Реферат по предмету "Экономика"


Кредитно-банковская система в Украине

План
1.        Понятие кредита:необходимость, содержание и принципы функционирования кредита;
2.        Кредитная система и ее структура, её особености в Украине.
3.        Современнаякредитно-банковская система Украины: цели, задачи, актуальные проблемы испособы их разрешения.

Степень зрелости рыночныхотношений часто оценивают по степени развития кредитных отношений, благодарякоторым разрешается  целый ряд как чисто экономических,так и социальных проблем. Термин «кредит» происходит от латинского слова creditum, который означает « долг» (от слова credo – « верю, доверяю»). В современныхусловиях кредит  в  наиболее широком понимании означает взятие денег, товаровили услуг в долг, с последующем   возвращением  займа и уплатою определенногопроцента за его использование.
Существование кредитатесно связано с ссудным капиталом.
Ссудный капитал – этоденежный капитал, который дается его собственнику или распорядителю как ссуда сцелью получения дохода в форме ссудного процента. Движение ссудного капиталаназывают кредитом. Кредит -  это система отношений по поводу аккумуляции ииспользования временно свободных денежных средств на основе возврата и платы в формессудного процента.
Откуда ж берутся временносвободные денежные средства, которые создают материальную  основу кредитныхотношений?
Источником кредитныхотношений является денежный капитал, который освобождается в процессекругооборота промышленного и торгового капитала. Еще одним важным источникомявляется также и движение бюджетных средств, целевых фондов и резервов. И,наконец, — денежные доходы  и сбережения частных лиц.
В условиях рыночнойэкономики кредит выполняет следующие функции:
а) аккумуляция временносвободных денежных средств;
б) перераспределениеденежных средств на условиях их последующего возврата;
в) создание кредитныхорудий обращения (банкнот и казначейских билетов) и кредитных операций;
г) регулирование объемасовокупного денежного оборота.
 Кредитные отношения вэкономике базируются на определенной методологической основе, одним изэлементов которой выступают принципы, строго соблюдаемые при практическойорганизации любой операции на рынке ссудных капиталов. Эти принципы стихийно складывалисьеще на первом этапе развития кредита, а в дальнейшем нашли прямое отражение вобщегосударственном и международном кредитном законодательствах:
1.Возвратностькредита.
Этот принцип выражаетнеобходимость своевременного возврата полученных от кредитора финансовыхресурсов после завершения их использования заемщиком.
Он находит своепрактическое выражение в погашении конкретной ссуды путем перечислениясоответствующей суммы денежных средств на счет предоставившей ее кредитнойорганизации (или иного кредитора), что обеспечивает возобновляемость кредитныхресурсов банка как необходимого условия продолжения его уставной деятельности.
2.Срочность кредита.
Он отражает необходимостьего возврата не в любое приемлемое для заемщика время, а в точно определенныйсрок, зафиксированный в кредитном договоре или заменяющем его документе.Нарушение указанного условия является для кредитора достаточным основанием дляприменения к заемщику экономических санкций в форме увеличения взимаемогопроцента, а при дальнейшей отсрочке предъявления финансовых требований всудебном порядке.
3.Платность кредита.Ссудный процент.
Этот принцип выражаетнеобходимость не только прямого возврата заемщиком полученных от банкакредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование. Экономическаясущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительнополученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором.Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установлениявеличины банковского процента, выполняющего три основные функции:
*          перераспределениечасти прибыли юридических и дохода физических лиц;
*          регулированиепроизводства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом,межотраслевом и международном уровнях;
*          на кризисныхэтапах развития экономики — антиинфляционную защиту денежных накопленийклиентов банка.
Ставка (или норма)ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода,полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает вкачестве цены кредитных ресурсов.
Подтверждая роль кредитакак одного из предлагаемых на специализированном рынке товаров, платностькредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию.
4.Обеспеченностькредита
Этот принцип выражаетнеобходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора привозможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находитпрактическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или подфинансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономическойнестабильности, например, в отечественных условиях.
5.Целевой характеркредита.
Распространяется набольшинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевогоиспользования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражениев соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цельвыдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этогоусловия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием длядосрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудногопроцента.
