КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: "Инфляция иантиинфляционная политика. Особенности инфляции в России"
Введение
Что такое инфляция? Как экономическое явление инфляциясуществует уже длительное время. Это понятие, возможно, возникло одновременно свозникновением денег, с оборотом которых она неразрывно связана. Непосредственнотермин инфляция появился в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг.и обозначал процесс увеличения обращения бумажных денег.
Этот термин также употреблялся в Англии и Франции. Однакоширокое распространение в экономической литературе термин инфляция получил лишьпосле Первой Мировой войны, а в отечественной литературе лишь в середине 20-хгг.
Инфляция – это процесс переполнения каналов обращенияденежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесцениваниеденежной единицы и рост товарных цен.
Однако такое определение нельзя считать полным. Инфляция,несмотря на то, что она проявляется в росте цен, является сложнымсоциально-экономическим явлением, порождаемым диспропорциями воспроизводства вразличных сферах рыночного хозяйства и представляет собой одну из наиболееострых проблем современной экономики во многих странах мира.
Итак, проявлением инфляции является повышение цен, котороевозникло в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользуспроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предписанием.Однако не следует забывать, что рост цен может быть связан с отсутствиемравновесия между спросом и предложением, такой рост цен на каком-то отдельномтоварном рынке – это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общегоуровня цен в стране. Подстегивать рост цен могут и конкретные экономическиеобстоятельства. Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могутвозрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклическихи сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства,монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новыхставок налога, девальвации и ревальвации денежной единицы, измененияконъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий.
В своей курсовой работе я постараюсь рассмотреть сущностьинфляции и методы борьбы с нею с учетом особенностей ее протекания в России.Для этого мне предстоит остановиться на изучении действительных инфляционныхпричин роста цен.
Таким образом, первая глава моей работы посвящена понятиюсущности и причинам инфляции, во второй главе – антиинфляционная политикагосударства. В третьей главе будут представлены прогнозы инфляции на ближайшиегоды и меры по её снижению.
1. Сущность и причины инфляции
1.1 Основные причины инфляционного роста цен
Инфляция взаимосвязана с изменением уровня цен.
Перечислим важнейшие причины инфляционного роста цен:
1. Диспропорциональность или несбалансированностьгосударственных доходов и расходов.
Эта несбалансированность выражается в дефицитегосударственного бюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов вЦентральном эмиссионном банке страны, то есть за счет печати новых денег, тоэто приводит к росту массы денег в обращении и, следовательно, к росту цен.
2. Аналогичная картина возникает при финансированииинвестиций, осуществляемых подобным образом.
Особенно инфляционно опасными являются инвестиции в военной области.Непроизводительное потребление национального дохода на военные цели ведет нетолько к потере национального богатства, но и создает дополнительныйплатежеспособный спрос, что ведет к росту массы без соответствующего товарногопокрытия.
3. Общее повышение уровня цен связывается современнойэкономической теорией и изменением структуры рынка в XX веке. Структура современногорынка все менее и менее напоминает структуру рынка совершенной конкуренции, и взначительной степени напоминает олигополистическую. А олигополия имеетвозможность в известной степени влиять на цену. Таким образом, олигополистынапрямую заинтересованы в усилении «Гонки цен», а также, стремясь поддержатьвысокий уровень цен, заинтересованы в создании дефицита (сокращении производстваи предложения товаров).
4. Рост «открытости» экономики страны, втягивание ее вмировые хозяйственные связи, вызывает опасность «импортируемой» инфляции.
Так, к примеру, скачок цен на энергоносители в 1973 г.вызвал рост цен на импортируемую нефть и далее, по технологической цепочке – надругие товары. В условиях неизменного курса валюты, страна каждый раз испытываетвоздействие «внешнего» повышения цен на импортируемые товары. Вместе с тем,возможности бороться с этим типом инфляции достаточно ограничены.
5. Одна из причин инфляции, имеющая особое значение в нашейстране – это так называемые «инфляционные ожидания».
Инфляционные ожидания особенно опасны тем, что обеспечивают самоподдерживающийсяхарактер инфляции. Так, население, живущее в условиях постоянного ожиданияповышения общего уровня цен, постоянно рассчитывает на дальнейший их рост. Втаких условиях трудящиеся требуют все более высокой заработной платы. Населениезапасается товарами в прок, опасаясь, что цены на сырье, оборудование икомплектующие поднимутся и, желая обезопасить себя, многократно завышают ценуна свою продукцию.
1.2 Альтернативные концепции инфляции
инфляция политика цена снижение
Помимо основных, существуют также альтернативные концепции инфляции.К ним относят инфляцию спроса и инфляцию издержек.
1) Инфляция спроса
Это явление нарушения равновесия между спросом и предложениемв сторону спроса. Причиной такого смещения может быть увеличение государственныхзаказов (к примеру, военных), увеличение спроса на средства производства вусловиях полной занятости и практически полной загрузки производственныхмощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработнойплаты) в результате активных действий профсоюзов.
