--PAGE_BREAK--
1.3.Опыт зарубежных стран в развитии малого бизнеса.
Одной из популярных в 80-х годах в США была книга Нейзбитта “Megatrends”. В ней Нейзбитт сказал: «Переходные этапы в экономике являются временем, когда расцветает предпринимательство. Сейчас мы переживаем такой период». В 50-х годах создавалось около 93 000 компаний в год, а сегодня, каждый год создается более 700 000. Большинство из них относятся к малому бизнесу. Предприятие малого бизнеса, по определению Управления малого бизнеса, — это независимо управляемая, не доминирующая в области своей деятельности фирма, отвечающая определенным стандартам размеров в плане количества работников и годового объема поступлений.
Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является:
· численность персонала;
· размер уставного капитала;
· величина активов;
· объем оборота (прибыли, дохода).
Представитель рыночного хозяйства не различает понятия «малый бизнес» и «малая фирма», «малое предприятие». Это предприятие, основанное на предпринимательских принципах. Это предприятие, которое характеризуется максимальной гибкостью и независимостью, в котором владелец, как правило, сам выполняет административно-управленческие обязанности. Это предприятие, которое воздействует, прежде всего, на локальный рынок. Конечно, в таком предприятии ограничено количество занятых работников, объемы производства или услуг, хозяйственный оборот, стоимость активов, размер уставного капитала. «Феномен малых предприятий, являющийся устойчивым фактором экономического развития, основан на возрождении созидательного потенциала личности, на стремлении противостоять гигантомании в производстве, на децентрализации управления и распределения финансовых рынков. Государство поддерживает малый бизнес как фактор социально-экономической стабильности, который менее подвержен влиянию различного рода крайностей и воздействию со стороны международной олигархии».
Для характеристики малого бизнеса, или говоря иначе предпринимательства, важны условия конкретной страны, выраженные в производственной структуре хозяйства, в уровне экономического развития, социальной структуре общества, сложившегося в соответствии с производственной и в целом экономической основой страны, характером государства, базирующегося на названных принципах, наконец, важна и культурная составляющая определенного общества, характеризующая в то же время его моральные и нравственные устои. «Малый бизнес существует благодаря разномасштабной экономике».
Например, в США малым обычно считаются предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Однако это не значит, что в США нет предприятий, состоящих из одного — двух человек. Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес в этой стране, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. А вот во Франции, Германии и Италии предприятия с численностью 500 человек считаются средними, а малыми являются предприятия до 200 и менее занятых в них работников. Во многих странах Европы малыми считаются предприятия до 10 человек. Например, в Греции средним считается предприятие с численностью 10-50 занятых работников.
Таким образом, хотя количественная (по численности занятых работников) составляющая является весьма важной, качественные характеристики все-таки являются определяющими. Суть же их можно свести к следующим нескольким принципам. Во-первых, это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяя хозяйственную политику. Во-вторых, малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственный процесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка, хозяйственного механизма. Последнее, как правило, не отмечается исследованиями малого бизнеса, но зато очень хорошо знакома его практика – быстрая реакция на изменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т. п. именно в малом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализации производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе. В-третьих, простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хороший хозяйственный (предпринимательский) эффект. В-четвертых, личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работниками предприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело, учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собрать и сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
Однако все это применимо к малому бизнесу в странах с рыночной экономикой. А что же в Казахстане, где становление рыночного хозяйства идет медленно, где оно затруднено целым рядом экономических (монополизация производства, например, или разрыв хозяйственных связей в вязи с разделом союзного государства), идеологических (известно до сих пор отношение к частному хозяйству, к предпринимательству многих слоев населения), правовых (почти полное отсутствие законодательства, адекватного рыночным механизмам хозяйствования), социальных (расслоение общества на тех, кто способен к предпринимательской деятельности и на тех, кому предстоит еще долго этому учиться) и других факторов?
Дело в том, что всегда в Казахстане, в том числе и советское время, были предприятия по своим количественным критериям соответствующие малым. Предприятия, где количество занятых работников ограничено и не превышает определенного числа, были во многих отраслях советской экономики. Еще большее количество предприятий имело небольшой объем производства. Такие предприятия были и среди крупных (по численности занятых) и среди мелких. Многие предприятия работали только на ограниченный рынок, поскольку качество их продукции не позволяло им его расширить. Предприятия делились на государственные и негосударственные, которые часто по своим размерам соответствовали критериям малого предприятия.
