Реферат по предмету "Экономика"


Контрольная работа по Микроэкономике 2

Министерство образования и науки Российской Федерации

УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономической теории
Выполнил студент I курса

гр. УИ 104 Трофимов Д.А.

Варианта№8
Проверил

преподаватель СазыкинаМ.Ю.
Уфа 2011

Тест

1.Олигополии свойственно:

А) цены на продукцию определяют несколько ведущих фирм в данной отрасли;

Б) цены на продукцию определяет несколько предприятий;

В) цены устанавливает продавец товара;

Г) цены формируются под воздействием спроса и предложения;

Д) цена на товар определяется общественно необходимыми затратами труда.
ОЛИГОПОЛИЯ — (от греч. oligos — малочисленный и poleo — продаю, торгую) — тип рыночной структуры отрасли хозяйства в развитых странах, при которой небольшое количества крупных фирм и компаний на основе неформальных договоренностей контролируют производство и сбыт определенных товаров и рынок этих товаров.
2. Экономическую систему Швеции можно отнести к следующему типу экономики:

А) командно-административной;

Б) рыночной;

В) смешанной;

Г) традиционной;

Д) переходной.
СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА — экономика государства, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем.
3. Прямой зависимостью является зависимость между:

А) ценой и спросом;

Б) ценой и предложением;

В) процентной ставкой и спросом на кредит;

Г) заработной платой и спросом на труд;

Д) ставкой процента и сбережениями.
Прямая зависимость — связь между двумя переменными, которые изменяются в одном и том же направлении: с увеличением (уменьшением) одной переменной увеличивается (уменьшается) и другая переменная.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. При прочих равных условиях изменение величины предложения товара или услуги находится в прямой зависимости от изменения цены этого товара (услуги).
4.Общие издержки равны:

А) сумме общих постоянных и общих переменных издержек;

Б) сумме затрат на оборудование и сырье;

В) сумме затрат на оплату труда;

Г) сумме затрат на сырье и топливо;

Д) сумме затрат на сырье и плату труда.,
Общие издержки (ТС) — совокупные издержки фирмы, равные сумме ее постоянных и переменных издержек, определяются по формуле:

ТС = FC + VC.
5.Ценовая дискриминация — это:

А) продажа по разным ценам одной и той же продукции различным покупателям;

Б) различия в оплате труда по национальности или по полу;

В )эксплуатация трудящихся путем установления высоких цен на потребительские товары;

Г) повышение цены на товары более высокого качества.
Ценова́я дискримина́ция или ценова́я дифференциа́ция — установление разных цен на один и тот же товар при условии, что различия в ценах не связаны с различными издержками.
6. Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 18 000 рублей. Годовая ставка банковского процента 12%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ____ руб.:

А) 18000;

Б) 20160;

В) 150000;

Г) 15000.
При вкладе в банк 150000р владелец земли будет получать доход равный 150000*0,12=18000.
7. Переход из частной формы собственности на основные объекты хозяйства в государственную носит название:

А) национализации;

Б) денационализации;

В) приватизации;

Г) реприватизации.
Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам.
8. Известным научным трудом А.Смита является:

А) «Исследование и природе и причинах богатства народов»;

Б) «Теория праздного класса»;

В) «Капитал»;

Г) «Новые начала политической экономии».
9. К первичным экономическим потребностям относятся потребности в:

А) воздухе;

Б) пище;

В) занятиях спортом;

Г) одежде.
Первичные потребности – жизненно важные потребности человека в пище, одежде, жилье.
10. Определите равновесную цену на товар, если функция спроса имеет вид QD= 100-3P, где QD— объем спроса в месяц, P– цена в рублях. Кривая предложения имеет вид QS= 20+5P, где QS– месячный объем предложения.

А) 10;

Б) 15;

В) 70;

Г) 55.
100-3p=20+5p

P=15

Задачи

Задача 1.

1. Студент еженедельно выделяет на покупку необходимых продуктов питания 337 рублей. Цены благ и представления студента об их полезности (в ютилях) представлены в таблице.

Единица блага

Молоко (л),

Р м=10 руб.

Колбаса (кг),

Р к=100 руб.

Хлеб (шт),

Р х=5 руб.

Сахар(пачка),

Р с=8 руб.

Чай (пакетик),

Р ч=8 руб.

