Реферат по предмету "Экономика"


Макроэкономическая политика России

Содержание
Введение
Глава 1. Сущностьмакроэкономической политики
1.1      Макроэкономическаяполитика: ее цели, задачи, субъекты, объекты
1.2      Системанациональных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа
1.3      Необходимостьгосударственного вмешательства в макроэкономическую политику
Глава 2. Макроэкономическаяполитика в России
2.1        Целимакроэкономической политики
2.2        Характеристикаэкономики России на современном этапе
2.3        Проблемыэкономического роста российской экономики
Глава 3 Направлениеразвития экономической политики российской экономики
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
Целью даннойкурсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и ихреализация в экономической политике современной России. Для решенияпоставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чемзаключается сущность макроэкономической политики, как реализуется даннаяполитика в России и определить направления развития макроэкономической политикив российской экономике.
Макроэкономика– раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровнеагрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучаетмотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм ихвзаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условияхразличных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой частьэкономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом.Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономическиепроблемы. Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне,являются:
·         Определениеобъема и структуры национального продукта и национального дохода;
·         Выявлениефакторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;
·         Анализприроды инфляции;
·         Изучениемеханизма и факторов экономического роста;
·         Рассмотрениепричин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;
·         Исследованиевнешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;
·         Теоретическоеобоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политикигосударства.
Как намикро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная инормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи вэкономике, в нормативном – выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектахфункционирования экономики и действиях основных ее субъектов. На макроуровне внормативном аспекте анализируется в основном экономическая политикагосударства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политикиявляется одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно поэтому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школамимакроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полногоотрицания необходимости государственного вмешательства в функционированиенациональной экономики (классическая школа) до признания главенствующей ролигосударства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешнихусловиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов коценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Теоретическойосновой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политикислужит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисномуэкономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представленашироким спектром школ и направлений. Представители отдельных теченийэкономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по однимвопросам, солидаризируются по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Всеэто затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотряна широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинствоэкономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должноявляться повышение эффективности и социальной направленности функционированиярыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентациюмакроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:
·         Устойчивогои эффективного экономического роста;
·         Полнойзанятости;
·         Стабильностиобщего уровня цен;
·         Социальнойсправедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;
·         Устойчивоститоргового и платежного балансов страны.
Макроэкономическаяполитика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни обществаи из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимонаправить денежные средства для повышения благосостояния людей.
Все вышесказанное определило выбор темы настоящего исследования, его цели и задачи.

Глава 1.Сущность макроэкономической политики
 
1.1 Макроэкономическаяполитика: цели, задачи, объекты и субъекты макроэкономического регулирования
 
