Реферат по предмету "Экономика"


Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме

Министерство образования и науки Российской Федерации
Восточно-Сибирский государственный технологический университет
Технологический колледж
Курсовая работа
на тему:
Конкуренция, её виды, место и роль
в современном хозяйственном механизме
Выполнил:
ст-нт гр.84-5 Медведев Ю.М.
Зачётн. Кн. №88510
Проверил:
к. э. н., доц. Сахаровский С.Н.
Улан-Удэ 2004

Рецензия на курсовую работу
Студента__________________________________________________________
«Экономический»Курс (год обучения) _________________________________
Специальность_____________________________________________________
Формаобучения_________________
Тема курсовойработы: ______________________________________________
Заключение остепени соответствия выданному заданию и требованиям, предъявленным к курсовойработе:
__________________________________________________________________
Краткаяаннотация курсовой работы:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Положительныекачества курсовой работы (с выделением элементов научной новизны, степениполноты и законченности исследования основных проблем темы и т.д.): _________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Недостаткикурсовой работы (включая логические противоречия, стиль и грамотностьисполнения, правильность оформления и т.д.): __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендация оготовности курсовой работы к защите: ________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мнениярецензента о возможности предоставления выполненной курсовой работы квнедрению, публикациям:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., учёная степень, учёное звание)   Рецензент: __________________________________________________________________
"______"____________________________200__г._____________________________________________
Содержание
Введение. 6
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современномхозяйственном механизме  24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышенияконкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы… 53
Введение
Современная рыночная экономикапредставляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количестваразнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационныхструктур, взаимодействующих на фоне разветвлённой системы правовых нормбизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
По определению рынок – этоорганизованная структура, где «встречаются» производители ипотребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спросапотребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могуткупить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – этоколичество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаютсяи цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынкаопределяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количествопотребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалентастоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей ипотребителей, характер и структура отношений между ними определяютвзаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием, выражающимсущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центртяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений междупроизводителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров нарынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяетсяконкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цени объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе,является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт озаключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба этодинамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. Вкачестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынкекомпании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание,ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
В конкурентных экономическихусловиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечитьцели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж,увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективнымдействиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкийассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствуетпрогрессу экономики – эффективность производства повышается, создаются условиядля концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентноеокружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации,совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. Вконечном счёте растёт благосостояние потребителей, снижаются цены натрадиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товарыи новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренцияобеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективнымпредпринимателям.
В то же время для любогохозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснениюконкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая иусиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль надценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имясохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могутсовершаться действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственныебарьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, напримероб ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередьограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит кнерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается нахозяйственной деятельности.
Исторически конкуренция возниклав условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель впроцессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условияпроизводства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. Помере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночныхколебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляетсявозможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатацииих труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условияхконкуренция также выступает как важное средство развития производства исуществует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотретьпонятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом,охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции наних.
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение
Наиболее мощным фактором,диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степеньразвития на нём конкурентных отношений.
Рыночной конкуренцией называетсяборьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступныхим частях (сегментах) рынка. Конкуренция это: а) соперничество междуучастниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажитоваров. б) состязательная борьба между товаропроизводителями за наиболеевыгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременновесьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства.Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждогопроизводителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другимитоваровладельцами в борьбе за покупательский спрос.
Но понятие конкуренции настолькомногозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способхозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капиталсоперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностнаячерта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того,конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. §1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике
Конкуренция в рыночной экономикевыполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересыпотребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок измножества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно ихудаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство ихсокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяетсвои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственнымспособом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц.Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночнаяэкономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношенийтесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует,потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемыепроизводителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив,когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множествомпоставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который внаибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Конкуренция имеет важноезначение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц.Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба запотребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства,улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то жевремя конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайноусиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает ростнепроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Безадминистративного вмешательства государственных структур конкуренция можетпревратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания еёна уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законахопределяет «правила игры» соперников. В этих законах фиксируютсяправа и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаютсяпринципы и гарантии действий участников конкуренции.
Конкуренция одновременно имееткак положительные, так и отрицательные стороны. Положительные стороны: а) онаспособствует развитию научно-технического прогресса, постоянно заставляятоваропроизводителя применять лучшие технологии, рационально использоватьресурсы. В ходе конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства,устаревшая техника, некачественные товары; б) она чутко реагирует на изменениеспроса, ведёт к удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в рядеслучаев к их снижению; в) выравнивает норму прибыли на капитал и уровеньзаработной платы во всех отраслях национальной экономики.
К числу негативных сторон можноотнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия длябезработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов исоздаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием можетбыть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периодыпроизводственных спадов.
Конкуренция предполагает свободувступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода изнеё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образомадаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложенияресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в еёпостоянном стимулировании эффективности производства. §1.2 Свободная конкуренция
Рыночное пространство – этоарена активного взаимодействия всех субъектов рынка. Такое взаимодействиепринимает разные формы в зависимости от определённых параметров (показателей) состояниярынка. Основными параметрами являются:
количество продавцов товаровопределённого вида;
свобода вхождениятоваровладельцев на рынок и выхода из него;
независимость (или зависимость) субъектоврынка друг от друга;
возможность (или невозможность) установлениярыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев.
В зависимости от состоянияуказанных параметров взаимодействие участников рыночных сделок принимает двапрямо противоположных вида: свободной конкуренции или монополии. Кроме них всовременных условиях существуют формы взаимодействия субъектов рынка, в которыхсочетаются конкуренция и монополия.
Принципиальные различия междусвободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 1.1
Таблица 1.1 Свободная конкуренцияи монополияПараметр состояния рынка Свободная конкуренция Монополия Число продавцов Много Один Барьеры входа и выхода из рынка Нет Есть (нет вхождения) Независимость субъектов рынка друг от друга Есть Нет (имеются разные виды зависимости) Товаровладелец может устанавливать рыночную цену Не может Может
Конкретный анализ отмеченный в таблице 1.1 особенностей двухвидов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них.
