Реферат по предмету "Экономика"


Кризис системы макроэкономического регулирования и кейнсианской теории в 70-х годах XX века

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХЕРСОНСКИЙНАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедраэкономики и предпринимательства
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине«ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
на тему: КРИЗИССИСТЕМЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КЕЙНСИАНСКОЙ ТЕОРИИ В 70-Х ГОДАХ XXвека
Выполнила:
студентка группы 2зЭП
Македонова К. Ю.
Проверила:
к. и. н., доцент
Ярченко Ю. В.
Херсон – 2009

СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
1. Кризис системымакроэкономического регулирования и кейнсианской теории в 70-х годах XX века.
Вывод
Список литературы

Вступление
 
История экономическихучений изучает процесс возникновения эволюции, борьбы и смены экономических теорий.История экономических учений исследует, под влиянием каких условий меняютсявзгляды на экономическую действительность, как эволюционируют трактовки базовыхкатегорий, совершенствуются методы экономических исследований.
Знакомство с различныминаправлениями в экономической науке позволяет полнее уяснить взаимосвязьтеоретических взглядов и концепций с условиями и причинами их возникновения, потребностямиэкономической практики, интересами различных социальных групп, народов, стран.Важно понять последовательность, причины эволюции научных положений, идей, ихсвязь с происходящими изменениями в экономической практике.
В литературе выделяют следующие наиболее существенныеэкономические взгляды и концепции – потребности экономической практики (например,своей популярностью, возникшей во второй половине 70-х гг., теория предложения обязана обострившейсяинфляции и безработице);труды и взгляды представителей более ранних концепций (например, Дж. М. Кейнс неотрицал влияния меркантилистов на созданную им концепцию государственногорегулирования экономических процессов).
Вот во второй части контрольной работы мы подробно рассмотрим,какие экономические факторы привели к появлению кейнсианской теории, ееразвитие и кризис.

