Реферат по предмету "Экономика"


Максимизация прибыли на рынке олигополии

Новосибирский государственный университет

Курсоваяработа:

Тема:
 
Максимизация прибыли на рынке олигополии.
Новосибирск

Введение. 2
Глава1. Теоретические аспектымаксимизации прибыли фирмой, действующей на рынке олигополии. 4
Основные характерные черты рынкаолигополии. 4
Модель Курно… 7
Условия модели. 7
Решение модели Курно. 8
Модель ломаной кривой спроса. 10
Модель картеля. 12
Модель ценового лидерства. 15
Лидерство фирмы по цене. 16
Лидерство барометрической фирмы. 17
Ценовая координация и неценоваяконкуренция на рынке олигополий. 18
Глава 2. Максимизация прибыли фирмой напримере рынка метизов. 20
Литература… 29
Введение.
Управление любым предприятием наряду с множествомпроблем, таких, как набор квалифицированного персонала, обеспечениебесперебойной работой имеющегося оборудования, своевременная поставканеобходимого сырья, сбыт продукции, решает еще одну, важнейшую задачу – какдобиться прибыльности производства, и более того, как получить максимальнуюприбыль. Задача о получении максимальной прибыли давно изучается экономистами,и ее решение найдено и связано с анализом маржинальной выручки и маржинальныхзатрат. Фирмы, анализируя эти величины, принимают решение о количествевыпускаемой продукции и об устанавливаемой ими цене. Таким образом, стремлениефирм к получению максимальной прибыли влияет на рыночное предложение, и вконечном счете, на объем выпуска и на цену.
Изменения в технологии производства или в ценах ресурсовприводят к изменениям в маржинальных затратах, а изменения в спросе напродукцию приводят к изменению в маржинальной выручке. Зная алгоритм принятияфирмами решений об объеме производстве и о цене, можно прогнозировать, какимименно будет изменение рыночного предложения, и соответственно, изменения цен иобъемов.
Как свидетельствует статистика, большинство производимойпродукции продается на рынках, имеющих структуру олигополии. Поэтому важнопонять механизм получения максимальной прибыли на олигополистическом рынке,особенности, выделяющие этот рынок из множества других рыночных структур.Понимание этого механизма позволит лучше прогнозировать поведение фирм,изменения их решений в ответ на изменение каких-либо внешних факторов(например, изменение цен ресурсов, появление на рынке новых продавцов,например, иностранных и т.п.).
Олигополистические рынки могут иметь разную структуру,что отражается на механизме максимизации прибыли. Выделяют олигополию сосговором и «конкурирующую олигополию», а при конкурирующей олигополии могутбыть фирмы – ценовые лидеры, либо рынок может быть поделен в примерно равнойпропорции. В каждом случае подходы к максимизации прибыли различны. Поэтомунеобходимо тщательное изучение структуры олигополистического рынка, прежде чемзаниматься максимизацией прибыли.
На олигополистических рынках продаются такие важные длядеятельности всей экономической системы товары и ресурсы, как сталь, нефть,уголь, автомобили, и т.д. Таким образом, понимание механизма получениямаксимальной прибыли на олигополистическом рынке важно как для отдельных фирм,так и для прогнозирования процессов в экономической системе в целом.
Глава1.Теоретические аспекты максимизации прибыли фирмой, действующей на рынкеолигополии. Основныехарактерные черты рынка олигополии.
Для рынка олигополии характерно:
o     Господство вотрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий,принципиальным следствием чего являются их особые взаимоотношения, теснаявзаимозависимость и острое соперничество во всех сферах деятельности.
o     Производство какоднородной, так и диверсифицированной продукцииТип олигополии
Чистая, или однородная олигополия
Дифференцированная олигополия Характер производимой продукции Продукция однородная, товары отрасли являются совершенными заменителями Продукция дифференцированная, товары имеют торговую марку и не являются совершенными заменителями Пример Рынок цемента, стали, алюминия, меди, свинца, газетной бумаги, вискозы Рынки автомобилей, компьютеров, телевизоров, сигарет, зубной пасты, безалкогольных напитков, пива
o   Высокая монопольная (рыночная) властьотдельной фирмы (больше, чем на конкурентном рынке, но меньше, чем при чистоймонополии)
o     Высокие барьерывхождения на рынок, При рассмотрении данной характеристики различают ужесложившиеся и молодые рынки:
