Реферат по предмету "Экономика"


Максимизация прибыли монополии, внешние эффекты

СОДЕРЖАНИЕ1 Максимизация прибыли монополии в краткосрочном и долгосрочномпериодах2 Внешние эффекты.Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешниеэффектыПрактическоезаданиеСписокиспользованных источников
1Максимизация прибыли монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах
Как и любая другая фирма, монополист будет производить, пока предельныйдоход не станет меньше предельных издержек. Точка пересечения кривых MR и МС есть точка равновесия фирмы (рисунок1).
/>
Рисунок 1 – Равновесие фирмы-монополистаи максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Положительная разница между этими показателями составляет ее предельнуюприбыль. Совокупная прибыль будет увеличиваться, пока MR больше МС. Когда МС превысит MR,совокупная прибыль начнет сокращаться. Следовательно, условие максимизацииприбыли MR = МС.
Поскольку для монополиста предельный доход меньше цены, то в точкеравновесия предельные издержки меньше цены: МС
Точка равновесия фирмы определяет равновесный объем производства иравновесную цену. На рисунке 1 равновесный, т.е. максимизирующий прибыль, объемвыпуска обозначен QE. Что же касаетсяравновесной цены, то она будет установлена фирмой, исходя из возможностейспроса. Кривая спроса показывает, какую цену потребители готовы заплатить за данноеколичество продукта, предложенное на рынке. Фирме нет смысла назначать ценуниже PEпосколькупотребители готовы заплатить больше. Фирма не может назначить цену выше РЕ,так как рынок не примет столько товаров по более высокой цене. Следовательно,цена РЕ будет равновесной ценой, максимизирующей прибыльмонополиста.
Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно длямонополии. Если в краткосрочном периоде монополия получает экономическуюприбыль, это не приведет к увеличению числа фирм в отрасли, посколькусуществуют жесткие барьеры на пути новых капиталов. Сама же монополия неувеличит и не снизит объема производства, так как иначе ее прибыль снизится.Поэтому и в долгосрочном периоде фирма будет получать экономическую прибыль, аравновесная цена ее продукта не опустится до минимальной точки долгосрочныхсредних издержек. При монополии Р =LRACmin
В долгосрочном периоде, максимизируя прибыль, фирма-монополистувеличивает свои операции до тех пор, пока не производится объем продукции,соответствующий равенству предельного дохода и долгосрочных предельных издержек(MR = LRMC). Если при этой цене фирма-монополист извлекает прибыль, тосвободный вход на этот рынок для других фирм исключен, поскольку возникновениеновых фирм приводит к росту предложения, в результате чего цены опускаются доуровня, который обеспечивает получение лишь нормальной прибыли.
Максимизация прибыли в долгосрочном периоде показана на рис. 2.

/>
Рисунок 2 – Оптимальный выпуск имаксимизация прибыли монополии в долгосрочном периоде
Когда фирма-монополист прибыльна, онаможет рассчитывать на извлечение максимальной прибыли и в краткосрочном, и вдолгосрочном периоде.
Фирма-монополист контролируетодновременно и объем выпуска, и цену. Завышая цены, она сокращает при этомобъемы выпуска продукции.
В долгосрочном периоде фирма-монополистмаксимизирует прибыль, осуществляя производство и реализацию такого количестваблаг, которое соответствует равенству предельного дохода и предельных издержекв долгом периоде. 2Внешние эффекты. Общественные и частные издержки и выгоды. Положительные иотрицательные внешние эффекты
Внешние эффекты, экстерналии — (англ. externalities) виды дополнительнойэкономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельностиданного предприятия, но влияют на ее результаты.
Не отражаясь в рыночных ценах благ, внешние эффекты представляются ввиде разницы между издержками (выгодами) по осуществлению собственно рыночнойоперации и полными издержками (выгодами), которые учитывают все последствиявнешних воздействий с точки зрения общества. Поэтому различают частные, внешниеи общественные издержки и выгоды.
Частные издержки (РС) – это затраты участников рыночной операции,связанные с производством блага. Т.к. они включаются в рыночную цену блага, тоони носят внутренний характер.
Внешние издержки (ЕС) – это вызванные производством и потреблениемданного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке. Они неотражаются в цене блага, поэтому носят внешний по отношению к ней характер.
Общественные (социальные) издержки (SC) – это совокупные затратыучастников рыночной сделки и третьих лиц РС + ЕС = SC (рисунок 3).
/>
Рисунок 3 – Кривые издержек
Изменения каждого вида издержек в виде их прироста, вызванного некоторымувеличением производства (∆Q), будут представленыпредельными частными издержками (marginal private cost) MPC=∆P/∆Q, предельными внешними издержками (marginal external cost) MEC=∆EC/∆Q и предельными общественнымииздержками (marginal social cost) MSC=∆SC/∆Q, которые могут быть найдены как производные функций соответствующихвидов издержек (рисунок 4)

