Содержание
Введение
1. Роль и значение малого бизнеса в экономике российскойфедерации
1.1 Сущность и особенности малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
1.3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Государственная поддержка малого бизнеса
1.5 Бизнес-планирование — основаорганизации малого бизнеса
2. Бизнес-план ЗАО «сигма»
2.1 Резюме
2.2 Маркетинговый план
2.3 Производственный план
2.4 Инвестиционный план
2.5 Финансовый план
3. Мероприятия по совершенствованиюпроизводственно-финансовой деятельности предприятия
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Опыт развитых стран показывает,что малый бизнес играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитиевлияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимогокачества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многиеэкономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитыхстранах государство оказывает большую поддержку малому бизнесу, дееспособноенаселение все больше и больше начинает заниматься малым предпринимательством.
Активный рост малых предприятийв западных странах начал происходить с середины 70-х годов — начала 90-х годов.На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7%и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половинаработающего населения. Основная масса малых предприятий в этих странах — этомельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малыепредприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволилозначительно сократить безработицу в этих странах.
Только эти цифры говорят обогромной важности предприятий малого бизнеса для экономики этих стран. Обэффективности этих фирм говорит тот факт, что на 1$ затрат они внедряют в 17раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые даютжизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия.
Наконец, развитие малого бизнесанеобходимо только потому, что он дает жизнь старым крупномасштабнымпредприятиям и в союзе с ними получает значительную выгоду как для себя, так идля рыночной экономики в целом. Поэтому тема малого предпринимательства оченьактуальна на сегодняшний день, особенно для нашей страны, где малые фирмы ещеочень нуждаются в поддержке государства.
Реформирование экономики Россииневозможно без развития и совершенствования различных форм хозяйствования, однойиз которых является и малый бизнес. Считается, что малые экономические структурыимеют большое значение, с точки зрения создания рабочих мест и поддержаниярынка. Именно поэтому тема данной дипломной работы имеет огромную актуальностьв экономике нашей страны на сегодняшний день. Кроме того, малые предприятиярассматриваются в качестве символа производственной мобильности, рыночнойгибкости и инновационной восприимчивости. Отсюда вытекает вполне естественныйвывод о позитивной роли института малого предпринимательства, которыйнеобходимо поддерживать и развивать.
Малые предприятия эффективны нетолько в потребительской сфере, но и как производители отдельных узлов и малыхмеханизмов, полуфабрикатов и других элементов, необходимых для производстваконечной продукции, выпуск которых невыгоден крупным предприятиям. Все этообосновывает необходимость комплексного подхода к определению места и ролималых предприятий в экономике общества. В малом предпринимательстве кроютсябольшие резервы, которые можно поставить и на службу России.
Целью данной работы являетсяизучение деятельности малого предприятия.
Исходя из поставленной цели вработе решается ряд задач:
Рассмотрение сущности малогобизнеса, его основных особенностей и значения для российской экономики.
Изучение бизнес-планирования намалых предприятиях.
Разработка мероприятий по повышениюэффективности производственно-финансовой деятельности малого предприятия.
Предметом исследования в даннойработе является малый бизнес. Объектом исследования — закрытое акционерноеобщество «Сигма», занимающегося строительной деятельностью.
/>1. Роль и значениемалого бизнеса в экономике российской федерации 1.1 Сущность и особенности малого бизнеса
Все предприятия, являющиесясоставной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеровпо общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждаяиз этих групп имеет свои специфические интересы, определяющие стратегию ихэкономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, кпроблемам социально-экономического, политического и национального характера [5,c.27].
Как следует из самогоопределения, «малое предпринимательство» — это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенныхустановленных законами, государственными органами или другими представительнымиорганизациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия[16, c.5].
Малое предприятие — этопредприятие различных организационно-правовых форм, создаваемое на основе любыхформ собственности, наиболее гибкая и динамичная форма развитияпредпринимательской деятельности. Критерии определения малого предприятия: объёмпроизводственно-хозяйственного оборота по профилю и виду деятельности, размерыпроизводственных мощностей, численность работающего персонала и др. [20, c.17].
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица [5, c.28].
Малое предприятие имеет устав,определяющий вид, предмет и цели деятельности, его наименование,местонахождение; органы управления и контроля, их компетенции; порядокобразования имущества, распределения прибыли (дохода); условия реорганизации ипрекращения деятельности. Государство оказывает поддержку малым предприятиямпутём создания фондов поддержки и прямого субсидирования малогопредпринимательства.
В соответствии с федеральнымзаконом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательствав Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капиталекоторых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иныхфондов не превышает 25%, доля принадлежащих одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% ив которых средняя численность работников за отчётный период не превышаетпредельных уровней:
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60человек;
в научно-технической сфере — 60человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
в розничной торговле и бытовомобслуживании населения — 30 человек;
в остальных отраслях и приосуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Итак, российскимзаконодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которогопредприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, — эточисленность работающих.
Поэтому правильность определениячисленности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как дляотнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и дляполучения им права на соответствующую поддержку.
Малые предприятия,осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся ктаковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшейв годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли. Выполняемые видыдеятельности, кроме того, учитываются для применения отдельных льгот похозяйственным вопросам, учету и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Средняя за отчетный периодчисленность работников малого предприятия определяется с учетом всех егоработников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характераи по совместительству с учетом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица [22, c.211].
При этом в разных странахкритерии принадлежности предприятия к малому бизнесу несколько отличаются другот друга.
На развитие малого бизнесанаибольшее влияние оказывают следующие факторы [32, c.20]:
в развитии средств связипроизошел скачок;
расширение сферы услуг,базирующейся на малых предприятиях;
уменьшение стоимости и упрощениеиспользования информационных систем;
повысился общеобразовательныйуровень людей с одновременным накоплением опыта в крупных компаниях;
содействие малыми фирмамирешению вопроса о безработице;
сокращение рабочей смены;
большая конкурентоспособность засчет меньших издержек, связанных со снижением накладных расходов и меньшимиколебаниями заработной платы.
Но малые предприятия, конечноже, как появляются, так и распадаются по многим причинам. Например, в германиив 1990 году более 14500 малых предприятий потерпели неудачу, причем 40% их нихпросуществовали не более 5 лет. Доля банкротств предприятий малого бизнесавсегда выше, так как, идя на риск, предприниматель решает достаточно сложнуюпроблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Начинающемупредпринимателю в самом начале нужно проводить свою работу при более высокихиздержках, чем предпринимателю уже существующей фирмы. Начальная стоимостьставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующейфирмой. В связи с этим начинающая фирма всегда имеет более высокуюсебестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий — это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность иотсутствие опыта.
Но все же, несмотря ни на это,количество создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит обабсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике.
Но часто малое предприятие нестановится полностью банкротом, что достаточно важно, а лишь выкупается болеекрупной фирмой.
В связи с этим можно выделитьтри модели развития малого бизнеса [10, c.72]:
медленное расширение деловойактивности;
быстрое развитие малыхпредприятий и превращение их в средние, а затем в крупные компании;
сохранение масштабовдеятельности на достигнутом уровне.
