Реферат по предмету "Экономика"


Использование и реализация метеорологической информации в экономике страны

Использование и реализация метеорологической информации в экономикестраны
«Экономическая метеорология»
Л.А. Хандошко

Содержание
Введение
1. Гидрометпрогнозы
Оценка оправдываемости единичных суточных прогнозов погодыи их уточнений
Оценка оправдываемости отдельных метеорологических величини явлений погоды
История оправдываемости прогнозов
Оценка экономической полезности прогнозов
Потребители метеорологической информации
2. Специализированное метеорологическое обеспечение отдельных отраслей экономики
Метеорологическое обеспечение транспорта
Железнодорожный транспорт
Автомобильный транспорт
3. Гидрометеорологическое обеспечение морского ирыбопромыслового флота
Метеообеспечение рыбопромыслового флота
Метеорологическое обеспечениесвязи
Метеорологическое обеспечение энергетики
Метеорологическое обеспечениестроительства
Метеорологическое обеспечение лесного хозяйства
Метеорологическое обеспечение с/х
Введение
Экономическая метеорология является дисциплиной, которая формируетсовременное представление об использовании и реализации метеорологической информациив экономике страны. Ибо развитие современного производства может быть успешным привсестороннем и оптимальном использовании метеорологической информации.
При этом особое место отводится прогнозам погоды. Снижение потерьпри их использовании и отражает экономическую полезность, которую получает потребительот использования прогнозов.
Т.о. основной задачей дисциплины является изучение спецификиметеорологического обеспечения отраслей и социальной сферы, и оценка его экономическойполезности.
Ущерб в мире от опасных явлений погоды составляет около 50-60млрд. в год. А по последним данным даже превосходит 100 млрд. долларов. Причем общиепотери, связанные со стих бедствиями с 60 по 90 годы увеличился в 40 раз и тенденциябудет сохранятся.
За 25 лет число пострадавших порядка 130 млн. человек в год.Только в России в среднем в год возникает 100-150 опасных климат погодных явлений.В связи с этим возникла необходимость создания в разных странах государственныхи международных органов и служб, которые бы занимались вопросами анализа и прогнозадинамики окружающей среды.
Пример. Служба цунами, служба тайфуна и служба погоды.
Служба погоды в России ведет свое начало с 1834 года. По распоряжениюНиколая 1 при корпусе горных инженеров была создана «Нормальная обсерватория»,по инициативе которой начались регулярные метеорологические и магнитные наблюдения.
В глобальном масштабе бюджет национальных служб составляет примерно4 млрд. долларов, а выгода, которую приносит эта служа колеблется в пределах 20-40млрд. долларов. Причем это соотношение в разных странах различно. В Китае в 80-ыегода эта выгода менялась от 1/15 до 1/20, а в 90-ом году 1/39. В России это соотношениеколебалось от 1/7 до 1/15.
В ряде работ (Бугаева, Жуковского. Томсона) отмечается, что качествометеорологического обеспечения отраслей возможно в том случае, если прогнозистыдостаточно полно изучили особенности работы потребителя, степень влияния тех илииных погодных условий на деятельность этих организация. Часто потребителю необходиматолько та информация, которая непосредственно оказывает влияние на выполнение техили иных производственных операций. С другой стороны потребитель должен отводитьметеорологическую информацию, как природному ресурсу столь же важную роль, как идругим вещественным компонентам современного производства.
В настоящее время метеорологическая информация приобретает значимостьуниверсального природного ресурса, поскольку она входит в число основных расчетныхпараметров при выборе оптимальных производств плана проекта сооружений, маршрутадвижения и иных хозяйственных мероприятий.
Гидрометинформация представляет собой природные ресурсы особогорода, поскольку она описывает состояние гидрометсреды как необходимого и общепринятогофактора развития экономики. Гидрометслужба не участвует сама в создании материальногопроизводства, но участвует в сохранении материальных ценностей. Сами по себе метеорологическиесведения: будь — то режимный материал, справки или оперативные прогнозы, любые рекомендации,непосредственного влияния на экономику не оказывают. Они приобретают практическуюзначимость в процессе их целенаправленного использования при принятии хозяйственныхрешений. Поэтому реальный экономический эффект, получаемый потребителем от гидрометинформациизависит не только от ее качества, полноты, достоверности и заблаговременности, нои от того как эта информация используется при управлении производством.
Практически нет такой отрасли экономики, которая бы прямо иликосвенно, постоянно или временно. не испытывала бы на себе влияния метео условий.
Прямое влияние метеоусловий проявляется тогда, когда выполнениепроизводств или хозяйственных работ непосредственно зависит от метеоусловий. В связис чем эти отрасли требуют сведения как о текущих, так и о прогнозируемых гидрометеорологическихусловий.
Косвенное влияние метеоусловий — это когда производственный процессставится в зависимость не прямо, а зависит от побочных операций, непосредственнозависящих от погоды. Например, когда работа в цеху не зависит от погоды, но приэтом транспортировка сырья, обеспечение энергоснабжения зависит от погоды.
Все отрасли являются потребителями метеорологической информации.
Метеоинформация — это сведения о фактической и прогнозируемойпогоде: это временные и пространственные характеристики атмосферы, это климатическиеданные из ежегодников, справочников, атласов.
Поставщиком информации является федеральная служба России погидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также ее производственные иНИИ.
Обычно различают оперативную и нормативную формы метеорологическогообеспечения.
Оперативное обеспечение — это обеспечение фактическими сведениямии прогнозами погоды все заинтересованные органы. Обычно эту информацию предоставляютотделы краткосрочных и долгосрочных прогнозов Росгидрометцентра, а также территориальныхи областных центров, а также авиаметеорологических станции и гидрометеорологическихстанции.
Нормативное обеспечение заключается в предоставлении климатическиххарактеристик самого различного назначения. Это средние, экстремальные значения,это комплексы метеорологических величин и явлений.
Эти данные широко используются в перспективном планировании промышленноми жилищном строительстве. Цель — построить объект более долговечный и менее зависящийот погодных условий.
Требования гидрометеорологической информации непрерывно растут,повышаются требования к точности, к оправдываемости прогнозов. Возникает потребностьв информации о новых элементах. Например, информация об изменениях состояния среды,вызванных антропогенным воздействием, нарушение озонового слоя, загрязнение окружающейсреды.
Основной задачей гидрометеорологии был и остается прогноз погодыи его использование разными отраслями хозяйства. Качество прогноза погоды зависитот совершенствования теории, положенной в основе метода прогноза. Для практическойреализации метода нужна организация и функционирование целого ряда систем, которыеи составляют службу погоды.
Такими системами являются:
1. Гидрометеорологическая наблюдательная сеть, т.е. система полученияданных наблюдений о состоянии всей толщи атмосферы, деятельного слоя океана и подстилающейповерхности. Все эти данные и составляют первичную информация.
2. Система передачи гидрометинформации по каналам связи от пунктовнаблюдения до центров анализа.
3. Система первичной обработки. контроля и анализа гидрометинформации.Этими вопросами занимается технический персонал. Это обработка карт, построениеАД и т.д., т.е. вторичная информация.
метеорологическое обеспечение отрасль экономика
4. Система составления гидрометпрогнозов различной заблаговременности.Это прогноз карт будущего положения, штормовые предупреждения и т.д. Это также вторичнаяинформация.
5. Система обслуживания. Т.е. предоставление оперативной и прогностическойинформации потребителю.
Рассматривая гидрометслужбу, как информационную систему необходимоотметить в работе ее подсистем различные уровни:
1. Первый нижний уровень — это система наблюдательных станций
2. Территориальные и региональные центры, где проводится анализматериалов, составляются местные прогнозы и дается оценка окружающей среды на территориикаждого центра. В России три региональных центра: Москва, Новосибирск и Хабаровск.
3. Третий верхний уровень — это мировые центры: Москва, Вашингтон,Мельбурн. Главным образом дается оценка состояния окружающей среды в национальноми глобальном масштабах.
Гидрометеорологическая информация представляет количественныехарактеристики среды, в которой происходит вся производственная деятельность человека.Поэтому требования к этой информации многообразны и не могут быть едины для разныхотраслей.
Цели использования гидрометинформации:
1. Перспективное планирование, развитие отраслей хозяйства ипланирование размещение производительных сил. Для этого необходима информация овероятно будущем (на десятки или даже одну — две сотни лет) состоянии природнойсреды: об ожидаемых средних значениях гидрометвеличин и явлений и об вероятном появленииэкстремальных (критических) значений.
2. Техническое проектирование конкретных объектов, а также планированиеконкретных мероприятий. Для этого требуется такая же информация, как и в первомслучае, но с большей точностью величин, для совершенно определенных ограниченныхтерриторий, пунктов или трасс. Эта информация может основываться как на справочныхданных, так и на специальных наблюдениях в течении 2 — 3-х лет.
3. При эксплуатации объектов хозяйства. Это, например, выпускв рейс самолетов, посев с/х культур, обслуживание плотины и т.д. Для этого используютсякак фактическая информация. так и прогностическая. Также используются как среднеклиматические,так и экстремальные значения.
4. Прогнозы всех видов. Для этого нужно знание экстремальныхзначений метеовеличин, во избежание ошибок при прогнозе. Также необходима оперативнаяинформация.
В силу особенностей своей технологии различные области предъявляютразные требования гидрометинформации. По предъявляемым требованиям все отрасли могутбыть сгруппированы:
1. авиация,
2. промышленное и гражданское строительство,
3. наземный транспорт,
4. с/х,
5. морское гидротехническое строительство и судоходство,
6. рыбное хозяйство,
7. гидроэнергетика и водоснабжение,
8. ирригация (осушение) и мелиорация (орошение),
9. транспортные пути и коммуникации,
10. коммунальное хозяйство,
11. речной флот и лесосплав
12. курортно — санаторные учреждения и зоны отдыха.
1. Гидрометпрогнозы
Прогнозирование — это есть научное исследование о перспективахразвития какого-либо явления или процесса.
Задачей метеорологических прогнозов является определение возможныхсостояний погоды или процесса в атмосфере в будущем, основываясь на тенденции ихразвития в прошлом и настоящем.
В зависимости от времени на которое разрабатывается прогноз,все прогнозы делятся на:
1. Прогноз текущей погоды (наукастинг). Это описание текущейпогоды и прогноз метеорологических параметров на период до двух часов.
2. Сверх краткосрочный прогноз. Это прогноз на периоддо 12 часов.
3. Прогноз метеорологических параметров от 12 до 72 часов(на трое суток).
4. Средне суточный прогноз, прогноз от 3 до 10 суток.
5. Внутри месячный прогноз (увеличенной заблаговременностиот 10 до 30 суток).
6. Долгосрочный прогноз (от 30 суток до 2-х лет).
7. Сверх долгосрочный прогноз, свыше 2-х лет (прогнозклимата).
Прогнозом погоды называется описание по определённой территории,маршруту или населённому пункту на определённый отрезок времени ожидаемых погодныхусловий.
Форма представления прогнозов погоды может быть различной:
1. В виде текста
2. В виде таблицы
3. Графическая форма
Прогнозы в виде текста используются для информации населениюи некоторых отраслей хозяйства.
В табличной (закодированной) передаются по каналам связи.
В графическом виде оформляется в виде карт или графиков.
В зависимости от назначения прогнозы разделяются на:
а) Общего пользования, которые содержат перечень основныхметеорологических величин и явлений. Предназначены для использования населениеми организациями которые не требуют специального обслуживания.
б) Специализированные, которые содержат те величины иявления которые необходимы только для данной отрасли (Ж/Дтранспорта, морского транспорта, С/Х).
Терминология прогнозов определяется специальными наставлениями,где указан перечень метеорологических величин, явления, порядок.
Формулировка прогнозов должна быть достаточно определённой, конкретной.В зависимости от количества прогнозируемых характеристик, прогнозы могут быть индивидуальными.Это когда прогнозируется какая либо одна метеорологическая величина или явление.И прогнозы могут быть комплексными это когда прогнозируется несколько метеорологическихвеличин и явлений.
Количественные прогнозы — ошибка которых может быть оцененачислом (t, f).
Качественные — малооблачные (это прогноз формы облаков).
По степени точности прогнозы разделяются на методические и неметодические,стандартные.
Методические — результата применения определённого физическиобоснованного метода.
Неметодические (формальные) — они не требуют никакой аналитическойработы или расчёта. Они делятся на случайные, инерционные, климатологические. Онииспользуются для сравнения с методическими.
а) Случайный прогноз составляется без использования какой-либометодики. Случайно выбирается какое либо значение метеоэлемента или явления. Такиепрогнозы не требуют метеорологической информации.
б) Инерционные прогнозы. Это прогнозы в которых указывается(сохраняется) исходное состояние погоды. Дело в том, что атмосферные процессы обладаютопределённой инерционностью. Это самый простой прогноз который учитывает текущуюпогоду, но с увеличением заблаговременности оправдываемость этих прогнозов уменьшаетсяи ошибка приближается к ошибке случайных прогнозов. Причём если процессы циклоническиет.е. с быстрой сменой воздушных масс, фронтов, то эти прогнозы имеют низкую оправдываемость.При Антициклонических процессах оправдываемость довольно хорошая.
в) Климатологические прогнозы — когда в качестве прогностическойвеличины берётся среднее многолетнее значение (норма). Для его составления не надоспециальной работы синоптика, а надо знать климатический справочник.
По формулировке прогноза делятся:
1. Категорическую
2. Вероятностную
Категорические содержат утверждение о том какая ожидаетсяпогода. Она ожидается в виде числа или качественной характеристики. Почти все прогнозыв нашей стране в категорической форме.
Вероятностные — когда даётся вероятностное значение тогоили иного явления.
 Оценка оправдываемости единичных суточных прогнозовпогоды и их уточнений
 
