Реферат по предмету "Экономика"


Конкурентоспособность фирмы

1. Особенности современных межфирменныхотношений
Монополистическиеструктуры и рыночные отношения. Рыночные отношения в современных условияхпредставляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистическиеструктуры, конкуренция и регулирующие силы.
Монополистическиеструктуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной илинескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общемобъеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированиюопределенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной наустранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использованиятаких рыночных элементов, как цена. издержки производства и обращения, прибыль,кредит, налоги, денежное обращение.»
Всовременных условиях монополизация рынка или отрасли единственнымпродавцом  не столь частое явление. В США доля национального дохода,созданного на рынках, контролируемых единственной фирмой, составляла в 80е годы5%. Обычно под монополизацией отрасли понимается положение, при котором:
-доляодного производителя составляет 50% и более, двух 75% и более;
-затрудненопроникновение в отрасль новых производителей;
-происходитрезкое повышение цен на продукцию определенного производителя (производителей),не соответствующее соотношению на рынке спроса и предложения;
-происходитснижение цен, непропорционально малое по сравнению с результатаминаучно-технического прогресса и снижением себестоимости;
-нормаприбыли какого-либо из производителей, его сбытовые и общие управленческиеиздержки значительно превышают сложившийся в отрасли средний уровень.
Фирма-монополистоказывает давление на рынок высокой ценой, низким качеством товаров и услуг,малым ассортиментом товаров. Для отрасли, где доминирует фирма-монополист,характерны не только более высокие цены, но и более низкий уровень производствапри равных издержках и уровне развития технологии, по сравнению с отраслями,развивающимися в условиях конкуренции.
Монополиятрадиционно порождает тенденцию к торможению научнотех-нического прогресса.Чтобы получить сверхприбыль, фирма-монополист может не осваивать новыеэффективные технологии, не снижать затраты и не расширять сбыт. Ей достаточноустановить монопольно высокие цены и навязать их потребителям, продавая товарыв ограниченном количестве и не повышая их качество. Господствуя на рынке,фирма-монополист придерживается именно такого способа хозяйственного поведения иодновременно стремится к дальнейшему упрочению своих позиций. Поэтомуфирма-монополист препятствует свободному межотраслевому переливу капитала иперемещению ресурсов, применяя различные средства, ограничивающие доступ нарынок конкурентов.
Фирма-монополист это, как правило, крупная или крупнейшая фирма, располагающая большимифинансовыми возможностями, способная пойти на временное снижение уровня цены доуровня ниже издержек производства для завоевания господствующего положения нарынке. Установление цены на уровне ниже издержек производства используетсякрупными фирмами прежде всего для того, чтобы вытеснить из отрасли конкурентаили предотвратить появление новых конкурентов, а впоследствии возместить своиубытки. Крупным фирмам это доступно, поскольку они могут выдержать длительныеили временные убытки на определенных направлениях деятельности благодаряналичию значительных финансовых ресурсов. Применяя такую тактику, крупная фирмаможет устранить с рынка конкурентов и обеспечить себе рыночное господство, ккоторому она стремится, чтобы получить в долгосрочном аспекте прибыли, которыебы оправдали убытки в краткосрочном плане. Вместе с тем надо иметь в виду, чтовысокая доля контролируемого рынка и большой размер фирмы не всегда являютсяпоказателями монополизма.
Длятого чтобы фирма достигла доминирующего размера производства конкретного товара(при отсутствии искусственных ограничений конкуренции), она должна наиболееполно удовлетворить запросы потребителей, производить лучшую продукцию,сокращать издержки, внедрять более совершенную систему сбыта. Постоянноесовершенствование производственно-сбытовой деятельности выгодно как дляпотребителей, так и для фирмы, которая может поднять цены на товар, не опасаясьпотери потенциальных покупателей.
