ВВЕДЕНИЕ
Экономика любой страны неможет нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего ималого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночныхотношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многиепрепятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмыразорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системеналогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотререформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Актуальность данной темы определена в первую очередьобъективно значительной ролью малого предпринимательства в современнойсоциально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главнымвектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малоепредпринимательство — это существенная составляющая цивилизованного рыночногохозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этотпредпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость,мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет всебе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурнойперестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-техническогопрогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемырыночного хозяйства.
Значимостьизучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именномалому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и инойподдержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование егоэкономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный,стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственныминегативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.
Безподдержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малыйбизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупномукапиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.
Потенциалмалых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономическиеи административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития ихдеятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-занесовершенства российского законодательства «уходить в тень». По некоторымэкспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90%малых предприятий.
Сложившеесяположение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовойжертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.
Государствоне желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъектаэкономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процессарыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсахобеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник неимеет каких — либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговойсистемах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитиибизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Дляпредставителя малого предпринимательства становится невыгодной какая — либопредпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере онстремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно переливкапитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас дляроссийской экономики.
Разработке проблемстановления и функционирования малых предпринимательских структур посвященыисследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М.,Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А.,Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А.,Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблеммалого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственнойполитики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малогопроизводства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработкебизнес-планов и т.д.
Но в то же время недостаточновнимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурныепреобразования региональной экономики; формированию рациональной структурыиндустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработкеэкономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса;методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению ихэкспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленноразвитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.
Цель данной работы — исследовать малое предпринимательство, определить его роль, условия и тенденцииразвития в России.
Исходя из цели можно поставитьследующие задачи:
— рассмотреть сущность ироль малого предпринимательства в современной рыночной экономике;
— проследить формированиеи развитие малого предпринимательства в экономике России;
— определить тенденцииразвития малого предпринимательства;
-рассмотреть методыгосударственной поддержки предпринимательства в России;
— проследить развитие малогопредпринимательства Юга России, в частности нашей в Ростовской области.
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сам термин «малоепредпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной,учебной литературе делались попытки дать определение маломупредпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малоепредпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются датьразграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяетприйти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», атермин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное,как синоним «малого предпринимательства».
Под малымпредпринимательством понимается экономическая деятельность субъектаэкономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя безобразования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определеннымчислом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающегоуслуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность[1].
Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческиеорганизации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации,субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций(объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля,принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малогопредпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малыепредприятия):
— в промышленности – 100человек;
— в строительстве – 100человек;
— на транспорте – 100человек;
— в сельском хозяйстве — 60 человек;
— в научно-техническойсфере — 60 человек;
— в оптовой торговле – 50человек;
— в розничной торговле ибытовом обслуживании населения – 30 человек;
— в остальных отраслях ипри осуществлении иных видов деятельности — 50 человек.
Под субъектами малогопредпринимательства понимаются также физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица»[2].
К предпосылкамвозникновения частного предпринимательства как экономического явления можноотнести следующие социально-экономические факторы:
— кризис административно-команднойсистемы хозяйствования;
— дефицит товаров, работи услуг;
— чрезмернуюмонополизацию производства и сферы обслуживания, торговли, что позволялореагировать на конъюнктуру рынка;
— замкнутое экономическоепространство, ограниченное территорией государства;
— легализацию (признаниезаконом) предпринимательской деятельности;
— признание иных формсобственности, кроме государственной и колхозно-кооперативной;
сокращение объемовпроизводства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статусбезработных.
Экономическаядеятельность малого предпринимательства определяется, прежде всего, егоэкономическим интересом. Так, в частности, субъект малого предпринимательствазаинтересован в получении максимального дохода от своей экономической деятельности.Государство же изымает часть дохода предпринимателя в виде налогов иобязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государстваи общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае можетвести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учетэкономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьмаважное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участникамиэкономических отношений, а экономический интерес позволит использоватьэкономические методы в управлении народным хозяйством.
Субъекты малогопредпринимательства как участники экономических отношений, особенно в началедеятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивостиэкономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получениимаксимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы поорганизации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемноготруда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будетвыражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнутокак законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственнаяполитика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например,чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательскойдеятельности и сокращению числа предпринимательских структур.
Реализуя свойэкономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемойпредпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлениемнежелательных экономических последствий, которые могут причинить вредрискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятиюрешения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономическойситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата;выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативныхпоследствий.
Помимо экономическогоинтереса и риска, важнейшими характеристиками предпринимательской деятельностиявляются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическаяответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия,направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативыв малом предпринимательстве — непременное условие. Экономическаяответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующимзаконодательством по следующим основаниям:
— в силу неисполненияобязательств по договорам;
— вытекающая изпричинения вреда;
— в связи с нарушениемдействующего законодательства.
Гражданскимзаконодательством предусматривается несколько организационно-правовых формосуществления предпринимательской деятельности, которые по своимэкономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступнойформой предпринимательства является предприниматель без образованияюридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательствоосуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника.Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежатединичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этомслучае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочийдень. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью приниматьрешения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Егоответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высокимриском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярнойвыплатой заработной платы самому себе.
Иные формыпредпринимательской деятельности предполагают участие в бизнесе несколькихсобственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малогопредпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере;общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительнойответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим ихарактерным только для малого предпринимательства, так как в обществе сограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленностиможет составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малогопредприятия не подпадает.
Процесс создания ипоследующей деятельности малых предприятий регулируется законодательными инормативными актами Российской Федерации. Правовое регулирование определяетсяГражданским кодексом РФ (часть 2).
Любое, малое предприятиенезависимо от его организационно-правовой формы не может эффективнофункционировать без соответствующей базы: правовой, материальной, технической,экономической и пр.
Исходя из этого,требуется создать такие социально-экономические предпосылки в экономике страны,которые позволят использовать преимущества малого бизнеса и в определеннойстепени устранить его недостатки.
Развитие малогопредпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
— увеличение числасобственников, а значит, формирование среднего класса;
— рост доли экономическиактивного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции вблагосостоянии различных социальных групп;
— селекция наиболееэнергичных, дееспособных индивидуальностей, для которых малый бизнесстановиться первичной школой самореализации;
— создание новых рабочихмест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфереобслуживания;
— трудоустройствоработников, высвобождаемых в госсекторе, а также представителей социальноуязвимых групп населения;
— подготовка кадров засчет использования работников с ограниченным формальным образованием, которыеприобретают свою квалификацию на месте работы;
— разработка и внедрениетехнологических, технических и организационных новшеств;
— косвенная стимуляцияэффективности производства крупных компаний путем освоения новых рынков,которые солидные фирмы считают недостаточно емкими;
— ликвидация монополиипроизводителей, создание конкурентной среды;
— мобилизацияматериальных, финансовых и природных ресурсов, которые иначе остались быневостребованными, а также более эффективное их использование;
— улучшение взаимосвязимежду различными секторами экономики.
Таким образом, важнооценить значимость развития малого предпринимательства, способного кореннымобразом и без существенных капитальных вложений расширить производство многихтоваров и услуг, решить проблему занятости, ускорить научно-техническийпрогресс и составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу.
2 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Конец ХХ века для Россииознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшимнаправлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь перехода отавторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньшетрудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 летпреобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство встране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкаяпромышленность, — 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР,последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественныхрыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, чтосущественный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство вРоссии зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов.Первыми предпринимателями можно считать торговцем и купцов. Наибольшее развитиепредпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавалисьмануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотнянаяпромышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей впромышленности в ту пору была семья Демидовых[3].
