Реферат по предмету "Экономика"


Малое предпринимательство: критерии определения и формы функционирования

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯКАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1  Критерииопределения малых предприятий
1.2  Характерныеособенности малых предприятий
1.3  Функции малогопредпринимательства
1.4  Преимущества инедостатки малого предпринимательства
ГЛАВА II. ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯМАЛОГО БИЗНЕСА
2.1 Аутсорсинг.Субконтрактинг. Франчайзинг
2.2 Бизнес-инкубаторы
2.3 Совместныепредприятия
2.4 Свободныеэкономические зоны
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Становлениеи развитие малого предпринимательства в России является одной из основныхпроблем экономической политики в условиях перехода от административно-команднойэкономики к рыночной. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор,определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валовогонационального продукта. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится60-70 процентов ВНП.
Малоепредпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка,придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малыйбизнес в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированнойэкономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малогопредпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиямсовершенной конкуренции.
Современнаяструктура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионовмалых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, каких фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малоепредпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался,а значит, фактически не используется его потенциал.
Разработкановых законопроектов в области малого предпринимательства и его государственнойподдержки подтверждают актуальность поставленной темы исследования.
Актуальностьтемы исследования определяется необходимостью активизации развития малогопредпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночнойтрансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальныхотношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодняважнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валовоговнутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающегонаселения. Малое предпринимательство содействует развитию научно-техническогопрогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря емувозник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» — важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Изучениемданной темы занимаются такие ученые, как Блинов А., Виленский А., Еваленко М., ОрловА., Суворов А., Цветков В. и др.
Цельюкурсовой работы является рассмотрение малых предприятий как формпредпринимательской деятельности, анализ малого предпринимательства,определение перспективных направлений развития малого предпринимательства,отвечающих новым условиям экономических преобразований.
Поставленнаяцель предполагает решение следующих задач:
— раскрытиесущности понятия малого предприятия;
— рассмотрениекритериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям;
— изучениехарактерных особенностей малых предприятий;
— анализмалого предпринимательства;
— поискметодов дальнейшего совершенствования мер государственной поддержки малогопредпринимательства.
Объектомизучения являются состояние и тенденции развития малого предпринимательства вРоссии, совокупность внешних и внутренних экономических отношений, связанных сего функционированием, а также институциональная среда в этой области бизнеса иформы функционирования малого бизнеса.
Предметомвыступают механизмы государственной поддержки малого предпринимательства,особенности зарождения и развития малого предпринимательства в России.
ГЛАВАI. МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1     Критерииопределения малых предприятий
Изучаявопросы малого предпринимательства в РФ, необходимо обратиться к самому понятиюмалого предпринимательства.
Малоепредпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемаясубъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами,государственными органами или другими представительными организациямикритериях.
Общеечисло показателей по данным Мирового банка, по которым предприятие относится ксубъектам малого предпринимательства, составляет свыше пятидесяти показателей.Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
— средняя численность занятых на предприятии работников;
— ежегодный оборот, полученный предприятием ( за год);
— величина активов.
Практическиво всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектаммалого предпринимательства является численность работающих человек.
Вроссийской практике существование малого предпринимательства было разрешено в1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, накоторых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Всоответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом РоссийскойФедерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательствапонимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участияРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных ирелигиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов непревышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическимлицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период непревышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
— в промышленности — 100 человек;
— в строительстве — 100 человек;
— на транспорте — 100 человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-технической сфере — 60 человек;
— в оптовой торговле — 50 человек;
— врозничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
/>
Источникданных: Федеральная служба государственной статистики
Рисунок1.1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности в 2006 г., в процентах
Подсубъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица.
СогласноФедеральному закону Российской Федерации «О государственной поддержке малогопредпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [12] малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности(многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности,доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объемеприбыли.
Средняяза отчетный период численность работников малого предприятия определяется сучетом всех его работников, в том числе работающих по договорамгражданско-правового характера и по совместительству с учетом реальноотработанного времени, а также работников представительств, филиалов и другихобособленных подразделений указанного юридического лица. В случае превышениямалым предприятием установленной настоящей статьей численности указанноепредприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, напериод, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие тримесяца.
Федеральныйзакон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства вроссийской федерации» в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ,вступающий в силу с января 2008 года, вносит изменения в критерии отнесениясубъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
— для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц,иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)указанных юридических лиц не должна превышать 25 процентов (за исключениемактивов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционныхфондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам,не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должнапревышать 25 процентов;
— средняя численность работников за предшествующий календарный год не должнапревышать следующие предельные значения средней численности работников длякаждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а)от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б)до 100 человек включительно для малых предприятий;
Внастоящее время государственные органы пользуются количественным критерием,закрепленным в Законе РФ № 88 ФЗ от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» [12]. Этотзакон устанавливает следующий предельный уровень численности работниковорганизаций субъектов малого предпринимательства по отраслям: в промышленности,строительстве и транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве инаучно-технической сфере 60 человек; в оптовой торговле 50 человек; в розничнойторговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях ипри осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
— выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленнуюстоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основныхсредств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должнапревышать предельные значения, установленные Правительством РоссийскойФедерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица1.1 – Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях, впроцентах 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) 12,8 14,3 15,0 15,9 16,7 17,8 Средняя численность внешних совместителей 38,9 34,4 36,6 38,7 39,6 40,5 Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 26,4 21,4 22,6 22,0 22,8 19,8 Валовой внутренний продукт1) ... ... 9,0 12,7 12,5 ... Оборот организаций ... ... ... ... 26,4 25,8 Инвестиции в основной капитал 2,9 2,8 3,1 3,5 3,3 3,7
Источникданных: Федеральная служба государственной статистики
Справедливоезаключение представителей Болтонского комитета: «Не столько важно иметьуниверсальное определение, точно отделяющее малое предприятие от крупного,сколько сделать полезные обобщения о предприятиях малого и крупного размера» [16,с.103] позволяет предложить следующее теоретическое обоснование выбора критерияи метода классификации организаций. Не сама численность работников предприятия,а структура управления и ее сложность, в частности, количество уровнейуправления организацией, является определяющим, «сущностным», качественнымпризнаком «размера». Работает закон диалектики «переход количества в качество».
Сточки зрения управляемости организации, критерием которой является«осуществляемость управленческих решений», проблема оптимальной численностигруппы (организации) далеко не второстепенный вопрос. Размер группы сказываетсяна качестве взаимодействия ее членов, поскольку усложняется процесс труда из-заего разделения и возникновения иерархии отношений. Экспериментально доказано,что оптимальная численность группы составляет 79 человек [18, с.8]. На западных фирмах число подчиненных колеблется от 4 до 8человек на высших уровнях управления и от 8 до 15 на более низких уровнях.Существуют и оценки среднего количества подчиненных: 36 или 311 человек;разработана методика расчета диапазонного управления.
Особоевнимание заслуживает число 7, поскольку известно, что оно является порогомвосприятия собеседников при общении в компании.
Проведянесложные вычисления для заданных в ЕС диапазонов числа занятых на предприятии,можно утверждать, что:
— микропредприятия – это индивидуальные предприятия и предприятия с одним уровнемуправления;
— малые предприятия – предприятия с двумя уровнями управления;
— средние предприятия – предприятия с двумя-тремя уровнями управления;
— крупные предприятия – три-пять уровней управления.