/> Сложившийся рынок Молодой рынок Динамика отраслевого спроса Крайне медленный рост Быстрое, динамичное расширение спроса Размер минимально эффективного производства Очень высокий Относительно небольшой Первоначальные капиталовложения Очень высокие Относительно небольшие Характер дифференциации продукции Господство хорошо известных торговых марок Активное продвижение новых торговых марок Возможные последствия роста отраслевого предложения Сокращение рыночных цен и падение прибылей Сокращения цен не наблюдается Барьеры Очень высокие барьеры, преодолимые лишь для крупных конкурентно-способных фирм Относительно невысокие барьеры, возможность появление новых фирм в отрасли
Основнаяпроблема, с которой сталкиваются все олигополисты, заключается в необходимостипостоянного учета деятельности фирм-конкурентов. Теснейшая взаимозависимостьфирм на рынке предопределяет специфику их поведения.
В отличие от других рыночных структур, олигополист всегдаучитывает, что выбранные им цены и объем выпуска напрямую зависят от рыночнойстратегии его конкурентов, которая в свою очередь определяется выбранными имрешениями.
Всилу этого фирма, действующая на рынке олигополии:
а)не может рассматривать кривую спроса на свою продукцию как заданную,
б)не имеет заданной кривой предельного дохода (также как и спрос, MR меняется взависимости от поведения самой фирмы и ее конкурентов),
в)не имеет четкой точки равновесия (подобно тому, как это существует присовершенной конкуренции или при чистой монополии),
г)не может использовать равенство MR=MC для нахождения точки оптимума.
Многообразие форм поведения олигополий и особенности ихвзаимоотношений в конкретных рыночных ситуациях предопределяют существованиебольшого количества разнообразных моделей олигополии. Только взятые в целом,эти модели могут дать достоверное изображение олигопольного рынка.
Условнопринято разделять олигопольные рынки разделяют на два типа в зависимости оттого, как взаимодействуют друг с другом его участники: Тип олигопольного рынка
Некооперированная олигополия
Кооперированная олигополия Характер поведения фирм на рынке Фирмы действуют независимо, на свой страх и риск
Фирмы согласуют взаимное поведение, вступая в сговор или каким-либо другим способом Основные экономические модели, описывающие данный тип рынка Модель Курно, модель ломаной кривой спроса Модель картеля, модели ценового лидерства (лидерство доминирующей по цене фирмы и барометрическое ценовое лидерство)
Рассмотримэти модели более подробно.
Модель КурноУсловия модели.
Модель была разработанафранцузским экономистом и математиком Огюстеном Курно (Augustin Cournot) в 1838году и описывает рыночное равновесие в условиях некооперированной олигополии.
Дляпримера представим небольшой курортный городок, славящийся своими минеральнымиисточниками. Производство и реализация минеральной воды находятся в руках двухскважин: одна из них принадлежит фирме1, другая — злейшему конкуренту — фирме2.Многолетняя вражда исключает какие-либо переговоры между руководителями фирм.
Фирмысхожи как по размерам, так и уровню своих издержек (для простоты примемпостоянные издержки равными нулю, FC1=FС2=0). Минеральную воду фирмы реализуют наместном рынке. Рыночный спрос известен и имеет вид линейнойфункции, Р=a-bQ. Совокупный объем производства двух фирм Q=Q1+Q2
Каждая фирма стремится к максимизацииприбыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента,независимо от того какой объем выберет она сама (другими словами, объем выпускаконкурента принимается как заданная величина). Например, если фирма1 полагает,что возможный объем выпуска второй фирмы равен нулю, Q2=0 (то естьявляется единственным производителем, и спрос на ее продукцию совпадает срыночным спросом), то она производит в точке оптимума максимально возможныйобъем.
Если возможный объем выпуска второйфирмы будет больше, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя из остаточногоспроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы) ипроизведет в точке оптимума несколько меньше. И, наконец, если она полагает,что конкурент покрывает все 100% рыночного спроса, то оптимальный выпуск первойфирмы будет равен нулю, Q1=0.
Такимобразом, оптимальный объем производства фирмы1 будет меняться взависимости от того, как, по ее мнению, будет расти объем выпуска фирмы 2.
Возникает вопрос, при каком объеме выпуска на рынкедостигается равновесие?Решение модели Курно
Подставимв уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двухфирм и получим P=a-b(Q1+Q2).
Выразимприбыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержкамикаждой из них:
ТП1=TR1-TC1=PQ1-cQ1
ТП2=TR2-TC2=PQ2-cQ2
гдес — средние краткосрочные издержки фирм (для простоты анализа издержкифирм приняты одинаковыми).
Подставимв правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим
ТП1={a-b(Q1+Q2)}Q1-cQ1=aQ1-bQ12-bQ2Q1-cQ1
ТП2={a-b(Q1+Q2)}Q2-cQ2=aQ2-bQ22-bQ2Q1-cQ2
 