Дальнейшее развитие предпринимательствасдерживалось существованием крепостного права. Новые возможности дляпредпринимателей открылись после реформы 1861 г. Началось строительство железных дорог, была реорганизована тяжелая промышленность, оживилась акционернаядеятельность. Развитию е переустройству промышленности в то же времяспособствовал иностранный капитал. В 90-е годы ХIХ в. в России окончательно сложилась индустриальная базапредпринимательства, а в начале ХХ в. Предпринимательство становится массовымявлением.
В тот период формируетсярынок рабочей силы, развивается акционерно-паевая форма предпринимательства,открываются частные акционерные банки – коммерческий, земельный и другие. Кначалу ХХ в. В российской экономике 2/3 всей промышленной продукциипроизводилось на акционерных, паевых и других предприятиях коллективных формпредпринимательской деятельности. Особо высокие доходы приносили вложениясредств в хлопчатобумажное производство, в торговлю и кредит. Начался процессмонополизации фирм. Среди крупных фирм известны, например, «Продамет», «Продвагон»,«Продуголь».
Однако после окончанияПервой Мировой войны и по завершении двух революций – Февральской и Октябрьскойв России обозначился курс на ликвидацию рыночных экономических связей. Былинационализированы все крупные предприятия, экспроприированы средствапроизводства и имущество всех частных предпринимателей.
Некоторое оживление впредпринимательскую деятельность внесла новая экономическая политика – НЭП(1921-1926). Однако, с конца 20-х годов предпринимательство вновьсворачивается, и лишь в 90-е годы началась его реанимация в России. В октябре 1990 г. был принят Закон « О собственность в РСФСР», в декабре 1990 г. – Закон « О предприятиях и предпринимательской деятельности». С того момента, когда частная собственность ипредпринимательская деятельность были восстановлены в своих правах, началосьразвитие акционерных обществ, товариществ и других форм деятельности предприятий.
В начале 1990 годапредприятия малого бизнеса образовались чаще всего путем отделения отгосударственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частнойдолевой собственности[4].
Реже встречаются малыепредприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью идороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные властисовместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Ихвклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещенийна условиях аренды.
В настоящее время вопросразвития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейшихв программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотренокак принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
1. выделениесамостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
2. выделение малых исредних коллективов из состава крупных предприятий;
3. созданиенебольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом,предприятия малого бизнеса можно создавать, во — первых путем выделенияструктурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств,других форм собственности.
Развитие любой формыпредпринимательства зависти от двух условий: внутренней экономическойобстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретногопредпринимателя использовать данные ему права для реализации своиххозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитиемалой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиямхозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конечный результатэкономических решений.
По состоянию на 1 января 2005 г. в России насчитывалось 843 тыс. предприятий малого бизнеса ( 2000 г.- 841,7; 2001 -861,1; 2002 г.-868.0; 2003 г. -890,6; 2004 г.-879,3).В 2004 г. ими произведено продукции ( работ, услуг) на сумму 852,7 млрд. рублей. В этой сфере было занято6483,5 тыс. человек.
За последние годыколичество предприятий малого бизнеса вначале несколько возросло, а затемвернулось к уровню 2000 г. Абсолютное и относительное увеличение произошло лишьв торговле в общественном питании (рост за 2000-2005 гг. с 359,3 до 388,1 тыс.,или с 42,7% до 46%), в здравоохранении ( с 11,0до 17,4 тыс., или с 1,3% до2,1%), в операциях с недвижимым имуществом ( с 3,9 до 14,2 тыс., или 0,5% до1,7%), в жилищно-коммунальном хозяйстве (с 2,8 до 5,2 тыс., или 0,3 до 0,6%) ив некоторых других отраслях экономики[5].
Вместе с тем впромышленности имеет место абсолютное и относительное снижение числапредприятий малого бизнеса (со 131,9 до 125,10 тыс., или с 16,40 до 14,5%).
Существенным недостаткомследует считать абсолютное и относительное снижение числа предприятий малогобизнеса в науке и научном обслуживании (с 46,7 до 28,5 тыс., или с 5,5 дот3,4%)и в сфере финансов, кредита, страхования и пенсионного обеспечения (с 10,8до 5,6 тыс., или с 1,3 до 0,7%).
В ближайшее время в Россинужно обновить 40 млн. рабочих мест, поскольку предприятия, создающие этирабочие места, функционируют неэффективно, а оборудование на них устарело. Насоздание одного рабочего места в крупной корпорации требуется 100-150 долларов.За счет малого бизнеса это можно сделать быстрее и дешевле.
Как показывает практика,малый бизнес в России пока отстает от развитых стран. Это свидетельствует отом, что в нашей стране имеются большие резервы роста малого бизнеса.
3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГОПРЕПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА В РОССИИ
3.1Состояние малого бизнеса в России и проблемы его развития
В настоящее время почтитреть населения России так или иначе связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысячмалых предприятий — это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров,финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания вроссийских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическимявлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества. Здесьсосредоточиваются наиболее квалифицированные и образованные люди, в особенностите, чьи опыт и знания оказались невостребованными в системе государственнойсобственности.
/>
Рисунок 3.1. Количествомалых предприятий на 1000 жителей в 2005 году[6]
Однако, по даннымГоскомстата РФ, по состоянию на 1 апреля 2005 года на территории РоссийскойФедерации действовало 866 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количествомна 1 января 2005 г рост составил 0,4 процента)[7].
Из общего количествамалых предприятий 90 процентов составили предприятия частной формысобственности. В 1 квартале 2005 года малыми предприятиями было произведенотоваров и услуг по всем видам деятельности на сумму 66,0 млрд. рублей, поосновному виду деятельности — на 57,8 млрд. рублей (82 % от общего объемапроизводства)[8].
Анализ которой дает основанияконстатировать факт, что при росте числа малых предприятий увеличивается иколичества числа занятости, тем самым малый бизнес является единственной сферойдеятельности, где создаются рабочие места и наблюдается рост производства.
Анализируя показателидеятельности малых предприятий за последние 2 года, можно с полной уверенностьюсказать, что сегодня это наиболее динамично развивающийся сектор экономики.Сектор малого бизнеса в России представляет собой достаточно мощнуюэкономическую и политическую силу.
По данным ГоскомстатаРоссии в 2004 году в Российской Федерации функционировали 844,4 тысячи малыхпредприятий: 91,5 % — с частной формой собственности и 8,5 % — со смешаннойроссийской. Во второй половине 2004 года на малых предприятиях работали 8,3миллиона человек, в том числе на постоянной основе — 6,2 миллиона.
Сложившаяся за последние3 года отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Большаячасть малых предприятий приходится на сферу торговли и общественного питания(43% от общего количества малых предприятий), строительство и промышленность(32%).
Почти половина работавшихна малых предприятиях трудилась в промышленности и строительстве (49%), в треть- в торговле и общественном питании (30%). Численность индивидуальныхпредпринимателей, по данным Госналогслужбы России, с 1995 года выросла в 7 рази на 1 июля 2005 года составила 3,5 млн. человек. С учетом временно занятых ичленов семей бизнесменов 18 % населения России так или иначе связаны с малымбизнесом; 25-26 млн. человек частично или полностью существуют на доходы отдеятельности в сфере малого бизнеса.
По предварительным даннымГоскомстата России в 2005 году по сравнению с 2004 годом среднесписочнаячисленность работающих на малых предприятиях выросла на 3,3 %, в том числе впромышленности — на 4,16 %, сельском хозяйстве — на 1 %, в науке и научномобслуживании — на12,7 %. Объем продукции, произведенной малыми предприятиями (вфактических ценах) увеличился на 31,8 %, в том числе промышленной продукции — на 18,95 %, транспорта и связи — на 45 %. Выручка от реализации продукции(работ, услуг) за этот период возросла на 8,3 %, в том числе в промышленности-на 25,7 %, строительстве- на 48 %, транспорте и связи — на59,6 %[9].
