МІНІСТЕРСТВООСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
ОДЕСЬКИЙНАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ім. І.І. МЕЧНИКОВА
ІНСТИТУТМАТЕМАТИКИ, ЕКОНОМІКИ І МЕХАНІКИ
КАФЕДРАСВІТОВОГО ГОСПОДАРСТВА ТА МІЖНАРОДНИХ ЕКОНОМІЧНИХ ВІДНОСИН
Индивидуальнаяработа
на тему:Национальная инновационная система Китая
Студентки ОНУ
им. И.И.Мечникова, ИМЭМ,
МЭО – 4 курс,1 группа
Писоцкой Юлии
Одесса — 2010
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1) Финансовая инфраструктура Китая.
2) Производственно-технологическая инфраструктура.
3) Информационная инфраструктура
4) Кадровые особенности в Китае.
5) Экспертно-консалтинговая инфраструктура.
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Инновационноеразвитие Китая имеет ярко выраженный «догоняющий» характер. Оно осуществлялосьсогласно политике «открытых дверей» по следующему сценарию: первоначальнопередовые технологии привлекались из-за рубежа в восточные провинции, а затемраспространялись в отсталые центральные и западные регионы страны
Поднебеснаястановится все более важным игроком в области инноваций. Начиная с 2000 годаона занимает второе место в мире после США по числу научно-исследовательскихработников. И шестое место – по расходам на научные исследования и разработки.Согласно данным ОЭСР, доминирующую позицию по расходам на научные исследованияи разработки в Китае занимает частный сектор, на долю которого приходится62,4%, НИИ – 25,9%, вузы – 10,5%. Если ранее экономика страны ориентироваласьна массовое производство товаров и услуг «под копирку», то в настоящее времядостигнута заинтересованность частного сектора в инновационном характереразвития и обеспечена интеграция между наукой и бизнесом.
Целью данногоисследования является изучение национальной инновационный системы Китая.
Достижениецели предполагает достижение следующих задач:
— Изучениефинансовой инфраструктуры Китая;
— Анализпроизводственно-технической инфраструктуры Китая;
— Изучение информационной и кадровой инфраструктур;
Объектомисследования является Китай. Предметом – национальная инновационная системаКитая.
Теоретическойи методологической основой исследования являются положения, сформулированные втрудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных исследованию Китая истатистические данные официальных сайтов.
1)Финансовая инфраструктура Китая
Нанастоящий момент в банковской системе Китая существует четыре разновидностикредитных организаций: политические банки (Эскпортно-импортный банк, БанкРазвития Китая и Сельскохозяйственный банк развития Китая) государственныебанки или банки «большой четверки» (Банк Китая, Торгово-промышленный банкКитая, Строительный банк Китая, Сельскохозяйственный банк Китая), акционерныебанки (China CITIC Bank, China Everbright Bank, Mingsheng Banking Corporation,China Merchants Bank и др.), а также городские и сельские кредитныекооперативы. Контролирующим и регулирующим органом китайской банковской системыявляется Народный Банк Китая, а также Комитет по контролю за банковскойдеятельностью.[1]
Всоответствии с определением Государственного комитета КНР по контролю иуправлению банковскими делами к банковско-финансовым организациям Китаяотносятся: политические банки, государственные коммерческие банки, акционерныекоммерческие банки, городские банки, аграрные кредитные кооперативы, другиефинансовые учреждения. [2]
Банковскаясистема КитаяЦентральный банк Народный банк Китая Политический банки
Государственный банк развития
Импортно — экспортный банк Китая
Банк Китая по развитию сельского хозяйства Государственные Торгово — промышленный банк Китая Коммерческие банки
Банк Китая
Сельскохозяйственный банк Китая
Народный строительный банк Китая Акционерные коммерческие банки Более 120акционерных коммерческих банков Городские банки Банки Шанхая, Пекина и др. Другие финансовые учреждения
Городские и сельские кредитные кооперативы
Сельские коммерческие банки
Инвестиционные траст-компании
Финансово-кредитные компании
Народный банкКитая является центральнымбанком, он напрямую подчиняется Госсовету КНР. [1]
Политическиебанки — это специализированные банки, которые выдают денежные средства дляподдержки государственной экономической политики. Действуя по принципупланового управления, целевого аккумулирования и использования средств,самобалансирования и безубыточности, они не ставят своей целью рентабельность.Политические банки появились как одна из мер по ускорению коммерциализациигосударственных коммерческих банков. В настоящее время к таковым относятся трибанка. Государственный банк развития кредитует преимущественно утвержденныегосударством программы в сфере производства, крупного и среднего капитальногостроительства, технической реконструкции.
БанкКитая по развитию сельского хозяйства в основном осуществляет финансовыеоперации, связанные с проводимой государством сельскохозяйственной политикой,распоряжается бюджетными средствами, идущими на поддержку аграрного сектора.Импортно-экспортный банк Китая кредитует экспорт крупного оборудования, а такжеизделий машиностроения и электроники. В процессе своей деятельностиполитические банки обычно поручают выполнение конкретных операций коммерческимбанкам.
Впроцессе своей деятельности политические банки обычно поручают выполнениеконкретных операций коммерческим банкам. Коммерческие банки- основа китайскойфинансовой системы. Они делятся на две группы.
Первая- это государственные коммерческие банки (Торгово-промышленный банк Китая(ТПБК), Банк Китая (БК), Сельскохозяйственный банк Китая (СБК) и Народныйстроительный банк Китая (НСБК). Они выполняют крайне важную функциюпредоставления финансовой поддержки процессу реформ в Китае.
Втораягруппа коммерческих банков — это акционерные коммерческие банки.
Городскиебанки. Их главной задачей является выдача кредитов для поддержки и развитияинфраструктуры города. Подобные банки существуют только в крупных городахстраны, таких, как Шанхай, Пекин, Чжэнчжоу.