Следуетотметить и важную роль фирм-монополистов, завоевывающих доминирующее положениев новейших отраслях благодаря выпуску качественно новых товаров и новациям втехнологии. Фирма, которая первой осваивает новую продукцию и применяетпередовую технологию, достигает временной монополии, позволяющей поднять ценынамного выше производственных издержек и, следовательно, получить сверхприбыль.Успех фирмы-новатора привлекает внимание других предпринимателей, которые такженачинают производить подобные или даже лучшие товары или использовать новуютехнологию. Конкуренция ведет к снижению цен, приближая их к уровню издержекпроизводства, и монопольная прибыль постепенно исчезает до следующегоинновационного цикла.
Проникновениефирм-новичков в область производства, монополизированную фирмой-новатором,ведет к демонополизации рынка. Это особенно важно, когда на рынке появляетсяабсолютно новый товар, как это было, например, с электронными пишущимимашинками, ксероксами и видеомагнитофонами. В каждом из этих случаев инноваторы фирмы «ИБМ», «Ксерокс», «Сони» в первый периодпроизводства новинок фактически были монополистами. В дальнейшем конкурентыосвоили производство новых продуктов, и в настоящее время фирмы-новаторы нетолько потеряли свою монополию, но даже не лидируют на соответствующем рынке.Таким образом, монополизация рынков новых товаров исчезает по мерераспространения и коммерческого освоения результатов исследований и новыхтехнологических разработок. Здесь антимонопольная политика выполняет незапретительные, а содействующие функции, направленные на благоприятствованиеобмену научно-технической информацией, осуществлению процесса инновации.
Принципыгосударственной политики в области конкуренции постоянно вступают впротиворечие с реальными потребностями концентрации и транснационализациикапитала.
Значительноеразвитие в современных условиях получила монополизация рынков и отраслейхозяйства несколькими фирмами, занимающими в совокупности господствующееположение на рынке или в отрасли. Такая монополистическая структура получиланазвание олигополии. Определяется она как совместно осуществляемая монополияили доминирование на рынке нескольких фирм, юридически между собой несвязанных.
Олигополиивозникают на базе концентрации значительной или преобладающей части производстваи капитала отрасли у ограниченного числа крупных компаний. В рамках олигополиимогут оказаться и относительно небольшие по обороту и капиталу фирмы, однакоиграющие в рамках специализированных производств или региональных рынков рольведущих производителей.
Олигополиякак своеобразная экономическая организация отрасли характеризуется изменяющимсясоотношением монопольнорегулирующих и конкурентных сил и по сути образуетфундамент современного хозяйственного механизма.
Интернационализациямирового хозяйства и усиление конкуренции, в том числе международной, взначительной мере подорвали монопольнорегулирующие силы в рамках многихнациональных олигополий. Одновременно сложились олигополистические структуры поотдельным отраслям в масштабе всего мирового хозяйства. Это такие отрасли, какавтомобильная, электронная, электротехническая, фармацевтическаяпромышленность.
Конкурентныерыночные отношения также претерпели в современных условиях существенныеизменения. Это проявилось в первую очередь в уменьшении элементов стихийности вмежфирменных отношениях и усилении регулирующих начал под воздействиемпроводимой государством антимонопольной политики. Традиционно считается, чтосвободная конкуренция обеспечивает эффективное использование ресурсов,стимулирует инновационные процессы и появление новой высококачественнойпродукции.
Конкуренция это по существу предложение конкурентами дополнительных возможностей, их болееширокий выбор. Конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можнопродавать и какую цену получить. Поэтому в условиях рынка положение фирмыобъективно зависит от конечных результатов ее деятельности, признанных иоплаченных потребителем. Рынок и конкуренция выступают мощными стимуляторамиповышения качества, обновления продукции и технологии, действенным средствомпостоянного контроля за движением издержек производства. Фирма может получитьдополнительную прибыль только в том случае, если она будет вестипредпринимательскую деятельность более эффективно, чем конкуренты. Как не можетбыть конкуренции без конкурентов, так и конкуренция невозможна, есликонкурентам запрещено предпринимать действия, целью которых является увеличениеих доли на рынке.
