Реферат по предмету "Экономика"


Монополия и ее место в рыночной экономике

Пермский государственный университет
Курсовая работа
ТЕМА: “Монополия и ее место врыночной экономике”
Выполнила: студентка гр.14
Шикшинская Н.Н.
Пермь

Содержание
 
Введение
I.Монополии врыночной экономике
   1. Определение монополии
   2. Спрос на продукт монополии
   3. Максимизация прибыли монополией
   4. Причины существования монополий
II. Естественные монополии и их регулирование
III.Антимонопольная политика в России и за рубежом
Заключение
Списоклитературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема монополии и конкуренции является одной изнаиболее актуальных для  экономики в настоящее время.
Монополизм представляет собой серьезную проблемупереходной экономики, предприятия – монополисты обладают существеннымирыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своегоположения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
С начала 90-х годов эти проблемы остро встают передРоссией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзянадеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успехэкономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной,выверенной системы регулирования государством монопольных процессов иконкурентных отношений. В нашей стране, промышленности которой в наследство откомандно-административной системы бывшего СССР достался целый комплексгигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизацииэкономики и недопущения усиления роли уже действующих на рынке монополий.
Основное внимание уделено исследованию естественныхмонополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунальногообслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либонаходятся в государственной собственности и управляются государством с цельюпомешать им, воспользоваться монопольной властью.
В работе представлены способы и методы регулированияестественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений междугосударством и монополией, стратегия монополии на рынке.
C применением экономическойграфики на примере фирмы, показаны условия существования монополии, ее проблемыи пути их решения.
Тема регулирования естественных монополий особенноактуальна в России, так как законодательная база в ней ещё очень слабо развита,и для создания и нормального функционирования товарного рынка необходимо учестьфактор естественных монополий.
Регулированию монополий уделяется большое внимание вразных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примерырегулирования естественных монополий в США и России. Первый в Россииантимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулированииестественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение балансаинтересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.
         ВРоссии процесс создания государственного контроля по недопущениюнедобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующаяв еще совсем недавно в управлении экономикой командно – административнаясистема по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственнойдеятельности.
Поэтому на данном этапе огромное значение имеетсоздание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулированиямонополистических процессов и конкуренции, понимание населением  необходимостиэкономических реформ в данной сфере.
В данной курсовой работе также рассмотрены основныепричины возникновения монополий; особенности современной монополизацииэкономики;  действующее антимонопольное законодательство и перспективы егоусовершенствования, а также законодательство стран с развитой рыночнойэкономикой в области антимонопольной практики.
I. МОНОПОЛИИВ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОНОПОЛИИ
         Монополии1– крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерныи так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой наоснове высокой степени концентрации производства и капитала с цельюустановления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство вэкономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферыжизни страны.
Монополия представляет собой рынок, на которомединственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющегосубститутов. При монополии понятия фирма и отрасль отпадают.
Если обратить внимание на монополистическиеобразования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия,объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производятзначительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимаютдоминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования,добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные)прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольногообразования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнееопределяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает емувозможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничиватьконкуренцию на рынке определенного товара.
Во многих отраслях ведущие фирмы знают, что онипредставляют собой настолько большую часть рынка, что они могут посредствомсвоих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Рынки, накоторых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способностьвоздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Монополия характеризуется наличием одного-единственного продавца конкретного товара или вида услуг на рынке. Как с точкизрения количества товаров на рынке, так и с учётом других важных аспектовмонополия представляет собой самую крайнюю форму несовершенной конкуренции.
В реальной жизни монополия- этовсегда вопрос меры власти над рынком. Можно было утверждать, что каждыйбакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двухмагазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом. Однако такой подход крассмотрению бакалейного бизнеса, оказывается непригодным, так как цены,назначенные одним  продавцом, влияют на спрос, с которым сталкиваются другиерасположенные поблизости
1.Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 1.–С.597.
