Федеральное агентство по образованию РФ
Брянскийгосударственный технический университет
Кафедра«Экономика и менеджмент»
Докладпо теме
«Машиностроениедля легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов»
Брянск 2009
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАОТРАСЛИ
Основной задачеймашиностроения для пищевой и легкой промышленности является удовлетворениепотребности отечественных предприятий технологическим оборудованием, способнымпроизводить продукцию для обеспечения жизнедеятельности населения России исмежных отраслей экономики. Развитие пищевой, легкой промышленности ипромышленности бытовых приборов страны невозможно без укрепления отечественноймашиностроительной базы, которая десятилетиями надежно обеспечивалаформирование львиной доли парка технологического оборудования отрасли.
Сюда входят следующиеподотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной,обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химическихволокон и оборудование для пищевой промышленности и промышленности бытовыхприборов.
Специализированныепредприятия отрасли располагали значительным парком металлообрабатывающегооборудования, который превышал 50 тыс. единиц. Однако из-за недостаткафинансовых средств обновление парка оборудования практически не осуществлялось,в результате чего возрастной состав его значительно ухудшился.
За счет собственногопроизводства в России удовлетворялись практически все потребности страны вмассовых видах текстильной техники: чесальных и ленточных машинах для хлопка,прядильных машинах, ткацких станках и некоторых других типах оборудования. Внастоящее время производственная база отечественного машиностроения даннойотрасли насчитывает около 60 специализированных заводов.
Но экономический кризисоказал существенное влияние на структуру производства российскогомашиностроения. В условиях падения спроса на технологическое оборудование для пищевойи легкой промышленности немало машиностроительных предприятий (в том числетакие крупные, как ОАО «Пензтекстильмаш», ОАО «Ивчесмаш», и др.) были вынужденыосваивать выпуск продукции, не свойственной прежнему профилю их специализации.
Лишь небольшая частьпредприятий — ОАО «Шебекинский машиностроительный завод», ОАО «Вологодскиймашиностроительный завод и некоторые другие — сумели сохранить довольно высокуюдолю технологического оборудования для пищевой и легкой промышленности в общемобъеме производства.
Таким образом, можноконстатировать, во-первых, что уровень предметной специализациимашиностроительных предприятий за последнее десятилетие значительно снизился;во-вторых, произошло изменение самой структуры производства, котороезаключается в снижении доли выпуска машин и увеличении удельного веса запасныхчастей.
Важнейшим фактором,определяющим развитие отечественного машиностроения для пищевой и легкойпромышленности, является потребность в технологическом оборудовании для всехподотраслей и производств.
Впоследнее время в России ежегодно создается около 300 технологиймашиностроения. Из числа созданных за последние пять лет технологиймашиностроения около 12% не имеет аналогов в мире и столько же соответствуетлучшим зарубежным образцам. Таким образом, около четверти новых технологиймашиностроения потенциально могут быть конкурентоспособными. Остальная частьвновь созданных технологий относится к категории «новые в стране».
Каквидно из таблицы 1 на долю машиностроения для легкой, пищевой промышленности ипромышленности бытовых приборов приходится лишь незначительная часть всех новыхразработок.
машиностроение пищевой промышленность технология
Таблица1. Дифференциация новых технологий в отраслях машиностроения Структура, % Вновь созданные технологии, всего 100 Производство ракетной и космической техники, авиастроение 15 Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение 17 Электротехническая промышленность 1,5 Химическое и нефтяное машиностроение 21 Станкостроение и инструментальное производство 29 Автомобильная промышленность 7,5 Подшипниковая промышленность 1,5 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение 1,5
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и
промышленности бытовых приборов 4,5
Длясовременной российской промышленности характерен крайне низкий уровень спросана новые технологии. Крайне низкие темпы внедрения новых технологий являютсяследствием низкой инвестиционной активности, нацеленностью бизнеса наизвлечение быстрой и высокой прибыли за счет природной ренты и ееперераспределения в отечественную и зарубежную недвижимость, зарубежные активы,не обслуживающие воспроизводственный процесс в российской экономике.
Внастоящее время в отрасли обозначились две основные тенденции инвестиционнойдеятельности:
1)опережение роста инвестиций в основной капитал по сравнению с ростом
производства;
2)использование основной части вложений в основной капитал для обновленияпроизводственного аппарата (табл. 2) – удельный вес затрат на машины иоборудование в среднем составляет 90%.
