Содержание
Введение.......................................................................................................3
1 Максимизация прибыли...........................................................................5
2 Совершенная конкуренция......................................................................7
2.1Максимизация прибыли в краткосрочном периоде......................8
2.2Максимизация прибыли вдолговременном периоде….............15
Вывод..........................................................................................................17
Переченьлитературы................................................................................19
Приложения
Введение
Этатема очень актуальна на данный момент времени в связи с тем что предполагается,что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли надолговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется вмикроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирми избежать не нужных аналитических усложнений. Но максимизируют ли фирмыприбыль на самом деле? Эта тема полна противоречий.
Внебольших фирмах, руководимых их владельцами, прибыль, похоже, доминирует вовсех решениях. В более крупных фирмах, однако, руководители, принимая текущиерешения, обычно мало контактируют с владельцами. В итоге владельцы фирмы немогут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителейпоявляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известнойприбыли уклоняться от задачи максимизации прибыли.
Руководителеймогут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добитьсяроста, или выплата дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, а немаксимизация прибыли. Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочнойприбыли фирмы (чтобы получить повышение или крупное вознаграждение) за счетуменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя максимизация прибыли надолговременном этапе представляет больший интерес для акционеров.
Однакостремление любых руководителей к достижению иных целей, чем долговременнаямаксимизация прибыли, ограничено определенными рамками. Акционеры или советдиректоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В любомслучае фирмы, которые в плотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют малошансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придаютдолговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Такимобразом, наше предположение о максимизации прибыли имеет серьезные основания.Фирмы, в течение долгого времени занятые в деле, немало заботятся о прибылинезависимо от воли и желания их руководителей. Например, фирма, субсидирующаяканалы общественного телевидения, может показаться совершенно бескорыстной. Вдействительности такая благотворительность отвечает долговременным финансовыминтересам фирмы, так как этим вызывает расположение к ней и к её товарам.
1 Максимизация прибыли
Ориентируясьпри выборе решения на минимально возможный уровень затрат, фирма, как правило,рассматривает эту задачу не как самоцель, а как средство решения более общейзадачи — максимизация прибыли. Эта цель является главной для любой фирмы, дажеесли она не формулируется в виде ведущего мотива ее деятельности.
В рядеслучаев фирмы могут ставить своей целью не максимизацию прибыли, а какие – либодругие задачи, например, увеличение объема продаж, достижение общественногопризнания, и для их решения пожертвовать какой-то частью прибыли,удовлетворившись её более скромным уровнем. Такая мотивация поведения фирм носиназвание удовлетворительного поведения. Однако и в этом случае не обойтись безстремления к максимизации прибыли, по крайней мере, в долгосрочном периоде, таккак только стремление к прибыли позволит рационально распределить ресурсы,обеспечить высокую эффективность, а следовательно, получить возможность успешнореализовать выбранные цели.
Максимизацияприбыли для фирмы означает поиски путей получения наибольшей экономическойприбыли, то есть разницы между общим доходом и общими издержками.
Pm= TR— TC
Pm - общая или чистая экономическая прибыль;
TR– общий доход, определяемый как произведение количества проданнойпродукции на её цену;
TC– общие издержки, включающие и прямые, и косвенные.
Есливыпуск и реализация будут увеличиваться, то при неизменной цене и общий доход,общие издержки будут возрастать: доход – в силу роста продаваемого количества,издержки – в силу действия закона убывающей отдачи. Прибыль будет иметь местодо тех пор, пока рост дохода будет превышать рост издержек, а её размеры будутзависеть от соотношения этих величин. Поэтому для решения проблемы максимизацииприбыли важно учитывать не общие, а предельные значения рассматриваемыхпоказателей.
Количество,добавляемое к общему доходу каждой дополнительной единицей выпуска, будетпредставлять собой предельный доход, а та доза, на которую возрастают общиеиздержки при выпуске каждой последующей единицы продукции, — предельныеиздержки.
Покапредельный доход превышает предельные издержки, фирма получает прибыль и,значит, имеет смысл увеличивать выпуск продукции. Но когда прирост дохода отпоследней единицы выпуска сравняется с приростом затрат на выпуск этой единицы,рост производства следует приостановить, ибо прибавка к прибыли станет равнанулю.
Можносформулировать общее правило максимизации прибыли: Фирма будет увеличиватьвыпуск до того момента, пока дополнительные затраты на производстводополнительной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от еёпродажи. Это называется правилом MC= MR.