Для Казахстана становление и развитие малого предпринимательства – жизненно важная задача.
Малый бизнес может стать той важной основой, с помощью которой будет осуществлен поворот к позитивным хозяйственным процессам. С помощью именно малого бизнеса может быть создана предпринимательская хозяйственная среда, т. е. реальное становление рынка: начато постепенное восстановление заброшенных производств; освоение ресурсов; расширение сфер, развитие которых возможно на базе малых хозяйственных форм; создание новых рабочих мест; организация новых услуг и т. д. и т. п.
Вот, например, в Германии проводится программа стимулирования основания собственного дела, в соответствии с которой специальный банк предоставляет займы в размере до ста тыс. евро сроком до 20 лет. В течение 10 лет они свободны от погашения, а впервые два года по ним не взимаются проценты. В течение этих двух лет федеральное правительство возмещает банку соответствующие суммы. Ряд мероприятий по стимулированию мелких предприятий финансируются из специального федерального фонда, цель которого – способствовать осуществлению наиболее важных в экономическом отношении капитальных вложений, рациональному размещению предприятий, росту инвестиций, созданию рабочих мест и т.д.
Фонд предоставляет кредиты и займы на строительство, расширение и реконструкцию предприятий торговли, гостиничного хозяйства, мелких кустарных предприятий, и т. д. кредиты предоставляются на благоприятных условиях. Размер ставок обычно не превышает 6%. Максимальный срок кредитования строительства – 15 лет, приобретения оборудования – 10 лет.
Еще более важную роль, чем финансовая поддержка, играют программы, нацеленные на повышение деловой, управленческой классификации предпринимателей, их готовность к предстоящим трудностям. По общему мнению, западных специалистов и практиков, знания – ключевой ресурс предпринимательства. Большинство банкротств мелких предприятий объясняется именно недостатком знаний, квалификации и опыта, а не нехваткой средств.
В западноевропейских странах управленческая поддержка предпринимательства также осуществляется как на национальном, так и местном уровнях. В Великобритании, например, подготовку кадров для мелких предприятий на национальном уровне организует Комиссия по рабочей силе (общественная организация), оказывающая поддержку руководителей мелких фирм. Ряд программ реализуется на местном уровне учебными заведениями, торгово-промышленными палатами и ассоциациями мелкого бизнеса. Консультационная помощь, оказывается, через местные органы власти.
Большую работу в этой области, как правило, проводят торгово-промышленные палаты. В Германии обучение, консультирование и другие виды управленческой поддержки осуществляются в основном через эти организации. Их 69. Они расположены во всех регионах и финансируются за счет взносов членов и доходов отплатных учебных курсов. Во всех странах, четко сориентированных на рыночную экономику, малые и средние предприятия составляют явное большинство. У значительной части из них годовой товарооборот составляет до трех миллионов долларов. Если сравнить со 133-миллиардным долларовым товарооборотом Дженерал-моторс в 1992 году, самой большой фирмы мира, то эта цифра более чем скромная. Но даже специалисты удивляются до сих пор малым фирмам: именно они, а не большие, создают новые рабочие места, улучшают старую и создают новую продукцию и утверждаются на рынке.
Эта так называемая сила инновации характерна для средних фирм всего мира. Фирмы в Швейцарии и США отличаются этой двигающей силой. Там ловкие малые предприятия многим сотрудникам предлагают работу. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость.
Глава 2. Пути совершенствования поддержки развития малого бизнеса в Республике Казахстан.
2.1. Государственная поддержка малого предпринимательства.
Главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно — директивного регулирования малого бизнеса и создание наилучших экономических и правовых условий для нормального ведения рыночного хозяйствования. Надо формировать стимулы для саморазвития и улучшения конкурентно способности малого предпринимательства с учетом отраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Следует создать равные хозяйственные возможности для малых и средних предприятий, равные условия предпринимательской деятельности при свободе выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости. Очень важно, чтобы эта поддержка содействовала добросовестной конкуренции; формирования широкого слоя собственников и предпринимателей; создания развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном, региональном и местных уровнях; развитию приоритетных видов деятельности малого предпринимательства; накопление инвестиционных ресурсов и использования их в приоритетных направлениях; участия малых предприятий в реализации важнейших народнохозяйственных программ и проектов, а также в постановках продукции и выполнения работ для государственных нужд; модернизация производственных фондов малых предприятий, внедрение прогрессивных технологий и новой техники; устойчивому функционированию малого предпринимательства за счет уменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым предпринимательством.