В результате этого в обращении возникает избыток денег поотношению к количеству товаров, повышаются цены. В ситуации, когда уже имеетместо полная занятость в сфере производства, производители не могут увеличитьпредложение товаров в ответ на увеличение спроса.
Инфляция спроса вызывается следующими денежными факторами:
– Милитаризация экономики и рост военных расходов. Военнаятехника становится все менее приспособленной для использования в гражданских отраслях,в результате чего денежный эквивалент, противостоящий военной технике,превращается в фактор, излишний для обращения;
– Дефицит государственного бюджета и рост внутреннего долга.Покрытие дефицита происходит путем размещения займов государства на денежномрынке или при помощи эмиссии неразменных банкнот центрального банка. С мая 1993 г.РФ перешла от второго способа к первому, и началось покрытие дефицитагосбюджета РФ за счет размещения на рынке государственных краткосрочных обязательств(ГКД);
– Кредитная экспансия банков. Так, по состоянию на 1 июля1994 г. объем кредитов, предоставленных Банком России Правительству,составил 27665 млрд. руб. или 38,9% его сводного баланса;
– Импортируемая инфляция. Это эмиссия национальной валютысверх потребностей товарооборота при покупке иностранной валюты странами с активнымплатежным балансом;
– Чрезмерные инвестиции в тяжелую промышленность. При этом срынка постоянно извлекаются элементы производительного капитала, взамен которыхв оборот поступает дополнительные денежный эквивалент.
2) Инфляция издержек
Это явление выражается в росте цен вследствие роста издержекпроизводства. Причинами ее могут стать:
– олигополистическая практика ценообразования,
– экономическая политика государства,
– рост цен на сырье и т.д.
Инфляция издержек характеризуется воздействием следующих неденежныхфакторов на процессы ценообразования:
– Лидерство в ценах. Оно наблюдалось с середины 60-х годов до1973 года, когда крупные компании отраслей при формировании и изменении цен ориентировалисьна цены, установленные крупными производителями в отрасли или в рамкахлокально-территориального рынка.
– Снижение роста производительности труда и падениепроизводства. Такое явление происходило во второй половине 70-х годов. Решающуюроль в замедлении роста производительности труда сыграло ухудшение общих условийвоспроизводства, вызванное как циклическими, так и структурными кризисами.
– Возросшее значение сферы услуг. Оно характеризуется, содной стороны, более медленным ростом производительности труда по сравнению сотраслями материального производства, а с другой – большим удельным весом заработнойплаты в общих издержках производства. Резкое увеличение спроса на продукциюсферы услуг во второй половине 60-х – начале 70-х годов стимулировало заметноеудорожание: в промышленно развитых странах рост цен на услуги в 1,5–2 разапревышая рост цен на остальные товары.
– Ускорение прироста издержек и особенно заработной платы наединицу продукции. Экономическая мощь рабочего класса, активность профсоюзныхорганизаций не позволяют крупным компаниям снизить рост заработной платы доуровня замедленного роста производительности труда. В то же время в результатемонополистической практики ценообразования крупным компаниям быликомпенсированы потери за счет ускоренного роста цен, т.е. была развернутаспираль «заработная плата – цены».
– Энергетический кризис. Он вызвал в 70-х годах огромноевздорожание нефти и других энергоресурсов. В результате, если в 60-е годысреднегодовой рост мировых цен на продукцию промышленно развитых стран составлялвсего 1,5%, то в 70-е годы – более 12%.
На практике нелегко отличить один существующий тип инфляцииот другого. Они тесно взаимодействуют, поэтому рост заработной платы, например,может выглядеть и как инфляция издержек.
Инфляция, возникнув, быстро распространяется на все отрасли.Это происходит потому, что они связаны между собой взаимными поставками.Поэтому удорожание какой-либо поставки ведет к увеличению цены выпускаемойпродукции.
Инфляция считается опасной болезнью рыночной экономики нетолько потому, что она быстро распространяет поле своей разрушительной деятельностии самоуглубляется. Ее очень трудно устранить, даже если исчезают вызвавшие еепричины. Адаптивные инфляционные ожидания сдерживают выход страны изинфляционных тисков, т. к. они вызывают ажиотажный спрос, а он поднимаетпланку товарных цен.
1.3 Уровни и типы инфляции
В теории и практике различают несколько уровней инфляции,которые можно квалифицировать следующим образом (табл. 1.1)
Таблица 1.1Изменение цен за год в% до Индекс инфляции за год (разы) Название уровня инфляции 1 1.01 низкая 10 1.1 ползучая 100 2 галопирующая 1 000 11 гиперинфляция 10 000 и более 101 суперинфляция
Небольшая инфляция считается допустимой и даже полезной,потому что способствует росту активности владельцев денег, побуждая их вкладыватьв прибыльные мероприятия, поскольку деньги, находящиеся без движения, быстро теряютв цене.