1. Кризис системы макроэкономического регулирования и кейнсианской теории в70-х годах XXвека
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕРЕГУЛИРОВАНИЕ [macroeconomic regulation] — способ управления экономикой, при котором управляющий центр (государство)применяет совокупность рычагов и инструментов для регулирования национальнойэкономики.
В отличие от частного регулирования, например регулированиядеятельности естественных монополий,макроэкономическое регулирование обращено на функционированиеэкономической системы страны в целом.Им задаются и по мере необходимости корректируются правила игры участников рынка. В этом смысле рынок (разумеется,реальный, не теоретически постулированный «свободный рынок») есть сочетаниерегулирования из центра (макрорегулирования) и саморегулирования хозяйствующих субъектов.
Как всякое регулирование,макроэкономическое регулирование предназначено для удержания системы на траектории, заданной блоком управления, и подразделяется на двавида: регулирование порассогласованиям (или отклонениямот заданной траектории) и регулирование по критическим параметрам (когда достигается уровень какого-либопараметра, признанный критическим, недопустимым).
Соответственно в первомслучае, обнаружив отклонение тех или иных макроэкономических показателей отнамеченных на определенный период ориентиров (программы, плана, прогноза ипр.), государство принимает меры для исправления ситуации. Например, при спадепроизводства более глубоком, чем предполагалось (если анализ показал, что этопроизошло из-за недостатка инвестиций), возможны следующие меры: снижениеналогов на производителей в целом или только на инвестиции, привлечениеиностранных кредитов, приватизация слабых предприятий для передачи их болееэффективным собственникам, стимулирование спроса на продукцию и другие вариантымакроэкономическое регулирование. Во втором случае можно установить, скажем, вперспективном плане определенный критический уровень безработицы, грозящийсоциальным взрывом, и при приближении к этому показателю принять срочные мерыдля повышения занятости (ввести поощрение предпринимателей за открытие новыхрабочих мест, помогать зарождению и становлению малого бизнеса и т. п.).
В моделях экономическойполитики рыночных государств используются разные управляемые переменные для выработки регулирующих (в частности,стимулирующих) воздействий на экономическую систему, в том числе автоматические стабилизаторы.
Среди основныхинструментов макроэкономическое регулирование в условиях рыночной экономики —средства денежной политики (ставка рефинансирования и кредитная эмиссия Центрального банка, резервные требования для коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг), средства фискальной политики(прямое и косвенное налогообложение, управление бюджетным дефицитом), а также политики обменного курса валюты (система обменного курса — плавающего илификсированного, курс обмена валюты).
Исходные теоретическиеосновы макроэкономическое регулирование были заложены английским экономистом Дж. Кейнсом, учениекоторого, часто определяемое как принцип «государственного активизма», былореакцией на мировой экономический кризис. Кейнсианская теория регулированияэкономики оказало значительное влияние на экономическую политику многихразвитых стран после Второй мировой войны. Среди ведущих представителей этогонаправления — лауреаты Нобелевской премии по экономике Л. Клейн,Ф. Модильяни, П. Самуэльсон, Дж.Тобин и другие крупные ученые.Основные принципы Кейнсианского регулирования были изложены в труде Кейнса«Общая теория занятости, процента и денег» (1936).
Кейнсианство впротивоположность либералистским экономическим идеям доказывало необходимостьгосударственного вмешательства в ход экономических процессов (это на Западеназывается активизмом) —например, для преодоления экономических кризисов, ускоренной инфляции. В центре внимания Кейнсианскогорегулирования — макроэкономические проблемы. Кейнс анализировал не столькоиндивидуальное поведение участников экономического процесса, сколькосоотношение между совокупным(агрегатным) спросом и предложением, ввел в науку понятия предельной склонности к сбережениям и предельнойсклонности к потреблению. В его моделях совокупные инвестиции (I) приравнены к сбережениям (S), т. е. все сбережения, так или иначе,обращаются в экономике в инвестиции.
Кейнс ввел также понятие эффективного спроса — такого, который как бы тянет за собойпредложение, подталкивая развитие производства. Он разделил спрос на деньги на две части: спрос по так называемым транзакционныммотивам, т. е. спрос на активные денежныеостатки (для приобретения товаров и услуг),и по спекулятивным мотивам (включая мотив предосторожности вследствие неопределенности будущего) — спрос на пассивные остатки. Онутверждал, что именно инвестиции, а не сбережения вызывают изменения внациональном доходе и происходит это через механизм мультипликатора. Если рост сбережений некомпенсирован ростом инвестиций, доход упадет и безработица усилится.
Кейнс выдвинул идею равновесия рыночной экономическойсистемы в условиях неполной занятости,полемизируя с представителями неоклассицизма и утверждая, что в конкурентнойэкономике не существует механизма, гарантирующего полную занятость. Чтобы избежать массовой безработицы,он считал необходимым вмешательство государства, которое должно стимулироватьспрос на товары путем финансирования инвестиций из бюджета, воздействуя, таким образом, нарост производства. Бюджетной политике государства он отдавал предпочтение перед политикоймонетарной как главному инструменту регулированияэкономики.
Проводя кейнсианскуюэкономическую политику, многие государства Запада вскоре после Второй мировойвойны на определенный период добились безусловного успеха в борьбе сциклическими кризисами, но впоследствии этот механизм стал давать сбои. Вновьвозникла массовая безработица, страны начали «вползать» в новое состояние — стагфляцию[1].Ряд положений Кейнса был скорректирован, возникло течение неокейнсианства,ряд ученых попытались найти возможности соединения идей кейнсианства инеоклассицизма. Последователей Дж. Кейнса обвинили,прежде всего, в том, что их теория нарушала принципы свободногопредпринимательства, мешала естественному ходу экономического процесса, егосаморегулированию. Кейнсианцев упрекали и в том, что они не проявили должноговнимания к вопросам движения денежной массы, ценообразования, динамики цен,нормы процента, отбросив их на второстепенные позиции как несущественные. Всеэто в значительной мере не принималось в расчет при формированииантициклических программ, моделей экономической динамики.
А теперь попробуемдетально рассмотреть причины кризиса макроэкономического регулирования икейнсианской теории. После второй мировой войны, вплоть досередины 70-х годов, вера в могущество кейнсианской экономической политикиукреплялось, но неуклонно росли государственные расходы, о чемсвидетельствуют цифры, показывающие изменение доли совокупных государственныхрасходов (центральных и местных органов власти) в валовом национальном продукте(ВНП) ряда развитых стран. Как видим из таблицы 1 внизу, к середине 70-х этадоля по сравнению с довоенным периодом практически удвоилась. (Кроме Германии,которая уже в 1938 году готовилась развязать войну, и потому доля государства вВНП этой страны была очень высокой.) Такой прирост был, прежде всего, связан сособенно быстрым нарастанием социальных расходов, которые, конечно же,способствовали увеличению потребительского спроса — недаром кейнсианцы вполнесправедливо видели в этом важнейший стимул для экономического роста.
 
