Содержание:
Введение
1.Методические основы воздействияконкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и виды конкуренции
1.2 Понятие и факторы, влияющие наконкурентоспособность фирмы
1.3 Методы конкурентной борьбы
2. Анализ воздействия конкурентной средына экономику ОАО «Хлебозавод № 1»
2.1 Экспресс-анализ экономикипредприятия
2.2 Характеристика конкурентной среды,факторы прямого и косвенного воздействия
2.3 Анализ конкурентоспособностипродукции предприятия
2.4 Показатели конкурентоспособностипредприятия
3. Основные направления повышенияустойчивости ОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
3.1 Резервы повышенияконкурентоспособности продукции (услуг)
3.2 Мероприятия по росту устойчивостиОАО «Хлебозавод № 1» в конкурентной среде
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
Приложение В
Введение
В настоящее время страна стоит переднеобходимостью упрочения внутриэкономического положения, обеспеченияустойчивого экономического развития, что предполагает определеннуюкорректировку экономических подходов и более активное и скоординированноеиспользование механизмов и рычагов экономической политики, в том числеконкурентной политики. Конкуренция является важнейшим регулятором экономическойэффективности и экономического развития, для создания которой предстоит решитьважную и сложную задачу формирования конкурентной среды в экономике.Конкурентную среду можно определить как совокупность экономических,институционально-правовых и социально-политических условий для развитияконкуренции в стране. Конкурентная среда – экономико-правовой порядок, которыйобеспечивает доминирование рыночного типа экономических связей, свободупредпринимательства, равноправие производителей (покупателей) товаров и услуг,другими словами создает условия для эффективной конкуренции. Таким образом,конкурентная среда представляет собой рамочные условия конкурентных отношений,которые необходимо сначала создать, а затем поддерживать. При отсутствии этихусловий невозможно полноценное развитие рыночной экономики, ограничены возможностипроизводственной активности и роста эффективности.
Как показала практика,большинство российских предприятий не готово к активному ведению конкурентнойборьбы. В условиях либерализации цен и скачка инфляции промышленность оказаласьв таком тяжелом положении, что сколько-нибудь серьезные инновации, связанные сусилением конкурентной позиции предприятий, стали невозможны. И, тем не менее,выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути созданияконкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И вэтом смысле, конкуренция является не только дестабилизирующим фактором, но иусловием выживания предприятия. Необходимость адаптации к условиям конкуренцииявляется насущной задачей системы управления предприятием.
Объектом исследованияданной курсовой работы является ОАО «Хлебозавод № 1».
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобырассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главныепроблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавода № 1». Постановкаданной цели предопределяет следующие задачи:
— проанализировать конкурентоспособностьпродукции предприятия;
— рассмотретьэкспресс-анализ экономики предприятия;
— выявить показателиконкурентоспособности предприятия;
-определить основныенаправления повышения устойчивости предприятия ОАО «Хлебозавод № 1» вконкурентной среде.
Указанныевыше задачи помогут определить и проанализировать процесс конкуренции, еговиды, а также место и роль конкуренции на предприятии. Остановимся подробнее нарассмотрении проблемы конкуренции, ее видов, места и роли на предприятии.
1.Методические основы воздействия конкурентной среды на экономику предприятия
1.1 Цели и видыконкуренции
В настоящее время можновыделить четыре основных вида конкуренции:
— совершеннаяконкуренция;
— монополистическаяконкуренция;
— конкуренция вусловиях олигополии;
— чистая монополия.
Рынок чистой конкуренции состоит из достаточнобольшого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагаетстандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства ипредложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долюобщего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния нарыночную цену, не должна «соглашаться с ценой», принимать ее как определенный заданныйпараметр.
Участники конкурентного рынка имеют абсолютно равныйдоступ к информации, то есть все продавцы имеют представление о цене,технологии производства, возможной прибыли и так далее. В свою очередь, покупателиосведомлены о ценах и об их изменениях. Существует также свобода входа и выходана рынок: любая фирма, при желании, может начать производство данного товараили беспрепятственно покинуть соответствующий рынок.
Колебания цены на рынке могут быть достаточноинтенсивными. Однако разница в цене – это не результат деятельности стихийныхпродавцов, в процесс взаимодействия спроса и предложения на данном рынке.
На практике во все времена – чистая конкуренция –явление достаточно редкое. Однако все же существует ряд отраслевых рынков,которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру (рыноксельскохозяйственных продуктов, рынки некоторых услуг). Эти рынки включаюбольшое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, ценана который определяется спросом и предложением.
«В условиях совершенной конкуренции максимизацияприбыли в краткосрочном периоде конкурентной фирмы может быть исследована,используя принцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками илипринцип сопоставления валового дохода с валовыми издержками или принципсопоставления предельного дохода с предельными издержками. Фирма будетмаксимизировать прибыли, производя такой объем продукции, при котором валовойдоход превышает валовые издержки на наибольшую величину. Убытки будутминимизированы путем производства, при котором превышение валовых издержек надваловым доходом является минимальным и меньше, чем совокупные постоянныеиздержки»1.
Является ли чисто конкурентная отраслью с постояннымиили возрастающими издержками конечное положение долговременного равновесия длякаждой фирмы будет иметь те же самые основные характеристики. Как показано нарисунке 1, цена (и предельный доход) установится на уровне, где она равнаминимуму средних издержек. В условиях совершенной конкуренции кривая предельныхиздержек пересекает кривую средних издержек в точке их минимума и,следовательно, равна средним издержкам.
В положении равновесия каквидно из рисунка 1 все находится в равенстве MR(P) = AC= MC. Это равенство говорит о том, чтохотя конкурентная фирма может получать экономические прибыли и убытки вкраткосрочном периоде, она будет просто покрывать свои издержки, производя всоответствии с правилом MR(P) = MCв долговременном периоде.
Таким образом, вдолговременном периоде конкурентная цена будет иметь тенденцию сравняться сминимумом средних издержек производства. Это так, потому что экономическиеприбыли заставят фирмы вступать в конкурентную отрасль до тех пор, пока этиприбыли не будут сведены на нет конкуренцией. Наоборот, убытки вызовут массовыйотток фирм из отрасли до тех пор, пока цена продукта снова не покроет издержкина единицу продукции.
Рисунок 1.
Положение равновесияконкурентной фирмы.
/>
1 2 3 4 5 6 7 8
Тройное равенство MR(P) = AC= MC предполагает определенные выводы,касающиеся эффективности чисто конкурентной экономики, которые на практикеимеют достаточно большое социальное значение.
Олигополия является своеобразной разновидностьюконкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к совершенной илинесовершенной конкуренции. Олигополистические отрасли характеризуются наличиемнескольких фирм, каждая из которых обладает значительной долей рынка. Фирмы,находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми; поведение любой из нихоказывает непосредственное воздействие и само испытывает на себе влияние состороны конкурентов. Продукта могут быть фактически одинаковыми или значительнодифференцированными. Причинами. Лежащими в основе развития олигополии, являютсяэффект масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.
