ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФИЛИАЛ ФГОУ ВПО «СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»В Г. ИРКУТСКЕ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономический анализ
на тему:
«Ликвидность предприятия»
Выполнил:
Бизимова С.И.
студентка гр. УФК-1-08
Проверил:
Богатырева М. В
Иркутск 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие ликвидности
1.1 Понятие ликвидности баланса
1.2 Общие показатели ликвидности
Глава 2 Оценка финансового состояния организации УФПСфилиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску
2.1 Характеристика деятельности государственногопредприятия УФПС филиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности УФПСфилиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску
2.3 Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основеабсолютных и относительных показателей
Глава 3. Пути улучшения финансового состояния предприятия
3.1 Предложения по повышению эффективности деятельностипредприятия
Заключение
Список нормативно-правовых актов и литературы
/>Введение
В структуре финансовых взаимосвязей народного хозяйства финансыпредприятий занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основноезвено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные благаи формируется преобладающая масса финансовых ресурсов страны.
Одним из важнейших показателей эффективной деятельности предприятияявляется ликвидность. Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостьюдавать оценку кредитоспособности организации, т.е. ее способности своевременно иполностью рассчитываться по своим обязательствам.
Поэтому тема курсовой работы является сегодня особенно актуальной.
В повышении эффективности производства в условиях рыночной экономикиважнейшее значение имеет правильная организация и управление предприятием. Еслипредприятие не может погасить свои текущие обязательства по мере того, как наступаетсрок их оплаты, его дальнейшее существование ставится под сомнение, и это отодвигаетвсе остальные показатели деятельности на второй план. Поэтому имеет смысл рассмотретьв рамках данной курсовой работы вопрос о ликвидности предприятия и предложения поповышению эффективности деятельности данного предприятия.
Цель представленной курсовой работы — рассмотреть сущность понятияликвидности предприятия.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
определение значения и сущности понятия ликвидности предприятия;
рассмотрение показателей ликвидности;
исследование финансово-хозяйственной деятельности УФПС филиалаФГУП «Почта России»;
Объектом исследования является УФПС филиала ФГУП «ПочтаРоссии» по г. Иркутску.
Предметом исследования является ликвидность предприятия УФПСфилиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску.
Методологическую основу при написании курсовой работы составили:труды отечественных специалистов В.В. Ковалева и Вит.В. Ковалева, П.И. Вахрина,Л.С. Васильевой, Г.В. Савицкой и других, а также аналитические данные из СМИ и печати.
Практическая значимость работы заключается в возможности использованияпредлагаемых мероприятий деятельности рассматриваемого предприятия.
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и списоклитературы. Во введении формируются цели, задачи исследования, актуальность выбраннойтемы. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты понятия ликвидности предприятия.Вторая посвящена анализу финансового состояния УФПС филиала ФГУП " Почта России"по г. Иркутску. В третьей главе — пути улучшения деятельности рассматриваемой организации.В заключении формулируются и обобщаются выводы о проделанной работе.
/>Глава 1. Понятие ликвидности/>1.1 Понятие ликвидностибаланса
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательстворганизации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашенияобязательств. «Ликвидность — способность фирмы:
1) быстро реагировать на неожиданные финансовые проблемы и возможности,
2) увеличивать активы при росте объема продаж,
3) возвращать краткосрочные долги путем обычного превращенияактивов в наличность».
Существует несколько степеней ликвидности определения возможностейуправления предприятия, а значит, устойчивость всего проекта. Так, недостаточнаяликвидность, как правило, означает, что предприятие не в состоянии воспользоватьсяпреимуществами скидок и возникающими выгодными коммерческими возможностями. На этомуровне недостаток ликвидности означает, что нет свободы выбора, и это ограничиваетсвободу действий руководства. Более значительный недостаток ликвидности приводитк тому, что предприятие не способно оплатить свои текущие долги и обязательства.В результате — интенсивная продажа долгосрочных вложений и активов, а в самом худшемслучае — неплатежеспособность и банкротство.
Для собственников предприятия недостаточная ликвидность можетозначать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или полную потерювложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника может означатьзадержку в уплате процентов и основной суммы долга или частичную либо полную потерюссуженных средств. Текущее состояние ликвидности компании может повлиять также наее отношения с клиентами и поставщиками товаров и услуг. Такое изменение может выразитьсяв неспособности данного предприятия выполнить условия контрактов и привести к потересвязей с поставщиками. Вот почему ликвидности придается такое большое значение.
Если предприятие не может погасить свои текущие обязательствапо мере того, как наступает срок их оплаты, его дальнейшее существование ставитсяпод сомнение, и это отодвигает все остальные показатели деятельности на второй план.Иными словами, недостатки финансового управления проектом приведут к возникновениюриска приостановки и даже его разрушения, т.е. к потере средств инвестора.
Ликвидность характеризует соотношение различных статей текущих(оборотных) активов и пассивов фирмы и, таким образом, наличие свободных (не связанныхтекущими выплатами) ликвидных ресурсов.
В зависимости от степени ликвидности т. е от скорости превращенияв денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
1. Наиболее ликвидные активы (А1) — суммы по всем статьямденежных средств, которые могут быть использованы для выполнения текущих расчетовнемедленно. К этой группе относятся также те краткосрочные финансовые вложения(ценные бумаги), которые можно приравнять к деньгам. К ним относятся все статьиденежных средств предприятия и краткосрочные финансовые вложения.
2. Быстро реализуемые активы (А2) — активы, для обращениякоторых в наличные средства требуется определенное время. Дебиторская задолженность,платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, прочие оборотныеактивы. Ликвидность этих активов различна и зависит от субъективных и объективныхфакторов: квалификации финансовых работников фирмы, взаимоотношений с плательщикамии их платежеспособности, условий предоставления кредитов покупателям, организациивексельного обращения.
3. Медленно реализуемые активы (А3) — статьи раздела IIактива баланса, включающие запасы, налог на добавленную стоимость, дебиторскую задолженность(платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты) ипрочие оборотные активы. Товарные запасы не могут быть проданы до пор, пока не найденпокупатель. Запасы сырья, материалов и незавершенной продукции иногда требуют предварительнойобработки, прежде чем их можно будет продать и преобразовать в наличные средства.
Следует обратить внимание, что статья «Расходы будущих периодов»не включается в эту группу.
4. Труднореализуемые активы (А4) — статьи раздела I активабаланса — внеоборотные активы. Активы, которые предназначены для использования вхозяйственной деятельности в течение относительно продолжительного периода. СогласноМеждународному стандарту финансовой отчетности №5 долгосрочная дебиторская задолженностьвключается в со став прочих долгосрочных активов.
Первые три группы активов (наиболее ликвидные активы, быстрореализуемыеи медленно реализуемые активы) в течение текущего хозяйственного периода могут постоянноменяться и относятся к текущим активам фирмы. Текущие активы более ликвидны, чемостальное имущество фирмы.
Пассивы баланса группируются по степени срочности оплаты:
1. Наиболее срочные обязательства (П1) — кредиторская задолженность,расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства, а также ссуды, не погашенныев срок (по данным приложений к бухгалтерскому балансу).
2. Краткосрочные пассивы (П2) — краткосрочные заемные кредиты банкови прочие займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.
3. Долгосрочные пассивы (П3) — долгосрочные заемные кредиты и прочиедолгосрочные пассивы (статьи V разделабаланса «Долгосрочные пассивы»). Долгосрочные кредиты и заемные средства,а так же доходы будущих периодов, фонды потребления, резервы предстоящих расходови платежей.