Таким образом, несмотря набольшое количество трудностей и препятствий, малый бизнес активно развивается вбольшинстве развитых стран мира и имеет большое значение в их экономике./>1.2 Роль малого бизнесав экономике
Для экономики в целомдеятельность малых фирм является важным фактором повышения ее гибкости. Поуровню развития малого предпринимательства специалисты даже судят о способностистраны приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке. Для России,находящейся на начальном этапе развития рыночных отношений, именно создание иразвитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальнойреструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всегохозяйства страны к рыночной экономике. Несмотря на трудности и неудачи, малоепредпринимательство развивается, набирает темпы роста, решая экономические,социальные, научно-технические проблемы. Отрицательное влияние на развитиемалого предпринимательства оказали последствия разразившегося в августе 1998года финансового кризиса.
По роли в развитии экономики,решении социальных задач малое предпринимательство России значительно уступаетмалому предпринимательству в таких развитых странах, как США, Япония, Италия идр.
Целью создания малогопредприятия является решение региональных проблем при переходе к рыночнымотношениям посредством создания производственной и социальной инфраструктуры,увеличения производства товаров народного потребления, повышения эффективностииспользования местных ресурсов природных и трудовых, ускорения разработок новыхвидов техники и технологии, решение экологических проблем.
Мировая практика убедительносвидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнесоказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решениесоциальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численностиработающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работсубъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Впринятых в Российской Федерации в течение 1991-1995 годов в законодательных инормативных актах указывалось, что развитие в стране малого предпринимательстваявляется одним из направлений экономической реформы, способствующих развитиюконкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданиюновых рабочих мест.
Сектор малогопредпринимательства является неотъемлемым, объективно необходимым элементомлюбой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целомне могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любогоразвитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощнойэкономической силы — крупного капитала в значительной мере определяет уровеньнаучно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизнистран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия какнаиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторемалого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальныхресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса [11,c.90].
Высокая приспособляемость имассовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечиваютустойчивость развития экономики и способствуют стабильности политическогоклимата.
Как показывает мировая практика,малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, дажеразвитых, так как ему свойственны определенные преимущества. Можно перечислитьследующие из них [28, c. 205]:
более быстрая адаптация кместным условиям хозяйствования;
большая свобода действийсубъектов малого предпринимательства;
гибкость и оперативность впринятии и выполнении принимаемых решений;
относительно невысокие расходыпри осуществлении деятельности, особенно затраты на управление;
большая возможность дляиндивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;
более низкая потребность впервоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию ипроцесс производства в ответ на требования местных рынков;
относительно более высокаяоборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в одном из докладовМеждународного бюро труда отмечается, что малые предприятия располагаютзначительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложенийв расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широкоиспользуют местные материалы и трудовые ресурсы.
Собственники малых предприятийболее склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровеньличной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом надеятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровеньспроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказуконкретных потребителей, дают средства к существованию наемным работникам. Малыепредприятия способствуют занятости большего количества работников по сравнениюс крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональныхкадров и распространению практических знаний. Малые предприятия по сравнению скрупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по числу, таки по удельному весу в производстве товаров, выполнению работ, оказанию услуг.
В то же время субъектам малогопредпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых [28, c. 205 — 206]:
более высок уровень риска,поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
зависимость от крупных компаний;
недостатки в управлении делом;
слабая компетентностьруководителей;
повышенная чувствительность вповышении к изменениям условий хозяйствования;
трудности в заимствованиидополнительных финансовых средств и получении кредитов;
неуверенность и осторожностьхозяйствующих субъектов при заключении договоров (контрактов) и др.
Как показывает опыт, большинствонеудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональнойнекомпетентностью собственников малых предприятий.
И все-таки малый бизнес илималое предпринимательство из-за своей массовости в значительной мере определяютсоциально-экономический уровень страны. Сектор малого предпринимательства способствуетбыстрому созданию новых рабочих мест, а, следовательно, решению проблемызанятости населения. В отличие от крупного производства, ориентированного намассовый спрос, выпуск больших партий стандартной продукции, малые предприятия функционируютна небольших рыночных сегментах, благодаря чему национальное хозяйствостановится способным к быстрым структурным изменениям. Небольшие размеры малыхпредприятий дают возможность обеспечить технологическую, производственную иуправленческую гибкость, а это позволяет оперативно реагировать на измененияконъюнктуры рынка, внедрять научно-технические достижения, осуществлятьэффективную инновационную деятельность.
Говоря о роли малого бизнеса,опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательноеразвитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешногорешения следующих проблем [27, c.304]:
формирование конкурентныхцивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворениюпотребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
расширение ассортимента иповышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросовпотребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ,услуг) и культуры обслуживания;
приближение производства товарови услуг к конкретным потребителям;
содействие структурнойперестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость,мобильность, маневренность;
привлечение личных средствнаселения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладываютсвои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем на крупных;
создание дополнительных рабочихмест, сокращение уровня безработицы;
более эффективное использованиетворческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видовремесел, народных промыслов;
вовлечение в трудовуюдеятельность отдельных групп населения, для которых крупное производствоналагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
формирование социального слоясобственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);
активизация научно-техническогопрогресса;
освоение и использование местныхисточников сырья и отходов крупных производств;
содействие деятельности крупныхпредприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,создания вспомогательных и обслуживающих производств;
освобождение государства отнизкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.
Все эти и другие экономические исоциальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разрядважнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформированияэкономики России.
Практика показывает, чтотехнический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спросасегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокиетемпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрениеизобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценоваяконкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — к тому, чтопотребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность длягосударства получать большие средства в форме налоговых поступлений — все это исоставляет вклад малых предприятий в экономику страны.
1.3 Развитие малого бизнеса в Российской Федерации
В российской практикесуществование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этотпериод к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднеечисло ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с болеепоздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета МинистровСССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться предприятияс числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности — 200 человек, внауке и научном обслуживании — 100 человек, в других отраслях производственнойсферы — 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы — 25 человек, врозничной торговле — 15 человек. Наряду с этим учитывался и объёмхозяйственного оборота, право на определение количественного значения которогопредоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборотапрактически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятия к маломупо численности работников сохранился и в российском законодательстве [8, c.32].
Этапы развития малогопредпринимательства в России можно выделить, рассматривая законодательныедокументы, регламентирующие деятельность малых предприятий в стране в иххронологической последовательности (приложение 1).
В начале 1990-х годов малыепредприятия образовывались чаще всего путем отделения от государственныхпредприятий-учредителей. В 1991 году малые предприятия создавались, какправило, в форме товариществ с ограниченной ответственностью. За первуюполовину 1991 года многие коллективы реорганизовывались в малые предприятия,основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятиясемейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной арендынежилых помещений.
