Реферат по предмету "Экономика"


Классификация стран по уровню социально-экономического развития 4

Содержание

Введение Мировая экономика представляет собой сложную, многогранную экономическую систему, которая испытывает влияние множества факторов. Процессы, происходящие в мировом хозяйстве, непосредственно отражаются на развитии национальных экономик отдельных стран, затрагивают их экономические интересы. В результате страны заметно отличаются по уровню развития, но, тем не менее, выделяются отдельные закономерности в развитии, в результате чего их подразделяют на отдельные группы. Эти процессы требуют изучения, поэтому тема данной работы актуальна.
Цель работы – изучить классификацию стран по уровню социально-экономического развития.

В связи с целью ставятся следующие задачи:

1. Определить понятия «центр» и «периферия» мирового хозяйства и отметить их различия.

2. Отметить различия в уровне развития между центром и периферией.

3. Рассмотреть основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны.

Объектом исследования выступают субъекты мирового хозяйства.

Предмет исследования – изучение типов стран по уровню социально-экономического развития.

В процессе написания работы были использованы учебники, учебные пособия и статьи следующих авторов: И.П. Николаевой, В.П. Воронина, Л.А. Мясниковой и др.
1. Центр и периферия мирового хозяйства
Модель «центр — периферия» в классическом виде была разработана Джоном Фридманом в конце 60-х гг. и изложена в книге «Политика регионального развития».

Центр включает в себя промышленно развитые страны (24 государства) с эффективным, регули­руемым рыночным хозяйством, способным быстро адаптировать­ся к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, и экспортирующие высокотехно­логичную продукцию. На их долю которых приходится почти 55% в мировом ВВП и 71% в мировом экспорте. Периферия — это развивающиеся страны, имеющие следующие общие черты1:

— многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства;

— низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства;

— сырьевая специализация.

Эти страны занимают зависимое положение в мировом хозяйстве. К данной группе можно отнести, например, страны Африки.

Центр и периферия мирового хозяйства тесно взаимосвязаны, но тем не менее разница в условиях жизни между ними продолжает усиливаться.

Уровень экономического развития, техническая оснащенность, культура изменяются в зависимости от движения от центральных районов к периферийным. Периферия неоднородна — она делится на внутреннюю (ближнюю), которая тесно связана с центром и получает непосредственно от него импульсы к развитию, и внешнюю (дальнюю), на которую центр не оказывает практически никакого влияния.

Постоянное доминирование центра над периферией обеспечивается постоянной инновационной деятельностью: в центре наиболее интенсивны контакты, доступ к информации.

Отрасли, не соответствующие более статусу центра (например, рутинные трудоемкие производства в новых отраслях, некоторые непроизводственные узкоспециализированные научно-исследовательские функции) вытесняются на ближнюю, а затем и дальнюю периферию. Этот процесс, получивший название «диффузия устаревших нововведений», хотя и способствует определенному развитию периферии, но и закрепляет ее подчиненное положение по отношению к центру.

Контрасты «центр — периферия» дают импульс возникновению и воспроизводству территориального неравенства, которое усиливается неравномерностью экономического роста.


2. Основные группы стран: развитые страны с рыночной экономикой, страны с переходной экономикой, развивающиеся страны
В основу классификация стран по уровню экономического развития положен показатель ВВП на душу населения (см.Таблицу 1).

Таблица 1

ВВП на душу населения (в ценах по паритету покупательной способности валют 2007 г.), тыс. $ США

Регионы

ВВП на душу населения

Все страны мира

7500

Развитые страны

27400

Страны с переходной экономикой

8600

Развивающиеся

3500

Страны Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока

4800

Страны Африки, расположенные к югу от Сахары

1300

Другими важнейшими показателями уровня развития экономики является производительность труда, годовая выработка электроэнергии на душу населения, доля наукоемкой продукции в промышленном производстве и экспорте, конкурентоспособность товаров и услуг на мировом рынке, состояние экономики (темп прироста ВВП), структура ВВП и структура занятости населения и др.2

Наиболее полное представление о группах стран в международной экономике дают данные крупнейших международных организаций мира – Организация объединенных наций (ООН), Мировой валютный фонд (МВФ) и Мирового банка. Оценка их несколько различается, так как различно количество стран-участниц этих организаций (ООН – 185, МВФ – 182, Мировой банк – 181 страна), а международные организации наблюдают за экономикой только своих стран-членов.