Разницамежду MC и MR будет представлять собой предельную прибыль (PM)., то есть прибыль, получаемуюфирмой от реализации каждой дополнительной единицы выпуска. Если MR > MC, показатель PMбудет принимать положительные значения, свидетельствующие о том, что каждаядополнительная единица выпуска добавляет определенную дозу к общей прибыли.Когда MR и MC сравняются, это будет означать, что PM = 0, а общая прибыль в этой точке достигнет своегомаксимума. Дальнейшее наращивание выпуска приведет к превышению MC над MR и PMпринимает отрицательные значения. В этом случае, когда предельная прибыльстановится отрицательной, фирма может увеличить свою общую прибыль, сокращаяуровень выпуска продукции.
Принимаярешение о вложении капитала и об объеме выпуска, фирма может ориентироватьсятакже на показатель средней прибыли, выражающий количество прибыли,приходящейся на единицу продукции (Pm)/Q [3,c.74].
Следует,однако, иметь в виду, что максимум средней прибыли и максимум общей прибыли несовпадают.
2 Совершенная конкуренция
Принявв качестве исходной модели совершенной конкуренции попытаемся определить, какбудет вести себя в данной рыночной ситуации конкурирующая фирма. Целевойфункцией фирмы, как отмечалось выше, является максимизация прибыли или, вкрайнем случае, минимизация издержек с тем, чтобы удержаться на рынке. Взависимости от выбранной цели фирма будет решать вопрос о том, участвовать ли впроизводстве данного продукта, и если да, то какое его количество выпускать. Наоснове решений отдельных фирм будет формироваться рыночная кривая предложения.
Посколькув данной рыночной структуре доля каждой фирмы в общем выпуске очень мала, ценаравновесия, сложившаяся на рынке, является для нее определяющей и неподвластнойконтролю. Эти фирмы являются принимающими цену (price taker), то есть продающими свою продукцию по ценам,складывающимся под влиянием сил, внешних для фирмы и недоступных для еёвлияния[3,c.83]. В этих условиях фирма можетпринимать решения только по поводу регулирования объема выпуска, позволяющегообеспечивать максимальную прибыль и минимальные издержки.
2.1 Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Вкраткосрочном периоде конкурентная фирма располагает неизменным оборудованием ипытается максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки,приспосабливая свой объем производства посредством изменений в величинепеременных ресурсов (материалов, труда и т.д.), которые она использует.Экономические прибыли, к которым фирма стремится, определяются как разностьмежду валовым доходом и валовыми издержками. И это действительно указываетнаправление нашего анализа. Данные о доходе и данные об издержках должны бытьсведены вместе, с тем чтобы можно было определить для фирмы объем производства,максимизирующий прибыль.
Существуетдва дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, прикотором конкурентная фирма будет получать максимальные прибыли или минимальныеубытки. Первый включает сравнение валового дохода и валовых издержек; второй —сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы нетолько к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функционирующим вусловиях любой из трех рыночных структур. Чтобы облегчить понимание определенияобъема производства в условиях чистой конкуренции, мы используем оба подхода,делая упор на втором подходе. Для подкрепления нашего понимания двух подходовбудут использоваться гипотетические данные как в форме таблиц, так и в видеграфиков.
Принципсопоставления валового дохода с валовыми издержками
Прификсированной рыночной цене перед конкурентным производителем стоят тривзаимосвязанных вопроса: 1. Следует ли производить? 2. Если да, то какоеколичество продукции? 3. Какая прибыль (или убыток) будет получена?
Напервый взгляд ответ на вопрос 1 кажется очевидным: Вам следует производить,если это принесет прибыль. Но ситуация немного сложнее. В кратко срочномпериоде часть валовых издержек фирмы является переменными издержками, аостальные — постоянными издержками. Последние должны быть оплачены из кармана,даже когда фирма закрывается. В кратко срочном периоде фирма несет убытки,равные ее постоянным издержкам, когда производство находится но нулевом уровне.Это означает, что, возможно, не существует ни одного уровня производства, прикотором фирма получала бы прибыль, но фирма могла бы все-таки производить приусловии, что, поступая так, она несет убыток меньший, чем потеря постоянныхиздержек, с которой она столкнется при закрытии. Другими словами, правильныйответ на вопрос: Следует ли производить? — таков: фирме следует осуществлятьпроизводство в краткосрочном периоде, если она может получить либо 1)экономическую прибыль, либо 2) убыток, который меньше, чем её постоянныеиздержки.
