--PAGE_BREAK--
2.3.Характеристика и анализ инновационного потенциала страны
Проблема активизации инновационных и инвестиционных процессов разрабатывалась в трудах белорусских ученых Л. И.Воронецкого, А. Е. Дайнеко, В. А. Дроздова, Н. Е. Зайца, П. А. Капитулы, И. А. Михайловой-Станюты, М. В. Мясниковича, Л. Н. Нехорошевой, Л. М. Петровской, А. Н. Тура, Г. В. Турбан и др .
Инновационная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, происходит при наличии: 1. желания; 2. умения; 3. возможностей у субъектов хозяйствования заниматься данным видом деятельности. Эти три условия должны быть реализованы в рамках национальной инновационной системы по логической схеме [6,c.25]
Основными элементами инновационной системы являются:
1. программно-целевые (прямые) и макроэкономические (косвенные) методы регулирования, которые задают направление и создают стимулы для инновационной активности
2. система подготовки и переподготовки кадров, которая формирует у участников инновационной деятельности необходимые для ее осуществления знания, умения, навыки
3. специальные формы и методы финансирования и страхования, которые обеспечивают финансовые средства и снижают экономические риски инновационной деятельности
4. организационная и информационная структура, которая создает материальную и информационную основу для инновационных процессов
5. система международного научно-технического сотрудничества, которая обеспечивает возможность оптимизации направлений научно-технической и инновационной деятельности и обмена ее результатами
6. правовая среда, которая задает правовые условия функционирования инновационной системы
Оценка инновационного развития страны осуществляется с помощью различных показателей, включающих, прежде всего оценку возможностей для субъектов хозяйствования осуществлять инновации. в связи с этим используются термин инновационный потенциал, под которым понимают совокупность ресурсов и условий для практического создания и освоения новых продуктов и технологий. К таким ресурсам и условиям относятся: трудовые ресурсы высокой квалификации, производственные мощности, объемы финансирования, инновационная инфраструктура (соответствующие финансово-кредитные, информационные, консультационные, научно-исследовательские организации, центры поддержки инновационного предпринимательства), институциональная среда, устанавливаются четкие границы взаимодействия участников инновационного процесса.
Однако наличие благоприятных возможностей не значит, что они эффективно используются. Многие страны имеют высокие оценки инновационного процесса, однако уровень благосостояния (ВВП на душу населения) невысокий.
К сожалению, действующая инновационная система в белорусской экономике оценивается как низкая. Прежде чем рассмотреть задачи по совершенствованию каждого из указанного элементов, необходимо остановиться на основной причине низкой эффективности действующей системы и на препятствиях, которые могут возникнуть в процессе ее преобразования.
Низкая степень инновационной восприимчивости белорусской системы хозяйствования является следствием такой ее сильной стороны, как устойчивость, достигнутой благодаря высоким уровням государственного регулирования, по этой же причине белорусская инновационная система не может совершенствования путем копирования соответствующих систем богатых государств с развитой рыночной экономикой. Необходимо искать свой собственный путь, используя имеющийся в распоряжении ресурс государственного влияния на экономические процессы.
Рыночные инновационные механизмы основаны на механизмах перемещения капитала из менее перспективных в более перспективные отрасли через фондовый рынок, а также на исторически выработанной готовности и способности хозяйствующих субъектов к принятию рискованных решений. Белорусская система, основанная на более активном участии государства в хозяйственных процессах, более устойчива, но менее консервативна: государство не имеет право на риск, поскольку отвечает за благополучие страны, а его экономические субъекты, как правило, не имеют навыков самостоятельного принятия правильных стратегических решений.
«Чисто» рыночные системы более гибкие, но и более жесткие к проигравшим. Они легче и лучше воспринимают инновации, перестраиваются быстро и невзирая на «социальные потери» неудачников рынка. Централизованная социально-ориентированная экономика имеет более жесткую конструкцию. На уровне предприятий происходит так, что производственная система «ломает» под себя все более или менее радикальные нововведения. На народнохозяйственном уровне переход к новым макротехнологиям и методам хозяйствования происходит, как правило, скачками, через достаточно болезненное переустройство системы.
Самым слабым звеном и поэтому наиболее ответственным участком работы при форсированном переходе на инновационный путь развития является необходимость перестройки сознания, «перевоспитания» участников производственного процесса и особенно лиц, принимающих решения.