Таблица 1 Совокупные государственные расходы в процентах к ВНПСтрана Годы 1938 1950 1955 1975 1985 США 16,9 22,2 27,1 34,6 36,7 ФРГ 43,6 36,4 36,8 48,9 47,5 Франция 24,8 31,0 29,8 43,4 52,2 Англия 21,1 36,3 34,5 46,6 46,2
 
Цифры таблицы 2 красноречивопоказывают: темпы роста социальных расходов в те годы почти в полтора разапревышали темпы роста валового национального продукта, что и дало резкоеувеличение доли социальных расходов в общих расходах названных стран.
Подобное развитие событий полностью отвечало кейнсианским представлениямо целях экономической политики правительства. Приоритетные же роли в этих целяхотводились достижению полной занятости, стабилизации или хотя бы выравниваниюциклических колебаний экономики, повышению темпов экономического роста. Аувеличение расходов, то есть покупательной способности, отвечало и желаниямшироких слоев населения, делая подобную политику особенно популярной. К тому жена первых порах, когда инфляционные процессы еще не дали о себе знать, рост ценбыл почти незаметен (о такой инфляции – 2-5% в год – говорили как о «ползучей»инфляции). Казалось бы, кейнсианство на все времена доказало, что экономика наизменение денежного спроса скорее реагирует изменением реального уровняпроизводства, чем повышением цен. Кейнсианская концепция макроэкономическойполитики опиралась не только на большие бюджетные расходы государства. Онавключала в себя еще три важных момента.
Первый из них предполагалвозможность не соблюдать строго сбалансированность государственного бюджета, тоесть равенство доходов и расходов государства, что всегда считалось главнымкритерием мудрой бюджетной политики. Предполагалось, что сбалансированиебюджета должно происходить не каждый год, а на протяжении экономического цикла,когда избыток поступлений в казну в период подъема мог компенсировать недостатокбюджетных средств, возникший в условиях кризиса.
 
