Реферат по предмету "Экономика"


История мировой экономики

Пензенский Государственный Университет
Кафедра “Экономики”.
Реферат
На тему: История мировой экономики.
Выполнил ст гр 03э08
Евстегнеев Евгений
Пенза2009

История человечества — это история экономики. Войны, составляющие лишь часть истории и поглотившие время людей,являются следствием развития экономики, защиты экономических интересов народови государств. Поэтому историческое наследие народов заключается не в том,сколько они провели войн, завоевали чужих территорий, а в том, что внесли они вцивилизацию, что построили, создали, изобрели.
Истинные исторические герои — люди, внесшие вклад в развитие ремесел,науки, экономики в государстве, но не военачальники, завоеватели, ибо первые —это созидатели, помогающие людям жить, творить, вторые же — разрушители,уничтожающие людей и созданные ими материальные и культурные ценности. Этуистину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считаливеличайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний.Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизациюсудили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей,известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей,архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вкладэтого народа в экономическое развитие планеты.
Да и знаменитые военачальники не могли появиться в стране, где небыло сильной армии. В свою очередь сильная армия может быть лишь в государстве,которое имеет достаточно мощный экономический потенциал, позволяющий обеспечитьармию необходимым вооружением. Особенно верна эта аксиома в современном мире,где армия без экономического потенциала государства — ноль и годна лишь дляпарадов, ибо современная война это не борьба армий и военных интеллектов, апротивостояние экономических потенциалов и научных интеллектов государств.
Присравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, накоторой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа игосударства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства,народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и другихмеждународных премий, полученных представителями этого государства, народа.Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицыхимических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателяЛ.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор,организатор экономического и культурного развития России. В историичеловечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми
Экономика государства в известной мере связана с экономическиммышлением, менталитетом жителей этого государства. Общество, в менталитетекоторого преобладают лишь потребление ресурсов, разрушение окружающей среды,обеспечение главным образом военных целей и потребностей в ущерб гражданским —такое общество не имеет перспектив развития и рано или поздно уходит с ареныистории.
С тех пор как на планете, образовались государства, существуютармии. Эти армии создавались как для обороны, но чаще всего для захвата чужихземель. Экономика всех государств несла на себе нагрузку содержания армий ипроизводства вооружения. Это вынуждало людей либо увеличивать добычу полезныхископаемых и развивать промышленность внутри страны, либо закупать вооружение удругих государств. Милитаризация всегда вела к непроизводительным расходам,отвлекая на вооружение материальные и финансовые ресурсы. Оглядываясь назад, свысоты прошедших тысячелетий можно увидеть, что все это было напрасно. Все этизатраты не дали результатов, ибо империи, созданные силой оружия, за счетблагосостояния и жизни миллионов людей, рано или поздно распадались.
Изучая историю экономики, мы изучаем историю человеческого труда. Поэтому в учебнике авторы не ставили перед собой цель освещатьидеологические, религиозные коллизии, которые имели место на протяжениитысячелетий, так как, в конечном счете, это не главное в развитии человечества.
За многотысячелетнюю историю человечества на планете существоваломножество идеологий и религий. Все они преходящи, не вечны и не раз сменялидруг друга, не изменяя жизнь людей. Вечен лишь труд, экономика — и только онименяли жизнь людей на планете. Первичны труд и экономика. Идеологии и религииявляются лишь их отражением.
Религии возникли на материальной базе. Каждое племя имело своихбогов, у которых люди просили помощи в охоте, труде и защиты от стихийныхбедствий и врагов. Экономические процессы постоянно влияли на развитиеидеологий и религий. Одновременно с этим для решения экономических проблем постоянноиспользовались идеологии и религии. Идеологическая, религиозная борьба, какправило, отражала борьбу экономическую. Яркий пример тому борьба египетскихжрецов с фараонами-реформаторами, покушавшимися на богатства храмов, борьбаевропейских феодалов с арабами за Средиземноморье под видом борьбы за гробгосподень, захват на всех континентах колонизаторами земель коренных народовпод видом приобщения их к христианству. Борьба религиозных концессий чаще всегоотражает столкновение экономических интересов различных слоев населения,различных наций и государств. Борьба идет даже при том, что концессии признаютединого бога для всех людей. Но для обоснования такой борьбы люди придумалиразличные религиозные догматы и ритуалы.
