Министерство образования РФ.
Сыктывкарский государственный университет.
Факультет управления.
Кафедра экономической теории и корпоративного управления.
Курсовая работа по микроэкономике
на тему: «Малые предприятияи их роль в экономике» Исполнитель: 417гр, Кулешов ИльяАлександрович
Руководитель: кандидатэкономических наук, доцент,
Зимина Ирина Валерьевна
Дата сдачи на проверку:27.05.02
Сыктывкар 2002г.
Содержание
Введение… 3
1. Малыйбизнес — сущность и его роль в экономике:
1.1 Что такое малый бизнес… 5
1.2 Роль малого бизнеса в экономике… 9
2. Правовые основы деятельности малых предприятий:
2.1 Создание, государственнаярегистрация и ликвидация малых предприятий .……………………………………………………………….12
2.2 Управление предприятием; хозяйственная и иная деятельность предприятия 13
3. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса вРоссии:
3.1 Проблемы становления малого бизнеса в России… 15
3.2 Государственнаяподдержка малого предпринимательства……………16
3.3. Фондыподдержки малого предпринимательства………………………18
3.4 Особенностиналогообложения малого предпринимательства………....20
3.5… Малый бизнес в республике Коми… 23
Заключение… 25
Список литературы… 27
Введение
В условиях нестабильной экономическойполитики государства, тяжёлого налогового бремени всё более широкоераспространение получает малый бизнес. Малый бизнес обычно характеризуется тем,что он более мобилен и легче приспосабливается к изменяющимся условиям, хотяего инвестиционные возможности невелики. Поэтому необходимо дать свободу развитию малыхпредприятий. Они дают России необходимуюнасыщенность рынка, среду конкуренции,которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество,а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.
Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к созданиюновых рабочих мест, да и это принесетреальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов, что особенно важно,учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации. Иодним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлениюконкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России напоследних этапах развития.
В этом я вижу актуальность избранной мною темы.
Для глубокого раскрытия роли малых предприятий в экономике быливыделены следующие разделы: сущность малого бизнеса и его роль; правовыеаспекты деятельности малых предприятий, включающие создание, регистрацию,ликвидацию и управление малыми предприятиями; проблемы и перспектива развитиямалого бизнеса в России, включающие проблемы становления малых предприятий вРоссии и в республике Коми, их поддержка со стороны государства и особенностиих налогообложения.
Для этого были использованынаучные статьи Джаарбекова С. М. «Налогообложение малого бизнеса», Шахмалова В.«Малые предприятия в системе рыночных реформ», Афанасьева В. «Малый бизнес:проблемы становления», а также федеральные законы РФ, налоговый кодекс РФ,последние публикации в специализированных газетах и журналах и другая научнаялитература.
1. Малый бизнес — сущность и егороль в экономике
1.1.Что такое малый бизнес
Как явствует из самого определения,«малый бизнес» — это предпринимательская деятельность, осуществляемаясубъектами рыночной экономики при определенных установленных законами,государственными органами или другими представительными организациямикритериях. [15]
Какпоказывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно- правовыхформ относятся к субъектам малогопредпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников,занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малымбизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Какправило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся кмалому бизнесу является:
- численность персонала;
- размер уставного капитала;
- величина активов;
- объем оборота (прибыли, дохода).
По данным Мирового банка,общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малогопредпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее частоприменяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически вовсех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.
Приопределении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могутприменяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать исвои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организацииустанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Такмеждународная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны,определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как «весьма малые»,до 99 чел. как «малые», от 100 до 499 чел.как «средние» и свыше 500 чел. как крупные. [15]
Рассмотрим,как относят предприятия к малым страны с развитой экономикой и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.
В Великобритании отнесениепредприятий к субъектам малого бизнеса основываетсяна данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятыхот 1 до 25 чел., к мелким — от 25 до 99. При этом в обрабатывающейпромышленности малыми считаются фирмы с занятостьюниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотомменее 400 тыс. фунтов стерлингов.
ВоФранции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. и годовой оборот до взиманияналогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн.франков. Причем в различных отраслях экономикиразмер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевойпромышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел. считаются крупными, то вотрасли производства оборудования предел численности — 500 чел.
ВШвеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадиироста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности,специфические характеристики владельцев и управляющих(женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные дляпредприятия.
