Реферат по предмету "Экономика"


Источники инвестирования модернизации жилищно-коммунального хозяйства

Содержание
Введение
1.Источники инвестирования модернизации ЖКХ
1.1Финансирование модернизации ЖКХ
1.2Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизации жилищногофонда
2Инвестирование жилищно-коммунального хозяйства на примере РеспубликиБашкортостана
2.1Сфера жилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование
2.2Комплекс мер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйствоРеспублики Башкортостан
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
Переход к рынку жильяпринципиально меняет роль государства в экономике. Формирование экономическихотношений, основанных на законах рынка, с неизбежностью связано с проведениемрадикальных преобразовании не только в области обмена, производства ипотребления, но и в жилищной сфере.
Обсуждение вопросарентабельности жилищно-коммунального хозяйства идет на самых высоких уровняхвласти. Работа посвящена проблеме реформ в сфере жилищно-коммунальногохозяйства.
Большая советскаяэнциклопедия дает следующее определение коммунальному хозяйству.
Коммунальное хозяйство- совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов,посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства.
Во многих городах ипоселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленныепредприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом.
Однако в зависимости отместных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы,канализацию, и другие сооружения коммунального назначения.
Степень развития иобъем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровеньблагосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиеническиеусловия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровеньпроизводительности труда.
Коммунальное хозяйствовключает:
1.Санитарно-технические предприятия — водопроводы, канализации, предприятия поуборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные,бани, купально-плавательные сооружения.
2. Транспортныепредприятия — городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен,трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водныйтранспорт местного назначения.
3. Энергетическиепредприятия — электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети,отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающиенаселённые пункты.
К сооружениям внешнегоблагоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунальногохозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные иназемные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сетиливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехническиесооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затоплениятерриторий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общегопользования, уличное освещение и др. Многолетний опыт строительства иэксплуатации жилья в рамках государственной собственности с очевидностьюпоказал, что государство в силу ряда причин не способно осуществлять этизадачи. Главная причина, которая действовала постоянно — недостатокматериальных и финансовых ресурсов для строительства и эксплуатации жилья.Кроме того, содержание государственного жилищного фонда было убыточным,поскольку получаемая снанимателей квартирная плата была «самой низкой вмире» и покрывала лишь незначительную часть затрат на эти цели. Фактическисодержание государственного жилищного фонда осуществлялось за счет огромныхдотаций, выделяемых государством и ложившихся тяжелым бременем на бюджет.
Целью курсовой работыявляется рассмотрение основных и дополнительных источников инвестированиямодернизации жилищно-коммунального хозяйства. Объектом изучения является сфераЖКХ.
Задачи при выполненииработы: изучение инвестиционных возможностей жилищно-коммунального хозяйства,рассмотрение источников инвестирования модернизации ЖКХ на примере региона РБ.

1. Источникиинвестирования модернизации ЖКХ
 
1.1 Финансированиемодернизации ЖКХ
Стратегия повышенияэнергоэффективности коммунальной инфраструктуры, как правило, базируется напрограммах модернизации и нового строительства.
В то же время этипрограммы часто выступают объектом оптимизации затрат при секвестированиимуниципальных бюджетов. Таким образом, жизненно важная коммунальная сфера из-закапиталоемкости и продолжительности инвестирования страдает в первую очередь.
В условияхограниченности средств — и бюджетных, и собственных средств организацийкоммунального комплекса (ОКК) — для реализации программ развития целесообразноприменять комплексный подход к их финансированию с учетом возможных ограниченийпо источникам и объемам финансирования, а также использовать различныеинструменты при формировании тарифов.
Коммунальная отрасль, сточки зрения оценки инвестиционной привлекательности, имеет следующиеспецифические особенности:
· практическизащищенная от конкуренции деятельность, носящая естественно монополистическийхарактер;
· государственноерегулирование и ограничение предельными индексами цен на услуги, привязанное кинфляции;
· ежедневноепотребление услуг широкой клиентской базой (населением, предприятиями,общественным сектором), обеспечивающей предсказуемые денежные потоки игарантированный сбыт услуг;
· прогнозируемоесокращение потребления ресурсов вследствие экономии потребителями иобязательности с 201 2 г. приборного учета, что не позволяет рассчитывать надополнительную выручку за счет расширения инфраструктуры;
· значительнаястоимость, длительные сроки службы и окупаемости активов;
· нередкопродолжительные сроки строительства новых объектов;
· привлечениеинвестиций в основном для модернизации действующих объектов и сетей, лишьнебольшая часть средств направляется на новое строительство;
· сравнительнонебольшие инвестиционные потребности по проектам реконструкции, не позволяющиеполучать финансирование по приемлемой ставке на длительный срок в крупныхфинансовых институтах;
· большоеколичество текущих финансовых обязательств компаний;
· отсутствиеликвидной залоговой массы.
Выбор источниковфинансирования планов развития ОКК определяется рядом условий, в их числе:
· реализуемыйвариант реформирования и управления коммунальным сектором региона(муниципального образования), тип собственности оператора и собственникаобъектов и сетей;
· программакомплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (СКИ) муниципальногообразования, разработанная в соответствии с ней Стратегия развития ОКК с учетомтекущего финансового и технического состояния ОКК;
· производственнаяи инвестиционная программа ОКК, предусмотренные в ней мероприятия помодернизации (новому строительству) объектов и сетей, в том числе планмероприятий или программа в области энергосбережения и повышения энергетическойэффективности.
Источникамифинансирования производственных и инвестиционных программ ОКК могут быть:
1. Собственныесредства:
o операционныйденежный поток (платежи потребителей по тарифам);
o амортизационнаясоставляющая тарифа для потребителей;
o прибыль.
2. Бюджетныесредства:
o средстварегионального/муниципального бюджетов на финансирование отдельных мероприятий врамках целевых программ или региональных фондов (например, поэнергосбережению);
o предоставлениегарантий и субсидирование процентов по кредитам из регионального/муниципальногобюджетов;
o Инвестиционныйфонд РФ — для комплексных проектов, объем финансирования, которых составляетболее 500 млн. руб.