О/>сновные типы, участвующих в мировом хозяйстве можно изобразить схемой «бокал с шампанским». В этой схеме выделяются две группы: развитые страны («люди шампанского» — А) и страны развивающиеся — В, среди которых обособляются слаборазвитые страны («люди основания бокала» — С).3
Для целей экономического анализа ООН делит страны на:

развитые страны (государства с рыночной экономикой);

страны с переходной экономикой (в прошлом социалистические страны или страны с централизованным планированием);

развивающиеся страны.

Странами с развитой экономикой считаются такие государства, для которых характерно наличие рыночных отношений в экономике, высокий уровень прав и гражданских свобод в общественной и политической жизни. Все страны с развитой экономикой относятся к капиталистической модели развития. К этой группе ООН относит примерно 60 стран Европы, Азии, Африки, Северной Америки, Австралии и Океании. Все они отличаются более высоким уровнем экономического и социального развития и соответственно валового внутреннего продукта из расчета на душу населения (свыше 5000 $ США).

Сейчас эти страны находятся на стадии постиндустриализма, для которого характерна ведущая роль в национальном хозяйстве сферы нематериального производства, создающей от 60% до 80% ВВП, эффективным производством товаров и услуг, высоким потребительским спросом, постоянным прогрессом в науке и технике, усилением социальной политики государства. Однако эта группа стран отличается довольно значительной внутренней неоднородностью и в ее составе можно выделить четыре подгруппы.

Первую из них образует «Большая семерка» (G7)
, в которую входят США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада. Это страны-лидеры западного мира, отличающиеся наибольшими масштабами экономической и политической деятельности. Данные государства занимают доминирующее положение в мировом хозяйстве, прежде всего по причине своего мощного экономического, научно-технического и военного потенциала, большой численности населения, высокого уровня совокупного и удельного ВВП. На долю стран «семерки» приходится около 50% мирового валового национального продукта и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции.

Ко вто
рой подгруппе можно отнести менее крупные страны Западной Европы. Хотя политическая и экономическая мощь каждой из них не столь велика, в целом они играют большую, все возрастающую, роль в мировых делах. ВВП из расчета на душу населения в большинстве из них такой же, как в странах «большой семерки».

Третью подгруппу образуют внеевропейские страны — Австралия, Новая Зеландия и Южно-Африканская Республика (ЮАР). Это бывшие переселенческие колонии (доминионы) Великобритании, которые фактически не знали феодализма, да и в наши дни отличаются некоторым своеобразием политического и экономического развития. Обычно к этой группе причисляют и Израиль.

Четвертая подгруппа находится еще в стадии формирования. Она образовалась в 1997 г., после того как в разряд экономически развитых были переведены такие страны и территории Азии, как Республика Корея, Сингапур и Тайвань. Эти государства вплотную приблизились к другим экономически развитым странам по показателю ВВП на душу населения. Они обладают широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстро растущий сектор обслуживания, активно участвуют в мировой торговле.

Таким образом, в число развитых стран включают около 30 стран и территорий.

Развитые страны являются главной группой стран в мировом хозяйстве. В конце 90-х гг. на них приходилось 55% мирового ВВП, 71% мировой торговли и большая часть международного движения капитала. На страны «Семерки» приходится более 44% мирового ВВП, в том числе на США — 21, Японию — 7, Германию — 5%. Большинство развитых стран входит в интеграционные объединения, из которых наиболее мощными являются Европейский союз — ЕС (20% мирового ВВП) и Североамериканское соглашение о свободной торговле — НАФТА (24%).

Страны с переходной экономикой

К этой группе относят государства, которые с 80—90-х гг. осуществляют переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Это 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран — бывших советских республик.

Страны с переходной экономикой производят около 17-18% мирового ВВП, в том числе страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) — менее 2%, бывшие советские республики — более 4% (в том числе Россия — около 3%). Доля в мировом экспорте — 3%. Китай производит около 12% мирового ВВП.

За период рыночных реформ значительных успехов в экономическом развитии достигли: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Литва, Латвия и Эстония. В некоторых из них уровень жизни почти вплотную приблизился к стандартам стран Западной Европы, а темпы экономического роста сохраняются стабильно высокие и даже превышают западноевропейские.

Другие государства, такие как Болгария, Румыния, Украина, Албания, Македония находятся в стадии трансформации всей экономической системы, и им еще только предстоит решение довольно сложных проблем переходного периода.

Относятся к данной группе и страны, серьезно пострадавшие от военных действий в результате нарушения их территориальной целостности и многочисленных этнических конфликтов. Таким государствам сейчас просто не до реформ, перед ними стоит проблема восстановления пострадавшей от войны экономики. Это Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина.

