МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра: Экономики
Дипломнаяработа
На тему:Монополия, ее современные виды и формы
Выполнил:
слушатель 33 группы ФЗО
лейтенант милиции
Зайцев М.Ю.
ВОРОНЕЖ 2007г.
Содержание
Введение
Глава1. Определение монополии, ее формы и виды
Глава2. Особенности современных монополий
Глава3. Антимонопольная политика в Российской Федерации
Глава4. Влияние монополий на экономическую безопасность
государства
Заключение
Списокиспользованной литературы
/>/>/>/>Введение
/>
Нынешний мир невозможно представить себе без рынков, а рынки, в своюочередь, невозможно представить без конкуренции. Однако, рынки и,соответственно, конкуренция не одинаковы.
На рынке совершенной конкуренции имеется много продавцов и покупателей, апоэтому ни один отдельно взятый продавец или покупатель не оказываетзначительного влияния на цену. Большинство сельскохозяйственных рынков близки крынкам совершенной конкуренции. Например, тысячи фермеров выращивают пшеницу,которую покупают тысячи покупателей. В итоге ни один фермер и ни один покупательне могут существенным образом повлиять на цену пшеницы.
Многие другие рынки достаточно конкуренты, чтобы рассматриватьих как рынки совершенной конкуренции. Мировой рынок меди, например, имеетнесколько десятков поставщиков. Этого достаточно, чтобы в случае, если один изпоставщиков выходит из дела, влияние на цену было бы незначительно.
Кроме рынков совершенной конкуренции существуют рынки несовершеннойконкуренции. Такая (несовершенная) конкуренция может существовать в условияхмонополии, олигополии, монопсонии. На понятии «монополия» мы и попробуемзаострить внимание в нашей работе.
Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарныхрынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но ишироких слоев населения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: без принятиятвердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успехэкономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономическихпреобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулированиягосударством монопольных процессов и конкурентных отношений. В нашей стране,промышленности которой в наследство от командно-административной системыбывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важнойстановится проблема демонополизации экономики и недопущения усиления роли ужедействующих на рынке монополий.
В России процесс создания государственного контроля по недопущениюнедобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующаяв еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система посвоей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеет создание и усовершенствованиезаконодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов иконкуренции, понимание населением России необходимости экономических реформ вданной сфере.
В работе использовались труды К.Р.Макконнела, С.Л. Брю, Э.Дж. Долана, Д.Линдсей, А. Городецкого, Ю. Павленко и Скрыпника В.И.
Особое внимание следует уделить Главе четыре: Влияние монополии наэкономическую безопасность государства.
/>/>Глава 1. Определениемонополии, ее формы и виды
Монополия– (от моно… и греч. Poleo – продаю), исключительное право в определенной областигосударства, организации, фирмы.
Монополия– это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны итак далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой илиакционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой наоснове высокой степени концентрации производства и капитала с цельюустановления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство вэкономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферыжизни страны[1].
Еслиобратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве,то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственныетоварищества, которые производят значительное количество продукцииопределенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке;получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболеевыгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно,главным признаком монопольного образования (монополии) является занятиемонопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положениепредпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе сдругими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенноготовара.
Монопольноеположение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к.оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией:занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих рукахопределенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка,навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своимконтрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Прианализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия».Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно» –один, «полио» – продаю. В реальной действительности практически невозможнонайти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производительтоваров не имеющих субститов. Следовательно, в использовании термина монополия,а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности.
Формированиеи рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капиталасвободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственныхотношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства.Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия – это теоретическиеабстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополииблагодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создаютвозможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможностиреализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечениювысоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы,обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике,поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающиемонопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования,чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями,они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительныхдоказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорениитехнического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитиетехнического прогресса, если он угрожает их прибыли[2].
Объективнойосновой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышатьцену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможнымуровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечномитоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользуплатежеспособный спрос, получать монопольно высокую прибыль. Конкурентные рынкив целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели,или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролируетпредложение выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополияпредставляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладаетмонопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путемограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынкахсуществует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рыноклюбого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью проводит политикуценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителейпо разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделятьсвой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей,умело отделять «дешевый» рынок от «дорогого».
Видмонополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции./>
Существуютразные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная,административная и экономическая.
Естественнаямонополия возникает вследствие объективных причин.
Онаотражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяетсяодной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологийпроизводства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна.
Какизвестно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными ученымии политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу большого числаразнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция неявляется естественным состоянием рынков. Более того, функционирование рядаотраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или неэффективно, то есть естественной для них становится высокая степеньмонополизации. Классическими примерами естественных на федеральном уровнеявляются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, атакже отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне — коммунальныеуслуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д. Следуетзаметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабыгосударственного регулирования существенно сократились как в связи стехнологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов кформированию и регулированию соответствующих рынков.
Естественнаямонополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда дляобщества в целом монополистическая организация производства и реализациипродукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих междусобой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественныхмонополий в сфере производственной деятельности является наличие в рядеотраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства однимпредприятием вследствие определенных технологических особенностей.
Отличительнаяособенность таких отраслей — использование сетевых структур (трубопроводныйтранспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные путии т.д.). Подобная организация производства требует больших капитальныхвложений, не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматриваетзначительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существованияявляется возможность экономии на масштабах, достижение таких объемовпроизводства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек наединицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железныхдорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т.п. исключительно специфичны,имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированына другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска уединственного производителя.
Вслучае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, чтоэнергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности.В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокойфондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управлениятехнологическими процессами[3].
Административнаямонополия возникает вследствие действий государственных органов. С однойстороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права навыполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, этоорганизационные структуры для государственных предприятий, когда ониобъединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь,как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке,как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной вмире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всегомонополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовалаабсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой,которая основывалась на господствующей государственной собственности насредства производства.
Экономическаямонополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловленоэкономическими причинами, она развивается на основе закономерностейхозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоеватьмонопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается вуспешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путемконцентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессахцентрализации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощениипобедителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятиедостигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке[4].
