ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение.… 3
1.Общие вопросы защиты предпринимательской информации… 4
2.Специальные вопросы защиты предпринимательской информации… 5
3.Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне предприятия… 7
4. Режимные меры, направленные на предотвращение… 10
утечки сведений, составляющих предпринимательскую(коммерческую) тайну. 10
5. Коммерческий шпионаж… 13
Введение.
Помнению западных теоретиков-экономистов, успешное развитие предпринимательствосущественно зависит от той политико-экономической среды(командно-административной или рыночно-конкурентной), в которой оноосуществляет свою деятельность. Представляется, что подобный взгляд в областихозяйствования следует признать в качестве основополагающего фактора.
Однаконе менее важным фактором, постоянно сопутствующим определенной экономическойсреде, является криминогенная и иная, затрудняющая или сводящая на нет действияпредпринимателя, обстановка. Наличие условий, при которых создается реальнаяугроза причинения вреда (ущерба) субъектом хозяйствования, ставит в рядпервоочередных и долговременных задач, требующих оперативного решения, проблемуобеспечения экономической безопасности.
Многиевопросы предпринимательской деятельности регулируются и обеспечиваютсягражданским, административным, трудовым, авторским, уголовным и другим законодательством.Вести же речь о том, что с помощью только правового регулирования и охраныможно решить все проблемы, связанные с обеспечением безопасностипредпринимательства, не только преждевременны, но и, как показывает практика,не осуществимы в обозримом будущем.
Вновых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных собеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, ихимущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой)информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защитыпредпринимательских информационных потоков от различного рода посягательствиспользуются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаяхкомплексное их применение.
Совокупностьсведений, циркулирующих в предпринимательской деятельности, в целях ихуяснения, можно условно сгруппировать по направлениям:
1. Предпринимательская(коммерческая) информационная система (сведения о состоянии экономическойсистемы, факторах, положительно или отрицательно влияющих на ту сферухозяйствования и коммерции, в которой действует предприниматель);
2. Правоваяинформационная система (сведения о действующем законодательстве, регулирующем иохраняющем деятельность предпринимательских (коммерческих) структур);
3. Специально-оперативнаяинформационная система (сведения о способах, силах и средствах обеспечениябезопасности предпринимательской информации от доступа третьих лиц).
Первыедве информационные системы предполагается рассмотреть в разделе “Общие вопросызащиты предпринимательской информации”, а третью — в разделе “Специальныевопросы защиты предпринимательской информации”.
1.Общие вопросы защиты предпринимательскойинформации.
Предпринимательская(коммерческая) деятельность тесно взаимосвязана с получением, накоплением,хранением, обработкой и использованием разнообразных информационных потоков.Защите подлежит не вся информация, а только та, которая представляет ценностьдля предпринимателя. При определении ценности предпринимательской информациинеобходимо руководствоваться такими критериями (свойствами), как полезность,своевременность и достоверность поступивших сведений.
Полезностьинформации состоит в том, что она создает субъекту выгодные условия дляпринятия оперативного решения и получения эффективного результата.
Всвою очередь, полезность информации зависит от своевременного их доведения(получения) до субъекта предпринимательства. Например, из-за несвоевременногопоступления полезных по своему содержанию сведений упускается возможностьзаключить выгодную торговую или иную сделку. Результат — время упущено,информация теряет свою полезность.
Критерииполезности и своевременности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы с критериемдостоверности оцениваемой информации. Недостоверные сведения сводят к нулевомуэффекту своевременность и кажущуюся их полезность для субъектапредпринимательства. При этом сам факт (например, желание конкретного лицазаключить договор купли-продажи) может существовать реально, тогда как сведенияо нем содержат искаженное представление. Причины возникновения недостоверных сведений различны: неправильное восприятие (в силу заблуждения, недостаточногоопыта или профессиональных знаний) источникам факта или умышленное, сопределенной целью, искажение о нем сведений. Как правило, сведения,представляющие интерес для предпринимателя, а также источник их поступлениядолжны подвергаться перепроверке.
Можносослаться еще и на такой критерий, как полнота информации. Однако вести речь отом, насколько полна информация о конкретном объекте (факте) и где ее границы,довольно затруднительно и, к тому же, малоэффективно. В предпринимательскойдеятельности этот критерий особой роли не играет.
