Реферат по предмету "Экономика"


Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности, пути её становления и развития

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава I. Малые предприятия как форма предпринимательскойдеятельности
1.1.Критерии определения малых предприятийи их характерные особенности
1.2.Преимущества и недостатки малогопредпринимательства
1.3.Функции малогопредпринимательства
1.4.Характеристика экономическойдеятельности малого предприятияГлава II. Проблемы становления и развития малых предприятий в России2.1.Эволюция становления малого предпринимательства в России2.2.Проблемы малого предпринимательства в современной Россиии пути их преодоления
Глава III. ООО «Радуга плюс» — как конкретный пример малогопредприятия
3.1.Хозяйственная деятельностьпредприятия ООО «Радуга плюс»
3.2.Анализ финансово-хозяйственнойдеятельности ООО «Радуга плюс»
3.3.Оценка финансового состояния иделовой активности предприятия
Заключение
Список использованных источников

Введение
Становлениеи развитие малого предпринимательства в России является одной из основныхпроблем экономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике —ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качествовалового национального продукта. В развитых странах на долю малого бизнесаприходится 60—70 процентов ВНП.
Малоепредпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вноситмалый бизнес в формирование конкурентной среды, что длявысокомонополизированной экономики России имеет первостепенное значение. Именнов среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные кусловиям совершенной конкуренции.
Современнаяструктура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10—12миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в товремя, как их фактически насчитывается 300—400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый секторрыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используетсяего потенциал.
Разработканового законопроекта в области малого предпринимательства и его государственнойподдержки, а также его вступление в силу с января 2008 года подтверждают актуальность поставленной темыисследования.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение малых предприятий как форм предпринимательскойдеятельности, анализ проблем становления и развития малого предпринимательствав России.
Поставленная цельпредполагает решение следующих задач:
-  раскрытие сущности понятия малогопредприятия
-  рассмотрение критериев отнесенияхозяйствующих субъектов к малым предприятиям,
-  изучение характерных особенностеймалых предприятий,
-  анализ проблем становления малогопредпринимательства в России,
-  поиск методов дальнейшегосовершенствования мер государственной поддержки малого предпринимательства.
Объектом изученияявляются состояние и тенденции развития малого предпринимательства в России.
Предметом выступаютмеханизмы государственной поддержки малого предпринимательства.
Глава I.Малые предприятия как форма предпринимательской деятельности1.1.              Критерии определения малых предприятий и их характерные особенности
Изучаявопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятиюмалого предпринимательства. Малое предпринимательство — это предпринимательскаядеятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных,установленных законами, государственными органами или другими представительнымиорганизациями критериях.
Общеечисло показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится ксубъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей.Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
-      средняя численность занятых на предприятии работников,
-      ежегодный оборот, полученный предприятием (как правило, за одингод),
-      величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критериемотнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства являетсячисленность работающих человек.
Вроссийской практике существование малого предпринимательства было разрешено в1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, накоторых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии сдействующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаютсякоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РоссийскойФедерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и вкоторых средняя численность работников за отчетный период не превышаетследующих предельных уровней (малые предприятия):
-       впромышленности—100 человек;
-       встроительстве— 100 человек;
-       натранспорте — 100 человек;
-       всельском хозяйстве — 60 человек;
-       внаучно-технической сфере — 60 человек;
-       воптовой торговле — 50 человек;
-       врозничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
-       востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаютсятакже физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица.
Согласно Федеральному закону Российской Федерации «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, малые предприятия, осуществляющие несколько видовдеятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того видадеятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота илигодовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работниковмалого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числеработающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству сучетом реально отработанного времени, а также работников представительств,филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Вслучае превышения малым предприятием установленной настоящей статьейчисленности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующимзаконодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение,и на последующие три месяца.