Длясовременных условий характерно завоевание доли рынка не столько методамисилового давления, сколько согласованными, скоординированными действиямипроизводителей при установлении и повышении цен, определении объемов и видовпродукции, применяемых технологий и оборудования, выборе партнеров.
Такиесогласованные действия могут осуществляться на основе картельных и другихсоглашений, а также сговора крупнейших производителей и при мнения ими методови средств несправедливой деловой практики. Под этим обычно понимаются такиедействия производителей, которые направлены на достижение исключительногоположения на рынке несправедливыми методами (несправедливые завышенные илизаниженные цены, устранение с рынка конкурента, ограничение сферыпредпринимательской деятельности контрагента, защитная практика, бойкоты,дискриминация партнеров).
Тотфакт, что цена у всех продавцов на рынке одинакова, еще не свидетельствует оналичии или отсутствии конкуренции. Важно то, почему эти цены одинаковые, т.е.какими методами и средствами осуществляется регулирование межфирменных рыночныхотношений между участниками олигополий или между фирмами-конкурентами.
Обычнодеятельность фирмы или олигополии признается антиконкурентной по результатам еевоздействия на рыночную ситуацию и структуру рынка. Для выявления этоговоздействия анализируются объем предложения товара на рынке, сокращение продажи размеров производства, установление уровня цен. Уменьшение элементастихийности, проявляющегося в конкуренции, связано с осуществлением маркетинга,планирования и прогнозирования в рамках крупнейших фирм  участников олигополий.Это дало возможность говорить о рыночном управлении, о регулировании пропорцийрынка на межфирменном уровне.
Проведениегосударственной антимонопольной законодательной политики, направленной наподдержание конкуренции, мотивируется тем, что конкуренция является эффективнымкоординатором экономической деятельности, но для сохранения ее на должномуровне требуется государственная поддержка против поведения монополий на рынке,т.е. против монопольнорегулирующих сил.
Важноиметь в виду, что о существовании на рынке монополии следует судить не толькопо количественным показателям контролируемой доли рынка, но и по признакаммонополистического поведения фирм на рынке, а именно: торможениюнаучно-технического прогресса, поддержанию высокого уровня цен. Представляется,что нельзя все крупные и крупнейшие фирмы, даже если они доминируют на рынке,считать монополиями. Все зависит от их поведения на рынке. Например«ИБМ»  крупнейший производитель компьютерной техники,доминирующей не только на рынке США, но и на мировом рынке, не ведет себя какмонополист, о чем, в частности, свидетельствует:
-постоянныйрост производства и продаж, совершенствование качества продукции и ееобновление;
-устойчивоерасширение ассортимента выпускаемой продукции;
-постоянноепроведение НИОКР и освоение их результатов;
-гибкаяманевренность ценами, не прибегающая к установлению монопольно высоких цен.
Практикапоказывает, что любая крупная корпорация стремится воспользоваться выгодамисвоего положения в производстве, установить свой диктат на рынке, занявгосподствующее положение. И результат зависит от фирменной структуры рынка, отусловий и остроты конкуренции на нем. а также от позиции государства ипроведения им антимонопольной политики. При наличии антимонопольных законов иотработанного механизма их использования крупные фирмы, потенциально готовые кмонополизации рынка, воздерживаются от монополистического поведения, посколькуопасаются применения к ним антимонопольных санкций.
2. Особенности конкуренции в современныхусловиях
Главнымисубъектами международной конкуренции в современных условиях сталитранснациональные корпорации (ТНК), превратившиеся в крупнейшие многоотраслевыекомплексы, осуществляющие конкурентную борьбу одновременно на многих отраслевыхтоварных рынках и имеющие возможности маневрирования на разных рынках в рамкахглобальной стратегии ТНК в целом. Это обеспечивает им определенную устойчивостьв получении прибылей, особенно в периоды ухудшения хозяйственной конъюнктуры.