Витоге, субъект оценки предпринимательской информации, ее владелец(собственник), на основании совокупности перечисленных критериев, определяетсяценность поступивших сведений для своей хозяйственной деятельности и принимаетпо ним оперативное решение.
Кстати,в зарубежной экономической литературе предпринимательская информациярассматривается не в качестве средства достижения положительного результата(прибыли), а прежде всего условия, способствующего или препятствующего егонаступлению. Особо подчеркивается наличие стоимостного факторапредпринимательской информации, т.е. выступать в качестве предмета купли-продажи.Например, отдельные ведомства командно-административной системы достаточнопрофессионально учитывали и использовали фактор стоимости информации в своихинтересах.
Определениестоимости тех или иных сведений требует дифференцированного подхода. В однихслучаях, дешевле обойдется метод собственных проб и ошибок, в других же,целесообразнее получить (купить) информацию о том, как избежать подобныхошибок, а в-третьих, как сохранить ценную информацию от доступа постороннихлиц, чтобы не потерять ее стоимость, а следовательно, ожидаемую от неерезультативность. Факт утечки информации напрямую связан с падением ее ценностидля лица, из владения которого она вышла.
Важноезначение в условиях развития многообразных форм собственности имеет вопросопределения принадлежности информации на правах интеллектуальной собственностиконкретному субъекту предпринимательства, а в итоге наличия у него правомочийна ее защиту.
Обширныи направления предпринимательской деятельности. Это внутренние и внешниеэкономические сферы производственной, посреднической, коммерческой,научно-технической, инвестиционной, сервисной деятельности.
Еслиподвести итог краткому анализу, то можно убедиться, что субъектыпредпринимательства, формы и направления их деятельности далеко не равнозначны,а следовательно, и информационные потоки, циркулирующие в этих сферах, неравноценны.
Лица,незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную иликоммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанностьвозлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайнувопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавшихэто вопреки гражданско — правовому договору”.
Подводяитоги изложенному, можно сделать следующие выводы:
- субъектомоценки предпринимательской (коммерческой) информации является ее владелец(собственник);
- поступившиесведения и их источник подлежат обязательной перепроверке;
- ценностьинформации определяется с помощью таких критериев (свойств), как полезность,своевременность и достоверность;
- предпринимательскаяинформация в зависимости от ценности имеет свою стоимость;
- информацияподлежит защите при условии, что ценность информации зависит от сохранности втайне от третьих лиц, доступ к информации закрыт на законном основании,обладатель информации принимает надлежащие меры по ее охране;
- использованиеправовой системы позволяет предпринимателю правильно отделять частнуюинформацию от сведений, составляющих государственные секреты, и не допуститьконфликта с действующим уголовным правом.
2.Специальные вопросы защиты предпринимательскойинформации.
Предпринимательскаяинформация, циркулирующая в рыночно-конкурентной сфере деятельности,подразделяется на техническую, организационную, коммерческую, финансовую,рекламную, о спросе-предложении, конкурентах, криминальной обстановке и др.Прежде чем принимать меры к защите определенной информации, необходимо уточнитьследующие вопросы:
1. Какиесведения нельзя скрывать, защищать от доступа к ним (от кого?);
2. Какиесведения невыгодно скрывать (почему?);
3. Какиесведения подлежат охране (кем и от кого?).
Ккоммерческой тайне относят:
- организационныесведения (устав и учредительные документы предприятия, регистрационныеудостоверения, лицензии, патенты);
- финансовыесведения (документы об исчислении и уплате налогов, других платежей,предусмотренных законом, документы о состоянии платежеспособности);
- сведенияо штате и условиях деятельности (число и состав работающих, их заработнаяплата, наличие свободных мест, влияние производства на природную среду,реализация продукции, причиняющей вред здоровью населения, участие должностныхлиц в предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольногозаконодательства);
- сведенияо собственности (размерах имущества, денежных средствах, вложениях платежей вценные бумаги, облигации, займы, в уставные фонды совместных предприятий).
претендоватьна ознакомление с этими сведениями могут в пределах своей компетенции:
- прокурорв порядке надзора и в других случаях, предоставленных ему законом;
- правоохранительныеорганы по возбужденному уголовному делу;
- налоговыеслужбы (управления);
- аудиторскиефирмы (по просьбе самого владельца);
- профсоюзы;
- государственныепредприятия (учреждения);
- санэпидемстанции;
- экологическиеорганизации;
- предпринимательскиепредприятия и частные лица, вступающие с ним в сделку.