Чтоявляется причиной появления и развития монополистических тенденций? По этомувопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первоймонополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Чтокасается другой точки зрения, то монополистические образования определяются какзакономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А.Пигу. Он настаивает на том, что «монополистическая власть не возникаетслучайно». Она является логическим завершением стратегии предприятий.Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут кмонополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгодызаставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей.Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижениемонопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистическиетенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.
Инойдвижущей силой действий предпринимателей в этом направлении является законконцентрации производства и капитала. Как известно, действие этого законанаблюдается на всех этапах развития рыночных отношений. Его движителем являетсяконкурентная борьба. Чтобы выжить в такой борьбе, получить большие прибыли,предприниматели вынуждены вводить новую технику, увеличивать масштабыпроизводства. При этом из массы средних и малых предприятий отделяетсянесколько более крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателейвозникает альтернатива: или продолжать между собой убыточную конкурентнуюборьбу, или прийти к соглашению относительно масштабов производства, цен,рынков сбыта и т.д. Как правило, они выбирают второй вариант, который приводитк появлению сговора между ними, что является одним из основных признаковмонополизации экономики. Таким образом, напрашивается вывод, что появлениепредприятий-монополистов обусловлено прогрессом производительных сил,реализацией преимуществ крупного предприятия над малым.
Современнаятеория выделяет три типа монополий:
1)монополия отдельного предприятия;
2)монополия как соглашение;
3)монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.
Достичьмонопольного положения первым путем нелегко, о чем свидетельствует сам фактисключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к монополии можносчитать «порядочным», поскольку он предусматривает постоянное повышениеэффективности деятельности, достижения преимущества над конкурентами.
Болеедоступным и распространенным является путь соглашения нескольких крупных фирм.Он дает возможность быстро создать ситуацию, когда продавцы (производители)выступают на рынке «единым фронтом», когда сводится на нет конкурентная борьба,прежде всего ценовая, покупатель оказывается в безальтернативных условиях.
Различаютпять основных форм монополистических объединений. Монополии монополизируют всесферы общественного воспроизводства: непосредственно производство, обмен,распределение и потребление. На основе монополизации сферы обращения возниклипростейшие формы монополистических объединений – картели и синдикаты.
Картель– это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участникикоторого сохраняют собственность на средства производства и произведенныйпродукт, производственную и коммерческую самостоятельность, и договариваются одоле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта.
Синдикат– это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, участникикоторого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственностьна произведенный продукт, а значит, сохраняют производственную, но теряюткоммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осуществляется общейсбытовой конторой.
Болеесложные формы монополистических объединений возникают тогда, когда процессмонополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. Наэтой основе появляется такая более высокая форма монополистических объединенийкак трест.
Трест– это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслейпромышленности, участники которого теряют собственность на средствапроизводства и произведенный продукт (производственную и коммерческуюсамостоятельность). То есть объединяются производство, сбыт, финансы,управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятийполучают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении иприсваивать соответствующую часть прибыли треста.
Многоотраслевойконцерн — это объединение десятков и даже сотен предприятий различных отраслейпромышленности, транспорта, торговли, участники которого теряют собственностьна средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляетнад другими участниками объединения финансовый контроль.
В60-х годах в США и некоторых странах капитала появились и начали развиватьсяконгломераты, то есть монополистические объединения, образованные путемпоглощения прибылей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического ипроизводственного единства.
Опытпоказывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль и захвативпрочные и монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику развития иэффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного производства неявляются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности только до определенныхпор.
Вообщелюбая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынокмонополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой(отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами.
Болеелоялен рынок олигополии, которая может подразделяться на два типа: олигополияпервого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большимразмером предприятий. Олигополия второго вида – положение, когда есть несколькопродавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случае существуетчастичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции сдифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товаропределенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множествопроизводителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,очень слабый контроль над ценами[5].
Особыйвид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения иразвития международных монополий является высокая степень обобществлениякапиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни.
Существуютдве разновидности международных монополий.
Первая– транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, номеждународные по сфере своей деятельности. Например: американский нефтянойконцерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%,прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовыхорганизаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах.Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию.
Втораяразновидность – собственно международныемонополии. Особенностьмеждународных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерногокапитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например:англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трестфотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, посколькуобъединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями:различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействиекакого-либо правительства и т.д[6]. Основные формы объединения:
– учреждениемонополиями разных стран совместной компании в форме самостоятельносуществующего треста или концерна;
– приобретениеодной монополией доли контрольного пакета акций иностранной монополии;
– непосредственноеслияние активов фирм разных стран (слияние де-юре);
– объединениекомпаний различных национальностей посредством «квазислияний».
Последнееосуществляется путем обмена акциями между фирмами, сохраняющими юридическуюнезависимость, либо посредством взаимного назначения администраторов, либочерез коллективное владение акциями совместных компаний. Слияние такого типа –наиболее распространенная форма образования международных трестов и концернов.Они помогают разно национальным фирмам, объединяющим оперативную деятельность,не только избежать двойного налогообложения, но и сохранить формальную самостоятельность,корпоративную структуру, индивидуальные особенности производства и сбыта,собственные торговые знаки, прежнее место расположение штаб-квартир материнскихкомпаний и принадлежность к национальному законодательству своей страны.
Особого внимания требует вопрос ценовой политики монополистическихобразований. Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистическиеположение, имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать их.Вследствие этого появляется новая разновидность цены – монопольная цена,которая устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение нарынке, и приводит к ограничению конкуренции и нарушению прав потребителя. Кэтому следует добавить, что эта цена рассчитана на получение сверхприбылей, илимонополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного положения.
Особенность монопольной цены заключается в том, что она сознательноотклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результатевзаимодействия спроса и предложения. Монопольная цена является верхней илинижней в зависимости от того, кто ее формирует – монополист или монопсонист. Вобоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя или мелкогопроизводителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей ему частипродукта. Таким образом, монопольная цена являет собой определенную “дань”,которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное положение.
Отличают монопольную высокую и монопольную низкую цены. Первуюустанавливает монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден миритьсяпотребитель, лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению кмелким производителям, которые тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольнаяцена осуществляет перераспределение продукта между хозяйственными субъектами,но такое перераспределение, которое основывается на внеэкономических факторах.Но сущность монопольной цены этим не исчерпывается — она отражает иэкономические преимущества крупного, высокотехнического производства,обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.
