Реферат по предмету "Экономика"


Интеллектуальная собственность и проблемы ее реализации

Содержание
Введение
Глава I. Место и роль интеллектуальной собственности всистеме рыночных отношений
1.1 Эволюция частной собственности и факторы её определяющие
1.2 Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальнойсобственности
1.3 Взаимосвязь интеллектуальной собственности с другимиформами собственности
Глава 2. Социально-экономические свойства интеллектуальногопродукта
2.1 Виды интеллектуального продукта
Глава 3. Реализация и защита интеллектуальной собственности
3.1 Особенности рынка интеллектуального продукта
3.2 Экономические и правовые формы использования интеллектуальнойсобственности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темыисследования. Интеллектуальные продукты, научные знания, информация,профессиональный, научный, духовный и культурный потенциал общества сегодняявляются движущей силой экономического роста, определяют конкурентоспособностьпроизводства. Всё это предопределяет усиление роли интеллектуальнойсобственности.
Результатыинтеллектуальной деятельности составляют важнейший компонент национальногобогатства России. С переходом к рыночной экономике львиная доля этих результатоввыходит на рынок, чаще всего не имея объективной стоимостной оценки инеобходимой правовой защиты. До сих пор у нас нет научных методик оценкиинтеллектуального продукта.
В ходе развитиявнешнеэкономических связей и отсутствия монополии на их осуществлениеиностранные партнеры получают широкий доступ к новым идеям, технологиям идругим результатам интеллектуальной деятельности. При отсутствии отечественногорынка интеллектуального продукта и необходимой правовой защиты страна несетогромный ущерб, когда результаты научно-исследовательских,опытно-конструкторских и технологических работ становятся доступными зарубежнымпартнерам, превращаясь для них в «щедрые подарки».
Все сказанное вышеобусловливает большую актуальность и научную значимость политико-экономическогоисследования интеллектуальной собственности, общественных свойств результатовинтеллектуальной деятельности и особенностей их экономического оборота.
Учитывая важностьпроблемы интеллектуальной собственности и степень её теоретической разработанности,в качестве основной цели выдвинуто исследование экономического содержания и проблемыреализации интеллектуальной собственности. Реализация этой цели потребоваларешения следующих задач: — рассмотреть место и роль интеллектуальнойсобственности в системе рыночных отношений; — изучить социально-экономическиесвойства интеллектуального продукта; — описать реализацию и защитуинтеллектуальной собственности.
Глава I. Место и роль интеллектуальной собственности всистеме рыночных отношений 1.1Эволюция частной собственности и факторы её определяющие
Теоретическое решениемногих вопросов интеллектуальной собственности во многом зависит отпредставлений об экономической сущности отношений собственности вообще иэволюции частной собственности в частности. Как известно, исходной формойсобственности после разложения первобытного общества является частнаясобственность. Для неё было характерно то, что владельцем, пользователем ираспорядителем объектов выступало одно и то же лицо. Другими словами,первоначально частная собственность была персонифицирована. Но было бы ошибкойсчитать, что такое положение может оставаться неизменным в течение длительноговремени.
Не вдаваясь в историювопроса, сосредоточим свое внимание на тех процессах, которые характерны длясовременного общества и оказывают определенное влияние на эволюцию частнойсобственности.
Конец тысячелетиявысветил в полной мере рубеж качественных изменений в общественной жизничеловечества: рождение «постиндустриального» (информационного) общества,«человеческая революция», «ноосфера» (или как минимум «устойчивое развитие»). [1]
Впервые факт становленияпостиндустриального (информационного) общества отмечается О.Шпенглером, еще в20-е гг., провозгласившим, хотя и в несколько трагической и романтическойманере, закат нынешней индустриальной цивилизации, но не обозначившим контурыновой, приходящей на смену. В 40-е гг. австрийский экономист К.Кларк уже вполнеопределенно говорил о наступлении общества информации и услуг, общества с новойэкономикой и технологией. В конце 50-х гг. американский экономист Ф.Махлупвыдвинул тезис о становлении информационной экономики и превращении информациив товар, а в конце 60-х гг. лидер теории постиндустриализма Д.Беллпредсказывает превращение индустриального общества в информационное. В начале80-х гг. возникновение информационного общества, по крайней мере в наиболееразвитых странах Запада и в Японии, было зафиксировано американским профессоромДж.Мартином и японским профессором Й.Масудой.