4. Постоянные пассивы (П4) — (статьи IV раздела баланса «Капитал и резервы» и отдельные статьиVI раздела баланса, не вошедшиев предыдущие группы: «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления»и «Резервы предстоящих расходов и платежей»). Чтобы обеспечить балансактива и пассива, постоянные пассивы следует уменьшить на сумму по статьям«Расходы будущих периодов», «Убытки».
Краткосрочные обязательства — это текущие обязательства,а краткосрочные и долгосрочные обязательства вместе взятые образуют внешние обязательства.
Фирма считается ликвидной, если ее текущие активы превышают еекраткосрочные обязательства. Фирма может быть ликвидной в большей или меньшей степени.Фирма, оборотный капитал которой состоит преимущественно из денежных средств и краткосрочнойдебиторской задолженности, обычно считается более ликвидной, чем фирма, оборотныйкапитал которой состоит преимущественно из запасов. Для оценки реальной степениликвидности фирмы необходимо провести анализ ликвидности баланса.
Ликвидность баланса.
Одним из показателей, характеризующих финансовое положение Предприятия,является его платежеспособность, т.е. возможность своевременно погашать свои платежныеобязательства наличными денежными ресурсами.
Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основехарактеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимымдля превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассацииданного актива, тем выше его ликвидность. Ликвидность баланса — возможность субъектахозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства,а точнее — это степень покрытия долговых обязательств предприятия его активами,срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежныхобязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средстввеличине краткосрочных долговых обязательств.
Ликвидность предприятия — это более общее понятие, чем ликвидностьбаланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только засчет внутренних источников (реализации активов). Но предприятие может привлечь заемныесредства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире идостаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.
Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второеболее емкое. От степени ликвидности баланса и предприятия зависит платежеспособность.В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу.Предприятие может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятныевозможности в будущем, и наоборот.
В экономической литературе различают понятия ликвидности совокупныхактивов как возможность их быстрой реализации при банкротстве и самоликвидации предприятияи ликвидности оборотных активов, обеспечивающей текущую его платежеспособность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств поактиву, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствамипо пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итогипо каждой группе активов и пассивов.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующиеусловия:
А1 ≥ П1;
А2 ≥ П2;
А3 ≥ П3;
А4 ≤ П4.
Если выполняются первые три неравенства, т.е. текущие активыпревышают внешние обязательства фирмы, то обязательно выполняется и последнее неравенство,которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у фирмы собственных оборотныхсредств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости.
Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствуето том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной.При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком подругой группе, хотя компенсация может быть лишь по стоимостной величине, так какв реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные.Анализ ликвидности баланса оформляется в виде таблицы.
Таблица 1.1
Анализ ликвидности балансаАктив На начало периода На конец периода Пассив На начало периода На конец периода Платёжный излишек или недостаток На начало периода На конец периода 1 2 3 4 5 6 7 8
1. Наиболее ликвидные активы (А1) 2435 14593
1. Наиболее срочные обязательства (П1) 78079 234910 -75644 -220317
2. Быстрореализуемые активы (А2) 72537 195635
2. Краткосрочные пассивы (П2) 2159 720 +70378 +194915
3. Медленно реализуемые активы (А3) 19750 60933
3. Долгосрочные пассивы (П3) 1867 622 +17883 +60311
4. Труднореализуемые активы (А4) 595097 685543
4. Постоянные пассивы (П4) 607114 721484 -12017 -35941 Баланс 689219 957736 Баланс 689219 957736
Из табл.1.1 видно, что баланс анализируемого предприятия не являетсяабсолютно ликвидным как на начало, так и на конец анализируемого периода, поскольку
А1
А2 >П2;
А3 > П3;
А4
На анализируемом предприятии не хватает денежных средств дляпогашения наиболее срочных обязательств (на начало периода 75 644 тыс. руб. и наконец периода — 220 317 тыс. руб.) и даже быстрореализуемых активов недостаточно.
Сопоставление наиболее ликвидных средств и быстрореализуемыхактивов с наиболее срочными обязательствами и краткосрочными пассивами позволяетвыявить текущую ликвидность и текущую платежеспособность. Положение анализируемогопредприятия на ближайшее время затруднительно, для погашения краткосрочных долговследует привлечь медленно реализуемые активы.
Если степень ликвидности баланса настолько велика, что послепогашения наиболее срочных обязательств остаются излишние средства, то можно ускоритьсроки расчетов с банком, поставщиками и другими контрагентами.
Перспективную ликвидность можно определять, сравнив медленнореализуемые активы с долгосрочными пассивами, т.е. будущими поступлениями и платежами.
Балансы ликвидности за несколько периодов дают представлениео тенденциях изменения финансового положения предприятия.
Баланс ликвидности является одним из источников информации длясоставления финансового плана.
С помощью баланса ликвидности можно вести прогнозные расчетына случай ликвидации предприятия. 1.2 Общие показатели ликвидности
Наряду с абсолютными показателями для оценки ликвидности и платежеспособностипредприятия рассчитывают относительные показатели: коэффициент абсолютной ликвидности,коэффициент быстрой ликвидности и коэффициент текущей ликвидности.
Показатели ликвидности применяются для оценки способности фирмывыполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление не только о платёжеспособностифирмы на данный момент, но и в случае чрезвычайных происшествий.
Общую оценку платежеспособности дает коэффициент текущей ликвидности,который в экономической литературе называют также коэффициентом покрытия, коэффициентомобщею покрытия.
Коэффициент текущей ликвидности равен отношению текущих активовк краткосрочным обязательствам и определяется следующим образом:
КтЛ= />.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую ликвидностьи показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущимиактивами, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежнуюединицу текущих обязательств. Если соотношение меньше чем 1: 1, то текущие обязательствапревышают текущие активы.
Рекомендуемые приказом Министерства экономики № 118 от 1 октября 1997 г. значения этою показателя от 1 до 2, значение более 2 нежелательно.
Если коэффициент текущей ликвидности высокий, то это может бытьсвязано с замедлением оборачиваемости средств, вложенных в запасы, с неоправданнымростом дебиторской задолженности.
Постоянное снижение коэффициента означает возрастающий риск неплатежеспособности.Целесообразно этот показатель сравнивать со средними значениями по группе аналогичныхпредприятий.
Однако этот показатель очень укрупненный, так как в нем не учитываетсястепень ликвидности отдельных элементов оборотного капитала.
Коэффициент быстрой ликвидности (строгой ликвидности)является промежуточным коэффициентом покрытия и показывает, какую часть можно погаситьтекущими активами за минусом запасов. Коэффициент быстрой ликвидности рассчитываетсяпо формуле
Кб= />.
Он помогает оценить возможность погашения фирмой краткосрочныхобязательств в случае ее критическою положения, когда не будет возможности продатьзапасы.
Значение этого показателя рекомендуется в пределах от 0,8 до1,0 (в розничной торговле этот коэффициент может снижаться до 0,4 — 0,5), но можетбыть чрезвычайно высоким из-за неоправданною роста дебиторской задолженности.
Коэффициент абсолютной ликвидности определяется отношениемнаиболее ликвидных активов к текущим обязательствам и рассчитывается по формуле
Каб. лик = />
Этот коэффициент является наиболее жестким критерием платежеспособностии показывает, какую часть краткосрочной задолженности фирма может погасить в ближайшеевремя. Величина ею должна быть не ниже 0,2.
Различные показатели ликвидности представляют интерес не толькодля руководителей и финансовых работников предприятия, но и для различных потребителейаналитической информации: коэффициент абсолютной ликвидности — для поставщиков сырьяи материалов, коэффициент быстрой ликвидности — для банков; коэффициент текущейликвидности — для покупателей и держателей акций и облигаций предприятия.