Макроэкономическаяполитика – экономическая политика государства, направленная на решение основныхпроблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политикиявляется решение проблем национальной экономики. Для достижения данной целинеобходимо решить определенные задачи, такие как:
·         Снижениеуровня безработицы и инфляции;
·         УвеличениеВВП;
·         Выплатапо внешнему долгу и др.
Субъектамиэкономической политики являются носители, выразители и исполнителихозяйственных интересов.
Носителихозяйственных интересов — это социальные группы, отличающиеся друг от друга поряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности прианалогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Этонаемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкиеи крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие ит.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные ихсоциально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иномурегиону, виду деятельности.
Носителиэкономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства вмногочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей,фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этихсоюзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль вэкономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей,банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащиеобъединения, например, ассоциация физических и юридических лиц,заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащегомуниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственныхинтересов.
Самыемогущественные выразители хозяйственных интересов — это союзы предпринимателейи профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономическойполитики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственнуюэкономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены поотраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархическиподчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят вмеждународные, региональные и мировые объединения.
Выразителямисоциально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических,специфических региональных интересов являются политические партии, которыечасто действуют под знаменем общенациональных интересов.
Проводить вжизнь программу государственной экономической политики будут субъектыгосударственного экономического регулирования — исполнители хозяйственных интересов.Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов вгосударственной экономической политике.
Исполнителямихозяйственных интересов — субъектами государственного регулирования экономики — являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, атакже центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления ролицентральных органов власти среди субъектов государственного экономическогорегулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.
Объектыгосударственного регулирования экономики.
Объектамигосударственного регулирования экономики — являются сферы, отрасли, регионы, атакже ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, гдевозникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматическиили разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблемнастоятельно необходимо для нормального функционирования экономики иподдержания социальной стабильности.
Основныеобъекты государственного регулирования экономики — это:
·         экономическийцикл;
·         условиянакопления капитала;
·         занятость;
·         денежноеобращение;
·         платежныйбаланс;
·         цены
·         НИОКР(научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие цельюразработку и реализацию научных идей)
·         внешнеэкономическиесвязи.
Очевидно,перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, ониохватывают макроэкономические процессы — хозяйственный цикл, накоплениекапитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы идаже отношения между субъектами — условия конкуренции, отношения междупрофсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственнымирегулирующими органами.
Рассмотримважнейшие из них.
Сутьгосударственной антициклической политики, или регулирования хозяйственнойконъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулироватьспрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частномукапиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваютсягосударственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъемав экономике страны могут возникнуть опасные явления — рассасывание товарныхзапасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса нарабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы ицен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики — притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможностисократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом,уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестицийи занятости в будущем.
Важнейшимобъектом государственного регулирования экономики является накопление капитала.Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной цельюхозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственнаяэкономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствуетэкономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственноерегулирование накопления опосредованно служит и другим объектамгосударственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы ивозможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслями территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл иструктуру.
Регулированиезанятости — это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономикисоотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должноудовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированныхработниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией ктруду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести кчрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться нанациональной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости,оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса,налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасносоциальными последствиями.
Постояннымобъектом внимания государственных регулирующих органов является денежноеобращение. Основная направленность регулирования денежного обращения — борьба синфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулированиеденежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты — условиянакопления, цены, социальные отношения.
 
1.2 Системанациональных счетов – инструмент макроэкономического учета и анализа
 
Системанациональных счетов представляет собой построенный определенным образом наборсчетов и балансовых таблиц, на основе которых вычисляются взаимосвязанныемакроэкономические показатели, характеризующие результаты деятельностинациональной экономики за период времени, ее структуру и важнейшие взаимосвязи.Информация, которую предоставляет система национальных счетов, является основойдля формирования и проведения в жизнь государственной политики, направленной наоптимизацию экономических процессов, т.е. для принятия управленческих решений.В первые попытка создания системы показателей для характеристики и анализамакроэкономики была предпринята в СССР. В его основу была положена таблица,являющаяся прообразом межотраслевых балансов, разработанных впоследствии бывшимнашим соотечественником, лауреатом Нобелевской премии В. Леонтьевым.
Первыеразработки СНС, выполненные в ряде развитых стран, относятся к концу 30-х годовпрошлого столетия. После окончания Второй мировой войны СНС в рамкахофициальной статистики стала использоваться в Англии, США, Франции, Германии иряде скандинавских стран. В 1953 году экономическими организациями ООН быларазработана и предложена к внедрению первая официальная версия СНС. Системунациональных счетов ООН, аналогичную по структуре стандартной системенациональных счетов, созданной исследовательским центром по национальным счетампри Кембриджском университете, учредила Организация европейского экономическогосотрудничества (ОЕЭС). Первая СНС содержала счета для учета производства,потребления домашних хозяйств, потребления органов общего управления,сбережений и инвестиций, внешней торговли. Второй пересмотр СНС, начатый в 1963г., завершился изданием в 1968 г. нового варианта, разработанного с учетомопыта развития национальных счетов в капиталистических странах. Он применяетсяболее чем в 150 странах. Во втором варианте введен ряд новых разделов ипоказателей, существенно расширив его аналитические и информационныевозможности. В их числе следует назвать раздел, посвященный расчетом основныхпоказателей производства и использования продукции в сопоставимых ценах, атакже показателей валовой продукции и промежуточного потребления, национальногобогатства, движение займов, кредитов и других показателей, составляющихфинансовый поток. Особо важно отметить достигнутую в СНС органическую увязкутаблиц межотраслевых балансов, принципы которых наиболее четко сформулированы вработах лауреата Нобелевской премии по экономики В. В. Леонтьева. Эти счета,представляющие макроуровень национального счетоводства, составляют по секторамнародного хозяйства. Структура СНС позволяет исчислять в стоимостном выраженииваловой общественный продукт, национальный доход и их использование, а такжедругие показатели, способные отразить серьезные изменения в рыночной экономике.Признано, целесообразно взять за основу европейскую систему интегральных счетов(ЕСИС). В ней выделяют счета: товаров и услуг, производства, образованиядоходов, распределения доходов, использование доходов, капитальных затрат,финансов (для национальной экономики и остального мира). В совокупности счетапозволяют иметь информацию о производстве, распределении и использованиинационального дохода с учетом финансовых результатов от внешнеторговойдеятельности и, что очень важно, обеспечить сопоставимость национальныхрезультатов с результатами зарубежных стран.
1.3     Необходимостьгосударственного вмешательства в макроэкономическую политику
 