6.Дифференцированныйхарактер кредита.
Этот принцип определяетдифференцированный подход со стороны кредитной организации к различнымкатегориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависетькак от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимойгосударством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфердеятельности (например, малого бизнеса и пр.)
Место и роль кредита вэкономической системе общества определяются также прежде всего выполняемыми имфункциями.
А)Перераспределительная.
В условиях рыночнойэкономики рынок ссудных капиталов выступает в качестве своеобразного насоса,откачивающего временно свободные финансовые ресурсы из одних сфер хозяйственнойдеятельности и направляющего их в другие, обеспечивающие, в частности, болеевысокую прибыль. Ориентируясь на дифференцированный ее уровень в различныхотраслях или регионах, кредит выступает в роли стихийного макрорегулятораэкономики, обеспечивая. удовлетворение  потребностей динамично  развивающихсяобъектов приложения капитала в дополнительных финансовых ресурсах.
Б) Ускорениеконцентрации капитала.
Процесс концентрациикапитала является необходимым условием стабильности развития экономики иприоритетной целью любого субъекта хозяйствования. Реальную помощь в решенииэтой задачи оказывают заемные средства, позволяющие существенно расширитьмасштаб производства (или иной хозяйственной операции) и, таким образом,обеспечить дополнительную массу прибыли. Даже с учетом необходимости выделениячасти ее для расчета с кредитором привлечение кредитных ресурсов болееоправдано, чем ориентация исключительно на собственные средства.
В) Обслуживаниетоварооборота.
В процессе реализацииэтой функции кредит активно воздействует на ускорение не только товарного, но иденежного обращения, вытесняя из него, в частности, наличные деньги. Вводя всферу денежного обращения такие инструменты, как векселя, чеки, кредитныекарточки и т.д., он обеспечивает замену наличных расчетов безналичнымиоперациями, что упрощает и ускоряет механизм экономических отношений навнутреннем и международном рынках. Наиболее активную, роль в решении этойзадачи играют коммерческий кредит как необходимый элемент современных отношенийтоварообмена.
Г) Ускорениенаучно-технического прогресса.
В послевоенные годынаучно-технический прогресс стал определяющим фактором экономического развитиялюбого государства и отдельного субъекта хозяйствования. Наиболее наглядно ролькредита в его ускорении может быть отслежена на примере процесса финансированиядеятельности научно-технических организаций, спецификой которых всегда являлсябольший, чем в других отраслях, временной разрыв между первоначальным вложениемкапитала и реализацией готовой продукции. Именно поэтому нормальноефункционирование большинства научных центров (за исключением находящихся набюджетном финансировании) немыслимо без использования кредитных ресурсов.
В современной экономикеразличают такие виды кредита:
·         коммерческийкредит – кредитование как разновидность расчета, т.е. расчетов с отсрочкойплатежей за поставленные товары
·         финансовый кредит– это заемный капитал банка в денежной форме, который передается во временноепользование  на условиях обеспеченности, возвратности, срочности, платности ицелевого характера использования.
·         Ломбардный кредит– кредит под залог легко реализуемого имущества или ценных бумаг.
·         Государственныйкредит
·         Лизинг – виддолгосрочной аренды с передачей пользования дорогостоящего оборудования споследующей постепенной выплатой его стоимости.
·         Факторинг (отангл. Factor -  посредник) являетсяспецифической разновидностью краткосрочного кредитования, при котором банк илиспециальная факторинговая компания покупает у предприятия право на взысканиезадолженности должников данного предприятия.
·         Форфейтинг (отангл. forfeit  - штраф, расплата) покупка-продажанепогашенной долгов. По своей сути форфейтинг схож с факторингом, ноприменяется при поставках на крупные суммы с длительной рассрочкой платежа иосуществляется путем покупки  векселя или другого долгового документа.Кредитно-банковскаясистема
         Становление рыночнойэкономики и повышение ее эффективности невозможно без использования и дальнейшегосовершенствования кредитных отношений.
Кредитная система – это совокупностьбанков и других кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке заемныхкапиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала.
Составляющими кредитной системыявляются:
·  совокупностькредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования;
·  системакредитно-финансовых институтов.