Экономика — это результат трудовой деятельности людей. В течениетысячелетий экономика на нашей планете развивалась поступательно. Стартовыеусловия у всех народов были примерно одинаковые. Однако темпы развитияэкономики у народов были разными. Темпы развития экономики разных народов зависятот экономической результативности ведения ими хозяйства. В свою очередьэкономическая результативность зависит от экономической активности каждогонарода, его природного ума, трудолюбия, самодисциплины.
На развитие экономики в разных странах оказывали влияниеобъективные и субъективные факторы. Объективные факторы — это природная среда,соседство с другими народами. Субъективные факторы включают экономическуюактивность народа, его обычаи, социальное положение большинства членовобщества. Ни один из факторов в отдельности не является решающим, но приблагоприятном или неблагоприятном сочетании они определяли темпы развитияразных народов и государств.
Природные условия, в которых проживает народ, важны, но недавлеющи. История знает примеры, когда при одинаковых природных условияхрезультаты экономического развития народов разные, так как у них различнаяэкономическая активность. Она выражается в трудолюбии людей, в высокой доленаселения занятого производительным трудом, в стремлении людей к знаниям, творчеству,изобретательству. Чем выше доля таких людей в стране, тем выше темпы ееэкономического развития. И, наоборот, чем больше людей в стране не связано спроизводством совокупного общественного продукта, а это чиновники, военные,деятели идеологической сферы (духовенство, идеологические работники), тем нижеэкономические результаты в стране. История свидетельствует, что государства,созданные силой оружия, где слишком большая часть населения была ориентированане на созидательную деятельность, а на службу в армии, в аппарате управления, видеологической и церковной сфере, рано или поздно истощали свои экономическиевозможности и распадались.
Большую роль в экономическом развитии страны играет социальныйфактор, социальное положение населения. Труд подневольного человекамалопроизводителен. Чем раньше народ освобождался от рабства, крепостнойзависимости, тем быстрее шло экономическое развитие страны. Это связано с тем,что наиболее экономически активны свободные люди. Они имеют возможностьсамостоятельно принимать решения, а поэтому они более предприимчивы,изобретательны, надеются на свои силы. В свою очередь это дает значительнобольшую экономическую результативность. Как правило, все эти качества были иесть у городских жителей, вольных, лично не подвластных рабовладельцам,феодалам. Они могли надеяться только на себя, свой труд и ум (иначе бы они невыжили).
В отличие от них другие слои населения не обладали такой свободой.Поэтому, рассматривая влияние социального фактора на экономическое развитие стран,следует обратить внимание на роль сословий в этом процессе. Принадлежностьлюдей к различным сословиям в значительной степени отражает их экономическуюактивность и вклад в развитие экономики государства.
Разделение людей на сословия началось еще в глубокой древности.Это обусловливалось процессом разделения труда и принадлежностью людей копределенному виду деятельности. В некоторых странах уже в древние времени былисделаны попытки регламентации распределения людей по социальным группам(кастам).
В дальнейшем в ходе тысячелетней эволюции во всех странахобразовались четыре основных сословия: крестьянство, мещанство (ремесленники иторговцы), дворянство (служба правителю), духовенство (священнослужители).
Производительной силой государства являлись представители двухсословий — крестьянства и мещанства. Их трудом создавались материальныеценности, совокупный общественный продукт, национальный доход.
Крестьяне составляли подавляющую частьнаселения всех стран. Они были главной производительной силой вплоть до XIX в. Вольные по происхождениюземлепашцы-общинники в течение сотен лет по мере развития феодальногогосударства постепенно закабалялись сначала силой отдельных феодалов, а затемна основании государственных законодательных актов. От их труда зависелоэкономическое благополучие других сословий, в первую очередь дворянства идуховенства.
Вместе с тем следует отметить, что крестьяне не мобильны иконсервативны. Это обусловлено спецификой их деятельности, зависящей во многомот природных, погодных условий. Для земледелия и скотоводства характерныцикличность и однообразие трудовых операций. Их развитие шло тысячелетиями безрезких качественных изменений орудий труда. Более того, резкие революционныеизменения в технологии сельскохозяйственного производства могли быть опасны идля окружающей среды и для самого человека. Это накладывало свой отпечаток наосторожное мышление и слабую экономическую активность крестьян. В силу этихобстоятельств и до тех пор, пока крестьяне составляли подавляющее большинство жителейгосударств, темпы научно-технического прогресса были очень низкие. По мереразвития научно-технического прогресса число крестьян уменьшалось, и их влияниена развитие экономики постепенно снижалось.