Федеральный законРоссийской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства вроссийской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ,вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесениясубъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
-         дляюридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц,иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключениемактивов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционныхфондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должнапревышать 25 процентов;
-         средняячисленность работников за предшествующий календарный год не должна превышатьследующие предельные значения средней численности работников для каждойкатегории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 101 до 250 человек включительно для среднихпредприятий;
б) до 100 человек включительно для малыхпредприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до 15человек;
-         выручкаот реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимостьили балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств инематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышатьпредельные значения, установленные Правительством Российской Федерации длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства[i].
Таким образом, новыйЗакон вводит понятие средних предприятий, численность персонала которых недолжна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятийограничивается числом сотрудников равным 100 вне зависимости от сферыдеятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых недолжна превышать 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на выручкуорганизации и балансовую стоимость активов.
Таким образом, приопределении размеров организаций и отнесении их к субъектам малогопредпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состояниюорганизации, а не численности персонала.
Характерные особенностималых предприятий.
Помимо критериев,обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержкемалого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ,существуют характерные особенности данной группы организаций (малыхпредприятий).
Во-первых, это гибкость ибыстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятиялегче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяяхозяйственную политику.
Во-вторых, малые размерыпредприятия позволяют легко контролировать производственный процесс,переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка,хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция наизменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно вмалом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализациипроизводственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности вконкурентной борьбе.
В-третьих, простыекоммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации, еебыстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения всамом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хорошийпредпринимательский эффект.
В-четвертых, личныесвязи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупныхпредприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляютоснову малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работникамипредприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело,учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собратьи сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но идостаточно быстро получить эффективную отдачу.1.2.              Преимущества и недостатки малого предпринимательстваПреимущества малогопредпринимательства.
1.        Сравнительно болеенизкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократическогоаппарата и, соответственно, высокая  гибкость и оперативность решений вуправлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда(особенно на микропредприятиях, где численность работников менее 10 человек).Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурныеизменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного видадеятельности на  другой.
2.        По мнениюнекоторых ученых, большие размеры повышают степень формализации организации ипонижают способность к организационным изменениям, поэтому малые предприятияявляются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений,быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
3.        Более низкаяпотребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию ипроизводство в ответ на требования местных рынков.
4.        Малые предприятиялучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителейпреимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изученияпожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местногорынка.
5.        Относительноболее высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6.        Малые предприятиятребуют меньше капиталовложений. У них меньшие сроки строительства, небольшиеразмеры, им быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять новую технологию иавтоматизацию производства, достигать оптимального сочетания машинного иручного труда.
7.        Работники малогопредпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, атакже возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности
8.        Малоепредпринимательство дает средства к существованию большему количеству людей,чем крупное. Оно обладает значительнымпотенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производстворезервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупномпроизводстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры,учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться послеосновного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.
9.        Частныйпредприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободой действий.Получаемый частным предпринимателем доход зависит от успешной деятельности егопредприятия, и это дает мощный стимул вести дела эффективно.
10.      Острая ценовая инеценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой — ктому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества.
Недостаткималого предпринимательства
Однако,анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящихразвитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этойпроблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:
1.         Сложнаяэкономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственныхсвязей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок,слабая правовая защищенность предпринимателей.
2.        Низкий уровеньорганизационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствиеделовой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и вгосударственном секторе.
3.         Негативноеотношение определенной части населения, связывающей предпринимательствонапрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
4.        Неотработанностьорганизационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства нарегиональном уровне.
5.        Слабость действиямеханизма государственной поддержки малого предпринимательства.
6.        По сравнению с крупнымипредприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и,следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
7.        Малые предприятиязависимы от крупных компаний.
8.        Повышеннаячувствительность к изменениям условий хозяйствования.
9.        Малоепредпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительныхфинансовых средств и получении кредитов.
10.     Малые предприятияне обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
11.     Несмотря наповышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства кизменениям не велики.
