Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты системыгосударственной поддержки малого и среднего бизнеса
1.1 Предпринимательство как объектгосударственного регулировании
1.2 Методы государственной поддержкималого и среднего бизнеса
1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого исреднего бизнеса
2. Современное состояние государственной поддержки малого исреднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояние развития малого и среднего бизнесав РК
2.2 Анализ системы государственно-финансового регулирования субъектовмалого и среднего бизнеса
2.3 Законодательно-правовые основы малого и среднего бизнеса
3. Совершенствование системы государственного регулированиямалого и среднего бизнеса в РК
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Первоедесятилетие экономических преобразований в странах, сбросивших давлениекомандно-административной системы управления, стало для них началом новогополитэкономического обустройства в векторе мирового развития.
Радикальныеи в целом последовательные рыночные преобразования в Республике Казахстан, каки во многих странах постсоветского пространства, позволили создать государствос динамично развивающейся рыночной экономикой, достичь стабильного роста ВВП,приемлемого уровня инфляции и относительной устойчивости обменного курса.
Банковскиекредиты предоставляются на чрезмерно жестких условиях, что побуждает крупныхотечественных промышленников обращаться за заемными ресурсами и консультациямик иностранным банкам, а предпринимателей среднего и малого звена — привлекатькредиты лишь, в крайнем случае. Банки не стремятся оказывать своим клиентамконсалтинговые услуги в реструктуризации с целью повышения ихкредитоспособности. Они в большей мере работают над поиском прибыльныхпроектов, тогда как их интересы зависят от экономической эффективностизаемщиков.
Заемщики,в свою очередь, не всегда соблюдают целевое и эффективное использованиекредитов, что обусловливает невыполнение обязательств по возврату кредитов ипроцентов за кредит.
Следуетучитывать, что решение задач, поставленных Стратегией развития «Казахстан — 2030», достижение устойчивого развития экономики в значительной мерепредопределены годом реализации Программы индустриально-инновационного развитияКазахстана до 2015 года, программой развития села, что в свою очередь требует преобразования накопленных сбережений в инновации. Для этого необходимыинструменты свободного перелива капитала в перспективные отрасли,обеспечивающие экономическую защищенность инвестиций.
Представленнаяхарактеристика определяет социально-экономическую значимость финансов вустойчивом развитии национальной экономики и обусловливает необходимостьтеоретического осмысления закономерностей, проблем и перспектив его развития.
Несмотряна множество исследований, связанных с общественным воспроизводством, многиетеоретические и методологические проблемы рыночной экономики в странахпостсоветского пространства слабо изучены. В первую очередь это касается проблемынационального капитала.
Актуальностьюкурсовой работы является объективная необходимость в функционированиифинансово- хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса.
Цель и задачи. Основная содержательнаяцель исследования состоит в разработке теоретико-методологической базыгосударственной поддержки, развития малого и среднего бизнеса. В соответствии снамеченной целью поставлены следующие основные задачи:
— характеристика государственного регулирования экономики Казахстана;
— разработкасхемы комплексной организации финансовой поддержки малого и среднего бизнеса;
— выработкапредложений по дальнейшему совершенствованию взаимоотношенийфинансово-кредитной системы с субъектами малого и среднего бизнеса, позволяющихболее эффективно решать вопросы кредитования малого бизнеса, а также вовлекатьв эти процессы дополнительные и альтернативные источника финансирования.
Предметомисследования являются экономические отношения, возникающие в процессевзаимодействия отдельных звеньев финансово-кредитной системы с субъектамибизнеса.
Теоретическойи методологической основой исследования послужили труды отечественныхученых-экономистов и зарубежных исследователей, законодательные и нормативныеакты Республики Казахстан.
Информационнойбазой исследования явились материалы Агентства Республики Казахстан постатистике. Агентства Республики Казахстан по регулированию естественныхмонополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. Министерстваиностранных дел, Национального банка Республики Казахстан, отдельных банков второгоуровня, субъектов малого бизнеса, а также материалы, опубликованные вофициальных периодических изданиях.
Впроцессе исследования были использованы методы системного анализа,экономико-статистическая обработка информации, сравнения, обобщения, компьютерноепрограммирование.
Практическаязначимость работы. Результаты исследования могут быть использованы вдеятельности Комитета по поддержке бизнеса Министерства индустрии и торговли,ЗАО «Фонд развития малого предпринимательства», центральных и местных органовисполнительной власти в проведении государственной, политики развития бизнеса,а также рекомендованы банкам второго уровня. Теоретические положения и выводыработы могут быть использованы в учебном процессе.
Структуракурсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискаиспользованной литературы.
предпринимательство государственная поддержка зарубежный
1.Теоретические аспекты системы государственной поддержки
1.1 Предпринимательствокак объект государственного регулирования
Государственноерегулирование предпринимательства призвано создать наиболее благоприятныеусловия для функционирования и повышения социально-экономической эффективностиданного сектора экономики. Малое предпринимательство — достаточно многогранноеи сложное экономическое явление. Рассмотрим сначала тенденции развития малогопредпринимательства, а затем систему государственного регулирования в этойобласти.