Ремесленники — самая древняя профессия человечества. Труд сделализ обезьяны-примата человека. Но произошло это после того, как было созданоорудие труда. Надо было из палки сделать дубинку, а из речной гальки чоппер —первое каменное орудие. И все это сделал первый на земле ремесленник. Лишь имеяорудие, человек продуктивнее стал охотиться, искать и собирать плоды растенийи, наконец, их выращивать.
Вторым после крестьянства сословием, внесшим наиболее весомыйвклад в развитие экономики государств, было мещанство (бюргерство)*. Основойформирования этого сословия были городские жители. Это были главным образомремесленники, торговцы, люди профессий умственного труда (лекари, учителя,законоведы), творческих профессий (художники, музыканты, архитекторы и т.д.).Мещанство было мобильное, развивающееся, постоянно увеличивающееся сословие.Мещанами становились наиболее активные представители крестьянства, получившиесвободу. Мещанство — это истоки рабочего класса.
По сути, городские жители были и есть наиболее экономическаяактивная часть населения страны. Это важнейшая производительная сила общества,дающая стране промышленную продукцию и культурные ценности. Из этой среды вышлобольшинство ученых, изобретателей, деятелей искусства и культуры. Благодаря ихумелым рукам и умственным способностям развивались экономика и культура.
Ремесленники всегда находились в поиске новых технологий, новыхзнаний. Это самая передовая с позиций научно-технического прогресса частьчеловечества. Поэтому это и самая благородная часть человечества, самоеблагородное сословие, облагородившее жизнь и быт людей, создавшее науку,искусство. Человеческая цивилизация — дело рук ремесленников.
Ремесленники, торговцы, лица, оказывающие населениюинтеллектуальные услуги, на протяжении тысячелетий обеспечивали условия жизнимиллионам людей. Их выдающийся вклад в развитие экономики состоит в том, чтосвоей предприимчивостью, деловой активностью они заложили основы товарногопроизводства и рыночной экономики, так как их продукция, услуги предназначалисьдля продажи. Располагая сравнительно небольшими по сравнению с другимисословиями средствами производства, они своими руками, своим трудом создавалинациональное богатство страны, выразившееся в построенных городах,предприятиях, дорогах, то есть в том, что является экономическим потенциаломстраны. Их усилиями развивался научно-технический прогресс на планете.
Сословиями, существовавшими за счет труда крестьян иремесленников, были дворянство и духовенство. Впрочем, и они выполнялиопределенные функции (управление, идеология), а поэтому были частью общества, ссуществованием которой остальные члены вынуждены были смириться. Тем не менее,в периоды, когда посягательства этих двух сословий на результаты чужого труда иих эксплуатация крестьян и ремесленников становились нетерпимо высокими,происходили бунты и крупные восстания, наносившие урон экономике страны.
Дворянство как сословие сталоскладываться по мере имущественного расслоения, появления племенных вождей,шаманов, жрецов, захвативших общинные земли. Для защиты своих земель и захватаземли других племен племенные вожди создавали военные дружины. Вожди имели своехозяйство и слуг (управляющих, конюхов, охотников и др.). Слуги и воиныплеменного вождя составили основу будущего дворянства. Эти слуги в качествеплаты за свои услуги вождю получали земельные наделы (часто это былоединственное, чем могла быть оплачена их работа). Позже вместе с земельныминаделами им передавали и живших на этих землях людей. Землю и крестьян могполучить любой человек, оказывающий услуги крупному землевладельцу — племенномувождю, позже князю, царю. Такими людьми могли быть сокольничий (прислуживающийна охоте), стольничий (прислуживающий за столом), ключник (ведавшийхозяйством), постельничий (прислуживающий в спальне), воин, брадобрей, шут ит.д. Они становились дворянами, то есть жившими и служившими при дворехозяина-князя, царя. Родовитость их, т. е. древность рода, определялась годамиуслужения князю, царю.
Это сословие изначально было кастово и консервативно, так как оностремилось в целях сохранения своих мест при хозяине не допускать к нему другихлиц. Поэтому представители этого сословия, впрочем, как и духовенства,стремились монополизировать знания и не допускать к ним людей из другихсословий. Тем самым сдерживался научный прогресс и культуры. Так было и в древности,и во времена Михаила Ломоносова, которому пришлось скрыть свое крестьянскоепроисхождение, чтобы быть допущенным к учебе. Даже позже, после отменыкрепостного права в России во времена царя Александра III было принято решение о такназываемых «кухаркиных детях», которое практически закрыло доступ к образованиюмещанам. Именно слуги князей, царей в древние времена создали касты. Позднейшимпроявлением кастовости стала корпоративность, за которую дворяне держатся всемисилами даже в современных демократических обществах.