В ряде случаев учредителямималых предприятий становятся местные власти (иногда совместно с другимипредприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлениинежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопросразвития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программудемонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так иинициативное разукрупнение монопольных производств:
выделение самостоятельныхпроизводственно-хозяйственных блоков;
выделение малых и среднихколлективов из состава крупных предприятий;
создание небольших дочернихпредприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, малые предприятияможно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из составаобъединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и,во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условияхперехода к рынку и создания рыночной инфраструктуры оптимален.
При переходе к рыночнойэкономике у России возникло много проблем, которые надо было как можно быстреерешать. Прежде всего надо было определить права собственности и решить, комубудет позволено владеть предприятиями, находящимися в собственностигосударства, каким образом, с помощью какого механизма и по каким ценам будетосуществляться передача собственности. Следовало также создать рынки капитала,банковскую, финансовую и валютную системы. Надо было разработать эффективныесистемы планирования и бухгалтерского учета, чтобы производить оценку стоимостифирм и наиболее объективно судить о результатах их деятельности. Необходимобыло пересмотреть действующие законы, чтобы легализовать новые формыэкономических отношений, новые типы собственности и новые виды сделок [23, c.256].
Требовалось подобрать и обучитьменеджеров, способных работать в условиях рыночной системы и вести конкурентнуюборьбу у себя в стране и на мировом рынке. Следовало также добиться признаниянаселением новых правил игры.
Стояла задача выработатьполитику в вопросах конкуренции и регулирования и найти способ разрешенияпроблем, возникающих вследствие того, что простая приватизация гигантскихнеэффективных предприятий порождает систему гигантских неэффективных частныхмонополий.
Следовало определить порядокгосударственного прекращения субсидирования различных отраслей и разработатьналоговые системы, способные обеспечить финансирование деятельностиправительства.
Наконец, необходимо было решить,будет ли допущено, и если да, то когда, закрытие неконкурентоспособных фирм, исоздать службы социальной помощи, которые возьмут на себя решение социальныхпроблем, возникающих вследствие неизбежных экономических диспропорций как вовремя переходного периода, так и после его завершения.
Большинство этих проблем вполной мере относятся и к малому бизнесу. Проблемы дальнейшего развития малогопредпринимательства в России остаются в основном те же, что были отмечены еще вматериалах 1-го Всероссийского съезда представителей малых предприятий:
недостаточность начальногокапитала и собственных оборотных средств;
трудности с получениембанковских кредитов;
усиление давления криминальныхструктур;
нехватка квалифицированныхбухгалтеров, менеджеров, консультантов;
сложности с получением помещенийи крайне высокая арендная плата;
ограниченные возможностиполучения лизинговых услуг;
отсутствие должной социальнойзащищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий идр.
Не случайно 2-я Всероссийскаяконференция малых предприятий, проводившаяся в марте 2001 года в городе Москве,получила название «Цивилизованному предпринимательству — разумноерегулирование». Конференция ставила цель выявить источники чрезмерныхадминистративных барьеров в развитии предпринимательства.
Дело в том, что среди проблем,сдерживающих развитие малого бизнеса, на втором месте после налогового бременистоят чрезмерные административные барьеры. Они не только мешают развитиюпредпринимательства, но и создают другую государственную проблему, вынуждаяпредприятия малого бизнеса уходить в теневую экономику.
В начале 2003 года Министерствоэкономического развития и торговли по поручению Президента РФ провелоинвентаризацию контрольных функций государственных органов и выяснило, скольколюдей имеют прямое отношение к надзору. В результате инвентаризации выяснилось,что общей системы государственного контроля в России нет.43 федеральныхминистерства и ведомства имеют 65 проверяющих организаций. Только в 55 из нихтрудятся 1065 тысяч человек. Более 423 из них наделены правом непосредственногогосударственного контроля, остальные их обслуживают. Можно не сомневаться втом, что основное внимание эти многочисленные проверяющие уделяют предприятияммалого бизнеса, ограничивая, сковывая, а нередко и прекращая их деятельность.
Специалисты, анализирующиеоборот теневой экономики, оценивают его не менее чем в 40% валовогонационального продукта. В то же время наблюдается постепенное снижение долитеневой экономики в России в последние годы.
По степени важности некоторыеавторы располагают основные проблемы малого бизнеса в России в следующемпорядке:
1) высокий уровеньналогообложения;
2) недоступность кредитныхресурсов;
3) административные барьеры.
Предприятия малого бизнеса вРоссии в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основнаяпроблема — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так ифинансовая. Практически речь идет о создании нового сектора экономики. Втечение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степениотсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленныхпредпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки дополучки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для началасобственного дела. Ясно, что и предельно напряженный государственный бюджетисточником данных средств стать не может. Остается надеяться на кредитныересурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы припостоянной инфляции.
Положение едва ли может серьезноизмениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу вобщественной поддержке конструктивного малого бизнеса. На существенный ростимеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайнеймере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать [29, c.196].
Поэтому следует создаватьмеханизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций,включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл их в том, чтобыобеспечить лучшее удовлетворение потребностей людей при создании условий дляпоследовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малый бизнес. Пока она,мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообщеотсутствует. Трудность в том, что, во-первых, нет единой законодательной основыдля сегодняшней деятельности отечественных предприятий малого бизнеса, аво-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко неполностью.
В настоящее время малый бизнеснаходится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущирыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все большеокружать его старыми рамками планово-административной системы с ее едва ли невсеохватывающим планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов,фондов и т.п.
Отсутствует система проведенияглубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащегоучета результатов их работы, практически отсутствуют отчетность по темпоказателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами поналогообложению.
Ограничен доступ малыхпредприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительныходноразовых финансовых затрат.
Еще одна проблема — кадровая. Квалифицированныхпредпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.
Несмотря на серьезность проблем,связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективыдальнейшего развития.
Прежде всего следует оградитьмалый бизнес от бюрократии, сделать как можно проще процедуру регистрации,сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесссокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Следуетискоренить коррупцию, которая не только опасна с моральной точки зрения, но ипрепятствует экономическому росту, существенно удорожает, извращает конкуренцию.
Необходимо существенно уменьшитьналоговую нагрузку на малый бизнес. Это особенно важно для начинающих предпринимателей,в первую очередь в таких видах деятельности как инновационная,производственная, строительная и ремонтно-строительная, медицинская.
Следует сосредоточить вниманиена концентрации всех финансовых средств, предназначенных для поддержки малогобизнеса (федерального бюджета, региональных бюджетов, Федерального фонда поддержкималого предпринимательства, всевозможных внебюджетных источников), на важнейшихприоритетных направлениях, создать для него систему гарантий кредитования.
Для вновь создаваемыхпредприятий малого бизнеса необходимо широкое применение лизинга и франчайзинга.Если франчайзинговая система завоевывает у нас в стране все больше позиций, толизинг находится лишь в зачаточном состоянии. Дальнейшему развитию этих формдеятельности должны содействовать крупные предприятия.
Нужна более энергичная работа поразвитию инфраструктуры малого бизнеса, развитию банковской системы, различныхфондов поддержки малого бизнеса. Малые предприятия должны иметь возможность влюбую минуту получить консультацию и бесплатную помощь по вопросам открытия ифункционирования, по проблемам маркетинговой стратегии, защите своих интересов,по любой другой проблеме [32, c.115].