1

90

250

30

16

12

2

65

200

28

14

11

3

50

150

25

12

10

4

40

100

22

10

9

5

32

50

18

8

8,5

6

25

0,0

15

6

8

7

20

-10

10

4

7

8

16

-25

4

0

6


Достиг ли студент оптимума, купив 8 л молока, 2 кг колбасы, 8 булок хлеба, 1 пачку сахара, 3 пакетика чая?

Определите состав оптимального товарного набора.

Насколько полезность оптимального набора превышает полезность 1-го набора?

Решение:

Ед. блага

Молоко (л), Рм=10 руб.







Колбаса (кг), Рк=100 руб.







Хлеб (шт), Рх=5 руб.







Сахар (пач), Рс=8 руб.







Чай (пак), Рч=8 руб.







TU

MU

MU/P

TU

MU

MU/P

TU

MU

MU/P

TU

MU

MU/P

TU

MU

MU/P

1

90

40

4

250

150

1,5

30

26

5,2

16

12

1,5

12

10

1,25

2

130

20

2

400

50

0,5

56

19

3,8

28

8

1

22

8

1

3

150

10

1

450

-50

-0,5

75

13

2,6

36

4

0,5

30

6

0,75

4

160

0

0

400

-150

-1,5

88

2

0,4

40

0

0

36

6,5

0,8125

5

160

-10

-1

250

-250

-2,5

90

0

0

40

-4

-0,5

42,5

5,5

0,6875

6

150

-10

-1

0

-70

-0,7

90

-20

-4

36

-8

-1

48

1

0,125

7

140

-12

-1,2

-70

-130

-1,3

70

-38

-7,6

28

-28

-3,5

49

-1

-0,125

8

128




0

-200




0

32




0

0




0

48




0

TU=F*(Q)

MU=dTU/dQ=∆TU/∆Q=TUn-TUn-1

Оптимальным набором, является набор, в котором значения MU/P каждого из благ равны.

Из таблицы следует что для оптимального набора благ MU/P должно быть равно ≈ 0,25, из этого следует оптимальный набор:

Молока 4л, колбаса 2кг, хлеб 5шт, сахар 4 пачки, чай 6 пакетиков.

Pопт (4л,2кг,5шт,4п,6п)=4*10+2*100+5*5+4*8+6*8=345 (рублей)

TUопт (4л,2кг,5шт,4п,6п)=160+400+90+40+48=738 (ютиль)

Цена оптимального набора не удовлетворяет условия задачи, поэтому из оптимального набора необходимо убрать 1 пачку сахара.

Pопт(4л,2кг,5шт,3п,6п)= 4*10+2*100+5*5+3*8+6*8=337 (рублей)

TUопт (4л,2кг,5шт,3п,6п)=160+400+90+36+48=734 (ютиль)

P1(8л,2кг,8шт,1п,3п)=8*10+2*100+8*5+1*8+3*8=352 (рубля)

TU1(8л,2кг,8шт,1п,3п)=128+400+32+16+30=606 (ютиль)

TUопт > TU1 из этого следует что студент не достиг оптимального набора благ

734-606=128 (ютиль)

Ответ. Нет не достигает, оптимальный набор согласно условию дает 734 ютиль, полезность оптимального набора благ превышает полезность первого набора на 128 ютиль.

2.Если фирма производит и продает 20 тыс. телефонов в год. При средних переменных издержках 1750 рублей за телефон и постоянных издержках производства в 8 млн.рублей, то при рыночной цене одного телефона 2500 рублей, Какую величину составит прибыль.

Решение:

Доход=20`000*2`500=50`000`000

Средние издержки=1`750*20`000=35`000`000

Постоянные издержки=8`000`000

Прибыль=50`000`000-35`000`000-8`000`000=25`000`000

Ответ. Прибыль составит 25 млн. рублей

3. Если функция общих издержек имеет вид TC=45+10Q+4Q2, то какой вид имеет функция предельных издержек (МС)?

Решение:

MC=∆TC/∆Q=TC`

MC= (45+10Q+4Q2)`=8Q+10

Ответ. MC=8Q+10

4. Производство цемента в стране распределено равномерно между 8 поставщиками. Рассчитайте индекс Херфиндаля-Хиршмана.

Решение:

HHI= S12 + S22+ S32+ S42+ S52+ S62+ S72+ S82

S=12,5

HHI=8*12.52 =1250 (2ой тип – умеренно концентрированные рынки)

Ответ. HHI=1250

5. Функция спроса на товар имеет вид QD= 320-P, где QD — объем спроса в месяц, P – цена в рублях. Кривая предложения имеет вид QS= 4P-80, где QS – месячный объем предложения. Правительство устанавливает налог t=10 рублей на каждую единицу продаж. Определите равновесную цену на товар и равновесный объем продаж до налогообложения, равновесную цену и равновесный объем продаж после налогообложения и налоговые поступления.

