Курсовая работа
по дисциплине «Инновационный менеджмент»
на тему:
«Модель внедрения стандарта качества ИСО 9000
на примере НВК «Саха»
СодержаниеВведение….… . 3 Глава 1. Управление качеством и ИСО 9000….… . 5 1.1. Теоретические основы управления качеством….… . 5 1.2. Международные стандарты качества серии ИСО 9000… . 9 Глава 2. Модель внедрения ИСО 9000 на НВК «Саха»….. . 17 2.1. Общая характеристика организации и системы качества в НВК «Саха»….… . 17 2.2. Разработка модели внедрения ИСО 9000….… . 24 Заключение….… . 30 Список использованной литературы….… . 33 Приложение
Введение
Рост технического уровняи качества выпускаемой продукции является в настоящее время наиболеехарактерной чертой работы предприятий в промышленно развитых странах. Вусловиях насыщенного рынка и преобладающей неценовой конкуренции именно высокоекачество продукции служит главным фактором успеха.
Выбранная нами темаактуальна потому, что:
1. необходимо раскрыть теоретическиеосновы управления качеством, дать определения ключевым понятиям, таким каккачество, система качества, управление качеством;
2. конечно же, необходимоохарактеризовать международный стандарт качества ИСО 9000, так как это даст намопределенное восприятие этого стандарта, его структуру и цель ИСО 9000;
3. общая характеристика предприятия ианализ численности персонала, куда мы собираемся внедрять ИСО 9000, нужнапотому, что при разработке модели внедрения необходимо будет знать роддеятельности, размер организации, а также существующую систему качестваКомпании;
4. Особенностью стандартов серии ИСО9000 является то, что они предъявляют требования не к качеству продукциинапрямую, а к системе организации управления производством, которое призванообеспечивать предсказуемый и стабильный уровень качества продукции.
Цель курсовой работы –разработать модель внедрения системы качества на основе международногостандарта качества ИСО 9000 в НВК «Саха».
В процессе работы намибудут решаться следующие задачи:
1. описать теоретические основыуправления качеством;
2. охарактеризовать международныйстандарт качества ИСО 9000;
3. дать общую характеристику НВК «Саха»,провести анализ численности персонала, а также описать существующую системукачества;
4. разработать модель внедрениямеждународного стандарта качества ИСО 9000.
Объектом исследованияявляется НВК «Саха». Предметом – система качества НВК «Саха».
Работа состоит изтеоретической и практической части. В первой части будут раскрыты понятиякачество, управления качеством, система качество, также будет охарактеризованстандарт качества ИСО 9000 (виды, структура и пр.). Вторая часть состоит изанализа деятельности НВК «Саха», численности персонала, системы качества НВК«Саха». Также во второй части будет представлена модель внедрения стандарта ИСО9000.
Глава 1.
1.1. Теоретические основы управлениякачеством
Качество выпускаемой продукциипо праву относится к важнейшим критериям инновационного менеджмента. Именноповышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условияхрынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства,экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Международная организацияпо стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность характеристикобъекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные ипредполагаемые потребности.[1]
Понятие качествапродукции регламентировано ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции.Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому документу подкачеством понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих еепригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ееназначением.
Управление качеством –действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или потреблении продукции,в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня еекачества.[2]
Непосредственнымиобъектами управления являются в данном случае показатели и характеристикикачества продукции, факторы и условия, влияющие на их уровень, а также процессыформирования качества продукции на разных стадиях ее жизненного цикла.
Субъектами управленияявляются различные органы управления и отдельные лица, функционирующие наразличных иерархических уровнях и реализующие функции управления качеством всоответствии с общепринятыми принципами и методами управления.
Механизм управлениякачеством продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов исубъектов управления, используемых принципов, методов и функций управления наразличных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Механизм управлениякачеством продукции должен обеспечивать эффективную реализацию основных функцийуправления качеством, в число которых входят, прежде всего, такие функции, как:[3]
- Прогнозированиепотребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
- Планированиеповышения качества продукции;
- Нормированиетребований к качеству продукции и стандартизация;
- Разработка ипостановка продукции на производство;
- Технологическаяподготовка производства;
- Организациявзаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов,полуфабрикатов и комплектующих изделий. Предприятиями-изготовителями ипотребителями продукции;
- Обеспечениестабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях еежизненного цикла;
- Контроль качестваи испытание продукции;
- Профилактикабрака в производстве;
- Сертификацияпродукции, работ, услуг, систем качества и производств;
- Внутрипроизводственныйучет и отчетность по качеству продукции;
- Обеспечениеуправления качеством продукции (правовое, информационное,материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое,финансовое);
- Специальнаяподготовка и повышение квалификации кадров.