Если у фирмы показатели отклоняются от рекомендуемых значений,то аналитик должен выяснить причину этого. Для расчета коэффициентов ликвидностиприменяется алгоритм расчета коэффициентов ликвидности, который описан в таблице1.2.
Таблица 1.2
Алгоритм расчета коэффициентов ликвидностиПоказатели Норматив (мировая практика) Расчет по балансу Интерес Коэффициент абсолютной ликвидности 0,2 — 0,25 с.250 + с.260/с.610+ с.620+с.630+с.650+с.660 Для поставщиков материально-производственных ресурсов Коэффициент критической ликвидности 0,7 — 0,8
с.290-с.210-с.220-
с.230/с.610+с.620+
с.630+с.650+с.600 Для кредитных учреждений (банков) Коэффициент текущей ликвидности 2
с.290-с.230/с.610+с.620
+с.630+с.650+с.660 Для акционеров (держателей акций и облигаций)
Рассчитаем коэффициент ликвидности анализируемого предприятия,используя данные табл.1, и оформим этот расчет в виде таблицы.
Таблица 1.3
Анализ коэффициентов ликвидностиПоказатель На 1.01 На 1.07 На 1.01 след. года Рекомендуемые показатели 1. Коэффициент текущей ликвидности 1,15 1,07 1,15 1,0-2,0 2. Коэффициент быстрой ликвидности 0,934 0,81 0,892 0,8-1,0 3. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,03 0,012 0,062 0,2-0,7
Как видно из таблицы 1.3, на анализируемом предприятии коэффициентытекущей ликвидности и быстрой ликвидности в пределах рекомендуемых, а коэффициентабсолютной ликвидности на конец периода увеличился, но недостаточно.
Для оценки степени ликвидности организаций отдельных организационно-правовыхформ (акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, унитарных предприятий)установлен показатель стоимости чистых активов.
Чистые активы — это величина, определяемая путем вычитанияиз суммы активов, принимаемых к расчету, суммы ее обязательств, принимаемых к расчету.
Активы, участвующие в расчете, — это денежное и не денежноеимущество организация, а значит, из актива баланса следует вычесть задолженностьучастников (учредителей) по взносам в уставный капитал, стоимость собственных акций,выкупленных у акционеров, итоги раздела «Убытки». По статье «Прочиевнеоборотные активы» в расчет принимается задолженность организация за проданноеей имущество. При наличии у организации на конец года оценочных резервов балансоваястоимость уменьшается на сумму данных резервов.
Пассивы, участвующие в расчете, — это обязательства организации.К ним относят статью «Целевые финансирование и поступления», V раздел баланса «Долгосрочные пассивы»VI раздел «Краткосрочные пассивы»(кроме сумм по статьям «Доходы будущих периодов», «Фонды потребления»,«Резервы предстоящих расходов и платежей»).
Оценка статей баланса, участвующих в расчете стоимости чистыхактивов, производится в валюте Российской Федерации по состоянию на 31 декабря отчетногогода. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимостьчистых активов окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрироватьв установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанныхактивов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала,общество подлежит ликвидации.
Произведем расчет чистых активов анализируемого предприятия.
Таблица 1.4
Расчет чистых активов предприятия (в балансовой оценке тыс. руб.)Наименование показателей Начало периода Конец периода I Активы 1. Внеоборотные активы 594389 686059 2. Оборотные активы, в т. ч. 96382 276613 3. Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал 4. ИТОГО активы (стр.1+стр.2-стр.3) 690771 962672 II Пассивы 5. Целевое финансирование и поступления 22939 67560 6. Долгосрочные пассивы 1867 622 7. Краткосрочные пассивы, в т. ч. 80238 235630 8. Доходы будущих периодов 9. Фонды потребления 10. ИТОГО: Пассивы, исключаемые из стоимости активов (стр.5+стр.6+стр.7-стр.8-стр.9) 105044 303812 11. Стоимость чистых активов стр.4 (итого активов) — стр.10 (итого пассивов) 585727 658860
Как видно из табл.1.4, у предприятия достаточно чистых активовна начало года, а на конец периода они увеличились на 73 133 тыс. руб. и составили658 860 тыс. руб.
При рассмотрении вопроса о ликвидности фирмы аналитику следуетизучить некоторые компоненты оборотных средств отдельно, так как с ними могут бытьсвязаны «узкие места» фирмы.
/>/>Глава 2. Оценка финансового состояния организации УФПС филиалаФГУП «Почта России» по г. Иркутску/>/> 2.1 Характеристика деятельности государственного предприятияУФПС филиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску
Почтовая связь является одним из важнейших элементов инфраструктурыгосударства. Ее эффективное функционирование является непременным условием стабильногосоциально-экономического развития.
В последнее время Почта привлекает все больше внимания со стороныруководства страны, деловых кругов и широкой общественности. Это связано с огромными еще далеко не полностью реализованным потенциалом ФГУП «Почта России».Обширная и территориально распределенная сеть Почты России, включающая 42 тыс. объектовпочтовой связи, позволяет открыть жителям районов с недостаточно развитой инфраструктуройдоступ ко многим высокотехнологичным услугам, не только почтовым, но также финансовыми инфокоммуникационным. А их доступность крайне важна как для развития бизнеса истимулирования деловой активности, так и для повышения уровня жизни населения, ростаего благосостояния.
При этом надо признать, что сегодня российская почта находитсяв крайне сложном положении. В этой связи скорейшее принятие антикризисных мер являетсяв настоящее время одной из важнейших задач для ФГУП «Почта России». Решениевопросов тарифного регулирования, компенсации Почте недополученных доходов, выделенияиз государственного бюджета субсидий на содержание убыточных отделений почтовойсвязи и проч. позволит уже в 2010 году стабилизировать ситуацию, а с 2011 года приступитьк планомерному развитию, обновлению и модернизации почтовой инфраструктуры.
/>
Рисунок 2.1 Структура ФГУП «Почта России»
Почта России — национальный оператор почтовой связи — предоставляетнаселению широкий спектр почтовых услуг. Обладая широко разветвленной сетью отделенийпочтовой связи, предприятие осуществляет доставку почтовых отправлений во все населенныепункты. Пересылка письменной корреспонденции — карточек, писем, бандеролей являетсяуниверсальной услугой и осуществляется по социально-ориентированным тарифам, регулируемымгосударством.
В 2009 году доход ФГУП «Почта России» от реализацииуслуг почтовой связи на 33% превысил аналогичный показатель 2008 года и составил24,6 млрд руб. Это связано с развитием новых сервисов и сохраняющейся тенденциейроста объемов почтовых услуг. Так объемы письменной корреспонденции за 2009 годвыросли на 14,2% и составили 1,56 млрд шт.
В 2009 году также сохранилась тенденция роста объемов посылочнойпочты. Российские почтовики приняли, обработали и доставили более 48 млн посылок,что на 24,3% больше чем в предыдущем году.
/>
Рисунок 2.2 Структура доходов от оказания почтовых услуг в 2009году
Почта России представляет всемирную сеть Express Mail Serviceи оказывает на российском рынке услугу по экспресс-доставке отправлений. «EMSПочта России» — служба, которая обеспечивает доставку срочных отправлений игрузов «от двери до двери» по России и в 190 стран мира в кратчайшие сроки.Оператор работает в сегменте среднего ценового предложения, придерживаясь стратегиистабилизации стоимости услуг.
В 2009 году на рынке экспресс-доставки продолжался рост спросана эту услугу, что обусловлено экономическим подъемом в целом по стране и развитиеммеждународных отношений. Количество отправлений EMS выросло на 41% по сравнениюс 2009 годом и составило почти 1,6 млн шт.