Краткосрочные прогнозы погоды общего пользования составляютсяна период от 12 до 72 часов. В суточных прогнозах погоды и их уточнениях указываетсяоблачность, осадки, явления, скорость и направление ветра, температура воздуха.
В прогнозах кроме авиационных разрешается не указывать облачность.если ожидается снег, метель, сильный ветер. При прогнозе осадков указывается ихфазовое состояние, их количество и продолжительность. Если в прогнозе указана небольшаяоблачность или малооблачная погода термин без осадков можно не использовать.
Из явлений указываются: поземок, метель, низовая метель, пыльнаябуря, туман, шквал, град, гололед, изморозь, налипание мокрого снега, гроза, гололедицана дорогах. Суточные прогнозы погоды составляются и оцениваются раздельно по пунктуи по территории, а на последующие двое суток только по территории.
Оправдываемость прогноза определяется путем сравнения прогностическойпогоды с данными наблюдений метеорологических станций. Для этого по территории выбираетсяединая, равномерно расположенная сеть станций. При оценке прогнозов, помимо наблюденийметеостанций и постов, привлекаются станции МРЛ, станции других ведомств, а такжесообщения от органов МЧС.
Оценка оправдываемости (%) по пункту и территории проводитсяв соответствии со следующими положениями:
1. Для оценки прогноза по пункту, где предусмотрено ОЯ, применяетсяальтернативная оценка. т.е. оправдался (100%) или не оправдался (0%).
2. Если наблюдавшееся ОЯ было предусмотрено прогнозом, то прогнозсчитается оправдавшимся (100%) даже в тех случаях, если прогноз по температуре иосадкам не оправдался.
3. Если ОЯ не было предусмотрено прогнозом или если ОЯ прогнозировалось,но не наблюдалось, то весь прогноз считается не оправдавшимся (0%), даже если оправдалисьпрогнозы темп, осадков и ветра.
4. Если в пункте одновременно наблюдались несколько ОЯ и хотябы одно из них было предусмотрено прогнозом, то весь прогноз считается оправдавшимся.Если же прогнозировалось одно ОЯ (например ураганный ветер), а наблюдалось другое(сильные осадки), то весь прогноз считается не оправдавшимся.
5. Если в прогнозе на сутки по пункту не предусматривалось ине наблюдалось ОЯ и они были или не были, то прогноз считается оправдавшимся.
Оправдываемость прогноза как на ночь, так и на день определяетсякак среднее из оправдываемости температуры, осадков, явлений погоды и ветра.
/>, если />м/с
/>.
Оправдываемость температуры воздуха:
Отклонение /> от фактической 2 >2 Оправдываемость 100% 0 %
/>
Оправдываемость факта выпадения осадков
/>Прогноз Фактические данные б/о 0,3 Без осадков 100 % 0 % Осадки (> 0,3) 0 % 100 %
Оценка оправдываемости отдельных метеорологических величини явлений погоды
В ряде случаев бывает необходимо дать оценку оправдываемостипрогнозов отдельного явления погоды или отдельно какой-то величины. По сути делаэто оценка метода прогноза. В этом случае необходимо определять оправдываемость,которая определяется по всему ряду прогнозов (месячных, сезонных или годовых. Такаяоценка оправдываемости показывает качество применяемого метода прогнозирования метеорологическойвеличины и явления.
В зависимости от числа возможной градации все прогнозы делятсяна: альтернативные и многофазовые.
Альтернативные (двух фазовые) — содержит одно из двух условийпогоды. Либо наличие данного явления или его отсутствие.
Оценка этих величин или явлений производится по большому количествупрогнозов. Все составленные прогнозы в целях удобства оценок распределяются в матрицесопряжённости (таблица оправдываемости прогнозов). В эту таблицу заносится числослучаев прогнозов (/>)
/> - фактическая погода,
/> - прогностическая погода.
Таблица 1
 
Таблица оправдываемости прогнозов (матрица сопряжённости)
/>
/>
/>
/> …
/>
/>
/>
n11
n12 …
n1m
n10
/>
n21
n22 …
n2m
n20 … … … … … …
/>
nn1
nn2 …
nnm
nn0
/>
n01
n02 …
n0m N
 