Отношение кгосударственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разныхэтапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений вXVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина — меркантилизм — основывалась на признании безусловной необходимости государственногорегулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитиемрыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматриватьгосударственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своейдеятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервыенаиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинахбогатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту,рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личныйинтерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главнаяпобудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита былаидея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить еерегулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регуляторомвыступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода.При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классическойшколе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционныхфункций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемостирыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемыхобщественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно(национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение ит.д.) Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производствеи организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числупроблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние,или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которыестали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можнорегулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должнооценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемоефиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективногоиспользования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанныхс внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина — этосвойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспеченияконкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка,стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и егоприменение государством. Кроме того, вне рыночного регулирования находятсяпроблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое сточки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальнойнезащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределениене устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальнымиконфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночнойэкономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса.Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможностьсамоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики каксредства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение,выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшейстабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеиКейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовыйинструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитыхстран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многомспособствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитиерыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюсятенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли вэкономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективностьдостигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цельгосударства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, асоздавать условия его свободного функционирования: конкуренция должнаобеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства — везде, где необходимо. Экономические функции государства Многообразие задач,которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемыегосударством экономические функции. Для решения задач, стоящих передгосударством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государстваимеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная иденежная политика; социальная политика и политика регулирования доходов;внешнеэкономическая политика; и другие.
К фискальнойполитике относят деятельность государства по распоряжению бюджетнымисредствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств черезсистему налогообложения, а другая — с расходованием этих средств. За счетбюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как:оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение,фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальныепроблемы и т.д.
Фискальнаяполитика — важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизацииэкономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можностимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию.Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезнымотрицательным последствиям для всей национальной экономики.
Не менееважной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу,государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потреблениенаселения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономическогороста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средствомстабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Безотлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Любое государствопроводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходовгосударство выполняет через государственную налоговую систему, а также черезразличные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводяопределенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, ит.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, такжеявляется одним из важнейших инструментов государственного регулирования.Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, используетквотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируятаможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержкунациональному производству, регулируя валютные курсы — оказывать влияние наэкспорт и импорт и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тесновзаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать ихвлияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требуетсоответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политикеповлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национальногопроизводства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один изинструментов экономической политики не действует изолированно от других.
Такимобразом, из сущности макроэкономической политики видно, что основной цельюмакроэкономической политики является решение проблем национальной экономики.Объектами государственного регулирования экономики — являются сферы, отрасли,регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизнистраны. Государство использует множество инструментов экономической политики(денежная, фискальная, социальная и др. политики) и ни один из инструментов недействует отдельно и изолировано от других.

Глава 2.Макроэкономическая политика в России 2.1 Задачи макроэкономической политикиРоссии
 