3. Внебюджетныепривлеченные средства:
o кредитыроссийских и международных банков;
o кредитыи участие в капитале международных фондов и банков развития — для крупныхпроектов более 200 млн. руб.;
o энергосервисныеконтракты по энергосберегающим проектам;
o средстваи гранты международных организаций, внебюджетных энергосберегающих иэкологических фондов по отдельным объектам (безвозмездно);
o лизинговыесхемы финансирования с привлечением лизинговых компаний;
o другиеисточники: облигационный заем, размещение акций (дополнительный выпуск) — возможно для объема средств более 500 млн руб., а также векселя, товарныекредиты на энергосберегающее оборудование, прямые инвестиции финансовыхинвесторов (фондов прямых инвестиций), экспортное кредитование.
1.2Потенциальные источники финансирования реконструкции и модернизациижилищного фонда
Реконструкция и модернизация жилыхдомов первых массовых серий индустриального домостроения, сыгравшихсущественную роль в решении жилищной проблемы, являются одним из важнейшихнаправлений реформирования жилищно-коммунального комплекса.
Задержка с их проведением приведетк росту доли ветхих и аварийных жилых домов в жилищном фонде РоссийскойФедерации, что станет главным фактором увеличения эксплуатационных затрат наего содержание и повышения суммарных бюджетных выплат: во-первых, на покрытиерасходов на жилищно-коммунальные услуги, не полностью оплачиваемыепотребителями, и, во-вторых, на выплату субсидий гражданам с низкими доходами.При переходе к адресной системе субсидирования произойдет перераспределение, аточнее объединение финансовых потоков бюджетной помощи. Однако, на наш взгляд,суммарная нагрузка на бюджет уменьшится незначительно. Следовательно, решениепроблемы заключается во всемерном снижении расходов на содержание жилых домов иоптимизации потребления населением ресурсов жизнеобеспечения, что возможно лишьпри комплексной реконструкции жилищного фонда.
Анализ зарубежного опыта обновлениярайонов застройки 60-х годов во Франции, Германии и других зарубежных странахпоказал, что проекты реконструкции жилого фонда являются экономическиэффективными и, следовательно, привлекательными для инвесторов, если ониосуществляются комплексно в пределах пятна городской застройки в сочетании среконструкцией инженерной инфраструктуры, созданием новых жилых и нежилыхпомещений и проведением прогрессивных ресурсосберегающих мероприятий.
Существующие сегодня в Россиивозможности комплексного развития городских территорий характерны дляпереходного экономического периода, поскольку земля принадлежит городам и нераздроблена по мелким правообладателям.
Консолидация финансовых средств дляпроведения комплексной реконструкции жилого фонда может охватить ряд жилищныхпрограмм, таких как предоставление жилья, очередникам, расселение из ветхих иаварийных жилых домов, обеспечение жильем военнослужащих, молодых семей идругих социальных групп. Эти программы в настоящее время реализуются вне связидруг с другом, что ведет к распылению и неэффективному использованию выделяемыхна эти цели бюджетных средств.
Вложение средств в комплекснуюреконструкцию жилой застройки экономически выгодно городу. В результатереконструкции снижаются расходы на ресурсное обеспечение жилищной сферы,повышается плотность застройки территорий, сокращается протяженность инженерныхсетей, уменьшаются затраты на создание объектов социальной инфраструктуры.
Отсутствие стабильной финансовойбазы по реконструкции устаревшего жилищного фонда в стране на сегодняшний деньобусловлено тем, что еще не урегулированы вопросы экономического обоснованиятарифов на эти виды расходов с учетом физического износа, технико-экономическихпоказателей по эксплуатации жилых домов, природно-климатических и другихфакторов. Неопределенная ситуация и с источниками поступления средств дляпокрытия этих расходов. Например, тарифы на капитальный ремонт в большинствемуниципальных образований устанавливаются не только на основе соответствующихметодик по их обоснованию, но и с учетом социально-экономической ситуации в регионе,уровня доходов населения и других факторов. Даже в Москве, передовом вреформировании ценообразования в жилищной сфере регионе, тариф на капитальныйремонт жилья составляет для населения весьма символическую величину — 0,1руб./м2 в месяц.
Усложняет ситуацию отсутствиенормативных документов по жесткой регламентации процедур накопления ирасходования средств на капитальный ремонт жилых домов, получаемых службамизаказчика с населения, и их обесценение в результате всё ещё высоких темповинфляции. Практически единственным источником оплаты расходов по содержанию иремонту жилищного фонда являются местные бюджеты.
Нормативными актами пореформированию жилищно-коммунального комплекса, принятыми на федеральном уровнев начале 1990-х годов, предполагалось, что уже в 2003 г. он будетфункционировать в бездотационном режиме, в первую очередь вследствиеопережающих инфляцию темпов роста доходов населения, что позволило бы емуполностью оплачивать стоимость жилищно-коммунальных услуг.
Поэтому законодательно не укрепляласьбаза поступлений в муниципальные бюджеты (с обязательным разделением статейрасходов на жилищное и коммунальное хозяйство), что в какой-то мереобеспечивало бы органы власти муниципальных образований финансовыми ресурсамидля выполнения своих обязательств как по дотированию населения по оплатежилищно-коммунальных услуг, так и по содержанию жилищного фонда. Причем нетолько той его части, собственниками которой они являются по праву, а в силудействующих региональных норм — практически всего жилищного фонда, находящегосяв пределах территории муниципалитета.
Лишь незначительно компенсированыпотребности субфедеральных и муниципальных бюджетов в финансовых ресурсах насодержание жилищного фонда при приеме жилых домов от ведомств, посколькунормативные акты не предусматривают финансовой ответственности ведомственныхвладельцев за передачу не приведенных в надлежащее состояние жилых домов.