Другиефинансовые учреждения Китая включают городские и сельские кредитныекооперативы, сельские коммерческие банки, инвестиционные траст-компании,финансово-кредитные компании, иностранные банки и т.д. [2]
Государственныйбанк развития (ГБР) официально был учрежден 17 марта 1994 г. с центральным офисомв Пекине, в составе которого 23 отдела. Банк имеет 32 операционных отделения постране и 5 пред-ставительств. Уставный фонд ГБР составляет 50 млрд юаней (6млрд дол. США). Активы банка на начало 2007 г. составляли 2314,3 млрд юаней(297 млрд дол.), доля безнадежных кредитов – 0,75%, достаточность капитала –8,05%.
ЗадачаГБР – кредитование под низкий процент ключевых объектов инфраструктуры ибазовых отраслей, отставание которых в течение ряда последних лет сдерживалоразвитие экономики. Банк также должен направлять денежные средства натехническое обновление крупных государственных предприятий. Выбор объектовкредитования определяет Госплан (с марта 2003 г. это – Комитет развития иреформ Госсовета КНР), а банк должен обеспечить возврат основной суммы,предоставленной в виде кредита. Получение прибыли банком не являетсяопределяющим, тем не менее только в 2006 г. чистая прибыль банка составила 28 млрд.юаней (3,6 млрд. дол.). Президент банка назначается Госсоветом КНР.
Основнымисточником финансовых средств для банка является выпуск облигаций внациональной валюте. В последние годы банк увеличил долю пяти- и восьмилетнихоблигаций в общем объеме эмиссии, что позволяет в полной мере удовлетворять потребностив средне- и долгосрочных кредитах.
Банкактивно развивает международные финансовые операции, он успешно работает на международныхрынках капитала. ГБР проводит операции кредитования экспорта, предоставляяльготные кредиты ряду предприятий страны. Госсоветом КНР на ГБР возложено такжераспределение займов от Всемирного банка и от Азиатского банка развития.
ГБРтакже осуществляет макроэкономические регулирующие функции, контролируямасштабы кредитования и темпы их роста в стране в целом.[3]
Самыйкрупный инвестиционный фонд Китая и четвертый по величине в мире — Китайскаяинвестиционная корпорация является инвестиционным учреждением, котороесоздано как полностью государственная компания в соответствии с ЗакономКитайской Народной Республики о Компаниях и штаб-квартирой в Пекине.
Миссия CIC — сделать долгосрочныеинвестиции, которые максимизируют с поправкой на риск финансовой отдачи винтересах своих акционеров.
CIC был создан 29 сентября 2007 годапосредством выпуска специальных облигаций на сумму 1550 миллиардов юаней отМинистерства финансов. Они, в свою очередь, использовались для приобретения около $ 200млрд. валютных запасов Китая и легли в основу уставного капитала корпорации.Потому что ее финансирование основывается на финансовых инструментах и накоммерческой основе обязательств, CIC придерживается строгой коммерческойориентации и приводится чисто экономических и финансовых интересов.
CIC выбирает, куда вкладыватьинвестиции на основе установленных принципов и ценностей инвестиций, как правило,корпорация не выполняет контролирующей роли и не пытается оказывать влияние наоперации компаний, в которые она инвестирует.
Фундаментальный подход CIC заключаетсяв том, чтобы держать, управлять и инвестировать ее активы для максимизациистоимости капитала.
Хотя каждая инвестиция являетсяуникальной, CIC верит в важность наличия долгосрочной перспективы, и, какрезультат, она стремится инвестировать долгосрочный капитал. Как коммерческаяструктура, CIC имеет полную оперативную независимость и делает свои инвестицийрешения, основываясь на оценке экономических и финансовых целей.
Инвестиций CIC не ограничиваютсякакой-либо конкретной отраслью, географией, или классом активов и включают всебя акции, облигации, и альтернативные активов.
CIC стремится поддерживать высокиепрофессиональные и этические стандарты корпоративного управления, прозрачностии подотчетности.
Трехуровневая структуракорпоративного управления корпорации включает в себя Совет директоров, Наблюдательногосовет и Исполнительного комитет. Она регулируется Законом Китайской НароднойРеспублики о Компаниях и корпоративным. Хотя она работает независимо иее инвестиционные решения основываются на прибыльности каждой сделки, CICостается подотчетной Государственному Совету Китайской Народной Республики и, вконечном счете, гражданам Китайской Народной Республики.
CentralHuijin Investment Ltd. (Central Huijin) является дочерней Китайской инвестиционной компании ссобственным советом директоров и наблюдательны совета Она была создана дляинвестиций в ключевые государственные финансовые учреждения Китая, но непроводит каких-либо других коммерческих сделок.[4]
Корпорация принимает решения оинвестировании на основе ряда принципов: на основе экономических ифинансовых целей, и оценки коммерческой отдачи, CIC размещает свой капитал и активы в рамкахтолерантности к риску владельца, основываясь на максимизации акционернойстоимости,CIC какправило, не стремится вести активную деятельность в компаниях, в которые онаинвестирует, и не предпринимает попытки, чтобы повлиять на деятельность этихкомпаний, CICстремится к долгосрочной, стабильной, устойчивой и с поправкой на риск прибыли.[5] На 31 декабря 209 года общий капитал корпорациисоставил 320 млн. долл. [6]
Втораяпо величине инвестиционная компания Китая — СhinaInternational Trust and Investment Corporation Securities Co. — CITICв основном занимается инвестиционной деятельностью в финансовом секторе, выступаяпартнером в получение полного комплекта лицензий для банковской, а такжеоперации с ценными бумагами, страхование, трасты для бизнеса, фонды, фьючерсы ит.д. Он имеет всеобъемлющий ряд преимуществ и хороший план развития вфинансовом секторе. В2006 году, финансовые дочерние предприятия CITIC достигли многого вреформировании и развитии, в основных компаниях достигнут новый рекорд прибыли. До конца 2006 года, совокупныеактивы достигли 816, 1 млн. юаней, что является 78,3% от общего объема активовCITIC Group. Общаяприбыль составила 38,77 млрд. юаней, что составляет 47% от общего доходакомпании CITIC Group's, чистая прибыль составила 5,04 млрд. юаней, которая была77,9% от чистой прибыли CITIC Group. [7]
Перваястраховая компания, созданная Китае, была компания под управлением английскихинвесторов.1805 год под названием «Гуан Джоуское страховое общество». Перваясамостоятельно основанная страховая компания в Китае – в1865 году «Шанхайскаястраховая компания». После 1958 года страховое дело в Китае идет на спад.