Одной изосновных задач современной макроэкономической политики России является удвоениеВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требуеткачественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российскойэкономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общаязадача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслямэкономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениямимакроэкономической структуры экономики, а с другой – основными тенденцияминаучно -технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россияотстает от развитых стран мира: в 5 раз от США, в 3 – Испании, в 2 – Чехии иКореи и находится на уровне Болгарии, Латвии, Македонии, Турции. При удвоенииВВП Россия к 2010 г. выйдет по данному показателю на современный уровень Чехиии Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Венгрия и Словакия[1].Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляетвысокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектораэкономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическаяпромышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение вструктуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ливозможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике.Только целенаправленная политика государства, опираясь на новуюсоциально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурныесдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание наактивизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональнойполитике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектораэкономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий,национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержкезаработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечитьэффективное использование приватизированных средств производства.
Другойнемаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен напотребительские товары и услуги в 2005году составил 112,7% против 110,9% в 2004г. и 112% в 2003 г. нынешнюю инфляцию в России определяют:
·         Опережающийрост цен производителей на базовые товары и продукцию сельского хозяйства в2003 – 2004 гг.;
·         «ростинфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевыхпоказателей инфляции в 2004 г., особенно по товарам первой необходимости,отчасти, подогреваемый СМИ»;
·         сохранениевысоких цен на нефть и ряд других товаров в 2005 г. (и в связи с этим притоквалюты в страну);
·         протекционистскиемеры по отношению к продукции сельского хозяйства (сохранение режима пошлин иквот на те товары на которые существует дефицит предложения);
·         ростнепроцентных расходов федерального бюджета, связанный с увеличением заработнойплаты работников бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих, пенсий.
Правительствои ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции.
Действительноиз-за резкого увеличения объемов продаж энергоносителей количество денег,поступающих в экономику, стремительно увеличивается. Но это – мироваяконьюктура, которая не зависит от действий правительства. Основная причинаинфляции, главный фактор ее устойчивости – это рост цен производителей – 118,2%в 2005 г. (в 2004 г. – 122,2%), в первую очередь естественных, отраслевых илокальных монополий, а не монетарные факторы. Основной вклад в увеличениеинфляции внесли отрасли связанные с добычей полезных ископаемых – 156%. Втопливно – энергетическом цены выросли на 57,4%, нефть подорожала на 67,8%. Вто время как цены в обрабатывающей промышленности возросли всего на 7,7%.[2]Правительство заверяет, что увеличение зарплат, пенсий, социальных выплатподстегивает инфляцию. Простое следствие – сдерживать доходы населения напрежнем уровне или сократить. По данным Росстата, темпы роста располагаемыхденежных доходов снизилось с 120% в 2000 г. до 108,8% в 2005 г.при этомправительство продолжает делать радужные прогнозы. Глава Минфина еще разподтвердил, что в планах на 3 года – довести инфляцию до 4-5%. Посколькупризнаков уменьшения инфляции не наблюдается, то можно предположить что в 2006г. она будет расти. Инфляция составляет в 2006 г. – 12%. Сегодня правительстводелает многое, но реально темпы инфляции не снижаются.
Еще одной задачейразвития экономики является проблема занятости.
Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночнойобусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений иобострение проблем занятости. Только государственное регулированиесоциально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, можетприблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурнаяперестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальнойи нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы.Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу,находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках,работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). внастоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формысоставляет от 17 до 20% экономически активного населения. Несмотря на ростмасштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так инедостаточной гибкости формирующегося рынка труда потребности в рабочей силеотдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовыхресурсов. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровняхуправления являются федеральная, территориальная и местные (городские,районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональныйаспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже неупоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже оботражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время передразработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателейдвижения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетомпараметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональныхпрограмм. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:
·         обеспечениеправовых, экономических и организационных условий для создания и сохранениярабочих мест.
·         Развитиякадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Россиирегулирование складывающегося национального рынка труда и повышениеконкурентоспособности отечественной рабочей силы
·         формированиеэффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемыхрабочих мест развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы
·         созданиеблагоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулированиятрудовой активности населения, усиления роли и ответственности участниковсоциально-трудовых отношений в сфере занятости населения
·         предотвращениероста неполной занятости и массовой безработицы
·         развитиесистемы общественных работ.
В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспективтрудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественноумственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические инаучные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий испециальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной натрудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственнойсистемы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. Нафедеральном уровне — это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждомиз субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды ислужбы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельскихпунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделенияфедеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам иорганам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятостинацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости набезвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики,налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своихфункций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе уорганов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения,необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основепрогнозов экономического развития с участием работодателей и представителейтрудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласованияутверждаются представителями соответствующих органов власти. Органыисполнительной и представительной власти вместе со службами занятостиконтролируют реализацию принятых программ.