Решение:

Равновесие: QS=QD

320-P=4P-80

400=5P

P=80 (равновесная цена)

QS=4*80-80=240 (ед) (равновесный объем)

Q`S=4(P-10)-80

Q`S=4P-120

QD= Q`S

320-P=4P-120

440=5P

P`=88 (равновесная цена после налогообложения)

Q`S=4*88-120=240 (ед) (равновесный объем после налогообложения)

Ответ. P=80, QS=240, P`=88, Q`S=240.

6. При цене Р1=900 руб. было продано 720 ц зерна, а когда цену понизили до Р2=700 рублей – продали 800 ц. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.

Решение:

EPD=|/>|

EPD=/>|=> />|=/>|=0.42

Ответ. Коэффициент эластичности равен 0,42

7. Индекс Лернера составляет 0,2, а общие издержки на объем производства 2000 изделий составляют 3000 рублей. Определите цену, которую назначит фирма-монополист, монополизируя прибыль, и размер прибыли.

Решение:

L=(P-MC)/P

0.2=(P-3000)/P

0.2P=P-3000

0.8P=3000

P=3750 (рублей)

Ответ. Цена равна 3750 рублей.

8.Определите уровень заработной платы и объем предлагаемых услуг на рынке труда, если функция предложения труда описывается как LS=2W+40, а спроса на труд LD=100-2W.

Решение:

LS=LD

2W+40=100-2W

4W=60

W=15 (Дневная ставка)

LS=2*15+40=70 (Объем предлагаемых услуг)

9. Если известно, что размер ежегодной ренты составляет 15000 рублей, ставка банковского процента составляет 10% годовых, рассчитайте цену земли.

P=R/r

R-размер ежегодной ренты

r-ставка процента

P=15`000/0,1=150`000 (цена земли)

Ответ. Цена земли равна 150т. рублей.

10. Какую сумму необходимо сегодня положить на банковский счет под 7% годовых, чтобы через 25 лет сумма на счете составляла 2 млн. долл?

Sum=x*(1+%)n

2`000`000=x*(1+0.07)25

2`000`000=5.427x

x=368`527.731 (долларов)

Ответ. Необходимо положить 368`527.731 долларов.

11. Если функция спроса на продукцию монополиста описывается уравнением P=80-5Q, а функция общих затрат TC=50+20Q, то при какой цене и объеме продаж он получит максимальную прибыль?

P=TC

80-5Q=50+20Q

130=25Q

Q=5.2 (объем)

P=80-5*5.2=54 (цена)

TR=P*Q=54*5.2=280.8

TC=54

TPr=280.8-54=226.8 (прибыль)

Ответ. Q=5.2, P=54, TPr=226,8.

Теоретические вопросы

Эластичность и ее практическое применение.

Эластичность спроса и предложения – экономический показатель, характеризующий реакцию, соответствен но, спроса и предложения на изменения цен, доходов и некоторых других факторов.

Эластичность (англ. elasticity) означает меру реагирования одной переменной величины на изменение другой переменной. (Эластичность функции иногда также называют относительной производной.) Из практических соображений ее относят к проценту прироста независимой переменной и применяют обычно в пределах малых изменений рассматриваемых величин.

Товары с эластичным спросом по цене:

Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы)

Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника)

Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты)

Товары с неэластичным спросом по цене:

Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество)

Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки)

Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин)

Эластичными (по цене) считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) больше изменения цены (|E|>1).

Неэластичными считаются спрос или предложение, когда изменение величины спроса (предложения) меньше изменения цены (|E|
Эластичность для участка 1—2: />
Коэффициенты эластичности

Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %.

/>

, где Q — спрос(количество); P — цена.

Для измерения процентного изменения величины спроса используется формула средней точки Аллена.

/>

/>

Встречается так же упрощённый расчёт:

/>

/>

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная эластичность — эластичность, измеренная в одной точке кривой спроса или предложения;

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную кривой спроса. Значение точечной эластичности обратно пропорционально тангенсу угла наклона касательной.

Дуговая эластичность — это показатель средней реакции спроса на изменение цены выраженной кривой спроса на некотором отрезке D1D2.

На эластичность влияют сроки хранения и особенности производства.