магазины.Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
2.СПРОСНА ПРОДУКТ МОНОПОЛИИ
Поскольку монополист является единственным поставщикомнекоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяетсярыночной кривой спроса на его продукцию.  Таким образом, сокращая продаваемое количество товара, фирма может повышать рыночную цену, т.к. являетсямонополистом на этом рынке.
Продавец обладает монопольной властью (властью надрынком), если он может повышать цену на свою продукцию путём ограничения объёмавыпуска своего продукта.
Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирмевовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики вкрупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают.Разница между такими фирмами  заключается в мере их власти над рынком.
В качестве примера предлагаюрассмотреть некую фирму. У фирмы имеется патент, дающий ей исключительное правона производство неких товаров. Чтобы рассчитать объём выпуска, максимизирующейеё прибыль, фирма должна пройти через такого же рода предельный Еслипроизводство ещё одной единицы продукции в неделю увеличит доход в большеймере, чем издержки, то выпуск следует наращивать. Если сокращение выпускаснизит издержки на величину, превышающуюснижение доходов, то выпуск следует сократить. Другими словами, фирма должнасравнить предельные издержки МС с предельным доходом.
Предельный доход MR- это величинаизменения совокупного дохода в результате дополнительной продажи единицы блага.
Для совершенно конкурентной фирмы предельный доходвсегда равен цене, потому что такая фирма может продавать столько, сколькохочет, по действующей в настоящий момент цене. Это применительно только ксовершенной конкуренции, в условиях которой фирма сталкивается с горизонтальнойкривой спроса. Покажем, что для монополиста или любого другого несовершенногоконкурента, сталкивающегося с убывающей кривой спроса, предельный доход нижезначения цены. Основная причина такого положения состоит в том, что если криваяспроса является убывающей, то объём продаж можно увеличить только за счётснижения цен.
 В первых двух столбцах таблицы 1 показана рыночнаяшкала спроса на изделия фирмы. При цене в 2 $ спрос предъявляется на 7 штук внеделю; при более высоких ценах объём спроса на продукцию ниже. В третьемстолбце показан совокупный доход фирмы, который как раз равен цене, умноженнойна количество производимых единиц при различных значениях цены. Совокупныйдоход в начале увеличивается по мере снижения цены, а затем уменьшается, когдацена становится низкой.
                               Спрос, совокупный доход и предельныйдоход.    Таблица 1
Объём спроса,
единиц в неделю
Цена
(в $ за единицу)
Совокупный доход,
Кол-во х цену ($ в неделю)
Предельный доход,
($ в неделю)
/>0 16 1 14 14 14 2 12 24 10 3 10 30 6 4 8 32 2 5 6 30 -2 6 4 24 -6 7 2 14 -10 8 -14
Приведённые в первых трёх столбцах таблицы 1 данныепоказаны в графическом рисунке 1.1А2
/>         Кривая спроса на продукцию фирмы (D) показана на рис. 1.1б.3,а соответствующая кривая совокупного дохода на рис. 1.1а. Например, когда ценаР0 составляет 12 $, объём спроса равен двум единицам в неделю, а суммарныйдоход – 24 $. Совокупный доход при данном объёме выпуска представлензаштрихованной областью В+С на нижней части рисунка. Когда цена понижается до 8$, общая величина дохода равняется сумме площадей А и С. так как эта площадьбольше площади В+С, то из рисунка видно, что величина совокупного дохода должнавозрастать по мере роста выпуска с 2 до 4 единиц. Это подтверждает верхняячасть рисунка, на которой показано, что совокупный доход составляет 32 $ при объёмевыпуска в размере 4 единиц.
В последнем столбце таблицы 1 показан предельный доходфирмы. Величина этого предельного дохода ниже цены при всех (кроме единичного),объёмах выпуска. Это объясняется тем, что фирма может наращивать свойпредельный объём продаж только за счёт снижения цены.
Следовательно, если фирма решаетпродавать на одну
2.3. Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.:Учебник.-М.: 1994.-С.153.
единицув неделю больше, то она получит прирост в размере цены этой единицы,
нопонесёт потери из-за того, что вынуждена продавать первоначальный предельныйобъём продукции по более низкой цене.