Предположив,что фирма будет производить, уместно поставить второй вопрос: сколько продуктадолжно быть произведено? Ответ здесь совершенно очевиден: в кратко срочномпериоде фирме следует производить такой объем продукции, при котором онамаксимизирует прибыль или минимизирует убытки.
Теперьдавайте исследуем три случая, которые продемонстрируют обоснованность этих двухобобщений, и ответим на наш третий вопрос, показывая, как могут быть рассчитаныприбыли и убытки. В первом случае фирма будет максимизировать свои убыткипосредством производства. В третьем случае фирма будет минимизировать своиубытки путем закрытия. Наш план действий заключается в том, чтобы, приняв однии те же данные об издержках в краткосрочном периоде для всех трех случаев,изучить производственные решения фирмы, сталкивающейся с тремя различнымиценами на продукт [2, c.69].
Анализс позиций максимизации прибыли позволяет судить не только о более выгодныхвариантах выпуска продукции, но и о том, до каких пределов вообще фирма можетудерживаться на рынке со своей продукцией. В данном случае решающим критериембудет минимизация потерь, которые будет нести фирма. Если полученного доходабудет достаточно, чтобы покрыть хотя бы переменные издержки, фирм можетпродолжать существование. Если же она не в состоянии сделать это, то ейпридется закрыться, даже если она еще сможет оплачивать свои постоянныеиздержки. Показателем минимизации потерь будет разность между ценой и переменнымиудельными издержками (P — AVC). Если продажная цена меньше AVC, фирма должна будет закрыться хотябы временно. Следовательно, критической точкой, после которой фирма прекращаетсвою деятельность, является равенство цены и средних переменных издержек (P=AVC).
Максимизацияприбыли в качестве критерия оценки деятельности фирмы применима не только дляопределения выгодности уже существующего производства, но для определенияпривлекательности новых предприятий и проектов. В этом случае фирма сравниваетожидаемую дополнительную прибыль от проекта с ожидаемыми дополнительнымизатратами. Если дополнительная прибыль больше нуля, проект может быть принят,если меньше или равна нулю — отклонен.
Чтобыопределить прибыль, которую фирма получит при данной цене и количествевыпускаемого продукта, нужно сравнить её общий доход с общими издержками(приложение 1).
Будетли фирма производить продукт в данных условиях? Очевидно, да, так как делаяэто, она имеет возможность получать прибыль уже начиная с третьей единицывыпуска, её доход превысит общие издержки и появится прибыль. Она будетвозрастать и при 9 единицах выпуска достигнет максимума (+299). После чегодальнейший рост выпуска продукции будет давать уменьшение прибыли из-забыстрого темпа роста издержек.
Графическиэто представлено в приложении 2.
Общийдоход будет представлять собой прямую, равномерно возрастающую линию, так какпри постоянной цене каждая дополнительная единица выпуска добавляет к общемудоходу одну и ту же величину.
Криваяиздержек показывает, что по мере роста выпуска растут затраты, но темпыувеличения затрат будут различны. Вначале издержки растут медленнее, так какфирма старается использовать ресурсы наиболее эффективно, но по мере ихисчерпания и в соответствии с законом убывающей отдачи темп роста затратвозрастает. Где-то в районе выпуска в 2 единицы продукции и свыше 10 единицимеются критические точки, в которых кривая общих затрат пересекает прямуюобщих доходов. Любой выпуск за пределами этих точек является полностьюубыточным, а выпуск в пределах пространства, ограниченного этими точками икривой общих издержек, будет прибыльным. Максимум прибыли достигается впромежутке, где вертикальный отрезок между прямой дохода и кривой издержек —наибольший[3, c.84].