Развивающиеся страны


В группу развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) входят государства с рыночной экономикой и низким уровнем экономического развития. Всего их более 150. Они представляют собой периферию мировой экономической системы.

Развивающиеся страны подразделяются на страны с низким доходом, включая Китай и Индию, страны со средним доходом, такие как Нигерия, Индонезия и Боливия, страны с доходами выше среднего, например Бразилия, Алжир и Малайзия.

Для этой группы стран характерно:

— недостаток средств производства;

— отсталая технология;

— низкий уровень грамотности;

— высокий уровень безработицы;

— быстрый рост населения;

— занятость рабочей силы преимущественно в сельском хозяйстве.

Мир развивающихся стран (когда существовало деление на мировую социалистическую и капиталистическую системы, его обычно называли «третьим миром») внутренне очень неоднороден, и это затрудняет типологию входящих в него стран. Тем не менее, развивающиеся страны можно условно подразделить на шесть следующих подгрупп.

Первую
из них образуют так называемые ключевые страны — Индия, Бразилия, Китай и Мексика, которые обладают очень большим природным, людским и экономическим потенциалом и во многих отношениях являются лидерами развивающегося мира.

Три эти страны производят почти столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые. Но ВВП из расчета на душу населения в них значительно ниже, чем в экономически развитых странах, а в Индии, например, составляет 350 долларов.

Во вторую подгруппу входят некоторые развивающиеся страны, также достигшие относительно высокого уровня социально-экономического развития и имеющие душевой показатель ВВП, превышающий 1 тыс. долларов. Больше всего таких стран в Латинской Америке (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.), но они есть также в Азии и в Северной Африке.

К третьей подгруппе можно отнести так называемые новые индустриальные страны (НИС). В 80-х и 90-х гг. они добились такого скачка в своем развитии, что получили прозвище «азиатских тигров» или «азиатских драконов». К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг. Ко второму поколению относят также Малайзию, Таиланд, Индонезию. Можно также выделить НИС Латинской Америки-это Аргентина, Бразилия, Мексика.

Четвертую подгруппу образуют нефтеэкспортирующие страны, в которых благодаря притоку «нефтедолларов» душевой ВВП достигает 10, а то и 20 тыс. долларов. Это, прежде всего страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Иран), также Ливия, Бруней и некоторые другие страны.

В пятую, самую большую подгруппу, входит большинство «классических» развивающихся стран. Это страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В них преобладает довольно отсталая многоукладная экономика с сильными феодальными пережитками. Больше всего таких стран в Африке, но они есть также в Азии и Латинской Америке.

Шестую подгруппу образуют более 40 стран (с общим населением более 600 млн. человек), которые по классификации ООН относятся к наименее развитым странам (иногда их называют «четвертым миром»). В них преобладает потребительское сельское хозяйство, почти нет обрабатывающей промышленности, 2/3 взрослого населения неграмотно, а среднедушевой ВВП составляет всего 100-300 долларов в год. Последнее место среди них занимает Мозамбик с душевым ВВП 80 долларов в год (или немногим более 20 центов в день). Главная проблема этих стран (см. табл.2) – не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии экономических ресурсов для их преодоления.

Таблица 2

Наименее развитые страны мира

Азия

Океания

Латинская Америка

Африка

Афганистан

Вануату

Гаити

Бенин

Лесото

Танзания

Бангладеш

Кирибати




Ботсвана

Мавритания

Того

Бутан

Зап. Самоа




Буркина-Фасо

Малави

Уганда

Йемен

Тувалу




Бурунди

Мали

ЦАР

Лаос







Гамбия

Мозамбик

Чад

Мальдивы







Гвинея

Нигер

Экв. Гвинея

Мьянма







Гвинея-Бисау

Руанда

Эфиопия

Непал







Джибути

Сан-Томе и Принсипи

Сьерра — Леоне










Кабо-Верде

Сомали

Судан










Коморы







Название группы — развивающиеся страны — отражает, скорее, модель их национального хозяйства, в которой крайне невелика роль рыночных механизмов и частного предпринимательства, а преимущественное значение для развития имеют натуральное или полунатуральное хозяйство, преобладание аграрного и индустриального секторов в отраслевой структуре экономики, высокая степень государственного вмешательства в экономику и низкий уровень социальной защиты. Из-за общего характера вышеназванных особенностей к развивающимся государствам вполне правомерно причислять и большинство из переходных экономик, уровень жизни в которых значительно снизился из-за неэффективности управления экономическими преобразованиями.
3. Тесты
1.Укажите черты, согласно которым развивающиеся страны относятся к периферии мирового хозяйства:

а) сырьевая специализация;

б) низкий уровень развития производительных сил;

в) интенсивный тип экономики;

г) многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений;

д) гибкая адаптация к мирохозяйственной конъюнктуре.