 Не в полном объёме учитываютсявозрастающие потребности в рамках межбюджетных отношений: выравниваниебюджетной обеспеченности через механизм трансфертов из федерального фондафинансовой поддержки регионов происходит исходя из возможностей федеральногобюджета и не может существенным образом повлиять на достаточность, а тем болеена устойчивость бюджетного финансирования сохранения и модернизации жилищногофонда, не подлежащего сносу.
Чтобы обоснованно определить размерфедеральной помощи, необходимой для покрытия возросших потребностей в средствахна содержание, ремонт и реконструкцию жилья, в качестве первоочередной мерыпочти во всех субъектах Российской Федерации нужно провести паспортизациюжилищного фонда с выделением муниципальной части и надлежащим образом оформитьправо собственности на каждую учетную единицу (квартиру, жилой дом,кондоминиум) с внесением соответствующей информации в систему государственногоучета жилищного фонда и градостроительный кадастр Российской Федерации.
Однако и такая основавзаимоотношений между центром и территориями, даже при наличии региональныхпрограмм реконструкции жилищного фонда, является хрупкой и неформальной.Политику межбюджетных отношений следует изменить коренным образом, посколькуона не только не отвечает требованиям социально-экономических преобразований,происходящих в стране, но и вступает в противоречие с ними.
По Конституции Российской Федерацииорганы местной власти не имеют статуса государственных, ограничены вэкономической деятельности и в правах по решению вопросов развития экономики насвоих территориях на основе перераспределения общегосударственных доходов сучетом равного права граждан на природную ренту, вклада населения региона всоздание совокупного общественного продукта и т. д.
 В процессе совершенствованияБюджетного кодекса РФ с целью увеличить поступления в федеральный бюджет приодновременном снижении налоговой нагрузки на хозяйствующие субъектызаконодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации надоставить вопрос перед Правительством РФ о сопряжении целей реформированияжилищно-коммунальной сферы с целями реформирования систем сбора налогов ибюджетного планирования, о необходимости решения на законодательной основезадачи повышения доходов бюджетов субъектов Российской Федерации имуниципалитетов до уровней, обеспечивающих выполнение этими ветвями властиконституционных обязанностей и других правовых норм в обеспечении жилищных правграждан России и сохранности жилищного фонда как материальной основы реализацииэтих прав.
По существующему законодательствуфинансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляется из местных бюджетов,при том, что значительная часть налогов, собираемых в пределах муниципальныхобразований, уходит в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РоссийскойФедерации. Если бы ряд налогов, включая налоговые выплаты предприятий иорганизаций жилищно-коммунального хозяйства, отчислялся целиком в бюджетмуниципального образования, то органы местного самоуправления, используявдобавок возможности регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги,могли бы более эффективно решать вопросы жизнеобеспечения населения.
С введением второй части Налоговогокодекса РФ ухудшились возможности регионов в бюджетном финансировании жилищногохозяйства. Отмена налога с оборота, который предприятия платили регулярно, таккак база его исчисления — объём реализации продукции или услуг, лишила регионыодного из стабильных источников содержания жилищного фонда. Хотя взаменувеличена до 16% доля налога на прибыль, отчисляемая в местный бюджет иполученные средства из бюджета можно расходовать на финансированиежилищно-коммунального хозяйства, сложившаяся экономическая ситуация неспособствует увеличению доходов муниципального бюджета за счет налога наприбыль. Даже при устойчивом доходе стремление хозяйствующих субъектов всяческиснижать налоговую базу и минимизировать налоговые платежи не позволяетмуниципалитетам существенно пополнить казну за счет налогообложения прибыли.
В связи с отсутствием нормативныхдокументов, регламентирующих периодичность и масштабы реконструкции жилищногофонда, а также с отсутствием источников и механизма накопления и расходованияденежных средств на эти цели, установленных в законодательном порядке, приутверждении местных расходов речь о выделении средств на реконструкцию жильяидет лишь в тех муниципальных образованиях, где приняты соответствующие программы.
А таких регионов по всей Россииединицы. В результате в целом по стране наблюдается нарастание темпов прироставетхого и аварийного жилья, ухудшается его возрастная структура и увеличиваетсядоля с высоким уровнем износа.
По экономической логике источникомсредств для финансирования расходов по капитальному ремонту, реконструкции имодернизации жилых домов должны быть накопления платежей квартировладельцев(нанимателей) за жилищные услуги на спецсчетах балансодержателей в размереамортизационных отчислений на капитальный ремонт, реконструкцию и полноевосстановление жилых зданий вместе с внутридомовыми инженерными сетями иоборудованием. На протяжении многих лет капитальный ремонт государственного имуниципального жилищного фонд финансировался из госбюджета, естественно, втарифах на оплату жилья компенсация этих затрат не предусматривалась. Онеобходимости накопления средств для будущей реконструкции и модернизации жилыхзданий вопрос не стоял.
Существенным недостаткомгосударственного планирования капитального ремонта жилищного фонда являласьнеадекватность амортизации, предназначенной на капитальный ремонт,действительной потребности в инвестициях на частичное воспроизводство жилищногофонда, необходимых для обеспечения нормального функционирования жилых зданий напротяжении их нормативного срока службы. Действовавшие нормы амортизации накапитальный ремонт жилых домов некоторых групп капитальности были приняты поряду причин значительно ниже потребной величины.
Долгое время считалось, что в процессеэксплуатации жилых зданий как основных фондов потребительского назначенияпереноса их стоимости на стоимость услуг, предоставляемых пользователям жилья,в полном объёме не происходит, а источником возмещения их износа служитгородской бюджет и средства пользователей и собственников жилья.