Большая работа предстоит вобласти подготовки и повышения квалификации предпринимательских кадров. В сферемалого бизнеса работают около 8 миллионов человек, или почти 12% всего занятогов стране населения, и численность эта из года в год будет возрастать. В малыйбизнес приходит все больше молодых, энергичных людей. Особенно актуальна задачапрофессиональной подготовки руководителей таких предприятий.
В последние годы уменьшилосьчисло заявлений на выдачу новых лицензий, что несомненно упростило жизньмелкого предпринимательства. Вместе с тем 80% всех выданных лицензий обходятсяпредпринимателям дороже, чем плата, установленная законом, а 77% всех лицензийи решений, находящихся у руководителя фирм, выданы на срок, меньше предписанныхзаконом пяти лет.
В соответствии с Федеральнымзаконом от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видовдеятельности» местные власти не имеют права вводить какие бы то ни былоразрешительные документы, кроме перечисленных в Законе о лицензировании.
Таким образом, несмотря надостаточно большое количество проблем и препятствий, у малого бизнеса в Россииесть резервы для дальнейшего развития./>1.4 Государственнаяподдержка малого бизнеса
Федеральным законодательствомпредусмотрены разнообразные формы поддержки малого предпринимательства [6, c.78]:
формирование инфраструктурыподдержки и развития малого предпринимательства;
создание льготных условийиспользования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых,материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-техническихразработок и технологий;
установление упрощенной системыпорядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования ихдеятельности, сертификации их продукции, предоставления статистической ибухгалтерской отчетности;
поддержка внешнеэкономическойдеятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитиюих торговых, научно-технических, производственных, информационных связей сзарубежными государствами;
организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.
Формами государственнойподдержки малых предприятий являются оказание финансовой помощи на возмездной ибезвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развитиямалого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям,осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование истрахование субъектов малого предпринимательства; предоставление малымпредприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство ипоставку отдельных видов продукции и услуг для государственных нужд и другиеформы поддержки. К сожалению, из-за сложившейся экономической ситуации не всеформы поддержки реализуются на практике.
В Концепции государственнойполитики поддержки и развития малого предпринимательства сформулированыследующие комплексные меры по поддержке малого предпринимательства:
оптимизация нормативно-правовыхоснов государственного регулирования малого предпринимательства;
совершенствование системыналогообложения малого предпринимательства;
развитие системыфинансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
совершенствование информационнойподдержки;
укрепление и развитие системыподготовки кадров для малого предпринимательства;
активная антимонопольнаяполитика и пресечение недобросовестной конкуренции по отношению к малымпредприятиям;
совершенствование деятельностиорганов государственной поддержки малого предпринимательства.
В Концепции указывается, чтоцентр тяжести государственной поддержки малого предпринимательства следуетперенести на региональный уровень, используя опыт государственной поддержкималого предпринимательства в отдельных субъектах РФ [28, c.256].
Наиболее активная помощь малымпредприятиям оказывается органами власти Москвы, что способствует развитиюмалого предпринимательства и повышению роли малых предприятий в экономикегорода Москвы. Так, на начало 2004 года численность малых предприятий,расположенных на территории Москвы, составляла 21,4% общей численности малыхпредприятий страны. На них было занято более 1,7 миллионов человек. Ониобеспечивали около 40% налоговых платежей в бюджет.
Правительство Москвы планомернои постоянно осуществляет поддержку малых предприятий. При этом большое вниманиеуделяется материально-ресурсной поддержке малого предпринимательства.
Правительством Москвы утвержденоПоложение о порядке финансирования программ и проектов развития и поддержкималого предпринимательства в городе Москве, Типовое положение о финансированиипрограмм и проектов развития и поддержки малого предпринимательства вадминистративном округе города Москвы, в котором предусмотрен порядокформирования финансовых ресурсов фондов поддержки малого предпринимательства науровне административных округов и муниципальных фондов, установлен порядокпринятия решений о финансировании проектов субъектов малого предпринимательства,перечень документов, направляемых субъектами малого предпринимательства в фондна получение финансовой поддержки.
Практический субъект для другихсубъектов РФ представляет утвержденное постановлением Правительства Москвы от24 декабря 2002 г. № 1063-ПП Положение о финансировании проектов развития иподдержки малого предпринимательства в городе Москве, в соответствии с которымпредоставление бюджетных средств по проектам поддержки малогопредпринимательства может быть осуществлено в формах субвенций юридическимлицам; субсидий физическим и юридическим лицам; бюджетных кредитов юридическимлицам; оплаты товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическимилицами по государственным и муниципальным контрактам; инвестиций в уставныйкапитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц; средств на погашениеи обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных илимуниципальных гарантий; ассигнований на содержание бюджетных учреждений.
Процентные ставки по пользованиюбюджетными финансовыми ресурсами, предоставляемыми субъектам малогопредпринимательства на возвратной основе, могут устанавливаться в пределах от0,25 до 0,75 от действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Срокипредоставления финансовых ресурсов могут устанавливаться в интервале от трех допяти лет.
В городе Новосибирске такжеосуществляется активная поддержка малого бизнеса. В рамках программы «Развитиеи поддержка малого бизнеса в Новосибирске на 2005-2007 гг.» продолжаетработу общественная приемная по проблемам малого предпринимательства. Навопросы, обращения и предложения бизнесменов отвечают юристы, специалистыотдела развития предпринимательства, департамента земельных и имущественныхотношений мэрии. Возглавляет общественную приемную по проблемам малого бизнесадепутат городского Совета и председатель комиссии по научно-производственномуразвитию и предпринимательству Александр Солодкин.
Основными задачами общественнойприемной являются [21]:
Оказание содействияпредпринимателям города Новосибирска и Новосибирской области в решении проблем,связанных с осуществлением хозяйственной деятельности и преодолениемадминистративных барьеров.
Консультированиепредпринимателей по вопросам осуществления хозяйственной деятельности,взаимоотношений с органами власти, контрольно-надзорными и правоохранительнымиорганами.
Взаимодействие с общественнымиобъединениями малого бизнеса с целью привлечения широких предпринимательскихслоев для участия в решении актуальных проблем и представления интересовпредпринимателей на всех уровнях власти.
Анализ состояния и существующихпроблем в деятельности предпринимателей на территории Новосибирской области,подготовка предложений для законодательной и исполнительной властейНовосибирской области и города Новосибирска по наиболее важным вопросамразвития и поддержки предпринимательства.
Совершенствование правовогообеспечения предпринимательской деятельности.
В рамках реализации городскойпрограммы “Развитие и поддержка малого бизнеса в Новосибирске на 2005 — 2007годы” отдел развития предпринимательства мэрии проводит бесплатные учебныекурсы.
Пройти обучение по “Управлениюмалым предприятием” и “Основам успешного предпринимательства, или как выбратьбизнес-идею и проверить ее на жизнеспособность” могут бизнесмены в возрасте от25 до 45 лет, владеющие или управляющие малым или средним предприятием,зарегистрированным в Новосибирске.