Этовывод, при всей его очевидности, принципиально важен, поскольку обоснованкачественный, атрибутивный признак малого предпринимательства – индивидуальныепредприниматели и организации, имеющие одно-двухуровневые структуры управления
Такимобразом, вводится понятие средних предприятий, численность персонала которых недолжна превышать 250 человек, тогда как численность малых предприятийограничивается числом сотрудников равным 100, и понятие микропредприятий, численностькоторых не должна превышать 15 человек. Законы также вводят ограничения навыручку организации и балансовую стоимость активов.
Итак,при определении размеров организаций и отнесении их к субъектам малогопредпринимательства все большее внимание уделяется финансовому состояниюорганизации, а не численности персонала.

1.2Характерные особенности малых предприятий
Помимокритериев, обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [12], существуют характерные особенности данной группыорганизаций (малых предприятий).
Во-первых,это гибкость и быстрота принятия решения, поскольку именно деятельность малого предприятиялегче проанализировать применительно к меняющимся условиям рынка, определяяхозяйственную политику.
Во-вторых,малые размеры предприятия позволяют легко контролировать производственныйпроцесс, переналаживая его в связи с актуальными запросами потребителя, рынка,хозяйственного механизма. Малым предприятиям характерна быстрая реакция наизменение в налогах, в льготах, финансово-кредитной политике и т.п. именно вмалом бизнесе создает условия для быстрого маневра, актуализациипроизводственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности вконкурентной борьбе.
В-третьих,простые коммуникационные связи внутри предприятия, прямая передача информации,ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения всамом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, дает хорошийпредпринимательский эффект.
В-четвертых,личные связи, часто вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействиякрупных предприятий между собой, а особенно на государственном уровне, составляютоснову малого бизнеса, часто неформальные отношения не только между работникамипредприятия, но даже и его клиентами, способны существенно продвинуть дело,учесть все многообразие фактов, которые при других условиях даже трудно собратьи сконцентрировать. В малом предприятии их можно не только использовать, но идостаточно быстро получить эффективную отдачу [10, с.230].
Малоепредприятие осуществляет свою деятельность во всех сферах и отраслях народногохозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметьв виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительногосударственным предприятиям, а производство ряда товаров может бытьосуществленном только на основании специального разрешения (лицензии). Малоепредприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственнойдеятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся послеуплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено егоуставом.
Напредприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатовявляется прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятияпланирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность иопределяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию,услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развитияпредприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляютдоговоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции,работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых дляпроизводства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующимигосударственными органами.
Вусловиях либерализации цен предприятие реализует свою продукцию, работу,услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельноили на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации по государственным ценам.
Источникамиформирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от егоорганизационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления,средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членовтрудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащиезакону.
Дляхранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных икассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке.Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открытьрасчетный счет по требованию предприятия.
Предприятиенесет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетнойдисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, можетбыть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствиис Законом Российской Федерации от 19 ноября 1992г. О несостоятельности(банкротстве) предприятий.
Малоепредприятие может заключать на общих основаниях договоры с иностраннымипартнерами и открывать инвалютные счета. При условии соблюдения установленныхправил, малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок,зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.
Формы,системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды ихдоходов устанавливается предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечиваетгарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и мерысоциальной защиты работников независимо от видов собственности иорганизационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельноустанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочийдень и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающийтрудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.
Закономпредусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасныеусловия труда, и несет ответственность в установленном законодательствомпорядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности. Малое предприятиевносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальномуобеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.
Различныетрудности, связанных с функционированием малых предприятий, обуславливаютмножество проблем, связанных со становлением малого предпринимательства вРоссии.
1.3Функции малого предпринимательства
Сущностьмалого предпринимательства проявляется в его экономических и социальныхфункциях:
1.формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующихлучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах,услугах);
2.расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь кудовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышениюкачества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3.приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4.содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придаетэкономике гибкость, мобильность, маневренность;
5.привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры вмалых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большейзаинтересованностью, чем в крупных;
6.создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7.более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие ихталантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
8.вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которыхработа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки,пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
9.формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм,компаний;
10.активизация научно-технического прогресса;
11.освоение и использование местных источников сырья и отходов крупныхпроизводств;
12.содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставкикомплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающихпроизводств.
Малоепредпринимательство является одновременно целью и инструментом развитиярыночной экономики. Его двойственная роль подтверждена результатами анализаприсущих малым предприятиям функций, классифицированных на основе впервыепредложенного подхода, на целевые и инструментальные. К «целевым» функциям,благодаря которым развитие малого предпринимательства является одной измакроэкономических задач государства, отнесены его влияние на сокращениебезработицы, ускорение научно-технического прогресса, обеспечениесоциально-политической стабильности в обществе. К «инструментальным» функциямотнесены использование малого предпринимательства в целях ограничения тенденциймонополизации экономики, содействие формированию среднего класса, заполнениемалоэффективных для крупного бизнеса экономических «ниш». Функции малогопредпринимательства находятся в состоянии постоянного развития.
1.4Преимущества и недостатки малого предпринимательства
У малогобизнеса свои достоинства и свои недостатки. Вопрос в том, чтобы минимизироватьпоследние и максимизировать первые. Руководитель малого предприятия должен бытьнастоящим ”многостаночником”, разбирающимся (об этом мы уже говорили) и вправовых, и в экономических, и в кадровых вопросах, быть и психологом, ипрогнозистом. Любая ошибка здесь — это твоя ошибка, но и успех — он тоже толькотвой. Так что адреналин — неразлучный спутник малого предпринимателя, который вединственном числе отвечает за свое дело.
Необходимопроанализировать положительные и отрицательные стороны малогопредпринимательства.
Преимуществамалого предпринимательства.
1.Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствиемлишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость иоперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышаетпроизводительность труда (особенно на микропредприятиях, где численностьработников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибкореагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала припереключении с одного вида деятельности на другой.
2.По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень формализацииорганизации и понижают способность к организационным изменениям, поэтому малыепредприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнениипринятых решений.
3.Более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения впродукцию и производство в ответ на требования местных рынков.
4.Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентацияпроизводителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена дляизучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристикместного рынка.
5.Более высокая оборачиваемость капитала малых предприятий.
6.Малые предприятия требуют меньше капиталовложений. У них меньшие срокистроительства, небольшие размеры, им быстрее и дешевле перевооружаться,внедрять новую технологию и автоматизацию производства, достигать оптимальногосочетания машинного и ручного труда.
7.Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации вдостижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить своиспособности
8.Малое предпринимательство дает средства к существованию большему количествулюдей, чем крупное. Оно обладает значительным потенциалом в сферетрудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы.
9.Частный предприниматель — сам себе хозяин и пользуется значительной свободойдействий.
10.Острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижениюцен, а с другой — к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокогокачества.
Однако,анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящихразвитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этойпроблеме государства :
1.Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрывхозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровеньпроцентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
2.Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей,отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе,так и в государственном секторе.
3.Негативное отношение определенной части населения, связывающейпредпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
4.Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развитияпредпринимательства на региональном уровне.
5.Слабость действия механизма государственной поддержки малогопредпринимательства (в 2009 году на поддержку малого и среднегопредпринимательства через систему государственных банков будет направленополрядка 100 млрд. руб.) [19].
6.Малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно,высокой степенью неустойчивости на рынке.
7.Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
8.Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
9.Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечениидополнительных финансовых средств и получении кредитов.