На рынке экспресс-доставки услуга «EMS Почта России»обладает конкурентными преимуществами, выражающимися в разветвленной сети из 40тысяч почтовых отделений и развитой системе магистральных перевозок.
В товарном портфеле EMS присутствуют 4 основных продукта: экспресс-доставкапо миру, экспресс-доставка по России, экспресс-доставка по области, экспресс-доставкапо городу.
В качестве дополнительных услуг экспресс-доставки предлагаетсястрахование отправлений EMS от всех рисков физического повреждения или утери. Оплатаотправлений по России возможна как отправителем, так и получателем или третьим лицом.В 2009 году была введена услуга «Наложенный платеж».
Включение в конце 2008 года ФГУП «Почта России» в реестрФедеральной Таможенной Службы РФ как организации, обладающей ответственностью иполномочиями таможенного декларанта на таможенное оформление грузов и осуществлениекомплекса процедур по прохождению отправлений через таможенные органы, позволилоEMS Почта России в 2009 году начать предоставление клиентам комплекса услуг по таможенномуоформлению импортируемых и экспортируемых грузов.
Благодаря оптимизации региональной маршрутной сети, введениюдополнительных маршрутов перевозки и открытию региональных сортировочных центровс 1 августа 2009 года сокращены сроки доставки экспресс-отправлений EMS по РФ. Сокращениесроков доставки коснулось основных внутрироссийских маршрутов: из Москвы в большинствообластных центров Центрального, Приволжского и Сибирского федеральных округов, атакже других межрегиональных маршрутов.
Для усиления позиций «EMS Почта России» в регионахбыли созданы региональные обособленные структурные подразделения (ОСП) с возможностьюприема, сортировки и курьерской доставки отправлений, а также с организацией прямыхпродаж в городах Санкт-Петербург, Краснодар, Нижний Новгород, Пермь, Мытищи (Московскаяобласть), Екатеринбург, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Новосибирск, Хабаровск,Воронеж, Калининград, Владивосток, Томск, Петропавловск-Камчатский, Челябинск, Иркутск,Омск, Волгоград. По итогам 2007 года количество ОСП составило 21 ед. (причем 9 изних были введены в действие в течение 2007 года).
Для улучшения качества предоставляемых услуг, «EMS ПочтаРоссии» в 2009 году продолжила разработку корпоративной информационной системы,а также оптимизацию технологий и производственных процессов. Для осуществления курьерскойдоставки в Москве и регионах РФ было приобретено более 60 автомобилей.
В рамках услуги «Отправление 1 класса» Почта Россииосуществляет пересылку ускоренных почтовых отправлений, сроки доставки которых на30% ниже установленных сроков доставки традиционной почтовой корреспонденции.«Отправления 1 класса» пересылаются по специально разработанной технологии,предполагающей наименьшее количество сортировочных участков.
Подводя итоги 2009 года, можно с уверенностью сказать, что услуга«Отправление 1 класса» становится все более популярной, о чем свидетельствуетустойчивая динамика постоянного роста объемов и доходов в течение прошедшего года.За 2009 год доставлено 4,5 млн «Отправлений 1 класса», что в два разабольше, чем в 2008 году. Общий доход по данной услуге в 2009 году составил 237,5млн руб., что почти в 3 раза выше показателя предыдущего года.
Услуга «Регион-курьер» — это курьерская доставка почтовыхотправлений «от двери до двери», в том числе доставка партионных заказови налоговых деклараций.
В рамках проекта также осуществляется доставка объявлений в адресаредакций газет, размещающих бесплатные объявления, доставка подарков и сувениров,заказанных по каталогу, а также подарков, цветов и приглашений в адрес организаций.
Главной целью создания и развития проекта доставочной службыявляется удовлетворение потребностей и ожиданий клиентов на всей территории РоссийскойФедерации путем расширения спектра услуг высокого качества по доступным ценам насети почтовой связи. При использовании потенциала существующей региональной сети,регулярных почтовых маршрутов и штата почтальонов реализация проекта обеспечиваетдополнительный доход без существенных затрат на развитие инфраструктуры и обеспечиваетминимальную себестоимость услуги, позволяет сделать её доступной и интересной дляпотенциальных клиентов.
В 2009 году услуги внутригородской курьерской службы «Регион-Курьер»оказывались в 77 филиалах Почты России.
В течение года было принято свыше 8 млн отправлений, что принеслоПредприятию доход в размере 36 млн руб.
Одним из приоритетных направлений деятельности ФГУП «ПочтаРоссии» остается оказание финансовых услуг, ориентированных не только на корпоративныхклиентов, но и широкие слои населения.
В 2009 году доходы Почты России от оказания финансовых услугвыросли на 19%.
Доля финансовых услуг в структуре доходов Предприятия в 2009году составила 38%.
Почтовые переводы сегодня остаются самым распространенным способомперевода денежных средств по территории РФ.
В 2009 году общий объем денежных переводов, принятых Почтой России,вырос на 13% и составил 367 млрд руб.
Технология оказания услуги «Кибер-Деньги» предусматриваетиспользование пунктов электронного обмена переводами в рамках Единой системы почтовыхпереводов (ЕСПП) — почтово-кассовых терминалов, функционирующих в режиме online.
В 2009 году в рамках развития проекта «КиберДеньги»продолжилась оптимизация сети пунктов ЕСПП. В 2009 году количество пунктов ЕСППувеличилось на 20% и составило 15,6 тыс. единиц. Остальные почтовые отделения, ещене подключенные к ЕСПП, работают по гибридной технологии: из немеханизированныхотделений почтовой связи перевод на бланке направляется до ближайшего почтовогоотделения, оснащенного выходом в систему электронных переводов. Увеличение количествапунктов ЕСПП, а также другие принятые меры позволили обеспечить оперативную обработкупочтовых переводов, которые приобретают все большую популярность.
В 2009 году ФГУП «Почта России» продолжало развиватьсотрудничество с корпоративными клиентами, в результате чего доля «корпоративных»переводов в 2009 году составила 73,6% от общего числа всех осуществленных почтовыхпереводов. К сотрудничеству с Почтой присоединились 22 новых корпоративных клиента,в том числе ведущие банки, такие как ЗАО «ВТБ 24», ОАО «УралСиб»и др. Общий рост объемов почтовых переводов денежных средств в адрес/от корпоративныхклиентов составил 11,2%, доходов — 36,5%.
Значительное внимание в 2009 году ФГУП «Почта России»уделяло развитию международных переводов, что позволило обеспечить рост их объемовна 31%.
По итогам 2009 года Почта России осуществляет электронные денежныепереводы в Казахстан, Украину, Беларусь, Армению, Азербайджан, Киргизию, Латвию,Молдову, Эстонию, Грузию, Китай и Францию.
В 2009 году развивались почтово-банковские услуги: прием вкладовот населения по договорам с банками, выдача и погашение банковских кредитов, обслуживаниепластиковых карт. Объем оказанных в 2009 году почтово-банковских услуг по сравнениюс 2008 годом вырос на 11%.
В 2009 году получил развитие совместный с ООО «Хоум Кредитэнд Финанс Банк» проект «Кредит почтовым переводом», который реализуетсяс февраля 2008 года, когда Почта России начала оказывать принципиально новую услугу- выдачу кредитов в почтовых отделениях. В настоящее время услуга потребительскогокредитования пользуется большим спросом среди населения, но повсеместному развитиюсервиса мешает ограниченное количество региональных филиалов у банков. Технологиявыдачи кредитов основана на Единой системе почтовых переводов.
Услуга по выдаче кредитов на Почте оказалась востребованной уклиентов из-за простоты ее оформления и удобства расположения отделений почтовойсвязи для потребителя. Так по отношению к 2008 году в 2007 году объем выданных черезПочту России кредитов в денежном выражении увеличился в 3 раза и составил более5 млрд рублей.