Условиеэкономического равновесияпредполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другимисловами, равенство предельной прибыли нулю:
ТП1`(Q1)=0
ТП2`(Q2)=0,
или
/>
/>
Перепишемэти уравнения следующим образом:
a-2b*Q1-b*Q2-c=0
a-2b*Q2-b*Q1-c=0
2b*Q1=(a-c)-b*Q2
2b*Q2=(a-c)-b*Q1
Выразивобъем выпуска одной фирмы через объем выпуска другой фирмы, мы получимуравнения кривых реакции:
Q1=(a-c)/2b — 0,5*Q2
Q2=(a-c)/2b — 0,5*Q1.
Посколькумы изначально рассматривали две схожие по издержкам и выпускаемой продукциифирмы, то их кривые реакции выражены одинаковыми уравнениями.
Совокупностьточек на кривой реакции показывает, какой будет реакция одной из фирм привыборе объема своего выпуска на решение другой фирмы относительно величинысвоего выпуска.
/>
Напредставленном рисунке R1(Q2) — кривая реакции фирмы1 на величинувыпуска, предложенную фирмой 2, и соответственноR2(Q1) – кривая реакциифирмы 2 на величину выпуска, предложенную первой фирмой.
Точкапересечения кривых реакцииобоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесныеобъемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называетсяточкой равновесия Курно
Вточке равновесия ни фирма1, ни ее конкурент не заинтересованы ы увеличенииобъемов выпуска в одностороннем порядке. Для того, чтобы определить равновесныеобъемы выпусков обоих фирм, подставим выражение Q2 в уравнение Q1=(a-c)/2b — 0,5*Q2 и наоборот, и получим:
Q1*=(a-c)/3b
Q2*=(a-c)/3b
Каквидно из полученного уравнения и рисунка, равновесный совокупный объем выпускаобоих фирм, действующих независимо друг от друга, покрывает лишь2/3 рыночного спроса, равного Q=(a-c)/b,
/>
Очевидно, что если бы фирмымогли договориться о разделе рынка и действовали как единая монополия, то рынокбыл бы поделен пополам, и каждая из фирм обеспечивала бы лишь по 1/4 рыночногоспроса, реализуя продукцию по более высоким ценам и получая соответственноболее высокую прибыль.
Доказательство:
Совокупныйдоход обоих фирм равен TR=PQ=(a-bQ)Q=aQ-bQ2.
Следовательно,предельный доход равен MR=a-2bQ.
Совокупныеиздержки обоих фирм составляют TC=cQ.
Соответственно,предельные издержкиMC=c.
Такимобразом, приравняв предельные издержки к предельному доходу, мы получимоптимальный объем выпуска обоих фирм при согласованных действиях:
MC=MR
с=a-2bQ
2bQ=a-c
Q=(a-c)/2b.
Соответственно,на каждую фирму при делении рынка пополам пришлось бы по (a-c)/4bвыпуска продукции. Модель ломаной кривой спроса.
 