Таблица 2 Социальныерасходы в 1960-1975 годахДоля расходов в ВНП Среднегодовой темп роста Страна 1960 г. 1975 г. ВНП Социальных расходов США 10,9 21,0 4,1 7,7 ФРГ 20,5 31,5 4,7 6,7 Франция 13,4 23,8 5,8 7,4 Англия 13,9 24,9 3,1 5,6
Второй момент – разработкатеории дефицитного финансирования государственных расходов за счет эмиссииденег и государственных займов.
И, наконец, третий – новоепонимание роли кредитно-денежного регулирования как инструмента,поддерживающего, прежде всего, бюджетную политику, а не здоровуюбезинфляционную денежную систему. Это означало смещение приоритетов в работецентрального банка – этого главного инструмента кредитно-денежной политики.Если здоровая валюта требовала проведения жесткой антиинфляционной политикинезависимо от конъюнктуры, то теперь кредитно-денежная политика призвана былаучаствовать в регулировании эффективного спроса: увеличивать кредитно-денежнуюэкспансию в период спада и ограничивать ее лишь в условиях подъема экономики.
В итоге кейнсианскаяконцепция макроэкономической политики распахнула двери для экспансионистскойкредитно-денежной политики, которая должна была не столько сохранятьстабильность денежной системы, сколько способствовать увеличению расходов истимулировать экономический рост в целом.
Но времена менялись. Кначалу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Дваэнергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-хв длительный период стагфляции — период, когда необычайно быстро стали растицены и одновременно при этом шел спад производства. И манипулированиегосударственным бюджетом привело к чрезмерному росту денежного спроса. Впервые,в истории развития капиталистического цикла кризиса 1969-1971 и 1971-1975 гг.совпали с быстрым развертыванием инфляционных процессов, а в некоторых странахпроизошел одновременный рост безработицы, усугубились диспропорции в экономике.Инфляция превратилась в проблему номер один.
Традиционно кейнсианскаяконцепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооцениваяопасность инфляции, она своим акцентом на рост государственных расходов идефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитиюинфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х ониприняли уже устойчивый характер.
Не случайно приоритетнойзадачей финансовой политики правительства всех развитых стран сталооздоровление государственных финансов и снижение бюджетных дефицитов.
 
Таблица 3. Дефицитгосударственного бюджета (центральных и местных органов власти) в процентах кВНПСтрана Годы 1960 1980 1985 1989 1993 1994 1995 США 1,3 -1,3 -3,4 -1,9 -3,4 -2,0 -1,8 Япония 0,6 -4,4 -1,4 2,5 -0,2 -2,0 -1,8 Германия 3,0 -2,9 -1,1 0,1 -3,3 -2,7 -2,4 Франция 0,9 0,2 -2,6 -1,2 -5,8 -9,7 -9,1 Англия -1,0 -3,5 -2,6 0,9 -7,7 -6,8 -4,7
К инфляции добавилось инечто другое, подорвавшее старую концепцию регулирования, — ухудшение условийвоспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализациина проблемы производства. Увеличение степени «открытости» экономики:интернационализация и усиление внешних экономических связей. Неэффективность,порожденная разрастанием государственного аппарата и его бюрократизацией. Всеэти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономическойполитикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей сталиприписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, ипрежде всего обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала не простокейнсианская теория, а вся концепция «государства благосостояния», иначеговоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. А это — социальные приоритеты, значительный сектор государственного предпринимательства,перераспределение национального дохода в пользу увеличения государственныхрасходов, и, наконец, прямое регламентирование многих сфер деятельностичастного предпринимательства.
В итоге победное шествиекейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов — начале 80-х завершилось «кейнсианской контрреволюцией» и «консервативнымсдвигом» — в экономической теории и в политике всех развитых стран. Центральноеместо в экономической теории Запада вновь заняла старая неоклассическая школа,в рамках которой возникли новые направления экономического анализа, такие, какмонетаризм, теория рациональных ожиданий и другие.
Сторонники этих теорий впротивоположность кейнсианству считают (и обосновывают это), что необходимомаксимально ограничить государственное вмешательство в экономику и социальнуюсферу, сократить государственные налоги и расходы. Естественно, что онивыступают и против кейнсианской макроэкономической политики. Государственноерегулирование спроса нарушает, по их мнению, действие рыночных сил, а вдолговременном плане ведет к усилению инфляционных тенденций.
Известный итальянскийэкономист Ф. Модильяни очень точно охарактеризовал линию, разграничивающуюсторонников кейнсианской теории (по его словам, «немонетаристов») и ихпротивников («монетаристов»). Он пишет: «Немонетаристы» признают — и это ярассматриваю как основополагающую практическую идею «Общей теории», — чторыночная экономика подвержена колебаниям совокупного продукта, безработицы ицен, которые нуждаются в корректировке, могут быть скорректированы и поэтомудолжны быть скорректированы. «Монетаристы» же считают, что не существуетникакой реальной потребности в стабилизации экономики до тех пор, пока ростденежной массы следует простому предсказуемому правилу, что даже если бысуществовала такая потребность, мы не обладаем способностью стабилизировать ее,и нам не следует наделять административные органы необходимой властью».
 

