Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ»
(Финакадемия)
Кафедра «Микроэкономика»
Курсовая работа
на тему:«Кластеры как новая форма конкурентных отношений всовременной экономике»
Выполнила: студенткагруппы У1-5
Шилина К.А.
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Беккер Е.Г.
Москва 2010
Содержание
Введение
1 Экономические кластеры: понятие,виды, условия возникновения и функционирования
1.1 Понятиеэкономического кластера
1.2 Видыкластеров
1.3 Условиявозникновения и функционирования кластера
2 Экономическиекластеры в зарубежной и российской практике
2.1 Зарубежный опыт кластеризации
2.2 Кластерыв российской практике
2.3 Влияниепроцесса глобализации на развитие кластеров
3 Достоинства и недостатки экономического кластера
3.1 Достоинствакластера
3.2 Недостаткикластера
3.3 Перспективыи задачи кластеризации в России
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
В настоящее время успешность экономического развития напрямуюсвязана с возобновлением промышленного подъема, замедление которого наблюдалосьв 2001-2003 годах. При этом резко повышается актуальность вопроса об ограничивающемвоздействии на темпы экономической динамики сложившейся структуры производства.
Соответственно, перед экономической наукой встает задачапознания, описания и разработки механизма промышленной политики, основнымицелями которого должны являться вопросы обеспечения темпов устойчивого роста иповышения конкурентоспособности на всех уровнях. Этим целям отвечает создание иразвитие кластерных схем, которые, являясь, по сути, межотраслевымикомплексами, играют роль «точек роста» региональной и национальной экономики,при этом кластеры позволяют преодолеть структурные ограничения, а такжесложившуюся в ряде хозяйственных субъектов многоотраслевую структурупроизводства. Все это определяет выбор темы настоящего исследования и ееактуальность.
Исследуемая проблема носит комплексный характер. Вопросамиуправления конкурентоспособностью занимаются многие зарубежные и отечественныеученые. При этом идея кластерного подхода в России приобрела популярность нетак давно, хотя основоположники теории конкуренции за рубежом давноразрабатывают это направление для целей создания механизмов промышленнойполитики обеспечения устойчивого роста и конкурентоспособности.
Следует отметить, что в работах зарубежных и российскихавторов пока не выработано комплексных подходов к формированию кластеров.
Актуальность выявленной проблемы и необходимость углубленногоизучения отдельных ее аспектов обусловили постановку цели и основных задачисследования.
Объектом исследования являются экономические кластеры, какинструмент активной экономической политики, обеспечивающийконкурентоспособность экономики в условиях открытого рынка.
Целью работы является рассмотрение кластеров как формыповышения уровня конкурентоспособности, а также рассмотрение развития кластеровв России и за рубежом, выявление положительных и отрицательных аспектовкластеризации.
Методы исследования поставленной проблемы – сбор информации осамих кластерах, её анализ, выявление определённых закономерностей развитиякластеров, изучение соответствующих статистических данных и заключение выводов.
Основные задачи, которые были поставлены для выполненияработы:
— определение и углубленное изучение понятия «кластер»;
— выявление особенностей кластерного подхода к повышениюконкурентоспособности отдельных элементов, регионов, экономик;
— рассмотрение зарубежного и российского опыта развитиякластеров;
— выявление достоинств и недостатков экономических кластеров;
Особое внимание было уделено изучению развития кластеров вРоссийской практике.
1 Экономические кластеры:понятие, виды, условия возникновения и функционирования
1.1 Понятие экономическогокластера
Понятие «кластер» поотношению к отраслям и компаниям было введено в научный оборот американскимэкономистом М. Портером в 1990 г. в рамках его концепции ромба национальныхконкурентных преимуществ, которая является наиболее известной среди всехисследований о национальной и региональной конкурентоспособности (см.Приложение 1).
Существует много видов и определений кластеров (см.Приложение 2), они различаются по масштабам, направленности, но в целом сутькластеров едина: кластер представляет собой группу географически локализованныхвзаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированныхуслуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, вузов и другихорганизаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентныепреимущества отдельных компаний и кластера в целом[1].Взаимодействие предприятий и организаций, входящих в кластер, представляетсобой совокупность кооперации и конкуренции, т.е. происходит постоянный обменкадрами, инновациями, технологиями, осуществляется совместное использованиеинфраструктуры, услуг и рекламно-маркетинговое продвижение.
Предприятия и организации, составляющие кластер, вбольшинстве случаев являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, иконкуренция внутри кластера – не менее важная движущая сила развития кластера вцелом, чем кооперация. В ходе постоянных малых конфликтов (конкурентная борьбавнутри кластера) система в целом оптимизируется и повышает свои возможности дляучастия в глобальной конкуренции. Одновременно происходит распространениеноу-хау, различных технологий (включая организационные) по всей системевзаимосвязей в кластере. Данные инновации быстро становятся факторомпроизводства многих фирм, перерабатываются применительно к рыночной стратегииконкретных компаний и, в свою очередь, приводят к новому витку инновационногоразвития. Постоянное взаимодействие и обмен информацией внутри кластераприводят к принятию и распространению внутренних систем ограничений, которыевыражаются в стандартах и типовых процедурах (например, процедура одобрениясубконтрактного производства[2]). Распространениетехнологий и типовых процедур приводит к развитию системы профессиональнойподготовки специалистов и упрощает перемещение персонала между хозяйствующимисубъектами, что, в свою очередь, ведет к дальнейшему распространению знаний[3].
Важной отличительной чертой кластера является факторинновационной ориентированности. Кластеры, как правило, формируются там, гдеосуществляется или ожидается «прорывное» продвижение в области техники итехнологии производства и последующего выхода на новые рыночные ниши. В этойсвязи многие страны – как экономически развитые, так и только начинающиеформировать рыночную экономику – все активнее используют кластерный подход вподдержке наиболее перспективных направлений и форм предпринимательскойдеятельности, в формировании и регулировании своих инновационных систем.
В большинстве случаев отрасли промышленности, входящиев кластеры, группируются, исходя из степени межотраслевой циркуляции продукциии знаний, и включают в себя:
• потоки технологий, обусловленные приобретениемпродуктов и промежуточных товаров в других отраслях, а также взаимодействиеммежду их производителями и пользователями;
• техническое взаимодействие, выраженное впатентовании, освоении патентов, использовании научных результатов в несколькихсмежных отраслях, а также в совместных исследовательских проектах;
• мобильность персонала между сегментами кластера сцелью распространения лучших достижений управления[4].
Выгоды для бизнеса от развития кластера в целомсостоят в повышении эффективности и снижении издержек в текущей деятельности иосвоении рынков, повышении гибкости и инновационного потенциала при созданииновых продуктов, технологий.
Предприятия получают выгоды от принадлежности к кластерупосредством:
• повышения эффективности системы поставок сырья,компонентов и комплектующих, более успешного применения субконтрактации;
• доступности и качества специализированного сервиса;
• доступа различным финансовым ресурсам (например,источники рискового финансирования для новых технологических компаний вкластере информационных технологий);
• доступности и качества возможностей для проведенияНИОКР;
• доступности специализированных и производительныхчеловеческих ресурсов;
• построения сети формальных и неформальныхотношений, для передачи рыночной и технологической информации, знаний и опыта;
• создания системы для выявления коллективных выгод иопасностей, формирования общего видения и продуктивной стратегии развитиякластера;
• создания системы взаимоотношений бизнес – власть.