Исходя из этихпоказателей можно заключить, что малое предпринимательство переходит отстартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретаютэффективность и устойчивость малых предприятий, построение при их участии новыххозяйственных связей, активизация их производственной и инновационнойдеятельности. Меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторону увеличенияпромышленного производства. Таким образом, по оценке Госкомстата России, в 2004году именно за счет расширения промышленного производства малыми и совместнымипредприятиями впервые в промышленности произошел рост производства на 0,8 %.
Для малого бизнесахарактерно небольшое количество работников. На одно предприятие в среднемприходится 7 человек постоянно занятых, при этом наибольшее число — встроительстве (12человек), наименьшее — в науке и научном обслуживании (4человека).
Малое предпринимательствосоздает ныне 10-12 % ВВП (всероссийского валового продукта). На его долюприходится пятая часть подрядных строительных работ. В 2005 году малымипредприятиями оказано услуг и произведено продукции только по основному видудеятельности на сумму около 300 млрд. рублей или 7 % от всего объема оказанныхуслуг и произведенной продукции страны.
Динамика малого бизнесаза несколько последних лет показывает, что сектор переходит от стартового этапак этапу развития. Основное значение приобретают эффективность и устойчивостьмалых предприятий, активизация их производственной и инновационнойдеятельности. Непрерывно меняется отраслевая структура малого бизнеса в сторонуувеличения промышленного производства.
В регионах Россииразвитие малого бизнеса происходит неравномерно.
По данным ГоскомстатаРоссии треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральномрайоне, при этом в Москве — 22 %, Санкт — Петербурге — 11 %, Московской,Тюменской областях — по 4 %, Краснодарском крае и Свердловской области — по 3%, по 2 % — в Новосибирской, Ростовской, Самарской, Кемеровской, Нижегородскойобластях, Краснодарском крае, Республике Татарстан. В то же время в такихсубъектах Российской Федерации, как Ингушская Республика, Республика Тыва,количество малых предприятий не превышает одной тысячи. Если в среднем в 2005году по стране на 1000 человек приходилось 6 малых предприятий, то в Москве — 21 предприятие, в Санкт — Петербурге — 19,10 — в Тюменской области, 9 — вРеспублике Алтай. В Республике Дагестан на 1000 человек постоянно проживающегонаселения действовало лишь одно малое предприятие[10].
В регионах Россиинаиболее высока доля частного сектора в республиках Адыгея (94,6 %), Татарстан(94,4 %), Ингушетия (97,4 %), Тыва (96,7 %), Хакасия (95,1 %), в Ярославскойобласти (94,5 %).
Достаточно высок процентпредприятий смешанной формы собственности в малом бизнесе республик Алтай (17,2%), Марий Эл (19,2 %), Тверской (18,4 %) и Белгородской (17%) областей.
Увеличился притоктрудовых ресурсов в сферу малого бизнеса в Центральном районе. Это объективносвязано с высоким уровнем развития рыночной, производственной и социальнойинфраструктуры этого региона. В Центральном районе центрами притяженияработников малого бизнеса стали Москва (62 % от среднесписочной численностипостоянно занятых в малом бизнесе региона), Московская область (8 %),Владимирская, Тульская, Ярославская области (по 4 % ).
Результаты обследованийподтверждают следующие экономические преимущества малых предприятий:
1) лучшая адаптация к изменениюконъюктуры спроса;
2) меньшая задолженность как позаработной плате, так и перед бюджетами и партнерами;
3) более низкий уровень издержекпроизводства и реализации, в частности, накладных расходов;
4) более высокий уровень наукоемкостипродукции.
Малые предприятияуспешнее адаптируются к условиям рынка. Если в целом по России, по даннымГоскомстата России, 56 % предприятий завершили 2005 год с убытками, то в маломбизнесе таких предприятий было всего 20 %.
Отраслевая структурамалого бизнеса, показатели общей экономической активности и развития малогобизнеса значительно отличаются в разных регионах. Особенности развития малогобизнеса в последние годы определяются сочетанием политических, экономических исоциальных факторов, которые не стимулируют развитие малого бизнеса.
В то же время значительнаячасть зарегистрированных малых предприятий по-прежнему так и не начинаетдействовать. Продолжает уменьшаться размер малых предприятий (средняячисленность работников одного предприятия) во всех отраслях.
3.2 Государственная поддержкамалого бизнеса России
Масштабы развития малогобизнеса в России и его вклад в оздоровление экономики сегодня явнонедостаточны. Одна из причин такого положения состоит в том, что не получиладолжного развития государственная поддержка предприятий малого бизнеса. Междутем эти предприятия как наиболее неустойчивая предпринимательская структура,наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разностороннейгосударственной поддержке.
В России существуютразличные организационные формы государственной поддержки и защиты интересовпредприятий этой сферы. Созданы ассоциации малого предпринимательства,различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило,многочисленные фонды поддержки малого бизнеса озабочены собственными проблемамии реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Одной из важнейшихпроблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты выдаются толькопод залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малыепредприятия. Союзы предприятий малого бизнеса, как и специальные фонды, внастоящее время не выступают поручителями по таким кредитам. Отсутствуютспециальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положенииоковываются частные предприятия: невозможность получения кредита исключает возможностьих конкуренции с иными предприятиями.
Надо отметить, чтороссийские банки выдают небольшие кредиты малому бизнесу под высокие проценты,чем крупным предприятиям.
Одна из причин высокихпроцентов по кредитам для предприятий малого бизнеса – большой рисккредитования. Финансовое состояние этих предприятий нестабильное инеопределенное, плюс к этому низкая капитализация существенно увеличивают рискне возврата кредита. Предприятия малого бизнеса нуждаются также винформационном обслуживании, подготовке кадров, в льготном банковском кредите ив другой помощи.
Заслуживает внимания опытфинансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства черезпрямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам наопределенный срок под более низкие процентные ставки, чем те, что действуют начастном рынке ссудных капиталов. Гарантированные займы дают кредиторамгосударственные гарантии, составляющие до 90% заемного капитала. Таким образом,государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленныекорпорации, страховые компании, пенсионное фонды в предоставлении капиталовмелким фирмам.
Имеются и другие формыгосударственной поддержки малого бизнеса: обеспечение госзаказом (теперь неменее 15% государственных заказов в обязательном порядке размещаются на малыепредприятия. Смысл в следующем: генеральный заказчик, выигравший тендер наполучение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее15% общего заказа разместить на малом предприятии в соответствии с договором),предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях сослабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малого бизнесапроисходит сейчас в основном в посреднической сфере и в отраслях, не требующихзначительных капитальных вложений: в торговле, общественном питании, встроительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, а сельскомхозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшестви информации, не осваивается.
Это обусловлено, с однойстороны, недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структуруправления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малогонаучно-технического бизнеса, а с другой – монополией государственных научно –исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансированиянаучной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке иотсутствию внедренческих структур в материальной сфере.
В целях развития малогобизнеса и обеспечения его государственной поддержки Правительством РФ принятряд специальных постановлений. В Постановлении «О первоначальных мерах поразвитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г. № 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним изважнейших направлений экономической реформы. Данным документам определены такжеприоритеты развития малого бизнеса. К ним отнесены производство и переработкасельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаровнародного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказаниепроизводственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектовжилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и насегодняшний день.