Модельбыла разработана в 1939 г. экономистом Полем Свизи (Paul Sweezy), для тогочтобы объяснить жесткость цен в условиях некооперируемой олигополии.
Рассмотрим,как и прежде, работу двух фирм  на рынке минеральной воды. Каждая фирма владеет1/2 рынка, производя практически однородный товар и реализуя его по ужесложившейся на рынке цене P*.
Что произойдет, если один из конкурентов в одностороннемпорядке решит снизить цену?
Можно предположить, что в большинстве случаев, если фирмаХ понижает свои цены ниже уровня сложившейся отраслевой цены, то ее конкуренты,скорее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и недопустить укрепления конкурента за их счет (спрос на продукцию фирмы Х будетнеэластичным).
Напротив,если фирма Х повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены, то, скореевсего, ее конкуренты не последуют ее примеру, поскольку, в этом случаеони, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателейфирмы Х (спрос на продукцию фирмы Х будет эластичным).
Различнаяэластичность спроса на продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровняпреобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса, и, какследствие, разрыв кривойпредельного дохода на участке ВС, как этопредставлено на рисунке.
/>
Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмыпроходит через разрыв ВС. Как видно из графика, оптимальный объем выпуска равенQ*, а оптимальная цена Р*.
Если по каким-то причинам издержки снижаются, и кривая МСсмещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ниоптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Аналогичнымобразом, небольшое увеличение рыночного спроса (c D до D` ) и соответствующеесмещение кривой предельного дохода (с MR до MR`) также сохранят рыночную ценуна прежнем уровне, изменив лишь объем выпуска.
/>
Таким образом,модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности цен нарынке олигополии при небольшом изменении издержек или рыночного спроса. Очевидно,что если олигополист ожидает адекватной реакции на свои действия со стороныдругих фирм, он постарается воздерживаться от одностороннего повышения илипонижения цен.
Практическиенаблюдения подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в чистой илислабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен(рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированныхолигополисты взимают сопоставимые цены.
Вместес тем, модель плохо работает в условиях инфляции, когда повышается общийуровень цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в отраслевыхиздержках или рыночном спросе. Модель картеля.
Моделькартеляпредставляет собой крайний случай кооперированной олигополии.
Картель можно определить как формальную организациюпродавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке имаксимизации совокупной прибыли.
Картельпредполагает явный сговор между продавцами относительно:
—   принципа установления цен;
—   раздела рынков сбыта;
—   квот производства и сбыта участников;
—   обмена патентами и другой информацией,имеющей коммерческий интерес. Тип картеля Национальные картели
Международные картели (или товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья, например, ОПЕК)
/> Объединяют производителей (продавцов) одной страны Объединяют производителей (продавцов) разных стран
/> Являются незаконными Действуют законно
Рассмотримсущность и последствия деятельности картеля на графической модели.
Предположим,что на интересующем нас рынке действуют две независимые фирмы (ситуация дуополии),рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмыпроизводят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки(МС1=МС2).
/>
Еслифирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то возможнопадение рыночной цены до конкурентного уровня (конкурентная цена (Рс)определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержекМС). При цене Рс фирмы рискуют иметь в долгосрочном периоде нулевуюэкономическую прибыль. Не очень веселые перспективы…