Борясь потерять источники своего существования, а ими быликрестьяне, дворяне требовали от князя, царя издания законодательных актов,закрепощавших крестьян. Естественно, позднее в большинстве своем дворяне были ипротив их освобождения. Именно поэтому в России крепостное правопросуществовало намного дольше, чем в европейских государствах. Это в своюочередь сдерживало экономическое развитие страны и привело к экономическому инаучно-техническому отставанию России от ведущих европейских держав. В своюочередь слабая экономика стала причиной низкого уровня жизни населения страны,а также низкого уровня материально-технического оснащения армии, что привело квоенным поражениям в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах. Можно отметить,что в тех странах, где вообще не было монархии и дворянства (Соединенные ШтатыАмерики, Канада) или они в результате революций рано утратили свою политическуюроль (Голландия, Англия, Франция), экономическое развитие шло значительнобыстрее, чем в других государствах.
В целом можно признать, что роль дворянства в экономическомразвитии была негативной. Это объясняется рядом обстоятельств.
Дворяне в основной своей массе были либо чиновниками, либовоенными. С этих позиций следует рассматривать их роль в экономическихпроцессах. Если роль чиновников в экономике известна (без управления невозможноэкономическое развитие), то влияние военных на экономику в основном негативно.Это связано, во-первых, с отвлечением ресурсов из экономической сферы, во-вторых,с разрушением материальных ценностей и уничтожением людей в ходе боевыхдействий. При этом нередко все это неоправданно и бессмысленно.
1. Развитие науки
История экономики — наука междисциплинарная, она возникла на стыке исторических и экономических наук. Первыепроизведения, посвященные отдельным сторонам развития экономики, появились ещев эпоху позднего Средневековья. Так, в 1514 г. во Франции был издан «Трактат об ассе»* Гильома Бюде. В XVI—XVIII вв., когда в Европе происходили буржуазные революции, особуюактуальность приобрели вопросы истории финансов, торговли,сельскохозяйственного, ремесленного производства и промышленной деятельности,что стимулировало развитие историко-экономической науки и способствовало ее формированию.
Вопросы экономической истории разрабатывались вэкономико-статистических произведениях У. Петти («Трактат о налогах и сборах»,1662), в многочисленных трудах французских авторов XVIII в., в «Исследовании оприроде и причинах богатства народов» (1776) А. Смита. В XVIII в. в разных странах былиосуществлены специальные исследования по истории экономики и хозяйственногобыта. Поэтому XVIII век признают начальным этапом зарождения экономической историикак науки. С наступлением капитализма исследования историко-экономическогонаправления стали более регулярными и основательными. А в середине XIX в. эта наука сформироваласьв самостоятельную.
Становлению науки в качестве самостоятельной способствовалонесколько факторов. Один из них — это утверждение исторического (историко-генетического)метода в познании экономических явлений и процессов. Исторический метод(принцип) в подходе к действительности как изменяющейся во времени признавалипредставители немецкой классической философии, например, Гегель. Последовательнопринцип историзма разработали К. Маркс и Ф. Энгельс, применив его к изучениювсех сфер объективной действительности, включая природу, общество, мышление.Кроме того, на развитие этой науки оказали влияние, с одной стороны, кризис,переживаемый тогда классической буржуазной политической экономией, а такжебурный экономический прогресс в Западной Европе во второй половине XIX в.
Большой вклад в развитие историко-экономической науки во второйполовине XIX — начале XX вв. внесли англичане А. Тойнби и Дж. Эшли, немцы К. Бюхер, М.Вебер, В. Зомбарт, русские М. М. Ковалевский и П.Г. Виноградов. Германская,английская и русская школы получили не только европейскую, но и мировуюизвестность. В 20—40-е годы XX в. блистательно развивалась школа «Анналов» во Франции. Еевозглавляли М. Блок и Л. Февр. В период после Второй мировой войны в СШАсложилась школа «новой экономической истории», сконцентрировавшая внимание наприменении количественных методов и моделирования. Ее представители — А.Конрад, Дж. Мейер, Р. Фогель. Наиболее известный историк-экономист XX в. — французский ученый Ф.Бродель.
В послеоктябрьский период существенный вклад в развитие этогонаучного направления внесли отечественные ученые И.М. Кулишер, С. Г. Струмилин,П. И. Лященко, К. А. Пажитнов, И. А. Гладков, Ф.Я. Полянский, П.А. Хромов, В.Т. Чунтулов и др.