Неопределенности, присущие не основанному на тайномсоглашении ценообразовании, благоприятствуют тайному сговору. Для участвующих втайном сговоре олигополистов характерна тенденция к максимизации общихприбылей, то есть к поведению их в некоторой степени как чистых монополистов.Лидерство в ценах представляет менее формальное средство тайного соглашения,при котором крупнейшая или наиболее эффективная форма в отрасли предпринимаетизменение цен, а другие фирмы следуют за ней.
Рыночные доли в олигополитчиеских отраслях обычноопределяются на базе неценовой конкуренции. Упор на неценовую конкуренциюсвоими корнями уходит в две следующие основные причины:1
1. Конкуренты фирмы могут достаточно быстро и легкоответить на снижение цен. Вследствие этого возможность значительного увеличениячьей-либо рыночной доли достаточно мала; конкуренты быстро аннулируют любоевозможное увеличение продаж, отвечая на снижение цен. И конечно, всегдасуществует риск, что ценовая конкуренция ввергнет участников в гибельную войнуцен. Менее вероятно, что неценовая конкуренция выйдет из-под контроля.Олигополисты считают, что благодаря неценовой конкуренции могут быть полученыболее долговременные преимущества перед конкурентами, потому что измененияпродукта, усовершенствования производственной технологии и удачные рекламныетрюки не могут быть также быстро и так же полно дублированы, как снижение цен.
2. Вторая причина, объясняющая то, почему олигополистыделают основной упор на неценовую конкуренцию, заключается в следующем:промышленные олигополисты обычно обладают значительными финансовыми ресурсами,на которые можно поддерживать рекламу и развитие продукта. Следовательно, хотянеценовая конкуренция является основной чертой как отраслей с монополистическойконкуренцией, так и олигополистических отраслей, последние обычно имеют болеезначительные финансовые ресурсы, которые позволяют им более полно заниматьсянеценовой конкуренцией.
Является ли с точки зрения общества, олигополия«эффективной» рыночной структурой? Сегодня можно выделить две основныеразличные точки зрения на экономические последствия олигополии.
Первая (традиционная) точка зрения полагает, чтопоскольку олигополия близка по структуре к монополии, следует ожидать, что онадействует приблизительно аналогичным образом. Согласно этой точки зрения можноожидать, что олигополия, для которой характерны барьеры для вступления,приводит к ограничению выпуска ранее точки наименьших издержек на единицупродукции и соответствующей рыночной цены, что приносит значительные, если немаксимальные, экономические прибыли. Действительно, можно даже утверждать, чтоолигополия является фактически менее желательной, чем чистая монополия, по тойпростой причине, что чистая монополия часто подвергается государственномурегулированию, для того чтобы уменьшить злоупотребления рыночной властью.Неофициальное тайное соглашение между олигополистами может дать в результатецены и объемы производства, подобные тем, к которым приводит чистая монополия,хотя при этом сохранится внешняя видимость конкуренции нескольких независимыхфирм.
Традиционная точка зрения оспаривается точкой зренияШумпетера–Гелбрейта, в соответствии с которой крупные олигополистические фирмыс рыночной властью необходимы для достижения быстрых темпов научно-техническогопрогресса. Утверждается, во-первых, что современная научно-исследовательскаядеятельность по разработке новых продуктов и производственных технологийявляется невероятно дорогостоящей. Поэтому только крупные олигополистическиефирмы способны финансировать обширную работу в области научных исследований иопытно-конструкторских разработок (НИОКР). Во-вторых, существование барьеровдля вступления дает олигополисту некоторую уверенность в том, что он будетполучать прибыли, определенную часть которых можно направить на НИОКР.
Таким образом, существование олигополий и конкуренцияв условиях олигополии вызывают неоднозначные взгляды и мнения на эффективностьих существования и функционирования на рынках.
Абсолютно чистая монополия существует, когда толькоодна фирма является единственным производителем продукта, у которого нетблизких заменителей. Чистая конкуренция характеризуется следующими основнымипризнаками:1
1. В условиях чистой монополии однафирма является единственным производителем продукта или поставщиком услуги.
2. Продукт монополии всегда уникаленв том смысле, что близких его заменителей не существует, то есть какие-либоприемлемые альтернативы отсутствуют.
3. Чистый монополист всегда самназначает цену и устанавливает значительный контроль над ценой.
4. Если по определению чистыймонополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствиюконкуренции. И она есть: существование монополии во многом зависит отсуществования барьеров для вступления на рынок.
Чистый монополист будет максимизировать прибыли путемуравнивания предельного дохода и предельных издержек. При одних тех жеиздержках чистый монополист сочтет более выгодным ограничить объем производстваи назначить боле высокую цену, чем сделал бы конкурентный продавец. Монополистможет увеличивать свои прибыли посредством ценовой дискриминации. Однако влюбом случае, монополия способствует увеличению неравенства доходов.
Монополистическая конкуренция подразумевает такуюрыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольшихпроизводителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Средиотличительных признаков монополистической конкуренции можно выделить:
— существование достаточно большого числа фирм, чтоограничивает контроль над ценой, отсутствие взаимной зависимости, и тайныйсговор становится практически невозможным;
— продукты характеризуются реальными и мнимымиразличиями и различающимися условиями их продажи;
— экономическое соперничество влечет за собой какценовую, так и неценовую конкуренцию;
— вступление в отрасль является относительно легким.
Фирмы в условиях монополистической конкуренции могутполучать прибыли или нести убытки в краткосрочном периоде. Легкое вступление имассовый выход фирм вызывают тенденцию к получению ими нормальной прибыли вдолговременном периоде. В долговременном периоде, положение равновесияпроизводителя, действующего в условиях монополистической конкуренции, являетсяменее общественно желательным, чем фирмы, действующей в условиях чистой конкуренции.
Дифференциация продукта обеспечивает способ, которым фирмыв условиях монополистической конкуренции могут компенсировать тенденциюприближения к нулю экономических прибылей в долговременном периоде. Посредствомизменения продукта и расходов на рекламу фирма может увеличить спрос на свойпродукт в большей степени, чем вырастут ее издержки. Дифференциация продукта,хотя и связана с определенными опасностями и проблемами, предоставляетпотребителю большее разнообразие продуктов и их улучшение в перспективе.Компенсируют ли полностью эти черты «издержки» монополистической конкуренции –это достаточно сложный и не решенный до конца вопрос.
Цельпроведения исследования конкурентной среды — изучениепозиций и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыреосновные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения иборьбы с конкуренцией.
— Каковыосновные цели конкурента?
— Каковытекущие стратегии достижения этих целей?
— Какимисредствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?
— Каковы ихвероятные будущие стратегии?
Ответ напервые три пункта должен обеспечить исходные данные для предвидения будущихстратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям даетдостаточно полную картину действий конкурентов.
По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциалефирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала,как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая,организационно — лоббисткая, маркетинговая.
1.2 Понятие и факторы,влияющие на конкурентоспособность фирмы
Конкуренция— свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынкеза более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получениенаивысшей прибыли.
Исследованияконкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг — одно из основных звеньевисследований в рыночной экономике, позволяющее выявить сильные и слабые стороныпредлагаемых товаров и услуг.