12.     Малоепредпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-занедостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.1.3.Функции малого предпринимательства
Сущностьмалого предпринимательства проявляется в его экономических и социальныхфункциях:
1.формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующихлучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах,услугах);
2. расширениеассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь кудовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышениюкачества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3.приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4. содействиеструктурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономикегибкость, мобильность, маневренность;
5.привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малыхпредприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чемв крупных;
6. созданиедополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7. болееэффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов,освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
8. вовлечениев трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа накрупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры,инвалиды, учащиеся);
9. формированиесоциального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
10.активизация научно-технического прогресса;
11. освоениеи использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
12.содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставкикомплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающихпроизводств;
13.освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счетих аренды и выкупа.
1.4.Характеристикаэкономической деятельности малого
предприятия.
Малое предприятиеосуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народного хозяйства,выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду,что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственнымпредприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществленном только наосновании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладаетсамостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжениивыпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и другихобязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.
На предприятиях всехвидов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль.Важный момент хозяйственной деятельности предприятия планирование. Малоепредприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективыразвития исходя из спроса на производимую продукцию, услуги и необходимостиобеспечения производственного и социального развития предприятия, повышенияличных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенныесамостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а такжепоставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции.Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.
В условиях либерализациицен предприятие реализует свою продукцию, работу, услуги, отходы производствапо ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, ав случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации погосударственным ценам.
Источниками формированияфинансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовойформы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные отпродажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а такжекредиты и другие поступления, не противоречащие закону.
Для хранения денежныхсредств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операцийпредприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или егоотделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет потребованию предприятия.
Предприятие несет полнуюответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины.Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть всудебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии сЗаконом Российской Федерации от 19 ноября 1992г. О несостоятельности (банкротстве)предприятий.
Малое предприятие можетзаключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открыватьинвалютные счета. При условии соблюдения установленных правил, малыепредприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатыватьвалюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.
Формы, системы и размероплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходовустанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечиваетгарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и мерысоциальной защиты работников независимо от видов собственности иорганизационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельноустанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочийдень и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающийтрудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.
Законом предусмотрено,что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда, инесет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб,причиненный их здоровью и трудоспособности.
Работники малыхпредприятий подлежат социальному и медицинскому страхованию и социальномуобеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащихгосударственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному имедицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах,установленных действующим законодательством.
Различные трудности,связанных с функционированием малых предприятий, обуславливают множествопроблем, связанных со становлением малого предпринимательства в России. Данныепроблемы и возможности развития малых предприятий в России будут рассмотрены вследующей главе.
Глава II.Проблемы становления и развития малых предприятий в России2.1. Эволюция становления малогопредпринимательства в России
Исторический процесс развития малогопредпринимательства связан с неоднозначностью отношения государства к данномупроявлению экономической жизни общества. Постоянные колебания от усиленнойподдержки малого бизнеса к его угнетению обуславливают нестабильность развитияданных субъектов экономики (малых предприятий).
Первым негативным по отношению к маломупредпринимательству этапом в XXвеке стал период НЭПа. Данный период характеризовался привлечением частногокапитала в промышленность и торговлю на второстепенных по важности длянародного хозяйства позициях, при сохранении первенства государственных структур:практически полное лишение частных предпринимателей политических прав,ограничение и отчасти регламентация их владельческих прав.
Издание ряда декретов («Об обмене»,«О кустарной и мелкой промышленности») позволило гражданам России свободнозаниматься торговлей и посредническими операциями, участвовать вгосударственных подрядах и поставках, вкладывать капиталы в промышленноепроизводство.
Поводом к началу кампании по открытойликвидации частного капитала стали трудности в проведении хлебозаготовок в1927—1928 хозяйственного года. Аресты частных предпринимателей и их семей,конфискация имущества и прочие репрессии были официально санкционированызаконом «О мерах борьбы с сокрытием доходов». Подобные действия привелифактически к полному свертыванию легальной частнопредпринимательскойдеятельности, ее уничтожению или переходу частного капитала на нелегальноеположение. Таким образом, была окончательно свернута новая экономическаяполитика, а вместе с ней и остатки предпринимательства в России.
Конституция СССР 1977 годаподтвердила право граждан на осуществление трудовой деятельности. В конце 80-хгг. закон легализует частную предпринимательскую деятельность в рядепроизводственных областей и сфере услуг.