На наш взгляд, данный подход верентолько, если здания находятся в частной или коллективной собственности.Коммерческому фонду, предназначенному для сдачи в наём, присущи амортизационныепроцессы, аналогичные другим видам основных фондов, т. е. перенесение стоимостиосновных фондов на услуги, предоставляемые нанимателям жилья. При этомсоответствующая плата жильцов за пользование жилыми помещениями должнавозмещать затраты домовладельцев на содержание и воспроизводство жилищногофонда. В государственном и муниципальном жилищном фонде происходят аналогичныепроцессы, за исключением неполного возмещения жильцами затрат на содержание ивоспроизводство жилья. Эти затраты должны компенсировать бюджеты всех уровней,но на практике этого не происходит и поэтому процесс воспроизводства в данномсекторе жилищной сферы крайне замедлен.
Кроме того, при исчислении нормамортизации затраты на реконструкцию и модернизацию зданий не вошли в составзатрат на капитальный ремонт, так как, по мнению составителей, не имелиотношения к обеспечиваемому капитальным ремонтом простому воспроизводству.
Недофинансирование капитальногоремонта носило хронический характер: по оценкам специалистов, потребность всредствах удовлетворялась не более чем на 50%. Таким образом, инвестиционнаяполитика тех лет в ремонтной сфере может характеризоваться как декларированиепланово-предупредительного характера ремонтного обслуживания жилой застройки иполное отсутствие эффективной методологии обслуживания в условиях тотальногодефицита финансовых ресурсов. Результатом такой политики явилось лавинообразноенарастание «недоремонта» жилой застройки. В наши дни городскойжилищный фонд продолжает оставаться в системе централизованного управления иего содержание в значительной мере ориентировано на дотации из бюджетов разныхуровней, начиная от федерального и заканчивая местным. Фактически выделяемыебюджетные средства на эти цели ничтожны, поэтому реальных источников средств напроведение воспроизводственных мероприятий в существующей системе нет.
Говоря о современном состояниифинансирования воспроизводства жилищного фонда, необходимо отметить, чтопостановлением Правительства РФ от 18.06.1996 г. № 707 «Об упорядочениисистемы оплаты жилья и коммунальных услуг», которое вышло в развитие ст.15 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» (сизменениями и дополнениями от 8 декабря 1995 г.), определен механизмрегулирования платежей населения за жилье и коммунальные услуги в период с 1997г. по 2003 г. в зависимости от уровня затрат предприятий, производящихжилищно-коммунальные услуги, социальной нормы площади жилья и нормативовпотребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупногодохода семьи и действующих льгот. В состав платежей граждан введен платеж затехническое обслуживание и ремонт жилищного фонда, включая капитальный. Данноеположение было продублировано в постановлении Правительства РФ от 02.08.1999 г.№ 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерахпо социальной защите населения».
Федеральным законом от 06.05.2003г. № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „Об основахфедеральной жилищной политики“ установлено, что порядок возмещениярасходов на капитальный ремонт жилья устанавливается Правительством РФ всоответствии федеральным законом (ст. 15), но об источниках возмещения затратна реконструкцию и модернизацию жилищного фонда не упоминается. При этомследует отметить, что субъектом регулирования платежей населения являютсяорганы местного самоуправления, которые утверждают нормативы потребленияжилищно-коммунальных услуг, а также ставки и тарифы на жилищно-коммунальныеуслуги (кроме тарифов на электрическую энергию и газ). Эти функции закрепленыза муниципалитетами и в „Концепции ценовой и тарифной политики вжилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации“. Следовательно, вналичии имеется соответствующая законодательная основа, позволяющая органамместного самоуправления осуществлять эффективную тарифную политику в сфережилищно-коммунальных услуг, разработку и утверждение территориальных нормамортизационных отчислений для жилых зданий как основных фондовнепроизводственного назначения.
В настоящее время согласноположению по бухгалтерскому учету основных средств ПБУ 6/01(п.17) по объектамжилищного фонда (жилые дома, общежития, квартиры и др.), а следовательно и пооборудованию, которое является технологическим элементом жилищного фонда, ивнутриплощадочным инженерным сооружениям (сетям) стоимость не погашается, т. е.амортизация не начисляется и, естественно, отсутствует в себестоимости работ(коммунальных услуг). По указанным объектам определяется износ в концеотчетного года по Единым нормам амортизации основных средств, и суммы егоотражаются на забалансовом счете 010 „Износ основных средств“.Поскольку износ начисляется на объекты, которые не подлежат амортизации, онявляется только справочной цифрой, поскольку не влияет на размер себестоимости.
Возникает вопрос: какова цельначисления износа и амортизации и есть ли необходимость знать, каков реальныйизнос конкретного объекта?
Очевидно, что в целяхбухгалтерского учета амортизация служит для списания стоимости объекта насоздаваемые с его помощью продукт или услуги и таким образом не можетпреследовать цели отражать реальный износ объекта (физический ифункциональный). Срок амортизации определяется организацией, самостоятельноисходя из определенных условий: ожидаемого срока использования, ожидаемогофизического износа, зависящего от режима эксплуатации, системы проведенияремонта и от других нормативно-правовых ограничений использования этого объекта(например, срока аренды).
Однако амортизация является нетолько средством перенесения стоимости основного средства на продукт, но иисточником финансирования простого воспроизводства. С этой точки зрениянахождение адекватного значения износа является необходимым условием.
Как было сказано ранее, жилыездания, которые находятся в собственности государства (или муниципалитета) итаким образом не являются источником дохода (за исключением муниципальныхдоходных домов), не подлежат амортизации. Только жилые здания, используемые дляизвлечения дохода (доходные дома), подлежат амортизации как обычные основныесредства производственного назначения. Так, по жилищному фонду, которыйиспользуется организацией для извлечения дохода и учитывается на счете доходныхвложений в имущество, согласно приказу Минфина РФ от 20.07.98 г. № 33-н»Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основныхсредств" установлено, что «амортизация начисляется вобщеустановленном порядке». К случаю доходного использования здания можноотнести его передачу в управление по договору доверительного управления с цельюсдачи в аренду. Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору доверительногоуправления имуществом одна сторона передает другой стороне на определенный срокимущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлятьуправление этим имуществом в интересах указанного им лица.