Таблица 2
Таблица оправдываемости альтернативных прогнозов
/>
/>
/> (явление прогнозировалось)
/> (явление не прогнозировалось)
/>
/>
(явление наблюдалось)
n11
n12
n10
/>
(явление не наблюдалось)
n21
n22
n20
/>
n01
n02 N
 
n11 — Это число случаев оправдавшихся прогнозовналичия явлений — явление прогнозировалось и наблюдалось.
n22 — Число случаев оправдавшихся прогнозовотсутствия явлений — явление не прогнозировалось и не наблюдалось.
n12 — Число случаев не оправдавшихся прогнозовотсутствия явления т.е. явление не прогнозировалось но наблюдалось (это ошибка риска).
n21 — Число случаев не оправдавшихся прогнозовналичия явление т.е. явление прогнозировалось, но не наблюдалось (Это ошибка страховки).
n10— Общие число случаев наличия явления.
n20 — Число случаев отсутствия явления.
n01 — Число случаев прогноза наличия явления.
n02 — Число случаев прогноза отсутствия явления.
N — Общее число случаев.
Для того чтобы оценить оправдываемость прогнозов следует рассчитатьряд показателей (критериев).
Оправдываемость метеорологического прогноза — это совпадениесоответствия прогнозируемых и фактических условий погоды. Иногда термин оправдываемостьзаменяют успешность прогнозов.
В настоящее время применяются следующие критерии оценки оправдываемостипрогнозов:
1. Общая оправдываемость прогнозов />;
2. Оправдываемость случайных климатических, инерционных прогнозов/> окончательнаяоценка может быть сделана так />;
3. Критерий надёжности прогнозов по Богрову Н.А. />.
ЕслиН = 1 все прогнозы оправдались, если Н = 0прогноз имеет случайное распределение, если Н = — 1 все прогнозы ошибочны.Иногда
Н ≥ 0,6 то этот метод имеет право на существование.
4. Критерий точности прогнозов по А.М. Обухову />. Если /> = 1 все прогнозыоправдались, если /> = 0 прогноз имеет случайное распределение,если /> = — 1все прогнозы ошибочны. Иногда /> ≥ 0,6 то этот метод имеет правона существование.
5. Критерий оправдываемости прогнозов по Петерсону />, где
/>, />
6. Количество прогностической информации
7. Информационные отношения и другие
Пример построения таблицы сопряжённости альтернативногометодического прогноза.
Для этого составляется сводная таблица результатов прогнозирования.В качестве примера рассмотрим суточные прогноза гололёда по Саратову за январь-март,ноябрь-декабрь 2002 годаДаты I II III XI XII
П
Ф
П
Ф
П
Ф
П
Ф
П
Ф 1 - - - - - - - - - - 2 - - - - - - - - - - 3 - - - - - - - - - - 4 - - - - - - - - - - 5 - - - - - + - - + + 6 - - - - - - - - - - 7 - - - - - - - - - - 8 - - - - - - - - - - 9 - - - - - - - - - - 10 - - - - - - - - - + 11 - - - - - - - - - - 12 - + + + - - - - - - 13 - + + - - - - - - - 14 - + - - - - - - - - 15 + + - - - - - - - - 16 + + - - - - - - - - 17 - - - - - - - - - - 18 - - - - - - - - - - 19 - - - - - - - - + - 20 + - - - - - - - - - 21 - - - - - + - - - - 22 - - - - - + - - - - 23 - - - - - - + + - - 24 + - - - - - - - - - 25 - - - - - - - - - - 26 - - - - - - - - - - 27 - - - - - - - - - - 28 - - - - - - - - - - 29 - - - - - - - - - - 30 - - - - - - - - 31 - - - - - - - -

№1. Таблица оправдываемости прогноза (методического) гололеда
/>
/>
/> (явление прогнозировалось)
/> (явление не прогнозировалось)
/>
/>
(явление наблюдалось)
5
7
12
/>
(явление не наблюдалось)
4
136
140
/>
9
143
152
 
№2. Таблица оправдываемости случайного прогноза гололеда
 
/>
 
/>
/>
/> (явление прогнозировалось)
/> (явление не прогнозировалось)
/>
/>
(явление наблюдалось)
1
11
12
/>
(явление не наблюдалось)
8
132
140
/>
9
143
152
 
Используя таблицу оправдываемости для методического прогноза№1, исходя из случайного распределения частот строится таблица оправдываемости дляслучайного прогноза.
Рассчитать критерии оправдываемости:
 
/>
/>
/>
/>
/>.
Существующая система оценки оправдываемости краткосрочных прогнозовпо их общей оправдываемости не очень эффективна т.к. она касается лишь оправдавшихсяпрогнозов наличия или отсутствия явления. А значимость ошибочных прогнозов эта оценкане учитывает.
Например, дается прогноз одного и того же явления двумясиноптиками.
/> - первый синоптик, />/>/>/>
/> - второй синоптик. />/>/>/>
 
Вывод: при одной и той же общей оправдываемости первогои второго синоптика, равного 94%, прогнозы второго синоптика более точны, посколькучисло пропущенных явлений у него намного меньше, чем у первого. Это же подтверждаетсяи оценкой критериев точности прогнозов.
Второй случай:
 
/> - первый синоптик, />/>/>/>
/> - второй синоптик. />/>/>/>
 
Вывод: Общая оправдываемость не является точным показателем.Следовательно надо создавать таблицы оправдываемости.
Существующая система оценки должна быть заменена на более эффективную,какой и может быть матричная система. Использование в оперативных прогнозах категорическойформы менее эффективна, чем вероятностная.
Разговаривая о прогнозах следует отметить, что качество и ценностьпрогноза определяется их информативностью, полезностью и экономическим эффектом.Причем информативность и полезность предопределяет их экономический эффект.
Информативность оценивается количеством прогностическойинформации, причем речь идет не только о большем количестве прогнозируемых элементови величин, а речь идет о большем дроблении прогнозируемой погоды на отдельные фазы.
Более информативные прогнозы позволяют глубже осмыслить возможностьих практического использования.
Любая метеорологическая информация полезна, т.к. не толькорасширяет область познания, но и позволяет более направлено решать практическиезадачи. Причем полезность прогнозов возрастает по мере повышения их информативности.следует рассматривать познавательную или научную полезность прогнозов и экономическую.Для оценки научной полезности можно использовать некоторые критерии. Например, рассчитатьсреднюю квадратическую ошибку прогноза: чем она меньше, тем лучше прогноз. В производственнойсфере во всех отраслях полезность прогноза определяется его экономической значимостью:это включает в себя экономический эффект и экономическую эффективность.
Проблема экономической полезности использования метеорологическихпрогнозов в настоящее время является достаточно актуальной, интерес к ней проявляетсяне только на уровне отдельных отраслей экономики, но и государства в целом, посколькудинамическое устойчивое развитие общества возможно при полном учете погодно — климатическихресурсов.
Однако, до сих пор, точность прогнозов, их содержательность ещене достаточно полно отвечает запросам производства. Причины разные: есть объективные,а есть субъективные.
Причины:
1. В природе атмосферных процессов еще многое остается не известным.Кроме того региональные и локальные факторы формирования погоды создают дополнительнуюсложность разработки прогнозов.
2. Количество и качество метеорологической информации постояннорастёт, но в прогностических целях используется только небольшая часть этой информации.
3. Уровень оценки прогнозов пока не отвечает требованиям сегодняшнегодня. Старые методы и способы прогнозирования часто заменяются новыми, поэтому числоразработок растёт, но глубокого анализа не существует.
4. Содержательная часть прогнозов, отвечающая требованиям потребителяменяется очень медленно.
Полезность метеорологических прогнозов кроме всего прочего (вышепере) численных во много м зависит от полноты их использования. Полнота использованияпрогнозов определяется многими факторами:
1. Степенью зависимости потребителя от метеорологических условий.
2. Зависит от оправдываемости прогнозов, а значит и различногодоверия к ним.
3. Заблаговременности прогнозов.
4. Экономическая полезность.
В целях повышения эффективности использования метеорологическойинформации необходимо:
а) Изучить чувствительность отрасли к погоде.
б) Значимость данной отрасли в общественном производстве.
Другими словами определить класс каждой отрасли.
В основу классификации могут быть положены два условия:
1. Вклад данной отрасли в национальный доход.
2. Степень подверженности данной отрасли хозяйства влиянию погоды.
В исследованиях выполненных в США установлен следующий порядокраспределения отраслей:Порядковый номер Отрасли 1/13 Рыболовный флот 2/4 Сельское хозяйство 3/10 Воздушный флот 4/12 Лесная промышленность 6/7 ЖД и автотранспорт 7/11 Водный транспорт 8/5 Производство энергии 9/2 Торговля 10/6 Коммуникации 11/8 Отдых, туризм, развлечения 12/1 Легкая промышленность 5/3 Строительство
Числитель — это порядковый номер отрасли в зависимостиот погоды, а знаменатель — это значимость отрасли в национальном доходе илив общественном производстве.
Как видно из таблицы отрасли наиболее подверженные влиянию погодызанимают, как правило, последние места в перечне значимости их в национальном доходе,за исключением сельского хозяйства.
Можно выделить класс по отношению разностей.
/>,
где /> - доля отрасли в национально доходе.
/> - доля реальных убытков по метеорологическимпричинам.
/>
/> - коэффициент который должен учитыватьперспективу развития отрасли в бедующем.
 История оправдываемости прогнозов
В 30 — ые годы суточные методические прогнозы оправдывались толькона 5 — 7 % лучше инерционных. После внедрения карт барической топографии оправдываемостьпрогнозов возросла только на 10 — 15% по отношению к инерционным. Использованиечисленных методов и составление численных прогностических карт способствовало повышениеоправдываемости на 18 — 20%. В последние 50 лет оправдываемость возросла на 35%и в настоящее время составляет 85 — 90%.
/>
Прирост каждого процента сейчас очень дорого обходится и получитьего очень трудно, поэтому в ближайшем будущем успешность прогнозов достигнет стабилизации.Этот стабилизационный порог приведет к тому, что главное внимание будет обращеноне на качество прогнозирования, а на то, как эти прогнозы оптимально использовать.другими словами, прогнозы должны получить завершенность в виде рубля, т.е. перевестиих на язык экономики.
Синоптик обязан понимать экономический смысл прогнозов и приниматьучастие вместе с потребителем в принятии решений, которые обеспечивали бы потребителюнаибольший выигрыш или наименьшие потери в соответствии с ожидаемой погодой.
Существует целевая федеральная программа «Экономики природно- климатического природопользования».
В РГГМУ Л.А. Хандошко провел оценку критериев оправдываемостипрогнозов погоды (Н, Q, v) по целому ряду явлений, по большойтерритории и картировал этот материал. По всем критериям выделились одни и те жерайоны повышенной и пониженной оправдываемости прогнозов погоды.
· Районы повышенной оправдываемости прогнозов:
1. СЗ, Белоруссию.
2. Северный Кавказ и Кубань.
3. Заволжье.
· Зона пониженной оправдываемости прогнозов:
1. Украина, граница Низкого и среднего Поволжья, на Урал.
2. Ложбина вытянута на СВ (район Архангельска).
Тут низкие значения для гроз, заморозков, ветра и др.
Такое распределение оправдываемости прогнозов обусловила самаприрода этого региона, а именно региона повышенной сложности прогнозирования. Широтноеположение зоны ПСП (повышенная сложность прогнозирования) в основном совпадает сосью Воейкова, ориентированной от Молдавии на юг Урала.
Ось Воейкова — это некоторая переходная зона климатическогораздела преобладания циклонических процессов к северу от оси и антициклоническихк югу.
Вдоль этой линии ориентирован также максимум индекса континентальностипо Хромову. Т.о. с точки зрения климатического обобщения климатических процессов,в зоне ПСП должна отмечаться достаточно быстрая и высокая сменяемость погоды, чтои осложняет ее прогнозирование.
Рисунок
С точки зрения синоптических процессов, зона ПСП — есть переменнаяполоса, вдоль которой отмечается пересечение траекторий ныряющих и южных циклонов.Прогноз самих траекторий. имеющих вид параболы, вызывает уже трудности.
Как при ныряющих, так и при южных циклонах наблюдается быстрыйпереход от циклонической погоды к антициклонической.
 Оценка экономической полезности прогнозов
Экономическими показателями, определяющими целевое использованиеметеорологической информации являются: убытки или потери по метеорологическим причинам,предварительные затраты на предупредительные меры и прибыль (доход или экономия,получаемая потребителем, но все это за счет правильного использования метеоинформацией).
Убытки (потери) по метеопричинам — это любые материальныепотери или финансовые затраты, связанные с неблагоприятными условиями погоды илинеумелым использованием благоприятной погоды.
Убытки классифицируются на:
1. Возможные />,
2. Предотвращенные />,
3. Реальные />,
4. Потенциально предотвратимые />,
5. Не предотвратимые />.
Величина реальных убытков зависит от интенсивности погодных явлений,чувствительность потребителя к неблагоприятной погоде, масштабов объекта и его стоимости,заблаговременности предупреждений и оправдываемости прогнозов.
Предотвращение убытков по метеорологическим причинам требуетпредварительных затрат. Такие затраты проводятся как в системе Росгидромета, таки самим потребителем информации.
Для разработки всех видов прогноза необходима обширная, постояннообновляющаяся текущая информация.
Общая стоимость прогноза за сутки определяется по формуле:
/>,
/> - стоимость исходной информации,
/> - стоимость ее переработки,
/> - стоимость разработки прогноза.
Стоимость суточного прогноза погоды на 2001 год составляла 462руб., стоимость штормового предупреждения 550 руб., на трое суток 580 руб.
Потребитель получает прогностическую информацию ежедневно, ав случае угрозы опасных явлений — предупреждения о них. Все затраты на прогностическуюинформацию предусматривает предотвращение или снижение потерь по метеорологическимпричинам. Это значит потребитель, получая штормового предупреждения о ОЯ, принимаетнеобходимые производственные решения, включающие и защитные меры. В качестве защитныхмер выступают определенные заградительные сооружения, прекращение отдельных видовработ, защита с/х угодий от градобития и т.д.
Эффективность защитных мер может быть оценена через отношение:
/>
Если /> - убытки не предотвращенные, /> - частично предотвращенные,/> — полностью предотвращенные.
Предотвращенные убытки рассматриваются и оцениваются через ихстоимость, которая выражается либо в рублях, либо в натуральном измерении.
Если потребитель не пользуется метеоинформацией или ей пренебрегает,то он несет наибольшие потери в следствии не учета погоды. Использование прогнозовпозволяет ему избежать непредвиденных потерь, хотя в реальных условиях потребительнесет потери как по вине прогнозиста, допускающие ошибки пропуска или ошибки страховки,так и по собственной вине при недостаточной организации защитных мер.
Для оценки экономической полезности метеорологических прогнозоврекомендуется составлять матрицу потерь:

