Подрядныеторги в строительстве — весьма интересное явление. Проводятся они в целяхпоиска наиболее оптимальной реализации инвестиционного проекта. Подрядные торгиобычно проводятся Заказчиком — инвестором или Заказчиком — застройщиком послезаключения ими контракта на строительство объекта. Организатор может поручитьна договорной основе проведение торгов организациям — исполнителям, имеющимсоответствующие сертификат или лицензию.
Круг обязанностей
Исполнителяопределяется в договорах, заключаемых с ним Организатором. Обычно в подрядныхторгах участвуют следующие стороны:
Организатор
Претенденты
Участникиподрядных торгов
Конкурснаякомиссия Организатор торгов обычно осуществляет следующие функции:
организует,принимает участие и контролирует деятельность Конкурсной комиссии, привлекает вкомиссию независимых экспертов, специалистов, организации;
принимаетрешение о проведении торгов с выпуском официальных распорядительных актов(приказов, распоряжений);
определяетвид торгов (открытые или закрытые) и необходимость проведения предварительногоквалификационного отбора;
совместнос Конкурсной комиссией определяет условия торгов (стартовую цену подряда, срокистроительства и проектирования объекта, критерии оценки предложенийпретендентов, место и сроки проведения торгов, экологи-ческие требования и пр.в соответствии с условиями контракта, заключенного с Заказчиком — застройщиком);
поручаетподготовку тендерной документации Исполнителю или назначает специалиста дляподготовки конкурсной документации;
вслучае открытых торгов поручает Исполнителю публикацию объявлений о торгах всредствах массовой информации или рассылает приглашение по почте либо другимисредствами связи в адрес конкретных потенциальных участников — при закрытыхторгах;
определяетсумму задатка в зависимости от стартовой цены подряда (контрактной стоимости материалов);
ведетжурнал учета, регистрации претендентов и участников торгов;
определяетцену тендерной документации, которая предоставляется претендентам заопределенную плату;
вслучае необходимости продлевает сроки представления заявок и предложений отпретендентов по их письменным просьбам и своевременно информирует об этом всехостальных претендентов и членов Конкурсной комиссии;
передаетдля утверждения в Конкурсную комиссию разработанную тендерную документацию попредмету торга;
осуществляетсбор, регистрацию и хранение заявок и предложений претендентов торгов;
регистрируетотзыв заявок и предложений;
направляетприглашения претендентам на участие в торгах;
принеобходимости совместно с Конкурсной комиссией назначает повторный торг, еслипо результатам предыдущего торга не был определен победитель (либо победительвовремя не подписал контракт и (или) годовой договор) либо по другим причинам;
передаетна рассмотрение руководителю комплекса перспективного развития апелляции нарешения Конкурсной комиссии;
вноситпредложения и готовит проекты решения о ликвидации или реорганизации Конкурсныхкомиссий;
организуетучет поступлений от претендентов задатка и тендерной документации;
осуществляетоплату услуг специальных организаций, членов Конкурсной комиссии, консультантови экспертов, участвующих в проведении подрядного торга;
направляетпретендентам тендерную документацию (после ее предварительной оплаты);
направляетпретендентам уведомления о прохождении ими в необходи-мых случаях предварительнойквалификации или об отказе в этом;
направляетучастникам торгов уведомления о результатах подрядных торгов;
финансируетвсе расходы по подготовке и проведению подрядного торга;
совместнос Заказчиком — застройщиком уточняет окончательные условия контракта и годовогодоговора с Генподрядчиком (Генпроектировщиком) — победителем торгов порезультатам торга;
совместнос Заказчиком — застройщиком подписывает контракт и годовой договор сГенподрядчиком (Генпроектировщиком) — победителем торгов. Претендентыосуществляют следующие функции:
предварительнознакомятся с предметом торга, изучают требования, предъявляемые к разработке иоформлению тендерной документации;
направляюти регистрируют у Исполнителя торгов заявки, анкеты, гарантийные письма и другиедокументы;
послеквалификационного отбора и получения от Организатора торга приглашения научастие в торге направляют и регистрируют свои предложения и другие документы;
оплачиваютзадаток;
вслучае победы подписывают в установленные сроки контракт и годовой договор навыполнение функций Генподрядчика (или Проектировщика, субподрядчика).