Начинаяс 1980 года страховое дело возрождалось, и к настоящему времени китайскиестраховые компании являются одними из крупнейших в мире, так же в Китаеразрешили организовывать страховые компании полностью основанные на иностранномкапитале. В 2003 году Народная страховая компания Китая, Китайская компания пострахованию жизни завершили акционерную реформу.
Трикрупнейшие страховые компании Китая были зарегистрированы на иностраннойфондовой бирже:
— PICC Property and Casualty Company Ltd (Компания пострахованию недвижимости и от несчастных случаев ) зарегистрирована на фондовойбирже Гонконга, первое государственное финансовое предприятие, преобразованноев открытое акционерное общество на зарубежном фондовом рынке ;
— China Life Insurance Company Ltd (Китайская компания по страхованию жизни) дваждызарегистрирована в Нью Йорке и Гонконге, крупнейшая независимая государственнаякомпания на мировом рынке капитала в 2004 году;
— Ping An Insurance (Group) Company of China Ltd (Страховая компания Китая) зарегистрированана фондовой бирже Гонконга в июне 2004 года, первая страховая группа компанийКитая, зарегистрированная на иностранной фондовой бирже.
Посколькуизначально страховое дело в Китай привнесли англичане, стандарты и основныемоменты структуры страхования соответствуют общемировым. После вступления Китаяв ВТО страховое дело начало развиваться еще более стремительно и в соответствиис мировыми стандартами. Процент страховых премий в составе ВВП: В 1980 году –0,1%; в 2001 – 2,2%; прогноз на 2020 год – 7,8%. China Life Insurance(доход=23,428.0 миллионов долларов прибыль=1,231.3 миллионов долларов), Ping AnInsurance (доход=10,479.3 миллионов долларов прибыль = 767.7 миллионовдолларов), Компания PICC занимает 3-е место.
China Life Insurance Company Limited(«Компания» или «China Life» или «Мы») былзарегистрирован в Пекине, Китай 30 июня 2003 года. Компания успешно котируются на Нью-Йоркскойфондовой биржи и Гонконгской фондовой бирже с17 и 18 декабря 2003,соответственно.
Компания является крупнейшей компанией по страхованию жизни на страховомрынке Китая. Это -дистрибьюторская сеть, состоящая из эксклюзивных агентов,прямых торговых представителей, и посвященных и не посвященных учреждений,является самой обширной в Китае.
Продукты и услуги включают в себя индивидуальное страхованиежизни, страхование жизни группы, несчастного случая и медицинское страхование,ведущий поставщик продуктов ренты и страхования жизни как для отдельных лиц игрупп, а также ведущий поставщик страхования несчастных случаев, а также медицинскогострахования. [8] Общий доход компании на 30 июня 2010 года за 6 месяцевсоставил 183,6 млн. юаней. [9]
Такжев Китае существуют такие фонды, как: Народнаястраховая (недвижимости) компания Китая /The People's Insurance (Property)Company of China, Ltd., Народная страховая (жизни) компания Китая /The People'sInsurance (Life) Company of China, Ltd., Народная страховая (перестраховочная)компания Китая, Китайская тихоокеанская страховая компания / China PacificInsurance Company Ltd., Шанхайская фондовая биржа, Шанхайская биржа металлов, Шэньчжэньскаяфондовая биржа, Китайская международная страховая и инвестиционная корпорация,Торговая компания CITIC, Фондовая корпорация CITIC, Китайская фондовая компания«Орел» (Игл) / China Eagle Securities Co., Китайская страховая иинвестиционная корпорация нац.меньшинств / ChinaNationalities Trust and Investment Corp. (Group), Китайская международнаяинвестиционная корпорация тяжелой и сталелитейной промышленности, Китайскаямеждународная компания экономических консультантов, Китайская международнаякорпорация консалтинга в сфере машиностроения, Китайская группа компаний«Эвебрайт» China Everbright Group Ltd., Китайская международнаястраховая и инвестиционная корпорация «Эвебрайт».
Венчурныефонды стали развиваться на четвертом этапе формирования национальнойинновационной системы Китая, начиная с 1995 года. В период 1995-2004 годы ихколичество достигло 217. Стоит отметить, что в Китае существует несколькоразновидностей венчурных фирм: государственные (регулируемые и финансируемыеместными органами власти), университетские венчурные фирмы (специализирующиесяна финансировании проектов NTE на ранних стадиях), корпоративные венчурныефирмы (существующие за счет средств китайских компаний, частных инвесторов изарубежных фирм) и зарубежные венчурные фирмы. Но до сих пор именно последниеиграют наиболее важную роль в венчурном бизнесе в Китае.
2) Производственно-технологическаяинфраструктура
Втечение 1998-99 годов в недрах китайских госинститутов произошел ряд серьезныхструктурных изменений: объединение контрольных ведомств и министерств,разукрупнение естественных монополий, серьезные кадровые перестановки. Все онибыли направлены на улучшение государственного регулирования рыночнымипроцессами в стране — с одной стороны, и на ликвидацию излишнегоцентрализованного контроля за наиболее динамично развивающимися секторамиэкономики. Одним из таких секторов является отрасль Информационных Технологий(ИТ) — отрасль, наиболее наглядно демонстрирующая эффективность экономической иинвестиционной политики Китая на рубеже нового века.
В1979 году, с самого начала эксперимента со Свободными Экономическими Зонами ипривлечением ПИИ китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощьюиностранных инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развиватьэкономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная«большими скачками» и «великой культурной революцией»,нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющихповысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешниерынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитиепроизводства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должнобыло не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданиюболее передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогамипродукции.