Для характеристикимеханизма управления качеством продукции целесообразно использоватьраспространенный методологический подход к структуризации сложных хозяйственныхсистем, предполагающий выделение в составе данного механизма ряда общих,специальных и обеспечивающих подсистем.
К числу общих подсистеммеханизма управления качеством продукции необходимо отнести подсистемыпрогнозирования и планирования технического уровня и качества продукции,регулирования качества продукции непосредственно в производстве, контролякачества продукции, учета и анализа изменения уровня качества, стимулирования иответственности за качество.
В состав специальныхподсистем механизма управления качеством продукции входят подсистемыстандартизации, испытаний продукции, профилактики брака в производстве,аттестации и сертификации.
Обеспечивающие подсистемымеханизма управления качеством продукции включают в свой состав подсистемыправового, информационного, материально-технического, метрологического,кадрового, организационного, технологического и финансового обеспеченияуправления качеством продукции.
Эффективно управлятькачеством продукции – значит активно использовать экономические иорганизационные рычаги воздействия на разработку, производство и эксплуатациюпродукции.
Дадим два определениясистемы качества. Первое, система качества – система, обеспечивающаяпостепенный рост показателей бизнеса и освоение новых рынков.
Второе, система качества– совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов,необходимых для общего руководства качеством.
Каждая компания имееткакую-то систему менеджмента качества (СМК). Важно, насколько хорошо онаспособствует требованиям бизнеса компании. СМК представляет собой возможностьсистематического воплощения устремлений, целей, задач компании, связанных скачеством. СМК представляет собой целое, куда входят организационная структура,процессы, ресурсы компании и ее эффективный, результативный менеджмент. СМК неотносится к какой-то отдельной системе, а скорее является концепциейсистемности. Иными словами, система менеджмента качества – это концепция,которая учитывает вопросы качества в деятельности организации. Нельзя отделитьдеятельность по управлению качеством от общей деятельности организации.Управление качеством индивидуально для каждой компании, так что каждой системекачества стоит присвоить имя компании.
Менеджмент качества –долговременная деятельность. Лидерство в области качества является персональнойкатегорией. Лидер поддерживает постоянство цели, обеспечивая интеграцию бизнесаи первенства в области качества. В задачи лидера входит принятие обязательствпо отношению к персоналу, собственникам, потребителям, партнерам и обществу.Лидер не может делегировать персональную ответственность в области качества.
Руководство устанавливаетраспределение ответственности, полномочий и взаимодействие подразделений всистеме менеджмента качества. Диапазон полномочий зависит от степени важностипринимаемых решений. Системный подход к управлению качеством предполагает, чтоменеджмент качества является функцией каждого подразделения организации. Весьперсонал должен быть осведомлен о важности его деятельности, о роли вдостижении установленной политики и целей, о вкладе в выполнение требованийпотребителей.[4]
1.2. Международные стандарты качества серии ИСО 9000
В 1987 г. Международнаяорганизация по стандартизации приняла международные стандарты ИСО серии 9000 посистемам качества, которые были разработаны на основе советских (Львовской,Саратовской, Краснодарской и др.), японских и других систем обеспечения илиуправления качеством продукции.[5]
Разрабатываемые ISOстандарты объединяются в семейства. ISO 9000 — семейство стандартов,относящихся к качеству и призванных помочь организациям всех видов и размеровразработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК.
Основной пакетмеждународных стандартов, связанных с управлением качеством, был принят ISO вмарте 1987 года и затем периодически обновлялся. Он содержал стандарты ISO9000-9004, а также словарь терминов и определений ISO 8402.
В 1994 году вышла втораяредакция основных стандартов этой серии, которая включает почти 25 стандартов (номераначинаются с 9000 и 10000). Эта серия широко использовалась до настоящеговремени.
Международные стандартыИСО вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этойобласти знаний и практической деятельности. Стандарты не только устраняюттехнические барьеры в сотрудничестве, устанавливая унифицированные подходы ксистеме качества и методам ее оценки, но служат ценным источником мировогоопыта эффективных организационных решений в области обеспечения качества.Главное в стандартах ИСО, что они выступают средством регулирования интересовпроизводителя товаров и услуг, их потребителей и общества.
По мнению многихавторитетов в области качества, разработка стандартов стала выдающимся научнымуспехом, ибо его создателям удалось решить казалось бы неразрешимую задачу:найти приемлемый для всего мирового сообщества подход к оценке систем качестваи создания гарантии качества для потребителей.
Стандартысерии 9000 сражу же получили всемирное признание и стали одними из самыхпопулярных документов ИСО за более, чем 50-летнюю историю существования этойорганизации.
В 1998г. стандарты ИСОсерии 9000 действовали более, чем в 90 странах мира, в большинстве из которыхони приняты в качестве национальных. Особенно широкое применение стандарты получилив Западной Европе, где они нашли признание, как стратегическое оружие в бизнесекомпаний и фирм. Среди наиболее активных приверженцев — всемирно известныекомпании «Филипс», «Рено», «Фольксваген»,«Оливетти» и др.
