Реферат по предмету "Экономика"


Малый бизнеса и его роль в современной рыночной экономике

Оглавление
Введение
1. Состояние федеральногозаконодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность
2. Федеральные Программы поддержкипредпринимательства в России
3. Социально-экономическая рольмалого предпринимательства
4. Проблемы развития малогопредпринимательства
Заключение
Список литературы

Введение
 
Самой историей доказано:предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системытого общества, которое называет себя цивилизованным. Поэтому переход к рыночнымотношениям ставит перед нашим обществом множество сложных задач, среди которыхважное место занимает развитие предпринимательства.
Следует отметить, что впосткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствиесобственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствоватьзападный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо дляразвития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимоприспособление, адаптация известных рыночных структур и институтов ксвоеобразным российским условиям. Скорее всего, следует ожидать, что период, напротяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб иошибок будет осваивать практическую философию бизнеса, окажется длительным.Пройдет немало времени, прежде чем можно будет говорить о сложившейся культурепредпринимательства, о предпринимательской этике, отвергающей любые путинечестного извлечения прибыли.
Экономический строй,базировавшийся на безграничном господстве государственной собственности, несмог обеспечить условий для творчества и инициативы, без которых невозможноширокое распространение нововведений. Следует признать, что непременнымусловием развития предпринимательства является частная собственность.
Под предпринимательством,или предпринимательской деятельностью, понимают инициативную самостоятельнуюдеятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под своюимущественную ответственность, направленную на получение прибыли.
Для развитияпредпринимательства нужны и другие условия. Они включают в себя стабильность государственнойэкономической и социальной политики, льготный налоговый режим, развитуюинфраструктуру поддержки предпринимательства, существование эффективной системызащиты интеллектуальной собственности, формирование гибких рыночных механизмовповышения деловой активности предпринимателей. Предприниматели должны иметьвозможность свободного выхода на внешний рынок. Следует создать доступную дляпредпринимателей кредитную систему, предоставить возможность приобретатьнеобходимые средства производства, сырье и комплектующие изделия.
Цель работы – выявитьпроблемы развития малого бизнеса в России. Для этого необходимо рассмотретьвзаимоотношение малого бизнеса и государства, а также выявить подходы кразвитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
 

1. Состояние федерального законодательства, регулирующегопредпринимательскую деятельность
 
Государственная поддержкапредпринимательства с самого начала была направлена на создание экономических,правовых и организационных условий для деятельности субъектов малого бизнеса.Предполагалось, что все реализованные мероприятия Федеральных программподдержки в комплексе обеспечат формирование и развитие институциональной средымалого бизнеса, увеличение численности малых предприятий и рострезультативности этого сектора экономики.
В то же время ключевыеколичественные показатели развития малого и среднего предпринимательства вРоссии, по оценкам аналитиков, остаются практически неизменными с 1994 года.
Общее отношение субъектовмалого бизнеса к реализуемой государством поддержке как к недостаточнодейственной находит косвенное выражение в относительно низкой активности ихобращений к структурам, осуществляющим поддержку предпринимательства.
Финансово-кредитнаяподдержка малого бизнеса является одним из основных направлений государственнойподдержки, поскольку низкая доступность финансовых ресурсов признана одной изключевых проблем в деятельности малых предприятий. Сложившийся к настоящемувремени механизм оказания финансовой поддержки таков, что преимущественноеправо на ее получение предоставляется субъектам МБ, производственный профилькоторых отвечает определенным требованиям. Например, основное направлениедеятельности данного предприятия должно соответствовать одному из приоритетныхдля данного региона видов деятельности, либо на момент подачи заявки нафинансовую поддержку предприниматель должен производить работы по выполнениюместного заказа, либо участвовать в реализации территориальной или отраслевойпрограммы социально-экономического развития [3, с. 78].