В 2009 году Почта России принимала переводы от физических лицв счет погашения кредитов 23-х банков, активно кредитующих население. Доля такихпереводов составила 79,2% от общего количества «корпоративных» переводов.
Благодаря внедрению новейших технических решений (нанесение набланки перевода специальных штрих-кодов) в почтовых отделениях процедура обслуживанияодного клиента занимает менее одной минуты. По итогам 2009 года объемы по услугепогашения кредитов достигли 193 млрд руб., почти на 4% превысив аналогичный показатель2008 года.
Для удобства клиентов Почты России и для частичной разгрузкиоператоров почтовых отделений реализуется возможность погашения кредитов через терминалысамообслуживания.
В 2009 году получил широкое распространение проект по выдаченаличных денежных средств держателям банковских карт на POS-терминалах в отделенияхпочтовой связи. В 2008 году на сети функционировало 5 тыс. POS-терминалов, в проектеучаствовало около 30 филиалов. В 2008 году в проекте было задействовано уже 77 филиалов,в которых установлено более 12,5 тыс. POS-терминалов. Объем выданных денежных средствувеличился в 8,5 раз (с 125 млн руб. до 1 108 млн руб.), как и количество произведенныхопераций (с 36,8 тыс. до 313,9 тыс. операций).
Прием платежей в пользу третьих лиц (платежей за коммунальныеуслуги, за услуги электросвязи и сотовой связи, за Интернет и кабельное телевидение,а также различных пошлин, штрафов и проч.) — одно из наиболее динамично развивающихсянаправлений финансовой деятельности ФГУП «Почта России». Годовой ростдоходов от приема всех видов платежей в 2009 году составил 25%.
Почта России, стремясь в полном объеме удовлетворить потребностинаселения, продолжает совершенствовать процесс предоставления услуги по приему платежейв отделениях, повышая уровень сервиса как для плательщиков, так и для поставщиковуслуг.
В 2009 году было продолжено сотрудничество в рамках Тарифногосоглашения с ООО «Межрегионгаз», которое действует в 54 филиалах ФГУП«Почта России». Доход от приема платежей за газ составил 386,15 млн рублей,годовой рост — 58%.
Почта России продолжила сотрудничество с компаниями ОАО«Северо-Западный Телеком», ОАО «Южная телекоммуникационная компания»и ОАО «Дальневосточная компания электросвязи». Доход от приема платежейв адрес этих компаний в 2009 году составил 262 млн рублей, годовой рост — 93%. Крометого, в 2009 году к сотрудничеству с ФГУП «Почта России» присоединилисьещё два крупнейших филиала компании ОАО «Связьинвест» — ОАО «Центральнаятелекоммуникационная компания» и ОАО «ВолгаТелеком».
В 2009 году также развивалось сотрудничество ФГУП «ПочтаРоссии» с операторами междугородней и международной телефонной связи ОАО«Ростелеком» и ОАО «МТТ».
К проекту по организации приема платежей в пользу ОАО «Ростелеком»и ОАО «МТТ» с использованием новейших информационных технологий подключились27 и 30 филиалов Почты России соответственно.
ФГУП «Почта России» продолжило работу по увеличениюохвата региональных поставщиков услуг, в адрес которых возможен прием платежей вотделениях почтовой связи. По состоянию на конец 2009 года Почта России осуществлялаприем платежей в рамках более чем 7 тыс. договоров с организациями ЖКХ, операторамиэлектросвязи, сотовой связи и кабельного телевидения, Интернет-провайдерами и др.
Почта России на протяжении нескольких лет использует свою разветвленнуюсеть почтовых отделений для продажи товаров народного потребления. Данный вид услугиособенно актуален для жителей сельской местности, где зачастую либо не хватает магазинов,торгующих товарами первой необходимости, либо они отсутствуют совсем.
К основным товарным категориям, реализуемым через сеть отделенийпочтовой связи, относятся не требующие особых условий хранения товары повседневногоспроса (продовольственные товары, табачные изделия, товары бытовой химии и средствагигиены, текстильные и трикотажные товары и др.), товары, не относящиеся к таковым,но ставшие традиционными для Почты (периодические печатные издания, конверты, открытки,календари), а также карты предоплаты различных услуг, фототовары и т.д.
Особенно успешно развивается сотрудничество Почты России с отечественнымипроизводителями, которые учитывают специфику почтовых отделений в сельской местности.
Общий розничный товарооборот в 2009 году составил более 14,1млрд руб., что на 1,5 млрд руб. больше, чем в 2007 году.
27,9% от общего розничного товарооборота приходится на продовольственныетовары, а 72,1% — на непродовольственные товары.
В среднем по России дневной розничный оборот объекта торговойдеятельности (отделения почтовой связи, магазина, киоска и т.д.) в 2009 году составил1 168 руб.
Общий доход в 2009 году составил 3 190,8 млн руб. (без учетасуммы НДС), из которых 25,7% — от реализации продовольственных товаров и 74,3%- от реализации непродовольственных товаров.
/>
Рисунок 2.3 Распределение товарооборота в 2009 году
Одной из услуг, предоставляемых в отделениях почтовой связи,является продажа лотерейных билетов.
В 2009 году на почте было реализовано более 30 млн лотерейныхбилетов, что на 4% больше, чем в 2008 году. Рост доходов от реализации лотерейныхбилетов за 2009 год по сравнению с 2008 годом составил 28%, в том числе за счетпересмотра условий договоров с партнерами, которые с 1 января 2009 года возмещаютФГУП «Почта России» недополученные при реализации лотерейных билетов доходы.[1]/>/> 2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности УФПСфилиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску
Проанализируем основные показатели работы за 2008 год в таблице2.1
Таблица 2.1
Основные показателиработы УФПС филиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску за 2008 годПоказатель План Факт Отклонение, % Выручка (доход) с НДС, т. р. 65578,6 75 864, 1 115,68% Чистая прибыль, т. р. 12 007,28 Рентабельность, % 11,9 Среднесписочная численность, чел. 196
Из приведенной таблицы видно, что поставленный учреждением планна 2008 г. был успешно перевыполнен на 15,68%, рентабельность по деятельности, приносящейдоход составила 11,9%.