Поэтомуофициальная государственная политика, во-первых, ставила всяческие барьеры напути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых,всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных иисследовательских центров непосредственно на территории КНР. Такие признанныеавторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies,Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&T и др. создают в середине90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, вкоторых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десяткитысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранныекорпорации не жалеют средств на различные некоммерческие программы, фонды,гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебныхцентрах Старого и Нового Света.
Носамое главное — как долгосрочное обеспечение стратегии развития науки и техники- руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа развитиякитайкой науки и техники «ФАКЕЛ».
Опорана собственные силы. Главной целью программы «ФАКЕЛ» является нетолько развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение впроизводство передовых отечественных разработок. Хотя формально совместныепредприятия(но не предприятия со 100% иностранным капиталом) считаютсядопущенными к участию в этой программе, фактически эта программа является досих пор закрытой для иностранного участия. На практике это означает, что любыеконтрибуции со стороны иностранных инвесторов в виде средств или технологий впроекты «ФАКЕЛА» приветствуются, но обратной связи в виде экспортатехнологий или доступа иностранных специалистов к техническим достижениям Китаягосударство не поощряет. (Последнее время наблюдается осторожная тенденция кизменению ситуации: многие китайские продукты высоких технологий уже делают серьезныезаявки на мировых потребительских рынках).
Именнопрограмма «ФАКЕЛ» явилась тем дальновидным шагом китайских стратегов,который позволил Китаю в рекордно короткие сроки поднять собственную науку итехнику, а вместе с ними и экспорт-ориентированные наукоемкие отрасли. Уже ксередине 90-х годов многие высокотехнологичные и технически сложные продукты,(например — телевизоры, видеомагнитофоны и т.п.) собираются на 100 процентов изкитайских комплектующих. Небывалый рост количества совместных предприятий,импорт передовых технологий, рост производства наукоемких и технически сложныхтоваров, особенно бытового назначения, приводят в отдельных случаях кперепроизводству и государство вынуждено вмешиваться в эти процессы путемзапрета создания новых СП (например по производству телевизоров, стиральныхмашин и др). Однако во многих отраслях, в особенности в области электроники иИТ, Китай по-прежнему значительно отстает от передовых стран мира. Программа«ФАКЕЛ», а вслед за ней и другие программы государственного икоммерческого финансирования, призваны создать максимально комфортные условиядля развития фундаментальных и прикладных исследований в китайской науке итехнике.
Китайстановится самым быстрорастущим рынком электронной коммерции, количество пользователейкоторого по прогнозам достигнет к концу 1999 года 6.7 млн., что на 318 (!)процентов выше, чем в 1998 году. Количество подключений к сетевому пространствув ближайшие пять лет возрастет в среднем на 60 процентов, и к 2003 году можетпревысить отметку в 33 млн. пользователей.
Стоитотметить, что подобные программы возникают не на пустом месте и не являютсятолько директивными установками правительства. На самом деле: благодарягосударственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые«Зоны высоких технологий». Как правило, это были образования,создаваемые для привлечения дополнительных средств, с целью стимулированияфундаментальных исследований и скорейшего внедрения в гражданское производстворазличных технологий двойного применения. «Зоны высоких технологий»базировались, как правило, на территории или по соседству с академическими ивысшими учебными заведениями (согласно официальным данным — в программувовлечено 60 процентов из 800 ВУЗов и научно-исследовательских учрежденийстраны). Поначалу многие такие зоны не имели никаких административных илигеографических границ и существовали лишь на бумаге и в умах ученых,промышленников и администраторов. Позже эти зоны получают в китайской прессе ив официальных документах наименование «Индустриальные парки высокихтехнологий». Однако на деле — лишь некоторые из таких Парков могутсчитаться юридически оформленными структурами. До сегодняшнего момента ПаркиВысоких Технологий в большинстве случаев представляют собой организационныеединицы, призванные сконцентрировать интеллектуальные ресурсы в определенныхгеографических центрах и аккумулировать определенные капиталы (государственныйи коммерческий) для финансирования работы научно-исследовательских иинженерно-технических кадров над определенными тематиками.
Издекларируемых сегодня китайским Министерством Науки и Техники пятидесяти трехПарков Высоких Технологий — только пять объявлены открытыми для участияиностранных партнеров из стран АСЕАН (!) — в городах Пекин, Сучжоу, Хэфэй,Сиань и Яньтай. Фактически — Парки Высоких Технологий, официально не открытыедля участия инофирм, территориально и организационно пересекаются сСпецЭкономЗонами, открытыми зонами технико-экономического развития. Например, вСучжоу, помимо открытого для иностранцев Парка Высоких Технологий, действуетпять Зон Развития центрального уровня и десять Технико-экономических зонпровинциального подчинения. Такое соседство позволяет ученым в Паркам весьмаэффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать вмеждународном научно-техническом обмене.
Согласнокитайской статистике — малые и средние предприятия в китайской промышленностисоставляют около 90 процентов, а продукция, ими производимая, — 60.3 процента(источник — China Science and Technology NEWSLETTER No.164, Sep.30 1998;имеются в виду все промышленные предприятия, а не только занятые в производствеhi-tech продуктов). Малые и средние предприятия дают 75 % рабочих мест встране. Доля экспорта этих предприятий от общего объема экспорта составляетоколо 65 процентов на протяжении последних нескольких лет.
Опытразвития китайской отрасли высоких технологий и ИТ, в частности, показывает,что малые и средние предприятия способны добиваться выдающихся успехов навнутренних и зарубежных рынках, превращаясь со временем в гигантские корпорациис оборотами в несколько сот миллионов долларов. [10]
ВКитае технопаркам придается огромное значение. Большинство из них созданы порешению Госсовета КНР. Национальные и зарубежные инвестиции в них составляютмиллиарды долларов.