ВФедеральном законе РФ «О конкуренции и ограничении монополистическойдеятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в ред. Законов РФ от 24 июня 1992 г. № 3119, от 15 июля 1992 г. № 3310-1, Федерального закона от 25 мая 1995 г. № 83-ФЗ) под конкуренцией понимаетсясостязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действияэффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействоватьна общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.1
Всяхозяйственная деятельность предпринимателей подчиняется основным законамэкономики, таким, как закон стоимости, закон денежного обращения, законконкуренции.
Законконкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить наиболеевыгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с этим ихинтересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболееважные из которых — определение рыночной стоимости товаров, сведениеконкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниваниюиндивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли наоснове различий в производительности труда и управлении производством. Вмежотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет кперераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства,осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших.
Впериод перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствоватьпредпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечиватьускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полноеудовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции иуслугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться смонополией.
Конкуренцияявляется важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен;стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбытатоваров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство,качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовыватьпредпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, ачерез него — на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг.Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойтипо пути увеличения многообразия предложений на рынке.
Главноеусловие, способствующее развитию конкуренции, — эффективное давление нанерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. Употребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться спотребительским спросом.
Путьк свободной конкуренции проходит через приватизацию и разгосударствлениеэкономики, формирование в ней конкурентоспособных секторов, включая игосударственный. Для успешного ведения конкурентной борьбы должна существоватьэкономическая самостоятельность участников рынка.
ВРоссии в условиях перехода к рыночной экономике конкуренция из скрытой перешлав явную и стала одним из решающих факторов развития предпринимательства.
Всюсистему факторов конкурентоспособности фирмы можно подразделить на две основныегруппы.1
Перваягруппа состоит из факторов конкурентного преимущества фирмы. В эту группувнутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельностипредпринимательской фирмы, а также параметры, отражающие степень использованияфакторов производства.
Втораягруппа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды,находящиеся вне сферы непосредственного влияния компании.
Кромевнутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственноевлияние на уровень конкурентоспособности фирмы (элементы). С учетом сказанногосистема основных факторов конкурентоспособности предпринимательской фирмы можетбыть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляютэлементы конкурентоспособности фирмы, а второй и третий уровни — собственновнешние и внутренние факторы.
Средивнутренних факторов конкурентоспособности фирмы важная роль принадлежиттехнологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукциии собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии — базоваякатегория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской фирмы. Онаво многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средствпроизводства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов:технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынкаинноваций, развития науки.
1.3 Методы конкурентнойборьбы
Диапазон методов,который может быть использован конкурирующими сторонами, достаточно широк.
Методы конкуренцииможно разделить на две основные группы.1
Первая группа —экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другаявозникла вследствие появления качественно новых объектов производства(акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будутразвиваться по мере становления рынка.
Вторая группа — методы,связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административныхструктур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом отвнешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.
Существуют такжерыночные формы конкурентной борьбы. Широко распространен такой методконкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания.Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты — от готовых завтраков дозагородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п.
Для повышенияконкурентоспособности своей продукции многие фирмы продлевают срокигарантийного обслуживания, особенно когда технология отработана и бракапрактически нет.
Немалое значение дляряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенногорода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые иновые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль вконкурентной борьбе играют также товары-заменители, позволяющие получатьвысокие прибыли.
Как уже отмечалосьранее, существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Срединеценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентнойборьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продлениесроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной итой цене. Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на спрос главнымобразом посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция минимизирует ценукак фактор потребительского спроса. Если предложенная продукция являетсяуникальной, то у производителя больше свободы в установлении более высоких цен,чем на конкурирующие товары.
При стратегииценообразования, основанной на конкуренции, цены могут быть ниже рыночных, науровне рыночных или выше их — в зависимости от спроса потребителей,предоставленного сервиса, реальных и предлагаемых различий между товарами иконкурентной средой. Такой тип ценообразования используется предпринимателями,которые сталкиваются с конкурентами, продающими аналогичную продукцию.
Важное условие вконкурентной борьбе — сокращение производственных и непроизводственныхрасходов. Чтобы выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобыгарантировать своему предприятию финансовых успех, необходимо сокращатьиздержки производства, прежде всего переменные издержки, лидерство в которыхобеспечивает высокое преимущество в ценовой политике фирмы. Ценовая конкуренцияпроизводителей в условиях массового производства выступает главной формойконкурентной борьбы.
В условиях конкуренциипредприниматели гораздо больше времени должны уделять таким сферам, какреализация и сбыт продукции, увеличение доходов. Предприниматель, если онстремится к преуспеванию на рынке, должен следовать правилу: делать, преждевсего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя это ивзаимосвязано).
Увеличить же доходы засчет расширения рынка сбыта можно, если есть знания и понимание современныхметодов изучения рынка, потребителей продуктов, конкурентов, которые вращаютсяна одной и той же или близкой с вашей «рыночной орбите».
Главное в рыночныхусловиях — способность производителя дать потребителю товар более высокогокачества или обладающий какими-то особыми свойствами, притом за ту же цену, притех же издержках производства. Связь же цены и качества — это конкуренция,согласно которой потребители часто полагают, что высокие цены означают высокоекачество, и наоборот. При установлении цен это особенно важно для ситуации,когда о качестве можно судить только по цене; потребители полагают, что «качествоотдельных видов продукции существенно различается, высокие цены исключаютмассовый рынок. Важно, чтобы цены должным образом отражали качество.
Все это требуетпринципиально новых подходов к конкуренции, которые позволили бы успешнорешать, казалось бы, взаимоисключающие проблемы: повышать гибкостьпроизводства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросамипотребителей; оперативно внедрять новую технику и технологию в производство,гибкие производственные системы (иногда разработанные на том предприятии, гдеони устанавливаются) и одновременно иметь минимум запасов комплектующих узлов,деталей и готовой продукции, повышать качество при постоянном снижении издержекпроизводства.
На сложившихся рынкахглавный итог конкуренции для потребителя — не столько прямые ценовые эффекты,сколько возможность более широкого выбора товаров с учетом сопутствующих услуг,льготных условий покупки.
Предприниматель неможет рассчитывать на успех в конкуренции, если не знает потенциала своихсоперников и характерных для него способов реагирования на изменение рыночнойситуации.
Конкурентная стратегияфирмы представляет собой активную позицию для достижения рыночного успеха иполучения конкурентного преимущества.
Выбор конкурентнойстратегии на основе анализа исследований, проведенных М. Портером, определяетдва главных момента.
Первый момент —структура отрасли, в которой действует фирма. Суть конкуренции в разныхотраслях различается, так как вероятность долговременного получения прибыли вразных отраслях неодинакова.
Второй — позиция,которую фирма занимает внутри отрасли. Существенное изменение положения вконкурентной гонке влечет за собой перемены в структуре отрасли или появлениеновых основ для конкурентного преимущества.