/>
Рисунок 4 – Кривые предельных издержек
Частная выгода (РВ) – это увеличение благосостояния потребителя данногоблага.
Внешняя выгода (ЕВ) – это рост благосостояния третьих лиц, вызванногопроизводством и потреблением этого блага.
Общественная выгода (SB) – это совокупная выгодавсех лиц, которых затрагивает производство и потребление данного блага SB=PB+EB (рисунок5).
/>
Рисунок 5 – Кривые выгоды
Вызванный увеличением производства и потребления блага прирост каждоговида выгод отражается в показателях предельной частной выгоды (marginal private benefit) MPB=∆PB/∆Q, предельной внешнейвыгоды (marginal external benefit)MEB=∆PB/∆Q и предельной общественной выгоды (marginal social benefit) MSB=∆SB/∆Q, (рисунок 6).

/>
Рисунок 6 – Кривые предельной выгоды
Типы внешних эффектов
Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные. Отрицательныеэффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц. Такимобразом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками(выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC — МРС = МЕС,
где MSC — предельные общественные издержки;
МРС — предельные частные издержки;
МЕС — предельные внешние издержки.
Отрицательный внешний эффект (negative externality) возникает в случае,если деятельность одного экономического субъекта вызывает издержки для других.Покажем это на примере. Целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброснедостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной водыпропорционален объему производства. Это означает, что по мере ростапроизводства растет объем загрязнения окружающей среды. Посколькуцеллюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, егопредельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек,так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистныхсооружений. Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции превышаетэффективный объем выпуска (рисунок 7). Без очистных сооружений количествовыпускаемой продукции составляет Q* тонн бумаги прицене Р*. Рыночное равновесие устанавливается в точке С, в которой предложение,равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равнойпредельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.
/>
Рисунок 7 – Последствия воздействияотрицательного внешнего эффекта
Между тем, предельные социальные издержки равны сумме предельных частныхиздержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалосьпревратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократилсябы до Q1 при росте цены до Р1. Вточке А предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкамMSB = MSC.
Обратим внимание на то, что и в точке А не устраняются полностьюпоследствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточныхвод пропорционален объему производства, а объем производствацеллюлозно-бумажного комбината в точке Q1отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается.Площадь треугольника АВС показывает потери эффективности, связанные с тем, чтопредельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек.Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благопродается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеетместо перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами изанижение их цен. Это вызвано невключением части издержек производства в ценупродукции, что равнозначно их бесплатному использованию.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае,если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим:
MSB = МРВ + МЕВ,
где MSB — предельные общественные выгоды;
МРВ — предельные частные выгоды;
МЕВ — предельные внешние выгоды.
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительноговнешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что согражданеполучают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение ополучении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получаетобщество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты,связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть врезультате этого получены. Неудивительно, что инвестиции в человеческий капиталмогут быть ниже оптимальных для общества (рисунок 8).