Типичный кластер состоит из компаний малого исреднего размера, каждая из которых не получает значительных выигрышей отконкуренции с другой входящей в кластер компанией (в противоположностьнескольким группам компаний на олигополистических рынках). В то же времякомпании кластера получают выигрыш от компактного расположения, связанный сиспользованием специализированных ресурсов (наличие на данной территорииквалифицированного персонала и специфичной инфраструктуры, необходимой дляосуществления данного бизнеса). Успешное развитие кластеров предполагаетмассовое производство, обычно ориентированное на мировой рынок. В этом смыслеразвитие кластеров требует значительной интеграции территории в более широкоеэкономическое пространство[5].
1.2 Виды кластеров
Существует немало классификаций кластеров в зависимости отразных признаков. В своей работе я остановлюсь на двух из них, показавшихся мненаиболее значимыми и основательными.
Первой из рассматриваемых классификаций является выделениедвух основных категорий кластеров, сформированных по пространственной ифункциональной осям: функционально-связанные системы, которые менее ограниченыстрого определенными регионами обычно относятся к промышленным кластерам, тогдакак пространственные группировки подобных и связанных фирм и отраслей относятсяк региональным кластерам.
Промышленный кластер фокусируется на конкуренции внутрисектора. Он состоит из всевозможных действующих лиц, ресурсов и видовдеятельности, которые объединяются вместе для развития, производства и продажиразнообразных типов товаров и услуг. Промышленный кластер, как правило,пространственно не привязан к какой-либо урбанизированной области. Впротивоположность региональному кластеру, он обладает тенденцией иметь болееширокие границы, возможно охватывая весь регион или страну.
Региональный кластер – это пространственная агломерацияподобной и связанной экономической деятельности, формирующая основу местнойсреды, способствующая переливам знания и стимулирующая различные формыобучения и адаптации. Такие кластеры, обычно, состоят из малых и среднихпредприятий, и центральный элемент их успеха сосредоточен в силах социальногокапитала и географической близости. Другая их особенность состоит в том, чтофирмы менее взаимосвязаны, чем в промышленных кластерах.
В своей статье «Кластеры: понятие, условия возникновения ифункционирования» аспирант кафедры «Туризм икультурное наследие» Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского К.З.Адамова разделилакластерына следующие типы[6]:
1. «Маршаллианские» кластеры – кластеры, в которых мелкиефирмы в одной и той же отрасли используют экономию от масштаба благодарясовместному (вследствие компактного расположения) использованию общих ресурсов.Типично для обувной промышленности Италии, швейных производств Турции, Индии. Внастоящее время реализуется программа по формированию подобногосельскохозяйственно-пищевого кластера в Грузии.
2. «Ступицы и спицы» (hub-and-spoke) или «радиальные»кластеры. Такие кластеры создаются крупными сборочными предприятиямиавтомобильной и электронной отраслей промышленности (как, например, в Детройтеили Северной Италии). Ключевая черта подобных кластеров состоит в том, чтокрупная фирма (одна или несколько) выполняет роль «центра», «корневого бизнеса»для региональной экономики. При этом взаимоотношения между «центром» и прочимикомпонентами кластера могут быть и жесткими, и слабыми. Связи обычно носятиерархический характер, с выраженно доминирующим «центром». Основой механизмасуществования подобных кластеров является применение субконтрактации иаутсорсинга[7].
3. «Спутниковый» кластер представляет собой совокупностькомпаний, ориентированных на поставку товаров, услуг и работ предприятию, внешнемупо отношению к кластеру. Такой тип кластеров часто возникает в результатеуспешной политики привлечения в регион иностранных инвестиций (перемещениепроизводства комплектующих). Фирмы в таких кластерах относительно независимыкак от других производителей в той же технологической цепочке, так и отконкурентов в регионе. В то же время конкуренция между «спутниками» ограничена,в том числе и потому, что они зачастую производят различные виды продукции.
4. «Прикованный к государству» кластер (англ. state anchoredcluster) – кластер, в котором экономическая активность в регионе привязана кгосударственному предприятию, такому, как военная база, оборонный завод,университет, или органу государственного управления, связанного сгосударственным (оборонным) заказом.
Данные классификации, по мнению автора, чётко разграничиваюткластеры по выделенным признакам, а также достаточно полно отражают спецификувыделенных кластеров, поэтому в данной курсовой работе не приведены иныесуществующие классификации.
1.3 Условиявозникновения и функционирования кластера
В мировом опыте можно выделить два основных подхода кформированию кластеров:
1) Классический либеральный (англосаксонский) подход предложен в 80-90-е гг. М.Портером и основан на самоорганизации экономическихагентов в рамках механизмов «свободного рынка». Использованиеподобных механизмов не предполагает прямого государственного вмешательстваи/или поддержки.
2) Современный европейский подход, называемый «полюсаконкурентоспособности», развивается с 2006 г. во Франции и основан напартнерстве бизнеса, центральных и местных властей[8].Государство заинтересовано в глобальной конкурентоспособности своей экономики идостижении «полюсом конкурентоспособности» мирового уровня, чтовыражается в оказании различных форм государственной поддержки. Такая поддержкаоказывается в рамках реализации стратегий развития территорий.
Из данного описания видно, что реальный кластер отличается отаналитически выделяемой совокупности территориально близких предприятий иорганизаций. Как показал В.В.Никитаев, заместитель директора ДепартаментаЭкономического Анализа и Перспективного Планирования Минпромэнерго России,такой конгломерат («аналитический прото-кластер») может статьреальным кластером при следующих условиях:
- наличие соответствующих инфраструктур;
- наличие оформленной организационно-коммуникативнойструктуры, выполняющей управленческие (самоуправленческие) функции иобеспечивающей формирование инновационного сообщества как субъекта развитиятерритории, действующего в партнерстве с бизнесом, центральными и местнымивластями;
- вписанность кластера в рамки промышленной и региональнойполитики центральных властей, принимаемые местным инновационным сообществом;
- использование новых управленческих технологий[9].
В целом зарождение кластера, за редкими исключениями,осуществляется стихийно, под влиянием сочетания определенных факторов, средикоторых основополагающим может быть признана предпринимательская инициатива.Основой для формирования кластеров является возможность и/или необходимостьсовместного использования многими хозяйствующими субъектами одного илинескольких объединяющих факторов, таких как: базовая технология, каналымаркетингового продвижения продукции, система подготовки кадров, системагенерации ноу-хау, относящихся к единому продуктовому направлению.
Любой кластер проходит через некоторое количество стадий. Онимогут не быть одинаковыми для всех кластеров, и темп их развития можетменяться. Однако существует внутренняя логика пути, по которому кластерыразвиваются, которая делает возможным различить некоторые характерные модели.Даже при том, что точная форма и направление будут зависеть от определенныхобстоятельств, кластер проходит через следующие стадии жизненного цикла:
1. Агломерация.
Стадия, при которой в регионе существует некоторое количествокомпаний и других действующих лиц.
2. Возникающий кластер.
На данном этапе некоторые участники агломерации начинаюткооперироваться вокруг основной деятельности и реализовывать общие возможностичерез свою связь.
3. Развивающийся кластер.
В связи с возникновением или вовлечением новых участников тойже или связанной деятельности в регионе, на этой стадии возникают новые связи междувсеми новыми действующими лицами. Могут появиться формальные и неформальныеинституты поддержания сотрудничества. Часто начинают возникать названия,веб-сайты, общее содержание, связанные с регионом и деятельностью.
4. Зрелый кластер.