Структура монопольной цены может быть представлена формулой:
Р мон.= Р1 + Р2 +Р3 где
Р1 – средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях свободногоперемещения капитала в результате действия межотраслевой конкуренции;
Р2 – обычная сверхприбыль, получаемая предпринимателями, которые осуществляютнововведения;
Р3 – монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольногоположения.
Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продатьтовар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, какпоказывает опыт, удержать такую цену в течение длительного времени невозможно.Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль других предпринимателей,которые в результате “ломают” монополию[7].
Следует учитывать и то,что монополия может регулировать производство, но не спрос. Даже она вынужденаучитывать реакцию покупателей на увеличение цен. Монополизировать можно толькотовар, на который существует неэлластичный спрос. В такой ситуации подорожаниепродукции приводит к ограничению ее потребления. Монополист имеет две возможности:или применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объемпродажи, но уже по сниженным ценам.
Фирма-монополист обычноимеет высокую прибыль и это привлекает в отрасль других производителей.Существуют барьеры, препятствующие вступлению в отрасль, например:
1. Эффект масштаба.Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условияхкрупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Новым конкурентамтрудно войти в такую отрасль, т.к. это требует крупных капиталовложений.Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии навремя снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права.В ряде стран Европы и Америки правительство предоставляет фирмам статусединственного продавца (транспортные услуги, связь, газоснабжение). Но взаменна эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действиетаких монополий, чтобы исключить злоупотребление властью, защитить интересынемонополизированных отраслей и население.
3. Патенты и лицензии.Правительство гарантирует патентную защиту новым продуктам и производственнымтехнологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и наопределенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность наважнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельномувладению источниками производственного ресурса, необходимого для производствамонополизированного продукта. Так, «Алюминиум компани оф Америка»является владельцем всех основных источников бокситов. Довольно длительноевремя канадская компания «Инко» контролировала около 90% известныхмировых запасов никеля. Большинство алмазных рудников контролируется южноафриканскойкомпанией «Де Бирс»[8].
Особого рассмотрения требует соотношение конкуренции и монополии всовременной экономике. Конкуренция принадлежит к основным понятиям рынка, тоесть к таким, без которых он не может функционировать. Можно сказать, чторазвитие рынка было одновременно и развитием конкурентных отношений.
Конкурентный рынок предусматривает наличие неограниченного числапродавцов, а также ситуацию, в которой каждый из них не имеет возможностивлиять на цену. Здесь также существует свободный, безпрепятственный доступхозяйственных объектов к любому виду деятельности, наглядная и доступнаякаждому информация о состоянии рынка и возможных альтернативах, здесь имеетместо диктат потребителя над производством. Все это свидетельствует о господствесвободной конкуренции.
Но небезопасность конкуренции подталкивает предпринимателей к попыткамуклониться от нее, а это возможно только при завоевании монопольного положения.
Монополия – это понятие, противоположное конкуренции. Это хорошо видно напримере абстрактной категории «чистая монополия», которая характеризуетситуацию абсолютной монополизации рынка одной формой. Естественно, что этополярно противоположная ситуация, где для конкуренции совсем не остается места.
Конкуренции в конце прошлого столетия нанесен значительный удар состороны монополий. Стремительная монополизация хозяйственной жизниспровоцировала сворачивание и модификацию конкурентных отношений, возниклаугроза существования конкуренции как таковой. Однако общество быстро оценилопагубность такой ситуации и своими решительными действиями не допустилоперехода ее состояния в критическое положение.
Современная рыночная экономика характеризуется сосуществованием,переплетением конкуренции и монополии. Очень важной является проблема ихсоотношения. Можно вести речь о диалектическом единстве монополии иконкуренции. К. Маркс говорил: «В практической жизни мы находим не толькоконкуренцию, монополию и их антагонизм, но также и их синтез, который являетсяне формулой, а движением. Монополия создает конкуренцию, конкуренция создаетмонополию. Синтез заключается в том, что монополия может удержаться благодарятому, что она постоянно вступает в конкурентную борьбу». Втаких условиях конкуренция перестает быть единым регулятором производства.
Современный хозяйственный механизм представляет собой объединениестихийного рыночного регулирования с сознательным управлением со сторонымонополий и государства. Одну из его основ составляет конкуренция, но всовременных условиях это преимущественно несовершенная конкуренция.
Можно выделить следующие особенности несовершенной конкуренции:
1. Это конкуренция, которая возникает при условиях существованиямонополистических образований, соревнующихся как между собой, так и спредпринимателями среднего и малого бизнеса. В ней тон задают продавцы ипокупатели, которые имеют определенную монопольную власть над продуктом, имеютвозможность манипулировать ценами.
2. Если совершенная конкуренция происходила прежде всего за обеспечениесбыта продукции, то монополистическая имеет значительно больший диапазон целей.Здесь конкурентная борьба ведется за монополизацию рынков сбыта, источниковсырья, результатов научно-технического прогресса, кредитных ресурсов,
3. Конкуренция все больше перемещается из сферы обращения, где происходитреализация товаров, в сферу непосредственного производства, с отраслевого намежотраслевой, общехозяйственный уровень. Несовершенная конкуренцияосновывается прежде всего на нововведениях в средства производства, технологию,которые снижают затраты на единицу товара. Инновации в руках монополистовстановятся методом конкурентной борьбы.
4. Значительно расширяется арсенал способов такой борьбы. Рядом с ценовойконкуренцией, использовавшейся ранее, применяются и другие способы. Отличаюттри основные формы конкурентной борьбы: ценовая, неценовая и неэкономическая(нечестная). Ценовая конкуренция — это соревнование производителей путемуменьшения затрат производства, снижения цен на товары и услуги безсущественного изменения их ассортимента или качества. Производители используютманипулирование ценами, теневые цены, тайные уменьшения, маневрирование ценамина разных рынках. Неценовая конкуренция — это завоевание конкурентного преимуществаза счет лучшего использования достижений научно-технического прогресса. Здесьприменяется продажа товаров более высокого качества, предложение новых товаровдля удовлетворения тех же потребностей, оказание большего объема услуг,увеличение сроков гарантийного обслуживания, лучшие условия выделенияпотребительского кредита, проведение рекламных кампаний и т.д. И, наконец,широко практикуются так называемые неэкономические методы конкурентной борьбы.Это подкупы служебных лиц для улаживания дел, технический шпионаж,переманивание на свою сторону лучших специалистов и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня действует качественноновая конкуренция, которая отражает новую структуру рынка, его монопольныйхарактер[9].