Данныйперечень не является исчерпывающим.
Указанныесведения не являются предметом защиты от ознакомления с ними третьих лиц, ноэто не исключает их охраны от обще уголовных преступлений.
Втораягруппа сведений характеризуется тем, что ее невыгодно скрывать от окружениясамому предпринимателю. Это касается прежде всего рекламной информации. Безрекламы в хозяйственной деятельности трудно добиться эффективного результата,особенно в условиях жесткой конкуренции. Практически реклама широко начинаетвходить в нашу жизнь. Однако пропаганда и широкое распространение рекламы имеютне только положительную, но и отрицательную сторону для предпринимателя. Суть втом, что рекламная информация становится достоянием не только законопослушныхграждан (на которых она и рассчитана), но и преступных элементов.Предпринимательская информация, рекламируемая в газетах, в журналах, потелевидению, радио помогает преступникам выйти на объект будущегопосягательства, изучить его слабые (уязвимые, например, для закона отдельныевиды деятельности, различного рода махинации) стороны, а затем принять решение,каким способом получить для себя от него выгоду.
Предприниматель,рекламирующий свою деятельность, должен быть готов к возможному посягательствуи своему ответному действию. Некоторые из них, в подобных ситуациях, пытаютсянайти защиту от преступников у таких же преступников, но из другой группировки.В итоге, запутавшись с преступным миром, попадают под их полное влияние, аиногда лишаются своих предприятий (фирм).
Итак,предприниматель, рекламирующий свою деятельность, должен знать, с какимипрепятствиями он может столкнуться, и как он сможет их преодолеть в своейконкретной ситуации. Не выход из данного положения и конспирацияпредпринимательской деятельности, как пытаются это делать некоторые фирмы. Безклиентуры, в зависимости от видов хозяйствования, они не будут иметьнеобходимой прибыли. Выход один — обеспечить свою безопасность с помощьюгосударственных и частных форм защиты.
Ктретьей группе сведений относятся те, которые представляют хозяйственнуюценность для предпринимателя, и на них не распространяется законный доступтретьих лиц. С понятием ценной информации мы уже определились. Проблема состоитв том, кто и как должен обеспечить сохранность информации.
Еслиобратиться к законодательным актам, то ни один из них не ставит прямо под своюзащиту данный вид собственности. Если допустить, что такая норма имелась бы,например, в уголовном кодексе, то это еще не говорило бы о том, чтопредпринимательская информация надежно запрещена. Наличие нормы предполагает,что в случае нарушения содержащегося в ней запрета, виновный понесетсоответствующее наказание. Положительным в плане предупреждения такогопреступления служил бы еще сам факт наличия такой нормы, т.е. запрет насовершение указанного действия, ибо за него наступит ответственность.Действующее законодательство подобных условий пока не создает.
3.Порядок отнесения сведений к коммерческой тайнепредприятия.
Первым вопросом, который необходимо решить приорганизации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений,составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их покатегориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера иразмера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этихсведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Есликакие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то всепринимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишниемеры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут кнеоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения изащиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, нодаже способствовать его прибыльной деятельности.
Приэтом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в“Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия” (далееПеречень), утверждаемом руководителем предприятия. Практика показывает, чтоданный вопрос лучше решать коллегиально. Для разработки Перечня приказомруководителя предприятия создается комиссия из наиболее квалифицированных икомпетентных специалистов основных подразделений и представителей службыбезопасности.
Дляподготовки перечня сведений, относящихся к коммерческой тайне предприятия,целесообразно привлечь наиболее компетентных специалистов, знакомых как сдеятельностью предприятия в целом, так и с работой отдельных подразделений.Создается группа в составе не более 4-5 человек, в которую желательно включить:
— специалиста, владеющего финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и данными вотношении конкурирующих фирм;
-специалиста,полностью представляющего систему организации работы предприятия, ееособенности;
-специалиста,по связям с другими предприятиями, а также по вопросам заключения контрактов,договоров;
-специалиста,обладающего всеми сведениями о выпускаемой продукции, технологическом цикле еепрактикования и производства, о прохождении всех видов информации (устной,документальной, в виде образцов, узлов, блоков, готовой продукции).