         Кредитнаясистема как совокупность кредитно-финансовых институтов аккумулирует свободныеденежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения ипредоставляет их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам.
         Основойкредитной системы исторически являются банки. Первые предшественникисовременных банков возникли во Флоренции и Венеции (1587 г.) на основе меняльногодела – обмена денег различных городов и стран. Главными операциями банков былиприем денежных вкладов и безналичные расчеты. Позднее по такому принципувозникли банки в Амстердаме (1609 г.) и Гамбурге (1618 г.). Последниеспециализировались на обслуживании торговли, и такая важная функция как выпусккредитных денег у них не была развита.
         Итак,кредитно-финансовые институты подразделяются на:
1.  центральный банк;
2.  коммерческие банки;
3.  специализированныекредитно-финансовые институты.
4.  небанковские финансово – кредитныеинституты
         Центральныебанки — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрамикредитной системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило,государственными учреждениями.
         К основнымфункциям центрального банка относятся следующие:
1.  Эмиссионная функция, сохраняющая своезначение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной частиплатежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметьсредства окончательного погашения долговых обязательств.
2.  Функция аккумулирования и хранениякассовых резервов для коммерческих банков, то есть каждый банк, — членнациональной кредитной системы обязан хранить на резервном счете  в Центральномбанке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. ОдновременноЦентральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютныхрезервов страны.
3.  Функция кредитования коммерческихбанков, характерная для социалистической экономики при государственноймонополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода,сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов.Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитованиесуществует преимущественно в периоды финансовых трудностей.
4.  Предоставление кредитов и выполнениерасчетных операций для правительственных органов, так как в бюджетах различногоуровня аккумулируется до половины и более ВВП стран. Данные средстванакапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этомцентральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Крометого, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами,предоставляют государству кредит  в форме прямых краткосрочных и долгосрочныхссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят попоручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
К системекредитно-финансовых институтов относятся:
1.  Инвестиционные банки, занимающиесяэмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпускуи размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая от этого доход. Они неимеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путемпродажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капиталони используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.
2.  Обширная группа сберегательныхучреждений, занимающая важное место в кредитной системе, благодаря привлечению мелкихсбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.
         Существуютразличные типы сберегательных учреждений:
·  сберегательныебанки и кассы;
·  взаимно-сберегательныебанки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США);
·  доверительно-сберегательныебанки (в Великобритании);
·  ссудно-сберегательныеассоциации (Соединенные Штаты);
·  кредитныекооперативы (союзы, ассоциации) и другие.
3. Страховые  компании, для  которых  характерна  специфическая  форма привлечения средств — продажастраховых полисов. Полученные доходы они вкладывают прежде всего в облигации иакции других компаний, государственные ценные бумаги.
4.Пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуреактивов. Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховымикомпаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по ихдоверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценныебумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов)и многие другие.
5.Инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства(акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народногохозяйства. Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний,так как из-за значительной диверсификации (вложение средств в различныепредприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасностьпотери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал.
         В соответствии сЗаконом “ О банках и банковской деятельности “ банковская система в Украинепостроена и функционирует по двухуровневому принципу и включает в себяследующие уровни:
1.  центральный банк – Национальный банкУкраины(НБУ)
2.  коммерческие банки.
НБ Украины был  организованв 1991 году и представляет собой систему единого банка, включающего в себяцентральный аппарат, расположенный в Киеве, Крымское республиканское и 24областных управления. Управления НБУ действуют от его имени в пределахпредоставленных им полномочий и функций. Они подотчетны Правлению банка. К функциональнымподразделениям НБУ принадлежат вычислительные, расчетно-кассовые центры,региональные и Центральная расчетные палаты.
Руководящим органом НБУявляется Правление, которое возглавляет Председатель Правления. В настоящиймомент эту должность занимает В.Стельмах.
Как расчетный центр НБУустанавливает правила безналичных расчетов хозяйствующих субъектов, а такжеорганизует расчеты между коммерческими банками в Украине. Он представляетинтересы государства в отношениях с центральными банками других государств, в  международныхфинансово-кредитных учреждениях.