Ответ: а, б, г

Периферия — это развивающиеся страны, имеющие следующие общие черты:

— многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений и внеэкономических рычагов организации хозяйства;

— низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства;

— сырьевая специализация.

Эти страны занимают зависимое положение в мировом хозяйстве.

2. В настоящее время разрыв в уровнях экономического развития промышленно развитых и развивающихся стран по сравнению с серединой ХХв.:

а) не изменился;

б) сократился за счет ускоренного роста экономики развивающихся стран;

в) увеличился.

Ответ: в

Разрыв в уровнях экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами не сократился, а увеличился, в ряде регионов произошло снижение ВВП на душу населения. Целый ряд стран остается на периферии развития, а взаимозависимость приобретает для них форму постоянной привязки.

3. Укажите страны, относящиеся к новым индустриальным странам (НИС):

а) Аргентина; ж) Нигерия;

б) Эфиопия; з) Сингапур;

в) Южная Корея; и) Тайвань;

г) Бразилия; к) Сомали;

д) Австралия; л) Индия;

е) Россия; м) Франция.

Ответ: а, в, г, з, и.

К новым индустриальным странам (НИС) относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южная Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, выделяются также выделить НИС Латинской Америки — это Аргентина, Бразилия, Мексика. Эти страны смогли достичь определенного результата в развитии как динамики народного хозяйства, так и внешнеэкономических отношений.
Заключение
В данной работе была рассмотрена классификация стран по уровню социально-экономического развития, а также модель «центр-периферия» мирового хозяйства.

В мировом хозяйстве можно выделить центр и периферию.

Центр включает в себя промышленно развитые страны с эффективным, регули­руемым рыночным хозяйством. Периферия — это развивающиеся страны, имеющие многоукладный характер экономики с преобладанием нерыночных отношений, низкий уровень развития производительных сил, отсталость промышленности и сельского хозяйства, сырьевую специализацию.

Все страны подразделяются на: развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой.
Развитые страны представляют собой эффективные, в большей или меньшей степени регулируемые рыночные хозяйства, способные быстро адаптироваться к мирохозяйственной конъюнктуре и осваивать достижения научно-технического прогресса, экспортировать высокотехнологичную продукцию.
Группа развивающихся стран самая многочисленная. Страны, входящие в эту группу, обладают низким уровнем социально-экономического развития. В этой группе выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые достигли определенного уровня развития.

К группе стран с переходной экономикой относят государства, осуществляющие переход к рыночной экономике.

Разрыв между уровнем развития стран продолжает увеличиваться, что не может не сказываться на общем состоянии мирового хозяйства.
Список литературы
Мировая экономика: Учебное пособие/ Под ред.проф. И.П. Николаевой – М.: ЮНИТИ, 2005

Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира: учеб. пособие — М.: Финансы и статистика, 2007

Мясникова Л.А. Смена парадигмы. Новый глобальный проект // Журнал «Мировая экономика и международные отношения», 2007. — № 6

Политическая карта мира. Многообразие стран современного мира — shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=188&subid=182

Типология стран в современном мире — emerecu.ukma.kiev.ua/books/Econ/data/020/L3.htm


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Кемп-Девидские соглашения
Реферат Библейские мотивы и сюжеты в русской литературе ХIХXX веков
Реферат Black Daeth Essay Research Paper The Black
Реферат Русский язык российского права
Реферат Прокуратура України
Реферат Реализм пьес А.Н. Островского
Реферат 1. Обеспечение безопасности в электроустановках Вкаких случаях предохранительный пояс является основным средством, предохраняющим от падения
Реферат Використання різнорівневих завдань на уроках трудового навчання
Реферат Критерии выравнивания бюджетной обеспеченности регионов России
Реферат Зоологический музей
Реферат Между аллилуйей и анафемой. Политическое сознание советского общества в годы хрущевской десталинизации
Реферат Азербайджанская эпическая поэзия
Реферат Причины влияющие на продолжительность жизни
Реферат Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений
Реферат Refuting The Quote