В зависимости от значения коэффициента Ed различают:

совершенную неэластичность (коэффициент Ed = 0).

К товарам с совершенно неэластичным спросом по цене относятся товары, без которых невозможно обойтись, например, соль, инсулин для диабетиков.

неэластичный спрос (коэффициент |Ed|
спрос, имеющий единичную эластичность (коэффициент |Ed| = 1).

эластичный спрос (коэффициент |Ed| > 1);

совершенно эластичный спрос (коэффициент |Ed| = бесконечности)

Данный вид эластичности характерен для товаров в условиях совершенного рынка, где никто не может повлиять на его цену, следовательно, она остается неизменной.

Для подавляющего большинства товаров зависимость между ценой и спросом обратная, то есть коэффициент получается отрицательным. Минус обычно принято опускать и оценка производится по модулю. Тем не менее, встречаются случаи, когда коэффициент эластичности спроса оказывается положительным — например, это характерно для товаров Гиффена.

Факторы, влияющие на эластичность:

Наличие заменителей. Чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

Удельный вес товара в бюджете потребителя. Чем больше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса.

Размер дохода.

Качество товара. Если товар — предмет роскоши, спрос эластичен; если товар первой необходимости, спрос неэластичен.

Размеры запаса. Чем больше запас, тем эластичней спрос.

Ожидания потребителя.

Эластичность предложения по цене

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения показывает относительное изменение объема предложения при изменении цены на 1 %.

Расчёт полностью аналогичен расчёту коэффициента эластичности спроса относительно цены, но Q будет обозначать размер предложения.

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы.

Эластичность спроса по доходу (income elasticity of demand) показывает на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %.

/>

E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход)

Она зависит от следующих факторов:

Значимость товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или предметом необходимости.

Консерватизм во вкусах.

Если увеличение дохода приводит к уменьшению спроса на товар, то показатель эластичности по доходу является отрицательным (E
Товар считается нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).

Если 0
Спрос на товар растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам роскоши.

Перекрестная эластичность показывает процентное изменение спроса на товар A относительно изменения цен на товар B.

/>

Если />, то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если />, то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если />, то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если />, то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

Практическое применение показателей эластичности

Практическая значимость знания эластичности спроса по цене проявляется в возможности определить изменение выручки (или общего дохода) продавца. Так, например, если коэффициент эластичности по цене (Kd) меньше единицы, то снижение цены на такой товар приведет к уменьшению общего дохода от его реализации, а при Kd больше единицы снижение цены приведет к увеличению общего дохода за счет относительного увеличения объема продаж.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. От его продолжительности зависит возможность производителей отреагировать на изменения цены товара. Время необходимо им для соответствующего перераспределения ресурсов, необходимых для производства данного товара, для урегулирования отношений с поставщиками ресурсов, зафиксированных в заключенных между ними договорах. Чем продолжительнее период времени, тем выше возможность для изменения объемов производства, а значит и выше эластичность предложения. На этом основании проводится различие между мгновенным (кратчайшим), краткосрочным и долговременным периодами.

Мгновенный рыночный период настолько мал, что количество каждого из применяемых ресурсов остается неизменным, объем производства сохраняется на прежнем уровне, предложение неэластично.

(/> – абсолютная неэластичность).

В краткосрочном периоде появляется возможность изменить количество каких-то ресурсов, но не всех. Так, например, при сохранении производственных мощностей изменяется количество применяемых сырья и труда. Это позволяет несколько изменить объем производства, а значит, и предложения. />

Долговременный – это период достаточной продолжительности для того, чтобы производители приспособились к изменившимся условиям рынка наилучшим образом, в том числе увеличив или сократив производственные мощности. Результатом преобразований может быть значительное изменение объемов производства и предложения. (/> – абсолютная эластичность).

Монополистическая конкуренция как форма организации рынка.

Для регулирования естественных монополий могут быть использованы различные инструменты, которые можно условно разбить на три группы.

1. Непосредственное установление цен на продукцию естественных монополистов. Фиксация цен и тарифов на услуги естественных монополистов на практике может основываться на множестве соображений, таких как, например, забота об отдельных категориях потребителей и связанное с ней перекрестное субсидирование, значимость услуги для потребляющих ее отраслей и т. п. Именно такого рода регулирование преобладает в настоящее время в России. Мы не будем рассматривать практику регулирования цен, поскольку она в большой степени зависит от неэкономических факторов, а ее процедуры нелегко формализовать. Нас будет интересовать так называемое идеальное ценообразование; слово «идеальное» здесь означает рассмотрение ценообразования только с точки зрения экономической эффективности и в предположении, что деятельность фирмы — естественного монополиста осуществляется исключительно в общественных интересах и что ее функция затрат известна.