Политика«внешней открытости» проводится в масштабе всего Китая. Но исходя изреальных условий этой страны, она началась с приморских районов. В ходереализации политики «внешней открытости» в Китае действительносформировалась «золотая береговая полоса» в восточных открытыхприморских районах. Она охватывает 11 из 31 провинции, города центральногоподчинения и автономные районы, а также 293 города и уезда.
ОтличиеЗЭТР от СЭЗ состоит лишь в том, что они ориентированы на привлечение технологийи наукоемких производств.
Китайскиетехнопарки представляют собой яркое проявление официальной политики «однастрана — две системы». В Китае сейчас 53 национальных парка,представляющих собой специальные технологические зоны, 50 провинциальных паркови 30 парков при университетах.
Китайскиетехнопарки имеют следующие отличия по сравнению с другими странами:
1. онирасположены, как правило, вне индустриальных зон и концентрируются вокругкрупных научных и инженерных центров;
2. паркихорошо интегрированы в регион или город, где находятся, и работают в тесномконтакте с местной администрацией;
3. государствообеспечивает строгое политическое руководство, финансовую поддержку иобеспечивает управление парками;
4. налоговыепривилегии и другие преимущества, которые привлекают иностранных инвесторов;
5. всев большей степени видны сдвиги от административно-командных социалистическихметодов хозяйствования к предпринимательскому менеджменту.
Впервой половине 2000 года в Китае насчитывалось уже 53 ЗРВТ государственногоподчинения, которые охватывали города Пекин, Охань, Шеньян, Нанцзин, Гуанчжоу,Чунцин, Сиань, Шанхай и Шеньчжень. Пять ЗРВТ (в Пекине, Сучжоу, Хефее, Сиане иЯнтае) были определены парками развития науки и технологийАзиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Кроме зонгосударственного подчинения в Китае создано ряд зон местного (провинциального)уровня.
Открытиезон развития высоких и новых технологий (технопарков) является относительноновым явлением в процессе реализации политики реформ в открытости внешнемумиру, которая началась в Китае в 1978 году. Об успехе данного вида специальнойэкономической зоны может свидетельствовать хотя бы тот факт, что на протяжениипоследних нескольких лет ежегодные доходы технопарков от торговой, промышленнойи научной деятельности росли в среднем на 30%.
Имеяотносительные преимущества в таких отраслях, как электроника, производствоновых материалов, биотехнология, фото- и электромеханика, новые источникиэлектроэнергии, а также защита окружающей среды, китайские технопаркипревратились в важные центры развития новых и высоких технологий в стране. Каксчитают местные эксперты, зоны, с учетом их промышленной структуры, будутиграть все более активную роль в дальнейшей оптимизации и реструктуризацииэкономики КНР.
Условиемпредоставления специальных льгот национальным предприятиям и СП являетсяполучение ими статуса высокотехнологичного предприятия. Он устанавливается напять лет (для технологий с длительным периодом освоения — на семь лет).[11]
Главная цельХэйлунцзян – установить показатели и зафиксировать приоритеты повседневнойработы различных предприятий и организаций провинции по созданию инфраструктурыинновационной деятельности. Фактически он призван выполнять роль метронома дляадминистративных органов провинциального и местного уровней, задающего импараметры построения системы инновационной деятельности.
Длядостижения поставленной цели народное правительство провинции Хэйлунцзян делаетставку на, так называемые, «научно-технические предприятия» (на январь 2009года предприятий, имеющих этот статус в соответствии с государственнымстандартом, в провинции Хэйлунцзян – 1756). К этой категории относятсяпредприятия, использующие новые и высокие технологии производства, а такжечастные предприятия, отвечающих государственному стандарту и получившие статус«научно-техническое предприятие»).
Еще однонаправление приложения усилий народного правительства провинции Хэйлунцзян –поддержка создания крупными и средними предприятиями провинции собственныхнаучно-исследовательских подразделений в тесном сотрудничестве спровинциальными ВУЗами и НИИ, а также формирование корпуса малых и среднихпредприятий, сотрудничающих с научными организациями и учебными заведениями.
Работа поформированию корпуса инновационных предприятий сопряжена в провинции Хэйлунцзянс созданием серии экспериментальных площадок на базе предприятий провинции. Вэтой работе руководством провинции делается ставка на «Руководящую программутехнических инноваций» принятую Министерством науки и техники КНР,Государственным комитетом ресурсов Госсовета КНР и Всекитайским советомпрофсоюзов. В 2008 году на территории провинции имелось 6 инновационныхпредприятий государственного уровня, обладавших собственной экспериментальнойбазой, а также 36 предприятий провинциального уровня. К 2010 году планируетсядовести количество подобных предприятий инновационного типа до 50,инновационных экспериментальных предприятий провинциального уровня до 100, атакже иметь 300 предприятий инновационного типа, работающих в режиме«бизнес-инкубатора», то есть готовых через определенное время выйти изтепличных инкубационных условий в режим реальной экономики.
Руководствопровинции Хэйлунцзян планирует ускорить создание специализированных«бизнес-инкубаторов» для научно-технических предприятий в каждом уездном городепровинции с прицелом на то, чтобы к 2010 году каждаяадминистративно-территориальная единица провинции имела «бизнес-инкубатор» длянаучно-технических предприятий. Для справки: по состоянию на январь 2009 года вХэйлунцзян имелось 8 «бизнес-инкубаторов» для научно-технических предприятийгосударственного уровня и 18 «бизнес-инкубаторов» провинциального уровня.
В целяхсовершенствования инновационной среды, народное правительство провинции Хэйлунцзянвозложило на себя задачу создания на подведомственной территории сетивнебюджетных организаций, координирующих и финансирующих инновационнуюдеятельность в отдельных ее аспектах.