Конкуренция – это соперничество между участниками рыночногохозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров и услуг. Длярыночного хозяйства с самого начала характерна следующая объективнаяпричинно-следственная связь. Побудительной причиной конкуренции служит комплекснепременных условий свободного развития рынка: а) основные параметры состояниярынка (табл.1.1); б) полная хозяйственная обособленность каждого владельцатоваров определённого вида; в) зависимость положения продавцов и покупателей отрыночной цены, которая складывается под воздействием массового спроса ипредложения (при невозможности для каждого рыночного агента диктовать другимсвою цену). Неизбежным следствием данных условий является опора на собственныесилы и рыночное соперничество за место на рыночном пространстве, заэкономическое выживание и процветание. Стало быть, конкуренция – экономическийзакон рынка.
Теперь постараемся выяснить: почему мы здесь называемконкуренцию свободной?
Этот эпитет отражает момент возникновения самой конкуренции.Она образовалась в результате борьбы с порядками, которые ещё в средние века установилицехи ремесленников. Так, в XI – XIV века в большинстве городов Западной Европы мелкиеремесленники разных специальностей объединились в цехи – организации по ихпрофессии (возникли цехи пекарей, мясников, ткачей и др.). Такие объединенияукрепляли экономическое и правовое положение профессиональных работников. Предписанияцехов о соблюдении определённых правил технологии производства, о требованиях,предъявляемых к квалификации мастеров, способствовали прогрессу ремесленнойтехники и повышению мастерства работников.
Однако в XVI – XVIIIвека цехи ремесленников стали тормозом для экономического развития. Онипо-прежнему поддерживали и охраняли мелкое ремесленное производство. Цехидобивались признания за их членами исключительного права на изготовление и сбытданного вида продукции в пределах города и его округа. Они строго ограничиваливыпуск и продажу ремесленных изделий, чтобы устранить конкуренцию в собственнойсреде. В цеховых уставах определялись место и условия закупки сырья иреализации готовых товаров, время работы ремесленников, требования к качествупродуктов и другие хозяйственные условия.
В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло было разрушено под мощным напоромкрупного индустриального производства и в результате установления развитыхкапиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великойреволюции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности состороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховыхобъединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства инеограниченной конкуренции.
Свободная конкуренция имеет ряд характерных признаков. Во-первых,она означает, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев,самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых никем иничем не ограниченный доступ на рынок и такой же выход из него всем желающим. Этопредполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем иприменить свой труд и материальные средства в интересующей его отраслихозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаленияправ) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, участникирыночных сделок никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция имеет дополнительные определения,которые более полно характеризуют её свойства. В западной экономическойлитературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого вмешательствагосударства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательностиимеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание окачестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называтьданный вид совершенной конкуренцией.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует периодуклассического капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, тольков Англии и лишь в XIX веке. Такому соперничеству вдостаточной мере соответствовали чистая (из-за отсутствия монополизацииэкономики) и совершённая конкуренция (в то время не требовались какие-тоспециальные знания о сравнительно ограниченном круге традиционных товаров).
Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную «войнувсех против всех». На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах:среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночныхсделок.
Свободное соперничество характеризуется сравнительно мирнымиметодами. Оно сводится к экономическому подавлению соперника (к его разорению) главнымобразом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). Экономически болеесильный товаровладелец временно снижает свою индивидуальную цену, чемпривлекает к себе покупателей. Если кто-то начинает соревноваться с ним вуменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть сражение.Иногда для поражения конкурента применяется демпинг – продажа продуктов почрезвычайно низким (как их называют, бросовым) ценам. О подобном соперничестве рассказалА. Куприн в романе «Яма»: «Возникли два новых пароходства, иони, вместе со старинными, неистово конкурировали друг с другом. В конкуренцииони дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек дляпассажиров третьего класса до пяти, трёх и даже одной копейки. Наконец,изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всемпассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же кдаровому проезду присовокупил ещё полбулки белого хлеба».
Свободная конкуренция может оказывать как положительное, таки отрицательное воздействие на состояние рыночной экономики, на хозяйственноеположение продавцов и покупателей.
§1.3 Виды конкуренции
Схема 1.1
/>

По методам осуществленияконкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.
Ценовая конкуренция предполагаетпродажу товаров по наиболее низким ценам, чем у конкурентов. Снижение ценытеоретически возможно либо за счёт снижения издержек производства, либо за счётуменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, частосоглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить нанекоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешёвойпродукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытесненияконкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «войнацен». В последнее время интерес к ценовой конкуренции возродился в связи свнедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижатьсебестоимость.
Неценовая конкуренция основанана предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и срокамислужбы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежностиразличают: внутри — и межотраслевую конкуренцию.
Внутриотраслевая конкуренция –это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшиеусловия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.
Межотраслевая конкуренция – этоконкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства,из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку нанорму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отрасляхразлична. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется егокапитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальныепредприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из однихотраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокойнормой прибыли.
Конкуренцию также подразделяютна: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренциихарактерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ кфакторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренцииникто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условияреализации товаров.
Монополистическая конкуренция (несовершенная)главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять наусловия реализации товаров.
Подробнее последние два видабудут рассмотрены во второй главе. §1.4 Типы рыночных структур
Поведение фирмы на рынке,установление цены на продукцию и выбор объёма производства зависят от типарынка, на котором она действует. Наиболее сильным фактором, определяющимусловия функционирования того или иного рынка, является степень развитияконкуренции и, как следствие возможность фирмы контролировать цену напроизводимую продукцию. Рыночной конкуренцией называется борьба между фирмамиза ограниченный спрос потребителей.
В ходе конкурентной борьбы длядостижения собственных интересов приходится учитывать интересы других, иборынок примет только те товары, которые нужны потребителю и продаются по болеенизким ценам.
Развитие конкурентных отношенийтесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабееконкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем большепроизводителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбратьтовар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.
