--PAGE_BREAK--
15.Инфляция: сущность, виды, последствия.
Инфляция представляет собой кризисное обесценение денег в экономике.
Уровень цен измеряется посредством индекса цен.Индекс цен – это умноженное на 100 отношение стоимости определённого набора товаров или услуг (рыночной корзины) в денежных единицах в данном периоде к стоимости того же самого набора в определённом базовом периоде. Наиболее широко используемый индекс – индекс потребительских цен.Отсюда норма инфляции = темп прироста номинальной денежной массы –темп прироста реальных доходов + темп прироста скорости обращения.Инфляционная спираль – эффект раскручивания инфляции. Зафиксированный
экономическими агентами уровень инфляции заставляет их периодически пересматривать цены предложения, в результате чего инфляция постоянно увеличивается.Инфляция, помимо эффекта дополнительного налога, усиливает неопределённость в экономике, а потому и повышает процентную ставку. Инфляция может быть явная и подавленная. При явной инфляции темп её проявляется в динамике и пропорциях цен. Подавленная инфляция имеет место, если цены
фиксируются государством. В этом случае инфляция проявляет себя в виде дефицита, очередей и снижения качества продукции.В зависимости от масштабов распространения различают региональную, национальную и мировую инфляцию.
В зависимости от способности экономики адаптироваться к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную.При несбалансированной инфляции рост цен утрачивают стабильность и умеренность, что приводит к другим экономическим сбоям.Издержки инфляции: 1) падают доходы работников и уменьшается покупательская способность трансфертов, если они не индексируются. Если же индексируются, возникает опасность инфляционной спирали; 2) оказываются в выигрыше заёмщики за счёт кредиторов, возникают дополнительные трудности планирования.Процесс, противоположный инфляции (устойчивое уменьшение уровня цен по отношению к предыдущему уровню), называется дефляцией.
16.Причины и источники инфляции.Инфляция спроса и предложения.
Иногда подразделяют инфляцию на инфляцию спроса и инфляцию издержек. Инфляция спроса являет собой перепроизводство денежных знаков, а инфляция издержек имеет своим источником подорожание ресурсов.Причины инф-ии Инф-ия зарожд-ся на денежном р-ке. Именно там и следует искать ее причины.
1) из-за неправильной денежной политики ЦБ в обращении появляется избыточная, не обеспеченная товарами масса денег. 2) бюжныидефицит неминуемо ведет к инфляции. Однако ее темпы зависят от организации покрытия бюджетного дефицита. Там, где на ЦБ смотрят как на подразделение министерства финансов и отсутствует обоснованная стратегия, дефицит финансируется посредством денежной эмиссии, что ведет к резкому ускорению инфляции.
3) милитаризация эк-ки способствует возн-нию по крайней мере трех инфляционных эффектов.
4) монополизация рынков влияет на интенсивность инфляционного процесса.
5) внешнеэкономические факторы воздействуют на инфляцию.
Выделяют 3 вида монополий, кот. Наз. Главн. причинами инф-ии: 1) гос. монополия на эмиссию денег; 2) профс-ая монополия; 3) монополия кр. фирм на определение цены и собств-х издержек.
Источники инф-ииЦБ проводит в рыночной эк-ке эмиссию денег. Его задача выпустить их ровно столько, чтобы обеспечить нормальное товарное обращение. Если денег выпустить больше этой величины, они начнут обесцениваться. Такая ситуация обычно возникает в условиях бюджетного дефицита, когда у государства расходы превышают доходы.
Милитаризация эк-ки вызывает инф-ию и по причине, не связанной с дефицитом гос. бюджета. Она истощает рес-сы общ-ва, гражданские отр-ли начинают отставать. Рост потребит-го комплекса замедляется. А ведь именно он материал-ет денежн. доходы работников. Одним из субъектов, виновных в раскруч-и инфляц-ого процесса, явл. монополия. Сокращая конкур-ю, она ведет к уменьш-ю предлож-я, за счет чего устанавл-ся и удерж-ся монопольно высокие цены.
Толчком для роста инф-ии могут стать высокие налоги или %-е ставки за кредит. Здесь возможны 2 реакции предприятия: 1) сокращ-ие предложения из-за невыгодности пр-ва, что усиливает давление на р-к спроса; 2) переложение их на цены выпуск-ого товара. В этом случае цены тоже растут. Такая же картина воз-ет и при успешных действиях профс-ов в отнош-ии роста з/платы.
Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики. В результате развертывается инфляция издержек.
17.Инфляция и безработица.Кривая Филлипса.
Теория безработицы.
Если человек трудоспособного возраста не имеет работу, но ищет её. Он считается безработным. Те, которые не предпринимают никаких усилий, чтобы найти работу, не учитываются как безработные. Не учитываются и отчаявшиеся найти работу и потому прекратившиеся поиск включаются в число занятых и те, кто отсутствует в данный момент на рабочем месте вследствие болезни, плохой погоды или трудовых конфликтов. Частично занятыми считаются
те, которые работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.Норма безработицы – это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах. Количество рабочей силы
определяется возрастом и трудоспособностью. Кроме того, отчаявшиеся найти работу, считаются вышедшими из совокупной рабочей силы вообще.Закон Оукена: ежегодный прирост реального ВВП на уровне примерно
2,7% удерживает долю безработных на постоянном уровне. Каждые дополнительные 2 процента прироста ВВП уменьшают долю безработных на 1% вплоть до её естественного уровня. Аналогичным образом: каждое дополнительное сокращение темпов прироста ВВП на 2% вызывает рост ВВП на 1%.Фрикционная безработица – как правило добровольная безработица, объединяет тех людей, которые, имея возможность получить имеющуюся работу,
ищут лучшую, соответствующую их возросшей квалификации.Структурная безработица порождается структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы.
Естественная норма Это такая безработица, которая соответствует уровню полной занятости, а именно: попытки уменьшить этот уровень безработицы на какую-то величину приводит к большим потерям, нежели обретённый эффект.
Циклическая безработица – безработица, вызванная денежным сжатием и падением совокупного спроса. Тесно связана с движением экономического цикла. Сезонная безработица возникает в результате сезонных колебаний спроса и предложения труда.Скрытая безработица являет собой занятость на хронически убыточных предприятиях, субсидируемых государством.Комплексная безработица – неудовлетворённость человека имеющейся
работой, незанятость его творческого потенциала.
Кривая Филлипса
Кривая Филипса представляет собой обратную функциональную зависимость между инфляцией (на графике — In) и безработицей (на графике – UN).Отражает особенности протекания делового цикла.
18.Стагфляция.Методы борьбы.
Стагфляция— обозначает состояние эк-ки, характериз-ся застоем (низкими темпами эк-го роста), ростом инфляции, увеличением безработицы. Причины стагфляции:
1)когда нац. продукт сокращается на величину большую, чем сокращается (или остаётся на прежнем ур-не) денежная масса (в результате войн).