 Секторчастного малого бизнеса в России — ровесник рыночных реформ. Малоепредпринимательство — дело не только новое, но и многотрудное, сопряженное смногочисленными опасностями. Его «плюсы» и «минусы» легко проиллюстрировать спомощью так называемой СВОТ таблицы (табл. 1.2).
Таблица1.2 – СВОТ — анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельностиСильные стороны малого бизнеса Слабые стороны малого бизнеса Возможности малого бизнеса Угрозы существованию малого бизнеса 1. Небольшой стартовый капитал Ограниченный (локально) рынок Рост до уровня «большого» бизнеса Быстрота полного разорения 2. Высокая эффективность Ограниченные перспективы роста Сбалансированное развитие Быстрое достижение «потолка» роста 3. Гибкость Высокая зависимость от превратностей конъюнктуры Прочная ниша на «своем» рынке Легкость проникновения конкурента в эту нишу 4.Самостоятельность Отсутствие влиятельной поддержки Творческая самореализация Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»

Изтабл. 1.2 видно, что жизнь малого предпринимателя — это богатое поле возможностей,но и огромное количество трудностей и «ловушек». Неустойчивость предприятиймалого бизнеса высока, как ни в одном другом секторе рыночной экономики. Темболее сказанное справедливо в отношении трансформационной экономики, вчастности, российской.
Однакоименно малый бизнес может заполнить те ниши, которые пустовали в плановойэкономике, и выполнить те функции, которые зачастую не готов взять на себякрупный и средний бизнес. Это, прежде всего, услуги населению (бытовые,образовательные, в сфере отдыха и т. д.) и бизнес-услуги (консалтинг, маркетинги др.).
Далее,малый бизнес является единственным сектором, где примитивная, но абсолютнонеобходимая для эффективного функционирования рыночного хозяйства частнаясобственность существует в чистом виде. Там, где не существует малоепредпринимательство в экономике или оно слабо, неизбежно останавливаетсяпроцесс создания правового механизма регулирования рынка (свобода договоров,защита и разграничение прав собственности, эффективное вмешательство государствав случаях противоправного ущемления интересов любых категорий и группсобственников). Кроме того, рядовой гражданин может понять, что такое частнаясобственность, каковы сопряженные с нею возможности и права, обязанности иответственность только благодаря малому бизнесу. Ведь у многих в малом бизнесеработает близкий родственник, или друг, или бывший сослуживец. В силу этогоименно малое предпринимательство становится школой рыночной экономики длябольшинства россиян. Случайно ли, что в нашей стране, где прослойка малогобизнеса за десять лет реформ так и не стала достаточно прочной и широкой,медленно приживаются уважение к чужой собственности, законопослушность, нескладываются гражданское общество с его институтами, медленно формируетсясредний класс как оплот социальной стабильности [1]?

ГлаваII. ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
2.1Аутсорсинг. Субконтрактинг. Франчайзинг
Помере развития бизнеса, рано или поздно обнаружится, что существует множествоинтересных и прибыльных проектов, в которых можно было бы принять участие,однако выполнить весь объем работ одна фирма самостоятельно не в состоянии.
Причинымогут быть разные: наличие отдельных задач, решением которых предприятие незанимается чрезмерно большой объем работ, отсутствие в данный моментнеобходимых для выполнения работы ресурсов и т.п.
Вовсех этих случаях разумным решением было бы объединение возможностей свозможностями других предприятий, располагающих недостающими у данногопредприятия ресурсами
Преимуществакооперации многочисленны и проявляются во всех аспектах промышленного развития.Основные из этих преимуществ для малых предприятий состоят в следующем:
1)рост возможностей для развития производства;
2)стабилизация спроса на продукцию и услуги;
3)более полное и эффективное использование производственных мощностей;
4)большая гибкость и быстрая адаптация к изменению спроса;
5)углубление специализации с повышением качества продукции;
6)оптимизация производственного процесса;
7)эффективное внедрение и использование инноваций;
8)распространение среди работников предприятия уверенности в успехе, духапредпринимательства, новых культурных ценностей, что обеспечивает существенноеулучшение социального микроклимата и стабильности в коллективе.
Приэтом, главное преимущество, получаемое малыми предприятиями от участия вкооперации – это снижение собственных издержек за счет концентрации усилий иресурсов на одном или немногих технологических процесса.
Наиболеераспространенными видами промышленной кооперации для предприятий малого исреднего бизнеса являются аутсорсинг, субконтрактинг и франчайзинг. Рассмотримкаждый из них более подробно.
Аутсорсинг
Аутсорсинг(outsourcing) — использование внешних ресурсов (материальных, трудовых,интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании.
Длялучшего понимания этого термина, рассмотрим некоторые простые примеры. Небольшаякомпания нанимает для обслуживания своих компьютеров стороннюю фирму,специалист которой делает периодическую профилактику техники и приезжает повызову в случае сбоя. Договор на такое обслуживание может обойтись фирме в150-200$ в месяц. Содержание в штате системного администратора достаточной длярешения оперативных задач квалификации обойдется минимум в 500-600 $. Выгодыочевидны!
Компаниямалых размеров заказывает в агентстве разработку рекламной кампании.Естественно, она не может позволить себе нанять команду профессиональныхрекламистов на постоянную работу, но это и не нужно: необходимость вкомплексной разработке рекламной кампании возникает не чаще, чем один-два разав год.
Еслипередать смысл аутсорсинга в нескольких словах, то это — передача некоторогообъема работ внешнему исполнителю, который сделает это лучше вас. При этомвнешним исполнителем может быть и индивидуальный предприниматель, и небольшая компания,и даже крупная корпорация. Основной идеей аутсорсинга является выполнение техили иных операций наиболее квалифицированными специалистами, что позволяетвыполнить работу более качественно; за меньший срок; используя меньше ресурсови т.д.
Однаконадо помнить, что на аутсорсинг можно передавать только неосновные видыдеятельности, в противном случае вы передадите внешнему исполнителю те работы,ради которых создавали свой бизнес, а значит, фактически, передаете им своедело.
Каквидите, причины передачи задач сторонним лицам достаточно просты. Во-первых,это снижение издержек в силу временного характера услуг. Во-вторых — повышениекачества за счет использования дорогих профессионалов высокой квалификации. Ноэтим перечень условий использования услуг сторонних организаций, конечно, неограничивается. Попробуем дать более полный перечень задач, которые могут быть решеныприменением аутсорсинга. Что дает компании применение аутсорсинга?
1.Фокусировка собственных ресурсов на основных целях бизнеса. Обеспечивающиебизнес функции делегируются сторонним компаниям, предоставляющим услугиаутсорсинга в конкретной области.
2.Снижение себестоимости функций, передаваемых аутсорсеру. Это может происходитьза счет узкой специализации компании-аутсорсера, которая, с одной стороны,снижает стоимость за счет «оптовой» продажи знаний и умений, с другой- обеспечивает качество функций за ту же цену в силу наличия конкуренции.
3.Получение доступа к ресурсам, которых нет у компании.
4.Доступ к новейшим технологиям. Компания-аутсорсер за счет эффекта«оптовых» продаж своих услуг имеет больше стимулов и возможностейвкладываться в приобретение и освоение новых технологий работы, что в рамкахотдельного предприятия, часто, нерентабельно.
5.Надежность. Аутсорсинг предполагает выполнение компанией-аутсорсероммногочисленных однотипных задач клиентов, что обеспечивает накопление большогопрактического опыта в данной области.