Приведённый в таблице 1  пример иллюстрирует этипоследствия. Шкала спроса показывает, что 2 единицы могут быть проданы по 12 $за каждую, но чтобы продать 3 единицы в неделю, фирма  должна снизить цену до10 $ за каждую. Когда объём продаж возрастёт с 2 до 3 единиц, приростсовокупного дохода будет равен 6 $ (30 $ — 24 $).
Данный прирост распадается на две составляющие.
/>         Первая составляющая – это те 10 $, которые фирма  получает отпокупателя фактически в момент продажи третьей единицы.
Вторая составляющая – это потеря в размере 4 $,возникающая в результате того, что каждая из двух первых проданных единицприносит теперь 10 $ вместо 12 $. Цену приходится снижать, для того чтобыпродать третью единицу. Таким образом, фирма получает 10 $ от продажи третьейединицы, но теряет 4 $ из-за более низкой цены, по которой продаётсяпервоначальный объём выпуска в размере 2 единиц. это обеспечивает чистый предельныйдоход в размере 6 $.
/>         Так как совершенно конкурентная фирма может продать скольугодно много или сколь угодно мало, не оказывая при этом влияния на цену,которую она получает, то предельный доход в условиях совершенной конкуренциисовпадает с ценой.
 К кривой спроса на рис. 1.1б.мы добавляемкривую предельного дохода (MR) из таблицы.
Например, предельный доход, полученный за счётувеличения выпуска с одной единицы до двух,
составляет10 $. Это отмечено точкой G на кривой MR. Кривая MRберёт начало в той же самой точке на вертикальной оси, что и кривая спроса. Предельныйдоход от первой единицы выпуска всегда равняется цене данной единицы, посколькув этой ситуации нет “первоначального выпуска”, приносящего меньший доход врезультате снижения цены, которое необходимо для увеличения спроса. Однакопосле того как первая единица продана, MR становитсяниже цены.
         Какпоказано на рисунке 1.3,4 кривая MR пересекаетгоризонтальную ось в точке, в которой совокупный доход достигает своегомаксимума. В тех случаях, когда предельный доход положителен, совокупный доходможет быть увеличен за счёт наращивания объёма продаж, следовательно, величинасовокупного дохода не может быть максимальной. В тех случаях, когда предельныйдоход отрицателен, совокупный доход может быть увеличен за счёт уменьшенияобъёма продаж. Совокупный доход может принимать, максимальное значение только втом случае, когда предельный доход равняется нулю.
Чтобы максимизировать свою прибыль,монополист придерживается такого же рода двухшаговой процедуры, что исовершенно конкурентная фирма. На первом шаге фирмы обоих типов рассчитываютвеличину оптимального положительного выпуска, который позволяет максимизироватьприбыль, при условии, что фирма производит что-либо вообще. Если совершенныйконкурент в этих расчётах использует рыночную цену, то монополист пользуетсяпредельным доходом.    На рисунке 1.3. показаны кривая спроса D икривая предельного дохода MR — тоже, что и на рисунке 1.2. На рисунке изображенатакже кривая предельных издержек фирмы (MC). Длямонополиста, как и для любой фирмы, MC показывает величину приростасовокупных издержек фирмы в том случае, когда она увеличивает выпуск продукциина одну единицу.
Когда монополист увеличивает выпускна одну единицу, прирост дохода равняется предельному доходу. Прирост издержекравен величине предельных
4.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник.-М.: 1998.-С.235
издержек.Если предельный доход превышает величину предельных издержек, то совокупныйдоход возрастает в большей степени, чем предельные издержки, и следовательно,прибыль увеличивается. Но если последняя единица продукции увеличивает издержкина большую, чем прирост дохода, величину, то выпуск следует сократить. Такимобразом, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует своюприбыль, производя такой объём выпуска, при котором предельный доход равнялсябы предельным издержкам.
При оптимальном положительном объёме для монополии,позволяющим максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращаетпроизводство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).