По степени развитияконкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершеннойконкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии,олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основныхтипа рынка:
1) рынок совершеннойконкуренции, при котором на каждую фирму приходится небольшая часть рынка;
2) рынок монополистическойконкуренции, который характеризуется сочетанием монополии и конкуренции;
3) рынок олигополии, на которомнебольшое число фирм-продавцов взаимодействуют с множеством покупателей;
4) рынок монополии,характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.
На рынке совершенной конкуренциифункционирует множество мелких производителей, у которых в силу ихмногочисленности, нет возможности навязывания своей воли потребителям. Нарынках несовершенной конкуренции степень несовершенства, то есть возможностидиктовать свои условия потребителю, зависит от разновидности рынка. В условияхмонополистической конкуренции она относительно невелика, в условиях олигополиизначительна, а в условиях монополии – почти полная.
В таблице 1.2 приведеныхарактеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.
Таблица 1.2 Характерные чертыосновных моделей рынка*Характерная черта Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция монополистическая конкуренция олигополия монополия Число фирм в отрасли Очень много Много Несколько Одна Тип товара Одинаковые изделия Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) Одинаковые или различные изделия Уникальный товар, не имеющий заменителей Доля рынка Очень небольшая Небольшая Значительная Контролирует 100% продаж Возможность влиять на цены товаров Отсутствует Существует в узких рамках Большая Максимальная Барьеры для входа в отрасль Отсутствуют Существуют, и сравнительно легко преодолеть Существуют, и преодолеть их трудно Существуют, и преодолеть их часто невозможно Примеры Рынки сельскохозяй-ственной продукции, товарная биржа, валютные рынки Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышленность, бытовые приборы и т.д. Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабжение, железнодорож-ные перевозки)
*Подробнее(продолжение) об основных моделях рынка во второй главе. §1.5 Краткосрочное равновесие конкурентногопроизводителя
Целью фирмы является получениемаксимально возможной прибыли, которая в количественном выражении выступает какразница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями,определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка,зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P ×Q.
При рассмотрении кривой спросаконкурентного производителя необходимо иметь в виду два обстоятельства:
1. Поскольку доля каждойотдельной конкурентной фирмы в общем объёме предлагаемых товаров и услугнезначительна, то она не может повлиять на рыночную цену. Уровень ценыдиктуется рынком, задаётся извне, а фирма приспосабливается к нему. Поэтомукривая спроса на стандартизированный продукт отдельной фирмы, имеющий многозаменителей, совершенно эластична (угол её наклона равен нулю). Это означает,что фирма может продавать любое количество продукта, не воздействуя на уровеньцены. Рыночная же кривая спроса имеет обычный отрицательный наклон.
2. Цена за единицу продукта дляпокупателя является выручкой от единицы продукта или средней выручкой, — дляпродавца (P = AR). AR = TR/Q= =PQ/Q = P. Предельнаявыручка – это изменение в общей выручке, обусловленное продажей однойдополнительной единицы продукции. Она может быть подсчитана из следующейформулы: MR = DTR/DQ, а так как объём продаж увеличивается на одну единицу ивсе единицы товара продаются по одной и той же цене, то MR= AR = P. Отсюда кривые спроса,средней и предельной выручки тождественны.
Таким образом, в связи с тем,что конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся толькоединственная возможность увеличения прибыли – поиск такого объёма производства,при котором TR – TC = max.
В краткосрочном периодеосуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма можетлишь путём изменения величины переменных ресурсов.
Решая эту задачу, фирма должнаответить на три вопроса:
1) следует ли производить;
2) если да, то какой объём;
3) какая при этом прибыль будетполучена.
В экономической теориисуществуют два основных подхода к определению уровня производства,максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC.
В современной экономике предпочтениеотдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществитьаналитическим и графическим путём.
Исследуем три случая: максимизацииприбыли, минимизации убытков и остановки производства.
1. Максимизация прибыли.
а)  
б)  
MC  
TC   В условиях совершенной конкуренции кривая TRпредставляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рисунок 1.1, а).
/>

/>                           />
Рисунок 1.1. Случай максимизацииприбыли

Разница по вертикали между кривойTR и TC будет представлятьприбыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклонкривой TR равен наклону кривой TC.
Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1, б) показывает,что когда MR>MC, продажадополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR
Применение правила равенства MR и MC не ограничивается модельюсовершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условияхсовершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частнымслучаем правила равенства MR и MC.
Определив равновесный выпуск,можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P– AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина –равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторонпрямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек(точка M), а в точке, где MR = MC.
Таким образом, когда цена большесредних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная ценаравна средним издержкам при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирмабудет лишь покрывать свои издержки.
2. Минимизация убытков.
Когда цена падает ниже минимумасредних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль(рисунок 1.2, а).
Однако фирма должна продолжатьпроизводство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несётубытки, равные площади прямоугольника ABCD, то естьпроизведению убытков на единицу продукции на объём выпуска.
3. Остановка производства.
Если цена упадёт ниже минимумасредних переменных издержек, то убытки превышают постоянные издержки и фирмазакрывается. Убытки на рисунке 1.2, б изображены площадью фигуры ABEF, которая равна произведению AFC,представленных разницей по вертикали между кривыми средних общих и среднихпеременных издержек, на объём выпуска.
/>

                                                                   />
AVC  

      
Q0    
Q0                                                                       
Рисунок 1.2. Случаи минимизации убытков и остановкипроизводства
При выпуске Q0потери, представленные площадью ABEF, будут большепостоянных издержек.
Таким образом, фирма: а)максимизирует прибыль, если P > ACили TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC TR минимально и
Глава 2. Место и роль конкуренции в современномхозяйственном механизме
Конкуренция представляет собойсоперничество субъёктов хозяйственной деятельности для достижения наиболеевысоких результатов в своих интересах. Поэтому конкуренция существует везде,где между субъектами возникает соперничество по обеспечению своих интересов. Какэкономический закон конкуренция выражает причинно-следственную связь междуинтересами субъектов хозяйствования к соперничеству и результатами в развитииэкономики.
При наличии конкуренции на рынкепроизводители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобыувеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаютсяиздержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция такжепобуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличиватьразнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынужденыпостоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путёмрасширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг,предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель. §2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве
Рыночное противоборство – мощнаясила с многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношениеспроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развитиярынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.