2)когда нац. деньги приобр-ют функцион-ную определённость акций народохоз-ного комплекса.
Термин «стагфляция» родился в Великобритании в 1965 году.
Стагфляция характеризует собой развитие инфляционных процессов в условиях эк-го спада и депрессивного состояния эк-ки. Сам термин происходит от двух понятий, характеризующих одновременное пребывание эк-ки в состоянии стагнации (свёртывания производства, депрессии) и инфляции. Стагфляция — принципиально новое явление, связанное с циклическим развитием национальной экономики и обусловленное новыми условиями воспроизводства капитала и структурными сдвигами в национальной экономике. Спад производства, кризис или депрессия, как правило, сопровождались не ростом, а снижением цен.
Для преодаления советуют след. тактику зап. эксперты:
· Подавляется инфл-ия через сокращ-е ден. массы (даже если это приведёт к ещё большему спаду).
· Провести реформу добившись повыш-я рыночности в эк-ке (конкурентности).
· Расширительная политика (расширить совокупный спрос).
Принцип акселератора— Теория, в соответствии с которой совокупные чистые инвестиции зависят от ожидаемого изменения объема производства. Теория утверждает, что фирмы стараются поддержать постоянное отношение требуемого основного капитала к ожидаемому объему производства. В приведенном простейшем варианте не учитывается роль ставки процента, что является концентрированным выражением кейнсианского взгляда на основные факторы капиталовложений. В более сложной форме, называемой гибким акселератором, на коэффициент акселерации А оказывает влияние стоимость приобретения и использования капитала, а в еще более гибких вариантах учитывается значительный лаг, характерный для некоторых инвестиционных проектов. В результате только определенная доля разрыва между действительным и желательным объемом основного капитала будет компенсирована с помощью инвестиций в любой период времени.
19.Гос.сектор в макроэкономике
Представляет собой комплекс предприятий и служб, которые финансируются по статье «государственные расходы», подчиняются правительству и выполняют специфические функции. Различают нефинансовый сектор государственных
предприятий и финансовый сектор.Центральное правительство осуществляет общественное управление на
национальном уровне.Объединённое правительство включает центральное правительство и различные органы власти на региональном уровне, а также различного рода децентрализованные фонды и учебные учреждения (государственные университеты).Консолидированный государственный сектор: центральный банк и принадлежащие государству финансовые институты.
20.Доходы и расходы гос-ва.Закон Вагнера.Гос.бюджет
Доходы государства составляются из налогов, посредством приватизации и национализации, а также имеют место вследствие получения экономической помощи.
Государственные расходы могут быть разделены на 4 категории:
1. государственное потребление. Включает в себя, во-первых, заработную плату государственным служащим и, во-вторых, покупки;
2. государственные инвестиции, например, строительство дорог и портов;
3. трансферты частному сектору: пенсии, страхование по безработице, социальная помощь, льготы ветеранам и т.д.
4. проценты по государственным займам.
Закон Вагнера: при увеличении совокупных доходов удельный вес государственного сектора увеличивается.
Государственный бюджет – это определённый баланс государственных расходов и доходов.
21.Бюджетный дефицит и гос.долг.Управление гос.долгом для регулирования деловой конъюнктуры.
Дефицит бюджета— превышение расходов бюджета над его доходами
Способы и методы упр-е гос. долгом на совр. этапеИтак, гос. заимствования приводят к образованию государственного долга — явлению неоднозначному и поэтому требующему к себе пристального внимания ученых и государственных деятелей.
Управление госдолгом можно определить как совокупность мероприятий государства по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.
Цель управления госдолгом заключается в нахождении оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Понятие управления госдолгом можно рассматривать в широком и узком смысле:
— в широком смысле — как формирование одного из направленной экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика.
— в узком смысле управление госдолгом можно представить как совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг.
В числе финанс-х меропр-й, провод-х в рамках упр-ия гос. долгом, наиб. распространены след.:
1. Рефинансирование долга, т.е. погашение ранее выпущенных долговых обязательств за счет новых заимствований или изменение условий их предоставления.
2. Под конверсией займов обычно понимается изменение первоначальных условий государственных займов, выражающихся в понижении процента, изменении срока действия и способа погашения займа, объединения облигаций разных займов и т.д.
3. Гос-во, заинтересованное в получении займов, на длительные сроки, достигает этого за счет консолидации государственного долга.
4. Унификация — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обменивается на облигации нового займа.
5. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
6. Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства.
7. В отличии от отсрочки под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
9. К методам управления гос. долгом также относится такое довольно распространенное в последнее время на рынке ценных бумаг явление, обуславливающее любое нововведение или первоначальное изменение условий заимствования, как новация.
22.Предпосылки гос.рег-ия.Методы
Методы гос. регулирования эк-киСвои регулирующие функции гос-во выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система гос. регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов. Принципиальное различие между этими двумя группами методов состоит в следующем.
Административные, или прямые, методы регулирования ограничивают свободу выбора хозяйствующего субъекта. Например, директивные плановые задания по объему и ассортименту производимой продукции или централизованно устанавливаемые цены на товары и услуги — типичные методы административного регулирования в планово!!! экономике — лишают предприятие возможности альтернативного использования ресурсов. Оно обязано произвести продукцию в заданном ассортименте и объеме и реализовать ее по заданной цене. В отличие от этого, экономические и косвенные методы государственного регулирования не ограничивают свободы предпринимательского выбора. Например, снижение налогов на бизнес или, скажем, понижение учетной ставки процента являются типичными методами экономического регулирования, направленного на рост производства и усиление инвестиционной активности предприятий. Последние увеличивают капиталовложения и объем производства не потому, что у них нет иного выхода. Они полностью свободны в выборе производственной программы и инвестиционной политики. Просто снижение налогов и учетной ставки процента делают рост производства и инвестиций более выгодным, чем прежде.
Эк-кие методы регулирования, напротив, адекватны природе рынка. Они непосредственно воздействуют на конъюнктуру рынка и через нее, косвенно, на производителей и потребителей товаров и услуг. Переход от командной экономики к рыночной сопровождается кардинальными изменениями в системе методов государственного регулирования, разрушением прежней системы административных методов и созданием новой системы экономических регуляторов.
Даже на завершающих стадиях перехода к рынку и в условиях сложившейся рыночной экономики административные методы регулирования имеют немаловажное значение. Они используются, в частности, как средство антимонопольной политики.
23.Белорусская модель соц-эк развития
Белорусская модель социально-экономического развития — это, прежде всего, высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников — в высокопроизводительном труде. Она гарантирует, во-первых, высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение для нетрудоспособных, престарелых и инвалидов, базируется на принципах конституционных гарантий прав и свобод граждан, свободы предпринимательства и добросовестной конкуренции, выбора профессии и места работы, равенства форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда. Во-вторых, — это здоровая экологическая среда, характеризующаяся рациональным использованием природных ресурсов и сохранением природы не только для нынешних, но и будущих поколений.