Стадия, в рамках которой зрелый кластер уже достиг некоторойкритической массы действующих лиц. Он также развил связи за своими пределами, сдругими кластерами, направлениями деятельности, регионами. Существуетвнутренняя динамика создания новых фирм через их появление, совместныепредприятия, путем отделения.
5. Трансформация.
Данная стадия характеризуется тем, что с течением временирынки, технологии и процессы изменяются, так же, как кластеры. Для кластера,чтобы выжить, быть жизнеспособным, избежать застоя и распада, необходимопроизводить инновации и адаптироваться к изменениям. Он может избрать формупреобразования в один или несколько новых кластеров, которые сосредотачиваютсявокруг другой деятельности или просто изменить пути, которыми поставляютсяпродукты и услуги.
Особенность кластера является то, что он не оформляется вкачестве единого юридического лица и не является единым хозяйствующимсубъектом. Само возникновение и развитие кластера в некоторых случаяхосуществляется в соответствии с определенным сценарием (например, в случаеактивного участия в развитии кластера органов власти). Достаточно частовстречается совместное планирование хозяйственной деятельности группамихозяйствующих субъектов, временно объединяющихся для реализации совместныхпроектов.
Справедливо утверждать, что развитие потенциального кластератребует активного вмешательства органов власти, заинтересованных в повышенииэффективности экономики территории. В некоторых случаях эффективное развитиекластера требует незначительных усилий, в других – требует реализациимасштабных проектов.
Ещё одним немаловажным фактором возникновения и существованиякластера является географическая локализация. Локализация основных участниковкластера, а также транспортная и информационная инфраструктуры обусловливаютвозможность реализации взаимодействия между участниками кластера – кооперации,обмена технологиями, идеями, подготовленным персоналом. В настоящее время всвязи с развитием транспортных сетей и современных средств связи (Интернет,электронная почта) границы кластеров расширяются.
2 Экономические кластеры взарубежной и российской практике
2.1 Зарубежный опыт кластеризации
Теория кластеров используется дляформирования экономической политики многих стран мира, а также их регионов.Кластерная политика является важной составляющей государственных экономик.
Под кластерной политикой понимаются меры, направленные наповышение конкурентоспособности кластеров данного региона путем вовлечения вданный процесс фирм кластера, а также государственных структур и научныхинститутов. Кластерная политика во многом определяет микроэкономическуюполитику государства, и при ее разработке учитываются региональные,инвестиционные и другие аспекты, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса.
Во многих зарубежных странах (Финляндия, Германия, Япония,Китай и др.) уже сформировались кластеры в различных отраслях промышленности(машиностроение, стройиндустрия, лесная промышленность и т.д.), которые успешнофункционируют и позволяют судить не только о необходимости формированиякластеров, но и об эффективности их работы как со стороны участников кластера,так и в рамках региона или страны в целом.
Рассмотрим основные особенности развития зарубежныхкластеров.
В первую очередь следует отметить, что кластеры имеютсвойство не замыкаться в своей отрасли, а распространяться на смежные.Например, лидерство фирм США наблюдается не только в компьютеpостpоении(«ИБМ», «Делл», «Хьюлетт-Паккаpд»,«Эппл»), но и в производстве программного обеспечения к ним (мировойлидер – «Майкрософт», а также его наиболее сильные соперники – «Оракл» и др.),и в изготовлении микропроцессоров («Интел», «Мотоpолла»).
Формирование таких многоотраслевых коопераций сильных фирм –не случайность, а закономерный результат передачи по технологическим цепочкампреимуществ высокой конкурентоспособности от фиpмы-pодоначальницы кластера кпpедпpиятиям-смежникам. Например, толчок к выдвижению Швеции в числовысокоразвитых государств создали конкурентные преимущества фирм горноруднойпромышленности, объясняющиеся природным легированием[10]шведской железной руды. Далее высокая конкурентоспособность распространилась напотребителей руды – на металлургические компании. Из уникальной руды можно быловыпускать столь же уникальные, качественные стали. Последние, в свою очередь,способствовали международному успеху производителя шарикоподшипников «СКФ»,делавшего из шведской стали лучшие в мире подшипники. Так, шаг за шагом,первоначальный импульс охватил широкий спектр машиностроительных компаний,которые вплоть до настоящего времени составляют конкурентоспособное ядрошведской экономики.
Выигрывает от успешного развития кластера не только егоближнее окружение. Кластеры выполняют роль точек роста внутреннего рынка и базымеждународной экспансии[11]для всей национальной экономики[12].
Так, быстрое развитие японской экономики началось в 50--60-егоды ХХ века с формированием мощного кластера металлургия-судостроение. Этоткластер и положил начало успехам страны на мировом рынке. Вслед за первым вэкономике кластером образуются новые, в основном взаимосвязанные с первым,кластеры в следствие чего увеличивается международная конкурентоспособностьстраны. Не без опоры на мощную металлургию в Японии развивалосьавтомобилестроение, позже сформировались электротехнический и электронныйкластеры.
Высокая конкурентоспособность этой страны держится именно на отдельныхкластерах, в то время как за их пределами даже самая развитая экономика можетдавать посредственные результаты. В этом и кроется объяснение уже упомянутогофакта, что та же Япония, имея мощные автомобильные, электротехнические,электронные фирмы, существенно отстает в химическом и фармацевтическом секторахи уж совсем слаба в аэрокосмической сфере.
Можно подчеркнуть и еще одно принципиально важноеобстоятельство: стимулирование кластерных механизмов ростаконкурентоспособности за последние полвека неоднократно становилось основойвыдвижения целых стран в элиту наиболее развитых стран мира[13].Наиболее ярким примером резкого роста международной конкурентоспособности наоснове государственной поддержки кластеров является опыт Финляндии. Согласнорейтингам, составляемым по заданию Мирового экономического форума, Финляндия впоследние годы регулярно занимает первые места как в рейтинге перспективнойконкурентоспособности (Growth Competitiveness Index), так и в рейтинге текущейконкурентоспособности стран (Business Competitiveness Index), обгоняя такиеведущие индустриальные державы, как США, Япония, ФРГ (см. Приложения 3). Приэтом политика подъема конкурентоспособности в Финляндии совершенно официальноопирается на кластерную теорию (портеровская модель «Даймонд»,усовершенствованная финскими экономистами за счет включения блока«Международная деловая активность»).
Как характеристика роли кластеров в развитии инновацийпоказательны результаты исследований, которые проводились по инициативе Еврокомиссиив 2006 г. в 25 странах-членах ЕС, нескольких странах-кандидатах на вступление вОбъединенную Европу, а также в Норвегии, Швейцарии и Исландии. В рамкахисследования были проведены опросы топ-менеджеров более чем 3,5 тыс. компаний[14].
В процессе исследования выявлено, что в среднем каждаячетвертая компания (с числом занятых не менее 20 человек) в ЕС работает вкластерной среде, характеризуемой тесной кооперацией с другими местнымикомпаниями и сильными связями с локальной бизнес-инфраструктурой. Большинствокомпаний (57%) отмечают наличие обмена опытом внутри кластера; а 55% компанийговорят об обмене информацией, касающейся технологий; 43% фирм заявляют, что ихкластеры обеспечивают доступ к исследовательской инфраструктуре(исследовательскими лабораториями и пр.).
По результатам данного исследования большинство менеджеровкластерных компаний признают, что государственные власти играют важную, если неосновную, роль при поддержке кластеров (2/3 компаний разделяют это мнение). Ониполучают наиболее значимую поддержку государства в форме поиска и опубликованияинформации (организация публичных мероприятий – 45%, обеспечение передачиинформации – 43%), и 44% компаний также отмечают, что власти помогаютподдерживать региональную/кластерную репутацию. В ЕС 41% кластерных фирм такжеотмечают, что власти внесли вклад в финансирование специфических проектовкластера.