/>/>/>/>Глава 2. Особенности современныхмонополий.
Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний деньвыделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническаяреволюция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитойпромышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю системупроизводительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости,энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабоввысокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привелик тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадатьне только монополистические объединения, но и средние и часть малыхпредприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия дляухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке новогопродукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрываетстабильность позиций отдельных монополистических объединений.
Особенностью современной монополизации народного хозяйства является еемежнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно– межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создаетсясвоеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственноеуправление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам,то есть усиливает их самостоятельность.
Одной из особенностей современной монополизации является также еескрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистическихобъединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через системуподконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годовнаблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала.Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но иза ее пределами – в розничном товарообращении, общественном питании, сфереуслуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современныхусловиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, какорганизация совместных предприятий, обмен патентами, научно-техническойинформацией и т.д.
Еще одна особенность современной монополизации – усиление централизациикапитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получаютсобственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности,содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть кструктурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходятпрежде всего на межотраслевом уровне.
Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную ихозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственногомеханизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренноевозникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности вмасштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерногоразвития экономики. Монополия, используя фактор массового производства, ведет кэкономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми икачественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в двараза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%[10].
Таким образом, монополии на современном этапе – это преимущественнокрупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономиюобщественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, количество негативных факторов существования монополийзначительно больше и первый из них – практика образования монопольных цен.Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают дополнительные прибылимонополистам и одновременно облагают потребителя своеобразной «данью» в своюпользу. Покупатели вынуждены покупать товары по ценам, которые выше, чем вусловиях конкурентного рынка. При этом рост цен наблюдается в основном навнутреннем рынке, и создается такая ситуация, когда цены на внутреннем рынкевыше, чем на внешнем. Для укрепления такого положения монополисты создаютискусственный дефицит на товары и услуги. Следовательно, наиболее явным внешнимпроявлением существования монополии является рост цен и наличие дефицита,стимулирование инфляционных процессов.
Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение имиразвития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создаетэкономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств.Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянногоусовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойтиконкуренцию приводит к замедлению экономического развития.
Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений ипроцессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии – оптимизациимонопольных прибылей. В этом случае возникает также неправильное распределениедоходов (в пользу монополиста), в результате чего осуществляется неправильноеразмещение ресурсов. Кроме того, монопольные соглашения типа картельных могутсодействовать сохранению экономически «хилых» предприятий, выделяя имсоответствующие льготы и устанавливая цены на высоком уровне. Монополиифактически не дают исчезнуть нежизнеспособным предприятиям.
Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание хозяйственногомеханизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.Проанализировав позитивные и негативные факторы и последствия монополий, можноприйти к выводу, что монополия наносит большой вред народному хозяйству.
/>/>/>/>Глава 3. Антимонопольная политика в Российской Федерации.
/>
Проблема необходимостигосударственного регулирования естественных монополий была осознана властьюлишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенноевлияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства сталоуделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий нестолько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отрасляхили обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономическойполитики, а в первую очередь стремясь ограничить круг регулируемых цен.
Первый проект Закона «Оестественных монополиях» был подготовлен сотрудниками Российского центраприватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проектдорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался сотраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом,Миннац, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» и др.). Против проекта выступили многиеотраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление.Уже в августе правительство направило согласованный со всеми заинтересованнымиминистерствами проект Закона в Госдуму.
Первое чтение Закона вГосдуме (январь 1995 г.) не вызвало продолжительных дискуссий. Основныепроблемы возникали на парламентских слушаниях и на встречах в комитетахГосдумы, где представители отраслей вновь делали попытки изменить содержаниеили даже препятствовать принятию проекта. Обсуждались многочисленные вопросы: оправомерности предоставления органам регулирования права контролироватьинвестиционную деятельность компаний; о границах регулирования — правомерностирегулирования видов деятельности, которые не относятся к естественным монополиям,но связаны с регулируемыми видами деятельности; о возможности сохраненияфункций регулирования у отраслевых министерств и т.д.
В начале февраля вГосдуму поступило письмо Президента РФ, в котором предлагалось приостановитьрассмотрение проекта Закона и наряду с другими содержалось обвинение внесоответствии проекта программе дальнейшей либерализации экономики. Однако ужев конце февраля был опубликован Указ Президента N220 «О некоторых мерах погосударственному регулированию естественных монополий в Российской Федерации».В нем правительству предписывалось в месячный срок представить предложения осоздании Федеральной службы по регулированию естественных монополий втопливно-энергетическом комплексе, Федеральной службы по регулированиюестественных монополий на транспорте, Федеральной службы по регулированиюестественных монополий в области связи. Практически одновременное появлениеписьма президента и его Указа показывает, насколько мощным было лоббированиесил, обладавших противоположными интересами.
В апреле Госдума принялаЗакон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись наналичие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето наЗакон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне-июле работаласогласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдумапрактически без обсуждения приняла Закон в новой редакции и 17 августаПрезидент подписал Закон. Это стало возможным благодаря широкой летнейкампании, которую развернули средства массовой информации противзлоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое вниманиеобращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможностьулучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО «Газпром»и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п.
По Закону «О естественныхмонополиях», сфера регулирования включает транспортировку нефти инефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа потрубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии,железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов,услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными методамирегулирования выступили: ценовое регулирование, то есть прямое определение цен(тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей дляобязательного обслуживания и/или установление минимального уровня ихобеспечения. Органам регулирования также вменяется в обязанность контролироватьразличные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки поприобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу исдачу в аренду имущества.
Зарубежные опытрегулирования показывает, что главным в такого деятельности являетсямаксимальная независимость регулирующих органов как от других органовгосударственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов,а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов,что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.