Как известно, совершенно конкурентная фирмамаксимизирует прибыль посредством выбора такого выбора, при котором ценаравняется величине предельных издержек. Поскольку цена в условиях совершеннойконкуренции совпадает с величиной предельного дохода, то можно сказать, чтоконкурентная фирма так же выбирает объём выпуска так, чтобы предельные издержкиравнялись предельному доходу.
Если монополист решает производить что-либо, то онустановит цену так, чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительномуобъёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу приоптимальном положительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то изэтого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом,если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль,поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Предположим, например, что предельные издержки фирмыпостоянны и составляют 8 $ в расчете на единицу, и она в настоящий моментпроизводит 1 единицу в неделю. В таблице  показано, что она могла бы увеличитьсвою прибыль на 2 $ в неделю, т.е. на разницу MR-MC(10 $ — 8 $), путём увеличения объёма выпуска на одну единицу в неделю.Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизило бы величину прибыли на 2$, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили бы предельныйдоход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск фирмы составляет 2единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1 показывает, что для того, чтобыпродавать 2 единицы в неделю, фирма должна установить цену в размере 12 $,которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.
3.МАКСИМИЗАЦИЯ  ПРИБЫЛИ  МОНОПОЛИЕЙ
Как и в условиях совершенной конкуренции, единственноеразличие в расчётах величины оптимального положительного выпуска длякраткосрочного и долгосрочного периодов состоит в том, что последний включаетдолгосрочные предельные издержки. В краткосрочном периоде монополист, как исовершенный конкурент, продолжает производить, пока он возмещает своипеременные издержки. Тогда как в долгосрочном периоде должны быть возмещены всесовокупные издержки — и постоянные, и временные. В таблице 2 в сжатой формеохарактеризованы правила поведения монополиста, позволяющие ему максимизироватьприбыль.
 
Таблица3
Решениемонополиста об оптимальном объёме предложения.
Период
Предельное условие
Проверка прибылью Краткосрочный Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*Существуют два отличия данной таблицы от случаясовершенной конкуренции. Первое состоит в том, что в предельном условии,которое используется для расчёта величины оптимального положительного выпуска.Цена заменена предельным доходом. Второе отличие в том, что при проверкеприбылью монополист пользуется ценой, при которой объём спроса, равняетсяоптимальному положительному объёму выпуска, тогда как совершенный конкурентпользуется существующей рыночной ценой, на которую он не может влиять.
Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы какценополучатели, т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся внеих контроля. Выше было показано, что решение конкурентной фирмы относительнообъёма её выпуска может быть выражено при помощи кривой предложения,показывающей, сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значениицены. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать какценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую D как данную исами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополистаи уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста несуществует кривой предложения.
Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена имонопольный выпуск определяется соотношением спроса и предложения. Но вусловиях монополии, как и в условиях совершенной конкуренции, цена и выпускопределяются условиями спроса и условиями формирования издержек. Предельныеиздержки являются ключевым элементом издержек в обоих случаях.
На рис. 1.3. показана кривая фактических краткосрочныхсредних совокупных издержек фирмы АТС, обычно имеющую U – образнуюформу. При оптимальном, положительном объёме выпуска Q* средниесовокупные издержки фирмы составляют величину АТС*. Прибыль фирмы в расчёте наединицу продукции будет равняться цене Р* минус издержки, или средние удельныеиздержки АТС*. Следовательно, в данном случае фирма с лихвой покроет своииздержки и выберет объём производства Q*. Действительно общая величинаеё прибыли равняется заштрихованной площади: величине прибыли в расчёте наединицу продукции (Р* — АТС*), умноженной на общий объём выпуска (Q*).
         Невсе монополии получают монопольную прибыль. Если никто не желает покупатьтовары фирмы, то она не получит никакой прибыли, даже бухгалтерской (учётной).Издатели газет – монополисты во многих уединённых небольших городках не смогливыдержать конкуренции с радио и телевидением. Описанные во многих патентахизделия, на производство которых имеется разрешение только у владельца патента,в действительности никогда не производятся. Монополия может получатьмонопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на её продукциюрасположена выше кривой её средних издержек.