Вывод
 
Кризис кейнсианстваотражал важные изменения в экономической политике правительств индустриальноразвитых стран. На протяжении 80-х и 90-х годов благодаря денационализации иприватизации произошло значительное сокращение государственного сектораэкономики, снизились темпы роста государственных расходов, доля которых в ВНПдостигала во многих европейских странах 50%. Борьба с бюджетным дефицитом иинфляционными тенденциями приобрела первостепенное значение. Но это, тем не менее,не означало полного отказа от кейнсианских идей, требующих в целях социальной иэкономической стабилизации государственного вмешательства. Политика всегда былапрагматичной — такой она и осталась, и в своем арсенале по-прежнему сохраняетмногие из тех рекомендаций, которые были обоснованы Кейнсом и егопоследователями.
Итак, завершился определенныйэтап в жизни кейнсианской теории, начавшийся в 30-е годы нашего века. Но саматеория Кейнса по-прежнему жива и развивается в современных условиях. Ведь онаникогда не была сводом неприкасаемых догм и обязательных инструкций для еесторонников. История кейнсианства — это история непрерывного развития,приспособления к меняющейся действительности, поисков и уточнений как в областитеоретического анализа, так и в практической политике. Она прошла этап «неоклассическогосинтеза» (60-70-е годы), когда была предпринята попытка формально объединитькейнсианскую теорию с неоклассической. На основе категорий кейнсианскогоанализа были созданы неокейнсианские теории циклического развития экономики исоответствующие теории экономического роста.
Оттесненное неоклассическойшколой на обочину «главного направления» кейнсианство развивается сегодня в новомоблике, получившем название «посткейнсианство». Кейнсианство оказалосьорганически связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этомпроявляется его жизнестойкость. Современная экономическая теория немыслима безтого вклада, который внес Дж. М. Кейнс, прежде всего без совершенно нового еераздела – макроэкономики и теории макроэкономического регулирования. Но «вклад»- это нечто застывшее, общепринятое, устоявшееся. Для характеристикикейнсианства этого мало. «Общая теория» Кейнса, как и множество предшествующихи последовавших за ней работ (ныне они составляют 33 тома полного собраниясочинений), стала неисчерпаемым источником идей, которые до сих пор питаютогромный поток литературы, толкующей, пересматривающей, критикующей,развивающей теорию Кейнса. Во всяком случае, каждый год — и это непреувеличение — приносит на свет десятки новых работ, так или иначе связанных сименем и теорией Кейнса. Меткое название нашел для своей работы, посвященнойтеории Кейнса, английский ученый Г. К. Шоу – «Перманентная революция».Действительно, через революции и контрреволюции кейнсианство переживаетнепрерывный процесс изменений, движимый тем мотором, который создал и привел вдвижение ее основатель.
 

Список литературы
 
1.  Базилевич В.Д. История экономическихучений: Учебник. – Часть 2, — Киев: «Знание», 2005
2.  Бартенев С.А. История экономическихучений в вопросах и ответах. – Москва: «Юристъ», 1998
3.  Гоголева Т.Н., Кузнецова Ю.И. Историяэкономических учений (XXвек): Учебное пособие. – Воронеж, 2003
4.  Горяинова Л.В. История экономическихучений: Учебно-методический материал. – Москва, 2003
5. Делепляс ГиленЛекции по истории экономической мысли: Учебное пособие при поддержкеЕвропейского сообщества. – перевод с французского Н. Шехтман и И. Блам, Научнаяредакция В.П. Бусыгина – Новосибирск, 2000
6.  Мочерный С.В., Фомишин С.В., ФомишинаВ.М., Тищенко О.И. История экономической мысли – Херсон: «Олди-плюс», 2000
7.  Осадчая И. Взлеты ипадения кейнсианской экономической политики: статья доктора экономических наукв журнале «Наука и жизнь» № 11, 1997 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.