Амортизация по переданному вдоверительное управление имуществу начисляется в общеустановленном порядке иотражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат вкорреспонденции с кредитом счета 02 «Амортизация». При этомамортизация переданного в доверительное управление имущества продолжаетначисляться способом и в пределах срока полезного использования, которые былиприняты учредителем управления.
Другим аспектом износа является егоуменьшение после капитального ремонта. Если органы БТИ производят пересчетфизического износа после капитального ремонта здания, то в бухгалтерском учетеэтого не происходит, хотя очевидно, что рыночная стоимость объекта послекапитального ремонта будет выше. Таким образом, информация бухгалтерскогобаланса по ряду объективных причин дает весьма приближенную характеристику состоянияобъектов основных фондов жилищной сферы. В отличие от бухгалтерского учетаНалоговый кодекс РФ вводит понятие «амортизируемое имущество»,определяемое как имущество, которое находится у налогоплательщика на правесобственности и используется им для извлечения дохода и стоимость которогопогашается путем амортизации. Однако согласно п. 2 ст. 256 НК РФ указанныеобъекты ЖКХ и объекты внешнего благоустройства не подлежат амортизации.
Мы разделяем мнение ряда ученых,что расходы на воспроизводство объектов ЖКХ и расходы на благоустройствотерритории организации должны включаться в себестоимость для целейналогообложения прибыли. Это правомерно и экономически целесообразно, тем болеечто ст. 270 НК РФ не устанавливает прямого запрета на их включение в составзатрат. Такой подход позволит организациям и предприятиям ЖКХ уменьшитьналогооблагаемую базу по налогу на прибыль и, следовательно, увеличить чистуюнераспределенную прибыль для целей восстановления основных фондов и созданиярезервного фонда для их капитального ремонта.
Следует обратить внимание на то,что тарифы на приобретаемые предприятиями ЖКХ энергоресурсы (свет, газ, воду,тепло и др.) учитывают амортизационные отчисления. Таким образом, предприятияЖКХ, оплачивая приобретаемые энергоресурсы, способствуют формированиюамортизационного фонда на предприятиях естественных монополий, не имеявозможности создать его у себя. Достоверное обоснование размеровамортизационных отчислений и расходов на благоустройство и восстановлениежилищного фонда и территории позволит сбалансировано подходить к проблеметарифообразования в сфере ЖКХ. При проведении переоценки основных фондоввозможно некоторое увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество. Нопри этом увеличится амортизационный фонд как собственный источникфинансирования инвестиций, уменьшится налогооблагаемая база по налогу наприбыль. Включение амортизационных отчислений в тарифы на услуги ЖКХ позволитсоздать дополнительный источник финансирования развития производственной базыЖКХ. Невысокий же удельный вес амортизации как статьи расходов в структуретарифов может быть компенсирован за счет экономии по другим статьям, особеннопри проведении мероприятий по энергосбережению, введения страхования объектовЖКХ, а также за счет дотационных средств бюджетов субъектов РоссийскойФедерации.
Необходимо усовершенствовать всоответствии с выдвигаемыми ходом реформ в жилищно-коммунальном хозяйстветребованиями общероссийскую методику разработки норм амортизационных отчисленийпо отрасли «Жилищное хозяйство». При этом следовало бы предусмотретьразработку комплекса норм с учётом дифференциации накапливаемых средств повидам затрат: на капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию, полноевосстановление (реновацию). При разработке и утверждении норм необходимо такжеучесть требование Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учетосновных средств», в соответствии с которым единицей бухгалтерского учетаосновных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями ипринадлежностями. Для жилых зданий это отдельные конструктивные элементы илиобособленный комплект конструктивно сочлененных предметов (например, оконные идверные блоки, лифтовое оборудование, кровля), предназначенные для выполнениясамостоятельных функций. Характерной отличительной особенностью инвентарногообъекта является срок его эксплуатации, отличный (как правило, меньший) отсрока службы основных конструкций здания. Нормативы отчислений на реконструкциюи модернизацию жилых зданий должны рассчитываться в соответствии с предполагаемымисроками проведения этих мероприятий, учетом прогнозируемых темпов инфляции ивозможности совмещения по времени финансирования расходов по разным статьямзатрат. Финансовые ресурсы, которые расходуются на восстановлениепотребительной стоимости жилых домов, составляют в результате проведенияреконструкции величину прироста стоимости основных фондов. Естественно, иисточником покрытия указанных затрат должны быть средства в видеамортизационных отчислений, накапливаемых после введения в эксплуатациюосновных фондов. Поэтому в состав тарифов по оплате жилищных услуг предлагаетсяввести норматив отчислений в амортизационный фонд, методология расчета которогодолжна быть единой для всего жилищного фонда, но при этом конкретныенормативные показатели должны учитывать, кроме приведенных выше факторов,территориальные условия, категории и типы (серии) жилых зданий, особенностиинвентарных объектов в их составе. В случае, когда собственником жилья являетсямуниципалитет, тарифы по амортизации можно включить в состав платы за найм, чтодопускается рядом федеральных нормативных документов, прежде всего, упомянутымвыше постановлением Правительства РФ № 887 от 02.08.99 г. и Указом ПрезидентаРФ № 425 от 28.04.97 г. «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РоссийскойФедерации». Для накопления средств у собственников жилых помещений илиуполномоченных ими лиц (балансодержателей) должны быть открыты специальныесчета в банках, куда регулярно будут (лучше ежемесячно одновременно с платежамиза другие жилищно-коммунальные услуги и по единой квитанции) поступатьсоответствующие суммы. Для обеспечения гарантий целевого использования средствнеобходимо разработать положение об амортизационном фонде и соответствующем емуспецсчете, открываемом собственнику жилья в банковском учреждении.
Следует также учитывать, что сумманакопленных амортизационных отчислений, рассчитываемая исходя из балансовойстоимости основных средств и нормы амортизационных отчислений, в условияхнестабильной экономики не будет соответствовать реальной потребности вфинансах, необходимых для проведения мероприятий по восстановлениюэксплуатационных свойств конструктивных элементов здания или оборудования.Потребуются дополнительные источники покрытия дефицита средств или механизмызащиты накоплений от инфляции.