2.2 Характеристика экономики России на современном этапе
 
Валовой внутренний продукт (ВВП) России в 2005 году составил
17, 819 трлн. руб.[3] Россиязанимает 10-е место в мире, производя около 2,25% мирового ВВП (для сравнения:доля США в мировом ВВП – 38,0%, Японии – 12,6%, германии – 8,1%, Китая – 5,8%).Несмотря на увеличение ВВП, в истекшем году в сопоставимых ценах его объемсоставил лишь 74,5% к уровню 1990 г., удвоение ВВП в реальности является не чеминым, как достижением уровня 1990г. Снижение темпов прироста ВВП в 2005 году до6,2% против 7,1% в 2004 г. таким образом, даже высокие цены на нефть уже неподстегивают экономический рост, хотя и позволяют держать его на достаточновысоком уровне. Но если цены пойдут вниз, ВВП составит среднемировой уровень –около 4,3%. Согласно уточненному прогнозу социально – экономического развитияРФ до 2008 г., рост валового внутреннего продукта в 2006 году составит 5,8%, нов 2007 году – 5,7%, в 2008 г. – 5,9%. При таких темпах удвоения ВВП к 2010России не достичь, необходимы 7-8% роста. По данным Статистического комитетастран Содружества независимых государств, Россия занимает 9 место. Ее обгоняютАзербайджан (рост в 15%), Белоруссия (8,9%), Армения (8,5%), Таджикистан(7,5%). По Грузии, Казахстану и Молдавии нет данных, но судя по динамике этихстран в третьем квартале 2005 года, они вряд ли отстали от России за год и,вероятно обгонят ее[4].
Топливная промышленность, по-видимому, в ближайшей перспективе несможет расти так быстро, как в последние годы. Темпы ее существенно замедлятся– с 7,4% в 2001-2003 годах до 2,6% в 2004-2010годах.добыча газа к 2010г.достигнет 650 млрд. л. (увеличение по сравнению с 2000 г. на 11%), нефти –примерно 450 млн. т (в 1,4 раза), угля – 330 – 331 млн. т (на 28%). Одним изфакторов поддержания темпов топливной промышленности является ростнефтепереработки. При ожидаемых масштабах добычи топлива удовлетворитьвнутреннюю потребность ускоряющейся экономики можно лишь значительнымограничением динамики его экспорта[5].
Продукция металлургической промышленности за 10 лет, по расчетам,
Должна увеличиться в 1,6 раза. Происходит существенное ускорениеразвития в химической и нефтехимической промышленности. Продукция отраслиудвоилась. Производство минеральных удобрений в 2005 году составляет 17 млн.тонн, что необходимо для наращивания сельского хозяйства. Среднегодовые темпыприроста отрасли машиностроения увеличились с 5,8% в 2001 г. до 9% в 2005 –2006 гг. Такое ускорение обусловлено, прежде всего, ростом инвестиционногоспроса на машины и оборудование, который возрос не менее чем в 2,8раза[6].
Сельскохозяйственное производство растет достаточно быстро. В 2001– 2002 гг. его продукция увеличилась на 4,7% в среднем за год. За 2004 – 2005гг. продукция увеличилась на 17%. Основной рост сельскохозяйственногопроизводства обеспечивает продукция животноводства. Производство мяса скота иптицы увеличилось с 4,4 до 8,3 млн. т. Рост сельскохозяйственного производстваобеспечивается за счет крупных сельскохозяйственных предприятий путемзначительного повышения их материально — технической базы и при активнойподдержке государства.
Импорт товаров под воздействием повышения реального курса рубля в
Условияхзначительного роста доходов предприятий и населения вырос за 2005 г. на 28,9%.Как и в прошлые годы, в российском импорте упрочнились позиции потребительскихизделий при одновременном снижении удельного веса инвестиционных товаров. В2006 году импорт растет быстрыми темпами. И, в первую очередь, средствпроизводства, продовольствия и других потребительских товаров. Увеличениюимпорта способствует продолжающийся рост доходов населения. Кроме того, наувеличение импорта влияют хоть и небольшое, но ускорение роста промышленности инекоторое повышение обменного курса рубля, а также недостаточнаяконкурентоспособность российских производителей[7].
Приростинвестиций в 2005 г. остался почти на прежнем уровне –
110,5%(110,9% в 2004 г.). При этом 51,3% направляется в сектор услуг, а не впромышленный сектор. В структуре инвестиций в 2005 г. наибольший ростзафиксирован в нефтяной промышленности 17,85, а также в обрабатывающейпромышленности 17,1%. В 2005 году в экономику страны поступило прямыхинвестиций на 18,1% больше, чем в предыдущем году, хотя абсолютный объем ихприроста остается незначительным (6,6 млрд. дол.). что касается отраслевойструктуры, то в 2005 г. 41,5% (16,8 млрд. дол.) приходилось на промышленность и22,4% (14,3млрд. дол.) – на сектор оптово – розничной торговли и смежных услуг.В остальные секторы было направлено 23,1% (15,4 млрд. дол.) иностранныхинвестиций. При этом чуть больше половины (8,06 млрд. дол.) инвестированных впромышленность средств приходилось на обрабатывающие производства, а 49% (8,06млрд. дол.) – на отрасли добычи полезных ископаемых. В свою очередь, вобрабатывающей промышленности почти 50% приходится на металлургию, 88%инвестиций в добычу полезных ископаемых направлено в топливно-энергетическийкомплекс[8].
Современнаяэкономическая ситуация характеризуется тем, что, с одной стороны, правительствоРоссии на протяжении 2004 г. стремилось минимизировать свое участие вуправлении экономикой: сокращало долю государственных расходов