В Германии определенное понятие о маломбизнесе отсутствует, но в соответствии склассификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмыс числом занятых до 49 чел. и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы — это фирмы, которымируководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие впроизводстве, полностью берущие на себя экономический риск ифинансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств. [6, стр. 32, 48]
ВСоединенных Штатах Америки федеральным законом о малом бизнесе установлено,что малая фирма — это фирма, имеющая одного или нескольких владельцев, с числомзанятых не больше 500 чел., величиной активов не больше 5.000.000 $ и годовойприбылью не свыше 2.000.000 $. В зависимости от количества нанятых работников все предприятия в США делятся на:
- наименьшие -1-24 занятых;
- малые — 25 — 99 занятых;
- промежуточные — 100 — 499 занятых;
- крупные — 500 — 999 занятых;
- крупнейшие — 1000 и более занятых. [11, стр. 18]
Следует отметить что здесь, как и во многих другихстранах, играет роль и отраслевая структурапредприятия. Причем в одних отраслях играет определяющую роль количество занятых (обрабатывающая идобывающая промышленность), а в других — величина оборота (строительство,торговля, услуги). Нормы критериев различны для предприятий, работающихв разных отраслях экономики США.
В СШАмалыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положенияна товарных рынках. [11, стр. 23]
Встранах Евразийского экономического сообщества, куда входят республикаБеларусь, Российская Федерация, республика Казахстан, Кыргызская республика иреспублика Таджикистан, развитие малого предпринимательства ещё не достиглоуровня развитых в рыночном отношении стран. Доля населения, занятого в маломбизнесе, ещё весьма незначительна и составляет всего от 5% (Таджикистан) и до10,2% (Россия). [9, стр.3]
В российской практике существованиемалого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числумалых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегоднозанятых не превышало 100 чел. В последствии критерииотнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о маломпредпринимательстве. Такие изменения былив 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998г. Последние изменения были приняты31 июля 1998 года. И в соответствии с законом от 14.06.1995 №88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (сизменениями и дополнениями от 31.07.1998) под субъектами малогопредпринимательства понимаются коммерческие организации с ограничением долиучастия Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, различныхфондов в уставном капитале данных организаций до 25%. Дополнительнымограничением является непревышение 25% в уставном капитале организации доли,принадлежащей одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектамималого предпринимательства. Средняячисленность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
в промышленности — 100 человек;
в строительстве — 100 человек;
на транспорте — 100 человек;
в сельском хозяйстве — 60 человек;
в научно технической сфере — 60 человек;
в оптовой торговле — 50 человек;
врозничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
востальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек. [12, №35, стр. 4]
В мае2002 появилось небольшое дополнение к понятию «малый бизнес». Теперь планкамаксимального годового оборота, при котором предприятие остается «малым»,увеличена с 10 до 15 млн. руб. [16]
В Федеральном Законе «О государственной поддержкемалого предпринимательства в РФ»установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. [15]
1.1.Роль малого бизнеса в экономике
Во-первых, как уже отмечалось,малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создаетглубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокаяэффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но исравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферуконкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй,самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночнаяэкономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль взанятости, производстве отдельных товаров, исследовательских инаучно-производственных разработках.
О том,что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работойнезанятые трудовые ресурсы говорит то, что в США в мелких фирмах в 1990 году было сосредоточено 40%, а в Германии 49%всей рабочей силы. В этом заключается социальная роль предприятий мелкогопредпринимательства.
Несмотряна то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы поширокому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новыхтоваров.
Успех малого бизнеса в этой области можнообъяснить следующими причинами. Углублениеспециализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаяхнебольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы такжеохотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку привыпуске принципиально нового изделия снижаетсязначение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. Ктому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимыхмелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрениярасширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства сцелью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса,мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднегопредпринимательства.
Если проследить путь изобретения, использованногокрупными монополиями, то нередко онооказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однакопоследующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми дляэтого финансовыми и материальными ресурсами. [6, стр. 33, 56]
Обобщаявсе вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательствовоздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего врезультате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широкихслоев населения к системе предпринимательства.
Крупные предприятия привлекают мелкиеузкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы.Вокруг монополий, особенно в отрасляхмашиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколькодесятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
Важностьмалых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентнуюборьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать,надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобыприбыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных изделийдлительного потребления (автомобилей,холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребностьв соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия.
