Реферат по предмету "Экономика"


Малый бизнес становление и развитие в России

--PAGE_BREAK--Госкомитет РФ представил последние данные о развитии малого предпринимательства:
·         На 1 января 1997 г. на территории РФ действовало 841,7 тыс. малых предприятий

·         По регионам развитие малых предприятий происходит крайне неравномерно. Треть их общего количества сосредоточена в Центральном районе, при этом в Москве – 22%. Наиболее широко представлены предприятия малого бизнеса в Санкт-Петербурге-11%, в Московской и Тюменской области – по 4%, в Свердловской области и Краснодарском крае – по 3%, в республике Татарстан, Кемеровской, Новосибирской, Ростовской, Самарской, Нижнегородской областях и Красноярском крае – по 2%.

В 1996 г. на 100 человек постоянного населения России приходилось в среднем 6 малых предприятий, в Москве – 21 предприятие, Санкт-Петербурге – 19, Тюменской области – 10, республике Алтай –9. В республике Дагестан на 1000 человек постоянного населения действовало лишь 1 малое предприятие.

Отраслевая структура по количеству малых предприятий последние годы практически не меняется.

·         В 1996 г. на малых предприятиях работали 8,6 млн человек. Постоянно трудится на них 6,7 млн человек.

·         Почти половина работавших на МП трудилась в промышленности и строительстве (49%), около трети – в торговле и общественном питании 30%.

·         Выручка, полученная МП в 1996 г. от реализации продукции, работе и услуг, составила 334 трлн рублей, в т.ч. около трети приходится на торговые предприятия (102), а четвертая часть – на промышленность (70,5 трлн). По сравнению с 1995 годом выручки, исключая влияние цен, увеличилась на 30%.

·         МП успешно адаптируется к условиям рынка. Если в целом по России 56% предприятий закончили 1996 г. с убытками, то в малом бизнесе таких предприятий было около 20%-173,2 тысячи. Наибольшее число убыточных предприятий МП имелось в с\х (30%), транспорте (26%), торговле и общественном питании (23%).

В 15 регионах России МП имели убытки по истокам года, в их числе Еврейская автономная область ( 60%), Сахалинская область (59%), республика Бурятия ( 50%). Наименьший процент убыточных предприятий наблюдался в республике Татарстан (4%) и Санкт-Петербурге (6%).

*Распределение малых предприятий по отраслям экономики в 1996г.( приложение)

*Распределение постоянно работавших на МП по отраслям и формам собственности.( приложение).
2.2. Проблемы становления малого бизнеса

в России.
Конечно же, наивно предполагать, что для страны таки масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решаю-

щую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

   Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых

в России экономических реформ, способных вывести страну из

кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффек-

тивного функционирования производства и сферы услуг, является

развитие  малого  предпринимательства. Этот сектор экономики

создает необходимую атмосферу  конкуренции, способен быстро

реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает до-

полнительные рабочие места, является основным источником фор-

мирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу

проводимых реформ.
Таблица.

Основные проблемы частного предпринимательства в России.



Порядок значимости по мере упоминания
Основные проблемы
1

Налоги

2

Законодательство

3

Инфляция

4

Экономическая ситуация в целом

5

Поставки, дефицит

6

Трудности получения и высокая ставка за кредит

7

Неплатежеспособность партнеров, клиентов

8

Несовершенство банковской системы

9

Политическая ситуация

10

Бюрократия

11

Недостаток производственных площадей, офисов

12

Действия правительства, властей

13

Коррупция, взятки

14

Недостаток материальной базы

15

Финансовая политика государства, действия ЦБ

16

Сбыт, поиск клиентов, потребителей

17

Высокие цены на сырье и материалы

18

Монополия государства, госпредприятий

19

Трудности с арендой

20

Разрыв экономических связей

21

Недостаток информации

22

Недостаток культуры, опыта

23

Необязательность партнеров

24

Проблемы собственности

25

Кадровые проблемы

26

Недостаток собственных средств

27

Невыгодность производства

28

Большая, громоздкая отчетность

29

Нет льгот

30

Рэкет

31

Невыгодность инвестиций' и

32

Конкуренция

33

Несовершенство рынка

34

Недоверие западных партнеров

35

Отрицательное отношение к предпринимателям

По материалам: Малое предпринимательство в контексте российских реформ и мировой опыт (Под ред. А.В Авиловой и А.Ю. Чепуренко). РНИСиНП, Центр социально-экономических проблем, М.,1995.
   Потеря административного управления, экономический хаос