Остановимся на рассмотрении наиболее часто возникающих и действующихв экономике уровнях инфляции.
1. Ползучая инфляция
Это инфляция, темпы роста цен в условиях которой не превышают10% в год. Такую инфляцию современная экономическая теория рассматривает какблаго для экономического развития, а государство – как субъект проведенияэффективной экономической политики. Ползущая инфляция позволяет корректироватьцены в соответствии с изменяющимися условиями производства и спроса.
2. Галопирующая инфляция
Для нее характерен темп роста цен от 20% до 200% в год.
Это уже серьезное напряжение для экономики, хотя большинствосделок и контрактов учитывает такой рост цен.
3. Гиперинфляция
Для гиперинфляции характерен неограниченный рост количестваденег обращения и уровня цен. Современный рекорд принадлежит Никарагуа: вовремя гражданской войны среднегодовой рост цен в этой стране достиг 33 000%.
В условиях гиперинфляции наносится огромный ущерб населению:целые слои населения лишаются богатств в результате обесценивания денег, уроннаносится даже состоятельным слоям общества. Разрушается национальноехозяйство. Само производство и социальный порядок дезорганизуются. Должникитребуют с кредиторов уплаты по обязательствам в обесцененных деньгах. Наступаетрасцвет спекуляции. Население стремиться как можно быстрее истратить получаемыеденьги, пока цены не подскочили. И именно подобные действия подстегивают ценыдальше.
Все эти три типа относятся к так называемой открытой инфляции.
Существуют также подавленная инфляция, при которой рост ценможет и не наблюдаться, а обесценивание денег может выражаться в различногорода дефицитах.
Именно такая ситуация сложилась в странах бывшего СССР, гдеинфляция в условиях командно-административной системы находилась в подавленномсостоянии и проявлялась в дефицитах и прогрессирующем снижении качествапродукции. Ситуация кардинально изменилась при переходе страны на рыночныерельсы и произошедшими в этой связи процессами.
2. Методы борьбы с инфляцией
2.1 Основные подходы антиинфляционной политики
Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можновыделить два подхода:
1. Первый подход предусматривает активную бюджетную политику,т.е. активное маневрирование государственными расходами и налогами в целяхвоздействия на платежеспособный спрос.
При инфляционном спросе государство может уменьшить его путемограничения своих расходов и повышения налогов. Однако такие действия могутпривести к застою и различным кризисным явлениям в экономике, увеличениюбезработицы.
В условиях спада спроса бюджетная политика можетиспользоваться для его расширения, осуществляются программы государственныхкапиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налогиснижают в первую очередь для получателя средних и низких доходов.
Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилитьинфляцию, к тому же большие бюджетные дефициты не позволяют маневрировать расходамии налогами.
2. Второй подход – это гибкое денежно-кредитноерегулирование, которое осуществляется формально неподконтрольным правительствуЦентральным банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставкуссудного процента. Денежно-кредитная политика используется как средство длякратковременного воздействия на экономику. Иными словами, государство должнопроводить антиинфляционные мероприятия для ограничения спроса, посколькустимулирование экономического роста и искусственное поддержание заработнойплаты путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контролянад инфляцией.
С точки зрения интересов общества, борьба с инфляцией можетпривести к значительным потерям в народном хозяйстве. По некоторым подсчетам,для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение года на 2% вышесвоего естественного уровня, при этом реальный Валовый Национальный Продукт(ВНП) уменьшается на 4% по сравнению с потенциальным.
Начиная с 60-х годов правительства многих стран проводятполитику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработнойплаты. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночнуюстратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.
2.2 Антиинфляционная политика
Правительство каждой страны, находящейся вкризисе, должно проводить антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляциеймогут быть прямые и косвенные.
1). Косвенные методы
1. Регулирование общей массы денег черезуправление ими центральным банком;
2. Регулирование ссудного и учетногопроцесса коммерческих банков через управление ими центральным банком;
3. Обязательные резервы коммерческихбанков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
2). Прямые методы
1. Прямое и непосредственное регулированиегосударством кредитов и тем самым – денежной массы;
2. Государственное регулирование цен;
3. Государственное (по соглашению спрофсоюзами) регулирование заработной платы;
4. Государственное регулирование внешнейторговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
3). Первоочередные антиинфляционные методы
Сбивать темпы инфляции – значит, сокращатьразницу между денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все теметоды, которые ведут экономику к равновесию. К первоочередным мерам относятсяследующие:
1. Обеспечение страны в достаткепродовольствием. Для налаживания продовольственного дела в стране следуетоказать государственную финансовую помощь сельскохозяйственным предприятиямвсех видов собственности и провести мягкую реформу колхозов и совхозов:
а) установление порядка выдачи кредитовсельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущегоурожая;
б) установление государственных закупочныхцен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы науровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и созданиясистемы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственнуюпродукцию.