Претендентыимеют право:
обращатьсяк Организатору торгов с просьбой о продлении приема заявок и предложений;
получатьот Организатора торгов соответствующую информацию по условиям и порядкупроведения торгов; отозвать свою заявку до установленного срока окончанияприема предложений (отзыв заявки должен быть зарегистрирован);
нарядус предложениями, составленными в соответствии с условиями тендернойдокументации, представлять альтернативные предложения, если они эффективнейусловий, предусмотренных Организатором торгов;
осматриватьместоположение объекта торга;
отказатьсяв письменном виде от участия в торге после окончательной даты представленияпредложений (в этом случае задаток участнику не возвращается);
отказатьсяот подписания контракта или годового договора, если участник стал победителемторгов (его задаток в этом случае ему также не возвращается).
Функции, права, обязанности иответственность членов Конкурсной комиссии
ЧленыКонкурсной комиссии по проведению подрядного торга выполняют следующие функции:
разработкаи утверждение регламента Конкурсной комиссии;
совместнос Организатором торга определяют вид торга, сроки, место и необходимостьпроведения предварительной квалификации претендентов;
обсуждениеи утверждение тендерной документации;
формированиеи назначение квалификационной комиссии для проведения отбора претендентов;
вскрытиеконвертов и оглашение предложений в присутствии претендента, проверкасоответствия оформления предложений и другой документации требованиям иусловиям, предусмотренным тендерной документацией;
установлениесроков рассмотрения и оценки предложений претендентов в день их оглашения взависимости от сложности предмета торга и объявление этого срока на заседании,когда происходит оглашение;
оформлениепротокола о вскрытии конвертов и оглашении предложений претендентов;
оценкапредложений и определение победителя или принятие иных решений по результатамторгов;
оформлениеи подписание протокола о результатах торгов;
утверждениепротокола о результатах торгов председателем Конкурсной комиссии.
ЧленыКонкурсной комиссии имеют право:
совместнос Организатором торгов продлить срок приема заявок и предложений участниковторгов, а также срок оценки предложений претендентов;
вслучае, если самая низкая цена, предложенная претендентами, значительнопревышает стартовую цену подряда, отклонить все предложения и назначитьповторный торг;
вслучае несогласия с результатами торгов письменно изложить свое особое мнение,которое прилагается к протоколу о результатах торга, о чем в протоколе делаетсяпометка. Члены Конкурсной комиссии имеют следующие обязанности:
присутствоватьи решать вопросы на заседаниях Конкурсной комиссии;
участвоватьв работе квалификационной комиссии;
объективнорассматривать и оценивать предложения претендентов и принимать решение опобедителе торгов (либо о проведении повторного торга);
недопускать распространения конфиденциальных сведений по предмету торга.
ЧленыКонкурсной комиссии несут ответственность:
занарушение равных конкурсных условий для всех претендентов;
занарушение положений, правил и процедур проведения торга,
занарушение объективности оценки предложений претендентов.
Мырассмотрели права, обязанности и типичные функции участников торгов. Теперьприступим к рассмотрению предложений претендентов. Претенденты должныпредставить в составе тендерных предложений:
обоснованиепредлагаемой цены подряда;
обоснованиесроков строительства;
данныепо организации материально — технического снабжения;
техническиесвидетельства на применение новых материалов, изделий и конструкций,сертификатов соответствия;
другиедокументы, обосновывающие предложения участника торгов.