Деятельность малых предприятий в менееразвитых районах западноевропейских стран — это основа всей их социальной иэкономической жизни и решающая предпосылкаих дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятияхотмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратамиудовлетворяют потребности в дефицитныхвидах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечиваетпри этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты,стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современномэтапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах — неслучайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходомистории. [6, стр. 26]
2. Правовые основы деятельности малых предприятий
2.1. Создание, государственная регистрация иликвидация малых предприятий
Нормативной базой для создания иликвидации МП является закон РСФСР «О предприятияхи предпринимательской деятельности», его глава IV.
Предприятиеможет быть создано либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решениютрудового коллектива.
Учредительнымидокументами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договоручредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая формапредприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образованияфондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия.Устав предприятия утверждается его учредителем, в некоторых случаях — совместно с трудовым коллективом.
Предприятиесчитается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня егогосударственной регистрации. [8, стр. 24, 53, 60]
Государственнаярегистрация предприятия независимо от его организационно-правовой формы осуществляется местным Советом поместу учреждения предприятия. Деятельность незарегистрированногопредприятия запрещается. Доходы, полученныеот деятельности такого предприятия, взыскиваются через суд и направляются в местный бюджет.
Решениео регистрации или отказ в регистрации предприятия должно быть принято непозднее чем в месячный срок с момента подачи необходимых для этого документов,договора учредителей и свидетельства об уплате госпошлины. О регистрациипредприятия держатель реестра объявляет в местной печати не позднее чем в недельный срок со дня регистрации. [15]
Прекращениедеятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации илиреорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму).Ликвидация и реорганизация предприятия производится по решениюсобственника или органа, уполномоченного создаватьтакие предприятия, с согласия трудового коллектива либо по решению суда.
Ликвидацияпредприятия осуществляется ликвидационной комиссией, образуемой собственником имущества предприятия илиуполномоченным им органом, совместно с трудовым коллективом. [15]
ЗаконРСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности разрешает организацию и создание предприятий и ведениепредпринимательской деятельности на базе их индивидуальной (частной)собственности. Это может быть один человек, несколько членов семьи (или) группалиц, совместно ведущих трудовое хозяйство. Любая группа физических лиц (не менее 2-х) может образовать акционерноеобщество с ограниченной ответственностью, может создать предприятие ибез образования общества. И если такое предприятие будет создано с соблюдениемустановленных правил, иметь свой устав изарегистрировано в установленном порядке, оно признается юридическимлицом. А это значит, что оно само от своего собственного имени будет заключатьдоговоры и иные сделки и вступать в обязательства. Оно не будет отвечать по личным обязательствам своих учредителей, аучредители не будут отвечать по обязательствам предприятия. Таким образом,учредители рискуют только тем своим имуществом, которое они передалипредприятию и закрепили за ним, т.е. сделали имуществом предприятия. [3, стр. 18]
2.2.Управление предприятием;хозяйственная и иная деятельность предприятия.
Управлениепредприятием осуществляется учредителем,
являющимся высшим органомпредприятия — юридического лица.
Дляосуществления текущего руководства деятельностью предприятия учредителемназначается директор предприятия, действующий на основании и в пределах доверенности, выданной от имени предприятия еговысшим органом.
С приглашенным директором заключаетсяконтракт (трудовой договор). Директором может быть назначен один изучредителей. Учредитель, действуя в качестве руководителя предприятия,самостоятельно решает все вопросы деятельности предприятия. [15]
Предприятие самостоятельнопланирует свою деятельность, определяет перспективы развития. Учредитель или сего согласия директор предприятия самостоятельнов соответствии с законодательством о труде определяет порядок найма и увольнения работников, формы, системы и размерыоплаты труда, распорядок рабочегодня, сменность работы, порядок предоставления выходных дней и отпусков, ихпродолжительность. Предприятие всоответствии с действующим законодательством осуществляет социальное иобязательное медицинское и иное обязательное страхование. Предприятиеобеспечивает работникам безопасные условия труда в соответствии сустановленными правилами и нормами.
Предприятиямогут приобретать необходимые ему ресурсы, реализовывать свою продукцию и услуги любым, не противоречащимзаконодательству способом по не противоречащим законодательству ценам.Предприятие вправе открывать расчетный идругие счета в любом банке и осуществлять все виды расчетных, кредитныхкассовых и иных операций. Предприятие может самостоятельно осуществлять внешнеэкономическуюдеятельность в соответствии с законодательством РФ, входящих в нее республик и иметь валютный счет всоответствующем банке.