2. Воссоздание разрушенногоинвестиционного поля народного хозяйства, без чего функционирование экономикистановится невозможным.
3. Налаживание снабженческо-сбытовыхсвязей между предприятиями. Хозяйственные связи предприятий в рыночном режименаиболее эффективны в основном через систему крупных оптовых купцов-синдикатов.
4. Взамен налога на добавленную стоимость,стимулирующего в современных условиях хозяйствования в России рост инфляции икрайне трудно поддающегося контролю налоговых инспекций, определить основным платежомв бюджет налог на прибыль, дифференцировав его ставки в зависимости от ростарентабельности и роста объемов производства, что будет нацеливать производителейна рост массы, а не только нормы прибыли.
5. На время кризиса необходимоцентрализовать банковскую систему России, имея в виду обязательное исполнениекоммерческими и инвестиционными банками директив центрального банка поприоритетности и льготности кредитования регионов, отраслей, предприятий,соблюдения нормативных сроков документооборота.
6. Для стабилизации потребительского рынкацелесообразно:
а) создать систему стимулирования развитиямелкого бизнеса в сфере производства и услуг;
б) создать условия для повсеместногораспространения параллельно с существующей системой торговли потребительскихкооперативов на предприятиях, в учреждениях и по месту жительства для закупки иреализации продовольственных и промышленных товаров членам кооператива (по наличномуи безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам;
7. В течение кризисного периода следуеттакже проводить рациональную государственную политику защиты внутреннего рынкаи строгого контроля частной экспортной деятельности.
3 Особенности инфляции в России
3.1 Проблемы снижения темпа инфляции в России
Проблема снижения темпа инфляции является наиболее актуальнойв Российской экономике. Несмотря на улучшение макроэкономических показателей,необходимость дальнейшего снижения темпа инфляции, который значительно выше,чем в ряде зарубежных стран, все же остается.
Многие специалисты, ученые и практики,выделяют следующие проблемы снижения темпа инфляции в России и предлагают путиих решения:
1. Одной из главных проблем снижения темпаинфляции в российской экономике является зависимость внутренних цен наэнергоносители от мировых цен на нефть. В России формирование стабилизационногофонда создало мотивацию поощрения экспорта вместо заботы о внутренних ценах наэнергоносители и о потребителях, поэтому можно сказать, что само российскоезаконодательство способствует связи роста внутренних цен с мировыми.
Специалистами предлагается не допускатьрост внутренних цен на сырье и энергоносители вслед за мировыми ценами путемиспользования экспортных пошлин и налогов.
2. Особо выделен фактор формированияинфляции издержек – рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов науслуги ЖКХ. Так в 2005 году при росте потребительских цен на 10,9% цены наплатные услуги населению, где значительную роль играют тарифы естественныхмонополий и услуги ЖКХ, выросли в среднем на 35%. Такая ситуация вызывает, какследствие, инфляцию издержек и блокирует развитие отраслей, не связанных стопливно-энергитическим комплексом.
Кроме того, следует отметить, что снижениеставок НДС и отмена налога с продаж не сдержали рост цен. Это свидетельствует ослабой эластичности цен при снижении затрат производителей и продавцов и поэтомумалоэффективно как антиинфляционное средство.
В качестве мер борьбы с инфляцией издержекможно использовать: применение антимонопольных мер против естественныхмонополий и ЖКХ, обеспечение действенного контроля над тарифами.
3. Ухудшение качества эмиссии денег всвязи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента. В настоящеевремя активно используется валютный канал денежной эмиссии, в то время каккредит расценивается как инфляционный фактор. Но, хотя отмечается возможностьинфляционного воздействия кредита при его неумелом использовании, многимиспециалистами выдвигается положение о его антиинфляционной природе. Кредитувеличивает денежную массу лишь в пределах уже эмитированных денег. Прикраткосрочном кредитовании деньги следуют за движением товара, не создаваяинфляционного избытка денежной массы, а производство новых товаров нейтрализуетотрицательный эффект кактивных операций банков превышают сроки их пассивныхопераций, а банковская ликвидность ухудшается. Кредит в товарной форме не затрагиваетденежную массу и способствует реализации товаров. При всех плюсах кредитногохарактера денег, как уже отмечалось ранее, обнаружено относительно слабоевлияние инструментов косвенного кредитно-денежного регулирование на масштабы
денежного обращения в стране и гораздоболее существенное влияние прямых каналов эмиссии денег, в настоящее времявалютного канала. Косвенные кредитно-денежные методы управления масштабамиденежного обращения запускаются в действие в кризисных и предкризисныхситуациях, когда, собственно, и демонстрируют свою низкую дееспособность. Такжеподвергается критике несостыкованность денежно-кредитной, финансовой иструктурной политики с интересами денежного предложения и задачей сниженияинфляции.