Семейство стандартов ИСО9000 распространяется на все виды продукции промышленного и экономическогосекторов.
В 1994 году появляетсявторая версия ISO 9000, действующая в настоящее время.
В конце 2000 года былаопубликована новая редакция под общим обозначением ISO 9000: 2000, переход накоторую должен состояться до 15 декабря 2003 года.
Серии стандартов 9000 принципиально отличаются от всехостальных, ранее разработанных. Ибо впервые появились универсальные стандарты,позволяющие обеспечивать управление качеством во всех отраслях экономики.
ISO 9000 представляет собой обобщенный стандарт системуправления качеством.
Обобщенность здесь предполагает, что одни и те же стандартымогут быть применимы к любой организации, крупной или малой, вне зависимости отхарактера выпускаемой продукции (в данном случае под «продуктом»понимается также и услуга). Кроме того, стандарты ISO 9000 одинаково применимыдля любых форм бизнеса, государственных административных органов и ихдепартаментов, а также общественных организаций.
Международная организацияпо стандартизации (ИСО) пересмотрела стандарты ИСО серии 9000 версии 1994 г. Врезультате комплекс документов, состоявший, более чем, из 20 стандартовсодержит четыре базовых стандарта:
· ИСО 9000:2000 «Системаменеджмента качества. Основные принципы и словарь»
· ИСО 9001:2000 «Системаменеджмента качества. Требования».
· ИСО 9004:2000 «Системаменеджмента качества. Руководящие указания по улучшению качества»
· ИСО 19011:2000 «Руководящиеуказания по проверке системы менеджмента качества и охраны окружающей среды».
15 декабря 2000 г. были опубликованы в качествеофициальных стандарты ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004. Стандарт ИСО 19011 принятв III квартале 2001 г.
Основополагающимиявляются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые полностью гармонизированы междусобой по структуре и содержанию. Они могут использоваться как совместно, так ираздельно. Оба стандарта имеют идентичную структуру, основанную на моделипроцесса менеджмента качества, но разные области применения.
· ИСО 9001:2000устанавливает минимально необходимый набор требований к системам качества иприменяется для целей сертификации и аудита.
· ИСО 9004:2000содержит методические указания по созданию систем менеджмента качества, которыеориентированы на высокую эффективность деятельности предприятий.
Оба стандарта применяются ко всем категориям продукции, исоставляют основу для требований, которые могут быть разработаны конкретнымиотраслями.
Стандарты ИСО 9001:2000 иИСО 9004:2000 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности,с ИСО 14001 и 14004, регламентирующими системы управления охраной окружающейсреды.
Пересмотренный стандартИСО 9001:2000 заменяет стандарты ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 версии 1994 г. Воснове стандартов ИСО 9000 находятся восемь принципов менеджмента качества:
1. Ориентация напотребителя — организации зависят от своих потребителей, и поэтому должны понимать их текущиеи будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти ихожидания.
2. Лидерство руководителя– руководители обеспечиваютединство цели и направления деятельности организации.
3. Вовлечениеработников –работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечениедает возможность организации с выгодой использовать их способности.
4. Процессный подход – желаемый результат достигаетсяэффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют какпроцессом.
5. Системныйподход к менеджменту– выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системысодействуют результативности и эффективности организации при достижении еецелей.
6. Постоянноеулучшение –постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать какее неизменную цель.
7. Принятиерешений, основанное на фактах – эффективные решения основываются на анализе данных иинформации.
8. Взаимовыгодныеотношения с поставщиками – организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимнойвыгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности.
Стандарты, таким образом,являются воплощением принципов TQM (Total Quality Management – всеобщее управление качеством).[6]
Стандарт имеет другуюструктуру, которая базируется не на 20 элементах, как было раньше, а на четырехблоках процессов управления. Это концептуальная основа новой версии семействастандартов ИСО 9000.
Основные разделыстандарта ИСО 9001:2000:
4. системе менеджментакачества;
5.ответственностьруководства;
6.менеджмент ресурсов;
7.процессы жизненногоцикла
8.измерение, анализ,улучшение.
Разрешена адаптациятребований ИСО 9001:2000, чтобы не использовать те из них, которые неприменяются организацией. Это относится к организациям, проведших подготовку крегистрации на соответствие требованиям ИСО 9002 или ИСО 9003.
Блок «Процессыпроизводства продукции и (или) услуги» может рассматриваться как переменный, тоесть при определении области сертификации выбираются те процессы, которыереально выполняются предприятием. Остальные блоки в модели системы менеджментакачества являются блоками управления, а, следовательно, постоянными, поэтомувсе элементы этих блоков должны выполняться.