Понятиемалого предпринимательства. Предпринимательство — это особая инновационная форма производства, которая в соответствующихисторических и социально-экономических условиях становится преобладающей, что иобеспечивает всему общественному воспроизводству необходимую динамику. Этоособый вид бизнеса. Его цель — получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода.
Созданиеновой экономической системы вызвало необходимость решения вопроса обоптимальном соотношении различных по масштабам производственно-коммерческойдеятельности субъектов предпринимательства — малых, средних, крупных(корпоративных) предприятий.
Выделяютколичественный, качественней и комбинированный (экономический) подходы копределению малого и среднего предприятия.
При количественномподходе для выделения малых предприятий используются такие критерии, как числозанятых, объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. Между тем ничисленность работников, ни величина оборотного капитала, ни доля в рынке сбытане могут служить достаточными критериями для определения малогопредпринимательства, позволяющими выделить его и анализировать как феномен,имеющий экономическую и социальную специфику.
Качественныйподход предусматриваетиспользование следующих критериев: относительно небольшое число производимыхпродуктов (технологий, услуг, ноу-хау); сравнительно ограниченные ресурсы имощности; организация хозяйственной деятельности на рисковой и инновационнойоснове, на полной экономической ответственности, на персонифицированном игибком управлении. В соответствии с качественным подходом малое предприятиерассматривается не как уменьшенный вариант большой компании, а как организация,деятельность которой качественно отличается от деятельности крупных компанийвысокой степенью неопределенности, потенциально более высокой способностью квнедрению инноваций (в широком смысле), постоянным развитием, адаптируемостью кизменениям и др.
Комбинированный(экономический) подходоснован на выделении таких признаков, как небольшой рынок сбыта, не позволяющийфирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемоготовара; правовая независимость — собственник сам контролирует свой бизнес;персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвуетво всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений.
Дляразличных целей и задач правомерно использование разных подходов. Вэкономической литературе и на практике малое предпринимательство выделяетсяпреимущественно на основе количественных показателей.
Малоепредпринимательство — наиболее гибкая форма деловой жизни. Именно в этомсекторе экономики создается основная масса идей, которые являются питательнойсредой для среднего и крупного бизнеса; тем самым крупное производстводополняется возможностями малого предпринимательства. Являясь производителями ипотребителями товаров, малые предприятия (МП) имеют возможность чутко исвоевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
С другойстороны, малое предпринимательство в большей мере зависит в своей деятельностиот внутренней экономической конъюнктуры. Поэтому возникает необходимостьвыравнивания различия в объективных возможностях крупных и мелких предприятийпутем соответствующих регуляторов.
МПвынуждены вести конкурентную, борьбу за свои рынки с крупным отечественным ииностранным капиталом. Это обусловливает потребность малого предпринимательствав защите на внутреннем рынке путем проведения государством протекционистскойэкономической политики и формирования, определенных правил рыночных отношений,компенсирующих малому предпринимательству недостатки по сравнению с крупнымбизнесом. Государство заинтересовано в поддержке малого предпринимательства какпотенциального гаранта стабильности. В условиях перехода к рыночной экономикемалое предпринимательство заслуживает особой поддержки, исходя из его роли впреобразовании общества. В условиях Казахстана создание и развитие секторамалого предпринимательства могут стать основой социальной и производственнойреструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всегохозяйства страны к рынку. При этом государство в ответ на поддержку получаетвозможность формирования среднего класса, способного самостоятельно обеспечитьсобственное благосостояние и достойный уровень жизни, снимая определенную долюбремени социальной защиты. Кроме того, деятельность в сфере малого бизнеса достаточно эффективная форма пополнения бюджета страны.
Существеннои то, что неизбежная реструктуризация экономики объективно ведет к тому, чтовсе большее число граждан вынуждено заняться самостоятельнойпредпринимательской деятельностью. В этих условиях поддержка со стороныгосударства неизбежна и разумна, так как сектор малого предпринимательствабудет создавать новые рабочие места, обеспечит снижение уровня безработицы исоциальной напряженности в стране. Массовое развитие малого и среднего предпринимательстваспособствует изменению психологии иждивенчества по отношению к государству иснимает с него ряд серьезных забот.
Дальнейшеепроведение экономических реформ, становление рыночных отношений во многомзависят от развития МП, которые являются необходимым условием и слагаемымсоциально ориентированной конкурентной экономики. Без массового развития МПнельзя создать имманентную рыночному хозяйству многоукладную экономику,обеспечить многообразие и равноправие форм собственности и хозяйствования.
Малое исреднее предпринимательство в Казахстане развивается при слабой государственнойподдержке, недостаточной правовой защите, чрезмерно высоких налогах и дорогихкредитах, отсутствии ясной и целенаправленной промышленной политики.Эффективной деятельности МП мешают бюрократизм и взяточничество многихчиновников, а также незавершенность процесса формирования многообразия формхозяйствования. Указанные недостатки усиливаются размытостью правсобственности, несовершенством законов, нормативов и правовых актов,регулирующих предпринимательство в РК.
Кризисныеявления осени 1998г. нанесли серьезный урон развитию малого бизнеса, егорыночным позициям, по существу, отодвинув этот сектор хозяйствования к рубежам4—5-летней давности. Кризис также показал, что, хотя реформы формально создалисектор малого предпринимательства, тем не менее, государством пока необеспечены достаточные условия для его стабильного функционирования и высокойхозяйственной и социальной результативности.