Экономическая теорияинформации как научная дисциплина ещё находится на стадии становления (еёразвитие насчитывает несколько десятилетий). Но уже сегодня в отечественной изарубежной экономической литературе имеется значительное количество работ,освещающих проблемы, напрямую связанные с особенностями информационногопроизводства (А. Тоффлер, А. Барышникова, С. Загладина, С, Зарецкая, Р.Капелюшников и др.) В работах этих экономистов показано единство двухпроизводительных сфер (производства материальной продукции и духовной сферы, вчастности, производства нематериальных форм богатства), обоснована концепциядвух типов производительного накопления (материального и нематериального),выявлены назревшие качественные сдвиги в экономике в условиях НТП, поставленыпроблемы экономической эффективности ряда отраслей нематериального производства.
«Если индустриальноеобщество, — как пишет Д.Белл, — основано на машинном производстве, топостиндустриальное общество характеризуется интеллектуальным производством. Иесли капитал и труд являются главными структурными чертами индустриальногообщества, то информация и знания являются таковыми для постиндустриальногообщества».
По мнению Й.Масуды,информационному способу производства будет свойственна смена самовозрастаниякапитала самовозрастанием информации. Ученый специально выделяет четвертичный, информационныйсектор в структуре экономической системы.
Изменения в социальнойструктуре общества под влиянием перехода к информационному способупроизводства, по мнению многих ученых, столь заметны, что представляют собойбескровную революцию. Констатируется тенденция роста занятых в сфере услуг иинформации. Впервые это явление было зафиксировано по бухгалтерским отчетам:зарплата упомянутых лиц составила в 1987 г. для США 63% от совокупной зарплаты населения, 1988 г. — 67%; 1990 г. — 75%. [2]
Информационнаянасыщенность современного производства отражается в росте наукоемкостисоздаваемых продуктов и услуг, увеличении организационной сложностипредприятий, быстром изменении потребительских стандартов и, соответственно,необходимости учета фактора времени при разработке стратегии и тактики на микро- и макроуровне.
По данным ЮНЕСКО, внастоящее время уже более половины всего занятого населения наиболее развитыхстран прямо или косвенно принимают участие в процессе производства ираспределении информации.
X. Кибиридж выделяетследующие тенденции, рассматривая процесс информатизации:
1. Рост доли продукцииинформационного сектора в объеме ВНП.
2. Расширениемеждисциплинарной научной базы исследований в области науки: по крайней мере,20 областей знаний и научных дисциплин взаимодействуют с информационной наукой(кибернетика, психология, информатика, лингвистика и т.д.)
3. Вытеснение ручныхметодов обработки информации автоматическими, внедрение безбумажных технологий.
4. Изменения в структуреинформационного рынка, усложнение спроса и предложения с появлением новыхтехнологических возможностей.
5. Изменение в структурематериальных носителей информации: постепенная замена печатных материаловэлектронными носителями — магнитными лентами, дисками, распространениемэлектронной почты.
6. Повышение числа занятыхв информационном бизнесе.
7. Расширениемеждународного обмена информацией, обострение конкуренции на внутренних имеждународных информационных рынках.
8. Расширение исовершенствование доступа к информации, повышение компьютерной грамотности населения,повышение быстродействия компьютерных систем.
Каждый год на мировомрынке появляются десятки и сотни новых компьютеров и программных продуктов,средств коммуникации, информационных услуг. Главным двигателем НТП становятсяименно информационные технологии. Специалисты считают, что до 80% всехтехнологических новшеств основываются на применении информационных технологий.
Возможность получения ииспользования огромного пласта знаний, доступ к научной, технической,социальной информации решает многие проблемы с одной стороны, но вызываетновые, с другой «информационная среда» обитания меняет традиционный жизненныйуклад многих и многих людей, преобразует формы и способы общения, формируетновый образ жизни и стиль мышления. Информация оказывает «определяющее влияниена методы социальной деятельности, на образ жизни людей».
Для характеристикимасштабов процесса информатизации в современном обществе, приведем некоторыефакты, говорящие о значении информации в экономическом развитии США, которыеявляются сегодня несомненным лидером в области информационной индустрии. Так, к 1995 г. в США 70% общего фонда рабочего времени тратилось на информационныевиды деятельности; 67% всего фонда зарплаты шло на оплату труда работниковинформационного комплекса, причем, их заработная плата была в среднем на 35%выше, чем у занятых в других отраслях; к категории информационных работниковотносилось 54% занятых в общественном производстве.
Вслед за США по объемуинформационного производства идут Япония, Канада, Швеция, Испания, Австралия,ряд государств Западной Европы. В этих странах совокупное общественное время,затрачиваемое на производство и обмен информацией, значительно превышаетрасходуемое на производство и обмен материальной продукцией. [3]
Так, Д.Белл в одной изсвоих работ определяет характерные черты информационного общества, рассматриваяего как постиндустриальное в сравнении с предыдущими этапами общественногоразвития — доиндустриальным и индустриальным обществом.