Данные результаты исследования, по мнению автора, по правуможно считать характерными чертами зарубежных кластеров.
2.2 Кластеры в российскойпрактике
В Российской Федерации уделяется значительное вниманиекластерному вопросу. Примером тому являются не только разработки учёных вданной сфере, но и законодательное закрепление экономики ряда субъектов.
Кластеры возникают и успешно развиваются в тех регионахРоссии, где существуют объективные условия для формирования этого типаобъединений предприятий и организаций. Такими условиями, как отмечалось ранее,являются наличие групп предприятий, тесно связанных технологиями производствакакого-либо конечного продукта, сложившаяся территориальная системараспределения ресурсов, разделения труда и специализация отдельныхтерриториально-производственных комплексов, поддержка органов государственногоуправления как федерального, так и регионального масштабов.
Итак, в качестве «кандидатов» на роль российских кластеров обычноуказываются фирмы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и аэрокосмическаяотрасль, поскольку по существу лишь в этих отраслях можно говорить обобщепризнанно высокой международной конкурентоспособности российской продукции.Российские нефть, газ, алюминий, боевые самолеты, ракеты ПВО и т.п. несомненнозарекомендовали себя на мировых рынках.
Бесспорно, производство перечисленных товаров в Россииконкурентоспособно по самым строгим международным меркам. Справедлив вопрос,следует ли в данном случае говорить именно о кластерах? Ведь их преимуществаприобретены не в результате конкуренции, а внерыночным путем: либо как«советское наследие» (фирмы оборонно-промышленного комплекса), либо как дарприроды (компании сырьевого сектора)[15].
Дело тут, разумеется, не просто в истории возникновения, а всути ситуации. Конкурентные преимущества, достигнутые благодаря взаимномупротивостоянию фирм кластера, являются самоподдерживающимися, а, следовательно,и устойчивыми. Ни одна из компаний не может позволить себе расслабиться из-заугрозы того, что конкуренты немедленно воспользуются заминкой в ее развитии.Иное дело – преимущества нерыночного происхождения. Они неорганичны для фирмы ипотому вполне могут не только поддерживаться и наращиваться, но ирастрачиваться, проедаться. Ведь и созданы-то они были некогда не усилиямисамой фирмы (или, точнее, не одними ее усилиями), но, прежде всего, внешнимифакторами.
К примеру, не каждый российский нефтегазовый комплексспособствует формированию вокруг себя кластера высоко конкурентоспособных фирм.Вполне вероятна растрата конкурентных преимуществ как самим ядром кластера(скажем, сокращение разведанных нефтяных запасов), так и вовлеченными в егоорбиту предприятиями.
О том, что такие негативные явления далеко не единичны говорятмногие именитые специалисты. К примеру Майкл Портер в рамках презентациирейтинга международной конкурентоспособности Мирового экономического форума за2003 г. отмечал: «Главная сила вашей страны — это огромные запасы природныхресурсов, хорошая рабочая сила и научно-техническая база, а также доставшаясяей в наследство от закрытой советской экономики отлаженная система обеспечения.К сожалению, все эти сильные стороны недостаточно эффективно используются. Да,у России есть такие ресурсы, которым позавидует подавляющее большинство остальныхстран, — необходимы десятилетия для того, чтобы сформировались рабочая сила инаучно-техническая база, подобные российским. Но Россия не может использоватьвсе эти богатства, поскольку никак не выберется из проблем регулированияэкономики. До сих пор все ее экономические успехи были связаны в основном сэксплуатацией природных ресурсов. Иными словами, ваша страна пока проживаетунаследованные богатства и не слишком хорошо сама создает новые богатства» [16].
Из данного утверждения следует, что в России «готовых»кластеров пока нет (или на тот момент ещё не было). В любом случае, нет таких, которыедобились значимой по мировым меркам конкурентоспособности в ходе взаимногосоперничества и соревнования.
Однако можно смело утверждать, что формирование кластеров в странеосуществляется. В Российской Федерации на самом высоком уровне подчеркиваетсяактуальность повышения конкурентоспособности экономики страны. Реализацияданной цели осуществляется, в том числе, в рамках проекта «Формирование иподдержка кластерных инициатив». Цель стратегии развития кластерных инициатив –идентификация 3-4 перспективных кластеров с целью создания индустриальнойосновы для повышения конкурентоспособности и диверсификации региональнойэкономики, а также подтверждения жизнеспособности кластерного подхода в России.Таким образом, национальная конкурентоспособность — лишь вершина пирамиды,основа которой – конкурентоспособные территориальные промышленные кластеры, асреднее звено – конкурентоспособность регионов (см. Приложение 4).
Рассмотрим некоторые регионы, в которых ведётся кластернаяполитика. Одним из таковых является Нижегородская область, где ещё в условияхцентрализованной экономики начали формироваться следующие промышленныекластеры:
1) энергетическийкластер (производство энергии, средства её передачи и распределения,оборудование для них);
2) кластер лесной идеревообрабатывающей промышленности (производство целлюлозы, картона, бумаги,мебели, строительных материалов, заготовка и транспортировка леса, машин иоборудования для них, химикатов для производства);
3) кластерхимической и нефтехимической промышленности (переработка нефтепродуктов,промышленная химия, химикаты специального применения, продукция химическойпромышленности общего назначения);
4) металлургическаяпромышленность (металлопрокат, литьё, трубы, оборудование);
5) металлообработка(производство станков, спецсталей, автоматизация производства, программноеобеспечение) и другие[17].
Что касается Красноярского края, то здесь можно говорить овозможности формирования кластеров в лесопромышленности, агропромышленности,ювелирной промышленности и в транспортной сфере.
Рассматривая экономическое развитие Самарской области следуетупомянуть такие кластеры как Поволжский автомобильный и Самарский космический(см. Приложение 5), а так же Авиационный промышленный кластер.
В Томской области в последние годы идёт активное формированиерегионального кластера, функционирующего в интересах нефтегазового комплексаЗападной Сибири. В его состав входят университеты, научные и проектно-техническиеинституты, машиностроительные и строительно-монтажные организации, малыенаукоёмкие предприятия[18].Формирование кластера осуществляется в процессе выполнения программысотрудничества предприятий и организаций г. Томска с наиболее крупнымидобывающими и транспортирующими нефтегазовыми компаниями, работающими натерритории Томской области.
Итак, несмотря нафактическое наличие формирующихся кластеров в различных регионах РоссийскойФедерации, кластеризация экономики остаётся одной из целей экономическойполитики страны, эффективным средством решения тех масштабных задач, которыестоят перед Россией.
2.3 Влияние процесса глобализации на развитиекластеров
Говоря оглобализации, сначала следует определить само понятие. Глобализация — процессвсемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации[19].Для экономических аспектов глобализации характерны свободная торговля,свободное движение капитала, рост числа и размера слияний компаний внутристран, тенденция к аутсорсингу непрофильной деятельности компанийспециализированным компаниям, тенденция к большей открытости предприятий имногое другое. Нетрудно заметить, что данные аспекты глобализации экономикиприсущи и кластерному развитию.
Итак, глобализация оказывает воздействие на кластеры,способствуя повышению их конкурентоспособности на мировом рынке. Подвоздействием конкуренции и с целью повышения рентабельности компании,расположенные в кластере, вынуждены перемещать производство в регионы с болеенизкими издержками. В отраслях обрабатывающей промышленности преимуществоместоположения способствует снижению стоимости продукции.