1.2Методы государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Важнейшие направления государственной поддержки малогопредпринимательства:
— формирование инфраструктуры поддержки и развития малого исреднего предпринимательства;
— создание льготных условий использования субъектами малого исреднего предпринимательства государственных финансовых,материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-техническихразработок и технологий;
— установление упрощенного порядка регистрации субъектовмалого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификациипродукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерскойотчетности;
— поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малогои среднего предпринимательства, включая содействие их торговым,научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежнымигосударствами;
— организация подготовки, переподготовки и повышенияквалификации кадров для малых предприятий.
К настоящему времени в РК сложились и функционируют системыналогообложения малых и средних предприятий.
Общеустановленная система, при которой малые предприятия ииндивидуальные предприниматели платят те же налоги, что и другиеналогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог наприбыль и др. При этом малые предприятия получают
помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенныхусловиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с — необлагаемымминимумом. Упрощенная система налогообложения в форме единого налогана доход или выручку малых предприятий. Единый налог на вмененный доход дляопределенных видов деятельности. Объектом налога здесь выступает потенциальновозможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физическогопоказателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
Были также приняты программы поддержки малого и среднего предпринимательства:«Программа государственной поддержки малого предпринимательства». Всоответствии с этой программой фонду поддержки малого предпринимательства быливыделены ассигнования из бюджета на финансирование приоритетных мероприятийданной программы. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а такженесогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программане была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чутьбольше половины (53%), частично — одна четверть (25%) и не выполнено 22%намеченных мероприятий. Определенное внимание уделяется развитию малого исреднего предпринимательства в регионах РК. Почти во всех регионах разработанысобственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из нихсозданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства. Необходимо отметить, что всоответствии с проводимой Национальным банком политикой наметились позитивныетенденции в развитии банковской системы.
Такжеодной из главных причин отказа банков в кредите является отсутствие у субъектовмалого и среднего бизнеса ликвидного, с точки зрения банка, обеспечения. Приэтом, наблюдается занижение банками оценочной стоимости закладываемогоимущества, которая составляет от 50% до 85% рыночной стоимости.
В этойсвязи, в целях создания предпосылок для перехода на более высокий уровеньразвития предпринимательства в Казахстане, необходимо создание альтернативныхсхем и новых форм государственной поддержки малого бизнеса, изучениесовременных финансовых механизмов и технологий в развитых и развивающихсястранах и внедрение их в отечественную практику.
Проведенныйанализ состояния и проблем развития малого и среднего бизнеса, показал, чтонаряду со многими факторами и причинами, сдерживающими его развитие, до сих порв числе важнейших остаются финансовые, а именно: сложности в доступностибанковских кредитов, неразвитость прогрессивных и альтернативных формфинансово-кредитной инфраструктуры, а также проверенных в мировой практикеметодов и форм взаимно заинтересованных отношений финансово-кредитной системы,государства и малого бизнеса.
Механизмэффективного кредитования банками субъектов малого бизнеса: оказание финансовойподдержки малому бизнесу путем создания и развития небанковских кредитныхучреждений.
В связис этим, необходимо отметить, что в Казахстане практически сформированозаконодательство по поддержке и защите малого бизнеса.
Так, спринятием Закона «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19июня 1997 года, к субъектам малого предпринимательства относятся индивидуальныепредприниматели, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества(кроме акционерных обществ) — предприятия со среднегодовой численностьюработников не более 50 человек и общей стоимостью активов в среднем за год несвыше шестидесяти тысяч расчетных показателей. Кроме того, в данном правовомакте были конкретно определены основные направления и меры по государственнойподдержке малого предпринимательства.
Какизвестно, необходимым условием создания благоприятных условий для развитиябизнеса является предоставление реальной возможности субъектам малого исреднего бизнеса для сбыта производимой продукции. В этих целях в Законе «Огосударственных закупках» было предусмотрено их участие в производствепродукции (работ, услуг) для государственных нужд. Однако предоставлениепреференций носило чисто декларативный характер. Поэтому отдельным пунктомзаконодательно закреплен порядок формирования заявок субъектов малого бизнеса.
Внастоящее время многие малые предприятия предлагают на внутреннем рынке низко технологичнуюпродукцию и простейшие виды услуг. Это связано с тем, что объем их возможногопотребления определяется спросом населения, перерабатывающих предприятий, атакже государства в лице организаций, финансируемых из бюджета. В этой ситуациинеобходимо внести в Закон «О государственных закупках» переченьнормативно-правовых мер, ориентирующих повседневный спрос бюджетных организацийна приобретение на тендерной основе фиксированного объема продукции и услуг усубъектов малого бизнеса, при этом в законодательном порядке наложить запрет напокупку импортных товаров, аналоги которых производятся в Казахстане малымипредприятиями.
Насегодняшний день поддержка, рост и развитие предпринимательского движения всфере малого и среднего бизнеса является приоритетным направлениемгосударственной политики Казахстана.