По мере становления и развития науки вырабатывались определения еепредмета, формировался понятийный аппарат.
Практически все ученые второй половины XIX в. сходились на том, чтопод предметом науки понималась эволюция хозяйственной деятельности народов отпервобытной эпохи до современности. За 150 лет существования науки сменилосьнесколько ее названий. На начальном этапе в Англии она называлась«Экономической историей» и под ее предметом понималась экономическая историяотдельных стран мира, как правило, наиболее крупных и развитых («Экономическаяистория Англии»). Она могла изучать отдельные этапы социально-экономическогоразвития этих стран, например, Англию в мануфактурную эпоху. Постепенно масштабизучения расширялся, в орбиту исследования стали вовлекаться целые континенты,появились труды по экономической истории Европы, экономической истории Америки,а затем и мира в целом и наука стала называться «История мировой экономики». Втаких странах, как Германия и Россия, эта наука существовала под тремяназваниями: история хозяйственного быта, история экономического быта, историянародного хозяйства.
В ходе развития науки расширялся понятийный аппарат. Уже во второйполовине XIX в. применялись такие понятия, как экономическая эволюция, ступенихозяйства, стадии экономического развития, исторические формысельскохозяйственного производства, исторические формы промышленности,экономическая революция и др. Экономическая историяв системе образования
Утверждение экономической науки в качестве самостоятельной имелоследствием включение ее преподавания в высшей школе разных стран. Так, в1881—1882 тт. А. Тойнби в Оксфорде был прочитан лекционный курс поэкономической истории. В этом же году в Базельском университете прочитал лекциипо этой дисциплине К. Бюхер. В России впервые курс по экономической истории былпрочитан В.Ф. Левитским в 1885—1886 г. в Ярославле в Демидовском юридическомлицее. В 1889 г. М. М. Ковалевский выступил с лекциями по экономической историив Брюссельском университете.
На рубеже XIX и XX вв. экономическая история наряду с политической наукой,социологией, правом заняла основное место в учебных планах университетовевропейских стран. В Лондонском университете в 1895 г. была создана школа экономики и политической науки, ей был придан статус специализированногоколледжа. Первая кафедра экономической истории была создана в начале XX в. У. Эшли в гарвардскомуниверситете США, а в 1910 г. такую же кафедру открыли в Манчестерскомуниверситете.
Особенно расширилось преподавание экономической истории в Англии.Здесь интерес к экономической истории возрос не только в старейших,привилегированных университетах (Оксфордском и Кембриджском, где были открытыспециальные кафедры), но и во многих вузах других городов (Эдинбурге, Глазго,Гулле, Лестере, Шеффилде, Ливерпуле, Ноттингеме и др.)
Экономическая история изучается во Франции. В Париже вИнституте экономической и социальной истории имеется центр по истории рынкарабочей силы. Есть такой центр в Лионе.
Существенно расширилось преподавание этой науки вИталии. Если в начале 50-х годов по экономической истории в 46 итальянскихуниверситетах читалось 15 курсов, то в начале 70-х годов — 51, а в начале 80-хгодов — уже 87.
Преподается эта дисциплина в странах северной Европы,например, в Швеции, где она выделилась в самостоятельный предмет с 1948 г., а в 1955 г. в Упсальском университете образована специальная кафедра.
В настоящее время в западных странах экономическая история —обязательная дисциплина учебного плана экономического, политического,юридического и исторического образования, хотя в США из-за чрезмерногоувлечения эконометрией экономическая история вновь слилась в единую дисциплинус экономической теорией.
В нашей стране история мировой экономики (экономическая история,история народного хозяйства) преподается на экономических факультетахуниверситетов, в экономических вузах, на экономических факультетах 72технических вузов, где она читается как комплексная дисциплина «Экономическаяистория и экономические концепции».
Кафедра истории народного хозяйства и экономическихучений была создана в МГУ в 1947 г.
2. Предмет экономической истории
 Так что же изучает история мировой экономики? Предметом ееизучения является хозяйственная жизнь различных стран в различные историческиеэпохи, т.е. в ее исторической эволюции (от первобытнообщинного строя досовременности).
Хозяйственная жизнь многообразна, поэтому экономическая история —многоуровневая наука. Структурными уровнями науки являются:
• эволюция способов производства;
• история хозяйственных механизмов;
• история отраслей народного хозяйства;
• история отдельных экономических процессов (урбанизация,промышленный переворот, интеграция и др.);
• история экономических институтов (налоги, цены,кредит и др.).
