Содержание
Введение
Глава I. Конкуренция, как составляющаярыночной экономической системы
1.1Трактовка понятия конкуренции в экономической науке
Глава II. Конкуренция как критерийклассификации рыночных структур
2.1Особенности рынка совершенной конкуренции
2.2 Рынокнесовершенной конкуренции: сущность, типы, методы
2.2. 1 Чистая монополия
2.2. 2 Олигополия
2.2.3Монополистическая конкуренция
Глава III. Конкурентоспособность России —основные штрихи
3.1Конкурентоспособность России в настоящее время
3.2 Факторы,препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики
3.3Перспективы повышения конкурентоспособности России
Заключение
Библиографическийсписок литературы
Введение
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономическойтеории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровняхкапиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономическойсистемы.
Экономический успех (а часто и выживание) субъекта рыночнойэкономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законыконкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
В настоящее время, проходящее под знаком глобализации, островстала проблема конкурентоспособности национальных экономик привлекай всебольше внимания исследователей и политиков. Можно с уверенностью утверждать,что для большинства стран рост национальной конкурентоспособности будет однойиз первоочередных задач на ближайшие десятилетия. И в мировой экономическоймысли проблема конкурентоспособности за последние 20 лет выдвинулась в числонаиболее активно разрабатываемых и дискутируемых.
Конкуренция — одна из самых главных черт рыночного хозяйства.Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условиядля ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новыхконкурентоспособных товаров и услуг. Вопрос о конкурентоспособности российскойэкономики на современном этапе является одним из центральных в разработкестратегии экономического развития страны.
Объектом исследования в данной работе является конкуренция,как явление экономических отношений.
Предметом исследования выступают современные формыконкуренции.
Целью работы является на основании научной литературыраскрыть понятие «конкуренция», рассмотреть и охарактеризовать современныеформы конкуренции.
Задачи исследования:
■ раскрытьпонятие термина «конкуренция»;
■ охарактеризоватьосновные формы конкуренции;
■ рассмотретьконкурентоспособность России, выделить проблемы в данном направлении ипреимущества страны.
Для достижения поставленной цели и решаемых в связи с нейзадач, работа разделена на три главы.
В первой главе рассматривается термин «конкуренция».Приводится история развития трактовки этого понятия.
Вторая глава освещает конкуренцию как критерий классификациирыночных структур, характеризует основные ее формы.
Третья глава работы посвящена вопросам конкурентоспособностиРоссии сегодня. Здесь приводится оценка конкурентоспособности России вмеждународных рейтингах, в частности в рейтинге Всемирного экономическогофорума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы и преимущества дляконкурентоспособности России в международных рейтингах, в частности в рейтингеВсемирного экономического форума (ВЭФ) за 2007-2008г. Выделены проблемы ипреимущества для конкурентоспособности России, рассматриваются факторы,препятствующие росту конкурентоспособности российской экономики, а такжеприводятся перспективам повышения конкурентоспособности России, в частностиразвитие науки и инноваций, повышение качества профессионального образования ипрочее.
Для раскрытия данной темы были проработаны статьи журналоввопросы экономики, Экономист, Мировая экономика и международные отношения, атак же учебные пособия, учебники, курсы лекций по экономической теории иэкономике. В частности были изучены статьи таких авторов как Глазьев, Белоусов,Кондратьев.
Глава I. Конкуренция как составляющая рыночной экономической системы
Термин «конкуренция» вошел в экономическую теорию изразговорного языка от латинского слова «concurrentia», означающего«столкновение», «состязание».
1.1 Трактовка понятия конкуренции в экономической науке
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошлонесколько стадий. Классической экономической теории был характеренповеденческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции каксовокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контрольна рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов ипокупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством заболее выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектомконкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая трактовка конкуренции была характерна и длянеоклассической политической экономии. Однако неоклассики связывали конкуренциюс борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, накоторые их можно приобрести. Редкость, в их понимании, означает, что количествоблаг недостаточно в сравнении с потребностями людей [10, с.112-115].
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века вэкономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции,вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А.Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западнойэкономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всегоиспользуется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным,когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доляконкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельноне может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается ссамой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которыегосподствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказываетсяне соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почемупобедил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности)влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно,то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной изразновидностей конкуренции несовершенной» [20, с.16-22].
Такое понимание конкуренции, как видим, значительноотличается от ее определения в классической теории, не проводившей различиямежду конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели ввиду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцовнастолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмынезависимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказываютсколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При такомконкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером нарынке, то есть, не возможна монополия.
Позднее спектр рыночных структур, анализируемых экономистами,был расширен, и появилась необходимость в четком разграничении понятий«конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество»относится к действительному поведению рыночных агентов, направленному назавоевание лидирующего (отличного от других) положения на рынке и используетсядля характеристики сферы деятельности бизнесменов, предпринимателей, а не длякачественной характеристики строения рынка. Термин «конкуренция» в своюочередь, используется для характеристики модели, строения рынка.
Кроме поведенческой и структурной трактовки конкуренции, вэкономической теории существует еще функциональный подход к конкуренции, атакже характеристика конкуренции как «процедуры открытия».