В первоначальном проектеЗакона предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степеньюнезависимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не моглибыть уволены ни по каким причинам, кроме как по решению суда; предусматривалсязапрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемыхкомпаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения,заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах, былилибо смягчены, либо изъяты, что ставит под вопрос возможность принятия решений,в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил.
К 1995 г. быласформирована только одна система регулирующих органов, действовавшая вне рамокотраслевых министерств. Это Федеральная и региональные энергетические комиссии,созданные в 1992 г. для регулирования тарифов на электро- и теплоэнергию.Контроль над другими естественными монополиями осуществлялся соответствующимиминистерствами (Минэкономики, Минтопэнерго, Министерство путей сообщения,Минсвязи). Так, МПС получило разрешение ежемесячно индексировать тарифы на перевозкис учетом роста цен на основные виды продукции, потребляемые его предприятиями.Минэкономики и Минфин ежеквартально корректировали тарифы с учетом финансовогосостояния отрасли.
Тем не менее, даже вэлектроэнергетике до 1995 г. не были зафиксированы правовые основырегулирования. Государственный контроль за хозяйственной деятельностьюестественных монополий был значительно ослаблен в связи с преобразованиеммногих предприятий в акционерные общества, где начали доминировать отраслевыеинтересы. При этом федеральное правительство, сохранив контрольные пакеты акцийв своих руках, недостаточно активно включилось в механизмкорпоративно-акционерного управления.
Упрощенные схемыгосударственного регулирования естественных монополий, основанные наиндексировании тарифов (цен) и не сопровождаемые тщательной проверкойобоснованности издержек и инвестиционной деятельности, позволяли монополистамлегко обходить ограничения, которые ставили на их пути квазиорганырегулирования (департамент цен Минэкономики, Федеральная энергетическаякомиссия). Важнейшими причинами создавшегося положения являлись: отсутствиенеобходимой законодательной базы; неопределенность статуса регулирующихорганов, их зависимость как от правительства и министерств, так и отрегулируемых субъектов; недостаток финансовых средств и квалифицированныхкадров.
Многие дела, возбуждаемые территориальными управлениями ГКАП России пофактам нарушений Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» в 1994-1995 гг., были связаны с действиямипредприятий-естественных монополистов. Были выявлены многочисленные случаизавышения тарифов, отказа от обслуживания отдельных групп потребителей,включения в договоры дополнительных условий (участие в строительствепроизводственных объектов, передача жилых помещений, предоставлениематериальных ресурсов).
К январю 1996 г. былиприняты три указа Президента о создании государственных служб по регулированиюестественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. В марте-апреле былиопубликованы постановления правительства о создании регулирующих органов, вчастности, была определена численность их персонала. Однако на конец мая былназначен руководитель только одной службы — Федеральной энергетическойкомиссии. Назначение на этот пост заместителя министра топлива и энергетикиявляется компромиссом правительства с регулируемыми субъектами.[6,c.95]
Как уже отмечалось, впервой половине 1996 г. в отраслях-естественных монополиях (электроэнергетика,газовая промышленность, нефтепроводный транспорт, железнодорожный транспорт,отрасли связи) рост цен несколько замедлился по сравнению с предшествующимигодами реформы. Это в значительной мере объясняется популистской политикой передпрезидентскими выборами, что подтверждается обострением проблемы неплатежей всвязи с принятием правительственного постановления, запрещающего отключение потребителейэнергоресурсов до середины мая 1996 г. Кроме того, под давлением МВФпостановлением правительства от 21 марта 1996 года были ликвидированывнебюджетные фонды в отраслях ТЭК и от 1 апреля — стабилизационный фонд РАО«Газпром», тем самым «Газпром» был лишен основных налоговых льгот.
Однако и после выборовбыл предпринят ряд мер по жесткому ограничению роста цен естественныхмонополий. Так Указом Президента от 17 октября 1996 г. цены на электроэнергию,отпускаемую с оптового рынка, были снижены на 10 %; ПостановлениемПравительства от 3 апреля 1997 г. из состава себестоимости производства энергиибыли исключены целевые инвестиционные фонды.
Уже сейчас видно, что процесс формирования органоврегулирования будет не только продолжительным, но и болезненным. Министерстване хотят отдавать соответствующие полномочия. Остро стоит проблема финансирования,довольно сложно привлечь квалифицированных сотрудников, так как заработнаяплата государственных служащих значительно ниже заработной платы работникованалогичного уровня в регулируемых компаниях. Многие из лучших отраслевыхспециалистов, которые могли бы выполнять подобную работу, занимаютвысокооплачиваемые должности в организациях, которые должны подвергатьсярегулированию.
Поэтому на сегодняшнийдень наиболее остро стоят проблемы кадрового обеспечения, разработки конкретныхметодов регулирования, улучшения информационной базы, позволяющей приниматьобоснованные решения.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональнойосновы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные инеобходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построенияэффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурированияотраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферурегулирования.
/>История развития монополий являетсяодновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизациипроявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Вокругмонополий формируется негативное общественное мнение, которое требуетгосударственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничениядеятельности других.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы”и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику,которая получила название монопольной. Первым ее результатом в России оказалосьантимонопольное законодательство.
Антимонопольная политика и антимонопольное законодательство не имеютцелью запрещение или ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилосьпонимание того, что монополия как фактор роста прибыли не может бытьуничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается втом, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль,исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще всередине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требуетгосударственного вмешательства.
Главная цель этого вмешательства заключается в защите и сохранениисвободной конкуренции, которой угрожают монопольные тенденции. Конкретно можносформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие маломубизнесу, защита прав потребителя. Существуют две основные формы борьбы с монополиями:
1) предупреждениесоздания монополий;
2) ограничениеиспользования монопольной власти.
Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольныеслужбы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденцийв стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, ноих компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобныеорганизации не имеют права действовать авторитарными методами, например,закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее нарынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этихпоставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения.В противном случае – накладываются денежные штрафы, предусмотренные законодательствомза нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что всерешения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственнымисудами.
Кроме осуществления процесса демонополизации антимонопольная службапризвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективнойтолько при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населениядолжны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневнойжизни. Помочь в этом должна прежде всего пресса и другие средства массовойинформации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение,но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждаяантимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, которыйсообщает о деятельности службы и комментирует ее.