НБУ устанавливает правилаи проводит регистрацию коммерческих банков, выдает лицензии на ведения валютныхопераций, осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков натерритории Украины. Как банк банков он ведет счета коммерческих банков,осуществляет их валютно-кассовое обслуживание, предоставляет кредитыкоммерческим банкам, устанавливает правила функционирования межбанковскогокредитного рынка в Украине. НБУ организует кассовое выполнение бюджетабанковской системой Украины, предоставляет кредиты правительству. На неговозложено выполнение операций  по размещению государственных ценных бумаг,обслуживанию внутреннего государственного  долга. Кроме того, на Национальныйбанк возложено выполнение операций, связанных с функционированием валютного рынка Украины. Он по согласованию с Кабинетом Министров, устанавливаетофициальный валютный курс национальной денежной единицы, создает валютные резервы,организует операции с монетарными металлами.
Коммерческие банки в украинской экономике являются явлениемновым, хотя в развитых странах   это одна из старейших и наиболеераспространенных групп кредитных учреждений, которые выполняют большинствофинансовых операций и услуг, известных в предпринимательской практике.Коммерческие банки ¾ основное звено кредитной системы страны, в которое входяткредитные учреждения, осуществляющие разнообразные банковские операции длясвоих клиентов на началах коммерческого расчета. Для этого они используют нетолько свой собственный капитал, но и привлеченный финансовый капитал в видевкладов, депозитов, межбанковских кредитов и других источников. Причемпривлеченные средства, как правило, значительно превышают объем собственногокапитала коммерческих банков.
Основной целью коммерческих банков, которые стали создавать вУкраине в 1989 году, было оперативное получение их учредителями и клиентамиширокого спектра банковских услуг (включая получение кредитов), решение учредителями с помощьюсобственного банка своих групповых или индивидуальных проблем, получениемаксимальной прибыли для своих акционеров или пайщиков, а также длясобственного развития.
Первоначально коммерческие банки создавались преимущественнокак отраслевые. Некоторые банки возникли как дочерние банки государственныхспециализированных банков. Так, например, был образован Укринбанк.
Такие банки, как Демосбанк, Киевский кооперативный банк ¾ предшественник Градобанка, возникликак кооперативные коммерческие банки. Это объясняется тем, что в то времякооперативы по производству товаров, выполнению работ и оказанию услуг былипервыми рыночными структурами, действовавшими в окружении государственныхпредприятий, организаций и учреждений, а часто и при них. Чтобы легче иоперативнее решать вопросы получения ссуд на свое развитие, кооперативы сталисоздавать свои банки.
В дальнейшем акционерами или пайщиками коммерческих банков всебольше становились различные коммерческие структуры и частные лица. Этотпроцесс особенно усилился после того, как в конце 1992 года государственнымпредприятиям было запрещено выступать учредителями коммерческих структур, в томчисле и банков, а в 1993 году было принято решение о перечислении причитающихсяуказанным предприятиям дивидендов в доход соответственно подчиненностигосударственного или местного бюджета. Кооперативные банки были уравнены вправах с коммерческими.
Постепенно статус коммерческих получили прежниегосударственные специализированные банки. Так, на базе республиканскихЖилсоцбанка был организован Укрсоцбанк, Агропромбанка ¾ АПБ «Украина» АК,Промстройбанка ¾ Проминвестбанк. Такое разгосударствление указанных трехбанков привело к созданию в банковской системе Украины неравных условий длядеятельности банков, поставив в затруднительное положение вновь организованныебанки.
Более правильным было бы за бывшими государственными банкамиоставить статус государственных специализированных банков, через которыенаправлялась бы государственная кредитная и финансовая поддержка приоритетнымнаправлениям развития экономики. Так, в большинстве стран такая поддержкаоказывается сельскому хозяйству, науке, государственным предприятиям, жилищномустроительству и так далее.
В условиях рыночной экономики существенные измененияпроизошли в банковском контроле. Если раньше банки играли роль государственныхконтролеров за деятельностью субъектов хозяйствования, то в настоящее времяэтот контроль, как правило осуществляется на партнерских отношениях междубанками  и их клиентами.
Коммерческие банки классифицируются по ряду признаков. Взависимости от формы собственности они подразделяются на частные игосударственные. По форме организации среди частных банков преобладаютакционерные в виде обществ открытого или закрытого типов.