Конкурентная стратегиядолжна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли в процессе ееизменения. В любой отрасли экономики суть стратегии конкуренции определяетсяпятью силами: угрозой появления новых конкурентов; угрозой появления товаров — или услуг-заменителей; способностью поставщиков комплектующих изделийторговаться; способностью покупателей торговаться; соперничеством уже имеющихсяконкурентов между собой.1
Значение каждой из пятисил меняется в каждой из фирм (отрасли) и предопределяет прибыльность фирмы. Вфирмах, где действие этих сил сказывается благоприятно, конкуренты могутполучать высокую прибыль от вложенного капитала и, наоборот; в фирмах, где однаили несколько сил действуют неблагоприятно, очень немногим фирмам удаетсядолгое время сохранять высокие прибыли.
Соперничество междуконкурентами было и остается умеренным и больше всего зависит не от сниженияцен, а от других факторов и, прежде всего от инновации, которая способствуетувеличению объема производства.
При выборе конкурентнойстратегии фирмы должны уделять внимание обоим типам конкурентного преимуществаили хотя бы строго придерживаться одного из них. Фирма, сосредоточившаяся нанизких издержках, должна, тем не менее, обеспечивать приемлемое качество иобслуживание. Товар фирмы, выпускающей дифференцированную продукцию, долженбыть не настолько дороже товара конкурентов, чтобы это было в ущерб фирме.Поэтому фирма должна решать для себя, сколько разновидностей продукции онабудет выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателейобслуживать в каких отраслях она будет конкурировать с учетом сегментациирынка. В разных секторах рынка требуются разные стратегии и разные способности.1
Подход фирмы кконкуренции зависит от видов предпринимательской деятельности фирмы. Фирмыполучают конкурентное преимущество, разрабатывая новые способы выполнениядеятельности, внедрением новой техники и технологии или исходных компонентовпроизводства (обеспечение поставок сырья, сбыта продукции, маркетинг и продажа,послепродажное обслуживание и т.д.)
Вышесказанное позволяет сделать вывод, что финансовая устойчивость предприятияиграет чрезвычайно важную роль в обеспечении устойчивого развития, какотдельных предприятий, так и общество в целом.
Для укрепления своейфинансовой устойчивости предприятию необходимо повышать своюконкурентоспособность. В наибольшей степени возможно повыситьконкурентоспособность предприятия при наличии у него развитых испециализированных факторов. От наличия и качества их зависит уровеньконкурентного преимущества и возможности его усиления.
2. Анализ воздействияконкурентной среды на экономику ОАО «Хлебозавод № 1»
2.1 Экспресс-анализэкономики предприятия
Хлебозавод№ 1 является одним из старейших производителей хлебобулочных изделий на ДальнемВостоке. История завода богата событиями и традициями, сложившимися в течениеработы уже нескольких поколений хлебопёков. Накопленные за многие десятилетияопыт, принципы деятельности и стремление постоянно развиваться делают этопредприятие уникальным и по-настоящему интересным.
Историязавода началась в 1903 году. На месте царских конюшен, неподалеку от нынешнегостадиона «Авангард», было начато строительство первой паровой пекарни, котораяс течением времени модернизировалась, трансформировалась, и в результате былсформирован Хлебозавод № 1.
С течениемвремени город рос и развивался: для удовлетворения потребностей потребителейоткрывались новые пекарни и цеха, которые в 1960 году были объединены вгородской хлебокомбинат.
В составхлебокомбината вошел и Хлебозавод № 1, объединивший впоследствии пять участков,это: сухарный, пряничный, кондитерский, хлебный и бараночный цеха.
В 1973 г. произошла реорганизация завода, в результате которой были расширены участки сухарный,пряничный и производства ржаных хлебов, за счет передачи бараночного икондитерского участков вновь выстроенному Хлебозаводу № 3.
В 1993 году«Хлебозавод № 1» в числе первых на Дальнем Востоке стал акционерным обществом.Не все шло гладко: некоторое время компания адаптировалась к новым и нелегкимусловиям рыночной экономики, искала новации и технологии, позволяющие ейсделать скачек в развитии.
Хлебозавод№1 продолжал выпекать хлеба ржаного сорта, которые так полюбились жителямнашего города и расширял их ассортимент. Это известные хлеба: «Бородинский»,«Дарницкий», «Тимирязевский», «Ржано-диабетический», «Столичный» и др.
И в тожевремя освоил новые направления производства по выпуску сдобных, мелкоштучных ислоеных изделий, восточных сладостей, запустил проект выпуска мелко-нарезныхсухариков, нашедших своих постоянных покупателей.
В настоящеевремя предприятие готовится к реконструкции и расширению производственныхучастков. Внедряя новую технику и технологии в производство, по-прежнемусохраняет старейшие традиции предприятия «Хлебозавода № 1», стремиться остатьсяодним из ведущих хлебоперкарских предприятий Дальнего Востока.
Объем производствахлебобулочных изделий по сравнению с 2006 года сократился на 3,4 % или на 297,6тонн, за счет снижения спроса, сокращения рынка быта и открытия в Хабаровскеновой хлебопекарни, которая составляет конкуренцию ОАО «Хлебозаводу № 1». Сдругой стороны, показано в таблице № 1, увеличился выпуск чаще всего покупаемыхизделий, таких как батона «Весенний» – на 2%, батона «Особый» на 1,93 %(Приложение А).
Данныетаблицы № 2 (Приложение А) свидетельствуют о том, что затраты в 2007 годувозросли на 14067 тысяч рублей. Объем материальных затрат увеличился на 3,5 %или на 12078 тыс. рублей. Одной из причин увеличения материальных затратявляется введение в эксплуатацию нового хлебопекарного оборудования. Затраты наоплату труда остались практически на том же уровне. Сократились отчисления насоциальные нужды на 28 тыс. рублей или на 0,9%, это связано с тем, что в 2007году была изменена ставка единого социального налога. В 2006 году онасоставляла 4%, а в 2007 – 3,2%. Положительной можно назвать увеличение затратна амортизацию, которые увеличились на 0,3 % или на 684 тыс. рублей. Этосвязано с тем, что предприятие ввело в эксплуатацию основных фондов на сумму4803 тысяч рублей. Так же положительным можно считать сокращение прочих затратна 3,8 % или на 2647 тыс. рублей.
2.2 Характеристикаконкурентной среды, факторы прямого и косвенного воздействия
Среду прямого воздействия ещеназывают непосредственным деловым окружением организации. Это окружениеформирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельностьконкретной организации (рисунок 2).
Рисунок 2. — Схематическое изображение фирмы и ее среды взаимодействия
Среда косвенноговоздействия />
Среда прямоговоздействия
С точки зрения системного подходаорганизация есть механизм преобразования входов в выходы. Главнымиразновидностями входов являются материалы, оборудование, энергия, капитал ирабочая сила. Поставщики обеспечивают ввод этих ресурсов. Получение ресурсов издругих стран может бы выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, ноодновременно опасным усилением таких факторов подвижности среды, как колебанияобменных курсов илиполитическая нестабильность.
Факторы среды косвенноговоздействия или общее внешнее окружение (рисунок 2) обычно не влияют наорганизацию также заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однакоруководству необходимо учитывать их.
Среда косвенного воздействия обычносложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычноопираются, прежде всего, на прогнозы. К основным факторам среды косвенноговоздействия относятся технологические, экономические, социокультурные иполитические факторы, а также взаимоотношения с местными сообществами.