В связи с отсутствием насегодняшний день амортизационных накоплений по жилищному фонду нампредставляется, что на переходный период источниками финансирования работ покапитальному ремонту, реконструкции, модернизации жилых домов государственногои муниципального фонда и новому строительству жилья, предоставляемого населениюпо социальными нормам в обеспечение конституционных прав граждан на жилище и подругим обязательствам государства (например, при выселении из ветхих иаварийных зданий или в случае разрушения домов в результате стихийных бедствийи т.п.), должны стать целевые средства из федерального бюджета, бюджетовсубъектов РФ и поступления в местный бюджет. До тех пор, пока не определены изаконодательно не закреплены стабильные источники, решение вопросовфинансирования инвестиционных программ и проектов реконструкции жилых домов, неподлежащих сносу, напрямую зависит от инициативности и способности органовместного самоуправления привлечь для решения проблемы необходимые средства из внебюджетныхисточников.
Очевидно, что восстановлениеустаревшего жилищного фонда является многоаспектной задачей, которая требуетсогласованных действий ряда субъектов: населения, инвестиционно-кредитныхкомпаний, строительных фирм, федеральных, региональных и местных органоввласти.
В процессе реформирования предстоитрешить комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых задач по вовлечению винвестиционно-строительный процесс внебюджетных средств, созданию свободногорынка инвестиционных ресурсов, в том числе земельных, изменению налоговойполитики с предоставлением льгот организациям и лицам, занятыминвестиционно-строительной деятельностью, принятию необходимых законодательныхи нормативно-правовых актов, регулирующих отношения участников инвестиционно-строительнойсферы деятельности между собой и с внешними партнерами, а также погосударственному регулированию инвестиционно-строительной деятельности встране.
В связи с этим актуальнымпредставляется исследование важнейших аспектов развития инвестиционной системыжилищной сферы, характеризуемой качественными и количественными изменениямиобъема инвестиций и источников покрытия затрат, их структурой и соотношениями,коммерческими условиями и организацией привлечения инвесторов, динамикиплатежеспособного спроса населения на жилье. Без тщательной проработкивзаимосвязей и отражения прав и обязанностей участников процессаинвестирования, проведения реконструкции, накопления и возврата привлеченныхсредств в период эксплуатации обновленных жилых домов будет затрудненапрактическая реализация схем финансирования. Необходимо отметить, что сегодняинвестиционный процесс в жилищной сфере происходит в условиях значительногосокращения бюджетных источников финансирования строительства и реконструкциижилья, снижения доли прибыли предприятий, направляемой на развитие социальнойинфраструктуры, увеличения разрыва между ценами жилья, его состоянием, а такжепродолжающейся инфляции.
Реформирование системыинвестирования жилищной сферы состоит в изменении механизмов и источниковпривлечения средств. Кроме федерального и городского бюджетов, необходима такжеаккумуляция средств организаций, предприятий, банковских и риэлторскихструктур, личных средств граждан, размеры которых, по данным официальнойстатистики и различных маркетинговых исследований, оцениваются примерно в 60-70млрд. долл. США. Проблема состоит в том, что этот капитал, во-первых, сильнодифференцирован по разным доходным группам семей, а во-вторых, в — основнойсвоей массе является «мелкодисперсным». В силу относительно малогоразмера единичного сбережения капиталовладелец не может распорядиться им дляулучшения своих жилищных условий. Задача рыночных механизмов жилищного секторасостоит в том, чтобы заставить эти капиталы работать, при этом подход кдержателям малых и крупных сбережений должен быть разным. Первоочередноезначение для средних слоев населения должны приобрести меры, направленные наснижение стоимости жилья (в том числе совершенствование инвестиционной политикии развитие финансово-кредитной системы в сфере жилищного строительства),создание привлекательных финансовых инструментов (кредиты на приобретение жильяс льготным процентом и др.).
Эффективной формой привлечениякрупных капиталов могли бы быть специализированные жилищные инвестиционныефонды с участием государства. Условиями, обеспечивающими приток средств в этифонды, могли бы стать высокая доходность (превышающая процент по депозитам длякоммерческих банков или, по крайней мере, сопоставимая с ним) и наличиегарантий возврата средств на государственном уровне (поручительства МинфинаРоссии и т. п.). Другой вариант — эмиссия специализированных высокодоходныхгосударственных ценных бумаг и последующая продажа их крупными и мелкимипакетами с введением налоговых льгот на доходы. При такой форме привлечениясредств обеспечивается прямая связь денежных ресурсов населения с инвестициямив жилищный сектор, исключая посредническую деятельность банков, предполагающуюотчисление доходов в виде банковской маржи.
модернизация жкх источникинвестирование

2. Инвестированиежилищно-коммунального хозяйства на примере Республики Башкортостан
 
2.1 Сферажилищно-коммунального хозяйства в РБ и ее финансирование
Развитие сферыжилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан в 2009 году во многомопределялось реализацией Федерального закона «О Фонде содействияреформированию жилищно-коммунального хозяйства», а также адресных программпо переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Республике Башкортостани по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в РеспубликеБашкортостан на 2008-2011 годы.
В 2009 году более 8,6 млрд. рублей, в том числе 6,4млрд. рублей за счет средств Фонда содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства направлено на реализацию 3 адресных программ попереселению граждан из аварийного жилищного фонда и 2 программ по капитальномуремонту многоквартирных домов.
В соответствии с постановлениями ПравительстваРеспублики Башкортостан от 24 декабря 2008 года № 454 «Об адреснойпрограмме Республики Башкортостан по проведению капитального ремонтамногоквартирных домов на 2009 год» и от 11 марта 2009 года
№ 86 «О разработке адресной программы Республики Башкортостан попроведению капитального ремонта многоквартирных домов на
2009 год» реализованы адресные программы по капитальному ремонту на общуюсумму 4,35 млрд. рублей.