Следует уделить вниманиеположению ИСО 9001:2000 о том, что организация может исключить только тетребования системы менеджмента качества, которые не влияют на работоспособностьорганизации или не освобождают ее от ответственности обеспечивать потребителяпродукцией или услугой, отвечающей его требованиям и применимым требованиямрегламентов.
В процессе подготовки кпереходу на новую версию стандартов следует учитывать, что версия стандарта ИСО9001:2000 позволяет организации более гибко подходить к изменениям вдокументации системы управления качеством и разрабатывать минимальноеколичество документов, необходимых для демонстрации эффективного планирования,процессов и контроля за процессами, выполнения и улучшения системы управлениякачеством.
Обязательным являетсядокументирование всего шести процедур:
· управлениедокументацией;
· управление записямио качестве;
· внутренниеаудиты;
· управлениенесоответствующей продукцией;
· корректирующиедействия;
· предупреждающиедействия.
Отсутствие документированных процедур какого-либо процессадолжно быть каким-то образом компенсировано (например, в ходе обучения (сотрудников)или предприятия по своему усмотрению могут увеличить количестводокументированных процедур.
Пересмотренный стандартИСО 9004 ориентирован на достижение результативности в деятельности организациив интересах потребителей, владельцев, работников, поставщиков и общества вцелом. При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текстсоответствующего раздела ИСО 9001:2000.
Действующий стандарт ИСО8402 преобразован в стандарт ИСО 9000. В него вошли основы систем менеджментакачества (справочный раздел), а также понятия, термины и определения(нормативный раздел).
Совместный стандарт ИСО 19011 с момента его публикациизаменил действующие в области аудита систем менеджмента качества и системуправления окружающей средой стандарты ИСО 10011 (части 1, 2, 3), ИСО 14010,ИСО 14011 и ИСО 14012. Остальные стандарты семейства ИСО 9000 либо будутотменены (ИСО 9002; ИСО 9003), либо переведены в разряд технических отчетов,имеющих статус рекомендаций (например, ИСО 10013).
В связи с описанными иеще предстоящими изменениями в стандартах ИСО серии 9000 пересмотренынациональные российские стандарты ГОСТ Р 40.002, ГОСТ Р 40.003, ГОСТ Р 40.005,и введен в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 62-2000. .[7]
Инновационное применениестандартов ИСО 9000. Центральной концепцией ИСО 9000, подчеркивающей всеобъемлющуюи системную природу менеджмента качества, является «система менеджментакачества». Это основная концепция системного подхода к лидерству и управлению,под которой нельзя понимать отдельную схему, встроенную в компанию. СтандартыИСО 9000 направлены на открытие новых граней конкурентоспособности, увеличениетоварооборота и доли рынка, удержание потребителей, координацию процессоввнутри организации, повышение осведомленности сотрудников.
Цель стандартов ИСО 9000не может быть достигнута без инноваций. Конкурентоспособность требует отличияот других, что, в свою очередь, ждет инновационного подхода. Инновационноевнедрение стандартов, может например, касаться руководящих идей и принциповкомпании; средств производства; инфраструктуры. Инновационный подходнеобязательно связан с обладанием новыми вещами. Он включает такжеперегруппировку старых, известных элементов новым способом.[8]
Таким образом, подводяитоги первой главы нашей работы, мы можем прийти к следующим выводам:
1. Качество — совокупность характеристикобъекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные ипредполагаемые потребности. Качество — философская категория. Вчеловеческой практике встречается разнообразие терминов «качество».
2. Управление качеством — методы и видыдеятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований ккачеству. Обеспечение и улучшение качества в рамках системы качества.
3. Система качества — совокупность организационнойструктуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общегоруководства качеством.
4. Разрабатываемые ISO стандартыобъединяются в семейства. ISO 9000 — семейство стандартов, относящихся ккачеству и призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать,внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих СМК
Глава 2.
2.1. Общаяхарактеристика организации и системы качества в НВК «Саха»
ХарактеристикаНВК «Саха».
Государственное учреждение «Национальная вещательнаякомпания «Саха» Республики Саха (Якутия) является республиканскойгосударственной теле- и радиовещательной компанией, созданной Указом ПрезидентаРеспублики Саха (Якутия) от 3 марта 1992 года.
Основными целями деятельности НВК «Саха» являются:
Освещениемеждународной, российской и республиканской политической, общественной,экономической и культурной жизни населения;
Всестороннее иобъективное информирование населения о деятельности органов государственнойвласти и органов местного самоуправления;
Компания в своейдеятельности руководствуется Конституцией РФ и Конституцией РС (Я),федеральными и республиканскими законами, указами и распоряжениями ПрезидентаРФ и Президента РС (Я), постановлениями и распоряжениями Правительства РФ иПравительства РС (Я) и уставом компании.