Проведенныйв работе анализ взаимоотношений субъектов малого и среднего бизнеса с бюджетомпоказал, что доходы государства должны увеличиваться не за счет повышенияналоговой ставки и налогового бремени, а за счет расширения налоговой базы, врезультате увеличения количества действующих на рынке предприятий, выходавследствие облегчения налогов из нелегального бизнеса множества субъектовмалого предпринимательства.
Снижениезалоговой нагрузки на предпринимателей позволит также увеличить размерсобственных средств предприятий, что, во-первых, уменьшит их потребность взаемных средствах для развития своей деятельности; во-вторых, улучшиткоэффициенты кредитоспособности заемщика, если все-таки возникнет необходимостьв дополнительных финансовых ресурсах.
1.3 Зарубежныйопыт государственной поддержки малого и среднего бизнеса
Малые и средние предприятияобеспечивают прирост новых рабочих мест, что позволило значительно сократитьбезработицу в зарубежных странах.
Малыепредприятия эффективны не только в потребительской сфере, но и какпроизводители необходимых для производства конечной продукции отдельных узлов ималых механизмов, полуфабрикатов и других элементов, выпуск которых невыгоденкрупным предприятиям. Все это обосновывает необходимость комплексного подхода копределению места роли малых предприятий в экономике. В маломпредпринимательстве кроются большие резервы, которые можно эффективноиспользовать и в нашей стране. Например, малые и средние фирмы США производят40% ВНП и половину валового продукта частного сектора, в том числе: вобрабатывающей промышленности — 21%, строительстве — 80, оптовой торговле — 86,в сфере обслуживания — 81%. На этих предприятиях сосредоточена половина всехработников, занятых в частном секторе. Они обеспечивают создание и освоениеоколо половины всех нововведений в экономике США, относящихся к сференаучно-технического прогресса. При этом в среднем на один доллар затрат онивнедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия. В последниегоды ускорились концентрация и централизация капитала в странах Европы, например,в стальной промышленности Бельгии, нефтяных концернах Испании, в АПК Дании иНидерландов, а также в концернах стали, фармацевтики, деревообработки Швеции, вчасовой промышленности Швейцарии, в автомобильной промышленности Германии.Важнейшая черта концентрации и централизации капитала состоит в том, чторазорение многих мелких и средних фирм не привело к исчезновению малогобизнеса. Он проявил живучесть, способность к воспроизводству и одновременновызвал интерес к себе со стороны крупных концернов. Мелкие и средние фирмыутаскивают специализированные ниши, где выступают субподрядчиками концернов вкрупносерийном производстве. В Западной Европе примерно половина продукцииобрабатывающей промышленности изготавливается на мелких и средних предприятиях.Не являясь монопольными, они все свои усилия направляют на приспособление квнутренним условиям производства и сбыта. Транснациональные корпорациипредоставляют им возможность первыми опробовать производство новой продукции,чтобы затем самим перейти к массовому производству. Место разоряющихся мелкихфирм занимают новые, т.е. происходит их воспроизводство. Примечательно, что вкризисные годы занятость в мелком бизнесе не сокращалась.
В СШАвсе большее развитие получает семейный и надомный малый бизнес. При этом самопонятие «надомный бизнес» не следует трактовать слишком упрощенно, буквально.Есть виды предпринимательской деятельности, которые целиком выполняются вдомашних условиях, а есть такие, что подходят под домашний режим лишь частично.В любом случае семейный и надомный бизнес - один из вариантов мелкого бизнеса.Следует отметить, что научно-технический прогресс существенно раздвинул рамкивозможностей организации работы на дому. Ныне надомный, семейный бизнеснасчитывает более 200 различных видов деятельности. Сюда включаются итрадиционный надомный бизнес, и бытовое обслуживание, различные виды ремесел,образовательные и деловые услуги. Так, в США лишь 4,4% всех надомныхпредприятий заняты ремеслами; 11,8% заняты розничной торговлей; финансовые, бухгалтерские,консультационные и компьютерные услуги составляют 30% всего надомного бизнеса;наибольшая доля — 53,8% — приходится на строительство, недвижимость,образовательные, юридические и оздоровительные услуги.
Сегодняглавный импульс развития надомного бизнеса принадлежит персональнымкомпьютерам. Используя компьютеры, дома могут трудиться научные работники,инженеры, конструкторы, дизайнеры, бухгалтеры, финансисты.
/>С помощью косвенныхметодов государственного регулирования экономики государство создаетблагоприятные условия хозяйствования частным предпринимателям, занятым в техотраслях производства или районах страны, в развитии которых заинтересованообщество в целом.
Косвенные методы регулирования экономики требуют пристального ихизучения. К этим методам регулирования можно отнести налоговую иденежно-кредитную политику государства, государственные закупки товаров иуслуг. Государственному регулированию экономики способствуют различные направленияэкономической политики, такие как антиинфляционная политика экономическогороста, инвестиционная и социальная политика, связанная с регулированиемвнешнеэкономических связей, научно-технических исследований и другие.
Государство проводит свою регулирующую деятельность, используягосударственный и государственно-частный секторы экономики. Государству,особенно в ряде европейских стран, принадлежит в настоящее время значительнаячасть национального богатства. Например, государственной собственности вэкономике Франции составляет 40% экономике Японии — 20%, в США долягосударственной собственности превышает 5-10%. Однако, в США такие отрасли какэлектростанция, транспорт, связь и другие находятся под строгим государственнымконтролем.