12 мая 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства вРоссийской Федерации»[11]. Законом были определеныформы и методы государственного регулирования и стимулирования объектов малогопредпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и еесубъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержкималого предпринимательства:
1. формирование инфраструктуры поддержкии развития малого предпринимательства;
2. создание льготных условийиспользования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов, атакже научно-технических разработок и технологий;
3. введение упрощенного порядкарегистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирование деятельности,сертификации продукции, представления государственной статистической ибухгалтерской отчетности;
4. поддержка внешнеэкономическойдеятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие ихторговым, научно-техническим, информационным и производственным связям сзарубежным государствами;
5. организация подготовки,переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
В этом же 1995 г. 8 декабря был принят еще один Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учетаи отчетности для субъектов малого предпринимательства». В результате кнастоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложенияпредприятий малого бизнеса.
1. Общеустановленнаясистема, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платятте же налоги, что и другие налогоплательщики ( налог на добавленнуюстоимость(НДС), акцизы, налог на прибыль и др.). При этом малые предприятияполучают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль приопределенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1января 2001 г. – необлагаемым минимумом
2. Упрощенная системаналогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (Закон от 29 декабря 1995 г.).
3. Единый налог навмененный доход для определенных видов деятельности (введенный в новой редакцииФедеральным законом от 31 декабря 2002 г.). Объектом налога выступает потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физическогопоказателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.
В настоящее время малыепредприятия пользуются определенными льготами, при правильном применениикоторых можно значительно снизить свои налоговые обязательства. Кроме льгот поналогообложению, существуют льготы, связанные с бухгалтерским учетом иотчетностью, которые позволяют малому предприятию вести более простойбухгалтерский учет по сравнению со средним и крупным предприятием.
Действующие льготы можноперечислить в следующем порядке:
1. освобождение отналога на прибыль малых предприятий, занимающихся определенной деятельностью;
2. ускореннаяамортизация основных фондов;
3. предоставлениеотчетов о налогах один раз в квартал;
4. снижениеколичества статистических отчетов, которые должны предоставлять малыепредприятия в органы статистики;
5. сокращенная формабухгалтерского учета и отчетности и другие;
К особенностямналогообложения малых предприятий можно отнести и то, что они могут применятьразличные системы налогообложения.
Сущность малогопредпринимательства в зависимости от применения системы налогообложенияразделены на три категории.
Малые предприятия собычной системой налогообложения стали выделяться в особую категориюпредприятий с момента становления действующей налоговой системы, и онипользуются льготами по налогу на прибыль.
В федеральном законе «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от14.06.95 №88-ФЗ определены главные направления государственной поддержки иразвития малых предприятий; установлены основные формы и методыгосударственного регулирования и стимулирования деятельности субъектов малогопредпринимательства.
Согласно этому законуПравительство РФ обязано ежегодно разрабатывать Федеральную программугосударственной поддержки малого предпринимательства и предоставлять ее(бюджетного финансирования) на рассмотрение в Госдуму. То же самое должноделаться на региональном, отраслевом, муниципальном уровне. В России фондподдержки малого предпринимательства, средства которого должны идти в основномна льготное кредитование малых предприятий.
Этим же закономпредприятиям даны и некоторые налоговые гарантии: в течении четырех лет смомента создания малого предприятия, условия его налогообложения не могутухудшиться. Например, если на момент создания малого предприятия ставка налогана прибыль составляла 30%, а через год повысится до 35%, то согласноупомянутому положению, малые предприятия должны платить налог на прибыль поставке 30%. Это касается и других налогов.
Для малых предприятийимеются существенные льготы в области исчисления амортизационных отчислений.Для всех малых предприятий в той области имеются следующие льготы:
— осуществлять ускореннуюамортизацию с коэффициентом, равным 2;
— в первый годэксплуатации новой техники, с момента ее ввода в эксплуатацию, имеют правосписать на себестоимость продукции до 50% от первоначальной стоимости какамортизационные отчисления;
На использование этихльгот, в области амортизационных отчислений, имеются следующие ограничения:
1)срок службы основных производственныхфондов (машин, оборудования) должен превышать три года;
2)малые предприятия не должныпрекращать свою деятельность в течении одного года с момента ввода вэксплуатацию того оборудования, по которому списывается себестоимость до 50%его стоимости[12].
При использовании льгот вобласти ускоренной амортизации малые предприятия имеют возможность в первый годприобретения и эксплуатации новой техники сроком службы более трех лет списатьна себестоимость значительную часть ее стоимости и тем самым ускорить процессобновления активной части основных производственных фондов.
Кроме того, у малогопредприятия появляется возможность снизить налог на прибыль и налог наимущество предприятия.
Некоторые малыепредприятия имеют существенные льготы по налогу на прибыль.
В первые два года работы неуплачивает налог на прибыль предприятия, осуществляющие производство иодновременно переработку сельскохозяйственной продукции; производствопродовольственных товаров, товаров народного потребления, строительныхматериалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинскогоназначения; строительство объектов жилищного, производственного, социальногоприродоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы) при условии,если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручкиот реализации продукции, работ и услуг. При этом днем начало работы предприятиясчитается день его государственной регистрации.
В третий и четвертый годработы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50%установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видовдеятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции, работи услуг.
Из всего выше изложенногоможно сделать вывод, что отечественные малые предприятия имеют определенныеналоговые и другие льготы, что положительно влияет на процесс развития малогобизнеса в нашей стране.
Надо назвать также двефедеральные программы поддержки малого бизнеса. Первая программа поддержкималого предпринимательства на 1994-1997 годы», вторая – «Федеральная программагосударственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 годы». Всоответствии с последней Федеральному фонду поддержка малогопредпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета нафинансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн.рублей. Однако из-за отсутствия должного финансирования, а такженесогласованности действий исполнителей намеченных мероприятий эта Федеральнаяпрограмма была выполнена не полностью. Из 81 намеченного мероприятия полностьювыполнены лишь чуть больше половины (53%), частично – одна четверть (25%) и невыполнены 22% намеченных мероприятий. Еще хуже обстояло дело с третьейпрограммой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввидуотсутствия средств у федерального центра. А ведь эти затраты могли многократноокупиться.
В феврале 2005 г. Правительство РФ рассмотрело итоги реализации Федеральной программы государственной поддержкималого предпринимательства за 2004 г. Был сделан вывод о том, государство так ине создало необходимых условий для развития малого бизнеса. За последние семьлет количество малых предприятий практически не изменилось. В секторе малогобизнеса в России занято около 8 млн. человек, которые производят 5% объема всейпромышленной продукции и около 15% услуг (для страны с рыночной экономикой, настатус, который претендует Россия,- ничтожно мало). Признавая этоправительство, наметило ряд мер по дальнейшему развитию малого бизнеса вРоссии.
Определенное вниманиеуделяется развитию малого бизнеса в регионах России. Почти во всех регионахразработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половинеиз них созданы специальные органы и фонды его поддержки. Наиболее крупныйрегион России, где сосредоточена четверть всех предприятий малого бизнеса,-Москва – на начало 2004 г. занимал первое место в числе регионов по развитиюмалого бизнеса (182,2 тыс. предприятий)[13].Далее следует Санкт –Петербург (78,6), Области Московская (46,0), Самарская (27,6), Ростовская(25,0), Свердловская (21,6).
Возвращаясь к помощи предпринимателямна федеральном уровне, следует отметить, что 26 июля 2004 г. Правительство РФ своим распоряжением № 1072-Р утвердило «План действий ПравительстваРоссийской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на2004-2005 г»[14].
В разделе плана «Созданиеблагоприятного предпринимательства и инвестиционного климата. Общие условияхозяйствования» отмечено, что «ключевым условием развития экономики в 2004-2005годах является улучшение инвестиционного и предпринимательского климата,создание равных условий конкуренции для всех хозяйствующих субъектов на всейтерритории страны»[15]. И далее: «ПравительствоРоссийской Федерации намеренно радикально изменить процедуру регистрацииюридических лиц, перейдя к уведомительному порядку с одновременнымустановлением правил надзора и введением соответствующей ответственностиучредителей за соответствие заявленных сведений по фактическому состоянию.Будут упрощены механизмы согласования и получения разрешительной документациина реализацию инвестиционных проектов, введена практика осуществлениягосударственными предприятиями и организациями с государственным участием крупныхзакупок на конкурсной основе, обеспечены конституционные гарантиибеспрепятственного движения товаров, капитала, рабочей силы»[16].