Функциональный подход к определению конкуренции связан, вчастности, с именем австрийского экономиста Й.Шумпетера. В своей теорииэкономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым.Эту борьбу ведут предприниматели — организаторы производства, прокладывающиеновые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов. По мнению Шумпетера,задача предпринимателя — осуществлять реализацию нововведений, бороться срутиной, не делать то, что делают другие, стать «созидающим разрушителем».Тогда он может выиграть в конкурентной борьбе, вытеснив с рынка техпредпринимателей, которые пользуются устаревшими технологиями или выпускают непользующуюся спросом продукцию[15, с.82-83].
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фонХайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия».По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижениецен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлениинужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаряценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции«открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что,сколько, где и кому продавать [12, с.215].
Глава II. Конкуренция как критерий классификации рыночных структур
Итак, конкуренция является необходимым инструментом рыночногомеханизма, способом достижения рыночного равновесия. Однако характерконкуренции может быть различным. В зависимости от степени развитостиконкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Рассмотрим данные явления более подробно.
2.1 Особенности рынка совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, котораяв наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночнойэкономики, «чистому», модифицированному рынку. Основные черты рынка совершеннойконкуренции:
■ значительноечисло продавцов и покупателей на конкретном рынке;
■ объемыпроизводства и предложения отдельного производителя составляют стольнезначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не можетповлиять на цену;
■ всеми продавцамипредлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;
■ все участникирынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении делна рынке;
■ мобильность всехресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любаяфирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинутьрынок.
При соблюдении этих условий возникает действительноравноправное положение всех участников рынка. Такой рынок позволяетперераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективноработающих предприятий. На рынке свободной конкуренции производитель можетувеличить свои прибыли, лишь снизив издержки производства[7, с.106-107].
Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченныересурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения спроса. Этообеспечивается при условии, когда Р = МС. Данное положение означает, что фирмыбудут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, покапредельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить.При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, нои максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренциязаставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками ипродавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, чтокривая средних издержек только касается кривой спроса. (См. Рис. 1.) Если быиздержки на производство единицы продукции были выше цены (АС > Р), то любаяпродукция была бы экономически убыточной и фирмы вынуждены были бы покинутьданную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса исоответственно цены (АС
/>
Рис. 1. Положение равновесия конкурентной фирмы вдолгосрочном периоде
Возникает своеобразный парадокс: в условиях равновесия навсех фирмах данной конкурентной отрасли издержки должны быть одинаковы. Такаяпредпосылка кажется нереальной, ведь мы знаем, что одни фирмы работают налучшем сырье, другие имеют более современное и эффективное оборудование, третьи— более квалифицированных работников, четвертые — наилучших менеджеров. Да ивообще, не может быть двух одинаковых фирм. Совершенно очевидно, что на фирмах,использующих лучшие ресурсы, издержки будут более низкими. Как же согласоватьэтот очевидный факт с положением о том, что средние издержки для всех фирм вусловиях совершенно конкурентной отрасли одинаковы?
В экономической теории существует следующее объяснение этогопарадокса: предполагается, что владельцы более совершенных ресурсов получаютбольшее вознаграждение. Например, более квалифицированные рабочие — большуюзаработную плату, за более совершенные машины приходится платить более высокуюцену и т. д.
Таким образом, вся экономия, полученная за счет болееэффективных ресурсов, расходуется на их оплату. Это объясняет тенденцию кравенству издержек, существующих в конкурентной отрасли.
Совершенная конкуренция, как и рыночная экономика в целом,обладает рядом недостатков. Говоря о том, что совершенная конкуренцияобеспечивает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворениепотребностей покупателей, не следует забывать, что она исходит изплатежеспособных потребностей, из распределения денежных доходов, которыесложились ранее. Это создает равенство возможностей, однако отнюдь негарантирует равенство результатов. Совершенная конкуренция учитывает лишь теиздержки, которые окупаются. Однако в условиях недостаточной спецификации правсобственности существуют такие выгоды (издержки), которые не учитываютсяфирмами: их осуществляет общество.
В этом случае говорят о побочных внешних выгодах илииздержках (положительных или отрицательных экстерналиях). Поэтому в условияхнедостаточной спецификации прав собственности возможно недопроизводствоположительных и перепроизводство отрицательных экстерналий.
Совершенная конкуренция не предусматривает производствообщественных благ, которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, однаконе могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю вотдельности (поштучно). Это относится к таким общественным благам, какпротивопожарная безопасность, национальная оборона и т. д.
Совершенная конкуренция, предполагающая огромное число фирм,не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорениянаучно-технического прогресса. Это прежде всего касается фундаментальныхисследований (которые, как правило, бывают убыточными), наукоемких икапиталоемких отраслей.
Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизациипродукции. Она не учитывает в полной мере широкий диапазон потребительскоговыбора. Между тем в современном обществе, достигшем высокого уровняпотребления, развиваются разнообразные вкусы. Потребители все больше не толькоучитывают утилитарное назначение вещи, но и обращают внимание на ее оформление,дизайн, возможность приспособить ее к индивидуальным особенностям каждогочеловека. Все это возможно лишь в условиях дифференциации продуктов и услуг,что связано, однако, с повышением издержек их производства.
Ограниченность конкуренции преодолевается в условиях различныхтипов рыночных структур[14, с.221-223].