Рассмотрим динамику расходов и доходов УФПС филиала ФГУП«Почта России» по г. Иркутску в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Динамика доходови расходов от внебюджетной деятельности УФПС филиала ФГУП «Почта России»по г. ИркутскуНаименование показателя 2006 г. 2007 г. Изменение +/ — (2007 г. к 2006 г.) Темп роста, % 2008 г. Изменение +/ — (2008 г. к 2007 г.) Темп роста, % Доходы 7 796 112,29 42 112 730,03 34 316 617,74 540,18% 75 864 104,38 33 751 374,35 180,15% В том числе: 0,00 Доходы от оказания платных услуг 7 796 112,29 42 112 730,03 34 316 617,74 540,18% 75 860 636,35 33 747 906,32 180,14% Доходы от реализации активов 3 468,03 3 468,03 Расходы 5 775 084,59 33 705 303,55 27 930 218,96 583,63% 63 856 819,58 30 151 516,03 189,46% В том числе: 0,00 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда 2 208 764,58 21 901 234,22 19 692 469,64 991,56% 43 696 631,91 21 795 397,69 199,52% - заработная плата 1 867 262,54 17 600 852,47 15 733 589,93 942,60% 35 594 404,87 17 993 552,40 202,23% - прочие выплаты 19 400,00 163 578,43 144 178,43 843, 19% 321 474,55 157 896,12 196,53% - начисления на выплаты по оплате труда 322 102,04 4 136 803,32 3 814 701,28 1284,31% 7 780 752,49 3 643 949,17 188,09% Приобретение работ, услуг 2 776 141,54 9 389 466,10 6 613 324,56 338,22% 15 192 566,45 5 803 100,35 161,80% - услуги связи 381 873,51 619 614,68 237 741,17 162,26% 795 373,74 175 759,06 128,37% - транспортные услуги 206 947,60 509 740,40 302 792,80 246,31% 724 425,71 214 685,31 142,12% - коммунальные услуги 90 276,94 317 571,09 227 294,15 351,77% 158 165,67 -159 405,42 49,80% - арендная плата за пользование имуществом 1 093,50 5 508,47 4 414,97 503,75% 461 593, 20 456 084,73 8379,70% - работы, услуги по содержанию имущества 591 469,79 1 473 052,92 881 583,13 249,05% 2 425 048,41 951 995,49 164,63% - прочие работы, услуги 1 504 480, 20 6 463 978,54 4 959 498,34 429,65% 10 627 959,72 4 163 981,18 164,42% Расходы по операциям с активами 668 466,60 2 270 249,54 1 601 782,94 339,62% 4 644 255,83 2 374 006,29 204,57% - амортизация основных средств и нематериальных активов 156 728,16 895 486,15 738 757,99 571,36% 2 380 266,31 1 484 780,16 265,81% - расходование материальных запасов 511 738,44 1 374 763,39 863 024,95 268,65% 2 263 989,52 889 226,13 164,68% Прочие расходы 121 711,87 144 353,69 22 641,82 118,60% 323 365,39 179 011,70 224,01% Чистый операционный результат (доходы — расходы) 2 021 027,70 8 407 426,48 6 386 398,78 416,00% 12 007 284,80 3 599 858,32 142,82% Операции с нефинансовыми активами 253 801,15 2 513 819,71 2 260 018,56 990,47% 9 806 604,39 7 292 784,68 390,11% Чистое поступление основных средств 330 519,09 1 963 153,64 1 632 634,55 593,96% 9 457 261,64 7 494 108,00 481,74% - увеличение стоимости ОС 974 494,50 5 717 279,58 4 742 785,08 586,69% 23 742 309,32 18 025 029,74 415,27% - уменьшение стоимости ОС 643 975,41 3 754 125,94 3 110 150,53 582,96% 14 285 047,68 10 530 921,74 380,52% Чистое поступление материальных запасов -76 717,94 550 666,07 627 384,01 -717,78% 349 342,75 -201 323,32 63,44% - увеличение стоимости материальных запасов 435 020,50 1 925 429,46 1 490 408,96 442,61% 14 910 007,86 12 984 578,40 774,37% - уменьшение стоимости материальных запасов 511 738,44 1 374 763,39 863 024,95 268,65% 14 560 665,11 13 185 901,72 1059,14% Операции с финансовыми активами (Операции с ФА — Операции с обязательствами) 1 282 179,91 5 893 606,77 4 611 426,86 459,66% 2 200 680,41 -3 692 926,36 37,34% Операции с ФА 2 275 906,26 7 740 735,12 5 464 828,86 340,12% -3 839 454,16 -11 580 189,28 -49,60% Чистое поступление средств на счета бюджетов 846 281,48 7 657 775,56 6 811 494,08 904,87% -4 635 442,44 -12 293 218,00 -60,53% - поступление на счета бюджетов 8 112 052,25 52 816 774,22 44 704 721,97 651,09% 92 066 138,60 39 249 364,38 174,31% - выбытия со счетов бюджетов 7 265 770,77 45 158 998,66 37 893 227,89 621,53% 96 701 581,04 51 542 582,38 214,14% Чистое увеличение прочей дебиторской задолженности (кроме бюджетных кредитов) 1 429 624,78 82 959,56 -1 346 665,22 5,80% 795 988,28 713 028,72 959,49% - увеличение прочей дебиторской задолженности 11 421 391,24 59 017 781,00 47 596 389,76 516,73% 103 053 854,03 44 036 073,03 174,61% - уменьшение прочей дебиторской задолженности 9 991 766,46 58 934 821,44 48 943 054,98 589,83% 102 257 865,75 43 323 044,31 173,51% Операции с обязательствами 993 726,35 1 847 128,35 853 402,00 185,88% -6 040 134,57 -7 887 262,92 -327,00% Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности 993 726,35 1 847 128,35 853 402,00 185,88% -6 040 134,57 -7 887 262,92 -327,00% - увеличение прочей кредиторской задолженности 8 214 352,69 53 623 457,55 45 409 104,86 652,80% 106 529 770,54 52 906 312,99 198,66% - уменьшение прочей кредиторской задолженности 7 220 626,34 51 776 329, 20 44 555 702,86 717,06% 112 569 905,11 60 793 575,91 217,42%
Как видно из приведенной таблицы доходы организации с 2006 по2008 гг. выросли на 68 067 992,09 рублей, что говорит об увеличении объемов оказанныхплатных услуг.
Рост расходов обусловлен увеличением заработной платы и выплатработникам предприятия, платы за транспортные, коммунальные, услуги связи и прочиеприобретаемые услуги. Особенно это заметно в 2008 году, когда арендная плата запользование имуществом возросла в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 456 084,73рублей, а услуги по содержанию имущества возросли на 886 898,49 рублей за аналогичныйпериод.
Также за рассматриваемый период наблюдается увеличение стоимостиосновных средств в целом по учреждению на 16 178 497,34 рублей.
Итак, можно сделать вывод, что в 2008 году очевиден положительныйрост по всем показателям, в частности темп роста доходов в 2007 г. к 2006 г. составил 540,18%, в 2008 году этот показатель составил 180,15%.
Необходимо также отметить, что темп роста расходов незначительнопревышает темп роста доходов и в 2007 г. по отношению к 2006 г. составил 583,63%, в 2008 году этот показатель составил 189,46%. В основном увеличение расходовпроисходило за счет увеличения заработной платы (это связано с реорганизацией иувеличением численности работников), а также за счет увеличения затрат на приобретениеразличных услуг (коммунальные, связь, аренда, транспортные и др.). В рассматриваемыйпериод уменьшилось поступление средств на счета бюджетов на 12 293 218,00 рублей,а также произошло увеличение прочей дебиторской задолженности на 713 028,72 рублей.Что касается прочей кредиторской задолженности, то она уменьшилась в 2008 году на7 887 262,92 рублей./>/> 2.3 Оценка ликвидности бухгалтерского баланса на основеабсолютных и относительных показателей
Финансовая устойчивость организации определяется с помощью абсолютныхи относительных показателей. Необходимо отметить, что оценка ликвидности балансаучреждения будет производиться только касательно деятельности, приносящей доход.
Абсолютные показатели
1. Наличие собственных оборотных средств
а) Наличие собственных оборотных средств (СОС) для формированияоборотного капитала определяется как разница между третьим разделом пассива и первымразделом актива.
СОС = IIIр. П — Iр.А.
Данный показатель характеризует чистый оборотный капитал организации,а его увеличение по сравнению с прошлым годом свидетельствует о развитии организации.
СОС2007 = 3 283 852,12 — 3 848 072,4 = — 564 220,28руб.
СОС2008 = 1 400 216,04 — 13 654 676,79 = — 12 254460,75 руб.
Что касается рассматриваемой организации, то данный показательуменьшился по сравнению с прошлым годом и на начало 2009 года является отрицательным.
б) Наличие собственных и долгосрочных источников для формированиязапасов и затрат (СД). Определяется путём увеличения предыдущего на ∑ долгосрочныхпассивов (итог IV раздела пассива)
СД=СОС+IV р.П
СД2007= — 564 220,28 + 10 795 986,46 = 10 231 766,18руб.