Переход к рыночным отношениямсопровождался резким ростом числа малых предприятий. Так, 1992 годхарактеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числамалых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них. Либерализация цен ивведение налогового бремени сильно подорвали финансовую базу малогопредпринимательства. Либерализация внешней торговли еще в условиях бывшего СССРи снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятныеусловия для любой торговой деятельности.
В 1995 году получил развитие процесспоглощения предприятий. Часто наиболее рентабельные малые предприятияоказываются первой жертвой таких поглощений. На кардинальное замедлениеприроста числа малых предприятий в 1994-1995 гг. повлияло и завершениеперерегистрации малых предприятий, созданных еще по законам бывшего СССР.Действующие малые предприятия в ходе перерегистрации принимали новыеорганизационные формы, а прекратившие свою работу — просто ликвидировались. Поскольку величиначислившихся зарегистрированными, но реально не функционировавших малыхпредприятий была достаточно велика, их официальная ликвидация внесласущественный вклад в общее замедление темпов роста числа малых предприятийРоссии. />2.2. Проблемы малого предпринимательства в современнойРоссии и пути их преодоления
Малые предприятия Россиив своей деятельности сталкиваются с большими трудностями.
Основная проблема малыхпредприятий — это та законодательная база, на которую сейчас может опиратьсямалое предпринимательство. Пока она несовершенна, а во многих оченьсущественных положениях вообще отсутствует. Важноепротиворечие сегодняшней политики —попытка обеспечить переход к рынку административно-командными методами сверху,игнорируя основу рыночной системы —интерес предпринимателя. Сама же логика создания рыночной экономики требуетдвижения «снизу вверх» —от интереса предпринимателя к централизованному созданию рыночнойинфраструктуры (налоговая, кредитная политика, банки, биржи и т.д.)обслуживающей и реализующей этот интерес.
Еще одна важная проблема —кадры. Ведь предприниматель должен не только обладать определенным складомхарактера, но и получить должное образование.
Третийнедостаток реформы — практическая ликвидация источников формированияпервоначального капитала. Получение кредита затруднительно для малогопредпринимательства высоким процентом за кредит и нежеланием коммерческихбанков вкладывать деньги в малый бизнес из-за большого риска и отсутствиягарантий.
Четвертыйфундаментальный недостаток — отсутствие систем государственной иобщественной поддержки малого бизнеса. С большим запозданием создангосударственный орган, призванный содействовать становлению и развитию малогобизнеса — Комитет поддержки малыхпредприятий и предпринимательства при Госкомимуществе РФ.
Практикатакже показывает, что провозглашаемые проекты, направленные на развитие малогопредпринимательства, как правило, оказываются неэффективными и зачастую этосвязано с отсутствием единой стратегии  в направлении реализации данныхпроектов.
Направленияподдержки малого предпринимательства.
Как показывает мировая иотечественная практика, малое и среднее предпринимательство, учитывая егохарактерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороныорганов государственной власти и местного самоуправления. В первую очередьнеобходимо сформировать широкую правовую среду функционирования малогопредпринимательства. Этот процесс начался с принятия законодательных инормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность вообще, таккак субъекты малого предпринимательства не являются особойорганизационно-правовой формой предпринимательской (экономической) деятельностиграждан и юридических лиц. Одновременно идет создание инфраструктуры малогопредпринимательства и объединения предпринимательских организаций в ассоциации(союзы). В системе поддержки малого предпринимательства особое место занимаютпроблемы финансово-кредитной поддержки, применения налоговых льгот и решениядругих актуальных вопросов, оказывающих существенное влияние на развитие малогопредпринимательства. В соответствии с законодательством финансово-кредитнаяподдержка малого предпринимательства осуществляется федеральным Фондомподдержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и муниципальнымифондами с привлечением заинтересованных организаций. Финансовое обеспечениефондами государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства организуется ежегодно за счетбюджетов всех уровней, а также средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственнойдеятельности фондов, добровольных взносов физических и юридических лиц, в томчисле иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также попроцентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектаммалого предпринимательства.