2.3 Проблемыэкономического роста российской экономики
 
Россияразвивается гораздо быстрее, чем наиболее развитые страны мира, что позволяетпризнать достигнутый темп роста удовлетворительным с точки зрения сокращенияразрыва. Для сравнения, по данным за II второй квартал 2004 г. в развитыхстранах были зафиксированы следующие темпы роста: в США – 2,5%, в 25 странах ЕС– 3,6%, во Франции – 3,6%, в Германии – 1,9%, в Великобритании – 2,5%.Сопоставимыми с Россией темпами росли в 2004 г. только что вступившие в ЕСстраны Центральной и восточной Европы (Чехия – 4,1%, Словакия – 5,4, Венгрия –4, Эстония – 5,9). Большинство стран СНГ по темпам роста ВВП опережают Россию,но лишь в Казахстане и Азербайджане это можно объяснить влиянием высоких цен нанефть. Некоторое снижение темпов роста в 2004 г. не опровергает гипотезу озавершении восстановлении и переходе к инвестиционному росту, об этом говорятдостаточно высокая инвестиционная активность, а также увеличениепроизводительности труда. Проблемой является не столько опасения слишкомрезкого усиления “вертикали власти”, сколько неопределенность инепредсказуемость действий государственных органов, непонимание того, каковаконечная точка политической революции и сроки ее достижения. Другой проблемойявляется оценка влияния внешнеэкономической конъюнктуры на темпы экономическогороста. Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть идругие товары российского экспорта[9], то есть приснижении цен на нефть темп роста российского ВВП существенно сократится илидаже сменится спадом. В российской экономике велика доля сырьевого сектора ипоэтому необходимо экспортировать не сырье, а готовую продукцию.
Таким образомпоказатели российской экономики находятся не на том уровне на котором хотелось.Из данных приведенных выше было видно, что инвестиции главным образомнаправляются в добывающий сектор (ТЭК). Направления развития российскойэкономики мы рассмотрим в следующей главе.