Специалистами разработаны предложения длярешения этой проблемы: разработать программу развития кредита в рамках единогомонетарного плана с целью его позитивного влияния на экономический рост иденежное обращение; создать полноценную систему рефинансирования банков;образовать при Банке России научный экспертный совет для обсуждения главныхнаправлений развития и совершенствования деятельности национальныхденежно-кредитных институтов.
4. Ещё одной не менее важной проблемой,влияющей на инфляцию, является изъятие средств в стабилизационный фонд, что всвою очередь снижает рост ВВП и тем самым подхлестывает инфляцию.Стабилизационный фонд превращается в тормоз экономического роста, в качествеаргумента можно привести следующие расчеты: использование суммы пополнениястабилизационного фонда (1,2 трлн. руб.) обеспечило бы дополнительный рост ВВПна 1,6% при средней эффективности использования бюджетных средств. При этомПравительство устойчиво планирует профицит бюджета, деньги объявляются лишнимии размещаются в Стабилизационном фонде, а актуальность проблемы модернизацииэкономики остается, деньги не инвестируются в экономику.
Кроме этого, ситуацию усугубляют притокиностранной валюты в виде зарубежных инвестиций, а также стойкие инфляционныеожидания хозяйствующих субъектов и населения.
В качестве решения данных проблемпредлагается: активное участие государства в экономике, как в целях защитывнутреннего рынка, так и для развития экономической активности в сферах,связанных с высокой степенью переработки; необходимо эффективно использовать накопленныйинвестиционный потенциал в интересах повышения конкурентоспособности экономикии благосостояния населения. Проблему инфляционных ожиданий предлагается решитьпутем укрепления доверия российского общества к рублю, властным структурам,участникам рынка, кроме того, предложено ввести мониторинг инфляционныхожиданий.
Рассмотрев проблемы снижения темпаинфляции в России, следует сказать, что это далеко не исчерпывающий их список.При подведении итога вышесказанного следует добавить, что одним из путейрешения проблемы инфляции является необходимость перехода от разрозненных мер ккомплексной программе по снижению темпа инфляции в целях обеспеченияустойчивого развития экономики.
3.2 Прогноз инфляции наближайшие годы и антиинфляционные меры по снижению ее темпов
Целевые параметры инфляции на ближайшиегоды установлены в следующих пределах: в 2006 году – 9%, в 2007 году – 6,5 – 8%,2008 году – 4,5 – 6%, 2009 году – 4 – 5,5% (см. табл. 1.2). Более быстромуснижению инфляции препятствует не только избыточное денежное предложение,которое стерилизуется посредством Стабилизационного фонда, но и факторыструктурного характера.
Во-первых, это незавершенность процессареформирования жилищно-коммунального хозяйства, а также опережающий инфляциюрост регулируемых тарифов на электроэнергию и газ.
Во-вторых, слабость конкуренции навнутреннем рынке ведет к опережающему росту цен на бензин и другие ГСМ, которыевплотную приблизились к мировому уровню (с поправкой на различия в уровненалогообложения). Эффекты локального монополизма на рынках стимулируют рост цени по другим товарным группам, включая плодоовощную продукцию.
В-третьих, опережающий рост доходовнаселения по сравнению с возможностью российских производителей увеличиватьпредложение качественных товаров подстегивает рост цен на потребительскиетовары.
Таблица 1.2. Динамика инфляции (приростцен и тарифов декабрь к декабрю, в %)Показатели 2005
2006,
оценка 2007, прогноз 2008, прогноз 2009, прогноз Инфляция (ИПЦ) 10,9 9 6,5–8 4,5–6 4–5,5 Базовая инфляция (БИПЦ) 8,3 7,5–7,7 5,6–7,1 3,8–5,2 3,3–4,8 Продовольственные товары 9,6 8,6–8,8 7,4–7,6 5,1–5,3 4,8 Непродовольственные товары 6,4 6,0–6,1 5,4–5,6 4,7 4,4 Платные услуги населению 21,0 14,3–14,5 11,7–12,2 8,9–9,1 7,7–7,9 Услуги ЖКХ 32,7 18–19 14–15 10–12 10–11 Прочие услуги 14,3 11,8–12,3 10–10,5 7,3–7,5 5,8–6
Снижение темпов инфляции в прогнозном периоде будетобеспечиваться комплексом антиинфляционных мер, утвержденным ПравительствомРоссийской Федерации [2, c. 14]. Он включает следующие основные направления:
– ограничение роста регулируемых цен на продукциюестественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля заиздержками монополистов. Предельный уровень повышения тарифов ЖКХ,устанавливаемый Правительством, позволит снизить вклад данного фактора винфляцию с 1,6 п.п. в 2006 году до 1,1 п.п. в 2009 году.
– сдерживание роста цен на ГСМ посредствомстимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли,увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения фискальной нагрузкии стимулирования технологического обновления нефтяного сектора. Предполагается,что реализация этих мер в сочетании с поворотом мировых нефтяных цен в сторонуснижения позволят снизить темп роста цен ГСМ с 16% в 2005 году до 6–8% в 2007году.
