Реферат по предмету "Экономика"


Конкурентное преимущество предприятия

Оглавление
1. Конкурентное преимущество как ключевой элемент стратегиипредприятия
2. Приемы и методы стратегическогофинансового планирования
Список литературы
/>1. Конкурентноепреимущество как ключевой элемент стратегии предприятия
Конкурентное преимущество любойсистемы (предприятия, региона и т.д.) — это какая-либо эксклюзивная ценность,которой оно обладает и которая дает ей превосходство перед конкурентами [5.С.200]. Ценность — это нечто особенное, то, чем система владеет (содержит в себе),стремится сохранить либо иметь в будущем [5.С. 192]. Достижение конкурентныхпреимуществ продукции, выпускаемой предприятием, над продукцией конкурентовнапрямую зависит от типа выбранной конкурентной стратегии, которая позволяет ихреализовать для достижения поставленных целей.
Конкурентная стратегияпредприятия представляет собой планы активности для достижения рыночного успехаи получения конкурентных преимуществ. Выбор конкурентной стратегии на основеанализа исследований, проведенных М. Портером, определяет два главных момента [4.С.36]. Первый момент — структура отрасли, в которой действует фирма, и сутьконкуренции в разных отраслях различаются, так как вероятность долговременногополучения прибыли в разных отраслях неодинакова. Второй главный момент — этопозиция, которую фирма занимает в пределах отрасли. Существенное изменение вконкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появлениеновых основ для конкурентного преимущества [4. С.98].
Предприятия должны реагироватьне только на изменение структуры отрасли, но и адаптироваться в своихконкурентных позициях. Позиция в отрасли определяет подход предприятия в целомк конкурентам и формирует его конкурентные преимущества.
Конкурентные преимуществаклассифицируются по следующим признакам [5.С. 205]:
1) отношение к системе (организации),характеризующееся внешними и внутренними видами преимуществ;
2) сфера возникновенияпреимущества бывает природно-климатической, социально-политической, технологической,культурной и экономической;
3) содержание факторапреимущества зависит от качества и цены товара, затрат у потребителя и качествасервиса;
4) метод или средство полученияпреимущества зависит от уровня обучения специалистов, внедрения новшеств,передислокации в более благоприятное для бизнеса место;
5) местом реализации преимуществможет быть рабочее место, предприятие, регион, отрасль, страна, мировоесообщество;
6) время реализации преимуществазависит от стратегических и тактических факторов;
7) вид получаемого эффекта отреализации преимуществ бывает научно-технический, экологический, социальный иэкономический.
На каждом предприятииклассификация конкурентных преимуществ имеет свои особенности и позволяетохватить необходимый объем различных экономических и управленческих аспектов, атакже позволит автоматизировать процессы поиска и изучения конкурентныхпреимуществ. Тем не менее, комплексная оценка всех видов конкурентныхпреимуществ довольно сложна, трудоемка и не всегда приводит к получениюдостоверного результата вследствие закрытости ряда информации по конкурентам. Поэтомудостаточно полно можно определить конкурентные преимущества только наконтролируемом объекте анализа. Более общий подход в определении конкурентныхпреимуществ товаров и услуг включает два вида — более низкие издержки идифференциацию товаров. Эти два вида в той или иной мере затрагивают сущностьвсех признаков конкурентных преимуществ в приведенной выше классификации [5, С.197].
Низкие издержки помогаютпредприятиям разрабатывать, выпускать и реализовывать продукцию с меньшимизатратами, чем у конкурентов, и получать больше прибыли.
Дифференциация — это способностьпредприятия обеспечить потребителя уникальными, высококачественными товарамиособых потребительских свойств или послепродажного обслуживания, но по болеевысокой цене, чем у конкурентов.
При выборе конкурентнойстратегии предприятия должны уделять внимание обоим видам конкурентныхпреимуществ, но в основном придерживаясь одного из них. Предприятия, сосредотачивающиесяна низких издержках, должны, тем не менее, обеспечивать приемлемое качествотоваров и их обслуживание.