Таким образом, история экономики может изучать экономику в целом,а может — отдельные ее части (например, историю промышленности, историюсельского хозяйства, историю транспорта и т. д., то есть историю конкретныхэкономик). Она может изучать историю функциональных экономик. Входят в еепредмет типы и формы хозяйства, их социальная и организационная структура,формы внешнеэкономических связей, экономическая политика государства, сдвиги вразмещении производительных сил и др.
История мировой экономики тесно связана с другими общественными иэкономическими дисциплинами, в системе экономических наук она является наряду сэкономической теорией и историей экономической мысли фундаментальной.
Фундаментальность экономической истории обусловливается тем, чтоона обеспечивает экономическую теорию фактическим материалом о хозяйственномразвитиичеловечества, и от качества, количества и полноты первичнойобщеэкономической информационной базы в значительной степени зависят выводимыеэкономической теорией законы и категории.
Экономическая история тесно связана с конкретнымиотраслевыми экономическими науками, такими, как экономика промышленности,экономика сельского хозяйства, экономика транспорта и др., а также сфункциональными науками.
Кроме круга экономических дисциплин история мировой экономки тесносвязана со всеми историческими дисциплинами: гражданской историей, всеобщейисторией, историей культуры, историей языка, военной историей и др.
Поскольку данная наука изучает хозяйственную жизньразных стран и континентов, она тесно связана с географическими науками,демографической наукой и многими другими общественными дисциплинами(социология, политология, психология и др.).
Функции экономической истории
В системе обществознания в целом экономическая история выполняетряд важных, социально значимых функций.
Первая функция — аккумулирующая, заключающаяся в сборе, изучении иобобщении хозяйственного опыта человечества. Без знания этого опыта непредставляется возможным выявить закономерности экономического развитиячеловеческого общества, выработать научно обоснованную экономическую политику иизбежать субъективных решений. Признано, что экономическая история играет рольпрофессиональной памяти хозяйственных кадров.
Вторая функция — пропедевтическая (подготовительная),заключающаяся в том, что на конкретных фактах и примерах из истории мировойэкономики (народного хозяйства) осваивается содержание базовых экономическихтерминов (производительные силы, производственные отношения, способыпроизводства, собственность, хозяйственный механизм, формы хозяйства, формыорганизации производства, обмена, распределения, потребления) и т. д.
Третья функция — мировоззренческая, заключающаяся в формированииэкономической историей научной картины мирового процесса хозяйственной эволюциичеловечества, показывая непрерывную смену форм собственности, хозяйственныхмеханизмов, форм производства, управления, социальной структуры общества и т.д., а также их различия по странам, регионам, эпохам, история народногохозяйства прививает экономическому мышлению такие важные характеристики, какисторизм, масштабность, понимание многовариантности развития.
Четвертая функция — формирования реализма экономического мышления.Это возможно потому, что история народного хозяйства изучает, анализирует нетолько положительный опыт хозяйственного развития стран и народов, но и ошибки,просчеты и несостоятельность экономической политики государств, обусловившиеухудшение жизненного уровня народа, стагнацию и снижение темпов экономическогороста и в конечном итоге — отставание той или иной страны на определенномисторическом этапе.
Пятая функция — методологическая, выполняемая историей народногохозяйства для экономической теории, заключающаяся в:
• иллюстративной роли — примерами из экономической историиподтверждается действие выведенных экономической теорией законов;
• критической роли — экономической историей проверяются научность,правдивость политико-экономического анализа; факты и материалы из экономическойистории определяют хронологические границы действия тех или иных экономическихзаконов;
• функции научного обоснования новых экономических теорий —выведение «всемирных законов экономического развитая» без исторического методаневозможно (здесь он является фундаментальным).
Такое понимание исключительно важной роли историко-экономическихзнаний, не ограничивающейся только иллюстративной функцией, характерно длявзглядов наиболее крупных ученых. Так, А. Тойнби, автор книги «Промышленныйпереворот в Англии в XVIII в.» писал, что историко-экономическая наука способна служитьфилософией экономического развития. А Джон Невилл Кейнс в книге «Предмет иметод политической экономии» (1891) специальную главу посвятил соотношениюполитической экономии с экономической историей. Именно в этом труде он выделилтри главные функции этой науки:
• историческая иллюстрация экономических теорий;
• историческая критика (т. е. проверка историей) экономическихтеорий;
• историческое обоснование новых экономических теорий*.