Глава 3. Направленияразвития экономической политики российской экономики
Экономическоеразвитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненногоуровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП,которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась впоследние 3 года. При росте ВВП за 2001 – 2003 гг. на 18% конечное потреблениеувеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП — с 65,4% в 2000 г. до 68%.В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2010 г. она поднимется до 70%. Вэтом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный периодвозрастет в 2, 14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потреблениянеобходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001 – 2003 гг.)
Важнымнаправлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. За1990-е гг. объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Этосущественно подорвало возможности экономического роста и привело одновременно крезкому сокращению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Сложившийсяуровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственногоаппарата России и обуславливает его быстрое физическое и моральное старение.При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности хозяйстваговорить не приходится.
Дляобеспечения ускоренного роста экономики доля инвестиций в основной капитал вобщем объеме ВВП к 2010 г., по нашим оценкам, должна быть повышена не менее чемна 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику в 2010 г. по сравнению с2000 г. увеличится в 2,7 раза. Это значит, что среднегодовые темпы приростаинвестиций в основной капитал должны возрасти с 8,3% в 2001 – 2003 гг. до 11,3%в 2004 – 2010 гг. Следует учитывать, что в результате экономического спада в1990-е гг. экономика имела существенные резервы не использованныхпроизводственных мощностей, т.е. без роста инвестиций можно было повышатьпроизводство путем более полной загрузки мощностей[10].Однако эти резервы в основном исчерпаны и требуют огромные инвестиции, что ибыло предусмотрено прогнозными расчетами. Но прогнозируемые масштабы их могутобеспечить необходимый экономический рост лишь при условии значительногоповышения эффективности капиталовложений. По сравнению с 2001 – 2003 гг.прирост ВВП на 1 млн. инвестиций в основной капитал за 2004 – 2010 гг. долженбыть повышен примерно в 1,2 раза. Непременным условием ускоренного ростаявляется преодоление топливно – сырьевой ориентации промышленного производства.По расчетам, при общем росте промышленности за 2001 – 2010 гг. в 1, 75 разаопережающими темпами должны развиваться машиностроение и металлообработка (в2,2 раза), химическая промышленность (в 1,95), промышленность стройматериалов(в 2 раза). В то же время прекратиться сложившийся в 2001 – 2003 гг. опережающийрост топливной промышленности, цветной металлургии, пищевой промышленности.
Еще дно изважнейших направлений развития – преодоление отставания в развитииэлектроэнергетики. С 1990 по 1998 г. выработка электроэнергии сократилось с1082 до 827 млрд. кВт-ч, т.е. почти на четверть. После 1998 г. началсянекоторый подъем. За 2001 – 2003 гг. продукция электроэнергетики выросла на2,3% при росте всей промышленности за этот период на 17%. В 2003 г. выработкаэлектроэнергии составила 915 млрд. кВт-ч, т.е. выла на 15% ниже, чем в 1990 г.Абсолютные размеры потребления ее в России сократилось в 2002 г. по сравнению с1990 г. на 18%, в том числе в промышленности – на 26%, на транспорте – на 35, всельском хозяйстве – на 38%. Это одно из проявлений технического регрессароссийской экономики.
По расчетам,до 2010 г. выработка электроэнергии должна возрасти в 1,4 раза, или до 1285млрд. кВт-ч. Такой рост означает необходимость резкого повышения ее динамики.Потребление электроэнергии в расчете на единицу ВВП предполагалось сократить за10 лет на 27%.
Другимнаправлением развития экономики России — являются внешнеэкономические связи. Попрогнозным расчетам, к 2010 г. доля стран СНГ во внешне торговом обороте Россиидолжна возрасти не менее чем на 21%. Экспорт России в страны СНГ за 10 летдолжен возрасти в 1,5 – 1,6 раза. В структуре его будет расти экспорт машин иоборудования (не менее чем в 1,5 раза) и по-прежнему значительное место будутзанимать топливно – энергетические ресурсы. Более быстро, чем экспорт, будет растиимпорт в Россию из стран СНГ (в 1,7 – 1,8 раза за 10 лет). По прогнозу,поставки из стран СНГ машиностроительной продукции за 10 лет увеличится в 2,3раза, что является важным фактором роста машиностроения в странах Содружества.Опережающий рост импорта России из стран СНГ по сравнению с экспортом в этистраны позволит улучшить внешнеторговый баланс между Россией и странамиСодружества. Если в 2000 г. положительное сальдо торгового баланса России состранами СНГ составляло 2 млрд. долл., а к 2002 г. – 5,4 млрд., то к 2010 г.оно прогнозируется в размере 1,1 – 1,2 млрд. долл.[11]
Такженеобходимо повысить долю оплаты труда наемных работников в ВВП с 40%,существующих сегодня по крайней мере до 50%, учитывая, что ни в одной развитойстране эта доля не составляет менее половины ВВП. Это позволит увеличитьсредний размер минимальной зарплаты и пенсии до реального прожиточногоминимума. В структуре доходов населения должна быть существенно повышена долясоциальных выплат. Сегодня в России она составляет 12%, тогда как в германии23%, Швеции – 26, во Франции – 28%. При нормальной социальной политике к 2010г. эту долю следовало бы повысить по крайней мере до 20% [12].
Такимобразом, для решения задачи развития российской экономики к 2010 году необходимаследующая динамика основных макроэкономических показателей: рост ВВП за 2001 –2010 гг. должен составить 199, 9%, поэтому среднегодовой прирост долженсоставлять 7,8%. Конечное потребление – 213,9%, среднегодовой прирост 8,3%.[13]И инвестиций в основной капитал – 269,5%, среднегодовой прирост 11,3%.Опережающий рост конечного потребления и инвестиций в основной капитал посравнению с общим ростом ВВП может быть достигнут лишь за счет значительногоснижения в структуре использования ВВП доли чистого экспорта. Итоги всеговышесказанного мы подведем в заключении.