6.Передача ответственности за выполнение конкретной функции. По сути, этостратегия переноса риска на компанию-аутсорсера. Такой подход весьмараспространен, например в области бухгалтерского учета.
7.Большая свобода направления инвестиций в инфраструктуру компании. Аутсорсингснижает необходимость инвестирования в поддержку второстепенных функций и в развитиенаправлений, не обеспечивающих основную долю прибыли компании.
Объективноаутсорсинг нужен российскому бизнесу как дисциплинирующее начало. Однакомассовому и успешному применению этой модели мешают субъективные факторы. В томчисле — искаженное представление о сути, фактической стоимости, выгодах инеизбежных недостатках передачи непрофильных бизнес-процессов на сторону. Когдав России сегодня говорят об аутсорсинге, в графе «минусы» чаще всегооказывается три пункта: «Сторонние исполнители не могут знать всей спецификибизнеса клиента, так как они работают поточным методом», «Повышается рискутечки информации» и «Аутсорсинг стоит денег». Увы, подобные представлениянастолько сильно впечатались в сознание многих руководителей, что совершеннозабыто было главное, а именно финансово-экономические показатели. А ведь толькоони способны дать аргументированный ответ на вопрос о том, что лучше:традиционный инсорсинг или аутсорсинг! Российские предприниматели учатся нынесчитать гривенники. Да, это еще не копейки, но все равно — мелкая монета. Ещенедавно борьба шла за десятки процентов, а теперь — за проценты. Как следствие,нарастает интерес к аутсорсингу: может ли в такой ситуации передачанепрофильных бизнес-процессов на сторону превратиться в один из способовэкономии? Чтобы ответить на этот вопрос, для начала следует разобраться систочниками получения прибыли, то есть разницы между доходом и расходом.
Стремлениек сокращению расходов, связанных с инсорсингом, вполне логично. Вот почему ходрассуждений генерального директора компании, получившего предложение передатьтот или иной бизнес-процесс (скажем, определенный участок бухгалтерии) нааутсорсинг, примерно таков: «Зачем отдавать 120 тысяч рублей в месяц, еслисвоему бухгалтеру, который прекрасно справляется с этой работой, мы платим 30тысяч»? Вот в этом-то и заключается наипервейшая проблема. Они сравниваютаутсорсинг и инсорсинг напрямую.
Встречаютсявесьма продвинутые управляющие, которые используют поправочные коэффициенты (от1,5 до 2), поскольку понимают: номинальную стоимость работ аутсорсера нельзялоб в лоб сопоставлять с расходами на инсорсинг. Однако когда спрашиваешь их,откуда взялись эти цифры, «продвинутые» лишь пожимают плечами.
Итот и другой подход в корне неверны. Ведь нынешняя зарплата одного офисногосотрудника не превышает 20–25% от всех издержек, включающих затраты наобслуживание рабочего места (электричество, компьютер, Интернет, телефония,уборка, кондиционеры…), аренду и административно-управленческие расходы.Расходы, которые, заметим, постоянно растут. Значит, реальную стоимость каждогосотрудника следует рассчитывать, умножая зарплату на 4, а то и на 5. А раз так,бухгалтер из приведенного нами примера, получающий 30 тысяч зарплаты в месяц,на самом деле обходится организации в среднем в 135 тысяч рублей, а то идороже.
Напервый взгляд услуги аутсорсинга и правда могут стоить «дорого». Однако еслихорошенько посчитать, то может оказаться, что на самом деле, передав те илииные бизнес-функции на сторону, вы даже экономите по сравнению с инсорсингом.Хотя, заметим, это далеко не главное преимущество аутсорсинга как такового.
Вторымисточником прибыли можно назвать увеличение дохода за счет более твердых(опять-таки по сравнению с инсорсингом) гарантий выполнения аутсорсером работыв сро. Аутсорсер весьма и весьма заинтересован в выполнении взятой на себяработы в срок. Ведь это одно из его, аутсорсера, конкурентных преимуществ! Впротивном случае заказчик быстро найдет себе другого, более надежногопоставщика услуг. Да и оплата работ аутсорсера, как правило, осуществляетсяпосле выполнения задания. К тому же топ-менеджер компании-заказчика всегдаготов к жесткому диалогу с внешними контрагентами.
Наконец,будем иметь в виду, что аутсорсинг приносит дополнительную прибыль за счетполучения более качественной работы. На внешнем рынке легче найти адекватноепредложение, чем внутри компании, по очень простой причине: выбор многократнобольше. Одновременно сокращаются возможные потери и появляется потенциал дляповышения уровня создаваемых продуктов и услуг, и это формирует конкурентноепреимущество. Вот только в России до сих пор отсутствует консолидированнаяинформация по рынку аутсорсинга. Так же, как нет и надежных рейтингов (заисключением отдельных направлений) [27].
Субконтрактинг
Субконтрактинг– это способ организации производства, использующий разделение труда между заказчиком(контрактором) – чаще всего головным (сборочным) предприятием с минимальнонеобходимыми собственными производственными мощностями (сохраняются тольконаиболее прибыльные производственные процессы, критически влияющие на качествопродукции) и субконтракторами (поставщиками) – специализированнымипредприятиями, производящими комплектующие, выполняющими работы и услуги.
Механизмсубконтрактации состоит в следующем: две стороны — контрактор и субконтрактор — заключают между собой соглашение. Контрактор поручает одному или несколькимпредприятиям – субконтракторам – производство деталей, комплектующих или узлов,необходимых для производства конечного продукта. Субконтрактор производитработы в соответствии с техническими условиями, предоставленными контрактором.
Всоответствии с принятой в практике международной промышленной кооперациитерминологией к субконтрактации относят следующие виды производственной деятельности:
— изготовлениеи поставка заказчику компонентов и комплектующих машинотехнической продукции,производимых в соответствии с международными (российскими) стандартами ипоставляемых большими партиями (например, крепежные изделия, упаковочный материали др.);
— изготовлениеи поставка узлов и отдельных деталей (изделий), производимых по спецификациямзаказчика и поставляемых ему, как правило, в ограниченных количествах и встрого определенные сроки;
— проектирование,изготовление и поставка заказчику узлов, блоков и отдельных деталей (изделий) всоответствии с согласованным техническим заданием.
Всоответствии с введенным в предыдущем разделе определением, субконтрактингявляется формой аутсорсинга, и относится к операционному аутсорсингу.
Субконтрактингявляется начальной (но весьма распространенной) формой кооперации. Общей чертойсоглашений данного вида сотрудничества является относительно короткий срок ихдействия — большинство из них включают в себя краткосрочные обязательства.
Субконтрактацииприсущи все основные преимущества, определенные в предыдущем разделе дляаутсорсинга:
Дляконтрактора:       
— возможностьсокращения себестоимости конечного продукта за счет сравнительно низкойсебестоимости комплектующих и услуг, получаемых от малых и средних предприятий,накладные расходы которых ниже;
Длясубконтрактора:
— возможностьсокращения размера капиталовложений в средства производства с низкой степеньюзагрузки;
— оптимизацияиспользования ресурсов;
— возможностьоптимизации (сокращения) собственных товарно-материальных запасов;
— выстраиваниеболее действенной и эффективной организационной структуры;
— увеличениеобъема оборотных средств;
— концентрацияна разработке и развитии новых продуктов, технологий, разработке новых каналовсбыта и т.д.;            увеличение уровня загрузки собственныхпроизводственных мощностей;
— гарантия занятости персонала;
— решениепроблемы сбыта, значительное сокращение связанных с реализацией расходов, чтопозволяет предприятию продавать услуги по более низкой цене;
— возможностьполучения технической помощи со стороны контрактора.