Акции банков, созданных в виде акционерных обществ открытоготипа, распространяются путем свободной продажи юридическим и физическим лицам.Акционерными обществами закрытого типа, а также паевыми банками в виде обществс ограниченной ответственностью являются преимущественно коммерческие банки впервые годы их существования. Акции банков в виде акционерных обществ закрытоготипа выкупаются, как правило, их учредителями. Более гибкой структурой являютсябанки в виде обществ с ограниченной ответственностью. Количество их пайщиковможет пополняться с соответствующей регистрацией в Национальном банку Украины.
Коммерческие банки в зависимости от круга выполняемыхопераций бывают универсальными и специализированными. В настоящее время вУкраине все коммерческие банки стремятся быть универсальными, хотя далеко невсе они выполняют весь спектр банковских операций. Специализированных банковпока нет. Но отдельные банки уже начали создавать специализированные филиалы(инвестиционные и депозитные).
В зависимости от территории деятельности коммерческие банкиподразделяются на международные, республиканские и региональные. Международныебанки создаются с участием иностранного капитала и могут иметь филиалы в другихстранах. В Украине они только начинают появляться (Первый украинскиймеждународный банк, Диамена-банк и другие). К республиканским коммерческимбанкам относятся банк «Украина» АК, Проминвестбанк Украины,Укрсоцбанк, Эксимбанк Украины и Сбербанк Украины, имеющие разветвленную сетьотделений и филиалов по всей территории Украины. Большинство же коммерческихбанков являются региональными. Они обслуживают клиентов определенной области,города, района или же региона. В зависимости от организационной структуры,наряду с многофилиальными банками, существуют бесфилиальные банки. Многие изних работают успешно, хотя конкурировать им с большими банками все трудней.
Порядок создания и деятельности коммерческих банковрегламентируется законами Украины «О банках и банковскойдеятельности», «О хозяйственных товариществах», «О ценныхбумагах и фондовой биржи», «О предпринимательстве», «Об аудите»,«Об иностранных инвестициях», «О залоге» и другие, а такжеВременным положением о порядке создания, регистрации коммерческих банков иосуществления надзором над их деятельностью, утвержденным ПравлениемНационального банка Украины 17 июля 1992 года.
Учредителями, акционерами коммерческих банков могут бытьукраинские и иностранные юридические и физические лица, за исключением Советовнародных депутатов всех уровней, их исполнительных органов, политических ипрофсоюзных организаций, союзов и партий, общественных фондов, коммерческихбанков. Ими также не могут быть граждане следующий категорий: военнослужащие,должностные лица органов прокуратуры, суда, государственной безопасности,внутренних дел, арбитражного суда, государственного нотариата, органов государственнойвласти и управления,  призванных осуществлять контроль за деятельностьюпредприятий. Учредителями банков не могут быть лица, которым запрещенозаниматься предпринимательской деятельностью до истечения срока, установленногоприговором суда,  лица имеющие судимость за воровство, взяточничество и другиекорыстные преступления.
.
По мере развития ирасширения банковской деятельности наметилась тенденция концентрациибанковского капитала. Наращивание уставных фондов было обусловлено какусилением инфляционных процессов в экономике, так и мероприятиями, которыепредпринимал НБ Украины относительно капитализации украинских банков.
Так было принято решениеоб увеличении уставного фонда коммерческих банков в несколько раз. ВпоследствииНБ Украины опять повысил размеры уставного капитала.
Увеличение размераминимального капитала коммерческих банков вызвано необходимостью установлениясвоеобразного барьеру для мелких предпринимателей, которые стремятся иметьсобственный банк для проведения сомнительных операций. Новый подход позволилукраинским коммерческим банкам соответствовать международным стандартамдостаточности капитала.
С целью обеспечения своейфинансовой прочности и защиты интересов клиентов коммерческие банки действуютсогласно экономическим нормативам, установленным Национальным банком, создаютстраховые и резервные фонды.