 
4.ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ
Вообще любая монополия может существовать лишь принесовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продуктпроизводится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и онаобладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии можетподразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенноодинаковой продукцией и большим размером предприятий.
Олигополия второго вида – положение, когда естьнесколько продавцов, продающих дифференцированные товары. В таком случаесуществует частичный контроль над ценами. Рынок монополистической конкуренции сдифференциацией продукта предполагает, что покупатель предпочитает товаропределенного вида: его привлекает именно данный сорт, качество, упаковка,торговая марка, уровень обслуживания и т.п. Признаки такого рынка: множествопроизводителей, много действительных или воображаемых различий в продукции,очень слабый контроль над ценами.
Есть несколько причин существования монополий.5
         Первая:“естественная монополия”. Если производство любого объема продукции однойфирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, тоговорят, что отрасль является естественной монополией. И причина здесь –экономия от масштаба – чем больше произведено продукции, тем меньше еестоимость.
 Вторая причина: одна-единственная фирма обладаетконтролем над некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в видесырья, или в виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете.Пример: алмазная монополия “Де Бирс” опирается на контроль над сырьем; фирма“Ксерокс” контролировала процесс изготовления копий, называемый ксерографией,потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде случаевзащищенных патентами.
         Третья:государственное ограничение. Монополии существуют, так как они покупают или импредоставляется исключительное право на продажу некоего блага. В некоторыхслучаях государство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран толькогосударственные монополии могут продавать табак.
Вроссийской промышленности существуют четыре тысячи предприятий –
5.Нуреев Р.М. курс микроэкономики. Учебник.- М.: 1998.- С.266
монополистови их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий –500.
II.ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ
    
Классическим примером естественных монополий нафедеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожныеперевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне –коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.;такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственнойсобственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годысфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как всвязи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новыхподходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Естественная монополия в промышленном производствепредставляет собой случай,   когда для общества в целом монополистическаяорганизация производства и реализации продукции экономически болеепредпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основнойпричиной возникновения и сохранения  естественных монополий в  сферепроизводственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительновысокой отдачи от  масштаба производства одним предприятием вследствие определенныхтехнологических особенностей.
         Если производстволюбого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производстводвумя или более фирмами, то говорят что отрасль  является естественноймонополией.
         />Чтобы исследовать этот случай, покажем на рис.1.46кривые спроса и издержек для монополии, действующей в отрасли, в которой имеетместо экономия от масштаба при всех объемах выпуска. Чем выше объем выпуска,тем ниже средние издержки и, следовательно, предельные издержки ниже среднихиздержек при всех объемах выпуска.
Монопольной цене и объему выпускасоответствует точка Е2, при этом объеме выпуска MR=MC. В точке Е2монополия получает прибыль в размере заштрихованной площади (Рm — АСm)* Qm. Вкакой точке достигалось бы равновесие, если бы данная отрасль былаконкурентной?
6.Макконел К. Р., Брю С.Л. Экономикс: Т.2. М.: 1992.
Поддавшись первому побуждению, мы могли бы взятькривую МС в качестве кривой предложения конкурентной отрасли и отыскать на нейточку, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Такой точкойявляется точка Е1 на рис.1.4. Но данная точка не может быть точкойдолгосрочного конкурентного равновесия. В силу существования в отрасли экономииот масштаба предельные издержки всегда ниже средних. Если бы цена равняласьвеличине предельных издержек, то средние издержки были бы выше цены, и имел быместо убыток, равный расстоянию CЕ1, от каждой проданной единицыблага. В силу экономии от масштаба при всех объемах выпуска эта отрасль немогла бы находиться в состоянии конкурентного равновесия.