Виды конкурентных преимуществпредприятия с точки зрения путей их достижения можно разделить на две группы: преимуществанизкого и высокого порядков.
Первые связаны с возможностьюиспользования дешевой рабочей силы, материалов, сырья и энергии. Низкий порядокпреимуществ довольно неустойчив и может быть потерян либо вследствие роста цени заработной платы, либо из-за того, что дешевые производственные ресурсы точнотак же могут использовать или перекупить конкуренты. Иными словами,преимущества низкого порядка — это преимущества с малой устойчивостью, неспособные обеспечить преимущество над конкурентами надолго.
К преимуществам высокого порядкапринято относить уникальность продукции, новые технологии ивысококвалифицированных специалистов, хорошую репутацию предприятия. Уникальностьпродукции достигается за счет собственных конструкторских разработок, иконкурентам надо либо разрабатывать аналогичную продукцию, либо придумыватьчто-то лучшее. Все эти пути требуют больших затрат усилий и времени. Следовательно,на некоторое время предприятие, выпускающее уникальную продукцию, оказывается влидирующем и недосягаемом положении, то есть является устойчивоконкурентоспособным. При этом у предприятия появляется еще одно важное преимуществона рынке — его репутация. Это преимущество достигается с большим трудом, оченьмедленно и требует больших затрат на его поддержание. По этой причине известныекомпании при обнаружении малейших дефектов в продукции проводит их бесплатноедля потребителя устранение или замену товара.
Для завоевания лучших позиций отвыгод конкурентных преимуществ каждое предприятие следует собственнойконкурентной стратегии.
Любое предприятие имеет своиособенности и специфику, поэтому выбор стратегии для обеспечения конкурентныхпреимуществ своей продукции для каждого из них носит индивидуальный характер инапрямую зависит от его целей и возможностей [5. С.214].
Привязка имеющихся конкурентныхпреимуществ у предприятия к выбранной им конкурентной стратегии — довольносложная и многоплановая задача, которая не всегда успешно решается. Такой видконкурентных преимуществ, как снижение издержек, более подходит дляпредприятий, имеющих слабую конкурентную позицию на рынке, хотя и предприятия свысоким уровнем конкурентоспособности также добиваются реализации этого фактора.
Диверсификация продукции, в своюочередь, требует больших затрат на ее осуществление. В этом случае могутреализовываться несколько направлений стратегических действий, перечень которыхвключает как типовые стратегии предприятий-аутсайдеров, так и предприятий ссильной конкурентной позицией.
Поэтому механизм взаимоувязкиконкурентных преимуществ с конкурентными стратегиями должен носить комплексныйхарактер, позволяющий предприятию эффективно осуществлять свою деятельность.
/>2. Приемы и методыстратегического финансового планирования
Финансовое планирование — выборцелей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами взависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков,выражается в составлении и контроле за выполнением планов формирования доходови расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежномэквиваленте цели и средства их достижения [1, С.68].
Сводный финансовый план наопределённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектовмогут использоваться сметы или бизнес-планы.
В рыночной экономике финансовоепланирование собственной деятельности может осуществляться отдельным индивидом,семьёй, организацией, целым государством или их объединением, на предприятияхявляется неотъемлемой частью финансового менеджмента. Бухгалтерский баланс,отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении наличности не являются формамифинансового планирования, так как в них отражаются данные из первичныхдокументов по уже осуществлённой деятельности предприятия.
Задача стратегическогофинансового планирования заключается в создании и поддержании равновесия междуцелями, финансовыми возможностями и внешними условиями, для чего производитсяпрогнозирование финансовой деятельности на длительный период. В плановойэкономике финансово-хозяйственное планирование деятельности крупныхэкономических субъектов осуществляется государством, которое распределяетфинансовые ресурсы между направлениями и отраслями согласно долгосрочным целями задачам государства [3, С.113].