Первое направление: конкуренцияспособствует установлению равновесной цены.
Как нам известно, рыночная ценаможет устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. Вэтом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуетсязона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).
/>                                                                                  
                                                                                  
                                                                 
                                                                                                            
Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции
В сложившихся условиях обостряетсяситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать своипродукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает(удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобыстимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-точасть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение кточке равновесия.
Результат конкуренции средитоваровладельцев таков. После массового уменьшения цены продукты раскупаются, азона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос ипредложения достигают сбалансированности.
На рынке возможен и прямопротивоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогдаспрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (нарисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).
В данной ситуации оченьнапряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последниевсегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между нимиразгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложилболее высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем ивсе покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Ценапродвигается к точке равновесия с иной стороны.
Итог соперничества покупателейвполне предсказуем. Вздорожание цен способствует появлению товаров на прилавкахмагазинов. А производители становятся более заинтересованы в расширении выпускапродукции повышенного спроса. Зона товарного дефицита перестаёт существовать. Придостижении равновесной цены опять сбалансированы спрос и предложение.
Стало быть, конкуренция –сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.
Второе направление: конкуренцияподдерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Благодаря конкуренции в любойотрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая(равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Этозаставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственногоповедения, или, как говорится, руководствоваться общими «правилами игры».В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которыепредписывают объективные экономические законы.
Уровень равновесной ценывыступает для товаропроизводителей как норматив рационального хозяйствования. Принарушении такого норматива предприятие, установившее, допустим, очень высокуюцену на свою продукцию ради получения большего дохода, может оказаться втупиковой ситуации. Спрос на дорогостоящие товары упадёт, они не будутраскупаться. Тогда придётся снижать цены или даже прибегать к распродажеизделий по низким ценам и теперь из-за этого убытки.
Так конкуренция даёт наглядныйурок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства иреализации товаров.
Третье направление: рыночноесоперничество стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективностипроизводства.
Как было установлено,конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доходможет получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньшересурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой,а реализует их по более высокой рыночной цене.
Если повнимательнееприсмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелыхпредпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытиябольшого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники итехнологии, находят более эффективные формы организации труда и производства,способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладываетсядорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевскойпремии Ф. Хайек сделал важное обобщение: «Общества, полагающиеся наконкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательноподтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можноэффективнее производить вещи…»[1].
Четвёртое направление: противоборствоагентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение.
В конкуренции участвуюттоваропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, чтоне выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкиепредприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средствпроизводства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденцияк углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупнымисобственниками.
В современных условиях вразвитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих своикрошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однакоподавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормальносуществовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому жепостоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет бытьконкурентоспособным.
Такую тенденцию можнообнаружить, например, в США. Здесь в 80-е годы насчитывалось около 10 миллионовкрошечных предприятий с доходом менее 50 тысяч долларов в год. Большинству изних обычно не хватает начального капитала для длительной и доходной работы. Например,существование от 1/3 до 1/2 всех розничных магазинов прекращается в течениетрёх лет. Сложной является и судьба фермеров, живущих своим трудом. В СШАнасчитывается 1,4 миллионов небольших фермерских хозяйств, которые составляют2/3 всех ферм. Они дают не более 9% всей сельскохозяйственной продукции. Впервой половине 80-х годов большая часть этих хозяйств была убыточной. С начала80-х годов прекратили существование свыше 1,5 миллионов ферм.
Рыночное соперничество порождаетне только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство.Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средствпроизводства.
Пятое направление: конкуренцияспособствует продвижению рыночного хозяйства к монополии.
Не по чьему-то умыслу, астихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняетвсю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловленыследующими обстоятельствами.
I) Конкуренцияустраняет с рыночной арены все остальные и неэффективные хозяйства. Эта санация(оздоровление) экономики сопровождается обычно некоторым сокращениемчисленности хозяйственных субъектов, особенно заметным в ряде отраслей.
II) Рыночноесоперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Одинпромышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарнойпроизводственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтомурыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного иотносительного усиления роли крупных собственников.
III) Главныйфронт сражения на рыночном поприще проходит между армиями продавцов и армиейпокупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какаяже армия может уверенно выиграть сражение? Разумеется, та, которая большесплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. Выходит – как это нипокажется парадоксальным – победу в крупном конкурентном сражении может датьмонополистическое объединение противоборствующих сил.
Значит, объективная логикаразвития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, тоесть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме2.1, к совершенно другому. §2.2 Совершенная конкуренция
На конкурентном рынке, или рынкесовершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерностипроявляются в наиболее чистом виде.
Идеально конкурентный рынокпредполагает, что: а) все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, такчто не существует каких-либо существенных отличий между товарами разныхпроизводителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одногопроизводителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке неможет повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения дляобразования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующихпредприятий.
Невозможность влияния на рыночныецены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены какзаданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит егодо нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса напродукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядитследующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичностикривой спроса) (рисунок 2.2).
/>

                                                                
Рисунок 2.2. Графическое выражение спроса конкурентной фирмы
Борьба между фирмами заувеличение объёма своих продаж носит преимущественно ценовой характер, то естьосновывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведёт припрочих равных условиях к увеличению цены спроса на неё) и проявляется вустановлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня.
Если выполняются всеперечисленные выше условия, то предложение на рынке является конкурентным, афирмы-производительницы ведут себя как совершённые конкуренты. Если же помимоэтого не только продавцы, но и покупатели хорошо информированы, действуютнезависимо и объём покупок каждого столь мал, что решение одного покупателя оприобретении данного товара не влияет на рыночные цены, мы говорим о совершенноконкурентном рынке.
На практике лишь ограниченноечисло отраслей могут считаться конкурентными в том смысле, что фирмасталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмымогут свободно входить в дело и легко выходить из него. Такими примерами могутявляться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг.
Тем не менее анализ совершенноконкурентного рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмыдействуют в условиях, близких к конкурентному, и для оценки степениконкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель, своего родаэталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучиупрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявитьнаиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в егонаиболее чистом виде. §2.3 Совершенная конкуренция и эффективность
Конкурентная экономика стремитсяиспользовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальноеудовлетворение потребностей.