Наряду с конъюнктурным регулированием выделяется структурноерегулирование, под которым понимается деятельность государства направленная насоздание необходимых пропорций между отраслями и районами страны.
В современных условиях государство уделяет большое вниманиесозданию оптимальных отраслевых пропорций. В этих целях государство создаетблагоприятные условия для развития тех отраслей, которые имеют решающеезначение для экономики страны, а также поддержи, некоторые старые отрасли,которые попали в трудное положение в условиях бурного развитиянаучно-технического прогресса. Одним из важнейших косвенных методоввмешательства государства в экономику является налоговая политика, то есть этокомплекс мер по изъятию подоходного и других налогов. В зависимости от объеманалогового бремени, времени изъятия налоговых сборов, его структуры, порядка,формы обложения могут создаваться относительно лучшие и худшие условияхозяйствования для частных предпринимателей, может увеличиваться илиуменьшаться налоговый пресс на различные категории собственников и трудящиесямассы. С помощью этих мер государство оказывает весьма существенное влияние наэкономическое развитие экономики. Этот метод широко применяется в конъюнктурном,отраслевом и региональном регулировании экономики.
Косвенные методы воздействия государства на частный капитал менеенадежные, чем прямые, но в, то, же время они не являются малоэффективными.Частный сектор трудно подается регулированию, однако, изучая реагированиечастных предпринимателей на меры косвенного воздействия, государство можетпредвидеть будущие действия предпринимателей. С помощью этих мер государстворасполагает значительными возможностями создать такие условия, в которыхчастным предпринимателям выгодно действовать в русле предназначений государстваи невыгодно действовать вразрез с ними. В некоторых случаях применениекосвенных методов оказывается довольно действенным.
Таким образом, предпринимательство является ограниченным, так какосновным стимулом производства является получение прибавочной стоимости путемпроизводства товаров. Узость деятельности частных предпринимателей особенноостро проявляется в настоящее время, когда развивается научно-техническийпрогресс. Для преодоления узости частного предпринимательства стало необходимымрасширение экономической деятельности государства. Японское государство вформировании предпринимательства главную роль не играет, поскольку чащеинициатива идет от частного предпринимателя. В то же время причастностьяпонского государства к институциональной стороне монополистического бизнесавесьма существенна. Здесь, на основе «антимонопольного законодательства» инезависимо от него, любые слияния или разделения крупных корпорацийпроизводятся под наблюдением государственных органов, в одних случаях — подконтролем, в других — по согласованию с ними. В тех случаях, когда это признаетсяцелесообразным, министерства внешней торговли и промышленности не только неподдерживает конкуренцию, тогда как ее поддержка является основной целью«антимонопольного законодательства», а, напротив, ограничивает ее путемсоздания ценовых картелей или объединений конкурирующих корпораций для решениятех или иных задач, имеющих общехозяйственное значение. Одним из направленийсоциально-структурной политики является государственный протекционизм вотношении мелких и средних предприятий, который не спасает предприятия отразорения, но все, же способствует тому, что их общая численность неуменьшается, а в некоторые периоды растет.
Японские ученые внесли много нового в методику планирования, вчастности, системный и ситуационный анализ с применением математическихрасчетов на ЭВМ, гибкость в своевременной корректировке планов ни для того,чтобы покрыть их не выполнение, а с учетом меняющейся обстановки в мире.Например, в управлении экономического планирования разрабатываются планы взависимости от прогноза цен на энергоносители, изменений курса иены к доллару ит.п.
2.Современное состояние государственной поддержки малого и среднего бизнеса в РК
2.1 Современное состояниеразвития малого и среднего бизнеса в РК
Количественныепараметры развития малого бизнеса и среднего бизнеса в Казахстане достаточновнушительны.
В целомвозможность организации бизнеса в условиях рынка создана самой природойрыночных отношений. Однако на практике превратить такую возможность вреальность далеко не просто. Перед желающим открыть свой бизнес встает массапроблем, а также препятствий, чинимых различными и государственными, инегосударственными органами и в том числе коммерческими банками, когдаприходится прибегать к их услугам. Причины сдерживающих развитие в Казахстанемалого бизнеса и в их числе:
— отсутствие или основательный недостаток у субъекта предпринимательствастартового капитала и их неумение найти тот сегмент товарного рынка, где можноуспешно функционировать, а также нечеткое знание налоговой системы государстваи механизма налогообложения;
— слабуюориентацию предпринимателей в издержках производства и обращения, незнаниеустановленного порядка их определения и расчета;
— нередко поверхностное знание механизма ценообразования в условиях рынка ивыбора на каждом этапе развития бизнеса стратегии ценовой политики;
— произвольное построение в конкретном бизнесе соотношений, с одной стороны,между постоянным и переменным капиталом, с другой — между основным и оборотнымкапиталом и, с третьей, структурного построения последних;
— неумение четко выработать основные направления целевого использования нетолько собственных, но главным образом привлекаемых заемных средств, особеннокредитов коммерческих банков,
— недооценка необходимости изучения своего сегмента товарного рынка основныхконкурентов и покупательского поведения потребителей и почти полнейшаябеспомощность в юридических и экономических аспекта организации бизнеса, атакже возможных рисков в нем;
— бюрократизм и волокита, чинимая местной администрацией и иными государственнымиорганами, а также неоправданные проверки со стороны соответствующих органов,создающих помехи в работе предпринимателей, />это всякого рода поборы и взяточничество, особо сильнопроцветающие банковской и налоговой системе;
— полное, либо частичное сокрытие со стороны предпринимателей налоговых и иныхплатежей и как результат несение немалых штрафных иных санкций, подрывающих витоге финансовую и материально-техническую базу такого бизнеса и т. п.