Таблица 2. Инвестиционнаяактивность отраслиОтрасль машиностроения Инвестиции в основнойкапитал, % к объему реализованной продукции Доля затрат на машины и оборудование в объеме нвестиций в основно й капитал,% Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов 3,3 89,8
Отсутствиевозможности получения долгосрочных кредитов на приемлемых условиях не позволяетпромышленным предприятиям обеспечивать инвестиции в НИОКР и обновлениепроизводственного оборудования на уровне, необходимом для интенсивного развитияинновационной сферы.
В целом с наступлениемкризиса сокращение производства в данной отрасли началось раньше, замедлениетемпов снижения наступило позднее, а спад в отрасли был заметно глубже, чем всреднем по промышленности.
2. ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИИХ ДИНАМИКА
Машиностроение длялегкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов демонстрируетвесьма высокие финансовые показатели: рентабельность его выпуска в 2005-2008гг. составила 12%, тогда как машиностроительного комплекса в целом составляет 12,5%.Исходя из распределения рентабельности в машиностроительном комплексе,привлекательность этой отрасли с точки зрения кредитования подтверждаетсяобеспеченностью ее кредитными ресурсами: объем кредитов и займов, полученныхею, составляет в среднем 30% всех кредитных заимствований машиностроения (табл.3).
Таблица 3. Рентабельностьотрасли и ее рейтинг Рентабельность выпуска, % Рейтинг отраслей по рентабельности* 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 8.6 9.6 15.1 12.0 5.0 9.4 10.0 10.0
* —Максимум — 10, минимум — 0
Платежеспособность отрасли на протяжении 2005–2008 гг.сохранялась на приемлемом (оборотные активы превышали текущие обязательства),но достаточно низком уровне на фоне платежеспособности других промышленныхпроизводств (табл. 4).
Таблица 4. Платежеспособностьотрасли и ее рейтинг Платежеспособность (в среднем за год)* Рейтинг отраслей по платежеспособности** 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 0.92 1.02 1.16 1.14 3.6 4.4 5.4 4.5
** Максимум— 10, минимум — 0.
Платежеспособность:коэффициент текущей ликвидности = отношение оборотных активов к текущимобязательствам (кредиторской задолженности и задолженности по кредитам изаймам).
Сдинамикойи уровнем платежеспособности непосредственно связано качество (табл. 5) отрасли как заемщикакредитных ресурсов — степень ее кредитной дисциплины, своевременностьисполнения обязательств по кредитным договорам (доля просроченной задолженностив объеме полученных кредитов и займов).
Таблица 5. Кредитнаядисциплина машиностроения для легкой, пищевой промышленности и промышленностибытовых приборов и его рейтинг Просроченная задолженность по кредитам и займам (в среднем за год), % Рейтинг отраслей по качеству заимствований* 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 12.9 9.7 9.8 5.3 7.6 7.9 6.8 7.1
* —Максимум — 10, минимум — 0
Данная отрасль имеетцентральное рейтинговое значение, поэтому она является активной точкойкредитных вложений (табл. 6).
Таблица 6. Сводныйрейтинг Кредитный рейтинг * Доля в выпуске машиностроения (в среднем), % Доля в кредитах и займах машиностроения, % Стоимость произведенной продукции (2008 г.), млрд. руб. Кредиты и займы (2008 г.), млрд. руб. 2005 г. 2008г. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 7.3 2.6 1.0 1.0 42.0 3.4
* —Максимум — 10, минимум — 0
Дляанализа развития инновационной сферы отраслей и суботраслей машиностроенияиспользуем показатель – индекс инновационной активности. Данная отрасльмашиностроения имеет весьма низкий индекс инновационной активности. Несмотря нато, что ассортимент продукции отрасли ориентирован на потребительский рынок,объем выпуска инновационной продукции не достигает даже 20% объемапроизводства. Результатом этого является снижение конкурентоспособности на внешнемрынке (табл. 7).
Таблица 7. Индексинновационной активности отрасли в 2007 г.Отрасль машиностроения
Доля инновационно-
активных предприятий в объеме производства отрасли, % Доля инновационной продукции в объеме производства инновационно-активных предприятий,%
Индекс
инновационной
активности Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и бытовых приборов 28,8 16,5 0,210
Внедрениепрогрессивных технологий позволяет наряду с выпуском инновационной продукции,отличающейся высокими эксплуатационными характеристиками, существенно снижатьзатраты на производство.
