--PAGE_BREAK--1.2. Основные направления экономической политики КНР. Этапы и проблемы перехода Китая к рыночной экономике
Развитие КНР с конца 70-х годов связано с курсом на проведение экономической реформы и открытой внешнеэкономической политики.
IIIпленум ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшийся в декабре 1978г., принял решение о переносе центра тяжести в работе партии и правительства на решение экономических проблем и провозгласил задачу модернизации экономики страны. Этот пленум рассматривается в КНР как «великий переломный момент», с которого началось становление страны на правильный, отвечающий условиям Китая путь экономического развития. Хотя сроки выполнения программы модернизации, конкретные пути осуществления экономической реформы неоднократно пересматривались, основные цели остаются неизменными и заключаются в том, чтобы превратить Китай в богатое, демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.
Достижение поставленных целей связывается с построением «социалистической рыночной экономики», сочетающей использование двух хозяйственных систем: планово-распределительной и рыночной, постепенное внедрение элементов рынка и сокращение централизованного распределения, уменьшение доли госсектора при увеличении доли других форм собственности, сосуществование регулируемых государственных и свободных рыночных цен. Преобразование хозяйственного механизма рассматривается в Китае в качестве чрезвычайно сложной, масштабной задачи, требующей системного подхода и длительного периода времени, что, в частности, отмечалось в докладе Цзян Цзэмина на XVсъезде КПК в сентябре 1997г. По мнению китайского руководства, система социалистической рыночной экономики в полном объеме может быть создана в течение 20-30 лет путем преодоления множества трудностей и проблем[4].
Концепция экономических преобразований КНР за два десятилетия неоднократно пересматривалась и изменялась.
Первоначально, в конце 70-х годов XXв. реформы осуществлялись под лозунгом «плановая экономика — главное, рыночное регулирование — вспомогательное», когда основное внимание уделялось совершенствованию планового управления народным хозяйством с допущением договорных цен, развитием индивидуального сектора, появлением жестко контролируемых совместных предприятий, предоставлением госпредприятиям права сбывать сверхплановую продукцию, введением семейного подряда.
В период 1984-1990гг. официальной моделью преобразований было провозглашено создание системы социалистического товарного хозяйства. В программных документах КПК было заявлено о недопустимости противопоставлений планового хозяйства товарному и необходимости развития последнего как наиболее эффективного инструмента развития экономики.
Центральная роль отводилась реформе системы ценообразования — постепенное сокращение номенклатуры товаров, цены на которые централизованно устанавливаются государством, переход к свободному регулированию цен на потребительские товары. Реформа цен проводилась в несколько этапов. Первоначально были предприняты шаги по совершенствованию действующих государственных цен, их приближению к реальному уровню затрат. В значительной степени были увеличены традиционно заниженные цены на сельскохозяйственную продукцию и повышены цены на средства производства. В области механизма ценообразования происходила постепенная передача права установления цен от центральных к местным органам управления. На втором этапе стала осуществляться постепенная либерализация цен, которая охватывала все больший круг товаров производственного и потребительского назначения. Одновременно реформировались системы инвестиций, налогообложения, кредитная система, внешней торговли и иностранных капиталовложений, в экспериментальном порядке создавались рынки ценных бумаг и недвижимости.
В начале 1990-х годов рыночная ориентация реформы расширяется и в качестве целевой модели начинает фигурировать понятие «социалистической рыночной экономики». Важнейшей характеристикой «социалистической рыночной экономики», по мнению китайских специалистов, является ведущая роль общественной собственности при одновременном развитии многоукладности в экономике. Вместе с тем в понятие «общественной собственности» в 1990-е годы стали включаться не только государственная и коллективная формы, но и смешанные формы собственности. В отчетном докладе XVсъезду КПК (сентябрь 1997г.) было сказано, что акционирование государственных предприятий, когда контрольный пакет акций находится у государства или трудового коллектива, способствует укреплению роли общественной собственности в экономике страны и является элементом общественной собственности. Такой подход должен ускорить процесс реформирования государственных промышленных предприятий, одна треть которых является убыточными.
Задача реформирования государственных предприятий — в настоящее время наиболее сложная и масштабная проблема, стоящая перед экономикой КНР. Мероприятия по реформированию на государственных предприятиях КНР до последнего времени реализовывались «главным образом в направлении расширения их прав в хозяйственной деятельности при сохранении за государством права собственности на имущество предприятия. Основной имущественно-хозяйственной формой является система подрядно-хозяйственной ответственности предприятий, где наряду со старой системой отчисления прибыли осуществляется переход к системе налогообложения и практике возврата кредитов после уплаты налогов. Одновременно вводится акционерная система как более высокая форма имущественно-хозяйственной ответственности предприятий, которая используется по мере накопления опыта самостоятельной хозяйственной деятельности.
В ходе акционирования применяется дифференцированный подход. Не подлежат акционированию отрасли, имеющие отношение к новейшим технологиям оборонной промышленности, добыче редких металлов, и сфера, где действует госмонополия. Акционирование на предприятиях энергетики и транспорта допускается при условии сохранения контрольного пакета акций в руках государства. Акционирование остальных предприятий осуществляется при условии полной ответственности предприятий по своим прибылям и убыткам. Субъектами акционерной формы выступают государство, юридические и физические лица, иностранные партнеры при соблюдении приоритета государственных интересов. С развитием акционирования меняется классическое понятие государственной собственности, в ее состав входят не только госпредприятия, но и паи в акционерных и смешанных компаниях, которые могут быть как контрольным пакетом, так и просто долевым участием. Развитие реформы сопровождается процессом слияния и банкротств предприятий, что предопределяет динамичный характер изменений в составе государственного имущества. Ставится задача защиты интересов государства как собственника имущества.
В этих направлениях в КНР в последние годы осуществляется широкомасштабная работа: проводится повсеместная инвентаризация государственного имущества, разрабатывается нормативная база. В 1995-1996гг. были приняты «Временное положение о методах управления государственным паем в акционерных компаниях», «Положение об управлении и контроле за имуществом государственных предприятий» и другие документы. Всекитайская перепись промышленности, проведенная по состоянию на 1 января 1996г., позволила достаточно точно определить ситуацию с госимуществом в промышленности, где сосредоточена наиболее крупная его часть. Вместе с тем неясными остаются некоторые принципиальные аспекты создания системы управления госимуществом в КНР, в том числе вопрос о том, кто должен выполнять роль представителя интересов государства в акционерной компании и выполнять функции субъекта имущественных прав на государственное имущество. Разграничение системы, административного управления госимуществом со стороны правительственных ведомств и системы экономических субъектов, осуществляющих хозяйственное использование данного имущества, в условиях рыночной конкуренции представляет собой, по мнению китайских специалистов, центральное и наиболее сложное звено проблемы создания эффективной системы управления госимуществом в Китае. Чрезвычайно сложная и важная задача нынешнего этапа реформ в КНР состоит в разработке и осуществлении социальной политики, направленной на обеспечение интересов людей, занятых в народном хозяйстве. После событий на площади Тяньаньмэнь в 1989г. стало очевидно, что игнорирование социальных вопросов, возникающих в ходе проведения экономических реформ, может заметно затормозить развитие реформенного процесса и серьезно усилить социальную напряженность в обществе.
Сейчас Китай вступил в «период рекордно высокого уровня слияний и приобретений», в ходе которого около 90 % государственных предприятий страны перейдут в частные руки, т.е. будут приватизированы (термин «приватизация» в Пекине стараются не употреблять, там предпочитают другой термин – «преобразование характера собственности»). Правительство надеется, что частные владельцы помогут сделать убыточные компании, лежащие тяжелым бременем на китайской экономике, рентабельными. При этом учитывается, что приватизация приведет к росту армии безработных, тем более что уже 25 миллионов человек потеряли работу. Поэтому принято решение, что средства, вырученные от продажи госпредприятий, пойдут в первую очередь на поддержку неимущих слоев, в том числе на систему здравоохранения, пенсионную систему и систему социального обеспечения.[5] Также один из путей решения этой проблемы — создание малых предприятий, развитие индивидуального сектора, что, по различным оценкам, до 2006г. может решить проблему трудоустройства от 50 до 80 млн. человек, занятых на производстве в городах страны.