Формирование отечественной системы должно осуществляться, исходя. в первую очередь, из собственных научно-технологических, интеллектуальных и финансовых возможностей. поскольку производство инноваций и нововведений – ключевой фактор конкурентных преимуществ республики, создающий основу долговременного устойчивого роста.
Ориентация Беларуси на инновационный путь развития предполагает выявление сильных и слабых сторон экономики, возможностей, которые она имеет, и угроз, которым подвергается (приложение 1).
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей, угроз, которым подвергается инновационное развитие экономики, позволяет определить древо проблем, которые предстоит решить в ближайшей перспективе, и древо целей инновационного развития экономики и общества, при этом имеется в виду, что главной целью является повышение уровня жизни населения Республики Беларусь.
Академия наук обеспокоена медленным переходом страны на инновационную экономику и неоднократно предлагала системные меры, большинство из которых не реализованы до сих пор. По поручению Президента РБ разработана и принята программа на 2006-2010 годы, где нашел отражение системный подход к формированию национальной инновационной системы страны и модернизации экономики.
В Республике Беларусь Указом Президента от 26 марта 2007 года № 136 утверждена государственная программа инновационного развития за 2007-2010 годы, реализация которой позволит:
— создать благоприятную для инновационной деятельности нормативно-правовую, экономическую и социально-культурную среду;
— сформировать инновационную инфраструктуру и обеспечить взаимодействие элементов национальной инновационной системы;
— подготовить кадровое сопровождение инновационного процесса;
— обеспечить опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспорто-ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;
Государственная поддержка развития инновационной экономики включает:
— создание нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
— инвестиционную политику, направленную на рост инвестиций в наукоемкие отрасли экономики;
— научно-техническую политику, предполагающую проведение научных исследований по наиболее перспективным направлениям и продвижение инновационных разработок в реальное производство и на рынок;
— бюджетно-налоговую политику, представленную целевым финансированием и стимулированием инновационной деятельности;
— социальную политику в целях развития образования, подготовка кадров для инновационной деятельности и роста потенциала человеческого потенциала;
— внешнеэкономическую политику, направленную на регулирование международных связей в области инновационных проектов, на привлечение высокотехнологичного бизнеса из развитых стран, трансферта передовых технологий и проникновения отечественных фирм на зарубежные рынки;
— координацию инновационной деятельности в регионах, содействие малому бизнесу и венчурной деятельности.
Стратегическая цель программы – создание экономики, основанной на новейших научных знаниях, конкурентоспособной на мировом рынке, а, главное, социально ориентированной, обеспечивающей рост жизненного уровня народа.
Установки: в 2,5-3 раза будут увеличены внутренние затраты на исследования и разработки, возрастет численность исследователей, до 18-20% увеличится выпуск новой продукции в промышленности, возрастет доля прогрессивных технологий, а удельный вес сертифицированной по международным стандартам промышленной продукции будет доведен до 70%. Увеличится доля инновационно активных предприятий. Опора на разработки белорусских ученых. Так, доля отечественных разработок, на основе кот будут созданы 67 новых предприятий и важнейших производств в кластерных структурах, составит 67%, 12% и еще 21% по технологии будут определены на конкурсной основе. Запланировано создание 315 новых предприятий с новыми технологиями, среди них эти цифры составят 72,2% и8%. Модернизация 500 действующих производств, будут внедрены 713 передовых технологий, 79% из которых – отечественная разработка, 11% — на иностранных технологиях, 10% — на основе конкурсного отбора. Совокупность этих мер позволит развиваться экономике темпами 8-9% прироста ВВП в год и приблизиться к показателям европейских государств.
Планируется совершенствование социально-экономических основ, общественно-производственных отношений, всей совокупности социально-экономических институтов.
Белстат ежегодно проводит статистику развития инновационных показателей. (приложение 2). Подводя итоги выполнения мероприятий Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 годы (далее — Государственная программа), можно отметить стабильность уровня наукоемкости ВВП, который в 2008 году составил 0,75-0,85% и устойчивую динамику роста объема выполненных работ по разделу «Наука и научное обслуживание». За 2007-2009 гг. создано 491 новое предприятие, 8673 рабочих мест. В рамках мероприятий по достижению целевых параметров инновационного развития страны подготовлен проект Концепции Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике». Принимаются меры по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь, совершенствованию порядка создания и условий деятельности временных научных коллективов.
На финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и опытно-технических работ, предусмотренных президентскими, государственными народнохозяйственными и социальными программами, государственными, отраслевыми и региональными научно-техническими программами, в 2009г. из бюджета выделено около 193 млн. рублей. Белорусским инновационным фондом осуществляется финансовая поддержка 16 инновационных проектов и работ по организации освоению производства научно-технической продукции по приоритетным направлениям создания и развития новых технологий и перспективных производств на сумму свыше 30 млрд. рублей.
В целях сохранения и развития кадрового потенциала инновационного комплекса страны создан единый механизм планирования подготовки высшей квалификации на основе государственного заказа. Государство оказывает существенную поддержку талантливым молодым ученым. В 2009 году 195 молодым ученым назначены стипендии Президента Республики Беларусь и выделено свыше 160 грантов Министерства образования и Национальной Академии наук Беларуси.
Анализ состояния системы подготовки специалистов в области инновационной деятельности в Республике Беларусь свидетельствует о том, что в данной сфере имеется ряд проблем, требующих незамедлительного решения. На сегодняшний день образовательные стандарты подготовки специалистов по инновационным специальностям в Республике Беларусь не адаптированы к реальным потребностям современной экономики. Другой особенностью является незначительное «присутствие» высшей школы в научном потенциале страны. Численность работников, занятых научными исследования и разработками, в секторе высшего образования на начало 2009 г. составило 10,4% от общей численности работников, выполняющих научные разработки по всей Республике. Для разрешения проблемы интеграции науки и производства в нашей стране создаются научно-практические центры. В первую очередь они созданы в сфере медицине, в аграрном секторе, материаловедении. Это перспективная форма реализации инноваций.
Таким образом, отличительными чертами белорусской инновационной модели являются: подчинение инновационной политики национальной, сильная централизация власти, нехватка предприятиям средств для самофинансирования своих инновационных разработок. Однако, несмотря на это динамика показателей показывает то, что наша страна движется вперед.
2.4. Первоочередные задачи по созданию национальной инновационной системы
Учитывая особую роль государства в построение и развитии белорусской инновационной системы, изложение предложений по ее совершенствованию целесообразно начать с формулировки задач и определения путей их решения на высшем государственном уровне.
Совершенствование системы программно-целевого управления развитием приоритетных направлений научной, научно-технической и социально-экономической сферы
Преимущество централизованной системы должно быть использовано для создания системы эффективного управления процессом перехода к инновационной экономике.
Инновационное развитие является государственным приоритетом. Управление по приоритетам на базе программно-целевого подхода уже дает свои плоды в форме ускорения экономического роста. В то же время в законодательстве страны не прописаны статус термина «приоритеты», критерии их определения, система субординации, координации приоритетов, порядок взаимоувязки приоритетов и программ по их реализации и условия финансирования. Поэтому представляется необходимым постоянно разрабатывать проекты наподобие Декрета Президента Республики Беларусь «О порядке определения, утверждения и реализации государственных приоритетов Республики Беларусь в области социально-культурного, экономического, научного и научно-технического развития», прописав в них определения, статус и особые режимы деятельности в отношении следующих приоритетов:
1. Государственные приоритеты социально-экономического развития.
2. Приоритетные направления научно-технической и инновационной деятельности.
3. Приоритетные направления развития науки.
4. Региональные, отраслевые и другие приоритеты.
Очевидно, что только при помощи государственных средств, выделяемых на науку, нельзя решить всех проблем инновационной деятельности. Поэтому программы, направленные на поддержку отечественного товаропроизводителя, повышение конкурентоспособности продукции, реализацию крупных инновационных проектов и т.д. не должны финансироваться только из республиканского бюджета, а основываться уже на завершенных НИОКР и обеспечивать создание новых высокотехнологичных производств. Прямая государственная поддержка должна носить адресный характер и может осуществляться как посредством капитальных вложений, так и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Для обеспечения эффективной ресурсной поддержки инновационной деятельности со стороны государства необходимо, прежде всего, сформировать государственный научно-технологический сектор и определить порядок финансирования инновационных программ и проектов из средств республиканского бюджета.