Анализдинамики ресурсосбережения за период 2003-2007 гг. (табл. 8) показывает степеньвлияния прогрессивных технологий и новой техники на эффективность работымашиностроительных предприятий.
Таблица8. Динамика показателей ресурсосбережения в отрасли в 2007 г. 2002 г. = 100%Отрасль машиностроения Материалоемкость Энергоемкость Трудоемкость
Машиностроение для легкой и пищевой
промышленности и промышленности
бытовых приборов 83,4 77,3 81,8
Энергоемкостьпродукции снизилась более чем на 20%. Произошло значительное снижениетрудоемкости (18,2%) за счет преобладания сборочных операций по зарубежнымтехнологиям из импортных комплектующих.
Болеевысокие темпы освоения новых технологий и прогрессивной техники могутобеспечить существенные сдвиги в повышении эффективности хозяйственнойдеятельности в отраслях машиностроения и укрепить позиции машинно-техническойпродукции на внутреннем рынке. Особое значение имеет расширение парка новой техникидля наращивания объемов выпуска продукции с целью обеспечения импортозамещения.
Втабл. 9 приведены интегральные оценки технологий в отрасли. В основу оценокположены данные табл. 7-8 и анализ выборочных данных по характеристикам болеедвухсот технологий в отраслях и суботраслях машиностроения [1]. Обращает насебя внимание факт превышения доли устаревших технологий по сравнению спрогрессивными. Базовые технологии, конкурентоспособные хотя бы на внутреннемрынке, составляют примерно 50% в общем балансе технологий.
Таблица9. Примерная структура технологий в машиностроении для легкой, пищевойпромышленности и промышленности бытовых приборов, %Отрасль машиностроения Прогрессивные Базовые Устаревшие Машиностроение для легкой и пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов 12-14 47-49 37-41
Развитиеинновационной сферы отраслей машиностроения в направлении широкого освоенияпрогрессивных технологий обеспечит переход на качественно новый уровеньпромышленного производства. Широкое внедрение технологий и оборудования новогопоколения позволит достичь такого уровня ресурсосбережения и качествавыпускаемой продукции, которые могут способствовать существенному повышениюстепени импортозамещения и конкурентоспособности на внешнем рынке продукции отраслеймашиностроения.
Динамикапроизводства некоторых видов продукции машиностроения для легкой, пищевойпромышленности и промышленности бытовых приборов за 1995-2007 гг. представленав таблице 10.
Таблица10. Производство оборудования в отрасли 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 Машины и агрегаты для приготовления теста, тыс. шт. 2,2 1,8 2,5 3,4 4,0 4,0 4,4 4,0 5,5 Машины тесторазделочные, шт. 768 178 156 388 266 228 310 954 1058 Печи хлебопекарные, тыс. шт. 1,6 1,4 1,2 2,6 4,0 5,5 4,3 3,7 4,9 Фильтры для жидких пищевых продуктов, шт. 175 85 60 52 59 55 60 60 64 Сепараторы молочные, шт. 2069 891 446 287 302 285 281 384 380 Рассевы и машины ситовеечные, шт. 274 178 133 67 67 61 60 31 35 Оборудование для механической обработки продуктов на предприятиях общественного питания, тыс. шт. 4,4 4,9 5,4 7,4 6,3 7,4 7,0 10,7 8,0 Оборудование тепловое, тыс. шт. 16,7 22,5 29,4 38,7 40,8 35,7 39,3 46,2 51,8 Чесальные машины, шт. 200 12 17 16 22 7 29 15 15 Прядильные машины, шт. 133 8 14 16 49 39 16 13 25 Ткацкие станки, шт. 1890 95 187 315 161 188 95 173 89 Автоматы кругловязальные чулочно-носочные, шт. 234 67 139 21 16 41 13 1 - Швейные промышленные машины, тыс. шт. 6,3 8,8 7,9 4,4 4,7 1,7 0,01 0,1 0,4 Машины швейные, тыс. шт. 99,7 31,8 26,8 29,9 22,0 10,9 5,5 2,1 - в том числе типа «зиг-заг» 67,6 23,7 19,4 22,3 13,8 6,2 2,4 1,9 - Машины вязальные и аппараты ручные, тыс. шт. 70,9 0,5 0,07 0,03 0,02 - - - -
Из таблицы видно, чтопроизводство данных видов продукции имеет неравномерный характер. Нельзяобозначить тенденций к росту или снижению производства. Производство некоторыхвидов оборудования (автоматов кругловязальных чулочно-носочных) былопрекращено.