Кампания по приватизации возвещает, пишет «Washingtonpost», о наступлении нового этапа перехода от планового хозяйства к рыночной экономике. Однако в Пекине подчеркивают, что этот переход не тождествен отказу от государственного регулирования экономики. Китайское руководство в ходе экономических преобразований намерено и дальше сохранять «командные высоты» в экономике и прежде всего в стратегически важных для развития страны отраслях и производствах. Под контролем государства по-прежнему останутся на правах общенародной собственности земля, ее недра и природные ресурсы, в том числе месторождения полезных ископаемых.
Значительные изменения произошли в инвестиционной политике. Система мобилизации и распределения инвестиционных ресурсов в период до начала осуществления политики реформ основывалась на полном изъятии в госбюджет прибыли предприятий и дальнейшем распределении средств между регионами, отраслями, предприятиями. Ассигнования в экономику носили безвозмездный характер при упоре на административные методы хозяйственного управления. В период осуществления реформы были диверсифицированы источники финансирования. Наряду с государственными средствами активно используются средства коллективных, индивидуальных, частных и совместных предприятий, накопления населения.
продолжение
--PAGE_BREAK--Таблица 1.2.1. Удельный вес коллективных и индивидуальных капиталовложений в эк-ку
Осуществляется децентрализация государственных капиталовложений в сторону увеличения роли источников финансирования, находящихся в руках местных властей и государственных предприятий.
Бюджетное финансирование все в большей степени заменяется кредитованием капиталовложений, которое осуществляется специализированными банками (см. раздел 3.1. курсовой работы).
Одной из важнейших составных частей реформы стало восстановление многоукладной экономики. Курс на развитие многообразных форм собственности и способов хозяйствования был одобрен в основных государственных документах и объявлен долгосрочной линией. К началу 90-х годов XXв. в стране сложилось четыре вида собственности — государственная, коллективная, частная, индивидуальная. Каждая из них в свою очередь имеет многообразные способы хозяйствования.
Индивидуальные хозяйства работают на основе использования общественной собственности (аренда, подряд) и личной собственности на средства производства. Индивидуальный предприниматель использует в основном свой труд и труд членов семьи. Сфера индивидуального предпринимательства распространяется на такие области, как бытовое обслуживание населения, строительство, культура, операции с недвижимостью, розничная торговля.
Частными предприятиями, согласно законодательству КНР, являются хозяйства с числом наемных работников, превышающим восемь человек. Частный сектор стал развиваться на базе индивидуального сектора. В программных документах КНР отмечается, что необходимо поощрять развитие частного сектора, так как он функционирует в рамках экономики, основанной на общественной форме собственности, и не может занять господствующие позиции в стране, а определенное развитие частного сектора стимулирует производство, увеличивает занятость, оживляет рынок. Большую хозяйственную самостоятельность получили предприятия коллективного сектора. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов.
Особо значительны процессы, которые произошли в коллективном секторе китайской деревни после перехода сельского хозяйства на подворный подряд, прямо увязывающий доходы крестьянского двора с объемом произведенной им продукции. В 60-70-е годы XXв. сельскохозяйственные народные коммуны считались коллективным сектором, однако по существу, т.е. по характеру распоряжения собственностью, коллективными они не были. Государство контролировало процесс производства и процесс распределения конечного продукта. В результате та форма хозяйствования не смогла обеспечить высокий уровень производительности труда.
Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне, активизировал человеческий фактор и способствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Изменяющаяся структура потребления предъявляет новые требования к производственной структуре сельского хозяйства в отношении качества и ассортимента. Возникла сложная проблема — несоответствие между существующей структурой сельскохозяйственного производства и меняющейся структурой общественного спроса на продукты питания. Решение проблемы связано с повышением рентабельности, экономической эффективностью и изменением структуры сельскохозяйственного производства.
Важным элементом хозяйственного уклада в деревне стали сельские предприятия («предприятия волостей и поселков»): 70% валового производства этих предприятий приходится на промышленность, 10% — на транспорт, далее идут строительство, торговля, общественное питание. Доля сельских предприятий в производстве валового общественного продукта в деревне составила в 2003г. 13,5%.
Государственный сектор продолжает занимать господствующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничном товарообороте, численности занятых. Вместе с тем к началу 90-х годов XXв. доля предприятий государственного сектора стала постепенно сокращаться.
Таблица 1.2.2.
Доля государственного сектора в промышленности[6]
Снижение удельного веса государственного сектора в численности предприятий привело к определенному уменьшению доли государственного сектора в общем объеме промышленного производства. Если еще в 1990г. на долю государственного сектора приходилось около 55% промышленного производства, то в 1996г. — уже не многим более 40%.
Значительно возросла роль коллективного сектора. В 1989г. на его долю приходилось 35,2% занятых в промышленности и 19% валовой промышленной продукции, а в 2003г. эти показатели составили 53,2% и 39,2% соответственно. Доля частного сектора с 1992 по 1996гг. увеличилась с 4 до 10% валовой промышленной продукции. В настоящее время предпринимаются меры по активизации развития этого сектора экономики, и в будущем, по оценкам, доля частной экономики в ВНП будетдоведена до 30%.[7]
Негосударственные секторы играют важную роль в экономике КНР. На них приходится более трети бюджетных доходов, около 60% экспорта.
Одним из важнейших направлений экономической политики периода реформ стала реализация задачи достижения оптимальной сбалансированности народного хозяйства. К концу 70-х годов XXв. в народном хозяйстве КНР существовала воспроизведетвенная структура, при которой 33,7% ВНП создавалось сельским хозяйством; 46,3% — промышленностью и строительством и 20% — третичной сферой. Такую структуру промышленно-развитые страны имели в конце XIX— начале XXвв. В производственной структуре КНР проявлялось отставание сельского хозяйства от развития промышленности: среднегодовой прирост валовой продукции сельского хозяйства за период 1953-1978гг. составил 3,1%, а валовой продукции промышленности — 11,4%; отставание транспорта, связи, других отраслей.
В начале 80-х годов XXв. была разработана новая структурно-экономическая политика на длительную перспективу, которая намечала следующие основные задачи: обеспечение сбалансированного развития промышленности и сельского хозяйства; направление на ускоренное развитие легкой промышленности и привлечение тяжелой промышленности к снабжению населения потребительскими товарами; ликвидация сложившихся диспропорций внутри тяжелой промышленности — между отраслями горнодобывающего, сырьевого и перерабатывающего комплексов, решение энергетической и транспортной проблемы; стимулирование развития наиболее прогрессивных видов производства с целью интенсификации экономики, повышения ее технического уровня (в частности электронной промышленности).
Однако ускоренно развивались не те отрасли, которые должны были развиваться согласно плану. Объем валовой промышленной продукции в 80-е годы XXв. возрастал в среднем на 12%, а объем валовой сельскохозяйственной продукции — на 7,5%. Отставание сельского хозяйства от промышленности объяснялось тем, что в первой половине 80-х годов XXв. были значительно сокращены государственные вложения в сельское хозяйство. Если в конце 70-х годов они составляли в среднем 11,5% в общей сумме государственных ассигнований на капитальное строительство, то в середине 80-х не превышали 4%. Предполагалось, что только за счет радикальной реформы системы землевладения и землепользования, без крупных капиталовложений со стороны государства, возможен резкий сдвиг в сельскохозяйственном производстве. К концу 80-х — началу 90-х годов просчет выявился и вложения в сельское хозяйство были значительно увеличены. Бюджетные инвестиции, которые направлялись в основном на развитие крупных сельскохозяйственных предприятий, в общих вложениях в основные фонды в деревне составили в 1993г. 10%. Около 20% вложений финансировались за счет банковского кредита, остальная часть средств поступала от коллективных предприятий и отдельных крестьян.