/>
Рис. 2. Внешнееокружение предприятия
Рассмотрим ипроанализируем всех существующих конкурентов г. Хабаровска ОАО «Хлебозавода №1». Основные конкуренты: «Хлебозавод № 3», «Хлебозавод № 4», «Хлебозавод № 6» и«Хлебозавод № 7». Все представленные факторы, были оценены специалистами ОАО«Хлебозавода № 1».
Таблица 3 — Анализконкурентной средыКонкуренты Факторы конкурентоспособности фирм Качество продукции и услуги Уровень цены Ассорти-мент Реклама Репутация фирмы ОАО «Хлебозавод № 1» Высокое Средняя Узкий Не проводится Не известная «Хлебозавод № 3» Высокое Высокая Широкий Не проводится Известная «Хлебозавод № 4» Среднее Средняя Широкий Не проводится Известная «Хлебозавод № 6» Среднее Средняя Широкий Не проводится Известная «Хлебозавод № 7» Среднее Низкая Широкий Не проводится Известная
Таким образом, из таблицывидно, что ОАО «Хлебозавод № 1» по сравнению с другими предприятиями сильноотстает от них практически по всем параметрам. Достоинствами является то, что уфирмы высокое качество и средняя цена. «Хлебозавод № 7» выделяется низкойценой, но и качество продукции уступает. Предприятие «Хлебозавод № 3»производит продукцию высокого качества, и цена также завышена по сравнению сдругими предприятиями. Недостатком всех фирм является то, что фирмы не проводятрекламную деятельность, что существенно отражается на их известности.Известность фирмы-конкуренты заслужили тем, что существуют на рынке г.Хабаровска довольно длительное время, а неизвестность ОАО «Хлебозавода № 1»из-за того, что фирма существует уже много лет.
Рассмотрим долю рынкафирм–конкурентов.
Таблица 4 — Доля рынкаконкурентов ОАО «Хлебозавода № 1»Наименование организации
Объем
продаж в
2005 г.,
тыс.руб.
Доля
рынка
в 2005
г., %. Объем продаж в 2006 г., тыс. руб.
Доля
рынка
в 2006 г.,
% г., %.
Объем
продаж в
2007 г., тыс. руб.
Доля
рынка
в 2007 г., %
ОАО
«Хлебозавод
№ 1» 9389 0,05 56577 0,21 37382 0,13 Предприятие «Хлебозавод № 3» 55621 0,29 63287 0,24 79310 0,29 «Хлебозавод № 4» 51024 0,26 60213 0,23 66155 0,24 «Хлебозавод № 6» 40129 0,21 46215 0,17 51237 0,18 «Хлебозавод № 7» 32960 0,17 38521 0,15 43289 0,16 Всего 189123 1 264813 1 277373 1
Таким образом, из таблицы видно, что ОАО «Хлебозавод №1» на протяжении трех лет занимает малую долю рынка. Это обусловлено тем, чтопредприятие молодое и находится на стадии становления.
Основная задача при оценкеконкурентоспособности предприятий — выразить количественно данные свойства иучесть их разную значимость для конкурентоспособности рассматриваемых фирм.
2.3 Анализконкурентоспособности продукции предприятия
Под конкурентоспособностью продукции предприятия понимаетсяспособность продукции в определенный период времени соответствовать сложившимсяили предполагаемым требованиям рынка и быть успешно реализованной при наличиипредложений других аналогичных товаров.2 В условиях внешнеэкономическойдеятельности предприятия конкурентоспособной считается продукция, идущая наэкспорт в развитые страны по ценам мирового рынка.Конкурентоспособность продукции определяется каксовокупность качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающихудовлетворение конкретных потребностей покупателя и условий конкретного рынка.Без четкого знания соотношения технико-эксплуатационных характеристик своейпродукции с аналогичной продукцией конкурентов (как предприятий внутри страны,так и зарубежных фирм) невозможно определить направления совершенствованиявыпускаемой продукции и разработки новых изделий.
Уровни конкурентоспособности предприятийможно определить по формуле:
/>,
где ai — весовой коэффициент показателей конкурентоспособности,
характеризующий их значимость вобщей оценке
конкурентоспособности данныхпредприятий;
/>-оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по бальнойсистеме.
Произведем расчетконкурентоспособности трех предприятий-аналогов города Благовещенска. Порезультатам проведенной оценки три фирмы города Благовещенска получилиследующие оценки в баллах (табл. 5).
При проведении оценки, в качествеэкспертов выступали сотрудники ОАО «Хлебозавод № 1». Как видно, из таблицы,наиболее высокий уровень конкурентоспособности получился у предприятия «Хлебозавод№ 3», а наименьший — у ОАО «Хлебозавода № 1».
Таблица 5 — Балльная оценкаединичных показателейПоказатели
ОАО «Хлебозавод
№ 1» Предприятие «Хлебозавод № 3» Предприятие «Хлебозавод № 4» Качество управления 7,0 8,9 7,6 Качество услуг 7,7 9,2 7,5 Финансовое состояние 8,1 9,3 8,1 Использование ресурсов 7,2 8,6 8,0 Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом 7,4 9,6 8,1 Долгосрочные капвложения 7,0 9,1 7,8 Способность к инновациям 7,9 9,5 8,3 Ответственность перед обществом и природой 8,3 8,5 8,1 Средний балл 7,58 9,09 7,94
Однако для более точного анализаконкурентоспособности предприятий необходимо учесть разное влияние на нее(различную значимость) каждого из рассматриваемых показателей.
Три фирмы были оценены экспертами.При этом были установлены ограничения максимальной оценки каждого показателяконкурентоспособности — 5 баллов, а сумма весомых коэффициентов показателейконкурентоспособности должна быть равна 1.
Полученные результаты приведены втаблице 6.
Таблица 6 — Оценка показателейконкурентоспособности с учетом весовых коэффициентовПоказатели
ai ОАО «Хлебозавод № 1» Предприятие «Хлебозавод № 3» Предприятие «Хлебозавод № 4»
/>
ai*/>
/>
ai*/>
/>
ai*/> Качество управления 0,17 4 0,68 5 0,85 5 0,85 Качество услуг 0,15 3 0,45 4 0,60 4 0,60 Финансовое состояние 0,14 3 0,42 4 0,56 4 0,56 Использование ресурсов 0,08 2 0,16 4 0,32 4 0,32 Умение привлекать талантливых людей и работать с персоналом 0,10 3 0,30 5 0,50 4 0,40 Долгосрочные капвложения 0,07 2 0,14 4 0,28 4 0,28 Способность к инновациям 0,17 4 0,68 5 0,85 4 0,68 Ответственность перед обществом и природой 0,12 3 0,36 5 0,60 4 0,48 Средний балл 1 - 3,19 - 4,56 - 4,17
ai — весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия;
/> -оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по пяти бальнойсистеме.
Таким образом, из профилейконкурентов видно, что предприятие «Хлебозавод № 3» превосходит ОАО «Хлебозавод№ 1»: качеством товаров, услуги; использованием ресурсов; ответственностьюперед обществом.