24.Методологические основы кейнсианской модели. Дж. Кейнс – родоначальник макроэкономики, первый, кто стал рассматривать национальную экономику как целостную систему. Кейнс полагал, что рынок сам по себе не в состоянии решить проблему долговременного экономического развития. Государство должно взять на себя ответственность регулирования совокупного спроса, активно воздействовать на всю экономику.
Основные положения кейнсианства:
— рынки не являются совершенными, особенно рынок труда;
— цены не являются гибкими, особенно на рабочую силу. Эффект храповика: зарплату легко повысить, но трудно (нецелесообразно) понизить;
— экономические субъекты действуют не всегда рационально, часто подвергаясь длительным депрессивным переживаниям, поддаваясь различно-
го рода настроениям;
— деньги являются особым видом богатства. Спрос на деньги предъявляется
не только для того, чтобы купить, но и по причине того, что деньги обла-
дают такими свойствами, какими остальные товары не обладают;
— ведущая роль совокупного спроса..
25.Потребление и сбережение в макроэкономике: понятия, ф-ии, взаимосвязь.Кейнсианская ф-ия потребления
Совокупные расходы включают в себя личное потребление, инвестиции и государственные расходы.Разница между располагаемым доходом и личным потреблением называется личными сбережениями. S = DI – C
Кейнсианская функция потребления выражается следующей форму-
лой:C = A + MPC · DI, (3.2)
где DI – текущий располагаемый доход, (доход после выплаты налогов) А –
уровень автономного потребления.
Автономное потребление -расходование денежных средств, которое не зависит от текущего дохода. Уровень автономного потребления зависит от кредитоспособности данного экономического агента либо от величины его перманентного дохода.Величина, на которую совокупные расходы меньше уровня ВВП при полной занятости, называется рецессионным разрывом. Рецессионный разрыв имеет место и в том случае, если часть сбережений не трансформируется в инвестиции. В этом случае сбережения тезаврируются. Недостаток расходов оказывает депрессионное воздействие на экономику. Величина, на которую совокупные расходы превышают уровень ВВП при полной занятости, называется инфляционным разрывом. Инфляционный разрыв имеет место и в том случае, если часть ранее тезаврированных денежных средств превращаются в инвестиции.Равновесный объём производства определяется при помощи двух методов: (1) метод сопоставления расходов и объёма производства и (2) метод изъятий и инъекций.
Согласно первому методу равновесный объём производства есть тот, ко-
торый обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объёма продукции. Равновесие нарушается в том случае, если часть дохода, которыйдолжен обеспечить адекватное потребление, не будет потреблён. Непотреблённая часть дохода представляет собой денежное изъятие в экономике. Так как сбережения всегда наличествуют в экономике, одного только потребления недостаточно для того, чтобы весь объём производства был реализован. Часть продукции приобретает форму средств производства или инвестиционных товаров. Равновесный объём производства достигается, и когда сбережения населения соответствуют инвестициям, т.е. изъятия денег из экономики равны инъекциям.
26.Средняя и предельная склонность к С и
S
.Понятие и расчет .
Средняя склонность к потреблению – это выраженная в процентах доля
располагаемого дохода идущего на потребление. APC = C / DI. Соответственно, средняя склонность к сбережению – это выраженная в процентах доля располагаемого дохода, превращающаяся в личные сбережения. APS= S/ DI.
APC
+
APS
= 1
Предельная склонность к потреблению (MPC) – это отношение прироста
потребления к приросту дохода, приведшего к увеличению потребления.
MPC = ΔC / ΔDI, причём 0 MPS) – это отношение изменения в уровне сбережений к изменению располагаемого дохода. MPS = ΔS / ΔDI, причём 0 MPC + MPS = 1. Следовательно, MPS = 1 — MPC
продолжение
--PAGE_BREAK--
27.Инвестиции и факторы воздействия на их величину.Ф-ии спроса на ивестиции .
Инвестиции – это вложения в активы предприятия с целью выпуска но-
вой продукции, повышения ее качества, увеличения количества продаж и прибыли.
Инвестиции могут осуществляться в основной капитал, в жилищное
строительство и в товарно-материальные ценности.
Инвестиции в основной капитал представляют приобретение фирмами
вновь произведенных капитальных благ, к числу которых относятся, например,
производственное оборудование, компьютеры и новые производственные здания. (Покупка, к примеру, старой баржи не является инвестицией.)
Инвестиции в жилищное строительство – приобретение новых домов,
квартир для собственного проживания или сдачи в аренду.
Инвестиции в товарно-материальные ценности есть изменение запасов
нереализованной готовой продукции, которые находятся в распоряжении предприятий.
Ожидаемая норма прибыли. Возрастание ожидаемой нормы прибыли
приводит к увеличению инвестиций.
Реальная ставка процента. Если ожидаемая норма прибыли превышает
реальную ставку процента, инвестирование будет выгодным, если оно окажется меньшим – нет. Реальная ставка процента – это очищенная от инфляции номинальная ставка процента.
Инвестиции являются самым нестабильным компонентом общих расходов.
28.Теория мультипликатора.Принцип акселератора.
Мультипликатор— экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а следовательно, и дохода). Численно мультипликатор (М) больше единицы и равен отношению: М = 1/ПСП, где ПСП — предельная склонность потребителя к потреблению данной продукции, товара; либо отношению равновесного ВНП к изменению объема инвестиций.
Принцип акселератора— Теория, в соответствии с которой совокупные чистые инвестиции зависят от ожидаемого изменения объема производства. Теория утверждает, что фирмы стараются поддержать постоянное отношение требуемого основного капитала к ожидаемому объему производства. В приведенном простейшем варианте не учитывается роль ставки процента, что является концентрированным выражением кейнсианского взгляда на основные факторы капиталовложений. В более сложной форме, называемой гибким акселератором, на коэффициент акселерации А оказывает влияние стоимость приобретения и использования капитала, а в еще более гибких вариантах учитывается значительный лаг, характерный для некоторых инвестиционных проектов. В результате только определенная доля разрыва между действительным и желательным объемом основного капитала будет компенсирована с помощью инвестиций в любой период времени. Указанный принцип играет важную роль в объяснении экономического цикла, например через взаимодействие мультипликатора и акселератора, а также в теории экономического роста, особенно в модели Харрода-Домара.
30.Спрос и предложение денег.Спрос на деньги: для сделок и со стороны активов.Общий спрос на деньги
Современная денежная система. Денежная система – исторически
сложившаяся и законодательно закрепленная государством форма организации денежного обращения.
Денежное обращение подразделяется на налично-денежное и безналичное.
Наличные деньги – это бумажные (металлические) деньги, искусственно
наделенные государством силой платежного средства.
Безналичное обращение – это изменение остатков денежных средств на
банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца денежного счета.