В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности: доля тяжелой промышленности в приросте валовой продукции промышленности в 1983-1993гг. составляла 41-43%, в то время как доля легкой промышленности – 37-39%. В этот период произошла переориентация оборонной промышленности на выпуск продукции гражданского назначения и созданы по существу совершенно новые отрасли по производству товаров народного потребления.
«Мы внимательно следим за экономическим развитием вашей страны и восхищаемся вашими успехами», – заявил в ходе недавнего визита в Китай Президент России Владимир Путин, обращаясь к председателю КНР Ху Цзиньтао. И это действительно так. Достижения, демонстрируемые китайским народом в переустройстве страны, не могут никого оставить равнодушными. А кое-кого они даже пугают. Так, газета «Financialtimes» писала в прошлом году: «Мы все еще боимся Китая. Разумеется, он представляет уже не такую опасность, как раньше. Сейчас Китай опасен как располагающий дешевой рабочей силой конкурент, лишающий нас рабочих мест и доли рынков… В глазах слишком многих Китай остается угрозой».
Однако и недруги Китая вынуждены признавать, что перемены, происходящие в этой стране, поразительны. Казалось, еще лет десять назад главным транспортом для жителей Пекина на узких улочках столицы был велосипед, а сегодня ее дороги, которые не в пример российским несопоставимо лучше и шире, заполонили новенькие «Ауди» A4, A6 и A8, «Фольксвагены Пассат», «Тойоты», «Ситроены» и американские «Бьюики». Причем все эти машины китайской сборки. Решение производить собственную сборку сопровождалось достаточно жесткими налоговыми санкциями, направленными на снижение импорта автомобилей в страну, и, наоборот, льготными условиями для иностранных автомобилестроителей. В результате Китай вышел в этом году на четвертое место в мире по количеству произведенных автомобилей, и это, надо полагать, далеко не предел.
В 1995 — 2000 гг. производство автомобилей возросло с 1,45 до 2,07 млн., в том числе легковых — с 323 до 607 тыс. (темп роста 19%). Количество частных автомобилей в 2000 г. достигло 6,26 млн. (темп роста в среднем 20% в год). В 2001 г. по сравнению с 2000 г. производство автомобилей в КНР возросло до 2,33 млн., или на 12,8%.
Не менее эффективно решается в том же Пекине и жилищный вопрос. Человек, не бывавший в каком-нибудь районе китайской столицы хотя бы пару недель, рискует не узнать ее – целые жилые кварталы, состоящие из традиционных по сути карточных домиков и грязных двориков, буквально в одну ночь сносятся бульдозерами. А на их месте как грибы вырастают небоскребы и супермаркеты. При этом в Китае сохраняется бесплатное муниципальное жилье. Для желающих приобрести собственные хоромы существует доступная система кредитования. Например, 300-метровую двухуровневую квартиру в новом районе Пекина стоимостью в 80 тысяч долларов (на порядок дешевле, чем в Москве) вполне может купить любой, имеющий стабильный и гарантированный средний заработок в 800 – 1000 юаней в месяц (1 американский доллар – 8,28 юаня).
Китай стремится стать ведущим и в отраслях, производящих компьютерную оснастку и программное обеспечение. Он намерен добиться такого же успеха в качестве экспортера программного обеспечения, как Индия, и компьютерной оснастки, как Тайвань. А внутри страны Пекин делает ставку на развитие новой информационной экономики, хотя это и может привести к ослаблению контроля правительства над системой связи и распределением информации. Тем не менее количество постоянных телефонных линий – сейчас их 397 млн. – увеличилось с 1989 года в 90 раз. Доступ в Интернет через личные компьютеры имеют ныне 69 миллионов человек, в то время как в 2000 году таких было 8,9 миллиона человек. Еще большее число людей могут выходить на связь с помощью своих сотовых телефонов. Более 200 млн. китайских семей сейчас пользуются кабельным телевидением, что делает Китай крупнейшим в мире рынком кабельного телевидения. К 2005 году это число может возрасти в два раза. Китай также является крупнейшим рынком для продажи сотовых телефонов, сейчас их уже насчитывается200 млн., и ежемесячно в стране продается в среднем около 2 млн. штук.[8]
В Китае рост ВВП в 2003 года составил 9,1%, что является самым значительным показателем с 1997 года (динамика ВВП Китая в 1950-2004 гг. представлена в табл. 1.2.1.). В 2002 году рост ВВП составил 8%. Налоговые поступления в стране выросли в 2003 году на 20,3% (в 2002 году рост налоговых поступлений здесь составил 12,1%).
Анализируя развитие китайской экономики, большинство экспертов считают, что ее достижения стали возможны благодаря прежде всего стабильности и планомерному развитию страны, умелой инвестиционной политике Пекина. При этом на первое место они выводят верховенство авторитарного режима. Как известно, экономические реформы в стране подрывают жизнь миллионов людей и поэтому зачастую непопулярны. И если бы Китай был демократическим государством, то там, вероятно, возникло бы движение, оппозиционное реформам. Но страной правит авторитарный режим, и это обстоятельство позволяет ему быстро осуществлять радикальные изменения и добиваться ошломляющих_результатов.
--PAGE_BREAK--1.3. КНР в мирохозяйственных связях
Один из главных элементов политики реформ в КНР — «открытая» внешнеэкономическая политика, которая рассматривается в качестве важнейшей предпосылки экономического развития страны[10].
Переход к открытой политике в области внешнеэкономических связей привел к существенной корректировке концепции «опоры на собственные силы», которая в современной трактовке не только не исключает использование передовой зарубежной техники, технологии, опыта управления и организации производства, а также иностранных финансовых средств, а, наоборот, подразумевает активное использование этих факторов в целях укрепления экономического потенциала и повышения технического уровня народного хозяйства.
Выдвинутые задачи решаются за счет расширения внешней торговли, привлечения иностранного капитала в производительной форме, использования иностранных кредитов.
Наиболее развитой формой внешнеэкономических связей КНР является внешняя торговля.
За годы проведения реформы товарооборот Китая увеличился с 20,1 млрд. долл. в 1978г. до 510 млрд. долл. в 2001г. В 1979 — 2003 г. объем внешней торговли КНР ежегодно увеличивался в среднем на 15,3%.[11] За данный период времени доля экспорта в ВНП страны возросла в 4 до 20%, следствием чего является существенное повышение роли внешних факторов в экономическом развитии КНР. Товарный экспорт дает 75-80% всех валютных поступлений. По объему экспорта Китай занимает 13-е место в мире.
Согласно правительственному сообщению в 2003 рост экспорта составил 45 % (от 2002) и достиг объема в 442,1 миллиарда долларов США. Из-за дешевой рабочей силы, Китай конкурентоспособен во многих трудоемких производствах. В результате, изделия китайского производства занимают все больше и больше места во всем мире в таких областях как электрические бытовые приборы и другие высокотехнические изделия, одежда и принадлежности, строительные материалы, мебель, и т.д. По сравнению с ценами европейского и американского производства, цены на китайские изделия в 2-3 раза ниже, при том же уровне качества.
Зависимость китайской экономики от импорта возросла (5% в 1978г. и 10% в 2000г.), что свидетельствует о достаточно глубокой вовлеченности КНР в мирохозяйственные связи. По объему импорта Китай занимает 16-е место в мире. Доля КНР в мировой торговле за период с 1978 по 2000гг. возросла почти в пять раз, но по-прежнему остается довольно низкой и составляет около 3%. Следует отметить, что в 1978г. она составляла лишь 0,75%.
Для КНР периода реформ была характерна дефицитность внешнеторгового обмена; исключение составили 1991-1992, 1994гг. (см. табл. 1.3.1.).