Этонеполный перечень причин, сдерживающих развитие подлинного предпринимательствав Казахстане и обуславливающих немалые потери не только для не состоявшегосяпредпринимателя, но и для экономики в целом. Такие причины основательносдерживают развитие всего общественного производства, замедляют процесс формированияконкурентной и рыночной среды, насыщения последней продукцией производственногоназначения потребительскими товарами и услугами, создания стоимости ипополнения на этой основе государственного и местного бюджета, а такжеразличных внебюджетных фондов и иных структур. Таким образом, кажущаяся напервый взгляд проблема частного характера выливается в общегосударственнуюпроблему, имеющему прямое отношение к жизненным интересам каждого человека,всего общества и государства в целом.
Следует отметить, что незначительное участие банков в кредитованиисубъектов малого и среднего бизнеса, осуществляющих деятельность впроизводственной сфере, объясняется наличием большого числа рисков, связанных сее значительной капиталоемкостью и долгосрочным периодом оборачиваемостисредств. Таким образом, одним из условий, способствующих увеличению объемовкредитования банками производственной деятельности, в качестве дополнительноймеры льготного налогообложения целесообразно рассмотреть возможностьвведения для банков, осуществляющих средне — идолгосрочное кредитование субъектов малогобизнеса, пониженной ставки подоходного налога приусловии снижения процентной ставки за предоставляемые кредиты.
ПреобразованиеЗАО, а также ЗАО с числом акционеров свыше 50, началось после введения вдействие Закона РК «Об акционерных обществах», причем акции созданных на ихбазе ОАО стали свободно продаваться и покупаться; правовыми основаниями дляэтого якобы послужили статьи названного закона, регламентирующие порядокпреобразования организационно-правовой формы акционерного общества (ЗАО в ОАО).Факты таковы, что рассматриваемое преобразование уже привело и будет далееприводить к минимизации доли собственности работников бывших ЗАО посредством«добровольно-принудительной» переуступки ими акций иным собственникам, в первуюочередь руководству вновь образованных ОАО.
Однако,как показали пилотные исследования, не имея должной правовой подготовки,работники и их организации оказались фактически неспособными к отстаиваниювыбранной ими в процессе приватизации организационно-правовой формыюридического лица (ЗАО). Это касается большинства подобных ЗАО, ибо числоработников, принявших участие в приватизации, обычно существенно превышалоуказанную цифру. В этом, очевидно, и заключается одна из принципиальных причинстремительного уменьшения доли собственности работников, например, с 51 до 6% вакционерном капитале ОАО «Джезказганский металлургический завод», с 97 до 4% —в Алматинском ОАО «Промтекстиль», и со 100 до 10% — в ОАО «Чимкентскийподшипник». На названных объектах работники фактически отстранены от участия всобственности и управлении предприятиями.
Следуетподчеркнуть, однако, что градообразующие предприятий с численностью,превышающее 5000 человек, в Казахстане уже сравнительно мало, поскольку впроцессе приватизации и в постприватизационный период экстенсивного развитияпредприятий произошло существенное (в разы) сокращение занятости.
Наряду с совершенствованием налогообложения банковской системы,требуется дальнейшее развитие самого банковского сектора, прежде чем он будетспособен обеспечить эффективное посредничество, необходимое для содействияросту реального сектора и, естественно, бизнеса. Проведенный анализ развитиябанковского сектора страны позволил сделать следующие выводы:
— во-первых, государству необходимо обеспечить более высокийуровень надзора за банковским сектором, осуществляющим работу с депозитами;
— во-вторых, банки должны повысить свою доходность на основеулучшения качества кредитов и сокращения расходов на содержание менеджмента.Это позволит снизить существующее большое различие между процентными ставкамипо займам и ставкам по депозитам;
— в-третьих, банкам следует разработать кредитную культуру,которая позволит совершенствовать механизм снижения кредитного риска. Этому внемалой степени будет содействовать создание кредитного бюро (данныйзаконопроект разрабатывается в настоящее время Национальным банком).
В настоящее время в Казахстане назрела необходимостьфункционирования подобной организации. Казахстанскими учеными предлагаютсяразличные формы организации кредитного бюро, в частности в видесамостоятельного акционерного общества, некоммерческого партнерства,структурного подразделения общественной организации (ассоциации банков,консалтинговой фирмы и т.д.), а также при Национальном банке РК.