Существуют две основные теории происхождения денег – рационалистическая и эволюционная. Согласно первой люди сами договорились, что считать деньгами; согласно второй наиболее удобный для использования в качестве денег товар был «вытолкнут» другими товарами на роль всеобщего эквивалента.
Деньги хранят, руководствуясь следующими мотивами.
Мотив равномерного распределения дохода во времени. Сила этого мотива зависит от частоты выдачи заработной платы. Мотив предосторожности
заключается в том, чтобы обеспечить резерв для всякого рода случайностей,
требующих внезапных расходов. Спекулятивный мотив имеет место тогда, когда деньги сохраняют, ожидая в будущем повышения их покупательской способности.Спрос на деньги для сделок предъявляется экономическими агентами для осуществления различных платежей, покупок товаров и оплаты услуг. Измеряется пропорционально номинальному ВВП (MV = PQ).
Спрос на деньги со стороны активов предъявляется экономическими
агентами, исходя из функции денег как средства сохранения стоимости. Деньги обеспечивают ликвидность активов, но они не приносят доход; поэтому объём спроса на деньги со стороны активов находится в обратной пропорции со ставкой процента.
31.Структура и агрегаты денежного предложения.Механизм воздействия
S
м на объем ВВП
Денежный агрегат М1 включает в себя наличные деньги, трансакционные
депозиты (депозиты, которые могут быть переведены другим лицам с помощью чеков) и вклады до востребования. Характеризуются наибольшей ликвидностью. Денежный агрегат М2 включает в себя М1 и кроме того: сберегательные вклады, срочные вклады и взаимные фонды денежного рынка. Денежный агрегат М3 включает в себя М2 и депозитные сертификаты, т.е. срочные депозиты с крупными номиналами. Депозитные сертификаты могут быть проданы их владельцами до наступления срока погашения. Агрегат L – самый широкий денежный агрегат, включает в себя денежный агрегат М3, а также различного рода ценные бумаги.
Классификация денежных агрегатов делается для измерения величины
денежной массы в экономике, а также для управления ею.
Предложение денег в экономике осуществляет центральный банк следующими способами.
1. Эмиссия денежных знаков;
2. Покупка у населения долговых обязательств правительства, ранее
проданных им населению;
3. Займы финансовым организациям (коммерческим банком);
4. Посредством уменьшения нормы обязательных резервов банков;
5. Скупая иностранную валюту.
32-33.Равновесие на денежном рынке.Рынок денег,%-ые ставки и кривая совокупного спроса.
Кривая IS отражает обратную функциональную зависимость между процентной ставкой и совокупным спросом. Каждой ставке процента (R) соответствует равновесный уровень совокупного спроса (AD) и совокупного предложения (AS) при постоянстве остальных показателей, ибо бывает макроэкономическое равновесие на низком уровне, соответствующее высокой процентной ставке, и макроэкономическое равновесие на высоком уровне, соответствующее низкой процентной ставке. Увеличение государственных расходов, снижение налогов или же увеличение ожидаемого располагаемого дохода приводит к сдвигу кривой IS вправо.
Кривая LM показывает взаимосвязь совокупного спроса и процентных ставок в условиях равновесия на денежном рынке при данном уровне денежных остатков (M/P). Имеет положительный наклон. Это значит, что при деньгах фиксированной покупательской способности увеличение процентной ставки требует расширения предложения денег, чтобы рынок денег сохранил равновесие. (Равновесие на денежном рынке характеризуется равенством объёма спроса на деньги объёму предложения денег.) Повышение уровня цен (уменьшение M/P) ведёт к сдвигу кривой LM влево, понижение цен – наоборот.
Пересечение кривых IS и LM отражает ситуацию, при которой рынок денег и рынок товаров оказываются в одновременном равновесии.Аппарат кривых IS – LM позволяет отделять эффекты
воздействия кредитно-денежной политики от бюджетно-налоговой политики.Увеличение расходов государства приводит к повышению процентной ставки и совокупного спроса. Совокупный спрос увеличивался бы на величину денежного мультипликатора (АВ), если бы не эффект вытеснения, который проявляется в том, что вмешательство государства в экономику при фиксированном денежном предложении приводит к избыточному спросу на денежные остатки и вытеснению части инвестиций. В результате равновесие установится в точке С.
В результате процентная ставка повысится, но увеличится и объем общественного производства. Рост налогов, снижение государственных расходов, или же ожидаемого располагаемого дохода приводит к снижению совокупного спроса при данной ставке процента, что означает сдвиг кривой IS влево. В результате процентная ставка понизится, но уменьшится и объем общественного производства.
34.Крайний кейнсианский и монетаристский случай в
IS
-
LM
.Ликвидная ловушка и пути ее преодоления
1. Крайняя форма монетаризма, представленная вертикальной формой кривой LM утверждает, что изменения в фискальной политике не влияют на совокупный спрос. Сдвиг кривой IS приводит только к увеличению процентной ставки. Имеет место полное вытеснение, т.е., рост государственных расходов
полностью компенсируется уменьшением частного потребления и инвестиций.В рамках данной модели денежно-кредитная политика оказывается очень эффективной в плане воздействия на уровень равновесного совокупного спроса.
2. Крайний кейнсианский случай характерен горизонтальной формой кривой LM. Имеет место при крайне низкой процентной ставке. В этом случарасширительная бюджетно-налоговая политика оказывается крайне эффективной, имея высокий стимулирующий эффект, в то время как кредитно-
денежная оказывается бесполезной, так как дальше уже невозможно понижать процентную ставку. В рамках данной модели эффективной оказывается экспансионистская бюджетно-налоговая политика.
Такое положение вещей в экономике было названо ликвидной ловушкой: низкая процентная ставка не в состоянии компенсировать все экономические риски, сопряженные с предоставлением денег в ссуду, тогда как высокая процентная ставка продуцирует дополнительные риски ликвидности. В результате никакая – ни высокая, ни низкая – процентная ставка оказывается невозможной: деньги предпочитают хранить либо в форме наличности, либо обращают в иностранную валюту. Устраняется ликвидная ловушка формированием инфраструктуры доверия между субъектами хозяйствования в экономике, на-
пример, расширением ломбардного списка, либо формированием ипотечного кредитования.
Для Республики Беларусь более приемлема кейнсианская модель.
35.Правительственные закупки и совокупный спрос.Механизм дейтсвия БНП.БНП в РБ.