* Цит.: Истоки. Вып. 1.Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. — М.: Экономика,1989. — С.34.
Выводы Дж.Н. Кейнса о трех основных функциях экономической историибыли приняты учеными Англии, США, британских доминионов, что, несомненно,повлияло на темпы и степень развития науки в этих странах в XX веке.
3.Методология науки и курса истории мировой экономики
Метод означает способ исследования, он призван показать, какпроисходит познание, на какой методической основе, на каких научных принципах.Метод — это путь исследования, способ построения и обоснования знаний. Нынесуществуют два основных подхода в исторической мысли, которые возникли болеедвух тысячелетий назад: это идеалистическое и материалистическое пониманиеистории.
Идеалистическая концепция сводится кпризнанию первичности духа и сознания, которые более важны, чем материя иприрода. Отсюда следует, что темпы и характер историко-экономического развитияопределяют человеческая душа и разум, а такие процессы, как развитие экономики,вторичны, производны от духа. Представители идеалистического направлениясчитают, что в основе историко-экономических процессов находится духовноенравственное совершенствование людей, и развивает человеческое общество самчеловек, в то время как способности человеку даны Богом.
Материалистическая концепцияпризнает первичном по отношению к сознанию людей материальную жизнь, полагая,что все духовное развитие и другие отношения между людьми определяются именноэкономическими структурами.
Для западной исторической науки более характерна идеалистическаяточка зрения, для отечественной науки — материалистическая. Современная историко-экономическаянаука основана на диалектика-материалистическом методе, рассматривающемобщественно-экономическое развитие как естественно-исторический процесс,который определяется объективными закономерностями. В то же время этот метод неотрицает влияния субъективного фактора — деятельности масс, классов,политических партий, вождей, лидеров, вероисповедания, национальныхособенностей.
В историко-экономической науке применяютсяспециально-исторические методы исследования, в числе которых:
• хронологический — изложение историко-экономического материала вхронологической последовательности;
• синхронный — предусматривает одновременное изучениеисторико-экономических событий, происходящих в хозяйственной жизни стран иконтинентов;
• дихронный — метод периодизации;
• историческое моделирование.
Методы историко-экономического анализа
Система методов познания, применяемых этой наукой, связана сиспользованием методологического арсенала, категориального аппарата, основныхтеоретических построений исторического и экономического знания и отражает ихвзаимодействие.
Методы, применяемые при историко-экономических исследованиях,подразделяются на традиционные и новейшие.
В систему традиционных методов входят:
а) исторический (историко-генетический) метод. Он основан напоследовательном анализе фактов и процессов генезиса и эволюции объектов,исследуемых наукой (способов производства и их сторон, отдельных стран ирегионов, отраслей народного хозяйства, экономических процессов и явлений и т.д.). Этот метод обеспечивает конкретность в описании исследуемой реальности ипозволяет раскрывать причинно-следственные связи между явлениями;
б) системно-структурный метод — изучение целого и его различныхчастей как взаимосвязанной системы. Каждая система имеет свое строение, определеннуюструктуру и функции. При этом система в целом обладает свойствами, качественноотличными от свойств отдельных составляющих ее элементов. Этот метод весьмаэффективен и приобретает все большее распространение в историко-экономическихисследованиях;
с) историко-сравнительный метод основан на сравнении объектовисторико-экономического анализа во времени и пространстве. Благодаря этомуметоду в экономической истории выделяется общее, особенное и единичное; пути,варианты и модели развития способов производства, отдельных стран, явлений,благодаря чему возможны построение классификации и типологияисторико-экономических процессов;
д) историко-типологический метод основан на выявлении однородныхсвойств и черт в различныхявлениях и событиях экономической жизни. Благодарятакому методу во множестве исследуемых объектов удается выделить те, которыеоднотипны по сущностным признакам;
е) статистические методы применяются в истории мировой экономикидля получения, обработки, отбора и анализа историко-статистической информации,обеспечивая объективность историко-экономического исследования.
К новейшим методам относятся:
1) Количественные (математические) методы. Они применяются дляизучения закономерностей, тенденций, факторов историко-экономического развития,типологической классификаций явлений и процессов, анализа внутрисистемных имежсистемных взаимосвязей. Использование количественных методов основано насоставлении системы числовых характеристик изучаемых объектов, обработке данныхпоказателей математическими методами (группировка, выравнивание динамическихрядов, дисперсионный, корреляционный, регрессивный, факторный анализ и пр.).Количественные методы эффективны для изучения массовых источников, содержащихкак количественно выраженную, так и нарративную информацию. В этом случае дляперевода текстовой информации в формализованную применяют специальные методики.