Еслиже рассматриваемые фирмы договорятся между собой о разделе рынка и сформируюткартель (своего рода монополию), то оптимальная цена картеля(монопольная цена) может достичь уровня Pm. Это максимально возможнаяцена за данный объем при существующем рыночном спросе, обеспечивающаяучастникам картеля монопольную прибыль. Поскольку совокупнаяприбыль объединенных в картель фирм выше, чем первоначально, онизаинтересованы в подобном соглашении. Однако не все так просто!
Заключение картельного соглашения предполагает решение целого рядапроблем. Условно выделяют
Внутренние проблемы
Внешние проблемы Согласование противоречивых интересов между будущими членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.) Взаимоотношения с фирмами-производительницами, не являющимися членами картеля
Контроль над соблюдением соглашения
(штрафные санкции и т.п.) Анализ рынков товаров-заменителей
Указанныепроблемы решаются относительно проще, деятельность самого картеля являетсяотносительно более эффективной, если выполняются некоторые условия:
—   Действующее в стране антимонопольноезаконодательство является не очень действенным;
—   Количество продавцов и производителейпродукции относительно невелико;
—   Выпускаемая продукция однородна, аиздержки сопоставимы;
—   Отраслевой спрос стабилен иотносительно легко предсказуем;
—   Отношения между участниками картеляявляются доброжелательными.
Модель ценового лидерства.
Несмотря на все преимущества согласованных действий,иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях.В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь кмаксимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют своюдеятельность так, как если бы соглашение существовало.
Однойиз форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое вотличие от картеля:
—   не противоречит антимонопольномузаконодательству,
—   позволяет сохранять полнуюнезависимость и свободу функционирующих фирм.
Вусловиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентногоокружения.
Ценовой лидер
Конкурентное окружение Регулирует цену продукции, первым повышая или понижая ее Следуют за решениями лидера
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начатьприспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другиефирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, ифирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нестипотери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный рискпервого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистическихотраслях и их незначительные колебания.
Различаютдве основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:
—   лидерство доминирующей по цене фирмы;
—   лидерство барометрической фирмы.Лидерство фирмы поцене
Еслифирма
—   контролирует значительную частьпроизводства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредствомсобственных решений;
еслиее издержки производства
—   является наименьшим в отрасли (за счетлучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированнойрабочей силы и т.д.);
еслиее продукция
—   выгодно отличается в глазахпотребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.),
тоу такой фирмы есть все шансы стать ценовым лидером рынка.
Примерами доминирующих по цене фирм могут служить такиекомпании, как Frito-Lay и Pizza Hut. В свое время ценовым лидером были IBM нарынке компьютеров, Coca Cola на рынке прохладительных напитков, General Motorsв автомобильной промышленности, однако в настоящее время рост конкурирующихфирм ослабил их доминирующие позиции.
Чтоже необходимо, для сохранения фирмой ее лидирующего положения?
Фирма,стремящаяся сохранить свой статус ценового лидера, должна
—   избегать краткосрочной максимизацииприбыли, а делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означаетустановление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирми не допустить входа на рынок новых конкурентов);
—   активно использовать неценовые формыконкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшениеобслуживания покупателей и т.д.);
—   ориентироваться намногономенклатурное, диверсифицированное производство, чтобы помешать другимфирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией. Лидерствобарометрической фирмы.
 