Бюджетно-налоговая политика осуществляется посредством манипулирования государственным бюджетом, т.е. правительственными расходами и налогообложением, для преодоления спада или инфляции. Целью бюджетно-налоговой политики является достижение равновесного объёма производства.Государственные решения в области налогов в совокупности составляют фискальную политику государства. Краткосрочные цели БНП дифференцируются в зависимости от фазы цикла деловой конъюнктуры. Это может быть преодоление рецессии, сдерживание инфляции, борьба против стагфляции и т.п. Долговременной целью БНП является достижение полной занятости.Особенностью бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь является крайне незначительная роль автоматических стабилизаторов в связи с преобладанием косвенных налогов и малыми пособиями по безработице. БНП Республики Беларусь носит главным образом дискреционный характер. Долгое время в Республике имела место незагруженность производственных мощностей, а потому оправданной была стимулирующая бюджетно-налоговая политика. Государство обладает ограниченными возможностями привлекать внутренние ресурсы для финансирования дефицита государственного бюджета (когда дефицит этот необходим), а потому акцент делается на кредитные ресурсы международных организаций. Значительный удельный вес косвенных налогов снижает конкурентоспособность белорусской промышленности.
36.БНП и ее осн.инстр-ты.Дискреционная БНП.
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью увеличения объёма производства, предотвращения спада и контроля над инфляцией. Увеличение государственных расходов приведёт к росту величины равновесного ВВП. Уменьшение – наоборот. Увеличения налогообложения приводит к сокращению дохода после уплаты налогов и сокращению равновесного ВВП.
В период спада проводится стимулирующая бюджетно-налоговая поли-
тика. В период инфляции политика ограничения деловой активности.
Если ситуация спада имеет место при сбалансированном государствен-
ном бюджете преодоление спада посредством должно происходить в направлении дефицита бюджета. Существуют два различные способы финансирования дефицита: (1) посредством выпуска новых денег и (2) за счёт займов у населения. Если правительство продаёт свои долговые облигации, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые ресурсы. Эффект вытеснения: в результате государственного экспансионизма какое-то количество частных инвестиций становятся невозможными. Если же дефицит гос. бюджета финансируется посредством выпуска дополнительных денежных знаков,
эффекта вытеснения может и не быть в силу действия денежной иллюзии.
В случае инфляции при сбалансированном государственном бюджете
осуществляется бюджетный профицит, т.е. правительство добивается превы-
шения доходов государства над расходами. Антиинфляционный эффект этого излишка может реализовываться двумя способами: (1) правительство может использовать дополнительные средства для погашения государственного долга.
Однако в результате скупки долговых обязательств на рынок попадают дополнительные денежные знаки. Облигации дорожают в результате этой скупки на большую величину, нежели оказывается дополнительных денег; поэтому инфляционный эффект есть. Второй способ антиинфляционной политики заключается в изъятии денежного излишка из экономики (в пенсионные фонды). Этот
способ гораздо более действенный.
37.Налоги как основной элемент БНП.Налоги: сущность, цели, классификация, виды и формы.Кривая Лаффера.Налоговый мультипликатор.Мультипликатор сбалансированного бюджета.
Налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми налогами облагаются
непосредственно доходы индивидуумов и предприятий. Это подоходные и
имущественные налоги. Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги.
Косвенные налоги собирать легче, чем прямые налоги. Это налоги с продаж и торговые тарифы. Налоговая система осуществляет фискальную, стимулирующую и контролирующую функции. Прогрессивная налоговая система осуществляет сбор налогов по принципу: «больше имеешь – больше платишь». Регрессивная налоговая система – наоборот: «меньше имеешь – больше платишь».
Как правило, комплекс косвенных налогов относится к регрессивной налоговой системе. Пропорциональная налоговая система предполагает, что средняя налоговая ставка остаётся неизменной, независимо от размеров дохода..
Налоговый мультипликатор (Мt):
Mt = MPC / MPS
КРИВАЯ ЛАФФЕРА:налоговая ставка большая-меньше собирают налогов
38.Критические доводы против активизма БНП.Эффект вытеснения
Существуют три аргумента против активной БНП:
1. Временной промежуток распознавания фазы делового цикла. Иногда
проходит достаточно много времени между началом спада и моментом
фиксирования спада.
2. Бюрократическая задержка. Очень часто проходит много времени
между моментом фиксации спада и периодом реализации должных
мер.
3. Функциональное запаздывание. Проходит много времени и между тем
периодом, когда должные меры против спада реализованы и тем периодом, когда они начинают оказывать влияние на экономику.Бюджетно-налоговая политика имеет своей целью не только стабилизацию экономического положения, но и эффективное распределение ресурсов.
Правительство может увеличивать налоги в тех отраслях, расширение которых не входит в его планы, и субсидировать прогрессивные отрасли. Ещё одна цель БНП – уменьшение степени социального неравенства в стране.
Эффект вытеснения: в результате государственного экспансионизма какое-то количество частных инвестиций становятся невозможными. Если же дефицит гос. бюджета финансируется посредством выпуска дополнительных денежных знаков,
эффекта вытеснения может и не быть в силу действия денежной иллюзии. В случае инфляции при сбалансированном государственном бюджете осуществляется бюджетный профицит, т.е. правительство добивается превышения доходов государства над расходами. Антиинфляционный эффект этого излишка может реализовываться двумя способами: (1) правительство может использовать дополнительные средства для погашения государственного долга.
Однако в результате скупки долговых обязательств на рынок попадают дополнительные денежные знаки. Облигации дорожают в результате этой скупки на большую величину, нежели оказывается дополнительных денег; поэтому инфляционный эффект есть. Второй способ антиинфляционной политики заключается в изъятии денежного излишка из экономики (в пенсионные фонды). Этот способ гораздо более действенный.
39.Недискреционная фискальная система: «встроенные стабилизаторы».НФП.
Недискреционная фискальная политика основывается на том, что
величина налогов изменяется пропорционально изменению ВВП. Следовательно, при падении ВВП будут падать и налоговые поступления, что окажет на экономику некоторый стимулирующий эффект. Наоборот, расходы на пособия по безработице и оказание социальной помощи возрастут, что также оказывает стимулирующее значение. Во время экономического подъёма всё происходит
наоборот, налоги увеличиваются, а трансфертные платежи несколько уменьшаются, что имеет антиинфляционный эффект.
Автоматические стабилизаторы – это такие механизмы в экономике,
действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса.
Главными автоматическими стабилизаторами являются пособия по безработице и подоходный налог. В качестве встроенных стабилизаторов они представляют собой комплекс мер, имеющих тенденцию увеличивать дефицит государственного бюджета в период спада и увеличивать профицит в период инфляции.Преимущество этого метода регулирования экономики состоит в его автоматизме, когда не надо принимать требующие продолжительного времени специальные решения, направленные на стабилизацию экономического положения.
Существует мнение, что именно из-за действия автоматических стабили-
заторов спады в развитых странах стали меньше и короче. Их действие приводит и к замедлению восстановления экономики после спада.
40.Рынок ценных бумаг
Рынок ценных бумагСуществует множество способов классификации рынков ценных бумаг:
По характеру движения ценных бумаг (первичный, вторичный).
По виду ценных бумаг (р-к облигаций, р-к акций, р-к производных финансовых инструментов).
По форме организации (биржевые и внебиржевые).