Прибыль,остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет (чистая прибыль), поступает в полное егораспоряжение. Направления использования чистой прибыли определяютсяучредителем. [4, стр. 6, 9]
3.Проблемыиперспективыразвитиямалогобизнеса
3.1.Проблемы становления малого бизнеса в России
Нельзяс уверенностью сказать, что для страны таких масштабов как Россия малый бизнесможет стать основой экономики: в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работукрупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить теотрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играютрешающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе техническиеуслуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживаниенаселения. Во-вторых — торгово-закупочные операции, а также посредническаядеятельность. [3, стр. 28]
Поэтомуодним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ,способных вывести страну из кризиса, добиться эффективного функционированияпроизводства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создаетнеобходимую атмосферу конкуренции, способенбыстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиесяниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формированиясреднего класса.
Вусловиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели,почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферуулично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры.Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а такжетовары из государственной торговли,включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуруторговли многие бизнесмены получилиблагоприятные возможности для обогащения. [13, стр. 35]
Анализразвития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг,преобладает (см. Приложение 1) Кроме того, существует большое количествопредприятий, зарегистрированных как производственныеили многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но, тем не менее,занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокиеналоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование — все этозатрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
Всеэто приводит к тому, что часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается не в состоянии приступить креальному производству продукции.
3.2. Государственная поддержка малого предпринимательства
Какпоказывает изучение зарубежного опыта, непременным условием успеха в развитиималого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней истабильной государственной поддержке.Она осуществляется в различных формах, в первую очередь, путем стимулирования производства наиболее приоритетных видовпродукции, предоставления налоговыхльгот, дотаций, льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативныхи научно-технических центров, развития системы страхования, организацииматериально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнениезаконодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ. [15]
Государственная поддержка малого предпринимательстваосуществляется по следующим направлениям:
1. Формирование инфраструктуры поддержки и развития малогопредпринимательства;
2. Создание льготных условий использования субъектами малогопредпринимательства государственных финансовых материально-технических иинформационных ресурсов, а также научно-технических и информационных ресурсов,разработок и технологий;
3. Установление упрощенного порядка регистрации субъектов малогопредпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции,предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчётности,поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малогопредпринимательства.
4. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадровдля малых предприятий. [15]
Федеральные органыисполнительной власти в пределах своих полномочий при проведении политики,направленной на государственную поддержку малого предпринимательства:
1. разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства РФ вобласти государственной поддержки малого предпринимательства;
2. проводят анализ состояния малого предпринимательства, и эффективностиприменения мер по его государственной поддержке;
3. организуют разработку и реализацию Федеральной программы государственнойподдержки малого предпринимательства;
4. подготавливают предложения об установлении для субъектов малогопредпринимательства льгот по налогообложению и иных льгот, а также обиспользовании средств федерального бюджета и специализированных внебюджетныхфондов РФ для поддержки малого предпринимательства;
5. оказывают содействие органам исполнительной власти субъектов РФ приразработке и реализации мер по поддержке малого предпринимательства. [15]
Государствомпринимается федеральная программа поддержки малого предпринимательства. Такаяпрограмма принималась на 1998-1999г, 2000-2001г.
Государственная поддержкаосуществляется в соответствии с федеральной программой государственнойподдержки малого предпринимательства, региональными, отраслевыми имуниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства,разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительнойвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления. [4, стр. 17]
Правительство РФ ежегодно перед представлениемфедерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального собрания РФ проектфедеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства.
В федеральном бюджете ежегоднопредусматривается выделение ассигнований на её реализацию.
Государственные и муниципальныепрограммы поддержки малого предпринимательства включают в себя основныеположения:
· меры по формирования инфраструктуры развития и поддержки малогопредпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;
· перспективные направления развития малого предпринимательства иприоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
· меры, принимаемые для реализации основных направлений и развитияформ поддержки малого предпринимательства;
· предложения по установлению налоговых льгот и ежегодномувыделению средств из соответствующих бюджетов на поддержку малогопредпринимательства и т.д.