Экономическойосновой конкуренции стали отношения в сфере производства. Здесь основные усилияконкурентов направлены на борьбу за конкурентоспособность:
-созданиеконкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям рынка и запросамконечных потребителей;
-использованиепри разработке новой продукции или совершенствовании выпускаемой продукциипередовых достижений научно-технического прогресса и выпуск принципиально новойпродукции;
-постоянноеснижение издержек производства на всех этапах и во всех звеньяхтехнологического процесса;
-согласованиес потребителем (на крупные поставки) цен до начала выпуска продукта иустановление цен на новую продукцию с учетом условий сбыта на конкретном рынке;
-борьбафирм за источники сырья дополняется борьбой за подчинение всех вертикальныхступеней изготовления товаров  от сырья и полуфабрикатов до комплектующихузлов;
-использованиевнутрифирменных связей для повышения конкурентоспособности выпускаемойпродукции и получения преимуществ в конкурентной борьбе:
-передачалицензий и передовой технологии своим дочерним компаниям, манипулированиеценами, повышение уровня качества и новизны продукции на заграничныхпредприятиях, создание зарубежного снабжающего производства.
Вмонополистической конкуренции на современном этапе тесно переплетаются дветенденции, два основных вида экономических отношений:
•неценовое соперничество в рамках олигополий и стремление к взаимодействию,согласованию, координации действий на рынках;
•конкурентная война против аутсайдеров вплоть до их устранения.
Конкуренцияпо линии цен и неценовых факторов играет решающую роль в стимулировании НТР,способствует повышению эффективности производства компаний, побуждает фирмыидти на риск нововведений.
Внастоящее время для рыночных условий характерна насыщенность рынка,обусловленная быстрой реакцией объемов производства и цен на изменение спроса.Поэтому конкуренция выступает в качестве важнейшего механизма обеспечениянеобходимой эффективности производства.
Специфическиечерты конкуренции в рамках транснациональных олигополий. Высокий уровеньконцентрации производства и капитала у фирм-гигантов вносит качественно новыемоменты во всю структуру рыночных отношений:
обостряютсяпротиворечия и конкурентная борьба на рынке как между фирмами-гигантами иаутсайдерами, так и между самими крупнейшими компаниями;
фирмам-гигантамлегче прийти к сговору, достичь компромисса.
Характернойчертой процесса транснационализации капитала является образование олигополийТНК с высокой степенью сплоченности партнеров. Число ТНК в олигополии невеликои между их членами существуют длительные отношения монополистическойконкуренции, имеющей специфические особенности.
Именноолигополистическая структура обусловливает возникновение новых формвнутриотраслевой взаимосвязи между компаниями важнейших отраслей.
Врамках олигополий ТНК координируют свою деятельность в отдельные периоды наоснове использования гибких, неформальных методов координации. Наиболеераспространена политика так называемых взаимных уступок, в соответствии скоторой ТНК сознательно не идут на открытое соперничество.
Экономическиеотношения между конкурирующими ТНК строятся не на ломке, а на стремлениисохранения сложившегося баланса сил в рамках олигополий на конкретных товарныхрынках. Поэтому они обычно не идут на открытую конфронтацию между собой, астремятся поддерживать рыночное равновесие сил.
Втех отраслях, где олигополии сложились не очень давно, фирмы при меняют тактикуподражания, или следования за лидером.
Сутьее состоит в следующем: когда один из членов олигополистической группировкиповышает цену или прибегает к расширению производственных мощностей, остальныенезамедлительно повторяют этот шаг; если один осваивает новое производство иливнедряется в новую отрасль, другие делают то же самое, иначе они могутоказаться в критическом положении, если лидер перейдет к конкурентной войне;когда одни участники олигополии расширяют сеть филиалов за границей, другиеследуют за ним на тех же рынках. Эта практика является типичной для отраслей, вкоторых на восемь крупнейших корпораций приходится 6070% продаж. Практикаподражания в области заграничных инвестиций характерна как для американских,так и для японских и германских ТНК.
Тактикалидерства в ценах эффективно применялась в 60-70е годы, когдамонопольно-регулирующие силы в промышленности наиболее ярко проявились в сферевзаимодействия или прямого согласования рыночной, особенно ценовой политики,создавались системы прейскурантных цен, которые были приблизительно одинаковыпо величине и изменялись синхронно.