На устранение излишнихадминистративных барьеров развития предпринимательства, включая малое,направлены федеральные законы от 8 августа 2001 г.:
1. «О защите прав юридических лиц ииндивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля(надзора) № 134 – ФЗ;
2. «О лицензировании отдельных видовдеятельности» № 128-ФЗ;
3. «О государственной регистрацииюридических лиц» № 129-ФЗ.
Федеральный закон «Озащите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведениигосударственного контроля(надзора)». Главная цель Закона – устранитьадминистративные барьеры, препятствующие предпринимательской деятельности илиограничивающие ее. В законе в значительной степени пересмотрены существовавшиепрежде подходы к контролю за деятельностью предприятий, ограничено числооснований для проведения внеплановых проверок. В законе предусмотренаматериальная ответственность органов контроля (надзора) в случае нанесенияущерба своими необоснованными действиями.
О значении данного Законаможно судить по тому, что в стране действуют около 80 государственных служб, втой или иной степени имеющие отношение к малому бизнесу.
В соответствии сФедеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» сокращеноколичество лицензируемых видов деятельности, упрощена сама процедуралицензирования. Закон позволяет обеспечить единую государственную политику вобласти лицензирования, создает условия для стабильной работыпредпринимательских структур.
Наконец. Федеральныйзакон «О государственной регистрации юридических лиц» существенно упрощает условиярегистрации. Срок регистрации ограничен пятью днями. Значительно ограниченыоснования для отказа или искусственного затягивания сроков государственнойрегистрации. Функции регистрации предприятий в соответствии с Закономпередаются от регистрационных палат налоговым инспекциям.
При Правительстве РФсоздан Совет по предпринимательству, призванный обеспечить взаимодействиеисполнительной власти с малым, средним и крупным бизнесом. А проблем у малогобизнеса в нашей стране не мало. Как следует из доклада о состоянии малогопредпринимательства по итогам 1 квартала 2000 г., подготовленного Министерством экономического развития и торговли РФ, количество малых предприятий в 1 квартале 2000 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшилось на 1,9% и составило 873,6 тыс.Если в странах Евросоюза и Японии число малых предприятий на 1000 жителейдостигает 45-50, то в России на 1000 приходится лишь 6 предприятий. Для того,чтобы приблизиться к стандартам Евросоюза, малых предприятий в нашей странедолжно быть не менее 5 млн. В европейских странах на малых предприятиях занятооколо 70% от общего числа работающих, а доля малого бизнеса в ВВП составляетболее 50%. России каждый из показателей не превышает 10%.
Причины подобногоположения в упомянутом докладе названы. Это сложность получения банковскогокредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная идолгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в полученииюридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговоебремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего развитиямалого бизнеса в России.
4 МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО ЮГАРОССИИ
4.1 Общая характеристика состояниямалого предпринимательства на Юге России
Малое предпринимательствоиграет все более важную роль в социально-экономическом развитии Юга России(Северо-Кавказский регион, Астраханская и Волгоградская области, РеспубликаКалмыкия,) ЮФО с точки зрения увеличения производства, обеспечения занятостинаселения, развития сферы торговли и услуг.
В Южном федеральномокруге доля малых предприятий составляет около 10% от общего их числа по странев целом, а в абсолютных цифрах таких на Юге России насчитывается 82 тысячи. Чтодо фермерских хозяйств, то в округе их насчитывается около 105 тысяч (40%общероссийского количества). Свыше 1,3 млн. человек занимаютсяпредпринимательством — это 26% всех российских предпринимателей.Соответственно, и все проблемы, связанные с малым бизнесом, на Юге выглядятособенно рельефно и обостряются при малейшем колебании экономической ситуации,в свою очередь оказывая сильное влияние на состояние экономики и социальнуюатмосферу. Как считают сами предприниматели, в большом количестве обращающиесяв аппарат полпреда Президента, назрела необходимость на федеральном уровнеразработать унифицированные подходы к налогообложению в сфере малого бизнеса,чтобы исключить малейший произвол со стороны властных и силовых структур исформировать равные для всех условия для ведения своего дела. Как известно,Концепция развития малого предпринимательства на Юге России предусматриваетдостижение в ближайшие три года двукратного роста объема выпускаемой малымипредприятиями продукции и увеличение числа занятых в этой сфере работников.
Уровень развития малогопредпринимательства Юга России может быть охарактеризован следующимипоказателями:
Таблица4.1
Численностьмалых предприятий ЮР Субъекты Федерации 2002 2003 2004 2005 тыс. тыс. темп прироста, % тыс. темп прироста, % тыс. темп прироста, % Республика Адыгея 2.15 2.18 1.40 2.20 0.92 2.22 0.91 Республика Дагестан 1.68 10.17 505.36 2.00 -80.33 2.72 36.00 Республика Ингушетия 0.77 1.49 93.51 1.86 24.83 1.35 -27.42 Кабардино-Балкарская Республика 2.39 2.40 0.42 2.28 -5.00 2.21 -3.07 Карачаево-Черкесская Республика 1.61 1.84 12.50 2.31 27.78 1.68 -26.96 Республика Северная Осетия-Алания 1.27 1.21 -4.72 1.73 40.50 2.41 41.18 Краснодарский край 28.94 26.92 -6.98 24.55 -8.80 21.87 -10.92 Ставропольский край 10.25 10.36 0.97 15.22 46.35 9.60 -36.93 Ростовская область 20.37 27.41 34.31 27.34 -0.36 25.48 -6.59 Северо-Кавказский регион 69.42 83.98 21.01 79.48 -5.33 69.53 -12.54 Республика Калмыкия 1.44 1.13 -21.66 1.26 12.09 0.91 -27.99 Астраханская область 4.54 3.42 -24.76 3.65 6.76 3.49 -4.39 Волгоградская область 13.33 13.63 2.29 13.53 -0.73 17.94 32.62 Российская Федерация 841.7 861.1 2.30 868 0.80 891 2.65
Юг России являетсястратегически важным регионом Российской Федерации:
— занимает выгодноеэкономико-географическое положение — на пересечении важных сухопутных, морских,воздушных путей в меридиональном и широтном направлениях;
— обладают развитойтранспортной инфраструктурой и многоотраслевым хозяйственным комплексом;
— на территории сосредоточено10,2% стоимости общероссийских основных производственных фондов;
— имеют наиболее высокуюплотность населения и значительную хозяйственную освоенность территории (3,5%территории страны и 14,7% населения);
— обладают уникальным пообъему и качеству природно-ресурсным потенциалом, включающим в себя:
— обширные плодородныечерноземные земли, занимающие свыше 70% общего земельного фонда региона, иблагоприятный климат, что создает оптимальные условия для развития сельскогохозяйства;
— значительные запасыполезных ископаемых: разведанные запасы угля составляют 6,5 млрд. т, нефти — 200 млн. т, природного газа — 250 млрд. куб. м, доломитов — 30 млн. т (10%российских запасов), что создает оптимальные условия для развития ТЭК ипромышленности строительных материалов;
— богатейшие ресурсыминеральных вод и благоприятные рекреационные условия.
Однако имеющийсяпотенциал используется недостаточно. Так, для современной экономики ЮРхарактерна преобладающая сельскохозяйственная специализация производства, менееразвитая промышленность и низкая, несмотря на относительно высокий рейтинг,инвестиционная обеспеченность развития экономики.
Показатель инвестиционнойобеспеченности региона в расчете на душу населения (2 958 руб.) в 1,54 разаниже среднего по Российской Федерации.