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один изпризнаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
2.2 Рынок несовершенной конкуренции: сущность, типы
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на триосновные типа: чистая монополия; олигополия; монополистическая конкуренция. Ихчерты можно представить следующей таблицей (См.табл. 1).
Таблица 1 Характеристики основных трех типов несовершеннойконкуренцииХарактерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистическая конкуренция Число фирм » Одна Несколько Много Тип продукта Уникальный, близких заменителей нет Стандартизированный Дифференцированный Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависимостью Небольшой Условия вступления в отрасль Блокировано Трудно Сравнительно легко Типичные отрасли Местные предприятия коммунального хозяйства Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Розничная торговля, швейная, обувная промышленность
Рассмотрим особенности конкурентного поведения фирм,функционирующих в условиях той или иной рыночной структуры.
2.2 1 Чистаямонополия
Чистая монополия (от греч.моно — один, полео — продавец) — это рынок, накотором товар, у которого нет близких заменителей, продает один продавец, т.е.один продавец противостоит множеству покупателей.
Понятие монополия имеет двоякий смысл: во-первых, подмонополией понимается крупное предприятие, которое занимает ведущее положение вопределенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.); во-вторых, подмонополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей доминировать нанем. Как отмечает М. Фридмен, «Монополия наличествует всегда, когда…предприятие имеет над каким-то товаром или услугой контроль, позволяющий ему взначительной мере диктовать условия, на которых другие лица имеют доступ коным» [7, с.109].
Монопольное положение на рынке может занимать не толькокрупное, но и небольшое предприятие, если только оно поставляет на рынокосновную массу продукции данного вида; с другой стороны, крупное предприятиеможет и не быть монополистом на рынке, если его доля в общем предложенииневелика. Чистая монополия в масштабах национального рынка явление довольно редкое,но для местных рынков она достаточно типична. Небольшой городок: там имеетсяодин банк, одно крупное предприятие, на котором работает большинство населения,один аэропорт, одна железнодорожная компания и т.д.
Итак, монополия означает власть над рынком, прежде всего надценой.
Эта власть может возникать:
■ при отсутствииблизких заменителей;
■ когда имеютсясущественные барьеры для вступления в отрасль, обусловленные наличием удоминирующего предприятия низких издержек производства, связанных с эффектоммасштаба;
■ при наличиигосударственных патентов и лицензий, предполагающих исключительное право наданное изобретение, промышленный образец или товарный знак;
■ в случаеисключительного права доступа к каким-либо природным ресурсам и др.
Продавцы могут занять доминирующее положение на рынке и врезультате заключения тайных или явных соглашений о разделе рынков и об уровнецен, а также в результате создания искусственного дефицита и т.п.
Цель монополии — получение сверхприбыли посредством контролянад ценой (установления монопольно высоких или монопольно низких цен) илиобъемом производства.
Монопольно высокая цена — это цена товара, устанавливаемая продавцом… с цельюкомпенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованиемпроизводственных мощностей, и (или) получения дополнительной прибыли врезультате снижения качества товара.
Монопольно низкая цена — это цена, устанавливаемая покупателем в целях получениядополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счетпродавца; или цена товара, сознательно устанавливаемая продавцом на уровне,приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которойможет являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов срынка.
В зависимости от причин, позволяющих отдельным фирмам,предприятиям или их объединениям занимать на соответствующих рынкахдоминирующее положение, различают несколько типов монополий:
■ монополия,порождаемая конкуренцией (искусственная монополия).
■ технологическиеособенности производства, обусловливающие меньшие издержки производства наодном крупном предприятии, нежели на множестве мелких (водо-, газо- иэлектроснабжение, телефонная связь и т.п.) порождают технологическую илиестественную монополию — состояние рынка, при котором удовлетворение спросаэффективнее в условиях отсутствия конкуренции;
■ государственная(легальная) монополия — исключительное право государства на производство денег,наркотических средств, ядерного вооружения, водочная монополия и т.п.;
■ временнаямонополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основемонопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такаяфирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующеедостижение не получит всеобщего распространения;
■ случайнаямонополия — результат ограниченного во времени превышенияспроса над' предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную,если дефицит закрепляется намеренно.
Отдельно следует остановиться на особенностях монополий, сложившихсяв плановой экономике. Плановой экономике был характерен тотальныйведомственно-отраслевой монополизм, насаждавшийся «сверху» в отличие отрыночной экономики, где монополии вырастают «снизу». Специфика этого плановогомонополизма связана прежде всего с тем, что он возникал не в результатеразвития состязательных отношений между производителями, а базировался напостоянном, хроническом дефиците. В этих условиях практически каждое крупноепредприятие становилось монополистом. При этом часто крупные объединения,фактически монополизировавшие соответствующие рынки, создавались исходя не изкакой- либо экономической целесообразности, а из соображений удобствагосударственного управления.
Государство стремилось ограничить число управляемых единиц,концентрируя производство на минимальном числе предприятий. К началу 90-х годовв СССР 1800 наименований продукции выпускались на одном предприятии илиобъединении, более 1100 предприятий были абсолютными монополистами. Впроизводстве многих важнейших видов продукции господствовали 2—3 предприятия.