Финансовое обеспечение государственных имуниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляетсяежегодно за счёт средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ исредств местных бюджетов и других источников. [15]
Кроме того, большую помощь малому бизнесу оказывают фонды поддержки малого предпринимательства. 3.3.Фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондомподдержки малого предпринимательства является некоммерческая организация,создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий,направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путёмаккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизациигосударственного и муниципального имущества, доходов от собственнойдеятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числеиностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов,получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основесубъектам малого предпринимательства.
Фондподдержки малого предпринимательства является юридическим лицом. [12, N12, стр. 4]
Основными направлениямидеятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
· Содействие в формировании рыночных отношений на основегосударственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренциипутём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализациицелевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
· Участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе,а также в реализации федеральных, региональных, отраслевых и муниципальныхпрограмм развития и поддержки малого предпринимательства, проектов в областималого предпринимательства, демонополизации экономики, развитии конкуренции,насыщении товарного рынка, создание новых рабочих мест;
· Участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающейравные условия и возможности для осуществления деятельности в области малогопредпринимательства;
· Содействия в привлечении отечественных и иностранных инвестицийдля реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентнойсреды и развитию малого предпринимательства;
· Организация консультаций по вопросам налогообложения и применениянорм законодательства.
Финансовоеобеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малогопредпринимательства осуществляет Федеральный фонд поддержки малогопредпринимательства, создаваемый Правительством РФ. [12, N12,стр. 5, 6]
Средствафонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт другихисточников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.
Федеральныйфонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральнойпрограммы государственной поддержки малого предпринимательства.
Федеральныйфонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными имуниципальными фондами.
Основныезадачи указанных фондов:
· Предоставление финансовой помощи на возмездной и безвозмезднойоснове при осуществлении программ демонополизации, перепрофилированияпроизводства в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка всоответствии с действующим законодательством;
· Выполнение функций залогодателя, поручителя, гаранта пообязательствам малых предприятий;
· Долевое участие в создании и деятельности хозяйствующихсубъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированныхконсультационных организаций и информационных систем поддержки малогопредпринимательства и развития конкуренции, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
· Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке иповышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новыхэкономических структур, защите прав потребителей;
· Финансирование научных исследований, связанных с деятельностьюуказанных фондов и прочее. [12, N12, стр. 7]
3.4. Особенности налогообложения малого предпринимательства
Налогообложение субъектов малого предпринимательствав России осуществляется на основе трёх систем: общеустановленная системаналогообложения, упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности длясубъектов малого предпринимательства и система налогообложения по принципувменённого дохода. [5, стр. 21]
Малый бизнес может бытьорганизован как минимум в следующих формах:
· Индивидуальный предприниматель;
· Организация;
· Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения;
· Индивидуальный предприниматель, применяющий упрощенную системуналогообложения
Индивидуальныйпредприниматель уплачивает с суммы
полученной прибыли налог на доходы физических лиц поставке 13% (ст. 224 НК РФ).Он также уплачивает косвенные налоги (НДС, налог спродаж). При небольших доходах (до 1млн. рублей выручки в квартал)индивидуальный предприниматель вправе получить освобождение от уплаты НДСсогласно статье №145 НК РФ.
Кроме того, ссуммы полученного дохода, за вычетом расходов, связанных с их увеличением,уплачивается единый социальный налог. Организация.С суммы полученной прибыли организацияуплачивала налог на прибыль по ставке 20-24% (ст. 284 НК РФ), а с мая 2002 годаналог на прибыль для этих предприятий снижается с 20 до 15% [16]. Конкретнаяставка налога зависит от законодательства субъекта РФ, в котором расположенаорганизация.
Кроме того, имеются налоги, которые уплачиваютсяорганизацией (и не уплачиваются индивидуальными предпринимателями): налог напользователей автодорог, который исчисляется в размере 1% от суммы выручки отреализации или при торговой деятельности — разницы между ценой реализации и приобретения товаров; налог на имущество организации, который уплачивается отбалансовой стоимости имущества по ставке, установленной местными органамивласти, но не более 2%. [5, стр. 22]
Организация и индивидуальный предприниматель,применяющие упрощенную систему налогообложения.
Участники малого бизнеса могут перейти на применениеупрощенной системы налогообложение, учёта и отчетности. Такая возможностьпредоставлена только юридическим лицам — субъектам малого предпринимательства.Для юридического лица одним из аспектов, определяющих возможность перехода наупрощенную систему налогообложения, является наличие статуса субъекта малогопредпринимательства. При этом средняя за отчётный период численность работниковмалого предприятия (не более 15 человек) определяется из расчёта всехработников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характераи по совместительству с учётом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица.
