Реферат по предмету "Экономика"


Корпоративные облигации

Министерство общего и профессионального образования РФ
 
Сыктывкарский государственный университет
Факультет управления
Кафедра  экономической теории и корпоративного управления.
Допустить к защите
зав. кафедрой  экономической теории
и корпоративного управления
д.э.н., профессор
Шихвердиев А. П._________________
«    » сентября 2001
Выпускная квалификационная работа
 
Корпоративные облигации — какфинансовый инструмент привлечения инвестиций.
 
Исполнитель:                                             Попова Ирина Александровна студентка гр.4400
Руководитель:                                                    Шихвердиев АрифПирвелеевич д.э.н., профессор
Сыктывкар 2001
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ… 3
1. Понятие и виды корпоративной облигации… 5
1.1.Сущность корпоративной облигации… 5
1.2.Классификаия корпоративных облигации… 11
1.3.Преимущества корпоративной облигаций перед другимифинансовыми инструментами привлечения  инвестиций… 15
2 Выпуск, регистрации и обращение корпоративной облигации… 21
2.1.Эмиссия корпоративных облигаций… 21
2.2. Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке… 28
3.Рынок корпоративных облигаций в России и Республике Коми… 33
3.1.Состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигацийв России и Республике Коми     33
3.2. Проблемы  развития рынка корпоративных облигаций в Россиии возможные пути их решения.            38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 47
Список литературы… 52ВВЕДЕНИЕ
До настоящего временисерьезнейшей проблемой российского фондового рынка  является нехватка надежныхфинансовых инструментов. Наиболее актуальной эта проблема стала послепроведения реструктуризации рынка гособлигаций. Ограничения, которыегосударство ввело на репатриацию средств иностранных инвесторов, породиливопрос: куда эти средства вкладывать? Кроме того, после известных потрясенийрынок госбумаг и рынок акций утратили доверие российских инвесторов. Поэтомусейчас как никогда актуально использование такого финансового инструмента каккорпоративная облигация.
Введение в обращениекорпоративных облигаций способно оказать помощь реальному сектору экономики.Выпуск облигаций открывает для российских предприятий прямой источникпривлечения инвестиций, в то же время не затрагивает отношения собственности.
Тем не менее нароссийском рынке ценных бумаг корпоративные облигации играют пока незначительнуюроль.
В связи с этим, цельюдипломной работы является рассмотрение корпоративнойоблигации как финансовый инструмент и определить пути активизацииинвестиционной деятельности на рынке корпоративных облигаций.
Для достижения этой целибыли поставлены следующие основные задачи:
Изучить  экономическуюсущность  корпоративной облигации
Изучить основныеположения по выпуску, размещению и обращению корпоративных  облигаций.
 Проанализироватьсостояние рынка корпоративных облигаций в России и Республики Коми
Выявить ипроанализировать проблемы эмиссии и обращения облигаций на российском рынке.
Выработать предложения поустранению проблем, препятствующих развитию рынка корпоративных облигаций.
Предметом исследования в данной работе сталапроблемы, препятствующие использованию корпоративной облигации в качествеинструмента привлечения инвестиций, а объектом — рынок корпоративныхоблигаций..
В первой главерассматриваются  основные характеристики корпоративной облигации, преимуществаее использования перед другими финансовыми инструментами как для инвестора, таки для эмитента, представлен сравнительный анализ кредита банка и облигационногозайма, дана  классификация корпоративной облигации.
 Во второй главе  наоснове действующей законодательной базы приведены основные положения выпуска,регистрации и обращение корпоративных облигаций, в том числе на фондовыхбиржах.
В последней главеанализируется состояние и предпосылки развития рынка корпоративных облигаций вРоссии и Республике Коми, выявляются проблемы, препятствующие  выпуску,регистрации и обращению корпоративных облигаций, и определяются возможные путирешений этих проблем.
При написании данной темыиспользовались монографии и нормативные акты, регулирующие рынок ценных бумаг,а также  различные статьи из журналов./>1. Понятие и виды корпоративной облигации.1.1.Сущность корпоративной облигации.
Действующее российскоезаконодательство  определяет облигацию как эмиссионную ценную бумагу,закрепляющую право ее держателя на полу­чение от эмитента облигации впредусмотренный условиями выпуска срок ее номинальной стоимости и зафиксированногов ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента(27,28,32)
Корпоративная облигация — это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между ее владельцем(кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качестве последнеговыступают акционерные общества, предприятия и организации другихорганизационно-правовых форм собственности.