Матрица потерь при альтернативном прогнозе
/>
/>
/>
/>
/>
S11
S12
/>
S21
S22
/> - фактическая погода, /> - прогностическаяпогода, /> -принятие решения потребителя, в зависимости от прогноза, /> и /> - хозяйственные решенияпотребителя, принимаемые в расчете на неблагоприятную и благоприятную погоду дляпроизводственной деятельности, S — стоимостное выражение убытков или потерь.
Ориентируясь на прогноз неблагоприятной погоды потребитель принимаетзащитные меры. стоимость которых S11. Наступила действительнонеблагоприятная погода. Стоимость защитных мер — оправданная.
При тех же начальных условиях (при прогнозе неблагоприятной погоды),а фактически она оказалась благоприятной, принятые меры оказались неоправданные,а и стоимость составила S21. Но S21 — это стоимостьнеоправданных затрат, т.е. потери.
Потребитель ориентируется на благоприятную погоду, не предпринимаяни каких мер, а действительности погода была не благоприятной, в этом случае неизбежныпотери, стоимость которых S12.
При той же ориентации на благоприятную погоду и ее осуществление,потери по метеорологическим причинам S22 отсутствуют и равны 0.
Один и тот же потребитель может иметь несколько матриц потерь,в зависимости от количества явлений. Например, для авиации обычно строят матрицыпотерь по 4 характерным состояниям погоды: высоте нижней границе облаков, видимости,скорости ветра и грозам.
В морском порту строятся матрицы, связанные со скоростью ветра,видимостью.
Основными параметрами или характеристиками экономической полезностиявляются экономический эффект от использования прогнозов /> и экономическая эффективность/>.
Экономический эффект — это часть сбереженных материальныхсредств, за счет использования прогнозов за вычетом затрат /> на их получение.
В качестве сбереженных материальных средств, которые могут бытьвыражены в стоимостной форме, принимается выражение:
/>
где /> - средние потери при условии, еслипотребитель использовал стандартные прогнозы (инерционные, случайные или климатологические),
/> - средние потери, которые несет потребитель,при использовании оперативных методических прогнозов.
В конечном итоге, экономический эффект выглядит следующим образом:
/>
где /> - количество использованных прогнозов,
/> - долевое участие Гидрометслужбы вполучении этого экономического эффекта, />
Экономическая эффективность — отношение экономическогоэффекта к затратам на его получение. Величина эта безразмерная.
/>
Например, /> значит, что на вложенный на 1 руб.затрат на составление прогноза, возвращается государству примерно 4 руб.
/>,
/>,
/>.
Пример, рассчитать экономический эффект и экономическую эффективностьот прогноза метелей для строительных организаций Саратова.
/>
Найти таблицу оправдываемости случайных прогнозов?
Матрица потерь:
/>.
Стоимость прогноза 462 руб., />, />.
 Потребители метеорологической информации
Служба погоды в системе Росгидромета и конкретные потребителипрогнозов (с/х, транспорт и т.д.) образуют научно — производственную систему потоковинформации. С одной стороны это оперативная прогностическая информация, с другойстороны экономическая характеристика конкретного потребителя, выраженная в видезатрат на защитные меры и прямые потери по погодным условиям.
Потребитель обобщает результаты, использования прогнозов и выдаетинформацию об их экономической полезности. В зависимости от производственной спецификиопределяется некоторый оптимальный состав метеорологической информации для даннойотрасли.
Все многообразие потребителей можно разделить на 3 класса, взависимости от производственного эффекта, полученного при использовании прогнозов:
1. Потребитель, при пользовании прогнозом, ориентируется на предотвращениепрямых потерь, связанных с разрушением, затоплением, возвратами, простоями ит.д. Примером является использование прогнозов боры в районе Новороссийска.
2. Потребитель ориентируется на сокращение эксплуатационных затрат,например сокращением времени выполнения того или иного вида работ, сокращением энергоресурсов,материалов. К таким потребителям относятся все виды транспорта и особенно коммунальноехозяйство.
3. Потребитель, при получении прогноза, ориентируется на получениедополнительной выгоды, это прежде всего с/х, морской флот, лесное хозяйство ит.д.
Потребитель постоянно ощущает возрастающую ценность прогнозов,но часто дело ограничивается лишь пониманием этого, поскольку существует толкованиео малозначимости метеоинформации в производстве. Кроме того, иногда, проскальзываетмысль о всепогодности некоторых видов производства, в частности транспорта.
Потребитель должен знать, что прогноз — это повседневный научныйпродукт, это результат огромных людских, научных затрат, материальных и финансовыхресурсов. Поэтому потребитель же должен учитывать, что представленная в прогнозахинформация требует не просто обязательных компенсационных затрат, а многократнобольшего возврата их в любой материальной форме.
2. Специализированное метеорологическое обеспечениеотдельных отраслей экономики
 Метеорологическое обеспечение транспорта
Транспорт — особая сфера в материальном производстве.Он представляет самостоятельную отрасль народного хозяйства, осуществляя перевозки,тем самым связывает в единое целое различные отрасли хозяйства, являясь поставщикомсырья, топлива, промышленной и пищевой продукции.
Все виды транспорта образуют единую транспортную систему, независимо от формы собственности и отраслевой принадлежности. По экономической значимостивиды транспорта выстраиваются следующим образом: ж/д, морской, автомобильный, речной,воздушный, нефтепроводной, газопроводной. Работа всех видов транспорта существеннозависит от природных факторов, а именно, географической и гидрометеорологическойсреды.
Географическая среда обуславливает географию транспорта, а именнопункты базирования и систему маршрутов. Гидрометеорологическая среда существенновлияет на пропускную и провозную способность наземного, водного и воздушного транспорта.
 Железнодорожный транспорт
Это основной вид транспорта в России. Общая протяженность российскихдорог составляет более 80 тыс. км. На долю транспорта приходится более 65% суммарногогрузооборота и около 42% пассажирского. В настоящее время, в связи со значительнымсокращением воздушного движения роль железнодорожного транспорта еще более выросла.Ж/д транспорт — это разветвленная сложная отрасль народного хозяйства, которая взначительной мере зависит от условий погоды. Это связано с тем, что в связи с относительнонебольшими скоростями движения, составы могут подвергаться резким изменениям погоды,по мере пути следования.
С другой стороны этот вид транспорта не имеет необходимой погоднойманевренности, он привязан к ж/д путям и к ж/д станциям, в отличии от воздушногоили морского транспорта.
Ж/д транспорт включает в себя целый ряд служб, основные из них:служба движения (перевозка пассажиров и грузов), локомотивная служба, служба путей,служба сигнализации и связи, служба электрификации, пассажирская служба, службавагонного хозяйства, служба контейнерных перевозок и коммерческой работы. Главнаязадача всех служб обеспечить бесперебойное и безопасное движение и выполнение этихзадач во многом зависит от состояния гидрометеорологической среды, т.к. работа почтивсех служб проходит на открытом воздухе. Наиболее сложные условия работы наблюдаютсяв холодный период, и особенно зимой. Снегопады, метели на ж/д путях вынуждают снижатьскорость движения, а иногда и прекращать полностью, что вызывает нарушение графикадвижения поездов.
Снег на путях накапливается как в период снегопадов, так и приметелях. Но если при снегопаде слой снега покрывает равномерно ж/д полотно, то приметелях образуются сугробы. Если его не убирать с путей, то плотные отложения. толщинойбольше 25 см, выше головки рельса создают дополнительное сопротивление движению,при которых на затяжных подъемах состав может остановиться.
На борьбу со снежными заносами тратятся большие денежные средства,поэтому при ожидаемой по прогнозу общей метели организуется уборка снега, для чеготребуется дополнительное количество рабочих и снегоуборочной техники. Борьба соснегом на станциях организуется по заранее разработанному оперативному плану.
Снегопады и метели особенно затрудняют перевод стрелок.
Гололедные и изморозевые отложения нарушают нормальную работулиний связи (дождь, морось, туман), вызывает утечку токов в землю и тем самым снижаютслышимость до полного прекращения. Отложения твердых осадков на проводах также понижаютслышимость и создают перегрузку, что может сопровождаться обрывом проводов и поломкойопор.
При сильном ветре может произойти касание проводов и их пережег.Кроме того сильный ветер снижает скорость движения.
Ухудшение видимости из — за осадков, тумана, метели до 1000 м рассматривается, как НЯ и ОЯ. В следствии плохой видимости поезда снижают скорость, сильные ливнии продолжительные дожди мешают проведению ремонтных работ, разгрузки и погрузкигруза. Кроме того, осадки вызывают оползни на откосах, в слабоустойчивых грунтах.Ливни могут привести к размыву земляного полотна.
Сильные грозы нарушают работу линии электропередачи и связи,возможно нарушения подстанций и различной аппаратуры.