НаМинистерство экономического развития и торговли РФ возложена разработкаполитики государственной поддержки малого предпринимательства, а такжекоординация деятельности центральных органов федеральной исполнительной властии формирование инфраструктуры малого предпринимательства. Дальнейшее развитиемалого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом «О государственнойподдержке малого предпринимательства в РФ», а также Указом Президента РФ «Омерах по устранению административных барьеров при развитиипредпринимательства».
Наряд министерств и ведомств возлагается обязанность по внесению изменений иразработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования,научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбытапродукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а такжеустановление дополнительных налоговых льгот для субъектов малогопредпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередныхмер по развитию малого предпринимательства в РФ:
 —нормативно-правовое;
 —финансово-кредитное;
 —информационно-техническое;
 —организационное;
 —кадровое и консультационное обеспечение;
 —внешнеэкономическая деятельность.
Дляуспешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработкаэффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономическойструктуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующихнаправлениях:
-         формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всехуровнях государственной власти;
-         внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах длямалых предприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов наосуществление государственной поддержки;
-         передача малым предприятиям результатов НИОКР и инновационных разработок;
-         передача в собственность малым предприятиям на льготных условияхнезавершенных и пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий;
-         обеспечение возможности первоочередного выкупа арендуемых малымипредприятиями объектов недвижимости.
Другимнаправлением совершенствования государственной политики в отношении малогобизнеса должна стать борьба с негативной административной политикой. Необходимопресечь коррупцию среди чиновников, обеспечить защиту субъектов малогопредпринимательства от злоупотреблений должностных лиц, а также упроститьсистему регистрации малых предприятий, ослабить излишнюю нагрузку проверяющихинстанций.

Глава III. ООО «Радуга плюс»-как конкретныйпример малого предприятия
3.1. Хозяйственнаядеятельность предприятия ООО «Радуга плюс»
Общество с ограниченнойответственностью «Радуга плюс» создано и действует в соответствии с ГражданскимКодексом РФ и другими федеральными законами с целью удовлетворения общественныхпотребностей и получения прибыли
Основным видомдеятельности Общества являются выполнение комплексных инженерных изысканий(геологических, гидрогеологических, топографо — геодезических) дляпроектирования и строительства.
Датой основанияисследуемого Общества принято считать 18 июля 2001г.
Полное официальноенаименование предприятия  — Общество с ограниченной ответственностью «Радугаплюс». Сокращенное официальное наименование  — ООО «Радуга плюс».
Общество являетсяюридическим лицом. Права и обязанности юридического лица Общество приобретает сдаты его государственной регистрации.
Общество имеетобособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может отсвоего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественныеправа и исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Деятельность Общества неограничивается оговоренной в уставе. Общество осуществляет любые видыхозяйственной деятельности, за исключением запрещенных законодательными актамиРФ, в соответствии с целью свое деятельности.
Виды деятельности,подлежащие лицензированию, могут осуществляться только после получения лицензиив порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством.
Уставный капиталсоставляет 10000 рублей. Имущество – основные и оборотные средства, стоимостькоторых отражается на балансе общества.
Прибыль от деятельностиООО «Радуга плюс» используется на возмещение материальных затрат, осуществлениеобязательных платежей и отчислений (уплату налогов), оплату труда и т.д.Оставшаяся в распоряжении  чистая прибыль направляется на развитие и расширениедеятельности и другие цели по усмотрению акционеров.
3.2. Анализфинансово-хозяйственной деятельности
ООО «Радуга плюс»
Содержание и основнаяцелевая установка финансового анализа-оценка финансового состояния и выявлениявозможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта спомощью рациональной финансовой политики. Финансовое состояние хозяйствующегосубъекта — это характеристика его финансовой конкурентоспособности (т.е.платежеспособности, кредитоспособности), использование финансовых ресурсов икапитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующимисубъектами.
В традиционном пониманиифинансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансовогосостояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Принято выделятьдва вида финансового анализа — внутренний и внешний. Внутренний анализпроводится работниками предприятиями (финансовыми менеджерами). Внешний анализпроводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия(например, аудитор).