Финансирование субъектовМП осуществляется на конкурсной основе под конкретные инвестиционные проектыили бизнес-планы, представляемые на экспертизу в соответствующий уполномоченныйорган.
Нормативно-правоваяподдержка малого бизнеса со стороны государства заключается в создании такойнормативно-правовой базы, которая, регулируя деятельность малых предприятий навсех этапах его жизненного цикла, обеспечивала бы при этом наиболееблагоприятные возможности для развития этого сектора экономики.
К сожалению, в настоящеевремя российский малый бизнес не располагает самостоятельной законодательной инормативной базой, учитывающей специфику условий деятельности субъектов малогопредпринимательства, особенности его взаимоотношений с различнымихозяйствующими субъектами и органами власти и управления, несмотря на то, что,по оценкам специалистов, деятельность субъектов малого бизнеса только нафедеральном уровне регулируется несколькими тысячами правовых актов, включаяведомственные нормативные правовые акты.
Как следствие, прирегулировании сектора МСП возникают многочисленные административные барьеры наэтапах регистрации, лицензирования, контроля деятельности малых предприятий идр.
Наиболее важным, справовой точки зрения, для эффективной реализации государственной политики всфере поддержки предпринимательства является Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого и среднего предпринимательства в России».Принятый в 1995 году, он до сих пор играет исключительную роль в правовомрегулировании взаимоотношений между государством и малым бизнесом, хотя и имеетсвои недостатки. О необходимости совершенствования этого закона, принятия новойего редакции говорят специалисты, фиксирующие различные рассогласования сдействующей нормативной правовой базой, а также желающие укрепить правовуюоснову для решения серьезных проблем в практической деятельности погосударственной поддержке малых предприятий [7, с. 146].
 
2.Федеральные Программы поддержки предпринимательства в России
За период с 1994 годабыло разработано четыре Федеральных программы государственной поддержки малогопредпринимательства, из которых три реализованы полностью, а одна находится настадии завершения.
В первой Программе на1994-1995 гг. была предпринята попытка создать основные предпосылки дляформирования необходимой для функционирования субъектов малого бизнеса среды. Вкачестве главной цели осуществляемых мер по государственной поддержке малыхпредприятий выступало создание на федеральном уровне экономических, правовых иорганизационных условий для формирования в России развитой инфраструктурымалого предпринимательства, обеспечивающей его эффективный рост. Реализацияэтой цели в сочетании с мероприятиями регионального, муниципального иотраслевого уровня должна была привести к существенным качественным изменениямв структуре экономики; созданию реальной конкурентной среды; насыщению рынкатоварами и услугами; укреплению налоговой базы бюджета; росту занятости населения,в том числе вследствие значительного увеличения числа малых негосударственныхпредприятий, повышения доли производимой ими продукции (работ, услуг) в валовомвнутреннем продукте, усиления конкуренции на региональных и местных рынках.
Для этого Федеральнойпрограммой предусматривалось выделение следующих основных направлений погосударственной поддержке малого предпринимательства, осуществляемых нафедеральном уровне:
1) формированиенормативно-правовой базы поддержки малого предпринимательства;
2) совершенствованиесистемы финансовой поддержки малого предпринимательства;
3) создание системыинформационного обеспечения малого предпринимательства;
4) содействиевнешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства;
5) подготовка, переподготовкаи повышение квалификации кадров, специализирующихся в области малогопредпринимательства;
6) производственно-технологическаяподдержка малого предпринимательства;
7) мероприятия погосударственной поддержке малого предпринимательства в регионах РоссийскойФедерации с долевым участием Фонда поддержки предпринимательства и развитияконкуренции.