Если в 2007году в провинции Хэйлунцзян общий объем продукции новых и высокотехнологичныхпроизводств составил 206 млрд. 800 млн. юаней, то к 2010 году толькопредприятиями промышленного пояса с использованием новых и высоких технологий,по расчетам, будет произведено продукции на сумму 350 млрд. юаней. Возможностидля реализации этих смелых планов были открыты актом Министерства науки итехники КНР, в декабре 2005 года утвердившего создание в провинции Хэйлунцзян4-го по счету на территории КНР пояса развития новых и высокий производственныхтехнологий в привязке к реализации проекта создания промышленного пояса «Харбин– Дацин — Цицикар». [12]
3) Информационнаяинфраструктура
инновационныйкитай технология развитие
Сейчас в КНРреализуется стратегический план развития науки и техники, охватывающий2002-2020 годы, в котором предусмотрен качественный скачок: переход отподражания к самостоятельному новаторству в развитии высоких технологий.Проводится политика, направленная на повышение доли ИКТ в ВВП, увеличение доливысокотехнологичных предприятий; увеличение доли ИКТ в экспорте, увеличениечисла пользователей телекоммуникационными услугами (мобильная и стационарнаясвязь, интернет и пр.). После вступления Китая в ВТО снизились барьеры дляэкспорта на развитые рынки его высокотехнологичной продукции, которая ужеявляется достаточно конкурентоспособной благодаря ценовому фактору. Видимо,благодаря этому в 2004 году Китай, обогнав США, впервые стал крупнейшим в миреэкспортером продукции ИКТ (180 млрд. долларов).
По даннымGlobal Information Technology Report, в 2002-2003 годы Китай занял 13 место вмире по внедрению государственных программ в продвижении ИКТ, при этом США вэтом списке заняла 15 место. Общеизвестно, что различные государства используютразные стратегии в развитии ИКТ-индустрии. В частности, определенные группы странспециализируются на ПО (Software), другие на аппаратном обеспечении (Hardware),электронике, телекоммуникационном оборудовании, телекоммуникационных услугах(мобильная и стационарная связь, интернет и др.). Китай – одна из немногихстран мира, которая в развитии собственной ИКТ-индустрии охватила все этинаправления и развивает их достаточно успешно.
Наряду сдостижениями имеют место и проблемы. В частности, в структуре научныхисследований и разработок экспериментальные разработки значительно превалируютнад теоретическими исследованиями. Порядка 70% валовых внутренних расходовприходится на разработки, 6% – на фундаментальные исследования, а остальнаячасть расходов приходится на прикладные исследования. У ближайших соседей –Японии и Южной Кореи – расходы на фундаментальные исследования в 2 разапревосходят показатели Китая. Видимо, в ближайшие годы в Китае будутприлагаться определенные усилия для выравнивания данной диспропорции. [13]
ИнформационныеТехнологии понятие достаточно новое для Китая. В то время, как совсем недавно вКитае символами благополучия и достатка являлись холодильник, телевизор истиральная машина, во второй половине 90-х в обиход повседневной жизни китайцевначинают входить такие вещи как мобильный телефон, компьютер, Интернет. Находящаясяпод жестким государственным контролем, сфера телекоммуникационных услугнеожиданно самым тесным образом начинает взаимодействовать с различнымисмежными областями экономики, в том числе — и сугубо потребительского порядка:такими как телевидение, бытовые услуги, образование и т.п. Темпы развитиятелекоммуникационной индустрии в 1991, 1992, 1993,1994 годах составлялисоответственно 31, 42.3, 59 и 50.2 процента. Темпы роста были в 3 и более развыше, чем в Японии и других странах «новой азиатской четверки», и внесколько раз выше, чем темпы роста национальной экономики Китая в аналогичныйпериод (они составляли от 9 до 15 процентов ежегодно). В начале второй половины90-х годов в Китае начали появляться новые направления телекоммуникационных услуг,связанные, прежде всего, с сотовой телефонной связью, услугами передачи данныхпо телефонным, выделенным и беспроводным линиям связи и другими видами сервиса.Невиданный бум «информатизации» захлестнул миллиардную страну ивплотную подвел государство к необходимости смены приоритетов и корректировкигосударственной политики в этой области.
Устройствасвязи, а вслед за ними и компьютерные системы, будучи на пике спроса, заставиликитайские власти всерьез задуматься над той проблемой, что более 80 процентов наукоемкойпродукции в этой области, в том числе и предназначенной для конечногопотребителя на китайском рынке, приходится ввозить из-за рубежа. Грандиозныепланы «телекоммуникацизации всей страны» в соответствие с ПланомРазвития Телекоммуникационной Промышленности на 1990-2000 годы явно приходили впротиворечие с имеющимися тенденциями на потребительском рынке — рынке конечныхпользователей. Существовали самые радужные перспективы для продвиженияразличных телекоммуникационных продуктов на внутренний потребительский рынок,однако отсталость собственной технологической и промышленной базы, а такженедостаток средств, диктовали прямую зависимость от иностранных производителейи инвестиций, и соответственно — вели к потере государством значительной частиприбыли.
Надоотдать должное творцам китайского экономического чуда: многие ситуации и многиеповороты событий в развитии китайской экономики они прогнозируют заранее, или,по крайней мере, их предвидят. Сфера ИТ не является исключением.
Длятого, чтобы понять каким образом Китаю удается достигать паритета с западнымикомпаниями в области ИТ нужно поближе познакомиться с историей развитияСпециальных Экономических Зон Китая и политикой китайского государства вобласти науки и техники. [10]
ВКитае много баз знаний, основные из них: Национальная База Знаний Китая (CNKIdatabases) – это проект, создавший одну из крупнейших в мире библиотекматериалов в цифровом формате – междисциплинарную серию баз данных, открывающихдоступ к огромному массиву информации из Китая (на китайском языке).
CNKIявляется продуктом престижного Пекинского университета Цинхуа, хранилища знанийКитая. [14]
Такжесуществует база данных All China Data Center, которая содержит статистическуюинформацию и новостной портал.
WMD-Working for a Safer World — база данных Китай, которая является наиболее открытым в миреисточником — электронной базой данных по китайскому контролю над вооружениями инераспространения событий. База данныхсодержит сотни первичных документов — первоисточников (на английском икитайском языках), обширные справочные материалы, библиографическую информациюи всеобъемлющие информационные бюллетени. Этот мощный инструмент исследования содержит краткий анализкритических вопросов, связанных с Китаем, контролем над вооружениями инераспространением.