В этих условиях покупатели были вынуждены приобретать тупродукцию и такою качества, какую поставляли предприятия-монополисты и поценам, утверждаемым государством. У покупателей не было выбора, а упроизводителей — проблем с реализацией продукции любого уровня и качества. Угигантских заводов-монополистов не было заинтересованности в техническомпрогрессе. Именно сверхмонополизация российской экономики явилась одной изпричин падения эффективности производства и превратилась в главный барьер напути экономических реформ[7, с.108-112; 14, с.225-232].
2.2.2 Олигополия
Отличительная особенность олигополистического рынка — это небольшоечисло продавцов.Олигополия (от греч. олиго — немногие и полео —продавец) — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е.несколько продавцов противостоят множеству покупателей. Хотя четкогоколичественного критерия олигополии нет, но обычно на таком рынке присутствуетот трех до десяти фирм. Например, типично олигополитистическими рынками в СШАявляются рынок сигарет (90% продаж контролируется 4 фирмами), рынок жевательнойрезинки, (95% продаж контролируется 9 фирмами), рынок легковых автомобилей ит.д.
В зависимости от числа продавцов различают «жесткую»олигополию (3—4 фирмы на рынке) и «аморфную» олигополию: 6— 8 продавцов,которые контролируют 80—90% рынка [3, с.153-154].
По типу продукции различают чистую олигополию, производящуюоднородный продукт (цемент, минеральные удобрения, сталь), и олигополию,производящую разнообразную (дифференцированную) продукцию (сигареты,электробытовые приборы, автомобили).
Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получаютвысокие прибыли потому, что, как и в случае чистой монополии, вхождение вотрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасльновичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владениепатентами и лицензиями, контроль над источниками сырья и т.п. [6, с.60].
Характерной особенностью олигополистического рынка являетсявзаимозависимость фирм — любой из олигополистов находится под существеннымвоздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.Конкурентное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние наповедение всех его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних.
Эта взаимозависимость особенно проявляется в ходе ценовойконкуренции. Стремясь обойти соперника, фирма снижает цену, но тогда снижаютцены и другие фирмы, возникает ценовая война — циклическое постепенное снижениесуществующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистическогорынка. От ценовой войны выигрывают потребители, но для олигополистов она носитразорительный характер, поэтому фирмы стремятся к заключению соглашений оценах, смещая конкуренцию в направлении качества, рекламы, индивидуализациипродукции[7, с.112-113].
2.2.3 Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция — рыночная структура, когдамножество фирм, выпускающих дифференцированный продукт, конкурирует междусобой, но ни одна из них не обладает полным контролем над ценами. Множествопродавцов противостоят множеству покупателей. Монополистическая конкуренцияшироко представлена на рынках продукции легкой и пищевой промышленности, врозничной торговле [3, с.153].
На рынке такого типа имеется множество продавцов,предлагающих однотипную, недифференцированную продукцию (например, джинсы,зубная паста разных фирм), в отношении которой продавец ведет себя какмонополист, самостоятельно устанавливая цену. Но поскольку продавцов аналогичнойпродукции много, т.е. имеется множество заменителей и объем продаж отдельнойфирмой относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценами ограничен. Амножественность продавцов практически исключает возможность сговора. Основныеметоды конкуренции — товарные знаки, реклама, выделяющие различия товаров.
Вход на рынок монополистической конкуренции относительносвободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальныйкапитал, требующийся для начала дела, относительно невелик.
Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершеннойконкуренцией, но наличие пусть ограниченной, но монопольной власти, возможностьвоздействия на цены снижают эффективность использования ресурсов общества.Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условияхсовершенной конкуренции. Однако широкий выбор марок, видов, стилей, качествапродукции позволяет лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей,компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства[7, с.113-114].
В целом можно сказать, что монополистические тенденции,проявляющиеся на рынке, не только ограничивают конкуренцию, но и искажают еесуть — возникает недобросовестная конкуренция, при которой фирмами применяютсяразличимые меры дискредитации как конкурентов, так и выпускаемых ими товаров. встранах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются применениемантимонопольного законодательства. В России имеются три специальныегосударственные структуры, на которые возложены обязанности по ограничениюмонополизма: Государственный антимонопольный комитет РФ, Федеральная службаРоссии по регулированию естественных монополий на транспорте, Федеральнаяслужба России по регулированию монополий в области связи. Кроме того, функциямиантимонопольных органов по закону наделены Центральный банк РФ и Федеральнаяэнергетическая комиссия. Общим критерием эффективности их деятельности может служить степень свободы рыночногоценообразования в экономике страны[6, с.61 ].
Более подробно вопрос о конкурентоспособности в Россиирассмотрен в главе III данной работы.
Глава III. Конкурентоспособность России — основные штрихи
Эксперт McKinsey & Company А.Резникович опубликовал вжурнале «Коммерсантъ-Деньги» любопытную статью: «Монополистическое отечество вопасности». Главный ее тезис: «Как ни банально это прозвучит, самым мощнымтормозом развития экономики России является недостаток конкуренции. Причемгосударство само создает условия, которые сдерживают ее и способствуютмонополизму» [2., с.31-33].