2. Косвенное регулирование цен через установление предельных величин прибыли или доходности. Ниже мы сравним два основных метода косвенного регулирования цен: введение пределов повышения цен и фиксацию нормы доходности.

3. Использование конкурентных механизмов для передачи прав на производство продукции (оказание услуг) в условиях естественной монополии. Как правило, речь идет о конкурсной продаже лицензий, которые дают фирме право стать естественным монополистом в определенной сфере. Наиболее яркий пример — передача отдельных железных дорог в концессию в Аргентине, Бразилии и некоторых других развивающихся странах с целью повышения эффективности их функционирования. Аналогичная практика в свое время имела место и в России.
Прямое установление цен

Задача ценообразования на продукцию естественных монополий — установить цены, которые:

— гарантировали бы производство и потребление продукции в экономически эффективном объеме, т. е. в том, который был бы при совершенной конкуренции;

— обеспечивали бы самофинансирование предприятия.

С точки зрения взаимосвязи с объемом производства цены можно разделить на линейные (одинаковая цена на все единицы продукции, расходы потребителя можно рассматривать как линейную функцию от цены и объема покупки) и нелинейные (фирма взимает фиксированную плату, не зависящую от объема покупки, плюс единую цену за каждую единицу продукции; потребительские расходы становятся функцией вида F + P · Q).

Линейное ценообразование

Предположим, кривая спроса (D) пересекает линию средних затрат (LAC) в точке минимума последней, т. е. мощности предприятия обеспечивают наличие возрастающей отдачи от масштаба для всего объема продукции, который следовало бы производить для достижения эффективности (т. е. который был бы в условиях совершенной конкуренции) (рис. 7).

/>

Рис. 7. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия.

Естественная монополия выбрала бы объем производства QM и соответствующую ему цену PM. Экономическая прибыль составила бы площадь прямоугольника PMABC, а величина ущерба от существования монополии — площадь фигуры AME.

Регулирующий орган должен был бы установить цену на уровне предельных затрат (PK), что привело бы к росту объема производства до уровня, который имел бы место в условиях совершенной конкуренции (QK). Поскольку цена установлена на уровне средних затрат, равных при данном объеме выпуска предельным, предприятие получает только нормальную прибыль. Вследствие роста объемов производства до конкурентного уровня исчезает и ущерб от существования монополии.

Рассмотренный случай, когда мощности предприятия точно соответствуют объему спроса, максимально упрощен. Чаще спрос на продукцию естественного монополиста пересекает линию средних затрат слева от точки минимума последней (рис. 8). При эффективном объеме производства (QK) средние затраты оказываются выше предельных и применение принципа ценообразования по предельным затратам приводит к возникновению убытков (L), равных площади прямоугольника PKEGH.

/>

Рис. 8. Ценообразование по предельным и средним затратам.

В рамках линейного ценообразования цены можно зафиксировать на уровне средних затрат (PAC). В этом случае предприятие не получает ни экономической прибыли, ни убытков, но объем производства (QAC) ниже эффективного (QK).
Нелинейное ценообразование.

Наиболее простой случай нелинейного ценообразования — установление двуставочного тарифа. Для того чтобы гарантировать потребление продукции естественной монополии в эффективном объеме, одна часть тарифа фиксируется на уровне предельных затрат, а вторая часть тарифа, призванная покрыть возникающий убыток, может быть определена делением величины убытка на общее число потребителей: MC + L/N.

Приведенная формула представляет пример недискриминационного двуставочного тарифа. Однако с точки зрения достижения максимально возможной эффективности такая структура тарифа имеет недостатки. Спрос потребителей может существенно различаться, и введение единой фиксированной платы за доступ к услуге может привести к тому, что для ряда потребителей она окажется выше получаемого ими излишка, и они вынуждены будут вообще отказаться от пользования данной услугой. Если же часть потребителей, готовых платить цену, равную предельным затратам, уйдет с рынка, эффективность снизится. Выход состоит во взимании разной фиксированной платы с разных потребителей в зависимости от их готовности и способности платить.