В80е годы тактика ценового лидерства в таких отраслях, как радиотехническая,пищевая, текстильная, практически потеряла свое значение, поскольку в этихотраслях появилось много новых конкурентов. Это касается также и автомобильнойпромышленности.
Еслираньше ценовая конкуренция была направлена преимущественно на устранениенебольших компаний, то теперь она обострилась между крупнейшими корпорациями.Ценовые войны стали характерными на рынках стали, автомобилей, химическихтоваров) электроники, всех видов транспорта и связи.
Всовременных условиях монопольное положение немногих крупнейших фирм позволяетим целенаправленно, планомерно подавлять хотя и менее мощных в финансовомотношении, но вполне конкурентоспособных по технико-экономическим параметрампродукции соперников, причем методами экономического давления, насилия.
Усилиласьконкурентная борьба монополий с аутсайдерами путем установлениятруднопреодолимых экономических барьеров на перелив капитала из одной отрасли вдругую. Можно выделить несколько типов таких барьеров:
барьеры,определяемые размерами производственных комплексов для оптимального(рентабельного) производства. В автомобильной промышленности, например, масштабоптимального производства составляет 2 млн. машин в год. В 80х годах такиемасштабы производства могли освоить лишь семь крупнейших автомобильных компаниймира. Внедрение роботов, гибких производственных систем значительно повышаетуровень оптимизации производства, который доступен только крупнейшим компаниям,обладающим огромными финансовыми ресурсами;
барьеры,связанные с наукоемкостью продукции ряда отраслей, таких, например, какэлектронное машиностроение. Здесь требуются не просто крупные единовременныерасходы на НИОКР, но и накопление соответствующей информации и опыта;
патентнаямонополия, благодаря которой ТНК получают исключительные права на все видытехнической и коммерческой эксплуатации технологии на 1520 лет, т.е. на срокдействия патента:
внутрифирменныйобмен, предполагающий предоставление подконтрольным предприятиям особыхпреимуществ на конкретных рынках в условиях острой конкуренции (займы,субсидии), способствующих капиталовложениям своих предприятий и препятствующихпереливу капиталов конкурентов.
Существенноизменились экономические методы во взаимоотношениях крупных фирм с мелкими исредними компаниями.
Процессмонополизации не приводит к ликвидации и не уменьшает масштабовнемонополизированного сектора. Средние и мелкие фирмы не только могутдостаточно стабильно удерживать за собой различные традиционные сферыпроизводства и услуг, но и, что особенно важно, захватывают позиции в новыхобластях, непосредственно связанных с научно-техническим прогрессом. Многие изтак называемых венчурных компаний, создаваемых для прикладныхнаучно-технических разработок и их внедрения в производство, выступают какнезависимые фирмы.
Экономическойосновой конкурентной борьбы в современных условиях стала крупная собственность,объединенная в рамках ТНК. Производство и сбыт товаров в большинстве отраслейоказались в руках небольшой группы крупнейших компаний, которые, установивконтроль над производством и сбытом товаров, диктуют монопольные цены иподдерживают их на высоком уровне. Наряду с экономическими методами конкуренцииТНК широко применяют прямое насилие, бойкот, принудительные слияния и другиеметоды давления на конкурента.
3. Виды конкуренции и применение их вмировой практике
Рольконкуренции, особенно ценовой, в последние два десятилетия значительновозросла, причем как на национальных товарных рынках, так и на мировых товарныхрынках. Крупные компании имеют возможность использовать различные вариантыценовой политики с учетом характера продукта и рынка, а также действий другихведущих производителей.
Участникитранснациональных олигополий, обладающие примерно одинаковым потенциалом и вравной мере не желающие внедрения новичков, отказываются от разрушительнойценовой конкуренции как главного орудия соперничества. При примерном равенствефинансово-технологических ресурсов конкурирующих компаний использование ценовыхметодов борьбы обходится слишком дорого, а главное, практически не можетпривести ее инициаторов к победе.