Участие в финансировании икредитовании субъектов малого предпринимательства в РФ принимают такжемеждународные организации, как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР),Агентство международного развития США, Фонд «Евразия», ТАСИС и др.
Международный опытфинансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательствасвидетельствует о том, что эффективными методами поддержки малого бизнеса являетсясоздание гарантийных фондов для оказания финансовой поддержки, осуществлениепрограмм микрофинансирования, внедрение франчайзинга и факторинга, широкогоосуществления лизинговых операций. Данные направления финансовой поддержкималого предпринимательства в России развиваются, необходимо только болееширокое их применение, особенно микрофинансирование на льготной основе и наоснове финансового лизинга, при использовании которого у малых предприятийпоявляется дополнительная возможность для формирования оборотного капитала.
Важное значение в системегосударственной поддержки субъектов малого предпринимательства имеет ихимущественная поддержка. В связи с этим в Концепции государственной политикиподдержки и развития малого предпринимательства намечено расширить возможностьи повысить эффективность использования государственного и муниципальногоимущества для развития производственной деятельность субъектов малогопредпринимательства за счет реализации следующих мер: организовать и обеспечитьучет федерального имущества, которое может быть передано субъектам малогопредпринимательства, в соответствии с действующим реестром федеральногоимущества; создать на региональном и муниципальном уровнях реестры и целевыефонды нежилых помещений (в том числе объектов незавершенного строительства),предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям нальготных условиях; установить специальные условия (с возможностью примененияльгот и преференций) и порядок передачи производственных площадей и технологическогооборудования предприятий и организаций, находящихся в государственной илимуниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочнойаренды, выкупа, передачи оборудования в лизинг; разработать механизмпредоставления рассрочки платежей при продаже недвижимых помещений субъектаммалого предпринимательства; рекомендовать региональным и муниципальным органамисполнительной власти разработать программы повышения эффективностииспользования государственного и муниципального имущества для развитиясубъектов малого предпринимательства.
Таким образом, в нашей стране нафедеральном и региональном уровнях активно разрабатываются программы,призванные укрепить положение малого бизнеса в экономике страны, стимулирующиеразвитие малого предпринимательства в различных отраслях деятельности. Вместе стем все еще остается достаточно много нерешенных вопросов, которые тормозятразвитие данного сектора экономики./>1.5 Бизнес-планирование- основа организации малого бизнеса
Существует достаточно многоопределений бизнес-плана, в которых выражается его значение для любого предприятия.
Бизнес-план — это необходимый врыночных условиях документ, который описывает все основные аспекты будущегокоммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно можетстолкнуться, а также определяет способы решения этих проблем [30, c.7].
Бизнес-план дает наиболееобъективную оценку бизнеса.
Бизнес-план — инструменттехнического, организационно-экономического, финансового, управленческогообоснования дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными,сбытовыми организациями, посредниками, потребителями [25, c.9].
Бизнес-план — основной документ,на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги.
Бизнес-план — планпредпринимательской деятельности фирмы, предприятия; в условиях рыночнойэкономики необходимый инструмент технико-экономического обоснования иорганизации дела, включая взаимоотношения с банками и инвестиционными,сбытовыми организациями, посредниками, потребителями [31, c.14].
Бизнес-план имеет двапринципиальных направления:
внутреннее — подготовитьзаказчику информационное досье, программу реализации проектного предложения (бизнеса)с оценкой результатов на каждом этапе его реализации;
внешнее — информировать отехнических, юридических и прочих преимуществах (а также рисках и проблемах) внешнегоинвестора и другие заинтересованные организации, муниципальные органы,принимающие решения.
Дословно «бизнес-план»переводится с английского как план предпринимательской деятельности,предпринимательства и предполагает по крайней мере два слагаемых: бизнес и план.
Бизнес-план — объективная оценкасобственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же времянеобходимый инструмент производства продукции в соответствии с потребностямирынка и сложившейся ситуации.
В нем описываются основныеаспекты будущего коммерческого предприятия, с достаточной полнотойанализируются проблемы, с которыми оно сталкивается (или не исключено, чтостолкнется), и самыми современными методами определяются способы решения этихпроблем.
Не будет большим преувеличениемназвать бизнес-план основой управления как коммерческим проектом, так и самимпредприятием, осуществляющим этот проект. В самом деле ведь благодарябизнес-плану у руководства появляется редкая возможность взглянуть насобственное предприятие как бы со стороны, может быть, даже глазамипридирчивого эксперта. Да и сам процесс разработки бизнес-плана, включающегодетальный анализ экономических и организационных вопросов, заставляетсосредоточиться, что совсем не лишне при переходе предприятия в рыночныеусловия.
Разработчиками бизнес-планаявляются: фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности,авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаютсяконсалтинговые фирмы и эксперты.
На составление бизнес-планауходит обычно месяц. За это время специалисты знакомятся с документами, которыепредоставила фирма и делают расчеты.
Бизнес-план — проектперспективный и составлять его рекомендуется на три-пять лет вперед.
Разработка бизнес-плана являетсянеобходимым условием для получения компанией внешнего финансирования. Профессиональноразработанные документы раскрывают все сложные вопросы планирование проекта,просчитывают финансовую составляющую, прогнозируют развитие ситуации по проекту.
Применение бизнес-планированиясоздает следующие важные преимущества:
делает возможным подготовку кдеятельности организации в будущих условиях
проясняет возникающие проблемы
стимулирует менеджеров креализации своих решений в дальнейшей работе
улучшает координацию действий ворганизации
увеличивает возможности фирмы вобеспечении необходимой информации
улучшается контроль процессов
способствует более рациональномураспределению ресурсов
Результатом процессабизнес-планирования является система планов. План включает в себя основныепоказатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу плановогопериода, а также схему процесса их достижения.
Составление бизнес-планаявляется длительным и весьма трудоемким процессом, требующим привлечения, какправило, нескольких высококвалифицированных специалистов, однако, внешнеефинансирование в инвестиционный проект невозможно без бизнес-плана, отражающегобудущую (прогнозируемую) финансовую отчетность. Общая структура бизнес-планавключает в себя:
Резюме проекта
Описание предприятия
Характеристика выпускаемойпродукции
Анализ рынка
Производственный план
План сбыта
Финансовый план
Целью бизнес-плана может быть,например, получение кредита, или привлечение инвестиций в рамках ужесуществующего предприятия, или определение стратегических и тактическихнаправлений и ориентиров самой фирмы в мире бизнеса.
Бизнес-план предусматриваетрешение следующих стратегических и тактических задач, стоящих передпредприятиями, независимо от его функциональной ориентации [26, c.32]:
организационно-управленческая ифинансово-экономическая оценка сегодняшнего состояния предприятия;
выявление потенциальныхвозможностей предпринимательской деятельности предприятия, акцентируя вниманиена сильных сторонах и не скрывая слабых;
формированиеинвестиционно-проектных целей этой деятельности на планируемый период.