Программа содержаламероприятия, реализация которых на начальном этапе развития малого бизнесасчиталась наиболее актуальной. Это меры по подготовке и повышению квалификациикадров малого предпринимательства; совершенствованию нормативно-правовой базы;развитию системы финансовых учреждений, обслуживающих предпринимателей; сетипроизводственно-технологических центров, бизнес-инкубаторов, технопарков,лизинговых фирм; переструктурированию производства и передачи субъектам малогопредпринимательства в аренду с последующим выкупом освобождающихсяпроизводственных площадей и оборудования. Ключевым моментом программы сталаподпрограмма нормативно-правовой поддержки, ориентированная на принятиенеобходимых законодательных актов. Большинство предусмотренных этойподпрограммой документов было подготовлено и принято, в их числе — закон РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»[1, с. 94].
Первая программа былаориентирована на мероприятия федерального уровня, обеспечивающие формированиебазисных элементов институциональной среды, создание необходимых правовых,финансовых и организационных условий становления малого бизнеса. Конкретизацияэтих мер с учетом реальных условий должна была осуществляться на региональномуровне с частичным финансированием из федерального бюджета. С целью отработкиотдельных элементов системы поддержки малого предпринимательства нарегиональном уровне в федеральную программу были включены для экспериментальнойапробации несколько региональных пилотных проектов: бизнес-инкубаторы,технопарки, лизинговые компании и др.
Предполагалось, что длявыполнения первой федеральной программы понадобится 210 млрд. руб. однако нафинансирование предусмотренных мер было фактически выделено всего 20-25 млрд.рублей, а сама программа была одобрена практически к концу срока ее реализации.В итоге большинство мероприятий программы осуществить не удалось.
Вторая федеральнаяпрограмма государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 гг.разрабатывалась в период, когда появились первые признаки приближающегосяоздоровления экономики и снижения инфляции.
В 1995 году действовалооколо 1 млн. малых предприятий, численность занятых в малом бизнесе составилаоколо 9 млн. человек. Наиболее быстрыми темпами росла численность лиц, занятыхобщей коммерческой деятельностью — в 19 раз, коммерческой деятельностью в сфереторговли и общественного питания — в 2,3 раза, в сфере промышленности истроительства — в 1,3 раза. Динамика показателей развития малых предприятий вотдельных регионах свидетельствовала о высоком потенциале и жизнеспособностиэтого сектора экономики. Хотя в развитии малого предпринимательства сохранялсяи ряд негативных тенденций. Значительное число прошедших регистрациюпредприятий либо не приступали к хозяйственной деятельности, либо вскореликвидировались. Особое беспокойство вызывали недостаточные темпы развития малыхпредприятий в промышленности, строительстве и инновационной сфере. В рядерегионов России не уделялось должного внимания и не оказывалось необходимойподдержки развитию малых предприятий [9, с. 125].
В это время органыгосударственной власти усилили внимание к проблемам институциональныхпреобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Этонашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации, программныхдокументов по углублению экономических реформ. Практически начала действоватьединая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственныйкомитет Российской Федерации по поддержке и развитию малогопредпринимательства, Федеральный фонд поддержке малого предпринимательства,региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Осуществляласьфинансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированныхфондов. Вводились льготы по местным налогам, выделялись средства из местныхбюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Были образованы идействовали агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые иинформационные центры, бизнес-инкубаторы, юридические, аудиторские иконсалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство.
Однако в этихблагоприятных условиях новая программа не предусматривала кардинальногоизменения стратегии в отношении малого предпринимательства. В нейпредполагалось для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательствав производственной, инновационной и других сферах экономики продолжитьдальнейшее углубление направлений, содержавшихся в предыдущей программе. Задачипрограммы были ориентированы, прежде всего, на создание правовых, экономическихи организационных условий; целенаправленное формирование системы государственнойподдержки малого предпринимательства; создание новых рабочих мест, открытие иподдержка малых предприятий в производственной, инновационной и социальнойсферах для обеспечения рынка товарами и услугами; поддержание деловой иинвестиционной активности, развитие конкуренции на рынке товаров и услуг;инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, поиск новыхисточников финансирования предпринимательской деятельности, прежде всего засчет собственных возможностей эффективно развивающихся малых предприятий;широкое распространение типовых элементов инфраструктуры, созданных в рамкахпрограммных разработок в 1994-1995 годах.