К основнымхарактеристикам облигаций относят: стоимостную оценку, купон, период обращения.
Корпоративные облигацииимеют нарицательную цену (номинал) и рыночную цену. Номинальная стоимостьоблигации  обозначает сумму, которая берется взаймы и подлежит возврату поистечении срока ее обращения. Номинальная цена является базовой величиной длярасчета принесенного облигацией дохода.
Процент по облигацииустанавливается к номиналу, прирост (уменьшение) стоимости облигации засоответствующий период рассчитывается как разница между номинальной стоимостью,по которой облигация будет погашена и ценой покупки облигации.
Как правило, облигациивыпускаются с высокой номинальной стоимостью. Они ориентированы на богатыхинвесторов, как индивидуальных, так и институциональных. Этим они отличаются отакций, номинальную стоимость которых эмитент устанавливает в расчете наприобретение их  широкими слоями инвесторов. Следует при этом отметить, что для акций номинальная стоимость — величина довольно условная, они и продаются,и покупаются преимущественно по цене, не привязан­ной к номиналу, то дляоблигаций номинальная стоимость является очень важным параметром, значениекоторого не меняется на протяжении всего срока облигационного займа. Именно поизначально зафиксированной величине номинала облигации будут погашаться поокончании срока их обращения.
С момента их эмиссии и допогашения они продаются и покупаются по установившимся на рынке ценам. Рыночнаяцена в момент размещения облигации может быть ниже номинала, равна номиналу ивыше номинала. В дальнейшем рыночная цена облигаций определяется исходяиз ситуации, сложившейся на рынке облигаций и финансовом рынке в целом кмоменту продажи, а также двух главных элементов самого облигационного займа.Этими элементами являются:
• перспектива получитьпри погашении номинальную стоимость об­лигации (чем ближе в момент покупкиоблигации срок ее погашения, тем выше ее рыночная стоимость);
• право на регулярныйфиксированный доход (чем выше доход, прино­симый облигацией, тем выше еерыночная стоимость).
Рыночная цена облигацийзависит и от ряда других условий, важнейшим из которых является надежность(степень риска) вложений.
Поскольку номиналы уразных облигаций существенно различаются между собой, то часто возникаетнеобходимость в сопоставимом измери­теле рыночных цен облигаций. Такимпоказателем является курс.
Курсом облигацииназывается значение рыночной цены облигации, вы­раженное в процентах к ееноминалу. Например, если облигация с номиналом 100000 руб. продается за 98 500руб., то ее курс 98,5. В зарубежной литературе помимо перечисленных(номинальной и ры­ночной) приводится еще одна стоимостная характеристика облигаций— их выкупная цена, по которой эмитент по истечении срока займа погашаетоблигации. Выкупная цена может совпадать с номинальной, а может быть выше или,наоборот, ниже ее. Российское законодательство исключает существование выкупнойцены, так как Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закрепляет праводержателя на получение от эмитента ее номиналь­ной стоимости. Это означает, чтооблигации могут погашаться (выкупать­ся) только по номинальной стоимости.
На рынке различныеоблигации предлагают и различ­ные проценты по купону. В целом уровень купонабудет зависеть от двух параметров: надежности эмитента и сро­ка, на которыйвыпущена облигация. Чем менее надежен эмитент, тем более высокий уровень купонаон долен пре­доставить по облигации, чтобы компенсировать потенци­ально болеевысокий риск повышенным доходом. Чем на более длительный период выпускаетсяоблигация, тем более высокий купон она должна нести, поскольку для инвес­торарастет риск, связанный с владением такой бумагой.
Крупная компания, еслиона стремится сделать свои облигации привлекательными для инвесторов, должнаобес­печить более высокий уровень купона, чтобы компенсиро­вать риск вложенияденег в эти бумаги. Кроме того, она столкнется с более жесткими ограничениямисрока, на ко­торый могут быть выпущены ее облигации, поскольку с продлениемжизни облигации возрастает и риск возможных потерь для инвестора. Какой быкрупной и надежной ни была компания в момент эмиссии бумаг, в перспективе длянее, увеличивается риск неплатежей, риск ликвидности ее ценных бумаг. Поэтомуона вряд ли сможет разместить на рынке долгосрочный займ, хотя в каждомконкретном случае такая возможность будет зависеть от складывающейся конъ­юнктурырынка.