Одна из важнейших задач китайской внешней торговли — приобретение техники и технологии для развития народного хозяйства.
В этом плане в 90-е годы во внешней торговле произошла переориентация от закупок комплектного оборудования к закупкам ключевого оборудования и неовеществленной технологии (патенты, лицензии и т.д.), поскольку в этом случае приобретение техники и технологии дает Китаю возможность на базе реконструируемых предприятий наладить собственное производство современной продукции и в конечном счете выйти на более высокий уровень технического развития. Так, в период 1985-1995гг. количество импортируемого оборудования и его стоимость по лицензионным соглашениям увеличились в 25 раз по сравнению с предыдущим десятилетием.
В результате существенно возросла зависимость ряда отраслей от импорта. Наибольшее значение импорт имел для автомобилестроения, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, самолетостроения, черной металлургии.
За счет импорта техники и технологии было обеспечено около 60% прироста промышленного производства, а на внутренний рынок поступило свыше 8 тыс. наименований новых видов продукции.
--PAGE_BREAK--Таблица 1.3.2.
Товарная структура импорта, млрд. долл.[13]
2000 г.
2003 г.
2004 г.
продукция машиностроительной и электронной промышленности
110,546
161,683
228,782
высокотехнологичная продукция
64,765
80,041
117,978
сырая нефть
10,321
16,183
24,21
медные изделия
0,986
3,992
6,256
бумага и картон
1,456
3,170
3,354
нефтепродукты
3,453
4,361
7,108
железная руда
2,567
5,283
10,566
удобрения
0,987
1,628
1,954
соевые бобы
1,945
3,841
5,494
бумажная масса
0,764
2,163
3,18
алюминиевые изделия
0,994
2,021
2,788
Как показывает табл. 1.45.1. структура китайского экспорта претерпевала важные изменения, которые отражают фундаментальные сдвиги в структуре промышленности, происходившие в рамках государственной политики догоняющего индустриального развития. Хотя в абсолютном исчислении традиционный экспорт (текстиль и одежда) значительно вырос во всех региональных направлениях, доля его снизилась за 1990-2003 гг. с 27 до 10,7%. Одновременно существенно выросла доля машин и оборудования. Китайская промышленность достаточно быстро осваивала производство товаров с высокой добавленной стоимостью, обеспечивая при этом необходимое качество продукции, без чего расширение экспорта было бы невозможным даже при условии сравнительно дешёвой рабочей силы.
Таблица 1.3.3.
Структура экспорта КНР в США, страны ЕС и Японию[14]
1990 г.
2003 г.
Среднегодовой темп роста, %
млрд. долл.
% от странового экспорта
млрд. долл.
% от странового экспорта
В США, всего
С/х продукты
Продукты добычи
Продукты химии и промышленной переработки
Машины и оборудование
Текстиль и одежда
Прочие потребительские товары (игрушки, обувь, мебель, инвентарь и др.)
В страны Евросоюза, всего
С/х продукты
Продукты добычи
Продукты химии и промышленной переработки
Машины и оборудование
Текстиль и одежда
Прочие потребительские товары (игрушки, обувь, мебель, инвентарь и др.)
В Японию, всего
С/х продукты
Продукты добычи
Продукты химии и промышленной переработки
Машины и оборудование
Текстиль и одежда
Прочие потребительские товары (игрушки, обувь, мебель, инвентарь и др.)
20,0
0,9
1,2
1,4
3,1
5,4
7,8
16,1
2,0
0,5
2,0
2,2
4,8
4,4
14,5
3,3
4,2
1,0
0,6
3,9
1,1
100,0
4,3
5,8
6,8
15,6
27,0
39,1
100,0
12,7
3,0
12,6
13,7
30,0
27,4
100,0
23,1
28,8
6,9
3,8
26,6
7,5
103,3
1,5
1,3
9,7
36,1
10,7
42,3
61,2
2,4
1,2
7,5
21,2
10,0
18,4
55,1
7,0
3,3
4,4
13,0
16,7
9,6
100,0
1,5
1,3
9,3
34,9
10,3
40,9
100,0
4,0
2,0
12,3
34,7
16,3
30,0
100,0
12,7
5,9
8,0
23,6
30,4
17,5
20,0
8,0
3,0
24,0
30,0
7,9
21,0
16,0
4,0
12,0
15,8
28,0
8,5
17,0
16,0
10,0
-1,0
17,9
40,9
17,5
27,0
Страна занимает первое место в мире по экспорту хлопчатобумажных тканей и натурального шелка. Текстильная промышленность служит важнейшим источником инвалютных доходов КНР. В то же время текстиль — один из наиболее болезненных вопросов в торговых отношениях с промышленно развитыми странами. Опасаясь быстрого роста ввоза изделий китайской текстильной промышленности на свои внутренние рынки, ряд стран потребовал от КНР ограничить их ввоз. В частности, в США в сферу действия ограничений включено 75% изделий текстильной промышленности, что вызвано опасением за судьбу местных производителей. Вместе с тем, несмотря на увеличение импортных квот, введенных США, Китай удерживает первое место среди основных поставщиков текстильной продукции на американский рынок. По мере того, как экспорт традиционных видов этой продукции подпадает под ограничения, Китай последовательно развивает экспорт новых категорий и улучшает качество изделий, на которые распространяются ограничения, чтобы повысить их стоимость, не увеличивая при этом количества, и таким образом обходит ограничения.
На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится не менее 20% экспорта. К числу экспортных товаров китайского машиностроения относятся металлообрабатывающие станки, судостроительная техника, велосипеды, бытовые электроприборы. Проникновение этих товаров на мировой рынок сдерживается невысоким качеством, возможностями послепродажного обслуживания и пока не выдерживает конкуренции с другими поставщиками этой продукции, среди которых выделяются Тайвань, Южная Корея. Удельный вес продукции машиностроения КНР в мировом экспорте не превышает 0,6%.
В 90-е годы неуклонно снижалась доля сырья и полуфабрикатов в общем объеме китайского экспорта (с 49% в 1980г. до 15-34% в 1993г.).
Степень зависимости некоторых отраслей от экспорта довольно значительна. Наибольшее значение экспорт имеет для отраслей текстильной промышленности: хлопчатобумажной промышленности (52%), шелковой промышленности (65%), а также легкой промышленности (45%). В основном на внутренний рынок работает химическая промышленность — экспортная квота составляет 5%.
Нынешний этап развития внешней торговли КНР характеризуется преобладанием промышленно развитых стран Запада, на долю которых в 1996г. приходилось 58% внешнеторгового оборота КНР. Основными торговыми партнерами Китая являлись Япония, США, страны Западной Европы. На их долю приходится свыше 70% закупок техники и 90% технической документации и «ноу-хау». При этом основная часть китайских закупок машин, оборудования за рубежом приходится на долю Японии, что объясняется географической близостью и активной политикой стимулирования экспорта, проводимой японским правительством, которое предоставляет Китаю финансирование закупок на льготных условиях, что помогает тому оплачивать дорогостоящий импорт. На долю Японии приходится в среднем около 50% китайских закупок машин и оборудования. США лидирует в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. Особое место среди ведущих партнеров КНР занимал Гонконг. Начиная с конца 70-х годов и вплоть до момента воссоединения экономические связи с Гонконгом развивались быстрыми темпами, доля этой территории во внешней торговле Китая увеличилась с 14% в 1980г. до 32% в 1995г. Гонконг превратился в основную реэкспортную базу китайских товаров на рынки западных стран. Около 35% реэкспортируемых через Гонконг товаров направлялось в США, страны Западной Европы и Японию.