Для отработки новыхэлементов инфраструктуры и механизмов поддержки МП была поставлена задачаподготовить концепцию обществ взаимного кредитования, страхования субъектовмалого предпринимательства в государственных инвестиционных программах.Предполагалось, что сочетание мер прямой и косвенной поддержки будетспособствовать формированию необходимого стартового капитала для вновьсоздаваемых МП и преодолению негативной тенденции ухода малого бизнеса отналогообложения. Для повышения эффективности использования кредитных ресурсовнамечалось формирование механизма предоставления государственных гарантий поцелевым кредитам и инвестиционным кредитам, выдаваемым кредитно-финансовыми учреждениямималым предприятиям [2, с. 74].
Отличительнойособенностью Программы являлось более четкое разграничение полномочий иответственности Российской Федерации и ее субъектов за решение вопросовподдержки и регулирования малого предпринимательства.
Однако, нечеткаясогласованность действий исполнителей, организационные просчеты, нарушения прифинансировании мероприятий Программы, влияние ряда негативных факторов инедостаток ресурсов фактически позволили выполнить Программу только наполовину.По оценкам из 81 намеченного мероприятия полностью было выполнено 53%, частичновыполнено 25% и не выполнено — 22% мероприятий.
С учетом развития системыподдержки малого предпринимательства и преемственности по отношению к ранеевыполнявшимся программам основной целью Федеральной программы являетсяобеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства наоснове повышения качества и эффективности мер государственной поддержки нафедеральном уровне.
Федеральная программавключает в себя шесть разделов, отражающих приоритетные направлениягосударственной поддержки малого предпринимательства:
1) нормативно-правовоеобеспечение малого предпринимательства (содержит мероприятия посовершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие малогопредпринимательства, и анализу регионального законодательства);
2) развитие прогрессивныхфинансовых технологий (определяет меры по развитию прогрессивных механизмовпривлечения внебюджетных ресурсов, в том числе создание специализированныхкредитных организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных бумагмалых предприятий, создание условий для удешевления кредитных ресурсов,использование гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малыхпредприятий, развитие лизинга и франчайзинга, системы самофинансирования малогобизнеса и микрокредитования);
3) реализацияприоритетных направлений развития малого предпринимательства (определяетприоритетные отрасли и сферы деятельности, в которых в 2000 – 2001 гг. должностимулироваться развитие малого предпринимательства, в том числеагропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной продукции, малоепромышленное производство и производство импортозамещающих товаров народногопотребления малая строительная индустрия, транспорт и транспортно-экспедиционнаядеятельность, дорожное хозяйство и придорожный сервис, почтово-информационныйсервис, инновационная сфера, общественное питание и сфера услуг);
4) повышениеэффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательстваи информационных систем (повышение эффективности существующей институциональнойсистемы, мониторинг действующих элементов инфраструктуры поддержки малогопредпринимательства, преодоление необоснованного дублирования деятельностигосударственных и пользующихся финансовой поддержкой государства субъектовинфраструктуры, распространение передового регионального опыта по развитиюсистемы поддержки малого предпринимательства, интеграцию и взаимодействиеинформационных систем обеспечения малого предпринимательства);
5) научно-методическое икадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствамимассовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
6) международноесотрудничество в сфере малого предпринимательства.
3. Социально-экономическая роль малого предпринимательства
 
Большинство исследованийв области малого предпринимательства традиционно посвящено внешним факторам,определяющим его развитие — налоговой нагрузке, государственному регулированиюи государственной поддержке и пр. В то же время большое значение в условияхужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса — наличиестратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведениябизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.
Глубинную сущность малогобизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношенийвсегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как вэкономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступаютпредприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляетсяв увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.