Большое влияние на работу ж/д транспорта оказывает температуравоздуха. При отсутствии снежного покрова ранние и длительные морозы вызывают понижениетемпературы земляного полотна, что может вызвать замерзание грунтовых вод и вспучиваниегрунта. Кроме того, сама температура непосредственно оказывает влияние и на рельсы.
Выделены следующие пороговые значения температуры воздуха:
Опасны высокие температуры, выше 25о, и низкие, ниже- 25о. При высоких (если это несколько дней подряд) происходит удлинениерельсов и выброс рельсов. При низких температурах, наоборот, происходит укорачиваниерельсов, увеличение зазоров, разрыв стыков и излом рельсов.
Температура рельсов определяется по формуле:
/>
Зимой температура рельсов определяется, исходя из след условий:при безоблачном небе и слабом ветре температура рельсов ниже минимальной температурывоздуха на 3о/>.
При антициклональной погоде и штиле. то поправка достигает 5о.
При облачной погоде, туманах, сильном ветре температура рельсовравна температуре воздуха.
Температура оказывает влияние и на состояние проводов. При — 30о и ниже из — за сокращения длины провода, могут произойти обрывы проводов,а при высоких температурах провода могут провиснуть, а при ветре могут касатьсядруг друга, а следовательно короткое замыкание.
Низкие температуры и резкие перепады осложняют работу локомотивов.
К опасным явлениям относятся также паводки на реках, заторы,зажоры, которые приводят к значительным подъемам уровня воды.
К НЯ и ОЯ для ж/д транспорта относятся: снегопады (3 мм и более за 12 часов), метели, поземки, мокрый снег, гололед, изморозь, низкие температуры (ниже- 25о), высокие температуры (более 25о), сильный ветер (более15 м/с), ливни (30 — 50 мм за сутки) и сильные дожди (более 20 мм за 12 часов).
Метеорологическое обеспечение ж/д транспорта осуществляется дорожнымигеофизическими станциями (ГФС) и метеорологические станции, которые относятся крегиональным управлениям дорог.
Оперативное метеорологическое обслуживание включает в себя:
1. Регулярную метеорологическую информацию о текущем состояниипогоде по обслуживаемой железной дороге
2. Особая роль отводится прогнозам и шторм предупреждениям. Разрабатываютсяполусуточные и суточные прогнозы по отдельным участкам и пунктам дороги, штормовыепредупреждения, заблаговременностью не менее 4 — 6 часов, с указание района ожидаемогоявления, времени его начала и интенсивность. А также прогнозы погоды на 3 — 7 суток,месяц, которые позволяют руководству планировать характер будущей работы, а именнодиспетчерам изменять между дорожный план формирования поездов, изменять маршрутныедвижения товарных поездов, выбирать маршруты для скоропортящихся грузов. К пассажирскимсоставам, идущим в области с нелетной погодой, прицеплять дополнительные вагоны.
Детализация прогнозов по отдельным участкам дороги позволяетрационально использовать рабочую силу, транспорт для борьбы с опасными явлениями(особенно снежными заносами). Надо отметить, что климатическая нормативная информациятоже нужна. Она нужна, прежде всего, для составления зимнего и летнего расписаний.Кроме того, при проектировании строительства железных дорог, при проектированиимостов и т.д. нужна климатическая информация о ветровом, метелевом режимах, осадках,гидрометеорологическом режиме, а также о экстремальных температурах. Например, ветровойрежим и сведения о метелях используются при возведении защитных сооружений, стоимостькоторых высокая. Отсутствие защиты от снегопадов приводит к большим затратам трудаи средств на расчистку пути.
Для улучшения оперативного обслуживания ж/д необходимо знаниегеографического положения участков (степень залесенности, рельеф, возможность лавинообразования,оползневые районы и т.д.). Вся метеорологическая информация с ГФС направляется вминистерство путей и сообщений, начальнику отдела гидрометеорологии главного управленияпутей и сооружений и местным органам (МПС).
Ущерб от последствий НЯ и ОЯ складывается из затрат на ремонтныеи восстановительные работы, убытков дороги, связанных с простоями грузовых и пассажирскихпоездов и убытков в социальной сфере (задержке пассажиров и грузов к месту назначения).
Использование гидрометинформации позволяет:
1. Уменьшить ущерб от ОЯ (своевременно мобилизовать рабочих итехнику на расчистку дорог).
2. Принять вовремя защитные меры и предотвратить подтоплениенасыпи талыми водами, если использовать прогнозы, например о наступлении раннегоинтенсивного снеготаяния. В соответствии с получением прогноза (о резком повышенииили понижении температуры) позволяет предотвратить выброс или разрыв рельс.
Использование метеоинформации позволяет снизить себестоимостьперевозок и получит дополнительную прибыль:
1. За счет наращивания дополнительными вагонами составов, идущихв области нелетной погоды.
2. За счет изменения массы грузовых поездов с учетом направленияи скорости ветра.
3. За счет выбора маршрута перевозок скоропортящихся грузов сучетом погодных условий.
 Автомобильный транспорт
Автомобильный транспорт возник в конце XIX века и до конца ПервойМировой войны оставался транспортом местного значения. Тем не менее значение транспортабыстро растет и к началу 20 — х годов он начинает конкурировать с железнодорожными водным. И в настоящее время является связующим звеном трех транспортных систем:ж/д, морского и речного.
Широко используются пассажирские и грузовые автомобили, однакоперевозке грузов принадлежит основная роль в экономическом значении автомобильноготранспорта. Основными факторами, определяющими его эффективное использование является:состояние дорог как федерального, так и местного значения, техническое оснащениедорог, и особое место занимает специализированное метеорологическое обеспечениетранспорта. Специфика работы этого вида состоит в том, что в течении всего годатранспортные операции проводятся на открытом воздухе. Особые условия для работысоздаются в зимний и переходный периоды. Зимой трудности создают метели, снегопады,поземки, вызывающие заносы дорог, отложение гололеда на полотне создают возможностиДТП, ухудшение видимости из — за тумана, пыльных бурь, осадков приводят к сокращениюскорости движения. Сильные ливни и дожди могут привести к разрушению и размыву полотна,особенно шоссейных дорог, затоплению низких участков дороги. И во все сезоны годаопасным является ветер со скоростью 15 м/с.
В повседневных оперативных условиях необходима следующая метеорологическаяинформация:
1. Фактические данные о текущей погоде.
2. Суточные и полусуточные прогнозы как по городу, так и по автотрассам,а также прогнозы на 3 суток, период и месяц.
3. Предупреждения об ОЯ и НЯ.
4. Консультации и справки.
Составляемые прогнозы обычно детализируются в зависимости отхарактера ожидаемой погоды и местных физико-географических особенностей района,по которым проходит дорога. При описании дорог акцентируется внимание на рельеф,характер почв, лесистость, открытость отдельных участков дороги, пересечение реки т.д. Прогнозы погоды и предупреждения, даваемые Гидрометцентрами поступают напроизводственные участки через диспетчерские службы. Но кроме этого составляютсяпрогнозы на 10, 7 дней и 3 суток. На основании этих прогнозов осуществляется планированиеи корректирование заданий автотранспортных предприятий. Если ожидается туман, метель,сильный мороз, автомашины и автобусы в дальние рейсы не допускаются. Этим предотвращаютсязадержки в пути пассажиров и водителей. При внезапной же отмене рейса водители простаивают,т.к. не всегда удается быстро занять их работой. Простой же оплачивается в размере37% от среднего заработка, что является убытком для автопредприятий.
3. Гидрометеорологическое обеспечение морского и рыбопромысловогофлота
Обеспечение безопасности мореплавания было главной задачей первыхметеорологических служб, которые возникли еще до появления авиации. В России такаяслужба была создана для обслуживания портов Балтийского моря. В настоящее времяглавной задачей Росгидромета является метеорологическое обеспечение торгового ирыбопромыслового флота.
Еще одна более важная задача — это прогнозы и штормовые предупреждения,которые определяют возможность выхода в рейс кораблей и необходимость заблаговременногоукрытия их в бухтах.
Как известно, основной задачей морского флота является перевозкапассажиров и грузов.
Выполнении е этих задач обеспечивается следующими службами:
1. Транспортными судами (пассажирскими и грузовыми).
2. Служебно-вспомогательными судами для буксировочных и ледокольныхработ.
3. Техническим флотом, который обеспечивает поддержание необходимыхглубин и содержание форваторов в портах.
4. Морскими портами, которые предназначены для обеспечения безопасностистоянки судов и погрузо-разгрузочных работ.
5. Судоремонтными предприятиями.
Морские порты по своему назначению разделяются на:
1. Торговые общего назначения, где ведутся погрузо-разгрузочныеработы и пассажирские операции.
2. Специальные торговые порты, через которые проходит ограниченноеколичество грузов (лес, уголь, нефть, руда и т.д.).
3. Рыболовные порты, которые являются базой для обслуживанияпромыслового флота. В этих портах имеются холодильники и заводы по переработке рыбнойпродукции.