Предприятие «Хлебозавод № 4»превосходит ОАО «Хлебозавод № 1»: использованием ресурсов; долгосрочнымикапвложениями; ответственностью перед обществом.
Таким образом, в дальнейшем ОАО«Хлебозавод № 1» следует серьезное внимание уделить четвертому и шестомупоказателям.
Произведем оценкуконкурентоспособности персонала. Оценку конкурентоспособности персонала следуетосуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними поотношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимуществоперсонала определяется конкурентоспособностью организации, в которой работаетконкретный работник. Внутренние конкурентные преимущества персонала могут бытьнаследственными и приобретенными.1
Примерный перечень качествперсонала, их весомость приведены в таблице 7.
Оценку конкурентоспособностиконкретной категории персонала рекомендуется осуществлять по формуле:
/>,
где КП – уровеньконкурентоспособности конкретной категории персонала;
i= 1,2, ..., n – количествоэкспертов;
j= 1,2,..., m – количествооцениваемых качеств персонала;
ai– весомость j-гокачества персонала;
/>-оценка i-м экспертом j-гокачества персонала по пятибалльной системе;
5n — максимально возможное количество баллов, которое может получить оцениваемыйиндивидуум (5 баллов * nэкспертов).
Устанавливаются следующие условияоценки экспертами качества персонала:
1 балл — качество отсутствует;
2 балла — качество проявляетсяочень редко;
3 балла — качество проявляется несильно и не слабо;
4 балла — качество проявляетсяслабо;
5 баллов — качество проявляетсясистематически, устойчиво, наглядно.
Таблица 7 — Примерный переченькачеств персонала ОАО «Хлебозавода № 1» и их весомостьКачества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)
Весомость качеств персонала, ai
Результаты оценки качеств маркетолога экспертами, /> эксперт 1 эксперт 2 1. Конкурентоспособность фирмы, в которой работает персонал 0,20 3 3 2. Наследственные конкурентные преимущества (умственные способности, физические данные, темперамент и т.д.) 0,20 4 3 3. Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения) 0,30 3 4 4. Интеллигентность, культура 0,05 3 2 5. Коммуникабельность 0,05 4 4 6. Организованность 0,05 4 4 7. Возраст, здоровье 0,15 3 3 Итого 1,00 - -
Подставив в формулу результаты экспертнойоценки из таблицы 7, получим:
Кn= [0,20 * (3 + 3) + 0,20 * (4 + 3) + 0,30 * (3 + 4) + 0,05 * (3 + 2) + 0,05 *(4 + 4) + 0,05 * (4 + 4) + 0,15 * (3 + 3)] / (5 * 2) = 0,67.
Таким образом, персонал ОАО «Хлебозавода№ 1» имеет среднюю конкурентоспособность. Для ее дальнейшего повышения ему следуетповышать уровень своей культуры и укреплять здоровье.
Произведем оценку степени удовлетворенностиклиентов работой ОАО «Хлебозавода № 1» и его основных конкурентов.
Предлагаемая методикаоценки конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1» включает следующие этапы:
1. Анкетный опросклиентов.
2. Определениестепени удовлетворенности клиентов на основе обработки анкет оценки ОАО «Хлебозавода№ 1».
3. Выработкарекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1».
Этап 1. Опрос клиентов.Он производился с помощью анкеты, приведенной в приложении Г.
Этап 2. Выявлениенаиболее важных критериев и определение степени удовлетворенности клиентов.Результаты обработки полученных анкет сводятся в таблицу.
Этап 3. Выработкарекомендаций по повышению конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1». Анализтаблицы позволяет получить ответы на следующие вопросы:
1. Что наиболее важнодля клиентов?
2. По каким критериям клиентудовлетворен работой ОАО «Хлебозавода № 1»?
3. По каким критериямклиент не удовлетворен?
4. Что нужно улучшитьдля повышения конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1»?
По данной методике былиисследованы ОАО «Хлебозавод № 1», а также основные конкуренты: предприятие «Хлебозавод№ 3» и «Хлебозавод № 4».
В течение месяцапроводился опрос клиентов ОАО «Хлебозавода № 1». Было роздано 250 анкет,получено заполненных 214. Это 86% от общего числа анкет, такой большой процент,связан с тем, что маркетолог ОАО «Хлебозавода № 1»помогал клиентам заполнитьанкеты, давая им необходимые пояснения.
Результаты обработкианкет всех трех фирм представлены в таблицах 8-9 (приложение Б).
Из таблицы 8 видно, чтодля клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» важны 8 критериев – требований к предприятию.
Критерии расположены впорядке убывания их важности.
Наиболее важными критериямиявляются для клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» – ассортимент, уровень цен, уровеньобслуживания.
Наименее важнымиявляются уровень гигиены, квалификация персонала.
Анализируя среднююарифметическую оценку степени удовлетворенности по каждому критерию, мы видим,что клиенты не удовлетворены наиболее важным для них критерием – «Ассортимент»(оценка 3,5), а также «Уровень цен» (оценка 3,9).
Вполне удовлетворяюткритерии клиентов по уровню обслуживания, удобству предоставления услуг,месторасположением ОАО «Хлебозавода № 1» (оценки 4,9; 4,7; 4,7 соответственно).
Исследуем предприятие «Хлебозавод№ 3», являющимся основным конкурентом ОАО «Хлебозавода № 1».
Было роздано 200 анкет,получено заполненных 171 — это 86% от общего числа розданных анкет. Опроспосетителей проводился также в течении месяца.
Результаты обработкианкет представлены в таблице 9 (приложение В).
Из таблицы 9 мы видим,что для посетителей предприятие «Хлебозавод № 3» наиболее важными критериямиявляются ассортимент, уровень цен.
Наименее важными –время работы фирмы, уровень гигиены, квалификация персонала.
Оценивая степеньудовлетворенности, мы видим, что покупатели удовлетворены наиболее важным дляних критерием «ассортимент» (4,8), а также их вполне удовлетворяет «уровеньцен» (4,2). Но их не удовлетворяет один из наиболее важных для них критериев –это «удобство предоставления услуги» (2,5).
Далее исследуемпредприятие «Хлебозавод № 4», также являющимся основным конкурентом ОАО«Хлебозавода № 1». Исследование также проводилось методом опроса посетителейфирмы. Опрос проводился в течении месяца. Было роздано 200 анкет. Заполнено 160анкет, что составило 80%. Результаты обработки анкет представлены в таблице 10(приложение В).
Из таблицы 10 мы видим,что покупатели наиболее удовлетворены уровнем цен, ассортиментом, временемработы фирмы (4,5; 4,2; 4,6 соответственно), что является для них наиболееважными критериями.
Покупатели меньше всегоудовлетворены уровнем обслуживания (2,3), хотя этот критерий является одним изнаиболее важных.
Полученные результатыоценки степени удовлетворенности клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» и его конкурентовсведем в одну таблицу 11.