По территориальному принципу (международные, национальные и региональные рынки).
По эмитентам (рынок ценных бумаг предприятий, рынок государственных ценных бумаг и т. п.).
По срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг).
По видам сделок (кассовый рынок, форвардный рынок и т. д.).
По отраслевому принципу.
Классификация по характеру движения ценных бумаг
Первичный рынок — на котором происходит размещение новых ценных бумаг.
Вторичный рынок — место основной купли-продажи ранее выпущенных активов. Именно со вторичным рынком лучше всего знаком начинающий инвестор, поскольку биржи как раз относятся ко вторичному рынку.
Третий рынок охватывает торговлю зарегистрированными на бирже ценными бумагами за пределами самой биржи.
Четвёртый рынок — электронные системы торговли крупными пакетами ценных бумаг напрямую между институциональными инвесторами. Самые известные системы четвёртого рынка.
Показатели состояния рынка ценных бумаг
Состояние рынка ценных бумаг можно оценить по нескольким основным показателям, рассчитываем отдельно для рынка акций и для рынка долговых инструментов (преимущественно облигации).
Основным из них является отношение капитализации р-ка акций (облигаций) к ВВП (определяется как отношение объема находящихся в обращении соответствующих ценных бумаг к ВВП).
Проблемы сравнения рынков акций (облигаций) для стран с формирующимися и развивающимися финансовыми рынками усложняются тем, что ликвидность этих рынков низка либо они практически неликвидны. Вследствие этого общий объем капитализации не является полностью информативным показателем относительно размера ликвидной массы акций (либо облигаций), принимающих участие в обращении. Поэтому реальное качественное состояние национального рынка ценных бумаг и уровень его стабильности можно определить, анализируя вместе с объемом капитализации объем обращения акций (облигаций), что характеризует ликвидность рынка. Уровень ликвидности рынка определяется как отношение объема оборота соответствующего финансового инструмента к объему капитализации рынка.
Модели рынка
Исторически существуют три условные модели фондового рынка в зависимости от банковского или небанковского характера финансовых посредников:
Небанковская модель (США) — в качестве посредников выступают небанковские компании по ценным бумагам.
Банковская модель (Германия) — посредниками выступают банки.
Смешанная модель (Япония) — посредниками являются как банки, так и небанковские компании. продолжение
--PAGE_BREAK--
41.Банки и создание кредитной системы денег.М –денежного предложения
Денежно-кредитная система призвана перераспределять расходы субъектов хозяйствования и государственного сектора во времени. Включает в себя:
(1) базу кредитно-денежной системы; (2) инструменты кредитно-денежной политики. Кредитно-денежная политика представляет собой манипулирование специфическими инструментами кредитно-денежной системы в целях регулирования деловой конъюнктуры. Субъект- центральный банк. Вместе с системой финансовых экономических институтов он образует двухуровневую банковскую систему.
Кредитная система – совокупность кредитных отношений и институтов,
организующих эти отношения.
Коммерческий банк – банк, аккумулирующий денежные средства экономических агентов и предоставляющий ссуды
Коммерческая банковская система может создавать деньги, умножая избыточные резервы через механизм денежного мультипликатора.
М = 1/R, где М – денежный мультипликатор, а R – требуемая центральным банком обязательная резервная норма.
42.Понятие ДКП.ДКП в РБ
Понятие и цели денежно-кредитной политики (ДКП). ДКП представляет собой осуществляемое центральным банком манипулирование денежной массой или процентной ставкой с целью достижения полной занятости. Частными целями ДКП могут быть стабильный уровень цен и ликвидация циклического спада в экономике.
Особенности ДКП Республики Беларусь
В Республике Беларусь, как и в других странах, существует двухуровневая кредитная система. Первый уровень: Национальный банк Беларуси; второй
уровень: коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения.
Национальный Банк:
· осуществляет эмиссию национальных денежных знаков;
· организует обращение денежных знаков и их изъятие из обращения;
· определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
· осуществляет общий надзор за деятельностью банковских институтов;
· представляет кредиты коммерческим банкам;
· управляет счетами правительства;
· создает и накапливает золотовалютные резервы.
Особенности ДКП определяются низким уровнем доверия между субъектами хозяйствования страны, стало быть, слабой денежно-кредитной базы, а
также низким уровнем монетизации страны. Предпринимаются меры, направленные на ликвидацию этих ущербностей.
43.Политика «дорогих» и «дешевых» денег в КПД.
Скупка облигаций государственного долга у населения
или же коммерческим банков повышают цену облигаций, увеличивают количество денег в экономике и уменьшают процентную ставку. Такая политика получила название политики «дешёвых денег». Напротив, продажа населению облигаций приводит к их удешевлению и изъятию из обращения денег, что увеличивает процентную ставку. Такая политика называется политикой «дорогих денег».
44.Основные инструменты ДКП
1 инструмент кредитно-денежной политики: при
уменьшении центральным банком обязательной резервной нормы, увеличивается денежный мультипликатор и умножается способность банков создавать новые деньги.
2 инструментом кредитно-денежной политики является учётная
ставка процента (ставка рефинансирования), которая являет собой процент за
ссуды центральным банком коммерческим банкам, устанавливаемый центральным банком и выплачиваемый коммерческими банками. При уменьшении учётной ставки коммерческие банки увеличивают свои резервы и увеличивают количество ссуд; при увеличении учётной ставки процента, наоборот, общая величина кредитов населению уменьшается.
3 инструментом кредитно-денежной политики являются операции
на открытом рынке.
Центральный банк осуществляет и валютные операции, в процессе которых банк продаёт или покупает активы, выраженные в иностранной валюте, с
целью поддержать национальную валюту или же обесценить её.
ещё один инструмент кредитно-денежной политики – увещевание. Суть его в том, что руководство центрального банка делает заявление о состоянии экономики с целью побудить экономических агентов предпринять те или иные действия.
45. Монетаризм и количественная теория денег.
Направление экономической теории, придающее особое значение деньгам как ключевому агрегату деловой конъюнктуры. Решительно выступает против макроэкономического вмешательства государства в экономику. Главная макроэкономическая рекомендация монетаристов — «слепое» де- нежное правило в противовес дискреции. Эклектичными представляются их попытки совместить политику фиксирования денежной массы и экономический либерализм, поскольку фиксирование денежной массы в эпоху фидуциарных денег не может собой представлять одну только математическую операцию. Основателем монетаризма является Милтон Фридмен (род. В 1912 г) Основная работа – «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963).
Денежное правило М. Фридмена - макроэкономическая рекомендация консолидированному правительству ограничиваться увеличением денежной массы каждый год на 3-5 % (пропорционально ожидаемому среднему росту натурального ВВП). Одной из своих предпосылок имеет убеждённость в способности консолидированного правительства фиксировать денежную массу, что в эпоху фидуциарных денег представляется сомнительным. Может быть поставлено под сомнение также и по той причине, что национальное богатство может увеличиваться не только посредством прироста ВВП.