Небольшая, стабильноработающая фирма выпустит облигации под еще больший процент и на более короткийсрок. Поскольку риск приобретения бумаг такой компании довольно высок,вкладчики вряд ли согласятся приобре­тать ее бумаги на период более года.Конечно, данная ком­пания могла бы привлечь средства вкладчиков, например, на 5лет, однако в этом случае ей пришлось бы предло­жить купон порядка 40%, ноподобное финансовое бремя оказалось бы для нее чрезмерным. Крупная компания вкри­зисном состоянии может рассчитывать на реализацию своего займа только подвысокий процент и на непродолжительное время.
Приобретая корпоративныеоблигации, инвестор дол­жен оценить их инвестиционные качества и взвеситьриск и доходность по этим ценным бумагам.
К факторам риска, которыедолжны приниматься инвестором во внимание при решении и приобретении облигацийэмитента можно отнести:
1.Экономические факторы.
-    Изменение законодательства (таможенного, налогового, рынка ценных бумаги др.)
-    Изменение финансово-хозяйственной деятельности эмитента
-    Нестабильность экономической ситуации в народном хозяйстве, уровеньинфляции
-    Размер конкуренции в целом по основной деятельности, на рынке ценныхбумаг и перспективы развития эмитента
-    Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг.
2. Политические факторы
-    изменение законодательства РФ
 Оценка инвестиционныхкачеств облигаций производится по следующим направлениям.:
Во-первых,определяется надежность компании по осущест­влению процентных выплат. С этойцелью производится сопо­ставление дохода, получаемого компанией в течение года,с сум­мой процентных платежей по всем видам займов. Величина до­хода в 2—3 разадолжна превышать размер процентных выплат, что свидетельствует об устойчивомфинансовом состоянии кор­порации. Анализ целесообразно производить в динамикеза ряд лет. Если тренд возрастающий, то фирма наращивает свои воз­можности дляпокрытия процентных платежей. Если же тренд понижающийся, то этосвидетельствует о нестабильности дея­тельности компании и с течением времениона не сможет в полном объеме обеспечить процентные выплаты.
Во-вторых, оценивается способность компаниипогасить имеющуюся задолженность по всем основаниям. Инвестор дол­женучитывать, что, кроме облигационного долга, у фирмы мо­гут быть и другиедолговые обязательства. Поэтому в процессе анализа производится сопоставлениепотока поступлений де­нежных средств в компанию с общей суммой задолженности.Приемлемым уровнем считается, если сумма дохода по отноше­нию к величине долгасоставляет не менее 30%.
В-третьих,оценивается финансовая независимость компа­нии. С этой целью общая сумма долгасопоставляется с собст­венным капиталом фирмы. Обычно считается, чтопредприятие находится в хорошем финансовом состоянии и не зависит от внешнихисточников финансирования, если величина долга не превышает 50% ее собственногокапитала. Кроме перечисленных показателей, производится оценкаплатежеспособности фирмы, ликвидности активов, рентабель­ности функционированияи других качественных параметров деятельности компании. Рядовому инвесторупровести качест­венный анализ облигаций практически невозможно. Крупные инвестиционныекомпании имеют в своем штате службы анали­за, рекомендации которых обеспечиваютпринятие обоснован­ных решений.