Перевод хозяйственногокомплекса Юга России на путь эффективно развивающейся конкурентоспособнойэкономики требует его структурной перестройки на основе использованияпреимуществ природно-ресурсного потенциала региона и комплексного технико-технологическогообновления производства, что возможно посредством широкого привлеченияинвестиций, как отечественных, так и зарубежных.
4.2 Оценка потенциала развития малогопредпринимательства Юга России
1) Оценка числа малыхпредприятий, которое необходимо создать на Юге России, для достижения уровнявысокоразвитых стран:
Исходя из возможностидоведения доли малых предприятий в производстве ВВП региона до среднего уровняразвитых стран (при сохранении уровня производства крупными и средними предприятиямина прежнем уровне) расчет произведен по следующему алгоритму:
1. На основаниистатистических данных проведен сравнительный анализ масштабов развития малогопредпринимательства в ведущих странах мира, в России и на Юге России.
2. На основе разницы долималых предприятий в производстве ВВП Юга России и развитых стран мира рассчитанпотенциал роста объемов производства товаров и услуг в абсолютных величинах.
3. С учетом региональнойструктуры производства товаров и услуг, структуры платежеспособного спросанаселения, имеющегося ресурсного потенциала, производственной базы, уровняквалификации трудовых ресурсов выявлены перспективные отрасли и определена доляпроизводства малых предприятий в общем объеме потенциального роста производствав отраслевом разрезе (табл. 4.3).
4. Необходимый объеминвестиций для организации 166 тыс. малых предприятий составит 311 974,0 млн.рублей (табл. 4.4).
Таблица4.2
Сравнительнаяхарактеристика масштабов развития малого предпринимательства в ведущих странахмира, РФ и на Юге России в 2004 году Страны Количество малых и средних фирм, Число занятых, млн.чел. Доля малых и средних фирм в тыс. на 1000 жителей общей численности занятых, % производстве ВВП, % Великобритания 2630 46 13.6 49 50-53 Германия 2290 37 18.5 46 50-54 Италия 3920 68 16.8 73 57-60 Франция 1980 35 15.2 54 55-62 США 19300 74.2 70.2 54 50-52 Япония 6450 49.6 39.5 78 52-55 Российская Федерация 891 6.1 60.4 10.7 9.3 Субъекты Федерации Количество малых и средних фирм, Число занятых, млн.чел. Доля малых и средних фирм в тыс. на 1000 жителей общей численности занятых, % производстве ВВП, % Республика Адыгея 2.22 4.9 0.149 7.11 7.5 Республика Дагестан 2.72 1.3 0.531 13.11 16.8 Республика Ингушетия 1.35 2.8 0.231 5.71 6.1 Кабардино-Балкарская Республика 2.21 2.8 0.231 5.71 6.1 Карачаево-Черкесская Республика 1.68 3.9 0.128 8.20 6.6 Республика Северная Осетия-Алания 2.41 3.6 0.197 4.82 3.9 Краснодарский край 21.87 4.3 1.869 8.57 10.4 Ставропольский край 9.6 3.6 0.968 9.06 3.6 Ростовская область 25.48 5.8 1.610 12.80 9.1 Республика Калмыкия 3.49 11.0 0.098 7.76 10.4 Астраханская область 0.91 0.9 0.410 7.12 9.7 Волгоградская область 17.94 6.7 1.079 10.16 8.9
Юг России
91.88
4.2
7.321
12.5
2.65
Таблица4.3
Структурапотенциального прироста объема производства продукции малыми предприятиями ЮгаРоссии, млн.руб. Субъекты Федерации Всего Промыш- ленность Сельское хозяйство Транспорт Строи- тельство Торговля и общественное питание Услуги Республика Адыгея 3981.4 833.2 27.1 169.2 1298.6 1171.0 482.2 Республика Дагестан 6205.2 1298.5 42.3 263.7 2024.0 1825.1 751.5 Республика Ингушетия 528.5 110.6 3.6 22.5 172.4 155.4 64.0 Кабардино- Балкарская Республика 2581.6 540.2 17.6 109.7 842.0 759.3 312.7 Карачаево- Черкесская Республика 2471.6 517.2 16.9 105.0 806.2 727.0 299.3 Республика Северная Осетия- Алания 3551.4 743.2 24.2 150.9 1158.4 1044.6 430.1 Краснодарский край 72382.6 15147.1 493.6 3076.4 23609.2 21289.9 8766.5 Ставропольский край 36384.3 7613.9 248.1 1546.4 11867.6 10701.7 4406.6 Ростовская область 74348.0 15558.4 507.0 3159.9 24250.3 21868.0 9004.5 Республика Калмыкия 627.0 131.2 4.3 26.6 204.5 184.4 75.9 Астраханская область 13576.0 2841.0 92.6 577.0 4428.1 3993.1 1644.2 Волгоградская область 31738.9 6641.8 216.4 1348.9 10352.3 9335.3 3844.0
Юг России
248376.5
51976.3
1693.7
10556.3
81013.5
73054.9
30081.7
Таблица4.4
Необходимыйобъем инвестицийдля развития малого предпринимательства на Юге России, млн.руб.Субъекты Федерации Всего Промыш- ленность Сельское хозяйство Транспорт Строи- тельство Торговля и общественное питание Услуги Республика Адыгея 5000.8 650.7 27.1 84.6 740.2 2927.6 570.6 Республика Дагестан 7794.1 1014.1 42.3 131.9 1153.7 4562.8 889.4 Республика Ингушетия 663.8 86.4 3.6 11.2 98.3 388.6 75.7 Кабардино- Балкарская Республика 3242.6 421.9 17.6 54.9 480.0 1898.3 370.0 Карачаево- Черкесская Республика 3104.4 403.9 16.8 52.5 459.5 1817.4 354.2 Республика Северная Осетия- Алания 4460.8 580.4 24.2 75.5 660.3 2611.4 509.0 Краснодарский край 90916.4 11829.6 493.1 1538.1 13457.2 53224.0 10374.4 Ставропольский край 45700.7 5946.3 247.9 773.2 6764.5 26754.0 5214.9 Ростовская область 93385.0 12150.8 506.5 1579.9 13822.6 54669.2 10656.1 Республика Калмыкия 787.6 102.5 4.3 13.3 116.6 461.0 89.9 Астраханская область 17052.2 2218.8 92.5 288.5 2524.0 9982.7 1945.8 Волгоградская область 39865.7 5187.1 216.2 674.5 5900.8 23338.1 4549.0
Юг России
311974.0
40592.6
1692.0
5278.0
46177.4
182635.0
35599.0
2) Оценка числа малыхпредприятий, которое возможно создать на Юга России с учетом платежеспособногоспроса населения.
1. С учетом имеющейсястатистической базы данных величина платежеспособного спроса населения ЮгаРоссии была определена расчетным путем исходя из:
— структуры расходовнаселения;
— величины доходовнаселения.
2. Анализ структурыплатежеспособного спроса населения показал, что 52,0% доходов населениерасходует на приобретение продуктов питания, 30,8% — на приобретениенепродовольственных товаров, 13,0% — на оплату услуг, 2,5% — алкогольныхнапитков.
3. Высокое значениепоказателя превышения доходов над расходами по Югу России — 7,0% показывает,что значительная часть доходов населения используется для приобретения товарови услуг за пределами региона и соответственно может рассматриваться как резервувеличения производства товаров и услуг предприятиями Юга России.
Ориентировочный расчетныйобъем платежеспособного спроса населения Юга России с учетом сбереженийнаселения и спроса, реализованного вне пределов региона, составляет 242 293,4млн. рублей.