Коммерческие банки обязаны выполнять операции по кассовомувыполнению бюджета по поручению Национального банка, им запрещено проводитьдеятельность в сфере материального производства и торговли материальнымиценностями, а также проводить все виды страхования. Они могут на договорныхосновах привлекать и размещать средства друг друга в форме депозитов, кредитови осуществлять другие взаимные операции. При недостаточности средств длякредитования клиентов и выполнения принятых обязательств коммерческие банкимогут обращаться за получением кредитов в Национальный банк.
Коммерческие банкисамостоятельно устанавливают процентные ставки за предоставленные кредиты икомиссионное вознаграждение за услуги. Банкам запрещено использовать своисоюзы, ассоциации и другие объединения для заключения соглашений, которыенаправлены на монополизацию рынка банковских операций по вопросам установленияпроцентных ставок и размеров комиссионного вознаграждения, на ограничениеконкуренции по банковском делу.
Роль кредитной системы заключается втом, что она поддерживает высокую норму народнохозяйственного накопления,содействует решению проблемы реализации товаров и услуг на рынке, развитиюотраслей промышленности и строительства, международной торговли, что, в своюочередь, содействует развитию производства.
 

Основные проблемы и задачисовременной кредитно-банковской системы Украины
В Украине сегодня доминируетрациональная денежно-кредит­ная политика. Она призвана минимизировать инфляцию,способ­ствовать устойчивому экономическому росту, поддерживать уро­веньвалютного курса на экономически обоснованном уровне.
Сама по себе денежно-кредитнаяполитика, как и любая другая политика, не может быть плохой или хорошей. Онаоценивается соответственно тому, насколько она отвечает интересам общества (илиопределенной его части) и насколько оказывает содействие достижениюпоставленных целей и решению конкретных задач. Результативность политики темвыше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересывсех прослоек и групп общества, конкретно-исторические условия и особенностижизни.
Главная задача финансовой политики всовременный период в Украине состоит не только в том, чтобы обеспечить материальновсе происходящие преобразования, но и предотвратить социальное напряжение вобществе, а также максимально смягчить трудности перехода от одной системыэкономических отношений к другой.
Основной целью денежно-кредитнойполитики в Украине, как составной части финансовой политики в настоящее времяявляет­ся переход к экономическим методам регулирования денежного обращениячерез:
повышение роли банковского кредита иформирование банков­ских резервов;
формирование финансового рынка(купли-продажи ценных бу­маг);
приостановление необоснованногоперехода денег из сферы без­наличного оборота в наличный;
поэтапный переход внешнеэкономическихсвязей с другими странами на мировые условия, цены, системы расчетов;
конвертируемость денежной единицы;
реорганизация сберегательного истрахового дела;
усиление контроля за рациональным иэффективным расходо­ванием средств бюджетов всех уровней с целью сокращения бюд­жетногодефицита и приостановления инфляционных процессов в государстве.
Закон Украины «О Национальном банкеУкраины» в разделе «Денежно-кредитная политика» предусматривает такие основныеэкономические средства и методы денежно-кредитной политики:
определение и регулирование нормобязательных резервов дли коммерческих банков и финансово-кредитных учреждений;
процентная политика;
рефинансирование коммерческих банков;
управление золотовалютными резервами;
операции с ценными бумагами наоткрытом рынке;
регулирование импорта и экспортакапиталов.
Текущая денежная политикахарактеризуется высокой степе­нью взаимосвязи механизмов денежногорегулирования и дина­мичностью кредитных процессов в народном хозяйствеУкраины. Меры, предпринимаемые правительством и Национальным бан­ком Украины,позволяют говорить о наметившейся тенденции ста­билизации экономического положенияв стране и переходе к ин­тенсивному развитию народнохозяйственного комплекса.Об этом свидетельствует динамика макроэкономических показателей и еесоответствие денежно-кредитной политике государства.
Действие механизма денежно-кредитнойполитики Украины заключается в последовательном укреплении денежной единицыстраны — гривны через соответствующий механизм банковской системы.
Стоящая перед страной задача переходак стабильному эконо­мическому росту требует от Национального банка Украинысозда­ния условий для повышения инвестиционной активности. Акти­визацияэкономического роста усиливает заинтересованность оте­чественных предприятий впривлечении инвестиционных ресурсов через размещение на фондовом рынкекорпоративных ценных бу­маг — акций и долговых обязательств.