При этом приходится отдавать себе отчет в том, что «Вообщедля российской экономики монополизация — исторически закономерное явление.Советская экономика была по определению монопольной. Экономика нынешней России,приобретя некоторые черты рыночной, сохранила и черты старой системы. Ноцентрализованные рычаги управления монопольной экономикой, худо-беднообеспечивавшей искусственную интеграцию главных экономических элементов(средств производства, капитала, квалифицированной рабочей силы ибизнес-инфраструктуры) уже потеряны, а рычаги рыночной экономики, гдеинтеграция этих элементов, как правило, достигается естественным путем, еще несозданы. В итоге круг тех, кто может успешно вести бизнес, сужается, что иделает монополистичной целиком всю экономику». [2., с.31-33]
3.1 Конкурентоспособность России в настоящее время
В международных рейтингах конкурентоспособности Россиятрадиционно относится к группе развивающихся стран, характеризующихсяповышенной политической и экономической нестабильностью, неблагоприятныминвестиционным климатом, а также чрезвычайно высокими рисками хозяйственнойдеятельности.
В научных исследованиях глобальной (межстрановой)конкурентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного экономическогофорума (ВЭФ) «The Global Competitiveness Report». В соответствии сметодикой ВЭФ для каждой страны разрабатывается сводный индексконкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей,важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочнойперспективе. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наиболеетесно связан с ее открытостью в международной торговле, качествомгосударственной политики, эффективностью финансовой системы, мобильностьюрынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественныхинститутов [10, с. 38].
В рейтинге конкурентоспособности стран за 2007-2008 годы,опубликованном ВЭФ Россия занимает лишь 58-е место, поднявшись на одну позициюпо сравнению с прошлогодним показателем, а в 2005 году Россия занимала 75-еместо [17, с. 5].
В рейтинг включены 131 страны. Проблемами дляконкурентоспособности России, которые сохраняются из года в год, названы, вчастности, факторы: здоровье и начальное образование, инфраструктура, качествоинститутов, эффективность рынка товаров и услуг, качество бизнес-климата,конкурентоспособность компаний, а так же неспособность экономики«впитывать» современные технологии из различных источников, включаяпрямые иностранные инвестиции.
В Индексе конкурентоспособности для бизнеса Россия занимаетболее скромные позиции — 71-е место, что также на две позиции выше, чем впрошлом году.
Этот индекс оценивает два основных фактора:конкурентоспособность компаний и качество национального бизнес-климата.
Если резюмировать результаты рейтинговых исследованийконкурентоспособности России зарубежными организациями, то можно отметить целыйряд следующих позитивных моментов. Прежде всего макроэкономическаястабильность, высшее образование, гибкость рынка труда, размер рынка, богатыеприродные ресурсы и грамотное макроэкономическое регулирование, а также частьиндикаторов, характеризующих инновационный потенциал.
Кроме того, что Россия сегодня обладает целым рядомфундаментальных конкурентных преимуществ относительно других, в том числе сразвивающихся стран. В составе этих преимуществ — главным образом следующие:
Крупные, экономически привлекательные и сравнительнонедорогие для внутренних потребителей запасы энергии и других полезныхископаемых:
валовая стоимость балансовых запасов России по 50 видам полезныхископаемых оценивается в $30 трлн (свыше $200 тыс. на одного жителя) [9,c. 35];
прогнозный потенциал природных ресурсов оценивается в $140трлн, что более чем вдвое превышает суммарное национальное богатство Японии;
в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти,36% — газа, 12% — угля; 1 место по дешевизне электроэнергии для промышленныхпотребителей [20, с.8]
Природная составляющая национального богатства России врасчете на душу населения в сопоставимых оценках в 5 раз превышает аналогичныйпоказатель Норвегии и Канады, в 6 раз — США, в 20 -Германии, Великобритании иФранции, в 38 — Японии и в 80 раз — Китая. По запасам основных видов природныхресурсов Россия — одна из самых богатых стран мира [16, с.12-14].
3.2 Факторы, препятствующие росту конкурентоспособностироссийской экономики
Для начала выделим широко известные факторы, мешающие ростуконкурентоспособности нашей страны: низкий технико-технологический уровеньпроизводства, высокая степень физического и морального износа эксплуатируемогов действующем производстве оборудования, хроническая нехватка инвестиций дляреконструкции устаревших мощностей, углубление инновационного отставанияпроизводства от общемировых тенденций и т.д. Ряд других, не менее важныхфакторов рассмотрим ниже.
1) Недостаточные объемы и низкое «инновационное»качество инвестиций в развитие национальных конкурентных преимуществ.
По масштабу годовых вложений в науку Россия не идет всравнение с основными высокоразвитыми странами.
Например, США ежегодно вкладывают в НИОКР свыше 280 млрд.долл., страны ЕС — около 190 млрд. долл., Япония — более 100, Китай — 60,Германия — 54, Россия же — около 4 млрд. долл[11, с.38].
Российская Федерация пока еще сохраняет свои уникальныенаучно-технический и образовательный потенциалы, однако эффективность ихпрактического использования для создания национальной инновационной системыкрайне низка.
2) Недостаточная развитость важных составляющих национальнойконкурентоспособности, затрудняющая высвобождение имеющихся конкурентныхпреимуществ:
низкое качество инфраструктуры, особенно в области связи исовременных информационных технологий;
низкое качество корпоративного управления, особенно в областикорпоративной этики, надежности, взаимоотношений с акционерами, работы спотребителями и маркетинга, социальной ответственности;
непрозрачная структура корпоративной и государственнойсобственности, препятствующая притоку в производство отечественного ииностранного капитала;
низкая эффективность финансовой системы.