Таблица 11 — Оценкастепени удовлетворенности клиентов ОАО «Хлебозавода № 1» и его основныхконкурентов.Название критерия ОАО «Хлебозавод № 1» Предприятие «Хлебозавод № 3» Предприятие «Хлебозавод № 4» Ассортимент 3,5 4,8 4,2 Уровень цен 3,9 4,2 4,5 Уровень обслуживания 4,9 3,9 2,3 Удобство предоставления услуг 4,7 2,5 3,8 Месторасположение фирмы 4,7 4,2 4,3 Время работы фирмы 4,5 3,2 4,6 Уровень гигиены 4,1 4,2 3,0 Квалификации персонала 4,3 3,0 3,3
ОАО «Хлебозавода № 1»занимает наиболее выгодное положение в отличие от своих конкурентов по такимпараметрам как:
— уровень обслуживания;
— месторасположениефирмы;
— квалификацияперсонала.
Но уступает по наиболееважным для покупателей критериям:
— ассортимент;
— уровень цен.
Полученные результатыпоказывают, что резерв повышения конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода № 1» — в расширении ассортимента и регулировании уровня цен.
Задачи анализа конкурентоспособности ОАО «Хлебозавода №1»:
— оценка и прогнозирование конкурентоспособности продукции;
— изучение факторов, воздействующих на ее уровень;
-разработка мер по обеспечению необходимого уровняконкурентоспособности продукции.1
2.4Показатели конкурентоспособности предприятия
Анализ существующихметодик оценки конкурентоспособности предприятия позволил выделить базовыекритерии и группы показателей, характерных для многих предприятий оптовойторговли.
Показатель выпускапродукции в натуральном выражении (объем производства продукции) отражаетразмеры и тенденции изменения на предприятии объемов производства.
Показатель товарнойпродукции в сравнении с показателем выпуска продукции внатуральном выражении позволяет проследить динамику инфляционных процессов, а всочетании с показателем реализованной продукции проследить тенденцию спроса ипредложения, складывающуюся на потребительском рынке. На Хлебозаводе в 2007году при уменьшении объемов производства на 3,3 %, объем товарной продукцииувеличился на 10,9%. Это связано с постоянным повышением оптовых центпредприятия по причине продолжающейся инфляции.
Показатель стоимостиосновных производственных фондов в 2007 году возрос на 1,75% и по абсолютнойвеличине составил 21 049 тыс. рублей. Одной из причин повышения этогопоказателя является пуск новой линии по производству батонов и мелкоштучныхизделий.
Стоимость товарнойпродукции возросла на 5,9% или на 4419 тыс. рублей, асебестоимость реализованной продукции возросла на 15% или на 14244 тыс. рублей.Это является следствием инфляционных процессов.
Качественная сторона хозяйственнойдеятельности предприятия в условиях рынка, характеризуется затратами на 1 рубльтоварной продукции. Этот показатель показывает, какое количество средств,выраженных в едином денежном эквиваленте, предприятие в среднем расходует напроизводство, рекламу, а также работы и услуги, связанные со сбытом товарнойпродукции, с тем, чтобы в конечном итоге получить один рубль выручки от еёреализации. В 2007 году этот показатель снизился с 0,94 руб. до 0,9 руб.Затр = Стов. пр. Тов. пр.
Затр2006 = 74209 = 0,94 78501
Затр2007 = 78628 = 0,90 87064 В 2006 году прибыль от реализованной продукциисоставила 2892 тыс. рублей, но после уплаты налогов у ОАО «Хлебозавода № 1»прибыли не осталось. Это связано с тем фактом, что налоговыми органами на предприятиебыли наложены штрафные санкции, на уплату которых ушла вся полученная прибыль.Производительность труда – это результативностьпроцесса труда, эффективность деятельности человека в сфере материальногопроизводства.1
Производительностьтруда в натуральном выражении:
ПТ = Qтп / Чппп (3)
где QТП–объем товарной продукции.
ЧППП –численность промышленно–производственного персонала.
ПТ2006 =8730 / 267 = 32 т/чел.
ПТ2007 =8440 / 276 = 30 т/чел.
Производительностьтруда в стоимостном выражении:ПТ =
SТП
ЧППП
Где SТП–стоимость товарной продукции:
ПТ2006 =78501 / 267 = 294 тыс.руб/чел.
ПТ2007 =87064 / 277 = 315 тыс.руб/чел.Рентабельностьпродукции показывает результативность текущих затрат.
Этот показатель в целомвозрос за отчетный период с 3,04% до 7,9%. Если в 2006 году на каждыйизрасходованный рубль хлебозавод получал 0,030 руб. прибыли, то в 2007 году0,079 руб. В расчете на весь объем затрат (себестоимость товарной продукции), в2007 году достигшей 78 628 тыс. рублей, абсолютный прирост прибыли составил(0,079–0,030) х 78628 = 3 852,7 тыс. рублей.Rпр = Пр *100% Среал. пр. Rпр н.г. = 2892 *100% = 3,04 % 94874 Rпр к.г. = 8645 *100% = 7,9 % 109118
Рентабельностьпроизводства показывает, насколько результативно используетсяимущество предприятия.
Т.к. в 2006 году ОАО«Хлебозавод № 1» не получил прибыли (697 тыс. рублей), то рентабельностьпроизводства за этот год не рассчитывается.Rобщ = Потч.пер. *100% (Фср+Оср) Rобщ = 3031 *100% = 9,25 % (21049+11702)
Таблица 12 — Показателиконкурентоспособности предприятияГрупповой показатель Единичный показатель конкурентоспособности
1. Эффективность производственной деятельности (Эп):
Эп = а11 И + а12 Ф + а13 Рт + а14 П;
1.1. Издержки производства на единицу продукции(И)
1.2. Фондоотдача (Ф)
1.3. Рентабельность продукции (Рт)
1.4. Производительность труда (П)
2.Финансовое положение предприятия (Фп):
Фп = а21 Ка + а22 Кп + а23 Кал + а24 Ко;
2.1. Коэффициент автономии (Ка)
2.2. Коэффициент платежеспособности (Кп)
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)
2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (Ко)
3. Эффективность организации сбыта (Эс):
Эс = а31 Рп + а32 Когп + а33 Кзм + а34 Кр;
3.1. Рентабельность продаж (Рп)
3.2. Коэффициент оборачиваемости готовой продукции (Когп)
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (Кзм)
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта (Кр)
4. Показатель конкурентоспособности продукции (КСп):
КСп = а41 Кп + а42 Ц + а43 Уп + а44 Сп+ а45 Уо;
4.1 Качества продукции (Кп)
4.2. Цена продукции(Ц)
4.3. Условия платежа (Уп)
4.4. Срок поставки (Сп)
4.5. Уровень гарантийного и сервисного обслуживания на всех этапах жизненного цикла (Уо)
Конкурентоспособность предприятия (Кпр):
Кпр. = а51 Эп + а52 Фп + а53 Эс + а54 КСп;
В первую группу входятпоказатели, характеризующие эффективность управления производственнымпроцессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатацииосновных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организацию трудана производстве. Во вторую группу входять показатели,отражающие эффективность управления оборотными средствами: независимостьпредприятия от внешних источников финансирования, способность предприятиярасплачиваться по своим долгам, возможность стабильного развития предприятия вбудущем. В третью группу включены показатели, позволяющие получитьпредставление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынкесредствами рекламы и стимулирования. И в четвертую группу – показателиконкурентоспособности товара: качество товара, условия платежа, цена, срокпоставки, уровень гарантийного и сервисного обслуживания. В связи с тем, чтокаждый из этих показателей имеет разную степень важности, для расчетакоэффициента конкурентоспособности предприятия (Кпр)экспертным путем определяются весовые коэффициентывсех показателей. Для этого можно использовать метод попарных сравнений,основанный на понятиях нечеткого множества.