Может ли антимонопольная политика государства нанести вред экономикесвоей страны? Да, может, если она, без учета экономических взаимосвязей и безскрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, котороебыло бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественнымиили зарубежными конкурентами.
/>/>/>/>/>Глава 4. Влияние монополий наэкономическую безопасность государства
В разных странах перечень естественных монополий и интенсивностьгосударственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как правило,это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического сырья,предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы государственногоучастия в управлении деятельностью этих отраслей варьируют от всеобъемлющегоруководства (например, в рамках национальных отраслей или предприятийгосударственной собственности) до регламентации лишь отдельных аспектов деятельностичастных компаний, сохраняющихся в этих отраслях (определение важнейшихориентиров их развития).
В США национализация в силу исторических причин не приобрел существенных масштабов.Здесь активное вмешательство государств проявилось в более мягких формах. Наиболеепоследовательно и широко государственное регулирование применялось в отрасляхобщественного пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, такжеразличные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным оборотомпроизводственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств в пределах одногои того же региона в этих отраслях ведет к дублированию значительных капитальныхвложений, что с точки зрения общества было бы чрезмерно расточительным, тогосударство, взяв на себя определенные регулирующие функции, приняло меры по ограничениюздесь конкуренции. В частности оно освободило эти отрасли от действия антитрестовскихзаконов. Более того, в определенной мере оно стимулировало в них укреплениемасштабов производств, что способствовало росту объемов операций внутри одногои того же района, снижению единичных задержек, улучшению обслуживания потребителей.В обмен на ряд привилегий, в том числе финансовых, которые предоставлялисьгосударством отраслям общественного пользования, последние были обязанывыполнять определенные требования, например, обслуживать качественно и в любоевремя всех без исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами.Государственное воздействие на экономику этих отраслей проявлялось, прежде всего,в их регулировании в области финансов, заработной платы, цен, также качествапродукции и предоставляемых услуг. Кроме того, количество кампаний истроительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих подобныхобъектов) контролировалось органами местной или федеральной власти путем выдачина них специальных разрешений — сертификатов. Цель такого регулирования — обеспечить общество (особенно промышленность) теми преимуществами, которые даетприобретение продукции и услуг общественного пользования по разумным с точкизрения правительства ценам. Надо учитывать, что регулирование такого типа осуществляетсяв интересах крупного частного капитала, в больших количествах потребляющегопродукцию этих отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции иуслугами отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и природногогаза, возложены н специальные комиссии штатов и Федеральную энергетическуюкомиссию. Регулирующая деятельность специальных комиссий ограничена операциямив пределах отдельных штатов. Сфера регулирования Федеральной энергетическойкомиссии- это межштатная торговля электроэнергией и газом, включая и ценообразованиена эту продукцию. По мере роста межштатных операций функции контроля надтарифами все больше переходили от комиссий штатов к Федеральной энергетическойкомиссии. Правительственное регулирование цен в отраслях общественногопользования преследовало двойную цель. Во-первых, оно должно было стимулироватьрасширение производств и сбыт продукции, необходимой во всех сферах экономики,по ценам, приемлемым для компаний потребителей; и во-вторых, обеспечитьопределенную прибыль компаниям отраслей общественного пользования, способствуяпривлечению в эти отрасли новых капиталов. В области ценообразования такоерегулирование осуществлялось, как правило, путем установления верхнего предела цены,который фирмы не должны превышать при продаже своей продукции. Основнымпринципом построения такой цены является возмещение издержек плюс«разумная» прибыль. Под «разумной» прибылью понимаетсятакая норма прибыли, которая выше процента, получаемого по правительственнымоблигациям, но ниже средней нормы прибыли во всей обрабатывающей промышленности.Допустимые нормы прибыли время от времени пересматриваются. В зависимости отэкономической конъюнктуры они варьируют по различным штатам. В межштатной торговлеприбыль обычно устанавливается в размере 5-7% на основной капитал, иногда чутьвыше, но не больше 12% (средний уровень прибыли в обрабатывающейпромышленности). Норм прибыли в отраслях общественного пользования чаще всегорассчитывается по отношению к остаточной стоимости основного капитала (завычетом амортизационных отчислений). Вместе с тем, разрешенная норма прибыли негарантируется. Ее фактическая величин зависит от конкретных условий работыфирмы, от конъюнктуры рынка, от успешного сбыта продукции. Недостаток прибыли вкакой-либо период времени обычно не позволяет компенсировать ее избытком сверхустановленного норматива в более поздний период. Очень часто регулирующиекомиссии устанавливают лишь общую норму прибыли для компаний, предоставляяпоследним широкую свободу разработки конкретных тарифов на свою продукцию приусловии не превышения установленных общих лимитов. Ограничение размеров прибылиопределенным нормативом нередко вызывает стремление компаний увеличивать ненорму прибыли, ее массу, что достигается, главным образом, путем расширения сбытсвоей продукции, иногда даже за счет снижения цен на нее. При определениитарифов компании отрасли общественного пользования учитывают в основном 2фактора: издержки производства, характеризующие экономические условияпроизводства в фирме, и ценность услуги, отражающей величину и динамику спроса.Использование принципа «ценности услуги» позволяет установить разныеуровни цен на одну и ту же продукцию в зависимости не от издержек, лишь отцелей потребления. Возможность такой дифференциации цен в большинстве случаевобъясняется монопольным положением компании — производителя на каком-либорынке.