3) Не меньшее негативное влияние на состояние национальнойконкурентоспособности оказывают системные факторы, связанные с низкойэффективностью методов госрегулирования, отсутствием в России конкурентнойрыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры, высокими траксакционнымииздержками хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятий. Ихустранение уже сегодня способствовало бы раскрепощению предпринимательскойинициативы, раскрыло широкие возможности для развития потенциалаконкурентоспособности отечественных производств.
4) Неэффективная система таможенного администрирования (равнокак и низкая эффективность всей системы тарифного регулирования), необеспечивающая защиту отечественных производителей как со стороны«организованных» импортеров, так и практически узаконенного демпингасо стороны неорганизованной челночной торговли. В результате закономернострадают многие отечественные производства потребительского сектора.
Между тем, по отзывам руководителей ряда предприятий,российская продукция уже сегодня способна вполне успешно конкурировать спродукцией производителей из стран дальнего зарубежья. Тогда как реальнуюугрозу для них представляет неорганизованный (челночный) импорт изразвивающихся стран, освобожденный не только от таможенных платежей, но и необремененных системой других налогов.
5) Факторы, обусловленные неразвитой рыночнойинфраструктурой, отсутствием эффективных механизмов межотраслевого переливакапитала и маломощностью банковско-кредитной системы России, напрямуюпрепятствующие проявлению конкурентоспособных преимуществ ряда отечественнойпродукции. От сложившейся ситуации теряют свои конкурентные позиции преждевсего изделия энергетического машиностроения, судостроения, авиастроения идругие, пользующиеся спросом на рынках многих развивающихся стран.
6) Монополизированность отечественной экономики, высокиеадминистративные барьеры осуществления хозяйственной деятельности, слабоеналоговое администрирование, неэффективная защита прав собственности и ее«непрозрачная» структура, запутанное законодательство и др.Закономерным результатом они имеют высокие трансакционные издержки российскихпроизводителей, также препятствующие проявлению их ценовых конкурентныхпреимуществ и притоку капитала в производство.
7) Проблемы процесса воспроизводства. После 1990 г. процессвоспроизводства в стране перестал быть расширенным. За годы реформ, ксожалению, по доле в мировом национальном продукте Россия оказалась отброшеннойна много лет назад. Так, если в 1970-е гг. страна производила 8% мирового ВВП,в 1990-е гг. — 5,5, в 2000 г. — 2,7, то в 2006 г. — 2,4-2,5% [9, с.30].
Произошел масштабный структурный, сырьевой перекос вэкономике.
Таким образом, нами были выделены основные факторы ипроблемы, ограничивающие конкурентоспособность России на современном этапе. Это:недостаточное финансирование в развитие национальных конкурентных преимуществ;низкая эффективностью методов госрегулирования; отсутствие в Россииконкурентной рыночной среды, нормальной рыночной инфраструктуры; высокиетраксакционные издержки хозяйственной и инвестиционной деятельностипредприятий, неэффективная система таможенного администрирования,монополизированность отечественной экономики, проблемы процессавоспроизводства.
3.3 Перспективы повышения конкурентоспособности России
Необходима разработка национальной политики международнойконкурентоспособности России, формируемой совместно представителямигосударства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определитьнаиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальныйкапитал мог бы войти в западные транснациональные корпорации, а такжеконкурентоспособные сектора, в которых целесообразно создать под эгидойроссийского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возможно дляэнергетических и топливных корпораций России. Высококонкурентоспособные фирмымогут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структургоризонтального типа. Наконец, нужно активно формировать компании «новойэкономики», разрабатывать интернет-технологии, обладающие современнымиконкурентными преимуществами.
Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспечитьбез вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыночных отношений изавершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимоосуществить коренную техническую реконструкцию морально и физически устаревшегопроизводственного аппарата страны наряду с институциональной реформойпредприятий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производительноститруда практически нереально.
В свою очередь тормозятся отсутствием эффективных рычаговгосударственного стимулирования роста экономики. Со всей очевидностьюобнаруживается, что экономика не может эффективно функционировать и статьжизнеспособной без государства, а государство немыслимо без экономическойсистемы.
Изучение проблем государственного регулирования экономикитребует учета общих представлений и закономерностей эволюции экономической ролигосударства и специфики реализации этой роли в условиях переходной экономики,той действительности, которая сложилась в стране в ходе рыночной трансформации.
Конкурентная экономика не может успешно развиваться безвмешательства государства. Многие инструменты экономической политикироссийского государства находятся сейчас в состоянии становления. С укреплениеминтеграционных экономических отношений претерпит изменения и государственноерегулирование экономики. Экономические функции государства во все большей меребудут сосредоточиваться на усилении роли конкурентоспособного механизма,смягчении «провалов» рынка, более полной реализации возрастающей взаимосвязиэкономических и социальных отношений.
Первооснова решения проблем повышения конкурентоспособностиэкономики страны — развитие науки. Достижения науки, ее открытия и воплощениерезультатов в производство, увеличение на этой основе доли наукоемкой продукциии поступлений на внутренний рынок страны и мировой рынок — ведущая тенденцияXXI в. Доля наукоемкой продукции России на мировом рынке колеблется всего впределах 0,3-0,8%
Кормнов Ю. О повышении конкурентоспособности России//Экономист 2006 №8 с. 15. Добиться повышения конкурентоспособности нашейстраны, российских хозяйствующих субъектов, их продукции — товаров и услугможно, опираясь на достижения отечественной науки в различных областях знаний,на наши интеллектуальные ресурсы. Известно, что к результатам исследованийнаших ученых проявляется интерес в странах мира, в том числе ведущих.