Эффективное использованиеограниченных ресурсов предполагает:
а) эффективность распределенияресурсов;
б) производственную илитехнологическую эффективность.
P  
МС   Эффективное распределение ресурсов – это такое их распределение междуфирмами и отраслями, которое позволяет получить весь необходимый обществуассортимент товаров. Это возможно тогда, когда производство каждого товарабудет осуществляться до той точки, в которой Р = МС (рисунок 2.3).
/>

Рисунок 2.3. Эффективность распределения ресурсов
При этом уровень цены показываетобщественную меру относительной предельной ценности данного товара, апредельные издержки измеряют относительную ценность альтернативных товаров.
Производство ниже этой точки (P > MC) означает недополучениеприбыли для производителя и недовложение ресурсов в производство данного товарас точки зрения общества. Производство выше этой точки (P
Производственная эффективностьтребует, чтобы каждый товар производился наименее дорогостоящим способом. Поэтомуфирма должна использовать наилучшую технологию для того, чтобы в долгосрочномпериоде производить на уровне min AC. Следовательно, производственная эффективность обусловленаравенством Р = АС.
Сейчас настал черёд подробнорассмотреть особенности второго вида взаимодействия участников рыночных сделок.
§2.4 Монополистические объединения
В первую очередь важно учесть,что в экономической теории термин «монополия» используется дляобозначения двух разных понятий. Первое понятие — единовластие в присвоенииимущества (монополия собственности) и в его хозяйственном использовании(монополия хозяйствования). Но здесь пойдёт речь о рыночной монополии. Монополия(греч. monos – один; poleo –продаю) в этом смысле – захват физическим или юридическим лицом части или всегорыночного пространства и установление на нём своего господства.
Как известно, на рубеже XIX – XX веков произошлаширокомасштабная монополизация рынка. Свободная конкуренция стала историческисоответствовать периоду классического капитализма. В более полной мере онапроявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX веке.В современных условиях свободное рыночное соперничество стало редким явлением. Так,в западных странах это явление можно наблюдать, например, на рынке ценных бумаги на рынке, где фермеры продают сельскохозяйственную продукцию.
Но в период становлениякорпоративного и финансового капитала свободная конкуренция уступила многиесвои позиции монополистическим объединениям. Монополизация экономически явиласьзакономерным следствием большого скачка в концентрации и централизациипромышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. ПрофессорП. Самуэльсон особо подчёркивает это обстоятельство: «Экономике крупногопроизводства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие кмонополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно нагляднопроявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, чтоконкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в средебесчисленного множества производителей»[2].
Монополии можно классифицироватьна следующие виды, различающиеся по разным основаниям (схема 2.1).
/>

Схема 2.1. Виды монополий
I. Поместу в торговых сделках монополии подразделяются на два вида: а) Объединениепредприятий, продающее определённые товары множеству покупателей, — монополия.
б) Хозяйственное объединение,скупающее какие-то продукты у всех продавцов, — монопсония. Например,гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются вмонопсонии по отношению к фермам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию.
II. Сучётом степени охвата рынка выделяются следующие виды монополистических организаций:а) В масштабе одной отрасли рыночной деятельности – чистая монополия. В этомслучае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентовзакрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенногодля продажи, и его ценой.
В отраслевом масштабе обычноразвёртывается деятельность чистой монопсонии. В отсутствие каких-либоконкурентов она полностью контролирует скупку продукции множестватоваропроизводителей по установленной ею цене.
б) В масштабе национального хозяйстваможет сформироваться абсолютная монополия. Она находится в руках государстваили его каких-то хозяйственных органов (например, государственная монополиявнешней торговли и т.п.).
Аналогично – в общенациональноммасштабе – действует абсолютная монопсония.
III. Взависимости от характера и причин возникновения различают следующие видымонополистических объединений: а) Естественная монополия. Ею обладаютсобственники и хозяйственные организации, имеющие в своём распоряжении редкие исвободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие металлы,особые земельные участки под виноградники). Сюда также относятся некоторыеотрасли и виды производства, в которых из-за особой технологии недопустиморазвивать конкуренцию.
Так, в Федеральном законе «Оестественных монополиях» (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 года)естественной монополией признано состояние товарного рынка, при которомудовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силутехнологических особенностей производства. Такая эффективность выражается всущественном понижении издержек производства на единицу товара по мереувеличения объёма производства. Причём товары, производимые субъектамиестественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Данный Федеральный законрегулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировканефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передачеэлектрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услугитранспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрическойи почтовой связи.
б) Легальные монополии,образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации,как бы защищённые от конкуренции:
1) патентная система. Такаясистема действует в нашей стране в соответствии с «Патентным закономРоссийской Федерации» (принятым 23 сентября 1992 года). Законустанавливает, что выданный физическим и юридическим лицам патент удостоверяетприоритет, авторство изобретения, полезной модели, промышленного образца иисключительное право на их использование. Данный закон регулирует имущественныеи личные неимущественные отношения, возникающие в связи с созданием, правовойохраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов;
2) авторские права. Так, ЗаконРоссийской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» (принятый9 июля 1993 году) установил, что автору (физическому лицу, творческим трудомкоторого создано произведение науки, литературы и искусства) принадлежитисключительное право на использование его произведения в любой форме и любымспособом. Закон регулирует отношения, связанные с созданием и использованиемпроизведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм,исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещаний(смежные права);
3) товарные знаки. СогласноЗакону Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания инаименованиях мест происхождения товаров» (принятому 23 сентября 1992 года),владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться ираспоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другимилицами. Этот Закон регулирует отношения, возникающие в связи с регистрацией,правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания инаименований мест происхождения товаров.
в) Искусственные монополии. Подэтим условным названием (которое отделяет данные организации от естественныхмонополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получениямонополистических выгод.
Искусственная монополияпреднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: создаётбарьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья иэнергоносителей, через зависимые банки не выдаёт кредиты для хозяйственных нуждновым предприятиям и т.п.); создаёт очень высокий (по сравнению с конкурентами)уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющийдобиться большего эффекта от масштабов производства; теснит конкурентов хорошопоставленной рекламой.