Разработкаи оформление тендерной документации должны отвечать следующим требованиям:
тендернаядокументация должна быть разработана таким образом, чтобы все претендентытрактовали положения, изложенные в ней, одинаково;
приописании условий и предложений должны приниматься общепринятые обозначения инаименования в соответствии с требованиями действующих нормативных документов;
сведения,которые содержатся в предложениях претендентов, не должны допускатьдвусмысленных толкований;
вседокументы, представленные претендентами и входящие в состав тендернойдокументации, должны быть подписаны руководителями и скреплены соответствующейпечатью;
подчисткии исправления, имеющиеся в тендерной документации, должны быть завизированыподписями руководителей и скреплены печатью предприятия;
всеэкземпляры тендерной документации должны иметь четкую печать текстов;
тендернаядокументация, представляемая претендентами, должна быть заполнена по всемпунктам, иначе предложения претендента считаются недействительными;
предложениянаправляются претендентом Организатору торгов в запечатанных двойных конвертахпо одному экземпляру. На внутреннем конверте указывается наименование объектаконкурса и дата, установленная при приеме предложений. На внешнем конверте — дополнительно установленный адрес для приема предложений (внешний конвертрегистрируется);
тендернаядокументация должна быть представлена лично претендентом либо направленазаказным письмом с уведомлением. Предложения претендентов должны учитывать:
требованияи условия, сформулированные в тендерной документации;
наличиереальных финансовых, технических и организационных возможностей реализациифункций Генподрядчика, предусмотренных контрактом, годовым договором и другиминормативными документами;
наличиеинфляционных процессов в экономике, что вызывает удорожание затрат и требуетпрогнозирования роста цен;
возможностив привлечении субподрядных организаций для строительства объекта торгов;
обеспеченностьмашинами, механизмами и оборудованием, материалами, конструкциями, деталями, атакже возможность их реальных поставок в необходимые сроки;
наличиеи готовность строительной площадки к производству работ;
стесненностьпроизводства строительно — монтажных работ;
возможностипо обеспечению производства работ электроэнергией, водой, теплом, средствамисвязи;
наличиенормативной, технической, разрешительной и прочей документации для веденияработ;
необходимостьпроведения дополнительных работ и услуг, кроме основных, предусмотренныхпредметом торгов;
наличиенерешенных проблем, требующих решения до проведения работ по контракту;
определениесроков строительно — монтажных работ исходя из реальных условий и обеспечениявсем необходимым.
Тендерныепредложения претендента должны представлять собой технико — экономическоеобоснование, состоящее из технической и экономической частей. В техническойчасти содержатся сведения и документы (в том числе чертежи, спецификации,планы, графики работ и пр.), характеризующие способы исполнения претендентомтехнических условий контракта.
Вэкономической части указывается цена подряда, по которой претендент готоввзяться за подряд, и обоснование этой цены (т.е. за счет каких мероприятийучастник снизит цену подряда, по сравнению со стартовой ценой). В предложенияхпретендента могут быть указаны субподрядные организации, которые он намеренпривлечь к выполнению специальных работ, графики организации строительства,если они отличны от проектов организации строительства, представленных впроектно — сметной документации. Эти графики могут впоследствии стать приложениямик контракту.
Приобосновании возможности претендента в поставках строительных материалов иконструкций можно представить копии долгосрочных договоров с поставщиками. Тоже касается и возможности обеспечения претендента строительными машинами и механизмами.Конкретный состав и содержание предложений зависит от особенностей предметаторгов. Прием предложений от претендентов заканчивается за 10 дней до началаторга (для оглашения предложений претендентов). Предложения, поступившие послеустановленного срока, не рассматриваются. Дата поступления предложенийопределяется датой его регистрации Организатором торга.
Сразрешения Конкурсной комиссии несколько претендентов могут представитьсовместные предложения. Сотрудничество претендентов в этом случае регулируетсядоговором о совместной деятельности в рам-ках консорциума (без созданияюридического лица).
Претендент,принимая в целом условия договора ( контракта, содержащиеся в тендернойдокументации, вправе предлагать отдельные из-менения и выдвигать своипредложения относительно условий, не сфор-мулированных в проекте контракта.
Претендентимеет право отозвать свое предложение за 10 дней до начала подрядного торга(без удержания задатка). В этом случае претендент должен письменно уведомитьОрганизатора торгов об отзыве предложения. Отзыв предложения официальнорегистрируется Организатором торгов.
Еслипретендент отозвал свое предложение позже указанного срока, задаток ему невозвращается. Суммы этих задатков идут в распоряжение Организатора торгов.
Предложения,представленные претендентами, хранятся вместе с книгой регистрации вспециальном сейфе под ответственность лица, осуществляющего прием предложений.
Оценка результатов торга
ЧленыКонкурсной комиссии в определенный условиями торгов день собираются назаседание. В установленный час конверты с поступившими предложениямивскрываются и оглашаются в присутствии претендента. Соблюдаются все необходимыеформальности. Проверяется наличие требуемых сведений и документов. Порезультатам работы этого дня составляется соответствующий протокол, которыйподписывается всеми присутствующими членами комиссии.