Российские ученые востребованы за рубежами нашей страны.Среди них те, кто трудится в ряде крупных научных центров мира. Немало ученыхвыехало за рубеж, и те, кто оплачивает их работу, труд и талант, используют всеприобретенное в своей предпринимательской деятельности с немалой выгодой. Запрорывной работой, как правило, стоит яркий ученый, притягивающий к себеталанты. Вокруг него формируется научная школа, способная генерировать новыезнания. Затраты на вознаграждение конкурентоспособного ученого сторицей, а то итысячекратно окупаются на производственно-внедренческой стадии инновационногопроцесса. Этим и определяются, нынешние намерения и уже начинающиеся действия внашей стране по увеличению бюджетных затрат на академическую науку в рамкахреформы РАН. Но только зарплатой конкурентоспособных инновационных успехов внауке и экономике не достигнуть. Необходимо располагать и современной передовойтехникой, без которой не сделать конкурентоспособных открытий, не воплотить ихрезультаты.
Успехи в науке дают шанс России стать страной свысокоразвитой экономикой, высоким уровнем жизни и «человеческогопотенциала», экспортером интеллектуальных услуг.
В России предприятия, работающие в научно-технической иинновационной сферах слабо защищены. Те из них, которые выходят на мировыетоварные рынки, нередко становятся жертвами пиратов, ворующих изобретенияроссийских ученых и инженеров. Этому способствует неразвитая в стране системазащиты авторских прав. Но здесь приходит помощь со стороны государства.Правительство намерено, например, компенсировать до двух третей затрат,связанных с регистрацией отечественными изобретателями в зарубежныхорганизациях их прав на интеллектуальную собственность [11, с.42].
Инновационная деятельность российских хозяйствующихсубъектов, требует поддержки государства, федеральных и региональных органоввласти в разных формах. А для этого необходимо в законодательном,нормативно-правовом порядке закрепить определение понятия инновационнойдеятельности предприятий. Наука, научные исследования предваряют инновационнуюдеятельность, особенно на острие «переворотных» открытий и первыхшагов по их освоению. К таковым относится, например, развитие нанотехнологий иих применение в разных сферах деятельности. Так же не стоит забывать проинформатику и биотехнологию.
Прямое отношение к решению проблем повышения международнойконкурентоспособности российских товаров и услуг имеет реформа техническогорегулирования в нашей стране. По своему замыслу она нацелена на переход к новымстандартам качества производства продукции и модернизацию сферы услуг.
Так же один из важных факторов роста конкурентоспособностиРоссии -это повышение качества профессионального образования. Наиболееконкурентоспособными были и остаются в странах те отрасли, развитие которых внемалой мере базировалось на использовании персонала, имевшегоспециализированное образование и профессиональную подготовку по соответствующимотраслям. В их числе можно назвать США, Великобританию, Германию, скандинавскиестраны, Японию, Южную Корею и немало других. Благоприятный климат создавалвысокий уровень государственных образовательных стандартов, рост престижа преподавателейи исследователей, совершенствование профессионально-технической подготовки,подключение национальных корпораций к профессионально-техническому обучениюмолодых и переподготовке сформировавшихся кадров.
В нашей стране властями осознается необходимость созданияконкурентоспособной образовательной системы, поддержки тех высших учебныхзаведений, которые реализуют инновационные программы, а также финансированиякрупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формированиясистемы образовательных кредитов. Российская система образования долгое времябыла изолирована от остальной части Европы. В вузах России дают зачастуюинформацию, которая была актуальна 10-20 лет назад. Многие университетывыпускают молодых образованных безработных. Потенциал российских вузовследовало бы открыть для сотрудничества с образовательными учреждениями другихстран, особенно европейских.
Мировой опыт показывает тесную взаимосвязь между повышениемконкурентоспособности экономики стран и увеличением в них численностиквалифицированных кадров, между уровнем принятого общеобразовательногостандарта и улучшением качества жизни в стране.
По оценкам специалистов, в наших школах сейчас не дают техзнаний, которые можно было бы с успехом применять на практике, а из многихвузов не выходят профессионалы, пользующиеся спросом на рынке труда. Поэтомуприведение образовательной деятельности в соответствие с возрастающимитребованиями жизни, «выращивание» конкурентоспособных специалистов сшироким междисциплинарным кругозором, глубокими знаниями дела, которому ониучатся в школе, колледжах и вузах, — проблема первостепенной значимости.
Таким образом, можно выделить основные пути решения проблемыконкурентоспособности России это: разработка национальной политики международнойконкурентоспособности России; вовлечения в процесс повышенияконкурентоспособности России государства; развитие науки и инновационнуюдеятельность, а так же повышение качества профессионального образования.
Заключение
Проведенный в данной работе анализ позволяет сделатьследующие выводы:
Конкуренция является тем механизмом, посредством которогорынок выполняет свои функции. Конкуренция, состязательность междупроизводителями позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей иобеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов общества. Основныеметоды конкуренции — ценовая и неценовая. Различают добросовестную инедобросовестную конкуренцию. Первая ведет к выигрышу потребителя (общества),вторая приносит выгоды только продавцу. Совершенная конкуренция означает, чтона рынке нет диктата продавца и отдельный продавец на цену повлиять не может.