Как считает Д.Белл,информатизация общества происходит в рамках общего перехода от индустриальной кпостиндустриальной фазе развития, в которой главную роль будут играть теоретическиезнания.  1.2Условия и предпосылки формирования и развития отношений интеллектуальнойсобственности
Развитие отношенийинтеллектуальной собственности в российской экономике напрямую связано спроцессом реформирования и приведением в соответствие производственныхотношений уровню производительных сил, тенденциям развития общемировойэкономической системы. Качественное изменение современной экономической системызаключается в том, что происходит переход от индустриальной экономики кинформационной, главной движущей силой которой является производство ипотребление не материальных ценностей, а различных информационных благ.Информационная технология широко распространяется в материальном инематериальном производстве. Происходит новый процесс разделения труда, когданаука и информационная технология становятся не столько новыми, скольковсеобщими средствами производства.
В процессе усложнения идифференциации средств производства в качестве относительно самостоятельногоэлемента выделяются информационные средства (пакеты прикладных программ,исходные базы данных и др.), что обуславливает появление интеллектуальнойсобственности, основными объектами которой являются знания и информация. Знанияи информация являются не только факторами производства, но и невещественнымирезультатами функционирования интеллектуальной рабочей силы, что позволяетотнести к объектам интеллектуальной собственности некоторые характеристикичеловеческого капитала, в частности интеллект, как средство производства.[4]
Формирование рынка вРоссии проходит в условиях, когда обособленно существуют два вида объектов — вещные и интеллектуальные. Сложность заключается в том, что в праве это неполучило последовательного выражения. До сих пор сохраняются пережиткитрадиционного для советского периода отношения к интеллектуальной собственностикак к чему-то почти эфемерному и не способному существовать без особогольготного режима.
Вместе с тем, современноеразвитие России по-новому расставляет акценты в соотношении рационального исубъективистского в подходов к интеллектуальной собственности. Все болееоткрыто и настойчиво звучит мнение о том, что в определении интеллектуальнойсобственности должен иметь место стоимостной, оценочный фактор.
Сегодня вопросы оценкииндивидуального вклада личности все больше занимают правоведов, однакоправоведческие подходы часто недостаточны, ощущается потребность в комплексныхисследованиях проблем трудовой деятельности человека.
Современное развитиехарактеризуется повышением роли результатов интеллектуальной деятельности вжизни человечества, — как в духовном, так и в материальном производстве. Сегодняправомерно говорить о рынке интеллектуальных продуктов. И это влечет за собойопределенные юридические последствия. Разносторонняя и разумная правоваярегламентация в этой сфере имеет существенное значение для всех субъектов.
Вопрос об оценке прав интеллектуальнойсобственности имеет немаловажное значение в современный период. Вместе с тем,фрагментарность нормативно-правовых предписаний по данной проблеме правовогорегулирования нередко приводит к существенным нарушениям интересов участвующихв гражданском обороте организаций и лиц.
Полагаем, что взаконодательстве об интеллектуальной собственности вопрос об ее оценке долженполучить адекватное отражение, которое требует совместных усилий юристов,экономистов, технических специалистов. В этой связи было бы целесообразноактивизировать подготовку законодательных актов по соответствующим вопросам.интеллектуальный собственность продукт1.3Взаимосвязь интеллектуальной собственности с другими формами собственности
В структуре правоотношенияважное место занимает объект правоотношения. Ведь именно специфика объектовинтеллектуальной собственности обусловливает социальную и правовую природу этихправоотношений.
Необходимо различатьобъекты права интеллектуальной собственности и объекты вещного права, в которыхони воплощаются, материализуются. Такое различие имеет принципиальное значение,позволяя полнее и глубже уяснить суть интеллектуальной собственности какправового и экономического феномена.
Содержание праваинтеллектуальной собственности составляют правомочия, которыми обладает субъектправа в отношении объекта.
Характеристика содержанияправа интеллектуальной собственности основана на практике законодательногорегулирования данного предмета и доктринальном толковании этого вопроса.
Определение содержания ипризнаков права, даваемых в правовой науке праву интеллектуальнойсобственности, различны, — и различия эти обусловлены, в первую очередь, тем,какой концепции придерживается тот или иной автор в отношении результатовинтеллектуальной деятельности, их сущности и правовой природы.
Важнейшее отличиеинтеллектуальной собственности от вещной собственности состоит в том, что правоинтеллектуальной собственности в полном объеме непередаваемо, оно всегдаостается связанным с создателем, автором того или иного объекта.[5]
Как существеннуюотличительную черту можно отметить возможность пользования одним и тем жеобъектом интеллектуальной собственности неопределенно широким кругом лиц. Этаособенность обусловлена таким характерным свойством объектов интеллектуальнойсобственности, как тиражируемость, что в отношении вещных объектов невозможно.