Данная форма лидерства предполагает существование вотрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них неможет навязывать свои цены другим.
Вэтих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, чтоона имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу уменияправильно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост илипадение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товарыдополняющие или заменяющие).
Такимобразом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качествеиндикатора, или барометра будущей конъектуры. Вместе с тем, отрасль может несразу принять новые цены, придерживаясь стратегии — подождем и увидим.
Привлекательностьценового лидерства в любой из его форм заключается в возможности устранять перегиб кривойспроса
Фирма,являющаяся полным и признанным ценовым лидером может быть уверена, чтоконкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже длябарометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятностьвыпрямления ломанной кривой спроса очень высока.
Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынкеолигополий.
 
Все рассмотренные модели поведения фирм на рынке явно илинеявно предполагают, что цены фирм в выравниваются в долгосрочном периоде. Обэтом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровеньиздержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковуюпродукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию по сопоставимымценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажитовара по более высоким ценами.
Длядостижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:
—   тайные соглашения;
—   молчаливое соглашение, илисознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
—   передачу информации о ценах черезсредства массовой информации и т.д.
Вместес тем существуют факторы, препятствующие координации цен намонополистически высоком уровне:
—   вход на рынок новых фирм, игнорирующихтекущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцамии покупателями;
—   нестабильность отраслевого спроса;
—   технические нововведения, изменяющиеиздержки отдельных фирм;
—   изменение долей рынка, которымивладеют отдельные фирмы;
—   крайняя дифференциация продукции;
—   частое изменение продукции;
—   появление новых отраслей, в которыхфирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.
Вэтих условиях фирмы стремятся не использовать понижение цен для привлеченияновых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию.
Кнаиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:
—   усиление дифференциации продукции;
—   рост качества обслуживанияпокупателей;
—   качество и технические характеристикисамого изделия;
—   условия кредита;
—   стиль и дизайн;
—   долговременность использования и срокгарантии;
—   реклама и стимулирование сбыта;
—   расширение номенклатуры продукции.
Глава 2.Максимизация прибыли фирмой на примере рынка метизов. 
ПредприятиеХХХХХ (далее Фирма 1) –одна из 8 крупных фирм города Новосибирска, работающих на рынке метизов. Таккак металлические изделия существенно различаются по физическимхарактеристикам, так и по стоимостным, для определенности анализа в дальнейшембудем рассматривать более узкий рынок, а именно рынок наборовинструментов. На основе наблюдения за рынком установлены следующиеданные.
Таблица 1. Цена Количество произведенной продукции Количество проданной продукции Фирма 1 410 764 677 Фирма 2 540 600 283 Фирма 3 700 590 362 Фирма 4 500 580 580 Фирма 5 400 820 669 Фирма 6 500 740 615 Фирма 7 350 850 828 Фирма 8 530 740 300
/>
В связи с трудностью получения достоверной информации осебестоимости продукции и общих затратах фирм — конкурентов, предположим дляопределенности, что рентабельность каждой фирмы 35%, налоги и прочие отчисленияв сумме составляют 40% от выручки. 