Принцип сопоставления предельного дохода с предельнымииздержками
Альтернативнымподходом к определению объемов продукции, которые конкурентная фирма захочетпредложить на рынке по любой возможной цене, является определение и сравнениесумм, которые каждая дополнительная единица продукции будет добавлять кваловому доходу, с одной стороны, и к валовым издержкам — с другой. Иначеговоря, фирме следует сравнить предельный доход и предельные издержки каждойпоследующей единицы продукции. Любую единицу продукции, предельный доход откоторой превышает предельные издержки, следует производить. Потому, что накаждой такой единице продукции фирма получает больше дохода от её продажи, чемона прибавляет к издержкам, производя эту единицу. Следовательно, единицапродукции добавляет к совокупным прибылям или — может быть и такой случай —уменьшает убытки. Точно также, если предельные издержки единицы продукциипревышают её предельный доход, фирме следует избегать этой единицы. Она добавитбольше к издержкам, чем к доходу; такая единица продукции не будет окупаться.На начальных стадиях производства; когда объем выпуска относительно небольшой,предельный доход будет обычно превышать предельные издержки. Следовательно,прибыльно производить в пределах этого объема производства. Но на последующихстадиях производства, когда объем выпуска относительно велик, повышающиесяпредельные издержки вызовут обратное действие. Предельные издержки будутпревышать предельный доход. Очевидно, следует избегать производства продукции,попадающего в этот интервал, в интересах максимизации прибылей. Разделять этидва интервала производства будет особая точка, в которой предельный доход равенпредельным издержкам. Эта точка — ключ к правилу, определяющему объемпроизводства: фирма будет максимизировать прибыли или минимизировать убытки,производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам (MR=MC).
Триотличительные черты этого правила заслуживают комментария.
1. Ограничение: правило предполагает,что фирма предпочтет производить, нежели закрыться. Предельный доход долженбыть равен или должен превышать средние переменные издержки, или фирма сочтетболее предпочтительным закрыться, чем производить объем продукции, при котором MR=MC.
2. Нужно подчеркнуть, что правило MR=MC является точным ориентиром максимизации прибыли для всехфирм, не зависимо от того, являются ли они конкурентными, монополистическими,монополистически конкурентными или олигополистическими. Применение правила неограничивается особым случаем чистой конкуренции.
3. Третий момент состоит в том, чтоправило MR=MC можно сформулировать в несколько иной форме, если применятьего для чисто конкурентной фирмы. В условиях чистой конкуренции мы можемзаменять цену предельным доходом в правиле, так что оно будет звучать следующимобразом: чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки, конкурентнойфирме следует производить в точке, где цена равна предельным издержкам [2, c72].
Дляопределения уровня выпуска, дающего максимальную прибыль, можно использоватьтакже сравнение предельного дохода и предельных издержек. Предельный доход вданном случае будет равен цене, поскольку она зависит от производителя и будетпредставлять собой как раз ту величину, которую выпуск каждой дополнительнойединицы добавляет к общему доходу. Предельные издержки будут показывать, накакую величину будут возрастать общие издержки при выпуске каждой последующейединицы продукции.
Подходс точки зрения анализа предельных величин особенно удобен для определения техграниц, до которых имеет смысл продолжать производства продукции. В приведенномвыше примере, в соответствии с правилом MR = MC,точкой, где будет достигнут максимум прибыли, будет 9-я единица выпуска, ибоименно здесь предельный доход сравняется с предельными издержками.
Посколькув условиях совершенной конкуренции цена равна предельному доходу, правиломаксимизации прибыли может быть представлено как P =MC, что означаетвозможность продолжать производство до тех, пока предельные издержки несравняются с ценой. Это равенство означает достижение точки наиболее эффективногораспределения ресурсов, при котором наилучшим образом удовлетворяютсяпотребительские запросы. Если меняются потребительские предпочтения ресурсов,то цена откланяется от предельных издержек, а это значит, что при производствепоследней единицы продукта ресурсы либо недоиспользованы (P>MC), либо перерасходованы (P
Рыночнаяситуация далеко не всегда бывает благоприятной для фирмы и может сложиться так,что она не сможет получать прибыль. Допустим, цена упала значительно ниже той,которая давала прибыль. Не будучи в состоянии как-либо повлиять на цену, фирмаможет лишь попытаться приспособиться к новым условиям. Но это еще не означает,что фирма должна исчезнуть с рынка. В краткосрочном периоде она можетпродержаться, если сведет свои убытки к минимуму и сможет покрыть хотя бы частьиздержек.
Согласноприложения 3 если фирма не будет выпускать продукцию, то её доход будет равеннулю, но при этом она должна будет выплачивать постоянные издержки. Они исоставят чистые убытки фирмы (-100). Ниже этого предела фирма не можетопуститься, так как не сможет покрыть даже постоянных издержек. Но существуютварианты, при которых фирма хотя и несёт убытки, но меньше 100 долларов; в этомслучае она может покрыть не только постоянные издержки, но и часть переменных.Таких вариантов несколько, но один из них (6 единиц выпуска) ведёт кминимальным потерям (-64).