СД2008= — 12 254 460,75 + 18 646 772,77 = 6 392 312,02руб.
Что касается данного показателя, то у ФГУ ЦЛАТИ по восточно-Сибирскомурегиону он положительный, однако в 2008 году уменьшился почти вдвое.
в) Общая величина источников для формирования запасов и затрат(ОИ). Определяется путём увеличения предыдущей ∑ на ∑ краткосрочныхзаёмных средств (меньше года).
ОИ= СД+КЗС
ОИ2007= 10 231 766,18 + 0 = 10 231 766,18 руб.
ОИ2008= 6 392 312,02 + 0 = 6 392 312,02 руб.
Данный показатель равен предыдущему, так как у организации неимеется краткосрочных заёмных средств (меньше года).
На основании двух групп показателей определяется тип финансовойустойчивости организации.
Абсолютно устойчивая организация.
Характеризуется наличием платёжеспособности и кредитоспособностии задаётся условием:
/>
S= (1; 1;1)
Нормально устойчивая организация.
Характеризуется наличием платёжеспособности, но нарушена кредитоспособность.Задаётся следующими условиями:
/>
S= (0; 1;1)
Неустойчивое финансовое положение.
Характеризуется нарушением платёжеспособности, отсутствием кредитоспособностии задаётся условиями
/>
S= (0; 0;
1)
Кризисное финансовое состояние.
Характеризуется отсутствием платёжеспособности и кредитоспособности,т. е организация находится на грани банкротства.
/>
S= (0; 0; 0)
Так по итогам 2008 года рассматриваемое учреждение в части деятельности,приносящей доход относится к организации, у которой тип финансовой устойчивостисоответствует нормально устойчивой организации.
Относительные показатели.
Для качественной оценки платёжеспособности и ликвидности организации,кроме анализа ликвидности баланса, необходим расчёт коэффициентов ликвидности.
Оценка ликвидности баланса означает изучение способности организациибыстро гасить свою задолженность по общей сумме и по срокам наступления платежей.Для оценки ликвидности баланса предприятия его актив и пассив подразделяются наотдельные элементы.
Таблица 2.3
Элементы актива и пассива балансаАКТИВ ПАССИВ 1 2
А1 — высоко ликвидные активы: денежные средства, краткосрочные финансовые вложения
А1 2007 = 8 638 625,39
А1 2008 = 4 003 182,95
П1 — наиболее срочные пассивы: прочие краткосрочные обязательства, задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов, кредиторская задолженность
П1 2007 = — 16 262,94
П1 2008 = 1 602,04
А2 — быстро реализуемые активы: краткосрочная дебиторская задолженность
А2 2007 = — 116658,47+911067,62+89850,56+
+708881,08 = 1 593 140,79
А2 2008 = 104613,61+851221,9+72688,86+
+1360604,7 = 2 389 129,07
П2 — краткосрочные пассивы: краткосрочные кредиты и займы
П2 2007 = 1874315,4+1425799,66=
=3 300 115,06
П2 2008 = 775575,73+623038,27 = 1 398 614
А3 — медленно реализуемые активы: долгосрочная дебиторская задолженность, запасы, долгосрочная финансовая задолженность, доходные вложения в материальные ценности
А3 2007 =760533,58+830 = 761 363,58
А3 2008 =1 109 876,33
П3 — долгосрочные пассивы: долгосрочные кредиты и займы, прочие долгосрочные обязательства
П3 2007 = 0
П3 2008 = 0
А4 — трудно реализуемые активы: все внеоборотные активы
А4 2007 = 4288767,75+1202058,93+
+3086708,82 = 8 577 535,5
А4 2008 = 15961152,92+3416352,46+
+12544800,46 = 31 922 305,84
П4 — постоянные пассивы: раздел III «Капиталы и резервы»
П4 2007 = 0
П4 2008 = 0
Показатель П4 в балансе не отражается, так как это бюджетнаяорганизация.
Показатели ликвидности применяют для оценки способности организациивыполнять свои краткосрочные обязательства.
Относительные показатели финансовой устойчивости в основном определяютсяв коэффициентах и их преимущество перед абсолютными в том, что они менее подверженывлиянию инфляции.
Финансовые коэффициенты, применяемые для оценки ликвидностиорганизации.
а) Коэффициент абсолютной ликвидности
Ка. л = />/>
Коэффициент абсолютнойликвидности (платежеспособности). Является наиболее жестким критерием ликвидностиорганизации; показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может бытьпри необходимости погашена немедленно за счет имеющихся денежных средств.
Ка. л2007= 8 638 625,39/ (-16 262,94 +3 300 115,06) = 2,63
Ка. л2008= 4 003 182,95/ (1 602,04 +1 398 614) = 2,85
Таким образом, данныйпоказатель по итогам отчетного года увеличился на 0,22.
б) Коэффициент быстройликвидности
Кб. л= />
Коэффициент быстройликвидности. По своему смысловому значению показатель аналогичен коэффициенту текущейликвидности, однако исчисляется по более узкому кругу оборотных активов, когда израсчета исключена наименее ликвидная их часть — производственные запасы.
Кб. л2007= (8 638 625,39+1 593 140,79) / (-16 262,94 +3 300 115,06) =3,11
Кб. л2008= (4 003 182,95+2 389 129,07) / (1 602,04 +1 398 614) = 4,56
в) Коэффициент текущейликвидности
Кт. л =/>
Коэффициент текущейликвидности. Дает общую оценку ликвидности организации, показывая, сколько рублейоборотных средств (текущих активов) приходится на один рубль текущей краткосрочнойзадолженности (текущих обязательств).
Коэффициент Ктлимеет ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду, выполняя пространственно-временныесопоставления.
Во-первых, числителькоэффициента включает оценку запасов и дебиторской задолженности. Поскольку методыоценки запасов могут варьировать, это оказывает влияние на сопоставимость показателей;то же самое следует сказать в отношении трактовки и учета сомнительных долгов.
Во-вторых, значениекоэффициента, в принципе, тесно связано с уровнем эффективности работы организациив отношении управления запасами: некоторые компании за счет высокой культуры организациитехнологического процесса, например, путем внедрения системы поставки сырья и материалов,известной под названием «точно в срок» (just-in-time), могут существенно сокращатьуровень запасов, т.е. снижать значение коэффициента текущей ликвидности до уровняниже, чем в среднем по отрасли, без ущерба для своего текущего финансового состояния.
В-третьих, некоторыеорганизации с высокой оборачиваемостью денежных средств могут позволить себе относительноневысокие значения коэффициента Ктл. В частности, это относится к организациямрозничной торговли. В данном случае приемлемая ликвидность обеспечивается за счетболее интенсивного притока денежных средств в результате текущей деятельности.
Таким образом, анализируятекущее финансовое положение организации, необходимо по возможности учитывать идругие факторы, в явном виде не оказывающие влияния на значение этого и других коэффициентов.
Кт. л 2007= (8 638 625,39+1 593 140,79+761 363,58) / (-16 262,94+3 300 115,06)= 3,33
Кт. л 2008= (4 003 182,95+2 389 129,07+1 109 876,33) / (1 602,04 +1 398 614)= 5,35
Необходимо отметить,что у организации отсутствуют долгосрочные кредиты и займы.
По всем показателямнаблюдается рост, соответственно ликвидность высокая.
В целом необходимо отметить положительную динамику деятельностипредприятия, его развитие и увеличение объемов оказываемых платных услуг.
/>/>Глава 3. Пути улучшения финансового состояния предприятия/>/>3.1 Предложения по повышению эффективности деятельности предприятия
Повышение эффективности деятельности — основная цель Почты Россиина 2010 год.