База данныхсостоит из шести основных разделов
· Контрольнад вооружениями и нераспространения дипломатии — участие Китая в областиконтроля над вооружениями и нераспространения соглашений, организаций и режимови роль Китая в региональном нераспространении.
· Ядернаяполитика и программы Китая – политика ядерного разоружения и управления, ядерная доктринаоружия, запасов, модернизация и испытания и ядерные объекты.
· Ядерноенераспространение — Ядерный экспорт Китая и помощь, ядерный импорта и помощь из-зарубежа и международные соглашений о ядерном сотрудничестве.
· Ракетного нераспространения — международногоэкспорта ракет и помощи, системы экспортного контроля Китая.
· Другиеобласти контроля над вооружениями и нераспространения- в химической сфере и областибиологического оружия, нераспространения обычных вооружений и космическогооружие.
· Справочные материалы — обзорисследований ключевыми организациями, хронологиях контроля над вооружениями,таблицы и диаграммы, ссылки на другие веб-сайты и библиографическая информация.
Особенностибазы данных
· Индекс — обзор позиции Китая поосновным контроля над вооружениями и нераспространения.
· Глоссарий- содержит переводыболее чем 1.000 контроля над вооружениями терминов на английском языке икитайском языках.
· Заявления и документы — включает в себя сотниоригинальных документов, отчетов и других первичных исходных материалов, атакже значительную коллекцию китайского языка материалов. [15]
4)Кадровые особенности в Китае
Одноиз последних событий в области научно-технической реформы КНР — реорганизация242 научно-исследовательских и технологических институтов.
Согласнопостановлению правительства 131 институт войдет в состав промышленныхпредприятий, 40 станут технологическими фирмами, 18 будут функционировать какпосреднические технологические институты, 24 войдут в состав университетов илив состав других организаций, а 29 будут преобразованы в крупные государственныетехнологические предприятия.
И,конечно же, огромное внимание уделяется в Китае кадровой политике в области наукии техники. Только по официальным данным — за двадцать «перестроечных»лет Китай послал на учебу за рубеж свыше 300 000 студентов. В их число невходят аспиранты и ученые, принявшие гранты различных зарубежных фондов, атакже — студенты, обучающиеся за границей на собственные деньги. Для прошедшихобучение за рубежом и вернувшихся на родину студентов, государство создаетспециальные исследовательские центры, укомплектованные новейшимэкспериментальным оборудованием и приборами. Кроме того — наиболее ценные кадрыберутся на полное государственное обеспечение, включая внеочередное жилье имножество других льгот и благ. Поощряется государством также создание людьми,прошедшими обучение в иностранных ВУЗах, своих коммерческих компаний. Для этихцелей государством учреждены специальные Фонды стимулирования малогопредпринимательства.
Вообще,в последнее время в Китае всячески пропагандируется мысль о необходимости болеемощной государственной поддержки частных научно-внедренческих фирм малой исредней формы. По мнению зарубежных экспертов, данное явление связано, преждевсего, с тем, что крупные фирмы оказываются менее подвижными на новых рынках,более консервативными и менее восприимчивыми к новым технологиям. [10]
В провинцииХэйлунцзян для формирования высокопрофессионального корпуса научно-техническихспециалистов и проведения в жизнь «Плана формирования корпуса специалистов вобласти научно-технических инноваций» предпринимаются усилия по повышениюстатуса начных работников, инженерных и квалифицированных кадров. Начиная с2009 года зарплата академика провинциальной академии наук достигнет 10 тысячюаней в месяц. В настоящее время число академиков не велико – всего 35 человек,однако, пример заботы государства по отношению к ученым воодушевит многихмолодых людей в провинции Хэйлунцзян. Кроме того, в бюджете народногоправительства предусмотрены деньги на проведение мероприятий Академий наукпровинции, оплату научных отпусков высококлассных специалистов, приобретениенеобходимых для работы информационных материалов и другие расходы на поддержкунауки. С 2009 года народное правительство провинции Хэйлунцзян планируетувеличить сумму бюджетных ассигнований на нужды науки и техники. [12]
Напримере Технопарка Гонконга, можно сделать вывод, что в Китае несколько летназад вдруг увеличили финансирование науки в 2 раза, потом еще на 50%. Однакокитайцы столкнулись с тем, что можно быстро закупить новейшее оборудование,приборы и т.д., но для приобретения профессионального уровня и опыта нужныдесятилетия.
Тогдакитайцы начали учиться, в том числе у нас. А потом организовали оченьинтересную программу «100 талантов». Суть ее в том, что они каждыйгод приглашают к себе на работу 100 молодых ученых со всего мира, предлагают имзарплату, не уступающую американскому уровню, а то и превосходящую его.
Параллельнос этим энергично развиваются и программы возвращения соотечественников. Дляэтого создан хороший фон — зарплата ученого в США составляет $500-1000 в месяц.Многие молодые специалисты из Силиконовой долины охотно поехали в Поднебесную,стали там директорами институтов.
5)Экспертно-консалтинговая инфраструктура
Один из самыхкрупных консалтинговых центров Китая – это CCID Consulting имеет давнюю историю, которая началась в 1986 годукак исследовательская группа в сфере информации в соответствии с бывшемкитайским министерствов электронной промышленности. Так как Китай претерпелглубокие изменения социально-экономического роста и преобразований, он имеетсвои государственные структуры. CCID Consulting ничем не отличается, так какон рос в таких же размерах и масштабах. К 1995 году CCID Consulting былаизвестна как Market Information ResearchCenter илиCCID-MIC.
К декабрю 2002 года CCID Consulting стала первой профессиональнойкитайской исследовательской и консалтинговой фирмой, которая числится нафондовой бирже, Гонконг.