Обычно при обобщённом финансовомпрогнозировании в рыночной экономике учитываются:
инвестиционно-кредитныевозможности;
уже имеющийся опытфинансово-хозяйственной деятельности;
известные заранее с большойстепенью вероятности будущие входящие и исходящие финансовые потоки,характерные для определённых задач.
Стратегическое финансовоепланирование представляет собой процесс анализа финансовой и инвестиционнойполитики, прогнозирования результатов её воздействия на экономическое окружениекоммерческой организации, принятия решений о допустимом уровне риска и выбораокончательного варианта финансового плана [7, С.69].
К основным направлениямфинансовой политики коммерческой организации относят:
анализ и планирование денежныхпотоков;
выбор стратегии привлечениявнешних ресурсов;
управление оборотнымисредствами, дебиторской и кредиторской задолженностью;
разработка учётной и налоговойполитики;
контроль и управление затратами,включая выбор амортизационной политики;
выбор дивидендной политики.
Инвестиционная политикакоммерческой организации заключается в определении общего объёма инвестиций,способа рационального использования накоплений и в сочетании различныхисточников финансирования.
Цели стратегического финансовогопланирования коммерческой организации зависят от выбранных критериев принятияфинансовых решений, к перечню которых относят:
максимизацию продаж;
максимизацию прибыли;
максимизацию собственностивладельцев компании.
Первые два критерия являютсязначимыми с точки зрения рыночной активности коммерческой организации, однако встратегическом планировании главной целью, которая упорядочивает обеспечениекоммерческой организации капиталом в длительной перспективе, являетсямаксимизация будущей выгоды владельцев организации. Она состоит в увеличениибогатства за счёт роста рыночной стоимости оборотных и внеоборотных активов.
Задачи стратегическогофинансового планирования определяются финансовой и инвестиционной политикойорганизации и основополагающими задачами являются:
1. Управление денежными потокамикоммерческой организации;
2. Анализ взаимосвязи возможныхрешений о дивидендах, финансировании и инвестициях.
3. Прогнозирование будущихпоследствий решений, принимаемых в процессе разработки плана.
4. Эффективное использованиеприбыли и финансовых ресурсов.
5. Осуществление контроля поорганизации в целом и центрам финансовой ответственности в частности [6, С.115].
Значение стратегическогофинансового планирования заключается в том, что оно,
во-первых, содержит ориентиры, всоответствии с которыми коммерческая организация будет функционировать,
во-вторых, позволяет сделатьвыбор наиболее эффективных путей из возможных альтернатив,
в-третьих, даёт возможностьопределить в перспективе экономическую эффективность деятельности организации,
в-четвёртых, способствуетпостановке целей, которые служат способом мотивации работы менеджеров ипозволяет установить критерии оценки их деятельности.
Методология представляет собойнаучную систему положений и методов изучения какого-либо явления или видачеловеческой деятельности. Как система научного познания методология определяетобщие направления, принципы и способы действия для решения поставленных задач.
Методология финансовогопланирования включает в себя следующие блоки (составляющие):
1. Познание действияэкономических законов развития финансов.
2. Изучение тенденций развития исостояния объекта планирования.
3. Изучение принциповстратегического финансового планирования.
4. Изучение методовстратегического финансового планирования.
5. Организацию финансовогопланирования в хозяйствующем субъекте [2, С.114].
Для стратегического финансовогопланирования характерен перечень принципов стратегического планирования. Однакоособое внимание в рамках стратегического финансового планирования уделяется следующимпринципам:
1. Принцип научности.
2. Принцип комплексности.
3. Принцип оптимальности.
Принцип научности планированияфинансов означает, что расчёт плановых показателей должен базироваться наанализе отчётных данных, на определении перспектив развития тех или иныхфинансовых показателей. Научность планирования означает использование научнообоснованных методов расчёта показателей, нормативов и норм.
Принцип коплексностипланирования финансов предполагает взаимную увязку показателей финансовогоплана, так как изменение одного финансового показателя ведёт за собой изменениявсех финансовых показателей.