Несомненнымявляется тот факт, что создание кредитного бюро при Национальном Банке РК имеетряд преимуществ: Национальный банк РК официально уполномочен на получениеотчетов о деятельности кредитных организаций: располагает разветвленнойинфраструктурой, объединяющей подразделения центрального аппарата итерриториальные учреждения, которые обеспечивают контроль над деятельностьювсех без исключения кредитных организаций; имеет широко развитуютелекоммуникационную сеть, которая позволяет получать и обрабатыватьэлектронную информацию со всех регионов республики.
Таким образом, создание кредитного бюро в Казахстане позволитсократить риски банков и значительно активизирует процесс кредитования малогопредпринимательства.
Исследования зарубежных и отечественных специалистов подтвердилинеобходимость, целесообразность и актуальность создания в стране институтагосударственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малогопредпринимательства. Необходимость создания гарантийных фондов связана снеобходимостью привлечения дополнительных средств и повышения эффективностиуправления ими.
Необходимо отметить, что в феврале 2003 года Казкоммерцбанк иЕвропейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) заключили кредитное соглашениена 10 миллионов долларов. Важным является то обстоятельство, что втораяпрограмма ЕБРР, в отличие от первой, реализуется без предоставления каких-либогарантий со стороны государства. Это означает, что ставка по кредитам будетварьироваться в зависимости от суммы, срока погашения и общей ситуации нарынке.
Одновременно с кредитной линией ЕБРР определился еще один источниккредитования предприятий бизнеса. Это средства кредитной линии Азиатского банкаразвития (АБР). Программный заем АБР предназначен для кредитования проектов позакупке оборудования для производства и переработки сельскохозяйственнойпродукции, техники, создания оптовых продовольственных рынков и других рыночныхинфраструктур, предназначенных для реализации сельскохозяйственной продукции,а также финансирования необходимых оборотных средств.
Однако,несмотря на достаточно высокие показатели в финансовой поддержкепредпринимательства Фондам, на практике у субъектов бизнеса возникаютзатруднения с получением кредитных ресурсов: заемщик проходит сложную процедуруутверждения бизнес-плана в банке и затем обращается в Фонд развитияпредпринимательства для повторного одобрения, вследствие чего процедурызатягиваются на несколько месяцев. Фонд должен иметь разветвленнуюинфраструктуру по поддержке и развитию малого бизнеса в регионах. Это должновызвать инициативу на местах и, следовательно, позволить переместить акцентынате области и районы, где в настоящее время существует объективнаянеобходимость в организации структур малого бизнеса. Однако, основная причина,сдерживающая открытие филиалов Фонда в регионах, — трудности бюджетногофинансирования расходов на их создание. В связи с этим было бы рациональнымпривлечь областей, районов к содействию деятельности Фонда, в частности,предложить им стать участниками Фонда путем внесения в уставный капиталадминистративных зданий большой площади для того, чтобы в них можно былоразместить на взаимовыгодных условиях.
2.2 Анализ системыгосударственно – финансового регулирования субъектов малого и среднего бизнеса
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явнонедостаточен. Это объясняется как общим спадом производства и разрывомхозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственнаяподдержка малого и среднего предпринимательства. Между тем малые и средние предприятиякак неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебанийрынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.
Во многих зарубежных странах малому бизнесу оказывается серьезнаяфинансово-кредитная поддержка со стороны государства через специальныеструктуры и фонды, например через Администрацию по делам малого бизнеса (США),Корпорацию страхового кредитования малого бизнеса (Япония), «Кредит для среднихи мелких фирм» (Франция). В Японии, например, на эти цели в расходной частибюджета выделяется 2—3млрд. долл.
В РК также существуют различные организационные фонды поддержки изащиты интересов малых и средних предприятий. С этой целью созданы ассоциациималых предприятий, фонды развития и поддержки малого предпринимательства,действует Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий. Однако, какправило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабоченысобственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают. Государственнаяподдержка малых и средних форм производства в РК с первых шагов малого бизнесасводилась в основном к системе налоговых льгот на прибыль.
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в РК является кредитование.Кредиты выдаются только под залог или поручительство, которые не всегда могутпредоставить малые предприятия. Союзы малых и средних предприятий, как испециальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по такимкредитам. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого и среднего бизнеса.В особо трудном положении оказываются частные малые и средние предприятия.Невозможность получения кредита исключает возможность конкуренции с инымипредприятиями. Малые и средние предприятия нуждаются также в информационномобслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите и в другойпомощи.
Заслуживает внимания опыт финансово-кредитной поддержки малогобизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямыезаймы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие проценты,чем те, что действуют на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займыдают кредиторам государственные гарантии, составляющие до 90% заемногокапитала. Таким образом, государство старается заинтересовать частные банки,торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды впредоставлении капитала мелким фирмам.
Важнымзвеном, определяющим взаимоотношения финансово-кредитной системы и бизнеса,являются банки. О повышении доверия к банковским институтам свидетельствуетувеличение объемов депозитов в 8,3 раза (в последние годы этому способствовалосоздание Фонда обязательного гарантирования депозитов). Объем банковскихкредитов за последние 6 лет увеличился в 11 раз и на начало 2008 года составил672,4млрд. тенге. Положительным является увеличение доли средне — идолгосрочных кредитов в общем объеме кредитования экономики банков второгоуровня (на начало 2008 года — 57%).