Заключение
 
Экономическийрост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товарыроссийского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российскогоВВП существенно сократится или даже сменится спадом. В российской экономикевелика доля сырьевого сектора и поэтому необходимо экспортировать не сырье, аготовую продукцию. Важным направлением структурных изменений должно статьповышение инвестиционной активности. За 1990-е объем инвестиций существенносократился. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержаниепроизводственного аппарата России и это обуславливает его быстрое физическое иморальное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособностиговорить не приходится. Основной целью макроэкономической политики являетсярешение проблем национальной экономики. Объектами государственногорегулирования экономики — являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации,явления и условия социально-экономической жизни страны. Государство используетмножество инструментов экономической политики (денежная, фискальная, социальнаяи др. политики) и ни один из инструментов не действует отдельно и изолированоот других. Экономический рост России нужен не сам по себе, не любой ценой, носопровождаемый прогрессивными структурными сдвигами, диверсификацией экономикии экспорта. Экономический рост также должен быть устойчивым, то естьпродолжаться в течение достаточно длительного периода времени и должен обеспечиватьсокращение разрыва с наиболее развитыми странами мира, то есть превышать ихтемпы роста. Главными факторами обеспечения макроэкономической стабильности внастоящее время выступают проведение сбалансированной бюджетной политики,сохранение режима плавающего валютного куса, значительные золотовалютныерезервы ЦБР, а также Стабилизационный фонд. Необходимо повысить долю оплатытруда наемных работников а ВВП с 40% до 50%. Это позволит увеличить среднийуровень оплаты труда, поднять размер пенсий, социальных выплат и минимальнойзарплаты до прожиточного минимума. В структуре доходов населения должна бытьсущественно повышена доля социальных выплат. Социальная политика должна бытьнаправлена, прежде всего, на преодоление неравномерности в распределениидоходов между социальными группами и отдельными гражданами страны, котораясложилась сегодня в России. В региональной политике необходимо преодолетьнарастающую неоднородность экономического ландшафта страны, усиливающихсямежрегиональных различий в уровнях экономического развития отдельных территорийи уровня жизни населения. Для этого необходимы значительное увеличениемасштабов поддержки бюджетов субъектов Федерации за счет федерального бюджета,разработка и реализация программы поддержки нуждающихся регионов страны.

Списокиспользованной литературы
 
1.        Добрынин,А. Экономическая теория / А. Добрынин, Л. Тарасова. – СПб.: Питер, 2004. – 544с.
2.        Драчка,О. Куда идет Россия? / О. Драчка // МЭ и МО. – 2005. — №2. – с.58-62.
3.        Ивантер,В. Заметки об экономической политике / В. Ивантер // Свободная мысль – XXI. –2005. — №10. с. 36-45.
4.        Клоцвог,Ф. О стратегии управляемого развития / Ф. Клоцвог. // Экономист. – 2004. — №9.– с.56-63.
5.        Маевский,В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. –2004. — №4. – с.15-24.
6.        Мау,В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. – 2006. — №2. – с.4-27.
7.        Мау,В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. –2005. — №1. – с. 4-27.
8.        Цветков,В. Полная неопределенность при благоприятной конъюнктуре / В. Цветков // ЭКО. –2006. — №5. – с.3-24.
9.        Чернова,Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. – 2005. — №40. – с.5-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.