и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого  бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия  в  неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

   Анализ развития предпринимательства показывает, что доля

предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг,  занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые ( выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг ), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

   В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на  несколько  десятков  торгово-закупочных.

   Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала -  все это  затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

   Но главная  причина сокращения числа малых предприятий -

низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых

предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на  приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого  бизнеса в сфере материального

производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

   Еще один очень важный фактор негативного воздействия  на малый бизнес — непрекращающийся глубокий спад производства.

   Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных  предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

   Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке.  Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания  информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

   Весьма остра  проблема формирования финансовой базы становления и развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены  определенные льготы. Это могут быть льготы по

налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое  предпринимательство

 (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию

 лишь 5-10%  полученной прибыли). Общее направление совершенствования  налоговой системы — усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно,  нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.  Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности.  Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

   К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном  обеспечении  формирования  малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России.  Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.
   По моему мнению, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

 -  нормативно-правовое;

  — финансово-кредитное;

  — информационно-техническое;

  — организационное;

  — кадровое и консультационное обеспечение;

 -  внешнеэкономическая деятельность.

   Также в государственной программе должны быть отражены

механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой

политики, материально-технического снабжения, системы офици-

альных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных

стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

   В программе необходимо предусмотреть формирование эффек-

тивных институтов рыночной инфраструктуры, товарного рынка и

рынка ценных бумаг, инвестиционного и венчурного предпринима-

тельства, информационной, консультационной и аудиторской дея-

тельности, а также создание комплексной государственно-об-

щественной   системы  поддержки  малого  предпринимательства,

включая подготовку и переподготовку предпринимательских кадров,  привлечение к этой сфере социально активных слоев населения. Следует также определить меры, обеспечивающие поддержку внешнеэкономической деятельности и привлечение иностранных

инвестиций к развитию предпринимательства.

   Для реализации данных программ должны быть привлечены не

столько средства государственного бюджета, сколько возможности частного — отечественного, а при необходимости и иностранного капитала. Основным же направлением использования госу-

дарственных  ресурсов должно стать не выделение прямых инвес-

тиций, а страхование и предоставление гарантий под кредит.
2.2. Социальная сфера и предпринимательство.
Для нормального развития малых предприятий необходимы не только определенные экономические условия, но и социальная база.

Пока социальная политика относится к числу наиболее слабых звеньев внутренней политики нашего государства. Это определяется, во-первых, низкой результативностью борьбы с инфляцией. И во-вторых, несмотря на все декларации, не только сохранился остаточный принцип выделения средств на финансирование социальной сферы, но прежде всего за счет нее осуществляется ставшее системой сокращение государственных доходов в ходе выполнения федерального бюджета.

Уже не первый год самые напряженные ожидания обострения социальной обстановки связаны с ситуацией на рынке труда. Относительный низкий уровень безработицы у нас по сравнению с другими странами объясняется, с одной стороны, тем, что мы еще не вступили в полосу массовых банкротств предприятий, а с другой – стремлением значительной части директорского корпуса сохранить трудовой коллектив, что само по себе мало соответствует канонам предпринимательского поведения. Поэтому никаких оснований для самоуспокоенности нет. В любой момент ария безработных может значительно пополниться. Потенциал для этого довольно значительный. Миллионы людей работают неполный рабочий день, неполную рабочую неделю или находятся в вынужденных отпусках. Острота положения усугубляется неуправляемостью, стихийностью процессов, которые происходят на рынке труда. Министерства и ведомства, ответственные за социальную сферу, выполняют пока лишь функции нормативного регулирования и в какой-то мере оперативного вмешательства в отдельные конкретные процессы на этом рынке. Не использует все свои возможности Федеральная служба занятости. Нуждается в доработке законодательство. На сегодняшний день нет механизма решения вопросов хронической безработицы, четких нормативных положений относительно лиц, лишившихся по истечении установленного срока права на получение пособия, но не устроившихся на работу. В связи с этим особую актуальность приобретает быстрейшая реализация предложений Торгово-промышленной палаты по развитию малого и среднего бизнеса, что позволило бы создать новые рабочие места.