Результатыинтеллектуальной деятельности, как правило, создаются не для личногоиспользования, а для «общества»: для объектов промышленной собственности этовытекает из их назначения, а для объектов авторского права определяется целямиавторов. В подавляющем большинстве случаев такими целями является общественное признаниепроизведения, что, естественно, невозможно без воспроизведения ираспространения.
Все третьи лица(«пользователи») имеют дело не с оригиналом, а с копией объектаинтеллектуальной собственности.
Именно в силу этогоуникального свойства объектов интеллектуальной собственности становитсявозможной ситуация, при которой различные субъекты совершенно самостоятельно инезависимо друг от друга могут пользоваться одним изобретением илипроизведением. Конечно, право пользования, для того, чтобы быть правомерным,должно возникать по основаниям, предусмотренным законом. Отсюда, кстати,проистекает одна из сложнейших проблем, связанных с незаконным воспроизведениемобъектов интеллектуальной собственности. Современный уровень развитиятехнических средств позволяет легко воспроизводить подобные объекты, а ихдоступность не дает возможности осуществлять должный контроль за законностьютаких действий. В результате этого «пиратство» в отношении объектовинтеллектуальной собственности достигло на сегодня невиданных масштабов ипредставляет собой серьезную проблему для многих стран. В работе рассматриваютсяправовые проблемы борьбы с пиратством и по этим вопросам вносятсяаргументированные предложения.[6]
Глава 2. Социально-экономические свойства интеллектуальногопродукта 2.1Виды интеллектуального продукта
Интеллектуальный продукт- результат духовной, мыслительной, интеллектуальной деятельности.Интеллектуальными продуктами являются изобретения, открытия, патенты, научныеотчеты и доклады, проекты, описания технологий, литературные, музыкальные,художественные произведения, творения искусства.
Интеллектуальные продукты- продукты творческой деятельности или, более широко, результатыинтеллектуальной деятельности, создаваемые для нужд обновления любыхобщественных ценностей.
Интеллектуальный продуктимеет общественную полезность, он в высшей степени воплощает общественноеначало, свойство быть предметом для других. Интеллектуальный продукт неявляется в полной мере товаром. Существует, по крайней мере, три основныхразличия товара и интеллектуального продукта: 1) товар есть овеществлённаяформа труда частных производителей, тогда как интеллектуальный продукт можетбыть неовеществлён; 2) при потреблении интеллектуального продукта егополезность не исчезает как у традиционного товара; 3) в основе стоимостиинтеллектуального продукта лежат не общественно необходимые, а индивидуальныезатраты труда, так как продукт интеллекта неповторим. Таким образом,интеллектуальный продукт как явление выступает товаром, в силу того, что онесть продукт труда, предназначенный для обмена на рынке, в сущности же являясьобщественной полезностью.[7]
Интеллектуальные продуктыклассифицированы на тиражируемые, которые являются объектом массовогопроизводства, и общественно-новые — товары-новации. Интеллектуальные продуктыобладают следующими особенностями: а) являются продуктами естественноймонополии интеллекта создателей; б) не отчуждаются полностью, а заимствуются ипоэтому могут быть объектом сразу нескольких сделок; в) большинствоинтеллектуальных продуктов состоит из материального носителя и идейной части,которая является объектом правовой защиты.
Интеллектуальныепродукты, рождаемые в процессе воспроизводства интеллектуального капитала, невсегда могут быть реализованы на данном предприятии. Отсюда появляетсядополнительный вид деятельности — реализация интеллектуального продукта. Зарубежом много примеров организации такого вида предпринимательства. Например,компания «Дженерал Электрик» в США имеет предприятие по развитию новых деловыхсфер, одной из функций которого является продажа патентов. За ежегодную платупотребители получают выходящий раз в месяц список новых идей для различных сфербизнеса. За более подробное ознакомление с содержанием некоторых из них приходитсядополнительно платить.