Малое предпринимательствовыполняет ряд важных функций. Во-первых, оно обеспечивает необходимуюмобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, безкоторых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не толькобыстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительнобыстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (иэто, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства,без которых рыночная экономика невозможна [5, с. 48].
Малый бизнес обеспечиваетновые рабочие места, так необходимые экономике РФ. Новые вакансии создаются засчет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний.
Малый бизнес создаетблагоприятные условия для более эффективного функционирования крупныхпредприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ ивсевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организацийтрадиционно нерентабельна.
В настоящее время малыйбизнес в РФ испытывает большие трудности. Они связаны, в первую очередь, снепродуманностью национальной политики в этой области. Как и несколько летназад проблемы у предпринимателей все те же — высокие ставки налогов и частыеизменения в налоговой отчетности, нестабильное и непрозрачное законодательство,регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательский спрос,проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. До сихпор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок. Сложныи дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов.Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий являетсяотсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Из этого всегонапрашивается простой вывод: малый бизнес нуждается в опеке и государственнойподдержке.
Таким образом, малыйбизнес в РФ должен являться опорой государства в рамках проводимыхсоциально-экономических реформ, а не быть всего лишь придатком крупныхкомпаний, обеспечивающим лишь десятую часть ВВП страны.
 
4. Проблемыразвития малого предпринимательства
К середине 80-х годов XXвека новому партийному руководству СССР стало очевидно, что далее невозможно,более того, чревато продолжать политику подавления предпринимательскойактивности населения. Так называемая перестройка в поиске новых эффективныхформ хозяйствования на местах частично сняла это напряжение, собственно и даввторую, после более чем семидесятилетнего перерыва, жизнь российскому маломупредпринимательству — и до настоящего момента самому рыночному секторуэкономики страны. Именно малое предпринимательство в конце 1980-х годов началорыночные преобразования в России, реально предлагая гибкие формы веденияхозяйственной деятельности, в частности, быстро подняв на принципиально инойуровень качество бытовых услуг населению, розничной торговли, общепита.
Может быть, поэтому,выступив локомотивом кардинальных изменений, произошедших в экономическойсистеме России, и объективно опередив в этом государство, малоепредпринимательство, как любой вырвавшийся вперед, оказалось в одиночестве,предоставленным самому себе. До последнего времени практически все попыткигосударственного регулирования и содействия развитию малого предпринимательстваили утрачивали (вследствие инерции и бюрократии не до конца отлаженнойгосударственной машины) свою актуальность еще до принятия соответствующегонормативного акта, или были временной данью политической ситуации, или не имелипод собой реальной основы [10, с. 68].
Такой основой должен былбы быть некий государственный меморандум, в котором недвусмысленно была быобозначена основная миссия малого предпринимательства — участие в формированииэффективных рыночных отношений, имеющих главной целью высокий уровень жизнироссиян и обеспечение достойного места России в мировой экономике, — а такжемеханизмы и способы государственного содействия этой миссии.
В последние годы в Россиив нескольких выбранных регионах, при содействии ряда федеральных министерств ипри участии ведущих аналитиков было проведено несколько высококачественныхмониторингов состояния малого предпринимательства. Проанализировав ихрезультаты, можно расставить по степени важности следующие основные проблемыотечественного малого предпринимательства:
1. Высокий уровеньналогообложения.
2. Доступность кредитныхресурсов.
3. Административныебарьеры.
При этом, не отрицаяважности данных проблем и исходя из опыта государственной поддержки малогопредпринимательства, представляется более правильным расставить их несколькопо-иному и рассматривать степень их влияния на развитие малогопредпринимательства в следующем порядке:
1) административныебарьеры,
2) кадровая поддержка,
3) доступность кредитныхресурсов.