Для обеспечения устойчивости и прибыльности предприятия в условияхкризиса необходимо обеспечить рост доходов от предоставляемых услуг и создать условиядля их роста, повысить эффективность использования трудовых и материальных ресурсов,системы оплаты труда, оптимизировать бизнес-процессы.
Еще одним перспективным направлением развития бизнеса Почты Россииявляется прием коммунальных платежей. В условиях экономического кризиса основныепоставщики коммунальных услуг переводят сбор платежей на аутсорсинг, а в качествепартнера, как правило, выбирают Почту, традиционно предоставляющую финансовые услугинаселению и обеспечивающую своим клиентам качественный и современный сервис.
С учетом планов по развитию бизнеса и открывающихся в настоящеевремя возможностей, а также исходя из понимания необходимости комплексных структурныхпреобразований Почтой России разработана Программа модернизации инфраструктуры почтовойсвязи РФ до 2011 года. Общий объем инвестиций в рамках Программы составляет 101млрд руб. Для осуществления столь масштабных инвестиционных вливаний в почтовуюотрасль предполагается непосредственное и пропорциональное (50/50) участие государстваи самой Почты России.
В целом реализация Программы обеспечит:
в части почтовых услуг: доведение параметров качества услуг добазового уровня развитых стран; увеличение объемов услуг на 60-70% за счет ростаих качества и системной работы с клиентами;
в части финансовых услуг: интеграцию всех финансовых услуг предприятияв рамках пунктов продажи финансовых услуг; развитие сотрудничества финансовых институтови Почты России как дистрибутора их услуг; повышение качества и технологическогостатуса услуги по доставке пенсий; развитие системы почтовых переводов на базе технологииускоренных и безадресных переводов, а также системы обслуживания держателей банковскихкарт на основе прямого обмена информацией между Почтой и банком;
в части сетевых и инфокоммуникационных услуг: организацию сети«почтовых магазинов» различных форматов и увеличение объемов розничнойторговли в 2 раза; развитие сотрудничества с операторами мобильной связи и расширениюпродаж коробочных продуктов, телефонных аппаратов, аксессуаров; повышение эффективностиработы Пунктов коллективного доступа, рост числа их пользователей за счет увеличенияскорости доступа и расширения количества сервисов;
в части услуг подписки: развитие системы приема заказов на подписку;ускорение сроков доставки; удержание тарифа на подписку на текущем уровне при условиисохранения бюджетных компенсаций недополученных доходов; повышение сохранности доставляемыхподписных изданий.
Также представляется возможным применения на предприятиях ПочтыРоссии системы контроллинга.
Финансовый контроллинг представляетсобой контролирующую систему, обеспечивающую концентрацию контрольных действий нанаиболее приоритетных направлениях финансовой деятельности предприятия, своевременноевыявление отклонений фактических ее результатов от предусмотренных и принятие оперативныхуправленческих решений, обеспечивающих ее нормализацию.
Основными функциями финансового контроллингаявляются:
наблюдение за ходом реализации финансовыхзаданий, установленных системой плановых финансовых показателей и нормативов;
измерение степени отклонения фактическихрезультатов финансовой деятельности от предусмотренных;
диагностирование по размерам отклоненийсерьезных ухудшений в финансовом состоянии предприятия и существенного снижениятемпов его финансового развития;
разработка оперативных управленческихрешений по нормализации финансовой деятельности предприятия в соответствии с предусмотреннымицелями и показателями;
корректировка при необходимости отдельныхцелей и показателей финансового развития в связи с изменением внешней финансовойсреды, конъюнктуры финансового рынка и внутренних условий осуществления хозяйственнойдеятельности предприятия.
Как видно из этих функций, финансовыйконтроллинг не ограничивается осуществлением лишь внутреннего контроля за осуществлениемфинансовой деятельности и финансовых операций, но является эффективной координирующейсистемой обеспечения взаимосвязи между формированием информационной базы, финансовыманализом, финансовым планированием и внутренним финансовым контролем на предприятии.
В таблице 3.1 приведены основные характеристикиотдельных видов финансового контроллинга на предприятии.
Таблица 3.1
Характеристикаотдельных видов финансового контроллинга на предприятииВиды финансового контроллинга Основная сфера контроллинга Основной контрольный период 1. Стратегический контроллинг Контроль финансовой стратегии и ее целевых показателей Квартал; год 2. Текущий контроллинг Контроль текущих финансовых планов Месяц; квартал 3. Оперативный контроллинг Контроль бюджетов Неделя; декада; месяц
По результатам финансового мониторингавносятся предложения по корректировке системы целевых стратегических нормативов,показателей текущих финансовых планов или отдельных бюджетов. В отдельных критическихслучаях может быть обосновано предложение о прекращении отдельных производственных,инвестиционных и финансовых операций и даже деятельности отдельных центров затрати инвестиций. [2]
Таким образом, внедрение на предприятии«Почта России» системы финансового контроллинга позволит существенно повыситьэффективность всего процесса планирования его финансовой деятельности.
/>Заключение
Обобщая материалы исследования, проведенного в курсовой работеможно сделать следующие выводы:
Одним из самых важных показателей эффективности деятельностипредприятия является ликвидность. Результаты анализа ликвидности организации представляютинтерес, прежде всего для коммерческих кредиторов. Так как именно анализ ликвидностилучше всего позволяет оценить способность предприятия оплатить эти обязательства.
Для собственников предприятия недостаточная ликвидность можетозначать уменьшение прибыльности, потерю контроля и частичную или полную потерювложений капитала. Для кредиторов недостаточная ликвидность у должника означаетзадержку в уплате процентов и основной суммы долга, или частичную, либо полную потерюссуженных средств. Состояние недостаточной ликвидности предприятия может повлиятьна отношения с клиентами и поставщиками. Это может выразиться в неспособности данногопредприятия выполнить условия контрактов и привести к потере связей с поставщиками.Именно поэтому ликвидности придается такое большое значение.
Исходя из проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельностипредприятия УФПС филиала ФГУП «Почта России» по г. Иркутску можно отметить,что исследуемое предприятие является ликвидным. У организации отсутствуют долгосрочныекредиты и займы, по всем показателям наблюдается существенный рост. По результатаманализа можно говорить о положительной динамике деятельности предприятия УФПС филиалаФГУП «Почта России», а также о его развитии и увеличении объемов оказываемыхплатных услуг.
Возможность повышения эффективности деятельности предприятия,увеличение роста доходов от предоставляемых услуг — является перспективным направлениемразвития предприятия УФПС филиала ФГУП «Почта России».
/>/>Список нормативно-правовых актов и литературы
1. Бюджетный Кодекс РФ от 31 июля 1998г №145-ФЗ (ред. от 09.04.2009).
2. Налоговый Кодекс РФ часть 1-я от 31 июля 1998г №146-ФЗ, часть 2-я от 5 августа2000г №117-ФЗ.
3. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.
4. Васильева Л.С. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий: Учебник.- М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 319с.
5. Глазов М.М. Методика финансового анализа: новые подходы. — СПб: СпбУЭиФ,2009. — 249 с.
6. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учебник. — М.: ТК Велби,Изд-во Проспект, 2006. — 346с.
7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.; Проспект, 2002.
8. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Сучков Е.А. Теория экономического анализа. — М.;Экономистъ, 2004.
9. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: Учебное пособие.- М.: Высшая школа. — 2006. — 592с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 415с.
11. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансовогоанализа. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 512 с.
12. Экономический анализ / Под ред. проф. Л.Т. Гиляровской.- М.; ЮНИТИ, 2003.
13. Годовой отчет ФГУП «Почта России» за 2009 год:www.russianpost.ru