Основнымикритериями, учитываемыми комиссией при оценке предложений претендентов, какправило, являются:
снижениецены заказа, ее составляющих относительно показателей, установленных вконкурсной документации;
величинапонижающего коэффициента к ценам, действующим в течение выполнения заказа;
сокращениесроков выполнения заказа относительно установленных;
болеевыгодные для инвестора условия и порядок платежей за выполнение заказа;
техническиепараметры, характеризующие энергосбережение, экономное расходование материалов,организацию строительного производства, чистоту и порядок на строительнойплощадке;
отдельныеэкономические характеристики;
показателикачества;
безопасностьпроизводства работ;
охранаокружающей среды;
комплексуслуг, выполняемых при проектировании, строительстве, эксплуатации объекта;
условияфинансирования и кредитования строительства;
влияниена развитие прилегающей территории;
техническиеи имущественные гарантии, а также другие критерии, обеспечивающие, по мнениюкомиссии, сопоставимость оценок конкурсных предложений претендентов.
Претендентамиторгов могут предлагаться условия, отличные от условий торга, если они являютсяболее выгодными для организатора торгов, что должно подтверждатьсясоответствующими пояснениями и расчетами. Для оценки предложений Конкурснаякомиссия может привлекать экспертов, которые дают официальные заключения попоступившим предложениям. При наличии ошибок, выявленных при проверке тендернойдокументации, комиссия может отклонить предложения целиком, либо представитьвозможность внести поправки в документацию, либо определить условие дальнейшегоучастия претендента в торгах, известив его об этом. Комиссия вправе толковатьсамостоятельно неясные формулировки участников.
Входе оценки Конкурсная комиссия имеет право вызвать претендентов на заседаниедля пояснений, запрашивать у них дополнительные сведения и подтверждения.Наилучшим предложением торгов считается предложение, которое наиболее полноудовлетворяет требованиям и условиям торга, содержащимся в тендернойдокументации и других нормативных документах.
ЧленыКонкурсной комиссии и привлеченные специалисты несут ответственность заразглашение конфиденциальной информации. В результате оценки Конкурснаякомиссия ранжирует претендентов, чьи предложения соответствуют критериям,содержащимся в тендерной документации и других нормативных документах, иопределяет победителя торгов, предложения которого, по мнению Конкурснойкомиссии, являются наиболее выгодными для торгов.
Конкурснаякомиссия не обязана мотивировать свой выбор перед участниками торгов, чьипредложения были отклонены. Конкурсная комиссия в срок не позднее 10 дней сдаты утверждения результатов торгов направляет уведомление в адрес победителяторгов и других претендентов.
Вслучае, когда предложения нескольких претендентов окажутся для Конкурснойкомиссии привлекательными, она может предложить этим претендентам создатьконсорциум (либо акционерное общество) для совместного использования условийконтракта. В этом случае Организатор торгов подписывает контракт сконсорциумом.
Вслучае отказа победителя торга от подписания контракта и (или) годовогодоговора в течение 10 дней с даты его объявления Конкурсная комиссия можетназначить нового победителя и передать ему право заклю-чения контракта либоназначить повторный торг на данный объект. Объявление победителя торгаосуществляется путем письменного информирования претендентов. Информация может бытьпередана заказным письмом с уведомлением, факсом или телефонограммой. Формауведомления избирается Организатором торга.
Торгисчитаются завершенными после утверждения Организатором торга протоколазаседания Конкурсной комиссии о результатах торга.
Порядок заключения контрактов навыполнение функций Генподрядчика (ПИР, СМР)
Контрактмежду Подрядчиком (Проектировщиком) — победителем торга и Организатором торга(Заказчиком — застройщиком) заключается в течение 10-30 дней после объявлениярезультатов торга (в течение 10 дней после объявления результатов торгапринимаются апелляции), и все конкретные условия оговариваются непосредственнов нем. Формы контракта или договора на выполнение функций Подрядчикарассматриваются индивидуально по каждому объекту и предлагается победителюпосле его объявления таковым.
Ценаподряда, сроки строительства объекта и другие условия контракта определяются вдоговоре (контракте) по предложениям победителя торгов. Объемы подрядных работи необходимые финансовые средства распределяются в контракте и договорах погодам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода вдействие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсовна очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительстваобъекта уточняется сторонами.
Список литературы
ВалерийВязовой. Механизмы проведения подрядных торгов и анализ тендерной документации.