Государственное регулирование оказывает существенное влияние на уровень исоотношение цен в отраслях общественного пользования. Однако масштабы точноговлияния постоянно меняются. Показателен в этом от ношении пример газовойпромышленности. До 1935-1938г. регулирование цен на природный газ и электроэнергиюосуществлялось только в пределах отдельных штатов местными властями илиспециальными комиссиями. Все поставки за пределы штата, имевшие в то времянебольшой объем оставались вне контроля. К середине 40-х годов благодарядостижениям в области передачи электроэнергии и транспортировки газа на большиерасстояния размеры межштатных операций значительно возросли. Их роль сталастоль существенной, что в 1935г. на Федеральную электрическую компанию впервыебыли возложены обязанность регулировать цены межштатных поставок электроэнергии,в 1938г.- и межштатных поставок природного газа. При этом государственноерегулирование цен в промышленности природного газа первоначальнораспространялось только на компании занятые местным распределением газа иосуществляющие поставки газа из одного штата в другой. Цены производителей(добытчиков) газа находились вне контроля со стороны Федеральной энергетическойкомпании, что закрепляло их монопольное положение при снабжении газопроводныхкомпаний и установлении цен. Такое положение сохранялось в течении почти двухдесятилетий, и только в 1954г. под давлением газопроводных и распределительныхкомпаний, также крупных промышленных потребителей, Верховный суд США принял решение,изменившее эту ситуацию. Федеральная электрическая компания получила праворегулирования наряду с ценами оптовой торговли на цены производителей. Теперьлюбые продажи (даже в залежах), предназначенные для торговли за пределамиштатов, становились объектом регулирования со стороны Федеральной энергетическойкомпании.
В результате, любая фирма- производитель, желающая изменить цену, покоторой газ продавался газопроводным компаниям, должен был предварительнополучить разрешение компании. Основным направлением государственногорегулирования в промышленности природного газа долгое время являлосьсдерживание роста цен, что имело и положительные (значительный рост потребленияприродного газа ), и отрицательные последствия. В частности, расценки внутриштата не регулировались, шло расширение поставок газа внутри штата в ущербмежштатной торговле. Кроме того, заниженные цены ослабляли у компаний — производителей стимулы к расширению поисковых и разведочных работ, что вело ксокращению обеспеченности добычи разведываемых запасов. В попытке преодолетьнежелательные последствия регулирования была введена система двойных цен настарые и новые месторождения. От практики установления Федеральнойэнергетической комиссией дифференцированных цен для крупнейших газодобывающихрайонов начали переходить к системе единых цен для торговли между штатами.Уровни цен были повышены. Но все эти меры оказались недостаточными, что породилонастойчивые требования ослабить или снять ценовой контроль. В 80-е годы в СШАнаметилась тенденция к де регуляции; сокращению вмешательства государства вэкономическую деятельность. В этот период правительством были предприняты шаги,обусловившие усиление конкурентных начал в отраслях общественного пользования,в частности было значительно ослаблено регулирование газовой промышленности.Аналогичные процессы имели место и в других отраслях общественного пользования(телефонной связи, энергетике и т.п.). В то же время, несмотря на тенденциюснижения государственного вмешательства, общество считает нежелательным полноеде регулирование этих отраслей. Их значительная часть еще долгое время остаетсясферой государственного контроля, хотя методы его, очевидно, будут меняться.
В числе преобладающих в промышленном производстве временных формрегулирование экономической деятельности в отраслях общественного пользованиясохраняется фиксирование уровня дохода предприятий. При этом главенствует идеяопределения «справедливой цены», которая лишает компанию-монополистаизвлекать сверхприбыль, но позволяет ей обеспечить ее покрытие расходов напроизводство и «справедливую» прибыль.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей-естественныхмонополий в условиях рынка. В российской промышленности существуют четыретысячи предприятий –монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа.Из них естественных монополий – 500.
С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услугиотраслей — естественных монополий, за исключением отраслей связи, постоянноснижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная частьих издержек носит постоянный характер. В результате росла доля постоянныхиздержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъектыестественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счетвнутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые засчет себестоимости и прибыль), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.
Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидированиеодних групп потребителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетныхорганизаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей.Например, на железнодорожном транспорте убытки по пассажирским перевозкампокрываются за счет грузовых тарифов.
В 1993 — 1996 гг. отраслевые цены российских естественных монополий рослиболее быстрыми темпами, чем в других отраслях экономики. Они приблизились куровню мировых, а в некоторых случаях (например, международные телефонныетарифы) превзошли их. Потребители стали оказывать давление на правительствовплоть до выдвижения требования замораживания цен.
Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности,отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимостьпостановки вопроса об обоснованности издержек (расходы на заработную плату, социальныевыплаты, инвестиционную деятельность) и о соответствии качества предлагаемыхпродукции и услуг уровню цен. Во всех отраслях, содержащих естественно-монопольныесегменты, заработная плата превышала среднюю по экономике и их работникипользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.
Учитывая основообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост ценна производимую ими продукцию явился мощнейшим фактором макроэкономическойинфляции, которая справедливо охарактеризована экономистами как инфляцияиздержек.
Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли-естественные монополииза годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальнойэкономики. Следствие ценовой дискриминации — катастрофические неплатежи — больнее всего ударило именно по собственному источнику.
По данным отраслевых структур, входящих в систему Минтопэнерго,задолженность дебиторов по расчетам и платежам предприятиям электроэнергетикисоставила к 1 августа 1994 г 12,9 трлн. руб. и продолжала увеличиваться дальшев среднем на 36 млрд. руб. в день, половина отпущенной энергии не оплачиваласьв срок. Минэкономики представило правительству РФ проект решения, предусматривающегореализацию заключенного ранее соглашения между базовыми отраслямипромышленности, энергетикой и транспортом о совместных действиях постабилизации цен и тарифов и улучшению расчетов между предприятиями. Проект небыл принят.
РАО «ЕЭС России» тогда полагало, что необходимо вывести на федеральныйоптовый рынок электрической энергии и мощности максимальное число генерирующихисточников в расчете на то, что производители электроэнергии будут вовлечены вконкуренцию, что и обусловит изыскание путей сокращения издержек производства иудешевление энергии (снижение тарифов).
Этим расчетам «романтиков рынка» из РАО «ЕЭС России» не суждено сбытьсяпо той простой причине, что региональные АО-энерго являются монополистами, покрайней мере, по отношению к потребителям своего региона и, значит, нечувствуют необходимости в конкуренции. Не менее важным является и тообстоятельство, что конкурентный рынок может возникнуть только при наличиирезервных мощностей. Их уровень в России составляет 3% (против ~ 30% в США иФРГ) и его недостаточно даже для компенсации сезонных и суточных пиков потребления.Последние покрываются за счет межрегиональных перетоков, что и предохраняетевропейскую часть России от массовых отключений потребителей вследствиекритического падения частоты в энергосистеме.