Различаютдве основные модели субконтрактинга. При вертикальном субконтрактинге малоепредприятие жестко привязано к номенклатуре и площадям крупного предприятия,которое передает в аренду свои производственные мощности или выступаетпоручителем малого предприятия для приобретения исходных материалов иоборудования под производство продукции заданного качества. Такая схемапозволяет головному предприятию контролировать качество и выпуск продукциисубподрядчиком и имеет гарантии поставки.
Горизонтальнаяструктура – это разветвленная сеть малых и средних предприятий, которыеоказывают услуги по видам металлообработки и свободно предлагают эти услуги нарынке машиностроения. В этом случае роль субконтрактинговых центров резковозрастает [26].
Такимобразом, субконтрактация дает малому бизнесу возможность перейти от простейшихсхем добавленной стоимости к собственному промышленному производству. Крупнымпредприятиям субконтрактация позволяет снизить издержки и сосредоточить всевнимание на выпуске основной продукции.
Вкачестве контракторов обычно, но не всегда, выступают крупные предприятия,занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и т.д., дляокончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих.
Применениемеханизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства исущественно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и науровне региона.
Механизмсубконтрактации часто применяют малые предприятия для организации собственногопроизводства. В этом случае малое предприятие самостоятельно производит толькоузлы, несущие в себе ключевые ноу-хау и осуществляет финишную сборку. Всеостальные серийные узлы и детали производятся на крупных предприятиях посубконтракту. Такой подход позволяет малым предприятиям производитькачественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования и арендупроизводственных площадей.
Франчайзинг
Франчайзинг— смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупныекорпорации, «родительские» компании (франчайзеры) заключают договор смелкими фирмами, «дочерними» компаниями, бизнесменами (франчайзи) направо, привилегию действовать от имени франчайзера. При этом мелкая фирмаобязана осуществлять свой бизнес только в форме, предписанной«родительской» фирмой, в течение определенного времени и вопределенном месте. В свою очередь франчайзер обязуется снабжать франчайзитоварами, технологией, оказывать всяческое содействие в бизнесе.
Ф.Котлер выделяет следующие признаки франчайзинга:
франчайзерполучает отчисления за использование своей торговой марки;
франчайзивыплачивает начальный взнос за право стать частью системы;
франчайзерпредоставляет франчайзи систему ведения бизнеса.
Франчайзинг- это метод производства и продажи товаров и услуг, характерными чертамикоторого являются:
1.Право собственности одной организации (франчайзера) на торговую марку,фирменную услугу, идею, технологический процесс, патент или специализированноеоборудование, а также репутацию, деловые связи и ноу-хау, ассоциируемые со всемэтим.
2.Продажа франчайзером другому лицу/предприятию (франчайзи) лицензии (франшизы),разрешающей использовать ее торговую марку, фирменную услугу, идею, процесс,патент или оборудование, а также имидж и ноу-хау, ассоциируемые со всем этим.
3.Включение в договор о продаже лицензии (франшизы) права франчайзера нарегулирование и контроль
4.Оплата франчайзи различных форм компенсации в обмен на приобретенные права, атакже за другие услуги, предоставляемые франчайзером.
5.Работа в рамках кооперации предъявляет к участникам сотрудничества повышенныетребования в отношении качества производимой продукции (выполняемых работ).
Этосвязано с существованием ряда преимуществ, которые получает франчайзи:
1.Отсутствие у предпринимателя основных и специализированных знанийпреодолевается благодаря программе обучения, проводимой франчайзером. К тому жефранчайзи приобретает навыки работы по стандартам высокого качества.
2.Франчайзи, являясь владельцем собственного предприятия, в то же время имеетвозможность пользоваться услугами и получать постоянную поддержку головнойорганизации.
3.Использование имени и репутации, уже получивших признание у потребителя.
4.На создание предприятия в системе франчайзинга потребуется меньше средств посравнению с открытием аналогичного самостоятельного бизнеса, так какфранчайзер, используя накопленный опыт, устраняет ненужные затраты.
5.Возможность за умеренную плату использовать результаты широкомасштабныхрекламных мероприятий, проводимых франчайзером.
6.Доступ к возможностям франчайзера и всей его сети в области закупок, снабжения,ведения переговоров.
7.Возможность пользоваться результатами научных разработок и маркетинговыхисследований франчайзера, его программами развития.
Франчайзер,в свою очередь, кроме получения финансовой прибыли в виде франчайзинговыхплатежей, получает при создании системы франчайзинга целый ряд дополнительныхвыгод:
— быстроерасширение рынков сбыта;
— небольшиезатраты на персонал;
— низкийуровень собственных капиталовложений;
— возможностьразработки систем регионального и областного масштаба ускоренными темпами;
— расширениепризнания торговой марки фирмы и признания со стороны клиентуры, рост доверия ккачеству и единому ассортименту продукции данной фирмы.
Франчайзингпозволяет малому бизнесу развиваться более быстро, чем любая другая система, вэтом его огромное достоинство. Франчайзинг — проверенная система развития, иникакая другая система не может с ней соперничать по эффективности.
Вто же время франчайзинг позволяет использовать энергию, таланты и амби–циилюдей, которые не выполняли бы работу в традиционных условиях найма, и работу вчужом бизнесе.
 Отсюдавидно, что франчайзинг представляет собой взаимовыгодную форму кооперациипредприятий, как правило, крупных с малыми.
Спонятием франчайзинга связаны такие известные торговые марки, как«Зингер», «Форд», «Мак Дональдс». Благодаряэтому, франчайзинг получил широкое признание во многих странах мира.
2.2Бизнес-инкубаторы
Бизнес-инкубатор- это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий длявозникновения и эффективной деятельности малых инновационных (венчурных) фирм,реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путемпредоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных идругих необходимых услуг.
Сегодняразвитию малого инновационного бизнеса в России препятствует множествофакторов. Формирование сети бизнес-инкубаторов становится одним из приоритетныхнаправлений государственной поддержки малого предпринимательства.
 Главнаязадача бизнес-инкубаторов — помочь тем, кто открывает собственное дело,особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторахприносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходовна управленческий аппарат.
Инкубаторыновых фирм — форма поддержки развития местных небольших новых компаний состороны региональных органов управления с непосредственным участием местныхспонсоров, которые контролируют и направляют работу «инкубаторов».клиентами «инкубаторов» являются инновационные фирмы, производителиновой техники, консалтинговые фирмы. «инкубаторы» часто участвуют всобственности фирм-клиентов.
Роль бизнес-инкубаторов – содействовать созданию и развитиюновых малых предприятий, предоставив им необходимые условия. В первую очередь:офисные и производственные помещения, обучение и консалтинг, помощь вмаркетинге и поиске инвесторов и деловых партнеров.
Вместе с тем, по-прежнему для развития бизнес-инкубаторовактуальными остаются следующие задачи:
-         подготовкауправляющих команд;
-         оказаниесодействия предприятиям – клиентам в развитии производства, в выходе на новые,в том числе зарубежные рынки;
-         помощьразработчикам в коммерциализации технологий, путем создания новых предприятий.
Одной из проблем для малых инновационных предприятий Россииявляется сложность выхода на международные рынки. Это связано не только сконкуренцией, но и барьерами, которые существуют в каждой стране по доступупродукции извне. Барьеры не только административные, но и культурные. Нужноуметь работать на международных рынках, а для этого нужны специалисты,средства, время. Как правило, всего этого недостаточно у малых предприятий.