– стимулирование роста предложения продовольственныхтоваров путем повышения уровня конкуренции, облегчения выхода на рынкикрестьянских и фермерских хозяйств, совершенствования системы регулированияимпорта сельскохозяйственной продукции. Ожидается, что в 2007–2009 годах ростцен на продовольственные товары не будет опережать общий уровень инфляции.Прогнозируется последовательное замедление роста цен на продовольственныетовары – прирост цен с 8,6–8,8% в 2006 году снизится до 7,4–7,6% в 2007 году и 4,8%к 2009 году.
– меры по повышению доверия населения к финансовымрынкам и банковской системе, направленные на увеличение склонности населения ксбережениям и замедление скорости обращения денег.
– проведение консервативной денежной и бюджетной политики.
Одним из основных факторов снижения инфляции будет замедлениероста денежного предложения в сочетании с замедлением скорости обращения денег.Прирост денежного спроса снизится с 35–39% в 2006 году до 25–30% в 2007 году, ав 2009 году опустится до 16–20%. В структуре денежной массы повысится долядепозитов населения и снизится доля наличных денег, что соответствует общейтенденции к росту доходов населения и будет способствовать снижению инфляции.
Об уровне цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектовестественных монополий:
Темпы роста цен и тарифов на основные товары естественныхмонополий – электроэнергию, газ – в 2007–2009 годах будут превышать целевойуровень инфляции, установленный для соответствующих лет, что обусловленонеобходимостью обеспечения безубыточности реализации газа на внутреннем рынке,проведения реконструкции и модернизации мощностей в электроэнергетике, а такжесоздании условий для интенсификации процессов энергосбережения. Предельноеповышение тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом не будетпревышать верхней границы целевого уровня инфляции.
Тарифы на товары и услуги, отпущенные субъектами естественныхмонополий для населения, будут расти несколько более высокими темпами в связи снеобходимостью постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.
Предельные параметры повышения регулируемых цен и тарифов натовары и услуги субъектов естественных монополий определены в следующихразмерах. (см. табл. 1.3)
инфляция политика цена снижение
Таблица 1.3. Динамика регулируемых цен (тарифов) на продукцию(услуги) естественных монополий и услуги ЖКХ в среднем по России (в%, загодовой период)Показатели 2005 г. отчет
2006 г.
оценка
2007 г.,
прогноз
2008 г.,
прогноз
2009 г.,
прогноз Инфляция (ИПЦ) 10,9 8–9 6,5–8 4,5–6 4–5,5 Электроэнергия предельный рост среднеотпускных тарифов для всех категорий потребителей 9,5 7,5 10 9 8 – для населения 25 15–20 13 11 10 Газ природный (оптовые цены, в среднем для всех групп потребителей) 23 11 15 14 13 – реализуемый населению 34,7 11,9 15 15 14 Железнодорожные перевозки: Пассажирские перевозки в дальнем следовании, в регулируемом секторе 12 12 12 11 10
Перевозки грузов
(средний рост тарифов) 12,8 7,5 8 6 5,5 Услуги ЖКХ (средний рост тарифов) 32,7 18–19 14–15 10–12 10–11
Цены на газ. Оптовые цены на газ для всех групп потребителейувеличиваются в 2007 году на 15%, в 2008 году – на 14%, в 2009 году – на 13%.Предусматривается ограничение по отклонению изменения оптовых цен на газ междуценовыми поясами до 1,5 – 2% от среднего уровня.
Такая динамика обеспечивает покрытие долгосрочных предельныхиздержек в газовой отрасли с учетом возможного ухудшения экспортной конъюнктурыи необходимости замещения падающей добычи на действующих месторожденияхразработкой новых. Данное повышение внутренних цен на газ обеспечиваетбезубыточность реализации газа на внутреннем рынке. Кроме того, опережающийрост цен на газ по сравнению с другими углеводородами будет стимулировать болееэффективное использование газа потребителями, развитие энергосберегающихтехнологий и снижение тем самым энергоемкости ВВП.
Цены на газ, реализуемый населению, в среднем по РоссийскойФедерации увеличиваются более высокими темпами по сравнению с ростом оптовыхцен: в 2007–2008 годах – на 15% ежегодно, в 2009 году – на 14%.
Прогнозируется опережающий темп роста тарифов нагазораспределение, вследствие проведения газификации, что связано с включениемрасходов на инвестиции на строительство распределительных газопроводов. Пооценкам ФСТ России, возможный дополнительный прирост конечных цен на газ можетпри этом в среднем составить в 2007 году до 0,3 процентного пункта.
В 2006–2007 годах будут увеличены оптовые цены на сжиженныйгаз, поставляемый для бытовых нужд, до уровня, не превышающего 60% от рыночнойоптовой цены на сжиженный газ.