Бизнес-план позволяет решитьмногофакторную задачу, основными выводами которой являются следующие:
обоснование экономическойцелесообразности направлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов);
расчет ожидаемых финансовыхрезультатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов навложенные средства;
определение намечаемогоисточника финансирования реализации выбранной стратегии;
подбор персонала, которыйспособен реализовать данный план.
При этом каждая задача решаетсяво взаимосвязи с другими.
Таким образом,бизнес-планирование является основой деятельности любого предприятия, в том числеи малого. Именно на нем основано большинство принимаемых фирмой решений. Бизнес-планцелесообразно составлять как в самом начале деятельности предприятия малогобизнеса, так и при необходимости принятия важных управленческих решений, такихкак привлечение инвесторов, диверсификация производства, получение кредитов и т.п.
/>2. Бизнес-план ЗАО«сигма»
2.1 Резюме
Резюме — это краткое содержаниебизнес-плана организации. Оно должно отвечать на вопросы о том, для чего и вкаком размере требуются инвестиции, в чем суть проекта, каковы основныепараметры проекта. В резюме показываются цели проекта и его выгодность,приводятся преимущества продукции в сравнении с лучшими отечественными изарубежными аналогами, указывается объем ожидаемого спроса на продукцию,потребность в инвестициях и срок возврата заемных средств. Отмечается, какиесоциальные вопросы позволяет решить реализация проекта.
Строительное предприятие «Сигма»,действующее в форме акционерного общества закрытого типа, изыскиваетвозможность получения финансовых средств (кредита) в размере 3150 тысяч рублейдля следующих целей:
приобретение и монтажоборудования для производства пластиковых и деревянных окон;
покупка производственногопомещения для выпуска окон различных видов;
пополнение оборотных средств,обеспечивающих расширение товарно-сбытовой и производственной деятельности.
Общая сумма необходимыхкапитальных вложений составляет 10500 тысяч рублей (рассчитано далее). Из них70% предприятие финансирует из собственных средств (акционерный капитал инераспределенная прибыль), 30% — из заемных средств (15% — кредиты банков, 15%- собственные векселя).
Проект предполагаетсяреализовать в течение пяти лет.
Строительное предприятие ЗАО«Сигма» занимается установкой пластиковых и деревянных окон и дверей,а также капитальным и косметическим ремонтом квартир и производственныхпомещений. Основной деятельностью да данный момент является установка окон.
В данный период времени ЗАО«Сигма» закупает готовые оконные блоки у других предприятий, чтоприводит к высоким затратам. Компания планирует заняться производством оконныхблоков самостоятельно, но для этого у фирмы недостаточно собственных средств. Поэтомус целью привлечения инвесторов разрабатывается данный бизнес-план.
Учредителями ЗАО «Сигма»являются:
Физические лица (35% акций)
ОАО “Стройтрест" (25% акций)
ООО “Восток" (23% акций)
Муниципальное предприятие ДРСУ — 8 (22% акций).
Местоположение ЗАО «Сигма»- город Новосибирск, ул. Чехова, 28. Организация существует на рынке данныхуслуг в течение 7 лет. Организация получает стабильную прибыль. Так, в 2005году выручка составила 1724,14 тыс. руб., из них прибыль 403,53 тыс. руб.
Продукция, которую реализует ЗАО«Сигма» — окна из дерева и пластика, изготовленные отечественными изарубежными производителями с применением современных технологий и учетомклиматических особенностей региона, в котором функционирует фирма ЗАО «Сигма».
Потребителями продукции являютсякак частные физические лица, так и коммерческие клиенты, использующие продукциюв административных, офисных, жилых и производственных зданиях.
В таблице 2.1 по результатамрасчетов, приведенных в производственном, инвестиционном и финансовом планах,представлены основные показатели экономической эффективности проекта в целом.
При этом индекс доходностирассчитан как отношение чистого дохода от реализации проекта к единовременнымкапитальным вложениям.
Сроком окупаемости называетсяпродолжительность периода от начального момента до момента окупаемости, т.е. тогомомента, после которого текущий чистый доход становится и в дальнейшем остаетсянеотрицательным. Он рассчитывается как отношение капитальных единовременныхвложений к чистому текущему доходу за год (так как ежегодный доход одинаковый).
Данные показатели позволяютсделать вывод о целесообразности реализации данного проекта и его выгодности,как для инвесторов, так и для учредителей предприятия ЗАО «Сигма».
Таблица 2.1
Показатели эффективности проектаНаименование показателей Ед. изм. Значение 1. Чистый дисконтированный доход Тыс. руб. 34241,57 2. Внутренняя норма доходности % 480 3. Период окупаемости лет 0,82 4. Чистый доход Тыс. руб. 53146,51 5. Индекс доходности инвестиций 5,06 6. Потребность в финансировании Тыс. руб. 10500 />2.2 Маркетинговый план
По мнению специалистов, планмаркетинга является наиболее важным разделом бизнес плана, в которомопределяются спрос на данную продукцию, сегменты рынка (первичные и вторичныецелевые), наличие конкуренции, правительственное и местное регулированиебизнеса, определяется стратегия маркетинга.
Отрасль, в которой действует ЗАО«Сигма» имеет огромное количество конкурентов, особенно среди предприятий,занимающихся производством и установкой окон, а также проведением ремонтов каккосметических, так и капитальных.
Эти конкуренты представлены каккрупными, так и мелкими предприятиями. Рассмотрим нескольких конкурентов ЗАО«Сигма».
Компания «МирОкон». Основноенаправление деятельности компании — производство конструкций из профиля ПВХ. ПрофильПВХ поставляется немецкой фирмой Dimex.
Обладая собственнымипроизводством «МирОкон» оперативно реагирует на потребности рынка,что безусловно сказывается на стоимости пластиковых окон, делая ценыконкурентоспособными. Завод по производству окон ПВХ находится подНовосибирском.
Имея расширенную сеть партнеров,компания «МирОкон» добилась быстрой и главное качественной установкипластиковых окон и дверей «под ключ». Монтаж пластиковых оконпроисходит при температуре не ниже минус 10 градусов по Цельсию.
Компания «МирОкон» имеетряд сертификатов, в том числе и от концерна Dimex.
Среди последних объектов можновыделить следующие:
Многоквартирные жилые дома в г. Новосибирске;
Коттеджный городок (НСО);
Новосибирскую ГосударственнуюМедицинскую Академию (город Новосибирск);
Кирпичный завод (городКиселевск, Кемеровская область)
ЦУМ (город Новокузнецк);
Многоквартирные жилые дома вгороде Новокузнецке;
Почтовые отделения города Новосибирскаи НСО.
ООО «МирОкон» производствомокон из ПВХ начала заниматься в мае 2003 года. Руководящийинженерно-технический и управленческий персонал, а также ряд рабочих имеетболее чем семилетний опыт работы в данной области.
За время работы фирма выпустилаи установила около 10000 кв. м. светопрозрачных конструкций из ПВХ профиляфирмы DIMEX.
При изготовлении светопрозрачныхконструкций используется периметральная фурнитура MACO (Австрия-Германия). Гарантияна светопрозрачные конструкции нашей фирмы 10 лет; срок службы изделий 50 лет. Производственныемощности находятся в поселке Верх-Тула (НСО).