Анализ финансовогосостояния предприятия преследует несколько целей:
·         определениефинансового положения
·         выявлениеизменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе
·         выявлениеосновных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии
·         прогноз основныхтенденций финансового состояния.
Анализ платежеспособностипредприятия.Показатели На начало периода
На конец
периода Отклонение К-т  текущей ликвидности 0,9 0,7 -0,2 К-т обеспеченности собственности средствами -0,3 -0,5 -0,2 К-т восстановления -0,12 К-т быстрой ликвидности 0,8 0,6 -0,2 К-т абсолютной ликвидности 0,0002 0,0227 +0,0225
Вывод: Анализируя общуюобеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для веденияхозяйственной деятельности на основании расчетов можно сделать следующиевыводы. Полученные результаты 0,9  на начало периода и 0,7 на конец — существеннониже норматива (2), мало того по сравнению с началом периода показательуменьшается, что говорит о нехватке на предприятие оборотных средств дляведения хозяйственной деятельности. При расчете первых двух показателейнеобходимо рассчитать К-т восстановления, он получился (-0,2), это говорит отом, что предприятие не может восстановить свою платежеспособность в течение 6месяцев. Рассчитав К-т быстрой ликвидности на начало периода, по предприятиюможно было рассчитать по своим краткосрочным обязательствам, но данные на конецпериода, говорят о невозможности расплатиться с обязательствами. Скорее всего,предприятие близится к банкротству.
Анализ финансовойустойчивости.Показатели На начало периода
На конец
 периода Отклонение К-т автономии 0,4 0,1 -0,3 К-т финансовой устойчивости 0,4 0,2 -0,2 К-т маневренности -0,4 -2,5 -2,1 К-т концентрации заемного капитала 0,4 0,2 -0,2 К-т финансовой зависимости 0,7 0,2 -0,5
Выводы: На основаниирасчетов можно сделать следующие выводы, что на начало и на конец периодапоказатели ниже норматива (0,4;0,1
Анализ прибыли ирентабельности.Показатели Прошлый период Отчетный период Динамика Отклонение Валовая прибыль 6200 7280 117,4 +1080 Прибыль (убыток) от продаж 4312 5517 128,1 +1205 Прибыль до н/о -208 -108 - -
Выводы: Валовая прибыльпо сравнению с прошлым периодом увеличилась на 117,4 %, в сумме на 1080 рублей,прибыль(убыток) от продаж выросла на 128,1 %. Если же говорить  о прибыли доналогообложения, то она получилась отрицательной, на что повлияло увеличениестатьи (Прочие расходы) в отчете о прибылях и убытках.
Для расчета таблициспользовались: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках.
3.3. Оценкафинансового состояния и деловой активности
предприятия.
Основную часть средствпредприятия составляют оборотные активы, и их доля за рассматриваемый периодравна 57 % из общего капитала. Наибольший вес в оборотных активах имеют запасысырья, материалов, а так же дебиторская задолженность. А в связи с тем, чтокредиторская задолженность так же повысилась с 2126 т.руб. до 32286 т. руб.,можно сделать вывод, что финансовое состояние предприятия неустойчиво итребуется провести меры по его стабилизации.
Внеоборотные активыпредставлены таким образом: основные средства, сумма которых составляет 16582на начало периода, а затем в конце периода произошло увеличение статьи на19760,9. Такое резкое увеличение суммы основных средств свидетельствует орасширении инвестиционной деятельности ООО «Радуга плюс». Так же если рассматриватьвнеоборотные активы, следует выделить такую статью как «незавершенноестроительство», что говорит нам о снижение ликвидности баланса.
Основным источникомкапитала является заемный капитал. В абсолютном отношении наблюдаетсяпостоянный рост сумм заемного капитала. К примеру, к началу 2006 года онсоставлял в сумме 22853 рублей, но уже к концу года он составил 37196 рублейт.е. у предприятия увеличивается задолженность перед внешними источникамиполучения средств, эта ситуация говорит о зависимости предприятия и потериавтономии. В основном это задолженность перед прочими кредиторами ипоставщиками и подрядчиками. К концу 2006 года была полностью погашеназадолженность перед персоналом организации.