Искусственные монополиивыступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна.
Картель – союз несколькихпредприятий одной отрасли промышленности, в котором его участники сохраняютсвою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделиясами реализуют на рынке, договариваясь о квоте – доли каждого в общем выпускепродукции, о продажных ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединениеряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность наматериальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, аготовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этогоконтору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность даннойгруппы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн –союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслейпромышленности, торговли, транспорта и банков), в рамках которого головнаяфирма организует финансовый (денежный) контроль за всеми участниками. Концернполучил сейчас широкое распространение.
Монополизация рынка не случайна.Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономическиевыгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен.
§2.5 Синтез конкуренции и монополии2.5 1. Антимонопольное законодательство
Если конкуренция и перестаётдоминировать (преобладать) на рынке, то она неустранима в обществе, гдесохраняется частная (единоличная) и общая долевая собственность. Борьба заэкономическую выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии (при распределенииусловий производства и дохода), во-вторых, между монополистическими союзами (заместо в рыночном пространстве) и, в-третьих, между монополиями и аутсайдерами.
Однако монополистическоесоперничество по своим методам существенно отличается от способов, какимивелась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобыотстоять и преумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические,насильственные методы: лишают соперников возможности получить сырьё,энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию; применяют «промышленныйшпионаж» (тайно выведывают производственные секреты, используя для этогоэлектронные средства, услуги «перебежчиков» с предприятий-конкурентови т.п.); некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовнонаказуемые) средства поражения соперников – вплоть до поджогов их помещений,террористических актов и заказных убийств.
Одним из следствий конкуренциисреди монополий является тенденция ко всё большей централизации производства ирынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам –абсолютных – монополий, которые могут стать угрозой существованию самойгосударственной власти.
В правом и демократическомгосударстве общественно опасные действия монополистических объединенийпорождают противодействие. В странах Запада имеются силы, которые вступают впротивоборство с монополиями. Это, во-первых, широкие массы мелкихтоваропроизводителей и потребителей, которые, как говорится, среди белого дняподвергаются ограблению. Во-вторых, решающая роль в преодолении этогоострейшего конфликта в экономике принадлежит государству и праву. Давайтеподробнее рассмотрим роль правового регулирования монополистическойдеятельности.
Монополизация рынка особенношироко развернулась в конце XIX века в США. Тогда здесьначалось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателейпротив гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешён врезультате того, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890году американский Конгресс принял Акт Шермана против трестов.
Каков более чем 100-летний опытантимонопольного регулирования в США?
Это регулирование проводится почетырём направлениям.
Первое направление: ограничиваетсямонополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укреплениепроизводства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признаётсятрест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли междунесколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынкапризнано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%.
Иначе говоря, монопольноеположение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятиямонополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителяхзакона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности(признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Закономзапрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вреддругим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения,монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможностьсбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле.
Второе направление: запрещаетсяслияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 году, такоеслияние расценивалось как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. Наэтом основании ряд монополистических объединений был распущен.
Правда, Актом Клейтона не приостановленпроцесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слиянийфирм. И лишь их малая часть контролируется государством.
Третье направление: запрещаетсяустановление монопольных цен (в том числе «лидерство» фирм вповышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запретаследит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор вотношении цен.
Четвёртое направление: сохранениеи поддержание конкуренции в её цивилизованных формах.
Необходимость такого родаправовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества.В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушениепатентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей.
Американское антимонопольноезаконодательство признало незаконными нечестные, или обманные, методыконкуренции. В их числе снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов,применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств икосметических средств, медицинских инструментов.
К началу 90-х годов XX века антимонопольное законодательство было принято болеечем в 40 странах с развитой и развивающейся экономикой. Национальные законодательстваотражают специфические условия своих стран. Вместе с тем антимонопольноезаконодательство имеет единые основы. Оно, во-первых, ставит подгосударственный контроль слияние компаний. Во-вторых, запрещает соглашения исговоры фирм в отношении цен и условий торговли. В-третьих, оно пересекаетнедобросовестную конкуренцию.
В 90-х годах в России сделаныпервые шаги по разработке и применению антимонопольного законодательства. Вновом Уголовном кодексе к преступлениям отнесены монополистические действия и ограниченияконкуренции. Речь идёт о монополистических действиях, которые совершены путёмустановления монопольно высоких или монопольно низких цен. Уголовно наказуемымпризнано также ограничение конкуренции путём раздела рынка, ограничения доступана рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности,установления или поддержания единых цен (УК РФ, пункт 1 статьи 178).
К числу экономическихпреступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от еёсовершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака(статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительнотоваров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов),совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб(статья 182).
В 1991 году впервые был принятЗакон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках». Отдельные положения этого Закона в дальнейшем уточнялисьи получали более конкретную форму в других нормативных актах.
Итак, антимонопольноезаконодательство поставило определённые преграды монополизации рыночнойэкономики. Одновременно государство выступило гарантом сохранения конкуренции веё цивилизованных формах. Естественно, всё это сказалось на развитии новыхвидов конкуренции, в которых участвуют монополии.
2.5.2 Формы синтеза монополии и конкуренции
Процессы монополизации рынка иподрыва свободной (совершенной) конкуренции долгое время не получалиадекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории. Здесь с70-х годов XIX века господствующие позиции занялонеоклассическое направление. Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнегостолетия отстаивали устаревшую догму (бездоказательное положение, принимаемоеза истину) о несовершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкиенезависимые товаропроизводители.
И вот в начале 30-х годов вэкономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых учённых,революция, которая покончила с догмой о совершённой конкуренции. С решительнойкритикой неконсервативной концепции конкуренции выступила профессорКембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон[3].В работе «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (1933) оназаявила: «Исследование различных закономерностей экономической теориипринято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затеммонополию как соответствующий особый случай… правильнее начинать исследованиерассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особыйслучай»[4].