В западных странахдействуют специальные аналитические агентства, которые производят оценкудолговых обязательств компаний и присваивают им определенные категории надежно­сти.В США такими агентствами являются «Мооdу's investor Sегviсе» (Мооdу's)и «Standart & Роог's Согроration» (S&Р), в Канаде — «Dоminion Bond Rating Sегviсе» и «Canadian Bond Rating Sегviсе». Ведущими агентствами являются «Мооdу's» и «S & Р», рейтингом которыхпользуются крупнейшие операторы фондо­вого рынка во всем мире. Компания,которая предполагает осу­ществить публичное размещение облигаций, обращается вагентство, с тем чтобы оно оценило финансовое состояние фир­мы и включилооблигации в свой рейтинг. Как правило, в тече­ние всего периода обращенияоблигаций производится оценка их инвестиционных качеств и обновляетсярейтинг.     Обычно рейтинг — это информация для инвесторов; однако российскийфондовый рынок выдвигает новые задачи перед эмитентом — добиться такогорейтинга, который обеспечивал бы эффективность размещения его облигационногозайма. Сле­дует учитывать, что рейтинг — это не формула, а качественнаяинтерпретация количественных показателей. Рейтинг — это мнение, суждениеэксперта об объективных показателях рынка; суждение относительно вероятностиоплаты основной суммы долга и процента. Рейтинг — это точка зрения эксперта накачество той или иной фондовой ценности. Создание рейтинговых оценок — один изспособов охаракте­ризовать рынок. Высокий рейтинг, установленный для ценныхбумаг данного эмитента, помогает повысить ликвидность цен­ной бумаги и снизитьцену займа. Действительно, на развитом рынке, где практически все долговыеобязательства имеют рейтинговую оценку, трудно продать какую-либо облигацию,если отсутствует ее рейтинг. Цивилизованный рынок ценных бумаг вынуждаетэмитента обратиться с заказом в известные рейтинговые агентства, уплативопределенную сумму денег, для того, чтобы специалисты-анали­тики провериликачество ценной бумаги и присвоили ей рейтинговую категорию. Таким образом, наэффективном фондовом рынке только долговые обязательства, которые прошлипроцеду­ру рейтинга могут обеспечить доступ к получению заемных средств. Приэтом цена займа для эмитента определяется кате­горией, которую присваиваетрейтинговое агентство. Градация рейтингов двух наиболее известных агентствприведена в табли­це1. По данным таблицы видно как рейтинг обеспечивает диффе­ренциациюэмитентов, выявляя наиболее слабых из них, гарантирующих погашениезадолженности, создавая объективную основу для оценки кредитного риска,стандарты открытости и прозрачности на фондовом рынке. В данной таблицеотражено ранжирование облигаций в зави­симости от степени кредитоспособности ихэмитентов. «ААА» (Американская арбитражная ассоциация) — означает очень вы­сокуюстепень кредитоспособности. «Р» — отказ от погашения облигаций. Например,облигации, относящиеся к классу «ВВ» и ниже, носят название JunkBonds (мусорные, бросовые облига­ции).
Таблица 1. Градация рейтинговагентств «Мооdу's investor Sегviсе» и «Standart & Роог's Согроration»
«Standart & Роог's Согроration»
«Мооdу's investor Sегviсе»
Характеристика инвестиционного качества ценной бумаги, соответствующая категории рейтинга
ААА
АА
А
ВВВ
Ааа
Аа
А
Ввв
СПОСОБНЫЕ К УПЛАТЕ
Наивысший рейтинг — способность погасить займ и процентные ставки;
Основная катего­рия надежности — высшая категория. Очень высокая вероятность погашения основ­ного долга и процентных ставок.
Высокое качество – сильная способность к платежам, но чувстви­тельные к неблагоприятным экономическим условиям.
Среднее качество — высшая категория
Наличие необходимого капитала для покры­тия долга, испытывают воздействие неблаго­приятных экономических условий; среднее качество — низшая категория
ВВ
В
ССС
СС
С
Р
Вв
В
Ссс
Сс
С
Р
СПЕКУЛЯТИВНЫЕ
Неопределенные и подверженные риску, пла­тежеспособность которых может быть прерва­на во времени; возможность в данный момент погасить долги, временная неплатежеспо­собность
Изначально уязвимые, но в данный момент могут погасить проценты, долг, т. е. принци­пиально погашаемые
Обеспечивающие некоторую защиту инвесто­ров, но имеющие большой риск — ненадеж­ные
Высокоспекулятивные, по своей надежности следующие за рейтингом ССС
Имеющие задолженность, менее обеспечен­ную, чем СС и Сс
Имеющие непогашаемую задолженность
Источник: Операциис ценными бумагами/ под ред. Семенковой.Е.В.М:-с.328
Суммируя вышесказанное,можно отметить, что рейтинг обеспечивает эмитенту доступ к фондовому рынку, аего повыше­ние — лучшие ценовые условия. Вместе с тем, снижение рейтин­гаприводит к удорожанию облигационного займа. При этом эмитент очень рискует, таккак любое снижение качества его ценных бумаг означает дополнительные издержки.Итак, мы видим, что рейтинг для эмитента определяет цену займа, делает рыноквыпускаемой им ценной бумаги ликвидным и в конечном итоге определяет ее место(нишу) на рынке. В связи с этим для эмитента, желающего получить приемле­мую ценупривлеченных с помощью выпуска облигационного займа ресурсов, важно иметьвысокий рейтинг. В отечественной практике при построении рейтинга инвести­ционнойпривлекательности, как правило, осуществляется срав­нение предприятий поконкретному набору количественных по­казателей. Следует отметить, что не имеядостаточно высокого рейтинга, эмитенты не смогут повысить эффективность выпускаоблигации путем выхода на внешние рынки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.