В этой связи мы испытываем потребность в сотрудничестве смировым сообществом бизнес-инкубаторов по следующим направлениям:
— распространение передового опыта в бизнес-инкубированиималых предприятий;
— содействие в поиске партнеров;
— содействие в маркетинговых исследованиях и выходе намеждународные рынки;
— содействие в создании новых (совместных) малых предприятий.
С другой стороны, богатый и не полностью востребованныйнаучный потенциал нашей страны позволяет для других стран брать на вооружение иреализовывать совместно многие разработки. При этом российские малыепредприятия могли бы обеспечить часть разработки нового продукта, возможно,производство (эту фазу так же можно проходить совместно), а наши партнеры зарубежом – сертификацию, продвижение на рынок – обслуживание.
Аналогично можно содействовать реализации продукции малыхпредприятий зарубежных стран в России – на большой постоянно растущий рынок.Значительная часть потребляемой на рынке продукции не производится в России,поэтому мы заинтересованы в поступлении качественных товаров с новымипотребительскими свойствами.
Национальное содружество бизнес-инкубаторов России готовостать тем мостиком, через который будут осуществляться контакты междубизнес-инкубаторами, между конкретными малыми инновационными предприятиями.
Развитиесети бизнес-инкубаторов России имеет три стадии:
·         создание (1996год);
·         координация иинтеграция на уровне страны (1996-2003);
·         международнаякооперация (2003 – по н.в.).
2.3Совместные предприятия
Совместноепредприятие — предприятие любой формы собственности, созданное на основеобъединения имущества учредителей (юридических и физических лиц). В числеучредителей совместного предприятия могут быть и иностранные юридические ифизические лица.
Совместноепредприятие — форма хозяйственной организации, учрежденной двумя или большимчислом юридических лиц. Совместные предприятия создаются национальнымипредприятиями или с зарубежными партнерами. Одним из учредителей совместныхпредприятий может выступать физическое лицо. Особенностью совместныхпредприятий является наличие совместной собственности, которая функционирует натерритории одной из стран (областей, регионов) учредителей совместныхпредприятий. Совместное предприятие может иметь форму полного товарищества, обществас ограниченной ответственностью или акционерного общества. Наиболее типичнаформа общества с ограниченной ответственностью. Целью совместных предприятийявляется наиболее полное использование потенциала каждой из сторон, а такжемаксимум полезного эффекта от их деятельности.
Запоследние годы число предприятий с иностранными инвестициями в Россиизначительно возросло и продолжает расти. Однако темп их роста, масштабыпривлечения иностранного капитала, отраслевая структура и география размещениядалеки от потенциальных возможностей такой страны, как Россия, которая со своимемким рынком сбыта, большим научно-техническим потенциалом, природнымиресурсами, квалифицированной рабочей силой может быть одним из основныхобъектов приложения иностранного капитала в мире.
Основнымсдерживающим фактором является отсутствие стабильной, учитывающей международнуюпрактику правовой базы, нестабильность обстановки в стране, экономическийкризис, рост безработицы, высокий уровень инфляции; слабое информационное обеспечениеиностранных инвесторов о потенциальных возможностях для инвестирования;несовершенство процедуры оформления иностранных инвестиций; затрудненностьдоступа к местным кредитам и фондовой деятельности; сравнительно высокие налогии незначительные инвестиционные льготы; недостаточное страхование от политическогои экономического риска [8].
Исходяиз этого, можно сделать вывод о том, что существующий в России механизмпривлечения иностранных инвестиций и создания совместных предприятий разработаннедостаточно. И хотя основными предпосылками для увеличения притока иностранныхинвестиций являются усиление политической, экономической и социальнойстабильности в стране и выход из экономического кризиса, совершенствование иразвитие форм привлечения иностранного капитала (в том числе созданиесовместных предприятий) могут существенно стимулировать приток этого капитала.

2.4Свободные экономические зоны
Свободнаяэкономическая зона (зона свободной торговли, зона свободного или совместногопредпринимательства и т.д.), ограниченная часть национально-государственнойтерритории, на которой действуют особые льготные экономические условия дляиностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного,валютного, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развитияпромышленности и инвестирования иностранного капитала. В конце 80-х годов вразвитых капиталистических странах действовало около 600 подобных зон, черезкоторые осуществлялось почти 6 % мировой торговли. Такие зоны создаются длярешения внешнеторговых, общеэкономических, социальных и научно-техническихпроблем.
Пооценкам западных специалистов, к 2010 году через различные свободныеэкономические зоны будет проходить до 30% мирового товарооборота. Международныекорпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматриваютсвободные экономические зоны как благоприятные образования, где можно получитьсверхприбыль. Крупнейшие корпорации считают организацию собственногопроизводства в свободных экономических зонах важнейшим направлением своейэкспансии.
Свободныеэкономические зоны представляют собой часть национального экономическогопространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемаяв остальных частях страны. Как правило, свободные экономические зоны — это втой или иной степени обособленная географическая территория.
Важноиметь в виду, что свободные экономические зоны могут быть нескольких типов.Так, зона экспортного производства (ЗЭП) представляет собой ограниченныйучасток таможенной территории страны, в пределах которого устанавливаетсяособый режим предпринимательской деятельности для участников, вывозящих за еепределы более 50% произведенных товаров. Для предпринимателей устанавливаетсяпорядок, при котором по истечении двух лет со дня получения лицензии ониобязаны в определенном объеме производить продукцию, указанную в разрешении иотносящуюся к изделиям обрабатывающей промышленности, и вывозить половину илибольшую ее часть за пределы таможенной территории СНГ. Разумеется, для успешногофункционирования ЗЭП создаются на участках, имеющих выгодное географическоеположение, развитую производственную и транспортную инфраструктуру.
Другаяорганизационная форма — свободная таможенная зона производственного илиторгового типа — представляет собой ограниченный участок таможенной территории,в пределах которого для участников устанавливается льготный таможенный режим.Как и ЗЭП, они создаются на территории, имеющей развитую производственную итранспортную инфраструктуру и другие условия, благоприятные дляпредпринимательства. В результате совершаемых здесь производственных операцийизменяется позиция товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономическойдеятельности, в том числе и позиция товаров на уровне любого из первых четырехзнаков цифрового кода.
Зоныторгового типа создаются в морских (речных) портах, аэропортах, нажелезнодорожных станциях, участках автомобильных магистралей, в пограничныхпунктах и на других участках, через которые осуществляются международныеперевозки грузов. Территории зон используются для проведения выставок, а такжедля подработки, сортировки, упаковки и маркировки ввозимых товаров дляпоследующего вывоза за рубеж или в другие регионы страны. Однакопроизводственные операции, изменяющие позиции товаров на уровне любого изпервых четырех знаков цифрового кода товарной номенклатуры, не должныдопускаться.
Созданиесвободных экономических зон — действенное направление развития экономикиотдельных территорий и регионов, ориентированное, как правило, на решениеконкретных приоритетных экономических задач, реализацию стратегических программи проектов. При этом система льгот, устанавливаемых в свободных экономическихзонах, должна быть в достаточной степени индивидуальна и тесно связана среализуемыми на ее территориями программами.
Созданиесвободных экономических зон может стимулировать экономический рост России иобеспечить ее развитие.