Сейчас КНР поддерживает внешнеэкономические связи более чем с 220 странами (и территориями). Ведущими торговыми партнерами являются Япония, США, страны ЕС, Республика Корея, Австралия, Россия, Канада. Первое место в экспорте КНР занимает продукция машиностроения (85 млрд. долл.), доля которой в объеме достигает 30%. В 2003 г. было экспортировано наукоемкой продукции более чем на 46 млрд. долл. и ее доля в объеме экспорта составила 17,5%. В 2003 г. Китай занял второе место в мире по экспорту угля (более 80 млн. т.).[15]
--PAGE_BREAK--Глава 2. Валютно-финансовая система Китая 2.1. Организация банковской системы
В Китайской Народной Республике действует двухуровневая банковская система. На первом уровне находится центральный банк, а на втором — специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков. При этом отдельные депозитные, кредитные и расчетные операции могут осуществляться так называемыми городскими и сельскими кредитными кооперативами, а также городскими кредитными банками. Структура банковской системы КНР представлена на рис. 2.1.1.
Функциями центрального банка наделен Народный банк Китая. Народный банк Китая (НБК) был создан 1 декабря 1948г. на базе слияния Народного банка Северного Китая, Народного Бэйхайского банка и Северо-Западного крестьянского банка. Изначально на НБК были возложены следующие функции: выполнение операций государственного казначейства; контроль над частными кредитами; размещение государственных займов; контроль над операциями с иностранной валютой и драгоценными металлами.
Рис. 2.1.1.
Банковская система Китая[16]
Эта система со временем претерпела ряд изменений. Наиболее существенным стало то, что с сентября 1983г. в соответствии с решением Центрального народного правительства — Государственного совета КНР (Госсовет) — НБК выполняет функции центрального банка КНР и не занимается промышленно-торговыми кредитами и сбережениями. Его капиталы полностью финансируются государством и являются государственной собственностью.
НБК управляет денежной политикой государства, применяя следующие регуляторы:
ð формирование установленных пропорций требований отчислений в депозитный резервный фонд от кредитно-денежных организаций;
ð определение базовой процентной ставки центрального банка;
ð осуществление переучета векселей кредитно-денежных организаций, открывших счета в НБК;
ð предоставление кредитов коммерческим банкам;
ð покупка и продажа на открытом рынке облигаций государственного займа, других правительственных облигаций и валюты.
В числе многочисленных полномочий НБК особого внимания заслуживает так называемое принятие управления коммерческим банком.
Если коммерческий банк находится в кризисном состоянии или под угрозой кризиса доверия, серьезно влияющего на интересы вкладчиков, НБК может принять на себя управление данным банком.
Принимая на себя управление коммерческим банком, НБК начинает проводить по отношению к нему необходимые меры, призванные защитить интересы вкладчиков и восстановить способность коммерческого банка к нормальному хозяйствованию. Вопрос о принятии управления решает НБК, он также оповещает о решении и организует его исполнение. Реализация такого управления осуществляется со дня принятия соответствующего решения. По завершении срока управления он может быть продлен по решению НБК (при этом максимальный срок управления не должен превышать двух лет).
Принятие управления прекращается либо по истечении установленного решением НБК срока управления, либо после восстановления способности коммерческого банка к нормальной хозяйственной деятельности, либо при слиянии коммерческого банка или объявлении его банкротом в соответствии с законом до истечения срока управления.
Коммерческие банки (КБ) Китая можно разделить на две большие группы: КБ, расположенные на материковой части Китая, и коммерческие банки, расположенные на территории Сянгана.
Сянган, более известный за его пределами как Гонконг, был захвачен Великобританией после опиумной войны 1840г., и на протяжении более ста лет Сянган, Цзюлун и Новая территория являлись колонией этого государства.
После воссоединения 1 июля 1997г. Сянгана с Китаем с определенными оговорками можно сказать о том, что банковская система КНР пополнилась и банками, расположенными на территории Сянгана. Но при этом необходимо помнить о том, что согласно ст. 5 Основного закона об особом административном районе Сянган, принятого на третьей сессии Всекитайского собрания народных представителей 7-го созыва 4 апреля 1990г., в Сянгане сохранено право частной собственности. Более того, на протяжении 50 лет с момента образования этого района социалистический строй на его территории вводиться не будет.
В особом административном районе Сянган нет центрального банка. Отсутствует и валютный контроль. Капитал перемещается без каких-либо ограничений. Банковские проценты устанавливаются Банковской ассоциацией Сянгана с учетом мнения правительства Сянгана. Право денежной эмиссии принадлежит правительству Сянгана, которое назначает банки, правомочные осуществлять эмиссию гонконгского доллара. Для получения права эмиссии банку необходимо иметь стопроцентный резервный фонд в долларах США.
В соответствии с законодательством КНР, учреждение коммерческого банка осуществляется после рассмотрения этого вопроса НБК и утверждения им конкретного решения. Без этих процедур никаким организациям и отдельным лицам не разрешается заниматься привлечением общественных депозитов и другими операциями, входящими в компетенцию КБ, при этом организации не имеют права использовать слово «банк» в своем названии.
В настоящее время минимальный объем уставного капитала, необходимый для учреждения коммерческого банка, составляет 1 млрд. юаней, для городского кооперативного банка — 100 млн. юаней, для сельского кооперативного банка — 50 млн. юаней. Уставный капитал должен быть фактически внесенным капиталом. Народный банк Китая может регулировать минимальный объем уставного капитала, но только всторону увеличения вышеуказанных сумм.
В вопросах определения организационных форм и организационной структуры, равно как и при разделении и слияниях КБ, применяются положения Закона КНР от 29 декабря 1993г. «О компаниях». При этом раздел и слияния КБ должны рассматриваться и утверждаться НБК.
В пределах территории КНР коммерческим банкам запрещается[17]:
ð заниматься поручительскими инвестициями и операциями с акциями;
ð осуществлять инвестиции в недвижимость, не предназначенную для собственных нужд;
ð вкладывать средства в небанковские кредитно-денежные организации и предприятия. Последняя мера призвана способствовать сосредоточению усилий КБ на улучшении качества традиционных для них операций.
При краткосрочном межфилиальном и межбанковском кредитовании банки должны соблюдать установленные НБК сроки, не превышающие месяца. При этом запрещено использовать средства, полученные по межфилиальному краткосрочному кредитованию, для кредитования основных фондов или осуществления инвестиций.
При проведении операций с депозитами КБ должен предлагать процентную ставку в пределах норматива НБК, производить отчисления в резервный фонд НБК и создавать фонд обеспечения обязательных платежей.
По законодательству КНР при кредитовании КБ должны соблюдать установленные пропорции между активами и пассивами; по коэффициентедостаточности капитала (не ниже 8%); по соотношению между остатками кредитов и остатками депозитов (не выше 75%); по соотношению между остатком ликвидных активов и ликвидных пассивов (не ниже 25%); помимо этого остаток кредитов одному и тому же заемщику не должен превышать 10% собственного капитала КБ.
В банковскую систему Китая также входят Кредитные кооперативы и городские кооперативные банки.
Кредитные кооперативы (КК) — это финансовые организации, главными задачами которых являются прием депозитов и предоставление кредитов находящимся в городах и сельской местности мелким компаниям, ведение расчетов между ними, а также прием вкладов населения. В зависимости от местонахождения КК подразделяются на городские и сельские.
К началу 1995г. число КК в КНР составило около 5 тыс. единиц Они располагали 156,2 млрд. юаней, привлеченных в виде сбережений, а их кредитные фонды составляли 95,7 млрд. юаней, что сделало их важным элементом банковской системы КНР.
Тем не менее, ограниченные финансовые возможности некоторых КК не позволяли удовлетворить потребности растущего городского хозяйства, и большинство КК были объединены в городские кооперативные банки. Создание банков, основанных на аккумулировании средств КК, следует рассматривать как меру, способствующую совершенствованию банковской системы КНР. Городские кооперативные банки играют ведущую роль в создании местных финансовых структур и позволяют повысить уровень поддержки развития региональной экономики. Если государственные и коммерческие банки работают с крупными и средними предприятиями, то городские кооперативные банки должны обслуживать главным образом средние и мелкие предприятия, торговые фирмы и промышленные предприятия местного значения. Сфера их операций ограничена конкретным городом.