Для решения основных задач инновационного развития должны быть использованы развитая транспортная инфраструктура Беларуси, научный потенциал, высококвалифицированные научные кадры, а также резерв производственных мощностей по выпуску массовой, относительно дешевой продукции, способной найти сбыт на внутреннем рынке, а также на рынках других стран.
Сферой особой ответственности государства являются вопросы обеспечения обороноспособности страны, решение которых невозможно без активизации инновационной деятельности в оборонном секторе экономики. Проблемами первостепенной важности в данной сфере являются:
• отсутствие банка данных секретных изобретений и требуемого количества штатных специалистов по этим вопросам, что приводит к недопустимому с точки зрения поддержания обороноспособности растягиванию сроков рассмотрения секретных изобретений.
• отсутствие финансовых средств и возможностей сертификации доработанных вооружений и военной техники делает практически невозможным их оперативное внедрение
• не отработан механизм защиты авторских прав белорусских изобретателей
Указанные выше проблемы необходимо решить путем совершенствования существующей и создания необходимой новой законодательной базы, а также путем проведения соответствующих организационных мер.
Совершенствование законодательной базы инновационной деятельности и системы регулирования оборота и защиты прав интеллектуальной собственности
Целью государственной инновационной политики должно быть не само по себе повышение технологического уровня производства, а создание условий устойчивого экономического роста, выхода инновационной продукции на внутренний и внешние рынки на основе повышения технологического уровня и конкурентоспособности производства.
Вопросы защиты объектов интеллектуальной собственности в национальном законодательстве урегулированы на достаточно высоком уровне. Имеются все необходимые нормативные акты, регулирующие вопросы авторского и смежных прав, патентования и т.д. Регулируются вопросы государственной собственности на результаты изобретений и промышленные образцы, созданные в результате изобретений и промышленные образцы, созданные в результате инновационной деятельности с привлечением государственной поддержки.
Но, несмотря на имеющуюся законодательную базу в сфере интеллектуальной собственности, многие субъекты хозяйствования недостаточно эффективно используют ее.
Совершенствование системы поддержки и стимулирование инновационной деятельности.
Для инновационной деятельности должны использоваться стимулы, а также льготы и преференции, используемые резидентами свободных экономических зон. Категорически неприемлемо использовать в инновационной политике терминологию и льготы, используемые субъектами в оффшорных зонах. Под оффшорной деятельностью понимается осуществление хозяйственной деятельности на территории одной страны, получение средств за эту работу на территории другой, а проживание и уплату налогов на территории третьей.
В законодательстве необходимо определить перечень субъектов хозяйствования, которым будет оказываться финансовая поддержка, связанная с тем, что они привлекают специалистов для выполнения исследований в области инноваций, юридических и физических лиц на безвозмездной основе (трансферты).
Вывод: одними из первоочередных задач, которые необходимо решить, являются совершенствование законодательной базы, а также создание мотивации у предприятий заниматься инновационной деятельностью.
2.4. Особенности налогообложения инновационной деятельности в Республике Беларусь
Действующее налоговое законодательство с помощью различных льгот для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, также должно способствовать развитию инновационной деятельности в Республике Беларусь.
Так организации, осуществляющие научную деятельность, а части выручки от реализации научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, выполненных за счет средств бюджета, освобождаются от уплаты сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Прибыль, полученная от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства организациями, включенными в перечень высокотехнологичных операций, облагается налогом на прибыль по ставке, уменьшенной на 50% от основной ставки (основная ставка налога на прибыль – 24%).
Освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость обороты по реализации на территории Республики Беларусь научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре. При ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь от налогообложения освобождается оборудование и приборы для научно исследовательских целей, а также материалы и комплектующие изделия, предназначенные для выполнения заданий разделов научного обеспечения президентских программ, государственных программ фундаментальных и прикладных исследований, государственных, отраслевых, региональных и межгосударственных научно-технических программ, ввозимые резидентами Республики Беларусь [9,c.68].
За земельные участки, предоставленные в пользование организаций, осуществляющих научную деятельность или обеспечивающих ее, платежи за землю не взимаются.
Кроме того, резиденты Парка высоких технологий, а также нерезиденты Парка высоких технологий при реализации зарегистрированных бизнес-проектов в сфере новых и высоких технологий полностью освобождаются от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, пошлин, налога на недвижимость.