В рамках реализации адресной программы былоотремонтировано 539 многоквартирных домов и улучшены жилищные условия 107,0тыс. граждан в 26 муниципальных образованиях республики.
Кроме того, республике было выделено около 2,6 млрд.рублей средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйствана переселение граждан из аварийного жилья. Из бюджета Республики Башкортостанна эти цели выделено более 1,5 млрд. рублей, что позволило улучшить жилищныеусловия 10,1 тыс. гражданам из 361 жилого дома общей площадью 129,9 тыс. кв. м.
Также капитальный ремонт жилищного фонда вреспублике проводился за счет средств муниципальных образований и собственниковжилых помещений, на эти цели в 2009 году израсходовано 1,35 млрд. рублей. Потекущему ремонту освоено около 1,5 млрд. рублей, что на 10,5% выше, чем в 2008году.
На строительство новых объектов жизнеобеспечения иреконструкцию коммунальных систем направлено из бюджета Республики Башкортостан423,7 млн. рублей и привлечено из федерального бюджета 1102,5 млн. рублей. Засчет капитальных вложений в республике построено и реконструировано 16 объектовтеплоснабжения, 10 объектов водоснабжения и водоотведения. Произведена замена10,6 км ветхих тепловых сетей, проложено 23,5 км водопроводных и 7,2 кмканализационных сетей. Введено в эксплуатацию 24 объекта коммунальнойинфраструктуры в муниципальных районах Абзелиловский, Альшеевский,Архангельский, Белокатайский, Бакалинский, Благоварский, Бурзянский, Белорецкий,Белебеевский, Дуванский, Иглинский, Куюргазинский, Мечетлинский, Учалинский,Уфимский, Хайбуллинский районы и городских округах г.Агидель, г.Стерлитамак,городских поселениях Давлеканово, Бирск, Баймак.
За счет выделенных средств из бюджета РеспубликиБашкортостан проведен капитальный ремонт и реконструкция 21 объекта тепло- иводоснабжения, а также проведены мероприятия по энергосбережению на 13объектах. В течение 2009 года в ходе реализации региональной и муниципальныхпрограмм по оснащению многоквартирных домов приборами учета было установлено6157 общедомовых приборов учета. На 1 января 2010 года доля многоквартирныхдомов, оснащенных коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной водысоставила 32,0% (общая обеспеченность 10782 ед.), горячей воды – 50,0% (6427ед.), электроэнергии – 70,0% (48289 ед.), тепловой энергии – 10,0% (2905 ед.).
Во всех муниципальных образованиях республики науровне муниципальных районов и городских округов созданы товариществасобственников жилья. В целом по республике работают 1669 товариществсобственников жилья, которые охватывают 5094 многоквартирных дома общейплощадью 9062,5 тыс. кв. м.
Продолжается демонополизация отрасли. Долякоммерческих организаций коммунального комплекса составляет более 73,0%. Числоуправляющих компаний, имеющих частную форму собственности, достигло 171, или91,0% от общего числа управляющих организаций. В управлении частных организацийнаходятся 24,5 тыс. многоквартирных дома.
По текущему и капитальному ремонту жилищного фонда около85,0% от всех заключенных договоров составляют договоры с частнымипредприятиями.  Объем оказанных услуг за 2009 год составил 26,0 млрд. рублей,что на 3,0% выше уровня 2008 года, получен положительный сальдированныйрезультат – 258,0 млн. рублей прибыли.
 
2.2 Комплекс мер попривлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство РеспубликиБашкортостан
Таблица 2.1 Комплексмер по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйствоРеспублики Башкортостан

п/п Наименование мероприятий Исполнители Срок исполнения 1 2 3 4 1. Оформление права муниципальной собственности на объекты жилищно-коммунального хозяйства 1.1. Проведение инвентаризации объектов коммунального назначения, находящихся в хозяйственном ведении муниципальных предприятий
Администрации муниципальных районов и городских округов,
Предприятия жилищно-коммунального комплекса 2007 г. 1.2. Изъятие объектов коммунального назначения из хозяйственного ведения муниципальных предприятий Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 1.3. Регистрация в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 1 2 3 4 2. Переход на договорную форму взаимоотношений в коммунальном секторе с делегированием управления имущественным комплексом 2.1. Заключение сервисных контрактов Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 2.2. Заключение арендных договоров Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 2.3. Заключение концессионных соглашений Администрации муниципальных районов и городских округов 2007-2008 гг. 3. Организация учета фактического потребления коммунальных услуг 3.1. Реализация пилотного проекта по организации приборного учета расхода и потребления коммунальных ресурсов и услуг на основе современных информационных и коммуникационных технологий в городском округе город Салават
Администрация городского округа
город Салават,
Минжилкомхоз Республики Башкортостан 2007 г. 3.2. Создание сервисных центров по учету расхода и потребления коммунальных ресурсов и услуг на основе современных информационных и коммуникационных технологий
Администрации муниципальных районов и городских округов,
Минжилкомхоз Республики Башкортостан 2007-2009 гг. 3.3. Проведение анализа реализации пилотного проекта, разработка рекомендаций по установке приборов учета расхода коммунальных ресурсов в Республике Башкортостан Минжилкомхоз Республики Башкортостан 2008 г. 1 2 3 4 4. Финансово-экономическое оздоровление отрасли 4.1. На основании результатов мониторинга подготовка рекомендаций по повышению качества менеджмента организаций коммунального комплекса (привлечение управляющих и частных операторов к управлению коммунальной инфраструктурой, муниципальными, государственными предприятиями)
Минжилкомхоз Республики Башкортостан,
администрации муниципальных районов и городских округов,
Минимущество Республики Башкортостан 2008 г. 4.2. Инвентаризация задолженности бюджетов всех уровней перед организациями коммунального комплекса
Администрации муниципальных районов и городских округов,
Минфин Республики Башкортостан,