Глава 3. Реализация и защита интеллектуальной собственности 3.1Особенности рынка интеллектуального продукта
Освоение нового рынка врезультате выпуска нового товара (услуги), установление контроля над ним и, какследствие, получение возможности диктовать монопольно высокие цены и извлекатьмонопольно высокие прибыли требуют больших затрат от крупных объединений.Произведя эти затраты, они заинтересованы как можно дольше извлекатьпреимущества от своего положения на рынке, поэтому быстрая смена одногопродукта на другой часто противоречит интересам крупных организаций. Развитиенаучно-технического прогресса ускоряет моральное старение выпускаемойпродукции, а развитие науки обеспечивает внедрение новой продукции, технологийи изобретений. Условия монополистического контроля над производством иреализацией товаров вступают в противоречие с объективными процессамисокращения промежутков времени между возникновением нововведения в различныхобластях науки и техники и внедрением их в производство. Поэтому роль субъектовхозяйственной деятельности, осваивающих продажи новой продукции, обычно берутна себя мелкие и средние предприятия, которые заинтересованы в полученииопределенной доли рынка за счет коммерциализации новых наукоемких продуктов.Кроме этого, отношение количества нововведений к затратам на научныеисследования и разработки в малых и средних фирмах в 3-4 раза выше, чем вкрупных.
Как показывает практика,инновационная деятельность крупных и малых предприятий взаимосвязана. Так,товары длительного пользования конструктивно устроены таким образом, что не вседетали доступны простому пользователю, и в том случае, если какая-то детальвыходит из строя, необходимо покупать новую, то есть производство и реализациятоваров длительного назначения влечет за собой развитие индустрии услуг. Именноэто укрепляет и расширяет взаимосвязь малых предприятий с крупными. Крупныеинновационные предприятия в свою очередь создают предпосылки для развитиямалых, так как очень часто нововведения, которые используют крупныепредприятия, являются результатом инновационной деятельности малых, нопоследующее внедрение осуществляется предприятиями, обладающими для этоголучшими финансовыми и материальными ресурсами, хорошей материально-техническойбазой и соответствующим персоналом.
Среди небольшихорганизационных форм, направленных на интенсификацию инновационного процесса,важное значение принадлежит венчурным инжиниринговым и внедренческим фирмам. Инжиниринговыефирмы — это своего рода соединительное звено между научными исследованиями иразработками, с одной стороны, и между нововведениями и производством — сдругой. Инжиниринговая деятельность связана с созданием объектов промышленнойсобственности, деятельностью по проектированию, производству и эксплуатациимашин, оборудованию, организации производственных процессов с учетом ихфункционального назначения, безопасности и экономичности.[8]
Инжиниринговые фирмыосуществляют: оценку вероятной значимости, коммерческой конъюнктуры итехническое прогнозирование инновационной идеи, новой технологии, полезноймодели, изобретения; выполняют доработку и доводят нововведения до промышленнойреализации; оказывают услуги и консультации в процессе внедрения объектаразработки; производят пусконаладочные, испытательные работы по поручениюпромышленных предприятий.
Внедренческие фирмы такжесодействуют развитию инновационного процесса и, как правило, специализируютсяна внедрении неиспользованных патентовладельцами технологий, на продвижении нарынок лицензий перспективных изобретений, разработанных отдельными изобретателями,доводке изобретений до промышленной стадии, на производстве небольших опытныхпартий объектов промышленной собственности с последующей продажей лицензии.
Особую роль средиструктур, поддерживающих развитие инновационной деятельности, играюттехнопарковые структуры, которые преобразуют входные ресурсы (основные иоборотные фонды, инвестиции, интеллектуальные ресурсы) в выходные инновационныеуслуги. Технопарковые структуры могут значительно различаться по структуре иобъему входных ресурсов и выходных услуг, эти характеристики изменяются взначительном интервале и определяют форму — от простейших структур типа научных«отелей», которые могут размещаться в одном небольшом здании иоказывать 2-3 вида услуг, до технополисов или регионов науки, занимающихзначительное пространство и представляющих собой сложные региональныеэкономические комплексы с инновационной ориентацией. По нарастающей степенисложности технопарковые структуры можно расположить следующим образом:инкубаторы, технологические парки, технополисы, регионы науки и технологий.
Применительно к нынешнейРоссии нельзя не признать объектно-субъектного потенциала рынкаинтеллектуального продукта. Наличие большого числа интеллектуальных продуктовразной степени готовности к рыночной реализации позволяет говорить обасинхронности становления рынка интеллектуального продукта в России. Число иповедение субъектов на этом рынке предопределяется общей экономическойситуацией. Подчеркнем ещё раз роль различных посреднических структур (научных агентств,«бирж»), позволяющих быстро свести кооперантов, объединить ихвозможности и усилия, на основе соответствующих информационных массивов (банковтехнологий) расширить масштабы инноваций через тиражирование новшеств, извлечьс полок и заставить работать накопленный научно-технический задел.