Для перевода единичныхпоказателей в относительные величины производится их сравнение с базовымипоказателями. В качестве базовых показателей могут выступать: среднеотраслевыепоказатели; показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия-лидерана рынке; показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени.
Для определения позицииили ранга исследуемых предприятий, рассчитывается стандартизированный показательконкурентоспособности, как минимальное удаление от предприятия – эталона (1-хij).За нормативное значение (эталон) принимается лучшее значение из исследуемойсовокупности предприятий. Чем меньше разница (1-хij), темближе конкурентное предприятие к предприятию-эталону:
хij= aij/ maxaij
где i – номера показателей (i =1, 2, 3,….m), m – количество показателей;
– номера предприятий (i = 1, 2, 3,…., n), n – количество предприятий;
/> – значение i –ого показателя j –ого предприятия;
хij–стандартизированныйпоказатель конкурентоспособности.
Показатели,характеризующие финансовое состояние можно условно разделить на группы,отражающие различные стороны финансового состояния предприятия. К ним относятсякоэффициенты ликвидности; показатели структуры капитала (коэффициентыустойчивости); коэффициенты рентабельности; коэффициенты деловой активности.
3. Основные направленияповышения устойчивости ОАО «Хлебозавод № 1»в конкурентной среде
3.1 Резервы повышенияконкурентоспособности продукции (услуг)
Хлеб –это продукт, который должен быть реализован в течении 24 часов, но это невсегда получается. Для решения данного вопроса нужно ввести в эксплуатацию линиюпо герметичной упаковке хлебобулочных изделий, в результате чего хлебобулочныеизделия можно реализовывать в течении 72 часов.
Каквидно, упаковка товара играет немаловажную роль. Поэтому одним из направленийповышения конкурентоспособности является ввод в эксплуатацию линии погерметичной упаковке.
Постатистике ОАО «Хлебозавод № 1» возвратность хлебобулочных изделий без упаковкисоставляет 15 % от объёма отгрузки. На основании показателей 2007 годарассчитаем дополнительную прибыль, которую предприятие сможет получить привнедрении герметичной упаковки.
Сумма капитальныхзатрат на приобретение машины РТ – УМ – ГШ – 02
К в.н = Ц +И + Ст + ОСдоп
где,
Ц –цена внедряемоймашины
И –стоимостькомплектующих приспособлений
Ст –стоимость расходов на транспортировку и монтаж
ОСдоп –сумма дополнительных оборотных средств, связанных с внедрением.
К в.н = 840000 + 8 400 + 144, 85 = 848 544, 85 руб.
Срок окупаемостикапитальных затрат – это время от начала реализацииинвестиционного проекта до момента, когда первоначальные вложения и другиезатраты, покрываются суммарными результатами от его осуществления.1Т =
К в.н
D П н.т.
где DП н.т. – прирост прибыли от внедрения новой техники, руб.
Объёмпроизводства продукции в год составляет 8440 тонн, стоимость товарной продукции– 87 064 тыс. рублей.
Стоимость 1 тонныпродукции 10 315, 64 рублей (87 064 / 8,44).
По статистике ОАО«Хлебозавод № 1» в год происходит 15 % возврата продукции от объёмапроизводства из – за неполной реализации хлебо – булочных изделий в течении 24часов., что составляет 1266 тонн в год (8440 х 0,15). Sвозврата= 1266 х 10 315,64 = 13 059,60 тыс. рублей.
С внедрением линии погерметичной упаковке, срок реализации хлебобулочных изделий увеличиться до 72часов. В среднем процент возврата будет составлять 7 % от объёма производства.
Тогда возврат продукциив год составит:
8440 х 0,07 = 590, 8тонн в год
Дополнительнаяприбыль предприятия в данном случае составит:
D П н.т =(1266 – 590,8) х 10 315,64 = 6 965 120,13 руб.Т = 848 544, 85 = 0,12
6 965 120,13
Коэффициентэффективности затрат на новую технику (показатель обратныйсроку окупаемости):
К эф.кап.затр =
D П н.т.
К в.н
К эф.кап.затр = 6 965 120,13 =8,20 848 544, 85
Экономический эффект– это конечный результат применения технологического новшества, измеряемыйабсолютными величинами. Ими могут быть прибыль, снижением материальных,трудовых затрат, рост объёмов производства или качества продукции (Приложение А- Таблица № 13).
Экономическаяэффективность – это показатель, определяемый соотношениемэкономического эффекта и затрат, породивших этот эффект, т.е. сопоставляютсялибо размер полученной прибыли, либо издержек с капитальными вложениями наосуществление данного технического мероприятия.
3.2 Мероприятия поросту устойчивости ОАО «Хлебозавода № 1»в конкурентной среде
Финансоваяустойчивость предприятия (Приложение А — Таблица № 14) играет чрезвычайноважную роль в обеспечении устойчивого развития, как отдельных предприятий, таки общество в целом.
Дляукрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать своюконкурентоспособность. Существует несколько путлей повышенияконкурентоспособности предприятия.
Пути повышения конкурентоспособностипредприятия с целью укрепления его финансовой устойчивости:
1. Постоянное использованиенововведений.
2. Поиск новых, более совершенныхформ выпускаемого товара.
3. Выпуск продукции такогокачества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
4. Постоянное использованиенововведений.
5. Поиск новых, более совершенныхформ выпускаемого товара.
6. Выпуск продукции такогокачества, которое бы отвечало государственным и мировым стандартам.
7. Сбыт товаров в те же сегментырынка, где наиболее высокие требования к качеству и сервисному обслуживанию.
8. Использование тольковысококачественного сырья и материалов.
9. Постоянное обучение ипереподготовка кадров.
10. Повышение материальнойзаинтересованности работников и улучшение условий труда.
11. Проведение маркетинговыхисследований рынка, с целью установления потребностей покупателей.
12. Анализ своих конкурентов, длявыявления своих сильных и слабых сторон.
13. Поддержание контактов снаучно–исследовательскими организациями и инвестирование научных разработок,направленных на повышение качества продукции.
14. Использование наиболееэффективных рекламных мероприятий.
15. Регистрация своего товарногознака и использование фирменных марочных изделий.
Такимобразом, одним из важнейших вопросов эффективной реализации стратегии являетсястимулирование выполнения заданий требуемого объема, качества, в установленныесроки, без превышения запланированных затрат. Из перечисленных критериевприоритетным является качество как важнейший фактор конкурентоспособности.
Однойиз важнейших функций управления реализации следует считать оперативноерегулирование, за которым должны быть закреплены задачи мониторинга измененийво внешней среде и внутренней структуре системы, комплексной значимостисистемы, анализа результатов оперативного контроля, обновления и внесенияизменений в стратегию повышения конкурентоспособности предприятия.1