Монополия в данном случае является “естественной” втом смысле, что она представляет собой рыночную структуру, минимизирующуюиздержки.7 Чтобы убедиться в этом, предположим, что в отрасли былодве фирмы, каждая из которых производила половину общего выпуска отрасли. Каксоотносились бы величины средних издержек, если бы существовало две фирмы, еслибы тот же объем выпуска производился единственной фирмой?  Так как средниеиздержки растут по мере  падения объема выпуска, у нас все время было бы двефирмы, производящие в точке, в которой средние издержки выше, чем они были бы,если бы весь выпуск производился бы только одной фирмой. Поскольку единственныйпродавец благодаря экономии от масштаба может производить с меньшими затратами,то данной отрасли было бы трудно избежать превращение в монополию. Если бы вотрасли было более одной фирмы, то одна из них могла бы снизить цену и резкоувеличить выпуск и, следовательно, создать трудности с получение прибыли длясвоих более мелких соперников. Таким образом, “естественность” монополиизаключается также в том, что, скорее всего она является следствием свободногодействия рыночных сил.
Вторая причина существования монополии состоит в том,что одна — единственная фирма может обладать контролем над некоторыми редкими ичрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в виде знаний, защищенныхпатентом или содержащихся в секрете.
Третья причина существования монополии состоит вгосударственном ограничении притока новых фирм в отрасль. Монополии могутсуществовать в силу того, что они покупают или им  предоставляетсяисключительное право на продажу некоего блага. В некоторых случаяхправительство оставляет за собой право на монополию; в ряде стран толькогосударственные монополии продают табак. В некоторых странах право на импортконкретных товаров предоставлено правительством одной — единственной компании.Это может осуществляться по политическим соображения, или за вознаграждение,полученное государственными деятелями от импортера, или и по той, и по другойпричинам.
Эти три причины могут быть связанымежду собой. Правительство может предоставить компании монопольное право,например, в том случае, если имеет место экономия от масштаба. В данном случаеконкуренция была бы расточительна с точки зрения общества. Но правительство вто же самое время может стремиться к регулированию поведения компании, с тем,чтобы ослабить
7.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник.- М.: 2001
основныепроявления неэффективности монополизации, то есть уменьшить социальные потери,связанные с ограничение выпуска. Через патентную систему государственныеструктуры предоставляют права на временные монополии изобретателям, с тем,чтобы способствовать ускорению технического прогресса.
         Нарис.1.4 изображена естественная монополия с убывающей кривой краткосрочныхсредних издержек АС. Предположим, что долгосрочные АС и МС имеют ту же форму,что и краткосрочные АС и МС. Оптимальная с точки зрения общества деятельностьотрасли описывается точкой Е1, в которой LMC  совпадает с ценой, аследовательно, и с ценностью дополнительной единицы продукции для потребителей.Объемы выпуска ниже Q1 не эффективны в силу того, что потребителибыли бы готовы заплатить больше величины предельных издержек за больший объемпроизводства продукции (кривая LMC расположена ниже кривой спроса) Точно также,если выпуск превышает Q1,  то экономия на издержках в результатесокращения производства продукции превышает величину ценности этой продукциидля потребителей (кривая LMC расположена выше кривой спроса) Таким образом,выпуск продукции в объеме Q1, является оптимальным с точки зренияобщества в целом.
Но как достичь данного уровня выпуска? Антитрестовская политика, препятствующая образованию естественных монополий,ограничивала бы уровень выпуска. Но, с другой стороны, нерегулируемая монополиятакже ограничивала бы выпуск продукции только на уровне Qm и тем самымобусловила бы издержки общества в размере площади замененной области FEЕ1 на рис.1.4. Следовательно,  интересы эффективности требуют замены рыночных сил,монопольного производителя необходимо заставить производить больше Qm иназначать цену ниже Рm или посредством регулирования его деятельности, иливведением государственной собственности.
Важнейшие примеры естественных монополий включаютобеспечение водой, газом и электроэнергией, а также местную телефонную связь иканализацию. Существование в этих отраслях коммунального обслуживания экономииот масштаба обуславливает желание иметь монопольного поставщика, но тогдавозникает необходимость государственного вмешательства, с тем, чтобы пресекатьзлоупотребление монопольной властью. С учетом этого в США и в большинстведругих стран отрасли коммунального обслуживания или являются регулируемыми, илинаходятся в государственной собственности. В обоих случаях цены устанавливаютсягосударством, а не монополистом- производителем.