Городские кооперативные банки учреждаются на долевой основе. Держателями их капитала являются население, предприятия с капиталом менее 1 млн. юаней, а также государство в лице местных органов власти. При этом общее число участников банковского кооператива должно быть не менее 20, а общий размер капитала — не менее 50 млн. юаней.
После образования КНР первыми шагами новой власти стали национализация крупнейших банков и создание на их основе государственных банков. Банковская система КНР строилась, исходя из задачи организации во главе пирамиды различных банков единого централизованного государственного банка с разветвленной сетью отделений, способного сосредоточить не только эмиссию денег, но и основную часть всех кредитных и расчетных операций в стране.
С трансформацией НБК в центральный банк КНР функции кредитования народного хозяйства были переданы специализированным государственным банкам: Сельскохозяйственному банку, Народному строительному банку, Банку Китая и Торгово-промышленному банку. В течение 1994-1995гг. эти государственные банки были переведены в разряд коммерческих банков.
В 1994г. были созданы три специализированных государственных банка — Государственный банк развития, Банк развития деревни и Экспортно-импортный кредитный банк, основной задачей которых стало предоставление так называемых политических, т.е. льготных, кредитов.
Эти банки не конкурируют с коммерческими банками, поскольку их кредитные ресурсы формируются не за счет прямого привлечения сберегательных депозитов, а путем выделения им бюджетных средств, займов НБК и эмиссии собственных облигаций.
Банковская система КНР — один из самых динамичных элементов экономики этого государства. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, ее характерной особенностью является неизменно жесткий контроль над деятельностью КБ, осуществляемый государством через НБК.
Среди последних изменений в банковской системе КНР следует назвать, прежде всего, превращение с целью активизации конкуренции государственных банков в банки коммерческие, а также увеличение количества городских кооперативных банков.
На территории Китая ведут активную деятельность и иностранные банки, а также их отделения. Традиционно они играют заметную роль в банковской системе Китая. В первые годы существования Китайской Народной Республики всего четырем отделениям зарубежных банков, которые располагались в Шанхае, был предоставлен легальный статус, позволивший сохранить свое присутствие в стране, впрочем, почти символическое.
С 1979г. иностранным банкам было разрешено создавать представительства в специальных экономических зонах: в Пекине и ряде других городов. Однако банковские представительства могли заниматься только рыночными исследованиями, консалтингом, экономическим анализом, содействием в установлении контактов с китайскими властями, производителями и потребителями, но никак не банковской деятельностью.
По мере расширения присутствия иностранных банков возникла необходимость в разработке соответствующей нормативно-правовой базы. В июне 1991г. НБК утвердил порядок создания представительств иностранных банков, а 7 января 1994г. Государственный совет КНР принял Положение КНР «Об управлении финансово-кредитными учреждениями с участием иностранного капитала». В частности, был установлен минимальный размер активов иностранного банка для открытия отделения на территории Китая, были определены масштабы и круг разрешенных им банковских операций.
Наибольшее количество иностранных банков учреждается в районах концентрации предприятий с иностранными инвестициями. Так, доля иностранных банков, действующих в районе Шанхая, составляет 43% общих активов иностранных банков в Китае, 45% кредитов и 40% депозитов в валюте. При этом лидируют среди них японские банки.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.2. Импорт капитала и инвестиционный климат Китая
Для активизации процесса экономического развития страны важное значение придается привлечению иностранного капитала, общий объем которого за 1979-1996 гг. превысил 200 млрд. долл., причем только в 1996г. был привлечен 51 млрд. долл. реально использованных средств. Китай использует различные каналы привлечения средств в форме займов и кредитов, прямых капиталовложений.
Кредиты и займы обеспечили значительную часть привлеченных средств. На них пришлось свыше 70% реализованных инвестиций. Кредиты иностранных правительств, кредиты международных финансовых организаций предоставляются, как правило, на льготных условиях. На них приходится до 50% общего объема кредитов и займов КНР.
За счет кредитов иностранных правительств и международных финансовых организаций финансировалось сооружение свыше 300 объектов, 65% которых сосредоточено в отраслях энергетики, транспорта и связи. Часть средств используется также на развитие сырьевой промышленности, мелиорацию, охрану окружающей среды, науку, здравоохранение.
Значительная доля кредитов, полученных от международных финансовых организаций, приходится на Мировой Банк, в который Китай вступил в 1980г. одновременно с вступлением в Международный валютный фонд. Общая сумма кредитов по соглашениям с Банком составила в 1995г. около 15 млрд. долл. Сотрудничество с ним включало в себя следующие основные программы: развития топливно-энергетического комплекса (около 25% общего объема кредитования), развития науки и образования (около 20%), развития транспорта (около 20%), развития сельского хозяйства (около 20%), финансирование мелких и средних промышленных предприятий (около 8%), развития банковско-кредитного сектора.
Наиболее выгодными для Китая были кредиты, предоставляемые структурным подразделением Мирового Банка — Международной ассоциацией развития. Все кредиты данной ассоциации являются беспроцентными (взимается лишь комиссия в размере 0,75% годовых). Они предоставляются на 50 лет с десятилетним льготным периодом. На кредиты по линии Международной ассоциации развития приходится около 40% общего объема кредитов, полученных Китаем от Мирового Банка[18].
Показатели, характеризующие долговое положение КНР, не вызывают опасений. Коэффициент долговой ответственности (отношение внешнего долга и ВНП) не превышает 15% при опасной границе в 20%. Коэффициент устойчивости задолженности (отношение внешнего долга к годовому экспорту) не превышает 80%.
В последние годы активизируется использование новых для Китая форм аккумуляции инвестиционных ресурсов, таких, как выпуск облигаций государственных займов, акций предприятий, облигаций местных органов власти, банков, других кредитных учреждений. Торговля ценными бумагами осуществляется через фондовые биржи. В настоящее время они действуют в Шанхае и Шэньчжэне. Участниками торгов могут быть либо специализированные фирмы, либо предприятия, получившие специальное разрешение Госсовета КНР. Основная часть ценных бумаг, находящихся в обращении, относится к облигациям государственного займа: государственные казначейские обязательства, облигации на строительство ключевых объектов народного хозяйства, облигации финансового займа. Часть облигаций закупается населением, часть — предприятиями и организациями, причем зачастую приобретение облигаций носит принудительный характер. По оценкам экспертов, в период 1991-1996гг. годовая эмиссия государственных ценных бумаг (казначейских обязательств и облигаций госзаймов) выросла с 19 млрд. до 153 млрд. юаней, или в 8 раз.
Первоначально только резидентам КНР разрешалось выпускать и торговать акциями предприятий (так называемые акции типа «А»). В начале 1992г. были выпущены специальные акции (типа «В») для продажи иностранцам. Данные акции деноминированы в юанях, но продаются только за валюту, только нерезидентам и имеют хождение только внутри КНР. Выпуск именно двух типов акций отражал желание китайского руководства предотвратить возможность манипулирования со стороны иностранного капитала китайским фондовым рынком и ограничить его влияние над госпредприятиями КНР. Акции нескольких крупных китайских компаний были выставлены на фондовой бирже Нью-Йорка.
Большая роль в становлении фондового рынка КНР отводится Гонконгу, который, вернувшись с июля 1997г. под юрисдикцию КНР, получил статус Особого административного района. Как финансовый центр Гонконг занимает второе место в Азии после Японии по объемам капитализации фондового рынка. Более 350 банков, финансовых компаний имеют свои представительства или отделения в Гонконге. По доходности операций с ценными бумагами, условиям привлечения средств в банки Гонконг занимает одно из первых мест в мире. В настоящее время возрастающее число китайских банков и промышленных компаний, стремясь использовать потенциал территории, работают на местном фондовом рынке.