Почти все ведущие китайские предприятия в сфере ИКТ (информация,связь и технологии) являются клиентами CCID Consulting, а также крупныетранснациональные корпорации в области ИКТ, которые имеют представительства вКитае. CCID Consulting сочетает в себе лучшие из обоих миров для своихклиентов: Доступ к информации и отчетности рынка. Штаб-квартира находится вПекине с филиалами в Шанхае, Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чэнду, Нанкин, Ханчжоу,Ухань, Харбин, Далянь и Сиань. Компания также имеет беспрецедентную сеть,которая охватывает более 200 городов Китая. [16]
Еще одним примером крупнойконсалтинговой фирмы можно назвать AsianBiz.
AsianBiz является лидером рынка в сфереобслуживания бизнеса в Шанхае. В настоящее время компания имеет семь бизнес-центров по всемурегиону. Этаконсалтинговая служба дает информацию о открытие бизнеса и экономии средств.Компания предоставляетВиртуальный офис, что дает поддержку и наличие профессионального штаба;предоставляет консалтинговые услуги для поддержки бизнеса. [17]
ВЫВОДЫ
Переломным вподнятии экономики Китая стал 1978 год. Тогда правительство Китая во главе с«отцом-реформатором» экономики Дэн Сяопином приняло решение, известное как«модернизация четырех» – промышленности, сельского хозяйства, науки и техники,вооруженных сил. При этом Д. Сяопин подчеркнул, что наука и техника служатпервой производственной силой. Китайские ученые обозначили это время, как«весна науки». Рассмотрим, как «весна» превращается в «лето».
Политикуреформ в области развития высоких технологий можно условно разделить на пятьэтапов. На первом этапе (1978-1984 годы) ставилась задача достигнуть тогоуровня технологического развития, который существовал до Культурной революции.На этом этапе в Китае начали создаваться специальные экономические зоны (СЭЗ).Через них в страну поступали капиталы, высокие технологии, знания,управленческий опыт, который после адаптации в зонах использовался по всейстране.
Второй этап(1985-1986 годы) характеризуется реформами, направленными на изменение системыуправления наукой и техникой. Одной из основных целей этого периода сталапопытка создания рынка технологий с поддерживающими институтами.
На третьемэтапе (1987-1992 годы) основное внимание уделялось установлению тесныхвзаимосвязей между академическими институтами, вузами и предприятиями. Быланачата реализация первых инновационных программ, к числу которых следуетотнести «Факел», «Искру», «Новые отечественные продукты», «Распространениенаучно-технических достижений». На этом этапе в целях привлечения инвестиций итехнологий в наукоемкие отрасли экономики Китай создал целый ряд новыхинвестиционных зон по развитию высоких технологий.
Четвертыйэтап (1992-2001 годы) ознаменовался массовым привлечением иностранныхинвестиций, особенно ПИИ, и передовых технологий в экономику страны благодарятому, что в 1992 году «политика открытости внешнему миру» была распространенана центральные и западные регионы страны.
На пятомэтапе, начавшемся в 2001 году, пятилетним планом развития на 2001-2005 годысектор ИКТ определен как ключевое направление долгосрочного развития Китая.
В заключениеможно подчеркнуть, что процесс развития высокотехнологичного сектора экономикиКитая происходил эволюционно и имел комплексный характер. Комплексный подходсыграл важную роль в развитии передовых отраслей, в увеличении количестванаукоемких предприятий, в диверсификации экономики, в росте ВВП и благополучиянарода и в целом в повышении конкурентоспособности экономики Китая. Это позволяетпредположить, что в обозримом будущем Китай может стать одним из мировыхлидеров в области развития высоких технологий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) UGL corporation (China) [Электронный ресурс ]//Банки Китая и финансы [Режим доступа] www.uglc.ru/china-yuan/banking.htm
2) Банковская система Китая [Электронный ресурс]: www.nbrb.by/bv/narch/375/7.pdf
3) Банк России [Электронный ресурс] //Банки развития Китая [Режим доступа]: www.cbr.ru/publ/MoneyAndCredit/china.pdf
4) China Investment Corporation [Электронныйресурс] //Overview [Режим доступа]:www.china-inv.cn/cicen/about_cic/aboutcic_overview.html
5) China Investment Corporation [Электронныйресурс] // Investments [Режим доступа]:www.china-inv.cn/cicen/investment/investment_investment.html
6) China Investment Corporation [Электронныйресурс] //Annual Report 2009 [Режим доступа]:www.china-inv.cn/cicen/include/resources/CIC_2009_annualreport_en.pdf
7) CITIC Group [Электронныйресурс] // Corporate Business [Режим доступа]:www.citic.com/wps/portal/citicen/cb
8) China Life [Электронный ресурс ] // Company Introduction [Режим доступа]: www.e-chinalife.com/IRchannel/http/en/summary.html
9) China Life [Электронный ресурс ] //Financial Highlights [Режим доступа]: www.e-chinalife.com/IRchannel/files/finace_income_2010_interim_H_EN.pdf
10) Все о Китае [Электронный ресурс ]//Научно-техническая программа КНР. Взгляд в будущее [Режим доступа]: www.china-russia.org/news_5301.html
11) [Электронный ресурс ] //Банки Китая и финансы [Режимдоступа]: www.tp.paton.kiev.ua/about/publis/publis06.php12) Subscribe.ru [Электронный ресурс ] // Инновационная деятельностьв провинции Хэйлунцзян [Режим доступа]: subscribe.ru/archive/weather.world.cnzone/200902/02122117.html
13) Экономическое обозрение [Электронный ресурс ]//Тенденции развития. Инновационный Китай [Режим доступа]: www.review.uz/page/article/tendencies_of_development/2279
14) East View Information Services [Электронный ресурс] //Национальная база данных Китая [Режим доступа]: lib.vvsu.ru/russian/doc_news/EastViewChina.doc
15) NTI Working for a Safer World [Электронныйресурс] //WMD Database [Режим доступа]:www.nti.org/db/china/index.html
16) CCID Advisory [Электронный ресурс] // About us [Режим доступа]: ccidamericas.com/About/About%201.htm
17) AsianBiz [Электронный ресурс ] //About us [Режимдоступа]: www.asianbizcenter.com/English/About_us.aspx