Антитрестовская политика и экономическое регулированиедеятельности естественных монополий представляют собой сугубо специфическую дляАмерики ответные меры на проблему монопольной власти. Дебаты по поводуантитрестовской политики всегда привлекают как тех, кто выступает заужесточения правил регулирования, так и тех, кто помогает, существующие правилапрепятствуют эффективной работе предприятий. Проблемы, связанные с властьюмонополий, достаточно трудны для их изучения теоретически, когда известны всекривые издержек и спроса, а целью является эффективность; они на много сложнеев реальном мире, где много неопределенности, а цели являются политическизаданными.

III.АНТИМОНОПОЛЬНАЯПОЛИТИКА
Многие страны мира с целью поддержания конкуренции вразличных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольноезаконодательство.
Антимонопольное законодательство8 – законодательство,направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Целью антимонопольной политики является предупреждение и сокращениемонопольных цен, дефицитности производства, перераспределениемонополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрацииэкономических ресурсов в обществе. Современное антимонопольное (в СШАисторически именуемое антитрестовским) законодательство имеет два направления:
1.Связанное с запрещением некоторых типов делового поведения фирм.
2.Регулирование структуры отрасли через попытки расформирование крупных фирм изапрещении предполагаемого слияния крупных фирм.
Антитрестовскаяполитика представляет собой попытки защитить и усилить конкуренцию путемсоздания препятствий для возникновения, использования или защиты монопольнойвласти.
 Применениетакого экономического регулирования необходимо для:
— обеспечения баланса интересов потребителей ( доступные цены ) и регулируемыхпредприятий ( финансовые результаты привлекательные для кредиторов и новыхинвесторов );
— определения структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективногоотнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
— стимулирования предприятий к сокращению издержек и излишней занятости,улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций;
— создания условий для развития конкуренции  ( например: обеспечения открытогоравного доступа конкурентов к информационным сетям ).
Наиболее разработанным принято считать антимонопольноезаконодательство США, имеющее к тому же и наиболее давнюю историю. Онобазируется на “трех китах”, трех основных законодательных актах 9:
ЗаконШермана ( 1890 год ). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли,захват единоличного контроля в той или иной отрасли, сговор о ценах. По законуШермана, министерства юстиции, так и стороны, пострадавшие отпредпринимательских монополий могли предъявить им иск. Фирмы, за нарушениезакона могли быть ликвидированы, или могли издаваться судебные предписаниязапрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными даннымактом. Существовали штрафы и тюремные заключения. Стороны – пострадавшие моглипредъявить иск о возмещении ущерба в троекратном размере. Этот закон былнеэффективен, и возникла необходимость нового закона.
Закон Клейтона ( 1914 год )запрещал ограничительную деловую практику в области сбыта, ценовуюдискриминацию ( не во всех случаях, а только тогда,
8,9 Нуреев Р.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник для вузов. –М.: 1996.-С.274-275.
когдаэто не диктуется спецификой текущей конкуренции ), определенные виды слияний,переплетающиеся директораты и др. Закон Клейтона – это попытка заострить ипояснить общие положения закона Шермана. Закон Клейтона пытался объявить внезакона способы, которыми монополия могла бы развиваться.
Закон Робинсона-Пэтмэна ( 1936 год ) – запрет наограничительную деловую практику в области торговли: “ножницы цен”, ценоваядискриминация и др.
Кроме принятия законодательных актов в США быларазработана комплексная система управления антимонопольной политикой. Онасостоит из следующих блоков:
— конгрессСША, федеральные и местные суды различных инстанций, органы исполнительнойвласти (ФТК, антитрестовский отдел Министерства юстиции США). Однако немногиедела по обвинению в нарушении свободной конкуренции, рассмотренные американскимсудами, закончились наказанием нарушителей закона. Например, разукруплениеамериканского телефонного гиганта “Ай-Ти-Ти” в 1983 году. Он обеспечивал 95%международной телефонной связи, 85% местных телефонных линий и производил болееполовины американского телефонного оборудования. В результате решения судакомпания сократила свои доли рынка до 80%, продав местные телефонные линиисвязи, сохранила пакет акций в новых региональных телефонных компаниях.