Еще один из важнейших элементов открытой внешнеэкономической политики Китая связан с прямыми иностранными инвестициями. Согласно китайской классификации, под термином «прямые иностранные инвестиции» понимаются совместные предприятия с участием китайского и иностранного капиталов в паевой (акционерной) и контрактной (договорной) формах, чисто иностранные предприятия, совместные проекты по разведке и разработке природных ресурсов на территории КНР, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации[19].
В первые годы осуществления открытой экономической политики иностранные инвестиции направлялись в основном в сферу нематериального производства. В последнее время заметна тенденция активизации иностранных фирм в приоритетных отраслях промышленности КНР. В большинстве случаев сотрудничество с компаниями промышленно развитых стран способствует освоению производства принципиально новых для Китая видов промышленной продукции. Предприятия с участием иностранного капитала отличаются более высоким уровнем производительности труда, организации производства. Совместные предприятия в промышленности позволяют только посредством улучшения организации труда добиться увеличения производительности труда в 5-6 раз и таким образом приблизиться к мировым показателям.
Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику КНР показана в табл. 2.2.1.
Таблица 2.2.1.
Динамика прямых иностранных инвестиций в экономику КНР (млрд. долл. США)[20]
* — нет данных
Широкое развитие международной производственной кооперации способствовало расширению экспорта и улучшению его товарной структуры. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР в 1989г. составила 15%, в 1992г. этот показатель достиг 19,8%, а в 1996г. — уже 25,2%. Привлечение иностранных капиталовложений способствовало ускорению развития ряда экспортных отраслей КНР, в том числе текстильной, швейной, обувной, электронной, что позволило увеличить их вывоз на мировой рынок.
Особую роль в области открытой внешнеэкономической политики играют приморские районы страны. На них приходится около 80% предприятий с участием иностранного капитала, функционирующих в КНР. В приморском поясе созданы специальные экономические районы, зоны технико-экономического развития, открытые экономические районы, различающиеся степенью льготности режима для иностранных инвестиций.
Все вышеперечисленные меры КНР по привлечению в страну иностранных инвестиций привели к тому, что в 2002 Китай потеснил США с места самого крупного в мире получателя прямых иностранных инвестиций — 53 миллиардов долларов США, при тенденции роста на 13 % в год, что особенно впечатляет на фоне общего падения объемов прямых иностранных инвестиций в экономики развивающихся стран на 25%. Китайское правительство предсказывает, что объем прямых иностранных инвестиций вырастит до 100 миллиардов в 2006. До сих пор ведущие инвесторы к Китайской экономике были США, Япония, Тайвань и Сингапур, но и на данный момент сохраняются значительные возможности для инвесторов из других регионов мира, особенно из Европы.
продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Роль СЭЗ в экономике Китая
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика
открытости». Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньчжэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 – полнстью иностранными. [21]
Главными особенностями китайских СЭЗ являются:
1. Самостоятельное экономическое развитие на основе принципов
рыночного регулирования.
2. Опора на иностранные капиталовложения. Этот принцип
декларируется, но реализовать его пока не удалось. Так, за 90-е
гг. в Шэньчжэне бюджетные ассигнования составили 10% всех
инвестиций, средства центральных и провинциальных ведомств, а
также китайских предприятий — 7%, накопления самой зоны - 37%,
внутренние кредиты — 22%, иностранные капиталовложения — 24%.
3. Главный современный отраслевой приоритет - промышленность (до
1989 г. Китай шел практически на любые иностранные инвестиции в
СЭЗ).
4. Экспортная ориентация производства, широкое привлечение
импортного сырья.
5. Включение обширных национальных регионов.
6. Активное взаимодействие СЭЗ с остальной территорией страны.
7. Налоговая система дифференцирована по региональным особенностям
СЭЗ.[22]
Основные цели создания СЭЗ:
§ привлечение иностранного капитала, передовой техники и
§ технологии, овладение опытом управления, подготовка
§ национальных кадров;
§ увеличение экспортной валютной выручки;
§ стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее
§ мероприятий;
§ эффективное использование природных ресурсов;
§ стимулирование развития экономики страны в целом, передача
§ передовой зарубежной технологии и опыта управления во
§ внутренние районы страны;
§ создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997
§ г.) и Макао (1999 г.);
§ мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
§ обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где
§ находятся спецзоны всех типов [23]
На развитие СЭЗ Китая оказали благоприятное воздействие как объективные факторы: дешевизна и избыток рабочей силы; благоприятное географическое положение (выход к морю, наличие портов), близость Гонконга, Макао и Тайваня; на Хайнане — наличие благоприятных природных ресурсов для развития туризма, металлургии, тропического земледелия; так и субъективные: курс на реформы и открытость, взятый с 1978 г.; юридические гарантии для иностранного капитала; экономические льготы; приток ресурсов со всей страны для развития зон.
К началу 2002 г. в Китае было 6 специальных экономических зон, более
30 государственных зон экономического и технического развития, 14 открытых портов, а так же иные зоны свободной торговли, таможенные пространства, районы и территории, имеющие специальный налоговый и торговый статус. СЭЗ являются наиболее экономически развитыми регионами страны. 4 из 6 СЭЗ расположены на юго-восточном побережье.
СЭЗ Шэньчжэнь включает 17,5 тыс. предприятий с общим объемом
инвестиций в $22,4 млрд., из которых 85% приходится на Гонконг. Основные
сферы инвестирования: ядерная энергетика, электроника, машиностроение,
инфраструктура, финансы, высокие технологии. Объем экспорта промышленной продукции в 2001 г. — $7,5 мрлд.
СЭЗ Чжухай насчитывает около 4980 предприятий с иностранными
инвестициями. Вложения направлены в сферу услуг, тяжелую промышленность, электронику, портовое и дорожное строительство и т.д. 80% капиталла – инвестиции из Гонконга, Макао, Тайваня и Сингапура.
СЭЗ Сямэнь – 4150 предприятий с иностранным капиталом на сумму $15 млрд., из которых 80% - из Тайваня. Основные отрасли инвестирования –электроника, текстиль, пищевая промышленность, химическая промышленность.
СЭЗ Шаньтоу – более 3000 проектов с участием иностранного капитала в
облшасти нефтехимии, портовой и др. инфраструктуры, производства одежды, обуви и электроники. Обем иностранных инвестиций — $3,5 млрд., из которых 95% поступают от китайских соотечественников в Гонконге, Тайване, Сингапуре.
СЭЗ Хайнань – 7320 предприятий, совокупный объем заявленных инвестиций — $22,3 млрд.
СЭЗ Пудун (начало 90-х гг., составная часть Шанхая)– 5405 проектов в
автомобилестроении, электронике, приборостроении, телекоммуникациях,
высоких технологиях, энергетике на сумму инвестиций $27,3 млрд. [24]
В 1984 г. было принято решение об «открытии» 14 городов-портов на
побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Фактически – это территории с 20-ти млн. населением включают в себя весь приморский пояс страны и значительно распространяются в глубину материковых районов.
Эти 14 городов, открытых для мирового рынка и интернационализации
производства не относились к бедствующим районам с самого начала. Они
давали 23% всего промышленного производства Китая, а их доля в экспорте
страны составляла 40%, суммарная мощность этих портов – 97%, как видно,
этот вид СЭЗ был создан в индустриально развитой полосе Китая.
В открытых районах с льготным режимом хозяйственной деятельности
размещены технопарки (15), разрабатываются новейшие технологии с участием иностранного капитала, функционирует экспортоориентированное производство, активно работают торговые предприятия. Практически, «открытые» города можно назвать комплексными зонами. На обустройство этих территорий были затрачены огромные средства, примерно $15 – 17 млн. на каждый га зоны.