К ноябрю 1995 г. неплатежи потребителей достигли 27 трлн. рублей, и уже86 % отпущенной электроэнергии не оплачивалось своевременно. Понятно, чтоважнейшая роль в этом механизме накачки дебиторской задолженности принадлежалатарифной политике отрасли. Кроме того, высокая цена на электроэнергию влияет настоимость промышленной продукции, отчего страдают и сами энергетики. К концу 1995г. оплата за поставленную электроэнергию уже на 70% осуществлялась в формебартерных сделок. Теперь товар дебиторов, полученный в качестве оплаты заэлектроэнергию, сам подлежит реализации через сеть торговых посредников.
К 1 августа 1996 г. просроченная дебиторская задолженность потребителейэлектроэнергии составила 63,2 трлн. рублей, газа — 8,7 трлн. рублей, железныхдорог и нефтепроводного транспорта — 65,3 трлн. руб. [Госкомстат РФ], что всумме превышает 56% всех неплатежей в экономике России.
Вследствие более жесткого регулирующего воздействия правительства на ценыестественных монополий в первом полугодии 1996 г. их рост был значительноограничен. Результаты не заставили себя ждать: с начала лета было достигнуторезкое сокращение инфляции.
Однако жесткое сдерживание роста тарифов, по мнению отраслевыхспециалистов, привело к резкому ухудшению финансового состояния отраслейестественных монополий. При этом в условиях закрытости финансовой информации ибез проведения независимого аудита соответствующих предприятий трудноподдержать или опровергнуть такие выводы. Так или иначе, в ряде случаев ужесами естественные монополии нуждаются в защите от необоснованного давления со стороныопределенных политических сил, которое приводит к подрыву финансовойустойчивости этих жизненно необходимых для государства отраслей[11].
/>Заключение
Монополия представляет собой самую крайнюю форму несовершеннойконкуренции, и наиболее устойчивую. Многие монополии представляют собойобъединение более мелких фирм, и чем больше становится таких центровобъединения на каком-то рынке, тем тем меньше происходит дальнейшееобъединение, так как уже существуют достаточно крупные монополии. И такимобразом на рынке образуется несколько крупных монополий, конкурирующих междусобой. Поэтому большинство существующих рынков в важнейших аспектах занимаютпромежуточное положение между монополией и конкуренцией.
Отсюда можно сделатьвывод что:
l. Рыночная власть в общемвиде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на ценутовара.
2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначаютцену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладаютмонопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, накоторую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получитьцену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладаютмонопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которуюпредельная оценка превышает цену.
3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующихна рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольнаявласть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньшеэластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда нарынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, каквзаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшеймонопольной властью обладает каждая из них.
4 Частично власть монопсонии определяется количеством покупателейна рынке. Если там только один покупатель (чистая монопсония), монопсоническаявласть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластичнопредложение, тем большей монопсонической властью обладает покупатель. Когдаимеется несколько покупателей, монопсоническая власть зависит также от того,насколько агрессивно конкурируют покупатели за предложение.
5. Рыночнаявласть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителямогут иметь полные чистые убытки.
6. Иногдаэффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобымаксимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать ирегулировать цены.
7. В целом мы полагаемся на антитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам заполучить избыточную рыночную власть.
Монополия представляетсобой крайний случай несовершенной конкуренции, где:
1. имеется один –единственный продавец;
2. отсутсвуеттоварная дифференциация;
3. продавецосуществляет практически полный контроль над ценами;
4. очень трудныеусловия вхождения в отрасль новых предприятий.
(То есть, входоказывается заблокированным финансовыми, технологическим, ресурсными, правовымиусловиями.)
Абсолютный монополист не выступает в роли «ценополучателя», он –«ценоустановитель». Он полностью контролирует предложение товара, емупредоставляется исключительная возможность выбирать на своё усмотрение любуюцену из возможных в соответсвии с оптеделённой кривой спроса.
Необходимо отметить, чтопонятие «монополия» используется не только в строгом значении – как чистаямонополия, но нередко приемняется ив широком толковании. В последнем случаемонополия трактуется несколько расплывчато, как доминируещее положениеэкономического субъекта на рынке, то есть можно полагать, что в таком вариантепонятие «монополия» вбирает в себя и чистую монополию, и олигополию.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренциивызывает беспокойство во многих странах. Главная роль в её решении отводитсягосударству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточнодееспособный в защите конкуренции.
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играютантимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов,правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
/>/>Списокиспользованной литературы
/>1. Ф.З. от23.06.99г.№ 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»//Собр.Законодательства РФ.-1999.-№26.Ст.3174
2. Закон Российской Федерацииот 22.03.91г.№ 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках»// Ведомости Съезда нар. Депутатов РФ и ВСРФ.-1991.-№16.Ст.499
3. ФЗ от17.08.95.г.№147-ФЗ «О естественных монополиях»//Собр.законодательстваРФ.-1995.-№34.Ст.3426
4. Долан Э.Дж.,Линдсей Д. Микроэкономика /Пер. с англ. В. Лукашевича и др.; Под общ. ред. Б.Лисовика и В. Лукашевича. — С.-Пб.: АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1999. – 848 c.
5. В.Я.Иохин. Экономическаятеория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. — М.: ИНФРА — М,2000.-625 c.
6. Макконнелл К. Р.,Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ. О. Н.Антипова и др.; Под общ. ред. А.А. Пороховского. — Т.2.-Таллинн: АО “Реферто”,1998. — 256c.
7. Винокурова М.А.,Демина М.П. Экономическая теория. Ч1.
Изд-во ИГЭА, 1998. – 427 c.
8. Скрыпник В.И.Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика.1999. – 358c.
9. Литвинов Д.А.Основы рыночных отношений: Учебное пособие.-Воронеж: ВИ МВДРоссии,2000.-Гл.1,3. – 140 c.
10. Литвинов Д.А.Экономическая теория: Учебное пособие: В 2-х частях.-Изд.2-е, переработанное идоп. –Воронеж ВИ МВД России,2001.-Ч.1гл.5; ч.2 гл.18. – 471 c.
11. Городецкий А.,Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.-2000.-№1.-С.137-151.
12. Есипов В.М.Теневая экономика: Учебное пособие.- 2-е изд.– М.; МЦ при ГУК МВД России,1998. — 568 c.