Глобализация кластеров проявляется в нескольких формах,причем наиболее простой является рост экспорта товаров и услуг фирмами,расположенными в данном кластере. Другой формой является расширение экспортапромежуточных товаров, машин и оборудования, что может привести к увеличениюдоли торговых операций, приходящихся не на конечного производителя товара. Ввысокотехнологичных отраслях (производство компьютеров и др.), а также впроизводстве капитального оборудования и строительных материалов зарождаетсякреативная конкуренция[20].Например, в производстве керамической плитки промышленные кластеры в Испании иБразилии применяют технологии лидера этой отрасли – итальянского кластераСассуоло (см. Приложение 6).
Влияние глобализации на развитие кластеров проявляется, когдаконечные производители начинают импортировать компоненты и оборудование илипроизводить их самостоятельно, например при аутсорсинге: материнская компанияпередает часть операций с небольшой добавленной стоимостьюфирмам-субподрядчикам. К примеру такие компании как Benetton и Iкеа создалимеждународные сети, сотрудничающие с производителями во многих странах мира,покупая их продукцию, способствуя повышению эффективности местной экономики.
Аутсорсинг способствует делокализации деятельности даннойкомпании, когда она переносит производство продукции в регионы с более дешевойи относительно квалифицированной рабочей силой (так, средняя зарплата рабочегов Италии в текстильной промышленности в 11 раз выше, чем в Польше). В Азии впоследние десятилетия также отмечаются подобные тенденции. Например, многиекомпании легкой промышленности Тайваня и Гонконга перенесли деятельность в КНР.В Гонконге делокализация, коснувшаяся обувной и текстильной промышленности,способствовала увеличению выпуска продукции в 1980-2000гг. в 10 раз и повышениюконкурентоспособности легкой промышленности.
Еще один тип проявления глобализации связан с привлечениемпрямых иностранных инвестиций (ПИИ), которые способствуют обеспечениюзарубежных рынков конечными товарами посредством финансовых вливаний вфирмы-производители (поставщики) промежуточных товаров и оборудования.Например, японские автомобильные компании основывают кластеры за рубежом, какправило копируя собственные кластеры.
Воздействие глобализации на кластеры опосредуетсягосударственной политикой. Правительства могут защищать промышленные округа отиностранной конкуренции, используя протекционистские меры, поддерживая местныхпроизводителей, хотя их продукция неконкурентоспособна. Правительство можетфинансировать повышение квалификации рабочих, способствовать формированиюкластеров, если выгоды, создаваемые данным кластером, обеспечивают повышениеконкурентоспособности страны.
Глобализация воздействует на кластеры также посредствоммобильности капитала, т.е. покупки местных предприятий транснациональнымикомпаниями. Это двояко сказывается на функционировании кластера. С однойстороны, приобретение крупной компанией нескольких малых предприятий в округеможет привести к разрушению тесных, порой неформальных связей между фирмами вкластере, и отношения внутри кластера становятся в основном вертикальными. Сдругой стороны, приход ТНК может положительно влиять на развитие кластераблагодаря распространению инноваций и расширению рынка сбыта для малых исредних предприятий кластера.
Импорт продукции из стран с более низкими издержкамипроизводства (КНР и др.) оказывает негативное воздействие на кластеры. При этомстраны-импортеры не стремятся создавать производства в данной стране, а создаютмощные дистрибьюторские каналы сбыта своей продукции. Такое негативноевоздействие на кластеры наблюдается в Италии, Франции, Испании и Германии.
После того, как в 2005г. были сняты все ограничения на ввозкитайской одежды и обуви в страны Евросоюза, экспорт товаров из КНР в ЕС возросна 46% (по некоторым товарам – в 10 раз). Экспансия китайских товаров наевропейский рынок наносит ущерб особенно итальянским фирмам, занимающим по экспортуодежды второе место после Китая (их доля составляет 8% мирового рынка). Приэтом цены, по которым Китай поставляет продукцию легкой промышленности наитальянский рынок, ниже затрат местных производителей на покупку материалов. Внастоящее время китайские фирмы контролируют в Италии более 60% рынка одеждынизшего ценового сегмента и расширяют присутствие в среднем ценовом сегменте.
В связи с этим один из применяемых в Италии методов борьбы сдешевым импортом из стран Азии получил название Made in Italy. Суть его в том,что малые и средние итальянские фирмы начинают продвигать свои торговые марки,указывая, что товар сделан именно в Италии, подчеркивая его качество ипринадлежность к дорогостоящему ценовому сегменту. Для повышенияконкурентоспособности итальянские кластеры должны перепрофилироватьпроизводство на более высокий ценовой сегмент, повысить качество продукции идобавленную стоимость. Такие мультинациональные компании, как Аrmani, Bulgari,Dolce & Gabana используют высокоприбыльную стратегию, продавая вначале своюторговую марку, а затем товар.
В целом, говоря о влиянии глобализации не кластеры, следуетотметить, что несмотря на наличие как позитивных так и негативных аспектовглобализации, отношения внутри большинства кластеров (промышленных округов)сохраняют горизонтальный (между фирмами округа), а не вертикальный характер,причем связи внутри кластеров под воздействием процесса глобализацииусложняются.
3 Достоинства и недостатки экономическогокластера
3.1 Достоинства кластера
Отличительнойособенностью кластера является возникновение в его рамках ряда положительныхэффектов, обеспечивающих сравнительные преимущества данной форм организациимежфирменных взаимосвязей[21]. В первую очередь это эффект масштаба производства, основой которого служитналичие в лице одной из фирм кластера ядра инновационной активности. Вторымположительным эффектом, характерным для кластеров, выступает эффект охвата. Вобщем случае он возникает при существовании фактора производства, который можетбыть использован одновременно для получения нескольких видов продукции. При группировкефирм в кластер эффект охвата значительно усиливается, поскольку возникаетвозможность использовать такой многофункциональный фактор на самыхразнообразных предприятиях при минимальных трансакционных издержках, связанныхс его передачей.
Третьим положительнымэффектом кластера является эффект синергии, который возникает, например, приобщей стандартизации продукции. При действии этих трёх эффектов (масштаба,охвата и синергии) неприбыльные предприятия кластера могут преодолеть нижнююграницу рентабельности с помощью специализации, обеспечивающей повышениепроизводительности труда и снижение себестоимости производимых благ. Тем самымпредприятия кластера получают дополнительные конкурентные возможности.
Кроме того, синновационным кластером связано понятие так называемого триггерного эффекта. Онвозникает, когда для осуществления первичной инновации или первичногопроизводства необходимо произвести множество дорогостоящих вторичных изменений,в результате чего прибыль от базисной инновации или производства можетоказаться даже меньше издержек требуемой реорганизации. У отдельной фирмыопасность возникновения такого эффекта достаточно велика. В кластере же фирмымогут минимизировать затраты на подобные вторичные изменения, что позволяет имвнедрять самые разнообразные технологии. При этом характерная для кластеракоммуникационная сеть создаёт особо благоприятные условия для их быстрогораспространения.
Основой дляразвития кластерной системы взаимосвязей является исторически сложившаяся врегионе структура производства. Крупные компании, как правило, устанавливают смалыми и средними фирмами отношения поставок, что позволяет достаточно быстровнедрять технологические новшества, способствующие общему экономическому росту.Но доминирующее положение на рынке больших компаний может и тормозить развитие.Часто такие компании полностью контролируют инфраструктуру и политическиеинституты региона, а мелкий бизнес им нужен только в качестве поставщикаполуфабрикатов и комплектующих изделий. Именно с таким типом сетей связаныпочти все факторы, определяющие застой в традиционных отраслях.