Таблица 2. Цена Количество проданной продукции Выручка Выручка  — Отчисления Затраты Фирма 1 410 677 277570 166542 123364,4 Фирма 2 540 283 152820 91692 67920 Фирма 3 700 362 253400 152040 112622,2 Фирма 4 500 582 291000 174600 129333,3 Фирма 5 400 669 267600 160560 118933,3 Фирма 6 500 615 307500 184500 136666,7 Фирма 7 350 828 289800 173880 128800 Фирма 8 530 300 159000 95400 70666,67
МодельКурно
Дляудобства анализа объединим все фирмы – конкуренты в одну большую фирму 2'. Таким образом, на рынке оперируют две фирмы.
Постоянныезатраты фирмы 1 составляют F1 = 54107, 3 руб. Средние переменные затраты – с1= 102,3 руб… Постоянные и переменные издержки объединенной фирмы 2'  найдемметодом наименьших квадратов:
Таблица 3.
Объем производ-ства, шт.
(Q)
Q— />
Затраты, руб.
(C)
C — />
(Q — />)*
( Q — />)
(C — />)*
( Q — />) Фирма 2 283 -236,9 67920 -41357,5 56121,61 9797591,75 Фирма 3 362 -157,9 112622,2 3344,7 24932,41 -528128,13 Фирма 4 582 62,1 129333,3 20055,8 3856,41 1245465,18 Фирма 5 669 149,1 118933,3 9655,8 22230,81 1439679,78 Фирма 6 615 95,1 136666,7 27389,2 9044,01 2604712,92 Фирма 7 828 308,1 128800 19522,5 94925,61 6014882,25 Фирма 8 300 -219,9 70666,67 -38610,8 48356,01 8490521,52
Всего:
3639
764942,2
259466,9
29064725,3
Среднийобъем производства (/>): 3639 / 7=519,9 (шт.); средние затраты 764942,2 / 7 = 109277,5
средниепеременные затраты фирмы 2'  />;
с2= 29064725,3 / 259466,9 = 112 (руб.);
переменныезатраты фирмы 2':  V=сQ;V = 112*3639 = 407568
постоянныезатраты фирмы 2':F= ТС – V;
F2 = 764942,2 — 407568 = 357374,2
Используяданные таблицы 1,  построим график спроса и аппроксимируем спрос линейнойфункцией:
Таблица 4.Фирма Цена Количество проданной продукции Величина спроса Фирма 3 700 362 362 Фирма 2 540 283 645 Фирма 8 530 300 945 Фирма 6 500 615 1560 Фирма 4 500 582 2142 Фирма 1 410 677 2819 Фирма 5 400 669 3488 Фирма 7 350 828 4316
/>
Уравнение линии аппроксимации: P= 600 – 0,06 Q
Совокупныйобъем производства двух фирм Q=Q1+Q2
Фирма 1 стремится к максимизацииприбыли, исходя из неизменности объема выпуска конкурента, независимо от тогокакой объем выберет она сама (другими словами, объем выпуска конкурентапринимается как заданная величина). Так как возможный объем выпуска второйфирмы будет больше нуля, то фирма1 скорректирует свой выпуск исходя изостаточного спроса (рыночный спрос минус спрос на продукцию второй фирмы).
Подставимв уравнение рыночного спроса уравнение совокупного объема производства двухфирм и получим P=600-0,06(Q1+Q2).
Выразимприбыли фирм как разность между совокупными доходами и совокупными издержкамикаждой из них:
ТП1=TR1-отчисления — TC1= TR1- 0,4TR1 — TC1=0,6PQ1-c1Q1-F1
ТП2=TR2-отчисления — TC2= TR2- 0,4TR2 – TC2=0,6PQ2-c2Q2 – F2
гдес1, с2 — средние краткосрочные издержкисоответственно фирмы 1 и фирмы 2’.
Подставимв правые части полученных уравнений развернутое значение Р и получим
ТП1=0,6{600-0,06(Q1+Q2)}Q1-102.3Q1-54107,3=360Q1-0,036Q12-0,036Q2Q1-102.3*Q1-54107,3
ТП2=0,6{600-0,6(Q1+Q2)}Q2-112Q2-357374,2=360Q2-0,036Q22-0,036Q2Q1-112*Q2-357374,2
 