Исходя из предположения,что развитие малого предпринимательства должно обеспечить удовлетворение спросанаселения в объеме превышения доходов над расходами (см. таб. 4.5), можнооценить потребность в развитии малого предпринимательства в объеме 17 659,5млн. рублей
4. С учетом региональнойструктуры производства товаров и услуг, структуры платежеспособного спросанаселения, имеющегося ресурсного потенциала, производственной базы, уровняквалификации трудовых ресурсов выявлены перспективные отрасли и определена доляпроизводства малых предприятий в общем объеме потенциального роста производствав отраслевом разрезе (табл. 4.7.).
5. Необходимый объеминвестиций для организации 8,8 тыс. малых предприятий составит 22 161,5 млн.рублей (табл. 4.8.).
Таблица4.5
Доходынаселения и структура их использования Субъекты Федерации Доходы населения Структура расходов населения в % Платеже- способный спрос населения, млн.руб. на 1 чел. в год, тыс.руб. Всего, млн.руб. Покупка товаров Обяза- тельные платежи и взносы Прирост сбере жений Превы- шение доходов над расходами Республика Адыгея 9253.2 4154.7 65.0 4.2 8.8 22.0 3980.2 Республика Дагестан 7164.0 15395.4 55.5 2.2 1.1 41.2 15056.7 Республика Ингушетия 4407.6 2150.9 47.3 4.3 0.6 47.8 2058.4 Кабардино- Балкарская Республика 10388.4 8227.6 70.3 2.9 3.7 23.1 7989.0 Карачаево- Черкесская Республика 7798.8 3392.5 74.4 3.9 5.5 16.2 3260.2 Республика Северная Осетия- Алания 13948.8 9401.5 79.9 2.3 3.3 14.5 9185.3 Краснодарский край 13356.0 67674.9 85.4 5.2 12.2 -2.8 64155.8 Ставропольский край 12403.2 33377.0 89.1 3.8 10.4 -3.3 32108.7 Ростовская область 14660.4 63890.0 85.7 3.5 7.2 3.6 61653.9 Республика Калмыкия 6948.0 2195.6 36.5 7.5 4.6 51.4 2030.9 Астраханская область 12930.0 13240.3 68.9 5.7 6.9 18.5 12485.6 Волгоградская область 11241.6 30105.0 72.9 5.9 12.3 8.9 28328.8
Юг России
14324.0
253205.4
79.89
4.3
8.8
7.0
242293.4
Таблица4.6
Структурапотребительских расходов Потребительские расходы, всего 100% Расходы на покупку продуктов для домашнего питания 52.0% Расходы на питание вне дома (общепит) 1.7% Расходы на покупку алкогольных напитков 2.5% Расходы на покупку непродовольственных товаров 30.8% Расходы на оплату услуг 13.0%
Таблица4.7
Структурапотенциального прироста объема производства продукции малыми предприятиями ЮгаРоссии, млн.руб. Субъекты Федерации Всего Промыш- ленность Сельское хозяйство Транспорт Строи- тельство Торговля и общественное питание Услуги Республика Адыгея 283.1 59.4 1.3 12.1 92.5 83.4 34.4 Республика Дагестан 441.2 92.5 2.0 18.8 144.2 130.1 53.6 Республика Ингушетия 37.6 7.9 0.17 1.6 12.3 11.1 4.6 Кабардино- Балкарская Республика 183.6 38.5 0.85 7.8 60.0 54.1 22.3 Карачаево- Черкесская Республика 175.7 36.9 0.81 7.5 57.4 51.8 21.3 Республика Северная Осетия- Алания 252.5 53.0 1.2 10.8 82.5 74.4 30.7 Краснодарский край 5146.4 1079.3 23.7 219.2 1682.3 1517.1 624.7 Ставропольский край 2586.9 542.6 11.9 110.2 845.7 762.6 314.0 Ростовская область 5286.1 1108.7 24.4 225.2 1728.0 1558.3 641.6 Республика Калмыкия 44.6 9.3 0.21 1.9 14.6 13.1 5.4 Астраханская область 965.3 202.4 4.5 41.1 315.5 284.5 117.2 Волгоградская область 2256.6 473.3 10.4 96.1 737.7 665.2 273.9
Юг России
17659.5
3703.7
81.5
752.2
5772.8
5205.7
2143.5
Таблица4.8
Необходимыйобъем инвестиций для развития малого предпринимательства на Юге России,млн.руб. Субъекты Федерации Всего Промыш- ленность Сельское хозяйство Транспорт Строи- тельство Торговля и общественное питание Услуги Республика Адыгея 355.2 46.3 1.3 6.0 52.7 208.5 40.4 Республика Дагестан 553.7 72.2 2.0 9.4 82.2 325.0 62.9 Республика Ингушетия 47.2 6.1 0.17 0.80 7.0 27.7 5.4 Кабардино- Балкарская Республика 230.3 30.0 0.83 3.9 34.2 135.2 26.2 Карачаево- Черкесская Республика 220.5 28.7 0.80 3.7 32.7 129.5 25.1 Республика Северная Осетия- Алания 316.9 41.3 1.1 5.4 47.0 186.0 36.0 Краснодарский край 6458.4 841.6 23.3 109.6 958.8 3791.4 733.7 Ставропольский край 3246.4 423.1 11.7 55.1 482.0 1905.8 368.8 Ростовская область 6633.7 864.5 23.9 112.6 984.8 3894.4 753.6 Республика Калмыкия 55.9 7.3 0.20 0.95 8.3 32.8 6.4 Астраханская область 1211.3 157.9 4.4 20.6 179.8 711.1 137.6 Волгоградская область 2831.9 369.0 10.2 48.0 420.4 1662.5 321.7
Юг России
22161.5
2888.0
80.0
376.0
3290.0
13010.0
2517.5
Таблица4.9
Потенциалразвития малых предприятий (МП) по субъектам ЮФО (2006)Субъекты Федерации
Вариант 1
Вариант 2 Прирост кол-ва МП, тыс Прирост объема продукции, млн.руб. Необходимый объем инвестиций, млн.руб. Прирост кол-ва МП, тыс Прирост объема продукции, млн.руб. Необходимый объем инвестиций, млн.руб. Республика Адыгея 4.0 3981.4 5000.8 0.29 283.07 355.24 Республика Дагестан 4.9 6205.2 7794.1 0.35 441.19 553.67 Республика Ингушетия 2.4 528.5 663.8 0.17 37.57 47.15 Кабардино- Балкарская Республика 4.0 2581.6 3242.6 0.28 183.55 230.34 Карачаево- Черкесская Республика 3.0 2471.6 3104.4 0.22 175.73 220.53 Республика Северная Осетия- Алания 4.4 3551.4 4460.8 0.31 252.51 316.88 Краснодарский край 39.5 72382.6 90916.4 2.81 5146.38 6458.38 Ставропольский край 17.4 36384.3 45700.7 1.23 2586.92 3246.41 Ростовская область 46.1 74348.0 93385.0 3.27 5286.12 6633.74 Республика Калмыкия 6.3 627.0 787.6 0.45 4.58 55.94 Астраханская область 1.6 13576.0 17052.2 0.12 965.25 1211.33 Волгоградская область 32.4 31738.9 39865.7 2.3 2256.62 2831.92
Юг России 166.0 248376.5
311974.0 11.8 17659.5
22161.5
Данныепо Чеченской республике отсутствуют
Таблица4.10
Потенциалразвития малых предприятий по отраслям экономикиОтрасли экономики
Вариант 1
Вариант 2 Кол-во МП, тыс Объем продукции, млн.руб. Необходимый объем инвестиций, млн.руб. Кол-во МП, тыс Объем продукции, млн.руб. Необходимый объем инвестиций, млн.руб. Промышленность 25.72 51976.3 40592.55 1.831 3703.72 2888.00 Сельское хозяйство 0.85 1693.7 1692.00 0.04 81.45 80.00 Птранспорт 5.28 10556.4 5278.00 0.38 752.22 376.00 Торговля и общественное питание 81.01 81013.5 46177.41 5.772 5772.84 3290.04 Строительство 36.53 73054.9 182635.00 2.602 5205.72 13010.00 Услуги 16.64 30081.7 35599.00 1.181 2143.54 2517.50
Всего 166.03 248376.5
311974.0 11.8 17659.5
22161.5
Опыт работы с проектамималых предприятий позволяет спрогнозировать следующие показатели эффективностиинвестиций в малые предприятия:
Таблица4.11
Показателиэффективности вложений в создание малых предприятий/>
Показатели эффективности Внутренняя норма доходности (для горизонта расчета 3 года после уплаты процентов и налогов), % годовых Срок окупаемости, лет В промышленности 30 3.5 В сфере услуг 45 2.2 На транспорте 35 2.7
Средний уровеньэффективности проектов в сфере малого предпринимательства можно оценить в14-27% годовых в валюте.