Цены данной компании в среднемот 3500 рублей до 22000 рублей. Все зависит от особенностей заказа и пожеланийпокупателей.
Группа «БФК» — этобольшой, хорошо отлаженный механизм, который включает в себя четыресамостоятельных компании:
ЗАО «БФК» — специализируетсяна производстве, монтаже и сервисном обслуживании пластиковых окон.
«БФК-Алюминий» — занимаетсяпроектированием, изготовлением и монтажем светопрозрачных конструкций изалюминия.
«БФК-Экструзия» — специализируетсяна производстве профильно-погонажных изделий из ПВХ для монтажа и отделки окон.
«БФК-Енисей» — производственнаяплощадка группы БФК в Красноярском крае.
Начав свою деятельность в 1995году со штатом сотрудников в 26 человек и производством, которое размещалосьвсего на 450 квадратных метрах, сегодня производственная группа БФК — эточетыре тесно взаимосвязанных компании, в штате которых работает около 1300человек, а производственные площади занимают более 20 000 кв. метров.
Сегодня дилерами компанииявляются более 80-ти организаций из Новосибирска, Томска, Кемерово, Барнаула,Иркутска, Владивостока, Южно-Сахалинска и ряда других городов Сибири и ДальнегоВостока. В том числе и благодаря дилерской сети, география поставок продукцииБФК охватывает значительную часть России, а также Украину и Казахстан. Причемдилерская сеть продолжает расти.
Одно остается неизменным: этозабота о потребителях, высокий уровень обслуживания клиентов и ответственностьза качество своей продукции. Этой философией компания руководствуется напротяжении всего периода своего существования. Сейчас её выражает фраза «Лидерство- это ответственность». Ответственность не только за свою продукцию, но иза качество бизнеса.
Компания занимается постояннымвнедрением новых технологий в области установки и производства окон.
Компания «Новолит» такжеявляется достаточно значимым конкурентом.
Компания «Новолит» существуетна рынке больше восьми лет. В настоящее время компания «Новолит» имеетв Сибири развитую дилерскую сеть, включающую более 180 отделов в 36 городахСибири и Дальнего Востока. Эксклюзивные представительства в Бурятии и Якутии,филиал в Омске. В Новосибирске работают три торговых зала (один для работы с дилерами,второй — для корпоративных заказчиков, третий — для работы с частнымизаказчиками).
Сейчас «Новолит», оснащенныйлучше всех за Уралом, далеко оторвался от своих конкурентов. Первичный комплектоборудования завода, приобретенный в 1997 году, включал в себя линии попроизводству окон производительностью до 7500 кв. м в месяц. За последние 4года производственная мощность предприятия выросла в 4 раза и достигла 500 оконв сутки.
Начав развитие своегопроизводства в Новосибирске, сегодня «Новолит» хорошо известен вовсех регионах от Урала до Дальнего Востока. Предоставив право торговать своимиокнами дилерам, компания поставляет свою продукцию в города России и ближнегозарубежья.
Продукция завода награждена 15дипломами и грамотами, восемью медалями.
В 2003 году предприятие былопризнано крупнейшим налогоплательщиком отрасли.
География сбыта компанииохватывает регионы Сибири, Севера и Дальнего Востока, куда сегодня отправляетсядо 70% профильных изделий. Карта поставок включает в себя такие города и регионыкак Тольятти, Мурманск, Ханты-Мансийск, Сургут, Нижневартовск, Якутск и Мирный,Горноалтайск и Бийск, Омск и цепочку городов через всю Сибирь на Дальний Востокдо самого Южно-Сахалинска, а так же Петропавловска-Камчатского.
Компания «Новолит» предлагаетновое поколение пластиковых окон ТермоЛоджик-Сибирь на основе оптимальнойпрофильной системы GEALAN S8000, специально разработанной для использования вусловиях резко континентального климата Сибири.
Технология ТермоЛоджик-Сибирь:
Многокамерный немецкий профильGEALAN S8000 из поливинилхлорида обладает такими достоинствами, какэкологичность (никаких вредных выделений и химикатов), устойчивость квоздействию огня (способность к самозатуханию), неподверженность коррозии,надежно обеспечивает защиту от холода, ветра, шума, влаги и пыли. По оценкекомпании GEALAN, срок службы профиля в условиях Сибири может составлять до 50лет.
Надежные стеклопакеты различнойконфигурации, произведенные с использованием высококачественного Float-стеклакомпании GLAVERBEL, обладают высокой светопропускающей способностью и позволяютдобиться высокого уровня комфорта при эксплуатации окон. Профильная системаможет комплектоваться стеклопакетами толщиной до 44 мм, без использованияспециальных расширителей.
Новая модель фурнитуры G. — U. UNI-JETс более совершенными показателями. Преимущества в применении: увеличениеколичества точек запирания, уменьшение усилия для открывания благодаряспециальной обработке трущихся поверхностей фурнитуры; возможностьмикропроветривания; различные конфигурации фурнитуры для любых оконныхконструкций, в том числе для трапеций и арок; возможность установки фурнитуры сповышенным уровнем защиты от взлома.
Окна и двери компании «Новолит»производятся на самом современном оборудовании ведущих производителей Германиии Италии, таких, как RAPID, URBAN, SCHIRMER, MACOTEC, MARVAL. Этиавтоматизированные линии включены в единую информационную сеть управлениялогистикой всего производственного процесса, что позволяет снизить влияниечеловеческого фактора на качество продукции, при высоком уровнепроизводительности.
Профессиональный монтаж сиспользованием технологии парогидроизоляции монтажного шва в соответствии стребованиями ГОСТ 30971-2002, который обеспечивает оптимальные параметрывоздухопроницаемости, водопроницаемости, сопротивления теплопередаче, стойкостик силовым эксплуатационным воздействиям, звукоизоляции, паропроницаемостимонтажного шва и сохраняет качественные характеристики окна
Таким образом, каждая изперечисленных компаний имеет свои важные преимущества, которые помогают имустоять в конкурентной борьбе. Эти и многие другие компании станут важнейшимиконкурентами ЗАО «Сигма», когда она начнет самостоятельный выпускокон. Хотя их и сейчас можно считать конкурентами, так как все они занимаютсяустановкой окон.
В то же время спрос на услугиданных предприятий достаточно устойчив и увеличивается в последние годы. Компанииработают как с частными лицами, так и с корпоративными клиентами.
Строительная отрасль являетсяактивно развивающейся на данный момент, спрос на жилье значительно превышаетпредложение. Соответственно, имеется потребность и в услугах ЗАО «Сигма».Данная отрасль является крайне важной для экономического и социального развитиярегиона и страны в целом.
За последние годы разрабатываетсяи внедряется значительное количество новых технологий по производству иустановке окон, которые активно используются новосибирскими предприятиями. Причемвсе появившиеся продукты являются аналогами друг друга и незначительноотличаются характеристиками.
Предприятие ЗАО «Сигма»в качестве конкурентной стратегии предполагает использовать стратегиюоптимальных издержек, которая заключается в следующем.