В свою очередькластерные межфирменные взаимодействия, стимулирующие инновационную ипроизводственную активность, требуют организации преимущественно погоризонтали. Это позволяет использовать гибкую специализацию, облегчаетзаключение контрактов и способствует ускорению распространения инноваций.[22]
Участники кластерапри объединении ресурсов вносят свой вклад в виде денежных средств, технологий,патентов, торговых марок (включая франчайзинг), ноу-хау, квалифицированногоперсонала. При этом ими проводятся постоянные консультации с тем, чтобыопределить, какие именно нужны ресурсы для совместных проектов, что требуетсядля их эффективного использования, как распределяются затраты и выгоды. Но ониостаются полностью самостоятельными в других направленияхнаучно-исследовательской и производственной деятельности.
Такая кооперацияпозволяет значительно снизить риски её участников, расширяет ресурсныевозможности, в том числе посредством использования кооперирующимися сторонамиквалификации и компетенции партнёров, приводит к экономии затрат наисследования и разработки за счёт исключения их дублирования и увеличенияпродуктивности.
Можно утверждать,что кластеры связанных между собой фирм и организаций, проводящих исследованияи разработки, позволяют минимизировать или на определённый период совсемустранить такие препятствия при осуществлении инновационной и производственнойдеятельности, как недостатки ресурсов, низкую мотивацию, конфликты интересов,плохие способы коммуникации и возможный дефицит доверия.
3.2 Недостатки кластера
Помимо указанныхвыше несомненных достоинств кластеров, можно говорить и об их недостатках.
Как утверждалосьранее, кластер является формой повышения конкурентоспособности как в пределаходной страны, так на международном рынке. В результате усиления конкуренции сзарубежными производителями возрастает эластичность спроса на рабочую силу вкластерах, что может привести к стагнации зарплаты или к повышению в них уровнябезработицы.
Как показываетпрактика отраслевых кластеров, иногда отношения внутри кластеров могут стать«излишне тесными», и тогда, при широком сотрудничестве с госорганами,т.е. при государственном регулировании кластеризации, это, в большинствеслучаев, может привести к коррупции в чиновничьих рядах. Кроме того, формированиеи деятельность кластеров может привести к конфликту между отдельными смежнымиминистерствами и ведомствами.
Один из подводныхкамней госуправления кроется в том, что общая политика и действия отдельныхведомств не согласованы друг с другом и страдают отсутствием преемственности.Порой это выливается в то, что одно министерство издает правила и нормативы,которые противоречат правилам другого смежного министерства.
Кроме всегопрочего, делая ставку на кластерное развитие, необходимо учитывать такиепобочные явления, как возможность эффекта блокировки компаний, т.е. неисключено, что одиночные компании будут более конкурентоспособными по сравнениюс кластерными.
Также существуетпотенциальная угроза излишняя «брендизации» кластера. Процессу брендизациитермина «кластер» должно уделяться особое внимание, так как в большинствеслучаев само понятие кластер автоматически воспринимается какконкурентоспособный. Именно поэтому многие регионы активно используют этотбренд.
Другими подводнымикамнями кластеризации можно считать:
Можно выделитьследующие подводные камни кластеризации:
· Уязвимость.Специализация может вызвать уязвимость региона. Технологическая прерывистостьможет подорвать определенные преимущества кластера.
· Эффектзамкнутости. Чрезмерная уверенность относительно локальных контактов и«молчаливого» знания, в комбинации с пренебрежением внешними связями инедостатком предвидения, может объяснить эффект замкнутости, обусловленныйпреобладанием устоявшихся практик.
· Негибкость.Жесткие существующие структуры рискуют задерживать радикальную переориентациюили препятствовать необходимой перестройке.
· Уменьшениеконкурентных давлений. Кооперация может вызвать сокращение конкурентныхдавлений и, следовательно, движущих сил инновации.
· Синдромсамодостаточности. Привыкая к прошлым успехам, кластер может быть не всостоянии распознать изменяющиеся тенденции.
· Внутренний спад.Также как социальный капитал может быть необходим для формирования базисаразвития кластеров, последний может подорвать и даже уничтожить социальнуюткань, которая подкрепляла его[23].
Рассматриваявзаимосвязь участников кластера, нельзя не согласиться с тем, что, ориентируясьтолько на внутренние отношения, субъекты кластера рискуют не только потерейсамостоятельности, но и, в случае выхода из кластера, отсутствием надежныхэкономических агентов.
Синдромсамодостаточности, на мой взгляд, является острой проблемой кластеризации. Кластеры,будучи формой повышения конкурентоспособности, подразумевают в большинствеслучаев крупную научную деятельность, создание новых технологий,инновационность в целом. Синдром самодостаточности, однако же, тормозит, еслисовсем не останавливает, научную деятельность кластера, а это, в свою очередь,есть торможение технического прогресса. Уменьшение конкурентных давлений какнедостаток кластера, по моему мнению, тесно связан с синдромомсамодостаточности кластера.
Таким образом,выявлены основные недостатки кластеризации, устранение которых должно статьзначимой частью кластерной политики любого региона или страны в целом.
3.3 Перспективыи задачи кластеризации в России
Актуальностькластеризации существенно возрастает в условиях кризиса, что связано снесколькими факторами. Прежде всего, нужно заметить, что деструктивныетенденции могли бы быть гораздо менее масштабными, если бы в российскойэкономике уже использовался кластерный подход. Он дает широту восприятияситуации на рынке. Обособленность игроков лишает их большого количестваинформации не просто необходимой, а, в некоторых случаях, жизненно важной, в товремя как в кластерах происходит постоянный обмен различного рода информациеймежду участниками кластера.
Сегодня компании нарынке похожи на людей, которые работают на одном этаже, но в разных комнатах:каждый пытается справиться со своими проблемами самостоятельно. При этомподслушивает и подглядывает, чтобы определить, что творится у ближайшихсоседей. Но есть альтернатива: убрать стены, сесть за стол переговоров исформировать максимально эффективную стратегию поведения в сложившихсякризисных условиях. Иными словами, «выживание» – неплохая стратегия, но она несоздает базу для кардинального решения проблем и движения вперед.[24]
Приближениеэкономического спада можно было бы предвидеть, опираясь на экономическиевыкладки, ещё до осени 2008 года. Некоторые предприятия проигнорироваликризисные тренды, и сейчас их положение незавидно. Многие компании началиготовиться к грядущим изменениям, но делали это каждая по-своему, основываясьна ограниченных сведениях и субъективном видении. Тесная взаимосвязь междузвеньями кластера принесла бы значительную выгоду: информацию и возможностькомплексного решения проблемы, от которого бы выиграли все, в том числе ипотребители.
В последние годыкластеры вызывают интерес не только у российских экономистов ипредпринимателей, но и у представителей органов власти. Так, в 2006 годуМинэкономразвития (МЭРТ) при помощи Академии народного хозяйства, Министерстваобразования и науки подготовило проект «Концепции развития территориальныхпроизводственных кластеров».