4.3 Развитие малогопредпринимательства в Ростовской области
Малое предпринимательствоиграет важную роль в развитии экономики Ростовской области, а также в решенииполитических и социальных проблем. Это активно развивающийся сектор экономики.Ростовская область входит в десятку лучших регионов Российской Федерации почислу малых предприятий и количеству занятых на них, а в Южном регионеРостовская область опережает своих соседей по указанным показателям.
За период с 2000 по 2005годы количество малых предприятий в области увеличилось с 20 до 25 тысяч. Числоиндивидуальных предпринимателей возросло с 121 до 143,3 тысячи. Численностьработающих на постоянной основе на малых предприятиях области увеличилось зауказанный период с 158,2 до 181,3 тысяч человек. За последние годы наметиласьтенденция перехода малого бизнеса на позиции индивидуального предпринимательства.Количество предпринимателей без образования юридического лица в 2005 году посравнению с 2000 годом увеличилось на 6,7 тысяч. Так же прослеживается «переход»работников, занятых непосредственно на малых предприятиях на постоянной основе,в занятых по найму или совместительству у индивидуальных предпринимателей.
Растет влияние малогобизнеса на социально-экономическую ситуацию в области, так доля малогопредпринимательства в обеспечении занятости населения – составляет 25 % отобщего числа работающих постоянно на всех предприятиях Ростовской области. За2005 год малыми предприятиями произведено продукции, работ, услуг на сумму 15,9млрд. руб., что составило 15,8 % выпуска продукции, работ, услуг всехпредприятий области, занимающихся производством товаров и оказывающих различныевиды услуг.
Предприятия малогобизнеса работают практически во всех отраслях экономики. Отраслевая структурамалых предприятий за последние годы практически не изменилась.
Основная часть малыхпредприятий (81,7 %), как и прежде, сконцентрирована в торговле и общественномпитании (52 %), промышленности (16 %) и строительстве (13,7 %).
Доля в выпуске товаров иуслуг малых предприятий по отношению к крупным и средним предприятиям в 2005году составила в торговле и общепите — 78,7 %, строительстве – 34,5 %, промышленности– 6,1 %, другие отрасли – 9,4 %.
На территории областиразработана «Программа государственной поддержки малого предпринимательства вРостовской области», в рамках которой осуществляются льготное кредитование,консультирование и обучение субъектов малого предпринимательства. Внедрениемероприятий программы в экономическую сферу привело к созданию благоприятногоклимата для развития малого предпринимательства в области.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Малый бизнес являетсяважным звеном экономики, ему присуща особая мобильность, гибкость и высокаяэффективность. Предпринимательство не только способствует повышениюматериального и духовного потенциала общества и создает благоприятную почву дляпрактической реализации способностей и талантов каждого гражданина, но и ведетк единению нации сохранению ее национального духа и национальной гордости.Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики,поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочиеместа, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительскийсектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами иуслугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местныхресурсов, Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответна неудовлетворенные потребности населения — что является отличительной иважной особенностью. Малый бизнес является таким источником развития, откоторого Россия не может отказаться ни сейчас, ни в будущем.
Необходимо отметить, чтомалый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но онанедостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовыеаспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовыхактов.
Что же касается сферыдеятельности, то малый бизнес имеет свою нишу в экономике, которая обеспечиваетнаиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами,так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями ифункциями малого предприятия.
Очень часто государствоявляется первопричиной изменений экономического поведения предпринимателей. Отрешений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или непринимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели толькотогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При созданииблагоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересомгосударства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделатьболее доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является длянего наиболее приоритетной.
Следует отметить, чтогосударство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательствоне является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В целом труднопереоценить роль государства в экономике. Оно создает условия для экономическойдеятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий,обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечиваетсоциальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальнойобороны.
Малое предпринимательствоиграет важную роль в развитии экономики Ростовской области, а также в решенииполитических и социальных проблем. Это активно развивающийся сектор экономики.Ростовская область входит в десятку лучших регионов Российской Федерации почислу малых предприятий и количеству занятых на них, а в Южном регионеРостовская область опережает своих соседей по указанным показателям.
На территории областиразработана «Программа государственной поддержки малого предпринимательства вРостовской области», в рамках которой осуществляются льготное кредитование,консультирование и обучение субъектов малого предпринимательства. Внедрениемероприятий программы в экономическую сферу привело к созданию благоприятногоклимата для развития малого предпринимательства в области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон«О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 г., №88-ФЗ
2. Федеральнаяпрограмма государственной поддержки малого предпринимательства в РФ на 2005-2008годы. М.,2007
3. Анимица Е.Г.«Малый бизнес в России» М.: ИНФРА-М, 2004
4. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория – М., 2007 г.
5. Экономика: Учебник / Под. ред.А.С.Булатова. 3-е изд., перераб. И доп. – М.: БЕК, 2005.
6. Буянкина А.Н.«Малый бизнес: государственное регулирование», М.: ИНФРА-М, 2006
7. Блинов А.О.«Малое предпринимательство: организационные и правовые основы деятельности»,М.: «Дашков и Ко», 2006
8. Блинов А.О.,Шапкин И.Н. «Малое предпринимательство: теория и практика»: уч. для вузов — М:«Дашков и Ко», 2005.
9. Бублик В.«Правовое регулирование предпринимательства: частные и публичные начала», М.:Хозяйство и право, N9, 2007
10. Введение врыночную экономику: Учебное пособие / Лившиц А.Я., Никулина И.Н. – М.: Высшаяшкола, 2007.
11. Дадашев А.,Гловацкая Н., Лазуренко С., Нешитой А. «Эффективность поддержки малого предпринимательства»,Вопросы экономики, 7, 2005
12. Духон А. Доклад«О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». М.:Московский Государственный Статистический Университет, 2005
13. Коршунов Н.М.,Эриашвилли Н.Д. «Предпринимательское право», уч. для вузов, 3-е изд. ЮНИТИ ,2007
14. Мамедов О.Ю.Основы теории современной экономики –Ростов н/Д: Феникс, 2006 г.
15. Орлова Е. «Государственнаяподдержка предпринимательства: мифы и реальность», Власть, 3, 2006
16. Орлов А. «Перспективыразвития малого предпринимательства в России», Вопросы экономики, 7, 2005
17. Макроэкономика:Учебное пособие./ М.К. Бункина, В.А.Семёнов. – М.: Эльф К – пресс, 2004.
18. Муравьев А.И.,Игнатьев А.М. «Малый бизнес: экономика, организация, финансы», СП б.: Изд. дом «Бизнес-Пресса»,2007
19. Шамхалов Ф. «Огосударственной поддержке предпринимательства в России», Проблемы теории ипрактики управления, 2, 2006
20. Ульянова Е.В.«Ученые записки: научно-теоретический журнал», МГСУ, N 2(18), 2005