Когда налоговые ставки достигают определённой величины, налоговые поступления начинают уменьшаться вследствие того, что многие субъекты хозяйствования, не выдерживая тяжести налогов, либо уходят в тень, либо прекращают своё дело. Эта параболическая зависимость называется кривой Лаффера.
46.Роль государства в трансформационной эк-ке
Государство в трансформационной экономике играет противоречивую роль.С одной стороны, государство должно активно реализовывать экономические реформы; с другой стороны, возрастание активности государства в экономической жизни усиливает склонность основных субъектов хозяйствования во всем полагаться на государство. Отсюда проистекает возможность трансформациионного кризиса:, в ходе которого государство оказывается на перепутье: либо проводить экономические реформы, либо руководствоваться коллективной волей большинства населения страны, в массе своей очень настороженно относящейся к экономическим реформам.
Микроэкономические меры государства сводятся к тому, чтобы участвовать во всеобщем разделении труда, производя то, что рынок производить не может, и будучи, таким образом, частью народнохозяйственного комплекса. В трансформационной экономике государство должно создать инфраструктуру рынка и установить единые «правила игры». Макроэкономические меры государства в трансформационной экономике предполагают воздействие на всю экономику в придании динамике экономического развития стабильности и устойчивости.
Итак, в трансформационной экономике необходимо создать нормальную рыночную инфраструктуру:
· розничная торговая сеть, товарные биржи;
· сфера обращения капитала: фондовые и валютные биржи;
· сфера рынка труда;
· образовательные учреждения;
· банки;
· страховые учреждения.
В числе макроэкономических мер выделяются следующие:
1) Реформы в земледелии:
· реструктуризация убыточных колхозов;
· формирование фермерских хозяйств
· создание ипотечного кредитования
· поддержание цен на землю на определённом уровне
· создание единого рыночного и коммуникативного пространства частных хозяйств в земледелии
2) Реформа здравоохранения:
· расширение сферы платных медицинских услуг при сохранении возможности получить бесплатную медицинскую помощь в крайних случаях;
· стимулирование граждан заботиться о собственном здоровье;
· создание инфраструктуры частного здравоохранения.
47.Монетаризм.Денежное правило и критические доводы о монетаризме.
Монетаризм – направление экономической теории, придающее особое значение деньгам как ключевому агрегату деловой конъюнктуры. Решительно выступает против макроэкономического вмешательства государства в экономику. Главная макроэкономическая рекомендация монетаристов — «слепое» денежное правило в противовес дискреции. Эклектичными представляются их попытки совместить политику фиксирования денежной массы и экономический либерализм, поскольку фиксирование денежной массы в эпоху фидуциарных денег не может собой представлять одну только математическую операцию.
Основателем монетаризма является Милтон Фридмен (род. В 1912 г) Основная работа – «Монетарная история Соединённых Штатов» (1963). Денежное правило М. Фридмена — макроэкономическая рекомендация консолидированному правительству ограничиваться увеличением денежной массы каждый год на 3-5 % (пропорционально ожидаемому среднему росту натурального ВВП). Одной из своих предпосылок имеет убеждённость в способности консолидированного правительства фиксировать денежную массу, что в эпоху фидуциарных денег представляется сомнительным. Может быть поставлено под сомнение также и по той причине, что национальное богатство может увеличиваться не только посредством прироста ВВП.
Когда налоговые ставки достигают определённой величины, налоговые поступления начинают уменьшаться вследствие того, что многие субъекты хозяйствования, не выдерживая тяжести налогов, либо уходят в тень, либо прекращают своё дело. Эта параболическая зависимость называется кривой Лаффера.
48.Соц.политика гос-ва: сущность, цели, принципы.
Социальная политика государства – это совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества.
Основные цели социальной политики:
· достижение полной занятости (тот, кто в состоянии зарабатывать сам,
должен иметь возможность это сделать);
· ликвидация бедности;
· социальное неравенство не должно вести к социальной напряженности
Основные функции социальной политики:
· стабилизация социальных отношений и социального положения всех групп населения
· стимулирование экономической и социальной активности населения
· гарантирующая функция (недопущение бедности)
· защитная функция, означающая помощь гражданам в условиях наступления состояния социального риска и кризиса.
Структурные звенья социальной политики:
Политика обеспечения занятости
Политика регулирования доходов населения
Политика социальных гарантий
Политика социальной защиты
Политика развития социального партнёрства
Политика защиты здоровья и экологической безопасности населения
Три принципа социальной политики:
принцип социального равенства перед законом, в области вероисповедания и т.п.
принцип социальной солидарности
принцип социальной справедливости (каждому по труду и в соответствиис возможностями)
Социальная политика осуществляется государством через систему социального обеспечения.
По уровню гарантий, предоставляемых населению, все системы социального обеспечения в развитых странах мира можно разбить на две группы: скандинавская и английская.
Скандинавская система исходит из следующих основных принципов:
— все проживающие в стране граждане имеют право на социальное обеспечение;
— все работающие имеют право на льготы, зависящие от заработка.
Английская система: граждане должны быть охвачены социальным страховым пособием и социальной помощью лишь в критических случаях (болезнь, пенсионный возраст, смерть, роды)
49.Распределение доходов в обществе.Кривая Лоренца, коэффициент Джинни, квентильный и децильный.Пол-ка гос-ва по респред. И перераспред. Доходов.
Критерии определения бедности. Для того, чтобы социальная защита населения имела эффективный характер, необходимо иметь чёткое представление о бедности.Бедность – это состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни. Существует несколько критериев бедности:
нормативный – по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора или минимальной потребительской корзины; статистический – когда в качестве бедных рассматривают первые 10% населения в ранжировании по доходам на душу населения; страфикационный – когда к бедным относят людей, ограниченных в возможностях самообеспечения (старики, инвалиды, безработные, иммигранты);
эвристический – исходя из оценок общественного мнения или позиций самого респондента достаточный или недостаточный уровень жизни; экономический – который определяет категорию бедных возможностями государства в поддержании их материальной обеспеченности.
В Республике Беларусь принят нормативный уровень определения бедности.
2.2. Измерение степени социального неравенства.
Кривая Лоренца иллюстрирует степень социальной дифференциации населения
страны.
Чем более выпукла кривая Лоренца, тем больше степень неравенства в данном обществе.
Коэффициент Джини позволяет выразить степень социального неравенства количественно. Определяется как отношение площади фигуры М к площади фигуры N (См. рис. 7.) Чем выше величина коэффициента, тем больше степень социальной дифференциации данного общества.Децильный коэффициент также используется для количественной оценки степени социального неравенства в обществе. Определяется как кратное соотношение между средними доходами 10% наиболее богатых граждан и 10% наиболее бедных граждан данного общества.
50.Гос.рег-ие занятости: стимули-ие зан-ти, увеличение числа раб.мест.Гибкие формы зан-ти.Программы рег-ия зан-ти.