В нашей странеуровень доверия между бизнес-структурами очень низок. Поэтому для того, чтобыони сели за стол переговоров и пришли к конструктивному решению, безусловно,требуется инициатива государства. Во-первых, оно выступает в качестве арбитра,третейского судьи, обладает полным объемом данных, тогда как у каждого изучастников потенциального кластера информация представлена фрагментарно. Крометого, государство – гарант того, что сторона, сегодня согласившаяся на уступкив рамках кластера, получит преференции в заранее оговоренные сроки и в заранееопределенном виде. Во-вторых, формирование кластера затрагивает экономическиезадачи государственного масштаба, соответственно, его поддержка необходима. Кзадачам такого типа относится защита внутреннего рынка и выход на внешний врамках каждой из отраслей.
Итак, формированиенеобходимой аналитической базы и проведение системы мероприятий поинформационной поддержке реализации кластерной политики на федеральном ирегиональном уровнях является первоочередным шагом, направленным наформирование благоприятных условий для достижения успеха в ходе реализациикластерной политики.
В рамках данногонаправления для достижения успеха в проведении кластерной политике в нашейстране должны быть реализованы следующие мероприятия:
· выявление имониторинг кластеров в субъектах Российской Федерации;
· проведениеисследований барьеров и возможностей развития отдельных кластеров или группкластеров;
· реализацияспециализированных образовательных программ по вопросам разработки и реализациикластерной политики на уровне субъектов Российской Федерации;
· проведениеспециализированных конференций и форумов, посвященных кластерной политике;
· поддержка участияроссийских делегаций на ключевых международных конференциях, посвященныхкластерной политике;
· формирование базыданных кластерных инициатив на региональном уровне[25].
Важным направлениемреализации кластерной политики является интеграция кластерного подхода вфедеральную политику развития отдельных отраслей и секторов экономики, которуюреализуют соответствующие министерства и ведомства. В этой связи неоюходимаинтеграция кластерного подхода в программы развития отдельных отраслей. Такженеобходима интеграция кластерного подхода в развитие инфраструктурных секторов (общееи профессиональное образование, финансирование НИОКР, транспортнаяинфраструктура, энергетическая инфраструктура и др.)[26].
Итак, неоспоримото, что для повышения конкурентоспособности и улучшения экономическогоположения каждого региона и всей страны в целом, необходимо проведениеэффективной экономической политики. Кластерная политика является вполне для этогоподходящей. Но само её проведение требует проведения определённых мероприятийдля достижения поставленных целей.
По мнению автора,из-за особенностей экономического развития нашей страны, проведение кластернойполитики будет проходить достаточно долго и столкнется с определённымитрудностями, но это не означает, что данная политика не будет являтьсяэффективной для нашего государства.
Заключение
Кластер – этоиндустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрациисетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей,связанных технологической цепочкой, и выступающих альтернативой секторальномуподходу.
Кластер обладаетособыми характеристиками, такими как крепкие связи между участниками кластера, географическаяконцентрация, развитая информационная сеть, чёткая специализация внутрикластера, инновационная предрасположенность и др.
Можно утверждать,что типичный кластер включает в себя компании как малого так и среднегоразмера, каждая из которых не получает значительных выигрышей от конкуренции сдругой входящей в кластер компанией, но компактное расположение являетсявыгодным, так как появляется возможность использования специализированныхресурсов. Упоминая о территориальном расположении кластеров, следует упомянуть,что сами границы кластеров достаточно размыты и чётко не определены.
Кластеры вэкономической науке классифицируются по разным признакам, поэтому существуетнемало классификаций кластеров, из которых две были подробно рассмотрены вработе.
Кластеры могутпоявляться как стихийно, естественно, так и формироваться искусственно, подконтролем властных органов, но для самого возникновения, существования ифункционирования кластера необходимы некоторые условия, а именно:
· наличиесоответствующих инфраструктур;
· наличиеоформленной организационно-коммуникативной структуры, выполняющейуправленческие функции и обеспечивающей формирование инновационного сообществакак субъекта развития территории, действующего в партнерстве с бизнесом,центральными и местными властями;
· вписанностькластера в рамки промышленной и региональной политики центральных властей,принимаемые местным инновационным сообществом;
· использованиеновых управленческих технологий
· предпринимательскаяинициатива
· возможность и/илинеобходимость совместного использования хозяйствующими субъектами одного илинескольких объединяющих факторов.
Каждый кластер всвоём развитии проходит пять основных этапов: агломерация, возникающий кластер,развивающийся кластер, зрелый кластер, трансформация. Характеристики каждойстадии развития кластера представлены в работе.
В работерассмотрены основные черты зарубежных кластеров, а также выявлены особенностикластеризации в России. Для зарубежных кластеров характерно распространениепроизводственной ориентации кластера на смежные отрасли, возникновение иразвитие кластеров «по цепочке», т.е. последовательное возникновение и развитиевзаимосвязанных кластеров, а также обеспечение отдельными кластерамиконкурентоспособности целой страны.
Что касаетсяРоссии, то здесь возникает вопрос о самом существовании кластеров в стране.Правомерно утверждать лишь о формировании отдельных, а не о существовании уже«готовых» кластеров, хотя мнение различаются и многие утверждают уже о наличиисформированных функционирующих кластеров. Из-за особенностей экономическогоразвития страны, кластерная политика России не может проводиться идентичнокластерной политике других стран, поэтому для наиболее эффективного создания иразвития российских кластеров необходима выработка определённой программы.
Следует отметить,что в настоящее время в России активно обсуждается возможность применениякластерного подхода к регулированию социально-экономического развитиятерриториальных систем различного уровня: от национальных до муниципальных.Разработан проект «Концепции развития кластерной политики в РоссийскойФедерации», так и остающийся проектом к настоящему моменту.
Необходимо указатьна существенное влияние, оказываемое на кластеры процессом глобализации, чторезультируется в повышении конкурентоспособности кластеров на мировом рынке,росте экспорта товаров и услуг фирмами-участниками кластеров, зарождениикреативной конкуренции, а также в привлечении прямых иностранных инвестиций.
Одной из задачработы было выявление недостатков и достоинств кластерной систем. Данная задачабыла решена и нашла своё отражение в работе.
Итак, кдостоинствам кластеризации можно отнести эффект масштаба производства, эффектохвата, эффект синергии, снижение триггерного эффекта, присущегосамостоятельным, независимым компаниям, и др.
Но, не смотря наявные достоинства кластеров, им присущи и некоторые недостатки, а именно: вероятностькоррупции в чиновничьих рядах и конфликт между отдельными смежнымиминистерствами и ведомствами при государственном регулировании кластеров,возникновение эффекта блокировки компаний, излишняя «брендизации» кластера идр.
Анализируяпроделанную работу, следует отметить, что поставленные в начале работы целибыли достигнуты. Автором было подробно рассмотрено само понятие кластера, атакже изучены условия его возникновения и развития. Были выявлены основные инаиболее существенные достоинства и недостатки, проанализировано развитиезарубежных и особенности формирования российских кластеров. Кроме того, важнымоказалось рассмотрение влияния глобализации на кластеры.
В процессенаписания работы, у автора сложилось собственное видение дальнейшего развитиякластеров и кластерной политики России в частности. Как и отмечалось ранее в даннойработе, кластерная политика нашей страны должна быть глубоко продуманной сучётом особенностей экономического развития страны, так как, на взгляд автораработы, оно является крайне самобытным.
В заключениихочется сказать, что кластерная политика действительно является эффективной дляповышения уровня конкурентоспособности отдельных регионов или стран в целом,поэтому формирование и развитие кластеров в России является важным дляповышения экономического авторитета страны и улучшения её экономики.