При этом стратегической цельюпредприятия является понимающий ценности покупатель. Основное конкурентноепреимущество — предоставление покупателям большой ценности за их деньги. Организацияпредоставляет услуги с характеристиками от хороших до превосходных, от присущихему качеств до особых. При этом внедряются особые качества и характеристики придостаточно низких издержках. Организация также старается предлагать услуги,аналогичные услугам конкурентов, по более низким ценам. При этом наблюдаетсяуправление снижением издержек и повышение качества услуги одновременно.
Предполагается проведениерекламной акции с применением услуг средств массовой информации с цельюпривлечения новых клиентов в организацию ЗАО «Сигма». Затраты нарекламу будет составлять 2% от прибыли организации. Организация берет на себяобязанности по послепродажному обслуживанию, а также предоставляет гарантии насвою продукцию. Цена реализации единицы продукции составит в среднем 9 тыс. рублей.Себестоимость единицы продукции — в среднем 5 тыс. рублей.
Таким образом, предприятию ЗАО«Сигма» будет достаточно сложно выходить на рынок со своим продуктом,так как существует много конкурентов, выпускающих подобную продукцию. Этиконкуренты достаточно сильны и имеют множество преимуществ. Но компания ЗАО«Сигма» имеет возможность предложить не очень высокие цены икачество, к тому же фирма уже известна среди потребителей, это дает ей большойпотенциал.
/>2.3 Производственныйплан
Раздел производственного планадолжен содержать ответы на вопросы о том, где будет производится продукция,какие для этого потребуются производственные мощности (динамика мощностей,какое оборудование и где намечается его приобретать), где, у кого и на какихусловиях будет закупаться сырье, материалы и комплектующие (репутацияпоставщиков и опыт работы с ними), предусматривается ли производственнаякооперация и с кем, возможное лимитирование объемов производства и поставокресурсов.
ЗАО «Сигма» планируетзаняться производством окон из ПВХ. На сегодняшний день профили оконныхконструкций, произведённые из ПВХ, отличаются особой прочностью идолговечностью. Исходным веществом для ПВХ, в первую очередь, являетсяповаренная соль (хлорид натрия). Кроме того, при производстве ПВХ используютсянефть и газ (также натуральное сырье). В результате нескольких химическихреакций образуется поливинилхлорид в виде порошка белого цвета, устойчивоесоединение, абсолютно безвредное для здоровья человека. Современные технологиипроизводства окон ПВХ абсолютно экологичны, безопасны и полностью исключаютвыделение пластиками токсичных веществ. Именно такие технологии и будетиспользовать ЗАО «Сигма».
Производство и изготовлениестеклопакетов.
Качество и цена пластиковогоокна в основном зависит от его стеклопакета, а от конструкции стеклопакетазависят звукоизоляция и теплозащита окна.
Стеклопакет — это особым образомгерметично скрепленные стекла.
В зависимости от того, сколькоиспользуется стёкол, различают однокамерный (два стекла и один промежуток междуними) и двухкамерный (три стекла и две камеры) стеклопакеты.
Стандартный однокамерный стеклопакетэто — 24 мм, а двухкамерный — 24 мм и 30 мм. В обычном стеклопакете толщинастекол составляет 3, 4 и 6 мм. Возможно изготовление стеклопакета на заказтолщиной от 12 до 32 мм и даже больше.
Специалисты компании «Сигма»считают, что грамотно проведенные работы по монтажу — залог успешной и долгойслужбы окон ПВХ. Качество же проведенных монтажных работ обеспечивается, помимобезусловного профессионализма осуществляющих установку окон мастеров, еще икачеством используемых в ходе работ материалов, а также правильно подобраннымспособ монтажа.
Компания «Сигма» предлагаеттри варианта монтажа окон ПВХ:
Первый вариант монтажа окон ПВХтехнически является самым несложным способом. В процессе работ используютсяследующие материалы: монтажная пена, анкерные пластины или анкерные болты.
Гарантия по этому вариантумонтажа — 3 года.
Первый вариант монтажа подходитдля установки окон в производственных помещениях, административных зданиях, атакже для остекления балконов и лоджий.
Вариант монтажа пластиковых окон№ 2 — это, пожалуй, самый распространенный вариант, так как:
1) Попутно применяется ПСУЛ (предварительносжатая уплотнительная лента). Она выполняет роль своеобразного герметика. Онане пропускает влагу к монтажной пене, но пропускает воздух.
2) Если же возникает сложность спрокладыванием ПСУЛ (в случае, если проем в доме неровный, как, например, вбольшинстве кирпичных домов), то применяется сухая смесь.
Гарантия по этому вариантумонтажа — 5 лет.
Вариант монтажа окон ПВХ № 3считается самым оптимальным, поскольку:
1) кроме применения монтажнойпены и ПСУЛ, этот вариант предполагает использование сэндвичей для откосов,благодаря чему холодный воздушный поток не распространяется по ним со стороныулицы;
2) откосы, если к ним неприменялась отделка, обрабатываются пароизоляционной лентой, среди достоинствкоторой устойчивость к влаге и, как следствие, к образованию плесени;
3) соответствует требованиямГОСТ 30971-2002.
Гарантия на этот вариант монтажа- 7 лет.
В качестве оптимального вариантадля остекления жилых помещений «Сигма» рекомендует к применениютретий вариант.
Для организации производстваокон из ПВХ ЗАО «Сигма» потребуется следующее оборудование:
отрезные станки;
копировально-фрезерные станки;
сварочные станки для ПВХ;
углозачистные станки для ПВХ;
оборудование для сборки окон.
Все это оборудованиепредполагается закупить у фирмы «Yilmaz», официальнымпредставителем которой в России является компания «Окна + Сервис».
Планируется использовать услугиместных поставщиков сырья и материалов, что поможет значительно снизитьсебестоимость продукции.
В таблице 2.2 приведенапрограмма производства и реализации продукции ЗАО «Сигма».
В таблице 2.3 приведен расчетстоимости производственных фондов (оборудования, зданий и нематериальныхактивов) и их амортизации.
Расчет размера амортизационныхотчислений произведено линейным способом (равномерно по всему сроку полезногоиспользования).
Таблица 2.2
Программапроизводства и реализации продукции по всему расчетному сроку проекта сразбивкой по годам (первый год — с разбивкой по кварталам) Наименование показателя Ед. изм. Всего по проекту 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год Всего По кварталам 1 2 3 4 1. Объем производства: — в натуральном выражении шт. 27500 5500 1000 1200 1300 1800 5500 5500 5500 5500 — в стоимостном выражении (в текущих ценах) (по 5 тыс. руб) Тыс. руб. 137500 27500 5000 6000 6500 9000 27500 27500 27500 27500 2. Объем реализации в натуральном выражении, всего Шт. 27500 5500 1000 1200 1300 1800 5500 5500 5500 5500 Цена реализации единицы продукции Тыс. руб. 9 9 9 9 9 9 9 9 9 9 Выручка от реализации продукции (стр.2 — стр.3) Тыс. руб. 247500 49500 9000 10800 11700 16200 49500 49500 49500 49500