Теперь о том, почему так,а не иначе. Начнем с налогообложения, вернее, с того, почему оно не вошло в числопервых трех приоритетов. На наш взгляд, уровень взимаемых налогов для малогопредпринимательства во многих регионах России сегодня совершенно приемлемый.Проблема заключается в том, что часто путаются два понятия — налоги и всяческиевыплаты (официальные и неофициальные) контролирующим ведомствам, которыеразвили за последние десять лет тотальное администрирование предпринимательскойдеятельности. Естественно, все это вкупе — налоги и оплата нередко абсурдныхразрешений — иногда достигает астрономических для предпринимателя значений, ивсе это называется термином «налогообложение». Решить проблему не так сложно —следует просто запретить государственным органам взимать (самостоятельно иличерез свои «отпочкованные» структуры) плату за выполнение обязанностей, которыеони и так должны исполнять, находясь на содержании у государства. А штрафы итому подобные выплаты — безусловно, они будут всегда, предпринимателей «не безгреха» тоже достаточно — должны поступать полностью в бюджет государства [6, с.137].
С этой ситуацией как рази связан основной, на наш взгляд, бич российского малого предпринимательства —административные барьеры, порожденные сложившимся в России разрешительнымпринципом начала собственного бизнеса. То есть, если человек решил создать собственноедело, он должен собрать кучу нужных и ненужных справок, заплатить немалые суммыофициально и неофициально не одному десятку чиновников, и это все только за то,что он хочет работать. Сейчас много говорится о том, что в России не растетколичество малых предприятий — так оно при таком положении дел не будет растиникогда. Необходим не разрешительный, а в большей степени уведомительныйпринцип, при котором, открывая собственное дело, достаточно зарегистрироватьсяв соответствующем государственном органе. А уведомления в сертифицирующие,пожарные и другие службы должен направлять этот самый государственный орган. Всвою очередь, все эти ведомства при необходимости должны сами приходить,проверять, ставить на контроль новый бизнес, причем уже бесплатно.
Второе — кадры, точнее,их отсутствие. Сегодня ситуация такова, что рынок предъявляет особые требованияк человеческому ресурсу, находящемуся или желающему войти в сектор малогопредпринимательства. В настоящее время явно ощущается нехватка квалифицированныхкаменщиков, маляров, работников общепита, монтажников, стоматологов,представителей многих других профессий. Нельзя сказать, что их нет вообще —просто население уже привыкло к качественным услугам, а законодательствонаучилось наказывать за обман и низкое качество. Поэтому, чтобы завоевать себеместо на рынке, малое предприятие изначально должно выдавать продукцию илиуслуги качеством не хуже, а ценой не выше, чем у конкурентов. Для этого нужнасоответствующая рабочая сила, рынок которой должно формировать государство. Ноесть и другая сторона этой медали.
Количество малыхпредприятий в стране не растет в последнее время, думается, еще и потому, чтоза прошедшие годы генофонд предпринимателей-лидеров, тех, кто способен создатьсобственное дело и кого не привлекают вторые роли, по большому счету исчерпан.Все, кто мог, у кого сохранились за годы тоталитарной экономикипредпринимательские гены прадедов, уже давно в предпринимательстве.Следовательно, вторая задача государства в этой связи — готовить по специальнымпрограммам будущих лидеров, менеджеров, руководителей — как угодно, — которыебудут нацелены на создание собственного дела, хорошо зная, как это делается [4,с. 112].