4. Порт — убежища, которые обеспечивают безопасный отстой судовпри неблагоприятной погоде.
Обслуживание морских портов идет отдельно.
Стоимость задержания судов в портах при плохой погоде оцениваетсяпо формуле:
/>
/> - стоимость судосуток во время ОЯ(в тыс. руб.),
/> - продолжительность этого явления,
/> - вероятность тумана или сильноговетра,
/> - число судов.
Неблагоприятные условия погоды оказывает значительное влияниена работу морского транспорта, а часто создают угрозу безопасности плавания судов.Плавание судов малотоннажного флота становится опасным при ветре 4 — 5 баллов. При8-9 баллов (25 м/с) малотоннажный флот теряет управление и могут быть выброшенына берег. Получив прогноз или предупреждение о сильном ветре суда уходят в укрытие.Сильный ветер приводит к увеличению расхода топлива на судах, удлинению рейса, ветерболее 10 баллов (более 28 м/с), а это уже опасен для судов любого водоизмещения.Такой ветер создает угрозу срыва с якорей судов, которые находятся на регги. Кромеветра — туманы, плохая видимость из — за осадков или парения моря создают угрозустолкновения судов как во время плавания, так и при выходе и заходе в порты.
1. Метеорологическое обслуживание морского флота должно включатьв себя регулярную и экстренную (штормовую информацию) о текущем состоянии погодыв обслуживаемом районе.
2. Составление и передачу прогнозов погоды на сутки, трое, период,месяц по районам деятельности флота.
3. Составление и передачу предупреждений об ОЯ.
Причем прогнозы погоды на сутки детализируются как по времени,так и по участкам районов в зависимости от условий погоды.
Маршрутные прогнозы обычно составляются на срок не более 3-хсуток и передаются диспетчерским органам, которые и доводят до капитанов судов.
Заявки на маршрутные прогнозы должны быть поданы не позднее чемза 6 часов до выходов в рейс. В заявке указывается время выхода судна, период, накоторый составляется прогноз, маршрут следования, название судна.
Пример. Прогноз погоды по маршруту Астрахань — Баку от15 часов 20 августа до 20 часов 22 августа 2007 года. В начале маршрута дождь, научастке Дербент — Баку туман, при видимости менее 1000 м, ветер ЮВ 4 — 5 баллов, с усилением в районе Баку до 7 баллов. Температура ночью 5 — 7о,днем 15 — 18о.
К опасным явления погоды, о которых должны составляться предупреждениядля морского флота относятся:
1. Для крупнотоннажного ветер 6 баллов и более и ухудшение видимостидо 2 км и менее, для малотоннажного флота ветер от 4 баллов и более, а ухудшениевидимости до 2 км и менее.
Метеорологическое обслуживание судов, которые находятся в море,осуществляется путем специальных передач через радиостанции с морского флота. Этисообщения составляются Гидрометцентрами или морскими обсерваториями.
В очередных сообщениях передаются полусуточные, суточные, трехдневныепрогнозы и консультации. Во внеочередных сообщениях передаются предупреждения обОЯ, которые ожидаются на обслуживаемой акватории.
Для судов, находящихся в море информация поступает из разныхстран, в зависимости от зоны ответственности. Обычно ОЯ передаются на судна из пунктабазирования через радиостанции. Но по согласованию с ВМО эта информация может приниматьсяи от других пунктов.
Кроме этого, созданы особые службы гидрометобеспечения, например,в Атлантическом океане в определенных точках находятся специальные суда погоды,которые передают метеоданные ежечасно.
В северной части Атлантики существует служба международного патруля,который оповещает мореплавателей о границах распространения айсбергов и ледовыхполей.
Самая сложная обстановка складывается в открытом море, и приураганных ветрах и высоте волны до 10 м и выше создается ситуация потери скорости,управляемости и устойчивости. В этих случаях сообщаются рекомендации по какому направлениювыходить из области штормового циклона.Стадия циклона Высота волны (м) Площадь (мили) Волна 3 — 4 200×200 Молодой 5 — 7 500×500 Максимальное развитие 8 — 12 1000×700 Окклюдирования 4 — 5 2000×700
Особо выделяется гидрометобеспечение проводки караванов судовпо трассе северного морского пути с Баренцева моря до тихоокеанского региона.
 Метеообеспечение рыбопромыслового флота
Рыбопромысловый флот ведет добычу рыбы и морепродуктов. Рыбопромысловыесуда подразделяются на:
1. промысловые,
2. приемно — транспортные (рефрижераторы),
3. вспомогательные — это суда промысловой разведки, буксиры испасатели.
Существует два вида промысла:
1. прибрежный, когда лов идет вдоль береговой зоны,
2. океанический, когда лов идет в открытых частях моря и океана.
Суда обычно располагают крупным дорогостоящим оборудованием лова,выход из строя которых — это большие убытки.
В морском промышленном рыболовстве ведущая роль отводится экспедиционнойформе лова. Т.е. когда большое количество судов выполняет одновременно лов в течениидлительного времени. Иногда это десятки судов, включая и рыбопромысловые базы.
Лов зависит от ситуации погоды. Ситуации могут наблюдаться оченьсложные, когда требуются экстренные меры защиты, когда требуется прекращение работи уход в безопасную зону. Добыча морепродуктов зависит от состояния погоды, и преждевсего ветра, видимости, ледовой обстановки и требует повышенной оперативности отслужбы безопасности и от службы прогнозов.
В соответствии с регистром разработан свод морских правил, покоторым для каждого судна устанавливается штормовое значение скорости ветра, подостижении которого работа в море (или выход из порта) запрещены. При ветре 20 м/си более малотоннажные суда теряют направление, а при 28 м/с создается опасностьдля всех судов.
Метеообеспечение рыболовного флота непосредственно в районе ловаосуществляется оперативными синоптическими группами (ОСГ), т.е. это выездные группы.Это рационально выгодно, это выгодно, особенно в случае штормовой погоды.
В прибрежной зоне вылов рыбы часто имеет путинный характер, чтовызвано массовым подходом рыбы к берегу и на короткое время. Например, известнасельдевая путина у берегов Сахалина, путина Хамсы в Керченском проливе.
Сроки наступления путины существенно зависят от гидрометеорологическихусловий, а именно только при определенном благоприятном сочетании температуры воздухаи воды, ледового состояния, скорости ветра, волнения, определенного уровня воды,лов может быть успешным. Поэтому требуется точная информация как о текущей, таки прогностической погоде.
При текущем состоянии погоды особое внимание обращается на температуруводы, уровень воды, направление и скорость течения, высота волн и ледовое явление.
Прогноз погоды по выше перечисленным характеристикам и явлениямдается для конкретных промысловых районов.
Обязательно даются предупреждения о опасных значениях волненияи ледовых условиях.
Рекомендации о маршрутах выхода из зоны интенсивного обледенения,особенно для малотоннажных рыболовецких судов.
Под промысловой погоды понимается наиболее благоприятная длялова погода.
Речной флот.
Современная речная сеть включает в себя: судоходные реки, каналы,водохранилища, озёра и заливы.
Речная водно-транспортная система в силу близости и доступностидостаточна экономична и по пропускной способности аналогична ж/д транспорту.
В систему речного флота входят:
Транспортные суда, речные порты и пристани и объекты которыеобеспечивают работу речных судов на маршруте.
Речной транспорт включает в себя:
Пассажирские, грузовые, самоходные и несамоходные суда.
по внутренним водным путям осуществляется перевозка разных грузов(нефтепродукты, строительные материалы, ископаемые и т. д). Специфика работ речноготранспорта в том, что все виды работ проходят на открытом воздуха и зависят от условийпогоды и состояния водной поверхности. Малые путевые скорости, недостаточная маневренностьи сложность фарватера. При работе речного транспорта важно наличие укрытий и приподнятыхберегов.
Сложность работы речного транспорта создают такие явления как:
1 Ветер,
2. Волнение,
3. Ухудшение видимости за счёт мороси, осадков, тумана,
4. Переход температуры через 0 градусов,
5. Начало устойчивых морозов и появление ледостава.
Ветер и волнение оказывают влияние на все виды речного транспортаи стационарные работы.
Гидромет обеспечением речного транспорта занимаются Гидрометцентры.
Информация включает в себя:
1. Текущие сведения о состоянии погоды
2. Прогнозы погоды по маршрутам и в районе речных портов
3. Предупреждение об опасных явлениях к числу которых относитсяпрежде всего ветер силою 4 балла и более, предупреждение о шквалах и ухудшении видимостидо 2-х км и менее.
Сводки и прогнозы погоды передаются диспетчерам которые и передаютих на суда.
Если есть необходимость маршрутные прогнозы составляются по предварительнымзаявкам не позднее чем за 3-6 часов до выхода судна.
 Метеорологическое обеспечение связи
Средства проводной связи широко применяются во всех отрасляххозяйства страны. По воздушным линиям связи осуществляется телефонная, телеграфная,фототелеграфная связь, передача вещательных программ, а также телесигнализация,телеуправление и т.д.
Бесперебойная работа связи, сохранность проводных линий в значительнойстепени зависит от условий погоды.