Свободныеэкономические зоны — современное название для достаточно древнегоэкономического явления. Льготный режим торговли, вплоть до полного освобожденияот налогов и пошлин, испокон веков применялся там, где возникала необходимостьбыстрого освоения новых территорий, привлечения инвесторов и активизациитоварных и финансовых потоков. В классическом виде свободные экономические зоныпредставляют собой четко ограниченные районы со специфическим таможенным иторговым режимом, обеспечивающим свободу перемещения капитала, товаров ирабочей силы. Эти анклавы называют по-разному: «свободные таможенныетерритории», «экспортные зоны», «зоны свободной торговли», «свободныебанковские зоны», «промышленно-торговые зоны», «технико-внедренческие зоны» итак далее, а в просторечье — «внутренние офшоры». Но в любом случае это некийхозяйственный субъект, имеющий беспошлинный или льготный режим ввоза и вывозатоваров и определенную обособленность от остальной территории страны в торговоми валютно-финансовом отношении. Свободные экономические зоны имеет тесную связьс мировым рынком и активно привлекает иностранный капитал.
Страныс высоким уровнем инвестиционного риска (как Россия) традиционно делают ставкуна широкий диапазон и масштабность льгот, предоставляемых в свободныхэкономических зонах [28].
Свободныеэкономические зоны существуют во многих странах давно. Преимущество свободнойэкономической зоны в том, что, кроме освобождения от налогов, она дает и«административный сервис». Руководство данного региона и ответственное лицо,отвечающее за работу экономической зоны, берут своеобразное обязательство передпредприятиями, регистрирующимися в этой зоне, что их не будут подвергатьразличным инспекционным проверкам и нападкам от санэпидемстанций до пожарнойохраны. Фактически вся Россия, если сравнивать ее налоги с налоговымзаконодательством других сопредельных стран от Финляндии до Китая, — единая большаяофшорная зона. Моя личная точка зрения: в России нет эффективно действующихэкономических зон. Нормативные акты по Калининграду или Находке — несовершенныи не дали того результата, которого ожидали получить от экономической зоны.Продуктивность их во много раз ниже, чем, допустим, от экономических зон всоседнем Китае. Китай сделал экономический прорыв именно благодаря эффективнойработе экономических зон одновременно с разумной государственной экономическойполитикой. Там действует несколько экономических зон, и каждая из них имеетсвою национальную, социальную, географическую особенность. Каждая зона имеетавтономное законодательство, согласованное с общегосударственным. Россия,конечно, не Китай, у нас особенная стать. У нас — 70 депрессивных субъектовФедерации, которые нуждаются в стимулировании экономического роста. Каждыйрегион имеет свою специфику, свои проблемы. Проблемы Дальнего Востока резкоотличаются от проблем Краснодарского края. На Дальнем Востоке ждет своегорешения проблема рыбного промысла, судоремонтного производства. В Краснодарскомкрае нужно решать проблему Черноморского и Азовского побережья. Страна теряетежегодно свыше трех миллиардов долларов из-за того, что в Краснодарском крае необорудованы курортные зоны на должном уровне. Эти миллиарды уходят в Турцию,берега которой омывает все то же Черное море. Экономические зоны необходимы вКалининградской области, нужны зоны и на границе с Монголией… Везде своилокальные проблемы, своя культура… Но я не вижу никаких конкретных результатов,кроме роста экономических правонарушений. Подобные зоны иначе как рассадникамиэкономических правонарушений и не назовешь. Там не работает реальный секторэкономики, зарегистрированы всякие дутые компании.
Свободнаяэкономическая зона нужна в том случае, если необходимо помочь депрессивномурегиону, когда нет иных средств, чтобы заставить работать экономику в регионе.К сожалению, имеющийся российский опыт экономических зон в ряде регионовпоказал несостоятельность этого экономического механизма. Как правило,экономические зоны становились прибежищем криминальных элементов, пытающихсянажить себе личное состояние, пользуясь всеми льготами на благо собственногокармана. В таких регионах благополучие народа не повышалось, а следственныеорганы выявляли десятки подставных фирм, качающих деньги в зарубежные банки засчет налоговых и других многочисленных льгот. Моя точка зрения в этом вопросетакова: экономические зоны нужны в крайнем случае, и каждая из них должнасоздаваться не распоряжением отдельных чиновников в келейном кругу«заинтересованных лиц», а путем принятия отдельного федерального закона покаждой экономической зоне. Все пункты этого механизма должны быть оговорены взаконе, каждая копейка, пущенная в оборот, подотчетна. В принципе государстводолжно в целом создавать благоприятные условия — как экономические, так исоциальные — для всех перспективных видов производства во всех регионах страны,а не строить капитализм в отдельно взятом субъекте Федерации.
Унас в России есть все условия, чтобы свободные экономические зоны началидействовать с полной отдачей. Это, в частности, относится к ЗАТО Минатом,который представляет копию того, что сделали китайцы в своей стране. Эти центрынадо развивать, чтобы сохранить и приумножить атомный и оборонный потенциал.Это очевидно. Этот экономический механизм нужен, он уже создан, и его надоразвивать. Свободную экономическую зону внутри государства может себе позволитьтолько сильная власть. Сегодня мы не можем сказать, что власть в России достиглаэтого уровня. Тема свободных экономических зон еще привлечет к себе пристальноевнимание Президента страны.
ВЫВОДЫИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Такимобразом, для определения малого предпринимательства можно выделить две основныегруппы критериев: количественные, куда входят такие параметры, как количествозанятых в организации и финансовые критерии (размер чистой балансовойстоимости, размер чистого дохода, предельный годовой доход), и качественные,которые определяются по признаку одно двухуровневая структура управления ворганизации
Дляуспешного эффективного функционирования малых предприятий необходима разработкаэффективных программ развития малых предприятий на всех уровнях экономическойструктуры государства. Эти программы должны реализовываться в следующихнаправлениях:
— формирование инфраструктуры поддержки — одновременно на всех уровняхгосударственной власти;
— внесение в установленном порядке предложений о налоговых льготах для малыхпредприятий и ежегодное выделение средств из соответствующих бюджетов на осуществлениегосударственной поддержки;
— передача малым предприятиям инновационных разработок;
— передача в собственность малым предприятиям на льготных условиях незавершенныхи пустующих объектов, а также нерентабельных предприятий.
Важнаяи трудноразрешимая проблема построения рыночных отношений в российскойэкономике — проведение структурных преобразований ее отраслевого хозяйства,прежде ориентированного на индустрию производства, а не на человека, кактеперь. Возрождение отечественного предпринимательства нацелено на то, чтобыустранить этот камень преткновения на пути к цивилизованному рынку, потому чтовместе с производством необходимой потребителю и выгодной предпринимателюпродукции (выполнением работ, оказанием услуг) решает две связанные с этими преобразованиямизадачи:
1.непосредственно развивает общественно значимые отрасли экономики,функционирующие в условиях самофинансирования;
2.обеспечивает рабочими местами квалифицированных и активных работников,высвобожденных с предприятий, принадлежащих к неперспективным отраслям.
Умениевести предпринимательское дело — это искусство, степень виртуозности которогоявляется определяющим качеством любого руководителя, но в совершенстве им можноовладеть, только имея знания современных технологий управления персоналом ипрактические навыки в этой области.
Одиниз пробелов в экономической политике России — отсутствие долговременнойстратегии развития различных форм функционирования малого бизнеса. Какимобразом этот недостаток может быть исправлен?