Также следует отметить неочень высокую рентабельность ООО «Радуга плюс», которая свидетельствует овозможности налаживания более эффективной работы предприятия и повышении егодоходности.
В общем, финансовоеположение ООО «Радуга плюс» за годы своей деятельности является недостаточностабильным. В его работе наметились негативные тенденции, за последний годпредприятие стало не только убыточным, но и не получил прибыль. Для увеличенияэффективности работы необходимо ввести оперативный контроль над финансовымположением и разработать комплекс мер по увеличению эффективности, возможно спривлечением специалистов со стороны, следует отметить, что предприятиеарендует здание, в котором идет основной поток работы, что также говорит оснижении эффективности работы предприятия и его зависимости.

Заключение
Главныйвывод, который необходимо сделать в данной работе – это тот факт, что основнаячасть всех трудностей, с которыми сталкивается малый бизнес в России, лежит вобласти взаимоотношений с государством. Самая главная проблема российских малыхпредприятий – это непродуманность именно государственной политики, невниманиевласти к негативной ситуации, складывающейся вокруг субъектов малого бизнеса.Следовательно, именно государственной власти необходимо активно действовать внаправлении ликвидации тех барьеров, которые ею ранее были созданы. Именногосударственные органы должны без промедления начать действовать понаправлениям, охарактеризованным в заключительной главе работы.
Главенствующееместо в процессе работы мелких предприятий занимает фактор государственногоотношения к ним, степень поддержки, глубина заинтересованности в повышенииэффективности их деятельности. На государство возложен ряд функций, в том числеи в области обеспечения нормальных условий существования малого бизнеса, вРоссии не все из этих функций выполняются должным образом. Однако пути выходаиз сложившейся ситуации есть, и о них говорилось в данной работе. Приоритетныминаправлениями исправления создавшейся ситуации должны стать: формированиеполитики государства в области развития и регулирования малогопредпринимательства, устранение текущих недостатков; разработка и реализациясовместно с федеральными министерствами и ведомствами, а также органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральной программыразвития малого предпринимательства; активизация органов исполнительной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по развитиюмалого бизнеса, в том числе и в рамках соответствующих межрегиональных,региональных и муниципальных программ; безотлагательное принятие мер поустранению правовых, административных, экономических и организационныхпрепятствий в создании и развитии малых предприятий; обеспечение формированиясистемы инфраструктуры функционирования и развития малого предпринимательства,оказание ему консультативной, информационной и финансовой поддержки;совершенствование системы подготовки кадров для малого предпринимательства, атакже специалистов для органов власти всех уровней, занятых регулированиеммалого предпринимательства; принятие мер по совершенствованию налогообложения,а также механизма финансово-кредитного регулирования субъектов малого бизнеса;защита законных прав и интересов предпринимателей, учет и обобщение мнениймалых форм предпринимательства.
Если немедлить более с претворением в жизнь вышеупомянутых мер, то сегмент малыхпредприятий сможет заработать в полную силу и стать неким подобием локомотива,способного поднять уровень российской экономики в целом на качественно новыйуровень.

Список использованных источников.
1. Налоговый кодекс РФ ч.2, гл. 26.2«Упрощенная система налогообложения», гл.26.3 " Системаналогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности".
2. Федеральный закон РФ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» N88-ФЗ от 14.06.1995г.
3. Постановление Правительства РФ от03.02.94г. № 65 «О фонде содействия развитию малых форм предприятий внаучно-технической сфере». Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994 №6.
5. Агурбаш Н.Г. Системагосударственной поддержки малого предпринимательства в России. — М.:«Анкин», 2000.С-200
6. Экономика предприятия: Учебник /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: ИНФРА-М,2003. С-248
7. Экономика предприятия: Учебник /Под ред.Горфинкеля, В.А. Швандра-М-ЮНИТИ-ДАНА,2006. С-670
8. Экономика организации: Учебник /Под ред.А.Е. Карлика и М.Л.Шухгальтера. М.: ИНФРА-М,2004. С-455


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.