Предметом ДеятельностиКомпании является:
Телерадиовещание, производство ираспространение телерадиопрограмм;
Организация теле -, радио-трансляцийс места событий;
Журналистская деятельность;
Сбор, обработка, анализ, производствои распространение всех видов и категорий информационной продукции;
Образование, обучение и подготовкаспециалистов;
Оказание физическим и юридическимлицам услуг по производству теле -, радио-продукции и др.
Свое историческое началотелевидение и радио берет с конца 50-х1 годов. Тогда Телецентр и ЯкутскоеТелевидение существовали отдельно. Затем в 1992 году вышел приказ о создании ГУНВК «Саха».
НВК «Саха» являетсяединственной организацией, которая распространяет свое вещание на всютерриторию РС (Я), в отличие от своих конкурентов. Следовательно, на этомуровне — региональном у НВК «Саха» нет конкурентов, кроме как центральныхтелеканалов. На уровне столицы – Якутска у телевизионной стороны конкурентамиявляются: ТРК «Алмаз», Медиа-холдинг «Столица», СТВ; у радиовещательнойстороны: Радио Виктория, Саха Виктория, Киин Радио, Радио СТВ и т.п.
Преимуществом НВК «Саха»является то, что теле-, радиопередачи транслируются как на русском, так и наякутском языках. Также у компании существует отдельный канал вещания, в отличиеот остальных представленных телевизионных организаций. Здесь просматриваетсяявное преимущество.
За 10 лет объемсобственного вещания республиканского телевидения возрос более чем в 2 раза: в1992 году было 440 часов вещания, 2001 году – 1000 часов. В последние годыКомпания работает над качеством телепрограмм, сокращая продолжительностьотдельно взятых передач. Количество передач возросло в 3 раза.
Журналисты компании сталипостоянно участвовать в международных, российских, региональных телефестивалях,конкурсах.
Анализ численности персонала.
Общая численностьКомпании на 2005 год составляет 349 человек. Из них 167 (47,85%) мужчин и 184(52,15%) женщины. (Примечание численность персонала взята без учета численностиулусных филиалов Компании) Изобразим это на диаграмме 1.2.1.
Диаграмма 1.2.1
/>
Соотношение мужчин иженщин почти одинаково. Что в свою очередь хорошо влияет на неформальные связив организации с положительной стороны, так как здесь нет превосходствакакого-либо пола.
Таблица 1.2.1
Общая численность занятых в разрезепрофессионального образования и по составу за 2002-2005 гг.Имеют образование 2002 Факт 2003 Факт 2004 Факт 2005 на 1 июня
Всего занятых 338 337 338 349
Руководители 29 29 31 31 Высшее профессиональное 24 24 26 26 Незаконченное высшее - - - - Среднее профессиональное 4 4 4 4 Начальное проф. - - - - Среднее общее 1 1 1 1 Основное общее - - - -
Специалисты 255 254 252 262 Высшее профессиональное 139 138 143 158 Незаконченное высшее 20 23 18 16
Продолжение таблицы 1.2.1Среднее профессиональное 87 84 76 75 Начальное профессиональное 4 3 9 7 Среднее общее 5 6 6 6 Основное общее - - - -
Рабочие 54 54 55 56 Высшее профессиональное 2 2 2 2 Незаконченное высшее - - - - Среднее профессиональное 8 7 7 7 Начальное профессиональное 18 18 19 20 Среднее общее 23 24 24 24 Основное общее 3 3 3 3
Нами был проведен анализчисленности персонала. В 2005 году состав руководителей был 31человек.Численность специалистов 256 человек, из них с высшим профессиональнымобразованием 158 специалистов. Количество рабочих составило 55 человек, из нихдвое с высшим образованием.
Диаграмма 1.2.2
/>
В диаграмме 1.2.2приведена динамика численности персонала за 2002-2003 гг. В 2002 и 2004 гг.одинаковая численность персонала, составляющая 338 человек. В 2003 году посравнению с 2002 и 2004 годом понижение численности только на одного человека исоставило 337 человек. А в 2005 году численность резко идет вверх и составило349 человек. Это связано с расширением штатов, в связи открытием новых отделов,выпускающих новые телепрограммы.
Чтобы проследить динамикуобщей численности структуры по годам приведем диаграммы (таблица 1.2.1) поотдельным видам занятости: руководители, специалисты, рабочие.
Диаграмма 1.2.3
/>
Диаграмма 1.2.4
/>
Диаграмма 1.2.5
/>
Из приведенных вышедиаграмм 1.2.3-1.2.5 видно, что численность категорий остается почти на одном итом же уровне. Это говорит о стабильной деятельности организации на протяженииряда лет, без больших скачков и изменений. Стаж работы некоторых членовперсонала Компании достигает около 40 лет.
Также из приведенных диаграммможно сделать вывод, что в Компании текучесть кадров за 2002-2005 гг. былаочень низкой.