Еслипредприятие достаточно велико или производимая продукция имеет разнородныйхарактер, можно создать несколько таких групп: одну — главную, в целяхкоординации и обобщения результатов работы, остальные в зависимости отнеобходимости по каждому отдельному участку.
Сдругой стороны, не исключено, что предприятие может состоять лишь из несколькихчеловек, особенно на первых этапах. Тогда, действительно, указанную задачуспособен решить один руководитель, при условии, что он будет владетьперечисленной выше информацией. Но все же, во избежание субъективных ошибок,лучше рассматривать эти вопросы как минимум вдвоем.
Какуже сказано, в группе должны быть руководящие специалисты, обладающие полнымобъемом данных, которые могут быть отнесены к коммерческой тайне. Однако это неозначает, что следует обязательно знакомить всех привлекаемых экспертов сконкретными сведениями, могущими представлять коммерческую тайну, если ранееони эти сведения не знали. В большинстве случаев достаточно, если хотя бы одиниз них осведомлен в деталях по отдельному рассматриваемому вопросу, а остальныепредставляют себе общий характер. Такой подход сделает работу группы болеерациональной и исключит уже на первом этапе возможные предпосылки кнеобоснованному распространению коммерческой тайны.
Далее,перед группой экспертов необходимо поставить комплекс вопросов в следующейпоследовательности:
а)выделить все виды деятельности предприятия, приносящие прибыль на данныймомент;
б)исходя из имеющихся данных о рынке сбыта, оценить превышает ли уровень прибылидля данного вида деятельности аналогичные показатели у других предприятий;
в)определить вероятную перспективу рентабельности этой деятельности.
Еслис экономической точки зрения вид деятельности устраивает предприятие в данныймомент и в перспективе, а прибыль выше, чем у конкурирующих фирм, топредприятие располагает определенной коммерческой тайной и необходимопродолжить анализ.
Вэтом случае эксперты должны определить, что именно в данном виде деятельностипозволяет получать прибыль. Примеры могут быть самыми различными.
Так,для сведений научного характера — это, как правило:
- идеи,изобретения, открытия;
- отдельныеформулы;
- новыетехнические проекты;
- новыеметоды организации труда и производства;
- программноеобеспечение ЭВМ;
- результатынаучных исследований.
Длясведений технологического характера:
- конструкторскаядокументация, чертежи, схемы, записи;
- описаниятехнологических испытаний;
- “ноу-хау”;
- точныезнания конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальныепараметры разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы,конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время идр.);
- сведенияо материалах, из которых изготовлены отдельные детали, условиях экспериментов иоборудовании, на котором они проводились и т.д.;
- используемыепредприятием отдельные новые, либо уникальные измерительные комплексы иприборы, станки, оборудование.
Длясведений делового характера:
- сведенияо заключенных или планируемых контрактах;
- данныео поставщиках и клиентах;
- обзорырынка, маркетинговые исследования;
- информацияо конфиденциальных переговорах;
- калькуляцияиздержек производства предприятия, структуры цен, уровень прибыли;
- планыразвития предприятия и его инвестиций.
Еслив выделении узловых сведений возникают проблемы, то можно изучить рассматриваемыйвид деятельности по отдельным технологическим этапам, по логическому алгоритмудействий, по временным отрезкам. В любом случае полезными будут аналогичныепримеры организации защиты секретов западными фирмами.
Так,крупнейшие в мире производители прохладительных напитков фирмы “Кока-Кола” и“Пепси-Кола” выделяют в качестве главных секретов специальные добавки вконцентрат, из которого изготавливаются напитки. Американскиемашиностроительные и приборостроительные фирмы, широко рекламируя высокие качественныехарактеристики своей продукции, держат в глубоком секрете технологическиеособенности изготовления основных узлов, определяющих данные характеристики.
Следуетучесть и другие факторы. Например, предприятие может применять широко известныеметоды организации производства, технологические приемы, оборудование и т.п. ипри этом достигать высокой прибыли. Несмотря на общедоступность таких данных,сам факт их применения может являться коммерческой тайной.
Некоторыепредприятия получают прибыль за счет монопольного положения на рынке, т.е.отсутствия производителей такого же вида товара в данном регионе. Не следует вэтом случае пренебрегать своевременными мерами по защите коммерческой тайне,т.к., используя свободный доступ к необходимым данным, даже небольшоепредприятие способно быстро организовать аналогичное производство и составитьконкуренцию.