Приморские «открытые» города ориентированы на развитие прибрежных и внутренних регионов Китая. В них действуют значительные налоговые льготы (например, подоходный налог для предприятий высоких технологий равен 15%, подоходный налог на дивиденды, проценты, рентные платежи, роялти из открытых городов для иностранных инвесторов– 10% и др.). [25]
«Открытые» порты получили значительные свободы в проведении
экономической политики. Им можно, например, принимать законодательные акты,
регулирующие поток иностранного капитала, в том числе и части
дополнительных льгот или ограничений подоходного налога, арендной платы за землю и т.д.
«Открытые» города-порты дают 40% экспорта и почти 100% грузооборота морских портов. Производительность здесь на 2/3 выше среднекитайского уровня.
К комплексном зонам можно отнести многие СЭЗ. Комплексные зоны Китая имеют собственные административные границы и законодательство.
В апреле 1988г. на острове Хайнань была создана специальная зона, или
зона комплексного назначения. ЕЕ особенностью было то, что создана она была в одном из самых отсталых районов Китая. Для привлечения инвестиционного капитала была предложена целая система налоговых скидок и льгот в самых различных отраслях (горная, с/х, транспорт, высокие технологии). [26]
В начале 90-х гг. в Шанхае создана зона развития «Пудун». В этой зоне действуют: зона свободной торговли, районы финансово-торговой, промышленной и научной специализации. Главные инвесторы – США, Япония, Сингапур, Франция, Канада.
Однако, с самого начала этого грандиозного эксперимента с Зонами
китайские власти отдавали себе отчет в том, что с помощью иностранных
инвестиций можно поднять экономику страны, но невозможно развивать
экономику только за счет этих инвестиций. Экономика страны, обескровленная «большими скачками» и «великой культурной революцией», нуждалась не только в притоке капитала, но и в свежих технологиях, позволяющих повысить уровень производства, насытить внутренний рынок и выйти на внешние рынки с конкурентоспособной готовой продукцией. Кроме того, развитие производства за счет иностранных инвестиций и путем импорта технологий должно было не тормозить развитие собственных технологий, а способствовать созданию более передовой, более продвинутой, по сравнению с зарубежными аналогами продукции. Поэтому официальная государственная политика, во-первых — ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР.
Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Motorola, IBM, Lucent Technologies, Hewlett-Packard, Microsoft, Nokia, Cisco, AT&Tи др. создают в середине 90-х годов в крупнейших городах Китая собственные исследовательские центры, в которых работают и обучаются работе с новейшими технологиями тысячи и десятки тысяч китайских инженерно-технических работников и ученых. Иностранные корпорации не жалеют средств на различные
некоммерческие программы, фонды, гранты, щедро финансируют обучение китайских специалистов в ведущих учебных центрах Старого и Нового Света.[27]
Руководство страны еще в 1988 году принимает генеральную программа
развития китайкой науки и техники «ФАКЕЛ». Главной целью программы «ФАКЕЛ» является не только развитие национальной науки и техники, но и быстрейшее внедрение в производство передовых отечественных разработок. Благодаря государственной поддержке уже в начале 1990 в Китае начали возникать так называемые «Зоны высоких технологий» (технопарки).
Сегодня китайским Министерством Науки и Техники декларируется 120 зон освоения высоких и новейших технологий различного уровня, из них 53 – государственного значения. Фактически, технопарки территориально и организационно пересекаются со специальными экономическими зонами. Такое соседство позволяет ученым в парках весьма эффективно взаимодействовать с зарубежными компаниями и участвовать в международном научно-техническом обмене.
Согласно статистике, в парках действует от 14 до 16,5 тысяч предприятий, занятых исследовательской и внедренческой деятельностью.
Государственное регулирование деятельности технопарков проявляется, прежде всего, в определении направлений исследований и производства. На протяжении последних нескольких лет такими направлениями были: микроэлектроника, телекоммуникации, биоинженерия и технологии новых материалов. Помимо государственного регулирования - Парки получают от государства еще и серьезные финансовые вливания.[28]
Первым технопарком Китая стала Пекинская экспериментальная зона
развития новых технологий (1988г.). Площадь – 100 км2, тут функционируют
десятки учебных заведений, 130 НИИ и лабораторий, занято более 100 тыс.
специалистов.
Вторым по величине парком является Наньху, который расположен в г.
Шеньян и занимает площадь в 22 км2. На территории тахнопарка 12 ВУЗов, 30 НИИ, 210 многопрофильных исследовательских лабораторий, 220 предприятий высокой и новейшей технологии, в числе которых 30 компаний с участием иностранного капитала ($7 млрд.).
Основные проблемы функционирования СЭЗ в КНР:
1. Подавляющее большинство вкладов (около 80% иностранных
инвестиций) в СЭЗ вложено лицами китайского происхождения,
прежде всего из Гонконга. Инвестиции транснациональных
корпораций, способных на создание крупномасштабных, техниче-
ских современных предприятий пока направляются главным обра-
зом в другие районы Китая. С этим связан меньший, в сравнении
со средним по Китаю, размер инвестиций в одно предприятие.
2. Невысокий уровень внедряемой зарубежной технологии, низкая
квалификация китайской рабочей силы и недостаток специалистов.
3. Рост издержек на аренду земли и рабочей силы, что влияет на
темпы привлечения иностранного капитала. (Создание и содержание
СП в СЭЗ обходится в среднем в 5 раз дороже, чем во внутренних
районах КНР.)
4. Бюрократические препоны при создании и функционировании СП.
5. Дефицит сырья и энергии.
6. Отсутствие единого закона по СЭЗ.
7. Злоупотребления со стороны инвесторов: китайские организации
занижают стоимость госимущества, передаваемого вновь создавае-
мым СП, иностранные предприниматели до 90% средств вкладывают в виде оборудования (часто устаревшего или низкокачественного) по завышенным ценам; процветает сверхэксплуатация работников СП; более 60% предприятий уклоняются от уплаты налогов.
Итак, можно прийти к выводу, что СЭЗ в Китае получили широкое распространение, развили те города и территории, где они организовывались.
В 80-е годы СЭЗ позволили КНР, не отказываясь от основ плановой экономики по всей стране, приобрести опыт взаимодействия с мировым рынком, стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и реформу экономической системы. В настоящее время, по мнению части ученых-экономистов КНР, «…они в значительной мере утратили свою авангардную роль, а практика и методы их работы нуждаются в существенном обновлении…»
А вот об утверждениях, что СЭЗ Китая привлекают огромные инвестиции из-за рубежа, можно поспорить. По исследованиям индийских экономистов, в 2002г. прямые иностранные инвестиции в китайские СЭЗ превысили $50 млрд., однако, от кого они пришли в китайскую экономику? Их значительная часть (по крайней мере 2/3 этих средств) приходится на гонконгский и тайваньский капитал, часть притока вовсе не имеет иностранного происхождения: согласно предположению западных наблюдателей, 25% составляют скрытые формы инвестирования отечественного капитала.
Сам факт существования СЭЗ вносит разногласия между экспертами Китая. Они критикуют сам принцип предоставления особого экономического, а, частично, и политического, режима тем или иным территориям, рассматривая
его как основу регионального лоббизма и угрозу для целостности внутреннего
рынка. Внутренние районы Китая также критикуют особый статус СЭЗ, требуя для себя сравнимых с приморскими провинциями льгот, что неприемлемо для центра.
Со вступлением КНР в ВТО СЭЗ тем более стали рассматриваться все больше с негативной стороны, т.к. они создают условия для нечестной конкуренции.
И все же, СЭЗ внесли значительное улучшение в экономическое и социального положение районов их базирования, в зонах гораздо быстрее, чем в среднем по стране, растет занятость населения, уровень жизни и квалификация рабочих и служащих. Пусть это и незначительная часть страны, но, благодаря СЭЗ, Китай смог выйти на мировой рынок и заявить о себе, производить товары с экспортной ориентацией и «ужить» социалистическую направленность страны и рыночные механизмы. А само правительство Китая понимает, что только иностранных инвестиций в СЭЗ не достаточно для развития всей страны.
--PAGE_BREAK--