Решение двух этих проблемсоздает нормальные условия для появления новых малых предприятий —необременительность разрешительных процедур и наличие необходимогочеловеческого ресурса. Остается третья — кредитные средства, позволяющиесделать необходимые вложения в минимум основных фондов, рекламу и так далее. Вэтом смысле сегодня особенно страдают производственные и инновационные малыепредприятия — в отличие от других они больше нуждаются в относительно дешевых идолгосрочных (до 3-5 лет) кредитах, которыми сегодня российский финансовыйрынок не располагает. Здесь, скорее всего, необходимы специальныегосударственные средства, пусть первоначально небольшие. Не лучший путь, новряд ли целесообразнее ждать, пока «дозреет» банковская система. Сегодня ужепонятно, что тот интеллектуальный и инновационный потенциал, которым все ещерасполагает Россия, может быть эффективно преобразован в наукоемкийкоммерческий продукт и реализован, прежде всего, посредством развития малогопредпринимательства. Это один из шагов, который позволит российской экономике,зависящей от цен на энергоресурсы, выйти из разряда стран — сырьевых доноров.Уже есть примеры, когда в наукоемком малом предпринимательстве годоваяреализация собственной продукции из расчета на одного работника сравнима саналогичным показателем в нефтяной отрасли. Это уже качественно новый уровень,и, пожалуй, именно в этом — ближайшее будущее взаимоотношений науки и малогобизнеса, когда последний не только пользуется наработками первой, но и создаетструктуры, эти самые наработки производящие. Очевидно, необходимгосударственный механизм, поощряющий такие тенденции, который позволил быгосударству, изыскивающему пути оказания помощи науке, продвинуть ее продукциюна рынок, научить ее зарабатывать. Малое предпринимательство и здесь готовоприйти на помощь.
Все вышеназванныепроблемы могут быть эффективно решены при одном условии — наличии действеннойинфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Это мировая практика,многократно проверенная жизнью. В таких странах, как США, Канада, Италия,Великобритания, Япония практикуется значительное бюджетное финансированиеинфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Именно черезинфраструктуру поддержки в этих странах предприниматели получают любыеконсультации по открытию, ведению и планированию бизнеса, юридическим вопросам,маркетинговой стратегии, защите своих законных интересов. Прежде всего, черезинфраструктуру поддержки осуществляется реализация специальных программподготовки, переподготовки и подбора кадров для малого предпринимательства. Всеэти страны в целях кредитования сектора малого предпринимательства имеютспециальные инфраструктурные элементы — государственные или полугосударственныеорганизации, кредитующие или предоставляющие малым предприятиям государственныегарантии. У нас это с успехом могут делать федеральный и региональные фондыподдержки малого предпринимательства [8, с. 21].
В России во многихрегионах в целом существует инфраструктура поддержки малогопредпринимательства; при этом слабая управляемость и отсутствие согласованностидеятельности всех ее элементов не позволяют говорить о том, что этодействительно реальная и целенаправленная помощь частному бизнесу. Приняв какаксиому необходимость развития такой инфраструктуры, государству следует всамые кратчайшие сроки определить пути повышения качества и эффективности еедеятельности.

Заключение
 
Проблема экономическихпричин административного давления на малый бизнес делает необходимым в каждомотдельном случае, применительно к каждой отдельной сфере предпринимательскойактивности тщательно разбираться с тем, какие именно экономические факторыпорождают и питают те или иные формы административного давления напредпринимательскую среду. Для лучшего уяснения сути экономических источников(корней) административных барьеров (давления) на среду малогопредпринимательства надо показать, что и сами подобные барьеры неоднородны посвоей сути и, конечно, по экономическим причинам. Необходимо выделить следующиеслагаемые проблемы «дерегулирования»:
1) административныебарьеры в «чистом виде», которые могут быть демонтированы уже в краткосрочнойперспективе и чисто административно-правовым путем. Это — вопрос орегулировании процедур регистрации малых предприятий и лицензировании отдельныхвидов их хозяйственной деятельности. Для защиты интересов малого бизнеса отданных барьеров в большинстве случаев вполне достаточно применения нормативныхрегуляторов и контроля над их неукоснительным соблюдением, для чего уже сегодняимеются все необходимые организационно-правовые предпосылки;
2) барьеры и факторыдавления неформального характера. Нельзя, например, полностью отменить пожарныйили санитарный контроль, т.е. это означало бы реальную угрозу общественнойбезопасности и интересам потребителей. Здесь вопрос о защите интересовпредставителей малого бизнеса переносится в сложную организационно-процедурнуюсферу, которая, как было сказано выше, поддается формальному регулированию сбольшим трудом.