Нельзяиспользовать отнесение каких-либо сведений к категории коммерческой тайны вцелях уклонения от уплаты налогов, сокрытия фактов нанесения ущерба здоровьюлюдей, а также других противозаконных действий.
Результатомработы экспертов должен стать перечень сведений, составляющих коммерческуютайну предприятия.
Вполнеестественно, что по мере необходимости этот перечень должен пересматриваться,изменяться и дополняться. В Перечне, если возможно, желательно указатьконкретный срок, на который те или иные сведения отнесены к коммерческой тайне.
Переченьдоводится до структурных подразделений и соисполнителей в части их касающейся,для руководства в работе и приведения в соответствие с ним грифа работ(целесообразно применять гриф “коммерческая тайна”), документов и изделий.
Исполнительи руководитель, подписывающий документ, оценивают при его подготовкесодержащиеся в нем сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия.
Приналичии таких сведений на первом, титульном листе в правом верхнем углу долженбыть поставлен гриф. Например, “коммерческая тайна”.
Исключениесведений из категории составляющих коммерческую тайну предприятия производитсяпо окончании контрольного срока, на который она устанавливалась или ранее, всвязи с наступлением определенных обстоятельств (появление нового образца,утечка информации к конкуренту и т.п.).
Решениео досрочном исключении сведений из категории составляющих коммерческую тайнупредприятия производится по окончании контрольного срока, на который онаустанавливалась или ранее, в связи с наступлением определенных обстоятельств(появление нового образца, утечка информации к конкуренту и т. п.).
Решениео досрочном исключении сведений из категории, составляющих коммерческую тайну,принимаются теми же лицами, которые утвердили Перечень.
Воснове этой системы должна лежать заинтересованность исполнителей работ как ввыявлении новых объектов защиты, так и в определении оптимального моментаснятия ограничений на распространение ранее защищаемой информации.
Втех случаях, когда публикация необходима для закрепления приоритета илиподдержания престижа советской науки, вместо конкретных приводятся сведенияболее общего характера. Например, точные значения характеристик и параметровмогут быть заменены на диапазоны, в которых они находятся.
Приоткрытом опубликовании сведений рекомендуется уделять больше внимания рекламнойпривлекательности ее результатов, чтобы заинтересовать в их использованиипотенциальных потребителей внутри страны и за рубежом. Вместе с тем объемпубликуемых данных не должен быть достаточным для самостоятельного внедрениябез дополнительной информации разработчика, которая именно и подлежит защите.4. Режимные меры, направленные на предотвращение утечки сведений, составляющих предпринимательскую(коммерческую) тайну.
Основнымфактором, способствующим защите информации, остаются пока режимные. т.е.специальные меры, направленные на предотвращение утечки конкретных сведений.Чем больше к ним может быть проявлен или уже фиксировался интерес, темоперативнее должны приниматься меры по недопущению его удовлетворения.
Принятиеспециальных мер, направленных на защиту интеллектуальной собственности, зависитпрежде всего от владельца (владельцев) информации, складывающейся в их средедеятельности конкурентной обстановки, ценности, которую представляет для нихпроизводственная или коммерческая информация, и других факторов.
Безусловно,хранить секрет его владельцу, если он больше никому не известен, непредставляет большой сложности и затрат на его охрану. Он сам не должендопустить к нему третьих лиц. При этом не быть болтливым, доверчивым. Носительинформации (документ, дискета, предмет) должен иметь соответствующее местохранения (не письменный стол, а сейф или другое недоступное для других лицместо). Несколько усложняется охрана этих сведений, когда о ее наличиистановится известно заинтересованным лицам. Возникает необходимостьограничивать доступ посторонних лиц к месту хранения секретных материалов.
Предприятия,фирмы, объединения, где имеется не один владелец информации, а несколько, ктому же работают сотрудники, не допущенные к производственным (коммерческим)секретам, представляют собой более сложный объект защиты. Возникает вопрос онеобходимости обеспечения внешней и внутренней безопасности структурныхобъединений предпринимательства. Для его решения можно использовать частныепредпринимательские фирмы, частные службы безопасности (т.е. которые функционируютсамостоятельно, принимая заказы от клиентов), собственные службы безопасности.