Для реализации этих целей необходимы льготные условия доступа к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам и технологиям; помощь в подготовке, переподготовки и повышение квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий; поддержка внешнеэкономической деятельности малого бизнеса, включая содействие его торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций, установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности.
На начальных этапах становление малого бизнеса очень важное значение имеют подготовка и повышение квалификации кадров, совершенствование нормативно-правовой базы, обеспечение экономической и правовой информации, консультирование, развитие системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей, а также сети производственно-технической центров, бизнес-инкубаторов, технопарков, лизинговых фирм, в том числе путем переструктурирования производства и передачи субъектам малого предпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихся производственных площадей и оборудования, ускорение инвестиционных процессов.
Реальная поддержка малого предпринимательства стоит больше денег, которых в государственном бюджете нет. Кредитные же ресурсы очень не значительны. Что же касается коммерческих банков, то выдача ими льготных по срокам и ценам кредитов должна сопровождаться предоставлением им определенных экономических льгот. Однако коммерческим банкам сегодня выгодней отказаться от возможных налоговых льгот, но выдавать кредиты под более высокий процент и на более короткий срок. Частный капитал мажет стать постоянным и значительным инвестиционным источником при условии финансовых, экономических и политических гарантий стабильности нормы прибыли. В Казахстане этих условий нет, и в ближайшие годы вряд ли будут созданы, поэтому масштабных частных инвестиций в производства ожидать не приходится.
Несколько повысить активность можно за счет реорганизации институциональной структуры. Но для этого необходима поддержка в сфере финансовой политики. В частности, введении льготно налоговых обложений малых предприятий, создаваемых с участием акционерного общества от участия в капитале созданных им малых предприятий. Такая система «ангельских обществ» функционирует в Шотландии.
Большая проблема – техническое отношение малых предприятий. Многие из них полукустарные, поэтому они не могут решать сложные технологические и экономические проблемы, не рационально при этом используются трудовые, материальные и финансовые ресурсы. В достаточно короткие сроки можно была бы обеспечить их современным оборудованием - комплектами машин, инструментов, приборов – с помощью конверсируемой оборонной промышленности, обладающие высоким научно-техническим потенциалом, а также крупных производственно-хозяйственных комплексов, для которых малые предприятия могли бы стать поставщиками комплектующих элементов готовых продукций.
Это позволит развивать по детальную и технологическую специализацию, а также обеспечить организацию общественного производства на современной основе. Кооперацию между крупными и малыми предприятиями может развиваться также в области распространения продукции и ремонта сложных изделий.
Для привлечения ресурсов крупных предприятий с целью развития малого предпринимательства можно было бы использовать получившую широкое распространения на Западе и дающую значительный экономический эффект систему контрактных отношений крупных и мелких фирм («фрэнчайз»), особенно в торговле и в сфере услуг. Крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою технологическую схему и торговую марку, при необходимости выделяет кредиты на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т. д. подобная система сотрудничества оказывается выгодной обеим сторонам.
Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес должен стать основной базой формирования рациональной структура местного хозяйства и его финансирования с учетом развития каждого отдельного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна осуществляться, прежде всего, на региональном уровне. Регулирования его из единого центра возможна Толька по отдельным приоритетам направлениям или комплексом народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые и материальные возможности, общественные потребности, наиболее эффективные направления использования ресурсов по сферам деятельности и формам собственности, располагают административными и экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.