Таблица 1.2.2
Возрастной состав работников на01.01.05№ Наименование показателей Всего Категории персонала Руководители Специалисты Рабочие 1 Списочная численность работников на 01.01.2004, из них: 338 31 252 55 2 Молодежи 15-29 лет 77 - 67 10 3 Мужчины 30-54 104 18 67 32 4 Женщины 30-49 110 5 96 6 5 Предпенсионный возраст: Мужчин 55-59лет 10 3 5 2
Продолжение таблицы1.2.26 Женщин 50-54 лет 12 2 10 - 7 Лиц пенсионного возраста: мужчин 60 лет и старше 5 1 3 1 8 Лиц пенсионного возраста: женщин 55 лет и старше 20 2 14 4
Из приведенной таблицы 1.2.2 возрастного составаработников отчетливо прослеживается, что костяк коллектива компании составляетвозраст: мужчины 30-54 104 человека, из них 18 руководителей, 67 специалистов и32 рабочих; женщины 30-49 110 человек, из них 5 руководителей, 96 специалистови 6 рабочих. Также хорошим показателем с точки зрения «омоложения» кадровявляется сравнительно высокая численность молодых сотрудников – 77 человек, ввозрасте от 15 до 29 лет.
Состояние системы качества
В НВК «Саха» приопределении качества произведенной продукции, в данной компании в видепродукции выступают разные теле-, радио– передачи, пользуются «Правиламиэксплуатации технических средств телевидения, радиовещания и телевизионногокинопроизводства» — ПТЭ – 93 разработанные в 1992г АО Всероссийскимнаучно-исследовательским институтом телевидения и радиовещания (АО ВНИИТР). Вэтих правилах указаны особенности формирования звукового ряда телевизионнойпрограммы, оценка технического качества в телевизионном вещании, объективная исубъективная оценка качества и другое (Приложение А).
Используя эти правила вКомпании, контроль осуществляют в отделе технического контроля. Отдел состоитиз двух штатных единиц. Это главный специалист технического контроля и ведущийспециалист технического контроля. Следует отметить, оценку качества ониопределяют на очень старом оборудовании.
Проанализировав состояниепроведения мероприятий по установке качества можно сказать, что как таковойсистемы качества не существует. Пользоваться правилами, разработанными в 1992году, притом, что сейчас используется цифровое оборудование, новые технологии,просто кажется невозможным. Поэтому нам кажется необходимым разработать СМКпродукции и услуг выпускаемых НВК «Саха» на основе МС ИСО 9000 с целью повышенияконкурентоспособности, а также выхода Компании на новый уровень создания теле-,радио-передач и услуг.
2.2. Разработка модели внедрения ИСО 9000
Разработаем модельвнедрения СМК на основе международного стандарта качества ИСО 9000, котораябудет состоять из последовательных этапов.
Этап 1. Демонстрация приверженностируководителя проблемам качества
Установить:
- взгляды набудущее
- годовой бюджет,выделяемый на решение задачи
Президент НВК «Саха» долженобеспечить свою лидирующую роль.
Этап 2. Формирование руководящей комиссиидля планирования внедрения системы менеджмента качества на основе ИСО 9000.
Желательно, чтобы председателемкомиссии был Президент Компании. Комиссия должна:
А) Включить в свой составпредставителей всех подразделений организации, а также специалистов отделатехнического контроля (ОТК).
Б) Располагатьнеобходимыми полномочиями для выработки политики организации в областикачества, для рассмотрения хода внедрения и оценки эффективности системы.
В) Участвовать в обучениии повышении квалификации персонала имеющее непосредственную связь собеспечением качества. Следует отметить, что ведущий специалист ОТК являетсямолодым дипломированным специалистом, в обучение которого включалось подробноеизучение МС ИСО 9000.
Этап 3. Назначение координатора работ вобласти качества
Координатор обязан:
А) отчитываться перед президентомКомпании и руководящей комиссией;
Б) хорошо знать концепциии методы управления качеством, знать деятельность организации;
В) обладать умениемработать с людьми и быть способным распространять идеологию качества внутриорганизации;
Г) координировать процесссертификации, обеспечивать разработку методик, инструкций и других документовСМК
Рекомендуется назначитькоординатором ведущего специалиста ОТК.
Этап 4. Обоснование внедрения и областираспространения системы менеджмента качества
Руководящая комиссиядолжна установить:
А) причины, по которымтребуется внедрить систему менеджмента качества;
Б) областьраспространения системы, исходя из потребностей организации;
В) необходимостьсертификации системы;
Г) даты завершения этаповвнедрения системы, включая её сертификацию.
Этап 5. Создание необходимого уровняосведомлённости сотрудников организации по вопросам качества
Руководящая комиссиядолжна:
А) разработать политикуорганизации в области качества, объявить и разъяснить её сотрудникам;
Б) организовать курсыобучения для сотрудников;
В) обеспечить пониманиевсеми сотрудниками ролей руководящей комиссии и координатора в областикачества.