Принцип оптимальностипланирования финансов предполагает наиболее рациональное использование капиталаи всех финансовых ресурсов, связан с выбором наиболее оптимального решения приразработке плана.
Методы финансового планированиядействуют в двух направлениях:
1. по линии управления движениемфинансовых ресурсов;
2. по линии рыночныхкоммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, сматериальным стимулированием и ответственностью за эффективностью использованияфинансовых средств.
В практике финансовогопланирования применяются следующие методы:
1. Методы экономического анализа.
2. Нормативный метод.
3. Балансовый метод.
4. Метод дисконтированияденежных потоков.
5. Метод сценариев (многовариантности)
6. Методы экономико-математическогомоделирования.
7. Методы прогнозирования.
8. Коэффициентный метод [1, С.70].
В рамках финансовогопланирования сущность балансового метода заключается в согласовании расходов систочниками финансирования, во взаимной увязке всех разделов финансового планамежду собой, в увязке финансовых показателей. Для финансового планированияособенно важно, какими путями будет достигнута сбалансированность плана и какиепри этом используются источники финансовых ресурсов. Значимость данного моментаопределяется тем, что достижение баланса должно, кроме того, обеспечиватьплатёжеспособность и ликвидность предприятия.
Метод сценариев (многовариантности)заключается в разработке нескольких вариантов финансового плана и расчётенекоторого значения критерия выбора, в качестве которого могут выступать:
минимальная величинасредневзвешенной стоимости капитала;
максимальная величина чистойприведённой стоимости;
максимальная рентабельностьсобственного капитала;
максимальная рентабельностьактивов.
Характеристика процессафинансового планирования.
Для успешной организациифинансового планирования на предприятии необходимо наличие следующихобязательных условий (компонентов), которые составляют в совокупностиинфраструктуру процесса финансового планирования [7, С.124]. К перечню такихсоставляющих относят:
1. Аналитический блок.
2. Информационный блок.
3. Организационный блок.
4. Программно-технический блок.
(Средства планирования)
I. Аналитический блок
методология финансовогопланирования;
наличие разработанных методикфинансового планирования.
II. Информационный блок
экономическая информация;
учётная информация, включающая всебя данные бухгалтерского и управленческого учёта;
информация финансовых икредитных организаций;
информация рынков;
политическая информация.
III. Организационный блок — наличие организационной структуры управления, наличие процедур, функциональныхобязанностей, сформулированного перечня функций, наличие разработанной системыответственности.
IV. Программно-технический блок — технические средства и программное обеспечение, лингвистическое обеспечение.
Методология связана сразработкой логики планирования. Процесс финансового планирования включаетследующие этапы:
1. Разработка системы прогнозныхвариантов финансовых отчётов, используемых для предпланового анализа. На данномэтапе определяется и прогнозируемый уровень основных финансовых показателей напланируемый период. Эти показатели, после того как план будет утверждён, будутиспользоваться для контроля за результатами деятельности.
2. Определение потребностипредприятия в финансовых средствах, необходимых для обеспечения выполненияобщего плана предприятия.
3. Прогнозирование структуры иисточников финансирования.
4. Создание и поддержание вработоспособном состоянии системы управления, отвечающей за размещение средстви их использование.
5. Разработка процедуркорректировки плана.
/>Список литературы
1.        Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 2006.
2.        Бородушко И.В., Васильева Э.К. Стратегическое планирование и контроллинг.- СПб.: Питер, 2006.
3.        Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. Учебно-практическоепособие. — М.: ТК Велби, 2005.
4.        Портер М. Конкуренция. — М.: Вильямс, 2010.
5.        Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебноепособие. — М.: Эксмо, 2005.
6.        Ходжич М.В. Основные понятия стратегического планирования как функциистратегического управления // Вестник Владимирского юридического института. — 2009.- № 1. — С.171-173.
7.        Шкардун В.Д. Маркетинговые основы стратегического планирования. Теория,методология, практика. — М.: Дело, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.