Преимущество количественных методов — их объективность ивозможность получения принципиально новой по сравнению с другими методамиисследования информации;
2) методы социологических исследований и социальной психологии, имеющиеособое значение для анализа историко-экономических ситуаций, поскольку народныемассы оказывают непосредственное влияние на ход исторических и экономических
3.Что дает знание истории мировой экономики
Итак, экономическая история (история мировой экономики) —фундаментальная экономическая наука. Без соответствующего развития этой наукиневозможно развитие экономической теории. Уместно напомнить, что Ф. Энгельсназывал К. Маркса человеком, «теория которого представляет собой результатдлившегося всю его жизнь изучения экономической истории и положения Англии...».
Без знания этой дисциплины нет высокообразованного,широкомыслящего компетентного экономиста, понимающего суть экономическихпроцессов и причин успехов или неуспехов хозяйственного развития той или другойстраны в конкретную историческую эпоху.
Изучивший экономическую историю будет знать, почему, например,Голландия, будучи образцовой капиталистической страной в XVII в., уже в XVIII в. отошла на второй план.Или почему Англия, классическая страна первоначального накопления капитала ибывшая мастерской мира в середине XIX в., в конце этого же столетия пропустила вперед США — страну сколониальным прошлым, с использованием непроизводительного труда рабов, а такжеГерманию, где феодализм задержался значительно дольше, чем в Англии, Голландии,Франции.
Знание экономической истории позволяет видеть в развитии исравнении такие важнейшие социально-экономические явления и процессы, какэволюция систем землепользования и землевладения, развитие форм организациипромышленного производства, становления денежной системы и системыналогообложения и др.
Знание экономической истории — это понимание того, что сложившиесяв ту или иную эпоху формы собственности, производственные отношения,экономические категории, экономические показатели, хозяйственный механизмнаходятся в постоянном движении, не остаются неизменными, они историческипреходящи и подлежат обязательному устранению, замене, преобразованию припереходе от одной ступени к другой.
Знающий экономическую историю увидит и оценит непрерывающуюсялинию восхождения человеческого общества от первой экономической революции,когда в первобытную эпоху возникло производящее хозяйство, прохождения этапапромышленной революции, повлекшей формирование индустриальной цивилизации, доосуществления второй и третьей научно-технических революций, проложивших дорогук постиндустриальному, информационному обществу.
Знающий экономическую историю поймет альтернативность(многовариантность) экономического развития — ни одна страна не копироваласлепо модель другой, а определяла свой путь развития с учетом природных,социальных, исторических возможностей, а также эффективности экономическойполитики государства. Яркие тому примеры: решение аграрного вопроса в ходебуржуазных революций; особенности промышленного переворота по странам; ходмонополизации; варианты выхода из экономического кризиса 1929—1933 гг. (Великойдепрессии); модели возрождения национальной экономики после Второй мировойвойны и др.
Изучение истории мировой экономики особенно важно потому, что этанаука имеет большое практическое значение — не зная прошлого, нельзя шагатьправильно в будущее. Для выработки философии экономического развития (т. е.направления экономической политики) необходимо глубокое изучение прошлого, взначительной мере, хотя и недостаточно обобщенного историко-экономическойнаукой. Представляется, что неудача осуществляемых в нашей стране реформ вомногом объясняется полным незнанием нашими преобразователями экономическойистории человечества, его хозяйственного опыта и отклика на экономическиеявления и процессы историко-экономической науки. Примеры: применениемонетаристской модели в условиях наличия одной формы собственности(государства), отказ от государственного регулирования экономики, хотя уже вначале XX в. саморегулирование в капиталистических странах было отвергнуто;либерализация всего, в том числе внешнеэкономических отношений без обеспечениявоспроизводственного процесса внутри страны, хотя все страны в периодстановления экономики прибегали к протекционизму, и пр.

Литература:
1.    Историямировой экономики. Под ред. Поляка Г.Б., Марковой А.Н.М.: ЮНИТИ, 2002. — 727 с
2.    Историяэкономики Под ред. Кузнецовой О.Д. и Шапкина И.Н. М.:ИНФРА-М, 2002. — 384 с.3.   Историяэкономических учений. Горяинова Л.В. М.: ММИЭИФП,2003, 2004. — 85л4.   Историяэкономических учений в вопросах и ответах. Бартенев С.А. М.: Юристъ, 1998. — 192 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.