Сложность развитияинновационной сферы России заключается в неприспособленности старой системыуправления инновациями к новым условиям хозяйствования. Большинство действующихНПО были единственными научно-производственными комплексами, хотя входящие вних предприятия имели определенную самостоятельность. Они являлисьорганизациями с различными источниками оплаты труда и материальногостимулирования ученых и работников производства. Как правило, НПО обладалидостаточно мощной и хорошо оснащенной производственной базой, позволяющей вкороткие сроки изготовлять и испытывать опытные образцы и мелкие партии новойтехники. Организационным элементом инновационного процесса была системанаучно-технической информации в виде различных организаций, обеспечивающихсбор, систематизацию и анализ информации в области НТП. В целом такаягосударственная система научно-технической информации являлась уникальной, неимевшей аналогов за рубежом. В ходе проведения в стране экономических реформданная система распалась, инновационные предприятия получили экономическуюсвободу, что сказалось на их деятельности не всегда в лучшую сторону.
В России инновационныепроцессы осуществляются неодинаково в разных отраслях, в частности, в силусуществующих диспропорций, сложившихся в инновационной сфере. Типичной дляРоссии является многоукладность — наличие в народном хозяйстве отрасли и дажеподотрасли инноваций, находящихся на разных этапах жизненного цикла, состоящегоиз трех стадий: зарождения, роста и зрелости. Наряду с разработками инаукоемкой продукцией высокого уровня имелись инновации, находящиеся назаключительной стадии жизненного цикла. Например, серьезное отставание вэлектронике не исключило широкого развития авионики. Такая технологическаямногоукладность поддерживалась в основном благодаря своеобразному натуральномухозяйству в научно-технической сфере. Либерализация цен и открытость границнанесли такому натуральному хозяйству серьезный урон.
Кроме этого, для бывшегоСССР были характерны малая скорость инновационного процесса и слабая связьмежду различными его этапами. Из-за недостаточной согласованности между этапами(безадресности производимой продукции, монополистического положения некоторыхучастников технологической цепочки, ведомственных барьеров) инновационныйпроцесс в некоторых случаях прерывался. Например, первая в мирестоматологическая лазерная установка была изобретена в Институте физики РАН,однако практического применения данное нововведение в России не получило.[9]
Для России характерна ирегиональная диспропорция. По данным на конец 1991 г., российские научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы были сконцентрированы вцентральных городах: примерно 45% — в Москве и ближнем Подмосковье, 15% — вСанкт-Петербурге и области, остальная масса в основном приходилась на бывшиезакрытые города.
Помимо этого, по даннымГоскомстата РФ, за последние годы численность занятого в науке и научномобслуживании населения сократилась. За годы осуществления экономических реформнаблюдаются самые высокие темпы сокращения занятого в науке и научном обслуживаниинаселения, что не могло не сказаться на развитии этой важнейшей отраслиэкономики.
Неполное использованиепотенциальных возможностей инноваций в России проявляется, в частности, вмедленных темпах выполнения некоторых исследований, в отсутствии потенциальныхвозможностей прогрессивного экономического механизма. Задача повышенияэффективности общественного производства требует сегодня интенсификацииинноваций. Необходимо выявить и использовать все резервы, ускоряющие его темпы.
В последние годы в Россиипродолжаются тенденции ухудшения показателей создания и освоения новой техники.
В результате недостатковв работе по внедрению новой техники заложенный при её разработке экономическийэффект оказывается намного ниже того, который мог бы быть получен присвоевременном использовании в запланированном объеме.
Согласно оценкамАмериканского Национального научного фонда, в середине 80-х годов в бывшем СССРнаучными исследованиями и разработками, большая часть которых быласконцентрирована в России, было занято около 1,5 млн. Ученых и специалистов, тоесть примерно в 2 раза больше, чем в США (123, с. 114).
По мнению западныхэкспертов, уровень фундаментальных исследований в бывшем СССР был весьма высок,масштабы и качество теоретических изысканий сопоставимы с западными; это впервую очередь касалось естественных наук, во многом благодаря высокойматематической подготовке ученых.
Одна из острейших проблемдля России сегодня — это «утечка умов» в другие страны. По всейвероятности, именно в рамках этой проблемы следует рассматриватьфункционирование в нашей стране различных зарубежных научных фондов (фондСороса). Дело в том, что, с одной стороны, этими фондами предоставляютсяденежные вознаграждения нашим ученым за те или иные проекты, но с другойстороны, это дает возможность вывозить за пределы России дорогостоящие идеи иразработки.
За последние годы вРоссии произошли значительные изменения в области подготовки научных кадров:сократилось число научно-исследовательских институтов, имеющих аспирантуру, уменьшилсявыпуск аспирантов и количество защищенных диссертаций (с 1992 по 1995 гг. встране уменьшилось число кандидатов наук с 111,4 тыс. до 95 тыс. человек) (126,с. 88).