Список использованной литературы
I. Официальныедокументы:
1. «Концепциядолгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на периоддо 2020 года», Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от17 ноября 2008 г. N 1662-р
II. Монографии, коллективные работы,сборники научных трудов:
2. ПилипенкоИ.В. Конкурентоспособность стран и регионов в мировом хозяйстве: теория, опытмалых стран Западной и Северной Европы, М, 2005. С.491-502
3. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность иформы организации производства в постиндустриальных условиях /Постиндустриальная трансформация социального пространства России: сб. докл. М.:Эслан, 2006. С. 138-142.
4. ЧерноуцанЕ.М. Полюса конкурентоспособности как важнейшиё институт реализации новогокурса промышленной и региональной политики Франции / Проблемы государственнойполитики регионального развития России. Материалы Всероссийской научнойконференции. М: Центр проблемного анализа и государственно-управленческогопроектирования, 2008.
5. ЮдановА.Ю. Опыт конкуренции в России: причины успехов и неудач. М: Кнорус, 2008.С.19-38.
III. Статьи из периодических изданий:
6. АдамоваК.З. Кластеры: понятие, условия возникновения и функционирования / ВестникСаратовского государственного технического университета №34 — 2008. С.129-134.
7. АдамоваК.З. Кластерная политика как инструмент повышения конкурентоспособностинациональной экономики / Вестник Саратовского государственного техническогоуниверситета №38 — 2009. С. 172-177
8. ГрининЛ. Е. Глобализация и национальный суверенитет / История и современность, № 1 — 2009.С. 6-7.
9. ЕкимоваК.В., Федина Е.В. Теоретические аспекты использования кластеров в формированииконкурентоспособной экономики / Вестник уральского института экономики, управленияи права, №2 — 2009. С. 48-58.
10. ЗахаровВ.Я. Устойчивое экономическое развитие региона на основе формированияпромышленных кластеров / Вестник Тамбовского Государственного университета, т.11, вып. 3 — 2006. С. 388-397.
11. ИзместьевА.А. Формирование кластеров в свете закономерностей регионального развития /Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальскийгосударственный университет экономики и права), № 4 (60) — 2009. С. 61-66.
12. КитаевВ.П. Майкл Портер о России / Эхо планеты, №4 – 2004. С. 53-54.
13. КравцовЮ. Региональная инноватика модернизации / Экономика и бизнес, № 3 – 2010.С.15-18.
14. КуликовскийЯ. Сетевая экономика: создание кластеров способно решить многие проблемыроссийских компаний / Sales Business, № 7 — 2009. С.8-15.
15. ЛавриковаЮ.Г. Стратегические приоритеты пространственного развития регионов в сетевойэкономике / Вестник Уральского государственного технического университета –УПИ, №5 — 2009. С. 37-49.
16. ЛазареваЕ.И. Кластерная политика эффективной интеграции региона в процесс качественногоэкономического роста / Экономический вестник Ростовского государственногоуниверситета, № 3 — 2006. С. 283.
17. ЛитовченкоЕ.В. Интеграционно-активная стратегия формирования промышленных кластеров /Вестник Саратовского государственного технического университета, № 36 — 2008.С. 205-209.
18. МарковЛ.С. Экономические кластеры: понятия и характерные черты / Актуальные проблемысоциально-экономического развития: взгляд молодых ученых, 2004. С. 139-147.
19. МингалеваЖ, Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона / Мировая экономика имеждународные отношения, №5 — 2009. С.100-102.
20. НикитаевВ.В., Жефруа Филипп, Опыт создания и развития кластеров технического текстиляво Франции / Технический текстиль №22 — 2009.
21. ПушкаренкоА.Б., Филатов В.И., Ямпольский В.З. Нефтегазовый кластер Томской области /Всероссийский научный журнал «Регион: экономика и социология» №4 — 2009. С.143-148.
22. СавельеваЕ.А. Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособности Самарскогорегиона / Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета, №3- 2009. С. 178-192.
23. СергеевА.М. Институциональный анализ инновационных кластеров / Вестник УГТУ, №1 — 2008.С. 77-91.
24. СомоваЕ.Ю. Проблемы распада кластеров в экономическом пространстве современной Европы/ Современная Европа, №1 – 2010. С. 58-67.
25. ТатаркинА. Промышелнная политика как основа системной модернизации экономики России /Проблемы теории и практики управления, №1 — 2008. С. 11-19.
IV. Интернет-источники:
26. World Economic Forum, www.weforum.org/en/initiatives/gcp
27. Стратег.руhttp://stra.teg.ru/lenta/innovation
V. Иностранная литература:
28. Martin R., Sunley P. Deconstructing Clusters: Chaotic Concept orPolicy panacea? / Economic Geography, №3 — 2008.
29. Porter Michael E. Location, Competition and Economic Development:Local Clusters in a Global Economy / Economic Development Quarterly 14, no. 1,2000. Р. 15-34.
Приложения
Приложение 1. Ромб Майкла Портера
Знаменитый ромб Майкла Портера указывает на основные моменты, от которыхзависит конкурентоспособность страны или региона. Его четыре вершины: 1)устойчивая стратегия, структура и соперничество, 2) состояние спроса, 3)родственные и поддерживающие отрасли, 4) условия для факторов.
/>
Источник: Козуля И. www.sostav.ru/columns/opinion/2009/stat3.
Приложение 2
Определения кластера
/>
/>
Источник: Екимова К.В., Федина Е.В. Теоретические аспекты использованиякластеров в формировании конкурентоспособной экономики / Вестник уральскогоинститута экономики, управления и права, №2, 2009. С.50.
Приложение 3
Рейтинг перспективной конкурентоспособности (Growth CompetitivenessIndex)
Всеобщий индекс конкурентоспособности 2009–2010 гг. и 2008–2009 гг. в сравнении © 2009 Мировой экономический форум
Индекс 2009–2010
Индекс 2008–2009 Страна Занимаемая позиция Значение индекса Занимаемая позиция Швейцария 1 5,60 2 Соединённые Штаты Америки 2 5,59 1 Сингапур 3 5,55 5 Швеция 4 5,51 4 Дания 5 5,46 3 Финляндия 6 5,43 6 Германия 7 5,37 7 Япония 8 5,37 9 Канада 9 5,33 10 Нидерланды 10 5,32 8 Гонконг 11 5,22 11 Тайвань, Китай 12 5,20 17 Великобритания 13 5,19 12 Норвегия 14 5,17 15 Австралия 15 5,15 18 Франция 16 5,13 16
Источник: World Economic Forum, www.weforum.org/en/initiatives/gcp.
Приложение 4
Структура конкурентоспособной экономики
/>Источник: СавельеваЕ.А. Создание промышленных кластеров и повышение конкурентоспособностиСамарского региона / Вестник Самарского государственного аэрокосмическогоуниверситета, №3, 2009.
Приложение 5
Космический кластер Самарской области
/>
Источник: Савельева Е.А. Создание промышленныхкластеров и повышение конкурентоспособности Самарского региона / ВестникСамарского государственного аэрокосмического университета, №3, 2009.
Приложение 6
Кластер Сассуоло (источник: Гавриков Б.А. Италия –экономика и право. http:// polpred.com).
Кластер Сассуоло (в области Эмилия-Романья) включает220 предприятий, на которых трудятся в среднем по 100 человек. Ежегодно этоткластер производит более 330 млн м² керамической плитки (практическикаждую четвертую плитку в мире) на общую сумму более 3 млрд евро. Вывоз этойпродукции приносит стране почти 1,5% совокупного дохода от экспорта.