Антитрестовские законы США оказали большое влияние наразвитие антимонопольного законодательства других стран, в том числе исовременной России.
В августе 1995 года был принят закон “О естественныхмонополиях”, также в России существует закон от 22.03.1991 года “О конкуренциии ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Но в отличиеот американских, они содержат много конкретных формулировок и нормативов; и всепонимают, что они имеют искусственный характер, и поэтому каждый пункт имеетмножество исключений, практически дающих антимонопольному комитету решать посвоему усмотрению, кто является монополистом и подлежит применению санкций, тоесть проблема решена формально-административным образом.
Нашу экономическую политику все время кидает изадминистративного произвола по управлению производством к стихиисамостоятельности хозяйственных ячеек. Но в первом случае обнаруживаетсяущемление местных интересов, а во втором – несогласованность работы. Идеальноерешение не в том кому предоставлять право решать, а в обеспечении должнойнаправленности этой деятельности, достигаемом путем более тщательнойэкономической и правовой регулировки. Необходимы соответствующиезаконодательные, прежде всего антимонопольные, меры, адекватныепроизводственной базе и хозяйственным отношениям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, чтопроблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных дляэкономики в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблемупереходной экономики, предприятия – монополисты обладают существеннымирыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своегоположения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Встает вопрос: каковы же перспективы развитияестественных монополий?
Современный подход к регулированию естественныхмонополий, по моему мнению, должен строиться на положении, согласно которомуестественные монополии – составная часть “планирующей системы”. В современнойвысокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы ихповедения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы,играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не всостоянии ни управлять. Ни контролировать “планирующую систему”. Эти функциимогут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественныхмонополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.
Государственное регулирование естественных монополийявляется одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционированиеэкономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, тоего регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровнесредних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы
Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобыпомешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширитьвозможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Антимонопольное законодательство должно быть разумными продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно бытьрегулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткоепроведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансусформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороныработников крупных фирм.
Экономическая деятельность монополий, в том числе иестественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономикии ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Созданиеи успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени,благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне.Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировыхэкономических отношениях.
На сегодняшний день в нашей стране действуетединственная в полном смысле транснациональная компания, обладающая неоспоримым весом на европейском континенте – это ОАО “Газпром”.
В России на данном этапе проблема монополизацииперестает быть чисто экономической, и все больше становится политической.Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно бытьполитической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможетзаменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и сомоорганизующимсярынком.
Таким образом, эффективность антимонопольной политикиРоссии пока невелика
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.Баликоев В.З Общая экономическая теория. Учебное пособие.- Новосибирск, 1998
2.Белоусова Н.И Реформирование естественных монополий в России: теоретическийаспект. //ЭКО. – 1999.-№.4.
3.Борисов Е.Ф. Основы экономики: Учебник. – М.: 2000
4.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник.- М.: 2000
5.Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественной монополии. // Вопросыэкономики. – 2000.- №.1
6.Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник.- М.: 2001
7.Конарев В. институциональная реформа в сфере инфраструктуры в условияхестественной монополии. // Вопросы экономики .- 1998.- №.4.
8.Курс экономической теории/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.:Учебник.-М.: 1994.
9.Т. Ди Лоренцо. Миф о “естественной монополии”. //Эко.- 2001. -№.4
10.50 лекций по микроэкономике: В 2-х т. СПб.: 2000.-Т.1.
11.НуреевР.М. Основы экономической теории: Микроэкономика: Учебник.- М.: 1996.
12.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник.-М.: 1998
13.Шишкин А. Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. В 2-х кн. Кн. 1.
14.Экономика. /Под ред. А.С.Булатова. – М.:2001
15.Экономическая энциклопедия./Под ред А. Абалкина.- М.: 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.