Однако,несмотря на положительные тенденции развития банковского сектора, современноесостояние рынка кредитных ресурсов характеризуется недостаточной ихдоступностью для малого бизнеса. Удельный вес кредитов, субъектам малогобизнеса, имея пик в 2004 году 26,9% от общего объема кредитования экономики,ежегодно снижается. Это объясняется, в первую очередь, высокими ставкамивознаграждения. Несмотря на то, что Национальный банк продолжает политикуснижения ставки рефинансирования (с 18 % на начало 2004 года до 7,5 % внастоящее время), это не привело к существенному снижению уровня процентныхставок по кредитам, предоставляемым банками второго уровня (средневзвешеннаяставка вознаграждения по тенговым кредитам снизилась всего лишь на 2,9 % с 19,1до 16.2 процента для юридических лиц).
Ключевымипроблемами, которые должны найти свое разрешение при формировании механизмаэффективной связи банковской системы и бизнеса при осуществлении процессакредитования являются оценки банковского риска, их снижение на основесовершенствования залоговой и других схем, возвратность кредитов, а такжевовлечение в этот процесс альтернативных способов финансовой поддержки бизнеса.Все эти проблемы в методическом плане недостаточно исследованы, в практическомже плане требуют немалых усилий по осуществлению более полных аналитических процедурсо стороны банков.
Банкивторого уровня придерживаются основных принципов и процедур кредитования,определяемых международной банковской практикой. Но при этом, принимая, на нашвзгляд, достаточно жесткие меры ответственности за возврат кредитов и руководствуясьзадачей снижения собственного риска, пока не проявляют интереса к поискуальтернативных вариантов или к совершенствованию действующих банковскихпроцедур, облегчающих доступ к кредитным ресурсам субъектам малого бизнеса.
Поэтому,для обоснованной оценки банковского риска должны предприниматься встречные шагисо стороны бизнеса. А именно:
— проведение оценок собственного риска, которые станут одним из условийдостоверной оценки риска банка и принятия решения по кредитованиюбизнес-проектов субъектов бизнеса;
— объективность результатов финансово-хозяйственной деятельности субъектовбизнеса, достигаемая на основе анализа всего комплекса внешних и внутреннихфакторов, прогнозирования конечных результатов деятельности и обеспеченияпрозрачности финансовых и иных показателей на основе перехода на международныестандарты бухгалтерского учета и независимого аудита;
— проведение комплекса обоснований для оценки залоговых возможностей на основеизучения и использования потенциалов корпоративных гарантий, гарантий илиимущества третьих лиц.
Подходящимобобщенным показателем эффективности процессов кредитования, по нашему мнению,является — удельный вес кредитов бизнесу в общем объеме банковских кредитов вреальную экономику. Действительно, он выступает результирующим показателем действиявсего комплекса факторов.
Высокаядостоверность модели подтверждается коэффициентом детерминации, равной 0,96, иуровнем средней абсолютной процентной ошибки, равной 0,02%.
Анализмодели показывает, что положительно влияют на рост кредитования бизнеса факторыобъемов банковских кредитных ресурсов и изменения процентной ставки(коэффициенты парной корреляции, определяющие степень статистическойзависимости результирующего показателя от факторов, соответственно, равны: г =0,69 и г 1 = 0,75). Недостаточное влияние первого фактора можно объяснить тем,что даже при растущих объемах ресурсов, банк имеет иные приоритеты восуществлении своей кредитной политики. С другой стороны, казалось бы, действиевторого фактора должно, наоборот, негативно сказываться на росте кредитования,однако положительный параметр при этом факторе можно объяснить тем, что сегодняпо отдельным банкам (как и в нашем случае) имеет место тенденция общегоснижения среднего уровня процентной ставки за кредит.
Такимобразом, эту модель можно с большой долей надежности использовать как для целейпрогнозирования, так и для повышения уровня аналитической работы банка, вчастности, в оценках эффективности инвестиционных проектов субъектов бизнеса,что при действующей сегодня системе банковского кредитования ожидаемый КРУравен около 61млн. тенге, что в 1,49 раза меньше суммарного потока платежей завесь период, следующего из инвестиционных обоснований. Другими словами, анализсамого банка априори оказался не совсем убедительным для принятия решения.
Врезультате возможного совершенствования системы кредитования на принципах,изложенных выше, появится возможность для банка усилить оценочную работу.
Какотмечалось выше, высокие уровни риска банков при кредитовании субъектов бизнесаналагают определенные условия и ограничения на бизнес-проекты. Предложенный внастоящей работе механизм более достоверной оценки рисков, как со стороныбанков, так и самих предпринимателей на основе системной, комплексной увязкиосновных факторов развития позволит, на наш взгляд, повысить степень надежностикредитных проектов и обеспечить эффективную связь между банками второго уровняи малым бизнесом.
Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечениемалых и средних предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость),предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях сослабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малых и средних предпринимательских форм происходитсейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующихзначительных капитальных вложений, — в торговле, общественном питании, встроительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, в сельскомхозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшестви информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено недостаточнымвниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствиемправовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, а сдругой — монополией государственных научно-исследовательских институтов,сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результатеэто привело к монополизму государственного сектора в науке и отсутствиювнедренческих структур в материальной сфере.