Напряженный социальный климат в стране определяется также сложным положением с доходами населения. Временное снижение уровня потребления провозглашалось как неизбежная плата за переход к более высокому уровню жизни. Однако стихийное, неуправляемое развитие ситуации привело к непомерно высокой в социальном плане реформ. Продолжается резкое падение доли заработной платы по основному месту работы в общей структуре денежных доходов населения.( см. приложение 3). Она составляет уже менее 40% этих доходов. Структура доходов свидетельствует о падении роли основного места работы как источника заработка, а тем самым как сферы приложения труда.  Это негативно сказывается на производительности труда, отношении к нему.

Непоследовательность принимаемых мер в области социальной политики приводит к новым провалам и обострению ситуации в социально-трудовой сфере. Это сказывается и на росте забастовочного движения. Предотвратить перерастание социальной напряженности в острые социально-трудовые конфликты – задача чрезвычайной важности. На многих предприятиях, в отраслях уже формируются необходимые условия для полнокровного участия всех сторон в эффективном социальном партнерстве. Складывается также иерархия трехсторонних комиссий, система тарифных соглашений различного уровня и назначения, накапливается опыт и отрабатываются механизмы переговоров по разрешению социально-трудовых конфликтов.

В формировании системы социального партнерства и выработке общей стратегии национального предпринимательства особое место принадлежит Торгово-промышленной палате РФ. Палата сосредоточила свои усилия на формировании совместно с соответствующими комитетами Государственной Думы и Совета Федерации Концепции социальной политики в России. Была подготовлена «Национальная программа действий в области социальной политики и обеспечения занятости экономической безопасности», слушания которой состоялись в Парламентском центре России.

ТПП РФ активно участвует в подготовке предложений по улучшению работы Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, выработке механизмов успешной реализации принимаемых решений, создании соответствующей информационной базы и решении других вопросов соверщенствования партнерских отношений. Целесообразно включение объединений предпринимателей и в отраслевые тарифные соглашения. Палата располагает хорошими возможностями для анализа и мониторинга практики, форм и процедур процесса заключения коллективных договоров, тарифных переговоров, механизма предотвращения или выхода из конкретных конфликтных ситуаций, взаимодействия с профсоюзами. Она готова также отмечаться в годовом докладе организовать систематические взаимные обсуждения и консультации предпринимателей, профсоюзных деятелей, ученых, представителей законодательной и исполнительной власти с целью выработки общероссийской концепции социального партнерства не только на ближайшую, но и долгосрочную перспективу.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ затрат рабочего времени
Реферат Beethoven The Greatest Composer Essay Research Paper
Реферат Типы кровоточивости по Баркагану
Реферат Пион уклоняющийся (марьин корень)
Реферат Термические поражения: отморожения, ожоги
Реферат Массивы. Основные алгоритмы обработки массивов на примере языка программирования Pascal
Реферат Изучение и описание живой и неживой системы с точки зрения классификации информационных систем
Реферат Бронхоэктазы
Реферат Проектирование информационно-справочной системы ГОУ НПО ПУ №33
Реферат Совершенствование организационной структуры управления внешнеэкономической деятельностью НПО Интеграл
Реферат Стихотворение Пушкина "... Вновь я посетил..."
Реферат Разработка рыночной стратегии и объема продаж на прежприятии
Реферат Микропрограммные автоматы
Реферат Культура древнего Египта 21
Реферат Анализ демографической ситуации Ивановской области