Условиеэкономического равновесияпредполагает невозможность прироста прибыли в точке оптимума или, другимисловами, равенство предельной прибыли нулю:
ТП1`(Q1)=0
ТП2`(Q2)=0,
или
/>
/>
Перепишемэти уравнения следующим образом:
360-0.072*Q1 — 0.036*Q2 – 102,3 = 0
360-0.072*Q2 — 0.036*Q1 – 112 = 0
Выразив объем выпуска одной фирмы через объем выпуска другойфирмы, мы получим уравнения кривых реакции:
Q1=(360-102,3)/0,072- 0,5*Q2
Q2=(360-112)/0,072- 0,5*Q1.
/>Совокупность точек на кривой реакциипоказывает, какой будет реакция одной из фирм при выборе объема своего выпускана решение другой фирмы относительно величины своего выпуска.
Точкапересечения кривых реакцииобоих фирм, совмещенных на единых координатных осях, показывает равновесныеобъемы выпуска в условиях некооперируемой олигополии и называетсяточкой равновесия Курно.
Решаясистему уравнений, а так же используя тот факт, что мощность первой фирмы 764шт., получим:
Фирма 1 будет производить продукцию в объеме 760штук, и предлагать к продаже по цене 390, получая прибыль 46 тысяч рублей.
Модельломаной кривой спроса.
Различнаяэластичность спросана продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня преобладающей ценыпредопределяет ломаный характер кривой его спроса. В предыдущеймодели мы проводили аппроксимацию спроса прямой, но для проведения болееблизкого приближения необходимо использовать две различных прямых.
/>/>
/>и, как следствие, возникает разрывкривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рисунке.
Уравнениелинии 1: Р = -0,03Q + 570
TR= P*Q= -0.03Q2+507Q; MR=TR’=(-0.03Q2+507Q)’=-0.06Q+507
Найдемкоординаты точки В: РВ= -0,06*2142+507=441,5
Аналогичноуравнение линии 2: Р = -0,104Q + 322,8
TR= -0.104Q2+722,8Q; MR=TR’=(-0.104Q2+322,8Q)’=-0.208Q+322,8
Найдемкоординаты точки С: РС= -0,208*2142+322,8=77,3
Кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрывВС. Если по каким-то причинам издержки снижаются или же возрастают, и кривая МСсмещается соответственно вправо или влево в пределах отрезка ВС, то ниоптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.
Моделькартеля.
Российское законодательство признает организацию Картелякак формального объединения продавцов (производителей) в целях ограниченияконкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли незаконной.Следовательно, данная модель рассматриваться не будет.
Вто же время, необходимо признать, что на рынке наборов инструментов существуютнекоторые условия для эффективной работы картеля. Как то:
—   Действующее в стране антимонопольноезаконодательство является не очень действенным;
—   Количество продавцов и производителейпродукции относительно невелико;
—   Отраслевой спрос стабилен иотносительно легко предсказуем;
—   Отношения между участниками картеляявляются нейтральными.
Модельценового лидерства.
Вусловиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентногоокружения.
Ценовой лидер принимает на себя риск первым начатьприспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другиефирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, ифирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нестипотери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный рискпервого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистическихотраслях и их незначительные колебания.
Какуже говорилось выше, различают две основные формы ценового лидерства, неоснованного на тайном сговоре:
—   лидерство доминирующей по цене фирмы;
—   лидерство барометрической фирмы.
Лидерствофирмы по цене
Рассматриваемая фирма контролирует около 16% производстваи продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений.Ее издержки производства ниже средних по отрасли, в основном за счет грамотногоуправления трудовыми и материальными ресурсами. В то же самое время, еепродукция не отличается в глазах потребителей от аналогичного товара другойфирмы. Фирма 1 недостаточно занимается рекламой, и ее торговая марка мало чтоговорит рядовому покупателю.
На основе предоставленной информации можно сделать вывод,что фирме 1 имеет смысл не брать на себя роль ценового лидера. Так каквелика вероятность того, что фирмы – последователи не согласятся с изменениемцены, и, как следствие высок риск потерь.
Лидерствобарометрической фирмы.
 
Руководство фирмы 1 уделяет значительное внимание анализурынка, грамотно отслеживая изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост илипадение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товарыдополняющие или заменяющие).
Такимобразом, другие компании данной отрасли зачастую воспринимают действия даннойфирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъектуры.
Фирма1 практически не использует понижение цен для привлечения новых покупателей,делая акцент на неценовую конкуренцию. А именно:
—   усиление дифференциации продукции;
—   рост качества обслуживанияпокупателей;
—   качество и технические характеристикисамого изделия;
—   долговременность использования и срокгарантии;
В качестве рекомендации стоит обратить внимание нанедостаточность рекламы продукции. Грамотно построенная рекламная компанияможет стать дополнительным источником роста продаж.
Литература
 
1.  «Монополия,олигополия, конкуренция».  Учебное пособие./ Гольдман Г.Я. Таганрог: Изд-воТРТУ 1998г.
2.  «Организационнаяструктура предприятий»/ Коноков Д.Г., Рожков К.Л.
Серия «Бизнес-Тезаурус», 1999
3.  «Основныенаправления эволюции крупных промышленных фирм в рыночной экономике» Зелтынь А.// Проблемы прогнозирования, 1995, N1
4.  «Особенностиповедения фирмы на рынке олигополии» / Щетинин О.А. Москва. Серия «Новоеэкономическое мышление» 1996 г.
5.  «Предприятия вновых условиях: не очерняя и не приукрашивая»  Черемисина Т. //ЭКО, 1997, N4
6.  «Ценовое лидерство.Поведение фирмы – лидера» Ю.И. Ребрин


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.