Сама конкуренция и научно-технический прогресс порождаюттенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Современный рынок— это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции.Существуют три основных типа несовершенной конкуренции: чистая монополия,олигополия и монополистическая конкуренция.
Чистая монополия — это рынок, на котором наличествует единственныйпродавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный отнепосредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль. В условияхчистой монополии понятие фирма и отрасль совпадают. Олигополия — это рынок, накотором функционирует несколько продавцов. Особенность олигополистическогорынка — это взаимозависимость всех продавцов. Монополистическая конкуренцияпредполагает множество продавцов однотипной, но дифференцированной продукции,которые могут сами устанавливать цены, но именно множественность продавцовпорождает между ними конкуренцию.
Отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводит кчистым потерям общества. Выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несетпокупатель. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции — одна изважнейших функций государства. В отношении искусственных монополий государствопроводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономическогои административного воздействия. Деятельность естественных монополийгосударство контролирует и регулирует.
Государство, безусловно, должно проводить антимонопольнуюполитику. Но следует помнить, что защита конкуренции и защита конкурентов — неодно и то же, а скорее противоположности.
Этот тезис применим и для частного случая антимонопольнойпрактики — для определения, в каком случае снижение цены означаетнедобросовестную конкуренцию. Далеко не всегда это можно определить однозначно.
Анализ конкурентоспособности России дает весьма нерадостныйрезультат. Относительно обнадеживает лишь то, что задача повышенияконкурентоспособности страны теперь поставлена на самом высоком уровне.
Обеспечение высокого уровня конкурентоспособностинациональной экономики России должно стать основной задачей государства иреализовываться на основе государственной стратегической комплексной программы.Среди возможных рациональных направлений прогрессивной трансформации экономикипо пути инновационного развития следует выделить: эффективное использованиеприродных ресурсов как базы развития экономики России; обеспечение страны иобщества наукоемкими товарами и услугами; оптимизацию товарно-технологическойструктуры экономики на основе маркетингового изучения структуры производствапотребностей; стимулирование развития национального производства в реальномсекторе экономики в направлении выпуска конкурентоспособной наукоемкойпродукции, создание и использование инновационно-инвестиционного потенциала;удовлетворение внутренних потребностей за счет товаров и услуг российскихпроизводителей, защиту внутреннего рынка; укрепление национальной безопасности.
Выход на траекторию устойчивого развития экономики иблагосостояния общества возможен только на основе концентрации ресурсов напрорывных направлениях формирования нового технологического уклада,многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшениякачества государственного регулирования, подъема трудовой, творческой исоциальной активности людей.
Библиографический список литературы
1. А.БагровПрезидент сказал новое слово // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999, стр. 28.
2. А.РезниковичМонополистическое отечество в опасности // Коммерсантъ-Деньги #13 за 1999 — С.31-33
3. БоисовЕ.Ф. Экономическая теория: Курс лекция для студентов высших уч. Заведений. –М.: Юрайт, 2005. – 478 с.
4. БорисовЕ.Ф. Основы экономики: Учебник для студентов средних спец. уч. заведений. – М.:Юристъ, 1998. – 336 с.
5. В.Башмачников.У фермера уходит почва из-под ног // “Экономика и жизнь” №12 за 1999 г. — С.28
6. ДобрынинА.И., Салов А.И. Экономика: Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт-М, 2002. –302 с.
7. ЕфимоваЕ.Г. Экономика – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2004. –392 с.
8. КамаевВ.Д. Экономическая теория: Краткий курс: учебник. – М.: КНОРУС, 2007. – 384 с.
9. КондратьевВ. Макроэкономические проблемы конкурентоспособности России// Мировая экономикаи международные отношения 2001, №3 с.30-35
10. КураковЛ.П. Экономическая теория: Учебное пособие. — М.: Пресс-центр, 1998. — 688 с.
11. КуренковЮ., Попов В., Конкурентоспособность России в мировой экономике// Вопросыэкономики 2001, №6 с.38-45
12. МаршаллА. Принципы экономической науки. Т. 1: Пер. с англ. — М., Прогресс, 1993.
13. НосоваС.С. Экономическая теория: Учебник для вузлв. – М.: ВЛАДОС, 2007. – 520 с.
14. НуреевР.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2007. – 576 с.
15. ПолХейне. Экономический образ мышления. — Пер. с англ. Издание второе,стереотипное. — М.: Изд-во «Дело» при участии изд-ва «Catallaxy», 1992 — 704 с.
16. ПолтеровичВ., Попов В. Механизмы «ресурсного проклятья» и экономическая политика//Вопросы экономики 2007, №6 С. 12-14
17. Российскаягазета от 1 ноября 2007, №244(4507) с. 5
18. Экономикаи жизнь №14 за 1999 г.
19. Экономика.Учебник/под ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «Проспект»,1998. — 792 с.
20. ЮдановА.Ю. Конкуренция: теория и практика. 2-е издание. М., 1998.
21. ЯсинЕ., Яковлев А., Конкурентоспособность и модернизация российской экономики//Вопросы экономики 2004, № 7 С. 8.