Фронтальноенаступление на основе снижения цен внутри транснациональных олигополийприменяется обычно лишь при возникновении радикальных сдвигов в соотношениисил, когда резко возросшая конкурентоспособность отдельных ТНК дает имвозможность перекраивать сферы влияния (например, японские автомобильные иэлектротехнические фирмы на рынке США).
Формыи методы конкуренции. В зависимости от применяемых методов различают триосновные формы конкурентной борьбы: ценовую, неценовую и свободную конкуренцию.
Ценоваяконкуренция применяется в основном в соперничестве между фирмами-монополиями иаутсайдерами. Основные ее виды: открытая и скрытая.
Открытаяценовая конкуренция предполагает снижение цен как метод конкурентной борьбы ииспользуется:
аутсайдерамив соперничестве с фирмами-монополиями, когда они не имеют средств неценовойконкуренции;
крупнымифирмами в ответ на действия конкурентов-аутсайдеров. Возникает война цен. Этохарактерно для рынков многих новых товаров (например, на рынке запоминающихустройств американские фирмы снизили цены: «Дэйта дженерал»  на68%, «Перкин Элмер»  на 61%, «Хьюлетт Паккард» на 37%);
фирмами-монополиямикак установление барьера против выхода на рынок новых потенциальныхконкурентов, а также с целью вытеснения конкурентов с рынка. Здесьосуществляется временное понижение цен, после которого цены вновь повышаютсяиногда до уровня выше прежнего;
внутреннимикартелями стран-импортеров путем согласования уровня импортных цен;
крупнымикомпаниями при выходе на новые для них рынки с целью захвата монопольныхпозиций, дающих возможность диктовать условия сбыта. Это наиболее характернодля рынков товаров с еще неустоявшейся фирменной структурой, в производствекоторых функционирует большое число фирм. Здесь отмечаются внезапные резкиеснижения цен, особенно на новые товары (обычно фирмы объявляют о снижении ценна 20, 40 или 60%). Основная причина такого снижения цен  попыткарасширить долю фирмы на рынке.
Методыоткрытого снижения цен при выходе на новые рынки широко используются фирмамиЯпонии, Южной Кореи, Тайваня, в частности, при экспорте судов, телевизоров,автомобилей в США и страны Западной Европы.
Особеннообостряется конкурентная борьба на мировых товарных рынках, где конкурентныепозиции даже крупнейших монополий не являются устойчивыми (пример мировогорынка автомобилей, где «Дженерал моторе» уступила первое место попродаже автомобилей в США, которое ей принадлежало почти 50 лет, японскойкомпании «Ниссан»).
Главныеусилия конкурирующих компаний направлены на удержание долей мирового рынка исохранение сложившегося соотношения сил между ними. Это проявляется в погоне занововведениями, создании заграничных производст венных предприятий, заключениимежфирменных соглашений в научно-производственной сфере. Поэтому эти отношения,в первую очередь, проявляются в отраслях, наиболее тесно связанных снаучно-техническим прогрессом.
Патентнаязащита изобретений на международном уровне в определенной степени сдерживаетоткрытую ценовую конкуренцию на рынке (например, в автомобильной,фармацевтической, электронной и химической промышленности).
Скрытаяценовая конкуренция осуществляется различными способами. В частности,предоставлением скидок с цены и лучших условий продажи. Предоставляютсяследующие скидки с цены: тайные простые скидки с официально объявленной цены(прейскурантной, справочной и др.) определенным группам покупателей илиотдельным покупателям с целью установления длительных, более устойчивыхотношений для обеспечения устойчивой прибыли (тайное соперничество);
-открытыескидки с цены на количество, на оптовый характер продаж, по определеннымусловиям контракта (прогрессивная, бонусная, экспортная, сезонная);
-тайныескидки за особый характер отношений с партнером при предоставлении простого правана продажу на определенной территории, при продаже товара служащимфирмы-партнера и др.;
-скидкиза «лояльность», предоставляемые фирмами за отказ покупателей отпредложений конкурентов;
-скидкипостоянным покупателям.