Приведем пример с введением двуставочного тарифа на услуги телефонной связи. Эффективность будет максимальной, если одна часть тарифа будет равна предельным затратам на предоставление 1 минуты (часа) телефонной связи, а вторая часть, покрывающая постоянные затраты телефонной компании, будет фиксированной для разных групп потребителей (для пенсионеров, например, она будет ниже, чем для остальных категорий пользователей; для индивидуальных абонентов ниже, чем для организаций). При этом, конечно же, должно быть исключено перекрестное субсидирование, не связанное с различиями между абонентами по их способности платить.
Косвенное регулирование цен

Регулирование нормы доходности. Во многих странах (в частности, в США и Великобритании) распространена процедура косвенного регулирования цен естественных монополий через установление нормы доходности капитала, инвестированного в данное предприятие (rate-based regulation). Исходная предпосылка такова: капитал, инвестированный в фирму — естественную монополию, должен приносить по крайней мере такую же отдачу, как в среднем по экономике. Кроме того, норма доходности должна быть достаточна для привлечения новых инвестиций и развития предприятия. Также она должна соответствовать уровню риска инвестирования средств в компанию. Норма доходности определяется по следующей формуле:

/>

где RR — норма доходности; TR — общая выручка; TC — общие затраты; IC — инвестированный капитал.

Поскольку в конечном счете через установление нормы доходности регулируется цена выпускаемой продукции, перепишем эту формулу следующим образом:

/>

откуда

/>

Ключевую роль при определении цены играет уровень общих затрат. Включение их в формулу сводит ценовую политику предприятия к методу «затраты плюс». Естественно, что фирмы будут стремиться завысить свои затраты. Благодаря государственной защите от конкуренции у естественных монополистов нет стимулов для повышения эффективности функционирования предприятия, включая снижение уровня затрат. Таким образом, предприятие может получить прибыль при любом уровне затрат. Для получения более точной информации о затратах, необходимых для производства товаров или оказания услуг в условиях естественной монополии, органам регулирования нужно либо самим проводить аудит и анализ затрат предприятия, либо, что предпочтительнее, нанимать для этих целей независимые аудиторско-консультационные фирмы. Но даже проведение независимой оценки не даст точной информации о затратах по целому ряду причин.

1. Предприятия — естественные монополисты, как уже указывалось, обычно работают и на смежных рынках. В результате возникает проблема адекватного распределения косвенных затрат, решить которую до конца не представляется возможным — не существует единственного верного и точного способа распределения косвенных затрат.

Если имеется потенциально конкурентный рынок, близкий по технологическим признакам к естественной монополии, предприятие-монополист будет стремиться остаться единственным поставщиком на этом рынке, получая высокие прибыли. Примерами могут быть монопольное положение «Газпрома» в добыче и транспортировке газа и доминирующее положение предприятий МПС на рынке железнодорожных перевозок.6 Но, привлеченные высоким уровнем прибыли, на этот рынок будут стремиться войти новые фирмы. Естественные монополии пытаются противодействовать им, ссылаясь на интегрированность отрасли и технологические взаимосвязи, а также на то, что имеет место определенное перекрестное субсидирование производства продукции на монопольном рынке за счет прибылей потенциально конкурентного рынка. Железные дороги, например, ссылаются на необходимость увеличения тарифов на перевозки, если рынок обслуживания пассажиров и грузов будет открыт для сторонних фирм. Это и один из аргументов за сохранение государственной собственности на высокоприбыльные объекты потенциально конкурентного рынка (например, сохранение вокзалов в структуре МПС и соответственно в государственной собственности). На деле такого рода «забота» о потребителях на монопольном рынке — лишь стремление сохранить свои «империи» и не допустить конкуренции.

2. Цены на приобретаемые естественной монополией ресурсы постоянно меняются, что приводит к непредсказуемому изменению уровня затрат.

Подведем итоги. Регулирование нормы доходности предполагает, что предприятие увеличит цены, только если возрастут затраты и соответственно потребуется более высокая выручка для получения прежней доходности на капитал. Даже если опустить очевидные трудности, связанные с оценкой величины инвестированного капитала и уровня затрат, регулирование естественных монополистов путем фиксации нормы доходности имеет очевидный недостаток — у компаний отсутствуют стимулы для повышения эффективности своей работы, ведь при увеличении затрат можно просто поднять цену.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Экономическая теория. Учебник/Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 2000 г. – 448 с.

Курс экономики: Учебник/Под ред. Б.А.Райзберга. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 720 с.

50 лекций по микроэкономике // Электронная книга — 50.economicus.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.