Еслицена упадет еще больше, то убытки от любого уровня выпуска будут больше 100, аследовательно, не могут быть покрыты даже постоянные издержки. В этом случаелучший выход для фирмы — закрыть производство, распродать оборудование и уйти срынка.
Посколькув условиях совершенной конкуренции цена совпадает с предельным доходом, каждоееё изменение (падение или увеличение) ведет к необходимости в целях максимизацииприбыли или максимизации убытков находить такие уровни выпуска, при которыхновая цена уравнивалась бы с предельными издержками. Эта зависимость будетиметь место, если цена не опустится ниже уровня средних переменных издержек.Если это произойдет, то фирма прекращает свое существование.
Но туже зависимость между ценой и выпускаемым количеством отражает и криваяпредложения. Можно, следовательно, сформулировать предложение, согласнокоторому кривая предложения фирмы, стремящейся максимизировать прибыль на рынкесовершенной конкуренции, совпадает с возрастающим отрезком кривой переменныхзатрат, лежащим выше точки её пересечения с кривой средних переменных издержек.
До сихпор поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции анализировалось в краткосрочномпериоде, когда фирма реагировала на изменения цены решением сокращать илиувеличивать объем производимой продукции. Но реакция конкурирующих фирм наизменение цен может выразиться также в решениях об участии или неучастии впроизводстве данного товара, о выходе на рынок или уходе с него. Эти решенияотражают поведение фирмы уже в долгосрочном периоде[3, c.85].
2.2Максимизация прибыли в долговременном периоде
Еслиза короткий период равновесное состояние, то есть ситуация, когда фирмаудовлетворена выполнением своих экономических планов, достигается при условииравенства предельного дохода (цены), то в долгосрочном плане условиямидостижения равновесия становятся, кроме того, размеры фирмы и стремление выйтина рынок или покинуть его.
Этиусловия можно выразить следующей формулой:
Цена =предельные издержки = краткосрочные удельные затраты = долгосрочные удельныезатраты
Равенствоцены и удельных издержек означает, что фирма удовлетворена найденным объемомвыпуска и не желает ни сокращать, ни увеличивать его. Если данное равенствонарушается, она будет стремиться изменить объем выпуска при данных размерахпредприятия.
Равенствократкосрочных и долгосрочных удельных затрат означает, что фирма достиглаоптимальных размеров, при которых обеспечивается удовлетворяющий её уровеньвыпуска продукции. Нарушение этого равенства будет означать, что необходимоменять размеры производства, чтобы обеспечить избранный уровень выпуска:инвестировать или изымать капитал, менять оборудование, привлекать новую или сокращатьрабочую силу и тому подобное.
Наконец,равенство удельных затрат цене означает, что используемый капитал приносит лишьнормальную прибыль — не более и не менее. Если нарушается это равенство и ценапревышает долгосрочные удельные затраты, то возникает прибыль сверх нормальнойи в данную сферу деятельности устремляются другие фирмы; если же цена нижеудельных затрат, то не обеспечивается даже нормальная прибыль и фирмы начинаютпокидать отрасль.
Экономистырассматривают совершенную конкуренцию как идеальную рыночную структуру.Во-первых, каждая фирма достигаем максимума прибыли, производя при условии, чтоP=MC.Это означает оптимальное распределение ресурсов, при которомони используются наиболее рационально, принося максимальную общественнуюпользу. Во-вторых, при достижении долгосрочного равновесия каждая фирмапроизводит при условии P=AC. При этом каждая фирма получает лишьнормальную прибыль, а потому обеспечивается наиболее дешевый из всех возможныхвариантов выпуск, что также способствует увеличению общественногоблагосостояния[3, c.88].
Вывод
Производянезначительную часть рыночного объема продукции совершенно конкурентная фирмане может воздействовать на рыночную цену и принимает последнюю как данную, асуть ее поведения сводится к приспособлению складывающимся рыночным условиям.
Таккак действующие на совершенно конкурентном рынке фирмы производят идентичнуюпродукцию, то спрос на продукции. Отдельно взятой фирмы является абсолютноэластичным, а кривая спроса становится горизонтальной прямой.