Существенный вклад в пониманиенесовершенной конкуренции внёс американский экономист Эдуард Чемберлин[5].В книге «Теория монополистической конкуренции» (1933) он разъяснил,что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистоймонополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждомотдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетаниеконкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренциябазируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциацияозначает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды,производством и реализацией которых занимаются разные компании.
В монополистической конкуренцииорганически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, чтофирма создаёт легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых ифирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствуетдифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству,форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбытамонополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, гдепродаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разныхконкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать кдифференциации товаров и услуг.
Э. Чемберлин так описываетприёмы, применяемые в монополистической конкуренции. «Дифференциация можетбазироваться на определённых особенностях самого продукта, вроде таких, какособые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия,своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, какиндивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциацияможет существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. Врозничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобствоместонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные егозаведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца,любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентовлибо с ним самим, либо с теми, кто у него работает»[6].
Таковы характерные черты однойформы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другаяподобная форма – олигополия.
Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) –господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В СШАолигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещёбольших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, гдетри гиганта – «Дженерал моторс», «Форд», и «Крайслер»- производят свыше 90% всей продукции.
Олигополии возникли не случайно.На Западе государство активно вмешивается в хозяйственную деятельностьмонополий. Так, оно устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляциюи регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнеевсего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают заценами, объёмами производства, входом и выходом фирм из отраслей. Онисодействуют выполнению антимонопольного законодательства.
Олигополии вынуждены считаться сантимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями(посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменскогосоглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышениярыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены.
Уже то обстоятельство, чтоолигополия стремится сохранить или ещё более увеличить и без того достаточновысокие цены, исключает метод ценовой конкуренции. Поэтому в ход пускаетсяновый способ борьбы за спрос покупателей – неценовая конкуренция. Соперничествов этом случае ведётся на основе технического превосходства, высокого качества инадёжности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видовпредоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приёмов. Приэтом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений нахарактер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль изначимость торговой рекламы.
Неценовая конкуренциясущественно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости.Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то онауже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот,величина стоимости – общественно необходимых затрат труда и материальныхсредств – изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так,в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаютсярасходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживанияпотребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты трудаи материальных средств на изготовление и сбыт продукции, то естьпроизводственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чемрыночная цена.
Когда конкуренция достигаеткрайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могутвплотную приблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методынеценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможныхрезервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу ихособых качеств, предоставление кредитов покупателям и прочее. Относительно слабыекомпании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены «сотрудничать»с более мощными групповыми монополиями.
Современное состояние рынка наЗападе авторы учебников экономикс называют несовершенной конкуренцией. Все онив один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от совершеннойконкуренции. На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетаниямонополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия.Профессор П. Самуэльсон пришёл к выводу: «Смешение элементов конкуренции имонополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, анесовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и являетсяпреобладающей формой»[7]. Отаком новом состоянии рынка даёт представление таблица 2.1
Таблица 2.1 Формы синтезамонополии и конкуренцииПараметр состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия Число продавцов Много Мало Барьеры входа в рынок и выхода из него Нет Обычно есть Дифференциация товаров Есть Возможна Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализированного продукта контролируется Нелегальный контроль
Подытоживая всё сказанное о конкуренции, мы сможемпредставить общее состояние рыночного пространства в западных странах. Здесьнаблюдается значительное многообразие форм рыночного соперничества.
1. В небольшой мере осталась свободная (совершенная) конкуренция,в которой участвуют единоличные собственники.
2. Монополии ведут жёсткую борьбу с аутсайдерами, мелким исредним бизнесом, сохранившим свою экономическую самостоятельность.
3. Своеобразный синтез монополии и конкуренции проявляется вформах монополистической конкуренции и олигополии.
5. Государство решительно выступает против нечестных инасильственных способов борьбы с соперниками и в поддержку цивилизованныхметодов конкуренции.
Наконец, можно подчеркнуть: в западных странах нет крайнихсостояний рынка – ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии,охватывающей всё национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР идругих социалистических странах.
Рынок создавать необходимо как социальный институт. Самодвижение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовыхнорм и законов, регулирующих рыночную экономику. §2.6 Сотрудничество как средство повышенияконкурентоспособности
Сотрудничество и конкуренция,образуя противоречивое единство, пронизывают всю деятельность национальных итранснациональных хозяйствующих субъектов, они вызваны к жизни непрерывнымпрогрессом в науке, технике, технологиях, организации и управлении как внациональных, так и в международных масштабах, процессами интернационализации,транснационализации, региональной интеграции, глобализации.
Страны с развитым рыночнымхозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а такжетранснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опытмеждународного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединенияконкуренции с сотрудничеством, кооперацией.
Россия ныне значительно отстаётот многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной изглавных причин этого является свершившийся за последние годы разрывхозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующимисубъектами ближнего и дальнего зарубежья.
Переход России к рыночнойэкономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному(отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, стем чтобы использовать его резервы и преимущества.
Вступая в сотрудничество,хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые илиобщие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не подсилу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбираютотносительно равных себе партнёров по конкурентному потенциалу, особенно техопыт и знания которых отсутствуют у фирмы инициатора кооперационного проекта. Болеесильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особеннотранснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижениянаучно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих ихгосударств.
В определённых условияхконкуренты, оперирующие в широких нишах рынка, объединяются, руководствуясьсвоими стратегическими интересами под давлением серьёзных затруднений в ихдеятельности. Вместе с тем при коренном улучшении положения того или иногоучастника договора, укреплении его научно-производственного и рыночногопотенциала, достигнутого в процессе кооперации, он может расширить своёнезависимое функционирование, нередко снова становясь конкурентом бывшемупартнёру.
Договорная кооперация негармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в её рамках. Скорееона выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждогожелающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому ихобъединяющий.
В сфере высоких технологий внастоящее время возобладала комбинированная модель МПК, многократно указавшаясвои преимущества. Её особенность состоит в заранее обусловленном двухэтапномсотрудничестве. На первом этапе конкуренты становятся равноправными и равнозаинтересованными кооперантами. Это этап производственно-технологическогоосвоения совместно полученных данных по проекту МПК. На втором этапе(производство продукции, её сбыт и послепродажный сервис) каждый из кооперантовведёт самостоятельный бизнес. Союзники вновь становятся конкурентами.