Направления регулирования рынка труда. Факты конкретной экономической действительности показывают, что в странах с развитой рыночной экономикой практически уже несколько десятилетий как стали создавать и совершенствовать механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Кроме того, существует комплекс мер косвенного регулирования рынка труда: это налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика государства. Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.
В настоящее время идет активный поиск моделей регулирования рынка труда. Определение основных направлений, форм и методов регулирования рынка труда сдерживается неопределенностью конечных целей реформирования экономики, отсутствием окончательной стратегии экономического развития. Тем не менее, уже сейчас становление и развитие рынка труда предопределили пересмотр трудового законодательства в вопросах найма и увольнения, ликвидации нерентабельных предприятий, а также разработку мер содействия эффективному использованию рабочей силы и защите от безработицы, усилению социальных гарантий.
Практика показывает, что нет и не может быть единой политики, проводимой на рынке труда. Общероссийский рынок труда выступает как совокупность региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому большое значение имеет региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы.
Очевидно, что решение проблем безработицы требует комплексного подхода, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий — с местными инициативами. Центральные органы государственной власти должны были бы выступить гарантом обеспечения единого для всех регионов страны минимума социальных гарантий, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице.
Необходимость внедрения новых форм и методов регулирования занятости потребовала существенных изменений в структуре и функциях службы содействия найму.
Службы занятости — основные организационные структуры, осуществляющие на местах общегосударственную политику занятости. Опыт развитых стран свидетельствует о достаточно высокой результативности работы этих служб по снятию острых ситуаций на рынке труда.
Государственное регулирование занятости в макроэкономических моделях
Среди моделей, связанных с регулированием занятости и безработицы, наиболее известны две, основанные на классическом (неоклассическом) и кейнсианском (неокейнсианском) подходах. Они различаются оценкой возможностей и пределов государственного и рыночного регулирования национального хозяйства. Согласно классической теории механизм самокоррекции экономики, обеспечивающий эффективное распределение (перераспределение) и использование ресурсов труда, стал идеологическим фундаментом политики государственного невмешательства в сферу социально-трудовых отношений. Спонтанным регулятором занятости в данном контексте выступает собственно процесс производства товаров, обеспечивающий доход, необходимый и достаточный для закупки всей продукции на рынке. Поскольку предложение создает спрос, общее перепроизводство невозможно: обмен продукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и продажей не только товаров, но и факторов производства.
В классической (неоклассической) интерпретации цена труда гибко реагирует на любые изменения со стороны спроса или предложения, поддерживая занятость в равновесном состоянии. Ее отклонение от оптимального значения порождает избыток ресурса труда. Сегодня многие сторонники неоклассической теории решающее значение придают зависимости уровня безработицы от размера заработной платы.
51.Меры соц.защиты: правовые, эк-ие, соц-ые.Оценка прожиточного минимума
Правовые меры социальной защиты населения:
— принятие законов, выработка указов и распоряжений, позволяющих
идентифицировать социальные проблемы и наметить пути к их решению;
— принятие правовых мер для организации адресной помощи населения;
— выработка нормативов, определяющих пороговые значения уровня жизни;
— разработка эффективных принципов реформы пенсионной системы, а
также сферы здравоохранения.
Организационные меры социальной защиты сводятся к формированию институтов, которые могли бы выступать в качестве субъектов социальной политики.
Экономические меры социальной защиты населения подразумевают:
— эффективно функционирующую налоговую систему государства;
— достаточно объемные социальные фонды;
— разветвленная социальная инфраструктура: благотворительные фонды,
пенсионные фонды, доступное здравоохранение и образование, центры занятости и самозанятости и т.п.
52.Дискреционная политика в открытой эк-ке: случай большой и малой стран.
Основные взаимосвязи в открытой экономике. В открытой экономике сектор «заграница» играет столь значительную роль, что при анализе макроэкономических тенденций от него невозможно абстрагироваться.
Большие страны – страны, которые оказывают значительное воздействие на мировую экономику, так что изменения макроэкономических переменных внутри них вызывают изменения мировых макроэкономических переменных.
Малые страны: каждая из этих стран не оказывает на мировую экономику существенное значение, а потому переменные мировой экономики в каждой из этих стран рассматриваются как объективные показатели.
Республика Беларусь является малой открытой экономикой. Недавний финансовый кризис показал высокую зависимость белорусской экономики от процессов, происходящих в мировой экономике.
Паритет покупательской способности – это закон единой цены, требующий, чтобы любой товар, независимо от того, в какой стране он будет продаваться, имел одну цену. Р = ЕР*, где Е – обменный курс, Р* — цена товара в иностранной валюте на внешнем рынке, Р – внутренняя цена данного товара.
Арбитражем называется процесс, который обеспечивает фактическую реализацию закона единой цены. Арбитраж свободно осуществляется при следующих условиях: (1) нет естественных барьеров для торговли, таких как, например, транспорт; (2) Нет искусственных барьеров, таких как тарифы и квоты; (3) все товары участвуют в международной торговле; (4) товары примерно одинаковы и сопоставимы по своим параметрам.Под вывозом капитала в настоящее время понимаются «государственное и частное движение капитала, портфельные и прямые инвестиции, кредитыдругим странам, прочие легальные и нелегальные формы экспорта капитала.Утечкой капитала называют любую форму переброски ресурсов в другие, более благоприятные с точки зрения инвестиционного климата страны. Бегство капитала, имеет две трактовки, широкую и узкую. Согласно первой, под бегством капитала понимается отток краткосрочных частных капиталов спекулятивного характера. Согласно второй, бегство капитала отождествляется с бегством
от национальной валюты – процессом помещения ресурсов в инвалютные финансовые активы, которые не обязательно вывозятся из страны. Операции по перемещению капиталов также подвержены регулированию. Внутренним резидентам часто запрещено покупать иностранные активы, такие как облигации, акции и недвижимость или же держать деньги на счетах иностранных банков.Однако подобные запреты легко обойти.Утечки капиталов имеют место в результате разрыва между официальным и неофициальным обменными курсами. По закону экспортёры обязаны переводить свои доходы в страну по низкому официальному курсу. И тогда у экспортёров появляется стимул занижать свои счета, т.е. декларировать более низкие доходы, чем реально ими получены, чтобы оставить часть выручки за границей и затем перевести её по более высокому курсу чёрного рынка. Импортёрам же в этих условиях было бы выгодно завышать размеры своих закупок. В этом случае они получат от центрального банка валюту по низкому официальному курсу, которую они попытаются продать на чёрном рынке по более высокой цене.Концепция процентного арбитража заключается в том, что в случае отсутствия регулирования движения капитала устанавливается единая ставка процента: продаются ценные бумаги с малой доходностью и покупаются ценные бумаги с большой доходностью.
продолжение
--PAGE_BREAK--