Этап 6. Разработка установленнойдокументации в соответствии с МС ИСО 9000. Установление основных функцийсистемы, управление которыми осуществляется с использованием документированных.
Должны быть выявлены:
А) наиболее важныеобласти деятельности, требующие для своего контроля специально разработаннуюдокументацию;
Б) соответствиесуществующих в организации систем менеджмента, отвечающих требованиям стандартасерии ИСО 9000.
Этап 7. Разработка руководства по качеству
Руководящая комиссия иликоординатор по качеству должны разработать руководство по качеству, которое:
А) служит разъясняющимдокументом для персонала и потребителей;
Б) является средствомобеспечения соответствия существующих систем менеджмента организациитребованиям стандарта и внедрения дополнительных систем, охватывающих всеобласти, которые не регламентированы существующими.
Руководство по качествудолжно быть кратким и простым для чтения и понимания.
Этап 8. Обеспечение участия персонала
Руководящая комиссиядолжна организовать для персонала соответствующие учебные занятия, направленныена:
А) разъяснение целейвнедрения системы менеджмента качества и тех преимуществ, которые она даёт;
Б) разъяснение назначенияруководства по качеству;
В) разъяснения планавнедрения системы;
Г) обучение персоналапользованию письменными методиками.
Этап 9. Внедрение системы
Руководящая комиссияи/или координатор по качеству должны отслеживать процесс внедрения системы.Необходимо учитывать, что длительность этого процесса может быть различной иувеличиваться особенно заметно, когда требуется изменить корпоративную культуруорганизации.
График внедрения системыдолжен по возможности соблюдаться.
Этап 10. Аудит и рассмотрение системыменеджмента качества
Координатор по качествудолжен составить график проведения аудитов и назначить сотрудников, которыедолжны пройти обучение в качестве внутренних аудиторов.
Руководящая комиссиядолжна устраивать регулярные рассмотрения хода внедрения системы на всех этапахэтого процесса с целью получения ответов на следующие вопросы:
А) остаётся ли системаменеджмента качества, отвечающей особенностям организации?
Б) сколько выявленонесоответствий организации требованиям к системам менеджмента качества?
В) сколько поступилопретензий от потребителей и каковы их причины?
Г) каковы результатывнутреннего аудита?
Этап 11. Сертификация системы менеджментакачества по международным стандартам серии ISO-9000.
Здесь ответственнымявляется руководящая комиссия. Она должна следить за ходом сертификации.
Приведем оперограммураспределения ответственности поэтапно.
Оперограмма 1№ этапа Наименование этапа Подразделения организации и должностные лица ОТК Руководящая комиссия Координатор по качеству Президент НВК «Саха» Внешняя среда 1 2 3 4 5 6 7
1 Демонстрация приверженности руководителя проблемам качества У О 2 Формирование руководящей комиссии для планирования внедрения системы менеджмента качества на основе ИСО 9000. О 3 Назначение координатора работ в области качества С О 4 Обоснование внедрения и области распространения системы менеджмента качества О 5 Создание необходимого уровня осведомлённости сотрудников организации по вопросам качества О С Р 6 Разработка установленной документации У О С Р 7 Разработка руководства по качеству П О С Р 8 Обеспечение участия персонала О 9 Внедрение системы У О У Р 10 Аудит и рассмотрение системы менеджмента качества С О Р 11 Сертификация системы менеджмента качества П О
Примечание: О – отвечает за выполнение данной функции, организует ееисполнение подготавливает и оформляет необходимый документ; П — предоставляетисходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У –участвует в выполнении данной функции, визирует подготовленный документ; С –согласовывает подготовленный документ и информацию по функции; Р – принимаетрешение, утверждает, подписывает документ.
Из оперограммы видим. Чтобольшая часть ответственности ложится на руководящую комиссию, президенткомпании является лицом принимающим последнее решение.
Таким образом, мы разработали модельвнедрения системы качества на основе стандарта качества ИСО 9000, состоящую из11 этапов и привели оперограмму распределения ответственности по этим 11этапам.
Заключение
Итак, мы разработалимодель внедрения системы менеджмента качества на основе международногостандарта качества ИСО 9000 для НВК «Саха».
В процессе работы былирешены задачи. Во-первых, описали теоретические основы управления качеством. Управлениекачеством — методы и виды деятельности оперативного характера, используемые длявыполнения требований к качеству. Обеспечение и улучшение качества в рамкахсистемы качества. Раскрыли понятие качество — совокупность характеристикобъекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные ипредполагаемые потребности. Определили, что относится к объекту, а что ксубъекту управления качеством, описали механизм управления качеством и егофункции.