Чтобы уменьшить или исключить влияние метеоявлений на работулиний связи проводится переход от воздушных линий на подземные.
Что является опасным для линий связи? Это прежде всего изморозьи гололед. При отложении на проводах изморози или гололеда до 25 мм или их смеси до 5 мм происходит затухание токов высокой частоты, а если нарастание продолжается,то связь полностью прекращается. При образовании этих явлений очень сильно увеличиваетсянагрузка на провода и опоры, особенно если эти образования сопровождаются сильнымветром. Очень часто наблюдаются обрывы проводов и массовая поломка опор.
При ассиметричном отложении гололеда на проводах возникают такиеопасные явления, как вибрация и «пляска» проводов. Вибрация и пляска проводовпредставляют собой собственные, близкие к вертикальным, движения провода в следствииветра и различным по весу отложениям. Вибрация представляет собой колебания со сравнительнобольшой частотой (до 100 периодов в секунду) и возникает при слабом ветре до 5 м/с.Причем с диной волны до 10 м. Пляска, в отличии от вибрации характеризуется низкойчастотой до 4 периодов в секунду, с длинными волнами более 10 м и возникает при ветре 15 м/с и более. При этом могут наблюдаться обрывы проводов, схлестывание, поломкаарматуры.
Также к опасным явлениям для линий связи относится сильный ветер.(20 м/с и более). При сильном ветре происходит схлестывание проводов и в следствииэтого замыкание. На провода попадают посторонние предметы. Так что заблаговременноепредупреждение об усилении ветра дают возможность подготовить и выслать бригадыи для профилактических работ, и для устранения аварий.
Еще одно явление — это грозы. Грозовые разряды вызывают перенапряженияна линиях связи, что может привести к выходу из строя трансформаторов, генераторови т.д. Для защиты от разрядов существуют разрядники на линиях связи и после каждойгрозы необходимо их проверять.
 Метеорологическое обеспечение энергетики
Энергетика представляет собой топливно-энергетический комплекс(ТЭК). Он включает в себя получение, передачу, преобразование и использование различныхвидов энергии. Энергетика объединяет такие системы, как электрическую, тепловую,нефте- и газоснабжение, а также угольную и атомную.
Все многообразие работ проходит на открытом воздухе и требуетспециального метеорологического обеспечения. Это касается как проектирования новыхобъектов (ЛЭП, ТЭЦ, ГЭС, АЭС), а также угольных разрезов, шахт, нефтяных скважини т.д., их строительство и работы.
На стадии проектирования и строительства используются многолетниеклиматические материалы. Например, при проектировании ГЭС необходимо знание многолетнихданных об уровне воды, запасе воды, колебаниях уровня, температуре воды и воздуха.
Режим потребления электроэнергии зависит от температуры воздухаи естественной освещенности по конкретному региону. Изменение средней суточной температурытолько на 1о приводит к изменению регенерирующей мощности по России насотни тысяч киловатт и к изменению условного топлива (увеличению или уменьшению)на 7 тыс. тонн в сутки.
Степень освещенности в том или ином городе как известно определяетсяоблачностью и суммарной радиацией. Например, на ЕТР днем в декабре при измененииоблачности от небольшой до сплошной или наоборот, уменьшается (увеличивается) потреблениеэнергии на 5%, что эквивалентно 1 млн. киловатт. В связи с этим своевременный прогнозпродолжительной ясной погоды позволяет уменьшить и нагрузку и выработку электроэнергии.
Особое внимание уделяется оперативному метеобеспечению высоковольтнойсети данного региона. В холодный период акцентируется внимание на прогноз гололедноветровых нагрузок, в летний период — гроз. Что позволяет организацию мер защитыи снижение потерь.
Для планирования потребления электроэнергии необходим прогнозсреднесуточной температуры и облачности. Графики работы энергосистем составляютсяна год, месяц, декаду и каждый день. Т.о. необходима как фактическая так и прогностическаяклиматическая информация.
К ОЯ для энергетики относится гроза любой интенсивности, скоростьветра 30 м/с и выше, отложение гололеда на ЛЭП, толщиной 20 мм и более, мокрого снега или сложного отложения, толщиной 35 и более мм. Ливни до 30 мм/час, резкиеизменения температуры (на 10о и более), продолжительные морозы (-30ои ниже) и жара (30о и выше).
Погода оказывает влияние и на нефте и газопромыслы во все сезоныи не только в районе скважин, но и по пути транспортировки их. Зимой, при понижениитемпературы на 1о потребление газа возрастает на 1%. Поэтому прогнозтемпературы по территории позволяет регулировать подачу газа, т.е. перестраиватьпотоки газа по газо- транспортным системам.
Добыча полезных ископаемых проводится двумя способами — это открытыми закрытым. Причет открытый способ в 2 — 3 раза дешевле, но для открытых карьеровзнание погодных условий является определяющим фактором организации всех видов работв карьерах. Площади некоторых крупных карьеров достигают 10 — 40 км2.Работа очень трудоемка, которая включает в себя не только добычу, но и транспортировку,в т. ч. подвесные канатные дороги, для того, чтобы поднимать, и даже ж/д пути.
Существует понятие «карьерная погода». Наиболее сложныеусловия складываются в холодное время года, когда при антициклональных условияхвозникают глубокая инверсия внутрикарьерной температуры, как следствие часты туманы,переходящие в смог и, в следствии застоя, значительное повышение концентрации СО,в результате чего необходима остановка всех видов работы и эвакуация людей на поверхность.Поэтому важны не только суточные, но и полусуточные прогнозы, вплоть до часовых.
Крупные карьеры часто имеют свою ведомственную прогностическуюбазу.
 Метеорологическое обеспечение строительства
Строительная индустрия включает в себя строительство промышленных,коммунальных объектов, транспортных магистралей, объектов социального назначения.Это отрасль базируется на производстве строительных материалов, строительной и транспортнойтехники. Выполнение всех этапов строительства (от нулевого цикла до отделочных работ)зависит от условий погоды. Влияние неблагоприятных условий выражается в потере рабочеговремени, в простое строительной техники и транспорта и в порче строительного материалаи оборудования.
Температура воздуха, осадки, ветер оказывает влияние на весьход строительных работ, подвоз строительных материалов, работу кранов и другие виды.
Для определенных климатических поясов и отдельных видов работыустановлены предельные температурно-ветровые нагрузки, при которых выполнение работограничивается или прекращается.
Поэтому в строительной индустрии используются прогнозы погодыкак суточные, трехдневные, периодные и месячные, которые позволяют уточнить очередностьработ, расстановку рабочей силы и техники, прекращение отдельных видов работы изамену одних видов другими. От прогноза ветра зависит работа строительных кранов.В случае штормового ветра краны приостанавливают работу и они отводятся на безопаснуюстоянку. Эти штормовые оповещения должны быть доведены до прорабов, которые принимаютнеобходимые решения по обеспечению безопасности работ.
Погодно — климатический фактор, как метеорологический ресурсиграет важную роль при оптимизации строительства на всех этапах. Метеорологическиефакторы оказывают влияние на прочность, долговечность, комфортность строящихся объектови в значительной мере определяют их стоимость.
При проектировании зданий, его теплоизоляционных качеств системыотопления, учитываются климатические особенности, и прежде всего температура, ветер,сочетание температурно-влажностных показателей, гололедно-ветровые нагрузки на высотныесооружения и другие характеристики.
Строительная климатология — это прикладная область, где изучаютсявсе погодные характеристики, величины и явления, влияющая на весь комплекс строительныхобъектов в различных климатических зонах.
Климатические показатели введены в климатические нормативы, которыепредставляют собой допустимые значения метеорологических характеристик для выполненияпроектных и технических расчетов. Климатическая информация учитывается не тольков процессе строительных работ, но и при выборе строительного и отделочного материала,такие как пластмасса, разные виды бетона и т.д.
Следующие климатические показатели, которые используются в строительстве:
1. Глубина промерзания грунта (эта характеристика необходимадля нулевого этапа любых строительных работ). При строительстве же трубопроводовнеобходимы наблюдения за температурой почвы на разных глубинах.
2. Температура наружного воздуха для расчета величины теплопотерьзданий, которую обычно рассчитывают Т.о.:
/>,
где /> - коэффициент теплопроводности.
3. Ветровая нагрузка, которая состоит из ветрового напора
/>,/>,
/> - коэффициент ветрового сопротивления.
4. Гололедные и гололедно ветровые нагрузки. Они необходимы припроектировании воздушных линий связи (ЛС) и линий электропередач (ЛЭП).
5. Количество переносимого снега и снеговая нагрузка. Важно знатьнагрузку на крыши, на различного вида покрытия, во избегания разрушения конструкции.