Не могут перейти на упрощенную системуналогообложения предприятия, занимающиеся производством подакцизной продукции,малые предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных подразделенийдействующих предприятий, а также предприятия, для которых Минфином РФустановлен особой порядок ведения учёта и отчётности, например, кредитныеорганизации, страховые компании, инвестиционные фонды, профессиональныеучастники рынка ценных бумаг, предприятия игорного бизнеса, бюджетныеорганизации.
Объектом обложения единым налогом являетсясовокупный доход или валовая выручка. В том случае, если доход составляет 40% иболее от выручки, единый налог исчисляется по ставке 30% полученного дохода.Доход определяется как разница между выручкой, полученной предприятием заотчётный год и расходами, понесёнными за этот период. Источником информации овыручке и затратах, понесённых предприятием, является книга учёта доходов ирасходов. В том случае, если доход менее 40% полученной выручки, единый налогисчисляется исходя из выручки предприятия по ставке 10%.
Предприятие считается перешедшим на упрощеннуюсистему налогообложения с того квартала, в котором произошла его официальнаярегистрация. [5, стр. 23]
Единый налог на вменённый доход.
По Федеральному закону от 31.07.1998г. № 148-ФЗ «Оедином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности» появилсяособый режим налогообложения отдельных предприятий и предпринимателей:установление единого налога. Это, в первую очередь, направлено против уклоненияотдельных налогоплательщиков от уплаты налогов, и впервые позволило обложитьединым налогом на вменённый доход слабо контролируемый другими налогаминалично-денежный оборот, в рамках которого, по различным оценкам, реализуетсяот 30 до 80% отражаемых в отчётах товаров и услуг предприятий малого и среднегобизнеса. [5, стр. 23, 24]
Принципиальным отличием режима налогообложения,использующего единый налог на вменённый доход, от традиционных схемналогообложения частных предприятий является то, что база налогообложения покаждому налогоплательщику и объекту обложения определяется не по их отчётности,а на основании определённой расчётным путём доходности различных видов бизнесав соответствующих региональных и других условиях. [15]
Объектом налогообложения при применении единогоналога является вменённый доход на очередной календарный месяц.
С мая 2002 года произошло то, на что бизнесмены,пожалуй, и не рассчитывали: президент поручил правительству отменить единыйсоциальный налог (ЕСН) «задним числом» – с 1 января. Вместо ЕСН теперь будетнужно платить только страховые взносы в Пенсионный фонд. Фактически нынешниерешения – это исправление ошибки, допущенной разработчиками налоговой реформы,«забывшими» снять ЕСН с малых предпринимателей, платящих вмененный налог. Врезультате ошибки налогообложение с 1 января не только не уменьшилось, какпланировали реформаторы, но даже заметно увеличилось. [16]
3.5.Малый бизнес в Республике Коми
В республике Комипредпринимательство зародилось в конце 1980-х годов.
Толчком к развитию предпринимательствапослужил закон «О кооперации в СССР», принятый в мае 88 года. (Одним из авторовего был академик А.Тихонов). И уже с тех времён правительство Коми не боялосьрисковать и предпринимало конкретные шагив вопросах поддержки предпринимательства. Пример тому — блокирование в 1989году Указа Президиума Верховного Совета РСФСР о неимоверно высоких ставкахподоходного налога с кооперативов.
По инициативе заместителя председателяСовета министров Коми АССР А. Зерюнова в томже году был создан союз кооператоров, а через несколько месяцев этотсоюз выступил учредителем Союза объединенных кооператоров. 1 декабря 2000 года10 лет отметил фонд поддержки малого бизнеса имени А. Тихонова.
Толькоза последние три года фондом профинансировано 38 проектов на сумму около 40млн. рублей. Оказанная финансовая поддержка позволила открыть более 150 новыхрабочих мест.
Сегодня в республике числозанимающихся малым и средним бизнесом приближенок 100 тыс. человек. Это составляет более 21% от экономически активного населения.Правительство Республики Коми обещает предпринять все усилия по преодолению препятствий на пути развития малого бизнеса.[7, стр. 16]
В 2001году в республике действовало 4645 малых предприятий и 604 крестьянских (фермерских)хозяйств. Кроме того, 28,7 тысячи человек занимаются индивидуальной предпринимательскойдеятельностью. Из них 19,4% предпринимателей намерены расширить свой бизнес.