Цены на электроэнергию. В среднем по Российской Федерациипредельный рост регулируемых тарифов на электроэнергию для всех категорийпотребителей составит в 2007 году 10%, в 2008 году – 9%, в 2009 году – 8%.
Опережение целевого уровня инфляции обусловлено как динамикойроста цен на газ, так и высокой потребностью электроэнергетики в инвестиционныхресурсах вследствие роста электропотребления. Предполагается, что более высокийрост тарифов на электроэнергию для конечных потребителей будет стимулироватьэнергосбережение.
Тарифы для населения на электрическую энергию в прогнозныйпериод будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для остальныхгрупп потребителей в целях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования.Максимальный прирост тарифов в 2007 году составит, как правило, 13%,минимальный – 10%. В 2008 году прирост тарифов не превысит 11%, в 2009 году – 10%.Для отдельных субъектов Российской Федерации предусмотрена возможностьповышения тарифов для населения с темпами, отличающимися от средних по России.Планируется реализация согласованных с федеральными органами исполнительнойвласти программ по ликвидации перекрестного субсидирования в соответствующихрегионах. При установлении тарифов учитываются средства федерального бюджета ибюджетов субъектов Федерации, выделяемые в связи с поэтапной ликвидациейперекрестного субсидирования в электроэнергетике.
При этом в 2007 году ожидается повышение цен на свободномрынке, что связано с растущим спросом на электроэнергию. Свободные цены наэлектроэнергию для конечных потребителей (кроме населения) будут вышерегулируемых тарифов примерно в 1,2 – 1,4 раза. В результате фактическискладывающиеся индексы цен на электроэнергию для конечных потребителейнесколько превысят предельные размеры повышения регулируемых (утвержденных)тарифов. По предварительной оценке, рост среднеотпускных тарифов для конечныхпотребителей может составить: в 2007 году – 11 – 13%, в 2008 году – 13 – 15,5%,в 2009 году – 8,5 – 10,5%.
Тарифы на железнодорожные перевозки. Тарифы на грузовыежелезнодорожные перевозки планируется проиндексировать в среднем в пределахцелевой инфляции: в 2007 году – в размере 8%, в 2008 году и 2009 году – соответственно6% и 5,5%.
При этом в целях сближения уровней действующих тарифов на грузовыежелезнодорожные перевозки, дифференцированных по видам сообщений, в 2007–2008годах тарифы на перевозки грузов в международном сообщении через пограничныепередаточные станции Российской Федерации будут сохранены на уровнедействующих, а тарифы на перевозки грузов во внутригосударственном сообщении иперевозки экспортно-импортных грузов через российские порты планируетсяпроиндексировать в 2007 году в среднем на 10,7%, в 2008 году – на 9,6%.
Темпы роста тарифов на пассажирские железнодорожные перевозкив дальнем следовании в регулируемом секторе, с учетом убыточности пассажирскогокомплекса, составят в среднем в 2007 году – 12%, в 2008 году – 11%, в 2009 году– 10%. При этом индекс роста тарифов будет дифференцирован по календарнымпериодам года. В целях постепенной ликвидации перекрестного субсидированияпредполагается выделение средств из федерального бюджета на компенсацию убытковот пассажирских железнодорожных перевозок.
Тарифы на услуги связи. Прогноз изменения тарифов на услугиобщедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи учитывает доведениетарифов до уровня экономически обоснованных затрат с учетом нормативнойприбыли, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от24.10.2005 г. №637 «О государственном регулировании тарифов на услугиобщедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».
В 2007–2009 годах ежегодный прирост тарифов в среднем поуслугам телеграфной связи не превысит 25%, по услугам общедоступной почтовойсвязи – 15 процентов. Прирост тарифов на услуги связи по распространениютелерадиопрограмм общероссийских телерадиовещательных организаций составит в2007 году в среднем не выше 15%, в 2008 году – 9%, в 2009 году – 7,5%.
Тарифы ЖКХ. Рост тарифов на производство товаров и оказаниеуслуг организаций коммунального комплекса будет превышать инфляцию.Обоснованием более высокого роста тарифов, превышающего прогнозный ИПЦ, кромероста тарифов естественных монополий, могут быть инвестиционные программыорганизаций коммунального комплекса, ориентированные на реновацию отрасли,создание новой инженерной инфраструктуры и улучшение качества оказываемыхуслуг. Рост тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса всреднем по Российской Федерации на 2007–2009 годы составит соответственно в 2007году 14–15%, в 2008 году – 10–12%, в 2009 году -10–11%.
Заключение
Таким образом, инфляция – это сложное социально-экономическоеявление, основной формой проявления которого является устойчивый общий рост цени обесценение денег. Главной причиной инфляции выступает эмиссия денежныхзнаков и, как следствие, избыток денежной массы в обращении по сравнению среальными потребностями хозяйственного оборота в деньгах.