Кратчайшийпуть — разработка федеральной программы создания и развития формфункционирования малого бизнеса. При утверждении этого документа вправительстве указываются источники финансирования затрат на создание объектовинфраструктуры, зданий и сооружений административного назначения.Представляется, что федеральная программа должна включать такие разделы:
*основные направления политики создания и развития различных формфункционирования бизнеса;
*анализ их функционирования на территории страны и меры повышения эффективностиих деятельности;
*перечень существующих форм малого предпринимательства, а также планируемых собоснованием необходимости их создания и развития;
*материальные, финансовые, трудовые и иные ресурсы, необходимые для реализациифедеральной программы, в том числе за счет средств федерального бюджета. Попредварительным расчетам, в 2009 году государство окажет поддержку примерно 15тыс. стартующих предпринимателей, они получат гранты (в виде безвозмездныхсубсидий) по 300 тыс. рублей каждый. Логическим продолжением развития системыгрантов станет развитие микрофинансирования (объем таких займов – до 1 млрд.рублей). В 2009 году при поддержке федеральных властей должно быть выделено неменее 20 тыс. таких займов. Кроме этого, более 1,5 млрд. рублей направлено вэтом году на субсидирование процентных ставок по кредитам малых предприятий.Будет льготная программа Внешэкономбанка по кредитованию малого и среднегобизнеса.
Малоепредпринимательство выступает одновременно целью и инструментом развития рыночнойэкономики, что определяется присущими ему «целевыми» и «инструментальными»функциями.
Изучивмногие формы функционирования малого бизнеса, можно сделать вывод, что каждаяиз них имеет свои преимущества и недостатки. Они помогают ликвидировать те причины,которые возникают (наличие отдельных задач, решением которых предприятие незанимается, чрезмерно большой объем работ, отсутствие в данный моментнеобходимых для выполнения работы ресурсов и т.п.) в процессе функционирования,по мере развития бизнеса.
Преимуществаот участия в тех или иных формах многочисленны и проявляются во всех аспектахпромышленного развития.
Необходимовыбрать критерии и методику выбора конкретных проектов в сфере малого бизнеса,которым администрация может оказывать прямую финансовую помощь с тем, чтобы вдальнейшем эти предприятия стали источником пополнения бюджета.
Необходимымусловием эффективного функционирования малого предпринимательства являетсяразвитая институциональная среда, определенная как совокупность: субъектов экономическихи иных отношений малых предприятий; законодательства, регулирующего все аспектыих деятельности; механизмов государственной поддержки малогопредпринимательства; механизмов поддержки малого предпринимательства со сторонымеждународного сообщества. Ускоренное развитие малого бизнеса в настоящеевремя, в период финансового кризиса, – проблема особенно актуальная. Вчастности, с ее решением в определенной мере связываются надежды на сокращениечисла безработных (за счет увеличения занятости активного населенияпредпринимательством [29].
Созданиеблагоприятствующей развитию малого предпринимательства внешней среды требуетреализации новой концепции централизованной поддержки, которая должнасоответствовать трем главным требованиям:
>фискальные и контрольно — разрешительные функции местных органовгосударственной власти в отношении малых предприятий должны быть резкоограничены федеральным законодательством;
>приоритеты государственной поддержки должны быть перенесены на те ее формы,которые не требуют прямого бюджетного финансирования или сокращения доходныхстатей бюджетов;
>прямая финансовая поддержка должна распространяться на очень ограниченныегруппы малых предприятий, в ускоренном развитии которых заинтересовано обществои государство.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.      Авилова А.В.,Бухвальд Е.M., Обыденнова Т.Б., Чепуренко A.Ю. Малый бизнес после августа 1998 г.: проблемы, тенденции, адаптационные возможности // Осенний кризис 1998 года: российскоеобщество до и после. — М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 1998.
2.      Афанасьев В.Малый бизнес проблемы становления // РЭЖ. — 1993. — №2 С. 59.
3.      Бакатин Д.,Нургалиев Р. Формирование предпринимательства в современной Россииэкономические аспекты // РЭЖ. – 2002. — №3
4.      Блинов А. Условиярегулирования малого бизнеса // Экономист. – 1999. №2
5.      Блинов А. Малоепредпринимательство. – М., 1998.
6.      Блинов А. Малоепредпринимательство и большая политика // ВЭ. – 1996. — №7
7.      Блинов А.О.,Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика: Учебник. М., 2003.
8.      Воронина Н. В.Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы икредит. — 2004. — № 4.
9.      Деружинский В.Е., Деружинский Г. В. Экономические проблемы создания и развития свободныхэкономических зон: Монография. – Новороссийск: НГМА, 2002.
10.    Довгань В.В.Франчайзинг: путь к расширению бизнеса. — 1994. С.230
11.    Гнетов М. Малыйбизнес: вектор развития. В нашем городе новые рабочие места обеспечиваютсятолько малым бизнесом // Финансы.- 2004. — №6
12.    Закон РФ от 14июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации». – М., 1995.
13.    Захарченко А.А.Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы.– 2009. — № 3
14.    Инновационныйменеджмент. Справочное пособие.- М.: ЦИСН, 1998
15.    Кашатина Т.И.Энциклопедия малого бизнеса. – М., 1994.
16.    Колесникова Л.А.Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управлениеразвитием. М., 2000. — С.103.
17.   Котлер Ф.Маркетинг менеджмент. — СПб.: Питер, 2004. — С. 575.
18.    Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. М., 1969. — С.8.
19.    Крюков С. П.Поддержка малого бизнеса увеличивается // Деньги и кредит. — 2009. — №6. — С.6.
20.    Лапуста М,Старостин Ю. Малое предпринимательство. – М, 1988
21.    Линник Л.Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики. — 2003. — №2.
22.    Малыепредприятия в системе трудовых отношений современной России. -М.: МЭСИ, 2001
23.    Мельникова Н.Иностранные инвестиции в экономике России // Экономист. — 2003. — № 4.
24.   Смирнова Н. Чтотакое аутсорсинг? // ПБОЮЛ. – 2007. — № 3
25.    Развитие малогопредпринимательства в российской экономике. -М.: Финансы и статистика, 2000
26.    Рейтер Т.Особенности национального субконтрактинга // Промышленно-строительноеобозрение. – 2008. — №113
27.    Ренард А. Чегоизволите-с? // Энерджи Консалтинг. – 2007. — №10
28.    Рустамова О. Какнам обустроить офшоры? // Экономика России: XXI век. — 2003 г. — № 4
29.    Предеха В.Н. Оналоговом стимулировании малого бизнеса в городском округе // Финансы. – 2009.- №2
30.    Ходунова Е. С.Бизнес-инкубаторы в России: анализ современного состояния и направленияразвития // Менеджмент сегодня. – 2006. — №5


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Статистические методы анализа экономических явлений
Реферат Система козацьких судів у 17-18 столітті
Реферат Орден Святого Духа
Реферат «далека й близька канада»
Реферат Управление оборотными стредствами предприятия
Реферат Воля як регуляція психічної активності людини
Реферат Финансовое планирование и анализ управлениея товарно-материальными запасами на примере Алматинского
Реферат Земельные преобразования 1917 года. Декрет о земле 2
Реферат Характеристика предприятия НПРУП «Экран», его организационной структуры и анализ производимой продукции
Реферат Ханство Абулхаира 2
Реферат Захарин, Сергей Александрович
Реферат История развития теории оптимального приема многопозиционных сигналов
Реферат Учет затрат и анализ себестоимости молока в колхозе «Россия» Лысковского района Нижегородской области.
Реферат Броун, Максимилиан Улисс
Реферат Инновационные процессы 2