3. ГЕОГРАФИЯ ОТРАСЛИ
Машиностроение отличаетсяот других отраслей промышленности целым рядом особенностей, которые влияют наего географию. Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции,квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможностипоставки конструкционных материалов и электроэнергии.
Основным факторомразмещения данной отрасли является близость к потребителю, поэтому подавляющеебольшинство заводов, и более 90% объема выпуска товарной продукции размещены вевропейской зоне (главным образом Центральный, Волго-Вятский, Северо-западный иПоволжский районы).
Ведущее положениезанимает Центральный экономический район. На его долю приходится 90 % продукциимашиностроения для легкой промышленности. Почти 80% продукции экспортироваласьв другие регионы и за границу. Развитие производства во многом обусловленоналичием здесь высококвалифицированных кадров, научно-исследовательских ипроектных организаций. В структуре производства велика роль Москвы.
4. ПРЕДПРИЯТИЯ ОТРАСЛИ
ОАО Вологодскиймашиностроительный завод (ВМЗ)
Адрес: 160004, РоссийскаяФедерация, город Вологда, ул. Клубова, 5
Вологодскиймашиностроительный завод (сокращенное название – ОАО «ВМЗ машзавод») – являетсяодним из крупнейших российских производителей технологического оборудования дляпредприятий агропромышленного комплекса легкой, пищевой и химическойпромышленности. Продукция завода пользуется повышенным спросом как навнутреннем рынке таки в ближнее зарубежье. В настоящий момент ОАО «ВМЗ»является структурной единицей Федерального Агентства по атомной энергии России.Общее управление предприятием осуществляет ЗАО Группа МК «Луч».
Помимо основнойдеятельности предприятие оказывает услуги по дизайнерскому оформлениювыпускаемых автоцистерн, а также по лазерному раскрою металлов.
Компания ОАО «ВМЗ»выпускает автоцистерны с термоизоляцией, предназначенные для перевозки пищевыхжидкостей. Автоцистерны вместимостью до 2000 л представлены модельюГ6-ОПА-33036 на шасси УАЗ-33036 (объем цистерны 1 000 л). Автоцистернывместимостью до 5000 л жидкости представлены моделью Г6-ОПА-5301 на шассиЗИЛ-5301 «Бычок» (объем цистерны 3 000 л) Модели автоцистерн объемом свыше 10000 л представлены маркой Г6-ОПА 13,0 (Scania) на шасси SCANIA R114CB6X6HZ380(цистерна вмещает 13 000 л).
ОАО «ВМЗ» выпускает такжеи прицепы – цистерны для перевозки и продажи в розлив жидких продуктов. Этакатегория техники представлена моделями Г6-ОПА-0,9, которая монтируется нашасси одноосного тракторного прицепа 1-ПТ-1,7 и имеет объем 900 л и модельюГ6-ОПА-8,1/3 на базе прицепа СЗАП-8357 (вместимость цистерны до 8 100 л).
На предприятии налажен ивыпуск охладительных резервуаров для молока, где можно также хранить иохлаждать другие типы пищевых жидких продуктов, молокоприемных пунктов, гдекроме приемки молока также проходит процесс охлаждения, и стационарногоемкостного оборудования, которое применяется как в пищевой, так и химическойпромышленности.
Шебекинскиймашиностроительный завод (ОАО «ШМЗ»)
ОАО «Шебекинскиймашиностроительный завод» — ведущий производитель оборудования дляхлебопекарной, кондитерской, сахарной, консервной промышленности: хлебопекарныеи кондитерские печи, тестомесильные машины, кулеры для охлаждения готовойпродукции, сушилки для сушки овощей, фруктов, ножи для получения стружки изсвекловичных корней и др.
В настоящее время заводомвыпускается более 30 наименований хлебопекарных и кондитерских печей. 80 %хлебопекарного оборудования, работающего у хлебопеков России и СНГ – это печиШебекинского машиностроительного завода.