Квнешним мероприятиям относятся следующие. Изучение партнеров, клиентов, скоторыми приходится вести хозяйственную, коммерческую деятельность, собиратьинформацию об их надежности, платежеспособности и другие данные. Принеобходимости производится изучение связей сотрудников частной фирмы.Выясняются лица, проявляющие интерес к фирме, ее деятельности, сотрудникам, неотносятся ли они к конкурирующей фирме или к преступной группе. В случаеустановления, что эти лица допустили какие-либо противозаконные действия,необходимо информировать соответствующий правоохранительный орган. Тем самымпресекается преступная деятельность и, в том числе, интерес к частной фирме. Повозможности желательно установить, в чем суть этого интереса и комупонадобилась та или иная информация. Не повторится ли он в будущем, т.е. чтоможно ожидать от конкурента (не исключено и преступных элементов).
Входе осуществления внутренних мероприятий по обеспечению безопасности решаютсяследующие вопросы. Подбор, проверка лиц, желающих поступить на работу в частноепредприятие. Изучаются их анкетные данные, поведение по месту жительства ипрежней работы, личные и деловые качества, положительные и отрицательныестороны изучаемого лица, межличностные отношения. Находился ли в конфликте сзаконом (судимость, административные задержания, связь с преступным миром). Входе анализа собранных материалов выясняется, нет ли каких-либо в нихпротиворечий. Дополнительно может проводиться тестирование лица для выясненияморальных или других качеств. Обращается внимание на возможную работу вконкурирующей фирме и причины ухода. После этого делается вывод о пригодностикандидата к работе в данной фирме. На этом этапе изучения сотрудника интерес кнему не заканчивается. Периодически или в зависимости от поведения продолжаютизучаться и анализироваться его поступки, затрагивающие интерес (секреты)фирмы. Не исключено, что конкурент может специально направить своих людей для устройствана работу в интересующее его предприятие с целью получения о нем ценныхсведений.
Какпоказывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастуюпроисходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемыхпоступков лежит корысть (получить значительную сумму денег) или месть (неисключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенногоработника, имевшего доступ к предпринимательской информации. В этой связи,целесообразно обращать внимание на лиц, которые в процессе хозяйственной илииной деятельности проявляют необоснованный интерес к информационным хранилищам,предполагаемым сделкам и партнерам. При возникновении серьезных подозрений онедобросовестности сотрудника по отношению к фирме, предпочтительнее с нимрасстаться.
Компьютеризацияпредпринимательских структур, накопление с ее помощью различной информациипривлекает как конкурентов, так и преступников. Зачастую лица, желающиевоспользоваться этой информацией, находятся среди обслуживающего персонала, аэто уже проблема внутренней безопасности. Задача службы безопасностисвоевременно выявить среди обслуживающего персонала тех сотрудников, которыевынашивают намерения использовать имеющиеся в их распоряжении сведения дляпродажи другим лицам или использовать в своих личных целях для получениявыгоды. Помимо действия в интересах конкурента, могут совершиться и действия,преследуемые по закону: мошенничество, саботаж, повреждение ЭВМ.
Еслиисходить из зарубежного опыта, то с волной компьютерных преступлений, пока длянас новых и, не в полном объеме, пока урегулированных на законодательномуровне, нам придется столкнуться в недалеком будущем. Субъектами этихпреступлений, как правило являются высокообразованные специалисты, имеющиедоступ к секретным программам, шифрам, кодам. В банковских системах, например,совершается мошенничество (снимаются деньги со счетов клиентов вымышленнымлицом, занимаются спекуляцией, используя банковский капитал, на валютныхбиржах, оплачивают собственные счета и т. д.). Развитию данного видапреступлений способствует также и то, что фирмы и банки не стремятся оглашатьфакты компьютерных краж, чтобы не отпугнуть клиентов. Преступники, зная такоеположение, шантажируют владельцев банков, угрожают раскрыть секретные коды ишифры, что может повлечь миллионы расходов для их замены. Только нарасследование государственными, частными службами компьютерных ошибок банковприходится тратить около 20 млрд. долларов в год.
Предприятия,располагающие ценной информацией, должны хранить ее в специальных несгораемыхшкафах или сейфах, не допускать утери ключей от них или передачи на хранениедругим лицам, даже из числа особо доверенных.
Зарубежныефирмы, например, используют для хранения секретной информации сейфы (шкафы),открываемые с помощью специальной магнитной карты или других сложных сигнальныхэлектронных устройств. Следует отметить, что и эта мера значительно затрудняетк ним доступ. Особенно при наличии комплекса защитных (физических итехнических) мер здания, где расположен сейф, иное хранилище.