Развитиенаучно-технического прогресса во всех сферах экономики определяется наличиемюридических лиц — научно-исследовательских организаций, решающих комплексно ицеленаправленно не только научные исследования, но и в соответствии сдоговорными отношениями с предприятиями и организациями различных отраслейэкономики осуществляющих реализацию инновационных идей в конкретные товары,изделия, новые технологии.
Следовательно, ведущимисубъектами инновационной деятельности являются коммерческие организации,реализующие инновационные идеи в конкретные проекты и получающие за этофинансовый результат в форме прибыли. Поэтому к субъектам инновационнойпредпринимательской деятельности независимо от форм собственности относятсянаучно-исследовательские и проект-но-конструкторские организации, предприятия иорганизации различных отраслей экономики, высшие учебные заведения.
Сегодня, как уже былоотмечено, мы наблюдаем в России резкое сокращение числа организаций,выполняющих научные исследования и разработки, что в первую очередь объясняетсясокращением объемов финансирования развития науки и обновления основных фондовнаучных организаций, в результате увеличился износ и ухудшается техническийуровень оборудования научно-исследовательских организаций, то есть снизиласьматериально-техническая база российской науки. Резко сократился объем капиталовложенийза счет всех источников финансирования, направляемых на созданиенаучно-технической и опытно-экспериментальной базы науки. 3.2Экономические и правовые формы использования интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность- это «собственность особого рода, которая требует специальногорегулирования ввиду её нематериального характера» (Р.Пулет). Достижениемаксимальной эффективности в процессе реализации интеллектуальной собственностивозможно только при наличии прочной институциональной основы, включающей в себязаконодательную сферу.
Как уже отмечалось выше,процессу реализации объектов интеллектуальной собственности присущмногоступенчатый характер. При этом переход от одной формы к другой выглядитследующим образом: идея -> разработка -> новация -" конечныйпродукт. Остановимся более подробно на третьей ступени. Переход от разработки кновации сопровождается множительным эффектом. Поэтому, для достижениямаксимальной экономической эффективности необходима четкая спецификация прав ираспределение полномочий на интеллектуальный продукт.
Говоря о «пользовании»объектами интеллектуальной собственности, следует также отметить, что этиобъекты непотребляемы. К некоторым из них (например, произведениям искусства)неприменимо понятие морального износа, так как их рыночная стоимость с течениемвремени может возрастать.
Правомочие распоряжения втеории права традиционно понимают как возможность определения юридическойсудьбы имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения(в форме отчуждения по договору, передачи по наследству, уничтожения и т.д.).Считается, что, в целом, такое определение справедливо для субъектовинтеллектуальной собственности с учетом особенностей, характерных для объектовинтеллектуальной собственности. В частности, передаваться могут лишьимущественные права, т.е. права на использование объекта интеллектуальнойсобственности.[10]
Сторонники теорииисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности сталкиваются спроблемой сочетания исключительных прав и права авторства. Отсюда делаютсявыводы о некоей «двойственности» правоотношений, складывающихся по поводурезультатов интеллектуальной деятельности. Выдвигаются различные концепции,объединяющие исключительные и авторские права.
Анализ законодательствапозволяет выделить две группы прав, составляющих содержание праваинтеллектуальной собственности: личные права; имущественные (исключительные)права. Эти права в определенной мере переплетаются и даже не всегда могут бытьчетко разграничены. Однако такое разделение стало общепринятым.
Первую группу правназывают «личными неимущественными» или «моральными» правами. Именно эти праваявляются важнейшей составляющей права интеллектуальной собственности, посколькув них отражается неразрывная связь между создателем объекта и этим объектом какрезультатом его интеллектуального труда.
Личные неимущественныеправа автора являются юридическим выражением сущности интеллектуальнойсобственности и определяют важнейшие особенности ее правового урегулирования. Кличным неимущественным правам субъекта интеллектуальной собственностиотносятся: право авторства, т.е. право считаться автором данного объекта; правона имя, т.е. право определять форму указания имени автора объекта (под своимименем, под условным именем (псевдонимом) или анонимно); право нанеприкосновенность (целостность), т.е. право на защиту объекта интеллектуальнойсобственности от всякого рода искажений или иных посягательств, способныхнанести ущерб чести и достоинству автора. Личные права являются неотчуждаемымии охраняются бессрочно. Они возникают в силу самого факта создания объектаинтеллектуальной собственности и не требуют соблюдения каких-либо формальностейдля их признания и осуществления. Личные неимущественные права принадлежатавтору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случаеуступки имущественных (исключительных) прав на использование произведения.
Личные права являютсянепередаваемыми, в силу этого право интеллектуальной собственности в целом, вотличие от вещной собственности, является непередаваемым.