Государственная поддержка предпринимательства должна включать прямое финансовое субсидирование кредитов; предоставлении льгот по местному налогообложению; передачу малым предприятиям части государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из под ведомственного региону госсектора; обеспечения на льготных условиях совместного с подведомственными организациями госсектора проведения научно-исследовательских и опытно-конкурсных работа льготных условиях; участия государства в соучредительстве по организации новых предприятий; ограниченное регулирование ценно образования; частичное обеспечения дефицитным сырьем и материалами; предоставление выгодных региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирования деятельности, в том числе и в сфере внешнеэкономических операций; юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики; обеспечения правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.; содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.[5]
Существует такая проблема, как отношения между властью и предпринимателями. На эту проблему есть две точки зрения. Одна – власть ничего ни делает для развития бизнеса. Вторая – что предприниматели не используют предоставленных властью возможностей. И чаша весов во многих случаях склоняется ко второй точке зрения. Вот, например, в Европе первое, что бросается в глаза, это активность бизнесменов по отношению к власти и отстаивание своего места в обществе. Этой активности нам с вами не хватает. Сравним хотя бы то, как зарубежном проводится форум представителей малых предприятий, и как у нас проходит этот форум? Во-первых, в Казахстане на форум отвели всего один день. Во-вторых, это было самым важным на форуме. Это было выступление Президента страны. Президент дал кое-кому нагоняй, этим мы довольны, но покинул Президент зал и с ним покинули зал все госчиновники, а предприниматели со своими проблемами. А тех, с кем необходим диалог для обсуждения той или иной проблемы, их нет. По мнению Ерканата Темирханова члена комиссии по поддержке малого бизнеса при правительстве Казахстана лучше всего проводить не форум, а съезд. Лучше съездов для обсуждения глобальных проблем никто не придумал.
Предприниматели должны смело и настойчиво идти на контакт с властью, добиваясь решения своих проблем. Повсеместно на местах надо объединяться в ассоциации, объединения, союзы, использовать все формы, не запрещенных законодательством, как это делается в России и Белоруссии, и особенно в Прибалтике. Нам надо перенимать такой опыт.
Сегодня один из важнейших вопросов – отношение к бизнесу самих бизнесменов, представителей власти, всего казахстанского общества. К бизнесу необходимо относится цивилизованно. Разговор идет о не выполнении пункта 5 Государственной Программы развития и поддержки малого предпринимательства на 1999-2000 годы, а именно, создание Республиканского научно-исследовательского центра проблем малого бизнеса, инициированное Агентством по поддержке малого бизнеса, но не утвержденное бывшим правительством. О насущности необходимости такого говорить не надо. Казахстану сегодня нужна не только единая информационная база, но и единый информационно-аналитический центр, как в области бизнеса, так и во всех отраслях производства и промышленности, в первую очередь в структуре самого Правительства. Без анализа, сделанного без прогнозов, говорить о перспективе любого дела бесполезно. Если у нас не будет такого центра, то говорить о завтрашнем дне, то есть о развитии предпринимательства и всей экономики Казахстана бесполезно. Мы должны знать особенности, менталитет казахского бизнеса, что ему свойственно, что ему полезно, а что противопоказано. Как воздух нужна единая информационно-аналитическая, научно-аналитическая, научно-практическая база развития бизнеса и всей экономики Казахстана. Сегодня представители бизнеса страны не имеют даже своего печатного органа, издания, в котором могли бы обсуждать свои проблемы. Уж если мы не можем сами себя услышать, то, как же нам докричатся до власти.
Мы должны совместно выработать систему развития бизнеса, потому что бессистемность приводит к авариям и катастрофам. Времена «купил – продал» уходят в прошлое, наступают время цивилизованного бизнеса. Это значит, что без науки будит очень трудно достичь желаемых результатов. Нам нужно перенять опыт стран СНГ. Именно на примере этих стран мы видим, к чему приводит слепое копирование западных примеров, здесь знаменитое переписывание чилийской модели пенсионной реформы, и монетная политика, и громадные ошибки приватизации, навеянные западными специалистами. Таких примеров много. Страна, каким то западным специалистам платит миллионы долларов за консультацию. Деньги, которых нашим научно-исследовательским институтам и Центрам хватило бы на 25-30 и более лет. Таких примеров множество. Сегодня самые быстро окупаемые проекты, хотя они требуют не малых вложений в начальной стадии, это интеллектуальные проекты. Нам от СССР помимо полезных ископаемых и индустрии досталась еще одна замечательная вещь – научно-технический потенциал, заключенный в кадровом составе многочисленных НИИ, заводских лабораторий, в высоком уровне технократического образования. Пришло время зарабатывать на науке. А какая задача стояла перед научно-исследовательскими центрами, прекрасно знают работники Агентства по поддержке предпринимательства, но этого не хотела старая власть, а у новой не доходят руки. продолжение
--PAGE_BREAK--