Осуществлениеспециальных внутренних и внешних мер защиты ценных информационных систем должновозлагаться на специально подготовленных лиц. В этой связи, предпринимателюцелесообразно обращаться за помощью к частным детективным фирмам,специализирующимся на сыске и охране собственности. Могут создаваться исобственные службы безопасности. Здесь предприниматель сам решает, что емувыгоднее: мириться с утечкой информации или привлекать частные службыбезопасности к ее защите. Вопрос состоит в том, какой из убытков меньший: приутечке секретов или их охране.
Зарубежныеи состоятельные фирмы вводят в свой штат дополнительную должность — сотрудника,занимающегося противодействием хищению ценной информации. Другие же фирмыпостоянно или периодически пользуются услугами частных служб,специализирующихся на сыске и охране. Штатная численность этих службнасчитывает десятки тысяч сотрудников. Тенденция роста их рядов не сокращается.В действиях частных служб и полиции возникают противоречия, но их пытаютсяуладить с помощью закона или на паритетной основе. Существует договоренность обобмене информацией, если на охраняемой территории совершается преступление.
Следуетотметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществлятьсякак против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею.Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители.Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронныхустройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот виддеятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный(коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитиепредпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этикичестной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы какнеотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленногошпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношенийпредпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, какпоказывает зарубежная практика, без экономического, производственного,научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятныйобщественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможетпредотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будутпохищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж — это теньрыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз длядругих.5. Коммерческий шпионаж.
Лицо, пожелавшее заняться предпринимательством, как правило, уже имеетопределенные познания в избранной области, а в случае недостаточности может ихполучить из обширного ассортимента отечественной и зарубежной литературы.Предпринимательство тесно взаимосвязанно с конкуренцией. Осуществлениепоследней может принимать самые различные формы, в том числе и такие, какхищение или сбор чужой информации, которая носит общеизвестное названиешпионаж. Об этой области деятельности у подавляющего большинства людей сложилосьдовольно стереотипное представление, основанное на художественной литературе,кино- и телефильмах. И не возникало необходимости в более глубоком изученииэтого явления. Тем не менее подходы к такому общественному явлению, какшпионаж, в условиях рыночно-конкурентной деятельности резко меняются, иболицам, занимающимся предпринимательством, уже приходится, ибо лицам,занимающимся предпринимательством, уже приходится сталкиваться с этойпроблемой. С одной стороны, они вынуждены защищать свои секреты (ценнуюинформацию), а с другой — пытаться завладеть секретами конкурента, чтобы выжитьв рыночном противоборстве. Цель данного раздела, хотя бы в очень краткой форме,изложить отдельные вопросы, характеризующие понятие шпионажа, его виды испособы осуществления и тем самым оказать практическое содействие лицам, прямоили косвенно причастным к предпринимательской деятельности.
Термин“шпионаж” (с прилагательными: “экономический”, “промышленный”, “коммерческий”,“научно-технический”) означает активные действия, направленные на сбор илихищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц.
Экономическийшпионаж более широкое понятие, которое охватывает и такие его подвиды, какпромышленный, производственный, научно-технический, коммерческий шпионаж.Обладание тайной одним лицом вызывает к ней интерес другого лица, дляудовлетворения которого совершаются действия, направленные на завладение ею сцелью получить определенную материальную или иную выгоду. Лицо, участвующее вподобной деятельности, имеет общеизвестное название “шпион”. Впредпринимательстве конкурентная борьба невозможна без получения информации.Стремления получить сведения в условиях закрытого к ним доступа законным путемпорождает неизбежно недобросовестную конкуренцию, т.е. объективную потребностьшпионить за конкурентом. Без владения информацией о действиях конкурента,предполагаемом спросе на продукцию, перспективных научных разработках трудно, апорой и невозможно быть конкурентоспособным. Возникает два тесновзаимосвязанных обстоятельства:
1.Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценнойинформации);
2.Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать)чужие защищаемые секреты. То, что не защищается, особой ценности в рассматриваемомплане не имеет.
Возникаетвопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позицийдействующего законодательства. В литературе о промышленном шпионаже за рубежомотмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и невлечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информациипредприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовномунаказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за самфакт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным,поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будетсовершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночнойдеятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовногонаказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чемприбегать к уголовно-правовой защите.