Все вышеприведенные показатели используются в строительной индустриине только для оценки климатических условий проживания населения, но и для оценкизатрат при выборе строительства защитных конструкций, строительных материалов исистем теплоснабжения.
 Метеорологическое обеспечение лесного хозяйства
Лесное хозяйство — это отрасль, которая включает в себя учет,воспроизводство, содержание лесов, а также их охрану от пожаров, вредителей и болезней.Охрана лесов осуществляется местными и федеральными службами: это прежде всего наземныенаблюдения лесничествами, наблюдения с самолетов и вертолетов и информация с ИСЗ.
Подразделение Росгидромета обеспечивают организаций лесного хозяйстваметеорологической информацией.
Леса по своей экономической значимости подразделяются условнона три группы:
1. Леса, выполняющие различные защитные функции — это санитарно- гигиенические, курортные, водоохранные, полезащитные, орехово-промысловые леса,леса Сибири и Дальнего Востока.
2. Леса, которые имеют местное промышленное и водоохранное значения- это в основном леса малолесных районов.
3. Леса промышленного назначения.
Основная задача метеорологического обеспечения лесного хозяйствасостоит в том, чтобы оказать помощь лесному хозяйству в сохранении леса от пожарови сохранению молодых лесопосадок и сохранению посадочного материала.
Возникновение лесных пожаров в значительной степени зависит отсостояния погоды. Засушливые бездождные периоды при высокой температуре воздухаспособствуют возникновению и развитию пожаров, которые охватывают очень большиеплощади леса особенно при сильном ветре.
Сильные морозы создают угрозу вымерзания молодых деревьев и посадочногоматериала особенно в питомниках и в районах полезащитного лесоразведения.
Сильные дожди, снегопады, метели затрудняют, а иногда и вызываютпрекращение работ по заготовке леса и его транспортировке.
Поэтому метеорологическое обеспечение органов лесного хозяйствадолжно включать:
а) метеорологическую информацию регулярную и экстренную,
б) составление и передачу суточных прогнозов погоды, прогнозына трое суток, период и месяц,
в) составление и передача предупреждений об ОЯ,
г) составление обзоров опасности лесных пожаров за прошедшиесутки,
д) составление прогнозов опасности лесных пожаров на сутки, трое,период и месяц.
Прогнозы опасности лесных пожаров на ближайшие сутки и обзорыза прошедшие помещаются в приложении к ежедневному бюллетеню погоды, составленномуспециально для организаций лесного хозяйства.
К опасным для лесного хозяйства явлениям относятся:
1. Засушливые (бездождные периоды), создающие угрозу возникновениялесных пожаров.
2. Грозы.
3. Ветер скоростью 10 м/с и более.
4. Сильные ливни с количеством осадков более 15 мм за 12 часов.
5. Поздние весенние и ранние осенние заморозки.
6. Сильные морозы, ниже — 25о, которые создают угрозувымерзания осадков.
Но наибольшую угрозу лесам причиняют пожары, которые возникаютв силу различных причин, но скорость масштаба распространения определяются метеорологическимиусловиями.
В учреждениях Гидрометслужбы составляются ежедневные информационныекарты метеорологических условий горимости леса, а также прогнозы горимости на сутки,трое и месяц.
В основу классификации горимости положен индекс горимости Нестерова.
/>
/> - значение температуры воздуха в 12или 15 часов,
/> - температура точки росы,
/> - число дней без осадков или с количествомосадков менее 2,5 мм.
Если Г
Если 1000 > Г > 301 — это горимость второго класса;
Если 4000 > Г >1001 — это горимость третьего класса;
Если Г > 4000 — это горимость четвертого класса.
 Метеорологическое обеспечение с/х
С/х является одной из важнейших отраслей материального производства.Оно обеспечивает население продуктами питания и промышленность техническим сырьем.С/х производство включает в себя 2 направление: земледелие и животноводство.
Земледелие — это полеводство, овощеводство, плодоводство, виноградарство.Животноводство — это скотоводство, свиноводство, овцеводство, оленеводство и птицеводство.
В России основой является земледелие и, в частности, зерновоехозяйство.
Специфика с/х производства состоит в следующем:
1. Все культуры на всех стадиях развития постоянно находятсяпод влиянием погоды.
2. Сельхоз работы носят сезонный характер и выполняются на открытомвоздухе, поэтому зависят от условий погоды.
3. С/х площади занимают обширные территории, что затрудняет применятькакие то защитные меры от неблагоприятных условий.
Любая с/х культура требует определенного количества тепла, влаги,света, как за весь вегетационный период, так и в течении каждой фазы развития.
Для с/х важен агрометеорологический прогноз погоды. Существуетнесколько видов агрометеорологических прогнозов:
1. Прогноз состояния озимых культур в период перезимовки и ихсостояние к началу вегетации.
2. Прогноз запасов продуктивной влаги в почве к началу сева яровых.
3. Прогноз теплообеспечения вегетационного периода.
4. Прогноз урожая до начала созревания.
Многолетний опыт показывает, что правильный и своевременный учетметеорологических условий при определении сроков сева, а также внесение удобренийспособствует увеличению урожая на 15 — 20%. Наибольшие влияние погоды на развитеес/х культур проявляется в вегетационный период. Так урожай озимых зависит и от условийих осенней закалки и перезимовки. Устойчивая осень с постепенным переходом к отрицательнойтемпературе и снежному покрову, создаёт благоприятные условия для перезимовки озимых.Затяжная осень с частыми дождями, с резки переходом к зиме приводит к тому, чтоозимые остаются на зиму без закалки.
Основная причина гибели озимых — вымерзание. Зимой происходитвыпревание, когда температура почвы около 0о и снег выпадает на не промёрзшуюпочву. Вымакание — это в весенний период. Поздней весной и летом наибольшую угрозупредставляют собой засухи, которые характеризуются длительным периодом без дождя,высокой температурой, низкой относительной влажностью и ветром. В засушливые годыурожайность зерновых снижается на 10-20%, а годы жестоких засух даже на 40%. В летнийпериод сильные ливни со шквалистым ветром вызывает полегание с/х культур. Дождимогут привести к вымыванию посевов.
К опасным для с/х явлениям относятся:
1. Продолжительное бездождье в период вегетации, особенно сопровождаемоевысокой температурой (больше 30о) или низкой относительной влажностью(ниже 20%) и сухими ветрами более 5 м/с.
2. Понижение температуры воздуха в зимний период до — 20 и нижепри отсутствии снежного покрова или низкой его высоте, что создает угрозу вымерзанияпосевов.
3. Заморозки, поздние весенние и ранние осенние.
4. Продолжительные сильные ветры, приводящие к иссушению почвы,выдуванию посевов или их полеганию.
5. Сильные ливни и дожди с количеством осадков 15 мм и более за полусутки. Тут может образоваться корка на поверхности почвы, что затрудняет появлениевсходов.
6. Град.
Основная задача метеорологического обеспечения заключается втом, чтобы с учетом фактических и прогнозируемых метеорологических условий провеститакие агротехнические мероприятия, которые дали бы либо наибольший экономическийэффект, либо наименьший убыток в с/х производстве.
Для решения многих вопросов проводятся агрометеорологическиенаблюдения. По единой методике проводятся фенологические прогнозы, определяетсягустота, высота растений, степень повреждения их от неблагоприятных явлений погоды,от болезней. Ведутся наблюдения за температурой почвы, глубиной промерзания, оттаиванияпочвы, за снежным покровом и дается оценка состояния культур и плодовых деревьев.
Существуют специальные таблицы ТСХ-1.
Как метеорологические, так и агрометеорологические наблюдениянеобходимы для составления:
1. Штормовых предупреждений об ОЯ и агрометусловий.
2. Прогнозов погоды различной заблаговременности.
3. Агрометеорологических обзоров за вегетационный период.
4. Агрометеорологические прогнозы, как важнейшая информация дляс/х производства.
В итоге можно выделить 4 формы метеорологического обеспеченияс/х производства:
1. Обеспечение текущей метеорологической и агрометеорологическойинформацией.
2. Обеспечение метеорологическими и агрометеорологическими прогнозами.
3. Обеспечение агроклиматическим режимным материалом.
4. Активное воздействие на облака с целью предотвращения градаи регулирования осадков.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие Древней Греции
Реферат Abraham Lincoln Essay Research Paper LincolnThis book
Реферат Применение и устройство строительных машин
Реферат Отечественная война 1812 года 18
Реферат Зоогигиеническое обоснованиепроекта конюшни на 50 голов племенных лошадей
Реферат Агентство Республики Казахстан по статистике Департамент статистики Актюбинской области
Реферат Вертикальные камеры паропрогрева
Реферат Население России Естественное движение население в РФ на современном этапе региональные различия
Реферат 10 класс 2009- 10 уч год
Реферат Оборудование для переработки и комплексного использования сырья
Реферат Основные сюжеты Ветхого Завета
Реферат HertzsprungRussell Diagram Essay Research Paper The HertzsprungRussell
Реферат Умысел в российском законодательстве
Реферат специальные административно-правовые режимы
Реферат Исследования резисторного усилительного каскада