Предоставлениелучших условий продажи  это скрытая, превращенная форма ценовойконкуренции, осуществляемая путем:
-повышениякачества товара при неизменной цене (технических параметров: полезного эффектаи пр.), что фактически свидетельствует о снижении цены товара;
-удлинениясрока гарантийного обслуживания (например, если две фирмы предлагают на рынкелегковые автомобили с одинаковыми техническими характеристиками и уровнем цен,но одна из них предлагает более длительный срок гарантии, то, посколькустоимость гарантийного обслуживания входит в цену, речь идет о предложениитовара по более низкой цене);
-предоставленияденежного кредита на лучших условиях (более низкий уровень процента на большуючасть поставки);
-предоставлениякредита в форме отсрочки платежа на более длительный срок (иногда на весьпериод испытательного срока эксплуатации оборудования).
-предоставленияболее коротких сроков поставки. Такая поставка дает покупателю возможностьбыстрее использовать капитал в товарной форме, затратить меньше средств на заемкапитала в банке и за счет этого получить дополнительную прибыль. Поэтомупоставщик товара при более коротких сроках поставки фиксирует более высокуюцену;
-использованиясмешанной формы кредитования, предусматривающей предоставление низкопроцентныхправительственных кредитов, носящих характер государственной помощи наряду скоммерческими кредитами. Это позволяет фирмам отдельных стран снижатьпроцентные ставки и удлинять сроки погашения кредитов.
Неценоваяконкуренция. Использование методов неценовой конкуренции позволяет крупнейшимфирмам проводить на рынке более гибкую политику. Можно выделить следующие видынеценовой конкуренции:
-законныесредства конкуренции;
-полулегальныеметоды борьбы с соперниками;
-методыограничения действий других конкурентов с помощью средств государственногорегулирования и содействия.
Законныесредства конкуренции включают:
-конкуренциюпо продукту, когда в процессе дифференциации существующего продукта происходитсоздание нового продукта, т.е. обладающего новой потребительной стоимостью;
-конкуренциюпо предоставлению услуг, имеющую особое значение на рынке машин и оборудования.В комплекс услуг входит предоставление рекламных материалов, передачатехнической документации, облегчающей эксплуатацию оборудования, предоставлениеуслуг по обучению специалистов на предприятии покупателя, техническоеобслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды.
Полулегальныеформы конкурентной борьбы включают:
-экономическийшпионаж;
-подкупдолжностных лиц в государственном аппарате и в конкурирующих фирмах;
-практикузаключения нелегальных сделок;
-практикуограничения конкуренции, содержащую богатый арсенал средств, призванныхобеспечить диктат фирмы-монополии на рынке с целью установления на нем наиболеевыгодных условий деятельности. Сюда относится, в частности, практикапроталкивания внутрифирменных стандартов в качестве национальных имеждународных, навязывание выгодных для себя оговорок при продаже прав наиспользование торговых марок или патентов.
Список литературы
1.Адамс С. Красноречивая история. Концерн «Ларош» против Стенли Адамса:Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986.
2.Зубарев И.В., Ключников И.К. Механизм экономического роста транснациональныхкорпораций. — М.: Высшая школа, 1990.
3.Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. — М.: ТПО «Квадрат»,1991.
4.Мироу К., Маурер Г. Паутина власти. Международные картели и мировая экономика:Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1984.
5.Можно ли управлять предприятием вместе?/ Под ред. Фаминского И.П. и НаумоваА.И. — М.: Внешторгиздат, 1990.
6.Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. — М.: МО, 1993.
7.Рыночная экономика: Учебник. — М.: Соминтэк, 1992. -Т. 1.-Ч. 1. — Гл. 5.
8.Смирнов А.Л., Юрий С. И. Совместное предпринимательство. Банковские ифинансовые вопросы. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1992.
9.Терехов А.В. Свобода торговли. Анализ опыта зарубежных стран. — М.: Экономика,1991.
10.Щетинин В.Д. Опыт транснациональных корпораций и пути к мировому рынку. — М„1990.
11.Семиниченко А.Н. Конкурентоспособность фирмы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.