Во-вторых, охарактеризовалимеждународный стандарт качества ИСО 9000. Международные стандарты ИСО вобрали всебя все наиболее рациональное из того, что было накоплено в этой областизнаний и практической деятельности в области качества. Стандарт ISO 9000 — этонабор требований по обеспечению управления качеством продукции и услуг. Онописывает базовые принципы построения работы компании, т.е. имеет отношение нек работе отдельных подразделений, отвечающих за контроль качества, а к компаниив целом. Цель ISO-9000 — внести согласованность и объективность в действиясистемы контроля качества.
У нас в стране этомумеждународному стандарту соответствует Российский стандарт ГОСТ Р ИСО9001-2001, в соответствии с ним сертифицируются системы менеджмента качествапредприятий и организаций
В-третьих, дали общуюхарактеристику НВК «Саха» — основными целями, которой являются: освещениемеждународной, российской и республиканской, политической, общественной,экономической и культурной жизни населения, провели анализ численности персонала.Описали существующую систему качества. Проанализировав ее, решили, чтонеобходимо разработать систему менеджмента качества, на основе МС ИСО 9000.
В-четвертых, разработалимодель внедрения системы качества на основе международного стандарта качестваИСО 9000и оперограмму ответсвенности. Модель состоит из 11 этапов:1. Демонстрация приверженности руководителя проблемам качества 2. Формирование руководящей комиссии для планирования внедрения системы менеджмента качества на основе ИСО 9000. 3. Назначение координатора работ в области качества 4. Обоснование внедрения и области распространения системы менеджмента качества 5. Создание необходимого уровня осведомлённости сотрудников организации по вопросам качества 6. Разработка установленной документации 7. Разработка руководства по качеству 8. Обеспечение участия персонала 9. Внедрение системы 10. Аудит и рассмотрение системы менеджмента качества 11. Сертификация системы менеджмента качества
Выгоды от внедрения СМКна основе стандарта ISO 9001:2000 и сертификации:Получение преимущества перед конкурентами при участии в тендерных торгах. Упрощение и удешевление процесса получения лицензий или разрешений. Повышение имиджа компании в глазах иностранных и российских партнеров, инвесторов. Снижение непроизводительных затрат. Повышение качества продукции. Усовершенствование системы управления и повышение ее эффективности. Повышение ответственности и дисциплинированности персонала. Повышение имиджа организации в регионе и отрасли, что очень важно для присутствия на рынке в первых рядах.
Списокиспользованной литературы:
1. Варакута С.А. Управление качествомпродукции: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001, стр. 26-27.
2. Медынский В.Г. Инновационныйменеджмент: учебник. – М.: ИНФРА – М, 2004, стр176
3. Общее руководство качеством истандарты по обеспечению качества. Часть 1. Руководящие указания по выбору иприменению.
4. Фатхутдинов Р.А. Инновационныйменеджмент. Учебник, М.: Интел-Синтез, 2000. Стр. 483.
5. Плетнева Н.П., ИСО 9000 – Помощникруководителя / Менеджмент в России и за рубежом, №4, 2005г. стр. 87-90.
6. Плетнева Н.П., стандарты ИСО 9000 – перваяступень делового совершенства / «Менеджмент в России и за рубежом», №1, 2006,стр. 104-107.
7. Шепелев А.Ю., ИСО 9000 или регулярныйменеджмент / Менеджмент в России и за рубежом, №1, 2006г. стр.109-113.
8. www.cfin.ru
9. www.ISO9001.ru
10. www.proteu.ru/ iso9000.htmlОбразец заполнения сертификата соответствия на русском языке
/>
ГОССТАНДАРТ РОССИИ
СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ ГОСТ Р
РЕГИСТР СИСТЕМ КАЧЕСТВА
Орган по сертификации систем качества Промсерт
№ РОСС RU.0005.15ИС01
К № 00555
СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ
Выдан Открытому Акционерному Обществу
«ЛВЗ «СМАРАГД»
111111, Россия, г. Петров,
ул. Тенистая, д. 10
НАСТОЯЩИЙ СЕРТИФИКАТ УДОСТОВЕРЯЕТ:
система менеджмента качества применительно к водкам и ликероводочной продукции, спирту этиловому ректификованному, спиртосодержащей непищевой продукции (сивушному маслу и головной фракции этилового спирта), исключая из процессов жизненного цикла продукции, предусмотренных разделом 7 ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000), следующие требования для:
- водок и ликероводочной продукции пп. 7.5.1 (в части обслуживания продукции), 7.5.2;
- спирта этилового ректификованного, спиртосодержащей непищевой продукции (сивушного масла и головной фракции этилового спирта) пп. 7.3, 7.5.1 (в части обслуживания продукции), 7.5.2
СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ
ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (ИСО 9001:2000)
Регистрационный № POCCRU.HCIS. K00556
Дата регистрации 01.07.2001 Срок действия до 01.07.2004
Руководитель органа по сертификации систем качества А. А. Лимонов
Председатель комиссии И. И. Яблокова