Темп инфляции в России неуклонно, хотя и медленно снижается(с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005 г.). Этому способствует улучшениемакроэкономических показателей. Прогнозируется дальнейшее снижение темпаинфляции до 6,5 – 8% в 2007 г. и 4,5 – 6% в 2009 г.
В российской экономике инфляция имеет свои особенности ипроблемы. Основными проблемами снижения темпа инфляции в России являются:зависимость внутренних цен на энергоносители от мировых цен на нефть;опережающий инфляцию рост цен на продукцию естественных монополий и тарифов науслуги ЖКХ; ухудшение качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютногои снижением кредитного канала эмиссии; изъятие средств в стабилизационный фонди формирование бюджета с профицитом.
Основным методом борьбы с инфляцией является антиинфляционнаяполитика, которая представляет собой систему мер по предупреждению ипреодолению инфляции. Основными антиинфляционными мерами на период 2006–2009 гг.,утвержденными Правительством РФ являются: ограничение роста регулируемых цен напродукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроляза издержками монополистов; сдерживание роста цен на ГСМ посредствомстимулирования конкуренции, в том числе путем организации биржевой торговли,увеличения предложения на внутреннем рынке за счет снижения налоговой нагрузкии стимулирования технологического обновления нефтяного сектора; стимулированиероста предложения продовольственных товаров путем повышения уровня конкуренции,облегчения выхода на рынки крестьянских и фермерских хозяйств,совершенствования системы регулирования импорта сельскохозяйственной продукции;меры по повышению доверия населения к финансовым рынкам и банковской системе,направленные на увеличение склонности населения к сбережениям и замедлениескорости обращения денег; проведение консервативной денежной и бюджетнойполитики.
Перечисленные меры помогут сбить темпы инфляции лишь наконкретный временной период, но для ценовой стабильности в долгосрочнойперспективе необходим переход от разрозненных мер к единой комплекснойпрограмме по снижению темпов инфляции. В рамках данной программы необходимообеспечить формирование научно обоснованной ценовой политики и созданиеблагоприятных макроэкономических условий. Ценовая политика должна базироватьсяна следующих принципах: демонополизации экономики и рынков; стимулированиерыночной конкуренции; уменьшение числа торговых посредников; правовоерегулирование торговых наценок посредников с учетом социальной значимоститоваров и услуг; жесткий контроль за соблюдением установленных предельныхзначений цен (тарифов) на продукцию естественных монополий и услуги ЖКХ.
Помимо установления единой ценовой политики в рамкахдостижения ценовой стабильности необходимо также формирование соответствующихмакроэкономических условий. В числе: проведение предусмотренных радикальныхреформ по модернизации экономики, социальной сферы, государства в целяхповышения конкурентоспособности России в условиях вступления в ВТО; снижениезависимости экономического роста и инфляции от внешних факторов, неустойчивойконъюнктуры мировых рынков; увеличение инвестиций в производственные технологии,человеческий капитал, инфраструктуру в целях модернизации экономики, в томчисле экспортных и несырьевых отраслей; активное противостояние коррупции итеневой экономики, которая, по оценкам Роскомстата и МВД, контролирует от 25 до50% ВВП соответственно, декриминализация позволит увеличить производство на 20%;сдерживание «бегства» капитала за рубеж, которое продолжается хотя и в меньшихмасштабах; дальнейшее совершенствование законодательства, преодоление егопротиворечивости, бессистемности, а также ужесточение контроля за исполнениемзаконов; повышение качества экономической политики с учетом предыдущих ошибок,усиление ее предсказуемости, по оценке Всемирного банка, может увеличитьвероятность новых инвестиций на 30%; восстановление доверия в российскомобществе – к властным структурам, банкам, корпорациям, рублю, так как оновлияет на мотивацию сделок, транзакционные издержки, инициативы участниковрыночной экономики.
Литература
1.Красавина Л.Н. Проблемы снижения темпа инфляции в России //Финансы и кредит. – 2006. – №20. с. 2.
2.Красавина Л.Н. Снижение темпа инфляции в стратегии инновационногоразвития России // Деньги и кредит. – 2006. – №9. с. 12.
3.Малкина М.Ю. Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансовроссийской экономики // Финансы и кредит. – 2006. – №6. с. 2.
4.Малкина М.Ю. Инфляция: теория и практика // Финансы и кредит. –2006. – №12. с. 1.
5.Малкина М.Ю. Управление инфляционным процессом // Финансы икредит. – 2006. – №24. с. 2
6.Назаров В.А. Теория инфляции и российская практика // Финансы икредит. – 2006. – №10. с. 6.
7.Семенов С.К. Инфляция, ее моделирование и теории негативныхэкономических ожиданий // Экономический анализ: теория и практика. – 2006.– №13. с. 50.
8.Сапир Ж. Каким должен быть уровень инфляции? // Проблемы прогнозирования. –2006. – №3, – с. 11.
9.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – 3-е изд., перераб. идоп. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 399 с.