/>
Рисунок 8 – Последствия воздействияположительного внешнего эффекта
Рыночное равновесие С устанавливается в точке пересечения предельныхчастных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.Между тем, предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод навеличину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесиедостигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е.в точке А. Эффективность увеличивается на площадь треугольника АВС. Таким образом,последствия положительного внешнего эффекта проявляются в завышенной цене благаи недостаточном спросе на него, что означает недопроизводство блага.
Таким образом, все виды внешних эффектов, хотя и по-разному, приводят кпотерям общественной полезности, что свидетельствует о неэффективностираспределения ресурсов, проявляясь в перепроизводстве или недопроизводствеблаг.
Практическое задание
1.9 Оптимизационные модели применяются для:
а) определения равновесного состояния субъекта;
+ б) исследования поведения отдельных экономических единиц;
в) исследования взаимоотношений между экономическими единицами;
г) исследования неравновесных состояний экономических единиц.
2.10 С помощью карт безразличия можно представить:
а) изменяющиеся уровни общей полезности;
б) что кривые безразличия не пересекаются;
в) что каждой кривой безразличия, комбинированной в различных вариантахтоварных наборов, соответствует одна величина общей полезности;
+ г) все ответы верны;
д) нет верного ответа.
3.4 В условиях совершенной конкуренции график спроса на продукциюотдельной фирмы является:
+ а) совершенно эластичным;
б) совершенно неэластичным;
в) неэластичным;
г) все ответы верны;
д) нет верного ответа.
5.4 Какой степенью контроля над ценами на свою продукцию обладаютпроизводители в условиях монополистической конкуренции:
 а) полной;
+ б) ограниченной;
в) дифференцированной;
г) правильного ответа нет.
6.16 На что направлена политика демонополизации экономики:
+ а) ограничение степени роста монополизации рынка;
б) создание условий для развития монополий;
в) увеличение степени монополизации рынка;
г) сохранение постоянной степени монополизации рынка.
7.11 Как влияет профсоюз-монополист в условиях совершенной конкуренциина численность занятых и уровень заработной платы:
+ а) увеличивает число занятых и уровень заработной платы;
 б) увеличивает число занятых и уменьшает уровень заработной платы;
в) уменьшает число занятых и увеличивает уровень заработной платы;
г) уменьшает число занятых и уровень заработной платы.
8.4 Что такое ссудный капитал:
а) определенная сумма денег;
+ б) деньги предоставляемые фирмам во временное пользование в ссуду;
в) сумма денег, предоставляемая под залог;
г) сумма денег, предоставляемая фирмам через посредника.
9.1 Особенностью земли как ресурса является его:
а) плодородность;
+ б) ограниченность;
в) положение;
г) качество.
11.3 Субъективная вероятность это:
а) вероятность, базирующаяся на расчете частоты, с которой происходитданный процесс или явление;
+б) вероятность, базирующаяся на предложении о возможности полученияданного результата;
в) оцененная любым способом вероятность;
г) все ответы верны;
д) правильного ответа нет.
12.7 Теория общественного выбора изучает:
а) поведение потребителей;
б) различные методы подкупа чиновников правительственных учреждений всвоих собственных интересах;
в) различные мотивы поведения чиновников правительственных учреждений;
+ г) различные методы и способы, с помощью которых люди используютправительственные учреждения в своих собственных интересах.
Список использованных источников
1.    Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Принт, 2008. –458 с.
2.    Букасьян Г.М. Экономическая теория учебноепособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
3.    Видяпин С.И. Экономическая теория: учебное пособие. –СПб, 2005. – 713 с.
4.    Макконел К., Брю С. Экономикс. М., ЭкоМ, 2006. – 718с.
5.    Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – М,: Принт, 2007 –607 с.
6.    Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Норма –Инфра-М, 2000.
7.    СажинаМ.А., Чибриков Г.Г.Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 2002.
8.    Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. –М.: БЕК, 2002.
9.   Экономическая теория / Под ред.А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб: Питер, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.