Однакорезкий рост таких служб следует ожидать только в условиях сформировавшейсярыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.
Повполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам,не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и техническиепрепятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуетсяприлагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеютвозможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, местьи т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать,кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос самипредприниматели.
Следующимпризнаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е.информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступупосторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы,чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научныеисследования, бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководствапредпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не толькоинформация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий иучреждений.
Определенныетрудности возникают при определении промышленной тайны предприятий, фирм,компаний со смешанным капиталом. Например, частный и государственный капитал;государственный и иностранный частный капитал; отечественный и иностранныйчастный капитал. Неизбежно столкновение интересов нашего и иностранногособственника как между собой, так и с государством. В последнем случаенеобходимо учитывать наличие государственной (военной) тайны, служебной тайны,иных сведений, определяемых уголовным законом, а также промышленную тайну.Сведения, составляющие государственные секреты, перечислены в специальныхнормативных актах. На их основании издаются ведомственные акты, определяющиевиды секретов, подлежащих охране. Промышленная же тайна может включаться вперечни государственных секретов, а может и не относиться к ним. Посягательствона секреты государственных предприятий и учреждений преследуется уголовнымзаконом, тогда как предпринимательские секреты уголовным законом не защищены.Например, способ производства и заварки чая для государства не представляетценности, а для предпринимателя — это фирменный секрет, на котором держится всеего предприятие.
Следующимпризнаком промышленного шпионажа является способ его осуществления. Действия позавладению информацией проходят скрытно (тайно) от окружения, путем их хищения,сбора, покупки, выдачи. Не исключается и уничтожение, искажение или саботированиепо использованию информации. Цель — не дать владельцу возможности использоватьее для получения выгоды, быть конкурентоспособным.
Ксредствам получения секретов относятся различные технические системы. Если унас пока основными владельцами разведывательных технических средств являютсяспециальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся впользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использоватьсредства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее стелефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намереваетсяполучить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан,третий — сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан намагнитофон, пятый — снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплексспециальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информациипринимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, спомощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевуюинформацию за счет вибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечкиинформации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальныхоконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений вопределенных диапазонах.
Адресатами(заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступаютпредприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий,а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных икоммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали.К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудникигосударственных служб.
Одиниз руководителей американской разведки, выступая в 1990г. в Национальномпресс-клубе, заявил, что “экономическая мощь является ключом к господству ивласти во всем мире.” В речи этого руководителя, произнесенной в Американскомуниверситете, прозвучало, что “в предстоящие годы мы станем свидетелямирезкого возрастания напряженности в международных экономических отношениях.Объективная информация об экономике иностранных государств станет практическиважной, и разведка обязана ее добывать”. За рубежом считают, что не менееважная задача ложится на плечи контрразведывательных подразделений, которыеобязаны пресекать все попытки иностранных спецслужб, не исключая идружественные, осуществлять политический, промышленный и экономический шпионажпротив США.
Внашей периодической печати также появляются заметки о том, что отечественнаяразведка (разведки) перенацеливает свои усилия на сбор торгово-экономическойинформации.
Каквидим, новым приоритетом в современных условиях для разведывательных иконтрразведывательных сообществ становятся сведения экономического характера.Поэтому напрашивается вывод о том, что интерес к определенным видам частной игосударственной экономической информации (включая деятельность наших фирм и зарубежом) будет проявляться не только со стороны частных служб безопасности, нои иностранных спецслужб (разведок).
Может ли частный предприниматель противостоятьпосягательствам специальных государственных служб? Трудно что-либо утверждать вданных условиях, скорее всего нет. К тому же прямая защита предпринимательскихструктур не относится к функциям контрразведывательных служб. Западные фирмытратят на защиту своей информации 15 % своих доходов. У нас вести речи о такойзащите пока рано. Вместе с тем наш предприниматель не стремится в случаенеобходимости обращаться к государственным правоохранительным органам.
Попытаемсяостановиться на проблеме отличия промышленного (коммерческого) шпионажа отгосударственных тайн и иных сведений, находящихся под охраной уголовного закона.В качестве основы разграничения этих понятий и принимаемыхгосударственно-властных или иных решений лежат признаки, характеризующиепромышленный шпионаж, а также признаки, характеризующие составы преступлений,содержащие запреты на завладение государственными структурами.