Одной из важнейших задачденежно-кредитной политики Укра­ины стало увеличение денежных средств упредприятий, сокраще­ние масштабов неплатежей и снижение доли сделок,обслуживае­мых с помощью неденежных форм расчетов (например, бартера). Рост объемаоборотных средств в реальном секторе экономики и прохождение денег по всейпроизводственной цепочке обеспечива­ет спрос на продукцию на каждой стадиивоспроизводства и, таким образом, происходит увеличение спроса в экономике вцелом.
Обеспечение налоговых поступленийпозволяет пополнять бюд­жет и использовать расходные статьи в установленномобъеме. От­сутствие нарастающей задолженности бюджета является серьезнымфактором, сокращающим масштабы неплатежей в экономике.
Расширение реальной денежной массысвоим следствием имеет рост ликвидности. Рост денежных расчетов подразумеваетрост спроса на реальные кассовые остатки и увеличение реальной де­нежной массы.
В настоящие время Украина переходит квзвешенной денежной политике на фоне улучшающейся общеэкономической конъюнк­туры.
Монетарный инструмент регулирования денежно-кредитной политики направлен на уменьшение  инфляции и сдерживанияобъема денежной массы. Согласно статистическим данным удерживается вдвухзначных, а то и меньших пределах (имела место дефляция  2002 г.), однакопоказательны особенности ее проявления в последние годы. Так в 2005-2006 годахфакторами инфляции стали так называемые “ценовые шоки” на отдельных товарныхрынках и резкое увеличение социального расхода бюджета при замедлении  темповэкономического роста. Поэтому сдерживание инфляции (не только спроса, но ирасходов) монетарными рычагами НБУ явно недостаточно, нужны такжеантиинфляционные меры правительства, и в первую очередь, — стимуляциявнутреннего рынка и поддержка производственной индустрии, безусловно,сопряженной и с валютным курсом, который целесообразно выдерживатьпредсказуемым для обеспечения ценовой стабильности.
При анализе структуры управлениябанков наблюдается замещение источников формирования их ресурсов. Обостряетсяпроблема недостаточности  денежных ресурсов для расширения банковскойдеятельности. Это характерная тенденция последних лет и, поэтому отечественныебанки вынуждены привлекать денежные средства, открывать для себя внешние каналыфинансирования.
Что касается структуры банковскихактивов, то удельный вес кредитов постоянно сохраняется доминирующем и, порезультатам 2006 года, превысил 76% кредитный портфель банков, при ежегодномросте в 1,3-1,7 раза в течении указанного периода по сравнению с объемом ВВП, всееще недостаточен для финансирования потребностей национальной экономики и имеетперспективы роста. Преобладание кредитов в национальной валюте свидетельствуето поступательном развитии именно внутреннего рынка кредитования. Однако вотдельных сегментах (например, в ипотечном кредитовании по данным Украинскойипотечной ассоциации) доля кредитов в иностранной валюте сохраняется постоянносущественной и превышает 80%. Положительной тенденцией следует признать идоминирование в 2004 году долгосрочных кредитов.
Несмотря на значительные достижениябанковской системы Украины, ее основной проблемой является недостаточнаякапитализация, что отражается в ряде связанных проблем подчиненного уровня. Кпоследним относиться ограниченность возможностей кредитования, недостаточноекачество менеджмента, неадекватность управления рисками и другие. Между темследует отметить, что проблемы банков не являются внутренне автономными, аобусловлены проблемами их клиентов и партнеров. Качество отношений с ними и, вконечном счете, отражают развитие экономики в целом как макросистемы.

Список  литературы:
1)        Економічнатеорія: політекономія: Підручник/за ред. В.Д.Базилевича. — К.: Знання,2006.
2)        Селезнев В.В.Основы рыночной экономики Украины. – К.: “ АСК”, 2003.
3)        Экономика: учебноепособие/ под ред. Э.А.Кузнецова. – Х.: “ Одиссей”,2006.
4)        Заблоцький Б.Ф. идр. ЕкономікаУкраїни. – Львів: Львівський банківський коледж Національного банку України,1997.
5)        Прусова Л.Г.Экономика в вопросах и ответах. – К.: АОЗТ «Експрес-об’ява», 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.