Доходы физических лиц (кроме работников, осуществляющих обслуживание и охрану зданий, помещений, земельных участков), полученные от резидентов Парка высоких технологий по трудовым договорам, а также доходы резидентов Парка – индивидуальных предпринимателей облагаются подоходным налогом с физических лиц по ставке 9% (вместо прогрессивной шкалы от 9 до 30%) и в совокупный годовой доход не включаются.
Таки образом, в нашей стране существуют определенные налоговые льготы. Но все равно в организациях, осуществляющих инновационную деятельность, складывается довольно высокая налоговая нагрузка (удельный вес налогов, сборов (пошлин), начисленных организацией, в добавленной стоимости), хотя и наметились тенденции к ее снижению.
Вывод по главе 2:система белорусского инновационного развития требует совершенствование, так как она, по сравнению с рядом стан, далеко не идеальна. Но тем не менее нельзя сказать, что для этого ничего не делается. Правительство и Академия наук обеспокоены этой проблемой и постоянно ищут пути их решения. Стоит привлекать больше инвестиций в инновационную деятельность, снижать налоговые нагрузки, тем самым побуждая юридические и физические лица заниматься инновационной деятельностью.
Глава 3. Инновационное развитие в условиях финансового кризиса
3.1. Инновационная политика и ее роль в антикризисном регулировании экономики
В условиях глобального экономического кризиса регулирование экономики на национальном уровне является недостаточным по своей сути. Учитывая значительный уровень открытости экономики Республики Беларусь, большое значение приобретает совместное антикризисное регулирование экономик стран, являющихся основными экономическими партнерами. Ретроспективный анализ крупных экономических кризисов показывает, что восстановление экономики после кризиса сопровождается распространением элементов нового технологического уклада. Внедрение инноваций, повышающих эффективность использования ограниченных ресурсов, является одним из наиболее действенных средств восстановления уровня промышленного производства, внутреннего спроса и объемов внешней торговли одновременно. Именно такой синергетический эффект от осуществления инновационной деятельности интересен с точки зрения его использования для антикризисного регулирования экономики.
Применение инновационной политики для совместной поддержки экономики сообществ государств, в частности стран ЕврАзЭС, в условиях кризиса является комплексной задачей. Ее решение требует системного подхода к созданию правовых и институциональных основ единой межгосударственной инновационной системы. Причем наиболее сложной задачей является гармоничное сочетание элементов государственного регулирования и предпринимательской инициативы малых предприятий. В настоящее время в качестве решения предлагается развитие национальных венчурных фондов, таких, как, например, АО «Национальный инновационный фонд» Республики Казахстан и ОАО «Российская венчурная компания». На базе национальных венчурных фондов предлагается создавать межгосударственные венчурные фонды, например, «Центр высоких технологий Евразийского экономического сообщества».
Одной из наиболее важных задач для формирования Евразийской инновационной системы является задача «разблокирования» интеллектуальной собственности государств, закрепленной в виде научных исследований и разработок, выполненных за счет государственного бюджета [11,c.203].
В настоящее время данные разработки, накопленные десятилетиями, вывозятся за рубеж. Конструктивным шагом в решении данной задачи является развитие институциональных и нормативно-правовых основ широкого внедрения результатов НИОКР, выполненных за счет государства.
Для практической реализации внедрения результатов НИОКР, выполненных за счет государства, можно эффективно использовать преимущества белорусской модели национальной экономики, основанной на доминировании крупных форм промышленных предприятий. Наиболее крупные предприятия могут эффективно осваивать и внедрять результаты научных исследований, поскольку они имеют сложившиеся рынки сбыта, интегрированные сети производственной кооперации и находятся под контролем государства. Еще одним важным преимуществом является государственный контроль над банковской системой. Эти факторы могут способствовать реализации инновационно-ориентированной стратегии развития национальной экономики в условиях кризиса.
При синхронной реализации промышленной политики по наращиванию производства новых видов техники и технологий с одновременным контролем финансовой системы для сдерживания инфляции возможно получение синергетического эффекта – повышение эффективности использования промышленного капитала и формирование основ долгосрочного роста внутреннего валового продукта на душу населения.
Таким образом, именно вышеуказанные черты белорусской политики помогут получит положительный эффект от внедрения инноваций. Следует во время кризиса как можно внимательнее относиться к вопросам финансирования и принять во внимание тенденцию к созданию венчурных капиталов. продолжение
--PAGE_BREAK--