Минжилкомхоз Республики Башкортостан 2007-2008 гг. 5. Совершенствование регулирования цен и тарифов в коммунальном комплексе 5.1. Создание органа регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса (далее – органы регулирования) муниципального образования Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 5.2. Установление тарифов организаций коммунального комплекса в соответствии с Федеральным законом «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам, органы регулирования муниципальных районов и городских округов 2007-2008 гг. 5.3. Обсуждений производственной программы организации коммунального комплекса с участием заинтересованных лиц Органы регулирования муниципальных районов и городских округов начиная с 2007 г. 1 2 3 4 5.3. Разработка методических рекомендаций по формированию технического задания на разработку инвестиционных программ Минжилкомхоз Республики Башкортостан 2007 г. 5.4. Принятие органом местного самоуправления порядка разработки и утверждения технических заданий на инвестиционные программы Администрации муниципальных районов и городских округов 2007 г. 5.5. Разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на основе документов территориального планирования муниципальных образований
Советы муниципальных районов и городских округов,
организации коммунального комплекса 2007-2008 гг. 5.6. Разработка и утверждение инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, определение первоочередных мероприятий, направленных на повышение качества предоставления коммунальных услуг потребителям, снижение их стоимости, определение источников финансирования, включая заемные внебюджетные средства, привлечение инвесторов для реализации проектов
Организации коммунального комплекса,
Советы муниципальных районов и городских округов 2007-2008 гг. 5.7. Расчет и утверждение платы за подключение объектов нового строительства к коммунальной инфраструктуре
Организации коммунального комплекса,
органы регулирования муниципальных районов и городских округов, Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам начиная с 2007 г. 1 2 3 4 5.8. Заключение договоров с соответствующими организациями коммунального комплекса на реализацию инвестиционных программ Администрации муниципальных районов и городских округов начиная с 2007г. 6. Привлечение частного бизнеса к управлению коммунальным комплексом и инвестированию в него 6.1. Формирование программы строительства новых или модернизации существующих объектов коммунального комплекса Минжилкомхоз Республики Башкортостан, администрации муниципальных районов и городских округов 2007-2008 гг. 6.2. Формирование перечня объектов для передачи в концессию (делегированное управление) Администрации муниципальных районов и городских округов по мере отбора объектов 6.3. Заключение концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» Администрации муниципальных районов и городских округов по мере отбора объектов 6.4. Обеспечение возврата вложенных в период эксплуатации объектов средств путем установления тарифов, включающих инвестиционную составляющую.
Государственный комитет Республики Башкортостан по тарифам,
органы регулирования муниципальных районов и городских округов в течение срока действия соглашения
 

Заключение
 
Ключевой вопросгосударственной экономической и социальной политики сегодня — реформажилищно-коммунального хозяйства.
· определениеусловий в которых находится современное жилищно-коммунальное хозяйство России;
· уточнениереальных и потенциальных мер государственных органов, по реализации программыреформирования жилищно-коммунального хозяйства;
· описаниепринципов успешного реформирования жилищно-коммунального хозяйства.
Система финансированияреконструкции жилья должна быть направлена, во-первых, на формированиедолгосрочной ресурсной базы, во-вторых, на организацию приемлемых условийфинансирования (кредитования) инвестиционных проектов.
 Необходимо обеспечить привлекательностьэтой сферы вложения капиталов для частных инвесторов и финансовых институтов, аинициаторы проектов должны иметь возможность осуществлять такие проекты за счетзаемных средств.
В связи с этим система должнасостоять из двух взаимосвязанных функциональных блоков: первый — формированиедолгосрочной ресурсной базы за счет широкого привлечения внебюджетныхисточников, второй — финансирование (кредитование) инвестиционных проектовреконструкции жилых домов.
Именно такая система финансированияреконструкции и модернизации жилищного фонда, органично сочетающая бюджетные ивнебюджетные источники на основе передовых инвестиционных технологий,направленная на формирование долгосрочной ресурсной базы у банков и наорганизацию приемлемых условий финансирования (кредитования) инвестиционныхпроектов реконструкции жилья, способна решить проблему финансирования жилищнойсферы.
Башкортостан — один изопорных, наиболее развитых и инвестиционно-привлекательных регионов.
 Это стало возможнымблагодаря созидательному труду всей нашей республики, ее огромномупроизводственному, научно-техническому, кадровому и природно-сырьевомупотенциалу.
Обеспечен стабильныйрост экономики, создана прочная ресурсная база для дальнейшей интенсификациисоциально-экономического развития республики.
Налажено взаимовыгодноесотрудничество с регионами России и многими зарубежными странами. Башкортостанобладает собственными уникальными преимуществами, правильное использованиекоторых приведет к значительному экономическому росту.
Башкортостан входит впервую десятку субъектов Российской Федерации по объемам инвестиций в основнойкапитал. Вместе с тем, инвестиционная политика проводится не всегдапоследовательно и системно. Не определены приоритетные задачи ее дальнейшегоразвития и механизм межведомственного взаимодействия.

Список использованнойлитературы
 
1.Жилищный кодекс РСФСР
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая)
3.Постановление Правительства РФ от 27 февраля 1999 г. N 242 «ВопросыПравительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства вРоссийской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации.1999. № 6. Ст. 241
4. Гражданское право. Ч.1, изд.2 (Под ред. А.П.Сергеева и Ю.К.Толстого. — М.,2007).
5.Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Маслов Н.В. «Комментарий кзаконодательству о приватизации жилищного фонда.» М., 2005.
6.Иванов Г.Н. Реформа ЖКХ в России. /Российская газета./ 12 февраля 2009.
7.Большая советская энциклопедия, М., Советская энциклопедия 2007.
8.Лаврухин О. “Рынок недвижимости” // “Бизнес”, 2000; №11
9.Бяков Э. “Приватизация и создание рынка недвижимости” // “Российскийэкономический журнал”,2006; №№ 5-6


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.