Ко второй группе правотносятся имущественные (исключительные) права. Юридическая природа ихзаключается в том, что это исключительные права автора объекта интеллектуальнойсобственности осуществлять и (или) разрешать использование данного объекта.Автор (создатель) имеет право на использование своего произведения различными способами,которые реализуются им лично или иными субъектами на основании договора савтором.
Право использованияобъекта интеллектуальной собственности может быть связанно с материальныминосителями объекта либо прямо с ними не связанно.
Составной частью каждогоправомочия по использованию объекта интеллектуальной собственности являетсяправо на авторское вознаграждение, которое всегда возникает в связи с тем илииным способом использования объекта.
Использование объектаинтеллектуальной собственности другими лицами допускается не иначе, как ссогласия автора и с выплатой вознаграждения, за исключением случаев,предусмотренных законом.
Характерной отличительнойособенностью прав на объекты интеллектуальной собственности является их строгоограниченный территориальный характер, т.е. эти права ограничены территориейгосударства, где они первоначально возникли.
Право интеллектуальнойсобственности является ядром формирующейся ныне правовой отрасли, которую, какбудет показано далее, мы предлагаем условно назвать интеллектуальным правом(т.е. правом интеллектуальной собственности в широком понимании).
Заключение
В сфере интеллектуальнойдеятельности и собственности ныне мы, хотя и с большим отставанием, новключаемся в мировое интеллектуальное сообщество и многим рискуем, упускаявремя для динамичного превращения России в подлинно правовое, информационное,интеллектуальное общество, в развитую в технико-технологическом отношениидержаву, в стабильное, социальное и безопасное государство.
Становится новым явлениемв нашей жизни коммерциализация продуктов интеллектуальной деятельности; онаявляется эффективной формой реализации достижений науки и техники в условияхрыночной экономики.
В наши дни на рынке,помимо традиционной материальной продукции, все более видное место занимаетинтеллектуальная продукция. Это дает возможность специалистам говорить оформировании отдельных рынков по купле-продаже интеллектуальной собственности.Коммерческий интерес к интеллектуальной собственности связан, прежде всего, свозможностью извлечения дохода от монопольного использования новых техническихрешений или продажи патентов и лицензий. Такие существенные черты творческихпроизведений, как прогрессивность, новизна и способность оказыватьстимулирующее воздействие на научно-технической прогресс, дают им право бытьоцененными на товарном рынке в зависимости от конъюнктуры.
Однако, восприятиеинтеллектуальной собственности в качестве одной из наиболее значительныхсоциально-экономических и правовых категорий пока еще наталкивается в России наопределенные трудности. Процесс утверждения интеллектуальной собственности вроссийском правовом поле и на рынке — весьма сложен и противоречив. Во многом,это объясняется тем, что интеллектуальная собственность, как новое явлениесовременности, требует качественно иных взглядов и подходов, чем те, которыесложились в предыдущий период. Возможно, что мало знакомое инновационноемышление пока еще не укладывается в привычные, ставшие традиционными понятия исхемы. И именно столкновение новых и старых подходов, приоритет демократическихценностей, их превалирование над догматикой старых времен определяют сегодняформирование новой концепции права интеллектуальной собственности.
Список литературы
1.  Конституция РФ. М., 2008.
2.  Гражданский кодекс РФ. М., 2009.
3.  Интеллектуальная собственность вРоссийской Федерации: теоретико-институциональный и гражданско-правовой анализ.Монография. — М., 1999.
4.   Интеллектуальная собственность всвете законодательства о науке // Информационный бюллетень Всероссийскогонаучно-технического информационного центра. — 1999. — № 8.
5.  К вопросу о защите государственныхинтересов в сфере интеллектуальной собственности // Юрист. — 1999. — № 12.
6.  К вопросу о понятии интеллектуальнойсобственности // Государство и право. — 2008. — № 1.
7.  Место права интеллектуальнойсобственности в системе российского права и законодательства // Российскаяюстиция. — 2008. — №2.
8.  Некоторые вопросы защитыинтеллектуальной собственности в компьютерных сетях // Право и экономика. — 2000. — № 1.
9.  Проблема зашиты интеллектуальнойсобственности в Российской Федерации //Закон и право. — 1999. -№ 12.
10. Проблемыинтеллектуальной собственности в новом российском законодательстве / В сборникематериалов Международной научно-практической конференции «Правовое обеспечениепредпринимательской деятельности в России и странах СНГ», 16-17 декабря 1999года. — М., 2000.
11. Проблемыформирования права интеллектуальной собственности как самостоятельнойкомплексной правовой отрасли // Журнал российского права. — 2008. — № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.