Разумеется, не во всехслучаях экономические источники тех или иных форм избыточного административногодавления на малый бизнес четко видны, но это не означает, что их нет, скорее,не вполне виден тот «механизм», с помощью которого определенные экономическиеинтересы представителей властных структур удовлетворяются за счет той или инойсферы формальных или неформальных взаимодействий с предпринимательской средой.Все это, несомненно, должно стать предметом специальных дополнительныхисследований и разработок. Столь же очевидно и то, что даже при четкойвидимости тех или иных экономических причин административного давления на малоепредпринимательство далеко не всегда могут быть моментально предложены путипреодоления этих причин — многие из них лежат в глубинной спецификеэкономической и социально-экономической организации нашего общества, в пластахочевидного «наследия» длительного господства административно-командной системы,а также в сфере тяжелых и еще подлежащих длительному устранению экономических исоциальных последствий кризиса 1990-х годов.
Прежде всего, надоопределиться с тем, какие именно барьеры предполагается упразднить. Не следует,как всегда, впадать в крайности и требовать одномоментного снятия всех видовконтроля над деятельностью малых предприятий, причем во вред и самим малымпредприятиям как потребителям продукции своих хозяйственных партнеров по маломубизнесу. Неоправданными следует считать те барьеры, устранение которых невызовет негативных явлений для деятельности малых предприятий, потребителей ихпродукции и услуг, для партнеров и кредиторов малого бизнеса, а также длясостояния рыночно конкурентной среды в целом. Все это делает крайне сложнымустановление «водораздела» между нормальным регулированием предпринимательскойдеятельности и избыточным административным давлением как объектом политики «дерегулирования».

Списоклитературы
 
1. ФЗ «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995года № 88-ФЗ
2. Афанасьева Т.П., Буев В.В.,Пуденко Т.И. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства вРоссии. – М.: Бизнес-Тезаурус, 2008. – 128с.
3. Блинов А. Развитиепредпринимательства. // Экономист. – 2006. – №6. – С. 70-73
4. Горбунов Э. Об условиях развитиималого и среднего бизнеса. // Экономист. – 2006. – №1. – С.86-92.
5. Каганов В.Ш. Подготовка ипереподготовка кадров для малого бизнеса. – М., 2006. – 206с.
6. Колесников А., Колесникова Л.Малый и средний бизнес: эволюция. // Вопросы экономики. – 2002. – №7. – С.64-72
7. Механизмы развития малогопредпринимательства в России. / Сб. статей. – М., 2006. – 124с.
8. Орлов А. Малое предпринимательство:старые и новые проблемы // Вопросы экономики. — 2007. — № 4
9. Уткин Э.А., Денисов А.Ф.Государственное и муниципальное управление. — М.: ЭКМОС, 2006.
10. Экономика: Учебник. 3-е изд.,перераб. и доп. // Под ред. д.э.н. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средства физической культуры, комплексы физических упражнений и восстановительные мероприятия в системе профилактики профессиональных заболеваний
Реферат Контрольная работа по истории. Тема. СССР в середине 60-80-х годов.
Реферат «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Реферат «психотерапия»
Реферат Теоретичні проблеми дослідження субстрату в європейському мовознав
Реферат Українське бароко як явище світової культури
Реферат Price Discrimination Essay Research Paper Definition of
Реферат Проблемы Смутного времени
Реферат Перехресні стежки
Реферат Оборотные средства и их роль в хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Адаптационные стратегии сельских локальных сообществ в условиях реформирования
Реферат Человек как предмет философского анализа
Реферат Художественная идея и ее воплощение в поэме "Реквием"
Реферат Художественные средства в поэме "Реквием" А.А. Ахматовой
Реферат Певец крестьянской Руси Сергей Есенин