В Коми работают государственныеструктуры поддержки малого бизнеса:
• Комитет по поддержке и развитию предпринимательства РК
• Комитет территориального УправленияМинистерства РФ по антимонопольной политикеи поддержке предпринимательства.
• Всяческую поддержку оказываетфинансово-кредитные структуры: АКБ «Ухта-банк», ГУТА — банк филиал «Региональный», Инвестиционный центр РК ипрочие обучающие структуры, информационные центры и общественные организации.
1 декабря 2000 годасостоялась конференция, где были названы победители республиканского конкурса«Предприниматель года». Им назван Сергей Тараканов- руководитель ООО«Фавор». Продукция фирмы — кисломолочный «Бифидок» — вошёл в сотню лучших продуктов питания России. [7,стр. 17]
Заключение
Выполнив все цели, поставленные перед этойработой, можно сделать небольшие выводы по каждому из параграфов.
По первому параграфу понятно, что в каждой стране существует своёсобственное понятие малого бизнеса. В основном оно определяется исходя изчисленности работников, занятых на производстве, и из размера годового оборота.Ну а роль малых предприятий действительно велика: обеспечение работой незанятыетрудовые ресурсы, создание атмосферы конкуренции на рынке, быстрое перепрофилированиеобласти деятельности, беспрерывный процесс внедрения новых технологий; ивообщем, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом.
По правовым основам деятельности малых предприятий можно выделитьследующие аспекты: нормативной базой длясоздания и ликвидации МП является закон «О предприятиях и предпринимательской деятельности». Учредительнымидокументами служат устав предприятия и договор учредителей. Осуществляетруководство директор, директором может быть назначен один изучредителей.
Учитывая содержаниетретьего параграфа о проблемах и перспективах развития малого бизнеса в России,можно сделать вывод о том, что в нашем государстве правительством сделано оченьмного для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различныегосударственные программы по поддержке малого бизнеса, и специальные фонды,созданные государством. И конечно же, важным условием для развития малогопредпринимательства служит грамотная налоговая политика государства, что вРоссии в последнее время стало заметно. Налогообложение субъектов малогопредпринимательства в России осуществляется на основе трёх систем:общеустановленная система налогообложения, упрощенная система налогообложения,учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства и системаналогообложения по принципу вменённого дохода, предприниматель может самвыбрать то, что ему действительно будет выгодно.
И на последок хочется добавить, что малое предпринимательство — этосущественная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемыйэлемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский укладпридает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые ипроизводственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал,служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов поряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблемузанятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почемустановление и развитие малого предпринимательства представляет собойстратегическую задачу реформационной экономической политики.
Списоклитературы:
1. Айказян А. Малое промышленноепредпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционныхпроектов// Российский экономический журнал, 1998 — №3
2. Архипов А., Баткилина Т.,Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование иналогообложение// Вопросы экономики, 1997 — №4
3. Афанасьев В. Малый бизнес:проблемы становления// Российский экономический журнал, 1993
4. Ваш налоговый адвокат, №1, I квартал 2002
5. Джаарбеков С. М.Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществлениядеятельности// Консультант, №4, 2002
6. Лапуста М. Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство М. Инфра-М, 1998
7. Малый бизнес в РК// Аргументыи Факты, №35 2000
8. Мягков П., Фесенко Е. Малоепредпринимательство: государственная поддержка обязательна.
9. Налоговый вестник, №2, 2002
10. Налоговыйкодекс Российской Федерации, часть вторая, М. Ось-89, 2000
11. Разумнова И. Мелкие предприятия в промышленностиСША// Проблемы теории и практикиуправления, 1993
12. Финансовая газета №11, 12, 14, 35, 2002
13. ШахмаловФ. Малое предпринимательство в системе рыночных реформ: проблемы роста ивыживания// Вопросы экономики, 1993
14. ШулятьеваН.А. Малый бизнес в условиях рынка// Деньги и кредит, 1992, №1
15. Федеральныйзакон от 14.06.98 № 88-ФЗ// Гарант
16. www.gazeta.ru/2002/05/20/prezidentvpo.shtml
Приложение
Число малыхпредприятий по отраслям экономики в 2000г.
/>