Предприятием ежегодноизготовляется 8-10 новых видов продукции. Продукция обладаетконкурентоспособными техническими и эксплуатационными характеристиками, 50 %рынка России по продаже оборудования для крупных хлебозаводов занимаетоборудование ОАО «ШМЗ».
Политика предприятия вобласти качества продукции направлена на полное удовлетворение требованийзаказчиков, экономическую целесообразность и неукоснительное выполнениестандартов.
ОАО «Завод СТАРТ»
Адрес: 641730, Россия,Курганская область, г. Далматово, ул. Рукманиса, д.3
ОАО «Завод СТАРТ» ведетсвою историю с 1945 г., с момента подписания распоряжения о строительствезавода «Молмашстрой». В начальном периоде своего развития предприятиезанимается выпуском молочной посуды, автоцистерн и производит литье. С 1958 г.на заводе освоили выпуск молоковозов на шасси ГАЗ-51, а затем и выпускдорожного оборудования. В начале 70-х годов на предприятии осуществляетсявыполнение оборонных заказов по производству реактивных систем залпового огня.С 1988 г., момента преобразования завода «Молмашстрой» в завод «СТАРТ»,предприятие перешло в ведомство министерства среднего машиностроения, а в 1993г. было преобразовано в ОАО «Завод СТАРТ».
Предприятием выпускаетсяширокий модельный ряд автоцистерн различного назначения.
Для перевозки пищевыхжидкостей предназначены цистерны 36182/36181 на базе шасси УАЗ-33036/3302 (сдвигателями УМЗ-4178, 76 л.с.; ЗМЗ-405, 140 л.с.). Для перевозки икратковременного хранения пищевых жидкостей используется автоцистерна 4616.
Модельный рядприцепов-цистерн для перевозки пищевых жидкостей состоит из моделейприцепов-цистерн 86112-01, 8611-12, 86111-02, базирующихся на шасси КМЗ-8268,ИААЗ-8375, СЗАП-8357 и имеющих цистерну емкостью соответственно 0,5 м3, 0,9 м3,8,0 м3.
На современном этаперазвития завод «СТАРТ» выпускает новый широкий ассортимент продукциидля АПК, которая пользуется спросом не только на территории России, но и встранах ближнего и дальнего зарубежья.
5. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Развитие машиностроениядля легкой, пищевой промышленности и промышленности бытовых приборов в условияхкризиса породило ряд серьезных проблем, препятствующих дальнейшему эффективномуфункционированию отрасли:
– резкое падениеплатежеспособного спроса на технологическое оборудование со стороны предприятийпищевой и легкой промышленности и некоторых других сфер народного хозяйства;
– прекращениепроизводства части ранее выпускавшейся номенклатуры технологическогооборудования;
– прекращение нормальногопроцесса обновления основных фондов предприятий пищевой, легкой промышленности,промышленности бытовых приборов и резкого «постарения» паркаметаллообрабатывающего оборудования;
– недостаточное внедрениеновых технологических процессов на предприятиях отрасли;
– серьезное ослаблениенаучно-исследовательской и проектно-конструкторской базы отрасли, явившеесяследствием катастрофического сокращения объема финансирования этих организаций,в том числе и почти полного прекращения государственной поддержки.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ
Стратегия развития даннойотрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейшихзарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенноенакопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитиеотечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение приблагоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
1) выпускмодернизированных машин и оборудования для предприятий с морально устаревшими,но еще функционирующими технологическими линиями;
2) производство (в томчисле сборочное) наукоемкой продукции на импортном оборудовании с привлечениемв различных формах иностранного капитала;
3) участие в проектах,предполагающих производство технологически сложных комплектующих изделий длятехники, выпускаемой иностранными фирмами за рубежом;
4) точечное развитиеотдельных производств по выпуску оборудования для высоких технологий как наимпортной, так и на собственной технологической базе.
В условиях спадапроизводства в отраслях машиностроения целесообразно ограничить закупки зарубежом техники, аналоги которой выпускаются или могут выпускаться в России.Это позволит повысить загрузку производственных мощностей и может, в связи споставкой ряда видов комплектующих деталей и оборудования, восстановитьразорванные производственно-кооперационные связи со странами ближнего зарубежьяи бывшими странами СЭВ.