Повышение конкурентоспособностипродукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках,особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе сзарубежными партнёрами.
Любые формы устойчивоговзаимодействия партнёров в сфере внешнеэкономических отношений сводятся, вконечном счёте, к разделению и кооперации труда (производства), ихвзаимодействию, опосредуемому экспортно-импортным обменом товарами и услугами.
Предприятия обрабатывающихотраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать безшироких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своейи зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслейи применяемых в них технологий.
Ныне международные межфирменныекооперационные связи охватывают весь инновационно-воспроизводственный цикл: НИОКР– инжиниринг и строительство – производство и сбыт (в том числе экспорт) продукции,её послепродажный сервис. Кооперация производства в сфере высоких технологийтрансформировалась ныне в научно-производственную. Она стала определять весьоблик современного мирохозяйственного развития в отраслях перерабатывающейпромышленности, особенно машиностроении, электроники, металлургии, химическойпромышленности, а также конкурентоспособность продукции отраслей. Даже крупная,лидирующая в своей нише национальная кооперация ныне не может обойтись безкооперационных связей с фирмами разных стран мира.
Эффективное иконкурентоспособное участие России, её хозяйствующих субъектов вмирохозяйственных процессах разделении труда и кооперации производства, егоинтернационализации и транснационализации возможно лишь при обеспечении нетолько и не столько частных, сколько принципиальныхорганизационно-экономических мер общегосударственного характера.
При разработке новой промполитикиРоссии следовало бы предусмотреть создание в России в короткий срок развитойзаконодательно-нормативной, правовой базы в основном прямого действия,обеспечивающей возможности и заинтересованность в активном включении российскиххозяйствующих субъектов в процесс международного промышленного сотрудничества,прежде всего в научно-производственную кооперацию, и извлечение на этой основекрупномасштабных выгод. Одновременно понадобится определить меры «подтягивания»инфраструктуры российского рынка до уровня, отвечающего базовым потребностяммеждународного бизнеса по обучению персонала органов государственнойисполнительной власти, руководящего и оперативного персонала предприятийнавыкам ведения хозяйства в динамично изменяющихся условиях на российском ивнешних рынках.
Коренного сдвига в повышенииконкурентоспособности российских предприятий и их продукции можно добиться лишьпри последовательном изменении структуры внешнеэкономических связей России наоснове наращивания производства и экспорта высокотехнологичной, наукоёмкой иконкурентоспособной продукции, изготовляемой, преимущественно, по российским «прорывным»технологиям, с опорой, главным образом, на отечественныйинтеллектуально-кадровый и природно-ресурсный потенциал, модернизируемые производственныемощности, импортозамещение экономически неоправданно ввозимых в Россию товаров.
Заключение
Конкуренция является необходимыми определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но каклюбое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизациюинновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качествопродукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новыхтехнологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда,возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можноотнести: «победа» одних, «поражение» других, различие вусловиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природныхресурсов, экологические нарушения и другое.
Как было показано чрезмернаямонополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, безсоответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию таксказать «государства в государстве», чем в принципе и являются ТНК. Монополизмприводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкоекачество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировомрынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционированияв экономике и другое.
Говоря о негативных методахведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока естьконкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явлениясвязаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленногошпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитиевоенно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективностьпромышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы,открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этомтеряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу.
В целом же, конкуренция несётменьше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительноменьшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
В данной курсовой работедетально рассмотрена понятие конкуренции, представлен анализ таких составляющихрыночного механизма как конкуренция и сотрудничество, внимание было уделенодвижущим силам конкурентной борьбы. Также были рассмотрены основные типыконкуренции и влияние их на рыночный механизм в целом. Показана рольсотрудничества в увеличении конкурентоспособности товаропроизводителя.
В данной работе конкуренция выступаетне только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погонетолько за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная,честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойстваконкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество.
Нельзя не отметить тот факт, чтоконкуренция и сотрудничество дополняя друг друга, создают единый рыночныймеханизм, способствующий экономическому росту, что в конечном итоге приводит кблагосостоянию общества.
Конкуренция – определяющееусловие поддержания динамизма в экономике, и в условиях конкуренции создаётсябольшее национальное богатство при меньшей стоимости каждого вида продукции посравнению с монополией и плановой экономикой.
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с.
2. Экономическаятеория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия «Учебноепособие»).
3. Экономическаятеория / Под ред.А.И. Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ,Изд. «Питер», 2001. – 544 с.: ил. – (Серия «учебник для вузов»).
4. Борисов Е.Ф. Экономическаятеория в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 272 с.
5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯТЕОРИЯ. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: «ПРОСПЕКТ», 1998. –448 с.
6. Вводный курспо экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П. Журавлёвой.– М.: ИНФРА–М, 1999. – 368 с.
7. Липсиц И.В. Экономика:В 2 кн. Кн.1: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс,1998. – 304 с.
8. Макконел К.,Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Изд. «Республика»,1992, Т1.
9. Портер М. Международнаяконкуренция. – М.: 1994.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка маркетинговой стратегии перспективного открытия салона красоты
Реферат My Personal Art Collection Essay Research Paper
Реферат Кароліна як кодекс феодального права Німеччини
Реферат Загадочный Ларошфуко
Реферат Аудиовизуальные ресурсы по литературе, мхк художественные фильмы
Реферат Ислам в Грузии
Реферат Хэммет, Дэшил
Реферат Аналіз динаміки розвитку саморегуляції поведінки підлітків в процесі бойового мистецтва панкратіон
Реферат Экономическая и правовая природа налога
Реферат Дослідження дії темпераменту на індивідуальні особливості реакції шахтарів на стресові ситуації
Реферат Роль персональной продажи в коммерческой деятельности торгового предприятия
Реферат Альбигойцы 2
Реферат Влиянием нефтяного производства на экологическую ситуацию в различных регионах
Реферат Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета
Реферат Стратегия развития, ее элементы и функционирование фирмы