-Журнал «Вопросыэкономики» является авторитетнейшим изданием в области теории и практикиэкономики.
-Журнал«Экономист» — старейший экономический журнал России, начал издаватьсяс 1924 года как журнал Госплана СССР и выходил под названием «Плановоехозяйство». Один из самых авторитетных журналов страны, на его страницахобсуждаются важнейшие теоретические и практические экономические проблемы,дается глубокий анализ экономических процессов, происходящих в стране и зарубежом. Периодически публикуются обзоры состояния российской экономики,последние статистические показатели ее развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.