Абсолютнаяэластичность спроса на продукцию отдельной совершенно конкурентной фирмы,отражающая неспособность последней воздействовать на рыночную цену, приводит ксовмещению кривой спроса на продукцию фирмы и кривой её предельной выручки, чтообуславливает принятие фирмой рыночной цены в качестве руководства для принятиярешений об объеме выпуска.
Посколькув условиях совершенной конкуренции для отдельной фирмы значения предельнойвыручки равны рыночной цене, то стремящаяся к максимизации прибыли фирма оптимизируетсвой выпуск в случае равенства рыночной цены и предельных издержек еёпроизводства.
Оптимизируявыпуск путем выбора объема производства, при котором цена равна предельнымиздержкам, совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде осуществляетпредложение до тех пор, пока цена на продукцию выше или равна минимальнымсредним переменным издержкам производства фирмы, а кривая её предложенияпредставлена частью кривой её краткосрочных предельных издержек производства вэтом диапазоне.
Вдолгосрочном периоде, руководствуясь тем же правилом, совершенно конкурентнаяфирма выбирает объем выпуска, при котором цена равна долгосрочным предельнымиздержкам и осуществляет предложение до тех пор, пока цена на продукцию вышеили равна минимальным долгосрочным средним издержкам производства. При этомкривая её предложения представлена частью кривой ее долгосрочных предельныхиздержек производства в этом диапазоне.
Посколькувступление на отраслевой рынок и выход из него стремящихся к максимизацииприбыли фирм обусловлено возможностью получения экономической прибыли, тоизменения рыночного предложения будут зависеть от соотношения рыночной цены иуровня долгосрочных средних издержек производства фирм, действующих в отрасли.Следовательно, равновесие рыночного спроса и рыночного предложения будетдостигнуто тогда, когда рыночная цена станет равной минимальным долгосрочнымсредним издержкам производства, а фирмы и отрасль окажутся в положениидолгосрочного равновесия, при котором фирмы отрасли производят с минимальнымидолгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.
Посколькуусловия совершенной конкуренции заставляют фирмы функционировать в режиме,обеспечивающем производство на уровне минимальных долгосрочных средних издержеки продать по ценам, равным предельным издержкам, то это означает, чтосовершенно конкурентные рынки являются абсолютно эффективными, так какобеспечивают, во-первых, осуществление производства наиболее дешевым способоми, во-вторых, наиболее рациональное распределение ресурсов в обществе.
Литература
1. ИвашковскийС.Н. “Экономика: микро- имакроанализ” Москва Издательство “Дело” 2001 г.
2. КемпбелР.Макконел СтенлиР.Брю“Экономикс: принципы, проблемы и политика” Таллин “Хагар-Демос” 1993 г.
3. ЛисовицкийВ.Н. “Микроэкономика” КиевИС и МО МО Украины, НВФ “Студцентр” 1997 г.
4. “Современная экономика” под редакциейО.Ю.Мамедова Ростов-на-Дону “Феникс” 1995 г.
5. “Микро- Макроэкономика” под редакциейЮ.А.Огибина Санкт-Петербург 1994 г.
6. ОреховскийП.А. “Общая экономическая теория”Обнинск 2000 г.
7. Р.Пиндайк, Д.Рубинфельд“Микроэкономика” Москва “Дело” 1992 г.
8. ТаранухаЮ.В. ЗемляковД.Н.“Микроэкономика” Москва “Дело и сервис” 2002 г.
9. С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи“Экономика” Москва “Дело” 1993 г.
10. ХайманД.Н. “Современнаямикроэкономика: анализ и применение” 1,2часть Москва “Финансы и статистика”1992 г.
Приложение 1
Прибыль или убыткиконкурирующей фирмыВыпуск Цена Общий доход Предельный доход Общие издержки Предельные издержки Прибыль (+) убытки (-) 1 131 131 190 -59 2 131 262 131 270 80 -8 3 131 393 131 270 70 +53 4 131 524 131 400 60 +124 5 131 655 131 470 70 +185 6 131 786 131 550 80 +236 7 131 917 131 640 90 +277 8 131 1048 131 750 110 +298 9 131 1179 131 880 130 +299 10 131 1310 131 1030 150 +280
Приложение 2
/>
Приложение 3 Выпуск продукции Общий доход Общие издержки Прибыль (+) или убытки (-) 100 -100 1 81 190 -109 2 243 340 -97 3 324 400 -76 4 405 470 -65 5 486 550 -64 6 567 640 -73 7 648 750 -102